Нормативное закрепление принципа суверенного равенства государств. Международное право

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено исключительно при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить ϲʙᴏю внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, кᴏᴛᴏᴩый гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов".

Данный принцип закреплен также в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. Объективные закономерности международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению содержания принципа суверенного равенства государств. Отметим тот факт - что в современном международном праве он с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Уставом ООН. Позднее ϶ᴛᴏт принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства будут равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право ϲʙᴏбодно выбирать и развивать ϲʙᴏи политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно ϲʙᴏи международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в ϲʙᴏих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по ϲʙᴏему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Указание на связь между принципом суверенного равенства и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, кᴏᴛᴏᴩый лежит в основе международго сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо пробудет в области международных экономических отношений, где наиболее остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств. В последние годы на необходимость уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи с достижениями научно-технической революции, кᴏᴛᴏᴩые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это касается, например, проблемы непосредственного телевизионного вещания, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. п.

Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Важно заметить, что одним из примеров ϶ᴛᴏго

будет особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Встречаются утверждения, что нормальные международные отношения невозможны без ограничения суверенитета. Между тем суверенитет будет неотъемлемым ϲʙᴏйством государства ц фактором международных отношений, а не продуктом международного права. Никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на базе добровольности. Материал опубликован на http://сайт

В настоящее время государства все чаще передают часть ϲʙᴏих полномочий, кᴏᴛᴏᴩые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит ϶ᴛᴏ по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно увеличением количества объектов международно-правового регулирования. В ряде международных организаций государства-учредители отошли от формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, когда количество голосов, кᴏᴛᴏᴩым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств, связанных с оперативно-хозяйственной деятельностью международных организаций. Так, при голосовании в Совете министров Европейского Союза по ряду вопросов государства обладают неодинаковым количеством голосов, причем малые страны - члены ЕС неоднократно и на официальном уровне отмечали, что подобное положение способствует укреплению их государственного суверенитета. Принцип взвешенного голосования принят в ряде международных финансовых организаций системы ООН, в Совете Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др.

Есть все основания предполагать, что жизненно важная необходимость сохранения мира, логика интеграционных процессов и другие обстоятельства современных международных отношений приведут к созданию таких юридических конструкций, кᴏᴛᴏᴩые адекватно отражали бы данные реалии. При этом ϶ᴛᴏ ни в коей мере не означает умаления принципа суверенного равенства в межгосударственных отношениях. Передавая часть ϲʙᴏих полномочий международным организациям добровольно, государства не ограничивают ϲʙᴏй суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из ϲʙᴏих суверенных прав - право на заключение соглашений. Исключая выше сказанное, государстватрадиционно оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.

Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного равенства будет оставаться важнейшим элементом системы принципов современного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает ϲʙᴏбодное развитие каждого государства и народа.

Как уже отмечалось, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они будут взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. По данной причине особенно важно подчеркнуть тесную связь, существующую между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию. Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, по϶ᴛᴏму вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, представляющие собой попытку воспрепятствовать субъекту международного права решать ϲʙᴏи внутренние проблемы самостоятельно.

Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Стоит заметить, что оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к ϲʙᴏей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в т.ч. и их обязательства по Уставу ООН, будут критерием, кᴏᴛᴏᴩый позволяет правильно подходить к решению ϶ᴛᴏго сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства" не будет чисто территориальным

понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся исключительно к его внутренней компетенции. К примеру, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении данных событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.

Суверенитет не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. С другой стороны, увеличение числа вопросов, кᴏᴛᴏᴩые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия из сферы внутренней компетенции.

Сущность данного принципа составляет правило о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах международных организаций системы ООН, в учредительных документах (уставах) подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций.

В современном международном праве этот принцип с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства заключается в обеспечении равноправного участия в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) государства юридически равны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 г., но и уважать права, присущие суверенитету. Таким образом, в отношениях между собой государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами, право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Вместе с этим необходимо отметить, что юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН.

Суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Таким образом, никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

В настоящее время наблюдается следующая тенденция: государства передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. К примеру, в ряде международных организаций государства-учредители отошли от используемого ранее принципа формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, в соответствии с которым количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств.

В вышеупомянутой Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. Так, между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию, существует тесная связь. Понятие внутренней компетенции государства в теории вызывает споры, поскольку оно зависит от уровня развития международных отношений. В настоящее время принято соотносить внутреннюю компетенцию с международными обязательствами каждого конкретного государства.

Суверенитет как основное свойство, присущее государству, не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире, следовательно, говорить об абсолютном, ничем не ограниченном суверенитете нелогично.

Предыдущая

Принцип суверенного равенства государств - это правовая основа современного межгосударственного общения. Именно поэтому в Декларации 1970 года указанный принцип назван имеющим первостепенное и основополагающее значение. Согласно данному принципу, все государства равны в своих правах и обязанностях на международной арене, имеют равные возможности для реализации своей внутренней и внешней политики. Важно подчеркнуть, что действующее международное право устанавливает органическую связь между равенством государств и таким атрибутом, как суверенитет . Под суверенитетом в международном праве понимается верховенство государства в его внутренних делах и независимость в международных отношениях. Суверенитет как свойство государственной власти в одинаковой степени присущ любому государству, поэтому речь идёт не о фактическом равенстве государств, а лишь о суверенном равенстве. Государства равны между собой потому, что суверенитет каждого из них - величина постоянная. Как люди рождаются равными в силу самого факта принадлежности к данному биологическому виду, так и государства равны в силу обладания суверенитетом. Поэтому равны между собой лишь суверенные государства, а сам суверенитет, в свою очередь, немыслим без равенства субъектов международных отношений. Это - не софистика, а формула сложной диалектической связи между суверенитетом и юридическим равенством всех государств. Из этой формулы вытекает ряд важных следствий. Например, рассматриваемый принцип неприменим к отношениям между субъектами федерации, самоуправляющимися политико-территориальными образованиями, автономиями и суверенными государствами, так как лишь последние обладают суверенитетом в международно-правовом смысле этого слова.

Декларация 1970 года называет следующие элементы суверенного равенства государств:

1)все государства юридически равноправны;

2)каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3)каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4)территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

5)каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, экономическую и социальную систему;

6)каждое государство обязано добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Как видно из перечисленного, принцип суверенного равенства государств не может рассматриваться в отрыве от ряда других принципов международного права, так как суверенитет с необходимостью предполагает правосубъектность, свободное развитие, политическую независимость и т.д.

Заключительный акт 1975 года, раскрывая содержание принципа суверенного равенства государств, назвал ещё ряд прав, присущих государствам в силу суверенитета: участие в международных договорах, членство в международных организациях, осуществление юрисдикции, установление дипломатических отношений. Все перечисленные правомочия (как показывает практика, в том числе судебная, их перечень не является исчерпывающим) имманентно присущи государственному суверенитету; лишение любого государства какого-либо из этих прав признается грубым нарушением рассматриваемого принципа. Что касается Устава ООН, то в нем отдельно подчёркивается, что сама Организация Объединенных Наций и входящие в нее государства действуют на основе суверенного равенства всех её членов.


Закрепление принципа суверенного равенства государства известно и договорной практике Республики Казахстан. Например, в статье 1 Договора о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой от 23 сентября 1992 года закреплено, что стороны “...во взаимных отношениях выступают в качестве суверенных, равноправных государств”.

Анализ действующих международно-правовых документов и практики международных отношений показывает, что международное право закрепляет не фактическое, а юридическое равенство государств . С этой точки зрения, огромные различия между возможностями различных государств влиять на международные отношения и политику отдельных организаций не всегда противоречат принципу суверенного равенства государств. Например, у пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН гораздо больше правомочий, чем у остальных государств. Однако их особый статус закреплён действующим международным правом, он общепризнан и в известной степени сам является проявлением государственного суверенитета членов мирового сообщества. Иными словами, правовое положение постоянных членов Совета - это добровольное решение членов ООН, акт их суверенной власти. Поэтому неравенство государств в данном случае нельзя толковать как противоречащее принципу суверенного равенства. Аналогичное утверждение можно сделать и относительно различных международных организаций, в которых принята система так называемого взвешенного голосования. В таких организациях различный “вес” государств является свободным решением всех их членов. Наконец, не является отступлением от принципа суверенного равенства практика предоставления особых льгот и преференций наименее развитым и развивающимся государствам, так как она направлена на укрепление международного мира и безопасности, ликвидацию несправедливого экономического порядка. Нетрудно заметить, что аналогичные нормы присущи и национальному законодательству, которое провозглашает равенство граждан перед законом при различиях в их правовом статусе.

Вместе с тем, следует признать, что на практике принцип суверенного равенства государств неоднократно грубо нарушался. Призванный не допустить одностороннего политического лидерства в международных отношениях, этот принцип нередко становится помехой агрессивной внешней политике отдельных стран. Как правило, игнорирование данной императивной нормы международного права приводит к серьёзным осложнениям в международных отношениях.

Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в п.1 ст.2 Устава ООН, который гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех членов".

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1. Государства юридически равны;

2. Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4. Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать

свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6. Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права присущие суверенитету. Это означает, что во взаимоотношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, национальные законы и административные права.

К числу вышеперечисленных элементов принципа суверенного равенства государств мы можем отнести и право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет. Рассматриваемый принцип обеспечивает равное участие каждого государства в решении международных дел, однако следует учитывать, что юридическое равенство субъектов МП не означает их фактического равенства. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов СБ ООН. Т.е. между принципом суверенного равенства государств и их фактическим неравенством есть определенное противоречие. Это противоречие особенно резко проявляется на международных конференциях и международных организациях, где государства с небольшим населением и государства, население которых в тысячу раз больше, имеют каждое один голос. И тем не менее принцип суверенного равенства государств представляет собой один из краеугольных камней всей международной системы.

Принцип невмешательства .



Идея недопустимости одних государств в дела других возникла и утвердилась в процессе борьбы складывающихся наций за свою государственность, приведшей к созданию в Европе, а затем и в других частях света самостоятельных национальных государств. Принцип невмешательства формируется в период буржуазных революций. Наиболее существенная роль в этом принадлежит Французской революции конца XVIII в., следует, однако подчеркнуть, что в прошлом указанный принцип имеет ограниченное применение, поскольку МП во многих случаях допускает различные формы вмешательства во внутренние дела государств, включая вооруженные вмешательства.

Современное понимание принципа невмешательства в общей форме зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН и конкретизировано в международных документах: Декларации о принципах МП 1970 года, Законодательном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограничении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

В соответствии с Декларацией 1970 принцип невмешательства включает в себя следующие:

1. Закрепление вооруженной интервенции и др. форм вмешательства во внутренние дела государств, направленных против его политических, экономических и культурных основ.

2. Запрещение использования экономических, политических и др. мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;

3. Запрещение организации, поощрение, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

5. Запрещение применения силы для лишения народов свободно избирать формы их национального существования;

6. Право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств;



Следует учитывать, что понятие "внутренние дела государства" не являются территориальными понятиями. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к внутренней компетенции последнего.

Так, например, Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах какого-либо государства угрожают международному миру и безопасности, такие события, перестают быть внутренним делом данного государства и действия ООН в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.

Таким образом, никакое государство не вправе вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Формула эта имеет строгий и категорический характер, следует заметить, что вмешательство не может быть оправдано какой бы то ни было причиной.

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Общие принципы межгосударственного сотрудничества

К общим принципам межгосударственного сотрудничества относятся следующие.

Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств включает уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях. Эти две составные части данного принципа могут рассматриваться и как самостоятельные принципы международного права.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН, п.1 ст.2 которого гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Толкование этого принципа дается во многих международных документах, прежде всего в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г.

Принцип суверенного равенства государств сформировался в период перехода от феодализма к капитализму и стал одним из основных принципов международного права. Однако в старом международном праве наряду с принципами уважения государственного суверенитета имелись принципы, санкционировавшие его нарушение, прежде всего право государства на войну. Кроме того, принцип суверенного равенства, как и другие принципы международного права, распространялся только на цивилизованные государства. Он не применялся, во всяком случае в полном объеме, к государствам Востока, где «цивилизованные» государства не считались с суверенитетом этих государств (протектораты, вмешательство во внутренние дела, иностранные сетльменты, консульская юрисдикция, неравноправные договоры и т.д.).

В современном международном праве содержание принципа суверенного равенства государств расширилось.

Оно включает следующие положения:

  1. каждое государство обязано уважать суверенитет других государств;
  2. каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;
  3. каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  4. все государства юридически равны. Они имеют одинаковые права и обязанности как члены международного сообщества независимо от различий их экономических, социальных, политических систем;
  5. каждое государство является субъектом международного права с момента возникновения;
  6. каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, так или иначе затрагивающих его интересы;
  7. каждое государство обладает на международных конференциях и в международных организациях одним голосом;
  8. государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.

Естественно, что юридическое равенство субъектов международного права не означает их фактического равенства. Между принципом суверенного равенства государств и их фактическим неравенством есть определенное противоречие. Это противоречие с точки зрения принципов демократизма особенно резко проявляется на международных конференциях и в международных организациях, где государства с небольшим населением и государства, население которых в тысячу раз больше, имеют каждое один голос. И тем не менее принцип суверенного равенства государств представляет собой один из краеугольных камней всей международной системы и стоит на первом месте среди принципов Устава ООН.

Поскольку существование самостоятельных государств продолжает оставаться закономерностью общественного развития, принцип их суверенного равенства выступает одним из проявлений этой закономерности. Он направлен на обеспечение свободного развития каждого государства, против политики диктата и подчинения и служит щитом для малых государств. Рассматриваемый принцип обеспечивает равное участие каждого государства в решении международных дел.

Одновременно принцип суверенного равенства является гарантией для крупных государств, защищая от навязывания им воли малых государств, имеющих численное превосходство в современных общих международных организациях.

Принцип невмешательства

Принцип невмешательства, тесно связанный с принципом суверенного равенства государств, складывался в международном праве параллельно с ним.

Принцип невмешательства зафиксирован в Уставе ООН (п. 7 ст. 2). Авторитетное толкование этого принципа дается в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г. Согласно Уставу ООН запрещается вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Понятия «внутренние дела государства» или «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не являются территориальными понятиями. Не все, что происходит на территории данного государства, относится к его внутренним делам, например, нападение на иностранное посольство, статус которого определяется международным правом. В то же время многие отношения, выходящие за территориальные пределы государства, в сущности составляют его внутреннюю компетенцию. Так, договор, заключенный между двумя государствами, если он не затрагивает прав и интересов третьих государств, относится к внутренним делам договаривающихся сторон, в которые третье государство в принципе не имеет права вмешиваться.

Согласно Декларации 1970 г. принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства.

В соответствии с этой Декларацией данный принцип включает в себя следующее:

  1. запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;
  2. запрещение использования экономических, политических и других мер с целью добиться подчинения себе другого Государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;
  3. запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;
  4. запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;
  5. запрещение применения силы для лишения народов права свободно избирать формы их национального существования;
  6. право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств.

Содержание понятия «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» изменялось с развитием международного права. В процессе такого развития становится все больше дел, которые в определенной степени (и, как правило, не непосредственно, а через внутреннее право государств) подпадают под международно-правовое регулирование, следовательно, перестают относиться исключительно к внутренней компетенции государств. Например, положение индивидов, которое до недавнего времени полностью регулировалось внутригосударственным правом, подпадает теперь под международно-правовое регулирование. Хотя оно в основном продолжает входить во внутреннюю компетенцию государств.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Зарождение принципа самоопределения народов (наций) относится еще к периоду буржуазных революций. Однако этот принцип не стал общепризнанным даже в рамках европейского международного права. Существование колониальной системы, а также некоторых европейских многонациональных империй находилось в резком противоречии с принципом самоопределения наций.

Выдвинутый Октябрьской революцией принцип самоопределения наций и народов понимался гораздо более широко. Он распространялся на все народы мира (см. Декрет о мире). Этот принцип реально был направлен, прежде всего, против колониальной системы. Поэтому он встретил решительное сопротивление колониальных держав. В результате данный принцип лишь почти через 30 лет стал нормой общего международного права.

Широкое демократическое и национально-освободительное движение, вызванное борьбой против фашизма во Второй мировой войне, обеспечило включение принципа самоопределения народов в Устав ООН. Хотя и в весьма общих формулировках, этот принцип нашел отражение в ряде постановлений Устава и, таким образом, был закреплен как один из основных принципов современного международного права.

В послевоенный период велась ожесточенная борьба за реализацию рассматриваемого принципа, за его конкретизацию и развитие. Борьба шла широким фронтом прежде всего на обширных территориях Африки и Азии, где колониальные народы один за другим восставали против иностранного господства, в Организации Объединенных Наций, в политической и правовой доктринах.

При разработке пактов о правах человека в ООН колониальные державы решительно сопротивлялись включению в них принципа самоопределения наций и народов в более развернутой формулировке, чем это записано в Уставе ООН. Некоторые представители зарубежной доктрины международного права пытались доказать, что этот принцип вообще не является принципом международного права.

Однако в результате продолжавшегося изменения ситуации в мире принцип самоопределения народов получил дальнейшее развитие. Это отразилось в ряде международных документов, из которых наиболее важны Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., ст.1 Пактов о правах человека и Декларация о принципах международного права 1970 г., в которых дается развернутое определение содержания принципа равноправия и самоопределения народов.

  1. все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;
  2. все государства обязаны уважать это право;
  3. все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;
  4. все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;
  5. в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;
  6. запрещается подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения наций и народов не означает, что нация (народ) обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или государства, объединяющего всю нацию. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность.

Отсюда следует также, что рассматриваемый принцип не предрешает международно-правового статуса той или иной нации (народа). Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в международных отношениях в качестве субъекта международного права.

Таким образом, от свободного решения самой нации, самого народа должно зависеть создание государственного образования - субъекта международного права. Как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление иного политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления народом права на самоопределение.

В настоящее время, особенно в связи с распадом Советского Союза и Югославии, остро встал вопрос о соотношении права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится: «Ничто... не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств».

Несомненно, что каждый народ имеет право на свободное решение своей собственной судьбы. Но в ряде случаев этот принцип используется экстремистами, националистами, рвущимися к власти и жаждущими для этого раздробления существующего государства. Выступая от имени народа, при этом не имея никаких полномочий на это, разжигая оголтелый национализм и вражду между народами, они пытаются разваливать многонациональные государства. В большинстве случаев такие действия противоречат истинным интересам народов данного государства и ведут к разрыву сложившихся веками экономических, семейных, культурных, научно-технических и других связей, а также направлены против общей интеграционной тенденции мирового развития,

Принцип сотрудничества государств

Принцип сотрудничества государств представляет собой результат углубления международного разделения труда, широкого развития международных экономических и других связей в современную эпоху. Экономическая и политическая необходимость сотрудничества государств для обеспечения международного мира и безопасности, развития производительных сил, культуры, охраны природы и т.д. породила этот юридический принцип.

Рассматриваемый принцип пронизывает Устав ООН от начала до конца. Статья 1, перечисляя цели Организации, главной из которых является поддержание международного мира и безопасности, устанавливает, что ООН должна «быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».

Развивая положения Устава, Декларация о принципах международного права 1970 г. следующим образом определяет содержание принципа сотрудничества государств:

  1. государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;
  2. сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;
  3. государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Заключительный акт общеевропейского Совещания 1975 г. конкретизирует содержание этого принципа применительно к положению в Европе.

Принцип уважения прав человека

Отдельные нормы о защите прав человека появились еще в старом международном праве. К ним относились запрет работорговли, постановления некоторых международных договоров о защите национальных меньшинств и др. В 1919г. была создана Международная организация труда (МОТ), объявившая своей целью улучшение условий труда.

Вторая мировая война поставила со всей остротой вопрос о необходимости международной защиты прав человека. Принцип уважения основных прав и свобод человека был зафиксирован, хотя и в весьма общей форме, в Уставе ООН. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, и в рамках ООН началась подготовка международных Пактов о правах человека, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.

Принцип уважения прав человека получил воплощение и развитие также в ряде специальных конвенций, принятых в рамках ООН или ее специализированных учреждений.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. нет принципа уважения прав человека, но, как уже указывалось, перечень принципов, содержащихся в ней, не является исчерпывающим. В настоящее время практически никто не оспаривает существование данного принципа в общем международном праве.

В Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г. название этого принципа сформулировано так: «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

В Парижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г. подчеркивается, что уважение основных прав и свобод человека - «первейшая обязанность правительства» и что «их соблюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливости и мира».

  1. все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;
  2. государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;
  3. государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств относится к числу наиболее старых основных принципов международного права.

Этот принцип закреплен в Уставе ООН. В его преамбуле подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться... уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Устав обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу международные обязательства (п. 2 ст. 2).

Рассматриваемый принцип закреплен также в Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других международно-правовых документах.

Названный принцип распространяется на все международные обязательства, вытекающие и из международных договоров, и из обычных норм, а также из обязательных решений международных органов и организаций (международных судов, арбитражей и др.).

Как общая норма международного права указанный принцип включает более конкретные нормы. Среди них добросовестность и неукоснительность выполнения международных обязательств, недопустимость ссылок на положения внутреннего права в оправдание их невыполнения, недопустимость принятия обязательств в противоречие с уже действующими обязательствами с третьими государствами. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств включает запрещение произвольного одностороннего отказа или пересмотра международных обязательств.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»