Михаил желтов лекции по литургике. Иерей михаил желтов

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

к.б. Доцент Московской духовной академии

Образование:

Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра компьютерных методов физики (1999)

Богословский факультет ПСТБИ, кафедра литургики (2001).

Профессиональная деятельность:

Член Синодальной Библейско-богословской комиссии, Межсоборного присутствия (с 2009) и Синодальной Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви (с 2015).

Награды:

Патриаршая грамота за труды в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия» награжден Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II (2000)

Орден прп. Сергия Радонежского III степени (2006).

Медаль Белорусской Православной Церкви прп. Евфросинии Полоцкой (2008),

Юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира» (2015).

Публикации:

Автор более двухсот публикаций (в том числе в соавторстве), среди которых статьи в различных российских и зарубежных научных журналах и сборниках, статьи в «Православной энциклопедии» и «Большой Российской энциклопедии» и др.

1. Статьи в журналах и сборниках
1999

Желтов М.С. Паремии Рождества Христова// Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 71–92.

Желтов М.С. Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века// Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. М., 2000. С. 111–126.

Желтов М.С. Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения// История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В.В. Болотова. СПб., 2000. С. 70–71.

Желтов М.С. Особенности анафор египетских литургий// Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 46.

Желтов М.С. У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы // Богословский сборник. М., 2001. №7. С. 184–192.

Желтов М. С. Богослужение египетского монашества// История египетских монахов. М., 2001. С. 107–116.

Желтов М.С. Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. С. 117–122.

Желтов М.С. Православное чинопоследование освящения храма в истории// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 88–97.

Желтов М.С. Обзор истории православного чинопоследования освящения храма// Московские епархиальные ведомости. М., 2001. № 11–12. С. 70–76.

Желтов М.С. Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b–157b// Богословский сборник. М., 2002. № 9. С. 240–256.

Желтов М.С. Древние анафоры Александрийской Церкви// Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. С. 123–128.

Желтов М.С. Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином// Богословский сборник. М., 2003. № 11. С. 207–240.

Желтов М.С. Древние александрийские анафоры// Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. С. 269–320.

Желтов М.С. Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) // «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 111–124.

Желтов М.С. Римский Папа - автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров// Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. С. 61–63.

Желтов М.С. Введение к книге: Успенский Н.Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. XXIII–XLVI.

Желтов М.С. Брак и Евхаристия: История православного чина венчания// Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. С. 44–53.

Виноградов А.Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М.С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии// Российская Археология. М., 2005. № 1. С. 72–80.

Желтов Михаил, диак. Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота// Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/ Перевод с греч., предисл. и комм. Д.Е. Афиногенова. М., 2005. С. 173–183.

Желтов Михаил, диак. Две византийские молитвы на перенесение св. мощей// Богословские труды. М., 2005. Сб. 40. С. 122–127.

Бернацкий М.М., Желтов Михаил, диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. C. 23–53.

Желтов Михаил, диак. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 147–157.

Желтов М.С. Чин венчания и таинство Евхаристии: Взаимоотношение последований// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 156–165.

Желтов Михаил, диак. Церковное благословение повторных браков// Журнал Московской Патриархии. М., 2005. Вып. 8. С. 72–79.

Желтов Михаил, диак. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И.С. Чичурова. М., 2006. С. 304–317.

Желтов Михаил, диак. Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г.// Вестник церковной истории. М., 2006. № 2. С. 235–239.

Гайдуков Н.Е., Желтов Михаил, диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. С. 76–85.

Желтов Михаил, диак. Реликвии в византийских чинопоследованиях// Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 67–108.

Желтов Михаил, диак. Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. Т. 1. С. 66–74.

Zheltov M. Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies / Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. P. 238–240.

Желтов Михаил, диак. Предисловие к книге: Успенский Н.Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. С. V–L.

Желтов Михаил, диак. Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник / Издательство Московской Патриархии. М., 2006. С. 343–413.

Желтов Михаил, диак. Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина// Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. С. 501–510.

Флоря Б.Н., Желтов Михаил, диак. Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) // Вестник церковной истории. М., 2007. № 1 (5). С. 249–255.

Желтов Михаил, диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках// Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272–359.

Желтов Михаил, диак. Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви// Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. С. 388–403.

Желтов Михаил, диак. Вступление в брак: библейское осмысление и церковное чинопоследование// Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007. С. 198–206.

Zheltov M. The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century// Vigiliae Christianae. Leiden, 2008. Vol. 62. P. 467–504.

Желтов М. С., свящ. Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII–XIV в.// Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 35. P. 75–92.

Zheltov M. Unity of Nature of Mankind: Theological Aspects and Scientific Insights // Faith and Philosophy. Charlottesville , 2009. Vol. 26: 5 [= Science and Human Nature - Russian and Western Perspectives.]. P. 571–575.

Желтов М., диак. Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных Таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1. С. 124–133.

Желтов М., диак. Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции// Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 3. С. 109–126.

Желтов М.С. Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях// Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 37. С. 41–42.

Zheltov M. The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. Leiden, 2010. Vol. XLV. P. 105–113.

Zheltov M. A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti / D. Galadza, N. Glibetić, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). P. 345–359.

Желтов Михаил, свящ. Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии// Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире/ А.В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2010. С. 208–221.

Желтов М. С. Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях// Palaeobulgarica. София, 2010. N 1. С. 25–43.

Zheltov M. The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying/ Maxwell E. Johnson, ed. Collegeville (MN), 2010. P. 263–306.

Желтов М.С. Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV в.// Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. (= Studia mediaevalia Slavica et Byzantina. Т. 1). С. 220–231.

Zheltov M. The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13–14 cc.)// Journal of Eastern Christian Studies. Leuven, 2012. Vol. 12. P. 293–309.

Желтов Михаил, свящ. Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи// Богословские труды. М., 2012. Вып. 43–44. С. 443–470.

Желтов Михаил, свящ. Предисловие к книге: Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию/ Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2013 [тираж задерживается].

Желтов Михаил, свящ. Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка// Сретенский сборник. М., 2013. Вып. 4. С. 123–150.

Zheltov M. The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge... für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. S. 801–808.

Желтов Михаил, свящ. Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках// Кирилометодиевската традициjа и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир / И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. С. 249–254.

Желтов Михаил, свящ. Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93 // Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33–34. С. 116–126.

Виноградов А.Ю., Желтов М.С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души»// Словҍне - Slověne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. № 3:1. 43–71.

Желтов Михаил, свящ. Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа// Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. С. 3–41.

2. Статьи в «Православной энциклопедии» и в «Большой Российской энциклопедии»
(в том числе, в соавторстве)

Православная энциклопедия

Богослужение Русской Церкви X–XX вв.; Аароново благословение; Агапа; Агиасма; Агнец, в православном богослужении; Адам; Аквилейский обряд; Акила и Прискилла; Аксиос; Accessus ad altare; Алавастр; Александрийское богослужение; Аллилуиарий; Аллилуия; Алмазов А. И.; Алфавитные стихиры; Альба; Альфа и Омега; Амвон; Амикт; Аминь; Анамнесис; Анафора; Анна, дочь Фануила; Антиминс; Антиохийское богослужение; Антифон; Апостол (книга); Апостолы; «Апостольские постановления»; Армянский обряд; Артос; Архидиакон; Архиерейское богослужение; Архимандрит; Афон; Балдахин; Барберини Евхологий; Барселонский папирус; Белого монастыря Евхологий; Библейские песни; Благовещение Пресвятой Богородицы; Благодарственные молитвы после Причащения; Брак; Варлаама Хутынского Служебник; Velatio; Великая пятница; Великая суббота; Великие понедельник, вторник, среда; Великий пост; Великий четверг; Великое славословие; Венчание брака; Вечерня; Вечеря; Вима; Водоосвящение; Воздвижение Креста Господня; Воздýх; Воскомастих; Воскресенье; Вседневные антифоны; Всенощное бдение; Встреча архиерея; Второбрачие; Вход; Вход Господень в Иерусалим; Входные молитвы; Входный стих; Георгия Мтацминдели Типикон; Гимнография; Главопреклонная молитва; свт. Григорий, еп. Акрагантийский; свт. Григорий Двоеслов; свт. Григорий Богослов; прп. Григорий Декаполит: Гимнография; свт. Григорий Палама; прп. Григорий Синаит; «Да исполнятся уста наша»; Дейр-Балайзы папирус; Диакон; Диаконикон; Диаконисса; Диалоги литургические; Дикирий; Догматик; Духов день; Евергетидский Типикон; Евхаристия; Евхологий; Ектения; Епископ; Жертва; Залог; Иеромнимон; Интронизация; Institutio; Канон; Карабинов И.А.; Катавасия; Кирилл Иерусалимский.

Большая Российская энциклопедия

Агиасма; Агнец; Акафист; Аллилуиарий; Аллилуия; Богослужение; Великий пост; Вечерня; Воздвижение Креста Господня; Вознесение Господне; Всенощное бдение; Вход; Евхаристия; Ектения; Пасха.

3. Статьи в интернет-изданиях

Желтов Михаил, диак. Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы // Патриархия.ru. 12.09.2005. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, диак. Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника// Патриархия.ru. 11.03.2006. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, диак. Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка // Патриархия.ru. 06.04.2007. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Часть 1. Интронизация епископов и Патриархов в древней Церкви и в Византии // Богослов.ru. 25.01.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Часть 2. Интронизация митрополитов и Патриархов всея Руси // Богослов.ru. 29.01.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Общая композиция служб Страстной седмицы // Богослов.ru. 15.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног // Богослов.ru. 15.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) // Богослов.ru. 16.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Каноны Великой субботы // Богослов.ru. 17.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Пасхальное бдение: Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени // Богослов.ru. 23.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов М.С., свящ. Пятидесятница - ключевое событие в истории человечества// Татьянин день. 22.05.2010. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ru. 17.08.2011. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Греческие песнопения праздника Рождества Христова// Богослов.ru. 07.01.2012. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Происхождение Последования ко Святому Причащению // Православие.ru. 15.09.2013. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления // Православие.ru. 18.01.2015. [электронный ресурс].

4. Рецензии

Виноградов А.Ю., Желтов М.С. Рецензия на книгу: Roca-Puig R. Anаfora de Barcelona i altres pregаries: Missa del segle IV. Barcelona, 1994 // Христианский Восток. СПб., 2002 [М., 2006]. Т. 4. С. 565–586.

Желтов М.С. Рецензия на книгу: Taft R. F. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. 5:) The Precommunion Rites. R., 2000. (серия Orientalia Christiana Analecta; 261) // Византийский Временник. М., 2002. С. 218–223.

Желтов Михаил, диак. Рецензия на книгу: Дмитриевский А.А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах/ Подготовка текста и публикация А.Г. Кравецкого. М., 2004 // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 191–195.

Желтов Михаил, диак. Рецензия на книгу: Daley B.E. Gregory of Nazianzus. L.; N. Y.: Routledge, 2006. (The Early Church Fathers; s. n.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2007. Вып. 18. С. 162–165.

Заведующий кафедрой литургического богословия ПСТГУ, зав. отд. литургики в прав. энц.

Свящ. Михаил Желтов (специалист по литургике, занимает множество официальных постов в РПЦ МП), с понятным осуждением пишет о том, что в твиттере на блоге евромайдана кто-то радуется убийству полицейского. Вроде бы даже глаз у трупа вытащили. Только вышла у о.Михаила ложь - ложь через умолчание. Когда люди Януковичи били и убивали - он не замечал. Бить людей, унижать, измываться, наконец, убивать - и вот, когда забитые донельзя люди вдруг бунтуют и проливают кровь, с отвращением восклицать: "Ах, так они еще и насильники!" В этом - вся суть большевизма, умение вовремя обрезать цепочку причинно-следственных связей к удовлетворению своей агрессивности.

Рукоположен 18 февр.2005 г. " способствовал воссозданию чина Крещальной литургии, которая регулярно совершается в Крестильном храме при Никольской церкви." Круг о.Вл.Воробьёва (храма Николы-в-Кузнецах).

http://www.livejournal.com/users/thapsinos - 2005

Против празднования Хэллоуина: " зачем русскому православному человеку участвовать в распространении обезличивающей американской псевдокультуры в своей родной стране, зачем прививать своим родным и знакомым привычку отмечать безумный и бездумный "праздник", когда в России его никогда не знали и, даст Бог, не узнают? Зачем нужен наследнику богатейшей русской культурной традиции, обладающей собственной богатой системой праздников, укорененной в Православии, примитивный Halloween?" (2001 г., еще не дьякон).

2005 г., конференция воробьёвцев: "проанализировал богословские взгляды прот. Сергия Булгакова, Н. Д. Успенского и некоторых других авторов, убедительно показав ошибочность высказанной ими критики учения о пресуществлении Святых Даров в таинстве Евхаристии и подтвердив, что пока что «нет никаких аргументов для пересмотра традиционного учения Церкви о пресуществлении».

Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы
31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года, совершается праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы
Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (см. новейшую статью, посвященную Богородичным святыням Царьграда: Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171-187).

Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери - выражение Град Твой, Богородице, встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда - Халкопратийскую церковь. На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события - 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. После этих событий Пояс Пресвятой Богородицы был возвращен на свое место, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность.

В результате двух падений Константинополя - сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, - Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы - он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее - на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса (см.: Святогорский устав церковного последования. Сергиев Посад; Афон, 2002. С. 133-135). Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия), а заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса.

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, во время между Рождеством и Успением Которой и произошла Тайна совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.

http://www.patriarchia.ru/db/text/39900.html

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОИСК ЕРЕСЕЙ
Обличители опального священника порой и сами высказывают сомнительные суждения

Николай Константинов

//НГ-Религии - N 14 (61) 26 июля 2000 г. - с.7
Оригинал статьи лежит по адресу
http://religion.ng.ru/printing/2000-07-26/7_kochetkov.html

О кн.: Суд им давно готов. - М: ПСТБИ, 2000, 184 с.

"Михаил Желтов уже совсем не стесняется в выражениях, называя "историко-богословские построения свящ. Георгия Кочеткова - псевдонаукой и псевдобогословием". Достигается это легко: берутся длинные, иногда на полторы-две страницы выдержки из магистерской диссертации о. Георгия Кочеткова, которые иногда увенчиваются то выводами типа: "субъективизация апостольского преемства иерархии ведет Кочеткова к субъективизации роли мирян в Церкви" (никаких комментариев), то обвинениями во лжи, например, на слова "Церковь никогда не может признавать бездуховное и бесплодное крещение своим, т.е. подлинным таинством Крещения, даже если оно совершалось ее истинным представителем с соблюдением всех основных внешних формул и правил". Интересно, как же следует относиться к памяти св. Кирилла Иерусалимского, чьи слова Желтов приводит в составе цитаты из диссертации: "Вода тебя примет, а Дух не примет". Неужто святитель тоже лжец или все-таки таинство не может сводиться к правильному воспроизводству своего чинопоследования?"

"Рецензия на книгу: Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. – М., 2004. 160 с."
Настоящая рецензия представляет собой интернет-версию рецензии, которая будет опубликована в журнале: Вестник ПСТГУ. I: Богословие и философия. Вып. 14. М., 2005 [в печати].

Книга Дмитриевского А. А. "Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах", выпущенная издательством "Языки славянской культуры" в серии "Studia Philologica: Series minor", является замечательным и, к сожалению, редким примером не переиздания, а первой публикации не издававшейся работы, написанной классиком русской церковной науки прошлого и так не увидевшей свет после 1917 г. Уже поэтому труд А. Г. Кравецкого, подготовившего к печати материал из рукописного архива А. А. Дмитриевского, одного из крупнейших исследователей православного богослужения, заслуживает всяческих похвал.

Книга состоит из: предисловия А. Г. Кравецкого к публикации (с. 9–24); собственно труда А. А. Дмитриевского "Об исправлении книг при патриархе Никоне и последующих патриархах" (с. 25–102); выдержек из обширной рецензии А. А. Дмитриевского на монографию прот. М. Орлова "Литургия св. Василия Великого", имеющих непосредственное отношение к вопросу истории книжной справы во 2-й пол. XVII в. (с. 102–148); указателей (с. 149–158).

Тема книжной справы на Руси в сер. - 2-й пол. XVII в., в первую очередь - исправления Служебника и входящих в него формуляров литургий, - была и остается весьма животрепещущей не только для историков Церкви и литургистов, но и для церковного народа в целом. Это связано как с тем, что благодаря именно этой справе сформировался тот текст Служебника, по которому Русская Церковь молится и совершает литургию вот уже четвертый век подряд, так и с тем, что именно неприятие изменений в чине литургии было одним из главных поводов, уведших часть церковного народа в не уврачеванный доныне раскол старообрядчества. Несмотря, однако, на свою важность тема справы Служебника вплоть до кон. XIX в. оставалась почти не изученной. В предисловии к рецензируемой нами книге А. Г. Кравецкий отмечает, что единственной серьезной публикацией по этому вопросу до XX в. была работа С. А. Белокурова "Сильвестра Медведева “Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем”", изданная в Москве в 1886 г. В нач. XX в., однако, эта тема начала широко обсуждаться в печати, что было вызвано как общим подъемом русской церковной науки, так и изменением отношения к старообрядчеству со стороны власти и ростом интереса к русской старине в целом в это время. Эта тема затрагивалась в публикациях Е. Е. Голубинского и других крупных ученых, но только А. А. Дмитриевскому удалось установить ход справы с максимальной точностью, что было сделано при помощи впервые введенных в научный оборот А. А. Дмитриевским "кавычных" (корректурных) экземпляры важнейших московских изданий богослужебных книг 2-й пол. XVII в. К сожалению, результаты работы А. А. Дмитриевского долгое время оставались неопубликованными и были преданы им огласке лишь в двух устных докладах, сделанных в 1894 и 1909 гг., подробная информация о которых приведена А. Г. Кравецким в предисловии к публикации.(с. 11–14).

В частности, по вопросу об исправлении Служебника А. А. Дмитриевским была написана большая статья "Об исправлении книг при патриархе Никоне и последующих патриархах", в свое время не напечатанная и публикуемая впервые в рецензируемой нами книге. Часть выводов из этой работы, сопровождаемых рядом дополнительных сведений, была вопроизведена А. А. Дмитриевским в рецензии на книгу прот. М. Орлова "Литургия св. Василия Великого" (справедливости ради отметим - рецензии очень информативной, но чрезмерно жесткой, как и многие реплики Дмитриевского по поводу трудов его коллег). В этих двух работах А. А. Дмитриевский не просто пролил свет на историю справы Служебника, но, во-первых, доказал, что подлинными источниками текста исправленного московского Служебника сер. XVII в. были вовсе не древние рукописи (к которым справщики совершенно не обращались) и даже не греческие богослужебные книги венецианской печати (с которыми справщики лишь время от времени сверялись, но не более), а Служебники южнославянской печати 1-й пол. XVII в. - в первую очередь, изданный в Стрятине в 1604 г. и изданный в Киеве в 1629 г. (с. 29–54 рецензируемой книги); во-вторых, подробно указал особенности каждого из московских изданий Служебника 2-й пол. XVII в., а также важнейших изданий архиерейского Чиновника (с. 54–133), и попутно решил вопрос о греческих оригиналах арабских переводов богослужебных книг, доныне используемых арабоязычными православными (с. 134–148).

К сожалению, выводы А. А. Дмитриевского были восприняты последующей научной традицией в очень небольшом объеме - как отмечает А. Г. Кравецкий, их частично воспроизводит Н. Д. Успенский в статье в "Богословских трудах" от 1975 и упоминает Б. А. Успенский в своих трудах по истории русского литературного языка (с. 18). В 1991 г. в Нью-Йорке увидела свет монография П. И. Мейендорфа "Russia, Ritual and Reform: The Liturgical Reforms of Nicon in the XVIIth c.", почти половина которой (P. 127–227) посвящена вопросу реформы текста Служебника. Как становится теперь понятно с публикацией работы А. А. Дмитриевского, П. И. Мейендорфу пришлось "изобретать велосипед" - часть его выводов уже была сделана почти на столетие раньше А. А. Дмитриевским; часть просто неверна - в отличие от Алексея Афанасьевича, Павел Иванович не имел возможности работать с оригинальными кавычными экземплярами Служебника и поэтому неверно интерпретировал некоторые особенности исправленного печатного московского Служебника 1655 г.

Тем самым, сказать, что мы приветствуем публикацию А. Г. Кравецким указанных работ А. А. Дмитриевского - это ничего не сказать. Рецензируемая книга, несмотря на свой не слишком большой объем, является ключом как для понимания истории книжной справы в целом, так и для выяснения истории текста принятого ныне в Русской Церкви Служебника, этой важнейшей богослужебной книги.

Нельзя, однако, не отметить, что некоторые недостатки у рецензируемой книги имеются. Прежде всего, мы хотим обратить внимание издателей книги на то, что кавычный экземпляр архиерейского Чиновника 1677 г., известный А. А. Дмитриевскому, вовсе не утрачен (как пишет "редактор" - то ли сам А. Г. Кравецкий, то ли В. В. Калугин (который назван редактором в выходных данных книги), - на с. 109 и 112), но находится в Санкт-Петербурге (рукопись РНБ. СПБДА. АI. 331/1–2); вопрос о причинах перемещения кавычного Чиновника из б-ки московской Синодальной типографии в Санкт-Петербург рассмотрен нами в заметке, ныне готовящейся к публикации. Этим ошибки в примечаниях к тем разделам книги, которые касаются Чиновника, не ограничаются. На с. 112 в прим. 193 по недосмотру издателей сведения о Чиновнике 1668 г. (причем приведенные с нереальными датами "176 г." и "177 г." вместо правильных 7176 г. и ноябрь 7177 г. византийской эры, т. е. 1668 г. по Р. Х.) отнесены к Чиновнику 1677 г. Не выдерживает никакой критики работа корректора, который явно не знаком ни с церковной терминологией, ни с нормами церковнославянского языка. Постоянно встречающиеся в книге ошибки в написании слов производят крайне неприятное впечатление: на с. 70 мы читаем "святися" вместо "светися" и "Христа" вместо "Христе", на с. 84 - "просвящение" вместо правильного "просвещение" (но на с. 104 то же слово написано правильно), на с. 89 - "стихиры" вместо правильного здесь "стихи", на с. 92 - "пейте" вместо правильного "пийте" и "преосуществление" вместо правильного "пресуществление" (то же - на с. 118 и 125, но на с. 115 "пресуществление" написано правильно), на с. 110 - "Петеларий" вместо правильного "Пателларий", на с. 114 "благославляет" вместо правильного "благословляет", на с. 127 - "снишед" вместо "снизшед"; примеры можно умножать. Нет последовательности в использовании заглавных букв - например, на одной и той же с. 90 слово Служебник пишется то со строчной, то с заглавной буквы. В прим. 168 на с. 103 ошибочно указан номер страницы (154 вместо 156). Хотелось бы пожелать, чтобы в таких книгах, как рецензируемая - тем более если та подготовлена в издательстве с громким именем Языки славянской культуры, - количество грамматических ошибок хотя бы в славянских словах было бы значительно меньше.

В заключение еще раз поздравляем А. Г. Кравецкого, его коллег из Института Русского языка РАН и коллектив серии "Studia Philologica: Series minor" издательства "Языки славянской культуры" с выходом этой замечательной книги и ждем продолжения как в виде монографий современных исследователей, так и в виде публикации неизданных работ классиков старой науки, посвященных вопросам истории Церкви и христианской письменности и культуры.

Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?

Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

Желтов Михаил Сергеевич

Желтов Михаил Сергеевич - иерей, доцент Московской духовной академии.

Сотрудничает с кафедрой теологии НИЯУ МИФИ в исследовательских проектах.

Заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия.

Образование: Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра компьютерных методов физики (1999)

Богословский факультет ПСТБИ, кафедра литургики (2001).

Кандидат богословия (2006).

Профессиональная деятельность: Член Синодальной Библейско-богословской комиссии, Межсоборного присутствия (с 2009) и Синодальной Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви (с 2015).

Награды: Патриаршая грамота за труды в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия» награжден Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II (2000)

Орден прп. Сергия Радонежского III степени (2006).

Медаль Белорусской Православной Церкви прп. Евфросинии Полоцкой (2008)

Юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира» (2015)

Публикации: Автор более двухсот публикаций (в том числе в соавторстве), среди которых статьи в различных российских и зарубежных научных журналах и сборниках, статьи в «Православной энциклопедии» и «Большой Российской энциклопедии», и др.

Доцент, кандидат богословия.

В 1983-1993 гг. учился в специальной (англ. яз.) общеобразовательной школе № 1287 Москвы.

1 января 1993 г. принял Святое Крещение в храме свт. Митрофания Воронежского в г. Москва. Святое имя получил в честь прп. Михаила Клопского. С того же года нес послушания звонаря, певчего, уставщика при храмах свт. Митрофания Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, а также при других храмах г. Москвы.

С 1996 г. и до рукоположения во диаконы нес послушание алтарника в московском храме вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

В 1993 г. поступил на Физический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

В 1994 г. поступил на Богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

В 1999 г. закончил оба ВУЗа (Физфак МГУ — по Кафедре компьютерных методов физики; Богословский ф-т ПСТБИ — по Кафедре литургики).

С 1997 г. — ассистент, с 1998 г. — преподаватель, с 1999 г. — старший преподаватель Кафедры литургики ПСТБИ.

С 2000 г. — заместитель заведующего кафедрой.

С 2000 г. — заведующий редакцией Богослужения и Литургики Церковно-Научный Центр «Православная энциклопедия» в должности ведущего редактора.

В 2002-2003 гг. читал курс литургики студентам Философско-Богословского факультета Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова;

2004-2005 гг. — спецкурс «Византийская литургия и искусство» студентам Исторического факультета Московского государственного университета;

2006 г.— курс литургики студентам 2 курса Московской духовной академии.

Неоднократно принимал участие в научных конференциях как российских и украинских, так и западноевропейских, а также участвовал в организации нескольких конференций.

18 февраля 2005 г. по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II рукоположен во диаконы Епископом Люберецким Вениамином в Патриаршем кафедральном соборе Богоявления в Елохове. По окончании богослужебной практики указом Его Святейшества назначен сверхштатным диаконом храма вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

С 2004 г. — заведующий Кафедрой литургического богословия ПСТГУ.

2006-2007 гг., по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и по поручению Его Высокопреосвященства, Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха Всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, включен в оргкомитет V Международной богословской конференции «Православное учение о церковных таинствах».

В 2006 г. получил степень кандидата богословия.

В 2006 г. после присвоения степени кандидата богословия удостоен звания доцента.

С 2007 г. — доцент Кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии. Преподает литургику, литургическое предание Ветхозаветного Израиля (спецкурс), гимнографическое наследие отцов Церкви (спецкурс).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»