Прелюбодеяние определение. Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Прелюбодеяние – что это такое? Оно равнозначно блуду или нет? Каковы последствия и как искупить грех прелюбодеяния? Ответы на эти и другие вопросы вы получите в данной статье.

«Любодеяние», «прелюбодеяние» и «блуд»

«Не прелюбодействуй» – одна из священных заповедей. Но что значит «прелюбодеяние»? А ведь кроме «прелюбодеяния» есть ещё такие понятия, как «блуд» и «любодеяние», – в чём же разница?

Если посмотреть на все примеры употребления этих трёх слов в священных писаниях, то можно заметить, что слова «блуд» и «любодеяние» несут абсолютно одинаковый смысл, они синонимы. Тогда в чём разница между понятиями «прелюбодеяние» и «блуд/любодеяние»? «Не прелюбодействуй» в переводе значит «не отступай от правильного, предназначенного Богом». Другие два термина переводятся как «обращение к неправильному» или «заблуждение». Таким образом, в православии блуд (любодеяние) и прелюбодеяние не означают лишь грех сексуального характера. Это означает любой отказ от того, что уготовил Бог. Только в одном случае этот отказ не обязательно сопровождается протестом, заблуждением, изменой, если хотите, но всё равно является грехом, а в другом – отказу от Бога обязательно сопутствует какой-то греховный поступок.

Что говорят священные писания

Что такое прелюбодеяние и блуд в православии? В Ветхом Завете любое духовное распутство, или же «блуд», было запрещено законом Моисея. В целом этот термин был необходим для описания идолопоклонства, так как подобные обряды зачастую сопровождались сексуальными сношениями. Блуд в Новом Завете – это незаконная похоть и её удовлетворение. Здесь речь идёт уже не исключительно об идолопоклонстве, но и о различных сексуальных грехах вроде гомосексуализма, проституции, рукоблудия или банальной измены. Стоит обратить внимание, что о брачных связях речи пока не идёт. Блуд – это все виды удовлетворения своей похоти. По-другому, секс просто так. Секс не во имя продолжения рода, а во имя удовлетворения собственной прихоти. Согласно писаниям Божьим, человек – это господний храм. Осквернение храма – тяжкий грех, и грешен тот, кто позволяет растлить святыню. В связи с этим православием запрещено блудное сожительство, но разрешён брак, узаконенный и закреплённый в церкви.

Значение слова «прелюбодеяние» напрямую связано с брачными узами – это нарушение супружеской верности. В священных писаниях прелюбодеяние всегда неотъемлемо от расторжения брака. Ведь жена даруется мужу Богом и наоборот. Развод или отказ от супруга(и) – это отказ от дара божьего, а значит, это прелюбодеяние.

Пошлые мысли – это грех?

Действительно ли прелюбодеяние и блуд – это грехи? Давайте разбираться по порядку. Блуд – любое проявление секса вне брака – это греховно? Современный мир изменился со времён фиксации священных писаний, и секс вне брака с любимым человеком давно не считается «заблуждением» или «обращением к неправильному». Поэтому так называемый «блуд» – нормальное явление современности и грехом уже давно не считается.
А теперь разберёмся с прелюбодеянием. Супружеская неверность – это грех, и имеет ли прелюбодеяние последствия?

Дело в том, что в православии изменой считается даже мысленное прелюбодеяние. Если мужчина или женщина прелюбодействуют «в сердце» или «в голове» – значит, они греховны. Таким образом, если мужчина или женщина, состоящие в браке, допустят мысль о том, что было бы неплохо переспать с кем-то другим, это уже будет считаться прелюбодеянием. Но только дело в том, что в данном случае все люди греховны. Этому способствует весь современный мир: массовая культура, деформация ценностей и прочее. Непристойные мысли о сексе с Анжелиной Джоли хотя бы раз посещали каждого женатого мужчину. И здесь чаша весов склоняется на сторону женщины: всё зависит от того, что партнёр считает за измену. Для кого-то неверность выражается в действии, для кого-то недопустима даже мысль о другом партнёре. Таким образом, вопрос только в том, что считать за измену, и, соответственно, что будет являться грехом: секс с обаятельной секретаршей или томный взгляд, когда она поворачивается задом.

Какое наказание ждёт человека за прелюбодеяние? Всё зависит от веры. В исламе, например, за это закидывали камнями и били плетьми. В православии телесных наказаний не предусмотрено, однако для всех верующих была подготовлена страшная участь – Божья кара. Всё исправить, кстати, и заслужить прощение Бога верующим не так-то просто. Искренность раскаяния, молитвы от прелюбодеяния и блуда, дальнейшее воздержание от прелюбодейства – всё это долгий путь грешника к искуплению. Кроме того, раньше грешных прихожан церкви отлучали от причастия на 15 лет, а священников лишали сана. Сейчас, конечно, всё изменилось. И каждый изменник ответственен сам перед собой. Самое очевидное и зачастую самое жестокое наказание за прелюбодеяние – это крах семьи. Узы брака крепки, пока в браке царят верность и взаимное уважение. Как только на их место встаёт ложь и похоть – союз теряет свою силу, становится уязвимым и бессмысленным. Жена больше не надёжный тыл, муж больше не защитник. Рушится не только семейное счастье, но и внутренний дух человека. Им управляет не разум, а потребность, как животным. Он жаждет душевного покоя и не может его получить, он терзается. Таковы последствия прелюбодейства. Грешникам всегда воздаётся по заслугам. Как можно было понять, мы уже давно не говорим лишь о вере. Человек губит сам себя, и это потому, что он слаб. И только крепкие духом люди способны на борьбу со своими внутренними бесами.

Христианин должен содержать свое тело в нравственной чистоте, как и помыслы. Об этом можно прочитать в Новом Завете — настольной книге каждого православного верующего. Однако нравы современного общества настолько далеки от евангельских принципов, что трудно выразить словами.

Что такое любодеяние, о котором говорили святые апостолы, и почему они этому уделяли такое внимание? Разговаривая с молодыми девушками православного вероисповедания, мне пришлось объяснять разницу между любодеянием, прелюбодеянием и откровенным блудом. Также разговор касался и приличия в одежде, которое совершенно не соблюдают молодые люди. Давайте рассмотрим, чему нас учат святые отцы церкви, чтобы объяснить молодежи нравственные принципы христианской морали.

Святость брака

Церковь освящает брачные узы во время обряда венчания, придавая этому действу глубокий сакральный смысл. Браки совершаются на небесах — об этом слышали все. Однако в современном понимании институт брака приобрел совсем иной смысл, а то и вовсе обесценился. Теперь в моде короткие встречи ради удовлетворения сексуальных потребностей.

Церковь говорит, что после обряда бракосочетания муж и жена становятся единой плотью и обретают святость. Поэтому очень важно соблюдать себя в чистоте как в браке, так и до брака. Если человек сочетается брачными узами после нескольких интимных контактов с разными людьми, он несет на себе груз грехов за беззаконные половые связи. Их можно стереть из памяти, но невозможно очиститься духовно.

Блудная связь оскверняет тело и душу, давая повод лукавому постоянно соблазнять человека и мучить греховными помыслами. Эти связи не дают счастья, а только наполняют разочарованием и болью воспоминаний.

Любодеяние и прелюбодеяние

Любодеяние и прелюбодеяние — в чем разница? Новый Завет написан не совсем понятным для современных людей языком, очень редко можно найти перевод на привычный для нашего времени разговорный русский язык. Поэтому люди не всегда понимают, о чем идет речь. Например, слово «любодеяние» вообще не употребляется в современном языке, да и слово «прелюбодеяние» не совсем понятно.

Любодеянием в евангелии называется добрачная половая связь между молодыми людьми. Прелюбодеянием называется супружеская измена. Блудом можно назвать всё вместе — любодеяние и прелюбодеяние. Однако более тонкой градацией значения слова «блуд» является беспорядочная половая жизнь с разными партнерами. Это аморальное с точки зрения христианства поведение, которое порочит честное имя человека.

Откуда берут начало перечисленные грехи? Источник грехопадения — сердце человека и его помыслы. Если в Ветхом Завете прелюбодеянием считалось действие, которое было обнаружено или не обнаружено свидетелями, то в Новом Завете блудом называются даже помышления о недостойных действиях. В евангелии от Матфея говорит:

То есть, если человек предается в своих фантазиях сексуальному контакту с объектом своей страсти, это уже считается любодеянием или прелюбодеянием. Иисус категорично запрещает предаваться подобным фантазиям и учит уклоняться от них.

Также прелюбодеянием считается развод с супругом без вины измены. В евангелии такое действие называется блудом: блудит инициатор развода и его вторая половинка, вынужденная искать утешение на стороне. В послании к Фессалоникийцам апостол говорит:

Ибо воля божья в том, чтобы верующие люди не предавались похотливым побуждениям и не искали утешения на стороне, а с чистым сердцем служили Иисусу. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел поясняет, почему нельзя блудить верующим людям:

Наши души и тела принадлежат Господу, поэтому должны соблюдаться в чистоте и непорочности.

Блудодействующий оскверняет храм бога живого, которым является наше физическое тело. Совершая блуд, верующий забывает о боге и его заповедях. А это является огорчением и оскорблением бога.

Блудник является пристанищем для демонов, добровольно поселяя их в свое тело.

Совершая прелюбодеяние, человек может отдалиться от бога настолько, что вообще отпадет от веры. Эти действия развращают не только тело и помыслы, но и оскверняют бессмертную душу. Подавшийся соблазнам, постепенно деградирует как личность и пожнет горькие плоды своих поступков.

В послании к Ефесянам апостол Павел говорит, что блудник не сможет наследовать Царствия Божьего:

К блудодеянию относится также:

  • просмотр порнографических фильмов и картинок;
  • групповой секс;
  • мастурбирование (рукоблудие);
  • соитие во время месячных;
  • секс с лицом одного пола;представление, будто занимаешься сексом с другим человеком вместо законного супруга;
  • иные виды развратных действий.

Временное удовольствие может стоить бессмертия в вечности. Поэтому следует сопротивляться любым соблазнам, приходящим в ум от дьявола. Верующий человек должен понимать, откуда приходят подобные мысли, и кто их инициатор. Задача дьявола — совратить людей и увести с пути правды. Поэтому не поддавайтесь на его уловки, соблюдайте помыслы в чистоте и святости.

  • стремление красиво и привлекательно выглядеть;
  • тщеславие, стремление доказать свое сексуальное превосходство;
  • пристрастие к длительному сну и нахождению в кровати;
  • любовь к праздной жизни и мирской суете.

Это приводит человек к привычке потакать своим прихотям и сиюминутным желаниям. А дальше всё заканчивается помыслами о любодеянии и блуде. Отцы церкви учат, что одна страсть влечет за собой вторую, вторая — третью, третья — четвертую. Это целая порочная цепь, звенья которой прочно цепляются одна за другую.

Стоит ли напоминать, что блуд может привести человека не только к духовным недугам, но и к телесным? Венерические заболевания, СПИД и прочие проблемы с системами организма являются следствием блудной страсти. Нравственная распущенность может обернуться незапланированной беременностью и тяжкими последствиями для здоровья молодой девушки. Многие после абортов не могут стать матерями. Поэтому следует прислушаться к заветам апостолов и пересмотреть свое поведение.

Плотское невоздержание калечит судьбы, отравляет душу и может привести даже к суициду. Об этом нас стремится предупредить святое писание и спасти нетленную душу от разложения. Животную страсть нужно победить, иначе она победит тебя. Верующий человек должен осознать тлетворность блудной страсти и раскаяться перед Господом, и в будущем не поддаваться дьявольским соблазнам.

Прелюбодеяние

прелюбодея ние , прелюбодеяния, ср. (церк.-книжн. устар. ). Нарушение супружеской верности мужем или женой.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Прелюбодеяние

, я , ср.

Нарушение супружеской верности мужем или женой.

* Масловой предстоял выбор: или унизительное положение прислуги, в котором наверное будут преследования со стороны мужчин и тайные временные прелюбодеяния, или - явное, допущенное законом и хорошо оплачиваемое постоянное прелюбодеяние . // Лев Толстой. Воскресенье //* *

ПРЕЛЮБОДЕИЦА, ПРЕЛЮБОДЕЙ, ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАТЬ.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Прелюбодеяние

прелюбоде’яние - незаконная связь и преступное действие под влиянием любовного влечения, первое из дел плоти (Гал.5:19 , ·срн. Мар.10:19 ). Поэтому уклонение от Бога и пристрастие к идолам Писание также называет прелюбодеянием (Иез.23:37 ). (см. )

Библия: Тематический словарь

Прелюбодеяние

супружеская неверность

А. Темы в Библии

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ как тема Осии:

Б. Ветхозаветные установления

1. Закон о прелюбодеянии

в Десяти Заповедях:

Исх 20:14; Втор 5:18

различные законы о прелюбодеянии:

Лев 20:10; Чис 5:12–31; Втор 22:22-24

2. Примеры прелюбодеяний

Иуда и Фамарь:

Давид и Вирсавия:

другие Иудеи:

Иер 5:7–9; Иер 29:23

3. Характеристика прелюбодеяния

грех против супруга и Бога:

Быт 39:7–9; 2Цар 12:13; Пс 50:5

лично опасно:

Притч 2:16–19; Притч 6:25–29,32

развращает весь народ:

Иер 3:1; Иер 23:10–15; Иез 33:26

В. Новозаветные установления

1. Грех прелюбодеяния

рождается в грешном сердце:

рассматривается как греховное деяние:

Рим 7:2,3; Иак 2:11; 2Пет 2:14

греховно даже помышление:

второй брак как прелюбодеяние:

Мф 5:31,32; Мф 19:8,9

2. Последствия прелюбодеяния

ведет к осуждению Божию:

прелюбодеи не наследуют Царствия Божия:

Гал 5:19–21; 1Кор 6:9; Откр 22:15

3. Прелюбодеям обещано прощение при покаянии и оставлении греха:

Ин 8:3-11; 1Кор 6:11

Г. Духовное прелюбодеяние

упоминания в Ветхом Завете:

Иер 3:6-10; Иез 16:32–35; Ос 1:2

упоминания в Новом Завете:

Мф 12:39; Иак 4:4

Бог осуждает духовное прелюбодеяние:

Иер 5:11–17; Иез 16:37–42; Мк 8:38

Бог повелевает быть верными Христу,

Вестминстерский словарь теологических терминов

Прелюбодеяние

♦ (ENG adultery)

половая связь между состоящим в браке человеком и кем-то, кто не является его супругом. Запрещена в Десяти заповедях см . Декалог ) (Исх. 20:14; ср. Мф. 5:27-30).

Словарь Ожегова

ПРЕЛЮБОДЕЯ НИЕ, я, ср. (устар.). Нарушение супружеской верности; любовная связь.

| прил. прелюбодейный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Прелюбодеяние

ср.
Нарушение супружеской верности мужем или женой; внебрачная любовная связь.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Прелюбодеяние

(юрид.) - плотская неверность лица, состоящего в супружестве. В древности, когда жена почиталась собственностью мужа, П. рассматривалось как нарушение прав мужа и сближалось с имущественными посягательствами. По римскому праву наказанию за П. подвергались только женщины, причем к жене приравнивалась и невеста. Каноническое право, исходя из воззрения на брак как на таинство, усвоило взгляд на прелюбодеяние как на грех, одинаковый для обоих супругов, и вместе с тем устранило наказуемость за П. для невесты. Такая точка зрения принята всеми современными кодексами. Только во французском праве сохранился остаток древнего воззрения: оно наказывает мужа за П. лишь тогда, когда прелюбодейная связь устроена была им под кровом семьи. Английское право облагает П. не уголовными наказаниями, а взысканиями в порядке гражданского суда. В России по Соборному уложению П. подлежало ведомству духовного суда. Воинские артикулы (арт. 169 и 170) определили П. как телесное смешение - "одинакое", когда "единая особа в супружестве обретается, а другая холостая есть", или двойное, "ежели муж женатый с женою замужнею телесно смешается". Любопытным толкованием был снабжен арт. 170: "ежели невинный супруг за прелюбодеющую супругу просить будет и с нею помирится, или прелюбодеющая сторона может доказать, что в супружестве способу не может получить телесную охоту утолить, то можно наказание умалить". Эти определения перешли из артикулов в свод законов уголовных. Уложение о наказаниях (ст. 1585) говорит: "состоящее в браке, изобличенное в П., лицо подвергается за сие, по жалобе оскорбленного в чести своей супруга" , заключению в монастыре или тюрьме от 4 до 8 месяцев и церковному покаянию; "лицо, с коим учинено П., если оно со своей стороны не состоит в браке", приговаривается к заключению в тюрьме от 2 до 4 месяцев или к аресту от 3 недель до 3 месяцев и, сверх того, также к церковному покаянию. Правило об уголовной ответственности совиновника П. вызывает в нашей литературе существенные возражения (Неклюдов), опирающиеся, главным образом, на том, что П. есть нарушение обязанностей супружеской верности, возможное исключительно со стороны супруга. Другие криминалисты защищают его, исходя из признания П. нарушением не только обязанностей, но и прав супружества. Согласно 1016 ст. устава уголовного суда, потерпевшему супругу предоставляется или просить о наказании виновного в порядке уголовного суда или просить о расторжении брака и о наказании его по правилам церковным. Обращение к суду церковному исключает обращение к уголовному суду. Проект уголовного уложения облагает П. арестом как для состоящего в браке, так и для совиновника. См. Объяснения к проекту редакц. ком. (т. IV); Н. Неклюдов, "Руководство к особ. части" (т. I).

На сегодня прелюбодеяние - актуальная тема. Все понимают, что это - бесчестье, низость и преступление, но не каждый может разъяснить понятие прелюбодеяния. Для того чтобы объяснить этот грех, необходимо вспомнить все непрощенные грехи. Существует весьма обширный их список, но смертными считаются только некоторые из них. Это пороки, которые тянут за собой последующие тяжёлые проступки. И для их искупления необходимо понять смысл заповедей и грехов.

Церковь выделяет семь смертных грехов , за которые чрезвычайно трудно вымолить прощение:

  1. Гордыня;
  2. Гнев;
  3. Зависть;
  4. Уныние;
  5. Алчность;
  6. Прелюбодеяние.

Понятие прелюбодеяния

Прелюбодеяние входит в список десяти заповедей и семи смертных грехов. Это понятие вызывает мысли об измене и неверности, но блуд - это не только предательство второй половины. В Средневековье неверность могла стать причиной смертной казни, так как считалась дьявольским проступком. Сексуальное влечение и любовные приключения на стороне ведут к разрушению семьи и нарушению клятвы, которую супруги давали друг другу на бракосочетании.

Интимная связь без заключения брака так же считается прелюбодеянием, как и сексуальное желание по отношению к чужим супругам. С особой неприязнью к блуду относятся в христианском и мусульманском мире.

Примеры блуда

Что кроме интимной внебрачной связи и отношений с чужими супругами входит в понятие о блуде? Следующие примеры дают возможность понять, какого человека можно считать прелюбодеем:

  1. Яркий пример - интимные отношения между свободным молодым человеком и замужней дамой;
  2. Сексуальная связь между женатыми людьми, то есть измена любовников своим законным супругам;
  3. Смертный грех - интимные отношения между кровными родственниками (брат с сестрой, отец с дочкой, мать с сыном, тётя с племянником). Подобное прелюбодеяние называют инцестом.

К этому греху относятся и мысли о чужих супругах, представление в своих мечтах людей, которые ещё не связаны узами брака, на месте собственной второй половины.

Что такое прелюбодеяние в православии? В православной Библии говорится о том, что вожделенный взгляд на чужую женщину уже является прелюбодеянием в сердце. Но некоторые поступки можно не относить к блуду:

  1. Грехом не считается интимная связь свободного парня и незамужней девушки, которые собираются заключить брачный союз. Но такая связь является блудом, если после первого полового акта молодой человек не сделал своей даме предложение руки и сердца.
  2. В некоторых религиях позволено многоженство, и мужчина может привести домой несколько женщин. В таких странах блудом нельзя считать связь женатого мужчины и свободной девушки в том случае, если он собирается делать ей предложение и привести её в свой дом в качестве следующей жены.

Между блудом и прелюбодеянием небольшая разница: под первым понятием подразумевают измену своей законной второй половине, а блуд - это удовольствие внебрачных связей, которое человек пытается достигнуть любым путём, поддаваясь только низменным физическим потребностям и потакая своим желаниям.

Последствия и наказание

В разных странах отличались наказания за прелюбодействие. В мусульманских государствах мужчину за этот проступок наказывали ударами палкой или плетью и на год изгоняли из порядочного общества, а женщину избивали плетью при всех соседях. Супругов, которые изменили своей второй половине, на центральной площади забрасывали камнями до смерти. За грех прелюбодеяния последствия могут быть следующими:

  1. Испорченная репутация прелюбодея;
  2. Блуд - первый шаг к аду;
  3. Разрушение личного счастья и душевной гармонии;
  4. Превращение человека в низменное животное путём потакания плоти;
  5. Развитие различных болезней;
  6. Нищета и полное одиночество тоже могут стать последствиями греха;
  7. Отсутствие доверия и взаимопонимания с преданным партнёром;
  8. Лишение рассудка вследствие душевных мучений.

За совершение подобного проступка прихожан отлучали от церкви, лишали должностей и чинов. Изменники подвергались телесным наказаниям, душевным мукам.

Искупление греха

Для того чтобы искупить грех, необходимо посетить церковь, постоянно молиться о прощении грехов, слушать проповеди священнослужителей. Необходимо исповедоваться и искренне покаяться в содеянном.

Грешник будет страдать до тех пор, пока не поймёт тяжесть своих действий и не обратится к Богу с чистосердечным раскаянием. Молитва от прелюбодеяния облегчит душевные муки и поможет достичь внутренней гармонии, удержать себя от последующих грехов. Сотворившему прелюбодеяние необходимо молиться Святой Деве такими словами:

«Великая угодница Христа, преподобная Мария! Услышь молитву недостойного раба твоего (имя) и избавь меня от страстей, заполонивших душу и терзающих тело. В час разлуки тела и души отгони, святая угодница, лукавые мысли и бесов и вознеси душу мою в светлое царство Христово. Дай мне очищение грехов и спасение души. Во имя Отца и Сына, святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

Блуд и прелюбодеяние – какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.

Блуд и прелюбодеяние

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: “А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас” (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство (“худые сообщества развращают добрые нравы”, – 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, – тем лучше этот очерк не читать.

Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: “Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, – я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне”. И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!

Что значит “не прелюбодействуй”?

Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф 5:27-28).
2. “…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления” (Еф 5:3~6).
3. “Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых” (Втор 23:17).
4. “Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела” (1 Кор 6:18). “Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть” (1 Кор 6:15-16).
5. “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою” (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. “Пекись о теле своем, как о храме Божием, – пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение” (Авва Исаий)
7. “Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более – после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь – грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди “не прелюбодействуй”. Здесь – нарушение и восьмой заповеди, гласящей: “не кради”, ибо “…тело твое, – как говорит Златоуст, – есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи”. Здесь – нарушение девятой заповеди – “не лжесвидетельствуй”, ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге – большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: “не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего”
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: “…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака”.
9. “Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый” (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. “Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе” (1 Кор 5:9-11).
11. “Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости”.
12. “От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. “Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим” (1 Кор 7:2-5).
14. “Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог” (Евр 13:4).
15. “Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. – Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который “выйдя вон, плакал горько” (Мф 26:75).

Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову – он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: “А что я собираюсь делать?” и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика – она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.

“Наше дело не рожать, – насладиться и бежать”, – так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: “говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие”, но Он не сказал блудники.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам (“быль молодцу не в укор”) и осуждали женщин (“гулящая баба”). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: “Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.

“Не говори мне теперь, – восклицал свт. Иоанн Златоуст, – о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием”.

Есть, впрочем, и страшные женщины, которые “на пари” или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.

Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: “Смотрите, ка-ко опасно ходите!” Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только “чувства”, но и эстетической прелести.

Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок “Из-за острова на стрежень”, где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь “провозился” с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс “Мой костер в тумане светит”. Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: “Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…”.

Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… “Сам сатана, – по словам ап. Павла, – принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды” (2 Кор 11:14-15), – и, добавим мы, – эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и “творческих” объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.

В подобных “товариществах” участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: “Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?” (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что “дружба с миром есть вражда против Бога” (Иак 4:4).

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте (“блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”, – Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к “невидимой брани” со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, – воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал “труднейшей борьбой в жизни студента”. Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, “ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека” (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.

Христос в Нагорной проповеди учил: “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” (Мф 5:27-29).

Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: “Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело”.

Первое азбучное правило борьбы с помыслами – никакого участия в “сальных” разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их – читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она – оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило – не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.

Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в “Добротолюбии”, надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.

Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: “Лень – мать всякого греха”. Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»