Святая муч тавифа. Святая праведная тавифа иоппийская

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

С юга к Тель-Авиву примыкает Яффо – один из самых колоритных городов Израиля с богатой историей и увлекательными легендами. Это древний город, который связывают с именем одного из сыновей Ноя – Иафета, и драгоценное место для апостола Петра: от его дома небольшая тропинка убегала на холм, куда любил прогуливаться апостол. Сейчас там, вдали от суеты больших городов, уединился православный храм святой праведной Тавифы.

В начале XIX века, когда небольшой еврейский квартал еще не превратился в Тель-Авив, а в была всего одна улица вдоль моря, здесь была лишь гробница. Наверх все так же, как и во времена апостола Петра, вели узенькие мягкие тропинки, по которым паломники поднимались к гробнице праведной Тавифы.

Немного истории

В 1868 это место было принято в лоно православной миссии. Вскоре на участке был построен странноприимный дом, где паломники, держащие путь в Иерусалим, могли найти свое пристанище. А спустя 20 лет в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей Романовых и великой княгини Елисаветы Феодоровны там было положено основание будущему храму.

За строительство принялись искусные итальянские мастера, а необыкновенный цвет храма и византийский стиль ему придал сам архимандрит Антонин (Капустин), который долгое время был настоятелем посольских церквей в Афинах и в Константинополе, где изучал греко-византийское зодчество. В 1894 году храм был освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом в честь особо почитаемого в этом городе святого апостола Петра.

Спокойствие розовой колокольни

Шли годы, и время неумолимо оставляло свой отпечаток на всех зданиях подворья. К концу XX они заметно обветшали, и около 20 лет назад были начаты восстановительные работы. Мастера отреставрировали монастырский храм и колокольню. Настоятельский дом заиграл новым светом, а дорожка, ведущая к храму, оделась в новое каменное платье.

Омолодившийся храм, окруженный кедрами и кипарисами, возвысился над ними своей колокольней, а вокруг раскинулись сады с фруктовыми деревьями, где гуляют кошки, голуби и павлины. На деревьях пестрыми стаями щебечут попугаи, а покой охраняет пес Барон, устроившись в будке под апельсиновым деревом. Подворье превратилось в маленький цветущий рай, где слышна музыка света, цвета и веры.

Сейчас подворье находится в самом . Его высокая розовая колокольня, как маяк в море, виднеется между высокими зданиями города. И загадка этого места в том, как, находясь в такой близости от шумного мегаполиса, оно, в то же время, невообразимо далеко от него.

Это место, где останавливается время, где душа отдыхает, глаз наслаждается игрой цвета и света, а слух услаждают перезвоны колоколов. И тишина, удивительная тишина, наполняющая сады, проникает в душу и дарит покой и умиротворение. Пение птиц, легкий ветер и шепот фонтанов создают необычайную гармонию. А фантастический цвет церкви озаряет все вокруг и наполняет сердце ощущением сказки и чуда.

Жизнь церкви

Священник Игорь Пчелинцев

Ключарь подворья Святой Тавифы, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.

Оглушительный рев потряс скрытую ветвями вековых дубов келью на крутом склоне ущелья, где жили две немолодые монахини. Сестра Нина бросилась к окну, и тут же испуганно отпрянула от него. На маленькой полянке перед входом в келью сидела огромная медведица с поднятой вверх лапой. Она, словно показывала ее сестрам, и, раскачиваясь всем телом, ревела каким-то плачущим голосом. К окну подошла мать Елена и заметила, что из распухшей лапы торчит большая занозистая щепка. – Вон как плачет, – монахиня покачала головой. – Видать, больно… Ну, да что теперь поделаешь, надо ей помогать. Пойду, вытаскивать занозу. – Что ты, что ты, сестра!? – Нина в ужасе прижала руки к груди, – она же тебя съест! – Да с чего же это она меня съест? Видишь как ей больно? Посмотри, у нее же слезы в глазах! И как ни пыталась Нина удержать сестру, мать Елена все равно вышла за дверь… Еще давно, молоденькой послушницей, Елена, по благословению матушки игумении, закончила фельдшерские курсы и до тех пор, пока большевики в 1923 году не разогнали монастырь, лечила сестер и прихожанок своей обители. Привычным движением она вынула из походного стерилизатора пинцет и скальпель, перекрестилась на иконы и вышла на полянку. Осмотрев опухшую лапу, монахиня вздохнула: – Ну что же, милая, придется потерпеть. Без скальпеля тут, видно, не обойтись. Она взяла огромную когтистую лапу и попробовала сначала, раскачивая занозу, вытянуть ее вверх. Медведица, совсем как человек, закряхтела от боли. Но заноза сидела крепко и не сдвинулась с места. Пришлось сделать надрез. Из-под кожи хлынул ручей гноя и почерневшей крови. Огромная заноза была похожа на гарпун с расходящимися в стороны зазубринами, которые крепко удерживали ее под кожей. Промыв рану чистой водой, монахиня, за неимением других средств, смочила тампон освященным маслом и длинным куском старой простыни примотала к больному месту. – Ну, матушка, приходи теперь на перевязку, – старица бесстрашно погладила огромный медвежий лоб. И медведица, будто понимая человеческую речь, несколько раз благодарно качнула головой, словно благодарила за помощь. Держа навесу больную лапу и, смешно подскакивая на трех ногах, она заковыляла вниз по склону и быстро скрылась в колючем кустарнике. На следующее утро, когда мать Елена еще совершала свое келейное правило, в ее каморку постучалась с молитвой сестра Нина: – Матушка, поди-ка, посмотри в окно! Вот диво-то! Твоя пациентка пришла. Видно на перевязку. – Ничего, пусть подождет. Я скоро закончу правило. Медведица терпеливо сидела у самой двери, держа, как и прежде, навесу больную лапу. Мать Елена сделала ей перевязку, а затем, вынув из кармана передника кусок хлеба, положила его на ладонь. Пациентка осторожно, вытянув губы трубочкой, взяла с ладони угощение и долго, с нескрываемым удовольствием жевала, оценивая неведомое доселе лакомство. Так повторялось несколько дней. И вот, наконец, лапа исцелилась полностью, но медведица no-прежнему продолжала каждую неделю наведываться к монахиням. Она усаживалась посредине полянки у самой кельи и ожидала угощения. Но не всегда сестры могли угостить Венеру, – так прозвали медведицу, – хлебом. Нередко они и сами сидели без крошки. И тогда мать Елена, собрав в горшок разных съедобных трав, добавляла туда немного муки и, поварив несколько минут, угощала этой похлебкой медведицу. Случалось, что сестры забывали про гостью, и тогда Венера, подождав с полчаса, начинала нетерпеливо царапать толстую дубовую дверь до тех пор, пока о ней не вспоминали и не выносили хотя бы маленький кусочек чего-либо съестного. В результате, вся дверь кельи была покрыта глубокими царапинами от огромных когтей лесного зверя. В те послевоенные годы ни врачей, ни лекарств в Абхазии было не сыскать. Богобоязненные жители окрестных греческих селений Георгиевка, Чины и Апушта со всеми своими бедами и болезнями приходили к схимонахине Елене за советом и помощью. Множество людей: детей, и взрослых исцелила подвижница не только благодаря своим медицинским познаниям и богатой практике, но, как замечали очень многие, – молитвой, крестом, святым маслом и крещенской водой. Ранним утром, придя по холодку, несколько женщин ожидали матушку Елену недалеко от кельи. Вдруг из зарослей колючек показалась огромная голова медведя. От неожиданности женщины несколько секунд не могли открыть рот. Но затем громко, всем хором завизжали от ужаса и бросились к калитке. – Куда это вы? – мать Елена вышла на порог кельи и рукой сделала знак паломницам, чтобы они вернулись. Те в нерешительности остановились за оградой. – Да она ведь совсем ручная. Не бойтесь! Венера никого не тронет. – Мы боимся, матушка! Она такая большая! – Идите, идите сюда. Говорю же вам, эта медведица очень добрая и никому не причинит зла. Зная подвижническую жизнь старицы и, почитая ее как святого человека, засвидетельствованного от Бога даром прозорливости и исцелений, женщины поверили и осторожно вошли в калитку. – Ну, кто угостит Венеру хлебушком? – мать Елена обвела паломниц внимательным взглядом. Все молча, широко раскрытыми глазами смотрели то на монахиню, то на медведицу. Выйдя, наконец, из зарослей, Венера по-хозяйски уселась на поляне перед кельей в ожидании обычного лакомства. Из-за женских юбок показалась девочка лет шести: – Можно, я дам ей хлеба? Мать Елена положила на детскую ладошку кусок хлеба, и Венера, как всегда аккуратно, взяла хлеб губами. – Ой, как щекотно, – малышка засмеялась и отдернула ручку. Старица вынесла кукурузный початок, дала медведице и, похлопав ее по спине, сказала: – Ну, а теперь, Венера, иди. Мне сегодня некогда. Видишь сколько гостей! Грузно поднявшись, Венера шумно вздохнула и пошла прочь, вниз по склону. Случай из жизни схимонахини Елены († 1975 г.) и ее родной сестры – монахини Нины († 1968 г.), подвизавшихся в Абхазии с 1924 года в келье близ села Георгиевка в долине реки Джампал. Наталия Скоробогатько "Медведица схимонахини Елены"

Ее история — одна из самых невероятных в Священном Писании. Праведная Тавифа, как и четырехдневный Лазарь, была поднята Господом из гроба к земной жизни, но уже не Богочеловеком во плоти, а через святого апостола Петра. Ее возвращение из мира мертвых — это еще и свидетельство о деятельной силе новозаветной Церкви. Церкви, основанной Самим Христом.

"В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа" (Деян. 9:36-42). 6 ноября Православная Церковь празднует это событие, почитая память святой праведной Тавифы.

Ни один сюжет Священного Писания никогда не толковался экзегетами однозначно. В каждом из них, кроме описания страниц христианской истории, сокрыт и глубокий символический смысл. То, что до общего воскрешения мертвых из могил были воззваны праведники, еще раз свидетельствует: каждый будет судиться Всевышним по своим делам и по ним же оправдываться. Господь, конечно, пришел в первую очередь призвать грешников к исправлению, но затем наступает черед человека: "… сотворите же достойный плод покаяния" (Мф. 3:8). Раскаявшаяся блудница может спастись в Церкви только в том случае, если она с помощью своей новой веры навсегда забудет о блуде. И человек, всю жизнь подвизающийся социальным служением, придет этим путем к Небесному Иерусалиму, лишь относясь к своему послушанию, как праведная Тавифа.

Это тяжелый вопрос для тех, кто предпочитает "верить в душе", не веря на деле. Ведь жить по-христиански на самом деле всегда было очень трудно, особенно в языческие времена, когда выпало родиться этой святой. Не зря апостол Павел во многих своих посланиях просто-таки умоляет первых христиан жить в мире друг с другом и по-хорошему удивлять язычников своим благочестием, этим же обращая их в истинную веру. И праведных, то есть угодников, подвизавшихся в миру, в святках гораздо меньше, чем мучеников и даже преподобных. Никто не дерзает утверждать наверняка, какой путь к Богу тяжелее — стеснять себя в пустынничестве и тесной келье, или в миру с его соблазнами , живя семейной жизнью, пытаться подражать Безгрешному. Но, возможно, человек гораздо слабее, когда вокруг правят бал страсти. Поэтому пример святой праведной Тавифы настолько важен для мирян. Особенно во времена, когда язычество снова пытается взять верх. Пусть не в виде поклонения идолам, но как культ доллара и прочих удовольствий — точно…

Путь Тавифы, как и просветительницы Прискиллы, и диаконисы Фивы, чьи имена на все века остались в Священном Писании, — еще и прекрасный ответ на спорный ныне вопрос, каким должно быть служение женщины в Церкви. О нем же блестяще написала в своей книге "Дерзай, дщерь" мать N.: "Нам предстоит осуществить в совершенной полноте божественный дар материнства, всех детей Божиих, ближних и дальних, всех, кого Промысел втягивает в орбиту нашего бытия, жалея, воспитывая, баюкая, вразумляя и терпеливо доводя до Отчего дома". Для того, чтобы идти по стезе женщины-миссионера, не обязательно заучивать наизусть тома творений отцов, чтобы потом выдавать на-гора множество умных цитат к месту и не к месту. Иногда достаточно с любовью сшитой для близкого человека рубашки, доброго слова и простой искренней поддержки. В этом как раз и есть жизненное, практическое понимание того, о чем писали все отцы.

Творить много милостынь по мере сил, помня о том, что Господь невозможного не требует, — казалось бы, это проще всего. Но слово "милостыня", этимологически происходящее от "милость", подразумевает не только добровольное расставание с какой-либо материальной ценностью — оно не должно быть связано ни с гордыней, ни с желанием показать себя как великого благодетеля. И это не просто разовое оказание безвозмездной услуги, за которую наверняка и спасибо-то не скажут. Милостыня — это, в первую очередь, готовность постоянно дарить горящий в тебе Божий свет каждому, не ожидая от него отдачи. Тавифа и другие подвижницы христианства ранних веков умели это — без оглядки на то, как относились к "этим странным нищим" (а именно нищими называли себя братья и сестры первых общин) на просторах Римской империи…

Сколько бы не заявляли некоторые прихожанки современных храмов о своих правах демонстративно попирать любые традиции (это в основном касается вызывающего внешнего вида на службе), сколько бы не требовали радикальных перемен, очевидно только одно — без смирения, присущего Серне, свой женский и христианский долг не выполнить. А оно как раз предполагает готовность поставить свое "я" на второе место — после Бога и ближнего.

Поэтому в православных церквях и поют: "Днесь вера Христова утверждается камнем веры, и ликовствует в веселии Иоппия, псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии, видяще совершаемо велие чудо: первоверховный апостол глаголет, и умершая востает от гроба, юже Низложитель смерти дарует Церкви, да украшаются во образ ея добродетельми люди". Она была обычным человеком, простой иоппийской женщиной , но сумела стать образом для многих поколений верующих. Она, казалось бы, не делала в своей жизни ничего чудесного и особенного, но превзошла очень многих своим подвижничеством. А самое главное — святая Тавифа молится о том, чтобы наши земли так же ликовали о всех нас…

125 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо

Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. Павел Платонов

165 лет
Завершение деятельности первого состава РДМ в Иерусалиме

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

130 лет
Поднятие флага ИППО над Сергиевским подворьем в Иерусалиме в честь дня рождения вел.кн. Сергея Александровича


Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): история и современность. Павел Платонов

Статьи и интервью

Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов

Святая Земля

Информационные партнеры

Храм святого апостола Петра и праведной Тавифы
на русском участке в Яффе

Среди участков, когда-то приобретенных на Святой Земле архимандритом Антонином (Капустиным), одним из важных в истории русского духовного присутствия на Святой Земле был участок в Яффе.


Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Краткая история Яффы до русского духовного присутствия

Город-порт Яффа - один из древнейших городов мира, связанный с именем сына Ноя Иафетом (Яфетом) «Он распространится» - таков дословный перевод имени Яфет. По преданию Яфет после потопа заново основал этот город, известный в Библии под греческим названием Иоппия. Другая версия происхождения названия города от ивритского слова «яфе» - красивый).

Вид на Яффу с моря.

Еще один библейский персонаж пророк Иона отплывает на корабле из Яффы в Фарсис (Таршиш), нарушая повеление Божие идти проповедовать в Нивению (Иона1,3). На побережье Яффы вернулся незадачливый Иона из чрева Левиафана. Ливанские кедры для строительства Соломонова храма прибывали в этот же порт.

Драматична и интересна история этого библейского города, повидавшего за тысячелетия своего существования немало завоевателей.

С XV века до н.э. несколько столетий город находился во власти египтян, которые в 1200 году до н.э. были изгнаны оттуда филистимлянами. Иисус Навин пытался отбить у филистимлян Яффу, но не смог, и лишь земли вокруг нее были отданы в надел колену Дана. (Сегодня вся эта территория называется Гуш-Дан).

Яффой поочередно владели: Египет, Вавилон, Персия и Сидонское царство. К 332 году до Р.Х. город был завоеван Александром Македонским, расширявшим свою империю и покорявшим все новые и новые народы.

Во время еврейского восстания Маккавеев (167 г. до Р.Х.), направленного против гнёта крупнейшего эллинистического царства Селевкидов, жители Яффы нееврейского происхождения решили избавиться от евреев. Они коварством заманили их на корабль и утопили в море. Разгневанный Иуда Маккавей, вождь народного восстания в Иудее, напал на город, сжег порт и корабли, но взять город ему не удалось. Только позднее, в 169 году, Яффу захватили последователи Иуды Маккавея, и она стала относиться к Иудейскому царству. При Маккавеях расширяется порт, город окружается новой стеной с башнями, чеканятся монеты с изображением якоря.

Дом Симона кожевника (Дом Св.Петра).

Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Во времена Спасителя город Яффа был процветающим городом со смешанным населением. Здесь некоторое время жил в доме кожевника Симона св. апостол Петр. Здесь же апостолу Петру было видение: «…сходящий к нему некоторый сосуд… В нем находились всякие четвероногие земные… И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь» (Деян., 10:11-13) В Яффе также он совершил чудо воскрешения праведницы Тавифы, которая: «…была исполнена добрых дел и творила много милостынь».

Затем еврейские моряки из Яффы принимали участие в боевых действиях против римлян во время Иудейской войны 66-73 годов н.э. или Великого восстания против римлян. Евреи Яффы, желая поддержать повстанцев, выслали свои суда против Веспасиана. После подавления восстания римляне объявляют город свободным городом Флавия Иоппа.

При арабских завоевателях, покоривших Палестину за десятилетие с 630 до 640 года, Яффский порт приобрел особое значение из-за близости к их столице Рамле . Арабский историк ал-Макдиси писал: «Яффа — маленький городок, но порт его - как щит для Рамлы. Стены порта крепкие, никакие метательные орудия не могут их пробить, а городские ворота и ворота порта железные».

В XII веке сюда пришли крестоносцы и создали графство Яффо-Ашкелон. Крестоносцы превратили Яффу в свой важный перевалочный пункт, построили здесь церковь в честь апостола Петра. Их выбили оттуда мамлюки , которые в 1268 году вырезали всех христиан и разрушили город до основания. В упадок пришел не только город, где в его развалинах ютились немногочисленные жители, но и порт.


Яффа в 1585 г. Вид с западной стороны

Яффа в 1647 г.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Только лишь во второй половине XVII века город был восстановлен, и Яффа стала главным портом, через который на Святую Землю прибывали христианские паломники, которых не останавливали опасности столь далекого путешествия, ведь вплоть до XVIII века здесь действовали морские пираты, и христианские паломники подвергались нападениям пиратов с моря и разбойников на суше. Только при посредничестве Франции в XVIII веке с пиратами удалось достигнуть соглашения о ненападении на корабли, прибывающие в Яффу.

В 1799 году во время Египетского похода Наполеону пришлось вести тяжелые бои за Яффу. Три дня велась осада, когда же удалось пробить брешь в стене, французских солдат встретило отчаянное сопротивление турок за каждый дом. Разъяренные солдаты Наполеона убивали всех подряд. Вскоре разразилась эпидемия бубонной чумы. Наполеон спешно бежал, оставив в городе более 200 тяжело раненных своих солдат.


Яффа. Мечеть

Абу-Набу (слева) и фонтан Абу-Набу

Базар и пристань в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Лишь через 15 лет после этого разгрома и опустошения и в связи с возрастающим паломничеством, Яффа начала заново отстраиваться и возрождаться при губернаторе Мухаммеде Абу-Набуде о жестокости которого ходили легенды («набуд» в пер. с арабского «дубинка, палка»). При нем отреставрировали стены, камень для которых привозили из Кейсарии и Ашкелона. Ворота укрепили пушками, поставили стражников, открыли таможню. Особое внимание Абу-Набуд уделял порту. Рядом с портом был построен хан (постоялый двор) и несколько рынков. На месте старой выросла новая мечеть, выстроили роскошные фонтаны. Открываются французское и английское консульства.

Становление русского духовного присутствия в Яффе

В 1820 году в Яффе было создано Российское вице-консульство - первое русское дипломатическое представительство в Святой Земле. Через 36 лет возникло Российское общество пароходства и торговли, отправляющее корабли с паломниками из Одессы на Афон и в Яффо по льготным ценам.

Корабли и перевозчики в гавани Яффы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Из-за подводных камней и скал Яффской гавани пароходы не имели возможности причалить к берегу, и паломники, прибывающие в Яффу, часто попадали в руки лодочников, которые достаточно беспардонно запихивали их багаж в лодки и бесцеремонно везли в местные гостиницы, где с них брали плату в 2-3 раза больше, чем это стоило на самом деле.

Интересно описывает прибытие в Яффу в своей книге «Путешествие в Палестину» Василий Николаевич Хитрово - будущий секретарь, идеолог и вдохновитель Императорского Православного Палестинского Общества, посетивший Святую Землю летом 1871 года:

«Прибывший корабль останавливается, в случае спокойного моря, верстах в 2, 3, и даже 5 от берега, в случае бури, он вовсе не останавливается, а скорее удаляется от берегов. Защиты от ветров никакой. Затем когда пароход или корабль бросил свой якорь, вам предоставляется уже на лодке добираться до суши. Но среди этих стоянок, Яффская считается еще более других опасной. В Версте от берега идет подводная гряда камней, остаток ли каменистого дна выточенного вековым морским прибоем - неизвестно. Среди этой подводной гряды остается пространство в две, три сажени ширины, в эти ворота и следует попасть тому, кто желает сухим пробраться в Яффу. Подъезжая к ним, лодочники приостанавливаются, ждут волны и на хребте ее переезжают опасное место, несколько саженей вправо и влево и вы попадаете на камни, лодка переворачивается и вам приходится брать морскую ванну. Впрочем следует заметить, что практика нескольких столетий настолько навострила опытность Яффских лодочников, что не попасть в эти ворота случается им крайне редко, чтобы не сказать - никогда.

Когда проезд во случаю бури не возможен, даже для самого опытного лодочника, корабли не останавливаются и вам, желающему высадится в Яффе, приходится или в Кайфу или в Порт-Саид, с тем, чтобы оттуда опять возвратиться, рассчитывая на более благоприятную погоду. Так как бури не было, мы, как вероятно миллионы поклонников всех пережитых времен и столетий, выжидали волну, ловко пробрались с ней по ту сторону каменистой гряды, и через несколько минут очутились у нескольких высоко нагроможденных камней, носящих громкое название Яффской пристани. Кто-то подал руку свержу, кто-то подсадил снизу и таким образом рано утром 12 июля очутились мы на берегу Палестинском.

Полунагие, черномазые мальчишки подхватили наши дорожные мешки, из соседнего окна закричал что-то, какой-то барин в феске, оказавшийся таможенным досмотрщиком, над ухом кто-то прокричал неизбежное на востоке «бакшиш», и мы вслед за кавасом уже зашагали по улицам Яффы. По улицам, говорю я применительно к Европейским понятиям, потому что в действительности нельзя же так назвать тот длинный, узкий, угловатый, поднимающийся и опускающийся коридор, по которому мы шли, и который еще более походил на коридор, в виду полного отсутствия, в большинстве восточных городов, в том числе и в Яффе, окон на улицу» .

Не менее интересное описание прибытия в Яффский порт и первых впечатлений от посещения древнего города дает паломник Сергей Меч в 1895 году:

«Пароход подходит к городу Яффе. Этот город похож на груду домов, которые тесно прилепились друг к другу. Подойти к Яффе вплотную пароход не может; перед городом, в море, есть гряда подводных камней, и волны с шумом разбиваются об нее. Поэтому пароход становится на якоре за целую версту от берега, и нужно уже в лодке плыть в Яффу.

Едва только наш пароход бросил якорь и остановился, как его окружают сотни лодок, где сидят загорелые, смуглые арабы.

Им, вроде как у нас извозчикам, хочется найти себе пассажира, чтобы свезти его на берег и получить плату. Все они кидаются на пароход. Черные, коричневые, серые, смуглые и белые лица лезут друг через друга по лесенке парохода (по трапу), кулаки сердито взмахивают по воздуху, лица искажаются гневом, все кричат, бранятся, машут руками, опрокидывают друг друга. Висячая лесенка трапа трещит от этого неистового напора и, кажется, вот-вот загремит вниз со всею этой уцепившеюся за нее толпой. Чемоданы пассажиров расхватываются дерзкими руками, без спроса и торга, неистово тащатся к борту и шлепаются оттуда вниз, на качающиеся лодки. Арабы, овладев пожит-ками, вполне уверены, что пассажиры сами разыщут их и волей-неволей очутятся в их лодках. Но самые дерзкие не довольствуются пожитками, они хватают также бесцеремонно и самих пассажиров и насильно тащат их в свои лодки.


Городские улицы на набережной Яффы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Но вот мы и на набережной Яффы. Эта набережная узка, тесна, плохо вымощена и до того загромождена вечно толкущимся народом, осликами и верблюдами, что по ней трудно пробраться, особенно в дни прибытия пароходов. Когда русский богомолец высадится на эту набережную, когда он почувствует под собою твердую землю, то в эту минуту он забывает все. Не слыша гама и шума толпы, галдящей на набережной, он не стесняется открыто выражать чувства, наполняющие его сердце, - падает ниц и целует священную землю.


Яффа.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Яффа красива только издали, но когда взойдешь в нее, то сейчас видишь, что это плохой городишко. Улицы темные, узкие, грязные, иногда ступенями идут в гору, так что по ним идти все равно, что лезть на колокольню Ивана Великаго. Путешествовать по ним в жаркий день да еще с багажом очень тяжко. А солнце в Палестине греет ведь не по-нашему. Палестина находится в теплых краях, где зимы никогда не бывает, и где солнце прожигает насквозь человека.

Что хорошо в Яффе, так это не город, а сады, которые окружают его полукругом верст на восемь. Во всем мире, я думаю, мало таких роскошных садов. Это целые леса из апельсинных деревьев, и к ним примешиваются абрикосы, персики, миндаль.

Ежегодно сотни тысяч апельсинов везется из Яффы в наши страны. В феврале месяце апельсинные деревья начинают цвести, и тогда, подплывая на пароход в Яффу, можно уже за 2 версты слышать чудесный запах этих цветов.

Так как дождя в Яффе все лето почти не бывает - он идет там только в декабре, январе и феврале - то Яффские сады необходимо поливать, чтобы они не посохли. Но дело в том, что кругом Яффы нет ни одного ручья. Поэтому там в каждом саду выкопан колодезь, из которого целый день черпают воду и подливают сады.


Караван паломников готов отбыть из Яффы в Иерусалим.
Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

Расстояние от Яффы до Иерусалима тоже самое, что между Москвой и Троице-Cepгиевой Лаврой, т. е. около 70 верст. Недурное шоссе и железная дорога соединяют эти два города… Но лучше всего идти пешком, взяв в руку палочку, да закинув за плеча котомку с самым необходимым добром.

Через? часа пути дорога выходит из садов яффских и вьется по ровному месту, между полей, нив и деревушек. Идя по этой дороге, мы увидим много любопытного. Старинные полуразрушенные колодцы ютятся в зелени, а возле них толпы женщин в тех же одеждах, с такими же кувшинами, какие были во время Рахили и Лавана; огром-ные арабы ждут на крошечных осликах; стада овец ожидают своей очереди напиться у колодца; пастухи наигрывают на свирели; женщины идут с фрук-тами на рынок в Яффу; арабы на верблюдах, на лошадях, на ослах. А вдали синеют Иудейские горы, на которые смотрел еще Авраам и Ной» .

К концу 60-х годов XIX века становилось очевидным, что нужно иметь свое подворье для русских паломников в Яффе или ее окрестностях, и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин), благодаря своей личной инициативе, как и в случаях с другими русскими участками на Святой Земле, практически осуществил это благое дело.

Храм св.апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффе

В 1868 году архимандрит Антонин приобрел в окрестностях Яффы участок земли, имевший название «Дарбатейн Тавифа - (Два переулка Тавифы) » — (фруктовый сад) . Это место было известно русским паломникам, которые давно выходили на молитву на большой пустырь, рядом с иудейскими могилами. Участок принадлежал двум владельцам и в приобретении его отцу Антонину помог Яков Халеби - многолетний помощник архимандрита Антонина. Участок был оформлен на имя Якова Халеби 18 августа 1868 года ].


Францисканский странноприимный дом в Яффе


Яффа. Вид на немецкую колонию.

Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Но к покупке земель архимандритом Антонином петербургские власти, в лице Азиатского департамента МИДа, а также и Синода, относились неблагожелательно. Приобретения архимандрита Антонина шли вразрез с государственной политикой России того времени - «сохранения статус-кво над святыми местами». Абсурд ситуации заключался в том, что в то же время католики и протестанты приобретали для себя всё, что только возможно, не беспокоясь особо тем, выходят ли они из дипломатических границ. Такое отношение столицы, естественно, вызывало справедливое возмущение и удивление о. Антонина. Странная ситуация получалась, все исповедования покупали земли в Палестине, а Россия, стремившаяся к покровительству Православия и к укреплению своих позиций, отрицательно смотрела на это из-за некоторых сомнительных дипломатических опасений .

Дом, построенный о.Антонином на русском участке в Яффе,

использовавшийся как приют для поклонников.


Яффа. Русский дом в саду Св.Тавифы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Как бы там ни было, через некоторое время после покупки, на участке появились хозяйственные постройки, дом, который использовался как паломнический приют, и где любил бывать о. Антонин, выкопан бассейн и колодезь для воды. Также были насажены плодовые (апельсины, лимоны, маслины, гранаты, смоквы) и декоративные (кипарисы, эвкалипты, сосны) деревья. Размер земли, купленный в Яффе, равнялся 33.750 кв.м., цена 2.800 франков . С южной стороны был куплен еще небольшой надел за 180 франков.

Склеп св.прав.Тавифы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Часовня над гробницей прав.Тавифы,
обустроенная еще архимандритом Антонином (Капустиным)
Фотоархив Общества «Россия в красках»


Мозаичный пол сохранился с византийского периода.
Фотоархив Общества «Россия в красках»

Именно этот участок местное предание связывало с местом упокоения св.прав.Тавифы. Архимандрит Антонин с помощью иерусалимского архитектора Конрада Шика нашел место в саду, где при раскопках была обнаружена гробница праведницы с хорошо сохранившейся мозаикой византийской эпохи V-VI веков.

Появление русского участка в Яффе имело большое значение для русских паломников того времени. Теперь, прибывающие к святым местам поклонники, могли воспользоваться русским подворьем, где получали все необходимое по символическим ценам, где их встречали на родном языке. Этот факт отмечается в воспоминаниях Василия Николаевича Хитрово «Путешествие в Палестину».

«Несколько поворотов вправо и влево, несколько всходов наверх, спусков вниз и мы у дома, с высеченным в стене крестом. Дверь отворилась, двор окруженный комнатами, наружная лестница наверх, еще двор, оказавшийся плоской крышей нижних построек, несколько дверей из выходящих на него комнат. Добро пожаловать, вы в Яффском русском подворье.

Да если бы даже этого не проговорил ломанным русским языком, араб смотритель дома, то эта стоящая в дверях богомолка в черном платье и платке на голове, этот самовар, который виднелся на столе в другой комнате, все это напоминало хорошо знакомые картины далекой родины» .

Вот как описывался русский участок в Яффе в Акте об учреждении вакуфа архимандритом Антонином от 12 сентября 1889 года:

«<6> Яффа

Весь участок, известный под названием «Дарбатейн Табита» (Два переулка Тавифы), находящийся за пределами Яффы, составляющий часть ее южных земель, расположенный среди развалин общественного водоема, названного «Себиль-аль-Шифа», состоит из двора и сада. На дворе находятся: колодец, резервуар, «финде» («финде» — особое выражение яффских садоводов, означающее деревянную конструкцию, которая поддерживает колесо колодца), железное колесо, дом (две комнаты и коридор в нижнем этаже и четыре комнаты и коридор - в верхнем), три смежные с домом комнаты на южной стороне, с отдельным входом, большая конюшня и помещение, предназначенное для складирования соломы и ячменя, прилегающие к упомянутому дому с восточной стороны, три смежные комнаты в упомянутой конюшней на восточной стороне, большая комната со стенами из дерева и кирпича, расположенная между резервуаром и колодцем, кухня, расположенная напротив упомянутых трех комнат, находящихся на северной стороне. В саду есть различные деревья, механизмы для полива деревьев, ограда из живых кактусов, которая окружает сад с четырех сторон.

Границы описываемого «байара» (сада) со всеми его постройками таковы: на юге - проселочная дорога, на которую выходят двое ворот, которые ведут в упомянутый сад, и жилища негров. На востоке - сад Джириеса Даббаса, православного. На севере - виноградник приюта господина нашего, друга Божия, Шейха-эль-Бакри, который (виноградник) является собственностью покойного Ассажа Мансура. На западе -проселочная дорога.

Основание и происхождение:

Описываемый сад куплен учредителем вакуфа, что подтверждается копией ходжета, зарегистрированного в шариатском суде Яффы, причем оригинал хафсета датирован 24 Джемази-ль-Евел 1290, а копия скреплена подписью и печатью бывшего судьи Мохаммеда Решида-эль-Аттара их Дамаска. Строительство зданий и посадка деревьев были осуществлены им на его собственные средства.

Все права на земли, дороги и сооружения всего вышеперечисленного, равно как и то, что может быть к этому присовокуплено, включены в вакуф, который учрежден на основании подлинных документов и является безупречным с точки зрения законности, вакуф безукоризненный и обязательный для соблюдения, где имя никогда не исчезнет и ни одна черта не прейдет, но, напротив, с прошествием времени он (вакуф) будет прочнее и крепче и будет длиться во веки веков, пока Господь, лучший из наследников, не наследует землю и все, что на ней».


Яффа. Судное место.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург


«Голгофа» архимандрита Антонина.
Фотоархив Общества «Россия в красках»

Здесь стали формироваться караваны паломников, шедшие в Иерусалим через селения Рамле, Лидду и Абу Гош в сопровождении охраны и представителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с 1882 г. и Императорского Православного Палестинского Общества. Скоро вся эта земля с восточной стороны от Яффы превращается в цветущий сад - одно из красивейших мест в городе, и Яффский участок считается одним их самых благоустроенных и красивых владений Русской Духовной Миссии. Архимандрит Антонин любил это место и часто проводил здесь время в летние месяцы и даже соорудил здесь «модель Голгофы» - большой насыпной холм, повторяющий масштаб и общие очертания археологически реконструированной ученым подлинной Голгофы .

27 марта 1884 года в Яффу был доставлен на пароходе «Корнилов» большой колокол весом 308 пудов, 2 метра и 13 см диаметром, пожертвованный членом Православного Палестинского Общества Соликамским купцом А. В. Рязанцевым и предназначенный для русского Спасо-Вознесенского храма на Елеонской горе. В августе 1884 года этот колокол, благодаря материальной помощи графини О. Е. Путятиной, был перевезен с пристани в русский сад в Яффе близ могилы св. Тавифы. Далее его предстояло везти на Елеон. Наши усердные паломники тащили его на себе!


Колокол, пожертвованный купцом Александром Рязанцевым,
доставлен на Елеон из Яффы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

«И вот,— писал архимандрит Антонин,— 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая на ноги весь город. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения» .

Конечно же о.Антонин хотел видеть храм и на участке в Яффо. В 1884 году началась переписка с Петербургом по вопросам постройки на русском участке в Яффо церкви. Отец Антонин заводит дело о постройке церкви и пытается получить фирман от султана. Но дело, как это было обычно при постройке им других храмов на Святой Земле, получает препятствия со стороны турецких властей. Вот что пишет архимандрит Антонин в св. Синод Русской Православной Церкви от 28 октября 1885 года:

«3) Предполагаемая, по желанию блаженной памяти Графа Е. В. Путятина и других христолюбцев, в Яффе - древней Иоппии - русская церковь имеет быть воздвигнута внутри садов Яффских на приобретенном мною в 1869 году покупкою участке земли, носящем с незапамятных времен имя св. Тавифы, там, надобно думать, погребенной. Дело о сей церкви заведено мною через посредство Императорского Посольства нашего в Константинополе в начале минувшего 1884 года,— по требованию его удостоилось 16 июня того же года Патриаршего согласия, разрешено, в декабре того же года, Яффским меджлисом и здешним губернатором, но доселе не доведено до конца - не санкционировано Султанским фирманом» .

Церковь во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе была заложена архимандритом Антонином только через 3 года после послания прошения на постройку — 6 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы Федоровны. Об основании храма в Яффо пишет в своем дневнике от 6 октября 1888 года архимандрит Антонин (Капустин):

«…Приготовленные камни, известь и все прочее. Принесены требник, фелонь, святая вода. В 9.00 часов сказали: «Идут!». Поздоровавшись с ИХ ВЫСОЧЕСТВАМИ (Великий князья Сергий и Павел и Великая княгиня Елисавета Федоровна. Прим. авт ) я облачился и начал читать молитвы и ектении настолько бегло, чтобы не утомилось внимание ВЫСОКОЙ публики. Последнюю молитву прочел уже в самом рву коленопреклонно, наименовав имеющее быть здание Церковью Святых первоверховных апостолов ПЕТРА и ПАВЛА и св. прав. ТАВИФЫ. Господь да благословит, помимо моих беззаконных и грешных рук воздвигаемый нерушимый и вечный памятник преславного события - воскрешения последней первым из апостолов! Последуя мне оба великие КНЯЗЬЯ и великая княгиня собственноручно положили на основный камень лопаткою извести, а в выдолбленное в нем углубление несколько монет, в том числе и золотой полуимпериал текущего 1888 года, тоже сделали потом и лица свиты ИХ ВЫСОЧЕСТВ. Затем при пении тропаря: «Спаси Господи люди Твоя…» накрыли камень другим и немедленно забутили место… Я, разоблачившись, поблагодарил августейших свидетелей и участников закладки, пожелал ИМ всякого блага и от тука земли, и от росы небесной, в том числе - долголетней жизни многочисленного потомства, на славу и украшение Православной Церкви. Аминь.».


Постройка церкви в саду св.прав. Тавифы в Яффе.

Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Строительству храма помогали итальянские мастера и местные жители , иконы бесплатно написал художник А. З. Ледаков в 1889 году, но из-за недостатка средств строительство затягивалось.

Белый иконостас храма был пожертвован в честь 50-летия ученой деятельности архимандрита Антонина и к 25-летию его служения на Святой Земле от Императорского Православного Палестинского Общества , о чем свидетельствуют знаки Общества в нижней части иконостаса и письмо помощника председателя ИППО М. П. Степанова начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину):

«Ваше Высокопреподобие, Глубокоуважаемый отец Антонин,

Иконостас для строящейся Вами церкви в доме св. Тавифы в Яффе, который Вы благосклонно изволили принять как поднесение Императорского Православного Палестинского Общества в память Вашего 25-летнего пребывания в Святом Граде, окончен и сегодня отправлен в Яффу на имя Вл.Н. Тимофеева для передачи его Вам.

Следующие к оному иконы, которые пишутся художником А. З. Ледаковым , будут по мере их приготовления также доставляться Вам в Яффу.

Испрашиваю Вашего благословения и поручая себя заступничеству молитв Ваших, остаюсь искренне Вам преданный и сердечно уважающий и проч.» …


Постройка церкви в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Спустя восемь месяцев, 3 декабря 1891 года М. П. Степанов пишет отцу Антонину еще одно письмо:

«Ваше Высокопреподобие, Глубокоуважаемый отец Архимандрит,

1. Почтенное письмо Ваше от 24 октября с.г. имел я искренне удовольствие получить и спешу сообщить Вам, что, согласно выраженному Вами желанию, Совет Общества постановил просить Вас не отказать принять от имени Общества 200 сер. На сооружаемую Вами в Яффе церковь. О передаче подарка Вам уведомлен Н. Гр.Михайлов. Нынешний неурожайный год сильно должен отразиться на доходах Общества, что прошу Вас принять в соображение при относительной скудности нашего пожертвования» .

Неизвестен, к сожалению, архитектор проекта. Российский ученый-палестиновед Н. Н. Лисовой предполагает, что по архитектурному решению храм ближе к Свято-Троицкому собору Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архитектора М. И. Эппингера.


Этапы постройки церкви в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Освящена церковь была 16 января 1894 года патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении митрополита Петра Аравийского и архиепископа Иорданского, а также архимандрита Антонина.

Колокольня храма, освященного во имя. Св ап.Петра и прав.Тавифы, является самой высокой точкой Яффы и видна со всех сторон. «Очень высокая колокольня церкви видна далеко с моря, а равным образом и с поезда железной дороги» . Строительство колокольни Яффской церкви к моменту ее освящения еще не было завершено. В своем Духовном завещании, продиктованном Императорскому Российскому Генеральному Консулу в Иерусалиме Сергею Васильевичу Арсеньеву, от 19 марта 1894 года, архимандрит Антонин (Капустин) дал особые распоряжения относительно Яффской церкви:

«6.) Денежные суммы на руках у Одесского уполномоченного Палестинского Общества Михаила Ивановича Осипова, по его последнему заявлению, находятся в количестве пяти тысяч шестисот девяносто одного рубля девяти коп. Ему же сделаны заказы, в счет этой суммы, решетки для балконов колокольни Русской церкви в Яффе, пирамиды и креста с яблоком для той же колокольни и громоотвода. Все, что потребуется для окончания Яффской церкви, завещаю брать из этой суммы, обращаясь с заказами к Г. Осипову.

9.) Упомянутая в шестом пункте сумма, находящаяся на руках у Г. Осипова, может быть вся истрачена, буде потребуется, на окончание расчетов по постройке Яффской церкви и строящегося при нем домика» .

Яффский участок, за счет разнообразия и изобилия на нем фруктовых деревьев приносил годовой доход, практически покрывающий все годовые расходы на его содержание, чего нельзя было сказать об участках Русской Духовной Миссии в Иерихоне, на Елеоне и в Горней:

«I. Имение близ Яффы

Доход в год

4.000 франков, получаемых главным образом от продажи апельсинов и маленьких зеленых лимонов. Первых собирают около 120.000 штук и продают по 35-40 франков за тысячу яффского счета, который содержит в себе 1.500 штук, т. е. на сумму 2.800-3.200 фр. Вторых около 12.000 - на сумму 200-240 фр.

Мелких доходов - франков на 600.

Расходы в год

1) Полное содержание четырех мулов и двух ослов…………………….1800 фр.
2) Главному садовнику 1/6 часть доходов, что иногда составляет …700 фр.
3) За окапывание деревьев……………………………………………………400-500 фр.
4) За навоз…………………………………………………………………………150-200 фр.
5) Сторожу до…………………………………………………………………..150 фр.
6) Общему смотрителю за садом не менее………………………………..300 фр.
7) Смотрительнице за приютом поклонническим…………………………550 фр.
8) Поправки по хозяйству………………………………………………………..200 фр.
9) Уплата верги и на школы Турецкому Правительству за почву по переоценке 1305 г. (1889 г.) - 280 пиастров, т.е….. 53 франка

Итого: 4.420-4.570 фр.

Когда о.Антонин купил это имение в 1868 г., то оно представляло собою голое скалистое место. Он заплатил за него 2.800 франков. Турецкою властью в 1305 (1889) году почва и деревья оценены в 50.000 пиастров, т. е. 11.250 фр., а постройки (церковь в оценку не вошла) в сумму 26.000 пиастров, т. е. 5.850 фр.

На самом же деле в нынешнее время дома могут быть оценены в 50.000 франков; а все остальное — в 150.000 франков, кроме церкви, на которую истрачено немного более 60.000фр» .


Железнодорожная станция в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

С открытием в 1892 г. железнодорожного пути уходит в прошлое вопрос о размещении поклонников до времени отправления каравана из Яффо в Иерусалим. «Добраться до Иерусалима можно раз-ными способами. Можно ехать по железной дороге, как и делают ныне большею ча-стью богомольцы; можно ехать верхом на лошади; можно ехать верхом на осле; можно ехать в немецком фургоне. Но лучше всего идти пешком, взяв в руку палочку, да закинув за плечи котомку с самым необходимым добром» . Около часа дня паломники отбывали по Яффо-Иерусалимской железной дороге на чрезвычайно медленно движущемся поезде, который, несмотря на незначительность расстояния - всего 82 версты, находился в пути 6 часов, делая в час не более 15 верст .

Так как пароходы прибывали в порт Яффы ранним утром, а до отхода поезда в Иерусалим оставалось значительное время, то по желанию паломники в сопровождении кавасов Императорского Православного Палестинского Общества посещали или греческий Георгиевский монастырь, стоящий у берега моря, или дом и апельсиновый сад, принадлежавший Русской Духовной Миссии с храмом св. ап. Петра и прав. Тавифы. Как в греческом, так и в русском монастырях паломники получали радушный прием. То же происходило и во время ожидания отплытия парохода .

Храм во имя св.ап.Петра и прав.Тавифы в Яффе.

Фотоархив Общества «Россия в красках»

Вот какое описание русской церкви в Яффо дает отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от 4 ноября 1914 года:

«Церковь во имя Св.Апостола Петра, с приделом Праведной Тавифы, в Яффском подворье - очень красивой архитектуры и весьма поместительная, с внутренними хорами, сооружена архимандритом Антонином на месте дома Св.Тавифы. Внутри церковь богато украшена стенописью из событий жизни Ап.Петра. Иконостас многоярусный, очень хороший. Церковная утварь и ризница в достаточном количестве довольно скромная» .


Левый придел, посвященный прав.Тавифе.
Фотоархив Общества «Россия в красках»


Центральный придел, посвящен веригам апостола Петра.
Иконостас, подаренный Императорским Православным Палестинским Обществом о.Антонину
Фотоархив Общества «Россия в красках»

Н. Н. Лисовой дает подробное описание церкви внутри: «В церкви два придела. Левый посвящен Тавифе, центральный - «честным веригам апостола Петра» (то есть воспоминанию чудесного освобождения его из тюремных уз). Белый иконостас храма - подарок Антонину от Императорского Православного Палестинского Общества к 50-летию его научной деятельности. Иконостас двухъярусный. Восемь изящных колонок с золочеными капителями в первом ярусе, столько же меньшего размера - во втором. В местном ряду, слева от Божьей Матери, по церковному канону, главный, престольный образ - «Воскрешение Тавифы».

Стенные росписи были осуществлены при одном из преемников Антонина - архимандрите Леониде (Сенцове) в 1905 году. По преданию, здесь работали мастера из Почаевской лавры. На стенах храма, как и в верхнем ярусе, на хорах, представлены сцены из жизни апостола Петра. На алтарных столпах, отделяющих жертвенник и диаконник от алтаря, изображены Петр и Павел. На остальных столпах, в верхней их части, на уровне хоров — другие десять из числа Двенадцати апостолов. Сейчас, когда росписи прекрасно отреставрированы, можно поверить мемуаристам, что архитектурная значительность и художественность интерьера делали русский храм в начале нашего века одной из выдающихся достопримечательностей древней Яффы» .

К сожалению, постройка храма на Яффском участке была последним подвигом отца Антонина, заболев, как считают, еще во время освящения храма в Яффо, через два месяца в канун Благовещения 24 марта 1894 он отходит ко Господу, и русский колокол на Елеоне возвестил об этой утрате - о кончине собирателя Русской Палестины .


Мозаичная икона св.прав.Тавифы на русском участке в Яффо
Фотоархив Общества «Россия в красках»


Русские православные паломники из Санкт-Петербурга на русском участке в Яффо
Фотоархив Общества «Россия в красках»

Сегодня этот участок в Яффе находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Московской Патриархии, он приведен в порядок и благоукрашен во многом стараниями членов Русской Духовной Миссии и прихожан. Храм и колокольня отремонтированы в 1997 г. к 150-летию РДМ. Проведена работа по реставрации настенных росписей. Православные паломники, прибывающие на Святую Землю с разных уголков России и Зарубежья, с радостью и благоговением посещают этот живописный русский уголок на Святой Земле с храмом св.апостола Петра и праведной Тавифы, почитая память выдающегося деятеля Православия архимандрита Антонина.

Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. 61. Акт об учреждении вакуфа архимандритом Антонином. 12 сентября 1889 г. стр. 218. Яффа.. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том I. 17. Опись всех русских недвижимостей в Палестине и Сирии, за исключением частного владения, приложение к донесению А. Г. Яковлева послу в Константинополе А. И. Нелидову. стр. 98. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

О. Л. Церпицкая. Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле. Журнал Санкт-петербургские епархиальные ведомости. 2000 г. № 21-22

Архимандрит Киприан (Керн). Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 179

Архимандрит Никодим (Ротов). «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III. Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская Духовная Миссия по его управлением. Стр.255. Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря 1997 г.

Архимандрит Киприан (Керн). Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 179. Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. Москва 2005 г.

В. Н. Хитрово. «Неделя в Палестине Из путевых воспоминаний». СПб. 1879 г. Издание 2-е. стр. 5-6

Вакуф, арабск., по мусульманскому праву, имущество неотчуждаемое, изъятое из гражданского оборота. Первоначально — земли, завоеванные мусульманами у неверных; они составляли собственность государства, но оставлялись за известную повинность (харадж) в наследственном владении и пользовании прежних обладателей. Затем В. назыв. имущества, принесенные в дар мечетям и благотворительным учреждениям. В отличие от духовных (законных) В. учреждались частные (обычные) В. в пользу определенных родов. Управление частными В. находится в руках духовенства за крупное вознаграждение, а доходы идут в пользу определенных лиц. Такие В. возникли ради охраны имущества от захватов корыстной администрации в вост. государствах. В России В. находятся в Крыму и в небольшом числе в Закавказье и Туркестане. 1885 в Крыму учреждена была комиссия об упорядочении вакуфн. имуществ. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. 61. Акт об учреждении вакуфа архимандритом Антонином. 12 сентября 1889 г. стр. 218. Яффа.. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Лидда современный город Лод. По преданию Иерусалимской Церкви, здесь жила мать святого, здесь же он был погребен. Церковь св.влкм Георгия Победоносца в Лидде, построена в IV веке.

Цит. по Дмитриевский А. А. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке, и в частности в Палестине. (По поводу десятилетия его кончины) // Сообщения ИППО. 1904. Т. XV Вып.2.с. 95-148. С. М. Дмитревский «Русские раскопки на Елеоне». Москва. 2006 г. Издательство «Индрик» стр. 77

Донесение начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина в св. Синод. 28 октября 1885 г.). АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д., л., 16-17. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр. 199-200. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Из дневника арх. Антонина (Капустина) за 28 сентября-6 октября 1888 г. Цитируется по «Строительство Церкви Святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. Стр. 118. Москва. 2006 г. Издательство «Индрик».

ЦГИА СПб. ф. 834. г. 1817-1894. оп. 1118-1131. № д. 4. Цитируется по упомянутой выше статье О. Л. Церпицкой.

ЦГИА СПб. ф. 797. г. 1841-1890. оп. 11, 32-34, 39-41, 43, 45, 47-49, 58, 59, 63, 64, 94. № д. 27, 29, 32, 34, 39, 45, 47-49, 55-59, 98, 103, 108, 128, 182, 194, 232, 452. Цитируется по упомянутой выше статье О. Л. Церпицкой.

Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Стр.241. Издательство информационного агентства Русской Православной Церкви. Москва 2000 г.

Тимофеев Владимир Николаевич - консульский агент в Яффе в 1885-1894 гг. Умер в 1894 году и похоронен за алтарем русской церкви во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 173. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, Институт российской истории РАН.

Ледаков Антон Захарович, учился в Академии художеств (1859-1864), получил звание классного художника 3 степени (1867). Автор икон для русской церкви в Яффо. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 173. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, Институт российской истории РАН.

Письмо помощника председателя Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степанова Начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину Капустину 8 апр.1891 г. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 837/1, д.589, л.3. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 74. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, Институт российской истории РАН.

Письмо помощника председателя Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степанова Начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину Капустину 3 декабря 1891 г. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 837/1, д.7-7 об.. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 75. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г.

Духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). 19 марта 1894 г. Копия с выписки из Актовой книги Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме за 1894-й год, стр. 249-252, № 291. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 227. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Верга — и «ушур», т. е. поземельный налог и десятинный сбор с урожая. Шумов С.А, Андреев А. Р. с Ирак: история, народ, культура. Глава 3. Ч.3. Османская империя. Турция. Великобритания. XVI-XX века.

Донесение Управляющего Генеральным консульством в Иерусалиме А. Г. Яковлева послу в Константинополе А. И. Нелидову. 26 сентября 1894 года. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. Стр. 232. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Сергей Меч. «Поездка в Палестину». (Географический очерк). 1895 г.

П. В. Платонов. «Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX-XXI веках». Публикация на сайте «Россия в красках» http://ricolor.org/russia/ippo/1/lekzia21/

Там же.

Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от 4 ноября 1914 года. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр. 160-161. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Стр.241.

Там же.

Список использованной литературы

1. Сергей Меч. «Поездка в Палестину». (Географический очерк). 1895 г.

2. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том I., II. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

3. О. Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле». Журнал Санкт-петербургские епархиальные ведомости. 2000 г. № 21-22.

4. А. Пашков. «Батурина-Батуринское. Священнический род Капустиных». Издательство «Исеть». Г. Щадринск. 2004 г.

5. Архимандрит Никодим (Ротов). «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III. Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская Духовная Миссия по его управлением. Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря 1997 г.

6. Архимандрит Киприан (Керн) «О. Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. Москва 2005 г.

7. С. М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеоне». Москва. 2006 г. Издательство «Индрик»

8. «Строительство Церкви Святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. Москва. 2006 г. Издательство «Индрик».

9. Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Издательство информационного агентства Русской Православной Церкви. Москва 2000 г.

10. П. В. Платонов. «Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX-XXI веках»

11. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г.

12. В. Н. Хитрово. «Неделя в Палестине Из путевых воспоминаний». СПб. 1879 г. Издание 2-е.

13. Шумов С.А, Андреев А. Р. Ирак: история, народ, культура. Глава 3. Ч.3. Османская империя. Турция. Великобритания. XVI-XX века.


Заказать икону святого

Молитвы

Кондак праведной Тавифе

Ужасахуся Иоппийстии людие, и дивляхуся ангели Божии, егда Исцеливый Еннея воззва от мертвых серну нарицаемую, милосердием преукрашенную, о нейже к Нему взываху вдовицы неимущия. И ныне, Тавифо блаженная, услыши молитвы наша, к тебе приносимыя, и испроси у всяческих благ Подателя милости и щедроты верным Его, да блажаще тя, вопием ти: радуйся, добродетели нас научающая.

Ин кондак Кондак праведной Тавифе

Первоначальная Церковь ликовствует, и Иоппия тобою, Тавифо, просвещается, из мертвых твоему воскресению радующися, и мы, память твою ныне празднующе, славим Победителя смерти Христа Бога, общаго святаго Воскресения чающе.

Житие

Святая Тавифа жила в апостольские времена. В книге Деяний святых апостолов говорится, что она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Праведная Тавифа шила одежду для бедных сирот и вдовиц. Случилось так, что она, тяжело заболев, умерла. В то время недалеко от Иопии, где жила Тавифа, проповедовал святой апостол Петр. К нему были посланы гонцы с просьбой о помощи и утешении.
Когда апостол пришел в горницу, где лежало тело Тавифы, то все вдовицы и бедные женщины, которым помогала умершая, окружили апостола и плакали, показывая ему рубашки и платья, которые святая шила для них. Видя горе собравшихся и их любовь к умершей, апостол Петр повелел всем выйти из комнаты, где лежало тело Тавифы, а сам, преклонив колена, горячо молился Господу. Затем, подошел к одру и сказал: Тавифа! встань. Она открыла свои глаза и, к великой радости всех собравшихся, встала совершенно здоровой.
Это чудо воскресения имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие уверовали в Иисуса Христа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»