Отпевание в церкви святого иова. Историческая справка

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Церковь святого праведного Иова Многострадального

На Волковском кладбище Санкт-Петербурга

Эта церковь - одна из самых известных святынь С.-Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, Волковского православного кладбища.

Задолго до основания города, в окладной книге Водской пятины 1499-1500 гг., упоминается речка Сетуй, которую во времена шведского владычества в XVII в. называли Сютола (Су-тилла), то есть Волковка. Деревня с таким же названием, согласно писцовым книгам 1640 г., относилась к Спасскому погосту.

В 1710 г., с учреждением Александро-Невского монастыря, окружающие земля, в том числе и деревню Волково, Петр I передал во владение обители. В 1714 г. вдоль Большой Московской дороги, проходившей по трассе нынешнего Лиговского проспекта, стали селить крестьян разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Они образовали Московскую ямскую слободу, к которой б декабря 1723г. было приписано Волково поле - кочковатая, поросшая кустарником и покрытая болотом поляна.

В царствование Елизаветы Петровны, 11 мая 1756 г., по указу Сената было устроено кладбище Адмиралтейской стороны взамен кладбища при церкви св. Иоанна Предтечи. Последнее было расположено слишком близко к городу и мешало прогулкам императрицы по Ямской слободе в Семик и Прощеное воскресение.

3 декабря 1759 г. была освящена во имя Спаса Нерукотворного первая церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная церковь, тесная и холодная, не отвечала нуждам прихожан, и в 1776-1777 гг. усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 г. в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). В следующем 1782 г., она сгорела дотла, и в том же году причт активно взялся за постройку каменного храма в честь того же праздника. 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских иерархов — митрополит Гавриил (Петров). Во имя его небесного покровителя св. Архангела Гавриила в марте 1793 г. освятили придел на хорах над папертью Воскресенской церкви. Предполагается, что проект мог составить знаменитый русский зодчий, строитель Свято-Троицкого собора в лавре, И.Г Старов. В 1831 — 1834 гг. архитектор А.Ф. Воцкой надстроил колокольню и возвел ограду с воротами.

Со временем Спасская Церковь обветшала. В 1809 г. приняли решение о постройке нового храма, проект которого составил В.И. Беретти. Однако заложена была церковь только в 1837 г. при митрополите Серафиме по упрощенному и значительно удешевленному проекту Ф.И. Руско. Величавый трехпрестольный храм освятил 15 ноября 1842 г. экзарх Грузии митрополит Иона. По его образцу на средства старосты единого прихода П.И. Пономарева в 1850-1852 гг. возвели еще одну, Всесвятскую церковь.

Единственная ныне сохранившаяся полностью церковь св. Иова, таким образом, является предпоследней по времени постройки из пяти храмов Волкова кладбища.

В начале XX в. церковь св. Иова часто называли «Крюковской». В народном наименовании отразилась благодарность к «создателям и благотворителям святаго храма сего» — Санкт-петербургскому роду Крюковых. Инициатива возведения храма принадлежала Параскеве Крюковой (12.10.1818 -19.09.1902) - вдове потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иова Михайловича Крюкова (1816-1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31. И.М. Крюков получил домашнее образование, состоял в купеческом сословии, с 1859 г. являлся членом Коммерческого суда, выборным от купечества. Он имел трех сыновей - Гавриила, Михаила и Николая и двух дочерей: Евдокию и Ольгу. Две дочери, Параскева и Вера, умерли во младенчестве. Крюковы, известные своей благотворительной деятельностью, являлись прихожанами церкви св. Екатерины на Кадетской линии. Крюков умер 19 мая 1884 г. и был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму - причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 г.) и император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 г., в очередную годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. В современных границах Санкт-Петербургской епархии и на всем северо-западе России находится только одна церковь во имя св. Иова — кладбищенская в г. Тихвине. Ктиторский характер храма, возможно, отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых, в частности, свв. Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, возможно, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая.

Строительство и отделка осуществлялись на средства семьи Крюковых. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры на 40 человек. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П.С. Абросимов. Освящение храма состоялось 29 октября 1887 г. Богослужение возглавляли митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский), епископ Ладожский Сергий и архимандрит Александро-Невской лавры Никон. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: «Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.».

П.М. Крюкова и члены ее семьи продолжали покровительствовать и своей приходской церкви св. Екатерины. После кончины И.М. Крюкова его торговое дело продолжил Г.И. Крюков, вступивший в 1885 г. в купеческое сословие и основавший фирму «И.М. Крюков и сыновья», купец 1-й гильдии, член С.-Петербургского коммерческого суда, некоторое время также владел трактиром по Б. Сампсониевскому, 70. В декабре 1895 г. он умер, вероятно, не оставив прямого потомства - две его дочери скончались во младенчестве. Братья Николай и Михаил разделили дело: Михаил поселился на Гагаринской, 12, где, получив еще в 1893 г. свидетельство 2-й гильдии, открыл торговлю на Пантелеимоновской, 16; Николай оставил за собой магазин в Гостином Дворе, но вскоре, вероятно, вышел из купеческого сословия.

Весь подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; здесь же, в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями: 1) «Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.»; 2) «Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра»; 3) «Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.».

Совпадение дня празднования св. Иова с днем рождения последнего российского императора (6 мая по ст.ст.) послужило причиной предания о посещении церкви св. царем Николаем с Августейшей семьей. В предреволюционный период в церкви совершались нерегулярные, преимущественно заупокойные богослужения при существовании единого прихода постоянно служили лишь в Спасской и Воскресенской церквях.

После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 гг. В 1932-1933 гг. была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 запретили колокольный звон.

Власти неоднократно оказывали давление на приход. В частности, в 1931 г. предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за «отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки». Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 г. областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 г. президиум Ленсовета постановил: «Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства».

Однако церковь так и не была закрыта и сохранила не только свое убранство, иконы, но также некоторые предметы утвари из других, закрытых к 1936 г. церквей Волковского кладбища (описи их не обнаружены). К середине 1930-х гг. храм св. Иова занимал особое положение среди церквей «тихоновской ориентации», приход которой сохранял верность каноническому церковному управлению. На 13 февраля 1935 г. на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте-апреле 1935 г., после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 г. в храме состояли в штате два клирика - протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 - июне 1945 гг. причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).

Утраты памятника многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х гг., а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 г. исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.

13 августа 1976 г. освящен престол в честь Нерукотворного Образа Спасителя и в память о кладбищенском Спасском соборе, закрытом в 1936 г. Чин совершил викарий архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. Интересен антиминс храма с тетраграммой Имени Божия, освященный архиепископом Псковским и Нарвским Стефаном (Калиновским) 29 мая 1744 г. в придел св. Алексия человека Божия знаменитой по своей архитектуре псковской церкви свт. Василия «на горке». На нижнем поле - подпись «Смиренный Симон, епископ Псковский и Нарвский». Преосвященный Симон (Тодорский), законоучитель Петра III и Екатерины II, занял Псковскую кафедру в 1745 г. На внешней стороне этого же антиминса - надпись: «Сей святой антиминс передается для священнодействия в приделе кладбищенской церкви Волкова кладбища в честь Нерукотворного Образа Спасителя в городе Ленинграде. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский. 5 января 1950 г.». Вероятно, уже при Владыке Григории (Чукове) предполагалось устройство и освящение нижней церкви, но оно затянулось на 16 лет.

Антиминс на приставном престоле в главном алтаре имеет на нижней виньетке текст 1928 г.: «Священнодействован Преосвященным Леонидом, епископом Переяславским, викарием Владимирской епархии в лето от создания мира (7837) от Рождества же Христова 1928 месяца октобрия 28 день». Преосвященный Леонид (Антонищенко), устроитель подворья Пекинской духовной миссии в С.-Петербурге, скончался в ссылке в 1937 г. На наружной стороне - надпись: «Сей святой антиминс преподается для священнодействования на переносном престоле в храме св. прав. Иова на Волковом кладбище города Ленинграда. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский 1954 года апреля 16 дня». На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.

Ремонтно-реставрационные работы, проводившиеся в середине 1980-х гг., включали обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение. В 1996 г. были отремонтированы фасады.

Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле. На окладе образа свт. Николая - надпись: «Сочинена сия риза на нарочные деньги старанием и тщанием капитана Паменбаха, подпоручика князя Ивана Щербатова. Июня 12 дня 1744 г.». Нельзя исключить происхождение древнего образа Спаса Нерукотворного (около XVI-XVII вв.) из ныне разрушенной Благовещенской единоверческой церкви на Волковом кладбище или Спасского собора. Сохранились изначально находившиеся в храме большие иконы с изображением явления Господа св. Иову (Иов. 42, 5-6), явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, свт. Иоанна Златоуста, исцеляющего бесноватого отрока, молящегося свт. Григория Богослова и служащего литургию свт. Василия Великого. Феодоровская икона Божией Матери (при входе слева) имеет подпись известного мастера Василия Пешехонова (1882 г.). Среди других образов верхнего храма - икона Спаса Вседержителя, подаренная обществом ремесленников в 1782 г.; апостола Иоанна Богослова (XVIII в.), всех святых, Покрова Божией Матери, св. влмч. Георгия Победоносца (в трансептах); Божией Матери Казанской, Всех скорбящих Радость (XVIII в.) и Петербургской; Спас Вседержитель и Успение (южная стена); Божией Матери Тихвинской, Владимирской (XVIII в.), Милующей, и т.н. «васнецовской»; свв. Иоанна Предтечи (XVIII в.) и Николая Чудотворца (XVII— XVIII вв.).

В западной части храма над хорами - иконы-картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах - «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.

В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором - св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).

В нижней церкви - три чтимые иконы Тихвинской Божией Матери (XVII-XVIII вв.), Сретение Господне (древнего письма) и прп. Варлаама Киево-Печерского с частицей его мощей, Распятие; а также Казанской Божией Матери (XVIII в.), свт. Николая Чудотворца, царя Константина и прп. Серафима Саровского.

Церковь св. Иова является частью исторически сложившегося ансамбля из пяти церквей Волкова кладбища (сохранилось три). Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской). Церковь св. Иова расположена в отдалении от современного входа на музеефицированную часть кладбища «Литераторские мостки». К сожалению, прямой подход к церкви от Камчатской улицы ныне перекрыт.

Возле северо-западного угла находится часовня - усыпальница второй половины XIX нач. XX в

С шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания. По благословению митрополита

Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 г.осуществлены значительные ремонтно-

реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.

Архитектура храма соответствует традиции русского стиля, распространившегося в церковном зодчестве империи с 1830-х гг. Мастера русского стиля стремились к возрождению национальной архитектурной традиции, в основном утраченной с эпохи петровских реформ, и ориентировались на памятники древнерусской архитектуры. В области архитектуры русский стиль зримо воплотил единство Православной Церкви, самодержавной власти и национального начала. Русский стиль был очень близко принят заказчиками, в первую очередь императором, и доминировал в православном церковном строительстве Российской империи с 1830-х гг. до прекращения храмостроительства после переворота 1917 г. (будь то строительство по «авторским» или типовым проектам), тем самым являясь одним из важнейших свидетельств о духовной жизни русского народа. Основоположником нового направления стал академик, профессор архитектуры К.А. Тон, по имени которого первый этап русского стиля часто называют «тоновским». Его прототипы - образцы раннемосковского зодчества (XV—XVI вв.). К. Тон возродил особое, как это было в средние века, значение храмового проектирования; а его значение в создании русского архитектурного языка современники сравнивали со значением Пушкина в русской словесности. Тоновские образцовые проекты, изданные в столице в 1838 и 1844 гг., официально рекомендовались для нового церковного строительства и широко использовались.

Композиция церкви св. Иова соответствует альбомам К.А.Тона и традиционной для русского зод- чества трехчастной схеме: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго — «романовского» этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880-1890-е гг. — луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки. «Московско-ярославский» или «романовский» стиль начал распространяться с 1870-х гг. и отличался особым вниманием к декору в духе XVII в. Более органичное воплощение он получил при строительстве небольших храмов, таких, как церковь св. Иова.

Основной четверик завершен пятью главами (центральная - световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.

Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов - два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики. Два центральных кокошника - трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте - майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 г.

Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном-щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994-1995 гг. украшены прямоугольными иконами, изображающими св. Иова со свитком, на котором слова: «Бог дал, Бог взял» (слева), и Спасителя (справа). Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна - прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани - килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.

В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане «латинский крест». Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева - «Суд Пилата», справа - «Предательство Иуды»); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана — фигуры восьми святых в рост (с запада — ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана - изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем - надпись: «Кто Бог велий...», в барабане — «Слава в Вышних Богу...», в арке над притвором - «Вниду в Дом Твой». Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним — трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора - хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.

О признании художественных достоинств архитектуры храма говорит тот факт, что при проектировании новой церкви на кладбище - усыпальницы Колобовых (1901) — гражданский инженер Л.В. Шмеллинг без особых изменений воспроизвел тип постройки Аристархова. Церковь св. Иова является одним из наиболее характерных образцов церковного зодчества С.-Петербурга в русском стиле, памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. Это единственная уцелевшая церковная постройка архитектора Аристархова, одна из немногочисленных церквей, в которой никогда не прекращалась молитва.

Небольшая (на 200–300 человек) двухэтажная церковь в русско-византийском стиле – единственная ныне действующая на кладбище. Она была заложена 19 мая 1885 по проекту И. А. Аристархова, молодого зодчего, который при постройке скончался и был погребен в нижнем храме вмч. Артемона. После него строительство продолжал вести А. Н. Немченинов по частично измененному проекту.
Возводилась церковь на средства пот. поч. гражд. Параскевы Михайловны Крюковой над могилой ее мужа – чаеторговца Иова Михайловича Крюкова. Здесь была также похоронена сама благотворительница и ее близкие, отчего в народе храм именовали „Крюковским“. Постройка и украшение здания обошлись семье в 200 тыс. руб. Освящение произвел 29 октября 1887 митрополит Исидор. Пресса похвалила „изящество архитектуры и богатство внутренних украшений, образов и утвари“.
Двухъярусный иконостас вырезал П. С. Абросимов; настенную роспись в русском стиле XVII века „с позолотою“ исполнили живописцы И. Т. Трифонов (он же –автор местных икон), Бутков, Карузин. Ряд образов в иконостасе изображает небесных покровителей семьи Крюковых. Колокола были отлиты на охтинском заводе Орлова (сняты в 1933).
До революции в церкви служили редко, в основном заупокойные литургии. После 1917 она стала приходской и, несмотря на угрозу закрытия в 1932, действовала непрерывно.
Усыпальница была освящена в 1949 как придел Нерукотворного Спаса, и в нем установлен одноярусный иконостас. 13 августа 1976 церковь освятил после капремонта архиепископ Тихвинский Мелитон.
---
Церковь святого праведного Иова Многострадального построена над могилой почетного потомственного гражданина, купца 1-ой гильдии, чаеторговца Иова Михайловича Крюкова, умершего в 1884 г. Храм построен на средства его вдовы Параскевы Михайловны Крюковой.

Церковь заложили 19 мая 1885 г. в годовщину смерти Крюкова. Воспитанник Петербургской академии художеств, молодой архитектор Иван Аристархович Аристархов создал проект небольшого, с верхним и нижнем приделами храма. Архитектор во время строительства скончался в возрасте тридцати четырех лет и был похоронен в нижнем приделе великомученика Артамона. Продолжал строительство, по данным некоторых источников, А. Н. Немченинов.

Церковь выстроена за два года и освящена 28 сентября 1887 г. митрополитом Исидором.
Постепенно весь подвальный этаж был занят усыпальницей семейства Крюковых: в склепах были погребены девять человек.

Церковь построена в русско-византийском стиле на основе альбомов образцовых проектов К. А. Тона. Это пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней над притвором. Декоративное убранство ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества. Высокий цоколь выполнен из путиловской плитки.

Друхярусный иконостас изготовлен в мастерской П. С. Абросмова. Храм расписан Трифоновым, Бутковым и Карузиным. И. Т. Трифонов также автор многих местных икон.
Колокола были отлиты на охтинском заводе Орлова.
До революции храм использовался лишь для заупокойных служб. После революции она стала приходской.
В 1932 г. храм хотели закрыть, но ограничились лишь изъятием ценностей и снятием колоколов в 1933 г. Церковь стала приходской и действовала непрерывно, даже во время блокады Ленинграда. В 1936 г. в нее передали часть икон из других уничтоженных храмов Волковского православного кладбища.
В 1949 г. усыпальницу освятили как придел во имя Спаса Нерукотворного Образа в память о кладбищенском Спасском соборе, в 1936 г. закрытом и переданным под цех предприятия «Монументскульптура». В приделе установили одноярусный иконостас.

В 1970-х гг. проведен капремонт, после ремонта 13 августа 1976 церковь освятил после капремонта архиепископ Тихвинский Мелитон.
В 1996 г. были отремонтированы фасады церкви, а в 2001 г. проведены значительные ремонтно-реставрационные работы с восстановлением нижнего храма.

До революции на территории Волковского православного кладбища было пять храмов. Кроме церкви во имя св. Иова, были построены: собор во имя Спаса Нерукотворного (арх. Ф.И. Руска и В.И. Беретти, 1837 - 1842 гг.), церковь во имя Воскресения Христова, церкви во имя Всех Святых (Ф.И. Руска, 1850 - 1852 гг.), Успения Пресвятой Богородицы (А.П. Аплаксин и А.Д. Шиллинг, 1910 - 1912 гг.) и Иова Многострадального. Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской).

Храм во имя Спаса Нерукотворного в 1930-е годы был перестроен в цех завода "Монументскульптура", церкви во имя Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы уничтожены в тридцатые годы.

Церковь во имя Иова Многострадального возводилась по инициативе Параскевы Михайловны Крюковой (12.10.1818 - 19.09.1902) - вдовы потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии чаеторговца Иова Михайловича Крюкова (1816-1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31.

И.М. Крюков был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого строительства 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму - причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 года) и Император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 года, в годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя его небесного покровителя. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры - на 40 человек. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов (1851 - 1885). Работая над созданием этого храма, архитектор умер до окончания строительства (ему было 34 года), и был похоронен в подцерковье. Продолжал строительство А.Н. Немченинов. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П.С. Абросимов.

Ктиторский характер храма (ктитор - лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение) отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых: святых Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая - небесных покровителей вдовы и пятерых детей покойного. В начале XX века церковь св. Иова часто называли "Крюковской".

Освящение храма состоялось 29 октября 1887 года митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором (Никольским), епископом Ладожским Сергием и архимандритом Александро-Невской лавры Никоном. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: "Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.".

Подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; в притворе нижнего храма был погребен И.А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями:
1) "Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.";
2) "Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра";
3) "Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.".

До революции постоянно служили лишь в Спасском и Воскресенском храмах, а в церкви св. Иова совершались нерегулярные, в основном заупокойные богослужения. В этой церкви часто бывал Император Николай II, родившийся в день памяти Иова Многострадального.

Кирпичная церковь построена в русско-византийском стиле. Архитектура храма соответствует традиции русского стиля в духе XVII века, распространившегося в церковном зодчестве Российской Империи с 1830-х годов: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго - "романовского" этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880-1890-е годы - луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки.

Итак, основной четверик завершен пятью главами (центральная - световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.

Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов - два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики (разновидность карниза, располагающаяся над окном или дверью). Два центральных кокошника - трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте - майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 года.

Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном-щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994-1995 годов украшены прямоугольными иконами. Северная изображает св. Иова со свитком, на котором написаны слова: "Бог дал, Бог взял". Южная изабражает Спасителя. Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна - прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани - килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Колокола были отлиты на охтинском заводе Орлова. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.

В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане "латинский крест". Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева - "Суд Пилата", справа - "Предательство Иуды"); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана - фигуры восьми святых в рост (с запада - ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана - изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем - надпись: "Кто Бог велий...", в барабане - "Слава в Вышних Богу...", в арке над притвором - "Вниду в Дом Твой". Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним - трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора - хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.

Церковь Иова единственная на Волковском кладбище, которая не закрывалась в советское время. После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 годах. В 1932-1933 годах была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 года власти запретили колокольный звон.

В 1931 году предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за "отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки". Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 года областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 года президиум Ленсовета постановил: "Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства".

Однако церковь так и не была закрыта. На 13 февраля 1935 года на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте-апреле 1935 года, после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 года в храме состояли в штате два клирика - протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 - июне 1945 годов причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).

В церкви сохранились не только ее собственное убранство и иконы, в неё были переданы многие замечательные иконы, предметы утвари из других, закрытых к 1936 году и уничтоженных храмов Волковского кладбища.

Но утраты тоже многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х годах, а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 года исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.

В 1949 году усыпальницу освятили как придел во имя Спаса Нерукотворного Образа в память о кладбищенском Спасском соборе, в 1936 году закрытом и переданным под цех предприятия "Монументскульптура". В приделе установили одноярусный иконостас.

В 1970-х годах в церкви проведен капремонт. После ремонта, 13 августа 1976 храм освятил архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.

В середине 1980-х годов проводились ремонтно-реставрационные работы: обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение.

В 1994 году на фасаде алтарной части появилось в киоте майоликовое изображение Богоматери с Младенцем, а на боковых частях притвора иконы св. Иова и Спасителя. В 1996 году были отремонтированы фасады церкви. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 году осуществлены значительные ремонтно-реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.

Главная святыня храма - икона св. мч. Артемия с частицами его мощей на престоле Спасского придела. Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и "Не рыдай Мене, Мати" (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в "васнецовском" стиле.

В западной части храма над хорами - иконы-картины "Христос и самарянка", в центральном трансепте на несущих пилонах - "Преображение"; Покров (слева), Божия Матерь "Всех скорбящих Радость" и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.

В первом ряду главного иконостаса (слева на право) - иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором - св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ "Троица Новозаветная" ("Отечество").

Эта церковь - единственная сохранившаяся церковная постройка архитектора И.А. Аристархова - является памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г.

Возле северо-западного угла находится часовня - усыпальница второй половины XIX нач. XX веков с шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания.

Настоятель - Протоиерей о.Леонид Степанов
Протоиерей о.Константин Макаров, Иерей о.Максим Квасов, Иерей о.Дионисий Незнамов, Диакон о. Александр Уваров
Расписание богослужений:
Литургия совершается ежедневно. В будние дни - в 9-00 (исповедь - в 8-30)
Литургия в Воскресные и праздничные дни - в 7-00 и 10-00. (исповедь - в 6-30 и 9-30)
Вечернее богослужение - в 18-00.
Акафисты:
В Воскресенье - Спасителю.
Во вторник - Пресвятой Богородице.
В среду - Святителю Николаю.
В четверг - Святому праведному Иову.
Храм открыт ежедневно с 8-00 до 20-00.
Тел. 766-25-44, 766-27-49
Адрес: 192007, С.-Петербург, Камчатская ул., д. 6 (Старый адрес: Расстанная, 30)
Проезд: "Волковская" пешком 5 минут, или трамвай 25, 49 одна остановка в сторону центра.

В описании храма использована информация с официального сайта храма http://hramiova.ru


Церковь св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с южной стороны. Фото: июнь 2014.

Фрагмент надгробий возле алтарной части церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, фрагмент фасада. Фото: июнь 2014.

Купола церкови. Фото: июнь 2014.

Икона Богоматери на алтарной стене храма. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Алтарная часть храма. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Фрагмент алтарной части храма. Фото: июнь 2014.

В центре боковых фасадов храма - два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Фото: июнь 2014.

Крыльцо церковной постройки. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, вход в алтарь. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с северной стороны. Фото: июнь 2014.

Павильон для раздачи святой воды. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Вход в часовню. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Главный вход в храм, дверь. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение Спасителя. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение св. Иова Многострадального. Фото: июнь 2014.

Постройка перед церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Верхний ярус колокольни церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Купола церкви св. Иова. Фрагмент. Фото: июнь 2014.

Южный фасад церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Южный фасад и колокольня церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церкви св. Иова со стороны главного входа. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Фрагмент колокольни. Фото: июнь 2014.

Дорога к церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Место одного из надгробий. Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного, перестроенного в 1930-е годы в цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с северной стороны - цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с южной стороны - цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Фрагмент храма во имя Спаса Нерукотворного, ныне - цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2014

Святыня возводится как патриаршее подворье одного из старейших на тверской земле Свято-Успенского Старицкого монастыря.

Патриарх Кирилл, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря Виктор Христенко с воспитанниками Центра духовного развития детей и молодежи «Образ» на торжествах,посвященных 900-летию Старицкой обители

Жизнь прихода проходит пока в маленькой церкви Московских святителей. «Звонница пожертвована нашей прихожанкой Тамарой», – рассказывает настоятель отец Александр. Батюшка вспоминает, как одну из первых Литургий служили в декабре, в лютый мороз, в темноте из-за испортившегося дизельного генератора. Тогда в храме были человек шесть. Сейчас же каждое воскресенье он полон, в большие праздники в службе участвуют до пятиста человек. Люди стоят на улице, богослужение транслируется через громкоговорители.

Кстати, с их появлением связана интересная история. Средств у нового прихода немного, и отец Александр решил приобрести самую дешевую аппаратуру. Но торговец с соседней «Горбушки», к которому обратился священник, подъехав к храму, покачал головой и сказал, что дешевая аппаратура здесь не годится. И… подарил хорошую, качественную технику.

Большие надежды возлагает отец Александр на строящийся по соседству с храмом дом причта. В нем помимо трапезной, библиотеки, воскресной школы батюшка планирует создать небольшой спортзал для молодежи. К священнику подходили уже и участники самодеятельного молодежного театра, им нужна площадка для спектаклей. Кто знает, может быть, и для них найдется место.

Отец Александр рассказал одну историю. Однажды, готовясь к Евхаристии, он с ужасом обнаружил, что в хлопотах забыл приобрести хлеб и вино для Святого Причастия. Что делать? Он уже готов был обратиться за помощью к настоятелю соседнего храма, как ему сказали, что в храме ждет незнакомый монах. Священник зашел в церковь, но монаха не застал – видимо, тот, не дождавшись, ушел. А на столе оставил сверток, в котором были кагор и квасной хлеб. «Может быть, сам святитель Иов заходил», – улыбается настоятель.

Строительство:

Инвестор: Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря

Генподрядчик: УРиРУО

Субподрядчик: ЗАО БалтСтрой

Проектировщик: ГУП «Моспроект-2»

Адрес: Можайское шоссе, д. 54

Настоятель: иерей Александр Нарушев

Волковское кладбище

Название Волковскому некрополю дала одноименная деревня, располагавшаяся здесь задолго до основания Санкт-Петербурга. Первые документальные сведения о ней относятся к середине 17 века. Церковь св. Иова была четвертой по счету церковью, построенной на территории кладбища. В 18-19 вв. Волковский некрополь был крупнейшим в Петербурге. Из-за отсутствия должной систематической денежной поддержки кладбище почти не поддерживалось в надлежащем состоянии, и потому его старая часть сегодня выглядит скорее неухоженным парком, чем благоустроенной территорией.

Чтобы облегчить перемещение по извечной грязи некрополя, его дорожки издавна мостили досками, от которых пошло название "мостки". Северо-восточная часть Волковского кладбища со второй половины XIX века получила название "Литературные мостки" , поскольку стала традиционным местом погребения известных деятелей литературы и искусства. Первым в этом списке был А. Радищев, затем В. Белинский, А. Добролюбов, И. Тургенев, М. Салтыков-Щедрин, В. Немирович-Данченко, Д. Менделеев и многие другие.

Можно посмотреть карту "Литературных мостков".

Помимо православного, Волковский некрополь включает в себя также страообрядческое и лютеранское кладбища, многие надгробия которых представляют собой выдающиеся образцы ритуальной архитектуры.

Церковь св. Иова — одна из самых известных святынь Санкт-Петербурга, так как это единственный храм, до настоящего времени действующий на территории одного из крупнейших некрополей северной столицы - Волковского православного кладбища.

История строительства церквей в некрополе началась 3 декабря 1759 года, когда во имя Спаса Нерукотворного была освящена церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная постройка, тесная и холодная, не отвечала всем запросам прихожан. И в 1776-1777 годах стараниями купца Н. Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 году. Однако через год она сгорела дотла, и служители церкви активно взялись за постройку каменного храма. Уже 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских епископов — митрополит Гавриил (Петров). Предполагается, что проект мог создать один из самых знаменитых русских зодчих, автор Свято-Троицкого собора в Александро-Невской лавре, И.Г Старов. В 1831-1834 годы архитектором А.Ф. Воцким была надстроена колокольня и возведена ограда с воротами.

Со временем Спасская Церковь стала разрушаться. И было принято решение о постройке нового храма, проект которого составил В.И. Беретти. Однако церковь была заложена только в 1837 году при митрополите Серафиме по упрощенному и значительно удешевленному проекту Ф.И. Руско. Величественный трехпрестольный храм во имя святого Иова освятил в 1842 г. руководитель Грузинской православной епархии митрополит Иона. Позднее по его образцу возвели еще одну церковь - Всесвятскую. Таким образом, церковь св. Иова является предпоследней по времени постройки из пяти храмов Волковского кладбища, и единственная на данный момент сохранившаяся в своем первоначальном виде.

В начале XX в. церковь св. Иова часто называли «Крюковской». В народном имени церкви отразилась благодарность к «создателям и благотворителям святаго храма сего» — санкт-петербургским купцам Крюковым, на средства которых осуществлялись строительство и отделка храма. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры на 40 человек. Весь подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. Ныне в церкви сохранились три плиты с погребальными надписями.

Справка

Ктитор (от греч. κτήτωρ — собственник; основатель, создатель) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. В Католической традиции такое лицо называется донатором .

В предреволюционный период в церкви совершались редкие и нерегулярные, чаще всего заупокойные богослужения, так как при существовании единого прихода постоянные богослужения проходили только лишь в Спасской и Воскресенской церквях. После революции договоры о возвращении церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 годах. Позднее было снято большинство колоколов, а с июля 1933 года власти и вовсе запретили колокольный звон.

Архитектура храма точно соответствует традиции русского стиля, получившего свое распространение в церковном зодчестве Российской империи с 1830-х гг. Мастера русского стиля стремились к возрождению национальной архитектурной традиции, в основном утраченной с эпохи петровских реформ, и ориентировались на памятники древнерусской архитектуры. Считается, что в области архитектуры русский стиль зримо воплотил единство Православной Церкви, самодержавной власти и национального начала.

Русский стиль был очень близко принят заказчиками, в первую очередь, царской фамилией. Благодаря этому ему удавалось доминировать в православном церковном строительстве Российской империи вплоть до революции 1917 года, после которой строительство храмов было прекращено.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»