Михаил денисенко филарет. Филарет отверг возможность воссоединения упц кп с московским патриархатом

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Глава самопровозглашённой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет во время воскресной проповеди 22 марта заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса не является грехом.

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России, — заявил Филарет, — Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сёстры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!»

Филарет. Фото: РИА Новости

Подобные высказывания церковного иерарха, который, казалось бы, должен призывать к миру, могли бы удивить, если не знать, что самозваный патриарх Филарет поддерживает карательную операцию в Донбассе фактически с самого первого дня.

Во время недавнего визита в США киевский патриарх призвал американские власти начать поставки оружия на Украину, попутно наградив церковным орденом Святого князя Владимира I одного из самых известных вашингтонских «ястребов» Джона Маккейна.

В феврале 2015 года Филарет объявил грехом уклонение от мобилизации в украинскую армию, тем самым помогая киевским властям пополнять запасы «пушечного мяса».

Обвиняемую в причастности к убийству российских журналистов украинскую наводчицу карательного батальона Надежду Савченко , находящуюся в российской тюрьме, Филарет 1 марта 2015 года наградил церковным орденом святого великомученика Георгия Победоносца «за борьбу со злом».

Паренёк из Донбасса

Людям, не посвящённым глубоко в новейшую историю и современные реалии православной церкви на постсоветском пространстве, подобные поступки киевского иерарха могут показаться кощунственными и недопустимыми.

Но дело в том, что служители церкви — такие же люди, как и все остальные, и количество негодяев, клятвопреступников и откровенных подонков в среде священников не отличается принципиально от количества подобных лиц в других сферах деятельности.

Самозваный киевский патриарх Филарет является самым ярким тому примером.

Филарет, в миру Михаил Антонович Денисенко , родился там, где сегодня, в том числе и с его благословения, льётся кровь — на земле Донбасса. Сын шахтёра Миша Денисенко появился на свет 23 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области.

Окончив школу, набожный юноша решил связать свою жизнь со служением церкви. Для этого как раз наступило удачное время, благодаря смягчению официальной позиции советской власти по отношению к религии.

В 1946 году Денисенко поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, на что, строго говоря, не имел права — поступать на учёбу в подобные заведения в СССР можно было только с 18 лет. Однако и здесь ему повезло — на недостаток лет власти закрыли глаза.

Спустя два года Михаила Денисенко принимают на учёбу в Московскую духовную академию.

На втором курсе академии педагоги отмечают его и сулят большую карьеру. Началом её стало пострижение в монашество под именем Филарет. После этого новоявленный монах Филарет получает свою первую должность и становится исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

Филарет. Фото: РИА Новости

«Утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой»

В 1952 году, 23 лет от роду, Филарет по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии.

Его дальнейшая карьера сопоставима со взлётом Стива Джобса — в консервативной церковной среде он за 14 лет прошёл путь от выпускника академии до архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины и постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви. Тех высот, каких Филарет достиг к 37 годам, многие священники не достигают за всю долгую жизнь.

Выделяло Филарета то, что он практически не имел проблем со светскими властями. Подобное выглядело невероятным в условиях, когда жизнь церкви находилась под жёстким контролем государства.

Сам Филарет в 2012 году в одном из интервью намекнул на то, почему так происходило, заметив, что «в советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой, был связан».

Намёк оказался настолько прозрачным, что подчинённым Филарета пришлось срочно оправдываться за шефа. «Нигде и никогда патриарх Филарет не говорил, что он был агентом КГБ. Он говорил и продолжает говорить о том, что в СССР было невозможно заниматься церковной деятельностью без контактов с государственной властью, в том числе с КГБ», — заявил глава информационного управления УПЦ КП архиепископ Евстратий.

Церковный хозяин Украины

Как бы то ни было, карьера Филарета была совершенно безоблачной. Он ездил в зарубежные командировки, представляя РПЦ на различных религиозных форумах, а в 1979 году был удостоен советского Ордена Дружбы народов с формулировкой «за патриотическую деятельность в защиту мира».

Верующей Украиной Филарет правил железной рукой, подавляя всех недовольных и несогласных с его политикой при полной поддержке государства.

Украине, в которой советская власть после войны собрала в лоно единой православной церкви все разношерстные течения, включая даже греко-католиков, нужен был церковный диктатор, который сможет удержать ситуацию под контролем — по всей видимости, так рассуждали представители партийных органов, поддерживая Филарета.

Его же самого контролировать было достаточно просто — церковный иерарх любил жизнь несколько больше, чем положено монаху. «Несколько больше», в частности, заключалось в том, что Филарет практически открыто жил с женщиной, о чём было хорошо известно в церковных кругах.

Во второй половине 1980-х спокойная жизнь Филарета на Украине кончилась. Затеянная Михаилом Горбачёвым перестройка сказалась и на церкви. Греко-католики начали требовать возвращения им храмов и полной независимости, оживились и представители других течений православия.

Сам Филарет, однако, в этой каше вариться уже не хотел. Его амбиции достигли высшей отметки — он мечтал занять место Патриарха Московского и Всея Руси.

«Как решит Собор, так и будет»

Здоровье патриарха Пимена к тому времени серьёзно пошатнулось, и вопрос о преемнике вышел на первый план.

Если бы Пимен ушёл в мир иной лет на пять раньше или перестройка задержалась бы на этот же срок, Филарет, скорее всего, добился бы желаемого. Его деятельность на Украине вполне устраивала светские власти, он великолепно умел выполнять указания и вполне подходил для роли патриарха в реалиях эпохи застоя.

На беду Филарета, Пимен умер в 1990 году, когда советский режим окончательно ослабил хватку, и вопрос о новом патриархе был полностью отдан на откуп самим представителям церкви.

Влияния Филарета хватило на то, чтобы получить пост патриаршего местоблюстителя, то есть, говоря светским языком, и. о. патриарха до выборов.

Но дальше начались проблемы. Недовольство его методами управления и дурная репутация в плане моральной устойчивости привели к тому, что имя Филарета его сторонникам только с огромным трудом удалось включить в списки кандидатов.

Как утверждал свидетель тех событий, ныне покойный митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим , накануне Поместного Собора РПЦ, где должно было состояться решающее голосование, Филарет отправился на приём к главе Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову , сказав тому, что ЦК КПСС утвердило его кандидатуру на пост патриарха. В ответ Лукьянов развёл руками: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет».

Филарет. Фото: РИА Новости

7 июня 1990 года Поместный Собор «прокатил» Филарета самым жёстким образом — он даже не попал в финальный тур голосования, с 66 голосами уступив митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (107 голосов) и митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, будущему патриарху (139 голосов).

Для Филарета это поражение стало сильнейшим ударом. Но он достаточно быстро оправился, оценил обстановку и понял, что имеет шанс взять реванш.

«Богом данный Украине»

Для начала он подал прошение о предоставлении Украинской Православной Церкви широкой автономии под эгидой Московского Патриархата, объясняя это необходимостью реагировать на вызовы времени.

Филарету пошли навстречу: в октябре 1990 года Архиерейский собор РПЦ преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему присваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Таким образом Филарет утвердился в качестве церковного первоиерарха Украины и стал ожидать развития политических событий.

После распада Советского Союза Филарет решил, что его звёздный час настал: если ему не удалось стать главой Московского Патриархата, значит, нужно создать новый, Киевский патриархат.

Горячую поддержку Филарет обрёл в лице первого украинского президента Леонида Кравчука, спешившего отделиться от России везде, где только можно. Силовую поддержку Филарету, когда дело дошло до отъёма храмов и другой собственности у тех, кто остался верен Московскому Патриархату, оказывали боевики украинских националистических организаций.

Осенью 1991 года Филарет пытался добиться автокефалии, то есть полной независимости от РПЦ, обращениями к патриарху Алексию II. Без «визы» московского патриарха церковную независимость Киева не признает никто в православном мире.

В Москве после долгих споров пришли к выводу, что автокефалия УПЦ на данном этапе к церковному миру не приведёт. Самого же Филарета обвинили в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине.

Филарет признал ошибки, покаялся и дал крестную клятву по возвращении в Киев подать в отставку. Покаяние произвело впечатление на участников собора: предполагалось, что после отставки Филарет сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.

Клятву перед крестом Филарет принёс по требованию украинских иерархов, хорошо знавших истинную цену словам своего «шефа».

Сомневавшиеся иерархи не ошиблись. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

Филарет. Фото: РИА Новости

Анафема

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви».

Но Филарета уже было не остановить. 25 июня 1992 года в Киеве было объявлено о создании Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, в которую вошли иерархи, поддержавшие Филарета, а также Украинской Автокефальной Православной Церкви, после войны действовавшей за границей. Первым Патриархом новой церкви стал не Филарет, а 94-летний Патриарх УАПЦ Мстислав , племянник Симона Петлюры , до церковной карьеры успевший послужить адъютантом у дяди.

Впрочем, в реальности лидером УПЦ КП оставался Филарет, формально ставший патриархом новой структуры только в 1995 году.

На Украине произошёл полноценный церковный раскол, когда в стране оказалось две православных церкви - филаретовская УПЦ КП и УПЦ МП, оставшаяся в лоне Русской Православной Церкви.

Опираясь на поддержку официального Киева, Филарет активно наступал на оппонентов, отбирая у них храмы и имущество, взамен «божьим словом» благословляя все начинания украинских властей.

21 февраля 1997 года Архиерейский Собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал анафеме. Впрочем, Михаила Денисенко никакой анафемой не смутишь. Он добился того, чего хотел — стал Патриархом, а цена вопроса его никогда не интересовала.

На пороге высшего суда

Единственное, чего ему так и не удалось добиться, — это признания Киевского Патриархата другими поместными православными церквями. Признают Филарета Патриархом исключительно такие же церковные раскольники, как и он сам.

Президент Украины Виктор Ющенко в своё время потратил немало усилий на то, чтобы добиться «легализации» Филарета, который служит украинским властям так же преданно, как ранее служил Политбюро ЦК КПСС. В канун 1020-летия Крещения Руси Ющенко активно обхаживал Константинопольского Патриарха Варфоломея I , добиваясь от него нужного решения. Но, судя по всему, Варфоломей оказался не столь падок на земные блага и радости, как Филарет — в итоге Киевский Патриархат так и не был признан.

В августе 2009 года во время визита на Украину Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Ющенко обратился к нему со следующими словами: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви».

«Эта церковь, господин президент, существует. — парировал Кирилл, имея ввиду УПЦ МП, - Есть поместная церковь в Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины».

Михаилу Антоновичу Денисенко в январе 2015 года исполнилось 86 лет. В погоне за удовлетворением властных амбиций он не останавливался ни перед чем. К сегодняшнему благословлению кровавых убийств жителей Донбасса он шёл, шаг за шагом, всю свою долгую жизнь.

Судить его за всё будет уже другой судья, на которого не подействуют ни авторитет президента Украины, ни автоматы украинских нацистов.

Наверное, только этого суда монах Филарет и страшится. Если, конечно, верит в Бога.

С 1966 по 1990 год - экзарх Украины, в мае-июне 1990 года - местоблюститель патриаршего престола РПЦ, а также один из кандидатов на патриарший престол на Поместном Соборе в июне 1990 года; с 1990 по 1992 годы - Митрополит Киевский и всея Украины.

В 1991 году становится сторонником предоставления Украинской православной церкви автокефалии. В 1992 году с часть клира и мирян покинул Украинскую православную церковь московского патриархата, образовав Украинскую православную церковь Киевского Патриархата, не признанную ни одной из поместных православных Церквей,. С 20 октября 1995 года является её предстоятелем с титулом «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины»

Биография

Родился в 1929 году в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтёра.

В Московском Патриархате

В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии (до достижения требуемых по советскому законодательству полных 18 лет - в первые послевоенные годы эта норма не слишком строго соблюдалась на территориях, освобождённых от оккупации).

В 1948 году, по окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию.

1 января 1950 года, на втором курсе академии, был пострижен в монашество с именем Филарет и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

15 января 1950 года Патриархом Алексием I был рукоположён в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположён во иеромонаха. В том же году, по окончании академии со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии; также исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры.

В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора.

В августе 1956 года был возведён в сан игумена и определён инспектором Саратовской духовной семинарии.

С 1957 года - инспектор Киевской духовной семинарии.

12 июля 1958 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году.

С 1960 года был управляющим делами Украинского Экзархата. С мая 1961 по январь 1962 года - настоятель подворья РПЦ при Александрийском Патриархате в Александрии (Египет).

4 февраля 1962 года был хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) и епископы: Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), Дмитровский Киприан (Зёрнов), Костромской и Галичский Никодим (Руснак).

16 июня 1962 года был освобождён от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского Экзархата с временным управлением Среднеевропейским Экзархатом.

10 октября 1962 года был освобождён от временного управления Среднеевропейским Экзархатом и 16 ноября того же года назначен епископом Венским и Австрийским.

С 22 декабря 1964 года - епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии.

22 февраля 1965 года был назначен председателем Комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии.

С 14 мая 1966 года - архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины и постоянный член Священного Синода.

20 марта 1969 года включён в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года - председатель филиала Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата в Киеве.

25 июня 1970 года назначен членом Комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви.

3 марта 1976 года избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

21-28 ноября 1976 года - глава делегации Русской Православной Церкви на первом Предсоборном Всеправославном Совещании в Женеве.

14 ноября 1979 года в Будапештской реформатской богословской академии вручён диплом доктора богословия honoris сausa.

16 ноября 1979 года назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

17-23 мая 1980 года по приглашению Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея находился в Чехословакии, где 20 мая Прешовским Богословским факультетом ему присвоено звание доктора богословия «honoris causa»;

3 мая 1990 года умер Предстоятель РПЦ Патриарх Пимен; в тот же день состоялось заседание Священного Синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего Престола был избран митрополит Киевский Филарет.

В мае 1990 года на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей.

6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший трех кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Имея давние и тесные связи с руководством страны, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую Православную Церковь. По словам митрополита Никодима «он пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. и говорит, что есть договорённость с ЦК, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: „Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет“». В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира - 107.

В июле 1990 года украинский епископат подаёт прошение об автономии православной церкви на Украине. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 октября 1990 упразднил Украинский Экзархат; Киевский митрополит стал Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом «Митрополит Киевский и всея Украины», в пределах Украинской Православной Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший».

Во время августовского путча 1991 года выступил в поддержку ГКЧП. После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины, секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук стал первым её президентом, Митрополит Филарет резко меняет свои убеждения на кардинально противоположные. Филарет Денисенко получает указание создать «в независимом государстве - независимую церковь». Митрополит Филарет возглавил созванный Архиерейским собором УПЦ 1 ноября 1991 года Собор УПЦ, который единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви. Собор обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ с этим решением, но Архиерейский Собор РПЦ 2 апреля 1992 года перенёс его рассмотрение на Поместный собор РПЦ. Будучи обвинён в различных прегрешениях, Филарет дал крестоцеловальное обещание подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

В 1991-1992 годах в СМИ появлялась информация о том, что Филарет (Денисенко) был тесно связан с КГБ, в отчётах которого фигурировал как агент под псевдонимом «Антонов». Сам не отрицает своих прошлых контактов с органами советской тайной полиции и шпионажа: «Что касается КГБ, то нужно сказать, что с Комитетом госбезопасности были связаны все без исключения архиереи. Все без исключения! В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все.»

27 мая 1992 года, под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове (в составе 18 архиереев) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…> запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви»

Извержение из сана и анафема

11 июня 1992 Архиерейский Собор РПЦ МП постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, считая его неканоническим и незаконным.

21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве был отлучён от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину Филарету вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей». Филарет отлучения не признаёт, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным.

Деятельность в УПЦ КП

После извержения из сана и создания 25 июня 1992 года непризнанной поместными православными Церквами Украинской Православной Церкви - Киевского Патриархата (УПЦ КП), митрополит Филарет стал заместителем Патриарха Мстислава (Скрыпника).

По смерти Мстислава, в 1993 года стал заместителем нового Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира (Романюка), который умер при загадочных обстоятельствах в 1995 году.

20 октября 1995 года Поместным Собором УПЦ КП избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

Награды

Государственные награды СССР

  • Орден Дружбы народов (1979, в связи с 50-летием со дня рождения);
  • Орден Трудового Красного Знамени (1988, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси);

Государственные награды Украины

  • Орден князя Ярослава Мудрого V (1999), IV (2002), III (2004, в связи с 75-летием со дня рождения), II (2006) и I (2008, в связи с празднованием 1020-летия Крещения Киевской Руси) степеней. Первый (одновременно с митрополитом Владимиром (Сабоданом)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого;
  • Орден Свободы (2009, в связи с 80-летием со дня рождения);
  • Крест Ивана Мазепы (20 января 2010 года)

Другие награды

В бытность иерархом РПЦ награждён многочисленными церковными орденами как Московского патриархата, так и иных поместных Православных Церквей.

Священным Синодом УПЦ КП награждён церковными орденами - святого равноапостольного князя Владимира I степени (1999 г., в связи с юбилеем 70-летия со дня рождения) и святого апостола Андрея Первозванного I степени (2004 г., в связи с юбилеем 75-летия со дня рождения).

Канонический статус в мировом православии

Извержение из сана и отлучение от Церкви, совершённые Архиерейскими соборами РПЦ, признаны также другими поместными Православными Церквями.

"Патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Филарет (Михаил Антонович Денисенко) родился 23 января 1929 г. в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области. Окончив среднюю школу, в 1946 г. поступил в Одесскую Духовную Семинарию и был принят сразу на третий курс. Окончив Семинарию с отличием, Михаил Антонович поступил в Московскую Духовную Академию. Во время обучения на втором курсе Академии, 1 января 1950 г., принял монашеский постриг с наречением имени Филарет. В 1950 г. был рукоположен во иеродиакона, а в 1951 г. во иеромонаха.

В 1952 г. иеромонах Филарет (Денисенко) окончил Академию с ученой степенью кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Семинарии и благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1953 г. назначен преподавателем Московской Духовной Академии. Решением Ученого Совета Московской Духовной Академии, принятом в 1953/1954 учебном году, иеромонаху Филарету было присвоено звание доцента. В том же 1953 г. он был назначен старшим помощником инспектора Московских Духовных Академии и Семинарии.

В 1956 г. иеромонах Филарет (Денисенко) был назначен ректором Саратовской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. В 1957 г. он был переведен на должность инспектора Киевской Духовной Семинарии, а в 1958 г. был назначен ректором этого духовного учебного заведения с возведением в сан архимандрита. В 1960 г. был назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем киевского Свято-Владимирского кафедрального собора. С июня 1961 г. по январь 1962 г. о. Филарет являлся настоятелем подворья Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате в г. Александрии.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 12 января 1962 г., архимандрит Филарет (Денисенко) был избран епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 4 февраля 1962 г.

С июня по октябрь 1962 г. епископ Филарет (Денисенко) исполнял обязанности Экзарха Средней Европы, после чего был назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 г. он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московских Духовных Академии и Семинарии. 14 мая 1966 г. епископ Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен Патриаршим Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 февраля 1968 г. он был возведен в сан митрополита, а в 1971 г. наделен правом ношения двух панагий.

В 1970-1980-х гг. митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) принимал активное участие не только во внутрицерковных делах, но и во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он регулярно принимал участие в различных международных миротворческих, межхристианских, экуменических и иных форумах.

В 1970 г. митрополит Филарет (Денисенко) был избран почетным членом Московской Духовной Академии, а в 1973 г. почетным членом Ленинградской Духовной Академии. В 1979 г. он был удостоен степени почетного доктора богословия (honoris causa) Будапештской реформаторской духовной академии, а в 1980 г. степени доктора богословия (honoris causa) Пряшевского богословского факультета.

В мае 1990 г., после смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был избран Местоблюстителем Московского Патриаршего Престола и 7-8 июня 1990 г. выступал в роли председателя Поместного Собора Русской Православной Церкви. На этом же Поместном Соборе был избран в качестве одного из трех кандидатов на патриаршество, но не набрал необходимого для избрания количества голосов.

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 25-27 октября 1990 г. Украинская Православная Церковь (УПЦ) получила права самостоятельного и независимого управления, а митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был наделен титулами "Блаженнейшего" и "Предстоятеля Украинской Православной Церкви". Кроме того, он стал именоваться "митрополитом Киевским и всея Украины".

После того, как в 1991 г. Украина обрела статус суверенного государства, митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) взял курс на провозглашение автокефалии Украинской Православной Церкви. Под его непосредственным руководством состоялся Всеукраинский Поместный Собор УПЦ, проходивший 1-3 ноября 1991 г. и принявший решение о необходимости дарования Украинской Церкви автокефального статуса. Однако на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 1-2 апреля 1992 г. данное пожелание было признано несвоевременным. Многие иерархи, в том числе и украинские, высказались против дарования автокефалии Украинской Православной Церкви. Более того, митрополит Филарет клятвенно обещал Собору оставить пост Предстоятеля УПЦ и возглавить одну из украинских епархий.

Вернувшись в Украину, он развернул активную деятельность по отторжению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, чем породил крупнейшее церковное разделение на постсоветском пространстве. 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в отношении митрополита Филарета (Денисенко) постановил:

"за жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е),

внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора Правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е)

клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е),

публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е),

совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е),

учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е):

1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

2. Считать все рукоположения в сан диакона; пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с, г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с, г., незаконными и недействительными. (...)

4. Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о извержении митрополита Филарета (Денисенко) (...) из сущего сана и о лишении (...) всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей".

Не признав решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, бывший митрополит Филарет продолжил свою раскольническую деятельность. 25 июня 1992 г. он инициировал проведение т.н. "Всеукраинского Церковного Собора", на котором состоялось объединение последовавших за Филаретом (Денисенко) церковных приходов Украинской Православной Церкви с уже действовавшей в пределах Украины неканоничной "Украинской Автокефальной Православной Церковью" . Итогом этого объединения стало возникновение новой неканонической религиозной организации, получившей наименование "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП).

22 октября 1995 г. Филарет (Денисенко) был избран Предстоятелем УПЦ КП и наделен титулом "патриарха Киевского и всея Руси-Украины".

"Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти - лишением сана, он продолжал совершать святотатственные "богослужения", в том числе и кощунственные лже-хиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и всея Руси-Украины", в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине. Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28 Апостольского правила, гласящего: "Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви",- а также правил Сардикийского Собора 14-го, Антиохийского Собора 4-го, святого Василия Великого 88-го, единогласно определяет :

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом".

Место рождения, образование. Родился в селе Благодатном Амвросиевского района . Имя в миру - Михаил Антонович Денисенко. В 1946 году, по окончании средней школы, вступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил с отличием. В 1952-м окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия.

Карьера священнослужителя. 1 января 1950 года принял монашеский постриг с именем Филарет.

15 января 1950 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием был рукоположен в сан иеродиакона, а 18 июня 1951 года - в сан иеромонаха.

С 1953 года - преподаватель Московской духовной академии.

В 1956-м назначен инспектором Саратовской духовной семинарии с возведением в сан игумена.

В 1957 году переведен на должность инспектора Киевской духовной семинарии, а 12 июля 1958-го возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии.

В 1960 году назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем Свято-Владимирского кафедрального собора в .

1961-1962 гг. - настоятель подворья Русской Православной Церкви при Александрийском патриархате в городе Александрии (Объединенная Арабская Республика).

В феврале 1962-го по решению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода стал епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с поручением управлять Рижской епархией.

С июня по октябрь 1962 года исполнял обязанности Экзарха Средней Европы. После образования епархии РПЦ на территории Австрии в октябре 1962-го назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии. 14 мая 1966 года возведен в сан архиепископа и назначен Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода.

25 февраля 1968 года Патриархом Алексием возведен в сан митрополита. В 1971 году Патриархом Пименом удостоен права ношения двух панагий.

После смерти Патриарха Пимена 3 мая 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви тайным голосованием избрал митрополита Филарета Местоблюстителем на Московский Патриарший престол. Был председателем Поместного Собора РПЦ, проходившего 7–8 июня 1990-го.

Филарет инициировал обращение к Патриарху Московскому и всея Руси о предоставлении Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор РПЦ предоставил УПЦ самостоятельность и независимость в управлении, а митрополит Филарет единогласно избран украинским епископатом Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом Митрополит Киевский и всея Украины.

Борьба за автокефалию. После принятия Верховной Радой 24 августа 1991 года решения о провозглашении Украины независимым государством по инициативе митрополита Филарета 1–3 ноября 1991-го состоялся Всеукраинский Поместный Собор УПЦ, единогласно принявший решение о полной канонической независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви. Однако РПЦ отказала предоставить Украинской Православной Церкви автокефалию.

По указанию Патриарха Алексия II в Харькове был созван Собор, который избрал еще одного митрополита Киевского. Им стал митрополит Владимир (Сабодан), который перед избранием был Управляющим делами Московской Патриархии РПЦ. Филарет расценил такие действия РПЦ неканоническими и незаконными и отказался признать Владимира.

25 июня 1992 года состоялся Всеукраинский Поместный Собор, на котором было провозглашено объединение части Украинской Православной Церкви и Украинской Автокефальной Православной Церкви в единую Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата. Собор признал незаконным решение Архиерейского Собора РПЦ и избрал Патриархом Киевским и всея Руси-Украины митрополита Мстислава (Скрипника). Митрополит Филарет был избран заместителем Патриарха Киевского и всея Руси-Украины.

В октябре 1995 года на Всеукраинском Поместном Соборе митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Митрополит Филарет борется за создание в Украине Поместной Православной Церкви Киевского патриархата. По его инициативе были переведены на украинский язык все богослужебные книги.

15 декабря 2018 года на Объединительном соборе православных церквей в Украине в Киеве Филарет не выдвигался на должность митрополита Киевского Православной церкви в Украине, которому Вселенский патриархат вручит томос об автокефалии . После своего избрания предстоятелем Православной церкви Украины в обращении к людям, собравшимся на Софийской площади, объявил Филарета духовным наставником Православной церкви Украины, который "будет и дальше почётным действующим пожизненно [наставником], помогающим нам совместно строить нашу единую поместную украинскую православную церковь".

Регалии. Почетный член Московской духовной академии, почетный член Ленинградской духовной академии, доктор "гонорис кауза" Будапештской реформаторской духовной академии и Пряшевского богословского факультета. Имеет высшие награды Русской Православной Церкви и многих Поместных Православных Церквей. Среди государственных наград: орден "Дружбы народов", орден Трудового Красного знамени, Орден Свободы, Крест Ивана Мазепы. Филарет - полный кавалер Ордена Ярослава Мудрого.

Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата


Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата с 1995 года, бывший заместитель предыдущих Патриархов УПЦ КП Владимира (Романюка) (1993-1995) и Мстислава (Скрыпника)(1992-1993). Ранее - Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины (1990-1992), архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (1966-1990). В 1997 году был отлучен от Церкви Архиерейским Собором РПЦ за раскольническую деятельность.

Михаил Антонович Денисенко (впоследствии - Филарет) родился 28 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтера.

В 1946 году Денисенко окончил среднюю школу, после чего поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил в 1948 году. В том же году Денисенко поступил в Московскую духовную академию. Обучаясь на втором курсе, 1 января 1950 года, он был пострижен в монашество под именем Филарета и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а 1952 году – в сан иеромонаха.

В 1952 году Филарет окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Святого Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Одновременно Филарет исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. В марте 1954 года ему было присвоено звание доцента.

В августе 1956 года Филарет был возведен в сан игумена и занял пост инспектора Саратовской духовной семинарии. В следующем году он занял аналогичную должность в Киевской духовной семинарии. В июле 1958 года Филарет был возведен в сан архимандрита. В 1960 году архимандрит Филарет занял пост управляющего делами Украинского экзархата.

В мае 1961 года Филарет стал настоятелем подворья Русской православной церкви при Александрийском патриархате в Александрии (Объединенная Арабская республика), и занимал этот пост до января 1962 года.

В 1962 году Филарет был возведен в сан епископа Лужского, викария Ленинградской епархии (таинство хиротонии, или рукоположения, совершено 4 февраля 1962 года). Тогда же он был назначен управляющим Рижской епархией. Летом того же года он был освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом. В ноябре того же года он стал епископом Венским и Австрийским.

В декабре 1964 года Фирарет - уже как епископ Дмитровский - стал викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии и семинарии.

14 мая 1966 года Филарет был возведен в сан архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины, и назначен членом Священного Синода. В этом качестве он начал принимать активное участие в международной деятельности РПЦ и в декабре того же года возглавил Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве. На этом посту он продолжил активно работать, неоднократно в составе делегаций Украинского экзархата, Московского патриархата и Русской православной церкви выезжал за рубеж, принимая участие в разного рода мероприятиях – конференциях, ассамблеях и конгрессах. В 1979 году указом Президиума Верховного совета УССР Филарет был награжден орденом Дружбы народов, а в 1988 году - орденом Трудового Красного Знамени (награда священнослужителю была присвоена указом Президиума Верховного совета СССР за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси).

В мае 1990 года, после кончины Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Филарет стал местоблюстителем Патриаршего престола и одним из кандидатов в патриархи. Для избрания нового патриарха был созван внеочередной поместный собор, который 7 июня 1990 года избрал новым главой РПЦ митрополита Алексия (Алексий II). Между тем по традиции именно митрополит Киевский считался вторым по значению архиереем Русской церкви после патриарха и самым влиятельным из постоянных членов Священного Синода. Однако несмотря на то, что Филарет являлся наиболее вероятным кандидатом на пост предстоятеля РПЦ, его кандидатура многих не устраивала. В частности, порицание вызывал его небезупречный нравственный облик - манера поведения, грубость, властолюбие и "немонашеский" образ жизни.

Выборы нового патриарха проходили на фоне обострения борьбы Украинской православной церкви за самостоятельность. В январе 1990 года на Архиерейском соборе РПЦ было принято новое "Положение об экзархатах", согласно которому Украинскому экзархату предоставлялось больше прав в самоуправлении и выстраивании церковной жизни согласно со своими церковно-национальными традициями. В октябре того же года, рассмотрев утвержденное синодом Украинского экзархата "Обращение епископата УПЦ к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ІІ и Священному Синоду РПЦ", Архиерейский собор РПЦ принял решение предоставить УПЦ независимость и самостоятельность в управлении. После этого наименование "Украинский экзархат" было упразднено, Филарету как предстоятелю УПЦ был предоставлен титул "Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины". В ноябре 1990 года поместный собор УПЦ принял постановление: "Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и епископату РПЦ с просьбой даровать автокефалию УПЦ", то есть полную каноничную самостоятельность. В дальнейшем вопрос о предоставлении автокефалии Украинской церкви рассматривался на заседаниях Священного Синода РПЦ 25-26 декабря 1991 года и 18-19 февраля 1992 года, однако решение принято не было.

Однако Филарет продолжил деятельность, направленную на отделение Украинской церкви, опираясь при этом на поддержку председателя Верховного Совета УССР Леонида Кравчука (рассказывая о связях церковного иерарха с Кравчуком, СМИ называли украинского лидера "давним знакомым" Филарета "еще по работе в идеологическом секторе ЦК Компартии Украины"). После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, Кравчук активно поддерживал работу по созданию независимой церкви на основе канонической УПЦ (церковь униатов, а также Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не подходили для этой цели, поскольку не пользовались широкой поддержкой населения). Отмечалось, что наделение УПЦ статусом канонической автокефалии могло послужить объединению православных церквей Украины в одну конфессию, что должно было способствовать снижению религиозного противостояния в стране, а следовательно и повышению социально-политической стабильности украинского общества.

В январе 1992 года, после того как в декабре 1991 года Кравчук занял пост президента Украины, Филарет собрал Украинское епископское совещание, на котором было принято обращение к Патриарху, Священному Синоду и всем архиереям РПЦ. В нем прозвучали обвинения в умышленном затягивании положительного решения вопроса об автокефалии УПЦ. "Мы смиренно заявляем, что вынужденное новыми историческими условиями наше стремление получить полную каноническую самостоятельность продиктовано исключительно благом Православия на Украине, а не давлением со стороны государства", - говорилось, в частности, в этом обращении.

Тема предоставления автокефалии Украинской православной церкви обсуждалась Архиерейском собором РПЦ весной 1992 года (Филарет на нем не присутствовал). Участникам собора было объявлено, что Филарет, используя предоставленную УПЦ автономию как "орудие укрепления своей личной власти в Украинской Церкви", оказывает давление на украинских епископов и священников с целью принудить их к поддержке автокефалии. Постепенно обсуждение проблемы автокефалии "переросло в дискуссию об аморальном поведении Киевского митрополита и его грубых просчетах в управлении" УПЦ. В итоге собор предложил Филарету добровольно покинуть пост предстоятеля Украинской православной церкви.

Филарет пообещал это сделать и дал слово архиерея, что не будет чинить никаких препятствий свободному волеизъявлению УПЦ при избрании ее нового первоиерарха. Однако позднее он отказался складывать с себя обязанности предстоятеля УПЦ и отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу, вошедшему в историю православия под названием "филаретовского". Свои действия Филарет объяснил тем, что данное им обещание освободить пост главы УПЦ было вынужденным и потому неискренним. По его словам, уйти в сложившихся обстоятельствах он не мог, "ибо отвечает за Украинскую Православную Церковь перед Богом". Собора, на котором он подал бы в отставку и на котором был бы избран новый Митрополит Киевский и всея Украины, Филарет так и не созвал.

Тем не менее, в мае того же 1992 года Архиерейский собор УПЦ был собран. Он сместил Филарета с Киевской кафедры и с поста первоиерарха УПЦ, зачислив его при этом в штат, но с запрещением в священнослужении . Предстоятелем Украинской православной церкви епископат большинством голосов избрал архиерея РПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Виктора Сабодана).

11 июня 1992 года Судебным деянием Архиерейского собора "за жестокое и высокомерное отношение… к подведомственному духовенству, диктат и шантаж… внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих", за клятвопреступление (невыполнение обещания созвать в Киеве Архиерейский собор и подать на нем в отставку, данного при кресте и Евангелии), а также "публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор… совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения… учинение раскола в Церкви" Филарет был извергнут из сана, с лишением его "всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире".

В ответ на это сторонники политики Филарета 25-26 июня 1992 года собрали в Киеве Объединительный собор. На нем в результате объединения части представителей УПЦ (Московского патриархата) и УАПЦ была создана Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). В том же году Филарет стал заместителем Патриарха УПЦ КП Мстислава (Скрыпника), после кончины которого в 1993 году стал заместителем нового Патриарха Владимира (Романюка). 14 июля 1995 года Владимир умер при загадочных обстоятельствах, и 25 октября 1995 года Филарет был избран Патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

19 февраля 1997 года Архиерейским собором Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви, поскольку "не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность".

Но и в последующие годы Филарет, именуемый в российской прессе "лжепатирархом", возглавляя Киевский патриархат, активно содействовал попыткам объединения УПЦ КП и УАПЦ в Поместную Украинскую православную церковь. Отмечалось, что его деятельность осуществлялась при содействии властей Украины и была высоко ими оценена - Филарет был награжден орденами князя Ярослава Мудрого II, III, IV и V степеней "за особый значительный вклад в строительство Поместной Православной Церкви в Украине, многолетнюю церковную деятельность по утверждению идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия в обществе". В конце 2005 года сторонники Филарета просили президента Украины Виктора Ющенко обратиться к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о признании Киевского патриархата независимой поместной автокефальной церковью. В 2007 году архиереи Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) "выразили недоумение" по поводу сделанного им предложения о возможных переговорах с "лжепастырями".

В конце июля 2008 года в Киеве проходили торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси. На них были приглашены глава РПЦ Алексий II и Патриарх Константинопольский Варфоломей I, однако Филарет на официальных мероприятиях не присутствовал. Между тем Ющенко, выступая после торжественного богослужения, которое совершил Патриарх Варфоломей, вновь заговорил о национальной поместной автокефальной церкви и попросил предстоятеля Константинопольской церкви благословить ее создание. В ответном слове Варфоломей оставил за собой "не только право, но и обязанность поддержать в пределах устоявшейся православной традиции любое конструктивное предложение, которое как можно быстрее ликвидировало бы опасные разделения в церковном теле". "Независимая газета" по этому поводу отмечала, что речь Варфоломея "была весьма туманна" и в результате осталось непонятным, что именно было скрыто "за столь обтекаемыми формулировками". Действительно, ряд СМИ сообщили о том, что Варфоломей не дал благословения на создание поместной Украинской церкви, а выступление Ющенко явно не прибавило ему популярности среди "верующих, относящих себя к пастве Московского патриархата". Однако уже на следующий день агентство ИТАР-ТАСС заявило о том, что Патриарх Константинопольский "поддерживает создание единой православной церкви на Украине, но в рамках каноничности". "Мы заинтересованы в единой украинской церкви", - цитировало агентство Варфоломея. В свою очередь, глава Государственного комитета Украины по делам религий Александр Саган призвал не драматизировать то, что Патриарх Константинопольский не выразил открытой поддержки идее создания независимой от Москвы поместной церкви. "Какое бы противодействие ни существовало, этот процесс имеет объективный характер и не может быть остановлен", - заявил он.

Филарет - доктор богословия honoris causa (1982), автор многочисленных трудов по богословию.

СМИ писали о семье Филарета: несмотря на каноны, он практически публично жил с семьей. Его женой называлась Евгения Петровна Родионова (умерла в январе 1998 года). Упоминались и трое его детей - сын Андрей и дочери Вера и Любовь.

В 1991-1992 годах, в период противостояния Филарета и руководства РПЦ, в СМИ появлялась информация о том, что иеарарх был тесно связан с КГБ, в отчетах которого фигурировал как агент под псевдонимом "Антонов", однако документальных подтверждений этому не публиковалось.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»