Юго-восточный. Северо-восточный крым и арабатская стрелка Природные зоны горных массивов

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В 1475 г. османы за три дня отвоевали Каффу и дали ей имя Кефе, чуть дольше стояла Солдайя, но и она перешла к туркам, став Судаком. Керчь в составе Османской империи именовалась городом Черзети, который быстро пришел в упадок, часто подвергаясь казацким набегам.

Тем временем Крымский полуостров заинтересовал Российское государство. Османская империя понимала, что надо укреплять свои позиции и в начале XVIII в. инициировала строительство крепости Ени-Кале . Но в 1774 г. крепость и Керчь стали собственностью Российской империи, а с 1783 г. весь Крым принадлежал России .

Быт и мировоззрение народов Восточного Крыма

Как видим, история Восточного Крыма буквально переполнена событиями. Вместе с тем не стоит забывать, что прошлое - это прежде всего жизнь и деятельность конкретных людей, которые что-то производили и оставляли после себя следы своего существования.

Первые обитатели Восточного Крыма питались благодаря охоте и собирательству. Неандертальцы жили в пещерах, облачались в одежду, сделанную из шкур убитых животных, ели мясо, поджаренное на костре. В эпоху мезолита древние жители Крыма уже имели лук и стрелы, но также пользовались копьями и дротиками, изобретенными ранее. В низовьях крымских рек, которые впадали в Азовское море, всегда было много дичи, поэтому эта часть востока полуострова была особенно привлекательна для первых охотников.

Кроманьонцы уже жили родовыми матриархальными общинами, они начали строить дома в виде шатров из костей и веток. Кроме того, на этом этапе истории зародились первые религиозные представления и примитивное искусство.

Появление земледелия в период неолита привело к быстрому заселению отдельных территорий. Но, даже в эпоху бронзы были такие обитатели Восточного Крыма, которые вели полуоседлый образ жизни. Представители ямной культуры, следы которых обнаружены в захоронениях, расположенных на окраине Феодосии, были скотоводами. В погребениях этих людей ученые нашли повозки на четырех колесах, которые, скорее всего, одновременно были и средствами передвижения, и жилищами.

В эпоху ранних металлов жители Восточного Крыма поклонялись Солнцу, богу плодородия, у них возник культ быка.

В первой половине 2 тыс. до н. э. значительная часть обитателей востока полуострова имела жилье в виде землянки или полуземлянки. В конце эпохи бронзы кочевников осталось мало, но в связи с ухудшением климата в XI-X вв. до н. э. оседлые жители степных районов покинули родные места. Тот, кто остался, вынужден был вернуться к занятию своих предков - к кочевничеству.

Киммерийцы жили в начале эпохи железа. Их внешний вид и конская сбруя полностью соответствовали времени. Киммериец ходил в кафтане, подвязанном широким поясом. К такой одежде крепилось оружие. Семьи воинов-скотоводов двигалась за своими кормильцами на повозках. Они оставили немного захоронений, умерших сородичей чаще предавали земле в курганах бронзового века. Редкие погребения этого народа украшены изваяниями в форме человеческого тела с оружием. Интересно, что черты лица на таких каменных статуях не изображались. Видимо, из-за каких-то религиозных соображений.

Та часть людей, которая жила в Восточном Крыму в эпоху поздней бронзы и не смогла или не захотела вернуться к кочевничеству, отошла в Горный Крым и в предгорные районы полуострова. Там переселенцы строили землянки и полуземлянки, а со временем начали возводить наземные сооружения с каменными стенами. Возле таких жилищ найдены ямы для хранения зерна. Данную культуру ученые называют кизил-кобинской и почти сходятся к мнению о том, что ее представители были таврами.

Обитатели горных районов Восточного Крыма селились коллективно, по несколько больших семей, использовали лепную посуду, а с приходом греков познакомились с гончарными изделиями. Усопших кизил-кобинцы хоронили в ящиках из камня, которые возвышались над поверхностью земли.

В отличие от большинства местного населения скифы были воинами-кочевниками, поэтому понадобилось время, чтобы они научились обрабатывать землю и сумели осесть. Даже их женщины могли выступить против врага в случае надвигающейся опасности, поэтому неудивительно, что представители этих племен поклонялись богу войны. Со временем часть скифов перешла к оседлому образу жизни. Вокруг населенных пунктов Восточного Крыма тогда появились многослойные курганы, в которых находились склепы членов конкретной семьи.

Первые восточнокрымские греки жили в землянках и полуземлянках. Города с большими домами они построили не сразу. О возникновении античных полисов Крыма и характерных чертах быта их жителей, детально рассказано в отдельном цикле статей нашего сайта, поэтому предложим читателю самостоятельно ознакомиться с этой информацией. В III в. до н. э. грекам надо было думать о безопасности собственных жилищ, поскольку варвары начали активизироваться. В то время эллины укрепляли ранее существовавшие поселения, например, на землях поселка Береговое; строили новые твердыни (в том числе на Биюк-Янышаре). Однако подобные действия не смогли спасти многие поселения вокруг Феодосии, где в конце II - в I в. до н. э. уже никого не было. Что тогда произошло точно неизвестно, но есть предположение, что боспоряне пострадали в результате набега сарматов. В I в. до н. э. Асандр возобновил строительство крепостей. При нем выросли Кутлакская твердыня и укрепления Солхатской долины.

Что касается религии эллинов Восточного Крыма, то они традиционно почитали богов Олимпа. В Феодосии верховным божеством был Аполлон. Мертвых эллины предавали кремации. Христианство начало проникать в эту часть полуострова в III-IV вв., а чуть раньше, в начале нашей эры, ее население познакомилось с гностическими учениями.

Готы Восточного Крыма в отличие от эллинов, изначально были воинами, Боспорское царство даже предоставляло им свои суда. С помощью таких кораблей германцы занимались пиратством. Постепенно все изменилось: почувствовав вкус мирной жизни, готы забыли о способе существования предков, начали обустраивать собственные поселения. Крымская природа таким же образом повлияла и на аланов. Это дикое сарматское племя надолго поселилось в Крыму. Как уже упоминалось, его представители в ІІІ в. были основателями Сугдеи, которая в VIII в. стала центром христианского епископата. Аланы также жили на территории Феодосии.

В той части Восточного Крыма, где с XIII в. осели монголо-татары, жизнь также стабилизировалась. Столица улуса Солхат превратилась в город с развитой инфраструктурой. Там обитали представители различных национальностей, которые селились отдельными общинами. Почти всем известно, что татары, обитавшие в Крыму, издавна были приверженцами ислама. Однако мало кто знает, что мусульманство распространилось именно из Солхата. При этом в тех районах, где монголо-татар было немного, пришлые язычники часто принимали христианство.

О способе жизни венецианцев и генуэзцев написано достаточно. На нашем сайте также есть статья, в которой детально рассказано об этих жителях Восточного Крыма. Поскольку население факторий было многонациональным, оно исповедовало разные религии. Среди обитателей крепостей встречались православные и католики, представители армянской христианской общины и иудеи. После того как итальянские крепости Крыма оккупировали османы, там резко возросло количество мечетей. Эти и другие земли полуострова стали важным придатком Османской империи, Стамбул много делал для того, чтобы в Крыму преобладал ислам и распространялась турецкая культура.

С конца XVIII в. мусульмане постепенно покидали Крым, многие татары тогда отправились жить в Турцию. Власти очередной собственницы полуострова, Российской империи, немедля принялись заселять опустевшие земли. В Восточный Крым приехали русские помещики с собственными крестьянами и европейские переселенцы. Так в те времена в Судаке появились немцы, а в Коктебеле - болгары. Особенности быта народов, которые проживали в Восточном Крыму в разные периоды его истории, частично сохранились до наших дней. Мировоззрение современных крымчан - это также симбиоз различных представлений о вселенной и роли человека в ней.

Развитие сельского хозяйства, ремесел, промышленности
и торговли в Восточном Крыму

Археологам удалось найти мезолитические стоянки возле Нового света и севернее Судака, в которых рядом с жилищами людей уже содержались выловленные жеребята, дикие поросята и горные козлята. Земледелие и настоящее скотоводство появились в неолите. В тот период прошлого происходило активное заселение просторов вокруг современной Феодосии и территорий Керченского полуострова. Одна из таких стоянок располагалась у поселка Приморский.

Жители Восточного Крыма, которые выбрали для себя оседлый образ жизни, отдавали предпочтение выращиванию крупного рогатого скота. Люди, не успевшие распрощаться с кочевничеством, чаще разводили мелкую живность. В бронзовом веке человечество уже приручило коз, овец, коров и лошадей, сеяло пшеницу и ячмень.

Памятников катакомбной культуры здесь меньше, но они также есть. Данная культура характеризуется переходом к комплексному земледельческо-скотоводческому хозяйству. Возле жилищ ее представителей обнаружены каменные округлые постройки, которые могут быть загонами для домашних животных. Земледельческо-скотоводческие хозяйства существовали и у представителей кизил-кобинской культуры.

Киммерийцы были кочевниками-скотоводами, поэтому землю они не обрабатывали, а в основном воевали и выращивали лошадей. Что касается следующих обитателей Восточного Крыма - скифов, то с V-IV вв. до н. э. значительная их часть занялась обработкой грунта и разведением домашнего скота. Сегодня известно, что первые земледельческие села скифов располагались на Ак-Монайском перешейке (Фронтовое) и на территории Керченского полуострова (Андреевка). В IV в. до н. э. вокруг Феодосии образовался большой сельскохозяйственный район, границы которого проходили у низовья Салгира, возле рек Кучук-Кара-Су и Биюк-Кара-Су, шли по Керченскому полуострову до Казантипа, а на юге Восточного Крыма заканчивались у Черного моря. Скифы-земледельцы жили в густо расположенных каменных домах, которые стояли в селах и хуторах. Зерновые культуры, которые выращивались скифами на востоке Крымского полуострова, продавались в Грецию.

Внешний вид скифа вначале мало чем отличался от облика киммерийца, но со временем изменилось оружие, стали появляться новые украшения. Археологами найдены иные наконечники стрел, длинные мечи и шлемы, выполненные из бронзы. До V в. до н. э. в Восточном Крыму делали украшения в зверином стиле. Позже на смену им пришли греческие украшения.

Во времена античной колонизации Восточного Крыма, где-то в середине VI в. до н. э., начала расти Феодосия. Ей было суждено стать крупным портом и главным торговым центром полуострова. В этом городе даже чеканили собственные деньги. Товары из Восточного Крыма попадали в Балканскую Грецию, в города Причерноморья, и на Эгейские острова. Многие страны мира доставляли свою продукцию в Крым. Однако греки не только торговали, они были хорошими рыболовами, умели охотиться, занимались соляным промыслом, изготовлением тканей, посуды и украшений, выделывали кожу. Эллины в Восточном Крыму выращивали виноград, зерновые культуры, фрукты и овощи, разводили домашний скот. Кроме того, жизнь заставила их научиться столярному делу, строительному ремеслу и плотничеству. Крымские греки также имели собственные суда.

При половцах усилилась роль Сугдеи (Судак). В X-XIII в. этот город был крупнейшим торговым центром Крыма. В его порт привозили товары из Руси, Восточной Европы и евразийских степей, туда заплывали средиземноморские суда и корабли, на борту которых были купцы из Западной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и других уголков света.

При монголо-татарах большое торговое значение имел Солхат. Там можно было приобрести заморские пряности, ткани, кожи, продать воск, мех, мед и многое другое. При этом город особенно славился невольничьими рынками. Среди проданных рабов Солхата был египетский султан Бейбарс. В столице Крыма обитали хорошие гончары, строители и ювелиры. Там стоял монетный двор, услугами которого пользовалась даже генуэзская Каффа.

Соседи монголо-татар - итальянцы - были талантливыми ремесленниками. Чужеземцев особенно удивляли замечательные изделия генуэзских камнерезов. Кроме того, жители факторий умели обрабатывать металлы, шили одежду и головные уборы, делали украшения, которые пользовались спросом далеко за пределами Газарии. За период пребывания итальянцев на востоке Крыма вновь возросла экономическая роль Феодосии. Она снова процветала: принимала торговые суда чуть ли не со всего света и отправляла за море местный товар. В османский период истории Крыма Каффа оставалась таким же важным торговым центром Северного Причерноморья, продолжала расти и развиваться.

При османах Восточный Крым прославился ароматными яблоками и белой черешней из садов Судака. Крестьяне всего восточного побережья занимались виноградарством и огородничеством, сеяли зерновые и бобовые культуры. По ту сторону Черного моря ценилась рыба, выловленная жителями Восточного Крыма. Далеко за пределами полуострова знали местных башмачников, ткачей, ювелиров. Их изделия продавались в многочисленных лавках Кефе и Судака, где также можно было приобрести мед, масло и другие продукты. Там же располагались невольничьи рынки.

В Восточном Крыму во времена владычества Российской империи выращивали виноград и ловили рыбу. Еще в конце XVIII века в Старом Крыму посадили шелковицы, лимонные деревья и другие культуры, но местный климат понравился лишь грецким орехам, миндалю и табаку. В Феодосии и в Керчи занимались добычей поваренной соли. На рубеже XIX и XX вв. Феодосия вновь стала большим торговым портом.

Курорты Восточного Крыма, памятники истории и архитектуры

То, что Восточный Крым может быть курортной зоной, россиянам стало понятно лишь во второй половине XIX века. Татары же ездили в Солхат (Старый Крым), чтобы оздоровиться, еще во времена существования Крымского улуса. Сохранились воспоминания доминиканского монаха д"Асколи, который гостил в столице Крыма в первой половине XVII века. Он писал, что каждый год с весны до середины лета в Солхат прибывают татары, которые принимают там оздоровительные горячие ванны с травами и цветами. Д"Асколи утверждал, что такие ванны могут исцелить от многих болезней. В 60-е гг. XIX в. вспомнили традиции предков и Старый Крым вновь прославился, как место для оздоровления. С тех пор в город приезжали люди, страдающие болезнями легких и нервными заболеваниями. В то время вновь стали делать ванны с лечебной травой, собранной за пределами населенного пункта.

Курортная история Коктебеля началась в конце XIX в., после того, как наследники Э. А. Юнге решили распродать часть ранее принадлежавших ему земель. Люди скупали участки и строили на них дачи. Данную местность знали, как место отдыха интеллигенции. Перед Великой Отечественной войной в Коктебеле уже сдавались номера и комнаты для туристов, в поселке существовало кафе «Бубны».

Параллельно разрастался Судак. Г. Москвич в 1910 г. писал, что туристы Судака имеют возможность купаться, кататься верхом и на лодках, совершать экипажные прогулки. В 1880 г. туда уже массово приезжали отдыхающие, в основном студенты и интеллигенция, поэтому было принято решение возвести земскую больницу. Впрочем, в XIX веке в восточной части полуострова объекты здравоохранения уже не были диковинкой. Например, с 1813 г. работала городская больница в Феодосии, а с 1829 г. - в Керчи, с 1864 г. существовала старокрымская врачебная амбулатория.

История медицины Восточного Крыма берет свое начало еще во времена античности. Тогда местное население использовало целебные грязи и морскую воду для борьбы с различными заболеваниями. После варварских набегов медицина возродилась в конце XIII века. Тогда, уже при генуэзцах, в Феодосии (Каффе) открылась больница святого Иоанна.

В начале XX в. было принято решение построить курорт Александрида в урочище Канакская балка, но работы шли долго, а дальнейшие революционные действия не позволили закончить задуманное. Во времена Первой мировой войны, чтобы оздоровиться, на восток полуострова начали приезжать раненые бойцы. В том же Старом Крыму открыли небольшой санаторий. Но Гражданская война прервала процесс формирования здешних курортов.

Туристы приезжают в Восточный Крым не только для того, чтобы подлечиться. В этом регионе полуострова расположено немало памятников истории и архитектуры.

В Феодосии, например, до наших дней сохранились мечеть Муфтий-Джами, возведенная при османах в 1623 г., храм Св. Сергия (XIV в.), церковь во имя святой великомученицы Екатерины (1875), фонтан Айвазовского и многие другие здания и архитектурные объекты, среди которых на первом месте руины крепости Каффа и башня Константина .

Среди самых интересных построек Судака - генуэзская башня Чобан-Куле и Лютеранская кирха (1887).

В Коктебеле туристов всегда привлекает Завод марочных вин и коньяков, строительство которого началось в 1879 г. Годом раньше Л.С. Голицын открыл винодельню в Новом свете, которой было суждено стать Заводом шампанских вин - еще одной достопримечательностью Восточного Крыма.

В Старом Крыму также есть несколько интересных мест - монастырский комплекс Сурб-Хач (середина XIV в.) и мечеть Узбека (1314).

На Керченском полуострове располагаются не менее дивные туристические объекты: останки античных городов Пантикапей и Нимфей, Царский курган (IV в. до н. э.), турецкая крепость Ени-Кале (начало XVIII в.) и российская твердыня Керчь (вторая половина XVIII в.), а также Большая Митридатская лестница (1832-1840), на первом ярусе которой можно посмотреть на копию Склепа Деметры.

Основные тенденции развития культуры и
образования Восточного Крыма

Культура Восточного Крыма - это традиции, архитектура, литература, музыка, живопись, фотография, кинематография… Не секрет, что все это формировалось веками, благодаря стараниям и талантам представителей многих народов.

Что касается архитектуры, то в этой части полуострова представлены образцы древнегреческого зодчества, памятники венецианско-генуэзского периода истории, татарские, армянские, русские постройки. Впрочем, в XV-XVIII вв. в Крыму образовалось единое архитектурное направление, которое можно охарактеризовать, как симбиоз деталей, принесенных османами, армянами и представителями крымско-татарского народа.

Талантливые архитекторы, так же, как философы и поэты, жили в Восточном Крыму еще во времена существования Боспорского царства. Греки познакомили местное население с качественно новыми материальными и культурными ценностями, в результате чего появилась греко-скифо-меотская культура. И эти ценности смогли пережить даже истинно скифскую кочевую культуру, которую принимали пришлые народы. Правда, есть информация и о том, что сарматы со временем все же варваризировали боспорян, но греческая культура не исчезла бесследно.

Активная застройка античных городов Крыма привела к развитию живописи и скульптуры. Рисунки в вышеупомянутом склепе Деметры позволяют сделать вывод о том, что во времена строительства данного памятника архитектуры живопись уже была сюжетной.

В византийский период истории полуострова, а также при итальянцах, христианская культура уверенно проникла и в Восточный Крым. В это время храмы украшались фресками. Такие образцы церковного искусства сохранились до сегодняшнего дня, их можно увидеть в городах Восточного берега и в юго-западной части Крыма.

О монументально-декоративном искусстве Восточного Крыма периода Средневековья известно мало. То, что уцелело, появилось в XIV в. И уже тогда был заметен сельджукский архитектурный стиль. Есть мнение, что в XII-XIII вв. церковную утварь и предметы, которые использовались во время богослужений, доставляли из Малой Азии.

Со временем в культуру Восточного Крыма влились армянские веяния, а с возникновением Крымского ханства они укрепляются вместе с сельджукскими. Вместо церковного строительства начинается период возведения мечетей и мавзолеев.

Во второй половине XIX в. христианство возвратилось в Крым в облике православия. Русская культура, элементы которой просматриваются еще во времена существования Тмутараканского княжества, теперь уже плотно укоренилась на полуострове. Восточный Крым стал местом работы и отдыха для многих талантливых личностей, подданных Российской империи.

В начале XX века возникла Киммерийская школа живописи, представители которой изображали неповторимые пейзажи Восточного Крыма. Среди талантливых художников, которые работали в этом направлении, .

На берегах Восточного Крыма снимали киноленты «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Спортлото-82», «Пираты XX века», «Человек с бульвара Капуцинов», «9 рота», «Отдамся в хорошие руки», «Обитаемый остров» и другие.

Край, где развивается культура в современном понятии этого слова, трудно представить без учебных заведений. Информация о школах и гимнасиях в античных полисах есть в статье «Греческие города-государства Крыма» . Генуэзцы также не были безграмотными, как и жители Крымского ханства, которые получали знания в медресе, и восточнокрымские армяне, имевшие свои школы. Особенное место в то время занимала духовная школа при Сурб-Хаче. Современное образование в Восточном Крыму началось с приходом россиян.

В августе 1811 г. в Феодосии открыли уездное училище. Вначале оно было двухклассным, но с 1836 г. стало трехклассным. При уездном училище работало нижнее отделение, по окончании которого дети свободно читали, писали, умели считать и знали основы Закона Божьего. В 1868 г. его преобразовали в приходское училище. С 1860 г. в городе существовал частный женский пансион, а с 1866 г. работало женское училище, позже ставшее гимназией. В 1885 г. уездное училище переименовали в городское, вскоре длительность обучения там увеличилась до шести лет. С 1912 г. оно было четырехклассным высшим начальным училищем. С 1873 г. действовала Феодосийская казенная мужская прогимназия. После установления советской власти в ее здании располагался техникум народов Востока, позже там был учительский институт. С XIX в. в Феодосии также работали приватные школы. В 1902 и 1915 гг. в городе появилось два частных реальных училища, которые вскоре прекратили свое существование, поэтому в 1913 г. местные власти открыли казенное учебное заведение такого типа. Кроме того, спустя некоторое время, в городе появились Учительский институт, ремесленные классы, женская профессиональная, мореходная школы, армянское училище.

Благодаря быстрому росту количества учебных заведений, высокому уровню преподавания Феодосия стала культурно-образовательным центром Восточного Крыма. В этот древний город стремились творческие люди, любители истории и просто романтики. С 1880 г. существует феодосийская Национальная картинная галерея Ивана Айвазовского, а через год появился первый крымский музей - музей Древностей. В начале XX в. Феодосия, как никакой другой город Крыма, привлекала литераторов.

Но не только в Феодосии развивалось образование. Керчь в конце XIX-в начале XX ст. считалась одним из образовательных центров Таврической губернии, в городе работали народные, мореходное и ремесленные училища, женская и мужская гимназии, действовал Кушниковский девичий институт. В 1919-1921 гг. в Керчи существовал Боспорский университет. В 1804 г. приняли решение о строительстве училища виноделия в Судаке. В Старом Крыму, к примеру, в 1842 г. открыли четырехклассную земскую школу. Согласно данным А. А. Шелягова в 1914-1915 гг. в Феодосийском уезде, в который входило и Керчь-Еникальское градоначальство, было 304 учебных заведения (из них 8 средних или I разряда и 3, относящихся к II разряду и прогимназиям).

Известные личности, которые жили и творили в Восточном Крыму

Крымский полуостров всегда привлекал богему и людей, которые искали идеальное место для творчества. В Восточном Крыму побывали известные политики, художники, поэты, писатели, певцы и люди других публичных профессий. Поскольку этот регион достаточно большой, рассмотрим связь известных личностей с отдельными городами и поселками побережья.

Начнем с Керчи. В разные времена в этом населенном пункте с древней историей бывали императоры Петр Первый и Александр Первый. В 1820 г. в Керчь выслали А. Пушкина, а в 1888 г. этот город посещал молодой А. Чехов. В 1914 г. керчане имели возможность послушать стихи В. Маяковского, но, если верить, газетным заметкам того времени, творчество футуриста им не понравилось. В Керчи жил и писал картины Ж. Матрунецкий. В 1942 г. там на свет появился аккордеонист и вокалист В. Ковтун, во второй половине XX в. родились журналист С. Доренко и певица А. Свиридова.

В Феодосию приезжала Екатерина II. «Богом данный» город поражал своей историей и природой А. Пушкина, К. Паустовского. Там жили творческие люди: И. Айвазовский, К. Богаевский, М. Цветаева, В. Мухина, М. Волошин, Л. Лагорио, А. Фесслер, А. Грин, С. Балухатый, В. Закруткин, А. Барсак и другие.

С XIX в. и по сегодняшний день знаменитости едут в Коктебель. В этом поселке первыми появились участки Э. Юнге, П. фон Теша, Е. Кириенко-Волошиной, оперной солистки М. Дейша-Сионицкой. Среди известных людей, которые творили и обитали там позже, можно назвать публициста Г. Петрова, М. Волошина, Н. Гумилева, сестер Цветаевых, Л. Дмитриеву, Ф. Раневскую, В. Алейникова, Л. Полищук, и многих других. Даже Ленин приезжал в Коктебель.

В Старом Крыму похоронена графиня де Ля Мот (Миледи из романа А. Дюма). В этом поселке жил А. Грин и надолго останавливался К. Паустовский.

Известные гости Судака: Екатерина Вторая, императрица Мария Александровна, будущий монарх Александр Третий, Николай Второй, исследователь К. Габлиц, академик П. Паллас, поэт и драматург В. Капнист, историк П. Кеппен, ботаник Х. Стевен. В Судаке бывали А. Грибоедов, художники И. Айвазовский и К. Богаевский, композиторы А. Глазунов и Н. Черепнин, а также А. Толстой, М. Волошин, М. Булгаков и другие знаменитые личности.

С поселком Новый свет связано имя Л. С. Голицина, который выкупил имение у дворянина де Галере и начал заниматься виноделием. Этот почти крайний уголок Восточного Крыма вдохновлял Н. Левина и М. Волошина.

Вот такой он Восточный Крым. Земля, овеянная легендами и древней славой, место встречи талантливых людей, стратегически важный уголок полуострова и просто курортная зона, подходящая для отдыха романтических натур. Восточный Крым пережил многое и немало событий еще впереди. Но трагические моменты прошлого и перипетии настоящего только укрепляют дух местного населения, учат радоваться каждому мгновению, еще больше любить милые сердцу море, горы, степь и ценить гостей полуострова, которые давно уже воспринимаются, как неотъемлемая часть жизни крымчан.

INLIGHT

Слайд 2

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ КРЫМ Присивашско-равнинный регион, расположенный в северо-восточной части Крымского полуострова Состав региона: Нижнегорский район Советский район Кировский район

Слайд 3

Северо-восточный Крым, пожалуй, самый неизвестный и малопосещаемый регион Крыма. Но в этом далеком уголке вы сможете найти массу интересного и необычного. Это место для тех, кто прокладывает дороги себе сам. Рекомендуемый вид транспорта - велосипед, мото или квадроцикл, внедорожник или обычная легковая машина. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Слайд 4

Особенности природы северо-восточного Крыма

Слайд 6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОТАНИЧЕСКИЙ ЗАКАЗНИК «ПРИСИВАШСКИЙ» В нем находится под охраной целинная степь с лекарственными растениями, в том числе обширные заросли ромашки аптечной – ценного и очень популярного лекарственного растения Не меньшей пользой для здоровья обладает озеро Сиваш, обрамляющее заказник. .

Слайд 7

АГАРМЫШСКОМУ ЛЕСУ Более 200 лет. В 1964 году он был объявлен заповедным. Бук, дуб, граб – основные породы старокрымского леса. Здесь находятся под охраной уникальный крымский бук, редкий вид граба – граб восточный и две разновидности дуба: пушистый и скальный.

Слайд 8

СИВАШ – берег залива чрезвычайно расчленен и извилист. Береговая линия не имеет четких, стабильных очертаний и создает картину сложного природного лабиринта. Большая часть узких, вытянутых в северо-восточном направлении полуостровов называется «тюпами» или «кутами», а временно заливаемые из-за сгонно-нагонных течений участки суши – «засухами»

Слайд 9

Гора АГАРМЫШ - классический карст средиземноморского типа. Вода, растворяя известняки, образует разнообразные гроты колодцы, шахты, пещеры. Здесь находится интересная пещера «Бездонный колодец». Вход в эту пещеру закрыт железобетонной плитой. Бездонный колодец - вскрытая шахта. Представляет собой провал, выводящий в камеру диаметром 4 м, со дна которой начинается 38­ метровая расширяющаяся книзу шахта. На дне - глыбовый навал, на стенах - отдельные натеки. По поводу этой полости имеется много легенд, нашедших отражение в ее названиях. Основная особенность - повышение в теплый период концентрации углекислого газа до опасной для жизни (до 4 об.%). Рекордное содержание СО2 - 7,62%. Спуск только в изолирующем противогазе. Содержание кислорода падает до 14­16%. Зимой концентрация углекислого газа понижается».

Слайд 10

АРАБАТСКАЯ СТРЕЛКА – От Акмонайского перешейка в северо-западном направлении простирается узкая и длинная (113 км) коса. Она отделяет от Азовского моря его мелководную и очень соленую (до 200 промиллей) лагуну – Сиваш. Арабатская коса состоит в основном из ракушечного материала, ширина от 270 метров до 8 километров.

Слайд 11

ГЕРБЫ РАЙОНОВ

Слайд 12

НИЖНЕГОРСКИЙ Нижнего́рский (до 1944 г. Сеитле́р; крымскотат. Seyitler, Сейитлер) - посёлок городского типа в присивашском степном регионе Республики Крым, центр Нижнегорского района. Наиболее крупные и значимые предприятия Нижнегорского включают в себя завод по производству комбикорма, соков, масел, разных круп, муки и плодоовощных консервов. В посёлке есть хлебный комбинат и организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги. Многочисленные мелкие предприятия Нижнегорского занимаются торговой и строительной деятельностью

Слайд 13

Сове́тский (до 1944 - Ички́, крымскотат. İçki) - посёлок городского типа в Советском районеРеспублики Крым России (Автономной Республики Крым).В поселке действуют сельэнерго-, райагрострой-, инкубаторно-птицеводческое предприятие и другие предприятия местного значения, которые занимаются обслуживанием сельскохозяйственных предприятий района. Наибольшие предприятия: комбинат хлебопродуктов, винодельческий завод, типография. На территории района действует 449 предприятий. Торговое обслуживание населения осуществляют предприятия потребительской кооперации и предпринимательские структуры.

Слайд 14

КИРОВСКОЕ Ки́ровское (до 1945 года Исла́м-Тере́к; крымскотат. İslâmTerek, Ислям Терек) - посёлок городского типа на востоке Крыма. Центр Кировского района республики. Население – около 7 тыс. человек. Промышленность посёлка представлена такими предприятиями: ОАТП «Кировское ремонтно-транспортное предприятие» (машиностроение и металлообработка), типография, ОАТП «Кировский комбикормовый завод».

Слайд 15

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЙОНОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КРЫМА В основе экономики – сельскохозяйственное производство.В последние годы в районе ведутся активные работы по развитию сферы туризма и отдыха. Особенно перспективными являются территории на побережье Сиваша. Разнообразие природных ландшафтов (поймы, косы, мелководья, тростниковые заросли), месторождения уникальных лечебных грязей, наличие рыбных прудов, большая концентрация охотничьих видов птиц – все эти факторы создают благоприятную почву для развития в районе рекреационной и туристической деятельности (прежде всего, промыслового туризма). Быстрыми темпами развивается сельский («зеленый») туризм, что также обусловлено благоприятными природными условиями. Большое внимание уделяется развитию народных промыслов, в основном связанных с переработкой продукции овцеводства.

Слайд 16

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КРЫМА В первую очередь это курганы – так называемые «пирамиды степей» Один из них – Ногайчинский курган у села Червоное (Нижнегорский район) – в 1974 году порадовал уникальной находкой. Было обнаружено захоронение женщины, которая предположительно жила в конце второго века до н.э. – первый век н.э. Голову женщины венчала золотая диадема, шею украшала массивная золотая гривна с изображением грифонов, на груди покоилась золотая брошь, на руках и ногах были браслеты, а кисти рук украшены драгоценными камнями Остатки деревянной шкатулки содержали золотые перстни флаконы для благовоний, бусы, засеужку из горного хрусталя в виде дельфина

Слайд 17

Город СТАРЫЙ КРЫМ – туристическая «Мекка» Кировского района

Слайд 18

Слайд 19

Старый Крым - город в восточной части Крыма. Население - около 10 тыс. чел. Главными достопримечательностями города являются постройки XIII-XIV веков, когда Кырым был центром Крымского Юрта. Хорошо сохранились до наших дней ныне действующая мечеть хана Узбека. В восточной части города расположены развалины монетного двора, караван-сарая и мечети Куршум-Джами, а в 5 километрах к западу от Старого Крыма находится средневековый армянский монастырь Сурб-Хач (Святой Крест), возрождение которого началось в последние годы. Помимо этого в городе находится этнографический музей, посвящённый культуре крымскотатарского народа.

Слайд 20

МЕЧЕТЬ ХАНА УЗБЕКА В г. СТАРЫЙ КРЫМ Хан Узбек, вступивший на золотоордынский престол в 1312 году, став приверженцем ислама, велел построить в Солхате красивую мечеть и высшее мусульманское духовное училище - медресе. Строительство мечети было начато в 1314 году. По сообщению турецкого путешественника ЭвлииЧелеби, в 1512-1513 годах при Менгли-Гирее Iмечеть была соборной. Сейчас мечеть представляет собой прямоугольное в плане здание базиликального типа с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Продольной осью здание ориентировано в направлении север-юг, с тем, чтобы находящиеся в здании правоверные, молясь, лики свои обращали к югу, в сторону Мекки.

Слайд 21

СУРБ-ХАЧ Сурб-Хач - Армянский монастырь. Церковь, носящая имя Сурб-Ншан, была построена в 1358 году, во временад армянской колонизации Крыма. Позднее, к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней. А в 1719 - братский корпус с кельями для монахов. Монастырь более походит на крепость, чем на смиренную обитель. Окна - как бойницы, а с колокольни, похожей на сторожевую башню, пока лес не обступил монастырь, была видна подъездная дорога.

Слайд 22

МУЗЕЙ ГРИНА В СТАРОМ КРЫМУ Экспозицию музея составляют две небольшие комнаты. Одна из них сохранена полностью в первозданном виде. Здесь умер Александр Степанович. Железная кровать у окна, кушетка, на которой у постели больного дежурила Нина Николаевна Грин, барсучья шкура, старый будильник, вазочка для цветов. Во второй комнате - книги, рукописи, старые фотографии с видами Старого Крыма и Кара-Дага.

Слайд 23

ДОМ-МУЗЕЙ К.Г. ПАУСТОВСКОГО Музей находится в доме с тенистым старым садом. Здесь писатель останавливался в 1950-е гг. В подтверждение этому создана оригинальная экспозиция под открытым небом – чудесный сад, в котором представлены цитаты из произведений Паустовского. Словно сам писатель рассказывает посетителю о своем любимом уголке. В четырех залах воссоздан типологический интерьер провинциального мещанского дома начала ХХ в., развернута экспозиция, рассказывающая о жизни и творческом пути Паустовского.

Слайд 24

ТОПОНИМЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КРЫМА

Слайд 25

Старый Крым - город музеев Музейный комплекс городаЛитературно-художественныйДом-музей А. С. ГринаДом-музей К. ПаустовскогоМузей культуры и быта татарМузей истории и краеведения Памятные места Старого Крыма Мемориальный комплексСредневековая церковьМечеть султана БейбарсаМечеть Узбека и медресеМечеть Куршум-ДжамиРазвалины караван-сараяИсточник св. ПантелеймонаСтарокрымское кладбище, в т.ч.---могила Александра Грина---могила Юлии Друниной Памятные исторические места Северо-Восточного Крыма

Посмотреть все слайды

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Северо-восточный Крым, пожалуй, самый
неизвестный и малопосещаемый регион
Крыма. Но в этом далеком уголке вы
сможете найти массу интересного и
необычного. Это место для тех, кто
прокладывает
дороги
себе
сам.
Рекомендуемый
вид
транспорта
велосипед,
мото
или
квадроцикл,
внедорожник или обычная легковая
машина.

Особенности природы северо-восточного Крыма
план
характеристика
Рельеф,
минеральные
ресурсы
Рельеф равнинный. Северо-Крымская низменность.
Северо-Казантипское и Восточно-Казантипское
месторождения газа.
Климатические
условия
Характеризуется климатом умеренного пояса со снежной
и ветреной зимой, короткой весной, жарким и сухим
летом и дождливой осенью.Зимняя температура - -2,3,
летняя - +23. Годовая сумма осадков от 340 –350 мм.
Внутренние воды
Мокрый Индол, Чурук- Су, Биюк-Карасу, Сухой Индол
Почвы
Каштановые, солонцы солончаки, луговые
Растительный мир
Полынь, типчак, ромашка, дуб, граб
Животный мир
Жаворонок, куропатка, перепел гадюка, ящерица, уж,
суслик, полевка Хомячок

Географический центр Крыма
В Нижнегорском районе есть своя «изюминка». Еще в
советские времена здесь, в селе Ястребки был
установлен знак «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КРЫМА»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОТАНИЧЕСКИЙ ЗАКАЗНИК
«ПРИСИВАШСКИЙ»
В нем находится под охраной целинная степь с лекарственными
растениями, в том числе обширные заросли ромашки аптечной – ценного и
очень популярного лекарственного растения Не меньшей пользой для
здоровья обладает озеро Сиваш, обрамляющее заказник. .

АГАРМЫШСКОМУ ЛЕСУ
Более 200 лет. В 1964 году он был объявлен заповедным.
Бук, дуб, граб – основные породы старокрымского леса.
Здесь находятся под охраной уникальный крымский бук,
редкий вид граба – граб восточный и две разновидности
дуба: пушистый и скальный.

СИВАШ – берег залива чрезвычайно расчленен и извилист.
Береговая линия не имеет четких, стабильных очертаний и
создает картину сложного природного лабиринта. Большая
часть узких, вытянутых в северо-восточном направлении
полуостровов называется «тюпами» или «кутами», а
временно заливаемые из-за сгонно-нагонных течений
участки суши – «засухами»

Гора АГАРМЫШ - классический карст средиземноморского типа. Вода, растворяя
известняки, образует разнообразные гроты колодцы, шахты, пещеры. Здесь
находится интересная пещера «Бездонный колодец». Вход в эту пещеру закрыт
железобетонной плитой. Бездонный колодец - вскрытая шахта. Представляет
собой провал, выводящий в камеру диаметром 4 м, со дна которой начинается
38 метровая расширяющаяся книзу шахта. На дне - глыбовый навал, на стенах
- отдельные натеки. По поводу этой полости имеется много легенд, нашедших
отражение в ее названиях. Основная особенность - повышение в теплый период
концентрации углекислого газа до опасной для жизни (до 4 об.%). Рекордное
содержание СО2 - 7,62%. Спуск только в изолирующем противогазе. Содержание
кислорода падает до 1416%. Зимой концентрация
углекислого газа понижается».

АРАБАТСКАЯ СТРЕЛКА –
От Акмонайского перешейка в северо-западном направлении
простирается узкая и длинная (113 км) коса. Она отделяет от
Азовского моря его мелководную и очень соленую (до 200
промиллей) лагуну – Сиваш. Арабатская коса состоит в основном
из ракушечного материала, ширина от 270 метров до 8 километров.

ГЕРБЫ РАЙОНОВ

НИЖНЕГОРСКИЙ
Нижнего́ рский (до 1944 г. Сеитле́р; крымскотат. Seyitler, Сейитлер) - посёлок
городского типа в присивашском степном регионе Республики Крым,
центр Нижнегорского района. Наиболее крупные и значимые предприятия
Нижнегорского включают в себя завод по производству комбикорма, соков,
масел, разных круп, муки и плодоовощных консервов. В посёлке есть
хлебный комбинат и организации, предоставляющие жилищнокоммунальные услуги. Многочисленные мелкие предприятия Нижнегорского
занимаются торговой и строительной деятельностью

Сове́тский
(до 1944 - Ички́, крымскотат. İçki) - посёлок городского
типа в Советском районеРеспублики Крым России (Автономной
Республики Крым). В поселке действуют сельэнерго-, райагрострой-,
инкубаторно-птицеводческое предприятие и другие предприятия местного
значения, которые занимаются обслуживанием сельскохозяйственных
предприятий района. Наибольшие предприятия: комбинат хлебопродуктов,
винодельческий завод, типография. На территории района действует
449 предприятий. Торговое обслуживание населения осуществляют
предприятия потребительской кооперации и предпринимательские
структуры.

КИРОВСКОЕ
́ -Тере́к; крымскотат. İslâm Terek, Ислям
Ки́ровское (до 1945 года Ислам
Терек) - посёлок городского типа на востоке Крыма. Центр Кировского
района республики. Население – около 7 тыс. человек. Промышленность
посёлка представлена такими предприятиями: ОАТП «Кировское
ремонтно-транспортное
предприятие»
(машиностроение
и
металлообработка), типография, ОАТП «Кировский комбикормовый
завод».

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЙОНОВ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КРЫМА
В основе экономики
– сельскохозяйственное производство.
В последние годы в районе ведутся активные работы по развитию
сферы туризма и отдыха. Особенно перспективными являются
территории на побережье Сиваша. Разнообразие природных
ландшафтов (поймы, косы, мелководья, тростниковые заросли),
месторождения уникальных лечебных грязей, наличие рыбных прудов,
большая концентрация охотничьих видов птиц – все эти факторы
создают благоприятную почву для развития в районе рекреационной и
туристической деятельности (прежде всего, промыслового туризма).
Быстрыми темпами развивается сельский («зеленый») туризм, что
также обусловлено благоприятными природными условиями. Большое
внимание уделяется развитию народных промыслов, в основном
связанных с переработкой продукции овцеводства.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КРЫМА
В первую очередь это курганы – так называемые «пирамиды степей» Один из них
– Ногайчинский курган у села Червоное (Нижнегорский район) – в 1974 году
порадовал уникальной находкой. Было обнаружено захоронение женщины,
которая предположительно жила в конце второго века до н.э. – первый век н.э.
Голову женщины венчала золотая диадема, шею украшала массивная золотая
гривна с изображением грифонов, на груди покоилась золотая брошь, на руках и
ногах были браслеты, а кисти рук украшены драгоценными камнями Остатки
деревянной шкатулки содержали золотые перстни флаконы для благовоний,
бусы, засеужку из горного хрусталя в виде дельфина

Город СТАРЫЙ КРЫМ – туристическая «Мекка» Кировского
района

Старый Крым - город в восточной части Крыма.
Население
-
около
10
тыс.
чел.
Главными
достопримечательностями
города
являются
постройки XIII-XIV веков, когда Кырым был центром
Крымского Юрта. Хорошо сохранились до наших дней ныне
действующая мечеть хана Узбека. В восточной части города
расположены развалины монетного двора, караван-сарая и
мечети Куршум-Джами, а в 5 километрах к западу от Старого
Крыма находится средневековый армянский монастырь СурбХач (Святой Крест), возрождение которого началось в
последние годы. Помимо этого в городе находится
этнографический
музей,
посвящённый
культуре
крымскотатарского народа.

МЕЧЕТЬ ХАНА УЗБЕКА В г. СТАРЫЙ КРЫМ
Хан
Узбек,
вступивший
на
золотоордынский престол в 1312 году, став
приверженцем ислама, велел построить в
Солхате красивую мечеть и высшее
мусульманское духовное училище медресе. Строительство мечети было
начато в 1314 году. По сообщению
турецкого путешественника Эвлии Челеби,
в
1512-1513
годах
при
МенглиГирее Iмечеть была соборной. Сейчас
мечеть представляет собой прямоугольное
в плане здание базиликального типа с
входом с северной стороны и встроенным в
северо-восточный
угол
минаретом.
Продольной осью здание ориентировано в
направлении север-юг, с тем, чтобы
находящиеся в здании правоверные,
молясь, лики свои обращали к югу, в
сторону Мекки.

СУРБ-ХАЧ
Сурб-Хач
Армянский
монастырь. Церковь, носящая
имя
Сурб-Ншан,
была
построена в 1358 году, во
временад
армянской
колонизации Крыма. Позднее,
к храму был пристроен гавит
(притвор) с колокольней. А в
1719 - братский корпус с
кельями
для
монахов.
Монастырь более походит на
крепость, чем на смиренную
обитель. Окна - как бойницы,
а с колокольни, похожей на
сторожевую башню, пока лес
не обступил монастырь, была
видна подъездная дорога.

МУЗЕЙ ГРИНА В СТАРОМ КРЫМУ
Экспозицию музея составляют две
небольшие комнаты. Одна из них сохранена
полностью в первозданном виде. Здесь
умер Александр Степанович. Железная
кровать у окна, кушетка, на которой у
постели больного дежурила Нина
Николаевна Грин, барсучья шкура, старый
будильник, вазочка для цветов. Во второй
комнате - книги, рукописи, старые
фотографии с видами Старого Крыма и КараДага.

ДОМ-МУЗЕЙ К.Г. ПАУСТОВСКОГО
Музей находится в доме с
тенистым старым садом. Здесь
писатель останавливался в 1950е гг. В подтверждение этому
создана
оригинальная
экспозиция
под
открытым
небом – чудесный сад, в
котором представлены цитаты
из произведений Паустовского.
Словно
сам
писатель
рассказывает посетителю о
своем любимом уголке. В
четырех
залах
воссоздан
типологический
интерьер
провинциального мещанского
дома начала ХХ в., развернута
экспозиция, рассказывающая о
жизни и творческом пути
Паустовского.

ТОПОНИМЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КРЫМА
АГАРМЫШ – «Побелевшый»; горный массив в
Крыму, самая восточная часть Внутренней гряды
Крымских гор
Сейтлер – поселок Нижнегорский
Сиваш- «липкий»
Солхат- искаженное от армянского Сурб-Хач
Сурб-Хач- в переводе с армянского "святой крест"

Памятные исторические места Северо-Восточного Крыма
Старый Крым - город музеев
Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Памятные места Старого Крыма
Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

Крым богат рекреационными ресурсами. Его географическое положение и погодные условия создали условия для образования уникальных биологических комплексов. Каких именно, рассмотрим в этой статье.

Природные зоны Крымского полуострова

Выделяют три основные природные зоны:

  • степи;
  • области высотной поясности;
  • жестколистные вечнозеленые леса (Средиземноморские).

Рис. 1. Подробная карта природных зон Крыма

Большую часть полуострова занимают степи. Это равнинная территория, полностью освоенная человеком. На северо-востоке, ближе к Азовскому морю располагаются полупустынные степи и солончаки.

Самое большое богатство равнинной части Крыма – это его плодородная земля. Она представлена черноземами и темно-каштановыми почвами. На сегодняшний день 70% территории степи освоено человеком. Здесь находятся плантации кукурузы, риса, пшеницы, подсолнечника, а также винограда.

Рис. 2. Виноградники в Крыму

Среди растений преобладают ковыль, типчак, многолетние злаки. Весной поля укрываются плантациями удивительных цветов: тюльпанами, ирисами. Животные селятся в норках. Это суслики, тушканчики, хорьки, хомяки, различные мыши. Много степных птиц.

Природные зоны горных массивов

Предгорье представлено лесостепью. Главный представитель этой части – дуб. Также много других средиземноморских растений: клен, боярышник, бересклет, фисташки, терн.

На северных и южных склонах главной гряды гор – широколиственные леса. Почвы здесь – горно-лесные. Особое место на вершинах гор уделяется Крымской сосне. Это дерево невысокое, но с очень широкой и раскидистой кроной.

Рис. 3. Пейзаж в Крыму

Яйлы укрыты горными степями и лугами. Почвы соответствующие: горно-степные и горно-луговые. Флора представлена злаковыми степными растениями, луговыми цветами. Весной яйлы покрываются крокусами, нередки эдельвейсы.

Яйлы – это тюркское название пастбищ на горных вершинах.

Береговая линия Крымского полуострова покрыта сухими можжевелово-дубовыми лесами и кустарниками, характерными для средиземноморского климата. Растения разрастаются на коричневых почвах. Среди уникальных видов встречаются: держидерево, сумах, скумпия, ладанник, грецкий орех, миндаль.

Многие виды животных горного Крыма полностью истреблены человеком. Сейчас в дикой природе можно встретить только оленя и косулю, кабана и муфлона. Хищников еще меньше: куница, лисица, ласка.

Что мы узнали?

Крым – это богатый плодородный край, полностью освоенный человеком. Диких лесов в этом регионе практически не осталось, а все уникальные животные проживают в заповедниках. Вместе с тем, здесь очень богатая природа: степной край на севере полуострова, красивейшие широколиственные леса на Южных и Северных склонах Горного массива и удивительный жаркий средиземноморский регион на самом берегу Черного моря.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 57.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»