Понятие магии. Европейский оккультизм конца XIX - начала XX века

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Magic; Magie) - практика вызывания сверхъестественных сил для контроля за естественными явлениями; форма общения со сверхъестественными "надмирными" силами; объяснение физических процессов, основывающееся на вере в сверхъестественные силы.

Психологически попытка помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединиться с их соперничающими целями. Согласно Юнгу, чем более ограничено поле сознания личности, тем чаще психические содержания проявляются в качестве квазивнешних воплощений, либо в форме духов, либо магических сил, спроектированных на живых людей, животных или неодушевленные предметы.

Вера в магию предполагает бессознательность как искомое начало, и магические ритуалы в таком случае дают человеку ощущение большей безопасности. Целью магических ритуалов является установление психического равновесия. Считается, что лицо, способное на проведение магической процедуры (маг, шаман, знахарь, священник или врач), обладает определенной сверхъестественной силой, является архетипической фигурой, соответствующей мапа-личиости.

МАГИЯ

magic) Примитивные, суеверные действия, основанные на предположении, что можно влиять на природные процессы с помощью манипуляций, оказывающих воздействие или умиротворяющих сверхъестественные силы; либо, как в случае с симпатической магией, путем действий, сходных с теми, которые производит маг. См. ВСЕМОГУЩЕСТВО; НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ; РИТУАЛ.

МАГИЯ

воплощенные в действия представления о могуществе мысли, обрядов и ритуалов, способных оказывать влияние на окружающий мир.

Размышления о магии содержались в работе З. Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), где было проведено различие между колдовством и магией. Если колдовство означает искусство влиять на духов, успокаивая и примиряя их, лишая их могущества и подчиняя своей воле, то магия игнорирует духов и служит целям защиты человека от врагов и опасностей. Принцип магии – ошибочное выдвижение идеального перед реальным. Одна из самых распространенных магических процедур состоит в том, чтобы из какого угодно материала сделать соответствующее изображение врага и тем самым иметь возможность производить над ним разнообразные заклинания, действия, манипуляции. Не менее распространенной в истории культуры была также техника демонстрации полового акта с целью обеспечения магическим путем плодородия почвы.

При рассмотрении природы и смысла магии З. Фрейд отталкивался от предшествующих исследований, в частности, работ Дж. Фрезера, в которых различалась имитативная (гомеопатическая) магия, основанная на сходстве между совершенным действием и ожидаемым происшествием, и контагиозная магия, включающая в себя пространственную связь и соприкосновение (реальное или воображаемое). Оба вида магии объясняются наличием ассоциативных процессов. Однако, как считал З. Фрейд, ассоциативная теория магии объясняет только пути, которыми идет магия, а не ее сущность. В действительности магия основывается на желаниях человека, доверии к их могуществу, выдвижении на передний план не предметов внешнего мира, а представлений о них. Словом, господствующий в магии принцип состоит во «всемогуществе мыслей».

Термин «всемогущество мыслей» З. Фрейд позаимствовал у одного из пациентов, страдающего навязчивыми представлениями. Основатель психоанализа исходил из того, что всемогущество мыслей ярче всего проявляется при неврозе навязчивости, хотя оно наблюдается и при других болезненных состояниях, для образования симптома которых решающим является реальность мышления, а не переживания. Невротики живут в особом мире, в котором на них оказывает действие только то, что составляет предмет интенсивной мысли и аффективного представления, а сходство с внешней реальностью является чем-то второстепенным. «Первичные навязчивые мысли таких невротиков по природе своей в сущности носят магический характер».

В работе «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд отметил, что в борьбе с силами окружающего мира первым оружием человека была магия. Он считал, что «вера в магию берет начало в переоценке собственных интеллектуальных операций, в вере во «всемогущество мысли», которое мы, между прочим, находим у наших невротиков, страдающих навязчивыми состояниями».

Техника магии связана с намерением навязать реальным вещам законы душевной жизни. Первоначально духи не играют никакой роли, а впоследствии они сами становятся объектом магического воздействия. По мнению З. Фрейда, магия первичнее и старше, чем учение о духах. И если магия сохранила полностью всемогущество мысли, то анимизм уступил часть этого всемогущества духам и тем самым проложил путь к возникновению религий.

МАГИЯ

1. Практика нового гипноза с большой осмотрительностью пользуется эффектными феноменами, которые могут восприниматься как магические, иметь магический резонанс. Исключение может составить каталепсия руки, поскольку пациенты в гипнозе парадоксальным образом не испытывают большого удивления перед этим необычным феноменом.

2. На практике мне часто приходится пользоваться выражением «как по волшебству». Подобные выражения, хорошо понятные каждому пациенту, позволяют избегать возможной инконгруэнтности и экономят время. С другой стороны, слово «волшебство», вызывающее резонанс с миром детства, может только способствовать гипнозу. Будучи употреблено в таком смысле, это слово освобождается от всякого намека на мистификацию.

"Магия — это особый вид энергии. Вы можете расколоть скалу молотом, но для этого необходимо много раз поднимать и с силой опускать молот, то есть, выделять и тратить энергию. Именно эта энергия разрушает скалу, а вовсе не молот. Заметьте, от вашей руки исходит энергия. Магия — это нечто подобное такой энергии, но исходит она от вашего разума". Как и электроэнергию, магическую энергию нельзя увидеть и пощупать, но присутствие высокой концентрации магии можно почувствовать. "Воздух был наполнен запахом магии такой силы, что я был уверен в ее способности с легкостью уничтожить всех людей, собравшихся здесь". При такой концентрации магии во рту возможно присутствие острого кисло-металлического привкуса.

Форма применения магии может быть различна: "Сам он практиковал магию жеста, "пальцовку", как ее окрестили в Эбо выходцы из России; Великий Черный, судя по его однообразному взмаху рукой, работал с внутренними заклятьями. Многие маги не без основания считали, что заклятья, сплетенные из магических нитей, нужно подкреплять дикими воплями и бормотанием, то есть собственно заклинаниями. Действительно, так получалось лучше — но подлинные маги считали это дурным тоном. Практиковались также магия дыхания — умелым выдохом маг мог повалить десяток деревьев — магия взгляда, магия жеста, магия сновидения… Наконец, среди совсем уж диких магов, которым самое место в Черных Песках, пользовалась популярностью магия подобия. Иглы, воткнутые в деревянную фигурку, на которой кровью выцарапывалось истинное имя мага-конкурента; песчаные конусы, сдуваемые магом с ровного камня и изображающие шатры врагов…"

Магия изначально не бывает "Белой" и "Черной". Такой ее делают маги, которые ее используют. "Магия — это всего лишь инструмент: Если человек избил своего соседа палкой, ты же не станешь утверждать, что дерево — плохое?" Обычно "Белой" называют магию, приносящую Добро, а "Черной", соответственно, Зло. Если вы с помощью магии выращиваете цветочки в своем саду, то кто угодно скажет, что это "Белая" магия. Если же вы эти цветы выращиваете на голове у кого-нибудь, то любой подтвердит, что это "Черная" магия. "Белый" маг использует и "Белую" магию и "Черную":

"- Белые маги при случае используют то, что известно как черная магия, и наоборот. Мы знаем, что это почти одно и тоже, но есть оттенки магии, по которым их различают — это собственные наклонности, которые проявляет маг, находясь в одиночестве; иначе это можно назвать стилем поведения. Какой стиль ближе лично тебе?

— Я использую все, что считаю нужным, — произнес Поль, — хотелось бы думать, что мои умыслы относительно чисты, но многие стремятся обелить себя в собственных глазах. Тем не менее, я думаю, что в большинстве поступаю корректно."

У магии есть свои законы, которым учат в первую очередь. Нарушение законов магии грозит как самому магу, так и окружающему его миру, большими неприятностями (не знаю можно ли назвать смерть большой неприятностью?)

Магия как основа возникновения религии

В любой религии, какой бы она ни была, всегда присутствует вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий и жизнь человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Человек стремится любым способом использовать эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и обеспечить нужные результаты.

Формирование магических представлений

В процессе организации племенной структуры возникает социальная ниша для людей, которые должны выполнять магические действия в интересах племени. На данном этапе уже появляется определенное разделение. Так, шаман - это человек, способный путем шаманских плясок и камлания войти в мистический транс, вернуть потерянную душу, изгнать духов болезни, и общаться с богами и демонами, взбираясь по Дереву Мира на небеса, или спускаясь в подземный мир. Колдун - человек, влияющий на мир путем симпатической магии , предполагающей связь схожих, либо побывавших в непосредственном контакте объектов. Жрец - тот, кто претендует на непосредственную связь с богами и их умилостививание поклонением, ритуалами и жертвоприношениями . Разумеется, это разделение весьма условно, и случается не всегда, а формирование роли жреца ещё и более позднее - оно связано в основном с переходом к аграрной деятельности и необходимости ритуалов плодородия (для сравнения, у чукотских народов плодородие обеспечивает шаман, входя в транс и спускаясь в своих видениях на дно, к морской богине, с просьбами прислать побольше рыбы к берегам). Однако, существует достаточно примеров социумов (например, австралийские аборигены), у которых подобное разделение (на шаманов и колдунов) существует.

Европейский оккультизм конца XIX - начала XX века

Данный период времени характеризуется повышенным интересом к различным формам мистико-магических традиций и попытками синтезировать их в единую концепцию. Предтечей этого направления можно считать Элифаса Леви , а основоположником течения - орден «Золотой Зари» , члены которого стремились к аккумулированию традиционного европейско-античного опыта (включая розенкрейцерство , масонство , алхимию , каббалу , гримуарную традицию , таро , и, в широком смысле, египетское и греческое наследие). «Высокие» магические традиции того времени склонялись к использованию ритуальной магии. Вопреки распространенному заблуждению, «Золотая Заря» первоначально не использовал ни восточных практик (таких как йога), ни секс-магии; они были добавлены позднее Алистером Кроули , под влиянием Алана Беннета и «Ордена Восточных Тамплиеров» .

Западные течения конца XX века

С середины XX века в западных традициях начинается, своего рода, обратный процесс, отход от сложных синтетических систем к более простым концепциям. Характерные примеры - New Age и Викка . Викка строится на поклонении неким обобщённым божествам «Богини-матери» и «Рогатого Бога», якобы существовавшим в друидской традиции дохристианской Европы. Крайним примером «упрощения» оккультного знания становится дискордианство, вообще отрицающие необходимость каких бы то ни было магических систем.

Термины

  • Магия - способность управлять течением энергетических процессов посредством собственной развитой воли.
  • Маг - тот, кто активно использует естественные магические взаимодействия между людьми и процессами.
  • Ведьма (Ведун) - понятие, произошедшее от слова «ведать». Ведьма ближе к материальной стороне этого мира, нежели маги, и соответственно, могут извлечь из его материи больше пользы. Как пример можно привести лечение различных болезней. Магу для этого потребуется усилие воли и личная сила (если он, конечно, будет в состоянии ею воспользоваться), в то время как ведьма может воспользоваться силой и энергией природы окружающего мира, качественно отличающейся от той энергии, которой пользуется маг, и соответственно, затратить меньше личной силы. В отличие от ведьм и ведунов, колдуньи и колдуны ближе к человеку и его жизни, нежели к природе и её процессам.
  • Абракадабра («творю по слову» - ивр.) - выражение, символизирующее магическое заклинание. Оно связано с представлением каббалы об имени как о постижении Творца . Духовный свет может войти только в истинное имя , то есть, в меру подобия человека Творцу. И тогда все желания человека могут быть осуществлены. «Слово» при этом означает намерение в сердце человека. То, что произносят лишь губы, силы не имеет.
  • Жрец - человек поклоняющися какому либо божеству или принадлежащий к какой либо традиции.
  • Практик - в магическом сленге колдун, который постояно работает над собой. Не достиг ступени мага, но выше обычных колдунов.
  • Шаман - колдун работающий в основном с духами. Часто для достижения результата применяет психотропные вещества.

Виды магии

  • Симпатическая магия предполагает существование магической связи между объектами, сходными по виду, либо побывавшими в непосредственном контакте. Так, для наведения порчи через энвольтование маг изготавливает куклу жертвы (сходство), добавляет внутрь её ногти либо волосы (вольт), и затем наносит кукле повреждения. Основной принцип симпатической магии выражен в изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста : «то, что внизу, подобно тому, что вверху, и наоборот: что вверху подобно тому, что внизу».
  • Шаманизм основан на вхождении в мистический транс (путем камлания или употребления наркотических веществ), и дальнейшем взаимодействии с богами, духами-проводниками, духами болезней либо душой больного.
  • Мантика - практики, якобы позволяющие предвидеть будущее, как в форме непосредственных видений , так и в форме каких-либо знаков (геомантия, таро , и т. п.).
  • Ритуальная магия - набор обрядов , магических инструментов и так называемых «слов силы», с помощью которых маг пытается устанавить контакт со сверхприродными сущностями, повелевать ими, либо просить о помощи и содействии. Наиболее характерные примеры - теургия и гоетия .
  • Заговорная магия - ритуалы, основанные на силе слов, фраз и предложений, именуемых заговоры .
  • Магия Вуду - магия основаная на работе с духами вуду. Исконно африканская магия, получила распростронение в латинской америке, вместе с привезеными рабами. Для сохранения своих традиций была завуалирована под христианскую религию, и имела христианские маски. Главный пантеон Эшу. Смысл в том что маг (жрец вуду) отдает духу жертву взамен исполнения какой либо работы.
  • Чёрная Магия - магия, с точки зрения морали работающая с темными силами или причиняющая вред человеку.
  • Белая Магия - магия направленая на помощь человеку и работающая со светлыми направлениями.
  • Магия Стихий (элементалистика). В западном мире имеет четыре направления - это вода, огонь, воздух и земля. Каждый раздел основан на работе с энергией данной стихии. На востоке имеет место другое выделение элементов - вода, дерево, земля, огонь, металл.

Магия и религия

Литература

  • Чернецов С. Эфиопская магическая литература // Антропологический форум № 2. Исследователь и объект исследования. - СПб., 2005, с. 228-240
  • Скотинин Г. краткое введение в практическую некромагию и хаотическую магию. // стр. 40 СПб., 2009

Магические традиции

  • Магия хаоса
  • Церемониальная магия
  • Некоторые направления Нью-Эйдж

См. также

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Магия (определение)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Магия (значения). «Ци … Википедия

    - − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия) либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта) якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь. Симпатическая … Википедия

    Колдовство - определение, относящееся к «черной» (вредоносной) магии, либо негативная церк. характеристика любых магических действий, связанных с верованиями в сверхъестественную силу воздействия на человека, обво и природу заговоров, заклинаний, гаданий,… … Религии народов современной России

    - (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/27 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    Разработчик New World Computing Издатель 3DO … Википедия

    Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

    Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия

    Иллюстрация из Часослова герцога Беррийского 15 века, отображающая связь знаков Зодиака с Гиппократовыми темпераментами в соответствии с «горячестью холодностью» и «влажностью сухостью» … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Книги

  • История магии и экспериментальной науки и их связь с христианской мыслью в первые тринадцать веков нашей эры. В 2-х книгах. Книга 1: Римская империя. Книга 2: Ранняя христианская мысль (количество томов: 2) , Торндайк Л.. Цель этой книги. - Охватываемый ею период. - Как изучать историю мысли. - Определение магии. - Магия первобытного человека; возникла ли цивилизация из магии? - Прорицание в Древнем Китае. -…

Определений понятия магии - бесчисленное множество. Однако каждое из них по-своему характеризует это слово. По одному из определений магия - это наука, созданная много веков тому назад. На основании собранных знаний совершают заговоры, привороты и другие таинственные ритуалы.

Магия - это что?

С греческого языка слово «магия» переводится как «волшебство» или «колдовство». Если углубиться еще больше в историю, то слово имеет корень «маг», что в переводе с зендского означает «жрец» или «священнослужитель», а с халдейского - «всеведущий», «мощный», «могучий». В разных источниках упоминается, что магия - это единая тайная система знаний, которая дана была человечеству по воле высших сил. Доказательством является то, что в различных уголках земли жрецы, служители и шаманы имели подобные представления об устройстве разного вида материй, о мироздании, человеческой сущности и духовной составляющей жизни.

Представление о магической сущности является первоначальной закладкой в сознание человека. Например, как всевозможные инстинкты. Склонность человечества к оккультизму в целом объясняет факт возникновения подобных знаний у людей разных национальностей, вероисповеданий, живущих на противоположных сторонах планеты.

Если взять во внимание то, что в древние времена уровень образованности и цивилизации был намного ниже среди населения, то большое значение придавалось догадкам, домыслам, а не рациональному мышлению. Если говорить в общем и целом, то магия - это знание, которое изначально дано человеку природой.

Правда и ложь

Много реальных фактов, а также выдуманных мифов окружает это таинственное понятие. Некоторые люди действительно наделены от природы необычными способностями, но большинство все же просто зарабатывает на этом деньги. Магия - это прибыльный бизнес, о чем издавна знали те, кто хорошо зарабатывал таким образом. Например, во все времена был неимоверный, хотя и неоправданный спрос на народных лекарей и целителей. Да, среди них действительно были люди, обладавшие даром исцеления больных. Но вместе с ними бок о бок находились и те, кто просто наживался на человеческом горе. Шарлатанов в сфере магии всегда было более чем достаточно. Так как народ в массе своей не был образован, отличить профессионального мага от самозванца было довольно непросто.

Черная и белая

Существует деление понятия магии в зависимости от направления воздействия. Черная магия - это деятельность, связанная с темными силами. Атрибутами ритуалов данного вида являются фрагменты живой плоти, крови и подобные предметы. С помощью черной магии часто делают приворот, сглаз, порчу и прочее. Деятелей ее принято называть колдунами. Белая магия - это действие в благих целях. С ее помощью часто лечат, устраняют последствия воздействия темных сил. Хотя даже профессиональные маги границы между темным и светлым определяют с трудом.

В зависимости от того, к какому виду чародейства относился деятель, ему необходимо было соблюдать соответствующий образ жизни. Например, колдуны и шаманы должны были осознанно избегать религиозной символики. А знахари и маги - напротив, придерживаться праведных канонов и нести благую весть в народные массы.

Лечебная

Магия - это связь с которая может быть постоянной или разовой. Последний вид обычно используется знахарями и целителями в момент излечения больного. В обычной жизни этих людей, как правило, не выдает ничего. Однако на момент, когда начинается действие заклинания, знахари полагаются на божью волю, являясь своеобразным инструментарием для проявления высшей силы.

Лечебная магия - это воздействие всевышнего на недуги путем общения с земным лекарем. Это мощный поток энергии, который концентрируется в области боли благодаря усилиям, молитвам и заклинаниям знахаря. Слова для подобных ритуалов подобраны не зря. Каждое по отдельности и все вместе они несут заряд энергии, с помощью которого происходит лечение больного.

Как действуют черные маги?

Таким же образом действуют и колдуны, приобщающиеся к темным силам во время совершения ритуалов. Только в отличие от белой магии в черной применяется принцип отвода. Колдун вначале берет темную силу на себя, чтобы совершить заговор, а затем путем заклинания перенаправляет поток негативной энергии на жертву.

У представителей черной магии есть неимоверная сила. Заключается она еще и в том, что магия - это вера в колдовство. Когда человек принимает существование потустороннего мира и высших сил, на него воздействовать легче всего. Другими словами, мощь темных сил в страхе народа перед ней. делает человека уязвимым и открытым для влияния духов.

Колдуны не всегда имеют связь с потусторонним миром по собственной доброй воле. Часто духи, бесы и черти с их помощью пытаются пробраться в мир людей. Колдуны по этой причине нередко слышат голоса, им снятся кошмары, случаются видения. Это все является проявлением темной силы. Нередко к черной магии причисляют сатанизм.

Необходимые тренировки

Магия - это выработанная или врожденная способность координировать и аккумулировать потоки энергии с помощью силы собственной воли. Такое умение, даже если оно дано с самого начала, следует тренировать. Именно поэтому часто маги и колдуны в процессе жизни лишаются каких-либо навыков или функций, например зрения. При этом они получают взамен чувствительность энергетических вибраций. Зрение магу или колдуну просто не понадобится, если его центр настроен на восприятие внешности человека по волнам, которые он излучает.

Помимо белой и черной магии, существует еще одна ее разновидность - серая. Она включает в себя действия, направленные на добро и благо.

Другие виды: описание

Также существует симпатическая магия. В ее основе лежит принцип взаимодействия различных предметов, вещей и способов поведения. Этот вид магии делится на такие подвиды: контактный, инициальный, симильный (или имитативный), контагиозный (или парциальный).

Первый подвид характеризуется передачей энергетического посыла путем непосредственного прикосновения к объекту воздействия. Атрибутами являются оберег, талисман, всевозможные снадобья.

Инициальная магия осуществляется на основании веры мага либо колдуна в высшую цель, а также с помощью проведения ритуалов с и заклинаниями. Таким образом зачастую привлекают на жертву.

Симильный (имитативный) вид характеризуется перенаправлением порчи с мертвого на живого. Атрибутами являются мягкие куклы или восковые фигурки, символизирующие жертву. Над ними производится ритуал, как правило, заключающийся в произношении заклинания и нанесении того вида увечий, которые предназначены живому человеку.

Контагиозная (парциальная) разновидность применяется при работе с личными вещами человека, на которого производится магическое воздействие. Атрибутами являются как предметы одежды, так и волосы, кровь и прочее. Эти вещи и элементы подлежат заговорам и заклинаниям, после чего, попав к жертве невидимым образом, начинают свою работу проводника темной силы.

Вербальная

Еще одним действующим видом является вербальная магия. Существует и другое ее название - сила слова. Вербальная магия - это воздействие на человека произнесенными вслух (или мысленно) фразами. Одним из наиболее известных и распространенных атрибутов этой разновидности является молитва. Не зря испокон веков матери произносили исцеляющие фразы у изголовья заболевшего ребенка. Точно так же, как и темные силы всегда изгонялись с помощью молитв.

К атрибутам вербальной магии относятся также аффирмации. Это программные установки, выраженные в словах, направленностью которых является настройка человеческого сознания на принятие, осмысление и достижение цели.

Еще одним видом атрибутики являются заклинания. Словарный код, заложенный во фразах определенного порядка, обладает особым смыслом. Поэтому заговорам, присказкам и даже пожеланиям уделяется большое внимание. Человек должен, не переставая, слышать себя, как можно чаще очищать свое пространство от ругательных слов и негативных высказываний. Таким образом, каждый может улучшить собственную жизнь, облегчив себе путь к цели.

Многие известные люди прибегают к методу аффирмаций перед важными встречами и выступлениями. Подобным образом они настраивают свой организм и энергетику на решение поставленной задачи.

Заключение

Магия - это волшебство, о котором пишут в сказках. которое каждый человек хоть один раз ощутил на себе, когда все валилось из рук. Но противодействие ей есть. Это вера в себя и в светлые силы.

Колдовство, ведовство, кудесничество, волхвование, чародейство, волшебство - действия и обряды, совершаемые с целью сверхъестественного воздействия на явления природы, человека, животных, духов, божеств и так далее. Фактически Магия является обрядово-культовым элементом очень многих форм верований и религий.


В настоящее время слово Магия часто употребляется в значениях «чудо» и «неожидаемое, но произошедшее».

Магия (лат. magia, от греч. mageia) - различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности.


Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи; апелляция к М. позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые гос-ва, получать статус святых и богов после смерти; М. вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида.


По Б. Малиновскому, М. обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; на ее основе создается церемониальная структура торговли, организуются сложные формы коллективного труда; М. действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М. представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; М. - предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, т.к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа. Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание. Она культивирует также свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» - шамане. М. дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием.


Антропологи исследуют М. в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность (единство племени, успешность деятельности и т.п.). Психологическое объяснение М. К. Леви-Стросом ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является магическое лечение. Для объяснения этих феноменов Леви-Строс выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом и далее - психикой и физиологией человека - объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа, во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающих коммуникативный резонанс психических и физических структур.


Все объяснения М. строятся или по космологическому, или по социокультурному принципу. Космологический, или натуралистический, способ объяснения М. предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология исходит из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез - из психической энергии; телепатия, ясновидение, предвидение - из дальнодействия и обратного течения времени. Известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека; подобно этому еще не известные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М.


Обособленность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, нет сомнений в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики; М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятного объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение и сводятся к вытеснению М. из культуры или редукции ее к чему-то иному, «рациональному».


Религиоведение, культурология, этнография, социальная психология, лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации («функционализм» Малиновского), функции культуры, функции языкового символизма. Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности, а также потребности психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей; задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничности с наукой и практикой; там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет убедительного объяснения, всегда находится место для М.


Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М. выполняет не только научную, но и общекультурную функцию - раскрывает корни и содержание современного «оккультного возрождения», освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия (харизма, судьба, тайные силы) для создания политических мифологий.


Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1985; Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985; Элиаде М. Космос и история. М., 1987; Заблуждающийся разум. М., 1990; Магический кристалл. М., 1992; Знание за пределами науки. М., 1996; Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII-XIX вв. М., 1999; Разум и экзистенция. СПб., 1999; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»