История афинская демократия при перикле. Развитие афинской демократии при перикле

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ

Тема урока: « Афинская демократия при Перикле»

Филиппенкова Н.А

Cимферополь, 2017 г.

Методическая разработка

Урок: «Афинская демократия при Перикле».

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить с античной демократией;

Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

Развивающие:

Продолжить формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы, навыка чтения исторической карты.

Развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы;

Продолжить формирование навыка самооценки, коммуникативных навыков.

Воспитательные:

Продолжить воспитание чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремлении заботиться о людях.

Формирование УУД

Познавательные : овладеть представлениями об афинской демократии; использовать знаково-символические средства, осуществлять поиск и выделение необходимой информации в тексте документа, овладеть умением смыслового восприятия познавательного текста; устананавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ, строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат работы.

Коммуникативные: сотрудничать с другими учащимися и строить продуктивное взаимодействие, умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцичкой, М.: Просвещение, 2015 г.

Оборудование : презентация, компьютер, раздаточный материал (документы, рабочий лист)

Используемые методы : словестный (обьяснение, беседа), наглядно-иллюстративный, практический (работа с картой, работа с историческим документом), дедуктивный.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов:

1. Мониторинг работы в парах.

2. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся посредством заполнения «Таблицы итогов урока».

3. Наблюдение за развитием коммуникативных навыков.

4. Рабочий лист (оценка правильности ответов).

Ход урок

    Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята. Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте свое хорошое настроение друг другу. Спасибо!

2. Актуализация опорных знаний обучающихся

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древней Греции. А что необходимо в первую очередь путешественнику. Конечно же карта. Обратимся к ней.

На каком полуострове проживали эллины? (Балканский)

Какими морями омывается Балканский полуостров? (Эгейским и Ионическим)

Какая область выделена на карте? (Аттика)

Какой из прекраснейших городов находится в Аттике? (Афины)

Молодцы! О каком городе сегодня пойдет речь? Верно - это Афины.

3. Определение темы и целей урока

Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.

Ребята как афиняне называли такую форму управления в своем полисе? (демократия)

- Кому принадлежат следующие слова:

«Мать черна земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная »

Вспомните, какова заслуга Солона в истории Дреней Греции.

Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

Кто же станет человеком, который продолжит дело Солона вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

П

И

Р

Е

Й

Д

Е

М

О

С

Ф

Е

Р

М

О

П

И

Л

Ы

Д

И

С

К

А

К

Р

О

П

О

Л

Ь

А

Т

Л

Е

Т

Правильно. Наивысшего расцвета афинская демократия достигла при стратеге Перикле.

Итак, мы определили, что тема нашего урока: «Афинская демократия при Перикле»

Запись темы урока в тетради.

Ребята, а как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить? Что бы хотели узнать для себя? Как вы считаете, почему эта тема важна для нас? Актуальна ли эта тема сегодня?

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы .

(возможно использование шаблона)

Сегодня на уроке мы будем изучать…

Эта тема актуальна для нас так как…

В конце урока я ….

Значимость данной темы огромна, идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Поэтому, изучая афинскую демократию времен Перикла, вы можете извлечь важные для себя как гражданина уроки бескорыстного служения своему Отечеству.

В Афинах не было царей, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах.

«Коллективное эхо»

- Сегодня очень важно, чтобы мы с вами установили обратную связь. Давайте сделаем так: я сделаю хлопок, а вы должны повторить эти хлопки синхронно. Это очень важно, поскольку мы будем выделять, таким образом, важную для нас информацию. Давайте попробуем.

Молодцы! Чувство ритма у нас есть. Приступим к работе.

Критерии оценивания учащихся

Сегодня ваша оценка будет складываться из 2 – это оценка за выполнение заданий рабочего листа и ваша самооценка.

3.Восприятие и первичное осознание нового материала

Чем занималось Народное собрание?

Ребята, перед уроком я получила необычное письмо. Оно адресовано вам. Прочтите его.

«Приглашаем всех на Народное собрание».

Какую неточность вы заметили в приглашении? (Женщины, переселенцы, рабы не ходили на Народное собрание).

А чем занимались женщины? Это было справедливо?

Правильно. Верховным органом являлось Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане, достигшие 20 лет.

Ребята, а кто считался полноправным гражданином? (у которых отец и мать были афинянами).

Работа с текстом учебника

Учитель предлогает обратиться к п. 1 параграфа 40

Как у нас проходят референдумы, выборы? (опусканием листов в урну).

Составление «Ассоциативной схемы»

Другим важнейшим органом был «Совет пятисот», который предварительно рассматривал дела, поступавшее на обсуждение Народного собрания. Особое важное значение, а Афинах приобрел суд присяжных, избиравшийся по жребию.

Просмотр видео фрагмента

Перед вами схема, однако, при ее составлении программа удалила содержание нескольких ячеек. Ваша задача с помощью данного видео фрагмента восстановить содержание этой схемы. В ячейках дожны быть указаны функции, которые выполняли данные органы управления. (Приложение 1)

За государственную службу платили деньги из казны.

В серередине V века до.н.э. Афины превратились в самое богатое государство Греции. Время расцвета и могущества Афин называют Золотым веком (479-431 гг.). Одним из самых выдающихся государственных деятелей Афин этой эпохи был Перикл. Народ полностью доверил ему управление государством. В течение 15 лет (443-429 гг.) Перикла ежегодно избирали стратегом. Чем привлекал Перикл людей?

Работа с документом

Юрий Михайлович Лотман - всемирно известный ученый, филолог и культуролог. Сказал как то: « Историк обречён иметь дело с текстами». Предположите, чем мы сейчас будем заниматся? Правильно поработаем с историческим источником.

Учитель предлагает познакомиться с отрывком из исторического источника «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и дать характеристику личности Перикла.

-Каким человеком был Перикл?

-

С помощью хлопков обращаем внимание на значимость ответов.

Подведение итогов

Итак, несмотря на свое знатное происхождение, Перикл выражал интересы демоса. Он считал, что бедняки должны иметь такие же права, как и богатые граждане. В интересах афинской демократии Перикл провел реформы.

Работа с кроссенсами (Приложение 2,3)

Ребятам предложено 3 варианта кроссенса. Путем оставления ассоциативной цепочки ребята выяснят, какие реформы были проведены Периклом.

- Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Ваша задача – объяснить кроссенс посредством взаимосвязи изображений.

–Теперь вы можете ответить на вопрос, какие реформы были проведены Периклом.

Запись в тетради.

    Вводилась оплата должностным лицам

Физкультминутка

Ребята, мы славно с вами поработали. А теперь сделаем небольшой перерыв. Каждый из нас знатет, что проводить свободное время нужно с пользой. Как вы думаете, какой отдых полезнее активный или пассивный? Ну конечно, вы правы активный. (Выполнение комплекса упражнений)

4. Перикл, его друзья и враги

Сама судьба предрекала Периклу стать, по примеру отца, политическим деятелем. Но он долгое время всячески избегал этого. Почему? Какие страхи преследовали Перикла?

Мозговой штурм

Ребята вспомните, какую первую книгу из дополнительной литературы курса вы прочитали?

(Д Эрвильи Э. «Приключение доисторического мальчика»)

Какое наказание понес главный герой книги? (изгнание из племени)

Как связаны между собой эти два факта. Чего мог бояться Перикл?

Появившаяся с детства боязнь изгнания. Перикл не раз был свидетелем, как нежелательного члена афинской общины изгоняли из полиса на 10 лет. Процедура была мрачной. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесённом с собой черепке имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчёт, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание. Этой процедуре были подвергнуты его отец и дядя. Это оставило глубокий след в душе маленького Перикла.

Работа в парах

Черепок остракизма

Как называлась процедура изнания гражданина из полиса? Вы узнаете, если правильно расшифруете слово. Перед вами набор цифр каждая цифра соответсвует порядковому номеру буквы алфавита. Заменив цифры буквами, вы получите термин.

16, 19, 20, 18, 1 ,12, 10, 9, 14

О С Т Р А К И З М

Запись в тетради

Остракизмэто изгнание гражданина из города.

С помощью хлопков обращаем внимание на важность вывода.

Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции. Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий: от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

Какие объекты были построены при Перикле?

Работа с картой

Рассмотри рисунок и подпиши названия.

Подведение итогов.

Во время Перикла в Афинах велись активные строительные работы. Закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, построены Пропилеи, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.

-Ребята вспомните, кому принадлежат эти слова?

«Трудно в великих делах сразу всем угодить» (Солону)

У Перикла, как и у Салона, были не только сторонники, но и противники. Они клеветали на него и его друзей, обвиняя их в преступлениях. В 429 г. до. н. э. Перикл заболел чумой. Когда он умирал, друзья вспоминали, сидя у постели больного, какой это был замечательный государственный деятель.

Подведение итогов

Во время Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

6. Первичное закрепление изученного материала

Решение познавательных задач

    В Афинах отец собирается на Собрание, его 18-летний сын хочет пойти с ним и тоже принять участие. Однако отец говорит ему, что это невозможно. Почему?

    Афиняне считают Клита опасным для демократии. Чем это может закончиться для него?

7. Подведение итогов

Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?

Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Правы ли были афиняне, выбрав Перикла главным стратегом?

Афиняне были правы, т.к. и бедные и богатые граждане получили возможность участвовать в управлении государством.

Как вы думаете, упадок или расцвет демократии произошел во время правления Перикла? Можем ли мы считать афинскую демократию образцовой?

Предполагаемые ответы:

1. Должностным лицам платили деньги из государственной казны.

2. Должности могли занимать и бедные, и богатые

3. Должностные лица отчитывались перед Народным собранием.

Предполагаемый ответ

1.На собрании присутствовали только граждане, а их было меньшинство.

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.

3. Законы защищали только граждан.

Учащиеся заполняют рабочий лист

Афинская демократия пр Перикле

Игра «Крестики нолики». «0»-да; «Х»- нет

1.Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

Выполните тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в: 1) 420 г. до. н. э 2) 443 г. до. н. э 3) 476 г. до. н. э

4. Перикл в первую очередь думал о: 1) покроении персов 2) могуществе Афин 3)создании мощного войска.

8.Рефлексия:

Таблица итогов урока

Ребята заполняют таблицу с помощью условных обозначений:

«+» -да или это уже известно

«-» - нет или мне еще не все понятно

«

«?»- узнать подробнее

В личностном направлении

Понравился ли вам урок?

В метапредметном направлении

В предметном направлении

При наличии резервного времени

Учитель предлагает 4 высказывания. Учащеся знакомятся с ними, выбирают для себя то, которое отражает их деятельность на уроке, затем аргументируют свой выбор.

«Познание начинается с удивления» Аристотель

«Скажи мне я забуду, помоги мне я запомню, вовлеки меня я научусь» Конфуций

«Как приятно знать, что ты что- то узнал» Мольер

«Я знаю, что я ничего не знаю» Сократ

устно ответить на вопросы (стр.195).

10. Оценивание деятельности учащихся в течение урока.

Выставление оценок.

Используемая литература:

1. Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцичкой, М.: Просвещение, 2015 г.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разрабоки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс.- М.: ВАКО, 2015.-С.244

3. Садкина В. И. 101 педагогическая идея: как создать урок.- Ростов-на-Дону; Феникс - 2014.-С.14,15,27,47

ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2, 3

Рабочий лист

Разгадай кроссворд.

1.Главный порт Афинского государства.

2.Греческое слово, в переводе означающее «народ».

3. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг.

4. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях.

5.Верхняя часть греческого города.

6.Участник состязаний в беге, кулачном бою и т.п.

Поработайте с текстом.

«Сравнительные жизнеописания» Плутарха

«В горо­де его виде­ли иду­щим лишь по одной доро­ге - на пло­щадь и в Совет. Он отка­зал­ся от при­гла­ше­ний на обеды и от всех тако­го рода дру­же­ских, коро­т­ких отно­ше­ний, так что во вре­мя сво­ей дол­гой поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти он не ходил ни к кому из дру­зей на обед. Перикл так же вел себя и по отно­ше­нию к наро­ду: чтобы не пре­сы­тить его посто­ян­ным сво­им при­сут­стви­ем, он появ­лял­ся среди наро­да лишь по вре­ме­нам, гово­рил не по вся­ко­му делу и не все­гда высту­пал в Народ­ном собра­нии, а все осталь­ное делал через сво­их дру­зей и подо­слан­ных им дру­гих ора­то­ров.

Перикл, настра­и­вая свою речь, как музы­каль­ный инстру­мент, в тон это­му укла­ду жиз­ни и высо­ко­му обра­зу мыс­лей. Бла­го­да­ря это­му он дале­ко пре­взо­шел всех ора­то­ров. По этой при­чине, гово­рят, ему и было дано его извест­ное про­зви­ще. Впро­чем, неко­то­рые дума­ют, что он был про­зван «Олим­пий­цем» за те соору­же­ния, кото­ры­ми укра­сил город, дру­гие - что за его успе­хи в государ­ствен­ной дея­тель­но­сти и в коман­до­ва­нии вой­ском; и нет ниче­го неве­ро­ят­но­го, что его сла­ве спо­соб­ство­ва­ло соче­та­ние мно­гих качеств, ему при­су­щих. Одна­ко из комедий того вре­ме­ни авто­ры кото­рых часто поми­на­ют его имя как серьез­но, так и со сме­хом, вид­но, что это про­зви­ще было дано ему глав­ным обра­зом за его дар сло­ва: как они гово­рят, он гре­мел и метал мол­нии, когда гово­рил перед наро­дом, и носил страш­ный перун на язы­ке. Сам Перикл был осто­ро­жен в речах и, идя к ора­тор­ской три­буне, молил богов, чтобы у него про­тив воли не вырва­лось ни одно­го сло­ва, не под­хо­дя­ще­го к дан­но­му делу. Сочи­не­ний в пись­мен­ном виде Перикл ника­ких не оста­вил, кро­ме народ­ных поста­нов­ле­ний; заме­ча­тель­ных выра­же­ний его сохра­ни­лось тоже совсем мало».

-С каким видом источника вы работали?

-Каким человеком был Перикл?

- Какие черты характера позволили ему на протяжении 15 лет управлять Афинами?

-За что Перикла прозвали «Олимпийцем»?

Заполните пропуски в схеме.

Рассмотри рисунок и подпиши названия объектов.

1- 2 - 3- 4-

Игра «Крестики нолики» «0»-да; «Х»- нет

1. Верно ли, что в Афинах в V веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством?

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”?

3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста?

4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков?

5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы?

6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей?

7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”?

8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу?

9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром?

Выполните тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в: 1) 420 г. до. н. э 2) 443 г. до. н. э 3) 476 г. до. н. э.

2. Перикл занимал высшую должность стратега: 1) 5 лет 2) 10 лет 3) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи: 1) аристократа 2) торговца 3) ремесленника

4. Перикл в первую очередь думал о: 1) покроении персов 2) могуществе Афин 3) создании мощного войска.

5. По предложению Перикла в Афинах: 1) платили за государсвенную службу 2) строили водопроводы 3) обучали женщин в школе

Оценка за тест…………

Ваша оценка работы на уроке………...

Итоговая оценка____________________

Таблица итогов урока

Заполните таблицу с помощью условных обозначений.

«+» -да или это уже известно

«- » - нет или мне еще не все понятно

« ☺» -это интересно и неожиданно

« ? »- узнать подробнее.

В личностном направлении

Понравился ли вам урок?

Понравилась ли вам работа в парах?

Удалось ли вам разрешить проблемный вопрос урока?

Удалось ли нам выделить актуальную и полезную для вас информацию?

В метапредметном направлении

Понравился ли вам метод определения нового термина?

Помогла ли вам работа с кроссенсами в определении реформ Перикла?

В предметном направлении

Все ли вам известно о деятельности Перикла и развитии демократии в Греции?

Понятны ли вам каковы были основные функции Народного собрания, Совета пятисот?

Страница 1
Тема:Афинская демократия при Перикле

Цели:

Расширить и дополнить представления о демократии;

Познакомить с деятельностью Перикла;

Выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом.

План урока:

1.Зарождение демократии в Афинах

2.Афины при Перикле.

3.Реформа государственного управления при Перикле.

4.Закрепление.

Ход урока

Сегодня мы продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и много сделал для того, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.

Но наше путешествие не простое, в конце этого путешествия вы должны будете ответить на этот вопросы:

Что в Афинской демократии было положительным, а что – отрицательным?

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находятся Афины?

Итак, мы прибыли в Афины – красивейший город Эллады.

V век до н.э. называют «золотым веком Афинской демократии» или веком «Перикла». Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

Давай вспомним с тобой

Что означает слово «демократия»?

С чьим именем связано зарождение демократии в Афинах?

Когда правил Солон? .(594 г до н.э.)

2. Объяснение нового материала.

После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были афинянами.

Народное собрание проходило 3-4 раза в месяц, оно выбирало высшее должностное лицо на 1 год, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной. Кроме этого Народное собрание выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Бедняки должны были работать. Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности.

Какие же реформы провел Перикл? Это нам помогут выяснить исторический документ.

Учащийся анализирует отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.

Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:

1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?

А как ты думаешь, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?

Учащийся анализирует отрывок из «Истории» Фукидида.

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным…..Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ – то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

Вопросы к тексту:

1. Как сам Перикл определяет демократию?

2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще формируются.

Выполнение теста.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но, прежде чем мы расстанемся, давай повторим то, что ты сегодня узнал на уроке.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин школе
страница 1

Афинская демократия при Перикле

Цели урока:

а) углубить знания учащихся об античной демократии, о расцвете демократии в правление Перикла;

б) реконструировать конфликт между демосом и знатью;

в) продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

г) способствовать проявлению и развитию индивидуальных, творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  1. задания-карточки для работы в группах;
  2. презентация
  3. компьютер
  4. ММ-проектор

План изучения:

  1. Личность Перикла;
  2. Функции народного собрания;
  3. Нововведения Перикла;
  4. Перикл, его друзья, враги.

Изучение нового материала

Беседа:

  1. Как называется страна, в которой мы живем?
  2. Как называется высшее должностное лицо в нашем государстве?
  3. Кто у нас сейчас президент?
  4. Как он стал президентом?
  5. Как называется государство, в управлении которого участвует народ?

У нас демократическое государство, потому что выбирает народ.

  1. В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления?
  2. О чем пойдет речь у нас на уроке?
  3. Тема нашего сегодняшнего урока – Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь) .

Проблема урока: можно ли Афинское государство во времена Перикла считать образцовым?

Беседа с классом.

  1. Как афиняне называли управление в своем полисе? (Предполагаемый ответ: демократия.)
  2. Что означает демократия в переводе с греческого? (Предполагаемый ответ: власть демоса.)
  3. Из кого состоял демос? (Предполагаемый ответ: большую часть демоса составляли ремесленники, мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники и конопатчики, крутильщики корабельных канатов, мелкие земледельцы Аттики.)
  4. Кто и когда заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон, VI век до н.э. )
  5. Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).
  6. Каков был состав населения Аттики

Начертить в тетрадях схему: «Состав населения Аттики в V веке до н.э.»

Кто такой Перикл? – . Какие человеческие качества позволили ему стать первым стратегом? Учащиеся отвечают на этот вопрос, работая в группах с карточками. Запись на доске: Перикл – первый стратег с 443 г. до н.э. Умер в 428 г. до н.э. от чумы. В каком году Перикл был избран последний раз стратегом?

Вопрос: а смогла ли я участвовать в Афинском собрании? А вы? Почему?

Афинское народное собрание.

Беседа с классом:

Вопросы:

  1. Назовите и покажите традиционное место проведения народных собраний.
  2. Куда и почему было перенесено место проведения народных собраний.

(Предполагаемые ответы: Традиционным местом проведения народных собраний являлась Агора – рыночная площадь. В Афинах Агора была обсажена деревьями, вокруг нее находилось множество торговых лавок и складов, также рядом возвышался храм.

Однако с развитием города, и в частности торговли, на Агоре стало слишком тесно. Тогда было решено на холм, носивший название Пникс. Плоская вершина холма Пникс представляла собой полукруг, который вмещал 20 тыс. человек. Там же возвышалась трибуна, высеченная из камня. Она сохранилась и до наших дней).

Чем занималось Народное собрание в Афинах? Заполнить таблицу

Обсуждение вопроса. «Устройство афинской демократии во времена Перикла».

Познавательная задача: стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Среди бедного населения не было умных людей? Что придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию, чтобы сделали вы? Ищем ответ на стр. 184 учебника.

В Афинах кроме стратегов существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? (Тянули жребий.)

  1. Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук?

Первоначально никакой оплаты за занимаемые должности не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки. Но в середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

  1. Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?
  1. Подумайте, кто из граждан выступал против закона? Почему? (Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Вывод: после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.

Вопросы:

  1. Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?
  2. Каковы различия в управлении в Афинах и Древнем Египте? Какое вам, кажется, более справедливым?
  3. Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? Какая часть населения не участвовала в управлении?

Итак, насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные 25 веков назад? В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о демократии?

(ответы учащихся)

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад. Сколько это лет?

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки.

Закрепление изученной темы. Вот и подошел к концу наш урок. Но, прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Учащиеся выполняют тесты.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

А) 5 лет

Б) 10 лет

В) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе

После того, как учащиеся выполнили задания теста, они обмениваются карточками и проводят взаимопроверку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка с заданием для I группы

Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело.

Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.

Карточка с заданием для II группы

Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее? этот человек отвечал: «Когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла.

Карточка для III группы

В молодости Перикл очень боялся народа; его приятный голос, легкость и быстрота языка наводили страх на очень старых людей. Владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, в походах был храбр и искал опасностей. Когда Перикл занялся политической деятельностью, стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов. Перикл, настраивая свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Однако был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящее к данному делу. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине он был прозван “ Олимпийцем”.

Карточка для IV группы

Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные Афиняне подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом.

“Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?” - спросил Перикл.

“Да, да! Слишком много!” - раздались голоса. “раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну все до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: “Воздвигнуто Периклом на его собственные средства”.

Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек.

“Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!” - зашумели граждане и утвердили отчет Перикла.

Перикл очень рисковал, потому что его средств не хватило бы для выкупа статуй и храмов. Он не сомневался, что граждане не пожелают уступить ему честь возведения построек. К тому же все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла.


Перикл крепко стоял за выгоды горожан, ремесленников, торговцев, моряков, которые создали силу Афин. Противники пытались обвинить его в растрате казны, в притеснении союзников. Дело дошло до большого тайного голосования, в котором народ должен был решить, кто подлежит удалению из города, Перикл, или его главный обвинитель, Фукидид. Большинство написало имя противника Периклова (в 442 г.).

После этого остракизма Перикл занял такое положение, что уже никто не решался ему сопротивляться. Из года в год его выбирали одним из военачальников (стратегов), в опасных обстоятельствах назначали неограниченным стратегом всего флота и войска. А главное – все делалось по советам и указаниям Перикла, которые он излагал в народном собрании. В Афинах не было одного главы государства, подобного нынешнему президенту республики; Перикл был первым министром, первым и исключительным советником народа афинского (по-гречески демагогом, т. е. вождем народа). Перикла сравнивали с тиранном Пизистратом и выражались так: в Афинах по виду – правление народа, а на самом деле – власть первого гражданина. Многие не любили и боялись этого замкнутого в себе, гордого, всегда серьезного и погруженного в дела человека. Между людьми набожными ходило обвинение, что Перикл отрицает силу народных богов; указывали на его близость с учеными, выражавшими новые взгляды на мироздание, между прочим с Анаксагором, который решился утверждать, что солнце – не живое божество, а раскаленный громадный камень и что миром управляет великая сила Разума.

Со времени Фемистокла Афины были гораздо сильнее и богаче всех греческих городов. Но у Афин было много врагов: старый торговый город Коринф, у которого афиняне перебили рынки; Спарта, которая до нашествия персов считалась первым городом в Греции; большая часть приморских греков, считавшихся в союзе с Афинами, но недовольных тем, что они стали данниками Афин; наконец, персы, потерявшие из-за афинян греческие города Малой Азии. В отдельности никто из противников не мог сладить с Афинами; но вместе они могли сокрушить афинскую державу.

Сначала Коринф поднял против Афин Спарту. Повод нетрудно было найти. Спартанцы заступились за соседний с Аттикой небольшой город, которому афиняне запретили возить в Афины товары. Дело было неважное на первый взгляд, и многие понимали, что спартанцы ищут случая с тем, чтобы объявить войну.

Только общее собрание народа могло решить, как ответить спартанцам на их требование. Но прежде чем собирать весь народ, дело обсуждалось в Совете пятисот уполномоченных от деревень и от городских участков. Совет входил в разные мелочи и подробности всякого дела, которые нельзя обсудить в большом собрании из нескольких тысяч человек. Он решал, как дела докладывать народу. Совет вел также счет доходам и расходам казны; ему сообщали все важные новости, какие приходили с разных концов государства.

Когда Совет решил передать дело всему народу, граждане сошлись в большом помещении, похожем на открытый театр с каменными уступами. Начали, как всегда, с жертвы и произнесли проклятие тому, кто бы вздумал обманывать народ. Только при ясном небе могло состояться собрание. Грозу, затмение и даже простой дождь считали за дурной знак богов; тогда надо было распустить народ. Когда все сели, вестник объявил дело, уже обдуманное Советом, которое предстояло порешить народу.

Каждый гражданин, если только за ним не было замечено чего-нибудь дурного, мог сказать, что он думает. Тот, кто хотел говорить, поднимался на возвышение посредине и надевал во время речи венок на голову. Но кто решался говорить в большом собрании, должен был достигнуть большого искусства: нужно было уметь и заинтересовать, и убедить слушателей. Среди них было много необразованных людей; но, посещая собрания, они привыкли долго и внимательно слушать речи и обсуждать приводимые доводы.

В нашем случае несколько человек говорили, что лучше уступить требованию спартанцев и не вызывать их на открытую ссору. Спартанцы всегда могут пройти перешеек и опустошить Аттику; афиняне не могут с ними сладить в открытом поле. Другие возражали, что уступить спартанцам обидно для Афин: спартанцы пойдут на новые, более тяжелые требования, и все равно придется воевать с ними. Обе стороны в собрании говорили долго и не переспорили друг друга; большая часть народа осталась в нерешимости и ждала, что скажет Перикл.

Уже раньше Перикл обсудил дело со своими друзьями и сторонниками; они в свою очередь говорили между своими знакомыми и настроили многих в пользу того же мнения. Все, кто привык собираться вместе и столковываться заранее, уговорились, за что отдать свои голоса. Но все же Периклу удалось своей речью в собрании убедить многих колебавшихся. Он говорил, что войны со спартанцами нечего бояться: у врагов нет ни кораблей, ни денег; они бессильны на море. Пускай они опустошают Аттику. Ведь не люди земле служат, а земля – людям. Афиняне могут все запереться в стенах главного города и гавани. Своими кораблями они нанесут много вреда неприятельским берегам и заставят противников просить мира.

После этой речи никто больше не захотел говорить. Кто был не согласен с Периклом, мог заметить, что уже не удастся перетянуть остальных на свою сторону. Пора было идти на голоса; чтобы не тратить времени на ответы, заставляли поднимать руки в пользу одного и другого мнения. Начальники спросили, кто за уступку спартанцам. Подняли руки большею частью землевладельцы и крестьяне, которые боялись разорения земли, если придут спартанцы; поднятые руки сосчитали. Затем спросили, кто против уступки спартанцам и, следовательно, за войну с ними. Подняли руки промышленники, купцы, моряки, большинство городских жителей. Их также сосчитали, и оказалось, что их гораздо больше, чем первых (приблизительно 4000 против 2000). Согласно мнению, которое взяло верх, народное собрание постановило дать спартанцам суровый ответ и готовиться к войне.

Богатство и могущество Афин в 5 веке до нашей эры, были достигнуты благодаря Периклу.

До сих пор современные историки, досконально изучившие времена правления Перикла, советуют современным политикам обратить внимание на методы правления афинского деятеля.

Перикл принадлежал к аристократическому роду, он был прекрасно образован (брал уроки у великих философов), был неподкупен и бескорыстен, обладал отличной выдержкой и силой убеждения, тем самым производил на людей сильное впечатление.

Жил он скромно, старался не показывать своё богатство, главным развлечением были философские дебаты в его доме, который всегда был полон мыслителями, художниками и поэтами.

Афины при Перикле становятся крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром Древнего мира. Он поднимает морскую державу, приглашает великих архитекторов для восстановления Акрополя (до этого храмы на Акрополе были разрушены персами). В это время были воздвигнуты Пропелеи - парадный вход в Акрополь, Парфенон - главный храм города, посвящённый Богине Афине .

В это время окончательно складывается демократия, во главе с Народным собранием. В «Собрание» входили все граждане Афин , гражданином назывался горожанин-мужчина у которого мать и отец были родом из Афин и достигшие возраста 20 лет. Путём голосования они выбирали на один год высшее должностное лицо и другие должностные лица. В обязанности высшего должностного лица входило: принятие законов, объявление войны, распоряжение казной, принятие мирных договоров.

Интересна была и личная жизнь Перикла

Первая жена фанатично поклонялась богам, в браке у них было два сына.

Однажды от Сократа , Перикл узнал, что в Афины из Милета приехала женщина, которая в свой дом приглашала молодых женщин и красноречиво рассказывала им о равноправии в браке, об уважении к женщинам. В то время, женщине кроме воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, не разрешалось заниматься чем-то другим.

Аспасия (так звали её) бала красива, образована и на фоне скромных афинских женщин, выглядела весьма выигрышно. Новые взгляды её на жизнь были разносторонни и вскоре в её доме стали собираться философы, мудрецы, государственные мужи.

Когда Перикл увидел и послушал молодую женщину, сердце его было покорено и вскоре он предложил ей руку и сердце. В то время ему было 44 года, Аспасии - 24.

Вот здесь начались проблемы. Аспасия была из другого города, выходит, что гражданкой Афин быть не может, оформить брак по афинским законам было невозможно. Разрешалось мужчине иметь любовницу, но оформлять с ней отношения закон запрещал. Наказание за это было суровым: мужа могли лишить гражданских прав, а жену могли продать в наложницы, дети же признавались незаконными.

К Периклу строгие меры применять не стали, а только высмеивали. П ротивники его обвиняли Аспасию в безнравственности, так как она была обычной гетерой. Многим не нравилось её поведение, возмущало их то, что Перикл советовался с Аспасией в государственных делах. И когда родился у них сын, его тут же объявили незаконнорожденным (когда-то великий стратег сам ввёл этот закон). Пришлось ему просить «Собрание» сделать для него исключение.

Внешне, супруги держались стойко, стараясь не обращать внимание на насмешки завистников, но всё это отразилось на авторитете Перикла. В это же период начинается война со Спартой , которая приносит новые страдания горожанам, за ней следует другое бедствие - чума, которая унесла жизнь великого политического деятеля.

Личность Перикла, его деятельность оставили неизгладимый след в истории Греции.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»