США ввели санкции против всех военных партнеров России29.01.2018. США и Россия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Американский Минфин официально объявил 6 апреля о том, что вводит очередной пакет санкций в отношении ряда чиновников, миллиардеров и топ-менеджеров из Российской Федерации. За этим моментально последовало обрушение котировок акций наших компаний, наряду с чем валютный рынок зафиксировал резкое ослабление позиций курса рубля. Отечественные аналитики рассуждают сейчас о том, каким будет влияние новых санкций со стороны Америки на доступность ипотеки и жилья, а также на девелоперские проекты в России.

Участники рынка недвижимости России озвучили свои прогнозы относительно того, как способен отразиться на их дальнейшей деятельности и показателях бизнеса заметно ослабевший рубль. Рассказали эксперты и о том, с какими изменениями либо сложностями столкнутся на фоне застройщики и потенциальные покупатели жилой недвижимости в России.

Америка стремится к снижению заинтересованности инвесторов любыми российскими компаниями

По словам управляющего партнера «Метриума» и участницы партнерской сети CBRE Марии Литинецкой, бумаги ряда девелоперских структур России на международных биржах рухнули, невзирая на то, что ни эти компании, ни их руководители, в новом «черном списке» США не фигурируют. Акции ЛСР упали в цене на девять, а «Эталона» - на 11 процентов, привела примеры эксперт.

«Все дело в том, и это важно четко сегодня понимать, что стратегия администрации Дональда Трампа ориентирована на существенное снижение степени заинтересованности инвесторов любыми российскими компаниями, — поясняет Литинецкая. — Инвесторам неизвестно доподлинно, кто на очереди, и именно по этой причине огромного множества «игроков» из России».

В обозримой перспективе, подчеркивает представитель CBRE, сложившаяся ситуация способна в значительной степени затруднить доступ наших девелоперов на зарубежные рынки капитала, хотя значение их для отрасли в целом – совсем минимальное. На рынке недвижимости России американские санкционные меры рискуют отразиться, по мнению аналитика, исключительно косвенно – несколько ухудшится экономическая обстановка.

После того как упали котировки акций РФ, тут же ослаб курс рубля. Наша страна по-прежнему во многом зависима сегодня от импорта, и каждое укрепление позиций долларом и евро неизбежно влечет за собой повышение цен. Повышение на все виды продукции, включая и стройматериалы, подчеркивает Мария Литинецкая.

Серьезно страдает в итоге платежеспособность среди потенциальных покупателей объектов жилой недвижимости. Огромными препятствиями для снижения ключевой ставки регулятора и повышения уровня доступности ипотеки, следовательно, станут:

  • ускорение инфляции;
  • существенное затруднение доступа российских банков к дешевым западным займам.

Санкции США грозят банкам-лидерам ипотеки

Финансовый директор ГК «А101» Дмитрий Трубников отмечает, что присутствие той или иной компании на бирже в значительной степени расширяет ее возможности, успешно играя на репутацию среди контрагентов и клиентов. Однако, о критичном влиянии на работоспособность речь здесь не идет - хотя бы потому, что рынок недвижимости отличается прежде всего локальностью.

«Насколько мне известно, на сегодняшний день абсолютно все публичные структуры, осуществляющие свою деятельность в девелоперском бизнесе, по-прежнему продолжают функционировать в обычном режиме, и никакие трудности они пока еще не испытали, — констатировал эксперт. — Намного более серьезно на строительном секторе способно отразиться воздействие обстоятельств на крупные банковские учреждения, подпавшие под американские санкции, в том числе я имею в виду и нынешних лидеров в ипотечном кредитовании».

Ипотека по итогам уже второго года кряду выступает в качестве основного драйвера спроса, и доля сделок с ней в России все время растет. Сегодня она составляет около 65 процентов. За сокращением капитализации грозит последовать ограничение возможностей банков в данной сфере.

Кроме этого, в силу вступят скоро поправки в 214-ФЗ, и банки автоматически станут тогда единственным источником финансирования проектов девелоперов и держателями эскроу-счетов, где будет идти накопление финансов, полученных от покупателей квартир в новостройках до ввода домов в строй.

Такие вопросы как готовность российских банков к полноценной замене своим финансированием механизмов привлечения средств по ДДУ и доверие населения к банковскому сектору в целом были открытыми еще задолго до очередного введения Америкой санкций. И если негатив от санкций не нивелируют в кратчайшие сроки, то вопросы эти уже скоро станут намного более острыми, прогнозирует Дмитрий Трубников.

Доходы россиян не позволят им приобретать жилье

Управляющий партнер «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Марина Толстик указала в свою очередь на то, что падение курса рубля и , вне всяких сомнений, только подстегнут сейчас спрос на объекты недвижимости в России. Дело в том, что мы говорим здесь о единственном инструменте, при помощи которого рядовые соотечественники могут пытаться спасать собственные финансовые сбережения, резко теряющие в цене.

Следовательно, повышение спроса повлечет за собой:

  • более активное поглощение появляющихся на рынке недвижимости предложений;
  • снижение уровня конкуренции;
  • возможность удерживания цен для продавцов посредством предоставления меньших дисконтов.

Стоимость объектов недвижимости в России, естественным образом, начнет расти, поясняет специалист. В том случае, если наблюдаемое сегодня падение фондовых рынков России затянется, за повышением спроса на объекты недвижимости следует ожидать очередного застоя на этом рынке.

«Все желающие купить квартиры уже успеют это сделать, а уровни доходов остальных потенциальных покупателей станут попросту чересчур низкими для того, чтобы у них была реальная возможность успешно решить актуальные жилищные вопросы», — резюмировала эксперт.

Спросу на загородную недвижимость прогнозируют падение

В прогнозе Дмитрия Таганова, возглавляющего аналитический центр «Инком-Недвижимость», говорится о том, что какие-то глобальные изменения на первичном рынке жилой недвижимости в российской столице за новыми санкциями со стороны Белого дома последуют едва ли. Ряд крупных предпринимателей, безусловно, лишились своих средств, однако, ущерб понесли в данном случае исключительно их собственные интересы, но никак не рынок недвижимости как таковой.

Макроэкономическая ситуация, однако, может серьезно усложниться, если в перспективе речь пойдет об индивидуальных, а не о так называемых секторальных санкциях, которые касаются различных сфер промышленности. Между тем, введение их может оказать на российский рынок недвижимости только косвенное влияние, подчеркивает Дмитрий Таганов.

Следствиями санкционных мер для отдельных промышленных секторов страны могут стать, по его словам, сокращение численности рабочих мест, урезания премий и иных выплат-бонусов.

«На фоне весьма заметного снижения платежеспособности нации спрос на недвижимость, разумеется, упадет. В большей степени это затронет загородное жилье, и без того находящееся в настоящее время в состоянии стагнации. Что же касается новостроек, то этот сегмент чувствует себя сегодня довольно комфортно. Особенно показательно то, что именно на протяжении последних нескольких лет, то есть когда санкции активно действовали, мы фиксировали просто колоссальное повышение объема предложений на «первичке» и в столице, и в Подмосковье», — резюмировал руководитель «Инком-Недвижимости».

Покупателей жилья привлечет на рынок ослабление рубля

Недвижимость в Российской Федерации всегда была и продолжает оставаться сегодня одним из наиболее надежных активов для сохранения финансов во время всевозможных экономических и политических катаклизмов, подытоживает в свою очередь президент девелоперского «Инграда» Павел Поселенов.

Кардинальные изменения внешнеполитической ситуации произошли не вчера, но как 2017-й, так и начало текущего года продемонстрировали не только наличие, а и рост стабильного и платежеспособного спроса. Не без влияния, к слову, такого фактора как . Восстановление спроса рынок увидел меньше чем за четыре года.

Эксперт полагает, что за ослаблением рубля последует рост спроса, и на рынок выйдут покупатели, планировавшие покупки квартир, но опасавшиеся девальвации российской валюты. Однако, прежде всего, специалисты рекомендуют скрупулезно и ответственно подходить к выбору застройщика – он должен быть надежным, обладать диверсифицированным портфелем и опытом качественного взаимодействия как с продуктами, так и с их ценами.

Ранее , что по итогам минувшего года в России ввели 79,2 миллиона квадратных метров жилья.

Санкционное законодательство США (PL 115-44) даёт чёткое представление о параметрах и направлениях американской политики санкций в 2018 году. Закон, принятый Конгрессом США 2 августа 2017 года, предполагает конкретные виды отчётности органов исполнительной власти о ходе и направлениях реализации санкционной деятельности против России. Это позволяет спрогнозировать события, которые произойдут в 2018 году и которые во многом будут отражать суть санкционного давления на Россию.

Необходимо понимать, что дух и буква PL 115-44 законодательно определяют Россию как противника США, которому необходимо активно противодействовать и в отношении которого требуется оказывать всеобъемлющее давление. По своей сути PL 115-44 задаёт рамки американской политики в отношении России, в значительной степени исключая возможности для партнёрства и конструктивного взаимодействия. В России не должно быть иллюзий по поводу возможностей развернуть негативные тенденции в ближайшем будущем. Нам также следует избегать недооценки механизмов давления на Россию. Они требуют тщательного анализа и мониторинга.

Итак, в 2018 году органы исполнительной власти представят Конгрессу как минимум семь отчётных документов. Условно их можно разделить на три группы.

Первая группа – это доклады, ключевую роль в подготовке которых будет играть министерство финансов. Американский минфин является ключевым (хотя и не единственным) инструментом реализации санкционной политики. Впрочем, Конгресс даёт минфину возможность работать в тесной координации с ЦРУ, госдерпартаментом и другими ведомствами, чья информация может существенно расширять возможности финансовой разведки.

Наиболее ожидаемый документ в этой группе – отчёт о российских олигархах и окологосударственных организациях. Его необходимо подготовить к февралю 2018 года. Он должен содержать в себе список ключевых фигур российского внешнеполитического процесса и близких к государству олигархов и предпринимателей. Конгресс обязывает авторов отчёта дать оценку связей всех лиц из этого списка с правящей элитой и лично президентом России. В тексте должна содержаться информация о любых известных коррупционных эпизодах, связанных с данными лицами. Должна присутствовать информация об источниках их доходов во всех возможных формах, их коммерческой деятельности за пределами России, а также аналогичные сведения о членах их семей. Должна быть представлена информация и об окологосударственных структурах, их деятельности, бенефициарах и тому подобное.

Попадание в отчёт тех или иных лиц или компаний автоматически не означает их включение в санкционные списки. Однако в законе недвусмысленно указывается на то, что отчёт является одним механизмом их пополнения. По крайне мере одно из требований к нему – оценка возможности и целесообразности применения против включённых в него лиц и организаций дополнительных санкций и их включение в чёрный список минфина, а также возможного эффекта для экономики России, США и их союзников.

В теории отчёт может включать в себя самый широкий круг россиян и российских организаций. Однако большой вопрос вызывает алгоритм и методология составления такого отчёта в столь сжатые сроки. Он требует обработки огромного массива информации, ведь фактически речь может идти обо всём государственном секторе России. Это серьёзно повышает вероятность ошибочных оценок, которые могут ударить по самим США. В теории американцы могут пойти по пути компактного отчёта, включив в него список наиболее антизападных, по их мнению, фигур. Однако тонкость состоит в том, что текущая редакция закона не предполагает постоянного обновления отчёта. Поэтому антироссийское лобби может предпринимать активные усилия по максимальному расширению списков.

Следующий отчёт также должен появиться в феврале. Он касается возможностей расширения санкций против лиц и организаций, попавших в чёрный список минфина согласно Указу президента США № 13662. Указ давал возможность вводить санкции для противодействия российской политике по Украине. Тонкость состоит в том, что именно по этому указу проходят секторальные ограничения против финансового и энергетического секторов России, а закон PL 115-44 добавляет в их число также железные дороги, металлургические и обрабатывающие сектора. Пока этот отчёт также должен носить одноразовый характер.

В отличие от первых двух отчётов, следующий потребует более длительной подготовки – его представят только в августе 2018 года, и он будет обновляться ежегодно до 2021 года (впрочем, ничто не мешает расширить эти сроки). Отчёт касается любых незаконных финансовых операций, связанных с Россией или осуществляемых россиянами. Он должен содержать информацию о конкретных нарушениях, результатах расследований по ним, а также сведения о работе с частным сектором по профилактике данного вида деятельности. Попадание в этот отчёт чревато уже уголовными делами. Важно и то, что он должен раскрывать результаты взаимодействия американских ведомств с их коллегами в ЕС и других странах. Иными словами, он подразумевает интернационализацию деятельности американцев. Данный отчёт также является механизмом поиска «дыр» в правоприменительной практике по вопросу антироссийских санкций и включит в себя меры по устранению зафиксированных недостатков.

Следующая группа объединяется разделом PL 115-04 «О противодействии российскому влиянию в Европе и в Евразии». Закон обязывает правительство США взять на себя роль «защитника» суверенитета и безопасности всех стран Евразии, которые являются или могут являться «жертвами» российского влияния. В отношении данной группы ключевым ведомством выступает государственный департамент. Кроме того, реализация политики на данном направлении предполагает широкое применение мягкой силы с опорой на некоммерческие организации в США и странах Евразии (список некоторых из них прямо перечисляется в законе). На следующий год под эти задачи выделяется 250 миллионов долларов – весьма значительная сумма с учётом того, что она идёт во многом на идеологическую и образовательную работу и не требует вложений в инфраструктуру.

На первый взгляд, эта сумма распыляется по значительному объёму задач и стран. Здесь и защита избирательной инфраструктуры, и борьба с коррупцией, и улучшение законодательства, и помощь НКО и СМИ, и борьба с «пропагандой». Однако с учётом низкой затратности такого рода мероприятий и их концентрации только на противодействии России, такая деятельность превращается в серьёзный ресурс давления. По крайней мере выделяемая сумма значительно превышает все расходы, которая сама Россия тратит на институты своей мягкой силы.

PL 115-04 обязывает государственный департамент отчитываться каждый год о проделанной работе по данному направлению, эффективности затраченных средств, достигнутых результатов. Отдельный отчёт подаётся о взаимодействии с зарубежными организациями и их вкладе. Иными словами, американцы ожидают, что их затраты должны быть также усилены затратами на аналогичную деятельность со стороны их союзников в странах ЕС и других государствах. Появление отчёта ожидается 1 апреля.

Следующие два отчёта также должны подаваться ежегодно на постоянной основе президентом США.

Первый из них – отчёт о СМИ, которыми владеет и которые поддерживает Россия. Это тоже своего рода «чёрный список», должно иметь как минимум репутационные последствия. Расчёт здесь как на стигматизацию собственно российских СМИ, так и тех, которые получают поддержку от России в той или иной форме.

Второй – о влиянии России на выборы в Европе и Евразии. Этот отчёт важен в качестве механизма интернационализации американского подхода к предполагаемому российскому «вмешательству в выборы». В отличие от США в Европе и за её пределами позиция американцев воспринимается со скепсисом. Публикация ежегодного отчёта позволит постоянно держать эту тему в поле зрения, агрегируя все сколько-нибудь заметные события и толкая западный дискурс на эту тему к американской позиции.

Наконец, ещё один отчёт связан с имплементацией установки закона на обеспечение энергетической безопасности Украины и других стран, понимаемой как независимость от российских поставок или любых связей с Россией. Речь идёт о содействии реформам энергетического сектора страны, его либерализации, повышении эффективности и тому подобном. Однако здесь же фигурирует противодействие российским энергетическим проектам («Северный поток» и другие) и в целом «российской агрессии». Здесь же прямо говорится о том, что целью американской политики должно стать продвижение экспорта американских энергоносителей в Европу, в том числе для создания рабочих мест в США (то есть американцы используют политический инструмент в конкуренции за рынки сбыта). О достижениях в деле реализации «Акта о поддержке свободы Украины», а также результатах работы по данному направлению госсекретарь должен будет отчитаться в феврале, а затем предоставлять отчёты каждые полгода.

В сухом остатке PL 115-04 задаёт конкретную бюрократическую процедуру и нарратив, в значительной степени определяющий американскую политику в отношении России. В 2018 году будет представлено как минимум 7 отчётов, каждый из которых с большой вероятностью станет поводом для дальнейшего отчуждения России и США. России необходима продуманная политика умных действий, которые позволят управлять конфронтацией, минимизировать ущерб и сохранять внешнеполитическую инициативу.

14:54 — REGNUM Когда Майк Помпео займет пост государственного секретаря США, он захочет показать себя и предпримет ряд шагов, направленных против РФ, предполагает доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин . Об этом он заявил 30 марта в эфире передачи «Время покажет» на Первом канале, рассуждая о дальнейших шагах, которые могут предпринять западные страны в связи с делом Сергея Скрипаля .

Кроме того, он отметил, что происходящий в настоящее время обмен дипломатическими ударами бесперспективен, и призвал не забывать слова министра финансов США, пообещавшего, что его ведомство готовит меры дальнейшего воздействия на РФ.

«Дата X — второе августа, — сказал Топорнин . — Тогда они должны отчитаться о принятых мерах».

В свою очередь, международный обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ» Сергей Строкань констатировал, что дело Скрипаля переформатировало геополитическое пространство.

«Те кризисы, которые выглядели автономными, становятся сообщающимися сосудами, — сказал Строкань . — Дело Скрипаля может изменить статус-кво и на Украине, и в Сирии. Что касается Дональда Трампа , то он очень противоречив, и нет ни одного вопроса международной политики, по которым нельзя было бы найти взаимоисключающих цитат Трампа».

Строкань добавил, что теперь в современной геополитике имеет место редкое сочетание неблагоприятных для России факторов. Это и американская администрация, «худшая со времен Рональда Рейгана », и отравление Сергея Скрипаля, и так далее.

«Еще несколько месяцев назад казалось, что есть два фронта — сирийский и украинский, — сказал он . — Сейчас происходит попытка сомкнуть их в одну глобальную линию. Иными словами, это ситуация идеального шторма».

Напомним, что обострение отношений России с ЕС и США в настоящее время оценивается как начало новой холодной войны. Об этом, например, заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш , призвавший в числе прочего вернуться к «механизмам сдерживания», которые существовали прежде между СССР и США и позволяли избежать ситуации, когда противостояние «выйдет из-под контроля».

После окончания холодной войны, по словам Гутерриша, «эти механизмы были демонтированы», хотя нынешняя ситуация, по его словам, даже опаснее, чем противостояние США и СССР после Второй мировой войны.

Отметим также, что 26 марта США заявили о высылке 60 российских дипломатов и закрытии консульства России в Сиэтле «в знак поддержки» позиции Великобритании по «делу Скрипаля». 29 марта МИД России заявил о «симметричном» ответе на действия США, Великобритании и других стран, присоединившихся к кампании Лондона.

Минфин США опубликовал перечень политиков и олигархов, имеющих связи с Владимиром Путиным — кремлевский доклад в развитие закона о санкциях, подписанного Дональдом Трампом в августе прошлого года. В списке фамилии Усманова, Абрамовича, Керимова, Касперского, Авена, Потанина и Тинькова.

В документе содержится 210 имен — это 114 высокопоставленных чиновников и руководителей госкомпаний, а также 96 олигархов, сообщает из Вашингтона ТАСС. Такие же данные у агентства Блумберг.

Среди включенных в «кремлевский доклад» бизнесменов — Роман Абрамович, Олег Дерипаска и Юрий Мильнер, которые до сих пор не были под санкциями, которые США и Европа вводили против России после аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014 году.

Эти люди не будут автоматически сталкиваться с какими-либо санкционными мерами, такими как замораживание активов в США и отказ в американских визах, однако их включение в список может побудить банки и другие организации в Соединенных Штатах и Европе не вести бизнес с ними, пишет Блумберг.

Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал доклад «прямой и очевидной попыткой приурочить какие-то действия к выборам [президента России] так, чтобы оказать на них влияние». И добавил, что «никакого влияния не будет».

Как готовился «кремлевск ий доклад»

2 августа 2017 года президент США подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций». В нем говорилось о том, что в течение 180 дней минфин США в сотрудничестве с главой национальной разведки и госсекретарем США должны подготовить и внести в конгресс довольно обширный доклад о связях российского бизнеса и власти.

В следующие несколько месяцев наиболее активно в российских и зарубежных СМИ обсуждалась лишь та часть доклада, которая должна содержаться информация о связях российских олигархов с президентом России Владимиром Путиным.

Администрация должна собрать информацию и о членах семей, включая супругов, детей, родителей и родственников — активах, инвестициях и бизнес-интересах. В докладе также должна была содержаться информация об активах олигархов за рубежом и перечислены случаи коррупции, связанные с олигархами.

Кроме того, американские чиновники собирались включить в доклад информацию о российских предприятиях с госучастием (в законе они называются «полугосударственными»), включая их роль в экономике, сведения о руководстве и основных акционерах и интересах таких компаний за рубежом. Под такое описание, к примеру, могут подходить Внешэкономбанк и ПАО «Газпром».

В этих материалах должна была содержаться оценка эффекта от введения санкций в отношении олигархов (запрет на въезд в США и заморозку активов), а также российских государственных и полугосударственных компаний. Американская администрация должна была оценить, как это повлияет на сами компании и бизнесменов, а также на экономику России, США и союзников Штатов.

Также администрация США должна была предоставить доклад с оценкой потенциального эффекта от запрета на покупку российского госдолга.

Внесение этих докладов в Конгресс не означает, что санкции будут введены автоматически. Но попадание в список олигархов может нести угрозу репутационного характера — западные партнеры могут перестать вести с ними бизнес, чтобы избежать возможных проблем.

Посол США в России Джон Хантсман ранее заявлял Русской службе Би-би-си, что применение возможных антироссийских санкций будет гибким. Он отказался раскрыть детали работы над документом.

« Ч тобы не хотели быть близкими к Путину»

Публично работа над санкционным списком не обсуждалась. Эксперты влиятельного вашингтонского аналитического центра Atlantic Council Андерс Ослунд, Андрей Илларионов, Андрей Пионтковский и Дэниел Фрид составили список критериев, по которым те или иные персоналии могут быть включены в кремлевский доклад. Дэниел Фрид — бывший координатор санкционной политики Госдепартамента при президенте США Бараке Обаме.

В «кремлевском списке», по их мнению, могут оказаться люди, которые «держат деньги» российского президента, бизнесмены, оказывающие услуги Кремлю, партнеры олигархов из ближнего круга президента, менеджеры госпредприятий, а также «золотая молодежь» — дети близких к российскому режиму олигархов.

«Должны быть разные стимулы, чтобы люди не хотели быть близкими к Путину», — сказал Ослунд Русской службе Би-би-си.

Он не исключал, что в списке будет человек 40-50. В Давосе на «русской» сессии Всемирного экономического форума глава Атлантического совета Фредерик Кемп заявил, что к работе над докладом в Вашингтоне относятся очень серьезно, и не исключил, что в список попадут от 40 до 400 человек. «Коммерсант» со ссылкой на источники писал о том, что в докладе будет 50 человек, вместе с семьями — 300.

Стресс, ожидание и желание «не светиться»

Непублично россияне пытались узнать детали списка и предотвратить попадание в него. «Здесь (в Вашингтоне — Би-би-си) достаточно много деятельности лоббистов и адвокатов, которые представляют разных людей, которые беспокоятся», — сказал Ослунд. — Но это те люди, которые вне опасности».

Российский Forbes назвал состояние некоторых российских бизнесменов «чудовищным стрессом».

В России среди крупного бизнеса «не осталось никого, кто бы не имел отношений с американскими лоббистами», согласился в разговоре с Русской службе Би-би-си источник, близкий к администрации президента. Он говорил на условиях анонимности, так как не уполномочен комментировать эту тему публично.

«Но это не означает, что американские лоббисты озолотились на русских бизнесменах», — говорит собеседник Би-би-си.

Россияне старались особо «не светиться» из-за «возможности «попасть под радары» американской администрации», — говорит он. Паники среди чиновников и бизнеса нет, уверяет он. Информации о подготовке доклада мало и все просто ждут, говорил он в середине января. Об этом же писали и «Ведомости» со ссылкой на несколько участников форума в Давосе. В начале года было много нервов, но теперь все немного выдохнули, так как устали бояться, цитируют «Ведомости» одного из участников форума.

Судя по данным на сайте американского сената, которые изучила Русская служба Би-би-си, суммы, которые официально получали американские лоббисты, действительно невелики. За прошлый год уже находящиеся под санкциями США Газпромбанк и «Новатэк», а также «Ямал СПГ» (не находится под санкциями, но контролирующим акционером является «Новатэк»), заплатили американским компаниям-лоббистам всего 300 тысяч долларов. В случае с Газпромбанком в пояснениях к тому, за какие услуги компания платит лоббистам, значится «банковское законодательство и нормативные акты, включая применяемые санкции».

У компании «Ямал СПГ» перечислены «опасения, касающиеся кредитного финансирования». Кроме того, упоминается Билль 2277, известный как «Акт о предотвращении агрессии со стороны России», а также указ президента США о блокировке собственности лиц, способствующих дестабилизации ситуации на Украине.

У «Новатэка» в одном из документов сфера применения указана как «вопросы, связанные с энергетикой».

Всего же попавшие под санкции российские компании с 2014 года заплатили американским лоббистам до 3 млн долларов.

Публично российские чиновники, менеджеры и бизнесмены последние несколько недель говорили о санкциях с абсолютным спокойствием. Новых американских санкций не нужно бояться, заявил в интервью «России 24″ председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков. «Нужно просто относиться к санкциям, как к дождю. Вы знаете, как мы относимся к дождю? Ну есть и есть, будем под дождем работать», — сказал Горьков.

А глава ВТБ Андрей Костин в интервью Fox ответил на вопрос об опасениях попасть в «кремлевский доклад» так: «Я гораздо меньше обеспокоен персональными санкциями — вы знаете, мы все знаем, что рано или поздно мы умрем».

Горьков и Костин не находятся под санкциями США, ограничения действуют только в отношении ВЭБа и ВТБ.

Банки закупают валюту

Российские банки в ожидании публикации минфина США решили запастись валютой, пишет «Уралсиб». Рост задолженности банков перед ЦБ по операциям «валютный своп» вырос до 335 млрд рублей, это максимум с апреля 2014 года. «Складывается впечатление, что ряд банков в последние дни конвертировал практически всю имеющуюся у них ликвидность в иностранную валюту», — пишут аналитики банка.

На минувшем аукционе российского минфина в среду был зафиксирован спрос на госбумаги. Он превысил предложение более чем в три раза. Минфин предложил 40 млрд рублей, а спрос составил 136 млрд рублей.

По статистике ЦБ, примерно треть инвесторов в российские ОФЗ — иностранцы. Аналитики Райффайзенбанка предполагают, что высокий спрос спровоцировали покупатели, которые таким образом пытаются защитить свои средства от заморозки в случае введения персональных санкций.

Полный список чиновников из списка выглядит так:

1. Руководитель администрации президента Антон Вайно

2. Первый замруководителя администрации президента Алексей Громов

3. Первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко

4. Замруководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов

5. Замруководителя администрации президента Владимир Островенко

6. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков

7. Руководитель протокола президента Владислав Китаев

8. Помощник президента Андрей Белоусов

9. Помощник президента Лариса Брысева

10. Помощник президента Владислав Сурков

11. Помощник президента Игорь Левитин

12. Помощник президента Владимир Кожин

13. Помощник президента Юрий Ушаков

14. Помощник президента Андрей Фурсенко

15. Помощник президента Николай Цуканов

16. Помощник президента Константин Чуйченко

17. Помощник президента Евгений Школов

18. Помощник президента Игорь Щеголев

19. Советник президента Александр Бедрицкий

20. Советник президента Сергей Глазьев

21. Советник президента Сергей Григоров

22. Советник президента Герман Клименко

23. Советник президента Антон Кобяков

24. Советник президента Александра Левицкая

25. Советник президента Владимир Толстой

26. Председатель Совета по правам человека Михаил Федотов

27. Советник президента Вениамин Яковлев

28. Полномочный представитель президента в Совете Федерации Артур Муравьев

29. Полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх

30. Полномочный представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов

31. Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова

32. Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов

33. Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич

34. Полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов

35. Полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Олег Белавенцев

36. Полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Алексей Гордеев

37. Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло

38. Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев

39. Полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов

40. Полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских

41. Начальник управления администрации президента по внешней политике Александр Манжосин

42. Начальник управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимир Чернов

43. Начальник управления президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия Олег Говорун

44. Премьер-министр Дмитрий Медведев

45. Первый вице-премьер Игорь Шувалов

46. Руководитель аппарата правительства Сергей Приходько

47. Зампредседателя правительства Александр Хлопонин

48. Зампредседателя правительства Виталий Мутко

49. Зампредседателя правительства Аркадий Дворкович

50. Зампредседателя правительства Ольга Голодец

51. Зампредседателя правительства Дмитрий Козак

52. Зампредседателя правительства Дмитрий Рогозин

53. Министр Открытого правительства Михаил Абызов

54. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев

55. Руководитель МЧС Владимир Пучков

56. Министр связи Николай Никифоров

57. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень

58. Министр культуры Владимир Мединский

59. Министр обороны Сергей Шойгу

60. Руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин

61. Министр образования Ольга Васильева

62. Министр энергетики Александр Новак

63. Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка

64. Министр финансов Антон Силуанов

65. Министр иностранных дел Сергей Лавров

66. Руководитель Минздрава Вероника Скворцова

67. Руководитель Минпромторга Денис Мантуров

68. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев

69. Министр юстиции Александр Коновалов

70. Министр труда Максим Топилин

71. Руководитель Минприроды Сергей Донской

72. Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов

73. Министр спорта Павел Колобков

74. Министр транспорта Максим Соколов

75. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко

76. Директор СВР Сергей Нарышкин

77. Спикер Госдумы Вячеслав Володин

78. Специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов

79. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев

80. Руководитель ФТС Владимир Булавин

81. Начальник Генштаба Вооруженных сил Валерий Герасимов

82. Руководитель ГРУ Игорь Колобов

83. Заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев

84. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко

85. Мэр Москвы Сергей Собянин

86. Генпрокурор Юрий Чайка

87. Руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин

88. Руководитель Росгвардии Виктор Золотов

89. Директор ФСО Дмитрий Кочнев

90. Директор ФСБ Алдександр Бортников

91. Руководитель Росархива Андрей Артизов

92. Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин

93. Начальник главного управления специальных программ президента Александр Линец

94. Управляющий делами президента Александр Колпаков

95. Директор государственной фельдъегерской службы Валерий Тихонов

96. Предправления «Газпрома Алексей Миллер

97. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин

98. Президент Сбербанка Герман Греф

99. Гендиректор «РЖД» Олег Белозеров

100. Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин

101. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов

102. Бывший гендиректор «Россетей» Олег Бударгин

103. Председатель gравления «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук

104. Гендиректор Росатома Алексей Лихачев

105. председатель правления и президент «Транснефти» Николай Токарев

106. Председатель правления «Газпромбанка» Андрей Акимов

107. Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов

108. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев

109. Президент «Башнефти» Андрей Шишкин

110. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь

111. Предправления - гендиректор «РусГидро» Николай Шульгинов

112. Председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков

113. Президент алмазодобывающей компании «Алроса» Сергей Иванов

114. Главный исполнительный директор компании «Сахалин Энерджи» Роман Дашков.

Кроме того, в этом списке значятся российские бизнесмены:

1. Александр Абрамов

2. Роман Абрамович

3. Араз Агаларов

4. Фархад Ахмедов

5. Вагит Алекперов

6. Игорь Алтушкин

7. Алексей Ананьев

8. Дмитрий Ананьев

9. Василий Анисимов

10. Роман Авдеев

11. Петр Авен

12. Елена Батурина

13. Алексей Богачев

14. Владимир Богданов

15. Леонид Богуславский

16. Андрей Бокарев

17. Олег Бойко

18. Николай Буйнов

19. Олег Дерипаска

20. Александр Джапаридзе

21. Леонид Федун

22. Глеб Фетисов

23. Михаил Фридман

24. Александр Фролов

25. Филарет Гальчев

26. Сергей Галицкий

27. Валентин Гапонцев

28. Сергей Гордеев

29. Андрей Гурьев

30. Юрий Гущин

31. Михаил Гуцериев

32. Саит-Салам Гуцериев

33. Зарах Илиев

34. Дмитрий Каменщик

35. Вячеслав Кантор

36. Самвел Карапетян

37. Евгений Касперский

38. Сергей Кациев

39. Сулейман Керимов

40. Игорь Кесаев

41. Данил Хачатуров

42. Герман Хан

43. Виктор Харитонин

44. Александр Клячин

45. Петр Кондрашов

46. Андрей Косогов

47. Юрий Ковальчук

48. Андрей Козицын

49. Алексей Кузьмичев

50. Лев Кветной

51. Владимир Лисин

52. Анатолий Ломакин

53. Зиявудин Магомедов

54. Игорь Макаров

55. Искандер Махмудов

56. Александр Мамут

57. Андрей Мельниченко

58. Леонид Михельсон

59. Юрий Мильнер

60. Борис Минц

61. Андрей Молчанов

62. Алексей Мордашов

63. Вадим Мошкович

64. Александр Несис

65. Год Нисанов

66. Александр Пономаренко

67. Сергей Попов

68. Владимир Потанин

69. Михаил Прохоров

70. Дмитрий Пумпянский

71. Мегдет Рахимкулов

72. Андрей Раппопорт

73. Виктор Рашников

74. Аркадий Ротенберг

75. Борис Ротенберг

76. Дмитрий Рыболовлев

77. Айрат Шаймиев

78. Радик Шаймиев

79. Кирилл Шамалов

80. Юрий Шефлер

81. Альберт Шигабутдинов

82. Микаил Шишханов

83. Леонид Симановский

84. Андрей Скоч

85. Александр Скоробогатько

Речь, произнесенная президентом Путиным 10 февраля 2007 г. на Мюнхенской конференции, ознаменовала окончание короткого периода дружеских отношений между Россией и Западом. События следующих лет лишь подтвердили, что противоречия во взглядах сторон на мироустройство слишком глубоки даже для сохранения взаимной лояльности. Защиту от геноцида народов Южной Осетии, Крыма и Донбасса за океаном посчитали угрозой национальным интересам. Пытаясь принудить руководство РФ отказаться от независимой внешней политики, Вашингтон использовал испытанное оружие времен Холодной войны – экономическое давление. Санкции США в феврале 2018 свидетельствуют о том, что Конгресс подобный способ воздействия считает приемлемым, эффективным, не собирается от него отказываться. Прежде чем начать оценивать меру негативного влияния на национальную экономику нового пакета ограничений, стоит вспомнить, как все начиналось.

Вообще, применение экономических и финансовых мер воздействия не является чем-то новым для взаимоотношений двух стран. Достаточно вспомнить пресловутую поправку Джексона – Вэника, утвержденную конгрессменами в 1974 г., а отмененную лишь спустя 38 лет. Однако, нынешний уровень внешнего давления на Москву можно считать беспрецедентным.

Первый в новейшее время пакет ограничений Вашингтон ввел в марте 2014 г. Под действие американских санкций тогда попали 11 влиятельных чиновников из РФ, приложивших, по мнению Конгресса и Госдепа, максимум усилий для выхода Крыма из состава Украины. Позднее, списки неугодных Вашингтону политиков, бизнесменов постоянно пополнялись. К персоналиям добавились государственные, частные компании, а затем целые сектора экономики.

По состоянию на конец 2017 г., в американских санкционных списках находилось 69 чиновников, политиков, бизнесменов, общественных деятелей. Ограничительные меры распространялись на 34 госструктуры, осуществляющие производственную, научную, кредитно-финансовую деятельность и 8 общественных организаций.

Кремлевский доклад — новый виток напряженности

Начало 2018 г. ознаменовалось введением новых антироссийских санкций. Как и требовал закон «О противодействии противникам Америки», администрация президента Дональда Трампа представила в январе на рассмотрение Конгресса «кремлевский доклад». Данный документ особенно интересен уже потому, что содержит лишь список лиц, репрессивные меры в отношении которых, могут быть применены в принципе. Какие именно наказания ждут фигурантов, в нем не указывается.

Некоторые аналитики склонны считать доклад неким компромиссом между властью и законодателями. Трамп подписал документ, не обязывающий его предпринимать конкретные действия уже сейчас, а конгрессмены получили возможность надавить на влиятельных чиновников, бизнесменов в преддверии президентских выборов в России. Это важно сделать именно сейчас, ведь многие на Капитолийском холме по-прежнему считают, что власть в РФ можно сменить с помощью цветной революции, возглавляемой пятой колонной.

Отдельного рассмотрения заслуживает и сам список граждан РФ, подпавших под санкции США в феврале 2018 г. В него вошли обладатели миллиардных долларовых состояний, руководители корпораций, полностью или частично принадлежащих государству, верхушка бюрократического аппарата. Всего в документе упоминается 210 человек. Среди них следует выделить:

  • Пресс-секретаря президента Д. Пескова
  • Председателя правительства Д. Медведева
  • Главу Сбербанка Г. Грефа.
  • Министра обороны С. Шойгу
  • Бывшего губернатора Чукотки Р. Абрамовича
  • Олигарха Алишера Усманова

Ознакомиться с полным вариантом кремлевского доклада можно ниже.

  • Оригинал документа:
  • Перевод кремлевского списка на русский язык:

Влияние ограничительных мер на промышленность и финансовый сектор

Было бы глупо утверждать, что санкции не оказывают значительного негативного влияния на экономику России. Они затронули множество ее секторов, значительно усложнили работу сотен промышленных предприятий и финансовых организаций, потерявших возможность кредитоваться за рубежом на выгодных условиях. Наиболее сильно пострадали:

  • Государственные банки, вследствие снижения допустимого срока кредитования до 15 дней
  • Предприятия оборонной промышленности, потерявшие часть экспортных заказов после введения запрета на покупку их продукции
  • Крупнейшие госкорпорации добывающей отрасли. «Роснефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ» потеряли доступ к некоторым технологиям, необходимым для работы на шельфовых месторождениях углеводородов, испытывают трудности с приобретением оборудования за рубежом, «длинными» деньгами

Последствия введения и продления санкций, наложенных на госудаоство, ощутили на себе практически все граждане страны. Остановился рост зарплат, увеличилась латентная безработица, повысились цены на большинство товаров и услуг, ухудшились условия, на которых банки кредитуют население.

Оценки убытков национальной экономики, вызванных действующими американскими запретами и ограничениями, разнятся. Центробанк называет одни цифры, а, курирующий оборонку и энергетику Д. Рогозин, к примеру, другие. В любом случае, речь идет о сотнях миллиардов долларов доходов, недополученных бюджетом государства, рядом частных компаний, работающих на него.

Несмотря на результативность программы импортозамещения, проводимой властями, довольно грамотной политике ЦБ, контролирующего инфляцию и не допустившего обвала курса национальной валюты, экономическая ситуация в РФ продолжает оставаться непростой. Могут ли новые недружественные действия американцев еще более усложнить ее?

Чем грозят новые санкции

Февральские санкции США направлены против россиян, облеченных властью и политическим влиянием, обладающих значительными финансовыми ресурсами или входящих в ближний круг президента В.В. Путина. В случае ратификации «кремлевского списка», его фигуранты не смогут въезжать в Америку, потеряют доступ к авуарам, хранящимся в местных банках либо их филиалах на территории других стран.

Кроме того, в текущем году России предстоит дополнительно столкнуться со следующими серьезными проблемами, вызванными уже введенными мерами:

  • Дальнейшим свертыванием двухстороннего сотрудничества по линии оборонного и разведывательных ведомств
  • Затруднением доступа к новейшим технологиям, последним научным разработкам
  • Снижением до $10 млрд порога инвестиций в предприятия – резиденты РФ

Последние новости из-за океана не внушают оптимизма. Ждать отмены ранее введенных ограничений либо их смягчения не приходится. Аналитики предусматривают несколько вариантов возможного развития событий. Самый мягкий предполагает наступление стабилизации, наиболее радикальный – заморозку активов России, выставление требования о немедленном погашении суверенного и корпоративного долга, запрет на покупку российских ОФЗ, отключение от международной системы платежей SWIFT.

Предупрежден – значит вооружен

В России реально оценивают ситуацию и стараются предусмотреть все риски, связанные с введением любых новых санкций. В распоряжении правительства и ЦБ имеется не так много инструментов, но они достаточно эффективны для того, чтоб обезопасить финансовую систему страны от разрушения под влиянием извне.

Для поддержания нынешнего курса рубля необходимо, чтоб около трети ОФЗ, эмитируемых национальным регулятором, приобретали нерезиденты РФ. Если это откажутся делать западные финансовые структуры, можно максимально заинтересовать в приобретении государственных облигаций азиатских партнеров.

Закрытие доступа к SWIFT чревато последствиями для огромного числа западных торговых партнеров России. Им такое решение принесет массу проблем с совершением транзакций. Альтернативой может стать реализация российских товаров на азиатских площадках. Не так давно биржа Гонконга начала торговлю нефтяными фьючерсами за юани с промежуточной конвертацией через золото.

Требование о срочном погашении внешнего долга, составляющего на 01.01.2018 г. по данным ЦБ $529,1 млрд, можно игнорировать. В худшем случае под арест попадет собственность РФ за рубежом, но это не смертельно.

Наибольшие проблемы могут возникнуть с $108 млрд с частью золотовалютного запаса России, хранящейся в казначейских обязательствах США. Минфин легко их заморозит по первому указанию, поступившему из Белого дома или Капитолия. При намеке на угрозу введения радикальных ограничительных мер необходимо максимально быстро избавиться от американских долговых обязательств с минимальными потерями.

Эффект бумеранга

Даже в экспертной среде бытует мнение о крайне низкой продуктивности ответных санкций России, основанное на не слишком впечатляющих объемах товарооборота между странами. В 2013 г., к примеру, по данным ЦБ, он составил всего $65 млрд.

На первый взгляд, действенных рычагов воздействия на США у РФ немного. Без российского титана и урана американская промышленность как-нибудь обойдется. Труднее будет NASA, поскольку альтернативы РД-180 на рынке сегодня нет. Но американская космическая программа от этого не развалится. Через несколько лет за океаном тоже начнут выпускать современные ракетные двигатели.

Для США значительно важнее, что дальнейшее ужесточение финансовых санкций против России может обернуться невосполнимыми имиджевыми потерями. Попытка заморозить суверенные активы, значительно снизит доверие к США как к глобальному регулятору, ведь РФ далеко не Иран или КНДР. Любые шаги в данном направлении мотивируют Москву конвертировать авуары в юани и золото. Это станет сигналом, примером для руководства других стран, стремящихся проводить независимую политику. Могущество доллара вполне может пошатнуться.

Поводов для оптимизма нет

Большинство экспертов придерживается мнения, что Конгресс и Минфин США будут использовать любые рычаги давления на Россию до тех пор, пока считают их эффективными. Убедить заокеанский истеблишмент в обратном сможет лишь перманентный рост экономики РФ. Предпосылок к этому сегодня не слишком много. Для совершения технологического рывка, гарантирующего подъем промышленного производства, обеспечивающий серьезное увеличение ВВП, нет базиса и средств. Значит, экономическая война будет продолжаться.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»