Тереза из лизье. Другие высказывания Терезы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«я ВСТУПАЮ в жизнь»

ЖЕЛТАЯ ТЕТРАДЬ Последние беседы (из записанного матерью Агнессой)

Умереть мне хочется не больше, чем жить; то есть, если б у меня была возможность выбора, - я предпочла бы смерть. Но поскольку за меня выбирает Господь Бог, - я предпочитаю угодное Ему. И мне нравится то, что Он делает.

Ради любви Господа Бога я согласна на все, даже на разные сумасбродные мысли, которые приходят мне в голову.

Если в одно прекрасное утро вы найдете меня мертвой, - не огорчайтесь: это просто Папа Бог пришел за мной. Конечно, это великая милость - причащаться Святыми Дарами; но если Господь Бог не позволяет, это тоже хорошо; все - милость.

Мать Агнесса: Я сказала ей: «УВЫ, после смерти я ничего не смогу преподнести Господу Богу: мои руки пусты! И это сильно огорчает меня.»

Тереза: Ну хорошо, вы все-таки не как дитя (иногда Тереза так себя называла) которое между тем находится в таком же положении… Если б я даже исполнила все, совершенное апостолом Павлом, все равно считала бы себя «рабом ничего не стоящим». Но именно это меня и радует, ибо ничего не имея, я получу все от Господа Бога.

Когда я буду на Небе, я подойду к Господу Богу, - как маленькая племянница сестры Елизаветы к решеткам переговорной. Помните, она читала поздравление, которое заканчивала реверансом, а потом поднимала руки и говорила: «Счастья всем, кого я люблю!» Господь Бог скажет мне:

«Что ты хочешь, девочка моя?» И я отвечу: «Счастья всем, кого я люблю!» То же самое я сделаю перед всеми святыми.

Мать Агнесса: «Я попросила ее рассказать еще раз о том, что произошло с ней после того, как она принесла себя в жертву Любви».

Тереза: …меня внезапно охватил такой сильный порыв любви к Господу Богу, что описать его я могу лишь, сказав, что это было подобно тому, как если б меня всю целиком погрузили в огонь. Какой огонь и одновременно какая сладость! Я сгорала от любви и чувствовала, что одной минутой, одной секундой больше, - и я не смогу выдержать этот жар и умру. Тогда я поняла, что говорят святые о подобных состояниях, которые они часто переживают. Я же испытала его один лишь раз и на одно мгновение, затем я сразу же впала в свою обычную сухость.

Я очень обрадуюсь, если попаду в чистилище ; я поступлю как три еврейских отрока в печи: буду гулять среди пламени, воспевая песнь Любви. Как бы я была счастлива, если, попав в чистилище , смогла бы освободить другие души и пострадать вместо них, тогда бы я сделала доброе дело - освободила пленников.

Можно подумать, что у меня такое большое доверие к Господу Богу лишь потому, что я не совершала тяжких грехов. Но, матушка, если б я совершила все грехи, какие только возможны, мое доверие к Нему осталось бы таким же. Я чувствую, что все эти согрешения подобны капле воды, упавшей в пылающий костер.

Господу Богу придется исполнять все мои желания на Небе, потому что я никогда не следовала своим желаниям на земле.

Господь Бог всегда побуждал меня желать то, что Сам хотел мне дать.

Какой же яд похвал преподносится матери-настоятельнице! Насколько необходимо душе быть отрешенной и возвышенной над самой собой, чтобы не пострадать от этого.

Мое сердце наполнено волей Господа Бога и потому ничто извне не может проникнуть вовнутрь: оно просто соскальзывает, как масло, которое не может смешаться с водой. В своем сердце я всегда пребываю в глубоком мире, который ничто не может поколебать.

Я чувствую, что скоро войду в покой… Но особенно сильно я чувствую, что скоро начнется моя миссия, которая состоит в том, чтобы дать людям мой и чтобы Господа Бога любили так, как Его люблю я. Если Господь Бог исполнит мои желания, то до скончания века свое Небо я проведу на земле. Да, свое Небо я хочу провести, делая добро на земле.

Я не смогу заранее наслаждаться и отдыхать до тех пор, пока будут люди, нуждающиеся в спасении… Но когда Ангел проречет: «Времени уже нет!», вот тогда я отдохну, тогда я смогу насладиться, потому что число избранных пополнится и все войдут в радость и покой. Мое сердце трепещет от этой мысли…

Мать Агнесса: Я всегда говорила ей, что мне страшно видеть ее страдающей все сильнее и сильнее.

Тереза: Мы бежим по пути Любви. Я считаю, что мы не должны думать о том, что с нами может произойти нечто мучительное, потому что это означает отсутствие доверия…

В тот день, когда я приносила монашеские обеты, меня обязали просить об исцелении отца. Но для меня оказалось невозможным сказать что-либо, кроме этого: «Боже мой, умоляю Тебя, да будет Твоя воля на то, чтобы папа исцелился!»

Мое тело всегда стесняло меня, я никогда не чувствовала себя в нем удобно… даже совсем маленькой, я стыдилась его.

Мать Агнесса: Ее сильно изводили комары, но она не хотела убивать их.

Тереза: Я всегда оказываю им милость. Тем не менее во время моей болезни только они причиняли мне неприятности. У меня нет иных врагов, кроме них, а поскольку Господь Бог советовал прощать врагов, то я очень рада, что у меня нашелся даже такой пустяковый случай сделать это.

Мать Агнесса: Показывая на стакан с очень невкусным лекарством, похожим на наливку из красной смородины.

Тереза: Вот этот маленький стакан - образ моей жизни. Вчера сестра Тереза св. Августина сказала мне: «Надеюсь, вы пьете вкусную наливку!» Я ей ответила: «Сестра моя, это самое гадкое из всего, что я пью!» Да, матушка, вот что открывается глазам человеческим. Им всегда казалось, что я пью изысканные наливки, а это была сплошная горечь. Я сказала «горечь», но нет! Моя жизнь не была горькой, потому что любую горечь я научилась превращать в радость и сладость.

Мать Агнесса: Что вы сделали для того, чтобы дойти до такого неизменного мира, ставшего вашем уделом?

Тереза: Я забыла о себе и постаралась больше ни в чем не искать себя.

Нет, я не считаю себя великой святой! Я считаю себя самой маленькой святой; но я думаю, что Господу Богу было угодно вложить в меня все то, что полезно и мне, и другим.

Только на Небе мы узнаем истину обо всем. На земле это невозможно. И даже относительно Священного Писания, разве не печально видеть всевозможные разногласия в переводе? Если б я была священником, то выучила бы иврит и греческий, я не смогла бы довольствоваться только латынью. И тогда я узнала бы истинный текст, продиктованный Святым Духом.

Мать Агнесса: Сестра Мария Святого Сердца сказала ей, что в момент смерти к ней придут Ангелы, сопровождая Господа, и она увидит их в сиянии света.

Тереза:… Все эти образы мне совершенно не помогают. Только истина может насытить меня. Именно поэтому я никогда не стремилась к видениям. На земле нельзя увидеть Небо и ангелов такими, какие они есть. Я предпочитаю подождать до смерти.

«Я вступаю в жизнь»

Мать Агнесса: Вечером я спросила ее, как она понимает «оставаться младенцем перед Господом Богом». Она ответила мне:

Тереза: Это значит признать свое ничтожество, все ожидать от Господа Бога, как дитя ждет от своего отца; это значит, ни о чем не беспокоиться и никогда не стремиться к успеху. Даже у бедняков ребенку дают необходимое, но как только он взрослеет, отец больше не хочет кормить его и говорит ему: «Теперь работай, ты уже можешь сам позаботиться о себе».

Именно для того, чтобы не услышать подобное, я и не хотела взрослеть, чувствуя свою неспособность заработать на жизнь, на вечную жизнь на Небе. Итак, я всегда оставалась маленькой, у меня не было иного занятия, кроме собирания цветов любви и жертвенности, которые потом я преподносила Господу Богу, чтобы сделать Ему приятное.

Быть маленькой означает также никогда не приписывать себе добродетели, в которых упражняешься, и не считать себя на что-либо способной, но признавать, что Господь Бог вкладывает эти сокровища в руку Своего ребенка, чтобы он ими пользовался, когда будет необходимо, но эти сокровища всегда будут принадлежать Господу Богу. И наконец это значит, никогда не впадать в отчаяние от своих ошибок; дети ведь часто падают, но они слишком малы, чтобы причинить себе этим большой вред.

Мать Агнесса: Ей говорили, что она святая. Тереза: Нет, я не святая; я никогда не совершала того, что делали святые. Я - самая маленькая душа, которую Господь Бог одарил милостями, вот кто я. То, что я говорю, - правда, вы увидите это на Небе.

Сестра Мария Святого Сердца : Я сказала ей: «Я так просила, чтобы вы не страдали очень сильно, а вы так страдаете!» Она ответила мне:

Тереза: Я просила Господа Бога не слушать те молитвы, которые могли бы препятствовать исполнению Его замыслов обо мне. Я просила Его устранить все препятствия на этом пути,

Последние слова Терезы (при взгляде на Распятие):

О, я люблю Его…

Боже мой… я Тебя люблю!

Другие высказывания Терезы

Июль:

Мать Агнесса: Я попросила у нее разъяснений по поводу того пути, которому, как она говорила, хочет научить людей после своей смерти.

Тереза: Матушка, это путь духовного младенчества, это дорога доверия и полного самоотречения. Я хочу научить людей тем малым средствам, которые пошли мне на пользу. Я хочу сказать им, что здесь, на земле, можно делать лишь одно: бросать Господу цветы малых жертв, пленить Его ласками, именно так я и покорила Его, почему и буду так хорошо принята.

Господи, быть Твоей невестой, быть кармелиткой, быть в силу союза с Тобой матерью душ – всего этого мне должно было бы хватить. Но ведь это не так. Разумеется, эти три дара и есть мое призвание: кармелитка, невеста и мать. И все же я чувствую в себе и другие призвания: воина, священника, апостола, учителя Церкви, мученика, – наконец, я ощущаю необходимость, желание совершить ради Тебя, Господи, все самые героические подвиги. В своей душе я чувствую храбрость крестоносца, я хотела бы умереть на поле битвы, защищая Церковь.

Я чувствую в себе призвание священника! С какой любовью, Господи, я держала бы Тебя в руках, когда на мой голос Ты сходил бы с Небес. Но, увы! Желая быть священником, я восхищаюсь и преклоняюсь перед смирением святого Франциска Ассизского и чувствую призвание подражать ему, отказавшись от высокого сана священства.

О Господи! Любовь моя и жизнь моя... Как же сочетать эти противоречивые стремления? Как осуществить желания моей бедной маленькой души?

Да, невзирая на всю свою малость, я хотела бы просвещать души подобно пророкам и учителям Церкви. Мое призвание – быть апостолом... Я хотела бы обойти всю землю, проповедовать имя Твое и водрузить Твой прославленный Крест на земле язычников. Но, Возлюбленный мой, одной только миссии мне бы не хватило. Я хотела бы возвещать Евангелие одновременно в пяти частях света, вплоть до самых далеких островов... Я бы хотела быть миссионером не просто каких-нибудь несколько лет, но от сотворения мира и до скончания века. Но больше всего я хотела бы, о мой возлюбленный Спаситель, я желала бы пролить свою кровь за Тебя, всю, до последней капли...

Мученичество – вот мечта моей юности. Под сводами Кармеля она росла вместе со мной. Но и здесь я опять ощущаю все безумие моей мечты, ибо не сумела бы ограничиться желанием только одного рода мучений. Чтобы удовлетворить меня, мне нужны были бы все... Подобно Тебе, мой желанный Жених, я хочу, чтобы меня бичевали и распяли. Я хочу умереть с содранной кожей, как святой Варфоломей. Подобно святому Иоанну, я желаю быть погруженнои в кипящее масло; я желаю претерпеть все пытки, предназначенные мученикам. Вместе со святой Агнессой и святой Цецилией я желаю подставить шею мечу и, подобно моей любимой сестре Жанне д"Арк, желаю шептать на костре Твое имя, о Господи Иисусе... Размышляя о мучениях, которые станут уделом христиан во времена антихриста, я чувствую, как содрогается сердце, и хотела бы, чтоб эти мучения были уготованы и мне. Господи, Господи, если б я захотела написать все свои желания, – мне следовало бы попросить у Тебя книгу жизни, где изложены деяния всех святых, и я желала бы совершить эти деяния ради Тебя...

О Господи Иисусе! Что Ты ответишь на все мои безумства? Найдется ли душа еще меньше, еще немощней, чем моя! Именно из-за моей слабости Тебе, Господи, было угодно исполнять мои маленькие детские желания, а теперь Ты хочешь исполнить и другие, которые превосходят саму вселенную...

Во время молитвы я мучительно страдала от этих желаний и открыла послания апостола Павла, чтобы поискать какой-нибудь ответ. На глаза мне попались 12 и 13 главы Первого послания к Коринфянам. Там, в первой из них, я прочла, что все не могут быть апостолами, пророками, учителями Церкви, и что Церковь составляют различные члены, и что глаз не может быть одновременно рукой.

...Ответ был ясен, но желаний моих не исполнял и мира не приносил... Подобно Марии Магдалине, которая, продолжая склоняться к пустому гробу, все-таки обрела то, что искала (см. Ин. 20,11-18), я тоже, опустившись до самых глубин своей ничтожности, поднялась так высоко, что смогла достичь цели. Не отчаиваясь, я продолжала чтение, и вот фраза, которая принесла мне облегчение: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). Апостол объясняет, что все эти большие дары – ничто без любви... Что любовь к ближнему и есть тот превосходнейший путь, который непременно приводит к Богу. Наконец-то я обрела покой. Рассматривая мистическое тело Церкви, я не узнавала себя ни в одном из членов, описанных апостолом Павлом, или же, скорее, мне хотелось узнать себя во всех. Любовь к ближнему дала ключ к моему призванию. Я поняла, что, если у Церкви есть состоящее из разных членов тело, это означает, что самый необходимый, самый благородный из всех членов присутствует тоже. Я поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Я поняла, что только любовь побуждает ее члены к действию, и если любовь охладеет – апостолы больше не будут возвещать Евангелие, а мученики откажутся проливать кровь. Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания. Что любовь – это все, и она охватывает собой все времена и пространства... одним словом, она – вечна!

Тогда, исполненная безумной радости, я воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание – это Любовь!»

Да, я нашла свое место в Церкви. Это место, Боже мой, Ты дал мне его... в сердце моей Матери-Церкви я буду любовью... тогда я буду всем... и мечта моя осуществится!

Бедные женщины, как их презирают! Хотя их, любящих Господа Бога, гораздо больше, чем мужчин, а во время Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа женщины оказались смелее апостолов: они не испугались оскорблений солдат и осмелились отереть благословенный Лик Иисуса... Конечно, только ради этого Он допустил, чтобы их участью на земле стало презрение, ибо именно его Он избрал для Себя Самого... На Небе Он сумеет показать, что Его мысли - не мысли мужчин (см. Ис. 55, 8) и тогда «последние будут первыми» (Мф. 20, 16).

Издание подготовлено на основе французских изданий:

SAINTE THERESE DE L"ENFANT-JESUS ET DE LA SAINTE-FACE
HISTOIRE D"UNE AME

Manuscrits autobiographiques
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992
OEUVRES COMPLETES
(TEXTES ET DERNIERES PAROLES)
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992

Пролог и эпилог к «Истории одной души» написаны монсеньером Ги Гоше.
(Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1994)

Перевод с французского Андрея и Ольги Дьячковых.

Богословский консультант русского текста свящ. Георгий Чистяков.

Использованы фотографии из архива монастыря кармелиток в Лизье

Тереза Мартен , Тереза из Лизье (Франция) стала известна как автор бестселлера. Ее причислили к лику святых в 1925 году, провозгласили Учителем Церкви в 1997 году. Небольшая автобиография «История одной души» вышла в первый раз через год после смерти Терезы в 1898 году, к 1915 году была переведена на 9 языков и по сей день публикуется едва ли не ежегодно.

Сравнительно легко понять, чем Тереза привлекательнее многих других святых. Большинство святых доживали до седых волос, а Тереза умерла молодой и ее прозвание «малая» воспринимается как юная. Ее полюбили как песчинку, потому что XX век оказался веком, когда обнаружилась хрупкость скал. Все гениальные проекты обернулись в лучшем случае ничем, в худшем – Освенцимом и ГУЛАГом. Песчинка же оказалась из кремния. Песчинка самое твердое, что есть в скале. Это скала освобожденная от всего самого нестойкого.

Я хочу привести здесь самые яркие ее жизненные воспоминания, отражающие этапы ее духовного пути.

Тереза родилась 2.01.1873 года в маленьком городке Алансоне на севере Франции. Ее отец - Луи Мартен содержал часовой магазин, мать Зели Герен занималась производством кружева. До встречи друг с другом родители Терезы всерьез думали о монашестве. Но призвание оказалось иным: у Терезы была большая семья – 4 старшие сестры (еще 2 брата и 2 сестры умерли в младенчестве). Все сестры в последствии станут монахинями.

Мартены – деятельные христиане. Они помогают беднякам, навещают одиноких больных и умирающих. Воспитанная в благочестивой, но не в ханженской обстановке, Тереза очень рано стремиться очень рано «угождать» Господу. Став взрослой, она скажет, что «никогда сознательно не говорила «нет» благому Богу с 3-х летнего возраста».

«Я хочу быть монахиней», - повторяет Тереза вслед за своей сестрой Полиной. Однако, она совсем не безупречный ребенок, за которого через много лет будут выдавать ее сестры. Своевольная и послушная, веселая и плаксивая, нежная и категоричная, - ее характер слишком противоречив, чтобы быть ангельским. Ее сердце и ум развивались слишком быстро, тогда как восприятие оставалось детским, что обостряло природную чувствительность.

В 4 года Тереза теряет мать, и, несмотря на то, что в семье сохранялась атмосфера нежности, веры и мира, в ее жизни наступает «самое скорбное время». Этот период продлиться 9 лет. Характер Терезы резко меняется. Из живой непосредственной она становиться застенчивой, робкой и до крайности чувствительной. Когда Терезе исполнилось 10 Полина, заменившая ей мать поступает в Кармель.

«Я не знала, что такое Кармель, но понимала, что Полина покидает меня. Я теряю свою вторую маму… Как описать весь ужас моего сердца?.. В одно мгновение я поняла, что такое жизнь. До сих пор она не казалась мне столь грустной, теперь же я познала ее во всей суровой действительности, увидела, что это постоянная разлука. Я горько плакала, ибо еще не понимала той радости, которую приносит жертвенность».

Свое первое причастие Тереза (ей было тогда 11 лет) описывает так: «Наконец наступил наиболее прекрасный день. Какие непередаваемые воспоминания оставили в моей душе самые незначительные подробности этого небесного дня… Этот день подобен всему тому, что, оказавшись на воздухе, теряет благоухание, он подобен мыслям души, которые нельзя передать земным языком, ибо они сейчас же теряют свой глубокий и небесный смысл. Как же сладко было душе моей это первое лобзание Иисуса!...

Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: «Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки». Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв: уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все… Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах. Остался один Иисус.

На следующий день после причастия я почувствовала, как в сердце рождается великая жажда страдания. Я ощутила прилив величайшего утешения, которое расцениваю, как одно из самых больших благодатей в жизни. Страдание влекло меня, его очарование, еще незнакомое мне, восхищало меня. До сих пор я страдала, но не любила страдание; с этого дня я почувствовала настоящую любовь к нему. Часто во время причастия я повторяла слова: «Боже мой, неизреченная сладость, обрати мне в горечь всякое плотское утешение!..» И Господь исполнял это желание и был моей единственной неизреченной радостью.

Мое чувствительное любвеобильное сердце с легкостью предалось бы другому сердцу, если бы оно смогло его понять… Но, увы, как узко и непостоянно человеческое сердце!!!.. Как я благодарна Иисусу за то, что Он дал мне обрести «лишь горечь в земных привязанностях».

Эта встреча с Господом навсегда определило их отношения. Ад, смерть, Страшный Суд – все эти «ужасные вещи», которые Тереза узнала из катехизиса и рассказов священника, после причастия больше не пугают. Господь открылся Терезе как Бог любви, ожидающий в ответ не добродетелей и подвигов, а бесконечного доверия к Его милосердию.

Через 2 года, в Рождественскую ночь, Господь исцеляет ее от мучительной слабости и детской чувствительности. Этот день она считает переломным моментом, открывающим «самый прекрасный» период ее жизни. Тереза вновь обрела душевную силу, которую потеряла со смертью матери и которую ей, как она сама говорила, «теперь уже предстояло сохранить навсегда».

Всеблагой Бог совершил чудо, чтобы я в мгновенье ока выросла. В ту светозарную ночь Рождества сладчайший младенец Иисус, которому исполнился всего лишь час, претворил ночь моей души в потоки света, став слабым и страдающим из любви ко мне, в эту ночь Он соделал меня сильной и смелой. Он облек меня в Свои доспехи, и, начиная с этой благословенной ночи я не проиграла ни одного сражения. Более того, я шла от победы к победе и начала, так сказать «бег исполина»!

В 1887 году Тереза принимает окончательное решение поступить в Кармель. Получив благословение своего отца, она получает в Кармеле отказ: Терезе всего 15 лет и супериор Кармеля категорически против поступления в монастырь столь юной послушницы. Вмести с отцом Тереза едет в Рим, чтобы получить благословение Папы Льва XIII.

Тереза была очень хороша собой и вызывала восхищение окружающих. Среди поломников было много представителей французской аристократии. Тереза свободно и живо беседовала со всеми, одновременно понимая, что все эти мирские регалии не имеют никакой ценности перед сокровищем небесным. «Я поняла, что подлинное величие принадлежит душе, а не имени. И только на небе мы узнаем наше «дворянское звание»».

«Все великие истины религии и тайны вечности погружали мою душу в неземное блаженство, уже предвосхищая то, что Господь уготовил любящим Его, я видела (не человеческими глазами, а очами сердца), что вечные награды совершенно несравнимы с легкими жертвами этой жизни, и я желала любить, безмерно любить Иисуса, подавать Ему тысячи знаков любви, пока это мне еще доступно».

Паломничество по святым метам сопровождалось созерцанием красот природы. «Какой поэзией наполнялась моя душа, созерцая все то, на что я смотрела первый и последний раз в жизни!...Я не испытывала сожаления, видя, как все это исчезает, мое сердце жаждало иных чудес. Оно уже достаточно насмотрелось на земные красоты, теперь предметом его стремлений были красоты небесные, и ради того, чтобы дарить их другим душам, я пожелала стать узницей!..»

«Я ощутила огромное желание трудиться ради обращения грешников, желание, которое ощущала как никогда живо… Одним словом, я почувствовала желание забыть о себе, чтобы радовать других, и любовь к ближнему вошла в мое сердце, и с тех пор я счастлива!

Однажды я рассматривала репродукцию с изображением нашего Господа на кресте и была поражена видом крови, стекавшей с одной из Его божественных рук. Какое страдание я испытала при мысли, что эта кровь стекает на землю, и нет никого, кто поспешил бы собрать ее. Тогда я решила мысленно встать у подножия креста, чтобы принимать эту истекающую божественную росу, и я знала, что потом мне придется окроплять ею человеческие души…

Также в моем сердце все время звучал вопль господа на кресте «Жажду!» От этих слов во мне разгоралось доселе неизведанное мною и очень живое пламя… Я хотела дать напиться моему Возлюбленному, я тоже чувствовала себя снедаемой жаждой душ человеческих… Души великих грешников притягивали меня, я сгорала от желания вырвать их из вечного огня».

Она начала с молитв о преступнике, казненного за убийства. «Все шло к тому, что он умрет нераскаянным. Во что бы то не стало я хотела избавить его от низвержения в ад и использовала все мысленные средства... На следующий день после казни из газеты я узнала подробности: отказавшись от исповеди осужденный взошел на эшафот как вдруг охваченный внезапным озарением, внезапно обернулся, схватил протянутое ему распятие и три раза приложился к священным ранам. И затем душа его отправилась получать милосердный приговор того кто провозгласил, что на небе радости будет больше об одном кающемся грешнике, нежели о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии!

Я получила знамение: уста «моего первенца» припали к священным ранам!!! Какой неизъяснимо кроткий ответ.

В то время, когда Достоевский мучался тем, как можно верить, когда в мире есть убивающие, Тереза мучалась тем, что вера не полна, если такие убийцы не войдут в Царство Божее. Разрешение этого мучительного вопроса помогло Терезе более четко определиться в ее призвании. Она посвятила свою жизнь спасению грешников. «Я жажду, чтобы мы все вместе однажды собрались в Небесной Отчизне».

Селина (родная сестра) стала ближайшей наперсницей моих размышлений. Иисусу было угодно, чтобы мы вместе продвигались вперед, и Он соединил наши сердца узами более крепкими, чем узы крови. Какими радостными были наши беседы. Мы вглядывались вдаль и все, что мы видели, возносило наши души к Небу, прекрасному Небу. Как прозрачна и легка была завеса, скрывающая Иисуса от наших взоров. Путь, по которому я шла, был такой прямой, такой светлый, что у меня не было необходимости в ином наставнике кроме Иисуса.

И если бы ученые, которые провели всю свою жизнь в научных исследованиях, пришли бы расспросить меня, то, несомненно, удивились бы при виде четырнадцатилетнего ребенка понимающего тайны совершенства.

«Раньше я не чувствовала глубину сокровищ, сокрытых в Нерукотворном Лике Иисуса (по преданию Нерукотворный Лик Иисуса чудодейственно отпечатался на плате, поданном Ему Вероникой, по пути на Голгофу)». В Кармеле мне открылась тайна любви, сокрытая в Лике. Тот чье Царство не от мира сего, показал мне, что истинная Премудрость заключена в том, чтобы «желать, чтобы не знали тебя и ни во что не вменяли». И мне хотелось, чтобы мое лицо, подобно лику Иисуса было сокрыто, чтобы никто на земле меня не узнавал. Я жаждала страдать и быть забытой.

Тереза понимает, что она не похожа на великих аскетов и мучеников. Слишком она не совершенна и мала и потому ищет «лифт», который поднял бы ее прямо к Иисусу. Однажды в священных текстах попались такие слова: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас: на руках буду носить вас и на коленях ласкать». Руки Господа вот путь для нее! И для того, чтобы быть носимой на руках Божиих, ей нужно оставаться маленькой, приняв свою нищету и бессилие, доверив все одному Богу. Только доверие может привести к любви.

Беззаветно доверив себя любви, Тереза находит свое призвание: «В сердце матери моей Церкви я буду любовью. ЛЮБОВЬ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРИЗВАНИЯ, ВСЕ ВРЕМЕНА И ПРОСТРАНСТВА, ОНА – ВЕЧНА!»

В 23 года Тереза заболевает туберкулезом. К физическим страданиям добавляются духовные. «Я вижу стену поднявшуюся до неба. В мой ум проникают суждения самых отъявленных материалистов: мысль о том, что в будущем, благодаря постепенному прогрессу, наука найдет естественное объяснение всему и мы узнаем конечную причину всего сущего… Но я приношу в жертву эти жестокие страдания, чтобы уверовали бедные неверующие». Тем временем болезнь необратимо развивалась. Сестры, ухаживавшие за Терезой, стали обращаться с ней как с ребенком (хотя признавали ее духовную зрелость и превосходство). Она смиренно принимала их заботы, зная, что ей предстоит самое трудное испытание: свидетельствовать об истине своего учения, о «пути малых душ», проходя крестный путь страдания и смерти.

Тереза умерла после мучительной агонии в 1897 году. Ее последними словами были слова благодарности и любви: «Я бы не хотела страдать меньше… Боже мой… я… Тебя люблю!...»

Стихотворения Терезы.

Любовью жить.

Любовью жить – не значит ставить кущи,

Поднявшись даже на гору Фавор.

Смотреть на Крест не отрывая взор.

На Небе радость будет неземная

Никто не в силах нас ее лишить,

Но на земле желаю я, страдая,

Любовью жить, любовью жить.

Любовью жить – дарить себя без меры,

Любовь такая не перестает.

И я дарю себя с простою верой,

Когда ты любишь – ни к чему расчет.

Все, что имела, много или мало,

К Твоим ногам смогла я положить.

Одно богатство у меня осталось –

Любовью жить, любовью жить.

Любовью жить и, страхи изгоняя,

Забыть ошибки всех минувших дней.

Любовь сильней греха. Она святая:

В короткий миг грехи сгорели в ней.

О дивный пламень посреди горнила,

Где самый жар, мне место приготовь.

И я спою о том, как полюбила

Тебя любовь, Тебя любовь.

С любовью жить и умереть я рада,

Чтоб разрешились узы навсегда.

О, мой Господь, Ты станешь мне наградой,

Я не ждала иного никогда.

Тебя увижу и сольюсь с Тобою,

Огня любви уже не потушить.

Мне было так начертано судьбою:

Любовью жить, любовью жить!

И страха нет во мне.

О, если б я упала в греховную бездну,

Уверенность в одном спасла бы меня,

Что эти преступления, словно капля, исчезнут,

Коснувшись Твоего палящего огня.

Где мне найти Того, чье сердце все покроет

И станет навсегда опорою моей?

А если я слаба, полюбит и такою

И будет с каждым днем любить еще сильней.

Но никакая тварь, рожденная от века,

Не может так любить, бессмертие храня!

Мне нужен Ты, Господь, Ты, ставший Человеком,

Ты Братом стал моим, страдая за меня.

Я знаю хорошо, что все дела и мысли,

И жертвы пред Тобой не стоит ничего.

Но чтобы им предать хотя б немнорго смысла,

Я все их положу у сердца твоего.

Ты даже в ангелах увидел недостатки,

А людям дал закон средь молний с высоты,

Но к сердцу Твоему спешу я без оглядки,

И страха нет во мне: закон мой - это Ты.

Радость моя.

Когда на небе нет просвета и все вокруг меня молчит,

Я рада, принимая это, смирять себя и жить в ночи.

Приму Твою святую волю, и страхи все уходят прочь,

Мне радостна такая доля: любить, как день, глухую ночь.

Радость моя, Иисус, Тебя любить!

Я рада малой оставаться, ведь если где-то оступлюсь,

Смогу тогда легко подняться, и будет рядом Иисус.

Собрав всю нежность, что имею, скажу Ему: Ты – жизнь моя.

А если вера ослабеет, еще нежнее буду я!

Я рада слезы лить украдкой и улыбаться всем опять,

Страданья не горьки. а сладки, когда умеешь их скрывать.

Тебя утешу – и наградой Твоя улыбка станет мне.

Лишь за нее стадать я рада и жить в чужой мне стороне.

Я счастлива в духовной битве за избранных Тобой стоять

И буду в пламенной молитве Тебе усердно повторять:

О, Брат Божественный, я рада прожить, страдая и скорбя.

И для меня одна отрада: возможность радовать Тебя.

Я буду жить, о мой Спаситель, пока не скажешь мне пора!

И я войду в Твою обитель, коль скоро Ты мне будешь рад.

В огне любви моей Отчизны хочу я непрестанно быть.

Не в смерти радость и не в жизни, а лишь в одном – Тебя любить!

Р.S. «Когда я уйду на Небо, на землю прольется дождь из лепестков роз»


оригинальное имя Thérèse de Lisieux
имя в миру Тереза Мартен
монашеское имя Св. Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика
родилась 2 января (1873-01-02 )
умерла 30 сентября (1897-09-30 ) (24 года)
почитается Католическая церковь
канонизирована 17 мая 1925 года
беатифицирована 29 апреля 1923 года
день памяти 1 октября

Биография

Малый путь

Главным понятие в размышлениях святой Терезы - «малый путь». Так она называет путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.

Она писала: «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь - это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви».

Часто «Малый путь» Терезы упрекают в излишней сентиментальности и ребяческой духовности, на что сторонники Терезы указывают, что она стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования.

Источники

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тереза из Лизье" в других словарях:

    - (Therese de Lisieux), «Тереза младенца Иисуса и Святого Лика» (1873 97), французская монахиня кармелитка. В 20 в. широкую известность получила ее духовная автобиография «История одной души» (1898). Память в Католической церкви 30 сентября, 1 и 3… … Энциклопедический словарь

    ТЕРЕЗА из Лизье (Therese de Lisieux) Тереза младенца Иисуса и Святого Лика (1873 97), французская монахиня кармелитка. В 20 в. широкую известность получила ее духовная автобиография История одной души (1898). Память в Католической церкви 30… … Большой Энциклопедический словарь

    Женское имя. Известные носительницы имени Тереза Авильская, католическая святая, мистик, Учитель церкви (1515 1582). Тереза из Лизье, католическая святая, Учитель церкви (1873 1897). Мать Тереза, католическая блаженная, основательница Ордена… … Википедия

    Имя в миру: Хуана Фернандес Солар Рождение … Википедия

    - «ТЕРЕЗА» (Therese) Франция, 1986, 96 мин. Философская драма. Пятнадцатилетняя Тереза, романтически и идеалистически воспринимая веру в Христа, хочет быть монашенкой ордена кармелиток. Проведя восемь лет в монастыре, она умирает от туберкулеза.… … Энциклопедия кино

    Блаженная Тереза Калькуттская Имя при рождении … Википедия

    мать Тереза - Биография матери Терезы Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Блаженная Мать Тереза Калькуттская - Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения - 27 сентября. Ее родители были состоятельными албанцами‑католиками. Отец был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он скончался в 1919 г., мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Луи Мартен Louis Joseph Aloys Stanislaus Martin … Википедия

    Учителей церкви принято изображать с книгами в руках (на изображении Исидор Севильский). Учитель Церкви (лат. doctor ecclesiae) почётное звание, с 1298 г. даваемое Католической церковью заслуженным богословам. Наиглавнейш … Википедия

В истории христианского мира известны несколько монахинь с таким именем: величайшая миссионерка мать Тереза, умершая в 1997 году прошлого века, одна из лучших писателей испанского золотого века кармелитка Тереза Авильская (1515-1582), а также маленькая Тереза из Лизье, история и деятельность которой не такая грандиозная или известная, но при этом не менее важная.

Маленький цветок Иисуса

Так называют Терезу из Лизье - французскую монахиню, силой своей веры в Бога ставшую святой. Также ее называют Тереза Малая, Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, хотя до пострига она звалась просто Тереза Мартен.

Прожившая всего 24 года, эта девушка своей любовью к Богу доказала, что можно жить вечно в сердцах людей, даже если при жизни мало кто тебя знал.

О семье

Биография Терезы из Лизье (маленький городок на севере Франции) не блистает особыми подвигами или впечатляющими поступками, но, несмотря на это, юной девушке удалось привлечь внимание к Богу многих людей. Родилась она в 1873 году в простой семье, в которой ее отец Луи содержал небольшой часовой бизнес: лавку и мастерскую, а мать Зели была кружевницей, изготавливающей потрясающие алансонские кружева. Примечательно, что до бракосочетания оба родителя всерьез подумывали об монашеском обете, но, видимо, судьба распорядилась иначе.

У малышки Терезы из Лизье было еще четыре сестры, которые впоследствии (так же, как и она) приняли монашество. Более того, еще четыре ребенка (два сына и две девочки) умерли во младенчестве, так что у будущей святой была довольно большая семья, которая являлась образцом христианской любви в ближнему. Все семейство активно помогало обездоленным, посещало одиноких умирающих в госпиталях и больницах, стараясь прививать любовь к людям всем охочим. До первого значимого события в своей жизни Тереза и ее семья жили в Алансоне, но, когда малышке исполнилось четыре года, ее мама скончалась от рака, и семье пришлось переехать в Лизье.

Краткое жизнеописание

С этого момента озорная и веселая, но при этом категоричная и своевольная Мария-Франсуаза-Тереза совершенно меняется: она становится слишком ранимой, чувствительной и принимающей все близко к сердцу. О таких людях часто говорят: делает из мухи слона. Малейшее слово или косой взгляд могли маленькую Терезу на длительное время, превращая в робкий комочек, который стремился быть невидимым для мира. Такое состояние будет длиться около девяти лет, истязая психику ребенка, но при этом закаляя дух. Ее сестра Полина (Паолина) берет на себя воспитание девочки, которая все меньше контактирует с внешним миром, но вдруг решает уйти в монастырь. Терезе из Лизье в это время исполняется десять лет, для нее это новый удар и новое испытание веры. Но совсем скоро ее озаряет: она тоже должна стать кармелиткой, как и ее любимая Полина.

В это же время ее сражает невиданный недуг, который не могут охарактеризовать медики: ее посещают странные галлюцинации, накатывают приступы панической атаки и необъяснимые истерики. Семья пытается помочь, заказывая многочасовые молебны и делая щедрые пожертвования, но все тщетно: ребенок находится на грани смерти. По ее просьбе в комнату приносят статую Пресвятой Богородицы, чтобы можно было молиться, ведь встать у Терезы уже не было сил. В один из приступов девочка стала истово молиться, прося помощи и защиты. И по словам самой Терезы, в какой-то момент она увидела оживший Святой Лик Богородицы и ее ангельскую улыбку, уверявшую, что все будет хорошо. Чувство восторга и неземного счастья пронзило душу Терезы из Ливье, с этого момента она чудом выздоровела.

Путь истинной и нерушимой веры

Именно этот момент укрепил веру девушки, и она твердо решила стать монахиней- кармелиткой. Настолько сильно было ее желание, что она решилась на поездку в Рим, к самому папе Льву Тринадцатому, дабы просить разрешения. Сначала ей было отказано ввиду юного возраста, но буквально в следующем году, когда ей исполнилось пятнадцать лет, духовенство, видя ее неугасимую тягу к сану, дает согласие: Тереза из Лизье становится послушницей монастыря. В это же время ее отец переносит удар, вследствие которого частично теряет рассудок, отчего Терезу и ее сестер за глаза обзывают «дочки сумасшедшего». Это ее еще больше ввергает в беспокойство, которое она лечит молитвами и служением церкви. Через год она постриглась в монахини, выбрав для себя имя сестра Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика.

Уже в это время ее постигают высокие мысли: она хочет стать великой святой и делится этими размышлениями со своим духовником, который предупреждает ее о гордыне, которой не место в сердце монахини. Но Тереза точно знает, что это не гордыня вовсе, а огромное желание донести до человечества силу божественной любви, которая может проявляться в чем угодно. Она начинает писать стихи, пьесы, в которых выражает свою исключительную любовь к Богу. Ее слова: «Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания, все времена и пространства и что она вечна» - становятся ее дальнейшим девизом по жизни. В 23 года девушке, страдающей несколько лет от боли в груди и кашля, врачи ставят неутешительный диагноз "туберкулез легких". Всего через семь лет пребывания в монастыре св. Тереза из Лизье умирает в муках. Это случилось 30 сентября 1897 года.

"История одной души"

Тереза из Лизье в последние годы своей жизни по твердому побуждению настоятельницы монастыря, матери Агнессы, пишет автобиографическую повесть, в которой львиная доля отдана размышлениям о Боге, вере, а также мыслям из детства. По большому счету, это дневник молодой девушки, с которым она делится самым сокровенным. Этот труд назван «История одной души» именно настоятельницей и издан через год после смерти автора тиражом всего в две тысячи копий. Это был своеобразный посмертный подарок, который неожиданно снискал ошеломляющий успех сразу среди духовенства, но вскоре и среди простых людей. Тиражи множились, распространялись, и в начале двадцатого века книгу перевели на все ведущие языки мира. Только через несколько лет миру открылось, что мать Агнесса и Полина, сестра Терезы, - это одно лицо. Первоначально об этом знали только служащие монастыря.

Причисление к лику святых

Папа Пий Десятый в 1907 году изъявил первое желание канонизировать Терезу, что позже завершил Пий Одиннадцатый в 1925 году, всего через 28 лет со дня смерти девушки. Такой чести удостаивались единицы.

Более того, в 1997 году папа Иоанн Второй удостоил святую Терезу из Лизье звания Учителя Церкви, которое кроме нее имеют всего три женщины и 35 человек в целом по всему миру.

Маленький путь

Именно так называла свое служение Маленькая Тереза, объясняя тем, что не обязательно доказывать любовь к Богу великими геройствами или эпичными действиями - можно всего лишь ежеминутно, ежесекундно генерировать любовь к людям в самых различных проявлениях и самых незначительных с виду поступках. Она прислуживала и покорно улыбалась самой противной из монахинь, которая кормила ее только объедками, натирала полы и лестницы монастыря, страдая в то же время от приступов туберкулеза, дарила и внимание самым ущербным и обездоленным, молясь за их здравие. Душевное фиолетовое пламя Терезы из Лизье ни на секунду не угасало, подпитываясь самоотверженной и жертвенной любовью к Богу, которую она выражала таким простым, но при этом сложным способом. Любовь и только любовь, утверждала она, способна возвысить душу человека и даровать ей небесное царство.

Она продолжает помогать, даже покинув этот мир

Одна из самых известных цитат Терезы: «Мои небеса будут на Земле». Таким образом она давала понять, что никогда не перестанет помогать страждущим, даже после того как ее дух оставит физическое тело. Многие верующие утверждают, что это действительно так, чувствуя ее незримое присутствие.

Существует много историй, рассказывающих о чудесных явлениях святой Терезы в разных местах и ее защите, помощи и поддержке. Ее письменные труды до сир пор являются важнейшими столпами веры для многих людей:

  • Манускрипты А, В, С рассказывают о ее детстве, становлении веры и приобретении духовного опыта, показывающих читателю всю тонкость ее души.
  • Письма: 266 обращений к верующим, прихожанам, родственникам в письменном виде передают глубину ее веры.
  • 54 четыре поэмы о любви к Богу, самые весомые из которых - «Почему я люблю тебя, Мария» и «Любовью жить».
  • Театральные композиции Pious Recreations религиозного свойства для определенных праздников, а также собрание изречений и цитат «Последние беседы».

Наследие святой Терезы

В маленьком городке, который стал местом паломничества миллионов верующих ежегодно, была построена базилика святой Терезы. В Лизье, куда стекаются прихожане, дабы почтить память великой святой и набраться ее силы веры, храм начали строить в далеком 1929 году, через четыре года после ее канонизации. Строительство продолжалось вплоть до 1954 года, так как паломники к могиле Терезы шли неиссякаемым потоком, что несколько затрудняло строительные работы.

В итоге оказалось, что интерьер храма разрабатывали три поколения архитекторов: отец, сын и внук Кордоньеры. Базилика имеет высоту девяносто метров и длину более ста, все ее стены щедро украшены мозаикой, это второе по значимости святое место во всей Франции.

Несколько фактов о святой Терезе

  • 25 декабря 1886 года (как утверждала сама святая) она достигла единения с Богом, того, что сейчас называют состоянием просветления. Это случилось тогда, когда девушка увидела отца, тайно подкладывавшего подарки в рождественский носок (один из символов Рождества у католиков).
  • Всемирно известная мать Тереза Калькуттская взяла себе монашеское имя Тереза именно в честь маленького цветочка из Лизье, вдохновившись ее верой и силой любви к ближнему.
  • В 2011 году гробница с мощами Терезы Малой была выставлена в Израиле и находилась там около двух месяцев.
  • Ее последними, предсмертными словами стали: «Боже мой, я так тебя люблю!»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»