Экономические реформы в период правления брежнева. Леонид Ильич Брежнев

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни, что выражается, среди прочего, в необычайной, по сравнению с предшествующим периодом, стабильности состава руководства страны. В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводит реалистическую политику, отказавшись от хрущевских «планов» построения коммунизма в пользу внешне более скромной концепции «развитого социализма» как стадии, на которой, по мнению руководства, и находится СССР. Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская "команда" начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны и приступает с 1965 к проведению ряда реформ.

Хозяйственная реформа 1965 г.

Относительная стабилизация советской экономической системы совпала с осуществлением восьмого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1966--1970). Новые ориентиры развития советской экономики были намечены на XXIII съезде партии, состоявшемся в конце марта 1968 г.

Предполагалось, что за пять лет выпуск промышленной продукции удвоится, сельхозпродукция возрастет на четверть, производительность труда в промышленности -- на 30--35%, прибыль -- более чем в два раза. Позитивные перемены должны были непосредственно отразиться на жизни населения, реальные доходы которого в сравнении с 1965 г. должны были увеличиться в 1,5 раза. Первостепенное внимание уделялось развитию сельского хозяйства и производству потребительских товаров. Подъему местной инициативы служили планы развития территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Тимано-Печерского, Южно-Якутского и др. Тем самым, брежневского руководство вновь в качестве важнейшей задачи ставит приращение богатства родины за сч_т неуклонного продвижения на Восток.

В 1964 пленум ЦК КПСС восстановил единство партийных, государственных, а так же всех других органов, разделенных в 1962 г. на промышленные и сельские. Через год была упразднена система совнархозов, которая превратилась в источник местничества, и восстановлены отраслевые министерства.

Базовые, утвердившиеся исторически устои советской экономической системы, такие как всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование, строгий контроль сверху за основными показателями развития сомнению не подвергались, но теперь для придания им большей эффективности намечалось возродить, казалось, навсегда утраченный дух частной инициативы, допустить в советской экономике отдельные проявления товарно-денежных отношений, иначе говоря, рынка.

Возможность задействовать рыночные рычаги управления экономикой обсуждалась в советской экономической науке еще с конца 1950-х гг. Важной вехой на пути формирования идеологии реформ становится публикация в сентябре 1962 г. в центральном печатном органе коммунистической партии газете «Правда» статьи Е. Либермана «План, прибыль, премия», в которой получили обоснование основные параметры предстоящей реформы. По мнению экономиста, предприятия следовало освободить от навязчивой опеки со стороны плановых органов, предоставить им широкое поле для принятия самостоятельных решений. Тем самым, он вплотную подходил к признанию необходимости таких рыночных атрибутов, как спрос, предложение, рентабельность. Предложения Либермана по оживлению товарно-денежных отношений поддержали известные в то время экономисты Л. Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов. Подготовка изменений в экономическом механизме страны велась с ведома и при содействии Хрущева, поэтому некоторые историки полагают, что его смещение обернулось отказом от многих важных предложений, звучавших в ходе обсуждения. Другие авторы, наоборот, указывают, что после отставки Хрущева реализация реформаторских замыслов ускорилась.

В первую очередь хозяйственные нововведения затронули сельское хозяйство, пребывавшее в особенно плачевном состоянии после постоянных встрясок предшествующего десятилетия. В марте 1965 г. на пленуме ЦК КПСС он призвал в максимально сжатые сроки устранить негативные последствия ошибок прежних лет. Борьба с личными приусадебными участками, повсеместные обязательные посевы кукурузы, уничтожение домашнего скота, -- все это уходило в прошлое. С колхозов и совхозов списывались неподъемные для них долги перед государством, понижались непомерно вздутые в прошлом ставки подоходного налога на крестьян.

Реформирование сельского хозяйства осуществлялось на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности крестьян в результат их труда. Закупочные цены на рожь, пшеницу и другие культуры повышались в 1,5--2 раза, предусматривалось их дифференциация по различным зонам и районам страны. План государственных закупок существенно снижался, при этом государство гарантировало его стабильность на период всей пятилетки. Производство сверхплановой продукции поощрялась рублем: за сданное дополнительно зерно устанавливалась 50% надбавка (т.н. «полуторная цена»). Цены на технику и запчасти были установлены на более приемлемом для деревни уровне. Результаты не заставили себя ждать. Уже в 1965 г. колхозы и совхозы ощутили весомую выгоду, получив за сданную государству продукцию на 15% больше, чем в предшествующем году. Начатые в марте 1965 г. реформы сельского хозяйства были продолжены и в последующие годы восьмой пятилетки. На майском (1966 г.) Пленуме ЦК КПСС принимается решение существенно увеличить финансовые вливания в деревню. За счет бюджета страны развернулись широкомасштабные работы по орошению и осушению земель, по борьбе с водной и ветровой эррозией. Началось возведение Каховской оросительной системы, Краснодарского водохранилища и других важных ирригационных сооружений. С целью перехода на интенсивный путь развития аграрного сектора на октябрьском (1968 г.) Пленуме ЦК получили одобрение меры, направленные на увеличение поставок селу передовой техники и удобрений. По данным современных исследователей, к концу восьмой пятилетки на полях страны работали до 2 млн. тракторов, 623 тыс. зерноуборочных комбайнов, подавляющее большинство колхозов и совхозов пользовались электроэнергией от государственных энергетических сетей.

Важной вехой реформы сельского хозяйства становится проходивший в Москве в ноябре 1969 г. III съезд колхозников СССР. Съезд наметил комплекс мер по укреплению хозяйственной самостоятельности колхозов, принял новый Примерный устав колхозов, вместо действовавшего устава 1935 г. Чтобы повысить материальную заинтересованность и поднять в прошлом очень низкий уровень жизни колхозников, существовавшая со времен коллективизации пресловутая системы оплаты труда по трудодням заменялась ежемесячной гарантированной оплатой по тарифным ставкам соответствующих категорий рабочих совхозов. Для этого из доходов колхоза формировался специальный денежный фонд (в случае нехватки средств у колхозов, государство предоставляло целевой кредит на выплату колхозникам заработной платы). Устанавливалось пенсионное обеспечение колхозников. Параллельно с внедрением новых условий хозяйствования, укреплялись демократические начала в деятельности коллективных крестьянских хозяйств.

Преобразования брежневского времени в аграрном секторе не всегда исправляли ошибки предшествующего десятилетия. Так, была продолжена практика преобразования колхозов в совхозы, в результате которой число коллективных хозяйств за пятилетку сократилось с 36,9 до 33,6 тыс., а число совхозов в 1970 г. достигло 15 тыс. Вместе с тем, в 1960-е гг. второе дыхание обрела идея сельскохозяйственных звеньев, наиболее полно отразившая рыночных дух преобразований. Задумывалось перейти от крупных бригад в 100 и более человек к небольшим мобильным звеньям. Эти звенья должны были отвечать за весь технологический цикл, причем заработная плата работников жестко увязывалась с количеством и качеством произведенной продукции. Звеньям предъявлялось лишь одно требование: произвести заданный объем продукции к определенному сроку. Конечно, удалось решить далеко не все проблемы советской деревни (во многих колхозах и совхозах не полностью использовалась техника, допускались потери урожая и т.д.). Тем не менее, в общем, результаты восьмой пятилетки в области сельского хозяйства были положительными. Уже в 1966 г. был собран небывалый в истории страны урожай зерна -- 171,5 млн. тонн. Урожайность в среднем по стране составила 13,7 центнера с гектара. Государство смогло закупить 75 млн. тонн зерна. Среднегодовой объем продукции увеличился на 21%, в то время как за предыдущие пять лет -- всего на 12%. Тем самым, темп роста сельскохозяйственного производства увеличился почти вдвое. Наиболее ощутимым был рост производства зерна: в среднем страна собирала в 1,3 раза зерна больше, чем в 1961--1965 гг. Росло так же производство хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока, яиц и других сельскохозяйственных продуктов.

По-настоящему масштабным новый экономический курс становится по мере распространения его основных принципов на промышленность. Первоначально, еще в августе 1964 г. предложенная Либерманом система в порядке эксперимента была внедрена на двух фабриках. В полном объеме реформа стартовала на сентябрьском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС. На нем с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий» выступил новый председатель правительства А. Косыгин.

Косыгин подробно обосновал необходимость решительных действий. Экономика СССР, по-прежнему сохраняя высокий потенциал, теряла темпы своего развития и прежнюю эффективность. Подтверждением этому служили невысокое качество многих видов отечественной продукции, распыление капиталовложений, отставание от основных конкурентов на международной арене в производительности труда. Смыслом предстоящих изменений, сугубо по-советски, провозглашалась потребность привести систему управления народным хозяйством в соответствие с уровнем развития производительных сил.

В отличие от прежних лет, когда предприятия были ориентированы на производство продукции, теперь главным показателем эффективности становится объемы ее реализации. Соответственно, прежние натуральные плановые показатели были заменены на стоимостные. Как и в странах с рыночной экономикой, основным критерием успешности предприятия становится рентабельность, а целью производства -- получение прибыли. Из отчислений от полученной прибыли предприятиям разрешалось создавать фонды экономического стимулирования, которых было три: 1) фонд развития производства; 2) фонд материального поощрения; 3) фонд социально-культурного и бытового развития. За счет этих фондов можно было премировать работников в соответствии с их трудовыми показателями, расширять производство, строить жилье, больницы, санатории. Считалось, что переход к хозяйственному расчету позволит достичь большей заинтересованности производителей в результатах своего труда.

Законодательно основные положения реформы были закреплены в Положении о социалистическом государственном предприятии, принятом в октябре 1965 г. в развитие решений пленума ЦК. В нем закреплялись права производителей в области производственно-хозяйственной деятельности, строительства и капитального ремонта, материально-технического снабжения, финансов, труда и заработной платы, а так же круг обязанностей и степень ответственности в случае их нарушения.

Хозяйственная реформа проводилась очень активно. В январе 1966 г. хозрасчет вводится на 43 предприятиях в 17 отраслях промышленности. В 1967 г. на принципах хозрасчета работало существенно больше -- 7 тыс. предприятий. На них трудилось свыше 10 млн. человек и выпускалось до 40% всей промышленной продукции. В последний год пятилетки на новую систему были переведены уже 83% предприятий, выпускавших 93% суммарного объема промышленной продукции, а к исходу пятилетки переход на новые методы хозяйствования был завершен. В ходе осуществления преобразований шел процесс слияния мелких предприятий с крупными методом создания производственных объединений. Осуществлявшаяся в рамках этих объединений кооперация по переработке сырья и выпуску готовой продукции сразу же дала положительный экономический эффект.

Результаты восьмой пятилетки обнадеживали. Национальный доход возрос на 41%, производительность увеличилась на 37%. Производство промышленности возросло на 50%. В одном только завершающем году пятилетки было произведено промышленной продукции почти в два раза больше, чем за все довоенные пятилетки, вместе взятые. Опережающими темпами развивались машиностроение, радиоэлектроника, химическая, нефтехимическая и другие отрасли. Продукция станкостроения возросла почти на 65%. За годы пятилетки было сооружено 1900 крупных промышленных предприятий. В строй вступили Братская ГЭС и первая очередь в то время крупнейшей Красноярской ГЭС, было завершено создание Единой энергетической системы европейской части СССР -- самой крупной энергосистемы в мире. Завершилось строительство первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. В Москве было закончено сооружение высочайшей в мире Останкинской телевизионной башни (533 м.). Много внимания уделялось отраслям, производящим предметы потребления. Выпуск легкой и пищевой промышленности в годы восьмой пятилетки увеличивался на 8,3% в год против 6,3% в предыдущем пятилетии, что позволило заметно сблизить темпы развития отраслей группы «А» и группы «Б». В производстве товаров для населения возросла доля предметов длительного пользования.

К концу восьмой пятилетки темпы развития промышленности вновь начинают снижаться. Считается, что причиной этого становится скрытое сопротивление командно-административной системы внедрению рыночных механизмов. И действительно, многие представители советского руководства усматривали в реформе угрозу политической стабильности. Часто консервативные настроения приписывают лично Брежневу. При этом высказывается точка зрения, что в выборе экономической стратегии сталкивались две концепции. Первая, косыгинская, предпочтение отдавала промышленности и ее неуклонному реформированию. Вторая, брежневская линия, якобы исходила из приоритета оборонных отраслей и сельского хозяйства, а, кроме того, с 1977 г. Брежнев, как и некоторые его предшественники, стоявшие во главе страны, особое внимание начинает уделять поступательному движению на Восток, в первую очередь освоению Сибири. А для этих приоритетов, как якобы полагали некоторые советские лидеры, необходимости в реформах не существовало.

Однако все эти часто называемые в литературе обстоятельства не отменяют того факта, что деструктивные процессы начали нарастать параллельно с расширением реформы на все новые и новые хозяйствующие субъекты. Комплексный анализ советской экономики показывает невозможность проведения в тот момент каких-либо рыночных преобразований. Потеря темпа в предшествующее десятилетие не позволило СССР вовремя перейти от экстенсивного к интенсивному развитию. Индустриальная модель, сложившаяся в 1950--1960-е гг., характеризовалась жесткой зависимостью экономического роста от масштабов вовлечения первичных ресурсов, т.е. от объемов использования топлива и сырья. Это делало советскую экономику заведомо неконкурентноспособной на международной арене.

Переориентация экономики с производства конечного продукта на получение прибыли не могла дать долгосрочного положительного эффекта не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Прибыль можно было получить двумя путями. Во-первых, снижая производственные затраты. Во-вторых, поднимая цены. Первый путь в условиях рутинной организации труда и при наличии устаревшей техники для большинства предприятий был просто нереален. Для ускорения научно-технического перевооружения требовались большие капиталовложения, которые стали бы приносить прибыль только через несколько лет, что делало их невыгодными. В результате руководителям приходилось вздувать цены.

Советская система , несмотря на проведенные в 50 - 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности. В политической сфере : монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике : тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной : регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле. Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.

· Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление "субъективизма и волюнтаризма" в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;

· с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД "Пражской весны" в 1968 г.) реформы практически заглохли;

· с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.

Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой». Эти годы стали пиком военно-политической мощи Советского государства и одновре­менно все нарастающего социально-экономического и полити­ческого кризиса, проявляющегося в постепенном застое эко­номики, оскудении духовной сферы, нарастающей коррупции и других деформаций общественной жизни.



Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека:

1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;

2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР (в ок­тябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов);

3. М.А. Суслов, в веде­нии которого находилась идеологическая работа.

Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиально­сти руководства, частую смену кадров с трибуны был выдви­нут лозунг «стабильности». Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал:

Отказ от радикальных пере­мен (прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики «культа личности» Сталина и пр.);

Укрепление существующей общественно-политической системы (тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя – в данном случае Брежнева);

- «тихую реставрацию» ряда элементов сталинизма (практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.).



Таким образом, новое руководство утвердило консервативный традиционалистский курс. Уже в конце 1964 г. было отменено деление партийных органов на сельские и промышленные. На XXIII съезде КПСС (1966 г.) были восстановлены традиционные названия высших партий­ных органов: Политбюро ЦК, Генеральный секретарь ЦК. Из Устава было исключено положение об ограничении пребыва­ния на партийных постах конкретными сроками (по существу, этот срок стано­вился пожизненным). Руководители областей и республик нередко находились на одном месте по 15-20 лет. Это неизбежно в рамках существовавшей системы вело к старению кадров, повышению роли личных связей, усиливало определенную независимость местных элит от центра в решении частных проблем. Формой отстранения от руководства в случае каких-то конфликтов, неудовольствия высшего руководства, слишком грубого нарушения законов стали перевод на дипломатическую, профсоюзную работу, уход на пенсию.

Партийно-государственная элита – номенклатура. значительно укрепила свою власть. Партийный аппарат подменял собой выборные партийные и советские органы и руководил всеми политическими организациями. Этот аппарат при ЦК насчитывал более 4-х тыс. человек, работавших в более чем в 20-ти отделах. Функционировало около 100 министерств и ведомств. Всего управленческим трудом занималось 18 млн. человек. Советский депутатский корпус всех уровней формировался исключительно партийными органами. Советская власть выполняла функцию «ширмы» для всевластия аппарата партия - государства.

При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур: военно-промышленного ком­плекса, КГБ, национальных республик и т.д. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни (1976 г.) проявлял каче­ства лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, «беспощадным человеком со стальными ку­лаками, хотя и в бархатных перчатках». В результате тонкой закулисной борьбы Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах (Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.). В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.

«Выбывших» заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске («днепропетровская мафия» - А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков – министр МВД; Д. Кунаев – 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.). Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции.

Естественными спутниками этих процессов явились:

Невиданных размеров коррупция.

Теневая экономика.

Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры – формирование организованной преступности – мафии (особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве). Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля «снизу», чувствовали себя полновластными хозяевами «своих» республик, регионов, заводов и пр.

Рост преступности (особенно взяточничества и хищения). Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.

Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре.

Падение престижа власти.

Распространения пьянства.

Интриги, чинопочитание, угодничество.

Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Совместные постановления ЦК КПСС И Совета Министров СССР (будучи подзаконными актами) официально ставились наравне с законодательными, включались в Свод законов СССР. Законы попирались и неофициальными решениями, устными указаниями номенклатуры – так называемым «телефонным правом». Таким образом, в «обществе развитого социализма» корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами.

Усилились консервативные, догматические тенденции в идеологии. Жизнь требовала определенной модернизации идеологических установок, провозглашенных в новой Программе партии (XXII съезд КПСС) согласно которой СССР должен был:

В 1970 г. обогнать развитые страны мира по производству продукции на душу населения;

В 1980 г. – построить материально-техническую базу коммунизма.

К тому же разоблачение культа личности в период «оттепели» способствовало зарождению критичности в отношении властных структур. Идеологи КПСС вынуждены были искать ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от предшествующего, столь неспокойного для системы периода («оттепели»).

В результате была сконструирована концепция «развитого социализма», которая объявила существовавший в стране порядок высшим достижением социального прогресса. Концепция «развитого социализма»:

Позволяла констатировать «большие успехи», достигнутые в СССР под руководством партии;

Снять какую-либо определенность в достижении конкретных целей повышения благосостояния народа, демократизации общества, перехода к общественному самоуправлению;

Представляла собой теоретическую базу для увековечивания тоталитарной системы;

Была призвана отвлечь от решения реальных экономических проблем.

Ужесточение внутренней политики, преследование инакомыслия получили идеологическое обоснование в виде принятого тезиса об обострении идеологической борьбы 2-х систем в условиях мирного сосуществования (своеобразная модификация сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму).

В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. «Юбилейные вахты», «Ударные трудовые недели», ме­сячники «дружбы» и «культуры обслуживания» и т.п. непрерывно сменяли друг друга, завершаясь раздачей, званий, премий. Партийные съезды проходили под знаком парадности и помпезности. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благо­получия. Выс­тупавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству.

Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доста­вались Л.И. Брежневу: «великий революционер-ленинец», «вы­дающийся политический и государственный деятель современ­ности», «выдающийся писатель». Происходило как бы возрождение культа личности, но уже в виде фарса. Выпускались тома его сочинений, отливались бюсты, писались портреты, снимались биографические картины. Особый размах приобрели награждения высшими орденами и медалями, почетными званиями, премиями, золотым именным оружием. За эти годы Л. И. Брежнев получил 5-ть звезд Героя, 16 орденов, 18 медалей, одну маршальскую звезду, 70-сят зарубежных, стал лауреатом двух Ленинских премий (борьбы за мир и по литературе) и т.п. Все это стало предметом огромного количества анекдотов в народе.

В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция – «Конституция развитого социализма». Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов, что означало наступление социальной однородности советско­го общества. Одновременно 6-я статья Конституции юриди­чески оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической систе­мы». Такой статьи не было даже в сталинской Конституции (1936). КПСС в соответствии с решениями XXV съезда опреде­лялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей при­роде якобы партией рабочего класса. Этот логически некорректный тезис все больше контрастировал с реальными социальными процессами, когда партийный аппарат обрастал все новыми привилегиями и разрыв в уровне жизни рабочих и управленцев все более увеличивался. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании «новой исторической общности - советского народа». Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией.

В обществе шел процесс легализации двойной морали - официальной и реальной (примеры подавала партийная элита и сам Брежнев). Власть теряла авторитет в глазах миллионов простых граждан, падал престиж представляемого ею общественного строя («развитого социализма»), что вызывало социальную апатию, распространение пьянства.

Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев (ноябрь 1982 – февраль 1983). Как сторонник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер (которые часто выходили за рамки конституционных мер):

Произвел серьезные кадровые перестановки (по опубликованным данным было сменено 18 союзных министров и 37 первых секретарей обкомов, крайкомов и ЦК союзных республик);

Сократил личный аппарат генсека;

Стимулировал расследования ряда уголовных дел (которые были свернуты по личному указанию Брежнева и его руководства);

Начал широкомасштабную кампанию по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины (на практике это оборачивалось частыми курьезами: организация облав среди праздно гуляющих людей, в парикмахерских, кинотеатрах, самолетах и поездах и пр.);

Преследование инакомыслящих.

Однако заслугой Андропова как руководителя партии и государства является то, что он впервые за многие годы в статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР»: а) поставил под сомнение догматическое понимание марксизма-ленинизма; б) внес элемент сомнения в оценку достигнутого страной (предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма»); в) признал наличие противоречий и трудностей в социалистическом обществе.

Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.

В феврале 1984 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.

Эпоху Брежнева позже назвали «застойным периодом». Однако «застой» начался не сразу. Напротив, в 1965 г. провозгласили экономическую реформу, задуманную еще при Хрущеве. Суть ее была в том, чтобы дать предприятиям больше свободы, заставить их бороться за увеличение прибыли и рентабельности, увязать результаты труда и заработка (для этого часть прибыли оставляли предприятиям, чтобы выплачивать премии и др.).

Реформа дала некоторые плоды, оживила экономику. Положительно сказалось в сельском хозяйстве повышение закупочных цен. Однако очень скоро выявился ограниченный ее характер. Углубление же преобразований означало ослабление власти номенклатуры, на что она идти не желала. Поэтому постепенно все вернулось на прежнее место. План, валовые показатели оставались главными. Отраслевые министерства продолжали забирать всю прибыль у тех, кто работал лучше, и делить все по своему усмотрению.

Главной причиной неудачи реформы являлась сама суть советской модели социализма (в отличие от югославской, венгерской или китайской): жесткая концентрация всех ресурсов в центре, гигантская система перераспределения. У власти находились чиновники, которые видели свое назначение в том, чтобы планировать за всех, распределять и контролировать. И они не желали уменьшить свою власть. Подоплекой же этой системы являлось господство ВПК. Сделать этот сектор рыночным не представлялось возможным. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника. - М.,1991. С. 281.

Главным заказчиком и потребителем оружия было само государство, которое средств на него не жалело. К «оборонке» было привязано огромное число предприятий тяжелой и даже легкой промышленности, работавших в обстановке секретности. Ни о каком хозрасчете здесь и речи быть не могло. А для того чтобы облегчить бремя военных расходов, государство все лучшее направляло в ВПК. Поэтому оно не желало разрешить свободную продажу сырья, материалов, энергии, свободного передвижения работников определенной квалификации. А без этого о каком рынке можно говорить. Вот и оставались все предприятия накрепко привязанными контролирующими и планирующими органами друг к другу без возможности самим искать партнеров, решать, что и сколько производить.

Производство гораздо больше подчинялось удобству планирования и контроля со стороны чиновников, чем интересам потребителя или величине прибыли. Оно должно было, по мысли плановиков, постоянно расти, причем «от достигнутого», т. е. от показателей предыдущего периода. В результате часто росло в основном военное или ненужное производство. Затраты на такой рост становились все значительнее, экономика все больше носила «затратный» характер. По сути, рост шел ради роста. Но страна уже не в состоянии была отдавать за него все больше средств. Он стал замедляться, пока не достиг почти нуля. Наступал, действительно, «застой» в экономике, а с ним и кризис системы. Возвращаясь к причинам неудач реформы, скажем, что главной возможностью отказаться от нее стали доходы от нефти. Советский Союз активно осваивал месторождения нефти и газа в Сибири, на Севере (а также и других полезных ископаемых на гигантских просторах Востока, Севера, Казахстана и т. п.). С начала 70-х годов мировые цены на нефть выросли во много раз. Это дало СССР огромный приток валюты. Вся внешняя торговля перестроилась: главными статьями экспорта стали нефть, газ и другое сырье (а также и оружие), основным импортом - машины, оборудование, товары для населения и продовольствие. Разумеется, валюту активно тратили на подкуп зарубежных партий и движений, шпионаж и разведку, поездки за рубеж и пр. и пр.

Таким образом, руководство получило мощный источник поддержания системы без изменений. Поток нефтедолларов окончательно похоронил экономическую реформу. Импорт зерна, мяса и др. позволил сохранить убыточную колхозно-совхозную систему. Между тем, несмотря на все усилия и гигантские затраты, результаты в сельском хозяйстве были еще плачевнее, чем в промышленности. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника. - М.,1991. С. 285.

С 50-х годов в мире началась научно-техническая революция (НТР), связанная с внедрением электроники, искусственных материалов, автоматики и т. п. Мы никак не могли уменьшить технологический разрыв с Западом. Соревнование с ним удавалось выдержать лишь в военной сфере путем непомерного напряжения сил и промышленного шпионажа. Постоянные разговоры о «соединении преимуществ социализма с достижениями НТР» лишь подчеркивали нашу отсталость. При планировании предприятия не имели никаких стимулов к техническому прогрессу, изобретатели лишь досаждали руководителям. В этих условиях брежневская команда решила, что экспорт нефти может решить и проблему отсталости. Страна стала резко увеличивать закупки современного оборудования за рубежом. Только за 4 года с 1972 по 1976 импорт западной техники вырос в 4 (!) раза. Таким образом, власть сумела несколько повысить производительность труда, увеличить производство, наладить выпуск многих современных товаров. Но этим она полностью развратила наших хозяйственников, снизила и без того низкий технический уровень инженеров, загнала в угол своих конструкторов.

К началу 80-х годов страна исчерпала возможности роста за счет привлечения новых рабочих, освоения новых месторождений, строительства предприятий. Когда мировые цены на нефть резко пошли на снижение, это означало кризис всей социалистической системы. Она слишком привыкла к нефтедолларам.

Критики культа личности и Карибского кризиса, чуть не ввергнувшего мир в третью мировую, пришел Брежнев Леонид Ильич, годы правления которого запомнились закономерно обратным процессом.

Застой, усиление значения Сталина в глазах общественности, смягчение в отношениях с Западом, но при этом попытки влиять на мировую политику - такими характеристиками запомнилась эта эпоха. Годы правления Брежнева в СССР были одними из ключевых, внесших свой вклад в последующий экономический и политический кризис девяностых. Каким же был этот политик?

Первые шаги к власти

Леонид Ильич родился в обычной семье рабочих в 1906 году. Он проходил учебу поначалу в землеустроительном техникуме, а затем учился на металлурга. Будучи директором Техникума металлургии, который находится в Днепродзержинске, он стал членом партии КПСС в 1931 году. Когда нагрянула Великая Отечественная война, на Южном фронте Брежнев работал заместителем начальника политического управления. К окончанию войны Леонид Ильич стал генерал-майором. Уже в 1950 он работает первым секретарем в Молдавии, а в последующие годы замещает начальника в Политуправлении армии Советского Союза. Потом он становится председателем в Президиуме Верховного Совета. Известно, что между Хрущевым и Брежневым сложились абсолютно доверительные отношения, которые позволили второму продвинуться к рычагам управления страной после болезни Никиты Сергеевича.

Реформы Брежнева

Годы правления Леонида Брежнева (1964-1982) можно охарактеризовать как время консервативных мер. Сельскохозяйственный подъем не был основной задачей для правителя. Хотя в этот период была осуществлена реформа Косыгина, её итоги стали провальными. Расходы на строительство жилья и здравоохранения только уменьшались, а растраты на военный комплекс росли как на дрожжах. Брежнев Леонид Ильич, годы правления которого запомнились ростом бюрократического аппарата и чиновнического произвола, был больше нацелен на внешнюю политику, по-видимому, не находя способов разрешения внутреннего застоя в обществе.

Внешняя политика

Именно над политическим влиянием Советского Союза в мире работал больше всего Брежнев, годы правления которого полны внешнеполитических событий. С одной стороны, Леонид Ильич делает важные шаги в деэскалации конфликта между СССР и США. Страны, наконец, находят диалог и договариваются о сотрудничестве. В 1972 году президент Америки впервые посещает Москву, где подписывается договор о нераспространении ядерного оружия, а в 1980 году столица принимает у себя гостей со всех стран для проведения Олимпийских игр.

Однако Брежнев, годы правления которого известны активным участием в различных военных конфликтах, не был абсолютным миротворцем. Для Леонида Ильича было важно обозначить место СССР среди мировых держав, способных влиять на разрешение внешнеполитических вопросов. Так, Советский Союз вводит войска в Афганистан, участвует в конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. К тому же меняется отношение дружественных до этого времени к СССР социалистических стран, во внутренние дела которых также вмешивается Брежнев. Годы правления Леонида Ильича запомнились подавлением чехословацких выступлений, ухудшением отношений с Польшей и конфликтом с Китаем на острове Даманский.

Награды

Леонид Ильич Брежнев особенно отличался своей любовью к наградам и званиям. Порой она доходила до такого абсурда, что в результате этого появилось множество анекдотов и выдумок. Однако с фактами трудно спорить.

Первую свою награду Леонид Ильич получил еще в сталинское время. После войны он был награжден орденом Ленина. Можно только вообразить, как гордился этим званием Брежнев. Годы правления Хрущева принесли ему еще несколько наград: второй орден Ленина и орден Великой Отечественной войны первой степени. Всего этого тщеславному Леониду Ильичу не было достаточно.

Уже во время своего правления Брежнев был награжден званием Героя Советского Союза целых четыре раза из возможных трех. Также он получил звание Маршала СССР и орден «Победа», которым удостаивались только великие полководцы, участвовавшие в активных боевых действиях, куда Брежнев никогда не попадал.

Итоги правления

Главным определяющим словом эпохи правления Брежнева стало «застой». Во время руководства Леонида Ильича экономика окончательно показала свою слабость и отсутствие роста. Попытки провести реформы не привели к ожидаемым результатам.

Как консерватора Брежнева не устраивала политика смягчения идеологического давления, поэтому в его время контроль над культурой только усилился. Одним из ярких примеров этого является изгнание А. И. Солженицына из СССР в 1974 году.

Хотя во внешней политике и намечались относительные улучшения, агрессивная позиция СССР и попытка влиять на внутренние конфликты других стран ухудшили отношение мирового сообщества к Советскому Союзу.

В целом Брежнев оставил после себя целый ряд тяжелых экономических и политических вопросов, решить которые предстояло его преемникам.

Леонид Ильич Брежнев пришел к власти в 1965 году, и именно будущий генеральный секретарь принимал активное участие в смещении Хрущева с его поста. Период управления страной Брежневым кто-то называет этапом застоя во всех сферах развития страны, а кто-то искренно считает, что в это время в СССР настала долгожданная оттепель.

Чтобы разобраться в истинном направлении политики Брежнева, необходимо рассказать об основных реформах этого периода, и об их значении для будущей судьбы СССР.

Реформы Леонида Брежнева и их существенные особенности

Реформы Брежнева

Положительные моменты реформ

Отрицательные моменты реформ

1965 год - начало промышленной реформы Брежнева

Для повышения уровня качественности в промышленности, правительство стало оставлять небольшую часть дохода предприятиям, чтобы поощрять работников. Это повлияло на улучшение качества выпускаемой продукции и на увеличение заработных плат.

В стране продолжали активно развивать сектор тяжелой промышленности, пренебрегая нуждами легкой промышленности. К тому же, предприятия все больше лишались самостоятельности, увеличивался уровень контроля Министерств над промышленной сферой.

1970-е-1980-е годы - экономические реформы.

Реформа 1965 года.

В сфере экономики практически не проводились реформы, за редким исключением. Зато в этот период улучшились контакты с другими странами, что положительно сказалось на развитии внешней экономики. Реформа 1965 года не принесла никаких изменений в экономику, показав полное бессилие государственного аппарата.

Из-за того, что цены на нефть все время росли, у Брежнева и его сподвижников не было стимула для развития экономики. Нефтяной бум 70-х привел к тому, что страна продолжала получать большие доходы, но отставала в техническом оснащении от Запада на много лет. Именно поэтому, когда в 80-х разразился кризис нефтяного сектора, а цены на нефть стали падать, экономика оказалась в глубочайшем кризисе. Из-за невнятности реформ Брежнева, увеличивался товарный дефицит.

1969-1972 - внешние реформы в области улучшения отношений с США.

В 1972 году состоялся первый в истории визит американского президента в СССР. Отношения двух стран переживали оттепель, а железный занавес слабел. Подобное улучшение отношений между двумя странами снизило уровень напряженности в мире, и политики, наконец, перестали переживать из-за возможности начала Третьей Мировой войны

Антиалкогольгая кампания 1972 года

Были сокращены объемы производства крепкого алкоголя, но вместо этого увеличены объемы производства пива и виноградного вина. Появлялись лечебные профилактории, куда отправляли людей, страдающих алкогольной зависимостью.

Кампания Брежнева не принесла никакой пользы, более того, количество пьющего населения в стране неизменно росло. Здесь влияние оказывало то, что страна находилась в глубоком застое, репрессии увеличивались, а никакого прогресса не наблюдалось. Вместе с тем, реформа принесла только увеличение цен на алкоголь.

Итоги реформаторской деятельности Л.И. Брежнева

Нельзя сказать, что в период нахождения у власти Брежнева, страна находилась в исключительном кризисе. В 1980 году была проведена Олимпиада в Москве, где СССР заняла первое место по командному зачету. Невероятными темпами развивалась космическая программа, продолжала расти доля тяжелой промышленности. К тому же, наконец, снизился уровень напряжения между СССР и США, которые заключили договор о сокращении вооружений и уменьшили давление железного занавеса. В период столь серьезного экономического кризиса, никто уже не верил в то, что СССР сможет противостоять США. Однако достижения в области освоения космического пространства и спорта стали важным подспорьем для страны. К тому же, в СССР, наконец, снизилось давление на интеллектуальную и творческую элиту, которая прежде переживала бесконечные репрессии. И все же, репрессии в период правления Брежнева продолжали существовать, но проходили тихо и без огласки.

Вместе с тем, Брежнев не мог предложить никаких дельных изменений в области экономики или легкой промышленности. Все его реформы оказывались неудачными и приводили к еще большему экономическому кризису.

Брежнев под конец своего правления тяготился властью, а реформы практически полностью сошли на нет. Возможно, если бы в стране происходили более существенные изменения, а культ Сталина вновь не вышел на первый план, этот период не назвали бы временем застоя.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»