Термин возрождение ренессанс. Термин "возрождение"

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв., культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нём краткую и статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего опоры для своего миросозерцания в классической древности. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии , участие византийских греков в нём было ничтожным.

Эпоха Возрождения. Видеофильм

Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо , настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.

ф и л о с о ф и я) – термин, применяющийся в истории философии для обозначения совокупности филос. учений, выдвинутых в период распада феод. формации и зарождения капитализма. Термин "В." встречается впервые у итал. живописца и историка искусства Вазари в сер. 16 в. Он прочно вошел в науч. оборот, хотя его нельзя признать вполне научно обоснованным, поскольку в него вкладывался тот смысл, что в этот период происходило лишь возрождение античной культуры и поскольку в нем не отразилось социально-экономическое содержание эпохи. Марксистская история философии, опираясь на общую характеристику эпохи В., данную в трудах Маркса ("Капитал", т. 1, гл. 24 и др.) и Энгельса ("Диалектика природы", Введение; "Развитие социализма от утопии к науке", "Крестьянская война в Германии" и др.), истолковывает филос. идеи В., исходя из экономических и социально-политич. предпосылок этой эпохи – кризиса феодализма и зарождения капитализма. Большое значение для исследования истории идеологии, в т.ч. и философии В., имеют работы основателя итал. коммунистич. партии Грамши ("Письма из тюрьмы", Избр. произв., т. 2, М., 1957; "Тюремные тетради", там же, т. 3, М., 1959) и Тольятти ("Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в.", "Вопросы философии", 1955, No 5, и др. выступления). В СССР выполнена большая работа по переводу, переизданию и комментированию трудов выдающихся мыслителей В., появился ряд монографий о них (Дживелегова, Рожицина, Гуковского), обширные предисловия к издаваемым трудам мыслителей этой эпохи, обобщающие изложение в двух изданиях – "Истории философии" и во "Всемирной истории". В последние годы в сов. лит-ре особенное внимание было уделено выяснению корней идеологии В. в недрах самой феод. формации, в чем, однако, марксистская наука резко противостоит бурж. историографии, подчеркивающей в идеологии В. лишь средневековые элементы (работы Хейзинга, 1930–33-х гг.; Буланже, П. Лавдан, Л. Вентури (L. Venturi) в работе "La peinture italienne", , Gen.–P., ). Сов. ученые связывают идеологию В. с антифеод. нар. движениями, усилением бюргерства, становлением абс. монархии, религ. войнами и др. соц.-политич. процессами эпохи феодализма (см. "Всемирная история", т. 4, М., 1958, с 10; С. Д. Сказкин. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Средние века, вып. 11, М., 1958, с. 134, 135–36). Ряд сов. ученых направил свои усилия на изучение проблемы В. в странах Востока и в России. Н. И. Конрад ("Средние века" в исторической науке, в сб. статей: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Начало китайского гуманизма, "Сов. востоковедение", 1957, No 3) распространяет понятие В. на Китай 9–11 вв., Среднюю Азию 11–12 вв.; В. К. Чалоян полагает, что В. началось в Армении в 10–13 вв. ("О вопросе армянского Возрождения", Изв. АН Арм. ССР, 1956, No 4, Общественные науки, на арм. яз.); Ш. Нуцубидае считает, что "Ренессанс на Востоке предшествует Ренессансу на Западе", в частности в Армении 12–13 вв., Азербайджане 12 в. и Грузии, где "Ренессанс... был доведен до высшей точки у... Руставели на грани 12–13 вв." ("Руставели и восточный ренессанс",Тб., 1947, с. 18, 247; ср. рец. С. И. Данелиа в журн. "Советская книга", 1950, No 9). О Возрождении в Грузии 12–13 вв. писал И. Д. Панцхава (см. его ст. "Колхидская риторическая школа и ее значение в общественной мысли древней Грузии", "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", М., 1953, т. 28, вып. 2, с. 29; ср. также его работу "Иоанн Петрици и его мировоззрение" в кн. Иоанна Петрици "Рассмотрение платоновской философии...", Тб., 1942); М. П. Алексеев усматривает тенденции В. в русской и др. славянских культурах: "Славянские страны также... не остались в стороне от этого общеевропейского движения и пережили свой "ренессансный" этап, каждая по своему..., но с итогами, имевшими не менее важное значение" ["Явления гуманизма в литературе и публицистике древней Руси (XVI–XVII вв.)", 1958, с. 5–6]. Наиболее разностороннее и последоват. развитие философия В. получила в Италии 15–17 вв. (Николай Кузанский, Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Помпонацци, Телезио, Бруно, Галилей, Кардано, Патрици, Макиавелли, Кампанелла и др.; см. Итальянская философия), во Франции в 15–16 вв. (Монтень, Раме, Шаррон, Лефевр д´Этапль, Доле и др.; см. Французская философия), Германии 15–17 вв. (Мюнцер, Рейхлин, Гуттен, С.Франк, Кеплер и др.; см. Немецкая философия), Англии 16–17 вв. (Т. Мор, Ф. Бэкон и др.; см. Английская философия), Испании 16 в. (Вивес, Уарте и др.; см. Испанская философия), Голландии (Эразм Роттердамский и др.; см. Голландская философия), Швейцарии (Парацельс), Польше (Коперник и др.; см. Польская философская мысль), Чехии (Коменский; см. Чехословацкая философия) (см. также Гуманизм). Идейные источники философии В. многообразны и не могут быть сведены к влиянию антич. культуры и философии, хотя это влияние и было многосторонним и плодотворным. В борьбе против католич. теологии и утверждаемого ею авторитета Аристотеля в схоластич. его истолковании философия В. использовала философию Платона. Платонизм В., с одной стороны, служил обоснованием филос. идеализма в его новой, свободной от схоластики форме и являлся открытым противником материалистич. направления в философия; такое направление особенно характерно для т.н. Академии платоновской. С другой стороны, этич. и эстетич. учение Платона широко использовалось открытыми противниками офиц. религии с ее учением об умерщвлении плоти и извечной греховности человека, ее аскетизмом, для доказательства неразрушимого единства духовности и телесности. Другим идейным источником философии В., восходящим к античности, явилась философия Аристотеля, как оригинальная (уже тем самым очищаемая от ср.-век. искажении), поскольку появляются издания сочинений антич. мыслителя (на греч. яз. в 1495–98, изд. А. Мануция; в 1531 изд. Эразма Роттердамского; в 1584–87 изд. Фр. Зильбурга и т.д.; на лат. яз. "Aristotelis opera...", в 1489 в Венеции, с комментариями Ибн Рошда), так и в интерпретации аверроизма (особенно его падуанской школы, где аверроизм имел последователей начиная с 12 в.) и "александристов" (противников падуанских аверроистов в самом же Падуанском ун-те, стремившихся более последовательно развить материалистич. тенденцию аристотелизма). Античность предстала перед философами В. с идеями антич. материалистов-натурфилософов, наивных диалектиков и этич. учениями эпикурейской школы и стоицизма. Весьма важное значение имел также неоплатонизм, пришедший в философию В. и через зап.-европ. источники и через византийскую философию, явившуюся также одним из источников философии В., тем более что ее деятели (напр., Плифон, Виссарион Никейский) сыграли значит, роль в передаче итал. гуманистам наследия антич. философии. Важнейшим идейным источником философии (и всей идеологии) В. явились ср.-век. ереси. Будучи идеологией оппозиционных феодализму движений, к-рыми наполнено все средневековье, ср.-век. ереси расшатывали церк. догматику, офиц. религ. идеологию, расчищали путь и создавали идейные предпосылки для антицерк. идей мыслителей В. "Революционная оппозиция феодализму, – писал Энгельс, – проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Энгельс устанавливал и идейную связь ср.-век. ересей с идеологией В.: "Что касается мистики, то зависимость от нее реформаторов XVI века представляет собой хорошо известный факт; многое заимствовал из нее также и Мюнцер" (там же). Идеи Иоахима Флорского и его последователя – Дольчино, идеи Я. Гуса и его единомышленников, использовавших ересь хилиазма, ересь альбигойцев и др., могут в этом отношении считаться существ. и важнейшими источниками философии В., как и передовые тенденции в ср.-век. философии вообще (номинализм, рационалистич. и эмпирич. тенденции в теории познания ср.-век. философии). Развитие философии В. происходило на основе идеологии гуманизма, к-рая органически влилась в нее как ее важнейшая составная часть и в к-рой нашли свое выражение новые разносторонние запросы человеч. личности. Частично гуманизм сливается с В., поскольку мн. гуманисты были крупными представителями филос. мысли В. (Валла, Пико делла Мирандола, Рабле, Монтень, Рейхлин, Эразм Роттердамский, Гуттен и ряд др.). Идейным источником философии и науки В. явилась также и восточная, в частности арабская философия, богатая материалистич. тенденциями и обогатившая в 12–13 вв. Зап. Европу знаниями в области естеств. наук. Оформлению материалистич. направления в философии В. содействовали наряду с отмеченными предпосылками также и великие открытия (в особенности гелиоцентризм Коперника) и изобретения, относящиеся гл. обр. к концу 15–16 вв., а также развитие новых отраслей промышленности. На этой основе развивалось и "насквозь революционное" естествознание – астрономия, механика, география и др. науки (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 152, 145–146 и К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. цроизв., т. 2, 1955, с. 93). Основные проблемы философии В. Возникнув как идеология эпохи кризиса феодализма и зарождения капитализма, опираясь на многообразные идейные источники и, следовательно, не являясь простым восстановлением антич. философии, философия В. обладала собств. богатым содержанием. Борьба нового со старым в экономич. и соц.-политич. области принимала в философии В. форму борьбы материалистич. тенденций в натурфилософии и гносеологии с идеализмом, теологич. априоризмом религ. мировоззрения, к-рому противопоставлялись также гуманистич. этика и социальные утопии. Наряду с борьбой материалистич. тенденций против идеализма в его ср.-век. теолого-схоластич. форме шло развитие и диалектики и метафизики в методологии. Диалектич. тенденции, весьма сильные в философии В. 15–16 вв., к концу этого периода в значит. мере угасли, обозначилось преобладание метафизики, и к 17 в. сложился бурж. механистич. материализм. Наиболее характерными представителями этого периода были Галилей и Ф. Бэкон (к-рый, по характеристике Энгельса, вместе с Локком перенес "из естествознания в философию... метафизический способ мышления") ("Анти-Дюринг", 1957, с. 21), открывшие новый этап в развитии науки, в т.ч. и философии. Мыслители В. стремились объяснить существование единого бесконечного материального мира из него самого, независимо от внешней потусторонней силы – божества, понимали его как мир, подчиняющийся единому закону причинно-следств. связи. Философия В. ставила и разрешала важнейшие филос. проблемы. т.н. натурфилософия (Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Ванини, Парацельс) разрабатывала проблему материи, находясь под воздействием успехов естествознания и антич. филос. традиции (с одной стороны, атомизма Эпикура и Лукреция, с другой – платонизма, неоплатонизма и аристотелизма, своеобразный синтез к-рых лег в основу различных форм пантеизма). Первую – атомистическую – концепцию развивали приверженцы эцикуреизма – Валла, Уарте, Монтень, Шаррон, а также Галилей; впоследствии, обогащенная достижениями естествознания, эта концепция легла в основу взглядов многих крупнейших представителей философии 17–18 вв. Вторую – пантеистическую – концепцию разрабатывали Кардано, Николай Кузанский, Телезио, Бруно. В этой концепции выдвигалась на первый план идея единого бытия, из к-рой выводилась множественность вещей материального мира. Сторонники этой концепции иногда вступали в полемику с атомизмом (Бруно, напр., высоко оценивая антич. атомизм в целом, отвергал его учение о "пустоте") и оказали в дальнейшем влияние на философию Спинозы. Тесно связанный с проблемой материи, вопрос о движении и его источниках решался большинством философов В. стихийно-диалектически: они переносили причину движения в самую материю, рассматривая движущую силу как неотделимое от материи разумное начало ("мировая душа" у Кардано, Бруно и Патрици, "архей" – активная жизненная сила у Парацельса, вечный божеств. разум у Кампанеллыи др.). Такой взгляд выражал слабость материализма В., его пантеистич. природу (перенесение бога в природу). Однако пантеистич. понимание движения было прогрессивным по отношению к ср.-век. теологич. взгляду на движение: законы, управляющие миром, истолковывались как внутр. закономерности природы, и бог из внешней сверхъестеств. силы становился силой, имманентной природе, растворяясь, по сути дела, в ней. Пантеистич. концепции материи и движения давали возможность рассматривать материальный мир в его качеств. многообразии, изменении. У нек-рых мыслителей, напр. у Леонардо да Винчи, материалистич. понимание движения выражено более ясно: движение приписывается самой материи как активность, как вечный круговорот, при к-ром ни один элемент природы не исчезает, а лишь превращается в иную форму. У Телезио движение объясняется, по сути дела, как результат взаимодействия присущих самой материи противоположных начал – тепла и холода. Пантеисты, как и механистич. материалисты, рассматривались представителями церкви как злейшие враги и подвергались жестоким преследованиям. Философии В. присущи также и новые тенденции в г н о с е о л о г и и: направленная против схоластики и религ. догматизма, гносеология философов В. выдвигала на первый план опыт, чувственность как важнейший, первый шаг в процессе познания (учение Николая Кузанского и Бруно о 4 ступенях познания, подчеркивание роли опыта в познании у Кардано, Парацельса, Телезио и особенно у Леонардо да Винчи и Галилея). В то же время, хотя и в разной форме, философы В. указывали на роль разума. В меньшей мере это относится к своеобразному эмпирику эпохи В. – Телезио, в большей – к Бруно, подвергшему эмпиризм критике. Бруно, помимо первой и еще несовершенной ступени познания – ощущения (sensus), признавал рассудок (ratio), разум (intellectus) и дух (animus); подобным же образом (еще ранее) рассуждал Николай Кузанский, к-рый выделял подобные же ступени: чувственность, рассудок, разум и интуицию. В этом утверждении роли интеллекта следует отметить две тенденции. С одной стороны, у Николая Кузанского и Бруно существовала еще связь с религ. ср.-век. традициями интуитивизма (четвертая ступень познания). Но, с другой, в особенности у двух деятелей Возрождения, как бы связывающих философию В. и материализм 17–18 вв., – у Леонардо да Винчи и Галилея, – эта тенденция ведет к математизации интеллектуальной деятельности. Они объявляют математику высшим образцом доказательной науки, что неизбежно вело к пополнению индуктивного метода опытного познания рационалистич. дедукцией, существенно отличающейся от тесно связанной со средневековьем дедукции Николая Кузанского и Бруно. Новая антисхоластич. форма дедукции получила свое наиболее яркое выражение в синтетич., или композитивном, методе Галилея, к-рым он дополнил свой эмпирический аналитический, или резолютивный, метод. Несмотря, однако, на различный удельный вес, каким обладали эмпирия и умозрение в различных филос. течениях эпохи В., сенсуализм и рационализм внутри философии В. не были еще достаточно дифференцированы. Допуская иногда как компромисс познание через веру, философы В. в основном стояли на почве материалистич. теории познания. В основе ее – следующие положения: 1) признание познаваемости человеком окружающего мира таким, как он есть; 2) признание воздействия внешнего мира как источника познания на органы чувств, как воспринимающие и перерабатывающие эти воздействия; 3) отрицание врожденных идей и особой нематериальной субстанции, управляющей процессом познания человека; 4) утверждение великой силы разума и логич. деятельности, без к-рой одними только чувств. образами нельзя достичь истинного знания. Следует отметить, что в гносеологии Галилея встречаются идеи, к-рые позже были развиты в философии Локка в теорию первичных и вторичных качеств. Нек-рые представители филос. мысли В. в своей борьбе против слепого доверия к авторитету теологии вносили в теорию познания оттенок скептицизма (Монтень, Шаррон). Однако этот скептицизм был направлен против "абсолютных истин", выдвигаемых теологией; ни один из значит. представителей философии В. не ставил под сомнение способность человека познать окружающий мир. В этой связи следует отметить учение о двойственной истине, принимаемое Николаем Кузанским, Помпонацци, Леонардо да Винчи, Галилеем и др. Развивая прогрессивные тенденции ср.-век. философии, эти представители философии В. с помощью теории двойств. истины обосновывали права человеч. разума на самостоят. исследование, независимое от авторитета церкви и церк. догматики, хотя этот авторитет не уничтожался, а лишь ограничивалась сфера его влияния. Гносеологич. и натурфилос. концепциям мыслителей В. была свойственна д и а л е к т и ч н о с т ь. В их методологии лишь к 17 в. сложились метафизика и механицизм, обусловленные бурж. направленностью экономич. и соц.-политич. развития и характером естествознания того времени. Философы В. развивали мысль о единстве природы и о взаимодействии всех ее частей, признавали вечное движение и изменение бытия, высказывали гениальные догадки о внутр. противоречиях и их борьбе как гл. причине движения. Эти диалектич. тенденции в натурфилософии присущи Николаю Кузанскому (принцип coincidentia oppositorum – совпадения противоположностей), Телезио (учение о том, что в мире все происходит через борьбу противоположных сил), Бруно (учение о совпадении противоположностей в максимуме и минимуме), Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи и др. Теория познания тесно связана с э т и к о й В. На этич. теории В. оказала большое влияние этика эпикурейской школы, в меньшей степени – платонизма и стоицизма. Два последних течения, более популярных в период раннего В., выдвигались гл. обр. при доказательстве того, что высокие этич. идеалы могут развиваться в обществе и претворяться в жизнь без всякого влияния христианской морали. Что же касается этики эпикуреизма, приобретшей последователей в период расцвета В., то она наиболее соответствовала идеалам гуманизма, той жажде жизни, земного счастья, всестороннего развития личности, культу земной красоты, к-рые являлись характерными чертами молодой буржуазии. Эпикуреизм, однако, не мог быть попросту возрожден, ибо в условиях В. не могло быть воспринято учение о спокойном, пассивном отношении к жизни (атараксия эпикурейцев, апатия стоиков). В этике В. содержатся элементы волюнтаризма. Тенденция к отделению этики от религии выразилась в учении о зависимости этики от "естественной природы" человека. Все требования морали выводились из естественного для человека, как и для всей природы, стремления к самосохранению (напр., у Телезио), наслаждению и к избежанию страданий; любовь к другим людям есть результат любви к себе. Это учение было унаследовано бурж. моралистами 17–18 вв. Индивидуализм и эгоизм этики В. ограничивался, однако, преклонением перед силой разума, энтузиазмом науч. и художеств. творчества, а также и учением о наличии в человеке обществ. начала (столь же естественного, как и эгоизм) – стремления к слиянию с человеч. родом, потребностью в общении (Кампанелла), врожд. стремлением человека к добру (Кардано). Поэтому наряду с проповедью безудержного наслаждения жизнью во всех ее проявлениях, вплоть до оправдания аморализма (к-рое частично было естеств. реакцией на двуличную церк. мораль), в этике В. со всей силой звучали и требования иного, более высокого этич. порядка. Этика эпикуреизма нашла выражение во взглядах Валлы, Гуттена, Уарте, Рабле, Шаррона. Стремление подняться над механистич. пониманием основ этики и придать ей возвыш. характер свойственно Леонардо да Винчи и Бруно, к-рый в трактате "О героическом энтузиазме" нарисовал идеал жизни ученого – энтузиаста науки, готового на все лишения и даже на смерть во имя торжества своего передового мировоззрения. Этика В., являясь боевой и прогрессивной, направленной против отживших этич. идеалов феод.-церк. морали, строилась на идеалистич. основе, была индивидуалистической, а в своем аристократич. направлении проникнута недоверием к простым людям. Эпоха В. была временем ожесточенной классовой борьбы, первых атак нарождавшейся буржуазии на экономич. и политич. систему феодализма, а вместе с тем и периодом первых движений "предпролетариата", т.е. городских низов. Отсюда напряженный интерес к социально-политич. вопросам. Появлялись политич. учения, в к-рых обосновывалось право буржуазии на власть, доказывалась полная несостоятельность ср.-век. политич. теорий с их защитой светской власти церкви и утверждениями о "божественной природе" гос-ва. Для успешного развития новых капиталистич. производств. отношений нужно было сильное, единое нац. гос-во, способное преодолеть феодальный сепаратизм и экономич. замкнутость. Однако политич. мыслителям В. в еще большей мере, чем бурж. философам 17–18 вв., было чуждо своекорыстие буржуазии, уже пришедшей к власти, и они в своих учениях отражали в значит. степени общенародные требования. В политич. мысли философов и государствоведов В. можно выделить два направления: первое – монархомахическое (тираноборческое, республиканское) в его буржуазном, а не реакц.-феод. варианте, сочетавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями нар. суверенитета: во Франции – Э. Ла Боэси ("Рассуждение о добровольном рабстве" – "Discours de la servitude volontaire", 1576, рус. пер. 1952), к-рому сочувствовал Монтень, в Германии – И. Альтузий ("Политика" – "Politica", 1603) и др. Второе направление обосновывало необходимость сильной монархич. власти, абсолютизма, как, напр., это было свойственно Макиавелли, к-рый хотя и считал идеальным строем республику как выражение нар. суверенитета, но понимал, что в современных ему условиях только сильная, не считающаяся ни с какими моральными традициями и церк. учениями власть светского государя может привести к нац. объединению и создать новое, бурж. гос-во. Идеологами абсолютизма были также Ф. Гвиччардини в Италии и Ж. Боден во Франции. В эпоху В. появляются и первые социалистич. утопии. В б?льшей или меньшей мере они отражали стихийный протест крест. масс и гор. бедноты, поднимавшихся на восстание, перераставшее, как это было в Германии, в крест. войны. Т. Мюнцер был наиболее ярким выразителем этих утопич. требований "царства божия на земле", под к-рым подразумевался обществ. строй без частной собственности, без власти императора, папы, королей и князей, без классового неравенства. Средством достижения такого строя Мюнцер считал вооруж. восстание народа. Критику социальных отношений, ужасающую картину того, как "овцы съели людей", дал Т. Мор. Социальные утопии В. предвосхищали в известной мере критику противоречий капиталистич. общества, к-рая была дана великими утопистами 19 в., и эта критика сочеталась у них с выработкой осн. принципов идеального обществ. устройства. Авторы таких утопий были убеждены, что причиной обществ. бедствий является частная собственность, и рисовали картину будущего обществ. строя, основанного на разумных "естественных" началах: обществ. хозяйство, ведущееся по плану; обязательный для всех труд, продукты к-рого распределяются по потребностям; все взрослые члены общества принимают участие в политич. управлении, все дети имеют право на бесплатное образование, тесно связанное с трудовым воспитанием. Идеи утопич. социализма получили наиболее яркое выражение в произведениях Т. Мора ("Утопия", 1516) и Т. Кампанеллы ("Город Солнца", 1623). Наряду с гениальными догадками о характере социалистич. строя эти утопии сохраняли многие пережитки феод.-церк. идеологии: религ. культ, хотя и в форме поклонения "Разуму – солнцу", чрезмерно суровая мораль, напоминающая монашескую (Кампанелла), сохранение рабства (как временного состояния) и идеализация ср.-век. ремесла (Мор) и т. п. З. Мелещенко. Ленинград. Эпоха В. в области э с т е т и к и не оставила законч. систем. Однако выдающиеся художники и поэты В. в трактатах, посвященных отд. искусствам, разрабатывали и более общие теоретич. вопросы (Леонардо да Винчи, Трактат о живописи, 1561, в рус. пер. – Книга о живописи, 1934; А. Дюрер, Четыре книги о пропорциях, 1528, рус. пер. 1957; Л. Б. Альберти, Десять книг о зодчестве, 1485, рус. пер., т. 1–2, 1935; Л. Пачоли, Ф. Сидней, Ж. Дю Белле, Дж. Фракасторо, М. Сервантес и др.). В эпоху В. происходила секуляризация искусства и освобождение художника от опеки церкви. В отличие от ср.-век. учений, искусство уже не рассматривалось как аллегорич. форма истины. Возродилась антич. теория подражания – мимезиса (в 1545 Пеллетье перевел на франц. яз. "Искусство поэзии" Горация, а Робортелло в 1548 – "Поэтику" Аристотеля), направленная против канонов ср.-век. традиционализма и академизма. "Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину" (Леонардо да Винчи). Это было обоснованием новаторского духа всякого живого искусства. Даже фантастическое в искусстве в конечном счете подпадает под закон "подражания" (Сервантес, Микеланджело). Художник должен изучить анатомию, чтобы найти объективные основания прекрасного (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер), а также математику как основу пропорций. Математик Пачоли, друг Леонардо да Винчи, открыл закон "золотого сечения". Трактат о живописи Альберти строился на математич. определениях точки, линии, поверхности, круга, угла и т.д. Художник Пьеро делла Франческа, изучая законы перспективы, положил начало начертат. геометрии. Эстетика В. периода расцвета враждебна субъективизму и манерности ("маньеризм" возник только на кризисной фазе культуры В.). Объективность искусства сближается с научной ("Наука живописи", по Леонардо да Винчи, включает в себя не только анатомию, но и зоологию, все естествознание, математику, астрономию как "дочь перспективы" и т.д.). Но это ни в какой мере не означает умаления чувств. природы искусства. Позднейшие антиномии разумного и чувственного, общего и личного, прекрасного и характерного и т.д. еще не присущи эстетике В. "Подражание природе" сочеталось с культом художеств. наследия, в особенности античного, достижения к-рого, однако, по общему убеждению, можно превзойти. Отсюда защита прогресса и неогранич. возможностей искусства (трактат Дю Белле, Прославление и защита французского языка – Du Bellay, D?fense et illustration de la langue fran?aise, 1549). С гуманистич. природой эстетики В. связан и характер идеализации, к-рая составляет не менее важное положение учения о прекрасном, чем принцип "подражания природе". Человек, составляющий средоточие этого искусства, взят в героич. масштабе. Типическое чуждается эмпирич. среднего и натуралистич. индивидуализации. Нормальные пропорции – результат отбора "лучшего и благородного" (Дюрер, Альберти, Фиренцуола). Эстетика В. тяготела к идеализирующему реализму и по существу сводилась к учению о прекрасном, к-рое, согласно Петрарке, Альберти, Микеланджело, Кампанелле, тождественно с добрым. Передовое мировоззрение В. нанесло удар по ср.-век. феод.-клерик. идеологии и расчистило путь науч. знанию. Философия В. была важнейшим этапом в развитии передовой филос. мысли и явилась подготовкой бурж. материализма 17–18 вв. Л. Пинский. Москва. Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941; История философии, т. 1, М., 1957; Всемирная история, т. 4, М., 1958, с. 137–44; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Корелин М., Ранний итальянский гуманизм и его историография, 2 изд., т. 1–4, СПБ, 1914; Луначарский А. В., Литература эпохи Возрождения, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957; Дживелегов А. К., Начало итальянского Возрождения, 2 изд., М., ; его же, Очерки итальянского Возрождения, М., 1928; Гуковский М. ?., Итальянское Возрождение, т. 1, Л., 1947; его же, Новые работы по истории платонизма итальянского Возрождения, "Вопр. философии", 1958, No 10; Абрамсон М. Л., Обсуждение проблем истории Возрождения и гуманизма, "Вопр. истории", 1955, No 2; Соколов В. В., Натурфилософия XVI–начала XVII века как предыстория материализма нового времени, "Вопр. философии", 1960, No 1; Saitta G., Il pensiero italiano nell´umanesimo e nel Rinascimento, v. 1–3, Bologna,1949–51; Filipovic V., Filozofija Renesanse i odabrani tekstovi filozofa, Zagreb, 1956; ?offanin G., L´uomo antico nel pensiero del Rinascimento, Bologna, 1957; Rice Eugene F., The Renaissance idea of wisdom, Camb. (Mass.), 1958.

Понятие и происхождение Возрождения

возрождение культура католическая церковь

Коренные изменения в духовной жизни европейского общества, во взглядах на человека произошли в эпоху Возрождения. Возрождение (Ренессанс) - термин, принятый для обозначения периода в культурном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV- XVI века, в других странах - конец XV-XVI века).

Базисом, на котором выросла культура Возрождения, стало городское хозяйство в период его перехода в капиталистическое. Эта новая культура возникла в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодальных отношений, в эпоху возникновения национальных государств и подрыва духовной диктатуры католической церкви - главной твердыни средневекового мировоззрения. Это и предопределило революционный характер переворота в области науки и культуры, которым явилось Возрождение.

Возрождение - период в истории европейской культуры, получивший своё определение через отношение к другой эпохе, античности. Целое тысячелетие, прошедшее от падения Римской империи (IV-V вв.), сочли тогда бесплодной паузой в развитии человечества. Её назвали Средними веками. Пробуждение интереса к древним классическим образцам было воспринято как знак обновления. Понятие «возрождение» (ит. rinascita) ввёл историк искусства XVI в. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Он утверждал, что живопись, скульптура и архитектура со времён античности пришли в упадок, низверглись «до крайней своей гибели»; но, так как «природа этих искусств сходна с природой и других, которые, как человеческие тела, родятся, растут, стареют и умирают», возможно «понять поступательный ход возрождения искусства и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни». В середине XIX в. в культуру вошло французское слово «Ренессанс» (Renaissance - «Возрождение»), характеризующее эпоху, последовавшую за Средневековьем.

Первый исследователь эпохи - швейцарский философ и искусствовед Якоб Буркхардт, автор книги «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860 г.), - представлял Ренессанс как время решительного разрыва со Средневековьем, освобождения от христианского догматизма. С Буркхардтом начали спорить ещё в конце XIX в. Доказывали, что он преувеличивал новизну эпохи и степень её отказа от средневековых ценностей; что Возрождение не было антихристианским даже в своём утверждении идеала светской культуры. В одном Буркхардт, безусловно, прав: эпоха Возрождения началась с того, что признала способность человека быть творцом, художником.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как «открытие мира человечества». Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век.

Более всего Буркхардт известен своей интерпретацией итальянского Возрождения, которое он считал первым зрелым выражением духа Нового времени. Уходя от характерного для его эпохи позитивизма и почти не обращая внимания на политические, дипломатические, военные и экономические события, интересовавшие его предшественников, он видел задачу историка прежде всего в общей оценке и синтезе событий прошлого.

Буркхардт пытался воплотить психологию и этические ценности прошлых эпох в серии конкретных типов, таких, как грек «героической эпохи» или «универсальный человек» Возрождения. Жизнь и личности великих людей интересовали его постольку, поскольку он считал их творцами «стилей жизни», придающих единство и своеобразие историческим эпохам. Так, Возрождение было для него эпохой художников, которые задали тональность всему этому периоду. Всякая деятельность в то время выражала стремление к прекрасному - даже в политике, где государство рассматривалось прежде всего как «произведение искусства».

Иная точка зрения была высказана ученым П.О. Кристеллером, который полагал, что гуманисты были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.

Главные перемены происходили в сфере сознания, образования и творчества. В пределах старого мира рождался новый человек. (С него и начинается Возрождение.) Место его рождения не вызывает сомнений - Италия. Сроки устанавливают чаще всего в промежутке между 1300 и 1350 гг. Иногда дату называют с точностью до месяца и дня: 8 апреля 1341 г., на Пасху. В этот день на Капитолийском холме сенатор Рима увенчал лаврами великого Франческо Петрарку. Такая церемония чествования поэта существовала в античной древности, но уже много веков не возобновлялась. Петрарка возложил венок на алтарь главного римского храма - собора Святого Петра. Античный ритуал совершился в новом обрамлении: поэт предлагал не вернуться к античности, но соединить античный идеал гармоничной личности с христианской духовностью. Мерилом времени, которое прежде мыслилось подвластным Богу, становится история человеческих дел. Это смело и ново, хотя осознаётся скорее как одно из следствий возрождаемой античной мудрости: человек есть мера всех вещей. В Средние века были очень распространены сочинения на тему «О презрении к миру», что означало и презрение к человеку. На смену приходят трактаты и речи иного содержания - «О достоинстве человека». Центр мирового устройства сместился в умах по направлению к личности, баланс сил нарушился в её пользу.

Баткин Л.М. в своей работе «Итальянское возрождение в поисках индивидуальности» говорит о том, что «само Возрождение «не могло» достроить героическое и натуралистическое понимание индивида до понятия личности. Это вообще не было его задачей. Идея личности, не прорываясь во «внешнюю речь» Возрождения, остается всецело моментом внутренней его речи, в которой слиплись (одномоментны) античный, средневековый и новоевропейский культурные смыслы. А именно: «благородство» индивида, его «универсальность», его отличие от всех других индивидов, его «природность», его «божественность», его «бренность», «вечность», земная «слава», «доблесть», «фортуна» и пр.

Баткин пишет, - «это мышление как бы одними предикатами. Логический субъект подразумевается с тем большей интенсивностью, что он не называется, не определяется. Предикатами буйно обрастает пустое место. Но место не пустое, оно - нечто, что порождает предикаты - оно их возможность.

Неполнота, неготовность, неявность ренессансной личности, строящей себя (культурологически) с краев и по частям,- не какая-то ее неполноценность, «незрелость» в сравнении с личностью Нового времени. Напротив, именно в этом - исторически-особая зрелость и мощь, то, что делает ее «титанической», «безграничной», словом, ренессансной».

Индивид отпадает от внешнего мира. Больше нет его естественной включенности изнутри в мировой порядок вещей. Нет слияния с этим макрокосмом или уподобления ему. Это означает, что индивид попадает в положение отстраненного наблюдателя. Натурфилософия становится гносеологией, т. е. учением об «отношении субъекта к объекту». До XVII в. не слыхивали ни о каком «объекте». Возникает наука в современном смысле слова, руководствующаяся критериями «научности». До XVII в. под наукой понимали осведомленность, ученость, но понятия не имели ни о какой «научности» и ее строгостях.

В культурном же плане (и, в частности, в нравственном) отделение человека от внешнего мира парадоксально означает, что отныне на индивида ложится тяжкая личная ответственность за этот мир.

Отделившись от внешнего мира, личность тем самым устанавливает с ним некое своеобразное и эффективное отношение. Внешний мир в ней овнутряется. А ее внутреннее состоит не только в мыслях и выражается не только словами. Срабатывает обратная связь. Личность есть, конечно, рефлексия; но благодаря суверенности личность онтологична. Личность есть последняя истина своего существования. О своеобразии личности можно, судить по ее отношениям с миром, развивающимися биографически, по свойственному только ей способу отвечать на вызов обстоятельств, короче, судить, ничего непосредственно не зная о рефлексии, но исходя из фактов. Ибо это - в случае с личностью - всякий раз сросшиеся с нею, относящиеся только до нее, насквозь индивидуальные факты.
С этой точки зрения личность заявляет о себе поступками, и она такая, как поступает. Как говаривал Дон Кихот: «Каждый сын своих дел». Здесь речь идет именно о личных поступках, а не о действиях, пусть и пропущенных через рефлексию, но внушенных верой в норму и утверждающих Смысл, которому причастен индивид. То есть собственно-индивидно здесь скорее переживание и осмысление действий, но не действия. В поступках, напротив, выражается смысл, причастный индивиду, восходящий к тайне его оригинальной личности и потому порой труднообъяснимый, словно бы не мотивированный, не отрефлектированный. Но сам человек говорит: «Просто я иначе не могу». Или: «Принимайте меня таким, каков я есть». И окружающие часто это тоже ощущают и соглашаются: «Да, в этом он весь». Он - а не Истинная Мудрость или Провидение, которому он послушен. Разумеется, отсутствие рефлексии - мнимое. В поведении личности, в принципе, все существенное окрашено и подготовлено раздумьями всей жизни, уникальной логикой этой судьбы. Культура эпохи Возрождения получила название гуманизма (от лат. человеческий, человечный). Этим термином обозначалась светская образованность в противовес богословско-схоластической. Отличительная черта новой культуры - признание интересов и прав человеческой личности, игнорировавшихся государственными феодальными порядками и религиозной моралью аскетизма.

Сегодня под гуманизмом понимается направление общественной мысли, характеризующейся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность общественных отношений.

Понятие «гуманизм» означает признание человека высшей ценностью, воплощает дух человеколюбия. Этим термином обозначают философию эпохи Возрождения. Однако тогда существовало лишь слово «гуманист»: оно указывало на изменившийся характер образования. Новые люди посвящали себя не богословию - постижению Бога, а расширению знания о земном и человеческом (лат. studia humanitatis). Вершиной мудрости гуманисты считали литературу и философию античности, созданную на классической, «золотой», латыни (противопоставляемой вульгарной латыни Средневековья).

Было бы неверно, впрочем, думать, что гуманисты проводили время исключительно в библиотеке или архиве. Новое знание они, особенно вначале, спешили внести в жизнь. В разнообразии деятельности и выявляется, по их представлению, разносторонне развитая личность (лат. homo universalis), которая более всего ценит свободу и достоинство и, естественно, более всего ненавидит тиранию в государственной жизни и лицемерие в нравственной.

Первые итальянские - точнее, флорентийские - гуманисты вплоть до 30-х гг. XV в. активно отстаивают это убеждение именно как гражданской принцип. На протяжении нескольких поколений гуманисты традиционно занимали во Флоренции пост канцлера республики. Они выполняли роль политических советников, воспитателей общества и своими памфлетами порой пугали внешних врагов больше, чем военная сила. Но постепенно (во Флоренции с приходом к власти семейства Медичи в 1434 г.) гражданские идеи тускнеют; местом деятельности гуманиста становится не зал заседаний совета республики, а загородная вилла, где он беседует с друзьями. Гуманист выступает уже не в роли оратора, а в роли философа.

Граф Пико делла Мирандола (1463-1494) предлагает обобщить мудрость человечества в едином учении и создаёт самый прославленный трактат на тему «О достоинстве человека». Однако на практике оказывалось всё труднее примирять принцип деятельности с утверждением нравственно достойной личности. Знаком кризиса стало учение Никколо Макиавелли. Автор печально знаменитого трактата «Государь» (1513 г.), Макиавелли вошёл в историю как защитник тезиса: «Цель оправдывает средства». Опираясь на него, политический деятель мог легко оправдать любые свои злодеяния величием намеченной цели - такой, например, как создание мощного государства или достижение всеобщего счастья. Может ли создатель подобной теории, отделившей политику от морали, считаться гуманистом? Макиавелли, безусловно, был им - по характеру образованности и по складу личности. Его идеи рождались в отчаянной исторической ситуации; стало очевидным, что Италия, с которой связывали мечтания несколько поколений гуманистов, гибнет, так и не сумев достичь политической целостности и защитить себя от врагов. Оставалось искать столь же отчаянных средств - и прежде всего надеяться на сильную личность, способную спасти страну. В этом тогда виделась великая цель; ради неё, полагал Макиавелли, можно пойти на всё.

Эпоха родилась с мечтой о единстве деятельности и нравственного достоинства, а закончилась трагическим разочарованием. Впрочем, когда в Италии уже пережили крушение иллюзий, в других странах Европы лишь начинали мечтать о той же гармонии. Англичанин Томас Мор даже дал мечте имя - Утопия, в книге с таким же названием (1515-1516 гг.).

Вся эпоха Возрождения была утопической по характеру, т. е. исполненной надежды на осуществление в реальности человеческого идеала. Если Мор вёл речь о построении справедливого и разумного общества, то другая знаменитая утопия - «Город солнца» (1602 г.) Томмазо Кампанеллы (1568-1639) - проникнута «природной идеей». Залог счастья соляриев, жителей солнечного города, в любви к природе и готовности овладеть её законами с помощью науки.

Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. «Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А.К.Дживелегов,- имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется». В традиционном христианском понимании человек - это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески искоренять собственную материальную природу, являющуюся источником греха. Все же свои помыслы он должен посвятить лишь одному - любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.

Итак, с конца XIII - начала XIV в. сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит антропоцентризм Возрождения, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом.

Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.

Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

С наступлением эпохи Возрождения человек вновь подвергается кардинальному изменению, и этого нельзя не заметить, с новой силой разгорается интерес к древнему искусству и литературе. На базе достижений древности складывается новая литература и новое изобразительное искусство, и не только.

В эпоху Возрождения вновь появляются эпикурейцы, стоики, преисполненные верой в природу пантеисты, скептики и атеисты. И впервые у молодых германо-романских народов все эти оттенки жизненной настроенности и веры выступают открыто в ясном свете дня, с открытым забралом. Лоренцо Балла, Эразм, Макиавелли, Монтень, Юстус Липсиус, Джордано Бруно выражают различные жизненные позиции человека. От лиц итальянских тиранов исходит дьявольское соблазнительное сияние атеизма и эпикуреизма и среди правителей старых монархий также появляется новый тип свободной духовной, проникнутой идеями Возрождения образованности, представителем которой в средние века был только Фридрих II. Вообще теперь, в этом свободном воздухе, когда новый гуманистический дух требует жизни, которая может быть прочувствована в фантазии, увеличивается многообразие характеров. Постепенно появляются совершенно различные типы жизненного поведения: набожный католик, различные его типы вплоть до иезуита, индепендентская вера протестанта как единая воля, идущая от Бога и в качестве таковой подчиненная лишь Божьему суду, оттенки этой веры в направлении деизма в сектах, основывающийся на силе разума философ, следующий Эпикуру сдержанный светский человек и, наконец, атеистически настроенный чувственный человек. И одновременно среди всех этих типов возникает углубленная энергия мышления о человеке и о моральном законе. Представители церковных партий высказываются в научной философской форме вплоть до позднего XVII в.; так среди иезуитов появляются Беллармин, Суарес, Мариана, среди ораторианцев - Мальбранш, среди янсенистов - Паскаль, Арно, Николь, среди французских гугенотов - выдающиеся юристы и ученые-государственники того времени, среди ремонстрантов - Гуго Гроций.

Литература и изобразительное искусство в эпоху возрождения стали основными изобразительными средствами в искусстве. Самым важным объектом для изображения стал человек. Особенностям жизни человека уделяли внимание все больше и больше. В огромной мере этому способствовало развитие христианской культуры.

Возрождение в литературе, началось несколько ранее чем в изобразительном искусстве, а потому, литература дала более яркие плоды.

Подводя итоги, следует еще раз сказать, что человек поверивший в свои силы способен достигнуть в искусстве большего, чем человек средневековья.


Список использованной литературы


1.Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Отв. ред. С.С. Аверинцев; АН СССР. - М. : Наука, 1989. - 270, с. - (Научно-популярная литература. Серия "Из истории мировой культуры"). - Библиогр. в примеч.: с. 248-271.

2.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / Л.М. Баткин. - М. : Наука, 1978. - 199 с. - (Из истории мировой культуры).

Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт: [Пер. с нем. / Вступ. ст. и коммент. К.А. Чекалова; Послесл. А.Е. Махова, с. 474-509]. - М. : ИНТРАДА, 1996. - 523, с. : ил.

Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: учеб. пособие / под ред. В.Л. Полякова, Н.И. Элиасберга. - СПб. : Специальная литература, 1996. - 564 с.

Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: [В 2 кн.] Т.1. / А.К. Дживелегов. - М. : ТЕРРА - Кн. клуб: Республика, 1998. - 351 с.

Кристеллер П.О. Ренессансный образ мыслей и его источники (перевод с нем. на англ.), Н.-Й., 1979.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1982. - 623 с. : ил. - Библиогр.: с. 615-623.

Рутенберг В.И. Титаны Возрождения / [Послесл. М.Т. Петрова]; АН СССР. - 2-е изд. - М. : Наука, 1991. - 151, с. : ил. - (Серия "Из истории мировой культуры").

Человек в культуре Возрождения: [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения; [Редкол.: Л. М. Брагина (отв. ред.) и др.]. - М. : Наука, 2001. - 262, с., л. ил. - Библиогр. в примеч. в конце ст.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Что такое Эпоха Возрождения?


Эпоха Возрождения – это имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Приходится - в Италии - на начало XIV (повсеместно в Европе - с 15-16 вв.) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Отличительные черты эпохи Возрождения - это антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Также сюда относится светский характер культуры. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения». Отсюда, собственно, и появилось название столь важного периода времени. Выдающимися деятелями Ренессанса можно назвать бессмертного Микеланджело, Никколо Макиавелли и всегда живого Леонардо да Винчи.

Литература эпохи Возрождения — крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения.

Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.

Помимо гуманистических идей, в литературе эпохи Возрождения зарождаются новые жанры, и формируется ранний реализм, который именован «реализм Возрождения». Как можно увидеть в произведениях Рабле, Петрарки, Сервантеса и Шекспира, литература этого времени наполнилась новым пониманием человеческой жизни. В ней демонстрируется полное неприятие рабской покорности, коею проповедовала церковь.

Писатели представляют человека как высшее создание природы, раскрывая богатство его души, ума и красоту физического облика. Для реализма Ренессанса характерна грандиозность образов, способность к большому искреннему чувству, поэтизация образа и страстный, чаще всего высокий накал трагического конфликта, демонстрирующего столкновение человека с враждебными силами.

Для литературы эпохи Возрождения характерны разнообразные жанры, но все же кое-какие литературные формы доминировали. Самой востребованной была новелла. В поэзии наиболее ярко проявляется сонет. Также высокую популярность получает драматургия, в которой наиболее прославились испанец Лопе де Вега и Шекспир в Англии. Нельзя не отметить высокого развития и популяризации философской прозы и публицистики.

Эпохальному периоду в истории мировой культуры, который предшествовал Новому времени и сменил дали название Ренессанс, или Возрождение. История эпохи берет свое начало на заре 14 века в Италии. Несколько столетий можно охарактеризовать как время становления новой, людской и земной картины мира, имеющей по своей сути светский характер. Прогрессивные идеи нашли свое воплощение в гуманизме.

Годы эпохи Возрождения и понятие

Поставить конкретные временные рамки для данного феномена в истории мировой культуры достаточно сложно. Объясняется это тем, что в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки. Одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. С последним, кстати говоря, и связано название этого периода. Происходит возрождение ее внедрение в европейский мир.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Данный виток в развитии культуры человечества произошел в результате изменения европейского общества и отношений в нем. Важную роль играет падение Византии, когда ее граждане массово бежали в Европу, принося с собой библиотеки, различные античные источники, неизвестные ранее. Увеличение количества городов привело к усилению влияния простых сословий ремесленников, купцов, банкиров. Активно стали появляться различные центры искусства и науки, деятельность которых церковь уже не контролировала.

Первые годы эпохи Возрождения принято отсчитывать с ее наступлением в Италии, именно в этой стране началось данное движение. Начальные его признаки стали заметны в 13-14 веках, но твердые позиции оно заняло в 15 веке (20-е года), достигнув максимального расцвета к его окончанию. В эпохе Ренессанса (или Возрождения) выделяют четыре периода. Остановимся на них более подробно.

Проторенессанс

Данный период датируется приблизительно второй половиной 13-14 века. Стоит заметить, что все даты касаются Италии. По сути, данный период представляет собой подготовительный этап Возрождения. Его условно принято делить на два этапа: до и после смерти (1137 год) Джотто ди Бондоне (скульптура на фото), ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника.

Последние годы эпохи Возрождения данного периода связаны с эпидемией чумы, которая обрушилась на Италию и всю Европу в целом. Проторенессанс тесно связан со средневековьем, готическими, романскими, византийскими традициями. Центральной фигурой принято считать Джотто, который наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло ее развитие.

Период раннего Возрождения

По времени он занял восемьдесят лет. Ранний годы которого характеризуются весьма двояко, пришелся на 1420-1500 гг. Искусство еще не отреклось окончательно от средневековых традиций, но активно добавляет элементы, позаимствованные у классической древности. Словно по нарастающей, год за годом под влиянием меняющихся условий социальной среды, происходит полный отказ художниками от старого и переход к античному искусству в качестве основной концепции.

Период высокого Возрождения

Это вершина, пик Ренессанса. На данном этапе эпоха Возрождения (года 1500-1527) достигла своего апогея, и центр влияния всего итальянского искусства переместился в Рим из Флоренции. Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II, который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время настоящие титаны эпохи Возрождения создают свои шедевры, которыми весь мир восхищается и поныне.

Позднее Возрождение

Охватывает временной отрезок с 1530 по 1590-1620 годы. Развитие культуры и искусства в данный период настолько неоднородно и разнообразно, что даже историки не сводят его к одному знаменателю. По мнению британских ученых эпоха Возрождения окончательно угасла в тот момент, когда произошло падение Рима, а именно в 1527 году. погрузилась в Контрреформацию, которая поставила «крест» на всяком свободомыслии, в том числе и воскрешении античных традиций.

Кризис идей и противоречия в мировоззрении в итоге во Флоренции вылились в маньеризм. Стиль, который характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, свойственного эпохе ренессанса. К примеру, у Венеции была своя собственная дорога развития, там до конца 1570-х годов работали такие мастера, как Тициан и Палладио. Их творчество осталось в стороне от кризисных явлений, характерных для искусства Рима и Флоренции. На фото полотно Тициана «Изабелла Португальская».

Великие мастера эпохи Ренессанса

Три великих итальянца - это титаны эпохи Возрождения, ее достойный венец:


Все их произведения - это лучшие, отборные жемчужины мирового искусства, которые собрала эпоха Возрождения. Года идут, сменяются столетия, но творения великих мастеров - вне времени.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»