Кто был председателем 1 государственной думы 1906. Депутаты Государственной Думы IV созыва

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Государственная дума Российской империи I созыва

Парламент:

Государственная дума Российской империи

Российская империя

Следующий созыв:

Членство:

499 депутатов
избрание 11 депутатов было аннулировано
1 ушёл в отставку
1 умер
6 не успели приехать

Председатель Государственной думы:

С. А. Муромцев

Доминирующая партия:

Конституционно-демократическая партия (176 депутатов)

Государственная дума Российской империи I созыва - первый в России избранный населением представительный законодательный орган. Стал результатом попытки преобразовать Россию из самодержавной в парламентскую монархию, вызванной стремлением стабилизировать политическую обстановку в условиях многочисленных волнений и революционных выступлений. Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала 72 дня, с 27 апреля (ст. ст.) 1906 по 8 июля 1906 года, после чего была распущена императором.

Выборы

Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11 декабря 1905. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии - землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков. Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей.

Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:

  • по землевладельческой курии - быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
  • по городской курии - быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.
  • по крестьянской курии - иметь домовладение;
  • по рабочей курии - быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.

Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрёшенные от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты (до определения причины - все кроме несчастных), состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе).

Выборы проходили в несколько ступеней:

  • Для городской курии двухступенчатые: в Москве, Санкт-Петербурге и 24 крупных указанных в избирательном законе городах избиратели выбирали выборщиков на городское собрание, которое затем избирало членов Думы.
  • Для землевладельческой курии (в уездах и всех других городах) двух- или трёхступенчатые: лица, чья собственность была равно или больше установленного для данной местности ценза на уездном съезде землевладельцев избирали делегатов на губернское собрание, которое затем избирало членов Думы. Владельцы 1/10 ценза и священнослужители на предварительных уездных съездах избирали уполномоченных, которые затем на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.
  • Для рабочей курии трёхступенчатые: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании;
  • Для крестьянской - четырёхступенчатые: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде).

Таким образом, эти курии (в 26 городских округах выборщиков избирали только городская и рабочая курии) избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа.

Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С. Ю. Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».

Было создано 135 избирательных округов в том числе 26 городских (избирали 34 депутата), 33 территориально-сословных, конфессиональных, территориально-конфессиональных и этнических округов (40 депутатов). От губернии избиралось от 2 до 15 депутатов, от города - от 1 до 6. Европейская Россия избирала 412 депутатов (79 %), Польша - 37 депутатов (7 %), Кавказ - 29 (6 %), Сибирь и Дальний Восток - 25 (4 %), Средняя Азия и Казахстан - 21 (4 %).

Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года, а в национальных районах и окраинах и позже, так что к началу работы из 524 депутатов были избраны около 480, поэтому состав первой Думы постепенно дополнялся подъезжающими избранными депутатами. Во многих районах Сибири, например, выборы проводились в мае-июне 1906 года, кроме того властями отрабатывался механизм проведения выборов в условиях военного положения, поэтому военное положение было введено во всех уездах, прилегавших к линии Сибирской железной дороги.

Выборы были бойкотированы представителями левых и крайне правых партий, левые считали, что Дума не обладает никакой реальной властью, а крайне правые вообще относились отрицательной к самой идее парламентаризма, выступая за незыблемость Самодержавия. Несмотря не это, в выборах участвовали меньшевики и социалисты-революционеры, как независимые кандидаты. В. И. Ленин впоследствии вынужден был признать, что бойкот выборов в I Государственную Думу «был ошибкой».

Полномочия

Начало определению полномочий Государственной думы и её места в системе органов власти было положено Манифестом Императора Николая II «Об учреждении Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года. Согласно этим документам, разработанным в основном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, Государственной думе отводилась роль не законодательного, а законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами (так называемая «Булыгинская дума»). Однако, недовольство данными предложениями вылилось в многочисленные акции протеста, стачки и забастовки по всей стране, следствием чего стала выработка новых принципов формирования и работы Государственной думы.

Корректировка полномочий Думы и наделение её законодательными функциями была осуществлена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года:

Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Этими документами существенно сокращались полномочия Думы. Дума избиралась на 5 лет, причём Императору представлялось право её роспуска. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий. Государственная дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.

Вся исполнительная власть оставалась в руках монарха, он также единолично руководил Вооружёнными силами, определял внешнюю политику, решал вопросы объявления войны и мира, введения чрезвычайного или военного положения на любой территории Империи.

Состав

Всего было избрано 499 депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, 1 ушёл в отставку, 1 умер, 6 не успели приехать). Депутаты распределились следующим образом:

  • по возрасту: до 30 лет - 7 %; от 30 до 40 лет - 40 %; от 40 до 50 лет; старше 50 - 15 %;
  • по уровню образования: с высшим образованием 42 %, средним - 14 %, низшим - 25 %, домашним - 19 %, неграмотных - 2 человека;
  • по профессии: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.

По признаку партийной принадлежности большинство мест заняли конституционные демократы - 176 человек. Избрано также 102 представителя «Трудового союза», 23 социалиста-революционера, 2 члена Партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов (меньшевиков), 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 членов партии демократических реформ, 100 беспартийных.

Избрано 279 депутатов, русских по национальности.

Были образованы фракции: кадетов - 176 человек, октябристов - 16, трудовиков (члены «Трудового союза») - 96, социал-демократов (меньшевики) - 18 (сначала меньшевики вступили во фракцию трудовиков и только в июне по решению 4-го съезда РСДРП образовали собственную фракцию); автономисты - 70 человек (представители национальных окраин, выступающие за автономии этих территорий и их сторонники), прогрессисты - 12 (фракция образована беспартийными кандидатами с либеральными, близкими к кадетам, взглядами). Независимых кандидатов насчитывалось 100 человек, в это число входили и эсэры, которые не стали официально образовывать фракцию в связи с бойкотом выборов их партией.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем - князь Д. И. Шаховской (кадет).

Деятельность

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).

С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.

Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образованию «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

6 июня 33-мя депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.

Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Думе могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.

Ряд либеральных членов Совета министров предложил ввести представителей кадетов в состав правительства. Это предложение не получило поддержки большинства министров. Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. В знак своего презрительного отношения к Думе туда был внесён первый правительственный законопроект об ассигновании 40 000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта - об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

Роспуск

6 (19) июля 1906 вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). 8 июля последовал указ о роспуске Государственной думы, этот шаг в манифесте от 9 июля объяснялся так:

Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населенно.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям.

Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.

В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

9 июля пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске думы. Часть их - 180 человек - в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собравшись в Выборге (как ближайшем к Петербургу городе Княжества Финляндского), приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание). В нём говорилось о том, что правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. Выборгское воззвание призывало поэтому к гражданскому неповиновению - отказу платить налоги и поступать на службу в армии. К неповиновению властям опубликование воззвания не привело, а все его подписавшие были приговорены к трём месяцем заключения и лишены избирательных прав, то есть не могли в дальнейшем стать депутатами Государственной думы.

Известные депутаты

К числу наиболее известных депутатов I Государственной думы можно отнести С. А. Муромцева, М. М. Ковалевского, В. Д. Кузьмина-Караваева, Т. В. Локотя, Г. Е. Львова, А. А. Муханова, В. Д. Набокова, П. И. Новгородцева, В. П. Обнинского, В. А. Харламова, Д. И. Шаховского, М. Я. Герценштейна, Ф. И. Родичева, П. Д. Долгорукова, Ф. Ф. Кокошкина, И. П. Лаптева, И. В. Галецкий, Демянович, Антон Каэтанович.


Депутаты Государственной Думы I созыва

Левые партии объявили бойкот выборов в связи с тем, что, по их мнению, никакого реального влияния на жизнь государства Дума иметь не могла. Бойкотировали выборы и крайне правые партии.

Выборы растянулись на несколько месяцев так, что к моменту начала работы Думы из 524 депутатов было избрано около 480.

Первая Государственная дума приступила к работе 27 апреля 1906 г. По своему составу Первая Государственная Дума оказалась, чуть ли не самым демократическим парламентом в мире. Основной партией в Первой Думе стала партия конституционных демократов (кадетов), представлявшая либеральный спектр российского общества. По партийной принадлежности депутаты распределились таким образом: кадетов - 176, октябристов (официальное название партии - «Союз 17 октября»; придерживалась правоцентристских политических воззрений и поддержала Манифест 17 октября) - 16, трудовиков (официальное название партии - «Трудовая группа»; левоцентристская) - 97, социал-демократов (меньшевиков) - 18. Беспартийные правые, близкие по политическим взглядам к кадетам, вскоре объединились в партию прогрессистов, в которую вошли 12 человек. Остальные партии были организованы по национальному признаку (польская, эстонская, литовская, латышская, украинская) и иногда объединялись в союз автономистов (около 70 человек). Беспартийных депутатов в Первой Думе насчитывалось около 100. Среди беспартийных депутатов были представители крайне радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Они не стали объединяться в отдельную фракцию, так как официально эсеры приняли участие в бойкоте выборов.

Председателем первой Государственной думы стал кадет С. А. Муромцев.

В первые же часы работы Дума показала свое крайне радикальное настроение. Правительством С. Ю. Витте не было подготовлено крупных законопроектов, которые должна была рассмотреть Дума. Предполагалось, что Дума сама будет заниматься законотворчеством и согласовывать рассматриваемые законопроекты с правительством.

Видя радикальность Думы, ее нежелание конструктивно работать, министр внутренних дел П. А. Столыпин настоял на ее роспуске. 9 июля 1906 г. был опубликован императорский манифест о роспуске Первой Государственной думы. В нем было объявлено и о проведении новых выборов.

180 депутатов, не признавших роспуска Думы, провели заседание в Выборге, на котором выработали воззвание к народу, призывавшее не платить налоги и не давать рекрутов. Это воззвание было нелегальным способом опубликовано, но не привело народ к неповиновению властям, на которое рассчитывали его авторы.

Депутаты Государственной Думы II созыва

В январе и феврале 1907 г. проходили выборы во вторую Государственную думу. Правила выборов не изменились по сравнению с выборами в первую Думу. Избирательная агитация была свободной лишь для правых партий. Исполнительная власть надеялась, что новый состав Думы будет готов к конструктивному сотрудничеству. Но, несмотря на спад революционных настроений в обществе, вторая Дума оказалась не менее оппозиционной, чем предыдущая. Таким образом, Вторая Дума была обречена еще до начала работы.

Левые партии отказались от тактики бойкота и в новой Думе получили значительную долю голосов. В частности, во вторую Думу прошли представители радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Прошли в Думу и крайне правые партии. В новую Думу прошли представители центристской партии «Союз 17 октября» (октябристы). Большинство мест в Думе принадлежало трудовикам и кадетам.

Было избрано 518 депутатов. Кадеты, потеряв часть мандатов по сравнению с первой Думой, сохранили значительное число мест во второй. Во второй Думе в этой фракции состояло 98 человек. Значительную часть мандатов получили левые фракции: социал-демократы - 65, эсеры - 36, Партия народных социалистов - 16, трудовики - 104. Во второй Думе были представлены и фракции правого толка: октябристы - 32, фракция умеренно правых - 22. Во второй Думе существовали национальные фракции: польское коло (представительство Царства Польского) - 46, мусульманская фракция - 30. Представлена была казачья фракция, в которую входило 17 депутатов. Беспартийных во второй Думе было 52 депутата.

Вторая Государственная дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. 6 марта в Государственной думе выступил председатель Совета министров П. А. Столыпин. Он объявил, что правительство намерено проводить крупномасштабные реформы с целью обращения России в правовое государство. На рассмотрение Думы был предложен ряд законопроектов. В целом Дума отрицательно отнеслась к предложениям правительства. Конструктивного диалога между правительством и Думой не было.

Поводом для роспуска второй Государственной думы послужило обвинение некоторых социал-демократов в сотрудничестве с боевыми рабочими дружинами. Первого июня правительство потребовало от Думы немедленного разрешения на их арест. Была сформирована Думская комиссия, рассматривавшая этот вопрос, но решение так и не было принято, так как в ночь на 3 июня был опубликован императорский манифест, объявлявший о роспуске второй Государственной думы. В нем говорилось: «Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. Деятельность этих лиц в Государственной думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли».

В том же манифесте было объявлено об изменении закона о выборах в Государственную думу. Созыв новой Думы назначался на 1 ноября 1907 г.

Депутаты Государственной Думы III созыва

По новому закону о выборах существенно увеличивался размер землевладельческой курии, и уменьшались размеры крестьянской и рабочей курий. Таким образом, землевладельческая курия имела 49% от общего числа выборщиков, крестьянская курия - 22%, рабочая курия - 3%, городская курия - 26%. Городская курия разделялась на два разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия), имевший 15% от общего числа всех выборщиков, и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия), имевший 11%. Резко сокращались представительства национальных окраин империи. Например, от Польши теперь могло избираться 14 депутатов против 37, которых избирали ранее. В общей сложности число депутатов в Государственной думе сокращалось с 524 до 442.

Третья Государственная дума была гораздо лояльнее к правительству, чем ее предшественницы, что обеспечило ее политическое долголетие. Большинство мест в третьей Государственной думе получила партия октябристов, ставшая опорой правительства в парламенте. Значительное число мест получили и правые партии. Резко уменьшилось по сравнению с предыдущими Думами представительство кадетов и социал-демократов. Была сформирована партия прогрессистов, находящаяся по своим политическим взглядам между кадетами и октябристами.

По фракционной принадлежности депутаты распределились так: умеренно правые - 69, националисты - 26, правые - 49, октябристы - 148, прогрессисты - 25, кадеты - 53, социал-демократы - 19, трудовая партия - 13, мусульманская партия - 8, польское коло - 11, польско-литовско-белорусская группа - 7. В зависимости от предложенного законопроекта в Думе формировалось либо правооктябристское, либо кадетско-октябристское большинство. а время работы третьей Государственной думы сменились три ее председателя: Н. А. Хомяков (1 ноября 1907 г. - март 1910 г.), А. И. Гучков (март 1910-1911 г.), М. В. Родзянко (1911-1912 гг.).

Третья Государственная дума обладала меньшими полномочиями, чем ее предшественницы. Так, в 1909 г. из ведения Думы было изъято военное законодательство. Третья Дума больше всего времени уделяла аграрному и рабочему вопросам, а также вопросу об управлении на окраинах империи. Среди основных законопроектов, принятых Думой, можно привести законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

Депутаты Государственной Думы IV созыва

Выборы в Четвертую Государственную думу проходили в сентябре-октябре 1912 г. Основным вопросом, обсуждавшимся в предвыборной кампании, был вопрос о конституции. Все партии, за исключением крайне правых, выступали в поддержку конституционного строя.

Большинство мест в Четвертой Государственной думе получили партия октябристов и правые партии. Сохранили влияние партии кадетов и прогрессистов. Незначительное число мест получили партии трудовиков и социал-демократов. По фракциям депутаты распределились следующим образом: правые - 64, русские националисты и умеренно правые - 88, октябристы - 99, прогрессисты - 47, кадеты - 57, польское коло - 9, польско-литовско-белорусская группа - 6, мусульманская группа - 6, трудовики - 14, социал-демократы - 4. Правительство, которое после убийства П. А. Столыпина в сентябре 1911 г. возглавил В. Н. Коковцев, могло опираться лишь на правые партии, так как октябристы в Четвертой Думе, так же, как и кадеты, вошли в легальную оппозицию. Четвертая Государственная дума приступила к работе 15 ноября 1912 г. Председателем был избран октябрист М. В. Родзянко.

Четвертая Дума требовала проведения существенных реформ, на которые правительство пойти не соглашалось. В 1914 г. после начала первой мировой войны оппозиционная волна временно спала. Но вскоре, после ряда поражений на фронте, Дума опять приняла резко оппозиционный характер. Противостояние Думы и правительства привело к государственному кризису.

В августе 1915 г. был сформирован прогрессивный блок, получивший большинство в Думе (236 из 422 мест). В него вошли октябристы, прогрессисты, кадеты, часть националистов. Формальным руководителем блока стал октябрист С. И. Щидловский, а фактически его возглавил кадет П. Н. Милюков. Основной целью блока было формирование «правительства народного доверия», в которое бы входили представители основных думских фракций и которое бы несло ответственность перед Думой, а не перед царем. Программа прогрессивного блока была поддержана многими дворянскими организациями и некоторыми членами царской семьи, но сам Николай II отказался даже от ее рассмотрения, считая невозможным замену правительства и проведение каких-либо реформ во время войны.

Четвертая Государственная дума просуществовала до Февральской революции и после 25 февраля 1917 г. больше официально не собиралась. Многие депутаты вошли во Временное правительство, а Дума продолжала собираться в частном порядке и давать советы правительству. 6 октября 1917 г. в связи с грядущими выборами в Учредительное собрание Временное правительство постановило распустить Думу.

Первая Государственная Дума с господствовавшей партией народной свободы, резко указывала правительству на ошибки последнего в делах государственного управления. Принимая во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума являлась также враждебно настроенной к правительству.

Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты. Объединившись с правыми и националистами, октябристы составили послушный правительству центр, состоящий из 277 депутатов, что доставляет почти 63% всех членов Думы, что способствовало принятию ряда законопроектов. Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре (консерваторы), работа, которой осложнялась внутриполитическими событиями. Таким образом, рассмотрев ряд значительных факторов повлиявших на деятельность первого в истории России парламента, далее следует обратиться к законотворческому процессу, осуществлявшемуся в Государственной Думе.



Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы про­ходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены кресть­янские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой россий­ской Конституцией, предоставившей этим органам одинако­вые законодательные права. Государственный совет, наполо­вину состоявший из высших чиновников, сдерживал либе­ральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и пра­вительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса прави­тельство возражало против экспроприации поместий и ут­верждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение по­мещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Прави­тельство также было против перехода от дуалистической мо­нархии к парламентарному строю.

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с прави­тельством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сфор­мировать коалиционное правительство , в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, прорабо­тав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г

Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, при­нятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равно­правие, крестьянское землеустройство, реформа местного уп­равления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансо­вая реформы и др.

Думская оппозиция была критически настроена к предла­гаемым реформам. Проведение правительством законов на­талкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государ­ственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовив­шей восстание в войсках.

Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона - Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нару­шением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государст­венных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы - представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преоб­разований.

Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающего­ся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон

«Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страхо­вании рабочих и другие нормативные акты.

    сентябре 1911 г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом. июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государст­ венной думы.

Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912 г. в обстановке нового социально-политиче­ского кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, про­вести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция тре­бовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требо­вания производилась неоднократная смена кабинета минист­ров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была рас­пущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы , на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство .

1905 г. как совещательного представительного органа.

В ходе октябрьской политической стачки был издан Манифест 17 октября 1905 г., в соответствии с которым Государственная дума получила законодательные права.

Подробнее...

Выборы в первую Государственную думу

11 декабря" href="/text/category/11_dekabrya/" rel="bookmark">11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.

По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишили избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. - в городской, на 30 тыс. - в крестьянской, на 90 тыс. - в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх - и четырёхступенчатые).

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале - марте 1906 года. Наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

Вследствие неодновременности выборов деятельность Государственной думы проходила при неполном составе. В ходе работы Государственной думы шло пополнение её состава за счёт представителей национальных районов и окраин, где выборы проходили позже, чем в центральных губерниях. Кроме того, ряд депутатов перешёл из одной фракции в другую.

Состав первой Государственной думы

В первой Думе из 499 избранных депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, один ушел в отставку, один умер, 6 не успели приехать) по возрастным группам выборные распределялись так: до 30 лет - 7%; до 40 лет - 40%; до 50 лет и старше - 15%.

Высшее образование имели 42% депутатов, среднее - 14%, низшее - 25%, домашнее - 19%, два депутата были неграмотными.

Бойкот" href="/text/category/bojkot/" rel="bookmark">бойкоту Государственной думы. Однако в условиях начавшегося спада революционного движения бойкот не удался. Социал-демократы прошли в Государственную думу "непартийным путём": они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе социал-демократических депутатов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию.

Деятельность первой Государственной думы

Признав за Государственной думой законодательные права, царское правительство стремилось всячески их ограничить. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в годах) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы.

Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета . Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906 года), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой (ст. 87 Основных законов).

Правительство отвергло программу кадетов, высказанную в форме пожелания частичной политической амнистии , создания "ответственного перед Государственной думой правительства", расширения избирательных прав и других свобод, увеличения крестьянского землевладения и др. В комиссиях Государственной думы шла работа над законопроектами об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и др.

принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов ("проект 42-х"), предлагавший дополнительное наделение крестьян землей за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп "по справедливой оценке".

Фракция Трудовой группы выступила 23 мая со своим аграрным законопроектом ("проект 104-х"), в котором требовала отчуждения помещичьих и других частновладельческих земель, превышающих "трудовую норму", создание "общенародного земельного фонда " и введения уравнительного землепользования по "трудовой норме". Практическое решение вопроса предполагалось передать избираемым всеобщим голосованием местным земельным комитетам.

Правительство на заседании 7-8 июня приняло решение распустить Государственную думу в случае нагнетания напряжённости вокруг аграрного вопроса.

8 июня 33 депутата внесли ещё один проект Основного земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров, требовавший немедленного уничтожения частной собственности на землю и перехода её в общенародное достояние (т. н. социализация земли). Государственная дума отказалась обсуждать "проект 33-х", как "ведущий к чёрному переделу".

В целом за 72 дня своей работы первая Дума одобрила лишь два законопроекта: об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли.

20 июня правительство выступило с заявлением, в котором категорически высказывалось за неприкосновенность частновладельческих земель. Указом 8 июля Государственная дума была распущена, манифестом 9 июля подобное действие было аргументировано тем, что "выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область", одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские
выступления.

9-10 июля группа депутатов провела в г. Выборг совещание и приняла воззвание "Народу от народных представителей".

Председатель - (кадет).

Товарищи председателя: Пётр Д. Долгоруков (кадет); (кадет).

Секретарь - (кадет).

Действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения. Император Николай II Александрович обещал, что никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность участия депутатов Государственной думы в надзоре за исполнением законодательства.

Депутаты В. Набоков и А. Аладьин

11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу . Сохранив куриальную систему, установленную ранее для выборов в Булыгинскую думу, закон прибавил к землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и расширил состав избирателей по городской курии. 49% всех выборщиков принадлежали к крестьянской курии. По рабочей курии к выборам допускались мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишали избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик на две тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными).
Признав за Государственной думой законодательные права, царь стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи - Государственный совет, существовавший с 1810 года, был преобразован в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы. Манифест 20 февраля 1906 года разъяснял, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов от 23 апреля 1906 года, император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Царь мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой.
Большевики призвали к бойкоту выборов в Государственную думу, надеясь свергнуть самодержавие революционным путем. Однако в условиях спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 года. Из 478 избранных депутатов кадетов было 161, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских этнических групп) - 70, октябристов - 13, беспартийных - 100, трудовиков - 107. В состав фракции трудовиков входили десять социал-демократов, в основном, меньшевиков. Они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков. В июне 1906 года, по решению Четвертого съезда РСДРП, социал-демократические депутаты выделились в самостоятельную фракцию.
Торжественное открытие Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего дворца в Петербурге. Председателем Государственной думы был избран один из лидеров кадетов, профессор Московского университета, правовед С.А. Муромцев. Центральным на заседаниях Первой Государственной думы стал аграрный вопрос. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Однако, правительство еще накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о принудительном отчуждении земли. Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Это был революционный законопроект, означавший ликвидацию помещичьего землевладения. 8 июня 1906 года группа из 33 депутатов внесла проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Этот проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать радикальный «проект 33-х». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. Реагируя на проекты земельной реформы в Государственной думе, правительство 20 июня выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю.
С самого начала своей деятельности Первая Государственная дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с авторитаризмом царской власти. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отверг все требования Государственной думы. Та, в свою очередь, провела резолюцию о недоверии правительству, потребовав его отставки. За 72 дня своей работы Первая Государственная дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В условиях фактической конфронтации Государственной думы и правительства, Николай II решил воспользоваться своим правом в любой момент распустить Государственную думу, что и сделал, обосновав свое решение с помощью формулировки «за уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию думы». Царский манифест о роспуске Первой Государственной думы был опубликован 9 июля 1906 года.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»