Что значит сотворить достойный плод покаяния. Схиигумен савва плоды истинного покаяния

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вчера позвонила сестра во Христе и задала такой вопрос: «Обязательно ли водное крещение для тех, кто покаялся»? Меня удивил вопрос этой сестры. Я думал, что все это знают. Она объяснила почему об этом спрашивает. К ним в группу пришел человек, который ссылаясь на место из Писания о распятом рядом с Христом покаявшемся разбойнике, который не крестился в воде, но пошел на небо. Мне понятно от кого может исходить такое заявление и кому не важно водное крещение. Решил написать о водном крещении и о важности его.

Написано: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои». (Мар.1:4-5)

Обратите внимания на слова «крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои».

И еще: «И он (Иоанн Креститель) проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». (Лук.3:3)

Обратите внимание на слова «крещение покаяния для прощения грехов».

И еще: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян.2:38)

Обратите внимание на слова «крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов».

Главное из всего вышесказанного - это то, что водное крещение нужно для того, чтобы простились грехи после покаяния. Это как печать на справке.

Получить дар Святого Духа - это не крещение в Святом Духе. Крещение в Святом Духе - это другая история.

Читаем стих из Писания: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».(Матф.3:13-17)

Из прочитанного мы видим, что Сам Иисус Христос пришел креститься у Иоанна. Зная, что водное крещение это крещение (погружение) в покаяние. Об этом написано здесь: «Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». (Деян.19:4) Синодальный перевод.

И еще: «После этого Иоанн пошел по всем областям, прилегающим к Иордану, и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов». (Деян.19:4) Международный перевод.

Погружение в покаяние было и есть важным действием в то время и сейчас. Был ли грешен Христос, раз это было крещение в покаяние? Конечно, нет. Во время крещения Он взял на Себя грехи мира.

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира». (Иоан.1:29)

«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». (Ис.53:6)

Место о голубе сходящем на Христа, одна всем знакомая деноминация, приписывает как крещение Святым Духом, но это не так. Крещение в Святом Духе это совсем другое действие. Оно описано здесь: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (Деян.2:1-4) Но мы о водном крещении и о том, что есть условия для водного крещения - плод покаяния.

Написано: «[Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Лук.3:7-9) Синодальный перевод.

И еще: «Иоанн говорил толпам, которые приходили принять крещение от него: - Вы, змеиное отродье! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от надвигающегося гнева? Делами докажите искренность вашего покаяния. Не успокаивайте себя словами: «Наш отец Авраам!» Говорю вам, что Бог может и из этих камней сотворить детей Аврааму. Уже и топор лежит у корня деревьев, и всякое дерево, не приносящее хорошего плода, будет срублено и брошено в огонь». (Лук.3:7-9) Международный современный перевод.

Что же такое достойные плоды? Почему не все их имеют и через это нельзя креститься?

Плод покаяния - это готовность человека переменить свою жизнь. Оставить жизнь в грехах и пойти за Богом, исполняя Его заповеди. Эту готовность имеют не все. Они могут погрузиться в воду сухими грешниками и выйти грешниками мокрыми, что в их жизни ничего не изменит. Многие как тогда и сейчас хотят прощение своих грехов, но не хотят менять свою жизнь.

Написано: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил». (Иоан.3:19-22)

Водное крещение - это обещание Богу служить доброй совестью. Это своего рода завет с Богом - посвящение.

Исходя из этого становится понятным, что крестить маленьких детей нельзя. Им не в чем каяться, да и посвятить самолично служению Богу они не могут. Делайте из этого вывод. Как говорят: «Платон мне друг, но истина дороже».

Крещение - это не просто купание. Купаются многие, но не многие крестятся (погружаются).

Написано: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы». (1Пет.3:21,22)

Водное крещение - это водная могила для нашего ветхого человека. Это погружение в смерть и соединении через воскресение из мертвых с Христом, для обновленной жизни.

Написано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью». (Рим.6:4-14)

Так важно водное крещение или нет? Оно обязательно. Есть исключения как для разбойника, но это исключение. Ему нельзя было сойти с креста покреститься, поэтому и прощен без воды.

И еще. Нужна ли подготовка к водному крещению? Думаю нужно пояснение, что для чего (выше описано), и крестить сразу если возможно. Условия для этого - достойный плод покаяние или готовность переменить жизнь.

Николай Николаевич

В каждой церкви, в каждом религиозном сообществе можно слышать следующие призывы: "Мы должны покаяться!", "От нас требуется изменение образа мыслей!.." "Нам нужно совершить поворот в нашей жизни!..". И после таких громких призывов одни члены церкви начинают "делать" свое покаяние, другие впадают в полную прострацию, абсолютно не понимая, что от них требуют, а третьи, ничего не меняя в своей жизни, в унисон с пастором твердят, как попугаи: "мы должны покаяться…". Совершенно естественно, что такие призывы так и не достигают своей цели, а только увеличивают фанатичные настроения в церкви у одних, и отталкивают тех, кто многократно и безрезультатно пытался "делать" свое покаяние, но разочаровывался в очередной раз. Стоит ли удивляться тому, что у многих сегодня нет никакого желания ходить в церковь, чтобы лишний раз не напоминать себе о своих грехах? Можно ли назвать такую церковь "трубой", издающей правильный звук? Как актуальны сегодня слова апостола Павла: "И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?" (1 Кор. 14: 8).

Посланный Богом Иоанн Креститель, согласно пророчеству Исаии (Ис.40: 3), должен был приготовить "путь Господу". Обращаясь к народу Божьему, людям, тщательно соблюдавшим все предписания Моисеева закона, он призывает: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3: 2). А религиозным руководителям, идущим к нему креститься, он говорит: "Сотворите достойный плод покаяния" (Мф. 3: 8). В чем же нужно было каяться руководителям и народу Божьему, ожидавшему пришествие Мессии? Что означает покаяние вообще? В чем должен был выражаться этот плод покаяния?

Совершенно естественно Евреи надеялись на свое физическое родство с Авраамом, не понимая, что духовного родства у них совсем не было. И крещение, совершаемое Иоанном, для них было всего лишь новым ритуалом омовения, как дополнение к множеству уже имеющимся у них. Призыв же Иоанна "не думайте говорить себе: отец у нас Авраам" (9 ст.), направлял их взгляд к духовному миру, что означало изменение жизненной позиции, смещение акцентов с физического на духовное. Не физическое родство важно, а духовное, которое вовсе не зависит от воли человека и его усилий. И тщательное соблюдение религиозных предписаний вовсе не приближает человека к духовному единству с Авраамом.

Почему народу Божьему в канун пришествия Мессии нужно было менять свою жизненную позицию, свое направление мыслей? Что было неправильного в их религии? Проблема Израиля была не в религии, а в том, что мысли народа и священников были неугодны Богу, народ был отягчен формой, преданиями и традициями, и различными делами "закона", но при этом в сердце своем оставался глухим к духовному миру. Вот почему Бог посылает величайшего из пророков к Своему народу, о котором Христос говорил, что "не восставал больший Иоанна" (Мф. 11: 11), чтобы призвать их к покаянию.

Ангел, возвестивший священнику Захарии о рождении сына, открыл ему также и грандиозную миссию, которую предстояло свершить родившемуся ребенку. "Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1: 13-17). Весть Иоанна должна была изменить направление мыслей Божьего народа. Вот для чего предназначено покаяние.

В чем же нужно было каяться народу Божьему, и какие плоды ожидал от них Бог? К сожалению, призыв к покаянию у современных христиан, так же, как и у Иудеев, вызывает разные, а иногда и противоположные ассоциации. Если обратиться к существующим религиозным энциклопедиям за разъяснением слова "покаяние", то можно найти много разных противоречивых статей на эту тему, прочитав которые ты так и не поймешь, что такое покаяние. Библия же говорит определенно, что покаяние – это дар Божий человеку, который можно только принять. Апостол Павел, говоря о работе служителя Божьего, дает совет своему сотруднику и служителю: "Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым. С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины" (2 Тим. 2: 24,25). Для чего Бог дает людям дар покаяния? Только для того, чтобы они могли приносить достойные плоды покаяния. Итак, истинное покаяние, исходящее от Бога, приносит плод! Какие плоды угодны Богу? Что Бог принимает, а чего не принимает?

С самого начала библейская история повествует нам о том, как первые люди, Каин и Авель, пришли к Богу на поклонение. Один из них принес плоды земли в дар Господу (Быт. 4: 3), и Господь отвергает его дар. Другой же принес от стада своего овцу (Быт. 4: 4), и был принят Господом. Читая эту историю плотским взглядом, может создаться впечатление, что важен дар, какой ты несешь Господу, поскольку Бог предпочитает одно другому. Духовный же взгляд раскрывает другую картину. Эта история раскрывает перед нами два образа – небесного и земного. Каин принес плоды земли в жертву. Этим он показывает, что его вера исходит из плотских побуждений, земных приоритетов. Каин был ориентирован на земное благополучие, на материальный мир. Его жертва была символом земного происхождения. "Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мф. 4: 28). Любые плоды производятся землей. Приносящий их Богу тем самым свидетельствует о том, что он хочет выторговать у Бога нужное ему Его расположение и милость. Такие люди как Каин приносят Богу жертвы только для того, чтобы взамен получить от Бога земное благословение. Эти жертвы Бог не принимает, из чего бы они ни состояли.

Ягненок, принесенный Авелем в жертву, имел другое значение, и исходил из веры, стремящейся к высшему, духовному миру, указывая на Агнца Божьего, грядущего с небес, через Которого всем людям приходит спасение свыше. Ягненок – одушевленное животное, это не просто дар земли, в нем присутствует дар жизни от Бога, которую "сама земля" произвести не может. Дар жизни – это дар Божий, и приносящий Богу "жизнь" в жертву, свидетельствует, что его вера ожидает Божьей милости и прощения. Вера в спасение, даруемое Богом, ориентирует человека на духовный мир. Христос, в беседе с Никодимом, разъяснил эту истину, говоря: "Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земный и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех" (Ин. 3: 31). Вера Авеля исходила свыше и свидетельствовала о его покаянии, и выражала достойный плод, принятый Богом. Живя в материальном мире, своей верой Авель искал небесного отечества, и потому он "стремился к лучшему, то есть к небесному" (Евр. 11: 16).

Таким образом, в символе жертвоприношения первых людей Библия открывает нам, что человечество разделилось с самого начала на два лагеря: на тех, кто поклонялись Богу, чтобы "иметь" (материальный мир), и на тех, кто поклонялись Ему, чтобы "быть" (духовный мир). Так Библия показывает нам два направления развития человечества с самого начала – стремление к материальному миру с его интересами, и стремление к духовному миру с его ценностями. Эту важную истину невозможно понять человеку, ориентированному на материальный мир.

Покаяние как дар Божий, подразумевает переход от материальной установки жизни к духовной. Без покаяния человеку никогда не откроется ценность духовного мира, он так и остается рабом, всегда стремящимся только к тому, чтобы больше иметь. Такой человек приходит к Богу из чисто корыстных соображений, как Каин, чтобы "иметь". Он сознает, что ему необходимо иметь прощение, без которого ему не расположить Бога к себе, оправдание и спасение. И ради этого он готов поклоняться Богу, каяться, исповедоваться, приносить жертву, он готов, что угодно делать, лишь бы "иметь"! Божий дар покаяние имеет ввиду другое направление мысли, изменение жизненной установки с "иметь" на "быть". Сам человек никогда не может достичь этого, но вера ведет его ко Христу, дающему людям покаяние, изменяющее жизненные приоритеты человека. Тогда достойным плодом покаяния станет изменение всей жизни человека, а не простое совершение каких-то добрых дел милосердия, оставаясь при этом на прежней установке "иметь". Именно это имел в виду Иоанн, призывавший фарисеев к тому, чтобы они сотворили достойный плод покаяния.

"Иметь" и "быть" – это два фундаментальных отношения к миру. Для физического существования надо "иметь" как можно больше, для духовного – "быть". "Иметь" всегда аналитично. Можно делить материальный мир и приумножать его, можно сосчитать, сколько у тебя богатства, сколько добрых дел ты совершил, сколько битов информации накопил… "Быть" же неделимо. Невозможно быть частично духовным, нельзя быть чуточку беременным, нельзя быть наполовину просветленным, наполовину быть спасенным и наполовину оставаться в аду. Вы либо переступили "порог" в духовный мир, либо нет.

Внимательно читая Библию, мы замечаем, что Божий народ Ветхого Завета в целом всегда стремился к тому, чтобы "иметь". Авраам хотел иметь наследника, и ради этого он слушал то, что ему Бог говорит. Находясь в Египетском рабстве, Евреи хотели иметь свободу и свою землю. Хотя, начиная от Авраама, Бог им всегда открывался как "быть". На вопрос Моисея об имени Бога, от лица Которого Моисей должен был обратиться к сынам Израиля в Египте, Бог говорит: "Я есмь Сущий. И сказал, так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам" (Исх. 3: 14). Бог не только хотел освободить их из физического рабства, но и вывести их из духовного рабства греха. Однако это было выше их понимания. И потому Евреи, оставаясь рабами по натуре, освободившись из одного рабства, тут же попадали в другое. Они никак не хотели принять ДАР ПОКАЯНИЯ.

Христос, желавший открыть Иудеям цель Своего пришествия, указывал на Отца Своего, пославшего Его для освобождения их от духовного рабства, Он говорит им: "И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели, и не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писание, ибо вы думаете через них ИМЕТЬ жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5: 37-39). Христос конкретно указывает им на проблему. Важно не ИМЕТЬ жизнь вечную, а БЫТЬ пригодным для вечной жизни. Именно для этого Он и пришел, чтобы каждому человеку дать эту возможность БЫТЬ!

Иудеи думали ИМЕТЬ жизнь вечную, и для этого они были готовы на многое. Однако, БЫТЬ подразумевает совсем другой подход. Бог также заинтересован в том, чтобы мы имели жизнь вечную, для этого Он и сотворил человека. "Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но ИМЕЛ жизнь вечную" (Ин. 3: 16). Чтобы это осуществилось для нас, грешников, "Ему надлежало БЫТЬ". Христос много раз говорит Своим ученикам: "Но прежде надлежит Ему много пострадать и БЫТЬ отверженному родом сим" (Лк. 17: 25). "Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и БЫТЬ распяту, и в третий день воскреснуть" (Лк. 24: 7). Ученикам же трудно было понять Своего Господа, поскольку приоритетом их жизненной позиции было всегда "иметь".

После Пятидесятницы проповедь апостолов уже имела другое направление. Апостол Павел смело свидетельствовал, что Евангелие доступно всем. "Открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос ЕСТЬ Иисус, которого проповедую вам" (Деян. 17: 3). Евангелие – добрая весть, дающая каждому человеку возможность БЫТЬ усыновленным Богу через Иисуса Христа. Если человек думает ИМЕТЬ это сыновство, минуя покаяние, он пытается войти в Царствие Божье другим невозможным путем.

Есть только один путь: "Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" – говорит Христос (Ин. 14: 6). Тщетны любые человеческие усилия и методы, чтобы следовать за Христом. Не могут человеку помочь в этом и многообразные религиозные конфессии со своими уставами и доктринами. Христос – вот единственно в Ком нуждается каждый человек. Христос – это дверь. "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник. А входящий дверью есть пастырь овцам" (Ин. 10: 1,2). Бог сделал Христа Дверью для каждого. Став человеком, Он Сам прошел через эту дверь, и теперь приглашает нас входить через нее. "Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их не приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь; кто войдет Мною, то спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10: 7-9).

Побуждаемый сатаной, вором и разбойником, человек не желает менять свою жизненную установку "иметь", внося в свою религию материалистические интересы. Такая религия становится жестокой, авторитарной к другим, используя их в своих целях. В наше время мы наблюдаем, как религия вновь становится востребованной обществом, потерявшим нравственные ориентиры. Еще совсем недавно стране, в которой я родился, Бог был вообще не нужен! "Мы наш, мы новый мир построим!" – сидело у каждого в головах. И вдруг такая метаморфоза, людей чуть ли не загоняют в религию, государство финансирует различные религиозные проекты. Почему такое изменение? Человечество осознало свой крах, и потому усиленно стремится избегнуть грядущие опасности, делая все возможное, чтобы сохранить свое "иметь".

Как актуальна сегодня для секулярно-религиозного человечества весть Иоанна Крестителя, призывающего: "Сотворите достойный плод покаяния"! Как важно сегодня изменение мыслей человека, спешащего в храм на поклонение Господу. Как важно, чтобы храм души человека был очищен от "торговцев", заполнивших его душу! Чтобы это произошло, необходимо проникнуться вестью Иоанна: "Сотворите достойный плод покаяния".

Почему наши дети могут, как бы приходить к Богу, но потом уходят в мир? Часто они ведут такой образ жизни, что мирские тихо стоят в стороне. Какое-то время я размышлял об этом.

Однажды Господь показал мне вот это место из Писания: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Матф.3:5-10)

Мое внимание было обращено на слова «сотворите же достойный плод покаяния».

То, что я раньше слышал о плоде покаяния, не объясняло его глубины. Читая из другого современного перевода Библии, увидел то, что должен был увидеть, чтобы сейчас это рассказать. Плод покаяния - это готовность человека переменить свою жизнь. У фарисеев и саддукеев, которые шли креститься к Иоанну Крестителю, было желание о прощении грехов, но не было готовности переменить свою жизнь.

Размышляя над тем, почему люди «приходят» и «уходят» от Бога, понял, что эти люди ни к какому Богу не приходили. Они произносили молитву покаяния, крестились в воде, скорее всего купались, но все это было как ритуалы, которые они просто исполнили. Приходили в общину, были там какое-то время и уходили. Они уходили из общины, но не уходили, как мы подумали, от Бога. Нельзя уйти оттуда, куда не приходил.

Знаю то, что если без плода покаяния человек приходил к Богу, делая «счастливыми» родителей, он каялся для папы и для мамы. Богу не нужны эти игры, но есть одно но. Бог приведет «ушедшего» на то место и в те условия, где у него появится этот плод покаяния. Появится готовность переменить жизнь. Но а пока, они живут как написано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд».(Еккл.11:9)

Думаю Бог не оставит тех, за кого будут молиться в постоянстве. Если Он Сам хочет, чтобы люди спаслись, Он на стороне тех, кто молится. Наши молитвы сдерживают гнев Бога, чтобы не излилась чаша гнева на тех, за кого мы молимся, ведь они остаются в грехе. Важно молиться по слову и верить. Напоминать Богу о Его обетованиях: «И все сыновья мои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей моих. Они утвердятся правдою, будут далеки от угнетения, ибо им бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к ним. Вот, будут вооружаться [против них], но не от Тебя; кто бы ни вооружился против них, падет. Вот, Ты сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Ты творишь губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против них, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с ними на суде, - мы обвиним. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Тебя, Господь». (Ис.54:13-17)

Просите пусть Бог пошлет на пути ваших детей совершенных Его делателей, которые скажут им слова, через которые они спасутся.

Просите милости у Бога для ваших детей. Милость превозносится над судом.

Просите, чтобы Бог дал им Страх Божий и Дух покаяния. Дал ненависть ко всякому греху и злу. Наполнил их Своим Святым Духом. Дал им голод и жажду по слову Божьему.

Плоду покаяния как и всякому плоду нужно созреть. Покаяться можно только один раз в жизни. Все остальное - это исповедание грехов.

Чтобы наши дети были с Богом, нужно самим быть с этим Богом. Религиозная набожность служит дурным примером для детей. Если это про вас, кайтесь и отрекайтесь от религиозного духа.

В заключение.

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов». (Пс.50:3-21)

Справедливо назвал Иоанн фарисеев порождением ехидны. Подобно тому, как это животное убивает мать, его рождающую, и является на свет, как говорят, разгрызая у нее чрево, так и они поступали, убивая своих отцов и матерей и раздирая своими руками учителей. Впрочем, Иоанн не останавливается на одном обличении, но предлагает и совет: «сотворите », говорит, «плоды достойные покаяния », потому что не достаточно только удалиться от нечестия, но надобно показать и великую добродетель. Не делайте же, говорит он им, того, что для меня противно, а для вас обыкновенно, и не возвращайтесь к прежним порокам, только смирившись на малое время. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки. Настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше, потому что ныне грядет сам Судия и Господь царства, чтобы возвести нас к высшему любомудрию, воззвать на небо и привлечь в тамошние обители. Потому-то я и говорю о геенне, что теперь как награды, так и наказания вечны.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

сотворите же достойный плод покаяния

Можно было бы сказать, что плоды покаяния - это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того, и евангельское жительство в обновлении жизни , освобожденное от дебелости буквы.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Свт. Иларий Пиктавийский

сотворите же достойный плод покаяния

Он призывает их сотворить достойный плод покаяния , чтобы они не похвалялись, что отец у них Авраам , потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму . Ведь требуется не родство по плоти, но наследование веры. Таким образом, достоинство происхождения заключается в уподоблении делам [предков], и слава рода сохраняется благодаря подражанию вере. Дьявол неверен, а Авраам верен; ибо первый вероломством погубил человека, а второй оправдался [своей] верой. Итак, нравы и жизнь каждого человека приобретаются благодаря кровному родству, так что те, кто верны, являются по вере потомками Авраама, а кто неверны, из-за неверности обращаются в детей дьявола.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

сотворите же достойный плод покаяния

Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтоб самый дух наш сокрушился и смирился от боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно. Самомнение есть гордость, столько мерзостная пред Богом! Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения.

Аскетическая проповедь.

Прп. Максим Исповедник

сотворите же достойный плод покаяния

Лицемер не испытывает волнения до тех пор, пока считает, что его лицемерие не обнаружено; он стремится к славе, пытаясь показать свою праведность. Когда же его изобличают, то он изрыгает смертоносные речи, полагая, что поношением других он скрывает собственное бесстыдство. [Священное] Писание сравнивает такого человека, в силу его коварства, с порождением ехидны , предписывая ему сотворить достойный плод покаяния , то есть сделать явным свое скрытое душевное состояние.

Главы о богословии.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Сотворите же достойный плод покаяния

Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15) .

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Сотворите убо плод достоин покаяния

Так как вы каетесь, то знайте, что недостаточно только избегать злого, но нужно показать добро. Уклонися , говорит, от зла и сотвори благо (Пс. 33,15).

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

сотворите же достойный плод покаяния

(Лк. 3:8) . Буквально: и так сотворите плод, достойный покаяния (слав. - сотворите ибо плод достоин покаяния). Иоанн призывает фарисеев и саддукеев не к покаянию, а к делам, из которых было бы видно, что они желают принести покаяние, - или, что то же, изменить свой прежний, неугодный Богу, образ мышления и поведения, - иначе их прибытие к Иордану не принесет им пользы, не поможет им избежать грядущего гнева. В чем заключался этот плод, отчасти видно из дальнейшего.

Троицкие листки

сотворите же достойный плод покаяния

Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душой не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь?.. Нет, этого недостаточно; мало даже только оставить грех, надо еще показать и добродетель. Сказано: не только уклонися от зла , но и сотвори благо (Пс. 33:15) . Оставьте свое лицемерие и притворство. сотворите же достойный плод покаяния, живите, как подобает человеку покаявшемуся, творите дела любви.

Троицкие листки. №801-1050.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 3, ст. 1 - 18.

1. В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

2. при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

3. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

4. как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

5. всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

6. и узрит всякая плоть спасение Божие.

7. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8. Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

9. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

10. И спрашивал его народ: что же нам делать?

11. Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

12. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

13. Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

14. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

15. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, -

16. Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

18. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

(Лк. 3, 1–18)

Начиная свое повествование о выходе Иоанна Крестителя на проповедь, евангелист Лука указывает, что в то время Палестина входила в состав Римской империи, и управляли ей тетрархи (или четверовластники) именем императора Тиверия, сына и приемника Октавиана Августа, при котором родился Христос.

В Иудее вместо Архелая правил римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее – Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей - страной, расположенной на востоке от Иордана, и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; четвертой областью, Авилинеей, примыкавшей с северо-востока к Галилее, у подножия Антиливанских гор, управлял Лисаний.

В это время, в пятнадцатый год правления Тиверия, то есть в 779 году от основания Рима, Иоанну, сыну Захарии и Елисаветы, исполнилось уже тридцать лет. В это время Иоанн вышел из своей пустыни по особому внушению свыше и проходил по всей окрестной стране Иорданской. Он призывал всех людей к покаянию, готовя их к вступлению в Царствие Божие.

Обличая пришедший к нему народ, Иоанн говорит: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Лк. 3, 7). Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесет им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, которые происходят от него по плоти, но те, которые будут жить в духе его веры и преданности Богу».

Очень важно отметить, что Иоанн не требует, чтобы крестящиеся сразу стали совершенными, ведь в одночасье это невозможно; он требует только доказательств искренности покаяния, дабы люди могли с чистым сердцем встретить идущего за ним Христа.

Достойно же подготовиться к этой встрече можно лишь воздерживаясь от всякого зла, а также творя дела любви и милосердия, которые являются достойными плодами покаяния. Как мы видим, дорогие братья и сестры, вера и покаяние невозможны и немыслимы без сострадания. И научаемые сегодня словами евангельского чтения, со смирением и любовью будем участвовать, по своим силам, в жизни каждого человека, просящего нашей помощи. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»