Основоположник волюнтаризма. Волюнтаризм: что это за слово, где применяется, что означает? Волюнтаризм и философия жизни

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

направление, признающее волю человека первоосновой всего существующего. Главный его предводитель - Шопенгауэр, а продолжатели - Штирнер и Ницше. Волюнтаризм считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, так он духовное, а не природное существо и не подчиняется объективным законам природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЛЮНТАРИЗМ

лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей". В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир "по воле своей", т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная "воля к жизни", действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление" у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной "мировой воли" (Э. Гартман), "воля к власти" как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется - вне рефлексивной экспликации его содержания - для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЛЮНТАРИЗМ, -а, м. 1. (нач. XX в.). Философское направление, признающее волю основой всего существования. Идеи волюнтаризма. Основы волюнтаризма. Волюнтаризм Ницше. Изучать волюнтаризм. 2. (2 пол. XX в.). В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия. Проявление волюнтаризма. Недопустимость волюнтаризма. Черты волюнтаризма.

Нем. Voluntarismus - волюнтаризм < лат. voluntarius - добровольный, поступающий по своей воле, от voluntas - воля.

Волюнтаризм (Головин, 1998)

ВОЛЮНТАРИЗМ - течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления. Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, и способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности.

Волюнтаризм (Рапацевич)

ВОЛЮНТАРИЗМ - течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея о приоритете в жизни человеческой личности возникла в период краха античного мировоззрения, когда было поставлено под сомнение убеждение в том, что главной духовной силой является разум, мышление.

Волюнтаризм (Грицанов)

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей".

Волюнтаризм (Райзберг)

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas - воля) - 1) философское течение, рассматривающее волю как основу всего сущего, высший принцип бытия; 2) принцип руководства, принятие решений, основывающихся на собственном мнении и произволе, игнорирующих объективные закономерности, сложившиеся условия, специфику ситуации, мнения других людей.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 77.

Волюнтаризм (Лопухов)

ВОЛЮНТАРИЗМ - направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, движущей силой общественного развития. Термин употребляется также в политике для характеристики социально-политической практики, пренебрегающей объективными законами общественного развития и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц (то же, что и политический произвол).

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 52.

Волюнтаризм (Кириленко, Шевцов)

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов. Порой В. рассматривает волю в качестве основополагающего онтологического принципа. В. противопоставляет волю разуму, деятельность - созерцанию, творческую активность - рутине, свободу - необходимости. Термин был введен в XIX в. немецким философом, культурологом, социологом Ф. Теннисом. Общефилософской предпосылкой возникновения В. являлось учение о свободной воле человека, разрабатывавшееся еще в средневековой философии и получившее новое развитие в философии И. Канта. Фихте превращает волю в основной принцип бытия. Шопенгауэр лишает волю разумности и моральности, рассматривает ее как слепую активность, лежащую в основе мира. Разум, культура, нравственность - лишь производные иррациональной воли. В философии Ф. Ницше воля - культуро-творческое начало, противостоящее косности природных и социальных форм...

Волюнтаризм (Фролов)

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин «В.» введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дуне Скот и Оккам.

Многие понятия с течением времени приобретают совершенно неоднозначный смысл. Примером такого преобразования является волюнтаризм. Что это такое, станет известно из статьи.

История этого понятия связана со многими философами и политиками. Наиболее известными его представителями были Шопенгауэр, Ницше, Хрущев и другие.

Перевод и значение термина

Что же такое волюнтаризм? Значение этого понятия чаще всего связывают с произвольным решением индивида, пренебрегающего объективными законами жизни.

Само слово латинского происхождения и означает «свободу». Это философское идеалистическое направление, которое приписывает воле человека (или божественного начала) основную роль при развитии общества и природы в целом.

Проводя аллегорию, можно сказать, что волюнтаризм (что это - уже известно) является некой борьбой личности с различными обстоятельствами.

Истоки происхождения

Сам термин ввел в 1883 году социолог Ф. Теннис. Волюнтаризм – что это для немецкого социолога? Он подразумевал под понятием «произвольные решения».

В разных сферах жизни этот термин несет свою смысловую нагрузку:

  • в философии – признание первоосновой всего воли;
  • в социологии и политологии – стремление реализовать желаемые цели невзирая на причины и последствия;
  • в психологии – воля первична, а все другие психические явления вторичны;
  • в экономике – пренебрежение реальными законами природы и общества, рекомендациями экспертов.

К проявлению экономического волюнтаризма относятся изменения русел рек, сооружение станций, вызывающих климатические аномалии.

Направление в философии

Учение христианской церкви утверждало, что все предопределено свыше, поэтому не зависит от поступков человека. В своем произведении Августин Блаженный провел мысль, что человек без Бога не способен ни на один поступок, кроме греха. В этом учении, как ни странно, можно проследить зачатки волюнтаризма.

Волюнтаризм – что это в философии Шопенгауэра? Оформилось данное направление в XIX веке. Наиболее яркими представителями этого течения были Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.

Главной работой Шопенгауэра является книга «Мир как воля и представление». Он высказал мнение, что воля имеет первенство над разумом, а все существующее есть воля к жизни.

Идеи философа были очень близки Фридриху Ницше, который создал свою философию жизни. Она основывалась на биологическом волюнтаризме. Основной проблемой в его творчестве было понимание «воли к жизни», которая в обществе перерастает в «волю к власти».

Волюнтаризм Хрущева

После прихода к власти в СССР Никиты Сергеевича Хрущева, его стиль руководства получил официальное название «волюнтаризм». Что это простыми словами?

Хрущев произвольно решал все экономические вопросы, пренебрегая рекомендациями ученых и специалистов. Руководитель партии слишком переоценивал собственные силы, а все его преобразования были случайными и субъективными.

Волюнтаризм у Хрущева сводился к решению хозяйственных вопросов методами политико-административного характера. Его экономические и административные преобразования потерпели неудачу.

Современная трактовка термина

В западных странах волюнтаризм сегодня трактуют как свободу мнений, действий, выбора. Однако в социально-политической практике такое поведение не учитывает объективные законы истории, а решают все произвольные решения.

Хорошим примером в качестве негативного влияния на общество волюнтаризма является анекдот:

«Два ученика у доски решили пример и написали ответ «2+2=5». Учитель возмущен таким решением. На это учащийся отвечает: «А вы что, против волюнтаризма мнений»?»

Волюнтаризм

В Викисловаре есть статья «волюнтаризм»

Термин волюнтаризм может обозначать:

  • Стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
  • Экономический волюнтаризм - произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964-1985 для оценки деятельности Н. С. Хрущёва).
  • Волюнтаризм (философия) - идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
  • Волюнтаризм (политика) - политическая позиция, согласно которой все формы человеческого объединения должны быть добровольными настолько, насколько это возможно.

ВОЛЮНТАРИЗМ это:

ВОЛЮНТАРИЗМ ВОЛЮНТАРИЗМ [< лат. voluntas - воля] - субъективистские, произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности общественной жизни, экономики и т.п.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

Волюнтари́зм (лат. voluntas воля) 1) идеалистическое направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее её законам бытия и утверждающее её независимость от мира (шопенгауэр, ницше); 2) в психологии - ошибочное признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни; 3) политика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса, с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.

Волюнтаризм волюнтаризма, мн. нет, м. [от латин. voluntarius – волевой]. 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

Волюнтаризм а, мн. нет, м. (нем. Voluntarismus лат. voluntārius поступающий по собственной воле).
1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
Волюнтаристический - характеризующийся волюнтаризмом.
2. В политике и общественной жизни: произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.
Волюнтарист -
1) последователь волюнтаризма 1 (Шопенгауэр - один из видных философов-волюнтаристов );
2) тот, кто склонен к волюнтаризму 2, к произвольным решениям (Политический деятель не должен быть волюнтаристом ).
Волюнтаристский - характеризующийся волюнтаризмом 2.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

ВОЛЮНТАРИЗМ это:

ВОЛЮНТАРИЗМ ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели.
В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883) , идеалистич. направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) - идеалистич. филос. системам, которые считают основой сущего интеллект, разум. Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellec-tu - воля выше мышления) . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше. Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; К n a u e г В., Der Voluntarismus, В., 1907; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dusseldorf, 1918.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas воля)
одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. жизнь человека, отрицают причинную обусловленность явлений и возможность науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых бог наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму. В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, оно доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как теория В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и представление" (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив "культ силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками субъективный метод в социологии (Лавров, Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что развитие общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу". В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу сам термин "В."), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др. Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что "необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. , 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902. М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

Что означает слово"волюнтаризм"?

Миледи

Волюнтари́зм (лат. voluntas - воля) - направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
Термин «волюнтаризм» был введён в конце 19 века социологом Ф. Тённисом. однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном.
Другие значения:
Волюнтаризм - стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Экономический волюнтаризм - произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964-1985 применительно к Н. С. Хрущёву) .
Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.
В то же время под волюнтаризмом в экономике и политике на Западе часто подразумевают прямо противоположный принцип: организация социального и экономического устройства непосредственно из волеизъявления всех людей, без какого-либо внешнего принуждения (это близко многим школам анархизма).

Что такое волюнтаризм? (внутри)

Кузьмич

Так тов. Саахов в то время тоже в доме был, о чем и шепнул хозяин дома Никулину. Фильм был снят не так давно после снятия с поста генсека Хрущева и в то время многие советские партработники побаивались обвинения в волюнтаризме, чем обычно пользовались те, кто подсиживал руководителя. Обвиненный по горячим следам в волюнтаризме, мог запросто полететь с поста.

Волюнтаризм - стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Это не энциклопедия говорит, а это общепринятое определение.
По сути любой волюнтаризм будь то бытовой, экономический и какой-то ещё есть достижение собственных целей или причинение себе благости не смотря на то, что этот процесс может негативно сказаться на окружающих. Коротко говоря - "Идти по головам".

То есть персонаж Никулина по сути обозвал хозяина дома беспринципным, циничным человеком, который во общем-то таковым и являлся)))

Современные толкования некоторых философских и психологических терминов пестрят противоречиями. Нет полного единодушия и в ответах на вопрос «Что такое волюнтаризм?» в политике, экономике, психологии.

Чаще всего так называют произвольные решения руководства, пренебрегающего объективными законами общественной жизни.

Если говорят о политике, государственном деятеле в негативном ключе, то не забывают ему приписать волюнтаризм, могут добавить «и авантюризм». Волюнтаризм, как направление в философии и психологии, противопоставляет волю разуму вкупе с объективными законами общества и природы.

Решающая роль отводится проявлениям субъективности человека, сознательно и целеустремленно преследующего свои цели.

В хитросплетениях мысли отцов-основателей учения Ф. Тенниса, А. Шопенгауэра подчас нелегко разобраться. Волюнтаризм - что это? Рамки направления ограничиваются философией и психологией, может, они намного шире?

Это слово используется во многих сферах жизни, даже в кинематографе. Интересно, что контекст подчас бывает диаметрально противоположным.

Что такое волюнтаризм

Происхождение слова «волюнтаризм» связано с voluntas - «воля» и vello - «желать, хотеть» (лат). Понятие ввел в научный обиход немецкий социолог Фердинанд Теннис в 1883 году.

В родном языке родоначальника германской профессиональной социологии значение слова Voluntarismus подразумевает «произвольные решения».


Термин «волюнтаризм» относится:

  • к идеалистическому направлению в философии , признающему первоосновой всего сущего волю;
  • в психологии - к утверждению первичности воли по отношению ко всем все другим психическим явлениям и процессам;
  • в теории и практике социально-политической деятельности - к стремлению реализовать желанные цели без учета причинной обусловленности всех общественных процессов и возможных последствий;
  • в экономике - к пренебрежению реально существующими законами развития природы и общества, научно обоснованными рекомендациями экспертов (строительство станций, способных вызвать климатические аномалии, изменение русел рек и переброска вод с севера на юг).

В политике понятие проявляется в навязывании обществу своих представлений о социальном развитии без учета объективных условий деятельности. Как правило, такие устремления проповедуют сторонники экстремизма и анархизма.

Волюнтаристы не видят рационального начала, трактуют деятельность как произвольный процесс, основанный на волевых желаниях.

Игнорирование объективных тенденций общественного развития (природных, социальных, духовных, экономических, политических и других) приводит к неожиданным и нежелательным последствиям.

Учет всех факторов также не гарантирует положительный результат, если отсутствует воля к его достижению. Например, порочная практика управления «сверху» приводит к однолинейному «начальственному» мышлению бюрократической верхушки.

Если отсутствует традиция привлечения народа к политической деятельности, к управлению делами государства, то корни явления следует искать в истории, экономике и социальном развитии.

Истоки философского направления

Один из отцов христианской церкви - Блаженный Августин (Аврелий) утверждал, что все предопределено Богом и не зависит от поступков людей. Считается, что этот теолог и философ еще в IV–V веке первым раскрыл сущность волюнтаризма.

Для Августина человеческая воля ничего не значила, он считал ее слепым орудием в руках Господа. Одни люди предназначены к спасению, других ожидают адские муки.

Общественные проблемы развития Августин изложил в рукописи «О граде божьем», разработав христианскую философию мировой истории. Согласно его доктрине, человек не способен без Бога ни на один поступок, кроме греховных.

Фактически, это означало божественное предопределение, фатализм, изначальную греховность всего, что связано с человеческим родом. В исламе идеи, подобные тем, что высказывал Августин, нашли яркое выражение.

Главная в фатализме - подчиненность воли человека некоторой высшей силе. Противоположный смысл заложен в учении о свободе воли, что означает самостоятельность в действиях, не зависящих от чужой воли.

Два учения кажутся взаимно исключающими друг друга, но они одинаково пренебрегают объективными закономерностями всего происходящего в мире.

Философия Шопенгауэра

Волюнтаризм в философии оформился к XIX веку, представлял собой идеалистическое течение, отдающее приоритет в развитии природы и общества божественной, либо человеческой воле.

Наиболее яркие представители этого направления - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон. Немецкий философ Артур Шопенгауэр вел педагогическую деятельность в Берлине, преподавал во Франкфурте-на-Майне. Главным его произведением считается книга «Мир как воля и представление» (1819).

Шопенгауэр высказал необычное для европейского философа понятие о первенстве воли над разумом. С именем немецкого мыслителя связаны слова о том, что «воля - это вещь в себе».

Он писал, что нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. По Шопенгауэру, все существующее - не что иное, как представление, созерцание того, кто созерцает.

Познание - венец сущности всякого явления природы. Так, гений, обладая необычной силой фантазии, благодаря чистому созерцанию может познать вечную идею.

Она находит выражение в поэзии, творениях художников. Музыку Шопенгауэр называл главным из искусств, отражением мировой воли. Она является высшим проявлением духовности, мистически постигающим истину, затем уже приходит черед других видов творчества.

Артур Шопенгауэр понимал все, что существует вокруг, как волю к жизни. Но жизнь проходит в худшем из миров, человека преследуют страдания до тех пор, пока не будет умерщвлена плоть.

Но зло можно искоренить и в процессе эстетического созерцания, когда субъект:

  • теряет свою индивидуальность,
  • забывает о своих желаниях;
  • растворяется в объекте;
  • освобождается от воли.

Идеи, проходившие красной нитью в трудах Шопенгауэра, оказались близки Фридриху Ницше. Отдавая дань модному в конце XIX века биологизму, он создал «философию жизни», основанную на биологическом волюнтаризме.

Центральное место в творчестве Ницше занимала проблема «воли к жизни», которая у человека принимает форму «воли к власти». Ее проявления повсюду: самоутверждение в науке, культуре, искусстве, религии.

В своих работах Ницше пишет об относительности морали, когда полезное и справедливое для одних, оказывается аморальным для других. По мнению философа, на просторах Европы культивируются «неудачные виды человека», которые в скором времени должны быть заменены на новую породу «сверхчеловека».

Такими «сверхлюдьми» возомнили себя сторонники и последователи Адольфа Гитлера. В Германии фашизм взял на вооружение философию Ницше, его идеи о «сильной расе». Нацисты именно этим постулатом оправдывали свою агрессию против других народов.

По Ницше, сила или слабость рас выражалась не в национальных различиях, а в моральных ценностях.

Субъективизм в СССР. Хрущев

В СССР после 1964 года стиль руководства бывшего первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров Н. С. Хрущева официально именовали «волюнтаризмом».

Подразумевалось, что Никита Сергеевич произвольно решал экономические вопросы, не учитывал объективный характер условий, пренебрегал научно обоснованными рекомендациями. Партийный руководитель переоценил свои силы, его преобразования носили случайный и субъективный характер.

Проявление в политике Хрущева волюнтаризма связано с решением хозяйственных задач политико-административными методами. Практически все его попытки увязли в интригах партийного и государственного аппарата.

Курс Н. С. Хрущева на проведение экономических преобразований и реорганизацию административной системы потерпел неудачу.

Воля - наивысший принцип бытия. Уверовав в это утверждение, человек осознает приоритет своих устремлений к достижению цели, ему недосуг раздумывать о возможных препятствиях и последствиях.

Идейно-психологическая сторона решения вопроса волюнтаристу кажется наиглавнейшей, на задний план уходит предметно-содержательная составляющая деятельности. В этом случае подлинные условия, объективные закономерности общественной жизни приходят в противоречие со словами и обещаниями.

Одно из современных толкований волюнтаризма на Западе, окрашенное в позитивные тона, подразумевает свободу мнений, выбора и действий.

Но чаще этот термин применяют по отношению к социально-политической практике, при которой не учитываются объективные законы исторического процесса, а во главу угла ставятся произвольные решения.

Активность субъекта в различных областях деятельности возводится в ранг абсолюта. Пренебрежение к объективным законам приводит к тому, что политические и иные решения принимаются без их учета.

Видео: Философия А. Шопенгауэра

(от лат. voluntas воля) – одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает...

(от лат. voluntas воля) – одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин “волюнтаризм” идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота (“Voluntas est superior intellectu” – “Воля стоит над мышлением”) и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Волюнтаризм

(лат. voluntas -воля) – в морали – это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому...

(лат. voluntas -воля) – в морали – это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма-ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная).

Волюнтаризм

(лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве...

(лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир “по разуму своему” или “по воле своей”. В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир “по воле своей”, т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная “воля к жизни”, действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению (“мир как воля и представление” у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной “мировой воли” (Э. Гартман), “воля к власти” как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется – вне рефлексивной экспликации его содержания – для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса.

М.А. Можейко

Волюнтаризм

[лат. voluntas - воля] по 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное...

[лат. voluntas - воля] по

1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения – авт.) первоначало – волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма;

2) в психологии – теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума.

В нашем понимании волюнтаризм – общественное устройство, основанное на волевых решениях – командах, в отличие от объективно развивающихся систем – феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку – негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п..

Волюнтаризм

(от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы...

(от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии (Фихте, Шеллинга, Гегеля) В. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. В противоположность этому в философии Шопенгауэра содержится иррационалистическая версия В. Сознательная воля оказывается у него вторичной по отношению к слепой, неразумной, бесцельно действующей “мировой воле”. Критика кантовской “вещи в себе” трансформировалась у Шопенгауэра в утверждение “воли к жизни” в качестве безусловного первоначала мира и движущей силы развития. Сходных взглядов на главенство мировой воли в жизни придерживался Э. Гартман. Наиболее развитой формы В. достиг у Ницше, к-рый сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин “В.” используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров.

Волюнтаризм

направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее...

направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше, бюрократический идеализм).

Волюнтаризм

(от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного...

(от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели.

В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

Волюнтаризм

(от лат. voluntas – воля) – 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у...

(от лат. voluntas – воля) –

1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога.

2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует “воля верить” (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма – любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной.

3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса.

4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).

Волюнтаризм

(лат. voluntas воля) – направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей,...

(лат. voluntas воля) – направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. В. обычно не учитывает конкретную сложность социальной ситуации, характеризует ее в общем виде, не придает значения углубленному научному исследованию, пользуется результатами теоретического анализа как приложением к своим идеологическим построениям. В трактовке деятельности человека В. является преувеличением идейно-психологического ее аспекта и, соответственно, недооценкой роли аспектов предметно-содержательных. В плане историко-философском В. связан с переходом от духовно-теоретических трактовок субъекта к его пониманию как существа практического, действующего и добивающегося поставленных целей. В. противостоит направлениям философии, преувеличивающим значение необходимости, законов, структур и систем в жизни людей (см., например, “Фатализм”). Он указывает на неустранимость проблемы свободы (“свободной воли”) из философии и повседневного поведения людей. В современных социально-гуманитарных дисциплинах и методологии обществознания В. иногда трактуется в более узком смысле – как теория или концепция человеческой деятельности (социального действия и взаимодействия), определяющая формы воздействия людей на условия и обстоятельства их жизни, на формирование и преобразование структур общественного процесса. Тогда В. можно рассматривать как одну из попыток включить деятельность человеческих индивидов в социальные онтологии.

В. Е. Кемеров

Волюнтаризм

Деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся) с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной...

Деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся) с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной жизни, с объективными экономическими законами и естественно складывающимися тенденциями общественного бытия. Понятие В. используют в характеристике стиля и способов деятельности отдельных политических лидеров. Разновидности В.: нещадная по отношению к человеку — гражданину сталинская кадровая политика, по существу зиждущаяся на принципе: “Закон – это Я” (слегка трансформированная форма установки Людовика XIV: “Государство – это Я”); хрущевский произвол в словах, делах и поступках, подрывающих уважение к стране со стороны зарубежных партнеров, искажающих ее облик в глазах мирового общественного мнения; брежневско-горбачевское попустительство деструктивной деятельности неподконтрольных народу партийных вельмож “на местах” и т. п.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»