Цели :
1) расширить понятие холодная война,
2) охарактеризовать обстоятельства ее возникновения,
3) определить хронологические рамки холодной войны,
4) проанализировать основные положения «доктрины Г. Трумэна»,
5) охарактеризовать цели «плана Маршалла» и отношение к нему СССР.
Опора на пройденный материал :
знания материала об итогах второй мировой войны 9 и 11 классов, роль и влияние США в послевоенном мире, вспомнить понятия, изученные в 9 классе, и дать им более полное определение: « доктрина Г. Трумэна», «план Маршалла», НАТО, холодная война.
Основные понятия :
СЭВ, мировая система социализма, биполярный мир.
Выделим основные проблемы этой темы:
1. Проблема определения хронологических рамок начала холодной войны.
Первая точка зрения.
Начало холодной войны определяется 5 марта 1946 г., когда бывший премьер - министр Великобритании У. Черчилль выступил в городе Фултоне (США) с речью в присутствии президента США Г. Трумэна. Он призвал все страны Запада объединиться в борьбе против наступления коммунизма.
Вторая точка зрения .
Начало холодной войны нельзя определять одним событием – это ряд событий, которые постепенно формировали основу для начала холодной войны.
Учащимся можно предложить таблицу 24, которую они по ходу изложения материала учителем заполняют.
Начало холодной войны
Таблица 24
Дата |
Действия СССР |
Действия стран Запада |
1. 6,9 августа 1945 г. – ядерная бомбардировка США японских городов. Она зародила в душе советских людей семена тревоги, породила стремление к созданию средств атомной самозащиты, адекватного ядерного арсенала. Это был толчок к гонке ядерных вооружений |
||
1945 г., осень |
2. В правительства Румынии и Болгарии вошли только коммунисты. |
3. Обвинения по адресу СССР в навязывании Болгарии и Румынии коммунистических правительств |
4. Создание на занятой войсками СССР территории Ирана автономий – курдской и азербайджанской. |
5. СССР обвиняется в нарушении соглашений по Ирану |
|
6. Речь Сталина 9 февраля 1946 г. на предвыборном митинге в Большом театре. Сталин заявил, что в результате развития мирового капитализма возникает раскол капиталистического мира на два враждебных лагеря и между ними возможна война и нам необходимо гарантировать страну от всяких случайностей |
7. «Длинная телеграмма» поверенного в делах США в Москве Дж. Кеннана о невозможности сотрудничать с СССР (22 февраля) |
|
1946 г., осень |
9. Требования СССР Турции о размещении его войск в районе проливов. Начало восстания коммунистов на севере Греции | |
1947 г, лето |
11. 5 июня 1947 г. – речь госсекретаря США Д. Маршалла. Он предложил всем странам Европы оказать финансовую помощь, но с одним условием, они должны дать полную информацию о своих финансовых возможностях, экономических показателях и принять программу реформирования экономики, предложенную США. |
|
1947 г., осень |
12. Отказ СССР и стран Центральной и Юго-Восточной Европы от участия в плане Маршалла. Последствия этого: раскол Европы. Ориентация стран Запада на США, а стран Центральной и Юго-Восточной Европы - на СССР | |
13. Сентябрь 1947 г. Польша. Встреча лидеров девяти коммунистических и рабочих партий. Создание Коминформбюро. СССР предлагает начать строительство социализма в этих странах. При этом указывается на решение трех главных задач: а) Индустриализация б) Коллективизация в) Культурная революция |
14. Удаление коммунистов из правительств Италии и Франции |
|
15. США и СССР начинают увеличение численности Вооруженных Сил, до этого происходило их сокращение |
||
16. Коммунистический переворот в Чехословакии |
17. Негативная реакция США на февральские события в Чехословакии |
|
19. Блокада Западного Берлина (Берлинский кризис). Заключение двусторонних договоров о взаимопомощи СССР и стран Восточной Европы |
18. Валютная реформа в Западной Германии и Западном Берлине. Создание Западного Союза |
|
20. Создание СЭВ (январь) |
21. Создание НАТО (апрель) |
Таким образом, завершается формирование двух блоков.
2. Что такое холодная война.
Это планетарная биполярная конфронтация между СССР и США и их союзников на идеологической основе, которая ставила мир на грань войны (ядерной), приводившая к вооруженным столкновениям в третьем мире (2, с.260).
3. Почему началась холодная война.
а) история учит тому, что любая коалиция, созданная для борьбы с каким-то врагом, после победы над ним распадается. Это вполне естественно! Исторически обусловлено,
б) в отношениях между США и СССР были элементы недоверия и до войны и в годы войны.
Американцы устанавливали контакты с представителями нацистской Германии с целью заключения сепаратного мира,
Западные союзники подписали акт о капитуляции Германии 8 мая 1945 г. в отсутствии советских представителей,
23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали пакт о ненападении, это было болезненно воспринято в запанных столицах,
Ноябрь 1939 г. СССР напал на Финляндию, за что его исключили из Лиги наций,
в) в политике СССР и США стал действовать т.н. силовой синдром, «силовая линия». После войны эти страны имели сильные армии, зачем переговоры, если можно попугать друг друга или другие страны атомной бомбой или еще чем-то,
г) разное отношение СССР и США к социальным изменениям в Европе и Азии. В Европе укрепление позиций левых сил. В Азии рост национально-освободительной борьбы. США стремились любой ценой удержать прежние позиции, а СССР пытался максимально расширить «сферу социализма», насаждал «советскую модель в Центральной и Юго-Восточной Европе,
д) следующий момент был связан с ялтинскими соглашениями, ведь там фактически произошел раздел сфер влияния и после войны каждая из держав стремилась укрепить свои позиции в тех регионах и странах, которые находились в сфере влияния тех или иных держав,
е) внутренние процессы, происходящие в СССР и США: заинтересованы в ограничении контактов между странами.
ж) обострял отношения между СССР и западными союзниками германский вопрос, проблемы послевоенного урегулирования в этой стране.
На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира после окончания второй мировой войны» (43, с. 66).
Таблица 25
Страна |
Главные задачи во внешней политике |
Внутренние и внешние условия (факторы), способствующие решению задач |
Внутренние и внешние условия (факторы), препятствующие решению задач |
Превращение в сверхдержаву |
Изменение баланса сил в Европе в пользу СССР, возможность социалистического переустройства в Восточной Европе. Военная мощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти |
Экономические и демографические последствия войны |
|
Достижение мирового первенства |
Экономический и военный потенциал, обладание ядерным оружием |
Появление нового соперника в лице СССР |
|
Великобритания |
Сохранение дипломатических традиций, поддержка США («особые отношения») |
Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США |
|
Сохранение колоний, достижение первенства в соперничестве с Великобританией |
Ослабление потенциальных противников Франции в Европе |
Экономические последствия войны, рост влияния левых сил, национально-освободительная борьба в колониях |
Вывод:
В период с 1945 г. по 1949 г. в отношениях между СССР и западными союзниками начинают возникать проблемы, которые приводят к ухудшению взаимоотношений. СССР и США из союзников превращаются противников (2, с.157). Хотя в 1945-1947 гг. США и СССР удачно решали послевоенные проблемы, то есть в первые послевоенные годы в отношениях между странами доминировала линия на сотрудничество, на поиск компромиссов.
Таблица 24
Дата | Действия СССР | Действия стран Запада |
1945 г. | 1. 6,9 августа 1945 г. – ядерная бомбардировка США японских городов. Она зародила в душе советских людей семена тревоги, породила стремление к созданию средств атомной самозащиты, адекватного ядерного арсенала. Это был толчок к гонке ядерных вооружений | |
1945 г., осень | 2. В правительства Румынии и Болгарии вошли только коммунисты. | 3. Обвинения по адресу СССР в навязывании Болгарии и Румынии коммунистических правительств |
1945 г., дек. | 4. Создание на занятой войсками СССР территории Ирана автономий – курдской и азербайджанской. | 5. СССР обвиняется в нарушении соглашений по Ирану |
1946 г., февр. | 6. Речь Сталина 9 февраля 1946 г. на предвыборном митинге в Большом театре. Сталин заявил, что в результате развития мирового капитализма возникает раскол капиталистического мира на два враждебных лагеря и между ними возможна война и нам необходимо гарантировать страну от всяких случайностей | 7. «Длинная телеграмма» поверенного в делах США в Москве Дж. Кеннана о невозможности сотрудничать с СССР (22 февраля) |
1946 г., март | 8. Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г. «Мускулы мира» | |
1946 г., осень | 9. Требования СССР Турции о размещении его войск в районе проливов. Начало восстания коммунистов на севере Греции | |
1947 г., март | 10. 12 марта 1947 г. – Доктрина Трумэна, доктрина «сдерживания коммунизма» | |
1947 г, лето | 11. 5 июня 1947 г. – речь госсекретаря США Д. Маршалла. Он предложил всем странам Европы оказать финансовую помощь, но с одним условием, они должны дать полную информацию о своих финансовых возможностях, экономических показателях и принять программу реформирования экономики, предложенную США. | |
1947 г., осень | 12. Отказ СССР и стран Центральной и Юго-Восточной Европы от участия в плане Маршалла. Последствия этого: раскол Европы. Ориентация стран Запада на США, а стран Центральной и Юго-Восточной Европы - на СССР | |
1947 г., сент. | 13. Сентябрь 1947 г. Польша. Встреча лидеров девяти коммунистических и рабочих партий. Создание Коминформбюро. СССР предлагает начать строительство социализма в этих странах. При этом указывается на решение трех главных задач: а) Индустриализация б) Коллективизация в) Культурная революция | 14. Удаление коммунистов из правительств Италии и Франции |
1948 г. | 15. США и СССР начинают увеличение численности Вооруженных Сил, до этого происходило их сокращение | |
1948 г., февр. | 16. Коммунистический переворот в Чехословакии | 17. Негативная реакция США на февральские события в Чехословакии |
1948 г. | 19. Блокада Западного Берлина (Берлинский кризис). Заключение двусторонних договоров о взаимопомощи СССР и стран Восточной Европы | 18. Валютная реформа в Западной Германии и Западном Берлине. Создание Западного Союза |
1949 г. | 20. Создание СЭВ (январь) | 21. Создание НАТО (апрель) |
Таким образом, завершается формирование двух блоков.
2. Что такое холодная война.
Это планетарная биполярная конфронтация между СССР и США и их союзников на идеологической основе, которая ставила мир на грань войны (ядерной), приводившая к вооруженным столкновениям в третьем мире (2, с.260).
3. Почему началась холодная война.
а) история учит тому, что любая коалиция, созданная для борьбы с каким-то врагом, после победы над ним распадается. Это вполне естественно! Исторически обусловлено,
б) в отношениях между США и СССР были элементы недоверия и до войны и в годы войны.
Американцы устанавливали контакты с представителями нацистской Германии с целью заключения сепаратного мира,
Западные союзники подписали акт о капитуляции Германии 8 мая 1945 г. в отсутствии советских представителей,
23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали пакт о ненападении, это было болезненно воспринято в запанных столицах,
Ноябрь 1939 г. СССР напал на Финляндию, за что его исключили из Лиги наций,
в) в политике СССР и США стал действовать т.н. силовой синдром, «силовая линия». После войны эти страны имели сильные армии, зачем переговоры, если можно попугать друг друга или другие страны атомной бомбой или еще чем-то,
г) разное отношение СССР и США к социальным изменениям в Европе и Азии. В Европе укрепление позиций левых сил. В Азии рост национально-освободительной борьбы. США стремились любой ценой удержать прежние позиции, а СССР пытался максимально расширить «сферу социализма», насаждал «советскую модель в Центральной и Юго-Восточной Европе,
д) следующий момент был связан с ялтинскими соглашениями, ведь там фактически произошел раздел сфер влияния и после войны каждая из держав стремилась укрепить свои позиции в тех регионах и странах, которые находились в сфере влияния тех или иных держав,
е) внутренние процессы, происходящие в СССР и США: заинтересованы в ограничении контактов между странами.
ж) обострял отношения между СССР и западными союзниками германский вопрос, проблемы послевоенного урегулирования в этой стране.
На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира после окончания второй мировой войны» (43, с. 66).
Таблица 25
Страна | Главные задачи во внешней политике | Внутренние и внешние условия (факторы), способствующие решению задач | Внутренние и внешние условия (факторы), препятствующие решению задач |
СССР | Превращение в сверхдержаву | Изменение баланса сил в Европе в пользу СССР, возможность социалистического переустройства в Восточной Европе. Военная мощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти | Экономические и демографические последствия войны |
США | Достижение мирового первенства | Экономический и военный потенциал, обладание ядерным оружием | Появление нового соперника в лице СССР |
Великобритания | Попытка сохранить свой статус | Сохранение дипломатических традиций, поддержка США («особые отношения») | Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США |
Франция | Сохранение колоний, достижение первенства в соперничестве с Великобританией | Ослабление потенциальных противников Франции в Европе | Экономические последствия войны, рост влияния левых сил, национально-освободительная борьба в колониях |
Вывод:
В период с 1945 г. по 1949 г. в отношениях между СССР и западными союзниками начинают возникать проблемы, которые приводят к ухудшению взаимоотношений. СССР и США из союзников превращаются противников (2, с.157). Хотя в 1945-1947 гг. США и СССР удачно решали послевоенные проблемы, то есть в первые послевоенные годы в отношениях между странами доминировала линия на сотрудничество, на поиск компромиссов.
Мир в условиях противоборства двух систем (50-е - 60-е гг.)
Цели:
1) познакомить учащихся с основными периодами истории международных отношений во второй половине ХХ в.;
2) кратко охарактеризовать главные события и позиции конфликтующих сторон, подчеркнув, что, несмотря на острое противостояние на международной арене, руководящие круги США и СССР не переступили грань, отделявшую холодную войну от горячей;
3) разъяснить причины гонки ядерных вооружений в СССР и США, подчеркнув негативные последствия и крайнюю опасность ядерного противостояния.
Опора на пройденный материал:
знания темы «Международные отношения во второй половине ХХ в.» за 9 класс, а также основных этапов внешнеполитической деятельности США в этот период (9 класс), вспомним и дадим более расширенное определение таким понятиям, как СНВ, МБР, БРПЛ, СБ.
Основные понятия:
бойкот, Берлинский и Карибский кризисы, неприсоединение.
Рубеж 1940-1950-х гг. характеризовался дальнейшим обострением международной ситуации, которая резко осложнилась после начала холодной войны.
Подтвердим этот тезис конкретными примерами, взяв из темы «Международные отношения во второй половине ХХ – начале ХХ1 вв.(9 класс):
Создание атомной бомбы в СССР в 1949 г. и в Великобритании в 1952 г.;
Январь-июль 1950 г. – СССР бойкотирует заседания ООН;
Февраль 1950 г. – подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР;
Февраль 1950 г. – разрыв дипломатических отношений США с Болгарией;
Июль 1950 г. – начало войны в Корее;
Сентябрь 1951 г. – мирный договор с Японией подписали 49 государств (СССР и его союзники отказались его подписать);
Создание в 1952 г. Европейского оборонительного сообщества странами Западной Европы.
Холодная война - глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между США и их союзниками, с одной стороны, и Советским Союзом и его союзниками - с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Причиной конфронтации послужило опасение стран Запада (прежде всего Великобритании и США) попадания части Европы под влияние тоталитарного режима в СССР.
Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 г. Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и Варшавский Договор.
Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.
Нарастающее технологическое отставание СССР, наряду со стагнацией советской экономики и непомерными военными расходами в конце 1970-х - начале 1980-х, вынудили советское руководство пойти на политические и экономические реформы. Объявленный Михаилом Горбачёвым в 1985 году курс на перестройку и гласность привёл к утрате руководящей роли КПСС, однако не смог предотвратить экономический коллапс в СССР. В конечном итоге СССР, обремененный экономическим кризисом, а также социальными и межнациональными проблемами, распался в 1991 году.
В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989-1990 годах. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года, и с этого момента можно отсчитывать окончание холодной войны.
Современное государство, в век глобализации, сталкивается с огромным количеством проблем, начиная от загрязнения окружающей среды и заканчивая международной преступностью и терроризмом. Поэтому без определенной и четкой стратегии национальной безопасности и спецслужб призванных обеспечить выполнение данной концепции, государство и его граждане погибнут под грузом современных, постоянно увеличивающихся проблем. Не удивительно, что большинство стран вырабатывают свои национальные концепции для защиты своих интересов в мире.
Одним из базовых документов, формирующих внешнюю политику США, является "Стратегия национальной безопасности США за 2002 и 2006 годы.
Интенсивность работы демократической администрации объяснялась как необходимостью серьезного переосмысления проблематики после окончания "холодной войны", так и неудовлетворенностью конгресса представляемыми документами.
Стратегия национальной безопасности основывается на "ярко выраженном американском интернационализме, отражающем единство наших ценностей и наших национальных интересов. Цель этой стратегии - помочь сделать современный мир не только безопаснее, но и лучше. На этом пути к прогрессу перед нами стоят ясные цели: политическая и экономическая свобода, мирные отношения с другими государствами и уважение человеческого достоинства.
Согласно Стратегии национальной безопасности (СНБ 2002) основные угрозы США исходят от террористических сетей: "непосредственное внимание мы намерены уделить террористическим организациям, действующим на глобальном уровне. При этом защита американских граждан и интересов США будет осуществляться за ее пределами путем выявления и устранения угрозы до того, как она достигнет границ США.
Доктрина национальной безопасности в США - это интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.
Стратегия национальной безопасности США, обновляемая с известной периодичностью, является лишь официальным, документальным резюме по вопросам национальной безопасности.
Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру:
фундаментальные (постоянные) интересы, которые, по заявлению М. Олбрайт, неизменны в течение более чем 200 лет и (в ее же трактовке) заключаются в обеспечении безопасности, процветания и свободы американского народа;
миссия страны на данном этапе (это и есть доктрина, отражающая национальные интересы в конкретном понимании президента США);
конкретные целевые установки, разрабатываемые и достигаемые президентской `командой`, государственными структурами, группами влияния, коммерческими и неправительственными организациями, т.е., как прописано в нашем, российском законодательстве - субъектами национальной безопасности страны.
Множественность субъектов, имеющих собственные взгляды на интересы США, ставящих соответствующие цели и разрабатывающих стратегии их достижения, определяется особенностями американской институциональной системы. Ключевыми факторами, определяющими процесс разработки взглядов на национальную безопасность в США, являются: степень реальности внешней угрозы; политическая роль президента; степень межпартийной борьбы в Вашингтоне.
Чем больше ощущение внешней угрозы, тем больше процесс формирования американской политики национальной безопасности становится централизованным и контролируется президентом, жестко следуя национальным интересам, которые превращаются из лозунгов в руководство к действию. Конгресс и группы влияния становятся второстепенными звеньями. СМИ занимают президентскую сторону.
Чем меньше угроза, тем больше формирование стратегии национальной безопасности становится децентрализованным и бесконтрольным процессом. В этот процесс все больше вовлекаются Конгресс, группы влияния и СМИ. Разнообразие и противоречивость разрабатываемых в этот период вариантов стратегии национальной безопасности связаны с ориентацией членов Конгресса на удовлетворение интересов, прежде всего, нужных групп избирателей и финансовых групп в своих штатах. При этом следует учитывать чередование циклов в общественном развитии США, доминирование общественного или частного интереса.
При решении проблем национальной безопасности демократы ориентируются больше на желаемый результат, нежели на пути и необходимые средства его достижения. Демократы предпочитают право силе, однако используют для этого и военные инструменты, особенно не задумываясь о порядке их использования и последствиях (войны в Корее, Вьетнаме, акция в Сомали и бомбардировки Косово). Демократы с большим трудом управляют внешними конфликтами (например, Югославия - 1999 г.).
Степень межпартийной борьбы оказывает значительное влияние на политику национальной безопасности США. Межпартийная борьба значительно снижает риски, на которые хотела бы пойти администрация, поставив под угрозу национальные интересы, а также дает возможность избежать выдвижения рискованных и амбициозных внешнеполитических инициатив. Низкий уровень межпартийной борьбы повышает вероятность осуществления рискованных мероприятий. Двухпартийное согласие привело, например, к войне в Корее и во Вьетнаме, а также к одобрению расширения НАТО.
В условиях низкого уровня угроз и слабой межпартийной борьбы процесс определения основных приоритетов страны становится глубоко бюрократическим и приводит к длительному согласованию ключевых национальных целей в администрации президента.
После холодной войны для США исчез вынужденный контроль за собственными планами и амбициями, связанный с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены реализации этих планов. В США окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания выгодного для американского общества мирового порядка (shaping). Сочетание этих обстоятельств с множественностью субъектов национальной безопасности воскресило целый спектр доктринальных трактовок роли и места США в современном мире, значительно отличающихся от официальных и, мало того, частично реализуемых отдельными государственными организациями и неправительственными субъектами.
Несмотря на то, что в большинстве перечисленных доктрин отсутствуют прямые антироссийские положения, их анализ показывает, что Россия рассматривается как системное препятствие на пути их реализации.
Агрессивность доктрин глобалистов объясняется прежде всего учетом интересов национальных и многонациональных корпораций. Здесь под национальным интересом понимается прежде всего выгода, размеры которой зависят от успешности использования объективных процессов глобализации.
В настоящее время эволюция взглядов на национальную безопасности США пришла к своему закономерному итогу. США открыто заявляют о своей силовой единственности и безальтернативности как организующего начала в глобальном масштабе. Весь мир стал делиться на тот, который признает мир по-американски и тот, который заблуждается относительно наступления последнего.
Таким образом, анализ альтернативных взглядов на национальные интересы США показал следующее.
Согласно большинству существующих доктрин США будут объективно генерировать для России системную и долговременную угрозу, вытекающую из стремления национальных американских компаний управлять процессами глобализации в интересах собственного сохранения и развития. Изоляционизм США для России несет угрозу, сопоставимую по катастрофичности с развалом СССР.
Столкновение глобальных интересов США и интересов России будет неизбежно. Формы и интенсивность такого столкновения (почти по Хантингтону, а точнее, Гумилеву) могут быть различными: от косвенных и неявных до открытой конфронтации.
Доктрина У. Клинтона будет унаследована следующей американской администрацией в силу преемственности курса и сохранит в начале 21 века текущий уровень оперативных угроз в виде расширения НАТО, выдавливания РФ из Закавказья и Центральной Азии, проведения устрашающих операций в отношении потенциальных союзников России, закрытия для российских фирм американского рынка, информационных атак и т.д.
Ущерб РФ даже при сохранении существующего уровня угроз от деятельности США будет нарастать при сохранении тех же условий планирования в области национальной безопасности РФ. Это связано с отсутствием в России (со времен В. Ленина и, возможно, И. Сталина) доктринального мышления и формирования доктринально-управленческих, а не администрирующих документов в области национальной безопасности.
Формирование новой международной системы - это не одномоментное явление, а длительный и трудный процесс, который развивается постепенно благодаря созданию различных институтов и изменению привычного стиля мышления.
«Итоги и последствия второй мировой войны через призму геоэкономики и геополитики»
для 11 класса социально-экономического профиля МОУ Лицея УКМО
Учитель: Кузнецова Елена Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Педагогическая технология: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.
Цели:
Образовательная: проанализировать причины и итоги второй мировой войны, дать оценку действиям участников.
Развивающая: развитие умений и навыков работы с картой, хронологией, историческими источниками; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать, делать обобщающие выводы.
Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма, учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать учения по самоорганизации.
Планируемые результаты:
Личностные: реализация готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; развитие самосознания, позитивной самооценки и готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.
Метапредметные: формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся; формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Предметные: развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, выявление причин исторических событий, объяснения фактов.
План изучения новой темы
1. Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны. 2. Особенности Второй мировой войны. 3. Итоги и политические последствия войны. 4. Усиление противоречий между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции.
Материал по пункту 1 в учебнике раскрыт недостаточно из-за ограниченности его объема, поэтому целесообразно организовать работу с картой по следующим вопросам:
1. Покажите, как изменились территории Германии, Италии и Японии по окончании Второй мировой войны. Можно ли считать изменения территории Германии в 1945-1946 гг. окончательными? Что произойдет с германским государством в 1948 г.? 2. Какие территории вошли в состав СССР? 3. Какие территории вошли в состав Польши? Где проходит западная граница польского государства? 4. На основании работы с картой сделайте обобщающий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны?
Изучение пункта 2 плана целесообразно провести в дискуссионной форме с опорой на материалы учебника.
Для организации деятельности учащихся используем вопрос 4 после § 19. Обсуждение особенностей Первой и Второй мировых войн на основе анализа таблицы «Важнейшие сравнительные показатели Первой и Второй мировых войн» можно провести «в паре». Такая форма фронтальной работы предполагает, что участник обсуждения может высказать один тезис, после чего слово переходит к оппоненту, который дополняет, развивает тезис или формулирует следующее высказывание. Предлагаем классу сравнить ответ с положениями, высказанными в учебнике в разделе «Итоги Второй мировой войны». Далее строим обсуждение на основании вопроса 3. В качестве завершающего задания просим дома письменно ответить на вопросы: «Считаете ли вы вопрос о роли войн в истории человечества актуальным и почему? Ваш прогноз событий в случае развязывания Третьей мировой войны». В качестве дополнительного материала можно познакомить учащихся с исследованиями климатических последствий ядерной войны - «ядерной зимой» (Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. - М., 1988).
Пункт 3 плана раскрываем с помощью таблицы:
Итоги войны | Политические последствия войны |
Повержен фашизм - одна из форм тоталитаризма. Восстановлена независимость и суверенитет стран Европы и Азии | Созданы условия для общественно-политических изменений, возможности демократического развития государств |
На основе Антигитлеровской коалиции создана Организация Объединенных Наций | Есть опыт и дальнейшая возможность развивать отношения стран с различным общественно-политическим строем, есть инструмент предотвращения войн |
Развитие военно-технической мысли, совершенствование вооружений. Появление ядерного оружия | Первые попытки «ядерного диктата» со стороны США. Стремление СССР к паритету с США в области ядерных и иных вооружений |
Освобождение стран Центральной и Восточной Европы Советским Союзом | Рост влияния левых сил в этих государствах, стремление СССР контролировать развитие региона |
Превращение СССР и США в сверхдержавы |
|
В послевоенном мире проявляются две противоречивые тенденции: возможность поддержания мира и развития сотрудничества и возможность конфронтации между государствами в условиях двухполюсного (биполярного) мира. |
В зависимости от особенностей класса можно по-разному организовать работу над таблицей. Например, предложив колонку «Итоги войны», дать возможность самостоятельно заполнить колонку «Политические последствия войны» и скорректировать результат работы. В более слабом классе целесообразно, предъявив таблицу на кодослайде или на доске, дать задание привести конкретные примеры, подтверждающие записанное в таблице утверждение. В любом случае следует предоставить ребятам возможность сделать самостоятельный вывод о противоречивых тенденциях исторического развития.
Рассмотрение следующего вопроса (пункт 4) позволяет сделать вывод о военно-экономических, социально-политических и идеологических основах складывающегося противостояния.
На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира по окончании войны».
Страна | Главные задачи во внешней политике | Внутренние и внешние условия (факторы), способствующие решению задач | Внутренние и внешние условия (факторы), препятствующие решению задач |
СССР | Превращение в сверхдержаву | Изменение баланса сил в Европе в пользу СССР, возможность социалистического переустройства в Восточной Европе. Военная помощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти | Экономические и демографические последствия войны |
США | Достижение мирового первенства | Экономический и военный потенциал, обладание ядерным оружием | Появление нового соперника в лице СССР |
Великобритания | Сохранение дипломатических традиций, поддержка США («особые отношения») | Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США |
|
Франция | Сохранение колоний, достижение первенства в соперничестве с Великобританией | Ослабление потенциальных противников Франции в Европе | Экономические последствия войны, рост влияния левых сил, национально-освободительная борьба в колониях |
Домашнее задание. Написать письмо ветеранам В.О.войны от благодарного потомка, либо изготовить и художественно оформить поздравительную открытку.
Фрагмент технологической карты урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
|||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
||
Ориентировочно-мотивационный | Работа по заполнению экспресс-анкет | ||||||
Актуализация знаний на основе фотоколлажа о 2-ой мировой войне, демонстрации видеосюжета о 2-ой мировой войне | Просмотр слайдов о войне | Формулировка темы урока | Определение состава рабочих групп- экспертов, «мозговой штурм» для постановки проблемных вопросов | Умение выражать свои мысли, слышать друг друга | |||
Введение
Актуальность исследования. Внешнеполитический курс на формирование благоприятной международной среды с целью содействия успешному осуществлению кардинальных преобразований внутри страны сегодня стал общепринятым в России.
В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации 2008 г., одна из главных целей международной деятельности страны - "создание благоприятных внешних условийдля модернизации России, …повышения уровня жизни населения, консолидации общества…".
Россия, решительно шагнув из холодной войны, перестала быть идеологизированным имперским государством. Эта эмансипация российских сил и ресурсов, которые уже не являются объектом коллективизации в рамках социальной системы, Варшавского договора или Советского Союза, может быть только плодотворной для интересов Европы и всего мира. Россия обрела свободу вести себя сообразно своему историческому предназначению, то есть быть самою собой, а значит, в полной мере вносить свой вклад в общее дело поддержания международной стабильности и межцивилизационного согласия на критически важном этапе формирования новой архитектуры международных отношений.
Объектом исследования выступает процесс политического взаимодействия России и ведущих стран мира.
Предмет исследования - опыт и перспективы внешнеполитических концепций государств в условиях развития интеграционных процессов.
Цель исследования заключается в комплексном анализе содержания и перспектив политического взаимодействия стран мира, обусловленных современными и эвентуальными интеграционными процессами и обосновании приоритетных сфер стратегического партнерства Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
выявление условий и факторов трансформации внешнеполитических интересов России в аспекте западноевропейской интеграции;
исследование политической динамики развития интеграционных процессов в ведущих странах мира;
исследование особенностей внешнеэкономических концепций США, ЕС, СНГ и России;
обоснование приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации и путей их реализации.
внешняя политика россия внешнеполитический
Формирование внешнеполитических концепций ведущих стран мира
Стратегические документы, как основа внешнеполитической практики США
Современное государство, в век глобализации, сталкивается с огромным количеством проблем, начиная от загрязнения окружающей среды и заканчивая международной преступностью и терроризмом. Поэтому без определенной и четкой стратегии национальной безопасности и спецслужб призванных обеспечить выполнение данной концепции, государство и его граждане погибнут под грузом современных, постоянно увеличивающихся проблем. Не удивительно, что большинство стран вырабатывают свои национальные концепции для защиты своих интересов в мире.
Одним из базовых документов, формирующих внешнюю политику США, является "Стратегия национальной безопасности США за 2002 и 2006 годы”.
Интенсивность работы демократической администрации объяснялась как необходимостью серьезного переосмысления проблематики после окончания "холодной войны", так и неудовлетворенностью конгресса представляемыми документами.
Стратегия национальной безопасности основывается на "ярко выраженном американском интернационализме, отражающем единство наших ценностей и наших национальных интересов. Цель этой стратегии - помочь сделать современный мир не только безопаснее, но и лучше. На этом пути к прогрессу перед нами стоят ясные цели: политическая и экономическая свобода, мирные отношения с другими государствами и уважение человеческого достоинства”. Стратегия национальной безопасности США 2002, Washington. p 11-12
Согласно Стратегии национальной безопасности (СНБ 2002) основные угрозы США исходят от террористических сетей: "непосредственное внимание мы намерены уделить террористическим организациям, действующим на глобальном уровне. При этом защита американских граждан и интересов США будет осуществляться за ее пределами путем выявления и устранения угрозы до того, как она достигнет границ США.
Доктрина национальной безопасности в США - это интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.
Стратегия национальной безопасности США, обновляемая с известной периодичностью, является лишь официальным, документальным резюме по вопросам национальной безопасности.
Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру:
фундаментальные (постоянные) интересы, которые, по заявлению М. Олбрайт, неизменны в течение более чем 200 лет и (в ее же трактовке) заключаются в обеспечении безопасности, процветания и свободы американского народа;
миссия страны на данном этапе (это и есть доктрина, отражающая национальные интересы в конкретном понимании президента США);
конкретные целевые установки, разрабатываемые и достигаемые президентской `командой`, государственными структурами, группами влияния, коммерческими и неправительственными организациями, т.е., как прописано в нашем, российском законодательстве - субъектами национальной безопасности страны.
Множественность субъектов, имеющих собственные взгляды на интересы США, ставящих соответствующие цели и разрабатывающих стратегии их достижения, определяется особенностями американской институциональной системы. Ключевыми факторами, определяющими процесс разработки взглядов на национальную безопасность в США, являются: степень реальности внешней угрозы; политическая роль президента; степень межпартийной борьбы в Вашингтоне.
Чем больше ощущение внешней угрозы, тем больше процесс формирования американской политики национальной безопасности становится централизованным и контролируется президентом, жестко следуя национальным интересам, которые превращаются из лозунгов в руководство к действию. Конгресс и группы влияния становятся второстепенными звеньями. СМИ занимают президентскую сторону. Арбатов Г.А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи // США -- экономика, политика, идеология. 1994. № 12. С. 11-12.
Чем меньше угроза, тем больше формирование стратегии национальной безопасности становится децентрализованным и бесконтрольным процессом. В этот процесс все больше вовлекаются Конгресс, группы влияния и СМИ. Разнообразие и противоречивость разрабатываемых в этот период вариантов стратегии национальной безопасности связаны с ориентацией членов Конгресса на удовлетворение интересов, прежде всего, нужных групп избирателей и финансовых групп в своих штатах. При этом следует учитывать чередование циклов в общественном развитии США, доминирование общественного или частного интереса.
При решении проблем национальной безопасности демократы ориентируются больше на желаемый результат, нежели на пути и необходимые средства его достижения. Демократы предпочитают право силе, однако используют для этого и военные инструменты, особенно не задумываясь о порядке их использования и последствиях (войны в Корее, Вьетнаме, акция в Сомали и бомбардировки Косово). Демократы с большим трудом управляют внешними конфликтами (например, Югославия - 1999 г.).
Степень межпартийной борьбы оказывает значительное влияние на политику национальной безопасности США. Межпартийная борьба значительно снижает риски, на которые хотела бы пойти администрация, поставив под угрозу национальные интересы, а также дает возможность избежать выдвижения рискованных и амбициозных внешнеполитических инициатив. Низкий уровень межпартийной борьбы повышает вероятность осуществления рискованных мероприятий. Двухпартийное согласие привело, например, к войне в Корее и во Вьетнаме, а также к одобрению расширения НАТО.
В условиях низкого уровня угроз и слабой межпартийной борьбы процесс определения основных приоритетов страны становится глубоко бюрократическим и приводит к длительному согласованию ключевых национальных целей в администрации президента.
После холодной войны для США исчез вынужденный контроль за собственными планами и амбициями, связанный с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены реализации этих планов. В США окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания выгодного для американского общества мирового порядка (shaping). Сочетание этих обстоятельств с множественностью субъектов национальной безопасности воскресило целый спектр доктринальных трактовок роли и места США в современном мире, значительно отличающихся от официальных и, мало того, частично реализуемых отдельными государственными организациями и неправительственными субъектами.
Несмотря на то, что в большинстве перечисленных доктрин отсутствуют прямые антироссийские положения, их анализ показывает, что Россия рассматривается как системное препятствие на пути их реализации.
Агрессивность доктрин глобалистов объясняется прежде всего учетом интересов национальных и многонациональных корпораций. Здесь под национальным интересом понимается прежде всего выгода, размеры которой зависят от успешности использования объективных процессов глобализации.
В настоящее время эволюция взглядов на национальную безопасности США пришла к своему закономерному итогу. США открыто заявляют о своей силовой единственности и безальтернативности как организующего начала в глобальном масштабе. Весь мир стал делиться на тот, который признает мир по-американски и тот, который заблуждается относительно наступления последнего.
Таким образом, анализ альтернативных взглядов на национальные интересы США показал следующее.
Согласно большинству существующих доктрин США будут объективно генерировать для России системную и долговременную угрозу, вытекающую из стремления национальных американских компаний управлять процессами глобализации в интересах собственного сохранения и развития. Изоляционизм США для России несет угрозу, сопоставимую по катастрофичности с развалом СССР. Богатуров А.Д. «Стратегия выравнивания» в международных отношениях и внешней политике США //Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. С. 20-29.
Столкновение глобальных интересов США и интересов России будет неизбежно. Формы и интенсивность такого столкновения (почти по Хантингтону, а точнее, Гумилеву) могут быть различными: от косвенных и неявных до открытой конфронтации.
Доктрина У. Клинтона будет унаследована следующей американской администрацией в силу преемственности курса и сохранит в начале 21 века текущий уровень оперативных угроз в виде расширения НАТО, выдавливания РФ из Закавказья и Центральной Азии, проведения устрашающих операций в отношении потенциальных союзников России, закрытия для российских фирм американского рынка, информационных атак и т.д.
Ущерб РФ даже при сохранении существующего уровня угроз от деятельности США будет нарастать при сохранении тех же условий планирования в области национальной безопасности РФ. Это связано с отсутствием в России (со времен В. Ленина и, возможно, И. Сталина) доктринального мышления и формирования доктринально-управленческих, а не администрирующих документов в области национальной безопасности.
Формирование новой международной системы - это не одномоментное явление, а длительный и трудный процесс, который развивается постепенно благодаря созданию различных институтов и изменению привычного стиля мышления.