Что такое апартеид в истории. Падение режима апартеида

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление) -международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику «раздельного развития». На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Манделы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.

АПАРТЕИД (африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление)

международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику "раздельного развития". На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Ман-делы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической,социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.

В отношении этих преступлений установлена универсальная юрисдикция. Виновные могут предаваться суду любого государства - участника Конвенции. При необходимости преступники подлежат выдаче, так как А. не считается политическим преступлением. Поэтому экстрадиция производится в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. В Конвенции предусмотрена возможность учреждения Международного уголовного трибунала в случае согласия государств с его юрисдикцией.

Панов В.П., Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АПАРТЕИД" в других словарях:

    - (apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно… … Политология. Словарь.

    - (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание) наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально экономических и… … Большой Энциклопедический словарь

    - [лат. > фр. > африкаанс apartheid разделение] полит. первонач. официальная ДОКТРИНА расового разграничения (сегрегации (СЕГРЕГАЦИЯ)) в Южно Африканской Республике (белого населения от коренного населения и переселенцев из Индии). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (на африкаанс apartheid раздельное проживание, разделение, обособление) международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного… … Юридический словарь

    - (апартхейд) (на языке африкаанс apartheid раздельное проживание), крайняя форма расовой дискриминации. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.… … Современная энциклопедия

    - [тэ ], а, муж. Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны и в их территориальной изоляции. Жертвы апартеида. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Одна из форм расовой дискриминации (ограничения в правах части населения по расовой принадлежности). Политика А. часто проводилась в отношении коренного населения колоний (насильное поселение коренных жителей страны в резервации), имеет место в… … Географическая энциклопедия

    - (от языка африкаанс apartheid раздельное проживание) англ. apartheid; нем. Apartheid. Крайняя форма расовой дискриминации, возникшая и проводимая в Южно Африканской Республике; состоит в существенном ограничении полит., соц. экон. и гражданских… … Энциклопедия социологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 раздельное проживание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Апартеид - (apartheid, африкаанс раздельное проживание), расистская политика в ЮАР. А. подразумевает строжайшую сегрегацию черных от белых, ограничения в отношении владения землей, места проживания, заключения браков, участия в обществ, орг циях, приема на… … Всемирная история

    апартеид - апартеид. Произносится [апартэид] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ. ) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы » · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ. ) · Конвенция МОТ № 100 (англ. ) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ. )

Апартеи́д , апа́ртхейд (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) - официальная политика расовой сегрегации , проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года - Южно-Африканский Союз , ЮАС) с по 1994 год Национальной партией .

Сущность

Апартеид в ЮАР предписывал народам банту проживать в специальных резервациях (бантустанах) на небольшой (около 12% площади ЮАР) территории. Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания). В ходе внедрения системы апартеида чернокожие жители ЮАР были лишены почти всех гражданских прав. Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись небелым, было обычно намного ниже.

Лишение небелого населения политических прав было обычной практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК). Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка .

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъема антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить свое господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Йоханнес Стрейдом, ставший премьер-министром после Малана, лишил чернокожих африканцев тех немногих прав на голосование, которые они имели. Предыдущее правительство в 1951 году приняло Закон о раздельном представительстве избирателей, однако его конституционность была оспорена в суде группой из четырёх избирателей при поддержке Объединённой партии. Верховный суд Капской провинции отказал им, но Апелляционный суд принял их протест и признал закон не имеющим силы, поскольку для изменения конституции требовались голоса двух третей депутатов обеих палат парламента. Тогда правительство приняло Закон о парламентском верховном суде, дав парламенту право отменять судебные решения. Это было признано незаконным и Апелляционным судом, и судом Капской провинции. В 1955 году правительство Стрейдома увеличило число судей в Апелляционном суде с пяти до одиннадцати, назначив на новые места судей, симпатизировавших политике апартеида. В том же году появился Закон о Сенате, увеличивавший число депутатов с 49 до 89, причём в результате перераспределения у НП оказалось 79 мест. Наконец на совместном заседании обеих палат Закон о раздельном представительстве избирателей был принят, в результате чего в Капской провинции был сформирован отдельный список цветных избирателей.

Главными «законами апартеида» были следующие:

  • Поправка к Закону о запрете смешанных браков (1949)
  • Поправка к Закону о безнравственности (1950)
    • Этот закон сделал уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы.
  • Закон о регистрации населения (1950)
    • Согласно этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или банту (правительство Национальной партии исключило из официальных документов употребление слово «туземец», обычно использовавшееся до этого для обозначения представителей коренного населения, и заменило его словом «банту »).
  • Акт о групповых областях (27 апреля )
    • По этому закону страна была разделена на несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Он стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения.
  • Закон о самоуправлении банту (1951)
    • Этот закон создал для чернокожих африканцев отдельные «правительственные» структуры.
  • Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (1951)
    • Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили чернокожие африканцы.
  • Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951)
    • Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительство жилья для чернокожих рабочих, признанных законными жителями городов.
  • Закон об обеспечении раздельных услуг (1953)
    • Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.)
  • Закон об образовании банту (1953)
    • Этот закон полностью передал контроль над школьным образованием среди чернокожих африканцев, прекратив существование миссионерских школ.
  • Закон о городских областях банту (1954)
    • Этот закон ограничил миграцию чернокожих африканцев в города.
  • Закон о шахтах и работе (1956)
  • Закон об улучшении самоуправления чернокожих африканцев (1958)
    • Этот закон ввёл отдельные территориальные правительства в бантустанах - специальных областях, где у чернокожих африканцев было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы, однако на практике ЮАР оказывала на них решающее влияние, даже после предоставления некоторым из них формальной независимости.
  • Закон об инвестиционных корпорациях банту (1959)
    • Этот закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы создавать там рабочие места.
  • Закон о расширении университетского образования (1959)
    • Этот закон ввёл отдельные университеты для чернокожих, цветных и индийцев.
  • Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967)
    • Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в «белых» районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция чернокожих африканцев в бантустаны, где им было легче найти работу.
  • Закон о гражданстве бантустанов (1970)
    • Этот закон поменял статус обитателей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.
  • Указ о преподавании на африкаанс (1974)
    • Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно было вестись наполовину на английском , наполовину на африкаанс .

В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией : они стремились сохранить власть в стране, численность белого населения в которой в связи с естественной убылью сокращалась, в то время как прирост чернокожих в XX веке был значителен.

Система апартеида

Повседневная жизнь

Система апартеида была установлена законом: все перечисленные ниже ограничения были закреплены законодательно. К примеру, Закон об обеспечении раздельных услуг прямо разрешал властям предоставлять разным расам услуги разного качества.

В негритянских районах зачастую не было ни водопровода , ни электричества .

Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.

Большинство чернокожих африканцев лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать чернокожим африканцам много паспортов.

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В июне 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации.

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

Начались массовые вооруженные столкновения сторонников АНК и ПСИ.

В то же время активизировали боевые действия и члены Панафриканского конгресса. Они периодически нападали на полицейских и белых фермеров. На митинге 27 марта 1993 года глава ПАК Кларенс Маквету в открытую взял ответственность на свою организацию за убитых незадолго до этого белую женщину и двух её детей, и провозгласил: «Один фермер - одна пуля! Мы собираемся убивать всех белых - и детей, и стариков. Это будет год террора!»

Белое население между тем активно вооружалось. В 1990-1992 годах в день выдавалось более 500 лицензий на ношение огнестрельного оружия . Был создан Африканерский народный блок (АНФ), в который вошли более 20 организаций белых. Председателем его совета стал Ф. Харценберг, а директорат возглавил герой войны в Анголе , бывший командующий Силами обороны Южной Африки генерал Констанд Фильюн (Constand Viljoen ) . Главными целями АНФ было создание Бурской народной армии (из числа резервистов) и достижение самоопределения для африканеров.

Страна оказалась на пороге полномасштабной гражданской войны .

В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.

Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года . Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей - 63%, Национальная партия набрала 21% голосов.

Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.

После апартеида

После отмены апартеида коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям и к занятию бизнесом. Были отменены международные санкции против ЮАР, что вызвало приток иностранных инвестиций. Основой конкурентоспособности ЮАР является уникальное сочетание высокопрофессионального белого менеджмента и дешевой чёрной рабочей силы. Тем не менее, в 2000-2007 годах уровень безработицы в ЮАР составлял 25-30 % .

После отмены апартеида в стране резко увеличилась преступность, в частности количество убийств. Резко выросло как число чернокожих, так и число белых, ставших жертвами убийств .

«Политику раздельного проживания белых и цветных отменили десять лет назад. И сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесён высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте , который слывёт самым опасным городом Северной Америки. Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налёты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают - чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые „чёрные города“, куда полиция не суётся. Белые покидают ЮАР: популяция африканеров снизилась с 13 до 10 %. А вы хотели бы жить в стране, 40 % населения которой неграмотны, а 25 % заражены вирусом СПИДа? Мы проезжали окраины „чёрных городов“. Нагромождения ржавых жестяных коробок, развешанное бельё. На земле на корточках сидят люди - то ли пьяные, то ли наркоманы. А все мало-мальски приличные дома окружены высокими заборами и опутаны колючей проволокой. Как во время войны…»

Тем не менее, число убийств на 100 000 населения все же снизилось с 66,9 в 1994-95 годах до 39,5 в 2005-06 годах .

Правительство АНК осуществляло программы, при которых при устройстве на работу предпочтение отдаётся людям с чёрным цветом кожи. Но компетентных специалистов среди чернокожих пока мало. При этом многие высокообразованные белые специалисты эмигрировали из страны, прежде всего из-за всплеска преступности. С 1995 по 2008 г. из ЮАР уехало около 800 тыс. белых из живших в ней на момент отмены апартеида четырёх с лишним миллионов .

Очень серьёзной проблемой для современной ЮАР является ВИЧ . В 2007 г. на эту страну приходилось наибольшее число носителей ВИЧ в мире, от СПИДа умерло около 350 000 человек .

См. также

  • Район №9
  • Обвинения Бразилии в апартеиде (англ.)

Политика жестокой расовой дискриминации и сегрегации, проводимая реакционными кругами Южно-Африканской Республики в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АПАРТЕИД

(apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно-африканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г. Особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой Националистической партии. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства. Сегрегация – давняя практика белых правительств Южной Африки как до, так и после создания Союза, и большинство законов, принятых и введенных в действие после 1948 г., берет свое начало в предшествующей политической линии, санкционированной белым – по преимущественному составу – электоратом. Белые работники в экономике, основу которой составлял труд чернокожих рабочих, были традиционно привилегированной группой. Африканское население, составлявшее три четверти всего населения страны, не имело избирательного права и подвергалось угнетению, установленному законом. Семьдесят процентов земель было зарезервировано для заселения белыми. После 1948 г. в результате введения новых мер по утверждению апартеида расовая дифференциация и сегрегация, уже ставшие всеохватывающими, сделались еще более жесткими и приобрели систематический характер. Всякая перспектива ассимиляции и интеграции окончательно исчезла. Основными законами, принятыми в 1948–50 гг., были "О регистрации населения, запрещении смешанных браков, демаркации "групповых" или "этнических" зон проживания и реструктурировании образования банту", а также закон "О подавлении коммунизма". Главным "архитектором" апартеида считается Х. Ф. Фервурд, ведущий теоретик и идеолог Националистической партии; в 1950–58 гг. занимал ведущий министерский пост по делам туземцев, а позднее, вплоть до его убийства, был премьер-министром. Борец с движением за независимость во всех африканских странах, Фервурд утверждал, что самоопределение для населения ЮАР несовместимо с правлением африканского большинства. Вместо этого его правительство предложило программу раздельного развития и обещало в дальнейшем независимость этническим группам, считавшимся коренным населением. Африканское население получило в свое распоряжение "национальные отечества" – бантустаны. Теперь в любой момент политической нестабильности или роста безработицы они могли лишиться права проживания вне пределов этих территорий, что, в свою очередь, обеспечивало постоянный приток дешевой и послушной рабочей силы. Оппозиция политике апартеида внутри ЮАР подавлялась силой. После 1960 г. были запрещены все африканские политические движения, а их лидеры либо арестованы, либо высланы из страны. Однако в 1970-е гг. все громче начали раздаваться критические голоса не только белых либералов, но и выросшего в условиях апартеида нового поколения африканцев, воспринявшего идеологию черного самосознания. Сопротивление режиму продолжалось и после восстания 1976 г. в Соуэто. Ему придавали силу также свержение "белых" правительств в других странах Южной Африки и нарастающее в мире требование санкций против расистского режима. Среди "просвещенных" белых многие уже поняли, что апартеид не способен дать положительных результатов (и приносит все меньше доходов) в условиях сильно интегрированного городского сообщества с растущей индустриальной базой, нуждающейся в более широком внутреннем рынке и чрезвычайно зависимой от наличия квалифицированной и образованной рабочей силы. Постепенная отмена незначительных дискриминационных ограничений апартеида и признание в 1979 г. профсоюзов африканцев свидетельствовали о появлении в среде преемников Фервурда ревизионистских тенденций. К тому же, четыре "независимых" и шесть самоуправляющихся бантустанов, не имеющих ни надлежащей инфраструктуры, ни ресурсов, ни каких-либо инвестиций и международного признания, не сулили в перспективе никакого развития, а лишь все больше усугубляли противоречия государственной политики. После 1978 г. премьер-министр П.У. Бота отказался от термина "апартеид". Однако конституционные перемены произошли лишь в 1984 г., когда были введены должность президента с полномочиями исполнительной власти и трехпалатный законодательный орган. Но в основе "реформы" сохранился расовый принцип, что породило множество выступлений по всей территории ЮАР (1984–86). С обеих сторон имели место исключительно жестокие акты насилия. Правительство ввело в стране чрезвычайное положение. Мировое сообщество ответило дополнительными санкциями, а иностранные банки приостановили инвестиции, ускорив тем самым финансовый кризис в экономике, которая уже давно переживала спад деловой активности, а безработица достигла рекордного уровня. С прекращением холодной войны на юге континента и провозглашением независимости Намибии стали все чаще звучать требования демократизации и в самой ЮАР. К тому времени апартеид уже не был руководящим лозунгом белых избирателей, даже их "твердокаменного" компонента – африканеров. После четырех десятилетий подъема общественного статуса с гарантированным приемом на государственную службу и высоким уровнем социального обеспечения они растеряли значительную долю своего воинствующего национализма, а классовые и прочие социальные различия "подточили" их прежнюю сплоченность. Подобно представителям англоязычного населения африканеры могли многое потерять в случае внутреннего конфликта, существенно подрывавшего их безопасность. Крайне правые вышли из Националистической партии еще в 1982 г. и основали Консервативную партию, так что к 1989 г. Ф.У. де Клерк и его новая политическая линия обрели поддержку большинства в правящей партии. Де Клерк освободил Нельсона Манделу и других политических заключенных, снял запрет с националистических и коммунистической партий и к 1992 г. отменил все основные законы апартеида. Голландская реформатская церковь, утверждавшая, что апартеид освящен Библией, порвала с прихожанами, готовыми признать апартеид серьезной ошибкой, а то и вообще ересью. Даже члены Broederbond (Союз коренных африканеров), имевшие непомерно большое влияние на правительство и с самого начала выступавшие вдохновителями апартеида, стали подумывать о возможности присутствия "небелых" граждан в органах власти.

Апартхейд, апартеид (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.), официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в ЮАС-ЮАР с 1948 по 1994 год Национальной партией.

Апартеид в ЮАР предписывал народам банту проживать в специальных резервациях (бантустанах) на небольшой (около 12 % площади ЮАР) территории. Выезд из резервации и появление в крупных городах мог производиться лишь по специальному разрешению или ввиду наличия рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания). В ходе апартеида чернокожие были лишены почти всех гражданских прав. Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись небелым, было обычно намного ниже.

Лишение небелого населения политических прав было обычной практикой в европейских колониях, однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало и внутреннее диссидентское движение. Падение апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК). Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира. Наряду с деятельностью АНК основными причинами падения апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 до 11% в 1990, а также демонтаж системы апартеида в годы правления Фредерика де Клерка.

Символом апартеида считается тюрьма «Роббен-айленд», где во времена апартеида содержались тысячи политических заключённых. Сейчас тюрьма является одной из основных туристических достопримечательностей ЮАР.

Объявление на одном из пляжей ЮАР, запрещающее проход на пляж жителям страны не белой расы. 1989 год.

Создание апартеида

Насколько сейчас известно, впервые слово «апартеид» (точнее, «апартхейд», в переводе с языка африкаанс - «раздельность») употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс, ставший в 1919 году премьер-министром ЮАР. Хотя обычно апартеид связывают с преобладанием африканеров в правительстве с 1948 по 1994 год, Британская империя ещё в XIX веке ограничивала права на переселение негров со своих территорий, в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и цветными. Неграм запрещалось не только переселяться в эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката.

Тем самым иногда утверждается, что политика апартеида была продолжением и расширением той сегрегации, которую практиковали белые правительства в Южной Африке. Среди примеров этой политики можно назвать Земельный акт 1912 года и ограничения на наём негров на работу, появление которых было связано с договорённостями, достигнутыми бурскими республиками (Трансваалем и Оранжевым свободным государством) и Британской империей после англо-бурской войны. С другой стороны, существует мнение, будто вначале идея апартеида подразумевала лишь политическое разделение («большой апартеид»), но не бытовую сегрегацию («мелкий апартеид»). Например, во время Второй мировой войны правительство Объединённой партии Смэтса не слишком строго следило за соблюдением сегрегационистских законов.

В ходе предвыборной кампании перед всеобщими выборами 1948 года Национальная партия (НП) сделала основой своей программы политику апартеида. НП с небольшим отрывом выиграла выборы, нанеся поражение Объединённой партии Сметса, и сформировала коалиционное правительство вместе с Партией африканеров, лидером которой был протестантский священнослужитель Д. Ф. Малан.

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида: были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Не исключено, что на умы южноафриканских политиков влияло длившееся с 1952 по1962 год в Кении восстание Мау-мау. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи, общественный транспорт, больницы, школы и университеты. Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь негры должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона неграм было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Й. Г. Стрейдом, ставший премьер-министром после Малана, лишил негров тех немногих прав на голосование, которые они имели. Предыдущее правительство в 1951 году приняло Закон о раздельном представительстве избирателей, однако его конституционность была оспорена в суде группой из четырёх избирателей при поддержке Объединённой партии. Верховный суд Капской провинции отказал им, но Апелляционный суд принял их протест и признал закон не имеющим силы, поскольку для изменения конституции требовались голоса двух третей депутатов обеих палат парламента. Тогда правительство приняло Закон о парламентском верховном суде, дав парламенту право отменять судебные решения. Это было признано незаконным и Апелляционным судом, и судом Капской провинции. В 1955 году правительство Стрейдома увеличило число судей в Апелляционном суде с пяти до одиннадцати, назначив на новые места судей, симпатизировавших политике апартеида. В том же году появился Закон о Сенате, увеличивавший число депутатов с 49 до 89, причём в результате перераспределения у НП оказалось 79 мест. Наконец на совместном заседании обеих палат Закон о раздельном представительстве избирателей был принят, в результате чего в Капской провинции был сформирован отдельный список цветных избирателей.

Главными «законами апартеида» были следующие:

Поправка к Закону о запрете смешанных браков (1949)
Поправка к Закону о безнравственности (1950)
Этот закон сделал уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы.
Закон о регистрации населения (1950)
Согласно этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или негр.
Закон о борьбе с коммунизмом (1950)
Этот закон запретил Коммунистическую партию ЮАР и позволял запретить любую партию, которую правительство объявило бы коммунистической. Членство в КП ЮАР каралось тюремным сроком до десяти лет. Автором закона был министр юстиции Р. Ф. Сварт.
Акт о групповых областях (27 апреля 1950)
По этому закону страна была разделена на несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Он стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения.
Закон о самоуправлении банту (1951)
Этот закон создал для негров отдельные «правительственные» структуры.
Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (1951)
Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили негры.
Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951)
Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительства жилья для чернокожих рабочих, признанных законными жителями городов.
Закон об обеспечении раздельных услуг (1953)
Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.)
Закон об образовании банту (1953)
Этот закон полностью передал контроль над школьным образованием среди негров, прекратив существование миссионерских школ.
Закон о городских областях банту (1954)
Этот закон ограничил миграцию негров в города.
Закон о шахтах и работе (1956)
Этот закон делал официальными расовую дискриминацию при приёме на работу.
Закон об улучшении самоуправления негров (1958)
Этот закон ввёл отдельные территориальные правительства в бантустанах - специальных областях, где у негров было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы, однако на практике ЮАР оказывала на них решающее влияние, даже после предоставления некоторым из них формальной независимости.
Закон об инвестиционных корпорациях банту (1959)
Этот закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы создавать там рабочие места.
Закон о расширении университетского образования (1959)
Этот закон ввёл отдельные университеты для негров, цветных и индийцев.
Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967)
Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в «белых» районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция негров в бантустаны, где им было легче найти работу.
Закон о гражданстве негритянских областей (1970)
Этот закон поменял статус обитателей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.

Указ о преподавании на африкаанс (1974)
Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно было вестись наполовину на английском, наполовину на африкаанс.

Система апартеида

Повседневная жизнь

Система апартеида была установлена законом: все перечисленные ниже ограничения были закреплены законодательно. К примеру, Закон об обеспечении раздельных услуг прямо разрешал властям предоставлять разным расам услуги разного качества.

Флаг ЮАР с 1928 по 1994. На белой полосе изображены флаги Великобритании, Оранжевой республики и Трансвааля.

Небелым запрещалось открывать предприятия или вести практику в областях, обозначенных как «белая Южная Африка» (по сути, все важные города и экономические зоны), без специального разрешения. Предполагалось, что им следует переезжать в бантустаны и работать там.

Сегрегация проводилась на транспорте и в других общественных местах
Неграм запрещалось жить или работать в белых зонах, если только у них не было пропуска (известного на африкаанс как dompas - «пропуск для тупых»). Это требование не распространялось только на негров, которые обладали правами, описанными в «Разделе 10» (переехавшие в города до Второй мировой войны). Строго говоря, белым также требовался пропуск в «негритянские» зоны.

Пропуск мог получить только человек, нашедший себе работу. Супругов и детей он взять с собой не мог, они должны были оставаться в зонах для негров. Многие белые семьи нанимали негров в качестве домашних работников, и те жили в доме - или в небольших помещениях вне самого дома.

Пропуск был действителен только на территории одного магистратного округа (обычно совпадал с небольшим городом).

Отсутствие пропуска было поводом для немедленного ареста, предания суду и зачастую депортации в соответствующий бантустан, а также для наказания нанимателя. Полицейские патрули постоянно охотились за «нелегальными» неграми.

В негритянских районах зачастую не было ни водопровода, ни электричества.

Больницы и служба «скорой помощи» также были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услуги высокого качества, в то время как в «негритянских» больницах хронически не хватало средств и работников. Во многих негритянских районах больниц не было вовсе.

В 1970-е годы государство тратило на образование одного чернокожего ребёнка десятую долю той суммы, которая приходилось на одного белого. Закон об образовании банту прямо предусматривал, что чернокожим детям нужно преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых. С 1959 года сегрегация была введена и в высшее образование: все существовавшие и авторитетные университеты достались белым, для негров не было открыто почти ничего.

Сегрегация проводилась в автобусах и на железной дороге: автобусы останавливались на разных остановках, а в поездах неграм был отведён только третий класс.

Общественные пляжи также были разделены по расам, причём белым доставались лучшие, в то время как пляжи для негров находились в удалённых районах и не имели никаких «удобств». Бассейнов и библиотек для негров практически не было.

Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.

С 1948 года были запрещены сексуальные контакты и тем более браки между людьми разных рас. Если белый был за рулём, он не мог усадить на переднее сиденье пассажира-негра другого пола.

Негры не могли нанимать белых на работу. Полицейские-негры не имели права арестовывать белых людей.

В театры и кинотеатры «белых районов» (то есть всех значительных городов) не разрешалось допускать негров, в то время как в «негритянских» районах почти не было ни театров, ни кино, ни ресторанов. Большинство гостиниц и ресторанов в белых районах могли впускать негров только в качестве прислуги без разрешения властей (необходимого, например, для обслуживания дипломатов других африканских стран).

Вначале неграм запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено.

Неграм не дозволялось присутствовать в «белых» церквях в соответствии с поправками 1957 к Закону о туземцах и церквях. Однако этот запрет никогда не проводился достаточно жёстко, и в церквях негры с белыми могли встречаться на равных на сравнительно законных основаниях.
Хотя профсоюзы для чернокожих и цветных работников существовали с начала XX века, лишь после реформ 1980-х годов членство негров в профсоюзах стало законным.

Неравным образом были распределены и налоги: негры платили подоходный налог с минимальной суммы 360 рандов в год (R30 в месяц), а белые - с 750 рандов (R62,5 в месяц). С другой стороны, белые платили куда больший процент.

Большинство негров лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать неграм много паспортов.

Апартеид проник не только в закон ЮАР, но и в её культуру: эта идеология активно внедрялась многими СМИ. Отсутствие возможности ежедневного общения также отдаляло расы друг от друга

Система бантустанов

Сельская местность в бантустане Цискей

Сторонники апартеида предполагали, что после полного введения этой системы негры должны были прекратить быть гражданами Южно-Африканской Республики; вместо этого они должны были стать гражданами независимых псевдогосударств-резерваций (англ. homelands). Таким образом, негры, работающие в ЮАР, становились трудовыми иммигрантами, обладающими временными разрешениями на работу.

Правительство ЮАР попыталось разделить страну на несколько государств. Примерно 87 % земли было отведено белым, цветным и индийцам. Оставшиеся 13 % были поделены между десятью «резервациями» для негров (составлявших около 80 % населения). Некоторым из бантустанов была предоставлена «независимость», не признанная, однако, ни одной третьей страной. Если человек принадлежал бантустану, получившему независимость, он терял гражданство ЮАР и вместо пропуска получал паспорт своей резервации. Принадлежавшие прочим, «автономным» бантустанам также теряли часть прав, связанных с гражданством ЮАР (например, если человек хотел вовсе покинуть страну, он получал не паспорт, а «путевые документы»).

Правительство пыталось провести параллель между своими проблемами с чернокожими рабочими и трудностями, которые другие страны испытывали в связи с нелегальной миграцией.

В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией: они стремились сохранить власть в стране, численность белого населения в которой в связи с естественной убылью сокращалась, в то время как прирост коренных чернокожих в XX веке был значителен.

Насильственное выселение

В 1960-е, 1970-е и в начале 1980-х годов правительство проводило политику «переселения», пытаясь заставить людей отправиться в районы, предназначенные для проживания соответствующих групп. По некоторым данным, число переселённых в это время достигало трёх с половиной миллионов человек. Выселению могли подвергаться следующие группы:
Наёмные рабочие на фермах, принадлежащих белым
Жители так называемых «чёрных пятен» - участков земли, принадлежащих неграм и окружённых «белыми» фермами
Семьи рабочих, живущих в пригородах вблизи бантустанов
«Избыточные люди» в городах, включая тысячи людей в нынешнем Западном Кейпе: местность была объявлена «областью предпочтения цветного труда», и негров переселяли в бантустаны Сискей и Транскей

Наиболее известные переселения 1950-х годов произошли в Йоханнесбурге, где 60 000 людей переселили в новый пригород Соуэто (англ. Soweto, сокращение от South Western Townships).

До 1955 году Софиятаун был одним из немногих городских районов, где неграм позволялось владеть землёй; постепенно он развивался в по-настоящему многорасовое поселение. По мере роста Йоханнесбурга Софиятаун стал местом жительства для всё большего числа рабочих-негров, поскольку он был удобно расположен вблизи промышленного центра. Однако несмотря на протесты АНК 9 февраля 1955 началось расселение Софиятауна: ранним утром полиция вошла в район, выгнала жителей на улицу и погрузила их вещи на специально предоставленные грузовики. Жителей отвезли на приобретённый правительством за два года до того участок земли примерно в 20 км к юго-западу от центра Йоханнесбурга, известный как Медоулендс. Софиятаун был снесён, а на его месте был устроен пригород для белых под названием Triomf («Триумф»). В следующие несколько лет похожие события произошли также в Дурбане (Кейто-Манор, или Мкхумбане) и Кейптауне (55 000 цветных и индийцев Шестого округа были переселены в новые пригороды). Кроме негритянского населения, от Закона о групповых областях пострадали 600 000 цветных, индийцев и китайцев, а также 40 000 белых.

«Цветные»

Всё население было по закону разделено на четыре группы: негры, белые, азиаты (главным образом индийцы) и «цветные». В последнюю группу входили люди смешанного происхождения, чьими предками были и представители койсанских народов, и народов банту, и европейских иммигрантов (а также малайцы, особенно в западной части Капской провинции); к «цветным» относились и некоторые «чистокровные» койсаны. Южноафриканскими властями были разработаны сложные правила для определения того, кто относился к «цветным». Принятие решения возлагалось на мелких чиновников. Иногда члены одной семьи могли попадать в разные группы. После дальнейшего расследования все цветные «каталогизировались» по более мелким подгруппам. В нынешней ЮАР термин «цветные» многим не нравится, хотя он и не имеет юридической окраски, как раньше. В последние годы стали широко использоваться наименования «так называемые цветные» (африкаанс sogenaame Kleurlinge) и «коричневые» (африкаанс Bruinmense).

В рамках апартеида цветные также подвергались дискриминации: их переселяли в специальные пригороды, иногда заставляя для этого покинуть дома, принадлежавшие их семьям очень долгое время. Качество образования, предоставлявшегося цветным, было куда хуже, чем качество образования для белых (хотя и лучше, чем для негров). Многие цветные сыграли важную роль в борьбе с апартеидом: например, основанная в 1902 году Африканская политическая организация принимала в свои ряды только цветных.

В течение почти всего времени «официального» апартеида - примерно с 1950 по 1983 год - цветные были, как и негры, фактические лишены права голоса. В 1983 году в конституцию были внесены поправки, согласно которым цветные и азиаты получили право участвовать в выборах в трёхпалатный парламент. Эти поправки не получили широкой поддержки. Предполагалось, что «цветное» меньшинство получило бы право голоса, а представители негритянского большинства станут гражданами «независимых» бантустанов. Такая ситуация сохранялась до отмены апартеида.

Другие меньшинства

Сложную проблему для правительства эпохи апартеида представляли южноафриканцы восточноазиатского происхождения: число их было совсем невелико, но их нельзя было с очевидностью относить ни к одной из четырёх установленных законом групп. Южноафриканцы китайского происхождения, чьи предки приехали на рудники Витватерсранда ещё в XIX веке, обычно классифицировались как «индийцы», то есть «небелые», а иммигранты из Тайваня и Японии, с которыми ЮАР поддерживала дипломатические отношения, получали статус «почётных белых», то есть получали те же права, что и белые. Иногда этот статус получали и представители других небелых меньшинств (даже негры), если правительство полагало, что данный человек был «цивилизованным», вполне восприняв западные ценности. Часто это правило прилагалось к афроамериканцам.

ООН и Международный уголовный суд

Система апартеида в Южной Африке была осуждена международным сообществом как несправедливая и расистская. В 1973 году Генеральная ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него. Непосредственной целью конвенции было создание юридических оснований для того, чтобы страны-члены ООН могли применять санкции к правительству ЮАР, пытаясь тем самым добиться изменения его политики. Однако формулировки конвенции имеют более широкую применимость: тем самым любому государству запрещается принимать сходные меры. Конвенция вступила в силу в 1976 году.

Римский статус определяет апартеид как одно из 11 преступлений против человечности. Граждане большинства стран (включая ЮАР) могут предстать перед Международным уголовным судом за совершение этого преступления или способствование ему.

Международное сопротивление

АНК и ПАК

Все эти события заставили активизироваться сравнительно консервативный до того Африканский национальный конгресс (АНК). В 1949 АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В июне 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея ЮАР как демократического государства, не знающего расовой дискриминации.

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр, организованный африканскими странами в 1976 году. Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

К началу 1990-х годов в сознании правящей элиты ЮАР стали происходить перемены. Причиной этого стало общее резкое изменение политической ситуации в мире. С ослаблением и последовавшим затем в 1991 году распадом СССР ЮАР перестала быть для западных стран особо важным стратегическим партнером в борьбе с распространением коммунизма. В условиях «Нового мирового порядка», объявленного президентом США Джорджем Бушем (старшим) и предусматривающего построение демократии во всем Мире, дальнейшее сохранение расовосегрегированного строя в южноафриканском государстве уже никак не могло удовлетворять США и страны ЕЭС. Обеспокоенные возможностью реальных экономических и политических санкций со стороны Запада, экономические круги ЮАР усилили натиск на правительство, говоря о необходимости «решительной перемены курса».

На открытии сессии парламента в феврале 1990 года недавно ставший (15 августа 1989 года) президентом ЮАР Фредерик де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность АНК, Панафриканского конгресса и коммунистической партии и о полном освобождении Нельсона Манделы.
2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК и Коммунистической партии ЮАР с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных. Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).

В том же году рядом белых либеральных политиков была предложена новая государственную модель, согласно которой каждая расовая группа должна иметь равный вес в законодательном органе, с тем, чтобы ни одна из них не могла господствовать. Однако Н. Мандела решительно отверг это предложение. В своем выступлении на митинге черных радикалов в Кейптауне он заявил: «Факторы, которые сделали необходимой вооруженную борьбу, все еще существуют сегодня, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу».

Неопределенность политической обстановки постоянно подталкивала де Клерка к новым решительным шагам. На очередной встрече с Манделой он подписал протокол, предусматривавший, что проект новой Конституции будет разработан выборным конституционным собранием и что по итогам выборов должно быть сформировано многорасовое переходное правительство. Аналогичные предложения выдвинул многопартийный форум, названный Конвентом за демократическую Южную Африку (КОДЕСА).

Движение «Инката», которое теперь стало называться Партией свободы Инката (ПСИ), выступило против этого соглашения, и в декабре 1992 года вождь Бутелези опубликовал проект Конституции будущего государства в составе этнического бантустана Квазулу и провинции Наталь. Другие лидеры бывших бантустанов (на тот момент де-факто независимых государств): Бопутатсваны и Цискея также отказались принимать участие в создании многорасового унитарного государства.

Начались массовые вооруженные столкновения сторонников АНК и ПСИ.
В то же время активизировали террористические действия и боевики Панафриканского конгресса. Бандиты постоянно нападали на полицейских и белых фермеров. На митинге 27 марта 1993 года глава ПАК Кларенс Маквету в открытую взял ответственность на свою организацию за убитых незадолго до этого белую женщину и двух её детей, и провозгласил: «Один фермер - одна пуля! Мы собираемся убивать всех белых - и детей, и стариков. Это будет год террора!»

10 апреля 1993 года на пороге своего дома в Боксбурге был застрелен генеральный секретарь Коммунистической партии ЮАР Крис Хани. Убийство совершил Януш Валюсь (Janusz Waluś), польский иммигрант, сторонник Африканерского движения сопротивления. Это событие имело далеко идущие последствия. «За одного Хани - тысячу буров!» - призывали на митингах черные экстремисты. Председатель натальского отделения АНК Хэрри Гвала призвал негритянских студентов овладевать огнестрельным оружием, для того чтобы «вести переговоры через прорези автоматов АК-47». Затем он сказал, что он «не готовится умереть за свободу, а готовится убивать за нее».

Белое население между тем активно вооружалось. (В 1990-1992 годах в день выдавалось более 500 лицензий на ношение огнестрельного оружия). Был создан Африканерский народный блок (АНФ), в который вошли более 20 организаций белых. Председателем его совета стал Ф. Харценберг, а директорат возглавил герой войны в Анголе генерал Констанд Вильюн (Constand Viljoen). Главными целями АНФ было создание Бурской народной армии (из числа резервистов) и достижение самоопределения для африканеров.

Страна оказалась на пороге полномасштабной гражданской войны.
25 июля 1993 года произошёл теракт, имевший серьёзные международные последствия. Четыре чернокожих террориста ворвались во время богослужения в Церковь Святого Иакова в Кейптауне. Применив ручные гранаты и автоматы, «борцы с апартеидом» убили 12 и ранили 47 человек. В числе погибших оказались двое рыбаков с украинского траулера «Апогей», трое были тяжело ранены.

В сложившей ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.

Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей - 63 %, Национальная партия набрала 21 % голосов.

Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.

После Апартеида

После падения апартеида в ЮАР невероятно возросла преступность. К примеру, в брошюре для туристов, которые поедут в ЮАР на чемпионат мира по футболу в 2010 году написано, что не стоит заходить в негритянские кварталы пешком. А если вы заехали туда на машине, то ни в коем случае нельзя эту машину останавливать. Даже если в неё летят камни. Если вы остановите машину, то живым оттуда вряд ли вернетесь.

«Политику раздельного проживания белых и цветных отменили десять лет назад. И сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесен высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте, который слывёт самым опасным городом Северной Америки. Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налеты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают - чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые «чёрные города», куда полиция не суётся. Белые покидают ЮАР: популяция африканеров снизилась с 13 до 10%. А вы хотели бы жить в стране, 40% населения которой неграмотны, а 25% заражены вирусом СПИДа?

Мы проезжали окраины «чёрных городов». Нагромождения ржавых жестяных коробок, развешанное бельё. На земле на корточках сидят люди - то ли пьяные, то ли наркоманы. А все мало-мальски приличные дома окружены высокими заборами и опутаны колючей проволокой. Как во время войны...»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»