Начало холодной войны.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Цели :

1) расширить понятие холодная война,

2) охарактеризовать обстоятельства ее возникновения,

3) определить хронологические рамки холодной войны,

4) проанализировать основные положения «доктрины Г. Трумэна»,

5) охарактеризовать цели «плана Маршалла» и отношение к нему СССР.

Опора на пройденный материал :

знания материала об итогах второй мировой войны 9 и 11 классов, роль и влияние США в послевоенном мире, вспомнить понятия, изученные в 9 классе, и дать им более полное определение: « доктрина Г. Трумэна», «план Маршалла», НАТО, холодная война.

Основные понятия :

СЭВ, мировая система социализма, биполярный мир.

Выделим основные проблемы этой темы:

1. Проблема определения хронологических рамок начала холодной войны.

Первая точка зрения.

Начало холодной войны определяется 5 марта 1946 г., когда бывший премьер - министр Великобритании У. Черчилль выступил в городе Фултоне (США) с речью в присутствии президента США Г. Трумэна. Он призвал все страны Запада объединиться в борьбе против наступления коммунизма.

Вторая точка зрения .

Начало холодной войны нельзя определять одним событием – это ряд событий, которые постепенно формировали основу для начала холодной войны.

Учащимся можно предложить таблицу 24, которую они по ходу изложения материала учителем заполняют.

Начало холодной войны

Таблица 24

Дата

Действия СССР

Действия стран Запада

1. 6,9 августа 1945 г. – ядерная бомбардировка США японских городов. Она зародила в душе советских людей семена тревоги, породила стремление к созданию средств атомной самозащиты, адекватного ядерного арсенала. Это был толчок к гонке ядерных вооружений

1945 г., осень

2. В правительства Румынии и Болгарии вошли только коммунисты.

3. Обвинения по адресу СССР в навязывании Болгарии и Румынии коммунистических правительств

4. Создание на занятой войсками СССР территории Ирана автономий – курдской и азербайджанской.

5. СССР обвиняется в нарушении соглашений по Ирану

6. Речь Сталина 9 февраля 1946 г. на предвыборном митинге в Большом театре. Сталин заявил, что в результате развития мирового капитализма возникает раскол капиталистического мира на два враждебных лагеря и между ними возможна война и нам необходимо гарантировать страну от всяких случайностей

7. «Длинная телеграмма» поверенного в делах США в Москве Дж. Кеннана о невозможности сотрудничать с СССР (22 февраля)

1946 г., осень

9. Требования СССР Турции о размещении его войск в районе проливов. Начало восстания коммунистов на севере Греции

1947 г, лето

11. 5 июня 1947 г. – речь госсекретаря США Д. Маршалла. Он предложил всем странам Европы оказать финансовую помощь, но с одним условием, они должны дать полную информацию о своих финансовых возможностях, экономических показателях и принять программу реформирования экономики, предложенную США.

1947 г., осень

12. Отказ СССР и стран Центральной и Юго-Восточной Европы от участия в плане Маршалла. Последствия этого: раскол Европы. Ориентация стран Запада на США, а стран Центральной и Юго-Восточной Европы - на СССР

13. Сентябрь 1947 г. Польша. Встреча лидеров девяти коммунистических и рабочих партий. Создание Коминформбюро. СССР предлагает начать строительство социализма в этих странах. При этом указывается на решение трех главных задач:

а) Индустриализация

б) Коллективизация

в) Культурная революция

14. Удаление коммунистов из правительств Италии и Франции

15. США и СССР начинают увеличение численности Вооруженных Сил, до этого происходило их сокращение

16. Коммунистический переворот в Чехословакии

17. Негативная реакция США на февральские события в Чехословакии

19. Блокада Западного Берлина (Берлинский кризис). Заключение двусторонних договоров о взаимопомощи СССР и стран Восточной Европы

18. Валютная реформа в Западной Германии и Западном Берлине. Создание Западного Союза

20. Создание СЭВ (январь)

21. Создание НАТО (апрель)

Таким образом, завершается формирование двух блоков.

2. Что такое холодная война.

Это планетарная биполярная конфронтация между СССР и США и их союзников на идеологической основе, которая ставила мир на грань войны (ядерной), приводившая к вооруженным столкновениям в третьем мире (2, с.260).

3. Почему началась холодная война.

а) история учит тому, что любая коалиция, созданная для борьбы с каким-то врагом, после победы над ним распадается. Это вполне естественно! Исторически обусловлено,

б) в отношениях между США и СССР были элементы недоверия и до войны и в годы войны.

Американцы устанавливали контакты с представителями нацистской Германии с целью заключения сепаратного мира,

Западные союзники подписали акт о капитуляции Германии 8 мая 1945 г. в отсутствии советских представителей,

23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали пакт о ненападении, это было болезненно воспринято в запанных столицах,

Ноябрь 1939 г. СССР напал на Финляндию, за что его исключили из Лиги наций,

в) в политике СССР и США стал действовать т.н. силовой синдром, «силовая линия». После войны эти страны имели сильные армии, зачем переговоры, если можно попугать друг друга или другие страны атомной бомбой или еще чем-то,

г) разное отношение СССР и США к социальным изменениям в Европе и Азии. В Европе укрепление позиций левых сил. В Азии рост национально-освободительной борьбы. США стремились любой ценой удержать прежние позиции, а СССР пытался максимально расширить «сферу социализма», насаждал «советскую модель в Центральной и Юго-Восточной Европе,

д) следующий момент был связан с ялтинскими соглашениями, ведь там фактически произошел раздел сфер влияния и после войны каждая из держав стремилась укрепить свои позиции в тех регионах и странах, которые находились в сфере влияния тех или иных держав,

е) внутренние процессы, происходящие в СССР и США: заинтересованы в ограничении контактов между странами.

ж) обострял отношения между СССР и западными союзниками германский вопрос, проблемы послевоенного урегулирования в этой стране.

На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира после окончания второй мировой войны» (43, с. 66).

Таблица 25

Страна

Главные задачи во внешней политике

Внутренние и внешние условия (факторы), способствующие решению задач

Внутренние и внешние условия (факторы), препятствующие решению задач

Превращение в сверхдержаву

Изменение баланса сил в Европе в пользу СССР, возможность социалистического переустройства в Восточной Европе. Военная мощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти

Экономические и демографические последствия войны

Достижение мирового первенства

Экономический и военный потенциал, обладание ядерным оружием

Появление нового соперника в лице СССР

Великобритания

Сохранение дипломатических традиций, поддержка США («особые отношения»)

Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США

Сохранение колоний, достижение первенства в соперничестве с Великобританией

Ослабление потенциальных противников Франции в Европе

Экономические последствия войны, рост влияния левых сил, национально-освободительная борьба в колониях

Вывод:

В период с 1945 г. по 1949 г. в отношениях между СССР и западными союзниками начинают возникать проблемы, которые приводят к ухудшению взаимоотношений. СССР и США из союзников превращаются противников (2, с.157). Хотя в 1945-1947 гг. США и СССР удачно решали послевоенные проблемы, то есть в первые послевоенные годы в отношениях между странами доминировала линия на сотрудничество, на поиск компромиссов.

Таблица 24

Дата Действия СССР Действия стран Запада
1945 г. 1. 6,9 августа 1945 г. – ядерная бомбардировка США японских городов. Она зародила в душе советских людей семена тревоги, породила стремление к созданию средств атомной самозащиты, адекватного ядерного арсенала. Это был толчок к гонке ядерных вооружений
1945 г., осень 2. В правительства Румынии и Болгарии вошли только коммунисты. 3. Обвинения по адресу СССР в навязывании Болгарии и Румынии коммунистических правительств
1945 г., дек. 4. Создание на занятой войсками СССР территории Ирана автономий – курдской и азербайджанской. 5. СССР обвиняется в нарушении соглашений по Ирану
1946 г., февр. 6. Речь Сталина 9 февраля 1946 г. на предвыборном митинге в Большом театре. Сталин заявил, что в результате развития мирового капитализма возникает раскол капиталистического мира на два враждебных лагеря и между ними возможна война и нам необходимо гарантировать страну от всяких случайностей 7. «Длинная телеграмма» поверенного в делах США в Москве Дж. Кеннана о невозможности сотрудничать с СССР (22 февраля)
1946 г., март 8. Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г. «Мускулы мира»
1946 г., осень 9. Требования СССР Турции о размещении его войск в районе проливов. Начало восстания коммунистов на севере Греции
1947 г., март 10. 12 марта 1947 г. – Доктрина Трумэна, доктрина «сдерживания коммунизма»
1947 г, лето 11. 5 июня 1947 г. – речь госсекретаря США Д. Маршалла. Он предложил всем странам Европы оказать финансовую помощь, но с одним условием, они должны дать полную информацию о своих финансовых возможностях, экономических показателях и принять программу реформирования экономики, предложенную США.
1947 г., осень 12. Отказ СССР и стран Центральной и Юго-Восточной Европы от участия в плане Маршалла. Последствия этого: раскол Европы. Ориентация стран Запада на США, а стран Центральной и Юго-Восточной Европы - на СССР
1947 г., сент. 13. Сентябрь 1947 г. Польша. Встреча лидеров девяти коммунистических и рабочих партий. Создание Коминформбюро. СССР предлагает начать строительство социализма в этих странах. При этом указывается на решение трех главных задач: а) Индустриализация б) Коллективизация в) Культурная революция 14. Удаление коммунистов из правительств Италии и Франции
1948 г. 15. США и СССР начинают увеличение численности Вооруженных Сил, до этого происходило их сокращение
1948 г., февр. 16. Коммунистический переворот в Чехословакии 17. Негативная реакция США на февральские события в Чехословакии
1948 г. 19. Блокада Западного Берлина (Берлинский кризис). Заключение двусторонних договоров о взаимопомощи СССР и стран Восточной Европы 18. Валютная реформа в Западной Германии и Западном Берлине. Создание Западного Союза
1949 г. 20. Создание СЭВ (январь) 21. Создание НАТО (апрель)


Таким образом, завершается формирование двух блоков.

2. Что такое холодная война.

Это планетарная биполярная конфронтация между СССР и США и их союзников на идеологической основе, которая ставила мир на грань войны (ядерной), приводившая к вооруженным столкновениям в третьем мире (2, с.260).

3. Почему началась холодная война.

а) история учит тому, что любая коалиция, созданная для борьбы с каким-то врагом, после победы над ним распадается. Это вполне естественно! Исторически обусловлено,

б) в отношениях между США и СССР были элементы недоверия и до войны и в годы войны.

Американцы устанавливали контакты с представителями нацистской Германии с целью заключения сепаратного мира,

Западные союзники подписали акт о капитуляции Германии 8 мая 1945 г. в отсутствии советских представителей,

23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали пакт о ненападении, это было болезненно воспринято в запанных столицах,

Ноябрь 1939 г. СССР напал на Финляндию, за что его исключили из Лиги наций,

в) в политике СССР и США стал действовать т.н. силовой синдром, «силовая линия». После войны эти страны имели сильные армии, зачем переговоры, если можно попугать друг друга или другие страны атомной бомбой или еще чем-то,

г) разное отношение СССР и США к социальным изменениям в Европе и Азии. В Европе укрепление позиций левых сил. В Азии рост национально-освободительной борьбы. США стремились любой ценой удержать прежние позиции, а СССР пытался максимально расширить «сферу социализма», насаждал «советскую модель в Центральной и Юго-Восточной Европе,

д) следующий момент был связан с ялтинскими соглашениями, ведь там фактически произошел раздел сфер влияния и после войны каждая из держав стремилась укрепить свои позиции в тех регионах и странах, которые находились в сфере влияния тех или иных держав,

е) внутренние процессы, происходящие в СССР и США: заинтересованы в ограничении контактов между странами.

ж) обострял отношения между СССР и западными союзниками германский вопрос, проблемы послевоенного урегулирования в этой стране.

На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира после окончания второй мировой войны» (43, с. 66).

Таблица 25

Страна Главные задачи во внешней политике Внутренние и внешние условия (факторы), способствующие решению задач Внутренние и внешние условия (факторы), препятствующие решению задач
СССР Превращение в сверхдержаву Изменение баланса сил в Европе в пользу СССР, возможность социалистического переустройства в Восточной Европе. Военная мощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти Экономические и демографические последствия войны
США Достижение мирового первенства Экономический и военный потенциал, обладание ядерным оружием Появление нового соперника в лице СССР
Великобритания Попытка сохранить свой статус Сохранение дипломатических традиций, поддержка США («особые отношения») Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США
Франция Сохранение колоний, достижение первенства в соперничестве с Великобританией Ослабление потенциальных противников Франции в Европе Экономические последствия войны, рост влияния левых сил, национально-освободительная борьба в колониях

Вывод:

В период с 1945 г. по 1949 г. в отношениях между СССР и западными союзниками начинают возникать проблемы, которые приводят к ухудшению взаимоотношений. СССР и США из союзников превращаются противников (2, с.157). Хотя в 1945-1947 гг. США и СССР удачно решали послевоенные проблемы, то есть в первые послевоенные годы в отношениях между странами доминировала линия на сотрудничество, на поиск компромиссов.

Мир в условиях противоборства двух систем (50-е - 60-е гг.)

Цели:

1) познакомить учащихся с основными периодами истории международных отношений во второй половине ХХ в.;

2) кратко охарактеризовать главные события и позиции конфликтующих сторон, подчеркнув, что, несмотря на острое противостояние на международной арене, руководящие круги США и СССР не переступили грань, отделявшую холодную войну от горячей;

3) разъяснить причины гонки ядерных вооружений в СССР и США, подчеркнув негативные последствия и крайнюю опасность ядерного противостояния.

Опора на пройденный материал:

знания темы «Международные отношения во второй половине ХХ в.» за 9 класс, а также основных этапов внешнеполитической деятельности США в этот период (9 класс), вспомним и дадим более расширенное определение таким понятиям, как СНВ, МБР, БРПЛ, СБ.

Основные понятия:

бойкот, Берлинский и Карибский кризисы, неприсоединение.

Рубеж 1940-1950-х гг. характеризовался дальнейшим обострением международной ситуации, которая резко осложнилась после начала холодной войны.

Подтвердим этот тезис конкретными примерами, взяв из темы «Международные отношения во второй половине ХХ – начале ХХ1 вв.(9 класс):

Создание атомной бомбы в СССР в 1949 г. и в Великобритании в 1952 г.;

Январь-июль 1950 г. – СССР бойкотирует заседания ООН;

Февраль 1950 г. – подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР;

Февраль 1950 г. – разрыв дипломатических отношений США с Болгарией;

Июль 1950 г. – начало войны в Корее;

Сентябрь 1951 г. – мирный договор с Японией подписали 49 государств (СССР и его союзники отказались его подписать);

Создание в 1952 г. Европейского оборонительного сообщества странами Западной Европы.

Холодная война - глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между США и их союзниками, с одной стороны, и Советским Союзом и его союзниками - с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Причиной конфронтации послужило опасение стран Запада (прежде всего Великобритании и США) попадания части Европы под влияние тоталитарного режима в СССР.

Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 г. Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и Варшавский Договор.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

Нарастающее технологическое отставание СССР, наряду со стагнацией советской экономики и непомерными военными расходами в конце 1970-х - начале 1980-х, вынудили советское руководство пойти на политические и экономические реформы. Объявленный Михаилом Горбачёвым в 1985 году курс на перестройку и гласность привёл к утрате руководящей роли КПСС, однако не смог предотвратить экономический коллапс в СССР. В конечном итоге СССР, обремененный экономическим кризисом, а также социальными и межнациональными проблемами, распался в 1991 году.

В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989-1990 годах. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года, и с этого момента можно отсчитывать окончание холодной войны.

Современное государство, в век глобализации, сталкивается с огромным количеством проблем, начиная от загрязнения окружающей среды и заканчивая международной преступностью и терроризмом. Поэтому без определенной и четкой стратегии национальной безопасности и спецслужб призванных обеспечить выполнение данной концепции, государство и его граждане погибнут под грузом современных, постоянно увеличивающихся проблем. Не удивительно, что большинство стран вырабатывают свои национальные концепции для защиты своих интересов в мире.

Одним из базовых документов, формирующих внешнюю политику США, является "Стратегия национальной безопасности США за 2002 и 2006 годы.

Интенсивность работы демократической администрации объяснялась как необходимостью серьезного переосмысления проблематики после окончания "холодной войны", так и неудовлетворенностью конгресса представляемыми документами.

Стратегия национальной безопасности основывается на "ярко выраженном американском интернационализме, отражающем единство наших ценностей и наших национальных интересов. Цель этой стратегии - помочь сделать современный мир не только безопаснее, но и лучше. На этом пути к прогрессу перед нами стоят ясные цели: политическая и экономическая свобода, мирные отношения с другими государствами и уважение человеческого достоинства.

Согласно Стратегии национальной безопасности (СНБ 2002) основные угрозы США исходят от террористических сетей: "непосредственное внимание мы намерены уделить террористическим организациям, действующим на глобальном уровне. При этом защита американских граждан и интересов США будет осуществляться за ее пределами путем выявления и устранения угрозы до того, как она достигнет границ США.

Доктрина национальной безопасности в США - это интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.

Стратегия национальной безопасности США, обновляемая с известной периодичностью, является лишь официальным, документальным резюме по вопросам национальной безопасности.

Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру:

фундаментальные (постоянные) интересы, которые, по заявлению М. Олбрайт, неизменны в течение более чем 200 лет и (в ее же трактовке) заключаются в обеспечении безопасности, процветания и свободы американского народа;

миссия страны на данном этапе (это и есть доктрина, отражающая национальные интересы в конкретном понимании президента США);

конкретные целевые установки, разрабатываемые и достигаемые президентской `командой`, государственными структурами, группами влияния, коммерческими и неправительственными организациями, т.е., как прописано в нашем, российском законодательстве - субъектами национальной безопасности страны.

Множественность субъектов, имеющих собственные взгляды на интересы США, ставящих соответствующие цели и разрабатывающих стратегии их достижения, определяется особенностями американской институциональной системы. Ключевыми факторами, определяющими процесс разработки взглядов на национальную безопасность в США, являются: степень реальности внешней угрозы; политическая роль президента; степень межпартийной борьбы в Вашингтоне.

Чем больше ощущение внешней угрозы, тем больше процесс формирования американской политики национальной безопасности становится централизованным и контролируется президентом, жестко следуя национальным интересам, которые превращаются из лозунгов в руководство к действию. Конгресс и группы влияния становятся второстепенными звеньями. СМИ занимают президентскую сторону.

Чем меньше угроза, тем больше формирование стратегии национальной безопасности становится децентрализованным и бесконтрольным процессом. В этот процесс все больше вовлекаются Конгресс, группы влияния и СМИ. Разнообразие и противоречивость разрабатываемых в этот период вариантов стратегии национальной безопасности связаны с ориентацией членов Конгресса на удовлетворение интересов, прежде всего, нужных групп избирателей и финансовых групп в своих штатах. При этом следует учитывать чередование циклов в общественном развитии США, доминирование общественного или частного интереса.

При решении проблем национальной безопасности демократы ориентируются больше на желаемый результат, нежели на пути и необходимые средства его достижения. Демократы предпочитают право силе, однако используют для этого и военные инструменты, особенно не задумываясь о порядке их использования и последствиях (войны в Корее, Вьетнаме, акция в Сомали и бомбардировки Косово). Демократы с большим трудом управляют внешними конфликтами (например, Югославия - 1999 г.).

Степень межпартийной борьбы оказывает значительное влияние на политику национальной безопасности США. Межпартийная борьба значительно снижает риски, на которые хотела бы пойти администрация, поставив под угрозу национальные интересы, а также дает возможность избежать выдвижения рискованных и амбициозных внешнеполитических инициатив. Низкий уровень межпартийной борьбы повышает вероятность осуществления рискованных мероприятий. Двухпартийное согласие привело, например, к войне в Корее и во Вьетнаме, а также к одобрению расширения НАТО.

В условиях низкого уровня угроз и слабой межпартийной борьбы процесс определения основных приоритетов страны становится глубоко бюрократическим и приводит к длительному согласованию ключевых национальных целей в администрации президента.

После холодной войны для США исчез вынужденный контроль за собственными планами и амбициями, связанный с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены реализации этих планов. В США окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания выгодного для американского общества мирового порядка (shaping). Сочетание этих обстоятельств с множественностью субъектов национальной безопасности воскресило целый спектр доктринальных трактовок роли и места США в современном мире, значительно отличающихся от официальных и, мало того, частично реализуемых отдельными государственными организациями и неправительственными субъектами.

Несмотря на то, что в большинстве перечисленных доктрин отсутствуют прямые антироссийские положения, их анализ показывает, что Россия рассматривается как системное препятствие на пути их реализации.

Агрессивность доктрин глобалистов объясняется прежде всего учетом интересов национальных и многонациональных корпораций. Здесь под национальным интересом понимается прежде всего выгода, размеры которой зависят от успешности использования объективных процессов глобализации.

В настоящее время эволюция взглядов на национальную безопасности США пришла к своему закономерному итогу. США открыто заявляют о своей силовой единственности и безальтернативности как организующего начала в глобальном масштабе. Весь мир стал делиться на тот, который признает мир по-американски и тот, который заблуждается относительно наступления последнего.

Таким образом, анализ альтернативных взглядов на национальные интересы США показал следующее.

Согласно большинству существующих доктрин США будут объективно генерировать для России системную и долговременную угрозу, вытекающую из стремления национальных американских компаний управлять процессами глобализации в интересах собственного сохранения и развития. Изоляционизм США для России несет угрозу, сопоставимую по катастрофичности с развалом СССР.

Столкновение глобальных интересов США и интересов России будет неизбежно. Формы и интенсивность такого столкновения (почти по Хантингтону, а точнее, Гумилеву) могут быть различными: от косвенных и неявных до открытой конфронтации.

Доктрина У. Клинтона будет унаследована следующей американской администрацией в силу преемственности курса и сохранит в начале 21 века текущий уровень оперативных угроз в виде расширения НАТО, выдавливания РФ из Закавказья и Центральной Азии, проведения устрашающих операций в отношении потенциальных союзников России, закрытия для российских фирм американского рынка, информационных атак и т.д.

Ущерб РФ даже при сохранении существующего уровня угроз от деятельности США будет нарастать при сохранении тех же условий планирования в области национальной безопасности РФ. Это связано с отсутствием в России (со времен В. Ленина и, возможно, И. Сталина) доктринального мышления и формирования доктринально-управленческих, а не администрирующих документов в области национальной безопасности.

Формирование новой международной системы - это не одномоментное явление, а длительный и трудный процесс, который развивается постепенно благодаря созданию различных институтов и изменению привычного стиля мышления.

«Итоги и последствия второй мировой войны через призму геоэкономики и геополитики»

для 11 класса социально-экономического профиля МОУ Лицея УКМО

Учитель: Кузнецова Елена Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Педагогическая технология: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.

Цели:

Образовательная: проанализировать причины и итоги второй мировой войны, дать оценку действиям участников.

Развивающая: развитие умений и навыков работы с картой, хронологией, историческими источниками; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать, делать обобщающие выводы.

Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма, учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать учения по самоорганизации.

Планируемые результаты:

Личностные: реализация готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; развитие самосознания, позитивной самооценки и готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.

Метапредметные: формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся; формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Предметные: развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, выявление причин исторических событий, объяснения фактов.

План изучения новой темы

1. Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны. 2. Особенности Второй мировой войны. 3. Итоги и политические последствия войны. 4. Усиление противоречий между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции.

Материал по пункту 1 в учебнике раскрыт недостаточно из-за ограниченности его объема, поэтому целесообразно организовать работу с картой по следующим вопросам:

1. Покажите, как изменились территории Германии, Италии и Японии по окончании Второй мировой войны. Можно ли считать изменения территории Германии в 1945-1946 гг. окончательными? Что произойдет с германским государством в 1948 г.? 2. Какие территории вошли в состав СССР? 3. Какие территории вошли в состав Польши? Где проходит западная граница польского государства? 4. На основании работы с картой сделайте обобщающий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны?

Изучение пункта 2 плана целесообразно провести в дискуссионной форме с опорой на материалы учебника.

Для организации деятельности учащихся используем вопрос 4 после § 19. Обсуждение особенностей Первой и Второй мировых войн на основе анализа таблицы «Важнейшие сравнительные показатели Первой и Второй мировых войн» можно провести «в паре». Такая форма фронтальной работы предполагает, что участник обсуждения может высказать один тезис, после чего слово переходит к оппоненту, который дополняет, развивает тезис или формулирует следующее высказывание. Предлагаем классу сравнить ответ с положениями, высказанными в учебнике в разделе «Итоги Второй мировой войны». Далее строим обсуждение на основании вопроса 3. В качестве завершающего задания просим дома письменно ответить на вопросы: «Считаете ли вы вопрос о роли войн в истории человечества актуальным и почему? Ваш прогноз событий в случае развязывания Третьей мировой войны». В качестве дополнительного материала можно познакомить учащихся с исследованиями климатических последствий ядерной войны - «ядерной зимой» (Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. - М., 1988).

Пункт 3 плана раскрываем с помощью таблицы:

Итоги войны

Политические последствия войны

Повержен фашизм - одна из форм тоталитаризма. Восстановлена независимость и суверенитет стран Европы и Азии

Созданы условия для общественно-политических изменений, возможности демократического развития государств

На основе Антигитлеровской коалиции создана Организация Объединенных Наций

Есть опыт и дальнейшая возможность развивать отношения стран с различным общественно-политическим строем, есть инструмент предотвращения войн

Развитие военно-технической мысли, совершенствование вооружений. Появление ядерного оружия

Первые попытки «ядерного диктата» со стороны США. Стремление СССР к паритету с США в области ядерных и иных вооружений

Освобождение стран Центральной и Восточной Европы Советским Союзом

Рост влияния левых сил в этих государствах, стремление СССР контролировать развитие региона

Превращение СССР и США в сверхдержавы

В послевоенном мире проявляются две противоречивые тенденции: возможность поддержания мира и развития сотрудничества и возможность конфронтации между государствами в условиях двухполюсного (биполярного) мира.

В зависимости от особенностей класса можно по-разному организовать работу над таблицей. Например, предложив колонку «Итоги войны», дать возможность самостоятельно заполнить колонку «Политические последствия войны» и скорректировать результат работы. В более слабом классе целесообразно, предъявив таблицу на кодослайде или на доске, дать задание привести конкретные примеры, подтверждающие записанное в таблице утверждение. В любом случае следует предоставить ребятам возможность сделать самостоятельный вывод о противоречивых тенденциях исторического развития.

Рассмотрение следующего вопроса (пункт 4) позволяет сделать вывод о военно-экономических, социально-политических и идеологических основах складывающегося противостояния.

На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира по окончании войны».

Страна

Главные задачи во внешней политике

Внутренние и внешние условия (факторы), способствующие решению задач

Внутренние и внешние условия (факторы), препятствующие решению задач

СССР

Превращение в сверхдержаву

Изменение баланса сил в Европе в пользу СССР, возможность социалистического переустройства в Восточной Европе. Военная помощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти

Экономические и демографические последствия войны

США

Достижение мирового первенства

Экономический и военный потенциал, обладание ядерным оружием

Появление нового соперника в лице СССР

Великобритания

Сохранение дипломатических традиций, поддержка США («особые отношения»)

Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США

Франция

Сохранение колоний, достижение первенства в соперничестве с Великобританией

Ослабление потенциальных противников Франции в Европе

Экономические последствия войны, рост влияния левых сил, национально-освободительная борьба в колониях

Домашнее задание. Написать письмо ветеранам В.О.войны от благодарного потомка, либо изготовить и художественно оформить поздравительную открытку.

Фрагмент технологической карты урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Ориентировочно-мотивационный

Работа по заполнению экспресс-анкет

Актуализация знаний на основе фотоколлажа о 2-ой мировой войне, демонстрации видеосюжета о 2-ой мировой войне

Просмотр слайдов о войне

Формулировка темы урока

Определение состава рабочих групп- экспертов, «мозговой штурм» для постановки проблемных вопросов

Умение выражать свои мысли, слышать друг друга


Введение

Актуальность исследования. Внешнеполитический курс на формирование благоприятной международной среды с целью содействия успешному осуществлению кардинальных преобразований внутри страны сегодня стал общепринятым в России.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации 2008 г., одна из главных целей международной деятельности страны - "создание благоприятных внешних условийдля модернизации России, …повышения уровня жизни населения, консолидации общества…".

Россия, решительно шагнув из холодной войны, перестала быть идеологизированным имперским государством. Эта эмансипация российских сил и ресурсов, которые уже не являются объектом коллективизации в рамках социальной системы, Варшавского договора или Советского Союза, может быть только плодотворной для интересов Европы и всего мира. Россия обрела свободу вести себя сообразно своему историческому предназначению, то есть быть самою собой, а значит, в полной мере вносить свой вклад в общее дело поддержания международной стабильности и межцивилизационного согласия на критически важном этапе формирования новой архитектуры международных отношений.

Объектом исследования выступает процесс политического взаимодействия России и ведущих стран мира.

Предмет исследования - опыт и перспективы внешнеполитических концепций государств в условиях развития интеграционных процессов.

Цель исследования заключается в комплексном анализе содержания и перспектив политического взаимодействия стран мира, обусловленных современными и эвентуальными интеграционными процессами и обосновании приоритетных сфер стратегического партнерства Российской Федерации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:

выявление условий и факторов трансформации внешнеполитических интересов России в аспекте западноевропейской интеграции;

исследование политической динамики развития интеграционных процессов в ведущих странах мира;

исследование особенностей внешнеэкономических концепций США, ЕС, СНГ и России;

обоснование приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации и путей их реализации.

внешняя политика россия внешнеполитический

Формирование внешнеполитических концепций ведущих стран мира

Стратегические документы, как основа внешнеполитической практики США

Современное государство, в век глобализации, сталкивается с огромным количеством проблем, начиная от загрязнения окружающей среды и заканчивая международной преступностью и терроризмом. Поэтому без определенной и четкой стратегии национальной безопасности и спецслужб призванных обеспечить выполнение данной концепции, государство и его граждане погибнут под грузом современных, постоянно увеличивающихся проблем. Не удивительно, что большинство стран вырабатывают свои национальные концепции для защиты своих интересов в мире.

Одним из базовых документов, формирующих внешнюю политику США, является "Стратегия национальной безопасности США за 2002 и 2006 годы”.

Интенсивность работы демократической администрации объяснялась как необходимостью серьезного переосмысления проблематики после окончания "холодной войны", так и неудовлетворенностью конгресса представляемыми документами.

Стратегия национальной безопасности основывается на "ярко выраженном американском интернационализме, отражающем единство наших ценностей и наших национальных интересов. Цель этой стратегии - помочь сделать современный мир не только безопаснее, но и лучше. На этом пути к прогрессу перед нами стоят ясные цели: политическая и экономическая свобода, мирные отношения с другими государствами и уважение человеческого достоинства”. Стратегия национальной безопасности США 2002, Washington. p 11-12

Согласно Стратегии национальной безопасности (СНБ 2002) основные угрозы США исходят от террористических сетей: "непосредственное внимание мы намерены уделить террористическим организациям, действующим на глобальном уровне. При этом защита американских граждан и интересов США будет осуществляться за ее пределами путем выявления и устранения угрозы до того, как она достигнет границ США.

Доктрина национальной безопасности в США - это интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.

Стратегия национальной безопасности США, обновляемая с известной периодичностью, является лишь официальным, документальным резюме по вопросам национальной безопасности.

Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру:

фундаментальные (постоянные) интересы, которые, по заявлению М. Олбрайт, неизменны в течение более чем 200 лет и (в ее же трактовке) заключаются в обеспечении безопасности, процветания и свободы американского народа;

миссия страны на данном этапе (это и есть доктрина, отражающая национальные интересы в конкретном понимании президента США);

конкретные целевые установки, разрабатываемые и достигаемые президентской `командой`, государственными структурами, группами влияния, коммерческими и неправительственными организациями, т.е., как прописано в нашем, российском законодательстве - субъектами национальной безопасности страны.

Множественность субъектов, имеющих собственные взгляды на интересы США, ставящих соответствующие цели и разрабатывающих стратегии их достижения, определяется особенностями американской институциональной системы. Ключевыми факторами, определяющими процесс разработки взглядов на национальную безопасность в США, являются: степень реальности внешней угрозы; политическая роль президента; степень межпартийной борьбы в Вашингтоне.

Чем больше ощущение внешней угрозы, тем больше процесс формирования американской политики национальной безопасности становится централизованным и контролируется президентом, жестко следуя национальным интересам, которые превращаются из лозунгов в руководство к действию. Конгресс и группы влияния становятся второстепенными звеньями. СМИ занимают президентскую сторону. Арбатов Г.А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи // США -- экономика, политика, идеология. 1994. № 12. С. 11-12.

Чем меньше угроза, тем больше формирование стратегии национальной безопасности становится децентрализованным и бесконтрольным процессом. В этот процесс все больше вовлекаются Конгресс, группы влияния и СМИ. Разнообразие и противоречивость разрабатываемых в этот период вариантов стратегии национальной безопасности связаны с ориентацией членов Конгресса на удовлетворение интересов, прежде всего, нужных групп избирателей и финансовых групп в своих штатах. При этом следует учитывать чередование циклов в общественном развитии США, доминирование общественного или частного интереса.

При решении проблем национальной безопасности демократы ориентируются больше на желаемый результат, нежели на пути и необходимые средства его достижения. Демократы предпочитают право силе, однако используют для этого и военные инструменты, особенно не задумываясь о порядке их использования и последствиях (войны в Корее, Вьетнаме, акция в Сомали и бомбардировки Косово). Демократы с большим трудом управляют внешними конфликтами (например, Югославия - 1999 г.).

Степень межпартийной борьбы оказывает значительное влияние на политику национальной безопасности США. Межпартийная борьба значительно снижает риски, на которые хотела бы пойти администрация, поставив под угрозу национальные интересы, а также дает возможность избежать выдвижения рискованных и амбициозных внешнеполитических инициатив. Низкий уровень межпартийной борьбы повышает вероятность осуществления рискованных мероприятий. Двухпартийное согласие привело, например, к войне в Корее и во Вьетнаме, а также к одобрению расширения НАТО.

В условиях низкого уровня угроз и слабой межпартийной борьбы процесс определения основных приоритетов страны становится глубоко бюрократическим и приводит к длительному согласованию ключевых национальных целей в администрации президента.

После холодной войны для США исчез вынужденный контроль за собственными планами и амбициями, связанный с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены реализации этих планов. В США окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания выгодного для американского общества мирового порядка (shaping). Сочетание этих обстоятельств с множественностью субъектов национальной безопасности воскресило целый спектр доктринальных трактовок роли и места США в современном мире, значительно отличающихся от официальных и, мало того, частично реализуемых отдельными государственными организациями и неправительственными субъектами.

Несмотря на то, что в большинстве перечисленных доктрин отсутствуют прямые антироссийские положения, их анализ показывает, что Россия рассматривается как системное препятствие на пути их реализации.

Агрессивность доктрин глобалистов объясняется прежде всего учетом интересов национальных и многонациональных корпораций. Здесь под национальным интересом понимается прежде всего выгода, размеры которой зависят от успешности использования объективных процессов глобализации.

В настоящее время эволюция взглядов на национальную безопасности США пришла к своему закономерному итогу. США открыто заявляют о своей силовой единственности и безальтернативности как организующего начала в глобальном масштабе. Весь мир стал делиться на тот, который признает мир по-американски и тот, который заблуждается относительно наступления последнего.

Таким образом, анализ альтернативных взглядов на национальные интересы США показал следующее.

Согласно большинству существующих доктрин США будут объективно генерировать для России системную и долговременную угрозу, вытекающую из стремления национальных американских компаний управлять процессами глобализации в интересах собственного сохранения и развития. Изоляционизм США для России несет угрозу, сопоставимую по катастрофичности с развалом СССР. Богатуров А.Д. «Стратегия выравнивания» в международных отношениях и внешней политике США //Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. С. 20-29.

Столкновение глобальных интересов США и интересов России будет неизбежно. Формы и интенсивность такого столкновения (почти по Хантингтону, а точнее, Гумилеву) могут быть различными: от косвенных и неявных до открытой конфронтации.

Доктрина У. Клинтона будет унаследована следующей американской администрацией в силу преемственности курса и сохранит в начале 21 века текущий уровень оперативных угроз в виде расширения НАТО, выдавливания РФ из Закавказья и Центральной Азии, проведения устрашающих операций в отношении потенциальных союзников России, закрытия для российских фирм американского рынка, информационных атак и т.д.

Ущерб РФ даже при сохранении существующего уровня угроз от деятельности США будет нарастать при сохранении тех же условий планирования в области национальной безопасности РФ. Это связано с отсутствием в России (со времен В. Ленина и, возможно, И. Сталина) доктринального мышления и формирования доктринально-управленческих, а не администрирующих документов в области национальной безопасности.

Формирование новой международной системы - это не одномоментное явление, а длительный и трудный процесс, который развивается постепенно благодаря созданию различных институтов и изменению привычного стиля мышления.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»