Какая форма правления в смешанной системе. Смешанные формы правления в современном мире

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

а) Франция,

б) Россия,

в) Англия,

е)Швейцария.

5.С точки,зрения форм правления государство предстает в виде:

а) конфедерации;

б) содружества;

в) республики;

г) унитарного государства;

д) федерации.

6.Определите, к какой форме правления относятся следующие признаки:

а) отсутствие каких-либо представительных учреждений; - АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ

б) концентрация всей полноты власти в руках одного человека; - ДИКТАТУРА

в) религиозный культ верховного правителя; - МОНАРХИЯ

г) бесконтрольная наследственная власть одного человека, не стесненная никакими формальными правилами или законами; - ДЕСПОТИЯ

д) право верховного правителя распоряжаться всеми ресурсами, находящимися на территории государства? – АБСОЛБТНАЯ МОНАРХИЯ

7.Определите форму монархического правления, существовавшую в России в годы царствования:

а) Ивана Грозного; - АБСОЛЮТНАЯ

б) Михаила Романова; - АБСОЛЮТНАЯ

в) Екатерины II; - АБСОЛЮТНАЯ

г) Александра II- АБСОЛЮТНАЯ;

д) Николая II. – АБСОЛЮТНАЯ,

8.Конституционная (парламентская) монархия характеризуется:

а) неограниченными полномочиями монарха в сфере законодательной деятельности;

б) ограничением полномочий монарха в сфере законодательства;

в) неограниченными полномочиями монарха в области законодательной и исполнительно-распорядительной деятельности;

г) сильным ограничением монархической власти в судебной и исполнительной ветвях, фактически полным отсутствием полномочий в законодательной;

д) неограниченными полномочиями монарха как в законодательной, так и в исполнительной и судебной ветвях государственной власти.

а) Саудовская Аравия;

б) Иордания;

в) Испания;

г) Марокко;

д) Швеция;

е) Кувейт;

ж) Япония;

з) Норвегия.

10.Какие из перечисленных ниже характеристик относятся к парламентской форме республиканского правления:

а) выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства;

б) парламент не обладает правом отправки правительства в отставку путем вынесения ему вотума недоверия;

в) парламент обладает таким правом;

г) президент не обладает правом на роспуск парламента;

д) президент обладает таким правом;

е) роль президента представительная, а не распорядительная;

ж) полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице;

з) правительство ответственно за свою деятельность только перед парламентом ?

11.Чем похожи парламентская республика и парламентская монархия:

а) принципом формирования правительства;

б) политической ответственностью правительства перед нижней палатой парламента;

в) правом президента распустить парламент;

г) отсутствием института президентства;

д) президент, как и монарх, фактически не обладают властными полномочиями ?

12.В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

а) парламентом;

б) президентом;

в) парламентом и президентом;

д) всеми вышеперечисленными органами власти.

13.В полупрезидентской республике президент является:

а) главой государства;

б) главой правительства;

в) главой государства и главой правительства;

г) главой государства, разделяя высшую исполнительную власть с главой правительства ;

д) верховным главнокомандующим

14.В парламентской республике президент имеет право:

а) по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона;

б) вето на законы, принятые парламентом;

в) отдавать распоряжения, согласованные с правительством;

г) распускать парламент и назначать внеочередные выборы;

д) вводить чрезвычайное положение.

15.В президентской республике президент обладает следующими полномочиями:

а) назначает членов правительства;

б) назначает только главу правительства;

в) по собственному усмотрению увольняет членов правительства;

г) по собственному усмотрению не может уволить членов правительства;

д) представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

е) по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

ж) по своему усмотрению созывает внеочередную сессию парламента;

з) по своему усмотрению проводит референдумы.

16.К числу парламентских республик относятся:

а) Италия;

в) ФРГ;

д) Испания;

д) Австрия ;

е) Швейцария;

ж) Болгария;

з) Япония.

17.Какие из перечисленных ниже стран относятся к типу президентских республик:

а) Финляндия;

б) Португалия;

в) США;

г) Украина;

д) Мексика ;

е) Бразилия;

з) Норвегия?

18.Определите страну, которая относится к полупрезидентской республике:

а) Израиль;

б) Греция;

в) Латвия;

г) Аргентина;

д) Франция?

19.Наличие 2-х палатного парламента указывает на:

а) монархию;

б) аристократию;

в) республику;

г) демократический режим;

д) федерацию?

Тема 5. Политико-территориальное устройство зарубежных государств (2 часа)

План

1.Территориальное устройство государства: понятие, формы.

2.Федерация. Симметричность и ассиметричность федераций.

3.Конституционно-правовой статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии.

4.Порядок распределения компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

5.Порядок разрешения конфликтов между федерацией и субъектами.

6.Федеральные территории.

7.Зависимые территории.

Задание 1

1.1. Определите (напишите) признаки федеративного государственного устройства:

Наличие двухуровневой системы законодательства;

Предметы ведения и полномочия разделены между самим государством и его субъектами;

Двухуровневая система государственных органов;

1.2. Какие из перечисленных ниже государств являются федеративными (Ф), а какие унитарными (У)?

(У) 1) Австрия (Ф) 4) Канада (У) 7) Франция

(Ф) 2) Великобритания (Ф) 5) Россия (Ф) 8) Швейцария

(У) 3) Италия (Ф) 6) США (У) 9) Япония

1.3 Заполните таблицу

Форма государственного устройства Критерии Примеры стран, где реализована форма устройства
1. Унитарная субъекты являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования Франция, Дания, Чили, Турция
2. Федерация Сложное государство. Субъекты являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами. РФ, Бразилия, Индия, Аргентина
3. Конфедерация Временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства. Британское содружество Европейский союз

Задание 2

Напишите ответы на вопросы:

2.1. Из чего состоит унитарное государство? Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, у которых нет суверинитета.

2.2. Назовите страну с унитарным государственным устройством. Испания, Франция, Великобритания

2.3. Асимметричной федерацией называют разновидность федеративного государства, субъекты которого имеют разный статус.

2.4. Конфедерация в современном мире – это союз суверенных государств, для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

2.5. Стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий – это сепаратизм.

Форма государственного устройства - это:

а) способ формирования верховной власти;

б) порядок взаимоотношений высших государственных органов;

в) совокупность методов правления;

г) структурно-функциональная организация политической власти;

д) способ территориально-политической организации государства.

К какой форме государственного устройства относятся следующие характеристики:

а) единая государственная территория состоит из автономных частей, обладающих атрибутами государственности;

б) наряду с общегосударственной конституцией региональные государственные образования имеют свою конституцию;

в) в государстве существует двухуровневая структура правления;

г) региональные образования имеют свою политическую систему;

д) граждане подчиняются двум правительствам одновременно - центральному и региональному?

ФЕДЕРАЦИЯ

ТЕСТЫ

1.Выделите страны с унитарной формой государственного устройства:

б) Австрия;

в) Франция;

г) Великобритания;

д) Швейцария;

е) Норвегия;

ж) Бразилия;

з) Дания.

2.К числу федеративных государств относятся:

а) Швеция;

б) Италия;

в) Бельгия;

г) Индия;

д) Испания;

е) Канада;

ж) Финляндия;

з) Австрия.

3.Выделите черты, присущие конфедеративным государственным союзам:

а) члены союза не имеют права выходить из союзного объединения;

б) члены союза имеют право свободного выхода из состава союза;

в) союз обладает государственным суверенитетом;

г) союз не обладает государственным суверенитетом;

д) постоянно действующие органы союзного объединения лишены властных полномочий;

е) союз имеет единую конституцию;

ж) в союзном объединении нет единого гражданства;

з) бюджет союза формируется за счет обязательного для его субъектов налогообложения.

4. Какой из следующих терминов входит в понятие «форма государственного устройства»:

а) монархия;

г) диктатура пролетариата;

д) унитарное государство?

Тема 6 Политический режим (4часа)

План

1. Понятие и основное содержание государственно-политического режима в зарубежных странах и его связь с формой правления.

2. Конституционно-правовые элементы государственно-политических режимов:

3. Классификация государственно-политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный; их место, роль и значимость в развитии государства и права.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Напишите ответы на вопросы:

1.1 Способ функционирования политической системы общества, совокупность форм и методов осуществления политической власти – это ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.2 Важнейшими признаками тоталитарного режима являются: ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА НАД ВСЕМИ АСПЕКТАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЛИКВИДАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД, МИЛИТАРИЗАЦИЯ, РЕПРЕСИИ.
1.3 Авторитаризм – это система правления, при которой правители от тех, кем правят, требуют неукоснительного повиновения.
1.4. Отличительными признаками авторитаризма являются: ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ, НАЛИЧИЕ ЛИДЕРА, ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕДАНО ВОЖДЮ.
1.5 Какой типологический признак характеризует авторитарный политический режим? ВСЯ ВЛАСТЬ СОСРЕДОТОЧЕНА В РУКАХ ОДНОГО ЛИДЕРА, КОТОРЫЙ ТРЕБУЕТ ПОЛОНОГО ПОДЧИНЕНИЯ.
1.6 Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Задание 2

2.1. Определите типы политических режимов (вставьте названия):

а) ТОТАЛИТАРИЗМ - это тип политического режима, предполагающего всеобщий контрольи регламентацию со стороны государствавсех сфер деятельности человека;

б) ДИКТАТУРА - это политический режим, характеризующийся неограниченной властьюодного человека или группы лиц и обладающий жёсткой системой насилия;

в) ДЕМОКРАТИЯ - это форма государства, в котором источник власти - народи где гарантированы права личности.

Задание 3

В приведённой таблице знаком “+” отметьте наличие признака, знаком “-” - его отсутствие, а знаком “+ -” - неполное наличие.

Из названных признаков подчеркните те, которые характерны для демократической политической системы:

1) наличие многопартийной системы, обеспечивающей деятельность парламентской и внепарламентской оппозиции;

2) активное вмешательство государственной власти в организацию социального обеспечения;

3) свободные выборы, обеспечивающие гражданам равные возможности выбирать и быть избранным в органы власти;

4) законодательное обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина;

5) экономическое и политическое поведение регламентируется в соответствии с принципом: “запрещено всё, кроме того, что разрешено государственной властью”.

Задание 4

Подчеркните правильные высказывания:

1. Представительная демократия – это форма государства, при которой народ делегирует свою власть избранным лицам.

2. В демократическом государстве, как правило, существует единое вероисповедание.

3. В демократическом правовом государстве власть распределяется между конкурирующими группами всего общества.

4. Высокий уровень экономики способствует демократии и стабильности.

5. Демократическая форма правления не предполагает применения насильственных средств к гражданам государства.

Подчеркните правильные высказывания:

1. В условиях тоталитарного государства частная собственность запрещена.

2. В условиях демократической политической системы государство не вмешивается в рыночную экономику.

5. Чем ниже уровень экономического развития страны, тем легче она становится на путь демократических перемен .

Задание 5

Подчеркните правильные высказывания:

1. Рыночная экономика противоположна плановой экономике.

2. Политический плюрализм невозможен без экономической свободы граждан.

3. Централизация государственной власти всегда приводит к усилению авторитарных тенденций в управлении экономикой.

4. Этатизм является наиболее оптимальной формой взаимодействия экономики и политики.

5. Гражданское общество является социальной основой становления правового государства.

Задание 6

Какие суждения не верны для демократических политических режимов? (подчеркните)

1) Все демократические режимы соблюдают права человека.

2) Все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям.

3) Все демократические режимы имеют разделение властей.

4) Все демократические режимы основываются на президентской форме правления.

5) Для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное государственное устройство.

ТЕСТЫ

1. Какое из понятий включается в категорию «политический режим»:

а) конституционная монархия;

б) президентско-парламентская (смешанная) республика;

в) демократия;

г) конфедерация;

д) феодализм?

2. Президентская республика с демократическим режимом:

а) Италия;

б) Россия;

в) Япония;

г) Франция;

д) США.

3.Парламентско-президентская (смешанная) республика с демократическим режимом:

а) Великобритания;

б) Австрия;

в) Саудовская Аравия;

г) Германия;

д) Канада.

4.В какой из следующих стран дольше всего существовал крайне авторитарный политический режим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Франция;

д) Португалия?

5. Демократия - это:

а) республиканская форма правления;

б) власть революционного вооруженного народа;

в) свобода;

г) конституционный порядок;

д) политический режим гражданского общества .

б) Объединенные Арабские Эмираты;

в) Чили;

г) Северная Корея;

д) Саудовская Аравия?

7. В какой стране впервые было разработано теоретическое понятие тоталитаризма:

а) Россия;

б) Канада;

в) Япония;

г) Италия;

д) Великобритания?

8. В какой исторический период впервые возникли тоталитарные режимы:

а) во времена древневосточных деспотических монархий;

б) в античный период истории (Древняя Греция, Древний Рим);

в) в средние века;

г) во времена Великой французской революции ХУШ в.;

д) в первой половине ХХ в.?

9.Какой из терминов точнее всего передает сущность тоталитаризма:

а) унификация;

б) консенсус;

в) легитимность;

г) плюрализм;

д) разделение властей?

10. В какой из стран существовал фашистский режим:

а) Великобритания;

б) Россия;

в) Япония;

д) Швеция?

11.В какой из следующих стран фашистский режим не был насильственно свергнут, а постепенно и мирно был заменен демократическим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Португалия;

г) Испания;

12.Тоталитаризм - это:

а) абсолютная монархия;

б) режим личной власти;

в) режим всепоглощающего властвования;

г) объединение всех ценностей, которое «дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы» (итальянский философ Дж. Джентиле);

13.В какой стране был предпринят «Большой скачок» - попытка построить коммунистическое общество за несколько лет:

а) Чехословакия;

б) Монголия;

в) Польша;

г) Китай;

д) Германская Демократическая Республика.

14Современное демократическое общество признает наивысшей социальной ценностью:

а) правительство;

б) систему политических партий;

в) справедливое распределение материальных благ;

г) свободу слова;

д) суверенную (свободную и самостоятельную) личность.

Тема 7. Избирательные системы в зарубежных странах(2 часа)

Тема

1.Представительный характер парламента.

2.Компетенция парламента, акты, делегирование полномочий.

3.Организация палат парламента, его структура. Роспуск парламента.

4.Вспомогательный аппарат парламента.

5.Органы, учреждения и должностные лица при парламентах.

6.Особенности законодательного процесса в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Перечислите основные недостатки, свойственные мажоритарной и пропорциональной избирательной системе.

Мажоритарная:

Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.

Меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе.

Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

Пропорциональная:

При закрытых списках возможно во главу избирательного списка ставить популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают не известные личности.

Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.

Ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями.

Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии.

Задание 2

Приведите по 4-5 примеров государств, в которых используется: а) мажоритарная избирательная система; б) пропорциональная избирательная система; в) смешанная избирательная система.

А) Великобритания, США, Япония, Индия, Лесото

Б) Россия, Бельгия, Израиль, Финляндия, Бразилия.

В) Египет, Мексика, Австралия, Пакистан

Задание 3

Охарактеризуйте такой термин как избирательная география.

Избирательная география – это произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов. Нарушает равенство избирательных прав граждан

Задание 4

Расположите в правильном порядке основные стадии референдума:

Назначение референдума; 2

Инициатива проведения референдума; 1

Всенародное обсуждение; 7

Ответственность за неисполнение решения референдума; 9

Исполнение решений референдума;

Информирование граждан; 5

Агитация; 3

Задание 5

Опишите как может абсентеизм повлиять на результаты выборов.

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Из-за этого выборы могут быть признаны не состоявшимися, или же могут создать почву для нарушений на выборах.

Задание 6

6.1 Перечислите три типа избирательных систем, сложившихся в политической практике различных государств:

1) Мажоритарная

2) Пропорциональная

3) Смешанная

6.2. Подчеркните правильные высказывания:

1. Мажоритарная избирательная система ведёт к широкому представительству во власти различных политических партий.

2. Пропорциональная избирательная система не способствует развитию многопартийности в стране.

3. При мажоритарной избирательной системе большинство избирателей (до 80%) оказываются представленными в органах власти.

4. Пропорциональная избирательная система обеспечивает тесную связь между избирателями и депутатами.

5. В России действует пропорционально-мажоритарная система.

Задание 7

7.1. Какие избирательные системы - мажоритарные (М) или пропорциональные (П) существуют в следующих странах:

(М) Великобритания (М) США (П) Австрия (М) Франция (П) Бельгия (П) Италия (М) Греция (М) Япония

7.2 . Назовите ту избирательную систему, которая существует в России: ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Задание 8

Политические партии в предвыборной борьбе используют разные средства для обработки массового сознания. Какие из принципов пропаганды используют политические партии и движения России (подчеркните ):

  1. принцип “наклеивания ярлыков” : наделение какой-либо личности оскорбительным эпитетом для подрыва её авторитета;
  2. принцип “рекомендаций” : использование в целях усиления эффекта внушения популярности известных актёров, спортсменов;
  3. принцип “простые люди” : отождествление интересов самого информатора с интересами “простых людей” , большинства избирателей ;
  4. принцип “подтасовки карт” : откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приёмов, не заметных для масс;
  5. принцип “общего вагона” : стимулирование определённой реакции у населения путём внушения мысли о том, что она является общепринятой (типа “все так думают”).

ТЕСТЫ

1.Конституция какой страны устанавливает точные даты выборов высших органов государственной власти (исполнитель­ной и законодательной):

1) США ;

3) Италии;

4) Японии.

2. При системе куриальных выборов:

2) избиратели разделены на группы с неравной нормой пред­ставительства;

3) кандидаты назначаются главой государства.

3. В парламентарных республиках глава государства - пре­зидент - избирается:

1) прямыми выборами граждан;

2) назначается парламентом;

3) парламентом или коллегией выборщиков на основе парла­мента.

4. Высший орган конституционного надзора контролирует и определяет результаты выборов главы государства:

1) в ФРГ;

2) во Франции;

4) в Италии.

5. В первый вторник после первого понедельника ноября високосного года проходят выборы:

1) президента Франции;

2) президента ФРГ;

3) президента США.

6. При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат получивший:

7. Обязательный вотум - это:

2) минимальное число избирателей, принявших участие в выбо­рах, необходимое для признания выборов действительными;

3) юридическая обязанность избирателей принять участие в го­лосовании;

4) обязанность спикера парламента принять участие в голосо­вании в случае равенства голосов.

8. «Джерримендеринг» - это:

1) процедура отрешения от должности;

2) нарушение при «нарезке» избирательных округов для обес­печения преимуществ одному из кандидатов;

3) фальсификация результатов выборов;

4) процедура оглашения результатов выборов.

9.При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат получивший:

1. процедура отрешения от должности;

2. неучастие избирателей в выборах;

3. отказ кандидата от участия в выборах.

Наряду с традиционными видами республик (парламентской и президентской) путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: "чистых" форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой -- возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках.

Наглядным примером смешанной (полупрезидентской, полупарламентской) республики могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Некоторые ученые возражают против выделения в особую форму правления смешанную, полупрезидентскую, полупарламентарную республику, считая, что необходимо сохранить лишь старое, традиционное деление республик на президентские и парламентские. Но их аргументы не представляются убедительными. Бесспорно, классификация республик на президентские и парламентские является основной и исходной. В этом отношении выделение смешанной формы правления является, несомненно, производным. Не вызывает возражения и тезис о том, что президентские республики сегодня нередко включают в себя в какой-то мере элементы парламентаризма, а парламентарные республики -- более пли менее существенные черты президентского правления. В чистом виде, как ту, так и другую форму в современном мире действительно не так уж просто обнаружить.

В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы:

во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности;

во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полу президентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства -- часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

Россия как смешанная республика

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации, РФ имеет республиканскую форму правления, но какую именно, не уточняется. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) С одной стороны, Президент избирается всеобщим голосованием, располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, а с другой -- наряду с Президентом действует Правительство во главе с Председателем, в определенной мере ответственное перед парламентом. На практике элементы парламентаризма сведены к минимуму: ответственность Правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена, Думе очень сложно добиться и увольнения Правительства в целом, не говоря уже об увольнении отдельных министров, что на практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти.

И все-таки, на мой взгляд, РФ следует отнести к смешанной республике, а точнее, к полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА СОСТОИТ из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Форма правления отвечает на вопрос: «Кто правит, кому принадлежит власть?»

Форма правления делиться на:

1) Монархия:

2) Республика:

Понятие форма правления дает анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства имеющей 2 стороны:

а) состав (совокупность необходимых и достаточных элементов);

б) структура (способ целесообразной связи между элементами).

Раскрывает:

(а) состава органов верховной государственной власти;

(б) их взаимоотношений друг с другом (структуры);

(в) порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

Монархия (от греч. – «единовластие») форма правления, где верховная власть (полностью или частично) в руках одного главы государства (монарха) и передается по наследству.

Периоды развития монархии:

1) Ранний (древневосточный деспотизм);

2) Зрелый феодализм (18-19 в. для России ).

Признаки монархии:

1) монарх - человек, управляющий государством;

2) занимает свое место по династическому признаку;

3) монарх обладает всей полнотой власти;

4) власть передается по наследству.

Юридические признаки монархии:

1) суверенитет исходит от монарха;

2) монарх - глава государства;

3) срок полномочий монарха неограничен;

4) он не несет юридической ответственности за свои деяния;

5) легитимация (путем династического механизма замещения) узаконенной власти и легализация - обоснование законности власти.

Виды монархии:

1) Абсолютная (неограниченная) (монарх обладает всей полнотой власти; творец закона; отсутствуют представительные учреждения народа) Марокко, Саудовской Аравии .

2) Ограниченная (власть монарха ограничена каким-либо лицом или выборным органом; наряду с монархом выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства). Англия, Япония, Испания, Норвегия и т.д.



2.1. парламентарная (власть короля ограничена парламентом; монарх лишен реальных полномочий в области законодательной и исполнительной властей; он выполняет представительские функции, представляет интересы государства в международных отношениях. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны). Соединенное королевство Великобритании, Япония .

2.2. конституционная (полномочия монарха ограничены основным законом государства (конституцией) на основании этого закона в государстве действуют 2 института высшей власти: Монарх и Парламент, которые делят между собой властные полномочия. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, своего рода символ, представитель нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. (Венгеров А.Б.) ) Испания, Швеция

2.3. дуалистическская (Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, ему принадлежит значительная часть законодательной власти, выражающаяся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые Парламентом. Монарх обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих большую нормативную силу по сравнению с ними). Кувейт, Иордания, Марокко .

2.4. сословно-представительная (эта форма характерна для России до 17 в .; ограничение власти сословий).

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. НАПРИМЕР:

1) Выборная монархия в Малайзии (король избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов);

2) Коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов);

3) Патриархальная монархия в Свазиленде (где король по существу является вождем племени); монархии Британского Содружества - Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, Представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством).

4) Теократию - такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан ).

Республика (от лат. – государственные, общественные дела) - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, глава государства является выборным и сменным. (А.В. Малько)

Признаки республики:

· источником власти признается народ;

· все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

· органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

· высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

· должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Виды республик:

1. Президентская республика - такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (главы Правительства). Глава государства сам назначает (формирует) Правительство и руководит его деятельностью. Президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует система сдержек и противовесов (Аргентина, Сирия, ЮАР, Перу, Бразилия).

2. Парламентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (Президент, канцлер и т.п.), а Правительство, т.е исполнительная власть, формируется Парламентом (законодательным органом) и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. Правительство формируется в результате парламентских выборов партиями, обладающими большинством в парламенте. Парламент может выразить вотум доверия или вотум недоверия деятельности Правительства в целом, главы Правительства (представителю Совета Министров, Премьер – министру, Канцлеру), конкретного министра (Чехия, Индия, ФРГ, Италия, Венгрия).

3 Аристократическая (участив формировании высших органов управления принимает меньшинство);

4 Демократическая (весь народ принимает участие);

Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные (полупрезидентские) современной государственности.

Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычно не менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента.

Основными признаками смешанной республики следует назвать:

1) президент является главой государства и арбитром;

2) президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;

3) президент не является юридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства - премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства. Он председательствует на официальных заседаниях правительства, утверждает акты правительства, т.е. фактически президент руководит правительством, чем проявляется свойство бицифиальности исполнительной власти;

4) президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных фракций в парламенте, по рекомендации главы правительства назначает и членов правительства. Назначенное президентом правительство представляется парламенту (нижней палате), излагает свою программу и просит о доверии. Парламент может отказать в доверии, приняв резолюцию порицания, что означает сформирование правительства, т.е. свобода выбора президента в отношении главы правительства и его членов всегда ограничена парламентом, что характерно для парламентарных республик;

5) одним из признаков, свойственных смешанной республике, является двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

6) наиболее сильное полномочие президента - права роспуска парламента и назначение досрочных парламентских выборов. Но это право носит конституционно ограниченный характер;

7) президент наделен правом вето на законы, принятые парламентом, но одновременно некоторые, указанные в конституции, акты подвергаются контрасигнатуре.

Следует иметь в виду, что единого стереотипа республики смешанного типа не существует, поскольку сочетание признаков президентской и парламентарной республик может быть самым разнообразным. Кроме того, в каждой смешанной республике могут присутствовать и свои специфические черты.

Смешанные формы являются попыткой преодолеть недостатки той или и другой системы, причем, когда хотят снять или ослабить недостатки президентской республики, усиливают роль парламента, вводят зависимость правительства не только от президента, но и от парламента, что способствует присвоению политической системы под политическую систему с партийным режимом и партийной системой. Если стремятся преодолеть недостатки парламентской системы, то усиливают роль президента, передавая ему дополнительные полномочия.

Разница между президентско-парламентарной и парламентарно-президентской смешанными системами состоит в разнице в акцентах: в первой ответственность правительства перед президентом сохраняется параллельно с ответственностью перед парламентом и вотумом недоверия, во второй в теории не должно быть ответственности правительства перед президентом, однако нередко сохраняется возможность влиять на деятельность нескольких министров, обеспечивать функции главы государства (оборона, внешняя политики).

С другой стороны, смешанные системы позволяют трансформировать государственный механизм под потребности сложившейся расстановки политических сил. Характерный пример этого дает конституционная реформа 2004 г. В Грузии, которая согласно официальной версии должна способствовать превращению Грузии в парламентарно-президентское государство.

Сами по себе эти системы являются переходными к парламентской модели, но полномочия президента в них гораздо шире, чем это характерно для нее.

Хотя введение смешанных систем преследует цели преодоления недостатков президентской и парламентской систем, достижение их на практике является не столь частое. Дело в том, что смешанные системы сами по себе содержат коренной недостаток: реальную ситуацию "двух правительств", одного - официально установленного, другого - "правительства из числа подчиненных президенту министров или в лице его администрации". В смешанных системах этот коренной недостаток нередко усугубляется ситуацией "разделенного правления". Это можно проиллюстрировать на примере Болгарии, республики с парламентским правлением, как характеризуется она в Конституции 1991 г. В ней неоднократно возникала ситуация избрания президента от одной партии и парламентского большинства от другой, что приводило к противостоянию президента и парламента.

Смешанная (полупрезидентская) республика

Впервые полупрезидентская республика (таково утвердившееся в литературе не совсем точное, условное название) была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране. Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-полупарламентарной или президентско-парламентарной республикой. Она соединяет определенные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.

Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную -- перед парламентом. Двойная ответственность правительства -- специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

Президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

Вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;

Правительство несет ответственность перед президентом, который может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них -- ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше -- в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах. В России для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначением даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.

Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции -- в парламентарной. По Конституции Республики Казахстан 1995 г. исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава государства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахстане, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов, а по Конституции Республики Беларусь 1996 г. -- арбитр не только в государстве, но и в обществе. Германские исследователя X. Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительства не прямо, а опосредованно.

Ярким примером полупрезидентской республики является Франция. “Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и “через его голову”.

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования.

Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Формально-юридические полномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. Практически существуют и другие личные полномочия, в частности - премьер-министр назначается без контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием президента Франции является право роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3) временным президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести чрезвычайное положение в стране. Статья 16 конституции позволяет ввести президенту настоящую единоличную диктатуру, во время которой он принимает все меры, которые, по его представлению, диктуются обстоятельствами. Но в этой статье оговариваются два условия для введения чрезвычайного положения: первое - должно наличествовать одно из четырех требований - серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств; второе - должно быть нарушено нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и президент не может вводить ее когда захочет. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий, делает право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в руках президента. Для его введения глава государства обязан лишь получить “официальную консультацию” у премьер-министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. Полученные мнения вышеназванных лиц учитывать вовсе необязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен был бы стать парламент, но практически он не обладает контрольными функциями. Правда, парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятия государственной измены весьма расплывчато и не существует официального толкования этого термина.

Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г.

В области международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.

В судебной области президент - обладатель традиционного права главы государства - права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь гарантом ее независимости.

На практике президент обладает большими правами, чем то следует по букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте имеется “одноцветное” с президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенцию премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются президентом.

Правительство Франции - коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров - собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальном собрании не было отказано в доверии премьер-министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных сил в нижней палате парламента.

Особая роль в правительстве принадлежит премьер-министру. Он координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны, однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами президента. Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет деятельность премьер-министра в области управления. Он “обеспечивает выполнение законов”. Он осуществляет регламентарную власть и издает декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты не менее высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра.

Премьер-министр обладает значительными правами в отношении парламента, некоторые из них он осуществляет лично, другие - в сотрудничестве с президентом. Премьер может предлагать президенту созвать парламент, когда тот не заседает. Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично участвует в подготовке законопроектов, может участвовать в работе парламентских комиссий и в палатах, в любое время он должен быть там выслушан.

Премьер-министру принадлежит право созыва смешанных паритетных комиссий при разногласиях парламентских палат в отношении какого-либо законопроекта; он может просить президента, чтобы тот предложил парламенту повторно рассмотреть законопроект; ему принадлежит право ставить в Национальном собрании вопрос о доверии. Премьер-министр обладает личным правом передачи в Конституционный совет законопроекта с требованием признать его неконституционным, во-первых, и требовать вынести решение о разграничении законодательной и регламентарной власти. Последним правом он широко пользуется.

Парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней - Сената. Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат - с 35 лет. На всех выборах существует избирательный залог. При выборах депутатов он составляет 1 тыс. франков с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной версии, внесение залога объясняется необходимостью покрыть избирательную кампанию хотя бы частично и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению лиц, выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.

Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов. В условиях существующей многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест. Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись, выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.

Верхняя палата - Сенат - формируется по-иному. По мысли учредителей Пятой республики особые условия образования Сената должны создавать ему иное политическое “лицо”, чем у Национального собрания. Эта палата формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

Функции французского парламента мало чем отличаются от функций центральных представительных органов других зарубежных стран; они делятся на законодательные, экономические, контрольные, судебные и внешнеполитические.

Правовое положение членов парламента не отличается чем-либо особенным от избранных представителей в других странах. Парламентарии рассматриваются как представители всей нации и выполняют свои функции на основе представительного, а не императивного мандата. Во Франции отсутствует право отзыва парламентария. Рядовой избиратель может следить за деятельностью своего депутата по отчетам в прессе и средствах информации. Обязательность публичного заседания, предоставление мест представителям средств информации, ведение специального протокола, фиксация выступления каждого депутата и сенатора и публикация материалов парламентских обсуждений, печатание списка депутатов и сенаторов по каждому голосованию с указанием характера голосования каждого из них в определенной мере дают информацию о поведении депутатов.

Французский закон стремится обеспечить независимость парламентариев и самого представительного учреждения от посягательств исполнительной власти. К числу таких мер относятся правила о несовместимости должностей. Закон разрешает быть членами парламента лицам, должности которых указаны в его положениях, но эти лица должны отказаться от должности в течение определенного времени в случае избрания. Эти положения имеют цель не только обеспечить независимость парламентария, но и предоставить ему возможность посвятить себя парламентской деятельности. Личная независимость парламентария включает иммунитет, складывающийся из неответственности и неприкосновенности и предоставлению парламентарию материальных возможностей для обеспечения его занятий. Неответственность предполагает невозможность преследования парламентария за высказанные мнения или голосование. Цель неприкосновенности - помешать преследованию члена парламента и оказанию на него давления.

Статья 34 конституции устанавливает перечень вопросов, по которым парламент может законодательствовать. Все области, находящиеся за пределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению правительства. Споры о принадлежности той или иной сферы регулирования разрешаются Конституционным советом. Помимо установленного круга вопросов, по которому может законодательствовать парламент, его полномочия в этой сфере также ограничиваются: 1) возможностью для президента республики действовать через голову парламента при проведении референдума; 2) возможностью делегирования парламентом своих полномочий правительству по определенным вопросам.

Парламент имеет право изменять действующую конституцию. Несмотря на то, что экономические полномочия парламента включают, прежде всего, принятие экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета, парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета. Основную роль в его принятии играет правительство.

Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и парламентариям. Президент республики формально правом такой инициативы не обладает. На основании ст. 40 конституции законопроекты не являются приемлемыми, если следствием их принятия было бы сокращение доходов или создание или увеличение расходов государства. Это требование сильно сокращает возможности парламентариев.

Правительству принадлежит право требовать от палаты единого голосования по всему обсуждаемому тексту или его части с учетом лишь поправок правительства. Такая процедура называется “блокированным голосованием”. Эта процедура позволяет правительству в любое время прервать дискуссию. Чтобы избежать “челнока”, конституция 1958 г. предусмотрела процедуру преодоления сопротивления Сената, но только тогда, когда этого хочет правительство. “Если в результате разногласия между палатами законопроект не был принят после двух чтений в каждой палате или если правительство потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой палате премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной паритетной комиссии, уполномоченной продолжить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия”. Для ускорения прохождения проекта премьер-министр может, таким образом, потребовать введения срочной процедуры.

После принятия законопроекта парламентом, он передается президенту для промульгации. Глава государства может, однако, потребовать от парламента нового рассмотрения закона или некоторых его частей. В таком рассмотрении не может быть отказано. Закон контрассигнуется премьер-министром и соответствующим министром и публикуется.

Делегация полномочий правительству осуществляется при наличии двух условий - при наличии у правительства программы и получении уполномочия парламента. Передача полномочий ограничена каким-либо временным отрезком. При соблюдении этих условий правительство может путем издания ордонансов принимать меры, которые обычно входят в сферу законодательного регулирования.

Французский парламент применяет практически все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания. Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы: 1) не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки; 2) содержащие такую санкцию, ведущую к политической ответственности правительства. Первая группа осуществляется в обеих палатах парламента, вторая - только Национальным собранием. С контрольными полномочиями парламента связано право петиций и деятельность парламентского посредника. Право петиций состоит в том, что разного рода обращения направляются председателям палат. Петиции также могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись и подписывают ее. Политическая ответственность правительства означает, что депутаты Национального собрания могут заставить правительство уйти в отставку либо путем принятия резолюции порицания, либо отказав в доверии, запрошенном правительством. Только Собрание может решать вопрос о политической ответственности.

Французский парламент характеризует значительная стесненность в пользовании вотумом доверия и резолюцией порицания. Вопрос о доверии - обоюдоострое оружие, поскольку и правительство и Национальное собрание в результате негативного голосования могут оказаться не у дел.

Вопрос о доверии в связи с принятием законопроекта - открытый нажим правительства на Национальное собрание с целью заставить его принять угодный проект. Дебаты в таком случае откладываются на 24 часа, чтобы дать возможность депутатам внести резолюцию порицания, которая принимается с соблюдением более строгих правил, чем решается вопрос о доверии. Поставив вопрос о доверии на основе третьего абзаца статьи 49 конституции правительство как бы вызывает Собрание против себя, но на неблагоприятных условиях.

Наиболее грозное оружие Собрания - резолюция порицания - сильно ограничено рядом процессуальных оговорок в пользу правительства. Во-первых, право внесения такой резолюции предоставлено не отдельному парламентарию, а лишь группе депутатов. Во-вторых, резолюция может голосоваться только через 48 часов после внесения. В-третьих, для принятия резолюции требуется абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальное собрание. Последнее ограничение - запрещение авторам резолюции вносить аналогичную в течение той же сессии, обычной или чрезвычайной. Запрет не распространяется на случаи, когда депутаты вносят резолюцию порицания в ответ на постановку вопроса о доверии. Вследствие этого, если оппозиция располагает в Национальном собрании двумястами местами, то она в период сессии может вносить 3-4 резолюции порицания. Внешнеполитические полномочия парламента сводятся к двум - объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификации международных договоров.

Ко второму типу смешанной республиканской формы правления относится форма правления установленная в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет - в противоположность президентской системе - формальную возможность законодательной инициативы.

Прежде чем приступить к рассмотрению того, что представляют собой сегодня смешанные формы правления, необходимо обратить внимание на одну из основных категорий, использующихся в этом случае. Она позволяет получить представление о том, как осуществляется государственная власть и кто выступает в качестве её источника.

Виды форм правления

Это понятие характеризует различные способы образования высших органов государства. Кроме того, оно позволяет раскрыть особенности взаимодействий как внутри механизма власти, так и за его пределами – с населением страны.

Как известно из теории, основные формы правления - это монархия и республика.

В первой из них властные полномочия наследуются и, как правило, предоставляются пожизненно. Хотя есть и исключения из правил – сегодня можно найти страны, в которых глава государства – монарх - избирается.

Вторая – республиканская. В этом случае власть реализуется представительными органами, которые могут избираться или формироваться общенациональными собраниями. Здесь также не обошлось без присутствия форм, которые не вписываются в рамки предложенных наукой критериев.

Традиционная типология республик

Возникновение этой формы относят к эпохе античности, но до сегодняшнего дня она является доминирующей. Из 194 независимых государств в мире более 150 республик.

Теория на основе ряда критериев пытается «втиснуть» все это многообразие в рамки трёх её видов:

  • президентской (США, Колумбия и др.);
  • парламентской (Германия, Австрия, Индия и т.д.);
  • смешанной (Франция, Польша и др.).

Отличительный признак первой – наличие в высших органах власти поста президента. Он занимает доминирующее положение в государстве, выступая одновременно главой державы и правительства. То, что президента избирает народ всеобщим голосованием, предоставляет ему следующие полномочия:

  • независимость от парламента;
  • возможность по своему усмотрению формировать органы исполнительной власти.

Но есть и ограничение – он не обладает правом роспуска парламента.

Второй вид – парламентская республика. Из названия понятно, кто обладает большинством полномочий. Правительство формируется из партий, получивших победу на выборах или же на основе сформированной коалиции. Возглавляет его премьер-министр, избираемый парламентским большинством. Правительство ответственно перед ним. Парламент также выбирает из числа своих представителей и президента. Последний, однако, не оказывает существенного влияния на процесс управления страной.

Итак, отличить президентскую республику от парламентской можно по ряду признаков, но основное различие имеет отношение к сформированному правительству, а точнее, к тому, как реализуется его политическая ответственность. Суть её в последнее время все чаще трансформируется. Вследствие чего сокращается число «чистых» типов республик и возникают смешанные формы правления.

Появление их отображает наметившиеся направления конституционного развития современных стран, имеющие своей целью улучшение качества государственного управления и снижение нестабильности в обществе. В результате появился третий вид – смешанная республика. Форма правления, для которой характерно сочетание элементов предыдущих видов. Исходя из того, какой орган имеет больше полномочий, происходит разделение на соответствующие подвиды.

Основные недостатки чистых республиканских форм

Характеризуя их, следует вспомнить факты из истории развития государственности ряда стран, в которых сочетание в одних руках полномочий главы державы и правительства в целом приводило к узурпации или монополизации власти. Результатом проявления таких тенденций стало возникновение видоизмененных форм в виде суперпрезидентской или президентско-монистической республики. Отчётливые примеры, демонстрирующие проявление таких трансформаций, можно наблюдать в ряде стран Африки и Латинской Америки.

Парламентская республика, в свою очередь, достаточно часто характеризуется неустойчивостью, возникновением различных, в том числе и правительственных, кризисов, отставок министров и кабинета в целом. Причина такого положения дел определяется зависимостью от парламентского большинства. Утрата его поддержки может привести к вотуму недоверия. Смена правительства создаёт напряжённость в обществе и угрозу политической нестабильности.

Особенности смешанных форм правления

Внедрение некоторых составляющих парламентаризма в президентскую республику позволяет нейтрализовать нарастание авторитарных тенденций. В то же время введение президентских элементов в парламентские формы даёт возможность избавиться от некоторых её недостатков.

Отличить этот вид республик от других позволит главный признак смешанной формы правления – способ ответственности правительства.

В этом случае она является двойной и реализуется перед двумя главными, легитимированными народом представителями, один из которых президент, второй – парламент.

Кроме этого, ещё следует обратить внимание на сдерживающую систему, элементы которой действуют в качестве противовесов. Во-первых, парламентарии могут определённым образом выражать своё недоверие правительству. Во-вторых, президент имеет возможность наложения вето на законы, которые были приняты парламентом.

То, что в современных условиях появилась смешанная республиканская форма правления, можно объяснить стремлением устранить «слабые места» традиционных способов организации власти.

Каковы преимущества смешанной республики? И есть ли недостатки?

В первую очередь следует заметить, что смешанные формы правления позволяют организовать стабильное руководство государством, обеспечивая консолидацию политических сил в парламенте, снижая частоту смены правительств и зависимость их от конъюнктурных партийных предпочтений. Все это позволяет упрочить авторитет государства на местах и обезопасить его целостность.

Результатом выбора этих преимуществ развития некоторыми современными государствами привело к тому, что возникли смешанные президентско-парламентские формы правления.

Также не следует забывать и о минусах. Возникают иные взаимодействия, которые отсутствовали в чистых формах, разнообразные нестыковки и несоответствия. Меняются существующие стандарты, регулирующие разделение властей. Такое смешение в ряде случаев может привести к нарушению конституционных норм.

Кроме этого, достаточно часто усиление парламентской роли в президентской республике может быть чисто формальным. А повышение президентской значимости во втором случае чревато проявлением тенденции его всевластия.

Смешанные формы правления в современном мире

Предложенные теорией критерии, позволяющие определить, к какому типу относится государство, не утратили своего значения и по сегодняшний день остаются отправными точками подобного анализа. Также следует отметить, что на их основе, вместе с ними, сочетая и создавая совершенно иные признаки, формируются неизвестные доселе образования – нетипичные смешанные формы правления.

В то же время и юридические категории, жёстко определявшие критерии, лежащие в основе классификации государств, подобным образом размываются и смешиваются. Примерами здесь могут служить монархические республики, которые являют собой уже не просто смешанные формы правления, а появление совершенно иного типа государства. Главной чертой таких образований является избрание монарха на определённый период. Яркими примерами таких «республик» являются:

  • Малайзия – здесь глава выбирается на пять лет из девяти наследственно властвующих султанов;
  • Объединённые Арабские Эмираты – монарх избирается Высшим советом эмиров на пятилетний срок.

Интересное сочетание представляют собой республиканские монархии. Возникновение их связано с гипертрофированным усилением президентской власти. Вследствие этого возникает уже новая форма республики, в которой фактически отсутствует выборность главы государства. Страны, имеющие подобные признаки, называют президентско-монистическими. Примеров, подтверждающих их появление в современном мире немало:

  • президент Сукарно, положивший начало этому процессу в Индонезии;
  • глава Филиппин Маркос, который заявил о себе как о несменяемом правителе;
  • президент Бокасса, возглавлявший Центральную Африканскую Республику и сменивший пожизненный статус на императорский.

Это далеко не все государства, которые шли по такому пути развития. В большинстве из них власть провозглашённого пожизненного президента свергнута. Осталась лишь одна страна, в которой глава имеет подобный статус до сегодняшних дней, – КНДР.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»