Создание общества соединенных славян. «Общество соединенных славян»

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В конце лета 1825 г. члены Южного общества, охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной и очень важной вестью. Оказывается, бок о бок с ними уже давно существует другая тайная организация - Общество соединенных славян, о которой они раньше и не подозревали.

Общество соединенных славян имело самостоятельную историю. Первоначально это было Общество первого согласия, возникшее весною 1818 г., одновременно с Союзом благоденствия, но совершенно независимо от него.

Члены «Общества первого согласия», основанного в местечке Решетиловка Полтавской губернии, и не подозревали, что где-то в Москве, среди гвардейской молодежи формируется новое тайное общество - Союз благоденствия.

Общество первого согласия было основано юнкером Петром Борисовым , который, по собственному признанию, «с младенчества был влюблен в демократию» и с детства стал питать «любовь к вольности и народодержавию». Поэтому можно предположить, что Общество первого согласия, вероятно, ставило перед собой и какие-то политические цели, а не ограничивалось лишь моральными целями личного самоусовершенствования и «очищения религии от предрассудков», как показывали о том его члены на следствии.

Однако вскоре общество перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы с республиканской программой. Оно имело устав и письменное клятвенное обещание, к сожалению, не дошедшее до нас.

Петр Борисов был страстным противником крепостного права: «Несправедливости, насилие и угнетения помещиков, их крестьянам причиняемые, рождали всегда во мне подобное чувствование и укрепляли в моем уме либеральные мысли».

Но вновь найденные формы тайного общества и его новая программа вскоре перестали удовлетворять молодую организацию. Она искала более отчетливого самоопределения, более ясных задач.

В 1823 г. полк, в котором служили Петр и Андрей Борисовы, стоял в Новоград-Волынске. В этом году молодой шляхтич Юлиан Люблинский, студент Варшавского университета, за участие в польском революционном движении был в цепях приведен из Варшавы в свой родной город Новоград-Волынск и отдан под надзор полиции. Борисовы, еще раньше знакомые с его родственниками, быстро завязали через них знакомство и с высланным из Варшавы студентом; вскоре, посвятив его в тайну, они нашли в нем внимательного участника своих споров и рассуждений, связанных с поисками новых программных установок и форм тайной организации. Люблинский, как, впрочем, и они сами, критиковал незрелость и неясность их общества. В сотрудничестве с Люблинским братья Борисовы выработали новую цель: всеславянское революционное единение. Было решено вместо «Друзей природы» организовать тайное Общество соединенных славян, чтобы объединить все славянские народы, освобожденные от крепостного права.

Целью общества стало теперь объединение всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию. Членами федерации должны были быть следующие страны: «Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация». Венгров члены общества считали славянами.)

Как говорится в замечательном документе истории Общества соединенных славян-в так называемых «Записках» Горбачевского, фактически являющихся коллективным трудом, написанным под руководством и при ближайшем участии основателя общества Петра Борисова .

«предполагалось с точностью определить границы каждого [славянского] государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза и для изменения, в случае надобности, общих коренных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений».

Таким образом, каждый из объединяемых славянских народов должен был иметь особую конституцию, отвечающую его национальным традициям и местным условиям. Где-то в центре федерации основывалась столица великого славянского федеративного Союза. Тут ежегодно должен был собираться съезд представителей всех славянских республик для решения общих дел. Члены Общества соединенных славян представляли себе свою федерацию как мощное политическое объединение, полное оживленной деятельности, с бурно растущей промышленностью и кипучей торговлей, крупнейшими портовыми городами. Четыре моря должны были омывать берега федерации: Черное, Белое, Балтийское и Адриатическое. Как символ этого, четыре якоря находились в предполагаемом гербе славянской федерации и изображались на печати общества. Их рисунок сохранился в архиве следствия над декабристами.

Клятва членов Общества соединенных славян была составлена по образцу карбонарских клятв . Вступающий в организацию член давал обет бороться «для освобождения себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому». Он клялся: «...самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения»; «Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу послед-

ний вздох свободе и братскому союзу благородных славян». Были разработаны и особые «Правила соединенных славян», отмеченные стремлением к решительным революционным действиям: «Не надейся ни на кого, кроме твоих друзей и своего оружия. Друзья тебе помогут, оружие тебя защитит»,-гласило первое правило. При этом слово «оружие» было зашифровано изображением солдатского штыка.

Необходимо отметить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ: «...в народе искали они помощи, без которой всякое изменение непрочно; собственным же своим положением убеждались, что частная воля, частное желание ничтожны без сего всемощного двигателя в политическом мире»,-пишет мемуарист Славянского общества. «Славяне» были противниками военной революции. Они полагали, что военные революции «бывают не колыбелью, а гробом свободы, именем которой совершаются».

Эти особенности отличают Общество соединенных славян от остальных обществ декабристов. Их революционность несколько отличается от дворянской революционности: некоторые черты славянской идеологии сближают ее с идеологией разночинской демократии.

«Славянский союз носил на себе отпечаток какой-то воинственности»,-говорится в «Записках» Славянского общества. «Страшная клятва, обязывающая членов оного посвящать все мысли, все действия благу и свободе своих единоплеменников и жертвовать всей жизнью для достижения сей цели, произносилась на оружии; от одних своих друзей, от одного оружия славяне ожидали исполнения своих желаний; мысль, что свобода покупается не слезами, не золотом, но кровью, была вкоренена в их сердцах, и слова знаменитого республиканца, сказавшего «обнаживши меч против своего государя, должно отбросить ножны как можно далее», долженствовали служить руководством их будущего поведения».

Члены Славянского общества отличались от членов Северного и Южного обществ декабристов и по своему имущественному положению. Они в основном принадлежали к малоимущему дворянству, подчас совсем разорившемуся. Сами члены Славянского общества, как правило, не владели ни землей, ни крестьянами, родители же их в

большинстве случаев или были безземельными дворянами, или владели ничтожным количеством земли и крестьян. «За отцом его крестьян три души»,-значится, например, в формуляре члена Славянского общества поручика Лисовского. По сведениям, собранным губернатором после ареста Лисовского, его мать и сестра жили в Кременчуге «в маленьком деревянном домике, составляющем все их благосостояние», и содержали себя «собственными трудами» - «шитьем женской одежды, белья и прочего». Основатели общества, братья Борисовы - сыновья отставного майора 8-го класса, живущего на скудный казенный «пансион» (т. е. пенсию) в 200 рублей в год: отец имел дополнительный заработок в качестве провинциального архитектора. Большинство членов Славянского общества жили «с одного жалованья» и еще.содержали подчас на него своих родных. Так, после ареста члена Славянского общества Бечаснова его мать, «дворянка Бечаснова», осталась без всяких средств: единственным ее имуществом было «необходимое одеяние», и ее из жалости приютило одно знакомое дворянское семейство.

Среди «славян» был даже крестьянский сын Павел Фомич Выгодовский (настоящая фамилия Дунцов): он подделал дворянское свидетельство, чтобы поступить на службу в канцелярию волынского губернатора. Член Южного общества М.П. Бестужев-Рюмин организовал присоединение Общества соединенных славян к Южному обществу. Это произошло.в военных лагерях около местечка Лещин, во время летних сборов для маневров. Бестужев-Рюмин провел со «славянами» несколько заседаний, где возникли бурные прения в связи с изложенной Бестужевым программой Южного общества. «Славяне», как сказано, были противниками военной революции, сторонниками народного выступления и врагами диктатуры. Однако близость открытого революционного выступления и жажда принять участие в революции побудили «славян» дать согласие на вступление в Южное общество.

Главное, что привлекало их к Южному обществу,- его демократические идеи, ярко обрисованные Бестужевым-Рюминым во время присоединения Славянского общества к Южному. «Славянин» Петр Борисов понял его так: «Целию сего общества есть введение в России чистой демократии, уничтожающей не токмо сан монарха,

но и дворянское достоинство и все сословия, и сливающей их в одно сословие - гражданское» .

Многие из «славян» дали особую клятву участвовать в цареубийстве; был составлен список цареубийц, принесших клятву выполнить это революционное поручение. Так была заложена основа «cohorte perdue», задуманной еще ранее Постелем и Луниным.

«Славяне» составили в Южном обществе особую «славянскую управу» и стали деятельно готовиться к выступлению.

Важно все же отметить, что Общество соединенных славян не рассталось со своей заветной целью освобождения и объединения славянских народов, когда влилось в Южное общество декабристов. «Славяне», по выражению «Записок», утешали себя надеждой, «что после переворота мысль Славянского союза воспрянет и с новою силою заставит трудиться для освобождения славянских народов». Важно и другое: члены Южного общества во время объединения не чуждались славянской цели, а, наоборот, отозвались о ней весьма сочувственно, только полагали ее более отдаленной, нежели цель освобождения самой России от крепостничества и самодержавия. Член Южного общества Бестужев-Рюмин произнес на объединительном заседании замечательные слова о том, что «преобразование России необходимо откроет всем славянским племенам путь к свободе и благоденствию, что соединенные общества удобнее могут произвести сие преобразование, что Россия, освобожденная от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского союза- освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные-правления и соединить всех федеративным союзом».

Таким образом, «славяне» не расстались со своей главной целью, а лишь отодвинули ее в будущее и справедливо сочли первоочередной целью освобождение России от крепостного права и самодержавия, чтобы затем, как они предполагали, перейти к работе над объединением свободных славян.

Примечания:

) Дальше этот документ называется «Записки» Славянского общее г-ва. Они издавались несколько раз: Записки неизвестного. (Из Общества соединенных славян).-Русский архив, 1882, кн. 1, вып. 2, с. 435-555; Записки декабриста И. И. Горбачевского. М, 1916, 324 с.; Записки и письма декабриста И. И. Горбачевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1925, 399 с.; Горбачевский И. И. Записки. Письма. М, 1963, 354 с.

) Карбонары, или карбонарии, были известными в то время участниками итальянского демократического движения, борцами за освобождение Италии от иноземного ига и за воссоединение ее. Они собирались в лесах у тлеющих костров. От итальянского слова «карбо» - уголь - и произошло название этих революционеров (карбонары - угольщики).

) Восстание декабристов. М., Л., 1926, т, 5, с. 54

В конце лета 1825 г. члены Южного общества охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной новостью о существовании другой тайной организации - Общества соединенных славян.

Оно имело собственную историю, возникшее 1818 г. основанного в местечке Решетиловка Полтавской губернии юнкером Петром Борисовым и его братом Андреем. Начиналось все с политических целей, но вскоре перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы. Оно имело устав и письменное клятвенное обещание. Однако спустя какое-то время в сотрудничестве с Люблинским братья Борисова выработали новую цель: всеславянское революционное единение. Теперь их цель была объединением всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию.

Необходимо отметить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ,и были противниками военной революции.

Эти особенности отличают Общество соединенных славян от остальных обществ декабристов.

«Славянский союз носил на себе отпечаток какой-то воинственности»,-говорится в «Записках» Славянского общества.

Члены Славянского общества также отличались своим имущественным положением. Они в основном принадлежали к мало имущественному положению.

Член Южного общества М.П. Бестужев-Рюмин организовал присоединение Общества соединенных славян к Южному обществу.

Главное что их привлекало в Южном обществе так это его демократические идеи.

«Славяне» составили в Южном обществе особую «славянскую управу» и стали деятельно готовиться к выступлению. Таким образом, «славяне» не расстались со своей главной целью а лишь отодвинули ее в будущее и справедливо сочли первоочередной целью освобождение России от крепостного права и самодержавия.

Междуцарствие. План Государственного переворота

Между тем события обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше тех сроков, которые были ими определены.Все резко изменилось осенью 1825 г.

В ноябре 1825 г. умирает Александр I.Сына у него не было и наследником престола являлся его брат Константин. Но Константин отрекся от престола из-за невозможности передать престол своим потомкам, это держали в тайне потому что наследником должен был стать следующий брат, Николай – грубый и жесткий, ненавидимый в армии.

Формально новым императором являлся Константин I,но его брат боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, объявил себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга Николаю I.

Декабристы еще при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. Этот момент наступил. В то же время им становится известно что их предали и доносы предателей Шервуда и Майбороды уже лежали на столе императора.

Члены тайного общества приняли решение выступать.

Был разработан следующий план действия.14 декабря, в день «переприсяги»,на площадь выйдут революционные войска под командованием тайного общества. Диктатором восстания был выбран гвардии полковник князь Сергей Трубецкой. Войска отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскую площадь. Именно на нее потому что здесь находится сенат, тут сенаторы 14 декабря будут присягать новому императору. Силой оружия, если не захотят добром надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу в котором объявлялось «уничтожение бывшего правления» и учреждение Временного революционного правительства.

Было решено как только восставшие войска блокируют Сенат, революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требования не присягать новому императору Николаю I и издать революционный Манифест.

Новгород-Волынский (Украина). В 1825 г. это общество вошло в состав Южного общества.

Доносы на тайные общества : Впервые Александр I был осведомлен о существовании политической конспирации в России, т.е. о Союзе спасения и «московском заговоре», в январе 1818 г. Источник и пути получения этих сведений до сих пор остаются невыясненными. Самые же информативно насыщенные доносы император получил на Союз благоденствия. Это – доносы А.Н.Ронова, М.К.Грибовского, И.М.Юмина. Однако ни один из указанных доносов не имел радикальных последствий для «Тайного общества». Донос А.Н.Ронова был признан ложным, а сам доноситель в глазах монарха представлен моральным релятивистом. Согласно записке М.К.Грибовского, Александр I получил информацию о либерально-просветительском обществе, направленность деятельности которого почти совпадала с его планами долговременной социально-экономической и идеологической подготовки к проведению кардинальных реформ. Донос И.М.Юмина был по существу «заглушен» руководством 2-ой армии, и усилена дисциплинарная составляющая «дела» В.Ф.Раевского и М.Ф.Орлова. В 1825 г. Александру передали два доноса – Бошняка и Шервуда . Император в конце жизни намеревался арестовать только нескольких лиц, указанных в доносе И.В.Шервуда, чтобы посредством их получить более полные сведения о политической конспирации, прежде всего, списки членов и документы.

Таким образом, основным источником информационного обеспечения правительства о «Тайном обществе» декабристов являлись доносы членов политической конспирации по собственной инициативе, донесения секретных агентов И.В.Васильчикова и И.О.Витта, агентурные сведения чиновников секретной полиции, а также перлюстрация. Военное командование в Петербурге – П.М.Волконский и М.А.Милорадович, а также министр внутренних дел В.П.Кочубей – с начала ноября 1820 г.

были информированы о существовании «Тайного общества». Однако государственные деятели, считая сведения доносителей недостаточно обоснованными, невольно дезинформировалиАлександра I. Военачальники 2-й армии – П.Х.Витгенштейн, П.Д.Киселев, И.В.Сабанеев – с 1822 г. также имевшие сведения о деятельности членов политической конспирации в своих войсках, стремились уйти от ответственности и обезопасить себя от обвинения за «разложение» своих армейских частей. В донесениях в Петербург они демпфировали (уменьшили) политическую составляющую дела и усиливали дисциплинарную. В этой ситуации Александр I, имея агентурные сведения о деятельности, политических целях и даже цареубийственных планах «Тайного общества», не стремился проводить репрессивные мероприятия, а делал ставку на агентурную «работу» по сбору информации и поиску документов.

В новейших исследованиях оно объясняется стремлением Александра I не «оповещать мир о противостоящей ему оппозиции, создавать прецедент».

В обстановке международной нестабильности громкий политический процесс был не выгоден императору, пытавшемуся строить свои взаимоотношения с западными партнерами на условиях доминирования России в европейской политике.

Узкая социальная опора

Малочисленность декабристов

Не считали возможным привлечь народ к борьбе

Отсутствие единства в рядах восставших

Пассивная тактика во время восстания

Ставка на заговор и военный переворот

Слабость пропагандистской деятельности

Отсутствие широкой поддержки в обществе, общество было недостаточно подготовлено к восприятию либеральных идей, дворянство в массе своей было консервативно

Считали, что историю делают сильные личности, недооценивали силу объективных обстоятельств, например, силу самодержавия, косность, консервативность, пассивность общества, не понимавшего актуальности поставленных декабристами задач.

Декабристы были политическими романтиками, верили в возможность быстрой реализации высоких политических и социальных идеалов.

Слабость российского либерализма.

У декабристов не было опыта политической борьбы, поскольку в России не было политических свобод.

Значение декабризма:

Декабристы поставили актуальные политические и социальные задачи : ограничение самодержавия, отмена крепостного права, введение гражданских свобод. Необходимость реформ была очевидна мыслящим людям в России.

Значимость решения поставленных декабристами задач подтвердила история России: в 1861 г. отменено крепостное право, в 1874 г. отменена рекрутчина, в 1865 г. ограничена цензура.

Идеи декабристов были восприняты русскими интеллектуалами, они повлияли на развитие русской мысли .

Патриотизм, бескорыстие и самоотверженность декабристов повлияли на формирование представлений о гражданской позиции, декабристы призывали к действию в интересах России . Декабристы первыми открыто повели борьбу за права человека в России и за интересы крестьянства, начали борьбу с деспотизмом самодержавия. Они дали пример самоотверженной борьбы за гуманистические идеалы, за интересы России .

Николай I осознал необходимость решения крестьянского вопроса, наведения правопорядка. Он создавал секретные комитеты для решения этих вопросов, а также II отделение.

Усиление охранительного начала в политике Николая I. С целью недопущения вооруженных восстаний он создал III отделение, боролся с инакомыслием.

Значителен был вклад декабристов в развитие просвещения и культуры Сибири.

Движение декабристов оказало значительное влияние на творчество Пушкина, Вяземского, др. поэтов и писателей.

Таким образом, последствия декабризма были неоднозначными.

Декабристы - это, как правило, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.
Но была еще одна — своеобраз-ная декабристская организация — Общество соединенных славян ,
впоследствии при-соединившаяся к Южному обществу.

Вскоре после организации Союза благоденствия, но совершенно независимого от него, в армии возникла самостоятельная небольшая тайная организация — Общество первого согласия . Оно было основано 13 мая 1818 года в местечке Решетиловка Пол-тавской губернии тремя юнкерами — братьями А.И. и П.И.Борисовыми и Волковым. Через некоторое время общество перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы с республиканской программой.

В 1823 году в Новград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (высланного из Варшавы за причастность к антиправительственной деятельности на базеОбщества друзей природы) было решено вместо прежнего, изжившего себя кружка организо-вать Общество соединенных славян с целью революционного объединения всех сла-вянских племен в одну федеративную республику. Членами всеславянской федера-ции по их замыслу должны были стать Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Далмация, Кроация . Каждая из вошедших в фе-дерацию стран должна будет выработать свою, приспособленную к особенностям собственного народа конституцию. Предполагалось бурное развитие промышленности, торговли, строительство торговых портов на берегах Черного, Балтийского, Белого и Адриатического морей.

Вступающий в организацию член давал обет бороться «для освобождения себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому». Он клялся: «...самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения »; «Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян ». Были разработаны и особые «Правила соединенных славян», отмеченные стремлением к решительным революционным действиям.

Постепенностали увеличиваться и ряды членов Общества. В числе первых были приняты В.А. Бечаснов, П.Ф. Выгодский, И.И. Горбачев-ский, И.И. Иванов; в 1824 году - В.Н. Соловьев, Ф.А. Жебровский, П.Ф. Громнитский, А.В. Усовский, Н.И. Красницкий; весной 1824 года принято еще несколько человек. В списках декабристов, осужденных Верховным уголовным судом, значатся 23 члена Об-щества соединенных славян.

Члены Общества соединенных славян по своему имущественному положению значительно отличались от участников Северного и Южного обществ декабристов. Подавляющее большинство из них — это малоимущие дворяне, часто не имевшие ни земли, ни крестьян и больше по форме, чем по существу, принадлежавшие к дворян-скому сословию. Чаще всего это были военные в небольших чинах, жившие «с одного жалования».

"Славяне" были последовательными противниками «рабства» кре-стьян — крепостного права. «Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь», — гласил их программный документ «Катехизис».Крепостное право славянами решительно отвер-галось и осуждалось. Желание освободить крестьян вылилось у них в предложение практической меры: определить некоторую часть общественной суммы на выкуп крепостных людей.
Революцию они считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ.

В сентябре 1825 г. Общество соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав особую «Славянскую управу» и его члены стали деятельно готовиться к выступлению.

Многие из «славян» дали особую клятву участвовать в цареубийстве; был составлен список цареубийц, принесших клятву выполнить это революционное поручение. Так была заложена основа «когорты обреченных», задуманной еще ранее П.Постелем и М.Луниным.

тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске (См. Новоград-Волынский) офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого согласия). В общество входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных документах общества («Правила», «Клятвенное обещание») содержалась идея добровольного соединения славянских народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Конечной целью общества было создание республики федерации славянских и соседних с ними народов (Россия, Польша, Богемия, Моравия, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация, Венгрия, Трансильвания), в которой верховная власть принадлежит собранию представителей от всех республик. Каждый народ должен был иметь конституцию, основанную на демократических принципах, с учётом его национальных особенностей. Ближайшей целью члены общества считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. К осени 1825 общество насчитывало около 50 член, среди которых были русские, украинцы, поляки. Наиболее деятельными из них являлись, кроме братьев Борисовых, И. И. Горбачевский, В. А. Бечаснов, Я. М. Андреевич, М. М. Спиридонов, В. Н. Соловьев, А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло и др. Отсутствие в программе конкретных задач не удовлетворяло значительную часть членов О. с. с. В сентябре 1825 оно по предложению членов Южного общества декабристов (См. Южное общество декабристов) С. И. Муравьева-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина соединилось с этим обществом на основе его программы. Многие бывшие члены О. с. с. активно участвовали в подготовке вооруженного выступления декабристов и в восстании Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание).

Лит.: Восстание декабристов. Материалы, т. 5, М. - П., 1926; Нечкина М. В., Общество соединенных славян, М. - Л., 1927; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Оксман Ю. Г., Из истории агитационно-пропагандистской литературы 20-х гг. XIX в., в кн.: Очерки из истории движения декабристов. Сб. ст., М., 1954.

Л. А. Сокольский.

  • - «ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ВОИНСТВЕННЫХ СЛАВЯН», черновой набросок стих. Л. , задуманного, по-видимому, в связи с первым посещением поэтом Новгорода в начале авг. 1832, во время поездки из Москвы в Петербург...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - первоначально появилась, вероятно, в греч. и латин. редакциях, так как известно, что некоторые, а в особенности западные славянские племена начали обращаться в христианство еще до времен Кирилла и Мефодия...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - древнерусское слово, которое означает народное собрание, сход с целью совещания. Слово это встречается и в памятниках церковно-славянских, но очень редко...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Вечерница - почти на всех славянских языках обозначает вечернюю звезду, Венеру, появляющуюся сейчас после заката солнца и очень часто светящуюся вместе с луной. Ее же называют утренницей, ютренницей, польск. jutrzenka...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - князь поморских славян: бодричей, вагров и полабов, сын Удо, воспитывался в монастыре св. Михаила в Люнебурге...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - круговая пляска славян, то же что ronde y французов. Скорая, веселая музыка К. имеет двухдольный размер...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни которого уходят в глубокую древность. Название "опhèна" мы встречаем в сербских грамотах XII в....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским...

    Большая Советская энциклопедия

  • - тайная революционная организация на Юге России. Создана в 1823 в Новоград-Волынском братьями А.И. и П.И. Борисовыми и Ю.К. Люблинским на основе тайного Общества друзей природы. Свыше 50 членов...

    Современная энциклопедия

  • - тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы. Св. 50 членов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - "общество соединённых слав"...

    Русский орфографический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 праславяне...

    Словарь синонимов

"Общество соединённых славян" в книгах

АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЛАСТЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ. ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВО

Из книги Демократия в Америке автора де Токвиль Алексис

АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЛАСТЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ. ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВО Легче понять свободу и равенство, свойственные Соединенным Штатам, чем бурлящую тамполитическую деятельность. - Эта деятельность охватывает всю страну;

Глава 5. Общество и культура восточных славян в эпоху раннего средневековья

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 5. Общество и культура восточных славян в эпоху раннего

1.2.5. Третье значение слова «общество» - человеческое общество в целом

автора Семенов Юрий Иванович

1.2.5. Третье значение слова «общество» - человеческое общество в целом Третье значение термина «общество» - все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание

1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом

автора Семенов Юрий Иванович

4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом Третье значение термина "общество" - все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных исследований

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

Общество соединённых славян

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) Декабристское восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами. Долгое время они разрабатывали проекты социальных

43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)

Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество) Дворянские революционеры – декабристы сделали шаг вперед в развитии освободительного движения и политико-правовой мысли.В 1821 – 1825 гг. были разработаны программные документы движения. Основными

Важней всего - погода в Сочи / Общество и наука / Общество

Из книги Итоги № 1 (2014) автора Итоги Журнал

Быть сему месту пусту / Общество и наука / Общество

Из книги Итоги № 5 (2012) автора Итоги Журнал

Быть сему месту пусту / Общество и наука / Общество В начале декабря «Итоги» напророчили: «В архитектурной среде мечтают: если ничего не строить на месте снесенной «России», откроются такие виды и панорамы, что и не снилось!» Речь идет об

8. Будущее Соединенных Штатов и открытое общество

Из книги Сорос о Соросе. Опережая перемены автора Сорос Джордж

8. Будущее Соединенных Штатов и открытое общество КК – Вы недавно сказали, что вы переносите свое внимание из Восточной Европы на Запад. Почему?ДС – После изменения режимов в Восточной Европе прошло 5 лет. На пике революции возможно было практически все. Я пытался

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»