Все формы правления. Существуют две формы правления: монархия и республика

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Форма государственного правления - это эле­мент формы государства, который выражает способ организации высших органов власти.

По форме правления различают монархию и республику.

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю пра­вящей династии - монарху.

Монархическая власть отличается порядком своей легитима­ции (утверждения): власть передается по наследству в бессрочное и пожизненное владение независимо от воли народа.

Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правле­ния единодержавного характера: монарх единолично издает зако­ны, руководит правительством и контролирует правосудие (Рос­сия XVII-XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма, из современных - Бруней). Основным признаком абсолютной мо­нархии является неограниченная и ни перед кем неподотчетная власть монарха (это положение зафиксировано в Воинском уставе Петра I). В рабовладельческом государстве монархия зачастую вы­ступает как восточная деспотия, характерными чертами которой являются самовластие и произвол правителей в отношении под­властного населения (Древний Египет).

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия - это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Сау­довская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выбор- 157

ным органом - парламентом - и особым правовым актом - кон­ституцией, то есть имеет место распределение полномочий вер­ховной власти между единоличным органом - монархом и коллективным органом - парламентом.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуали­стической.

В парламентской монархии законодательная власть принадле­жит парламенту. Монарх уже не обладает всей полнотой власти. В ряде случаев монарх сохраняет право назначать и смещать мини­стров. Назначенные им министры зависят от вотума доверия пар­ламента. Монарх обладает правом вето в отношении принятых пар­ламентом законов. Акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт. Парламент регулирует отдельные вопросы личной жизни монарха (Великобритания, Бельгия, Дания и др.).

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено дове­рием к монарху, верностью традициям и особенностями мента­литета, то есть национального мышления.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента. Ниж­няя палата, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания и др.).

Дуалистическая монархия возникает на стыке двух историче­ских эпох - феодальной и буржуазной, когда феодалы не в со­стоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти.

Республика - это форма правления, при которой верхов­ная власть принадлежит избранным на определенный срок орга­нам власти.

Истории известны различные республики: античные государ­ства-полисы (Рим, Афины и т. д.); феодальные, к числу которых относятся Новгород и Псков; буржуазные, в которых республи­канская форма правления выступает как способ политической ор­ганизации гражданского общества; социалистические - респуб­лика Советов и так называемые страны народной демократии (ГДР, ПНР, ЧССР и др.).

Современные республики делятся на парламентские и прези­дентские. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответствен­ности.

Парламентская республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства (Ита- 158

лия, ФРГ, Австрия и др.). Правительство формируется парламен­том из числа лидеров партий, победивших на выборах. Формаль­ной особенностью такой республики является наличие должности премьер-министра, которого назначает парламент. Парламент вправе вынести вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену. Это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства. Президент фор­мально наделен большими полномочиями. Осуществить их может с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу после одобрения правительства или утверждения парламентом.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными властными полномочиями. Существует две модели правления президентской республики.

По одной модели президент обладает полномочиями главы го­сударства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия). Пре­зидент при известном парламентском контроле формирует прави­тельство, ответственное перед ним. Президенту принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главно­командующим и вправе объявить военное либо чрезвычайное по­ложение. Вместе с тем президент лишен права роспуска парла­мента, в то время как парламент может отстранить президента от власти путем инпичмента, то есть особой процедуры в случае зло­употребления властью, совершения преступления либо грубого нарушения конституции.

По другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства. При президенте образуется система органов - государственных и общественных, которые со­действуют ему в выполнении полномочий главы государства и га­ранта конституции.

Некоторые государства имеют смешанные парламентско-пре­зидентские формы правления. Такие формы правления имеют свои особенности. Для них характерно сочетание парламентарной и пре­зидентской республик. Так, во Франции Президент при соблюде­нии определенных условий может объявить о роспуске Националь­ного Собрания. Президент России, не являясь формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внут­ренней и внешней политики, назначает с согласия Государствен­ной Думы Премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

Еще по теме § 2. Формы государственного правления:

  1. Эволюция формы государственного устройства во Франции в период правления Наполеона Бонапарта и создание бюрократического государственного аппарата.
  2. Глава V. Перспективы развития системы государственной власти и формы правления в Республике Казахстан
  3. § З.Форма правления и государственный режим в Республике Казахстан как составные элементы формы современного казахстанского государства
  4. § 4. Закрепление формы правления в Конституции Республики Казахстан
  5. § 3. Основные этапы развития формы правления в Республике Казахстан
  6. Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим). Местное управление. Суд и судопроизводство в Древнем Египте.
  7. Государственный строй Киевской Руси (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).
  8. Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим), местное управление, суд и судопроизводство в Древней Индии.
  9. Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Спарты.
  10. 6. Соотношение исполнительной власти с государственным правлением.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -

Понятие включает метод ее образования, сроки действия этой системы, права, а также способы взаимодействия элементов правления между собой и народом. Она же определяет силу влияния общественности на формирование правительственного состава.

Изначально это понятие может пониматься в узком и широком смысле: в первом случае оно означает организацию только высших слоев правления, а во втором взаимодействие всех элементов государства.

Критерии формы правления

Перед тем, как приступить к описанию, важно выделить критерии, с помощью которых они определяются. Итак, основные формы правления представлены двумя видами: Они кардинально отличаются друг от друга:

1. Способом, с помощью которого передается власть. Она может быть дана в качестве наследования или с помощью выбора населения.

2. Ответственностью: в республике президент несет высокую ответственность перед обществом, а глава государства с монархией практически безответственен перед ним.

3. Спектром полномочий между властными органами: республиканская власть более ограничена в своих действиях.

Теперь рассмотрим детальнее каждую из них.

Формы правления государства: монархия

Это такая форма управления, когда государство возглавляет один человек - монарх. Этот человек получает властные права по наследству, и перед обществом государства, которым он управляет, не несет ответственности, а юридически его невозможно лишить власти.

Рассмотрим несколько видов монархии:

1. Абсолютная. Она представлена неограниченной властью главы: он высший орган, и в его руках абсолютная власть. В современном мире с таким правлением существует Оман и Саудовская Аравия.

2. Ограниченная. В этом случае государством правит не один человек, а еще властные органы, которые монарху не подчинены. Власть между ними рассредоточена, а полномочия его ограничиваются традициями или конституцией. В зависимости от этого, такой вид правления разделяется на две категории: сословно-представительную монархию и конституционную. В первом случае власть ограничивается по критерию причастности к сословию, чаще всего она проявляется в совещательной форме. В конституционной форме власть монарха ограничивается Конституцией и вместе с этим в государстве присутствует парламент, состав которого формируется народом.

Формы правления государства: республика

При таком типе устройства органы власти, а, в частности, их состав, формируется народом. Представители власти обязательно несут ответственность перед гражданами страны в равной степени. Действия президента осуществляются от имени народа, а органы власти сформированы таким образом, чтобы быть независимыми друг от друга.

Лимит действия избранных народом - особая мера, в которой выражается ответственность их перед гражданами страны. Власть дается на определенный срок, который может быть сокращен, если избранники не выполняют свои обязанности должным образом.

Существует три вида республик:

1. Парламентская, при которой парламент играет основную роль и имеет больше власти, чем президент. Именно он формирует правительство и отправляет его в отставку, если это необходимо. В Греции, Израиле и ФРГ именно такая форма республики, где президенты не обладают существенными полномочиями.

2. Президентская. Отличительная черта этой формы правления государства в том, что основная власть сосредоточена в руках президента, который формирует правительство. В настоящее время она существует в США и на Эквадоре.

3. Смешанная форма. В этом случае полномочия разделяются между парламентом и президентом.

Таким образом, перечисленные типы правления имеют ряд достоинств и недостатков. На настоящий момент монархия не так распространена, и, вероятно, ее сложно представить сегодня как прогрессивный вариант. Народное правительство также не идеал правления, поскольку наличие множества ответственных лиц в результате приводит к тому, что не ответственен никто, а равномерное способствует и пустым спорам. В этом смысле монархическая форма правления подразумевает большую конкретику. Возможно, существует идеальная форма правления, о которой нам еще неизвестно, а может быть, она заключается в его отсутствии. Так или иначе, но республика и монархия - две крайности, между которыми находится народ, который должен мириться с одной из них.

В зависимости от положения и характера высших органов государственной власти различают две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия -форма правления государства, при которой в руках его единоличного главы сосредоточена полностью или частично, фактически или формально верховная государственная власть.

Признаки монархии:

Существование монарха фараон, король, князь, шах, царь, султан и другие);

Обладание монархом всей полноты власти, которая безраздельная, верховная и суверенная;

Занятие трона в порядке престолонаследования, то есть путем передачи власти по наследственному праву в порядке родства, то есть по фамильному праву;

Бессрочность монарха, то есть пожизненность его правления;

Представительство во внешних отношениях не по поручительству (мандату),а по собственному праву;

Юридическая безответственность монарха, неприкасаемость и неподсудность его личности.

Виды монархии: неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная или парламентская) и другие разновидности. Абсолютная монархия -самодержец является единственным субъектом и творцом права. Классический деспотизм присущ государствам Древнего Востока.(Непал, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Теократическая монархия -разновидность абсолютной монархии, где глава государства является одновременно и религиозной главой. Дуалистическая монархия - переходная модель государственного правления, где монарх сформировал правительство, подотчетное ему, а избираемый парламент лишь принимает законы, которые монарх мог утвердить, либо отрицать. Члены правительства были неподотчетны парламенту(Россия к началу двадцатого века).

Парламентская монархия - действует в Великобритании, Швеции, Испании, Японии и в других странах. Права монарха ограничены, он «царствует, но не правит» , является символом и номинальной главой государства.

Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются прямым тайным голосованием граждан, имеющих право голоса, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. К началу двадцать первого века в мире насчитывается 65 президентских, 13 парламентских и 20 смешанных республик, их основные элементы.

Президентская республика - (США, Бразилия, Мексика), признаки:

1) президент является и главой государства и главой правительства;

2) президент избирается всем народом;

3) парламент не в праве сместить правительство, а президент не вправе распустить парламент.

Парламентская республика - (Италия, Германия, Австрия), признаки:

1) наличие института премьер-министра;

2) политическая ответственность правительства перед парламентом;

3) возможность досрочного роспуска одной из палат парламента главой государства;

4) глава государства не избирается всенародно.

Смешанная республика - (Франция, Россия), признаки:

1) президент- глава государства, но не глава правительства;

2) наличие института премьер-министра;

3)правительство «двойной ответственности», то есть перед

парламентом и президентом;

4) возможность досрочного роспуска главой государства одной из палат парламента;

5) глава государства избирается всенародно.


Форма государства - это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:
- форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;
- форму государственного устройства - совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;
- политический режим (государственный режим) - совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.
Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти - в сторону ли демократии или, наоборот, автократии - неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. Форма правления - это один из элементов формы государства.
Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика.
Юридические свойства монархии:
1) бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью;
2) занятие трона по наследству или по праву родства;
3) представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;
2) безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).
Таким образом, основными признаками монархической формы правления являются следующие:
1) во главе государства - единоличный монарх (фараон, король, царь, шах и т.д.);
2) монархический престол передается по наследству.
Виды монархий
Неограниченные (абсолютные) - вся верховная власть принадлежит неограниченно монарху. Монарх является единственным высшим органом государства.
Ограниченные (конституционные) - монарх не является единственным высшим органом государства и верховная власть распределяется между главой государства и другим органом (Земский собор, парламент и т.д.), В современном мире такая монархическая форма правления присуща Великобритании, Японии, Дании, Швеции, Норвегии и др.
парламентские: (Великобритания. Дания, Япония) премьер-министр – лидер победившей на выборах в парламент партии является фактическим главой государства;
дуалистические: (Иордания, Марокко, Кувейт) монарху принадлежит исполнительная власть.
Республика
Большинство стран мира имеет иную форму правления - республику, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.
Юридическими свойствами республиканской формы правления
1) ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
2) выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;
4) представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
6) преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.
Виды республик
Парламентарные – республики, в которых решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству (Италия, Израиль, Индия, Германия, Финляндия, Турция).
Президентские - республики, в которых взаимоотношение высших органов иное-не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним (США, Мексика).
Смешанные - республики, в которых президент и парламент имеют примерно одинаковую силу, правительство формируется и парламентом, и президентом, а также несет перед ними двойную ответственность (РФ, Франция).

1)Монархия - форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.

Монарх - лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

1. Абсолютные монархии;

2. Ограниченные или конституционные монархии, которые в свою очередь делятся на:

А)дуалистические;б)парламентские.

Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти.Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии.

Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.



Республика - форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Среди высших органов власти в республике выделяют: парламент, правительство и президент.

В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на:

А) парламентские;б)президентские.

Парламентские республики. Центральное место принадлежит парламенту, который формирует правительство. Правительство, в свою очередь, несет политическую ответственность перед парламентом. Президент также избирается парламентом, выполняет роль главы государства. Такая форма осуществления власти - парламентаризм - форма государственного правления, характеризуемая наличием разделения властей и привилегированным положением парламента. Парламентские республики строятся на принципах разделения властей и парламентаризма.

Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной.Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией. Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу - председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики - утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т. е. парламент передаёт свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет.

Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.

Президентские республики. В них полномочия между теми же самыми органами - парламентом, правительством, президентом - разделяются. Президент выступает как глава государства и одновременно обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти. Президент не зависим от парламента, избирается народам. И у Президента и у парламента один и тот же источник власти - народный суверенитет, потому эти две структуры равноценны, равнозначны.

В зависимости от степени полномочий Президента выделяют:

Классическую президентскую республику (США).

Смешанную республику - или полупрезидентскую форму правления, - в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. Здесь имеется глава правительства, правительство формируется парламентом, но Президент имеет реальные полномочия в исполнительной власти (Россия, Франция по Конституции 1958 г., Португалия и др.).

Суперпрезидентскую республику - складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура.

Достоинства президентской республики как формы правления:

1. народ имеет больше возможностей влиять на власть;

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»