Что такое романтизм классицизм сентиментализм кратко. Литературные направления: романтизм и классицизм

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Классицизм, сентиментализм, романтизм.

классицизм

сентиментализм

романтизм

  1. Основная идея

  1. Основное свойство

  1. В основе эстетики

  1. Идейная основа

  1. Черты

  1. Основные жанры:

  1. Национальные особенности

Рационализм. Конфликт между чувством и долгом разрешается в пользу долга.

Обращённость к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

Сравнительно, сентиментальный поэт наделен «живым побуждением восстановить для себя то единство в нем, которое было подавлено абстракцией, чтобы сделать человечество полным, переходя от ограниченного состояния к бесконечному». По словам Шиллера, задача поэзии, общая для наивного и сентиментального поэта, состоит в том, чтобы дать полное выражение человеческой природе. В этом случае преимущество наивного поэта в том, чтобы прекрасно представить, что этот сентиментальный поэт только стремится достичь идеала.

Однако «вся реальность остается ниже идеала», потому что все существующее имеет свои пределы, но мысль неограничена, так что сентиментальный поэт имеет большое преимущество иметь «бесконечную задачу». Таким образом, характеристика двух поэтических видов мыслится на основе понятия «ограничение» и «бесконечность», связанного с идентификацией двух способов выполнения задачи «дать человечеству максимально возможное выражение». По пути единства и гармонии с природой «то, что должен построить поэт, является наиболее полной имитацией возможного реального»; посредством поиска идеи гармонии, «то, что должен построить поэт, - это возвышение реальности до идеала».

Принцип рационализма и «подражания природе».

Утверждение просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности, единства нации.

Культ разума;

Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

В сравнительных терминах первый путь характеризует старый, а второй - современный. Что касается выполнения задачи, то преимущество старой поэзии, наивной, достигает совершенства в подражании реальности. Что касается поставленной цели, то преимущество заключается в современной сентиментальной поэзии, которая стремится к бесконечному идеалу гармонии с природой от культуры, от свободы.

В этом случае тест указывает на общую цель, с противоположных путей, связанную с концепцией жанра, в которую включены две обсуждаемые концепции. Согласно Гете, эссе Шиллера было написано, чтобы защитить себя, оправдать свою умозрительную и субъективную позицию до остроты объективности, интуитивного гения его собеседника. Возможность наивной поэзии в сентиментальном возрасте можно рассматривать как оправдание классицизма в контексте опроса его модели. В то же время Шиллер осуждает понятие возвращения в прошлое и думает о древних как о моделях совершенства, которые нужно искать в качестве идеала.

Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

Идеализация героев;

Подчёркивается объективность повествования;

Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Трагедия, эпопея, ода, комедия, сатира, басня.

Интерес к настоящему и прошлому родной страны;

Не следует возвращаться к ним, но искать то, что они интуитивно, естественно, посредством размышлений и культуры, задача, которая может быть реализована только в области поэзии. В этом историческом смысле отражение древней и современной наивной и сентиментальной поэзии находит равновесие между понятием модели древних и защитой современной поэзии.

Очерки по искусству и литературе. Собранные произведения. Нью-Джерси: Принстонский университет. Воспоминания: Поэзия и Истина. редактор Брасилия: издатель Бразильского университета. Веймар: Герман Бёлаус Нахфоллер. Теория трагедии. Мария Стюарт. Перевод Мануэля Бандейры. Письма об эстетическом воспитании человека. Наивная и сентиментальная поэзия. Невеста Мессины.

Интерес к народной поэзии, её жанрам. Использование в произведениях народной речи;

Критика недостатков общества, активно развивающееся сатирическое направление;

Критическое отношение к абсолютной, но непросвещённой монархии и помещикам-крепостникам во второй половине XVIII века.


Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Стремление представить человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, стремлениях.

Сан-Паулу: Косак и Наиф. Каллиас или О красоте. Перевод и введение Рикардо Барбоса. Алерсон: Обьер. Тирания Греции над Германией. Кембридж: Пресса Кембриджского университета. Сан-Паулу: Новая Александрия. Париж: Гарнье-Фламарион. Теория современных драматургов. Студенческая группа. Дармштадт-Берлин-Нойвид: Лухтерханд.

Реалистическое движение преуспело. Мигель защищал идеи абсолютизма. Характеристики. Субъективизм: автор рассматривает предметы по-личному, в соответствии с тем, что он чувствует, приближаясь к фантазии. - Сентиментализм: чувства возвышены, и все, что спровоцировано импульсом, разрешено. Психологический эскапизм: вид побега. Поскольку романтик не принимает реальности, он ищет способы укрыться, например, в прошлом, во сне или в смерти. - Свобода творения: Романтический писатель отказывается от поэтических форм, использует свободный и белый стих, освобождая себя от греко-латинских моделей, так ценимых классиками, и приближается к разговорному языку. - Средневековье: большой интерес романтиков вызывает происхождение его страны, его народа.

«Подражание природе»; элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

Протест против испорченности аристократического общества.

Уход от прямолинейности в обрисовке характеров к их оценке;

Подчёркнутая субъективность подхода к миру;

Культ чувства;

Культ природы;

Культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности;

В Европе они возвращаются в средние века и поклоняются своим ценностям, потому что это темный век. Как правило, он принимал грандиозных героев, часто исторических персонажей, которые были как-то несчастны: трагическая жизнь, отказались от любовников, сосланных патриотов. - Байронизм: широко культивируемая позиция среди поэтов второго поколения, романтика и связанная с английским поэтом лордом Байроном. Он характеризуется образом жизни и особым образом видеть мир; богемный, ночной образ жизни, ориентированный на зависимость и удовольствия от употребления алкоголя, курения и секса.

Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Повесть, путешествие, в лирике – идиллия или пастораль. Эпистолярный жанр (жанр письма).

Сильная дидактическая установка;

Выраженный просветительский характер;

Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм;

Его способ увидеть мир - эгоцентричный, нарциссический, пессимистический, мучительный, а иногда и сатанинский. - Религиозность: как реакция на материалистический рационализм классиков, духовная жизнь и вера в Бога сосредоточены как точки поддержки или отсекающие клапаны перед лицом разочарований реального мира. - Национализм: это возвышение Родины, преувеличенным образом, в котором возвышаются только качества. - Пессимизм: также известный как «зло века». Художник сталкивается с невозможностью реализовать мечту о я и, таким образом, погружается в глубокую грусть, тоску, одиночество, беспокойство, отчаяние, разочарование, часто приводящее к самоубийству, окончательное решение для плохо века. - Слияние гротеска и возвышенного: романтизм стремится захватить человека в его полноте, а также сосредоточиться на уродливой и неясной стороне каждого человека.


Стремление к безграничной свободе, к духовному совершенствованию, к идеалу.

Возвышенная духовность, обо­стренный лиризм, стремление к перемешиванию реальности с фольклорной сказочностью, фантазией, чудесным.

Отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и его права на преображение действительности.

Провозглашение свободы, независимости, самоценности личности.

Это связано с классицизмом, оно способствует консолидации либерализма в Португалии. Романтические идеалы этого поколения основаны на чистоте и оригинальности, субъективизме, идеализации женщины, любви и природе, национализме, историцизме и средневековедении. Он стал известен своими историческими рассказами. Считается инициатором романтизма. Он также посвятил себя литературе и журналистике. Он почти полностью потерял зрение в возрасте шести лет.

С большой силой воли он смог окончить юридический факультет в Коимбрском университете. Отмечено преувеличением, дисбалансом, чувством. Большие эмоции в произведениях, придавая ценность: скуке, меланхолии, отчаянию, пессимизму, фантазии. В нем многие поэты того времени что-то публиковали.

Резкое противопоставление мира реального и ирреального (романтическое двоемирие);

Подчеркнутый субъективизм образов;

Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству; - противопоставление духовного общественному и материальному;

Интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному;

Тяготение к фантастике, к фольклору, смешению высокого и низкого, комического и трагического;

Тенденции: свобода, гражданская экзальтация, уверенность в победе человека, тонкая поэзия, отражение личной боли. Это приносит более сбалансированный, возрожденный романтизм. Он вернулся к лирической португальской традиции. Теофило Брага был тем, кто собрал свои стихи и опубликовал их под названием «Кампос де Флорес». Тенденции: дореализм, идеал любви, духовное видение женщины.

Объединяя художников и писателей вокруг общей цели мира и литературы, каждое движение устанавливается в определенном историческом контексте и утверждает себя как радикальный разрыв с движениями, которые предшествовали ему. Литературное движение отличается от литературного движения его отсутствием в школе, но оно представляет собой эстетическое и идеологическое единство.

Игнорирование творческих норм и правил, установленных теоретиками классицизма.

Фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма. В лирике – элегия, идиллия.

Исторический оптимизм;

Внимание к прошлому своей страны;

Появление идеального героя – гражданина-патриота, гуманиста, наделенного чувством любви и глубокого христианского сострадания;

Литературное движение - это группа писателей, которые имеют такое же видение вещей в данный момент времени и которые большую часть времени организуются вокруг школы. Термин «литературное движение» относится к группе авторов и работает с общими признаками, написанными в текстах с программным значением или даже манифеста. Это может быть «литературная школа» с ее доктриной, ее знаками сплочения, ее лидерами. Ток, не создавая школы, говорящего, предлагает сильное эстетическое и идеологическое единство.

Литературное движение называется «литературным движением», когда новые идеи сообщаются теоретиками, которые хотят передать свои идеи и сделать их известными. Литературное движение - это большая группа писателей, которые в определенный момент объединяются потоком мысли, то есть сильно охарактеризованными интеллектуальными тенденциями, которые дают общий анализ политической и художественной ситуации. времени. Литературное движение часто организуется вокруг школы, институционализированной группы писателей, которые исповедуют одну и ту же доктрину и предлагают общую поэзию.

Обращение к истокам национальной жизни;

Умеренный дидактизм (назидательность).

Особенности романтического характера.

1. Способ создания романтического героя - типизация. (Такими чертами может обладать любой романтический герой).

2. Характер исключительный, выделяющийся из всех.

3. Отличается внутренней силой, цельностью, сосре­доточенностью на идее жизни, страстью борьбы.

Например, круг Медан - это группа писателей, которые встречаются вокруг Эмиля Золя, где они обсуждают искусство и литературу. Быстро появляется идея создания историй, которые будут представлены, в свою очередь, по мнению его сверстников. Литературное движение во многом связано с историческим, социальным, философским, художественным и культурным контекстом. Литературное движение является частью периода истории, в котором художники и писатели разделяют одно и то же видение мира и являются частью социальной и политической среды, каждое движение является разрывом предшествующего движения.

4. Главное в характере - свободолюбие, и во имя свобо­ды герой способен бросить вызов всем и всему.

5. Романтический характер строится по контрасту с обычным, обывательским, обязательно вступает с ним в борьбу.

6. Романтический герой чаще всего одинок, он один вступает в борьбу за свободу, любовь, Родину и т. д. И увле­кает за собой других.

Литературные движения оказали большое влияние на то время, в которое они появились, и эти движения принесли модный эффект тому времени, которое повлияло на другие формы искусства и на то, как думают художники. Присяга Горации, картина неоклассицизма. Существуют ли различия между литературой Фландрии и Нидерландов?

Есть, прежде всего, различия в языке: так же, как французы бельгийца отличаются от француза, голландцы фламандского языка отличаются от голландца. Различия выходят за пределы произношения: они лексические, идиоматические, синтаксические, семантические, регистрационные и т.д. с другой стороны, литературные тексты очень часто несут следы контекста, в котором они возникли. Однако этот контекст сильно отличается от страны. Кроме того, можно видеть, что фламандская литература, как правило, более открыта для международных и инновационных тенденций, чем голландская литература.

7. Романтическому характеру соответствуют исклю­чительные обстоятельства, в которых он раскрывается в полной мере.

8. В романтическом характере используется психоло­гизм - средство углубления во внутренний мир героя.

9. Писатели часто используют пейзаж: как средство характеристики героя. Море - любимый пейзаж романтиков.

У этих двух литератур также были разные истории. Фламандская литература старше голландской литературы. Разве эти литературы отличаются от религиозной точки зрения? Сегодня религиозные различия играют небольшую роль, но эта ситуация является результатом довольно недавних исторических событий, различные религии оставили свой след в голландской соответствующей литературе. Но во второй половине того же столетия голландская литература постепенно начала освобождаться от религии, особенно протестантизма, преобладающей религии в Нидерландах и таких писателей, как Ян Волкерс и Маартен Харт в те десятилетия. писать романы, которые можно рассматривать как своего рода окончательную ликвидацию влияния протестантской религии.

10. Язык романтических произведений необыкновенно богат и разнообразен, используются яркие тропы, эпитеты и другие художественные приемы.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАОЧНО-ВЕЧЕРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Реферат
на тему: Литературные направления и течения XVII-XIX вв.
(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

Реферат по дисциплине
«Культурология»
выполнила студентка группы ЮРз-09-3
Еремеева Ольга Олеговна

Иркутск, 2011 год
Содержание

Стр.
Введение .............................. .............................. .............................. .............................. ....... 3 – 4

    Общая характеристика литературных направлений и течений XVII-XIX вв. .............................. .............................. .............................. .............................. .......... 5 – 7
    Литературные направления и течения XVII-XIX вв. .............................. . 8
§ 1. Классицизм .............................. .............................. .............................. ....................... 8 – 11
§ 2. Сентиментализм .............................. .............................. .............................. ............ 12 – 14
§ 3. Романтизм .............................. .............................. .............................. ...................... 15 – 17
§ 4. Реализм .............................. .............................. .............................. ............................ 18 – 19
Заключение .............................. .............................. .............................. ........................... 20 – 21
Список использованной литературы .............................. .............................. ................. 22

ВВЕДЕНИЕ
Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала под знаком все углубляющегося распада классицизма и ожесточенных споров вокруг его художественного наследства.
Многообразные события конца XVIII в. - начавшийся под влиянием роста капитализма и распада феодально- крепостнических отношений, вовлечение в эту культуру страны, все более широких слоев помещичьего класса и «третьего сословия» - вся эта цепь разнородных явлений вела к упадку и разложению господствовавшего стиля предыдущей эпохи.
Подавляющая часть писателей отказалась оттого, что так любовно культивировал классицизм - от чинного и холодного нормативизма, заботливо отделявшего "высокие" виды искусства от видов "подлых", служивших интересам презренной "черни". Демократизация литературы сопровождается и демократизацией языка.
Организацию литературной базы староверства в начале века взял на себя адмирал А.С. Шишков, высказав свои идеи в очерке "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", вышедшим в свет в 1803 и быстро сделавшимся исповеданием веры всех сторонников "доброго старого" классического искусства.
Этому центру литературного "староверства" противостояли два общества, объединявшие противников классицизма.
Наиболее ранним по времени своего возникновения и вместе с тем наиболее радикальным по своим политическим тенденциям было "Больное общество любителей российской словесности".
Цель данного реферата заключается в изучении литературные направлений и течений XVII-XIX вв.
Исходя из цели контрольной работы, мною определены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику литературных направлений и течений XVII-XIX вв.;
- выявить характерные черты классицизма;
- выявить характерные черты сентиментализма;
- выявить характерные черты романтизма;
- выявить характерные черты реализма.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕЧЕНИЙ
XVII-XIX ВВ.
Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.
Понятие «направление » характеризуют следующие признаки:

    общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественных традиций;
    однотипность миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем;
    сходство эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации.
Понятие «литературное направление» неразрывно связано с понятием «художественный метод» 1 . Литературное направление объединяет художественные произведения, написанные одним художественным методом, изображающие и преломляющие реальный мир на основе одних и тех же эстетических принципов. Однако, в отличие от художественного метода, литературное направление – явление историческое, ограниченное рамками определённого периода в истории литературы. Так, романтизм как художественный метод продолжает существовать на протяжении 20 в. Например, в русской литературе советского времени писателями-романтиками были А. С. Грин и К. Г. Паустовский; романтическая природа присуща такому популярному жанру современной литературы, как фэнтези Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис и др. Но романтизм как целостное явление, как литературное направление существовал в европейских литературах значительно раньше – с кон. 18 в. и примерно до начала 1840-х гг.
Литературное течение – более узкое понятие, чем литературное направление. Писатели, принадлежащие к одному течению, не только имеют общие художественные принципы, выраженные в литературных манифестах, но и входят в одни и те же литературные группы или кружки, объединяются вокруг какого-либо журнала или издательства.
Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении. В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и "социологическое" течение 2 .
Литературоведы часто употребляют, иногда как синонимы, термины «направление» и « течение». Целесообразно было бы, видимо, сохранить термин «литературное направление» только для обозначения творчества тех групп писателей той или иной страны и эпохи, каждая из которых объединена признанием единой литературной программы, а творчество тех групп писателей, которые обладают только идейно-художественной общностью, называть литературным течением.
Значит ли это, что различие между литературными направлениями и течениями состоит только в том, что представители первых, обладая идейно-художественной общностью творчества, создавали творческую программу, а представители вторых не могли ее создать? Нет, литературный процесс - явление более сложное. Очень часто бывает так, что творчество группы писателей определенной страны и эпохи, создавшей и провозгласившей единую творческую программу, обладает, однако, лишь относительной и односторонней творческой общностью, что писатели эти, по существу, принадлежат не к одному, а к двум (иногда и более) литературным течениям. Поэтому, признавая одну творческую программу, они по-разному понимают ее положения и по-разному применяют их в своих произведениях. Бывают, иначе говоря, литературные направления, объединяющие в себе творчество писателей разных течений. Иногда писатели разных, но чем-то идейно близких друг другу течений программно объединяются и процессе своей общей идейно-художественной полемики с писателями других течений, идейно резко враждебных им.

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Классицизм
Классицизм – (от лат. classicus - образцовый) – направление в литературе XVII – начала XIX в., ориентирующееся на эстетически эталонные образы и формы античного («классического») искусства. Поэтика классицизма начала формироваться в Италии, но как первое самостоятельное литературное направление классицизм оформился во Франции в XVII в. – в эпоху расцвета абсолютизма. Официальным основателем классицизма признается Ф. Малерб; поэтические каноны классицизма были сформулированы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674) 3 . В основе эстетики классицизма – принципы рационализма: произведение искусства рассматривается классицизмом как разумно построенное, логически выверенное, запечатлевающее непреходящие, сущностные свойства вещей. Внешняя пестрота, неупорядоченность, хаотичность эмпирической действительности преодолеваются в искусстве силой разума. Античный принцип «подражания прекрасной природе»: искусство призвано представить идеальную, разумную модель мироздания. Не случайно ключевое понятие в классицизме – образец: эстетическую ценность имеет то, что совершенно, правильно, незыблемо.
Интерес к умопостигаемым универсальным закономерностям жизни в противовес «всякой всячине» повседневности обусловливал обращение к античному искусству – современность проецировалась на историю и мифологию, сиюминутное проверялось вечным. Однако утверждая приоритет рационального порядка над текущей изменчивостью живой жизни, классицисты тем самым подчеркнули оппозицию разума и чувства, цивилизации и природы, общего и единичного. Стремление запечатлеть «разумную красоту» мира в художественном произведении диктовало и жесткую регламентацию законов поэтики.
Для классицизма характерна строгая жанровая иерархия: жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Предметом изображения в высоких жанрах становятся исторические события, государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мифологические персонажи. Низкие жанры обращены к изображению частной жизни, быта, повседневных занятий «простых людей» 4 . Каждый жанр имеет жестко заданные формальные признаки: например, в драматургии основополагающим в организации сценического действия было правило трех единств – единства места (действие должно происходить в одном доме), времени (действие должно умещаться в один день) и действия (события в пьесе должны объединяться единым узлом конфликта, а действие – развиваться в рамках одной сюжетной линии). Ведущим классицистическим жанром стала трагедия: ее основная коллизия – противостояние частного, индивидуального и общественного, исторического бытия человека. Герой трагедии поставлен перед необходимостью выбора между чувством и долгом, свободой воли и нравственным императивом. Главный предмет художественного исследования – внутренний раскол между реальным и идеальным «я» человека.
В низких жанрах история и миф отходили на второй план – важнее становились правдоподобие и узнаваемость ситуаций из современной повседневной жизни.
В русской литературе становление классицизма происходит в XVIII в.; оно связано прежде всего с именами М. Ломоносова, А. Сумарокова, А. Кантемира, В. Тредиаковского.
Наибольшую значимость в жанровой системе русского классицизма получают сатиры (А. Кантемир), басни (И. Крылов), комедии (Д. Фонвизин). Русский классицизм отличает преимущественная разработка национально-исторической проблематики, а не античной, обращенность к современным темам и конкретным явлениям русской жизни.
Среди высоких жанров центральное место принадлежит оде (М. Ломоносов, Г. Державин), соединившей патриотический пафос с высоким лирическим, субъективным переживанием.
Русский классицизм пережил 3 периода:
1) с 30-х по 50-е годы 18 века - усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет решена в творчестве А.С.Пушкина.
2) 60-е гг., конец 18 века - на первый план выдвигаются задачи воспитания человека - гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государству.
3) конец 18 - начало 19 веков - наблюдается спад классицизма; усиливаются национальные мотивы, писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.
Таким образом русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Угасание классицизма:
В России классицизм как литературное направление либерально- дворянской ориентации возник в 30-е годы XVIII в. и достиг расцвета в 50-60-е годы. В начале XIX в. еще жили и писали выдающиеся сторонники классицизма - М.М.Херасков и Г.Р.Державин. Но к этому времени русский классицизм как литературное направление утрачивает свои былые прогрессивные черты: гражданственно- просветительский и государственно-патриотический пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-аскетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества.
Некоторые свойства поэтики классицизма используются отдельными писателями и в дальнейшем (например, Кюхельбекером и Рылеевым) 5 , воспринимаются передовыми романтиками. Однако как литературное направление классицизм становится ареной эпигонства (т.е. подражательная, лишенная творческой оригинальности литературная деятельность). Защита самодержавия и крепостничества вызывала полную поддержку классицизма правящими кругами.

Сентиментализм
Сентиментализм (франц. sentimentalism, от sentiment - чувство) – литературное течение второй полвины XVIII в., утвердившее в качестве доминанты человеческой личности и человеческого бытия чувство, а не разум. Нормативность эстетики сентиментализма – в заданности идеала: если в классицизме идеал – «человек разумный», то в сентиментализме – «человек чувствующий», способный к высвобождению и совершенствованию «естественных» чувств. Герой писателей-сентименталистов в большей степени индивидуален; его психологический мир более разнообразен и подвижен, эмоциональная сфера даже гипертрофирована.
Сентиментализм – в противовес классицизму – утверждает внесословную ценность человека (демократизация героя – отличительная черта сентиментализма): богатство внутреннего мира признается за каждым человеком.
Эстетические черты сентиментализма начинают формироваться в произведениях Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея: писатели обращаются к изображению идиллического пейзажа, располагающего к размышлению о вечном; атмосферу произведения определяют меланхолическая созерцательность, сосредоточенность на процессе формирования и динамике переживания. Внимание к психологическому миру человека в его противоречивых чертах – отличительная черта романов с. Ричардсона («Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона») 6 . Эталонным же произведением, давшим название литературному течению, является «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна.
Отличительная черта английского сентиментализма – «чувствительность» в сочетании с иронией и сарказмом. Русский сентиментализм отмечен установкой на дидактизм, навязывание читателю этического идеала (наиболее характерный пример – «Письма русского путешественника» Н. Карамзина).
В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь» 7 .
Идиллический характер творчества особенно проявился в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803).
Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика.
Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке.

Романтизм
Романтизм (этимологически восходит к испанскому romance; в XVIII в. понятие «романтический» истолковывалось как указание на необычность, странность, «литературность») – литературное направление сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в. Исторически возникновение романтизма и оформление его мировоззренческих и эстетических принципов приходится на эпоху кризиса просветительских идей. Идеал разумно устроенной цивилизации стал восприниматься как великий мираж ушедшей эпохи; «победа разума» оказалась эфемерной, зато агрессивно-реальной – прозаическая будничность мира «здравого смысла», прагматики и целесообразности.
Буржуазная цивилизация конца XVIII в. вызывала лишь разочарование. Не случайно мироощущение романтиков описывается при помощи понятия «мировая скорбь» 8: отчаяние, утрата веры в социальный прогресс, невозможность противостоять тоске однообразной повседневности разрастались в космический пессимизм и вызывали трагический разлад человека со всем мироустройством. Именно поэтому основополагающим для романтизма становится принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала – окружающему миру.
Абсолютизм духовных притязаний романтиков определял восприятие действительности как заведомо несовершенной, лишенной внутреннего смысла. «Страшный мир» стал казаться царством иррационального, где личной свободе человека противопоставлена неотвратимость судьбы, рока. Несовместимость идеала и реальности выразилась в уходе романтиков от современных тем в мир истории, народных преданий и легенд, мир воображения, сна, мечты, фантазии. Второй – идеальный – мир обязательно выстраивался на дистанции от реальности: дистанции во времени – отсюда внимание к прошлому, национальной истории, мифу; в пространстве – отсюда перенесение действия в художественном произведении в далекие экзотические страны (для русской литературы таким экзотическим миром стал Кавказ); «невидимая» дистанция пролегала между сном и явью, грезой и реальностью, воображением и данностью факта.
Духовный мир человека предстал в романтизме как микрокосмос, малая вселенная, Бесконечность человеческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального мира – центральная проблема романтизма.
Культ индивидуальности максимально выразился в творчестве Дж. Байрона; не случайно появление специального обозначения для ставшего каноническим романтического героя – «байронический герой». Гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность духа – круг понятий, определяющих характер «байронического героя».
В области эстетики романтизм – в противовес классицизму – утверждал право художника не на «подражание природе», а на творческую активность, создание собственного, индивидуального мира – более реального, чем эмпирическая реальность, «данная нам в ощущении». Этот принцип находит отражение и в системе жанровых форм романтизма: получают распространение фантастическая повесть (новелла), баллада (строящаяся на сочетании и взаимообратимости реального и фантастического миров), формируется жанр исторического романа.
Наиболее отчетливо романтическое мироощущение проявилось в поэмах: в центре изображения в них был «исключительный герой в исключительных обстоятельствах», а его внутренний мир представлен в динамике, в «пиковых точках» эмоционального напряжения («Кавказский пленник» и «Цыганы А. Пушкина, «Мцыри» М. Лермонтова).
Романтизм как метод и направление, сложившийся на рубеже XVIII - IX веков, - явление сложное и противоречивое. Споры о романтизме, о его сущности и месте в литературе ведутся уже более полутора столетий, и до сих пор нет сколько-нибудь признанного определения романтизма. Сами романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы, и действительно, романтизм в каждой стране приобретал настолько ярко выраженные национальные черты, что в связи с этим часто возникает сомнение, можно ли говорить о каких-то общих особенностях романтизма. Романтизм в начале XIX века захватил и другие виды искусства: музыку, живопись, театр.
Достижения русского романтизма связаны в первую очередь с именами В. Жуковского, А. Пушкина, Е. Баратынского, М. Лермонтова, Ф. Тютчева.

Реализм
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX в. и прошедшее через весь ХХ в. Реализм утверждает приоритет познавательных возможностей литературы (отсюда и утверждение литературы как способа особого – художественного – исследования действительности), стремится к глубинному познанию всех сторон жизни, типизации жизненных фактов 9 .
В отличие от классицистов или романтиков писатель-реалист подходит к изображению жизни без заранее заданного интеллектуального шаблона – реальность для него открытый для бесконечного познания мир. Живой образ реальности рождается благодаря узнаваемости, конкретности деталей быта и бытия: изображению конкретного места действия, хронологической закрепленности событий за конкретным историческим периодом, воспроизведению подробностей повседневной жизни.
Реализм предполагает исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, показывает формирование характеров под воздействием среды. Соотношение характера и обстоятельств в реализме двусторонне: поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами – но это не отменяет его способности противопоставить им свою свободную волю. Отсюда – глубокая конфликтность реалистической литературы: жизнь изображается в острейших столкновениях разнонаправленных личных устремлений героев, их осознанном противостоянии воле внеличностных, объективных обстоятельств.
В начале ХХ в. русский реализм испытывал воздействие противостоявшего ему литературного модернизма. Произошло серьезное обновление эстетики и стилистики реализма. В творчестве М. Горького и его последователей утверждалась способность личности преобразовывать социальные обстоятельства. Реализм дал великие художественные открытия и продолжает оставаться одним из самых влиятельных литературных направлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная культура нового времени завершила длительный этап эволюции европейской культуры со времен античности. В XVII - XX веках постоянно решался вопрос о формах отражение действительности в искусстве.
От средневекового символизма в эпоху Возрождения начинается переход к миметрическому (от греч. "подражание") натуралистическому изображению человека и природы.
Реалистическое искусство двигалось по пути раскрепощения содержательных и жанровых форм от мифологических схем мировосприятия.
и т.д.................

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»