Новые санкции США против России: когда ждать падения рубля. Потрясений для рубля в мае не будет

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Американский Минфин официально объявил 6 апреля о том, что вводит очередной пакет санкций в отношении ряда чиновников, миллиардеров и топ-менеджеров из Российской Федерации. За этим моментально последовало обрушение котировок акций наших компаний, наряду с чем валютный рынок зафиксировал резкое ослабление позиций курса рубля. Отечественные аналитики рассуждают сейчас о том, каким будет влияние новых санкций со стороны Америки на доступность ипотеки и жилья, а также на девелоперские проекты в России.

Участники рынка недвижимости России озвучили свои прогнозы относительно того, как способен отразиться на их дальнейшей деятельности и показателях бизнеса заметно ослабевший рубль. Рассказали эксперты и о том, с какими изменениями либо сложностями столкнутся на фоне застройщики и потенциальные покупатели жилой недвижимости в России.

Америка стремится к снижению заинтересованности инвесторов любыми российскими компаниями

По словам управляющего партнера «Метриума» и участницы партнерской сети CBRE Марии Литинецкой, бумаги ряда девелоперских структур России на международных биржах рухнули, невзирая на то, что ни эти компании, ни их руководители, в новом «черном списке» США не фигурируют. Акции ЛСР упали в цене на девять, а «Эталона» - на 11 процентов, привела примеры эксперт.

«Все дело в том, и это важно четко сегодня понимать, что стратегия администрации Дональда Трампа ориентирована на существенное снижение степени заинтересованности инвесторов любыми российскими компаниями, — поясняет Литинецкая. — Инвесторам неизвестно доподлинно, кто на очереди, и именно по этой причине огромного множества «игроков» из России».

В обозримой перспективе, подчеркивает представитель CBRE, сложившаяся ситуация способна в значительной степени затруднить доступ наших девелоперов на зарубежные рынки капитала, хотя значение их для отрасли в целом – совсем минимальное. На рынке недвижимости России американские санкционные меры рискуют отразиться, по мнению аналитика, исключительно косвенно – несколько ухудшится экономическая обстановка.

После того как упали котировки акций РФ, тут же ослаб курс рубля. Наша страна по-прежнему во многом зависима сегодня от импорта, и каждое укрепление позиций долларом и евро неизбежно влечет за собой повышение цен. Повышение на все виды продукции, включая и стройматериалы, подчеркивает Мария Литинецкая.

Серьезно страдает в итоге платежеспособность среди потенциальных покупателей объектов жилой недвижимости. Огромными препятствиями для снижения ключевой ставки регулятора и повышения уровня доступности ипотеки, следовательно, станут:

  • ускорение инфляции;
  • существенное затруднение доступа российских банков к дешевым западным займам.

Санкции США грозят банкам-лидерам ипотеки

Финансовый директор ГК «А101» Дмитрий Трубников отмечает, что присутствие той или иной компании на бирже в значительной степени расширяет ее возможности, успешно играя на репутацию среди контрагентов и клиентов. Однако, о критичном влиянии на работоспособность речь здесь не идет - хотя бы потому, что рынок недвижимости отличается прежде всего локальностью.

«Насколько мне известно, на сегодняшний день абсолютно все публичные структуры, осуществляющие свою деятельность в девелоперском бизнесе, по-прежнему продолжают функционировать в обычном режиме, и никакие трудности они пока еще не испытали, — констатировал эксперт. — Намного более серьезно на строительном секторе способно отразиться воздействие обстоятельств на крупные банковские учреждения, подпавшие под американские санкции, в том числе я имею в виду и нынешних лидеров в ипотечном кредитовании».

Ипотека по итогам уже второго года кряду выступает в качестве основного драйвера спроса, и доля сделок с ней в России все время растет. Сегодня она составляет около 65 процентов. За сокращением капитализации грозит последовать ограничение возможностей банков в данной сфере.

Кроме этого, в силу вступят скоро поправки в 214-ФЗ, и банки автоматически станут тогда единственным источником финансирования проектов девелоперов и держателями эскроу-счетов, где будет идти накопление финансов, полученных от покупателей квартир в новостройках до ввода домов в строй.

Такие вопросы как готовность российских банков к полноценной замене своим финансированием механизмов привлечения средств по ДДУ и доверие населения к банковскому сектору в целом были открытыми еще задолго до очередного введения Америкой санкций. И если негатив от санкций не нивелируют в кратчайшие сроки, то вопросы эти уже скоро станут намного более острыми, прогнозирует Дмитрий Трубников.

Доходы россиян не позволят им приобретать жилье

Управляющий партнер «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Марина Толстик указала в свою очередь на то, что падение курса рубля и , вне всяких сомнений, только подстегнут сейчас спрос на объекты недвижимости в России. Дело в том, что мы говорим здесь о единственном инструменте, при помощи которого рядовые соотечественники могут пытаться спасать собственные финансовые сбережения, резко теряющие в цене.

Следовательно, повышение спроса повлечет за собой:

  • более активное поглощение появляющихся на рынке недвижимости предложений;
  • снижение уровня конкуренции;
  • возможность удерживания цен для продавцов посредством предоставления меньших дисконтов.

Стоимость объектов недвижимости в России, естественным образом, начнет расти, поясняет специалист. В том случае, если наблюдаемое сегодня падение фондовых рынков России затянется, за повышением спроса на объекты недвижимости следует ожидать очередного застоя на этом рынке.

«Все желающие купить квартиры уже успеют это сделать, а уровни доходов остальных потенциальных покупателей станут попросту чересчур низкими для того, чтобы у них была реальная возможность успешно решить актуальные жилищные вопросы», — резюмировала эксперт.

Спросу на загородную недвижимость прогнозируют падение

В прогнозе Дмитрия Таганова, возглавляющего аналитический центр «Инком-Недвижимость», говорится о том, что какие-то глобальные изменения на первичном рынке жилой недвижимости в российской столице за новыми санкциями со стороны Белого дома последуют едва ли. Ряд крупных предпринимателей, безусловно, лишились своих средств, однако, ущерб понесли в данном случае исключительно их собственные интересы, но никак не рынок недвижимости как таковой.

Макроэкономическая ситуация, однако, может серьезно усложниться, если в перспективе речь пойдет об индивидуальных, а не о так называемых секторальных санкциях, которые касаются различных сфер промышленности. Между тем, введение их может оказать на российский рынок недвижимости только косвенное влияние, подчеркивает Дмитрий Таганов.

Следствиями санкционных мер для отдельных промышленных секторов страны могут стать, по его словам, сокращение численности рабочих мест, урезания премий и иных выплат-бонусов.

«На фоне весьма заметного снижения платежеспособности нации спрос на недвижимость, разумеется, упадет. В большей степени это затронет загородное жилье, и без того находящееся в настоящее время в состоянии стагнации. Что же касается новостроек, то этот сегмент чувствует себя сегодня довольно комфортно. Особенно показательно то, что именно на протяжении последних нескольких лет, то есть когда санкции активно действовали, мы фиксировали просто колоссальное повышение объема предложений на «первичке» и в столице, и в Подмосковье», — резюмировал руководитель «Инком-Недвижимости».

Покупателей жилья привлечет на рынок ослабление рубля

Недвижимость в Российской Федерации всегда была и продолжает оставаться сегодня одним из наиболее надежных активов для сохранения финансов во время всевозможных экономических и политических катаклизмов, подытоживает в свою очередь президент девелоперского «Инграда» Павел Поселенов.

Кардинальные изменения внешнеполитической ситуации произошли не вчера, но как 2017-й, так и начало текущего года продемонстрировали не только наличие, а и рост стабильного и платежеспособного спроса. Не без влияния, к слову, такого фактора как . Восстановление спроса рынок увидел меньше чем за четыре года.

Эксперт полагает, что за ослаблением рубля последует рост спроса, и на рынок выйдут покупатели, планировавшие покупки квартир, но опасавшиеся девальвации российской валюты. Однако, прежде всего, специалисты рекомендуют скрупулезно и ответственно подходить к выбору застройщика – он должен быть надежным, обладать диверсифицированным портфелем и опытом качественного взаимодействия как с продуктами, так и с их ценами.

Ранее , что по итогам минувшего года в России ввели 79,2 миллиона квадратных метров жилья.

СОФИЯ, 30 марта. /ТАСС/. Болгария не будет применять дополнительных санкций против России в связи с делом Скрипаля. Об этом в пятницу заявил премьер-министр Бойко Борисов по итогам заседания совета по безопасности при правительстве страны.

"Своими действиями на заседании Совета ЕС и НАТО мы оказали полную поддержку Великобритании. Вызов нашего посла в Москве показывает, что мы обратили самое серьезное внимание на проблему. Но мы ждем больше доказательств [виновности России], если они есть, и новых санкций, в том числе по высылке дипломатов, на данный момент предпринимать не будет. Как председатель Совета ЕС мы должны сохранить каналы коммуникации с Россией, это наша обязанность", - заявил Борисов.

Премьер-министр уточнил, что посол Болгарии Бойко Коцев вернется в Москву через неделю, сразу после пасхальных праздников.

В совет по безопасности при болгарском правительстве входят члены кабинета министров, руководители специальных служб и представитель президента Болгарии, возглавляет совет премьер-министр.

Скандал в парламенте

Обсуждение дела Скрипаля в болгарском парламенте вызвало в пятницу скандал. Оппозиционная Болгарская социалистическая партия (БСП) предложила парламентариям принять общую декларацию в связи с ситуацией вокруг дела Скрипаля и мировым дипломатическим кризисом. Лидер социалистов Корнелия Нинова предложила включить в послание заявление о том, что "Болгария выступает за мир, который достигается через диалог, а не через оружие и угрозы", подчеркнуть, что "страна отстаивает принципы истины и презумпцию невиновности" и не намерена предпринимать действий против российских дипломатов до предъявления бесспорных доказательств.

"Никто не дал бесспорных доказательств. А вероятность не означает гарантии. Никто и никогда не был осужден за вероятное [преступление]", - подчеркнула Нинова.

Председатель парламентской группы управляющей партии "Граждане за европейское развитие Болгарии" Цветан Цветанов выступил против, обвинив оппозицию в том, что она ведет целенаправленную работу по выходу страны из состава ЕС. Он также подчеркнул, что позиция Болгарии по делу Скрипаля должна соответствовать евроатлантической ориентации и солидарность ЕС в этом вопросе исключительна важна.

Доклад, подготовленный в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций»

В «кремлевский доклад» Вашингтона включены все руководители администрации , его помощники и советники, премьер-министр Дмитрий Медведев и весь кабинет министров, руководителя спецслужб, спикеры Совета Федерации и Госдумы, руководители госбанков и госкомпаний. Также в «кремлевский доклад» вошли бизнесмены, чье состояние оценивается в $1 млрд и более. Таким образом, в список Минфина США попали первые 96 бизнесменов из российской части списка миллиардеров Forbes, опубликованной в апреле 2017 г.

Большинство лиц, попавших в список заявляет, что «кремлевский доклад» не помешает продолжать налаживать отношения с Западом и другими странами, такого же мнения придерживается кандидат в президенты .

Значение «кремлевского доклада»

Доклад составлен «исключительно по требованию закона CAATSA», он не является списком санкций, и включение в него физических лиц и организаций «никоим образом не должно трактоваться как наложение на них санкций», говорится в документе минфина США. Он также не «отражает намерение» ввести санкции, не вводит ни для кого препятствий, ограничений или запретов на ведение дел с этими людьми или организациями, «не свидетельствует, что у правительства США есть информация», будто эти люди вовлечены в какую-либо неправомерную или вредную деятельность.

Предыстория возникновения доклада Вашингтона

До составления «кремлевского доклада» администрация США провела тайный брифинг для конгрессменов по поводу введения санкций.

С 29 января США начинают вводить санкции против России в рамках закона «О противодействии противникам Америки» (CAATSA).

Санкции 2018 года затронут не только Россию

Новые санкции США против Москвы могут затронуть иностранные компании, которые осуществляют крупные сделки с «российским оборонным и разведывательным сектором». Об этом сообщили СМИ России представитель Госдепа США.

«Если санкции будут наложены, они коснутся компаний вне РФ, которые ответственны за значительные транзакции с российским оборонным и разведывательным сектором», - сообщил источник.

Как ранее сообщали СМИ, 29 января представитель Госдепа США Хезер Науэрт заявила, что ограничительные меры против военно-промышленного комплекса РФ уже привели к отказу иностранных правительств от запланированных оборонных закупок в РФ на несколько миллиардов долларов.

По словам дипломата, пока новые санкции против России в оборонной сфере можно не вводить, потому что и прежние себя хорошо оправдывают (источник: regnum.ru). Список лиц, попавших под санкции США, ниже.

Читать полный список лиц «кремлевского доклада» министерства финансов США

«Список высокопоставленных чиновников» Администрация президента России

1. Руководитель администрации президента Антон Вайно

2. Первый замруководителя администрации президента Алексей Громов

3. Первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко

4. Замруководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов

5. Замруководителя администрации президента Владимир Островенко

6. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков

7. Руководитель протокола президента Владислав Китаев

8. Помощник президента Андрей Белоусов

9. Помощник президента Лариса Брысева

10. Помощник президента Владислав Сурков

11. Помощник президента Игорь Левитин

12. Помощник президента Владимир Кожин

13. Помощник президента Юрий Ушаков

14. Помощник президента Андрей Фурсенко

15. Помощник президента Николай Цуканов

16. Помощник президента Константин Чуйченко

17. Помощник президента Евгений Школов

18. Помощник президента Игорь Щеголев

19. Советник президента Александр Бедрицкий

20. Советник президента Сергей Глазьев

21. Советник президента Сергей Григоров

22. Советник президента Герман Клименко

23. Советник президента Антон Кобяков

24. Советник президента Александра Левицкая

25. Советник президента Владимир Толстой

26. Председатель Совета по правам человека Михаил Федотов

27. Советник президента Вениамин Яковлев

28. Полномочный представитель президента в Совете Федерации Артур Муравьев

29. Полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх

30. Полномочный представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов

31. Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова

33. Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич

34. Полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов

35. Полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Олег Белавенцев

36. Полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Алексей Гордеев

37. Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло

38. Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев

39. Полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов

40. Полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских

41. Начальник управления администрации президента по внешней политике Александр Манжосин

42. Начальник управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимир Чернов

43. Начальник управления президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия Олег Говорун

Перечень лиц из правительства России

44. Премьер-министр Дмитрий Медведев

46. Руководитель аппарата правительства Сергей Приходько

47. Зампредседателя правительства Александр Хлопонин

48. Зампредседателя правительства Виталий Мутко

49. Зампредседателя правительства Аркадий Дворкович

50. Зампредседателя правительства Ольга Голодец

51. Зампредседателя правительства Дмитрий Козак

52. Зампредседателя правительства Дмитрий Рогозин

53. Министр Открытого правительства Михаил Абызов

54. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев

55. Руководитель МЧС Владимир Пучков

56. Министр связи Николай Никифоров

57. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень

58. Министр культуры Владимир Мединский

59. Министр обороны Сергей Шойгу

60. Руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин

61. Министр образования Ольга Васильева

63. Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка

64. Министр финансов Антон Силуанов

66. Руководитель Минздрава Вероника Скворцова

67. Руководитель Минпромторга Денис Мантуров

68. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев

69. Министр юстиции Александр Коновалов

70. Министр труда Максим Топилин

71. Руководитель Минприроды Сергей Донской

72. Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов

73. Министр спорта Павел Колобков

74. Министр транспорта Максим Соколов

Другие высокопоставленные политические деятели

75. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко

76. Директор СВР Сергей Нарышкин

77. Спикер Госдумы Вячеслав Володин

78. Специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов

79. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев

80. Руководитель ФТС Владимир Булавин

81. Начальник Генштаба Вооруженных сил Валерий Герасимов

82. Руководитель ГРУ Игорь Колобов

83. Заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев

84. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко

85. Мэр Москвы Сергей Собянин

86. Генпрокурор Юрий Чайка

87. Руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин

88. Руководитель Росгвардии Виктор Золотов

89. Директор ФСО Дмитрий Кочнев

90. Директор ФСБ Алдександр Бортников

91. Руководитель Росархива Андрей Артизов

92. Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин

93. Начальник главного управления специальных программ президента Александр Линец

94. Управляющий делами президента Александр Колпаков

95. Директор государственной фельдъегерской службы Валерий Тихонов

97. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин

99. Гендиректор «РЖД» Олег Белозеров

100. Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин

101. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов

102. Бывший гендиректор «Россетей» Олег Бударгин

103. Председатель gравления «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук

104. Гендиректор Росатома Алексей Лихачев

105. председатель правления и президент «Транснефти» Николай Токарев

106. Председатель правления «Газпромбанка» Андрей Акимов

107. Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов

108. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев

109. Президент «Башнефти» Андрей Шишкин

110. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь

111. Предправления - гендиректор «РусГидро» Николай Шульгинов

112. Председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков

113. Президент алмазодобывающей компании «Алроса» Сергей Иванов

114. Главный исполнительный директор компании «Сахалин Энерджи» Роман Дашков

Список самых богатых людей «олигархов»

1. Александр Абрамов

2. Роман Абрамович

3. Араз Агаларов

6. Игорь Алтушкин

7. Алексей Ананьев

8. Дмитрий Ананьев

9. Василий Анисимов

10. Роман Авдеев

11. Петр Авен

12. Елена Батурина

13. Алексей Богачев

14. Владимир Богданов

15. Леонид Богуславский

16. Андрей Бокарев

17. Олег Бойко

20. Александр Джапаридзе

21. Леонид Федун

24. Александр Фролов

25. Филарет Гальчев

26. Сергей Галицкий

27. Валентин Гапонцев

28. Сергей Гордеев

29. Андрей Гурьев

30. Юрий Гущин

31. Михаил Гуцериев

32. Саит-Салам Гуцериев

33. Зарах Илиев

34. Дмитрий Каменщик

35. Вячеслав Кантор

36. Самвел Карапетян

37. Евгений Касперский

38. Сергей Кациев

39. Сулейман Керимов

40. Игорь Кесаев

41. Данил Хачатуров

42. Герман Хан

43. Виктор Харитонин

44. Александр Клячин

45. Петр Кондрашов

46. Андрей Косогов

47. Юрий Ковальчук

48. Андрей Козицын

49. Алексей Кузьмичев

50. Лев Кветной

51. Владимир Лисин

52. Анатолий Ломакин

53. Зиявудин Магомедов

54. Игорь Макаров

55. Искандер Махмудов

56. Александр Мамут

57. Андрей Мельниченко

59. Юрий Мильнер

60. Борис Минц

61. Андрей Молчанов

62. Алексей Мордашов

63. Вадим Мошкович

64. Александр Несис

65. Год Нисанов

66. Александр Пономаренко

67. Сергей Попов

70. Дмитрий Пумпянский

71. Мегдет Рахимкулов

72. Андрей Раппопорт

73. Виктор Рашников

74. Аркадий Ротенберг

75. Борис Ротенберг

76. Дмитрий Рыболовлев

77. Айрат Шаймиев

78. Радик Шаймиев

79. Кирилл Шамалов

80. Юрий Шефлер

81. Альберт Шигабутдинов

82. Микаил Шишханов

83. Леонид Симановский

84. Андрей Скоч

85. Александр Скоробогатько

86. Рустем Сультеев

87. Александр Светаков

93. Аркадий Волож

94. Вадим Якунин

95. Владимир Евтушенков

96. Бизнесмен Гавриил Юшваев

14:54 — REGNUM Когда Майк Помпео займет пост государственного секретаря США, он захочет показать себя и предпримет ряд шагов, направленных против РФ, предполагает доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин . Об этом он заявил 30 марта в эфире передачи «Время покажет» на Первом канале, рассуждая о дальнейших шагах, которые могут предпринять западные страны в связи с делом Сергея Скрипаля .

Кроме того, он отметил, что происходящий в настоящее время обмен дипломатическими ударами бесперспективен, и призвал не забывать слова министра финансов США, пообещавшего, что его ведомство готовит меры дальнейшего воздействия на РФ.

«Дата X — второе августа, — сказал Топорнин . — Тогда они должны отчитаться о принятых мерах».

В свою очередь, международный обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ» Сергей Строкань констатировал, что дело Скрипаля переформатировало геополитическое пространство.

«Те кризисы, которые выглядели автономными, становятся сообщающимися сосудами, — сказал Строкань . — Дело Скрипаля может изменить статус-кво и на Украине, и в Сирии. Что касается Дональда Трампа , то он очень противоречив, и нет ни одного вопроса международной политики, по которым нельзя было бы найти взаимоисключающих цитат Трампа».

Строкань добавил, что теперь в современной геополитике имеет место редкое сочетание неблагоприятных для России факторов. Это и американская администрация, «худшая со времен Рональда Рейгана », и отравление Сергея Скрипаля, и так далее.

«Еще несколько месяцев назад казалось, что есть два фронта — сирийский и украинский, — сказал он . — Сейчас происходит попытка сомкнуть их в одну глобальную линию. Иными словами, это ситуация идеального шторма».

Напомним, что обострение отношений России с ЕС и США в настоящее время оценивается как начало новой холодной войны. Об этом, например, заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш , призвавший в числе прочего вернуться к «механизмам сдерживания», которые существовали прежде между СССР и США и позволяли избежать ситуации, когда противостояние «выйдет из-под контроля».

После окончания холодной войны, по словам Гутерриша, «эти механизмы были демонтированы», хотя нынешняя ситуация, по его словам, даже опаснее, чем противостояние США и СССР после Второй мировой войны.

Отметим также, что 26 марта США заявили о высылке 60 российских дипломатов и закрытии консульства России в Сиэтле «в знак поддержки» позиции Великобритании по «делу Скрипаля». 29 марта МИД России заявил о «симметричном» ответе на действия США, Великобритании и других стран, присоединившихся к кампании Лондона.

Санкционное законодательство США (PL 115-44) даёт чёткое представление о параметрах и направлениях американской политики санкций в 2018 году. Закон, принятый Конгрессом США 2 августа 2017 года, предполагает конкретные виды отчётности органов исполнительной власти о ходе и направлениях реализации санкционной деятельности против России. Это позволяет спрогнозировать события, которые произойдут в 2018 году и которые во многом будут отражать суть санкционного давления на Россию.

Необходимо понимать, что дух и буква PL 115-44 законодательно определяют Россию как противника США, которому необходимо активно противодействовать и в отношении которого требуется оказывать всеобъемлющее давление. По своей сути PL 115-44 задаёт рамки американской политики в отношении России, в значительной степени исключая возможности для партнёрства и конструктивного взаимодействия. В России не должно быть иллюзий по поводу возможностей развернуть негативные тенденции в ближайшем будущем. Нам также следует избегать недооценки механизмов давления на Россию. Они требуют тщательного анализа и мониторинга.

Итак, в 2018 году органы исполнительной власти представят Конгрессу как минимум семь отчётных документов. Условно их можно разделить на три группы.

Первая группа – это доклады, ключевую роль в подготовке которых будет играть министерство финансов. Американский минфин является ключевым (хотя и не единственным) инструментом реализации санкционной политики. Впрочем, Конгресс даёт минфину возможность работать в тесной координации с ЦРУ, госдерпартаментом и другими ведомствами, чья информация может существенно расширять возможности финансовой разведки.

Наиболее ожидаемый документ в этой группе – отчёт о российских олигархах и окологосударственных организациях. Его необходимо подготовить к февралю 2018 года. Он должен содержать в себе список ключевых фигур российского внешнеполитического процесса и близких к государству олигархов и предпринимателей. Конгресс обязывает авторов отчёта дать оценку связей всех лиц из этого списка с правящей элитой и лично президентом России. В тексте должна содержаться информация о любых известных коррупционных эпизодах, связанных с данными лицами. Должна присутствовать информация об источниках их доходов во всех возможных формах, их коммерческой деятельности за пределами России, а также аналогичные сведения о членах их семей. Должна быть представлена информация и об окологосударственных структурах, их деятельности, бенефициарах и тому подобное.

Попадание в отчёт тех или иных лиц или компаний автоматически не означает их включение в санкционные списки. Однако в законе недвусмысленно указывается на то, что отчёт является одним механизмом их пополнения. По крайне мере одно из требований к нему – оценка возможности и целесообразности применения против включённых в него лиц и организаций дополнительных санкций и их включение в чёрный список минфина, а также возможного эффекта для экономики России, США и их союзников.

В теории отчёт может включать в себя самый широкий круг россиян и российских организаций. Однако большой вопрос вызывает алгоритм и методология составления такого отчёта в столь сжатые сроки. Он требует обработки огромного массива информации, ведь фактически речь может идти обо всём государственном секторе России. Это серьёзно повышает вероятность ошибочных оценок, которые могут ударить по самим США. В теории американцы могут пойти по пути компактного отчёта, включив в него список наиболее антизападных, по их мнению, фигур. Однако тонкость состоит в том, что текущая редакция закона не предполагает постоянного обновления отчёта. Поэтому антироссийское лобби может предпринимать активные усилия по максимальному расширению списков.

Следующий отчёт также должен появиться в феврале. Он касается возможностей расширения санкций против лиц и организаций, попавших в чёрный список минфина согласно Указу президента США № 13662. Указ давал возможность вводить санкции для противодействия российской политике по Украине. Тонкость состоит в том, что именно по этому указу проходят секторальные ограничения против финансового и энергетического секторов России, а закон PL 115-44 добавляет в их число также железные дороги, металлургические и обрабатывающие сектора. Пока этот отчёт также должен носить одноразовый характер.

В отличие от первых двух отчётов, следующий потребует более длительной подготовки – его представят только в августе 2018 года, и он будет обновляться ежегодно до 2021 года (впрочем, ничто не мешает расширить эти сроки). Отчёт касается любых незаконных финансовых операций, связанных с Россией или осуществляемых россиянами. Он должен содержать информацию о конкретных нарушениях, результатах расследований по ним, а также сведения о работе с частным сектором по профилактике данного вида деятельности. Попадание в этот отчёт чревато уже уголовными делами. Важно и то, что он должен раскрывать результаты взаимодействия американских ведомств с их коллегами в ЕС и других странах. Иными словами, он подразумевает интернационализацию деятельности американцев. Данный отчёт также является механизмом поиска «дыр» в правоприменительной практике по вопросу антироссийских санкций и включит в себя меры по устранению зафиксированных недостатков.

Следующая группа объединяется разделом PL 115-04 «О противодействии российскому влиянию в Европе и в Евразии». Закон обязывает правительство США взять на себя роль «защитника» суверенитета и безопасности всех стран Евразии, которые являются или могут являться «жертвами» российского влияния. В отношении данной группы ключевым ведомством выступает государственный департамент. Кроме того, реализация политики на данном направлении предполагает широкое применение мягкой силы с опорой на некоммерческие организации в США и странах Евразии (список некоторых из них прямо перечисляется в законе). На следующий год под эти задачи выделяется 250 миллионов долларов – весьма значительная сумма с учётом того, что она идёт во многом на идеологическую и образовательную работу и не требует вложений в инфраструктуру.

На первый взгляд, эта сумма распыляется по значительному объёму задач и стран. Здесь и защита избирательной инфраструктуры, и борьба с коррупцией, и улучшение законодательства, и помощь НКО и СМИ, и борьба с «пропагандой». Однако с учётом низкой затратности такого рода мероприятий и их концентрации только на противодействии России, такая деятельность превращается в серьёзный ресурс давления. По крайней мере выделяемая сумма значительно превышает все расходы, которая сама Россия тратит на институты своей мягкой силы.

PL 115-04 обязывает государственный департамент отчитываться каждый год о проделанной работе по данному направлению, эффективности затраченных средств, достигнутых результатов. Отдельный отчёт подаётся о взаимодействии с зарубежными организациями и их вкладе. Иными словами, американцы ожидают, что их затраты должны быть также усилены затратами на аналогичную деятельность со стороны их союзников в странах ЕС и других государствах. Появление отчёта ожидается 1 апреля.

Следующие два отчёта также должны подаваться ежегодно на постоянной основе президентом США.

Первый из них – отчёт о СМИ, которыми владеет и которые поддерживает Россия. Это тоже своего рода «чёрный список», должно иметь как минимум репутационные последствия. Расчёт здесь как на стигматизацию собственно российских СМИ, так и тех, которые получают поддержку от России в той или иной форме.

Второй – о влиянии России на выборы в Европе и Евразии. Этот отчёт важен в качестве механизма интернационализации американского подхода к предполагаемому российскому «вмешательству в выборы». В отличие от США в Европе и за её пределами позиция американцев воспринимается со скепсисом. Публикация ежегодного отчёта позволит постоянно держать эту тему в поле зрения, агрегируя все сколько-нибудь заметные события и толкая западный дискурс на эту тему к американской позиции.

Наконец, ещё один отчёт связан с имплементацией установки закона на обеспечение энергетической безопасности Украины и других стран, понимаемой как независимость от российских поставок или любых связей с Россией. Речь идёт о содействии реформам энергетического сектора страны, его либерализации, повышении эффективности и тому подобном. Однако здесь же фигурирует противодействие российским энергетическим проектам («Северный поток» и другие) и в целом «российской агрессии». Здесь же прямо говорится о том, что целью американской политики должно стать продвижение экспорта американских энергоносителей в Европу, в том числе для создания рабочих мест в США (то есть американцы используют политический инструмент в конкуренции за рынки сбыта). О достижениях в деле реализации «Акта о поддержке свободы Украины», а также результатах работы по данному направлению госсекретарь должен будет отчитаться в феврале, а затем предоставлять отчёты каждые полгода.

В сухом остатке PL 115-04 задаёт конкретную бюрократическую процедуру и нарратив, в значительной степени определяющий американскую политику в отношении России. В 2018 году будет представлено как минимум 7 отчётов, каждый из которых с большой вероятностью станет поводом для дальнейшего отчуждения России и США. России необходима продуманная политика умных действий, которые позволят управлять конфронтацией, минимизировать ущерб и сохранять внешнеполитическую инициативу.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»