Что значит верба. Почему верба стала одним из символов Пасхи

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

За неделю до Пасхи христиане отмечают великий праздник - Вход Господень в Иерусалим. Жители Иерусалима приветствовали Христа пальмовыми ветвями, устилая ими его путь. Именно так в те времена было принято встречать царей, и таким образом люди выражали свое признание божественности Христа, свою веру в него. Пальмовые ветви - это символ победы, и народ встречал Иисуса как Царя, победившего смерть - ведь он незадолго до этого воскресил из мертвых своего друга Лазаря. Народ восклицал: "Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!"

На Руси пальмы не растут, и с принятием христианства пальмовые ветви заменило растение, которое первым зацветает в наших краях - верба .

Выбор вербы как символа праздника, вестника Пасхи, не случаен. Вербу почитали на Руси с давних времен и верили в ее животворные и магические свойства, что она защищает от порчи и сглаза. Поэтому верба издавна использовалась в обрядах, с ней связаны различные традиции и поверья. Целебные качества вербы также известны давно и применяются по сей день. Неудивительно, что именно верба заменила собой пальмовые ветви с принятием на Руси христианства. Верба стала символом весны, возрождения, радости, божественного воскресения, символом победы Иисуса над злом.

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим (в предпасхальное воскресенье) в православных храмах освящают веточки вербы, окропляя их святой водой. Освященные ветки принято хранить весь год, украшать ими иконы в доме.

В народе считалось, что освященная верба обладает целебными свойствами, оберегает от нечистой силы. Поэтому веточками вербы прикасались к людям, желая им здоровья, их ставили у изголовья больных, а детей ими даже легонько стегали, чтобы росли здоровыми и не болели.

Распускающиеся почки вербы использовали как лекарство от болезней.


Ветки вербы развешивали в углах комнат, украшали ими иконы в красном углу. Считалось полезным съесть несколько почек вербы перед началом серьезного дела, чтобы ему сопутствовал успех.

Вербу укрепляли над входом в помещения для домашнего скота и птицы, вешали в сараи и амбары. В Вербное воскресенье ветками стегали домашний скот, чтобы не болел и давал хороший приплод. Первый выгон скота на пастбища обязательно проводился ветками вербы. Считалось, что скот в этом случае не отравится ядовитой травой, не заблудится и не станет жертвой воров или хищных животных.

При начале пахоты веточку вербы втыкали в первую борозду. В некоторых регионах измельченные почки вербы добавляли в семена при посеве. В саду ветки вербы привязывали к плодовым деревьям или втыкали в землю под ягодными кустами.

В некоторых местностях освященные веточки ставили в руки умерших как символ того, что они, как Иисус Христос, победят смерть и воскреснут.

Пасха всегда приходится на весну. Если весна – это пробуждение земной жизни, то Христос даровал нам жизнь вечную. Каждый год мы переживаем Воскресение Христово, приуготовляясь к этому главному событию Священной истории, следуя по церковному годовому кругу. И этот год не исключение, снова весна, снова Великий пост.

В праздники оживают события Священного Писания, мы становимся соучастниками отдаленной от нас веками Евангельской истории. Они прочно переплелись с традициями нашей духовной культуры, став единым целым. Пасха, весна. Именно весна является началом времени и началом жизни. Сотворенный Богом мир, видимый и невидимый, и человек, не уберегший Божьего дара, тем самым, лишившись жизни вечной.
Природа – удивительная книга бытия Божьего мира, которую населяют его творения: животные и растения, поэтому их образ стал наполняться и духовным смыслом, они имеют важное значение в ряду христианских символов. Достаточно вспомнить пшеницу и смоковницу, сам Христос образно уподоблял себя виноградной лозе. Виноградное вино стало символом крови Христовой, а хлеб — Его тела. Елка стала символом Рождества Христова, неотъемлемым атрибутом этого праздника. Веточки русской березки сразу напомнят нам о Святой Троице, мысленно перенеся нас под сень Мамрийского дуба и в сионскую горницу.

Предпасхальная последняя седмица Великого поста – Страстная. Ее предваряет Неделя Ваий (цветоносная), называемая у нас вербной, и праздник Вход Господень в Иерусалим, который в русской традиции называют Вербное воскресенье. Словосочетание «символ вербы» созвучен с Символом Веры. Действительно, верба символизирует нашу веру, выражающую признание Христа Богом и Царем. Именно так, согласно Евангельскому повествованию, Его встречали при входе в Иерусалим:

«Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 8-9)

По утрам еще морозит, но весь день стоит тепло

Солнце льет лучи на землю ослепительно светло.

И, как весть весны пришедшей, под дыханьем теплоты,

Расцвели и запушились вербы белые цветы.

Верба, верба – наша пальма – ты на вид совсем проста!

Но тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.

Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь

Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь.

М. Стремин

В советское время была уже другая эпоха со своими праздниками, обрядами и символами. С беспощадностью изгонялись и трансформировались обычаи далекой старины. Так постепенно религиозное значение вербы стало просто символом прихода весны, как в этих стихотворениях для детей советской поры:

Верба, верба, верба

Верба зацвела.

Это значит верно,

Что весна пришла.

Агния Барто «Апрель»

Изменилось символическое значение вербы. Это хорошо видно и на примере поздравительных открыток. С пасхальных открыток она переместилась на открытки, посвященные уже другому празднику – 8 Марта.

Но, став атрибутом праздника новой эпохи, верба все равно осталась символом весны, символом пробуждения природы, а значит зарождения новой жизни. Верба продолжала вдохновлять поэтов, и в душах людей к ней сохранялось особое трогательное теплое отношение, и чувство нежности. Видимо, она подспудно напоминала, что этот мир, несмотря на изменившиеся отношение людей, все так же оставался чудом Божьего творенья, ибо не во власти человека его полностью изменить.
Вновь обретая веру, мы обретаем с ней и забытые духовные традиции, с которыми к нам возвращается их истинный религиозный смысл. Так и с нежной пушистой вербой в руках мы обретаем ее истинный символ — символ нашей веры, что Христос Воистину Воскрес!

Кирилл Милюхин

Верба - распространенная обитательница русской земли и священное дерево христиан. Она давно стала символом весны и праздника Вербного воскресенья. Дерево означает приближение Пасхи.

Верба


Верба - вестник радости
в ореоле святости
и, как праздник, светлая,
как мечта заветная.
Мягкая и нежная
вся в ворсинках бархата.
Как весна безгрешная,
на добро распахнута.

Вербное воскресенье - один из важных для христиан праздничный день. Он считается символом признания Иисуса Мессией. Атрибутом праздника стали вербовые ветви, которые освящают при богослужении, а потом украшают иконы и окна своего дома.

Праздник связан с торжественным въездом Иисуса Христа в Иерусалим.

Про вербное воскресение

Мрак у любых невзгод преодолим!
Прислушайся, услышишь голос Свыше.
Как Иисус входил в Иерусалим,
Пусть входит мир, с добром под ваши крыши.
На тонких ветках будто бы шмели
Расселись роем этим днем весенним,
И Благовест во все концы земли
Нам греет душу Вербным воскресеньем.

В шестое воскресенье Великого поста, в предшествующее Пасхе воскресенье, Православная русская церковь празднует торжественный вход Иисуса в Иерусалим. Этот день известен как Вербное воскресенье . Торжественный вход в Иерусалим был Господним вступлением на путь страданий крестных. Об этом событии в своих Евангелиях повествуют все четверо евангелистов - Марк, Лука, Матфей и Иоанн.

Исторические корни этого события уходят в те времена, когда у евреев существовал обычай встречать торжественными окликами с пальмовыми ветвями в руках победителей, въезжавших на конях или ослах в Иерусалим. Именно так въезжал Христос, но не как земной царь или победитель, а как Царь неземного мира, как победитель смерти и греха. Войдя в Иерусалим, в ожидании страданий и смерти на кресте, Христос показал людям путь спасения от рабства греха.

Шумно приветствующая его толпа, ждет от него, прежде всего, спасения от оккупантов римлян, но не как не от пут духовных грехов. Видя заблуждение радужно встречающих его, не отклоняя восторгов толпы, Христос пытается найти совсем иное - обращение сердец людских к любви, доброте, Богу.

Символ праздника - ветви ивы и вербы

В России, символом пальмовых ветвей, которыми народ еврейский приветствовал Христа, стали ветви ивовых деревьев - ивы, вербы, ветлы, распускающихся первыми весной. Поэтому и праздник Вербное воскресенье имеет именно такое название. Настоящее его название - Неделя Ваий, вход Господень в Иерусалим или Цветоносное воскресенье. Ветви вербы должны помочь верующему упорядочить и очистить свои мысли. Задуматься о значимости и ценности благ духовных и земных.

Праздник Вербного воскресенья стал с 16 века особенно почитаемым и пышно празднуемым в Москве. По определенному маршруту организовывался Крестный ход (от Успенского собора до собора Василия Блаженного), на лобном месте проводилось установленное молитословие. По существовавшей в то время традиции кроме ношения во время Крестного хода крестов и икон, на санях возилось огромное дерево, украшенное плодами фиников, изюма и т.д. Стоимость таких деревьев (обычно немецкой работы) была достаточно высокой - несколько сотен рублей. По окончанию Крестного хода, дерево и украшение саней отдавали народу. В 1678 году дорогостоящее дерево заменили три воза вербы, которые приобретались Приказом для раздачи людям в Успенском соборе.

Обычаи и приметы праздника

Существовал обычай - по приходу из церкви бить вербными веточками родителям своих детей, приговаривая при этом: «Не я бью - верба бьет. Верба хлест - бьет до слез». По верованиям это способствовало лучшему росту детей. Вербой хлестались не только дети, но и скотина.

Существует немало народных примет и поверий, связанных с этим праздником.

Ветер, дующий в этот день, будет преобладающим на протяжении всего лета.

Яркий, солнечный день, хорошая погода в Вербное воскресенье - к богатому урожаю фруктов и злаков.

Ветреная или морозная погода в Вербное воскресенье - к хорошему урожаю яровых.

Распустившиеся почки вербы обладают магической силой и целебными свойствами. Их глотание предохраняет от болезней, прогоняет хворь, излечивает женское бесплодие.

Брошенная в огонь ветка вербы - усмиряет пламя, брошенная против ветра - предотвращает бурю. Поставленный на подоконник пучок освященной вербы - усмиряет град.

Испеченные в этот день хозяйкой орехи из теста, наделяют здоровьем домочадцев и животных.

Колышек освященной вербы, вбитый в стену дома, прогоняет у вбившего его природную человеческую робость.

Хранится освященная верба до следующего года. В этот день разрешается употребление рыбных блюд (несмотря на Великий пост). Желательным является украшение веточками вербы своего дома.

Какие символические значения имеет образ ивы в традиционных культурах Востока и Запада? Как и почему ива связана с мотивом смерти и погребальными культами? Что символизирует ива в христианской традиции, в том числе в русском православии?

Ива (плакучая ива)

Ива – растение, которое распространено во многих странах и в различных климатических зонах. Благодаря этому, а также ее нарядному и выразительному внешнему виду, особым качествам древесины и лечебным свойствам ива была мифологизирована и опоэтизирована в многочисленных культурах. У различных народов это дерево имело свои собственные культурно-мифологическое толкования, зачастую противоположные.

Ива (верба) в мифологии и народных традициях

Востока и Запада имеет не совсем одинаковые значения, хотя основные смысловые позиции в целом совпадают.

Древний Восток

прежде всего видел в этом дереве женское плодородное начало и знак природной силы. При этом многие восточные этносы ассоциировали иву со смертью и похоронами. Однако в этой антиномичности значений нет ничего необычного, ведь жизнь и смерть в любых верованиях идут рядом, порождают друг друга.


В шумеро-аккадской традиции и Вавилоне это дерево считалось заговоренным и связывалось с лунными божествами, которые покровительствуют женщинам, особенно роженицам. В древнем Аккаде иву видели Мировым Древом и ассоциировали с Зевсом-создателем. А в Вавилоне, где было множество плакучих ив (которые впоследствии стали так и называть: вавилонскими), их из-за красоты считали праздничными деревьями веселья, удачи и счастья и посвящали богу плодородия и пастухов Таммузу.

Древние китайцы считали иву прежде всего деревом весеннего расцвета природы и женского начала (Инь), в том числе сексуальности. Юную девушку в народной поэзии нередко сравнивают с ивой – знаком грациозности, очаровательной кротости и женственности. Во время весенних деревенских праздников китаянки вплетали в волосы ивовую веточку, чтобы добавить себе привлекательности для противоположного пола и одновременно – защититься от злых сил. Это дерево считалось также оберегом от демонов. Посохи из него государственным чиновникам, которые переводились по долгу службы в другую провинцию, дарили их друзья для защиты от недоброй энергии новых мест. А влюбленные перед разлукой обменивались магическими знаками из ветвей ивы. Они должны были защитить их любовь от коварной нечисти и сохранить силу чувства. Кроме того, ива считалась деревом богини покровительницы женщин, материнства, любви, красоты и милосердия Гуань-инь. Она изображается с ивовой веткой, которой окропляет мир вокруг себя живой водой. Эта вода дает миру силы, как и листья ивы, содержащие укрепляющее и взбадривающее вещество – танин. Отвар из них пили китайские крестьяне.

На Тибете тоже почитали иву как защитницу от злых духов. Ее ветки вешали перед входом в жилище и на стенах внутри него. В такой дом, по мнению людей, чаще заглядывали счастье, добро и удача. А омытые водой листья ивы, по убеждению тибетцев, могли очистить тело и карму. Лекари были убеждены, что с помощью ивовой древесины можно избежать слепоты и улучшить зрение, а листва может спасти от дизентерии, излечить ревматизм и зоб.

Японцы видели иву (особенно плакучую) олицетворением кротости и одновременно – терпения и упорства, так как даже сильная непогода не может сломать гибкие ветки этого дерева. Древняя японская мифология подчеркивала, что позвоночник самого первого человека был сделан из ивового прута, так что дерево это – родня людей, и к нему можно обратиться с просьбой о помощи.

Мать-Богиня бурятов , сотворившая Землю и поставившая ее на спину Кита, зародилась у корней Золотой Ивы – Мирового Древа, которое было до всего сущего.

У киргизов, таджиков, узбеков и некоторых других этносов Средней Азии ивовые посохи были атрибутами погребального обряда. Старейшины рода (а иногда и все его взрослые представители мужского пола) во время похорон шли на кладбище, опираясь на эти посохи и плача. После того, как могила была почти полностью закрыта, их забрасывали в боковую камеру захоронения, чтобы скорбь оставалась там. Иногда посохи втыкались в могилу, и считалось добрым знаком, если они со временем приживались и превращались в дерево.

Богиня покровительница женщин, материнства, любви, красоты и милосердия Гуань-инь.

Канзаши - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах, имитирующие цветущие растения, в том числе иву.

Японский сад. Гравюра.

Европейские мифологические системы

тоже придают образу ивы важные значения. Они связывают данное дерево с появлением человека, его защитой от сил тьмы и со смертью.


Скандинавская мифология рассказывает о том, что великие асы создали первых людей из дерева. Как-то боги гуляли по морскому побережью и нашли две колоды – ясеневую и ивовую. Из ясеня они сотворили Аска – мужчину, а из ивы Эмблу – женщину. Так ива и осталась у северных европейцев женским деревом, связанным с продолжением рода.

Древнегреческой Артемиде, богине луны, живительных сил природы и одновременно смерти, посвящали ивовые прутья. Они считались символами деторождения, которому покровительствовала Артемида. В Спарте же эти священные прутья использовали для особого жертвоприношения юношеской кровью. У главного храма богини будущих молодых воинов подвергали жестокому испытанию: порке розгами из ивы. Как бы ни хлестала кровь из растерзанных тел, юноши не должны были издавать ни одного жалобного звука. Некоторые из них даже молча умирали на жертвенных помостах, что было большой честью для их рода.

Эллины считали иву также деревом подземного мира и его богов. Плакучие ивы фигурировали при описании ландшафта царства теней: они росли по берегам рек Леты, Коцита, Стикса и Ахеронта. Один из жезлов бога Аида, по преданиям, был сделан из ивовой древесины, а супруга Аида Персефона иногда изображалась с пучком ивовых веток в руке. В ритуалах, посвященных богине лунного света и колдовства, владычице чудовищ Гекате также фигурировали ветви ивы. Магическое курение Гекаты, вызывавшее вещие видения и дающий благословение богини, в свой состав включает кору этого дерева. Очевидно, такую связь с миром мертвых плакучая ива получила из-за своих печально опущенных ветвей. Поэтому у греков оно стало деревом плача и скорби. Его, наряду с кипарисом, принято было высаживать у могил. А ивовые венки надевали на головы во время похорон в знак глубокого горя. Однако ива была в античном мире и деревом исцеления, так как ее очень любил бог врачевания Асклепий (Эскулап), который считал лекарство из коры ивы полезным при многих заболеваниях.

У славян ива (ветла, ракита и верба, так как их отождествляли друг с другом) почиталась с незапамятных времен. Она использовалась в многочисленных обрядах, в первую очередь связанных с приходом весны. Ива – первое дерево, которое пробуждается после холодов. Оно считалось священным растением солнечного Ярилы. Славяне верили, что это дерево обладает огромной силой, поэтому всегда охотно носили на теле амулеты, сплетенные из его ветвей. Народные целители были убеждены, что ива является проводником целительного волшебства. Больного лихорадкой, например, знахари опоясывали соломенным жгутом, который после при чтении нужных заклинаний повязывали на ствол молодой вербы. Так недуг переходил от человека к дереву. Белорусы же считали старые дуплистые вербы прибежищем нечистой силы. Другие славяне тоже утверждали, что в полнолуние на ветках ракит, растущих по берегам водоемов, может гнездиться всякая нечисть. Особенно любят на них кататься русалки. Но в праздник Коляды перевясла из ивовых ветвей становятся очистительными знаками этого солнечного бога земледельцев.

Эмбла - сотворенная богами из ивы женщина. Скандинавская мифология

Ива, ветла, ракита - символ Мирового Древа

Ива - славянский языческий символ водяной магии и нечисти.

Образ ивы в иудаизме и христианстве

во многом сохранил свои значения, особенно в народной культуре.


У представителей иудаизма это дерево считалось скорбным. В Библии описаны рыдания иудеев, изгнанных со своей земли. Они развесили на ветки плакучих вавилонских ив арфы и причитали о своей участи.

Христианское понимание ивы носит не менее символический характер. Прежде всего, данное растение ассоциируется с подвигом девственности (так как представлялось, что оно не способно давать вызревшие семена, то есть не оплодотворяется). Поэтому в средневековой Европе ива отождествлялась с монашеским выбором целомудрия. То, что данное дерево продолжает расти, даже если ветки его спиливают и обламывают, сделало возможным его сравнение с Христовым Евангелием. Оно распространяется среди разных народов, и суть его все также остается неизменной. То, что ива может без труда расти и размножаться почти в любых климатических условиях и ее нелегко уничтожить, делает ее символом вечного возрождения. Поэтому это дерево часто сажают на христианских кладбищах как знак надежды на вечную жизнь души.

На Руси праздничные богослужения, посвященные входу Иисуса в Иерусалим, не обходятся без освящения веток вербы. Они заменяют пальмовые за неимением последних, являются символами божьей славы и силы. Вербное воскресенье – один из самых светлых праздников Русской Православной Церкви. Освященные в этот день вербы, в народных представлениях, имеют большую силу и несут радость, бодрость и здоровье. Ими, например, принято легонько хлестать детей, чтобы они не болели и хорошо росли. Считается, что такая верба защищает от нечистой силы, излечивает многие болезни, делает обильным урожай и приплод скотины. Она может прекратить бурю и потушить пожар, защитить посевы от града, если в поле воткнуть крестик из вербовых веточек. На свадебных торжествах молодые прятали в своих венчальных нарядах освященную вербу, которая должна была уберечь их от дурного глаза и колдовства.

Древо Жизни. Большая Синагога. Будапешт

В БИБЛИИ ОПИСАНЫ РЫДАНИЯ ИУДЕЕВ, ИЗГНАННЫХ СО СВОЕЙ ЗЕМЛИ. ОНИ РАЗВЕСИЛИ НА ВЕТКИ ПЛАКУЧИХ ВАВИЛОНСКИХ ИВ АРФЫ И ПРИЧИТАЛИ О СВОЕЙ УЧАСТИ.

Символика ивы имеет древнюю историю развития

и связана со многими другими традиционными мифологическими и религиозными образами, о которых Вы можете прочитать на сайте компании "Данила-Мастер" . Там же расположен и обширный каталог моделей памятников из карельского габбро-диабаза.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»