Лето Господне: “знамение оставления”. Что такое Лето Господне

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

1 сентября по церковному календарю (14 сентября по гражданскому) - день церковного новолетия. В течение всего года совершается празднование важнейших евангельских событий, из которых двенадцать выделены как самые торжественные. Пасха, праздник Воскресения Христова, не входит в число этих двенадцати, а стоит особо среди других церковных дат и является «праздником праздников». Эти священные воспоминания, сменяющие друг друга, связывают жизнь христианина с Евангелием, поэтому церковный год можно считать исполнением евангельской проповеди. От Рождества Богородицы до Благовещения, от Рождества Христова до Богоявления, от Преображения до Воскресения мы следуем за дорогими сердцу событиями, погружаемся в евангельскую атмосферу, и тогда Евангелие становится современным для нас, библейское время становится нашим временем.

В день церковного новолетия читается отрывок из Евангелия от Луки (4,16-22), в котором рассказывается о начале проповеди Спасителя. В день субботний в синагоге города Назарета, городе Своего детства, Христос берет поданную Ему книгу пророка Исаии и готовится ее изъяснять. По иудейским правилам, всякий совершеннолетний мужчина мог иногда читать и толковать Священное Писание на молитвенном собрании. Библейский текст, выбранный Христом для чтения, был несомненно мессианский, т.е. содержал в себе пророчество о грядущем Мессии — Избавителе рода человеческого: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето (т.е. год) Господне благоприятное» (Ис.61,1-2). На этих словах Спаситель закрыл книгу Исаии и отдал ее служителю. Воцарилась тишина, — в Назарете впервые готовились услышать слово Христа, проповедь Которого уже прозвучала в других городах Галилеи. «Глаза всех в синагоге были устремлены на Него», - замечает евангелист. «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», — прозвучала проповедь Господа. Пришло время исполниться пророчеству, Христос, Мессия, явился, спасение приблизилось.

«Писание исполнилось». Предсказанное в Ветхом Завете исполнилось в Новом. Описанное в Новом Завете исполняется в наше время. Круг церковных праздников установлен как свидетельство того, что Писание исполнилось, наступило время благоприятное для спасения души (2 Кор.6,2).

Сентябрь (лат. septem, семь) - седьмой месяц года, начиная с марта, первого весеннего месяца (в древности, первого месяца гражданского года, связанного с солнечным теплом и пробуждением природы) - символизирует седьмой день творческой недели Божией, в который Бог почил от всех трудов Своих (Быт.2,3). Этот седьмой день - время попечения Бога о спасении людей и о спасении сотворенного Им мира. Так седьмой месяц (по нашему счету девятый) становится началом отсчета церковных праздников, знаменующих торжество Евангелия, исполнение воли Божией о спасении рода человеческого.

Годичный круг церковных праздников можно разделить на три части. Первая, - от Рождества Пресвятой Богородицы до Рождества Христова, — изображает время до Пришествия Сына Божия на землю. В этой части церковного года, в течение рождественского поста, совершается память большинства пророков и праведников Ветхого Завета. Вторая, - от Рождества Христова до Вознесения, — описывает земную жизнь Христа Спасителя. Третья, - от дня Пятидесятницы до Успения Богородицы, —рассказывает о жизни первенствующей Христианской Церкви. В порядке великих праздников есть свои особенности. Так, Сретение стоит в феврале, после Крещения, поскольку встреча с Симеоном Богоприимцем состоялась на 40-й день после Рождества. Благовещение празднуется 25 марта (по церковному календарю), т.е. за девять месяцев до Рождества Христова (так что Благовещение в одном церковном году относится к Рождеству следующего года). Преображение Господне, следуя евангельскому изложению, было бы естественно совершать в феврале, за 40 дней до распятия Спасителя. Но тогда бы праздник совпадал с началом Великого поста, что затрудняло бы переход от подготовительных недель ко времени великопостного покаяния и плача. Поэтому Преображение положено совершать за 40 дней до дня Воздвижения Креста (14 сентября по церковному календарю), когда снова в году вспоминаются крестные страдания Христа и установлен строгий пост.

Соблюдение церковных праздников в течение года имеет особенное значение в жизни христианина. Митр. Вениамин (Федченков) еще в бытность свою студентом духовной академии спросил однажды у известного пастыря и чудотворца прав. Иоанна Кронштадского: «Батюшка, как вы смогли стяжать такую крепкую веру в Бога?» И получил ответ: «Я просто живу в Церкви». Тогда молодому студенту были еще непонятны эти слова. Но через много лет он понял, что имел в виду св. Иоанн. Жизнь в Церкви означает связь с ее богослужениями, с ее праздниками и постами, когда утвердившаяся уже за много лет привычка следить за порядком церковного календаря ведет от одного евангельского события к другому. Вот Рождество Богородицы, а далее - Введение и пост, Рождество Христово, Богоявление, а затем - пост великий, страстная седмица, Пасха и радость Пятидесятницы, и снова пост - Петровский, Успенский. Душа привыкает к этому ритму церковной жизни, без него она высыхает, вера становится книжной, фарисейской. Таким образом, Евангелие становится жизнью человека не только через чтение. Воистину церковный календарь проповедует лето Господне благоприятное.

И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.

И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

От Луки 4:16-22

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Лк.4:16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

Господь пожелал явить Себя израильтянам, потому что и помазан был от Бога и Отца на то, чтобы спасти живущих в поднебесной. Чудно устрояет Он это. Прежде иных Он является жителям Назарета, с которыми был воспитан, чтобы и нас научить, что нужно благотворить прежде своим и научить их, а потом изливать человеколюбие и на прочих.

Лк.4:17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
   
Когда подали Ему книгу, Он ее разгнул и нашел не то, что случайно попалось, но чего Сам желал. Ибо не думай, будто Он открыл книгу и случайно нашлось то место, в котором написано о Нем; это случилось по Его желанию. Что же было написано?

Лк.4:18. (Ис.61:1) Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

«Дух Господень… помазал Меня», то есть посвятил Меня, поставил Меня на благовествование «нищим», то есть язычникам, которые, не имея ни закона, ни пророков, действительно были в большой нищете. «Сокрушенные сердцем» были, быть может, израильтяне, у которых сердце сначала было велико и высоко и было домом Божиим, а впоследствии, когда они стали служить идолам и грешить разным образом, сердце их сокрушилось и расстроилось, став вместо дома Божия вертепом разбойников. Итак, Господь пришел, чтобы и их исцелить, и дать «пленным освобождение» и «слепым прозрение», язычникам и израильтянам. Ибо обе сии части были и пленными у сатаны, и слепыми. Можно разуметь это и о мертвых. Ибо и они, быв пленными, и сокрушенными, через Воскресение освободились из-под власти ада.

Лк.4:19. (Ис.61:2) проповедовать лето Господне благоприятное.
   
Проповедал «лето Господне благоприятное». Что же это за лето благоприятное? Быть может, и будущий век, о котором Господь проповедал, говоря: «и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16:23), и опять: «наступает время… когда мертвые… оживут» (Ин. 5:25). Но приятное лето есть и время пришествия Господа во плоти. О нем Павел говорит: «теперь время благоприятное… теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).

Лк.4:20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
Лк.4:21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

Прочитав это, Он сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», очевидно, указывая в Себе слушателям Того, о Котором это писано.

Лк.4:22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
   
Народ, слушая речь Христову, удивлялся «словам благодати»; удивляясь же, насмехался над Ним, говоря: не это ли сын плотника? Между тем, что препятствовало быть Ему достойным удивления и поклонения? Не видишь ли, какие творит Он дела? Не слышишь ли, какие Он говорит речи? Несмотря на то, ты осмеиваешь отца Его? О них-то, как нельзя более справедливо, можно сказать: «народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит» (Иер. 5:21).

Вконтакте

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

День 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября по старому стилю, мы по церковной традиции обозначаем как Новолетие, проводы старого и начало нового года.

Эта дата пришла на Русь из Византии, в которой каждые 15 лет 1 сентября, по окончании уборки урожая, собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. На Руси Новолетие стало церковно-государственным праздником с 1492 года. И несмотря на то, что Петр I в 1700 году перенес гражданское празднование Нового года на 1 января, в церковном календаре Новолетие свою привязку к 1 сентября сохранило. Однако это празднование в настоящее время уже не имеет никакой связи ни с армией, ни с государственным налогом.

Смысл богослужения в Новолетие связан с проповедью Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Спаситель сказал, что Он пришел «проповедывать лето Господне благоприятное» (см.: Лк. 4: 16-22).

Выражение «лето Господне благоприятное» в ушах древних иудеев воспринималось как ссылка на «субботний год» или на год «Юбилейный», когда рабам-евреям даровалась свобода и можно было за выкуп вернуть землю разорившихся собратьев (см.: Исх. 21: 2; Втор. 15: 12-18; Лев. 25). Для пророков Юбилейный год - год прощения и освобождения от рабства (см.: Иез. 46: 17; Иер. 34: 8).

Раб для древних людей - это бесправное существо, собственность господина своего. Раба можно было купить и продать за деньги (см.: Исх. 21: 32). И хотя у евреев законы о рабах были мягче, чем у язычников, однако и евреи-рабы зависели от произвола своих хозяев-соплеменников. По Псалтири, раб или рабыня «следили» за рукой господина или госпожи, ожидая милости (см.: Пс. 122: 2). Работая под палящим солнцем, раб, по книге Иова, «жаждал тени, как наемник ждет окончания своей работы» (Иов 7: 2). Даже и в наши дни выражение «рабский труд» носит оттенок изматывающей работы без отдыха при тяжелых условиях. А по современному Уголовному Кодексу, рабство - это принудительный труд, от выполнения которого человек по не зависящим от него причинам не может отказаться (ст. 127 УК РФ).

И поэтому фразы «избавить от тяжкого труда», «развязать узы ярма», «отпустить угнетенных на свободу» (Ис. 58: 6) со времен пророков и до сих пор являются символами благой вести о свободе.

Слова из книги Исаии «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать» (Ис. 61: 1) уже в древности понимались как обетование о пророке, который освободит народ Божий от угнетения. Мессианское толкование этих слов отражено в рукописях Мертвого моря (4Q521, 11Q13). Однако если сектанты из Кумрана применяли данные слова к пророкам своей общины или к абстрактному «Юбилейному году», то Христос относит пророчество Исаии к Себе и даже подчеркивает: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 21).

Евангелист Лука, который в подробностях описывает проповедь Спасителя в Назаретской синагоге, показывает неразрывную связь между пророческим помазанием Мессии Духом Господним, Его выходом на общественную проповедь и наступлением «лета Господня».

По мнению многих толкователей, для апостола Луки проповедь в Назаретской синагоге является программной речью перед началом служения Спасителя. В центре этой программной речи - суть служения Господа, переданная через слова пророка Исаии. Иисус Христос вошел в синагогу, раскрыл книгу и прочитал следующие слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18-19).

Жители Назарета услаждались этими словами, поскольку, будучи внешне свободными, они ощущали внутреннюю неустроенность и, как следствие, - угнетенность. Именно поэтому они быстро отозвались на цитируемые из Исаии слова об освобождении пленных и измученных, о прозрении слепых. И, следовательно, уже для первых слушателей Иисуса Христа в данных словах угадывались метафоры: нищие - это не только страждущий Израиль, но и те бедняки, которых отвергают начальники и общество (см.: Лк. 14: 13); слепые - это не только больные глазами, но и те, кто не видит своего спасения (см.: Лк. 1: 78-79; 2: 29-32; 3: 6); плененные - это не только проданные в рабство за долги (см.: Лк. 11: 4), но и те, кто находится во власти сатаны (см.: Лк. 13: 10-17; Деян. 10: 38).

Именно к таким - нищим духом, плачущим, измучанным от повседневного тяжелого труда и не могущим избавиться от власти собственных страстей, - пришел с благой вестью Иисус Христос. Даже те жители Назарета, которые не видели Его чудес и знали Иисуса с детства только как сына плотника, засвидетельствовали, что из уст Его исходят слова благодати (см.: Лк. 4: 22).

Этим начинается и завершается Евангелие от Луки. Последние стихи свидетельства Луки говорят, что «так надлежало… проповедану быть во имя Христа… прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24: 46-48).

Те внешние обстоятельства и состояния души, которые были у первых слушателей Христа в Назарете, испытывают и многие наши современники. При мнимой внешней свободе многие испытывают материальные лишения, сталкиваются со своим и чужим горем, вынуждены рабски вкалывать ради удовлетворения прихотей и тщеславных устремлений своих начальников. Многих угнетают их собственные греховные привычки, и они не видят «свет в конце туннеля» от тяжести внешних обстоятельств. За всех них, вернее - за нас, Христос пролил Свою Кровь, чтобы мы могли освободиться от власти диавола и уз греха и через внутреннюю свободу увидеть «лето Господне благоприятное».

Христиане в наше время не являются очевидцами событий из жизни Христа на земле, но мы являемся свидетелями силы Христовой в нашей жизни. «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5: 9-12).

Свидетельствовать о силе благодати, исходящей из уст Иисусовых, - это право и призвание каждого христианина. В ветхозаветные времена свидетельствовать о Боге было обязанностью Израиля: «…вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я - Бог…» (Ис. 43: 12). Рассказывая о Боге в наши дни, мы уделяем особое внимание Господу Иисусу как Спасителю. Господь Сам подталкивает нас свидетельствовать о Нем. В Евангелиях часто можно встретить такие фразы: «…вы же свидетели сему» (Лк. 24: 48), «вы будете свидетельствовать…» (Ин. 15: 27), «…и будете Мне свидетелями…» (Деян. 1: 8).

Дерзновение рассказывать о Христе не только освобождает человека от комплекса малознания, но и делает его сильным. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», - заповедовал Христос Своим ученикам (Деян. 1: 8). И эти ученики не только «с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа», но и «великая благодать была на всех их» (Деян. 4: 33). Это означает, что нам не надо стесняться рассказывать о своей вере. Священное Писание укрепляет малодушных в том, что в момент расспроса «не вы будете говорить, но Дух Отца» Небесного (Мф. 10: 20).

Если мы, дорогие братья и сестры, хотим послужить Богу и приобрести ту благодать и силу, которую Он обещал апостолам, нам не нужно стесняться говорить другим о Христе. Служение апостола Павла состояло главным образом в том, чтобы распространять благую весть о Христе, свидетельствовать о Нем (см.: Деян. 22: 15-16; 26: 16, 22). Засвидетельствуйте людям своей жизнью и словом, что приблизилось Царство Небесное, что Христос пришел в мир, чтобы «благовествовать нищим», «исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18-19), и благодать Божия да будет с вами!

Лето Господне благоприятное…

из серии “Благая весть рождества”

проповедовал: Ейск, 21.12.2014

Введение

Сейчас декабрь - время рождественских праздников. Есть люди (например, Свидетели Иеговы), которые утверждают, что праздновать Рождество и другие христианские праздники не нужно, так как поведения об их праздновании в Библии нет. Складывается впечатление, что праздники празднуются по какому-то указу. Действительно, есть праздники, например, государственные, которые появляются благодаря распоряжению правительства.

Но есть и другие примеры. Давайте представим себе, что мы живем в 1945 году. Идет война. Почти в каждой семье горе. Гибнут миллионы людей. Дети голодают. И вдруг объявляют, что война закончилась. Что происходит в сердцах людей. Мы хорошо понимаем, что люди радуются, обнимают друг друга не потому что им так приказали, а по влечению сердца.

Как родители радуются рождению ребенка и для этой радости не требуется какое-то особое указание, так и истинные христиане не могут не радоваться день рождения своего Спасителя.

По отношению к празднику можно узнать человека. Допустим, в какой-то семье торжество: родился малыш. Кто радуется этому? Многие. Чем ближе степень близости того или иного человека к этому малышу, тем больше и искреннее радость. Чрезвычайно рады родители, радуются тети и дяди, другу семьи тоже хорошо в этот день, но его радость не такая как радость родителей. А если в этот дом зайдет посторонний человек (например, почтальон), то он, конечно, тоже будет свидетелем этого праздника. Возможно он даже поздравит присутствующих. К него немного поднимется настроение, его угостят вкусным тортом. Но в целом - его радует сама атмосфера, чем родившийся ребенок.

Благая весть о лете Господнем благоприятном

В прошлое воскресенье мы уже сказали, что ангелы возвестили пастухам великую радость. Мы задали вопрос: а в чем причина этой радости? Один из ответов заключался в том, что тот день мщения и суда, на которой была обречена Земля и живущие на ней, миновал тех, кто был его достоин.

Сегодня у нас вторая проповедь из цикла “Благая весть Рождества”. Тема этой проповеди открывает еще одну грань рождественской радости - лето Господне благоприятное.

Давайте прочитаем текст, который мы читали в прошлый раз.

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. (Ис. 61:1-3)


Итак, среди благословений, которые принесет с собой Миссия, есть еще одно - Он возвестит о лете Господнем. Это лето и будет сегодня предметом наших рассуждений.


Что означает слово “лето”. В нашем понимании “лето” это время года, наступающее после “весны”. Как это поэтично! Можно было бы сказать, что после греховной зимы наконец-то наступает лето! Но в еврейском лексиконе слово “лето” означает “год”. Это слово употребляется в Библии 646 раз и всегда в значении “год”.


Другими словами можно сказать так “проповедовать год Господень благоприятный”. Вы, конечно, знаете,что почти сразу после Рождества (или по православному обычаю непосредственно перед Рождеством) народ празднует праздник Нового Года. Этот праздник праздновали еще в Месопотамии три тысячи лет назад. А в 46 году до Рождества Христова Юлий Цезарь издал указ праздновать Новый Год именно 1 января. Кстати, само слово Январь тоже языческое. Этот месяц назван в честь бога Януса, у которого было два лица - одно обращенное назад, а другое - вперед. В самом названии праздника “Новый” скрывается чаяния и надежды людей на обновление. Но все прекрасно знают, что новый год редко приносит что-то новое - все как раньше. Ничего не меняется.


Но в народе израильском один раз в пятьдесят лет наступал необычный новый год. Давайте про него прочитаем.


Пятидесятый год да будет у вас юбилей: ... (Лев. 25:11)


Это был каждый пятидесятый год. По еврейски он назывался Иовель. То есть, в жизни каждого человека такой год был всего один. В редком случае, если человек был долгожитель, то два. Я уверен, что для любого жителя Израиля это был долгожданный год! Его ждали с большим нетерпением. Почему? Для кого и почему он был благоприятным?


1. Отдых от труда


Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее ” (Лев. 25:11)


Я плохо знаком с трудом земледельца, но могу себе представить, что это тяжелый, непомерный труд. Я знаю одного тракториста. Во время сеяния и жатвы он работает по 18 часов в сутки. И это на тракторе! А раньше?


В Пс. 25 сказано “Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои”. Почему сеют со слезами? Почему с плачем несут семена?


Только представьте себе, как ждали этого года измученные трудом люди? Целый год можно отдыхать!

2. Возвращение имущества

Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое. (Лев.25:25-28)

3. Свобода рабам

    объявите свободу на земле всем жителям ее (Лев. 25:10)

    Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих… (Лев.25:39-41)

Вообще, древнееврейское слово yo-bale" означает звук шофара , бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года. Только представьте себе раба, который знал, что завтра наступит Юбилейный год. Он ждал этого года долго, зачеркивал дни на календаре. И вот накануне он не лег спать. Он ждал, и вдруг услышал протяжный звук шофара - специального музыкального инструмента, сделанного из рога животного, объявляющий о том, что теперь он свободен!

Но была одна серьезная проблема - год заканчивался. Год это много - это целых 365 дней, но и он заканчивается. А потом - все как и раньше. Опять труд, опять продажа имущества и себя в рабство, потому что ничего особо не изменилось.

В чем заключается лето Господне?

Но ветхозаветний евангелист Исайя пророчески возвестил о наступлении нового Нового Года.

Здесь уместно сделать небольшое отступление в Герменевтику - дисциплину, которую братья изучают на Библейских курсах. Так вот, в Герменевтике есть раздел, посвященный изучению Ветхого Завета. В Ветхом Завете Бог открывал людям небесное в земных образах. Например,

что нужно делать рано утром?

С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. (Пс.100:8)

О волах ли печется Бог?

Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? (1Кор.9:9)

Итак, мы сказали, что в юбилейный пятидесятый год: люди получали отдых от трудов своих, возвращали имущество свое и получали свободу.

Сегодня мы говорим о Рождестве. Исайя, пророчествую об этом событии, говорит: “начинается год Господа”. Для кого он благоприятный?


Покой от труда и забот

    Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. (Евр.4:10)

    Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. (1Пет.5:7)

*забота - тревога, волнение.


Возвращение потерянного


В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние...(Ам.9:11)

это не просто пророчество Ветхого Завета… его повторяет Иаков на первом вселенском соборе (Деян. 15:16)


пример про Юру Кулагина и его потерянные годы.


Освобождение от рабства

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; (Рим.6:6)

Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. (Рим.6:17)

Как долго будет продолжаться это благоприятное время?

Наверное не просто так, Дух Святой сошел в день пятидесятницы. Это как будто намек на юбилейных пятидесятый год - Лето Господне благоприятное началось.


Но мы знаем точно, что это время не вечно. Это время закончится. Когда нибудь люди с огромным сожалением скажут: “Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены” (Иер. 8:2)


Но сейчас лето еще продолжается. Ап. Павел говорит так:


Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. (2Кор.6:1,2)

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 16 - 22

16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19. проповедывать лето Господне благоприятное.

20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

(Лк. 4, 16 - 22)

В сегодняшнем евангельском отрывке мы читаем, как Господь наш Иисус Христос, придя в Свой родной город Назарет, в субботний день по обычаю вошел в синагогу, где Ему предложили Книгу пророка Исаии. Точнее, не книгу в нашем сегодняшнем понимании, а свиток с книгой пророка.

Слова, которые прочитал Господь, относятся к первым двум стихам 61-й главы Книги пророка Исаии и звучат так: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих .

В русской Синодальной Библии в словосочетании лето Господне оставлено без перевода славянское слово, буквально означающее год . В библейском контексте речь идет о времени, называемом День Господень . Это время, когда Бог посетит народ Свой , то есть пошлет давно ожидаемого Мессию, Который, в отличие от всех пророков, является не только проповедником истины, но Самой Истиной, Искупителем, единственным имеющим власть прощать грехи на земле.

Александр Павлович Лопухин, исследователь и толкователь Священного Писания, живший на рубеже XIX - XX веков, в комментарии на слова книги пророка Исаии: Проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, обращает внимание на сочетание двух довольно разнородных свойств Христа: Его милующей любви и карающей правды. «Впрочем, черта эта хорошо известна и по изображению Псалмопевца, который выразительно замечает про Господа, что у Него Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84:11) ».

Как вы, наверное, уже заметили, Господь заканчивает чтение отрывка из книги пророка на словах проповедывать лето Господне благоприятное . И в этом мы с вами видим глубину любви нашего Спасителя, Который готов принести каждому слушающему Его благоприятное лето , то есть удобное, хорошее время для нашего спасения.

Святитель Феофан Затворник рассуждает: « Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос - принес, следовательно, для душ лето приятное » .

Господь пришел в мир, чтобы принести радость от общения с Богом и мирное состояние духа, освободить людей от тяжести греха, благовествовать о победе над врагом рода человеческого и о наступлении вечного Царствия Божия. Но только тот, кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, получает благодать благоприятного лета Господня . И это совершается во всех искренно верующих и действующих по вере.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»