Что такое агностицизм простыми словами. Кто такой агностик? Кто такие агностики

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Агностик» — человек, который придерживается мнения о том, что познать реальность через субъективный опыт не представляется возможным. Нельзя поддержать или опровергнуть какие-либо идеи и взгляды, основанных на личном опыте. В плане религии агностики — это люди, считающие, что доказать или напротив, опровергнуть существование Бога нельзя, ведь все суждения о нем основываются на личных опыте и познаниях. В философском смысле агностицизм утверждает невозможность познания мира из-за ограниченности человеческого разума и знаний.

Агностицизм в теории познания говорит о невозможности познания сущности вещей и о том, что познание может носить исключительно феноменологический характер. Существует теория Канта, освещающая идею о том, что главную сложность в познании мира являет разум человека за счет своей противоречивости. Это значит, что, развиваясь, разум создает все больше и больше спорных теорий, которые нельзя доказать и нельзя опровергнуть, так как в подобном случае и то и другое может быть и верным, и неверным одновременно. Кроме того, Кант считал, что все вещи имеет двойственную природу, а значит, что вещи так же достоверно познать нельзя.

О науке агностицизм говорят лишь как о методе познания явлений.

В качестве примера можно привести яблоко — оно состоит из атомов. Все живое и неживое состоит из атомов — наимельчайших частиц. Теория об атомном строении всего существующего сейчас абсолютно очевидна и общепринята. Но если когда-то кто-то докажет, что атомы состоят из еще более мелких частиц — кварков — то общепринятой и очевидной станет именная эта теория. И так бесконечно много раз можно что-либо доказывать и опровергать. Все это доказывает, что познание мира невозможно до конца и полностью сейчас и не представляется возможным никогда.

В религии агностицизм означает невозможность познания существования Бога. Агностицизм не отрицает (!) существование высших сил, а лишь говорит о нереальности получения точных и достоверных знаний по этому поводу.

Если человек не уверен в достаточном количестве доказательств о существовании Всевышнего, то он начинает искать доказательства, строить гипотезы, проводить исследования, но в конечном итоге все это приведет его к выводу о том, что получить точные и истинные знания о Боге все-таки невозможно. То же самое касается и суждений в теории познания и в философской сфере. Кроме того, агностик не исповедуют такую религию как «агностицизм» потому, что такой религии просто нет. Агностицизм — не религия (!), а учение, философская теория.

Знания — изменчивы, оспоримы, несовершенны, а значит истина — отрицаема, бытие — не имеет значения.

Юма в своей работе говорит, что познание — это лишь опыт, и выйти за пределы этого опыта ему не представляется реальным. Значительный вклад в агностицизм внес ученый Гамильтон, когда раскритиковал идеи Кузена о познании Бога. Ученый, опираясь на учения Канта, говорил, что все человеческие знания, построенные лишь на опыте — несовершенны, а значит и все, что находится за пределами этого опыта — так же несовершенно, как и неопознаваемо. Значит и с помощью лишь знаний, доступных науке, мы не можем ничего твердо утверждать.

Агностицизм — это часть философского скептицизма, говорящая так же о том, что познания человека постоянно растут, однако за пределами людских знаний и способностей всегда останутся нерешенные вопросы.

Развивалось учение в начале двадцатого века, и именно тогда ученым Лосским была сформулирована дилемма о том, что интуиция — главный источник познания, потому, что возможно лишь непосредственное познание, либо источником является только опыт, в котором используются не реальные явления, а лишь их копии, а видя лишь копии — мы не можем утверждать о достоверности знаний.

Между сущностью и явлением связи нет — сущность предмета спрятана глубоко внутри него, и до нее нужно дойти. Оказывая действие на предметы окружающего мира, мы находим его сущность, знания о нем. Если какая-то вещь существует, то это значит, что она открыта для познания. Обращаясь к теме религиозного агностицизма, как раз можно сказать о том, что что Бог не открыт для познания, а значит может ли он существовать? И напротив — если же он существует — почему он не открыт для познания? Или все же открыт?

Агностицизм непознаваем и сам, он является средством расширения знаний, мыслей, опыта.
Агностицизм строится на исключительной критике познаний и реальности, на них основанной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что агностик — человек, выстраивающий свои выводы и мысли о мире, знаниях, окружении исходя из своей уверенности в тех вещах, доказательства которых он имеет.

Все люди либо верят в Бога, либо не верят в него. Первые являются верующими, религиозными людьми, которые исповедуют ту или иную религию. Вторые – атеисты. Они не верят в существование божественных сил. Для них все, что существует в мире, может быть научно доказано. Промежуточное положение между верующими и неверующими людьми занимают агностики. Кто это простыми словами?

Содержание:



Кто такой агностик?

Агностик (от древнегреческого – непознаваемый, непознанный) – это человек, который считает, что познание объективной реальности посредством субъективного опыта невозможно. По его мнению, нельзя доказать или опровергнуть какие-либо факты, используя только личный опыт. Применительно к религии, агностик убежден, что существование, как и несуществование Бога, доказать невозможно, поскольку все представления о нем основываются только на личном опыте и знаниях.

С философской точки зрения, агностик – это тот, кто утверждает, что человек познать мир не может по причине ограниченности его разума и знаний.

История возникновения Агностицизма

Возникновение агностицизма приходится на конец XVIII века. Его идеи разрабатывались в противовес метафизической философии, которая активно исследовала мир с помощью субъективного осмысления метафизических идей, в большинстве своем не имеющих никакого объективного проявления или доказательства.




Разработкой этой теории занимались Герберт Спенсер, Гамильтон, Джордж Беркли, Давид Юм и др.

Первичные истоки агностицизма прослеживались еще в античной философии (философские взгляды Протагора, софистов, античных скептиков и т.д.). Но впервые этот термин ввел в научное обращение профессор Томас Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. Впоследствии агностицизм стал одним из направлений философской науки, которое обосновывало невозможность познания окружающей действительности посредством субъективного опыта.

Важно! Агностицизм имеет прямое отношение к философскому скептицизму, представляющему собой обоснование идей о том, что человек неустанно познает окружающий мир, его знания об окружающей действительности расширяются, но все равно всегда будет та часть нерешенных вопросов, получить ответы на которые человек не сможет, обладая всеми своими знаниями и способностями.

Чем отличается агностик от атеиста?

  1. Сознание агностика – открытое, а атеиста – закрытое. Первый может на протяжении всей своей жизни менять точки зрения, сегодня придерживаться одного факта, а завтра – другого. Он открыт для всего нового и неизведанного. Второй – не меняет своей убежденности о том, что нет никакой высшей силы. Он – зрелая сформированная личность, которая стойко придерживается своих атеистических убеждений.
  2. Эмоциональная чувствительность. Агностики – гуманисты и альтруисты, атеисты – эгоисты. Первые относятся лояльно к верующим людям, вторые испытывают к ним агрессию и не приемлют их веру.

  3. Отношение к существованию человеческой души . Оба считают невозможным доказать ее существование. Но агностики чувствуют ее присутствие внутри себя. Атеисты полностью отрекаются от собственной души и не веруют в загробную жизнь.
  4. Отношение к традициям. Атеист не признает религиозные праздники, навязывающие веру во что-то конкретное. Агностик, хоть и не верит в Бога, но если любит праздновать, то или иное событие (Рождество, Пасху), то никогда не откажется от рождественских подарков или пасхальных яиц.

Важно! Каждый человек рождается без веры в бога (атеистом). Ту или иную веру нам прививает общество, или же человек так и продолжает оставаться неверующим. Все люди на планете рождаются агностиками или атеистами. Отсутствие веры как прирожденного явления – это общая черта между агностиком и атеистом. И самое важное – и агностики, и атеисты – люди мыслящие, задумывающиеся над происхождением того или иного явления.

Отношение к религиям

Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.

Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.

Важно! Агностик не исповедует «агностицизм», ведь такой религии просто не существует. Агностицизм – это философское направление, учение, теория познания.

Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.

К известным агностикам относятся: И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.



Кто может считать себя агностиком?

Агностики роль науки сводят к познанию опыта, а не сущности вещей и явлений.

Агностик – это тот, кто всегда честно скажет: «Я не знаю, есть бог или нет. Если вы сможете мне доказать его существование, я поверю в него» . Позиции агностиков придерживаются известные деятели науки и искусства, которые боятся своей категоричностью по поводу религиозности навредить своему имиджу, но в то же самое время считают религию ложной. Агностики отрицают существование Бога, атеисты не верят, что он есть. Но если вторые открыто высказывают свою точку зрения, то первые, боясь критики, завуалировано объясняют свою позицию невозможностью доказать то или иное явление.

Сколько существует общество, система и религии, столько будут существовать люди, которые не желают придерживаться правил, навязанных ними. Атеизм – это тоже своеобразная система, которая противоположна религиозной системе. Агностик же находится где-то между этими системами, где-то рядом с ними, но в то же время нигде. Важно помнить о том, что всем нам, верующим и неверующим, нужно руководствоваться в жизни не только разумом, но и слушать свое сердце, ведь только при их единении и взаимодействии возможно рождение истины.

от греч. agnostos - недоступный познанию, неизвестный) - учение о непознаваемости истинного бытия, объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АГНОСТИЦИЗМ

греч. а - отрицание, gnosis - знание) - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно - выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие, неважно сенсибельное или интеллигибельное. На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции "все течет", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А. же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном). Традиция А. берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания - причинности, который, с его точки зрения, - лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой точки зрения, - цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал - математическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта": "впечатление", "вера в существование предмета", "идея". Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому "спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая классическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности - воля или бессознательное, интуиция). А. развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм - признание, что невозможно "проверить" понятие на практике, оно - функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведение нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.

Наиболее последовательно в истории философии А. проведен в системе Юма, к-рый полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Положив в основание своей теоретико-познават. концепции резкое разграничение «вещи в себе» (к-рая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутр. активности познающего мышления. Показав, что чисто логич. путем невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без спец. анализа познават. возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему А.- фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

В нек-рых направлениях и школах послекантовской бурж. философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Еще в нач. 20 в. В. И. Ленин подверг критике А. махизма и эмпириокритицизма. В наст, время одним из характерных выражений А. является гносеологич. позиция т. н. конвенционализма, согласно к-рой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Другой характерной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.

Позицию А. защищает и критический реализм. Один из гл. представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает, напр., что познание носит принципиально символич. характер, а убеждение в истинности познания коренится в конечном счете в свойств, человеку животной вере. Эта форма А. основывается на преувеличении отд. сторон процесса познания, на игнорировании органич. взаимосвязи мышления и предметно-практич. деятельности.

Диалектич. материализм, развивая проблему активной природы познания, подверг последоват. критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышления нельзя установить, оставаясь на т. зр. созерцат. подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувств. деятельности человека, причем сам человек должен быть понят как исторически-конкретный обществ, субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и деиствительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если обществ.-историч. практика позволяет человеку все более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать обществ, отношения, развивать методы и средства мыслит, деятельности, то это значит, что познание все более адекватно отражает действительность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кто такие агностики, и каких взглядов на жизнь они придерживаются? На этот вопрос сегодня ответит не каждый, хотя само слово «агностик» употребляют многие.

Появление термина «агностик»

Первоначально термин «агностик» появился в конце девятнадцатого века и подразумевал систему взглядов на религию, отличную от позиции официальной церкви. Если в церковном изложении суть вещей была определена, но доказательно не обоснована, то агностики не собирались принимать «на веру» бездоказательную базу и оставляли вопрос о происхождении жизни и существовании бога открытым, предполагая, что когда-нибудь человечество сможет на него ответить.

Впервые термин употребил британский ученый дарвинист Томасу Генри Хаксли в 1876 году. Сегодня агностик это человек, отрицающий все виды существующих религий и вероисповеданий, но не отвергающий саму сущность божественного понятия. Агностики пытаются разобраться в сущности вещей исходя из наличия объективных доказательств существования единого созидательного начала всей окружающей жизни. Они принимают только доказательства, полученные через непосредственное восприятие сути вещей и их создания, не исключая применение медитативных техник и практик, используя описания опыта познания источника жизни людьми, достигшими «просветления», а так же, зачастую, оставляют вопрос наличия создателя всего сущего открытым, не отрицая его уместности.

Чем атеисты отличаются от агностиков

Атеисты это люди, придерживающиеся концепции материализма. Материализм есть разновидность веры, ибо концепция так же бездоказательна, как и существование бога в религиозной трактовке. Доля атеистов в мировом пространстве не превышает 10-ти процентов.

Агностики принципиально иные люди. Их концепции выходят за пределы простой веры. Когда агностик не получает убедительных доказательств, он оставляет вопрос открытым. Количество агностиков в мире неуклонно растет, обретая своих сторонников из числа тех, кто разочаровался в догматах официальной религии.

В агностицизме существуют два основных направления – теологическое и научное. Первое направление придерживается убеждения, что если от религиозной трактовки отделить мистику, то останется приемлемая для жизни человека концепция культурных и моральных ценностей. Данные ценности и принимаются течением теологического агностицизма за основу существования и морального поведения. Так, христиане-агностики ушли от мистики, присущей христианству, но оставили его мораль, как основу поведения.

Научный агностицизм в своей основе отталкивается от понятия, что любое познание сути создания мира не является точным, поскольку искажается человеческим сознанием. Агностики данного направления убеждены, что пока существует сознание как элемент познания и мысли, объективная картина не может быть воспринята. Направление не отрицает, что возможность познания может появиться в будущем.

Сам термин появился в конце девятнадцатого века, благодаря профессору Томасу Генри Хаксли. Это британский естествоиспытатель и дарвинист использовал это слово в 1876 году собрания Метафизического общества. В те времена слово «агностик» имело крайне негативный оттенок и обозначало , который отказался от традиционной веры в бога , агностик, при этом, был убежден, что первоначало всех вещей неизвестно, поскольку оно не может быть познано.

Сегодня агностик - это сомневающийся в религии человек, для которого неубедительны разъяснения самой бога, которые предоставляют ему религиозные учения. При этом современный агностик не отрицает возможность существования божественного начала, просто он не принимает его в качестве безусловной конкретной реальности из-за недостатка доказательств. Для агностика вопрос о том, божественное начало, остается полностью открытым, при этом он считает, что в будущем это знание появится.

Чем атеисты отличаются от агностиков

Существует принципиальное отличие между атеистом и агностиком. Атеист - верующий человек, просто он верит в отсутствие бога и в материальность окружающего мира. Доля атеистов в мире не слишком велика, в большинстве стран их количество не превышает семи-десяти процентов населения, а вот постепенно распространяются по миру.

В агностицизме два основных направления. Агностицизм теологический отделяет мистическую составляющую любой веры или религии от культурно-этической. Последняя с точки зрения теологического агностицизма является значимой, поскольку выступает в роли светской шкалы морального поведения в социуме. Мистической стороной веры принято пренебрегать. Нужно отметить, что существует целое направление агностиков- , которые отказались от мистической составляющей христианской веры, но взяли себе христианскую мораль.

Научный агностицизм предполагает, что любой полученный в процессе познания опыт искажается сознанием субъекта, то сам в принципе не может постичь и составить полную мира. Научный агностицизм указывает на невозможность полного познания мира и субъективность любого знания. Агностики считают, что в принципе нет предмета, который можно понять до конца, поскольку процесс познания связан с субъективным личным опытом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»