Национальные движения и национальная политика. Понарс евразия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Попробуйте растянуть воздушный шарик руками. В длину, в ширину. Прикиньте на глазок или замерьте расстояние, на которое вам удалось его растянуть. А теперь надуйте шарик.

И сравните длину и ширину надутого шарика с тем расстоянием, на которое вам удавалось его растянуть. Практически в ста процентах случаев оказывается, что воздух, самый обыкновенный воздух, которым вы дышите, справился значительно лучше ваших мышц. Поразительно, не правда ли? Точно так же мы накачиваем камеры машин и велосипедов, мячи для спортивных игр, и после качественной накачки мы абсолютно не в состоянии сжать руками воздух внутри камеры или мяча. Отчего так происходит? Почему воздух оказывается намного сильнее нас, не имея ни мускулов, ни приспособлений для этого? Это явление носит название давление газа и проходится в седьмом классе на уроках физики.

Давление газа в физике

Абсолютно все вещества состоят из мельчайших, не видимых глазу частиц - молекул. Эти молекулы находятся в беспрерывном хаотичном движении. И если в твердых телах это лишь небольшое колебание на одном месте, то в жидкостях и газах это движение происходит в любых направлениях, молекулы сталкиваются друг с другом, летят в новом направлении, вновь сталкиваются и так далее, рисуя немыслимые траектории и пересекая неисчислимое расстояние. Удар при столкновении одной молекулы очень и очень мал, но, как известно, молекул невероятное множество, двигаются они очень быстро, а потому действие всех молекул - это довольно значительная величина. То есть, многочисленные удары беспорядочно движущихся молекул и создают давление газа на стенки сосуда или на помещенное в газ тело.

Именно потому, когда мы надували воздушный шарик, мы наполняли его все новыми и новыми порциями воздуха, то есть газа, и, будучи накачиваемым все в большем количестве, он создавал все большее давление на стенки шарика, растягивая его. А так как из-за хаотического движения молекулы равномерно распределяются по всему объему, создавая равномерное давление газа на стенки сосуда, то и шарик равномерно раздувался во все стороны.

Зависимость давления газа от температуры

Если же мы уменьшаем объем сосуда при постоянной массе и температуре газа, то его давление на стенки уменьшается. Это и понятно, так как при увеличении объема расстояние между молекулами становится больше и количество соударений уменьшается. Существует также зависимость давления газа от температуры. Чем выше температура, тем выше скорость молекул газа и, соответственно, количество соударений и их сила увеличивается. Поэтому категорически нельзя нагревать баллоны со сжиженным газом, так как от увеличения давления внутри они могут не выдержать и взорваться. Для измерения давления газа существуют специальные приборы, самый известный из которых - это барометр, который позволяет нам узнать величину атмосферного давления и, исходя их этих данных, одеваться на улицу соответственно.

Реформы, которые вследствие привели к демократизации общественной жизни не могли не затронуть межнациональные отношения. Первыми, кто начал открыто отстаивать свои национальные свободы стали якуты. В начале 1986 года в Якутске были проведены ряд протестов, на которых демонстранты требовали отмены массового закрытия якутских школ.

На сторону простого населения постепенно переходила и правящая верхушка органов местного самоуправления и государственной власти. Так, к примеру, М. Горбачев был вынужден поменять председателя ЦК Компартии Казахстана, который активно поддерживал и поощрял народные протесты.

После того, как должность занял Г. В. Кунаев, по стране прокатилась волна протестов, которая впервые начинала носить революционный характер. Воссоздать свою автономию хотели крымские татары, немцы Поволжья, однако территорией наиболее острого конфликта на национальной основе стало Закавказье.

Формирование национальных движений

Воспользовавшись началом конфликтов в Закавказье, в странах Прибалтики активно создавались народные фронты, целью деятельности которых был выход Литвы, Латвии и Эстонии из СССР.

На первоначальных этапах своей деятельности, радикальные националистические организации Прибалтики смогли добиться от Верховных советов республик провозглашения национальных языков единственными государственными. Уже в середине 1989 года русский язык был лишен статуса государственного в этих странах.

По примеру Прибалтики, требования ввести национальные языки в государственные заведения были выдвинуты Молдовой, Белоруссией и Украиной. Населения Татарии, Башкирии и Якутии требовали немедленного признания их республик полноправными членами Союза.

«Парад суверенитетов»

В первой половине 1990 года, национальные движения и попытки правительства самостоятельно без участия Центра решить экономические и социальные вопросы, привели к принятию суверенитета во многих союзных республиках.

Суверенными государствами стали Российская Федерация, Украина, страны Прибалтики, Грузия, Молдова, Узбекистан и Беларусь. Реакция верхушки ЦК КПСС была резкой ко многим государствам были применены экономические санкции.

С большим опозданием Горбачев принялся разрабатывать новый союзный договор, который все же не смог сохранить Советское государство.

Попытка правительства при помощи ГКЧП спасти разрушающееся государство привели к прямо противоположному результату. В период августа- октября 1991 года декларации о государственной независимости были приняты в Прибалтике, Украине, Молдове, Беларуси, Узбекистане и Киргизии, Армении и Туркмении.

Существования Советского государства стало возможным только в статусе конфедерации. В сентябре 1991 года Госсовет СССР признал независимость Союзных республик, что стало началом конца существования Советского союза.

Уже 8 декабря на официальной встрече президентов России, Украины и Беларуси была объявлена ликвидация СССР как субъекта международного права и прекращении его геополитического существования.

Окончательный развал СССР стал очевидным 27 декабря 1991 года, когда последний советский Генсек, М. Горбачев, подал в отставку. Так скоропалительно закончилась история некогда одной из самых могущественных мировых держав. Мечты отцов коммунизма были похоронены под развалинами государства Советов.

Национальная сфера получила, пожалуй, наиболее заметные импульсы для изменений сразу же после смерти Сталина. Это было связано с решениями, принятыми по докладным запискам Берии в ЦК. В них предлагалось реабилитировать и немедленно освободить из-под стражи лиц, привлеченных по «делу о врачах-вредителях», осудить операцию по убийству Михоэлса и высылку Г1. Жемчужиной как результаты «провокационного измышления обвинения в антисоветской националистической деятельности». Уже 4 апреля 1953 г. было опубликовано постановление Президиума ЦК о фальсификации «дела врачей» и принятии предложений МВД.

Другой импульс для изменений в сфере национальных отношений дали принятые по инициативе Берии постановления от 26 мая и 12 июня 1953 г. Они направлялись на то, чтобы «решительно покончить с извращениями ленинско-сталинской национальной политики партии» на Украине, в Литве и Белоруссии. 12 июня на основании записки Хрущева аналогичное решение было принято по Латвии. Основу предложенной концепции десталинизации межнациональных отношений составляли «коренизация» партийно-государственного аппарата (вторая после 1920-х гг.) и введение делопроизводства в союзных республиках на родном языке.

Бериевская «коренизация» высшего и среднего звена партийно-хозяйственного аппарата грозила немалыми осложнениями, поскольку практика хозяйственной деятельности в многонациональной стране приводила к постоянной миграции кадров из России в другие республики и из республик в Россию. Началась она заменой на посту первого секретаря ЦК КП Украины русского Л. Г. Мельникова украинцем А. И. Кириченко. В Белоруссии пленум ЦК принял решения, предопределенные постановлением ЦК КПСС об освобождении Н. С. Патоличева от обязанностей первого секретаря ЦК КП Белоруссии и замене его М. В. Зимяниным (заведующий отделом МИД СССР, до 1953 г. - второй секретарь ЦК КП Белоруссии).

В докладе, подготовленном для пленума в духе записки Берии, предлагалось ввести белорусскую письменность в государственном аппарате, ведя только на белорусском языке всю переписку, совещания, собрания и съезды. Что касается русских, которые в новых условиях не смогут работать в республике, то предлагалось выразить им благодарность и оказать помощь в переезде на новое место.

Против доклада выступил Герой Советского Союза П. М. Машеров, затем и другие участники пленума. Однако смещение Патоличева не состоялось в связи с арестом Берии (26 июня 1953 г.). Позднее Патоличев говорил о его инициативах: «Более худшего вида проявления национализма трудно было найти. Осуществление этой бредовой идеи обернулось бы страшной трагедией для миллионов граждан, проживающих в Белоруссии» . В СССР в целом она привела бы к перемещению миллионов людей из одних республик в другие.

Как вы понимаете термин «коренизация»? На каких теоретических позициях могли

стоять ее приверженцы? Какие явления в межнациональных отношениях в нашей

и других странах вам напоминает политика коренизации?

Коренизация партийно-хозяйственного аппарата, осуществленная в духе предложений Берии на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, его попытки ввести в республиках собственные ордена в честь выдающихся национальных деятелей, другие меры по развитию национальных традиций в области культуры и языка, которые способствовали бы воспитанию чувства национальной гордости, - все это не проходило бесследно, имея двоякий результат. С одной стороны, это способствовало ликвидации вооруженного националистического подполья в этих республиках. С другой стороны, активизировало национал-сепаратистские и антирусские настроения, способствовало возникновению многочисленных националистических кружков и групп, участниками которых была в основном молодежь.

Стремясь не допустить разрастания местного национализма, Н. С. Хрущев порой резко реагировал на факты явного нарушения «интернационалистских принципов» кадровой политики. Он публично выговаривал азербайджанскому руководителю И. Д. Мустафаеву за то, что в республике был принят ряд решений, ущемляющих представителей некоренной национальности, в частности русских: «Никто... не может заподозрить что они проводят какую-то шовинистическую политику... Они нередко в ущерб своей республике оказывали и оказывают помощь братским народам. И сейчас эти народы не только выровнялись, а нередко по жизненному уровню стоят выше отдельных областей Российской Федерации».

  • Цит. по: Усубалиев Т. У. Эпоха. Созидание. Судьбы: Книга воспоминаний. Бишкек:Шам, 1995. С. 275.

Национальный вопрос в СССР (60-80гг) СССР с момента своего существования являлся федерацией, государственно административное управление которой носило жесткий централизованный и унифицированный характер.

Национальная политика

Согласно данным переписи населения, в 60-х годах в составе Советского государства находилось более 50 национально- территориальных образований и насчитывалось 102 этнические группы. Фактором объединяющих их в единое культурное и государственное целое была Коммунистическая партия.

Должности председателей партийных комитетов республик занимали национальные чиновники. Существование национальной номенклатуры существенно влияла на дезинтеграционный процесс в государстве, однако она была крайне необходима высшему партийному руководству как инструмент усиления централизации.

В этот период, на волне хрущевской «оттепели» союзным республикам был предоставлен ряд национальных свобод образовывались национальные культурные институты, учебные процесс велся на национальном языке, гарантировалась территориальная автономия.

Высшее руководство фактически сняло проблему национального вопроса с повестки дня, так как острых противоречий в это время между народами СССР не наблюдалось. Русские, составляли более 50% от численности советского народа, однако они не обладали видимыми преимуществами перед другими народами и этносами.

Тем не менее, во второй половине 70-х годов на этой почве возникли первые, после весьма длительного перерыва, национальные конфликты. В РСФСР не было самостоятельной республиканской партии, непосредственной управление республикой осуществлял ЦК КПСС.

Это привело к тому, что многие народы союзных республик начали воспринимать русских, как доминантную нацию в государстве. Именно в этой период в жизнь советского народа вошел речевой оборот «младший и старший брат».

Некоторые этносы республик Закавказья в этот период были подданы дискриминациям со стороны представителей титульных наций. Это стало причиной возникновения ряда межэтнических конфликтов, которые начались в середине 70-х годов. Именно тогда начались первые противостояния Чечни и Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии, которые продолжаются и до наших дней.

Национальные движения

«Оттепель» не прошла бесследно для советского народа. В середине 60-х в СССР активно начали образовываться национальные движения, целью которых был протест против централизации государства. Росту количества национальных организаций поспособствовало и ослабевание железного занавеса с Западом в начале 70-х годов.

Наиболее радикальным национальным движением стало диссидентство, в состав которого входила интеллигенция, верующие и представители оппозиционных сил.

Диссиденты организовывали масштабные политические протесты, защищали культурные права народов союзных республик, добивались выпуска нелегальных книг авторов, перебивающих в вынужденной эмиграции.

Диссидентское движение становило реальную угрозу коммунистической идеологии, так как его активисты открыто заявляли о необходимости ликвидации СССР и пропагандировали национальную свободу.

С этим течением боролось пятое отделение КГБ интеллигенцию чаще всего высылали за границу или в Сибирь. Именно люди, состоявшие в рядах диссидентов стали основной движущей силой принятия независимости в Советских республиках в начале 90-х годов.

Ко второй половине 1980-х годов диссидентство было в основном подавлено. Однако, как показали последующие события, победа оказалась эфемерной. Горбачевская «перестройка» в полной мере выявила его значимость. Оказалось, что открытая борьба нескольких сот инакомыслящих при моральной и материальной поддержке Запада против пороков существовавшего режима власти вызывала сочувствие неизмеримо более широкого круга сограждан. Противостояние свидетельствовало о существенных противоречиях в обществе. Идеи диссидентов широко популяризировались мировыми средствами массовой информации. Один только Сахаров в 1972–1979 гг. провел 150 пресс-конференций, подготовил 1200 передач для иностранного радио. Диссидентству в Советском Союзе активно содействовало американское ЦРУ. Известно, например, что к 1975 г. оно участвовало в издании на русском языке более 1500 книг русских и советских авторов. Все это во много раз увеличивало силу собственно диссидентской составляющей. По оценке Ю. В. Андропова, в Советском Союзе насчитывались сотни тысяч людей, которые либо действуют, либо готовы (при подходящих обстоятельствах) действовать против советской власти. Имелись таковые и в составе партийно-государственной элиты советского общества.

Спуск государственного флага СССР с флагштока над куполами Кремля в 1991 г., если смотреть на это событие через призму антисоветского диссидентства, означает, что на позиции движения перешли по существу главные силы бывшего партийного и государственного руководства. Они стали движущей силой номенклатурной революции 1991– 1993 гг., которая моментально (по историческим меркам) подрубила устои «развитого социализма». Феномен внутрипартийного либерального диссидентства, его метод хорошо обрисованы в статье А. Н. Яковлева «Большевизм социальная болезнь XX века» (1999). В ней утверждается, что во времена «развитого социализма» группа «истинных реформаторов» раскрутила новый виток разоблачения «культа личности Сталина» «с четким подтекстом: преступник не только Сталин, но и сама система преступна». Партдиссиденты исходили из убеждения, что «советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма».

Политика гласности и другие перестроечные процессы изменили отношение советской власти к диссидентам. С получением свободы эмиграции многие из них выехали из страны, самиздатские издания (к концу 1988 г. их насчитывалось 64) стали действовать параллельно с государственными. Во второй половине 1980-х годов в СССР были освобождены последние отбывавшие наказание диссиденты. В декабре 1986 г. был возвращен из ссылки А. Д. Сахаров. В 1989 г. разрешено опубликовать «Архипелаг ГУЛАГ», в августе 1990 г. было возвращено гражданство СССР А. И. Солженицыну, Ю. Ф. Орлову и другим диссидентам. Диссидентство как движение прекратило свое существование. С 1986 г. на смену диссидентским группам приходят политические клубы, а затем народные фронты. Одновременно начался процесс становления многопартийной системы. До его завершения функции политических партий выполняли «неформальные» общественные организации. Вместе с тем, в 1990 г. в СССР продолжали отбывать наказание 238 политических заключенных.

В 1994 г. Администрация Президента РФ издала книгу «Слово о Сахарове», включающую материалы конференции, приуроченной ко дню рождения выдающегося ученого. В книге помещено выступление С. А. Филатова, который целиком отождествлял действующую власть с участниками возглавляемой А. Д. Сахаровым ветви диссидентства и теми его учениками, «кто взял на себя тяжкую обязанность реализовать многое из того, о чем Андрею Дмитриевичу мечталось... Да помогут нам выполнить эту нелегкую миссию опыт Сахарова, мысли Сахарова, идеи Сахарова и чувства Сахарова!». В этих словах заключена официальная оценка исторической роли одного из течений диссидентства. Что касается движения в целом в целом, то его участники за небольшим исключением (Л. М. Алексеева, Л. И. Бородин, С. А. Ковалев, Р. А. Медведев, В. Н. Осипов, В. И. Новодворская, Г. О. Павловский, А. И. Солженицын и др.) не сохранили заметного влияния на постсоветскую политическую и общественную жизнь страны.

§ 4. Национальная политика и национальные движения

С принятием в 1961 г. новой Программы КПСС связывалось начало нового этапа в развитии национальных отношений в стране. Его особенности виделись в дальнейшем сближении и достижении «полного единства» наций. Национальную политику, призванную регулировать национальные отношения на новом этапе, партия обязывалась проводить «на основе ленинской национальной политики», не допуская «ни игнорирования, ни раздувания национальных особенностей». Важнейшая цель политики виделась «по-прежнему» в обеспечении фактического равенства наций, народностей «с полным учетом их интересов, уделяя особое внимание тем районам страны, которые нуждаются в более быстром развитии». Растущие в процессе коммунистического строительства блага было обещано «справедливо распределять среди всех наций и народностей».

Однако «развернутое строительство коммунизма» в стране продолжалось недолго. В ноябре 1967 г. Л. И. Брежнев объявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество, в дальнейшем предстояло его совершенствовать. Новые власти отказались и от других методологических новаций хрущевского периода. Положение о новой исторической общности при этом было сохранено и получило дальнейшее развитие с уточнением представления о ней как о многонациональном народе.

Положение о якобы вполне сформировавшейся в СССР новой исторической общности содержалось в выступлениях генерального секретаря на XXIV (1971) и XXV (1976) съездах партии. В развитие этого положения Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС подготовил и выпустил двумя изданиями книгу «Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях» (1972, 1974), дававшую официозную трактовку феномена. В книге разъяснялось: «Советский народ представляет собой не какую-то новую нацию, а является исторической, более широкой, чем нация, нового типа общностью людей, охватывающей все народы СССР. Понятие “советский народ” появилось как отражение коренных изменений сущности и облика советских наций, как выражение их всестороннего сближения, роста их интернациональных черт. Но и при тесном переплетении интернационального и национального в социалистических нациях последние образуют советский народ, оставаясь в то же время его национальными компонентами». Упрочение «новой исторической общности» представлялось важнейшей целью государственной национальной политики.

На протяжении 1970–1980-х годов в стране издавалось несметное количество книг и статей о расцвете и сближении советских наций, о соотношении национального и интернационального, о торжестве «ленинской национальной политики». Однако работы грешили декларативностью и схоластичностью, практически не способствовали сокращению разрыва между наукой, политикой и жизнью. Быстро оживляющееся национальное самосознание третировалось как проявление национализма. Реальные противоречия национальной жизни и межнациональных отношений упорно игнорировались. «Нациология» в условиях «развитого социализма» заметно активизировалась по праздничным датам в связи с юбилеями Октябрьской революции и образования СССР. Это не могло не накладывать отпечатка «заздравности» на значительную часть трудов, посвященных национальной проблематике.

Разумеется, новая историческая общность людей в СССР была не только сотворенным мифом, но и реальностью. В нынешних средствах массовой информации признание того, что были действительно советские люди, часто отождествляется либералами лишь со своего рода неполноценностью (отсюда презрительное «совок»). Однако этим не отменяется тот факт, что на уровне общественной рефлексии ощущение «советсконародности» имелось. Любители футбола разных национальностей в крупных международных матчах болели, как за свои за киевское и тбилисское «Динамо», ереванский «Арарат», за наших космонавтов, независимо от их национальной принадлежности. Иными словами, определенно существовало некое субстанционарное пространство не с этническим, а гражданским основанием.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»