Поучение детям было написано. Призыв к примирению и любви

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Один из самых проникновенных и нравственных памятников древнерусской литературы был составлен незадолго до смерти Владимира Мономаха и стал, по сути, духовным завещанием князя. С тех времен прошло почти 900 лет, однако призыв пожившего, опытного и мудрого человека к своим детям и внукам актуален и в наши дни.

Дети Владимира Всеволодовича Мономаха

Все потомки великого князя были рождены в двух браках. Но, к сожалению, даты появления на свет большинства из них не известны. Поэтому сейчас трудно сказать точно, кого родила каждая из жен князя. Историки предполагают, что первая супруга – дочь английского короля Гита Уэссекская родила Мономаху шесть сыновей — Мстислава, Изяслава, Святослава, Романа, Ярополка и Вячеслава.

Другая супруга – гречанка Ефимия оставила князю трех дочерей – Марию (Марицу), Евфимию и Агафию, а также двух сыновей – Юрия и Андрея. Чтобы было понятно какие переживания испытывал Мономах как родитель, нужно упомянуть, что, по крайней мере, два его сына умерли еще при жизни великого князя.

Обращение ко всем, кто прочтет последнюю волю

Поучение, ставшее настоящим духовным завещанием, безусловно, было адресовано не только кровным детям Владимира Мономаха. В своем последнем тексте великий князь обратился ко всем своим подданным и их еще не родившимся потомкам.
В этом документе Владимир Мономах старается передать детям и внукам нормы нравственности, культивируемые христианством и его собственным жизненным опытом. Он призывает всех иметь в сердце Божий страх и делать в жизни добро, ведь земные дни любого человека очень быстротечны, а уйти в мир иной, не раскаявшись в собственных грехах, очень страшно.

Князь учит потомков, что праведности можно достигнуть не только в посте и монашеской жизни. Если свершить даже маленькое дело, но сделать это с желанием помочь ближнему и большим усердием, оно обязательно будет засчитано.

Поучение изобилует практическими наставлениями. Мономах считает, что не нужно лениться и нельзя никогда пренебрегать возможностью получать новые знания. И князь приводит в пример своего отца Всеволода Ярославовича, любимого сына князя Ярослава Мудрого. Тот самостоятельно сумел выучить пять языков. И за это Всеволода очень уважали за рубежом.

А еще князь призывает оказывать почтение старшим, в военное время не расставаться с оружием и не уповать полностью на военноначальников, запрещать слугам делать вред крестьянам, а также любить свою супругу, но не наделять ее полной властью. Мономах просит детей быть верными собственным обещаниям, становиться отцами для своих народов и защищать слабых.

Мономах рассказывает о своей жизни

Детство будущего великого князя прервалось в 13-ти летнем возрасте. Именно тогда отец Владимира поставил его княжить Ростовом. И юный отрок отправился с вверенным ему войском в дальний поход – знакомиться со «своими» городами. В 60-е годы XI века это был настоящий «медвежий угол» Руси. Жившие здесь финно-угорские племена еще исповедовали язычество и занимались охотой, рыбалкой и другими промыслами. В голодные годы они выходили из подчинения христианских князей и могли напасть на проезжающие обозы. Поэтому юному Владимиру пришлось проявить немалое мужество во время первой поездки по своим владениям.

В Поучении князь рассказывает, что в жизни ему довелось совершить 83 больших похода по Руси. Он описывает свое увлечение охотой и сообщает, что в Чернигове даже умел поймать дикую лошадь голыми руками. Однако, повествуя о себе, Мономах оговаривается, что меньше всего хотел хвастать собственными смелостью и удалью. А написал о событиях своей жизни, чтобы поблагодарить Господа, который все эти годы защищал его от бед. И еще одна важная мысль – князь призывает всех быть смелыми и не бояться смерти. Потому что время окончания земной жизни определяется Волей Божьей.

Призыв к примирению и любви

Сама идея зафиксировать в слове собственную волю и рассказать о своем жизненном пути появилась у великого князя во время похода на Волгу. Он встречался с послами, которые прибыли от его братьев. Они хотели объединиться с Мономахом, выступить против сыновей князя Ростислава Владимировича и отнять принадлежащие им земли. И поставили ему условие: в случае отказа, Мономах лишится их помощи. Великий князь был очень огорчен разгорающейся междоусобной войной, пытался найти утешение в чтении Псалтыря и именно тогда решил написать текст обращения к потомкам.

Последняя часть Поучений адресована двоюродному брату Мономаха – Олегу Святославовичу. Великий князь жаждет примирения с ним и увещевает Олега покаяться. Ведь именно в междоусобной войне с Олегом Святославовичем погиб сын Владимира Мономаха – Изяслав. Великий князь и его супруга очень тяжело переживали потерю сына. Однако Мономах нашел в себе силы призвать князя Олега к миру. Он писал двоюродному брату, что живые не в силах возвратить мертвых. И то, что тот пытается добиться насилием, можно получить от родственников как знак искренней любви и расположения.

Для нас древний текст, составленный Мономахом, живой пример отеческой любви и большой государственной мудрости – проникновенные последние слова мудрого человека, которые, без условно, были услышаны его потомками.

С уважением,
Юлия Козлова

Вам будет интересно:


Как воспитать уверенного в себе человека? 7 навыков, которые позволят вам научить детей решать проблемы

ПОУЧЕНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ
нравоучительное сочинение кн. Владимира Мономаха (1053-1125), отражало те христианские идеалы, на основании которых должна была жить великокняжеская семья:
«Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию...
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым...
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему плохому мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и, увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди...»

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ПОУЧЕНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ" в других словарях:

    «ПОУЧЕНИЕ» - «Поучение детям» Владимира Мономаха, памятник древнерус. лит ры и пед. мысли. Автор великий князь киевский, полит, и воен. деятель, писатель (1053 1125). Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения»,… …

    «ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха - памятник древнерус. лит ры и пед. мысли. Автор великий князь киевский, полит. и воен. деятель, писатель (1053 1125). Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма («Грамотицы») … Российская педагогическая энциклопедия

    Поучение, Поучение детям Владимира Мономаха

    Поучение детям Владимира Мономаха - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. П. написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053 1125). Произведение состоит из собственно Поучения, Автобиографии и письма (Грамотицы) князю Олегу Святославовичу. Жанр… … Педагогический терминологический словарь

    «ПОУЧЕНИЕ» - Владимира Мономаха, памятник др. рус. лит ры 11 12 вв. Написано вел. киевским кн. Владимиром Мономахом в виде полит., морального и воен. наставления своим детям. Состоит из 3 самостоят. частей и содержит сведения о воен. походах и войнах Руси… … Военный энциклопедический словарь

    Поучение - метод воспитания человека, способ передачи ему опыта предшествующих поколений, состоящий в наставлениях, назиданиях, советах нравоучительного характера. В глубокой древности, еще в Византии существовал обычай на старости лет оставлять наставления … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Русский князь, внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода, кн. Смоленского, и супруги его, дочери греч. имп ра Константина Мономаха, представляет среди князей уд. веч. периода яркую фигуру князя воина, умного и доброго администратора. С ран. возраста В …

    Большая биографическая энциклопедия

    Прозванием Мономах, великий князь киевский, сын В. Ярославича самый замечательный из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший по себе громкую славу и добрую память. В. род. в 1053 г. Когда Святослав черниговский отнял Киев у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Всеволодович, прозванный Мономах, великий князькиевский, сын В. Ярославича самый замечательный из русских князейдотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славуи добрую память. В. род. в 1053 г. Когда Святослав черниговский … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Князь Владимир Всеволодович Мономах и потомки его, Мономаховичи, или о временах княжеских смут и усобиц. С приложением "Духовной великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названной в летописи Суздальской Поучение" , Бестужев-Рюмин К.Н.. Книга рекомендуется историкам, литературоведам, филологам-славистам, обществоведам, политологам, а также широкому кругу читателей, увлекающихся историей ДревнейРуси. С приложением "Духовной…

Памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125). Произведение состоит из собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославовичу.

Жанр поучений детям был широко распространён в европейской культуре Средневековья. Автор адресовал произведение своим детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собственной жизни. Он стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христианского вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять гл. мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных, указывал на необходимость разностороннего книжного учения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 209)

Ч426.21,6(2)313

  • - 1) - жанр древнерусской литературы дидактическо-проповеднического характера...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах...

    Педагогический терминологический словарь

  • - дочь Владимира Мономаха. Около 1120 г. была выдана замуж за Коломана венгерского, но через год, обвиненная в неверности, отослана к отцу, где родила сына Бориса, долго беспокоившего Венгрию своими притязаниями...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - свод юридич. постановлений, дошедший в составе Русской правды Пространной редакции...

    Советская историческая энциклопедия

  • - дочь Владимира Мономаха. Около 1120 г. была выдана замуж за Коломана венгерского, но через год, обвиненная в неверности, отослана к отцу, где родила сына Бориса, долго беспокоившего Венгрию своими притязаниями...
  • - князь, сын Владимира Мономаха, убит 6 сентября 1096 г. В 1095 г., в борьбе с Олегом черниговским в. кн. Святополк и Владимир Мономах отняли Смоленск у Олегова брата Давида, послав его на княжение в Новгород, и отдали...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын Владимира Мономаха. Год его рождения неизвестен, и вообще о жизни его сохранилось мало сведений, из которых некоторые даже подвергаются сомнению учеными...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - нравоучительное сочинение кн. Владимира Мономаха, отражало те христианские идеалы, на основании которых должна была жить великокняжеская семья: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки...

    Русская энциклопедия

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, -я, ср. 1. см. поучать. 2. Наставление, назидательный совет. Родительские поучения...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, поучения, ср. 1. Назидательный совет, наставление. «И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.» Некрасов. Надоели мне твои поучения. 2. Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни...

    Толковый словарь Ушакова

  • - поуче́ние ср. 1. процесс действия по гл. поучать 2. Назидательный совет, наставление. 3. Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. отт. Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - поуч"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  I сущ. поручительство.     . II сущ. размышление...

    Словарь церковнославянского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок...

    Словарь синонимов

"Поучение, Поучение детям Владимира Мономаха" в книгах

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Поучение детям» Владимира Мономаха Особое место в жанре поучений занимает сочинение, принадлежащее перу Великого Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125).В 1078 году отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский престол, а своему

«Поучение» Владимира Мономаха

Из книги Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире] автора Соловьев Владимир Михайлович

«Поучение» Владимира Мономаха …Помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА{73} (извлечение)

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА{73} (извлечение) ...А всего походов было 80 и 3 великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного 20, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей......убогую вдовицу не давал в обиду

35. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

35. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Отрывки из «Поучения Владимира Мономаха» даются из «Лаврентьевской летописи».О ПОВЕДЕНИИ КНЯЗЯВ дому своемь не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящий к вам и дому вашему, ни обеду вашему. На

1.1.7. Тяжела ли «шапка Мономаха»? (государственная деятельность Владимира II Мономаха)

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.7. Тяжела ли «шапка Мономаха»? (государственная деятельность Владимира II Мономаха) Наиболее известны читающей публике такие персонажи, как Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Грозный и т. п. Рядовые «труженики престола» в нашей стране привлекают куда меньшее

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

автора Мономах Владимир

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Д. С. Лихачев. «Поучение» Владимира Мономаха

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Д. С. Лихачев. «Поучение» Владимира Мономаха «Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. Здесь оно искусственно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В

Поучение Владимира Мономаха

Из книги Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Акунин Борис

Поучение Владимира Мономаха Подготовка текста О. В. Творогова, перевод Д. С. Лихачева Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери –

Поучение 3-е. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника престола Михаила Александровича (О почитании родителей. Это поучение предназначается для внебогослужебных собеседований)

автора

Поучение 3-е. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника престола Михаила Александровича (О почитании родителей. Это поучение предназначается для внебогослужебных собеседований) I. В этот высокоторжественный день, возлюбленные братия, когда св.

Поучение 7-е. Третий день Пасхи (О значении воскресения Иисуса Христа. Это поучение по некоторой отвлеченности изложения может быть произнесено только пред более или менее образованными слушателями)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 7-е. Третий день Пасхи (О значении воскресения Иисуса Христа. Это поучение по некоторой отвлеченности изложения может быть произнесено только пред более или менее образованными слушателями) Христос воскресе!I. «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, –

Поучение 2-е. Преп. Паисий Великий (В чем должна выражаться родительская любовь к детям?)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Преп. Паисий Великий (В чем должна выражаться родительская любовь к детям?) I. Преп. Паисий, память коего ныне, живший в V веке, был сын богатых и благочестивых родителей, щедро благотворивших всем нуждающимся. Еще будучи отроком, он лишился отца и жил под

Поучение 2-е. Преображение Господне (Духовное преображение наше есть достойный плод Господу. Поучение по благословении плодов)

автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Преображение Господне (Духовное преображение наше есть достойный плод Господу. Поучение по благословении плодов) I. Настоящее празднество, как сами видите, братия мои возлюбленные, имеет между прочим и ту особенность, что ныне приносятся в храм и освящаются

Поучение 5-е. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (О величии Голгофской жертвы. Это поучение весьма уместно будет произнести пред несколько образованными слушателями)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 5-е. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (О величии Голгофской жертвы. Это поучение весьма уместно будет произнести пред несколько образованными слушателями) I. В день воздвижения Честного и Животворящего Креста уместно будет, братия христиане,

Поучение князя Владимира Мономаха

Из книги Русская религиозность автора Федотов Георгий Петрович

Поучение князя Владимира Мономаха У Владимира Мономаха (ум. 1125) русская мирянская религиозность предстает в цаилучшем виде. Его «Поучение» написано мирянином для мирян, князем для своих сыновей, но оно преследовало также и другие цели. Автор, несомненно, самый мудрый

Поучение Владимира Мономаха и его письмо Олегу Святославичу

Из книги Библия и русская литература (хрестоматия) автора Автор неизвестен

Поучение Владимира Мономаха и его письмо Олегу Святославичу Владимир Всеволодович Мономах (1053 - 1125) - князь Смоленский, Черниговский, Переяславский, великий князь Киевский; внук по материнской линии Византийского императора Константина Мономаха (отсюда и прозвание,

памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125). Произведение состоит из собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославовичу. Жанр поучений детям был широко распространен в европейской культуре Средневековья. Автор адресовал произведение своим детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращенный в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собственной жизни. Он стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христианского вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков. Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слезы (сокрушение о своих неблаговидных поступках) и милосердие. Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять гл. мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных, указывал на необходимость разностороннего книжного учения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

«ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха

памятник древнерус. лит-ры и пед. мысли. Автор - великий князь киевский, полит. и воен. деятель, писатель (1053-1125).

Произведение состоит из трех, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма («Грамотицы») князю Олегу Свя-тославичу, к-рые впоследствии были объединены автором. «Поучение» сохранилось в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи под 1096. Но очевидно, что окончательный вариант был написан позднее, к концу жизни Владимира Мономаха.

Жанр поучений детям был широко распространен в европ. культуре средневековья. Автор адресовал произведение своим Детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращенный в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение полит. завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собств. жизни. Он стремился уберечь гос-во от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христ. вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков и предостеречь их от гибельной политики.

Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слезы и милосердие. Покаяние - это признание своих недостатков, стремление избежать ошибок, честность перед собой и людьми. Слезы - сокрушение о своих неблаговидных поступках, понимание бренности человеческой жизни. Милосердие - внимание к бедным и слабым.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять главное муж. дело - защищать родную землю, не давать в обиду своих подданных. Указывал на необходимость для будущего правителя разностороннего книжного учения. В представлении автора, идеал человека княжеского положения включал такие качества, как осторожность, взаимная уступчивость, послушание и «покорение» старшим, уважение прав младших, к-рые должны были стать основой полит. единения Руси.

«Поучение» содержит многочисл. цитаты из Псалтири, из «Поучения» Василия Великого и др. памятников книжности. Написанное с большим лит. мастерством, оно отражает черты творческой индивидуальности автора.

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли - плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта - возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями - и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь - страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»