Если дети не хотят ходить в церковь. Прием двадцатый: «Можно и дома молиться»

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Я хочу вам рассказать, как готовят себя в потусторонний мир монахи. Они, если чувствуют, что исход души скоро, начинают готовить себя к самому главному событию всей жизни. Соборуются, а перед этим Таинством исповедуются за всю жизнь (как бы заново всю жизнь переживают), часто причащаются, со всеми примиряются. Если есть у них какие-нибудь вещи, раздают их с просьбой о молитвенной памяти…

Те, кто живут в миру, если они находятся при смерти в больницах, ожидают помощи от ближних. Надо поговорить с ними о Боге, о том, что ни одна нечистая душа не войдет в Царство Божие, что все Небо радуется о едином кающемся грешнике. Надо помочь этому человеку вспомнить грехи, начиная от юности, так чтобы на душе ничего не оставалось. Если человек еще способен к покаянию, пригласите священника, который его поисповедует и пособорует. В таинстве соборования прощаются человеку те грехи, о которых он забыл. Когда больной человек покаялся во всех грехах и пособоровался, он может уже достойно принять в себя Тело и Кровь Христовы. Самое главное для уходящего в тот мир – со всеми примириться. Как ценно иметь много знакомых верующих людей. Когда душа перейдет в тот мир, за нее многие будут молиться. Чрезвычайно важна молитва в первые дни по смерти. В эти дни душа особенно нуждается в молитвенной помощи – церковной и домашней (очень важно ее поминовение на Божественной Литургии и на панихиде). Поминают умершего во время чтения Псалтыря, а также при раздаче милостыни за него. Очень много грехов снимается при раздаче милостыни. В 40-й день над душой совершается частный суд, т.е. предварительный. Душа получает место в обителях рая или ада. Эта душа тоже нуждается в наших молитвах, даже если она вошла в райские обители. Если Церковь молится за эту душу, то ей с каждым разом в раю будет все лучше и лучше. А если душа попала в мучения, то и там ей с каждой молитвой будет легче. И Церковь вымаливает этих людей; их участь может быть смягчена или даже перерешена. Потому-то и нуждаются в молитвах души ушедших. Человек, перешедший из нашего мира в тот мир, сам за себя уже не может молиться. Он ждет молитв родственников, молитв Церкви. Несчастны те люди, которые не знают этой великой тайны – молитвы Церкви. Они не ходят в Церковь, не знают Бога, умирают – и никто никогда их не помянет в молитве церковной: все потому, что они сами нецерковные.

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: "А когда он в последний раз был на службе?" – "Где-то полгода назад". – "Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права". Церковь отпевает только своих православных членов. Есть апостольское правило: "Если человек не был три воскресенья подряд без уважительной причины на службе, то он отлучается от Церкви и находится вне церковной ограды". Уже демоны имеют над ним власть. Поэтому-то люди, не посещающие церковные службы, так страдают и мучаются. Злые духи, как волки, как львы рыкают, ища кого бы поймать. И находящийся вне церковной ограды человек становится их легкой добычей. Как же они терзают и мучают эти души! И эта душа, не зная любви Господа, не знает, где искать защиты. Человек обращается к бабкам, экстрасенсам, к колдунам, чародеям – ищет помощи. Когда они ей "помогают", еще больше демонов входит в душу, и она, бедная, связанная по рукам и ногам, никак не может вырваться из рук диавола. И такие люди живут только земной жизнью, стараются взять от этой жизни все – поесть, поспать, удовлетворить свои страсти и похоти. А умрут, думают они, так за могилой ничего нет – рассыплются в прах земли, и все кончено… И таким людям надо объяснять, рассказывать о Боге, надо помогать спасаться.

2. Всем ли предоставляется возможность покаяться перед смертью?


Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля – покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: "Батюшка, вот здесь мужчина ему 51 год, звать Анатолий – его надо бы и пособоровать, и причастить". Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

– Анатолий, ты когда исповедовался?

– Никогда.

– А желаешь поисповедоваться, причаститься?

– А мне не в чем каяться!

– Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь – сплошной грех.

– Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

– Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться – тебе сразу станет на душе хорошо.

– Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут; говорю:

– Сейчас – представь себе – к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь – душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться -а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

– Что заслужил-то и получу! – говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: "Анатолий, одумайся – что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!" А он им говорит:

– Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

– Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться – дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

– Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится.

Я подошел, сел около него:

– Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

– Да он умирает.

– Как? Он же чувствовал себя хорошо!

– Он умирает, – смотрю: он вздохнул три раза – и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне – это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы… Вот, такие страшные бывают смерти.

3. Лишены ли спасения народы, живущие вне Православия?


Если человек родился в стране, где нет Православия, но проводит святую, чистую жизнь, – как он будет судиться? По закону совести. У Бога обителей много… Один суд человеческий, другой – Божий.

4. Могут ли попасть в рай люди нецерковные, но жившие по совести?


Совесть – это голос Божий в нашей душе. Человек, который никогда в жизни не был в церкви, Богу не молился, не может жить по совести. Совесть у каждого человека есть, но она бывает сожженная, парализованная, усыпленная. Когда совесть спит, кажется, что мы живем хорошо. Но живем ли мы по совести? Да мы в это время являемся страшными преступниками против законов Божиих, мы находимся на службе не у Бога, а у диавола, потому-то диавол и нашептывает: "Все у тебя в порядке, ты живешь по совести".

5. Как происходит очищение грешника в аду?


По учению Святой Церкви, когда Церковь молится за усопшего, родные подают милостыню, поминают его в своих домашних молитвах, человек постепенно переходит из одного слоя в другой. И по усиленной молитве Церкви эта душа может быть избавлена от адских мук.

6. Что Вы посоветуете матери, потерявшей ребенка (младенец не был крещен)?


Следует себя осудить, что не думала должно о духовной жизни младенца, не крестила его. Но убиваться не надо, надо взять себя в руки и больше плакать о своих грехах. А то, что младенец умер некрещеным (по нашему нерадению), он в том не виноват, и зла он никакого никому не сделал, а у Бога обителей много, есть там место и некрещенным младенцам. В ад такие души не идут. Почему? Да потому, что, как сказала одна монахиня: "Туда добровольцев хватает, а я туда не хочу, я стараюсь исполнять все заповеди, стараюсь любить Господа и ближних, что мне там делать?"

7. Как молиться за тех, кто Бога не хулил, но и в церковь не ходил?


Если человек был добрым, жил по совести, но в церковь не ходил – не был воспитан в религиозном духе, за него молиться можно. А если он хулил Бога, не признавал Его, в Церкви его поминать нельзя, только дома в домашних молитвах. И отпевать такого человека нельзя. Отпевание – это маленькая канонизация во святые; "со святыми упокой", – просят Господа об усопшем во время отпевания. Как же причислять человека к лику святых, если он хулил святых и Бога; допусти такого человека в Царство Божие, он там всех разгонит! Когда мы молимся за усопших, надо помнить, что молитва – это не только слова, это и состояние души, и если мы молимся за такого человека, то состояние его души влияет на состояние нашей, мы как бы принимаем в себя его душу. И если душа усопшего грязная, очень плохо и тяжело бывает нам после молитвы за него.

8. Что ожидает тех людей, которые хулят Бога, когда-то ломали храмы, снимали с храмов кресты, колокола, сжигали иконы, святые книги?


Были такие времени, когда все это делалось массово. Некоторые боялись Бога, но находились "храбрецы" – делали все это. Но часто они падали с храма или с колокольни и разбивались насмерть. Такие люди вообще-то часто до своей смерти не доживают.

В Кавказских горах был такой случай. Один монах из Киево-Печерской Лавры, иеродиакон Исаакий, 92-х лет, потерпел от бандитов.

В горах жили монахи, была церковь. Он сам был слепой. Братья в большой праздник ушли в г. Сухуми на богослужение. Он остался один. Три абхазца-мусульманина пришли и говорят:

– Давай все ценное, что у тебя есть. – Стали просить у него золото, деньги. Он говорит:

– Я пустынник. У меня ничего этого нет. Ищите, что найдете ваше.

– Мы тебя убьем. Нам монаха убить – что муху!

Взяли полотенце, завязали на шее, подвели к обрыву и сбросили в пропасть. Он насмерть разбился.

Сейчас в Почаевской Лавре живет один старенький архимандрит. Его келья тогда была построена чуть ниже кельи о. Исаакия. Он все слышал, что говорили и все видел, что делали разбойники, но помочь не мог – горы мешали. Потом спустился в пропасть Исаакий уже был мертв.

Так вот интересна судьба этих убийц. Они все в течение года погибли: один ехал на машине и разбился – упал в пропасть, другого трактор раздавил, третьего убили.

Если Господь не наказывает в этой жизни тех людей, которые идут против Него, против рабов Божиих, то ждет их суровое наказание в день Страшного Суда. Каждый должен знать, что получит по заслугам. Господь всех любит. Господь всех ждет. Ждет Он, когда человек покается. Но когда нет уже в человеке чувства покаяния, когда душа его окончательно огрубела, то бывает внезапная кончина. Демоны эту душу забирают и тащат прямиком в ад. Порой такие люди кончают свою жизнь самоубийством.

9. Как можно молиться за самоубийц?


Одна из главных причин самоубийства – неверие. Нет ни одного человека, которому бы не посылались скорби, испытания, болезни. И это промыслительно. Ведь как бывает в природе: если постоянно светит солнце, все сгорит, значит, нужны тучи, нужен ветер и буря, нужен дождь. То же самое и в жизни человека: когда все прекрасно, человек перестает ценить добро. А мрачные дни, скорби напоминают человеку, что вся земная жизнь – это только подготовка к вечности.

Самоубийство – страшный грех, большая беда и для погибшего, и для родных, что остались жить. Жизнь – это дар Божий. Человек не по своей воле пришел в этот мир и не по своей воле должен уйти из него. Каждый христианин чает получить кончину "непостыдную и мирную", он знает, что за земной жизнью последует другая – вечная жизнь, где ждут его вечное блаженство или вечные муки. И от него самого зависит, обретет он покой или страдания…

Часто бывает так: умер муж, жена скорбит, скорбит сильно, почти каждый день ходит на могилку; думы круглосуточно, с ними ложится спать, с ними встает, а порой и сна нет, и доводит себя до такого состояния, когда демоны уже над человеком имеют власть. Мы знаем об этом из опыта, через исповедь. Наступает ночь, и мнимый муж возвращается. Каждую ночь приходит, и жена уверена, что муж вернулся и спит с ним. Утром он собирается, уходит, а ночью опять возвращается. Но это не покойный муж, а демоны, что приняли его вид. И частенько мы видим: если человек не опомнится, не обратится в церковь – кончает жизнь самоубийством. Таких людей святая Церковь, согласно апостольским правилам, на общем кладбище хоронить не благословляет, их хоронят вне кладбища, крестов на могиле не ставят, а ставят кол; их не отпевают, за них не молятся и на просфору не подают. Да и как отпевать самоубийцу, просить: "Упокой, Господи, душу раба Твоего – на Тя бо упование возложи" (т.е. так как он на Тебя, Господи, надеялся), если покойный сознательно отказался от Господа, предал Его. Отказ от Господа – это и есть предательство. И первым предателем и самоубийцей, как мы знаем из Евангелия, был Иуда.

Расскажу и такой случай, я прочитал о нем в "Церковных Ведомостях". В г. Бузулуки, что близ Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей был страшный удар. Они – люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказались. Поехали во святой град Иерусалим. И там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как это положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: "Нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только, когда выносят покойника". Стенки колокола часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил на колокольне пол и его меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле.

Есть одна оговорка в апостольских правилах: если человек психически больной, находящийся на клиническом учете, покончил с собой, будучи невменяемым, то за такого человека молиться можно, можно его и отпевать; если же психически больной покончил с собой сознательно, молиться за него нельзя.

26.01.2017, 12:50

Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним из моих знакомых. Узнав что я православный христианин, он заметил: «Я в религию не верю, я в Бога верю в душе. Мне посредники между мной и Богом не нужны». Мы расстались, каждый спешил по своим делам, но его фраза не выходила у меня из головы. Почему произошло так, что люди перестали отожествлять Бога с Церковью, и ставят между ними знак противоположности? Потом узнал что его мнение не единичное. Так думают, и исповедуют очень многие из людей, поэтому с Божьей помощью попробуем разобраться.

Понятие о религии

Для начала выясним, что же кроется за понятием веры и религии. Религия в переводе с латинского означает связывать , или соединять . Она призвана соединять человека с Божеством. И средством связи служит обращение к Божеству, иными словами — молитва. Без молитвы это уже не будет религия, а очередная философская система с безликим «Абсолютом», «Космосом» «Всемирным разумом» и т. д. Применительно к христианству отметим, что Христос и приходил в мир, чтобы восстановить связь, или союз Бога и человека. И что характерно, Он не оставлял после себя никакого письменного учения. Задача Христа на земле была не очередное учение, а основание. Своей Церкви. Евангелие было написано учениками Христа спустя десятилетия после Его смерти. А апостол Павел вообще никогда не ходил с Ним вместе по земле. Люди заявляющие, что верят в душе, а религию и церковь не признают, немного лукавят. Что они подразумевают под верой и религией? Под верой понимают признание факта что «Что-то есть», а иногда и личностного Бога, а под религией нашу православную церковь.

Роль обрядов в церковной жизни

«Зачем все эти обряды, свечки, поклоны, это все лишнее. Богу все это не нужно» — говорят они. Здесь можно согласиться. Действительно Богу свечки не нужны. Ему вообще ничего не нужно. Он ВСЕСОВЕРШЕНЫЙ ДУХ. И ни в чем не нуждается. Правильно, не поклоны, свечки, составляют суть религии. Это только обряд, оболочка. Но заметим, что не бывает содержания без формы. Внешние упражнение в посте, бдении, поклонах в христианстве носит название аскетики что в переводе означает тренируюсь. Мы, грешные люди, состоим не только из духа, но и плоти. И эта плоть всегда старается руководить всем нашим существом, в том числе и духом. Вот чтобы этого не произошло, мы держим тело в узде. Христос не основал новую религию. Он основал Церковь. Почему же люди не хотят верить в церковь, а верят в душе. Ответ прост. Корень всему эгоизм и греховное себялюбие. Очень удобно верить в «БЕЗЛИКОЕ НЕЧТО», которое где-то там живет и ко мне на земле не имеет почти никакого отношения. Оно там, а мы здесь.

Церковь богочеловеческий организм с Христом во главе

Иное дело верить в церковь. Которой Глава Христос, и где Бог это Личность наделенная разумом, где Он Творец и Правитель всего. И Бог требует от меня исполнения определенных нравственных законов. Но и это не главное в христианстве. Чтобы жить с Богом мне необходимо с Ним соединиться, в таинстве , и постоянно пребывать в его Церкви. Без церкви и Евхаристии спасение невозможно. Потому что Церковь это не Патриарх, не священник, не ворчливые старухи. Церковь, по меткому выражению Хомякова — «дух Божий живущих в разумных творениях». Поэтому в Символе Веры и говориться о вере в «единую, святую соборную, и апостольскую церковь».

Себялюбие — корень всех страстей

Конечно, верить в церковь подразумевает исполнение всех правил, постов, канонов, которые оставили нам святые, прошедшие тернистым путем на небо. Все это требует ущемление своего «Я». Своего себялюбия. В этом кроется вся причина неверия в церковь. В этом весь корень. А все остальное наносное и надуманное. От человека не хотящего идти в храм вы можете услышать море оправданий — и «деньги гребут лопатой» , и «непонятный язык богослужений» , и «службы длинные и постов много» и т. д. И все чаще звучат призывы (в том числе от духовенства) упростить, перевести, сократить. Все для комфорта прихожан. Но в том и ценность идеала церкви, что к нему стремятся, а не опускают и приспосабливают его под себя. В наше время, те, кто прочитали слова Христа о фарисеях, страшно боятся ими стать. И теперь их молитва звучит примерно так: «Благодарю тебя Господи, что я не фарисей. Я НЕ молюсь, НЕ пощусь, милостыню НЕ даю» и.т.д. Поэтому верующего «в душе» смело можно назвать или атеистом, или язычником, которому Бог необходим в экстренных случаях. Без Церкви, без Причащения, человек не сможет победить в себе грех, не сможет исцелить душу. Он не изменится, и останется таким же, как и был пленником лукавого и в таком виде предстанет перед Христом. Что он Ему ответит?

В заключение вышесказанного можно привести меткие слова святителя : «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Написать комментарий

Отправить

Комментарии

Андрей 01.09.2017

Анатолий 29.11.2017

Опять нарочито упрощенный взгляд, на который легко подыскать такой же упрощенный ответ. Только кому нужна эта болтовня ни о чем.
Лично мой опыт жизни (60 лет) показывает, что среди неходящих в церковь людей думающих, духовных значительно больше, чем тех, кто выучился церковным ритуалом и радуется своему избранничеству.

"Ответ прост, - пишет автор, - Корень всему эгоизм и греховное себялюбие. Очень удобно верить в «БЕЗЛИКОЕ НЕЧТО», которое где-то там живет и ко мне на земле не имеет почти никакого отношения. Оно там, а мы здесь". Какое-такое НИЧТО, о чем это вы? Речь всегда идет об Иисусе Христе! О мучительном поиске путей приближения к Нему.
Мой вам старческий совет: не зазнавайтесь. Как только почувствуете в очередной раз презрение к "захожанам" или тем, кто вообще не ходит в храм, вспомните, что рядом есть староверы, считающие себя настоящими православными, а вас не считающие даже христианами.

Андрей 01.12.2017

Анатолий, согласен на счет "на зазнаваться". Но в статье автор хотел сказать, что люди привыкли к комфорту и не желают трудиться. Отсюда и следствие - "я в Бога верю, но в церковь не хожу". Основной посыл в этом.

Валерия 06.06.2018

Я как раз верю сидя дома) не потому что мне лень ходить в церковь, а потому что церковь давно стала коммерческим предприятием! Служители церкви, как правило, никаких социальных норм не соблюдают им все только должны. Я в такую церковь не ногой!

Галина 11.06.2018

А я ходила 8 лет на каждую службу,исповедовалась,причащалась.И тут Епископ присылает молодого иерея,который выжил нашего батюшку(который создал этот приход и прослужил в нем 26 лет). Весь приход против,а никто не слушает.У них своя какая-то политика.И что делать? Храм единственный,раз в год ездить к старому батюшке в другой город? Полное разочарование в церкви и священниках.

Наталия 12.06.2018

Сколько лицемерия в этом посте и в идеи религии в целом. Церковь это институт для управления массами, « стадом»,которая взяла на себя роль « пастыря». И кстати, никогда не забывала о десятине с доходов. Где Бог в церкви ли, мечети или синагоге? Религию придумали люди рвущиеся до власти, вот и все. Не нужны Богу все эти ритуалы, а нам не нужны посредники.

Андрей 13.06.2018

Наталья, а откуда вы знаете про Бога? Если для вас Церковь не является авторитетом. Не сами же вы Его себе придумали?

Денис 06.07.2018

Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму. ... Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь меня там.
Про церковь и храм не слово.

Андрей 26.08.2018

Сейчас вопрос стоит не столько: "Есть ли Бог?", а "Кто является посредником?" Я не против, что есть некий Высший Разум. Но откуда я могу взятть дальнейшую информацию о Нём?
Автор статьи говорит мне (интепрететация): "Ну это ты, брат, просто ленишься и всё выдумываешь. Лучше вставай и иди в храм".
Допустим, я действительно лукавлю. Я не согласен с этой мыслью, но тем не менее, допустим. И что дальше? Почему на этом основании я должен пойти в храм, а не в мечеть и не в синагогу? Такой же текст можно разместить на исламском, иудейском, сионистском, даоском, индистком сайте.
Отсюда следует: представленное объяснение мотива нецерковного человека, не опровегает его аргументов, против конкретно христианской Церкви.
Иными словами, в основе статьи допущение, что если принимать религию, значит христианскую. Как будто других религий вообще нет.

Андрей 28.08.2018

На мой взгляд, церковь неотделима от культуры. Если человек относит себя к русской, например, культуре - то и веру у него должна быть православной. И храмы, священники тут единственный авторитет.

Если же самостоятельно искать путь к Богу, то можно зайти в дебри.

Ната 21.09.2018

Добрый всем вечер! :) Верю в Бога! Началось с религии, осознанного крещения и посещения православных храмов, потом самостоятельные поиски Бога, чудеса в жизни, личные молитвы, поиски Бога в Протестантской деноминации))) Меня Бог вёл все это время, я искала и он отвечал! Люди везде одинаковые, в любой церкви)) И Богу неважно в какой вы церкви и ходите ли в неё))) Все мы его дети, мы люди и есть церковь божья. Если вы ищите Бога, он сам будет отвечать на ваши вопросы и открывать себя! Это интересно! Хочу узнавать его дальше. А к церквям и религии уважительно отношусь!

Эдуард 03.10.2018

Смотрите, я искал Бога с детства и задавал вопросы родителям о смысле жизни с детства, но мне отвечали черви съедят после смерти и всё! Пока живи и стань начальником! Я вырос, но искать неперестал и кабалу учил и много узнал, но не то и наконец крестился! Слава Богу, всё стало на место и по полочкам, началась пора воцерковление и еженедельных служб и праздников и постов и святоучения и паломничества и. и.д. Пока, не стал помогать батюшке на алтаре и вот вам БУМ!!!
А там за иконостасом бога нет тоже?! Дьяконы с телефонами, батюшка тоже, а алтарники грызутся кто свечу будет выносить! Где я? Что это? Ну вот вера поплыла... нет не в Бога а в Кукольный театр!
Да на фоне этих разделений имущества, кто где и по какому праву и есть ли томос у них! Короче я из церкви (организации) сделал ноги и теперь диванный христианин, но душа болит и очень, а что делать??? Ведь вкусил уже и хочется но разум говорит нет.

Надежда 03.10.2018

Я лет десять неустанно ходила в церковь. Иногда мне делали замечания в храмах не по существу. Однажды на причастие я зашла в брюках, не успела переодеться после работы - так Батюшка не хотел допускать меня. На что я ответила: я пришла к Богу и он примет меня. В результате я прошла обряд. Что хочу сказать? Вера во Всевышнего помогает жить. Сейчас я не захожу в Храм - нет желания. Но я ежедневно и не один раз в день Благодарю Отца Небесного и все Высшие силы. И помощь идет! так зачем в толпе, где не каждый истинно верующий простаивать по полдня? Яа молюсь и не жалею об этом.

Андрей 03.10.2018

Эдуард, у меня такого опыта как у вас нет, но все же, священники тоже люди. И грешные среди них есть и маловерующие. Нельзя же по одному священнику, который себя плохо ведет судить о всей религии. Наверно вам стоит найти духовника, который даст вам ответы на все вопросы.

Любовь 07.10.2018

Прочла статью, комментарии и не пойму к чему все это? Человек без Веры, это все равно, что гол и тот меньше постыдится. Верующий не станет обсуждать тут вопросы религии. У него на это времени и гаджетов нету. Судить мы не имеем права кого-либо и что либо.нудеа жить каждый день делая что-то доброе, хорошее и не задуматься для чего и для кого ты это делаешь. Просто делай, вокруг себя не нужно распространять лишнее, грязное, злое. Молитва есть, ну и молись нету и не знаешь просто благодори за день и хлеб насущный. Церковь многим помогает верить, что часть грехов им простяться и это уже что-то главное, чтоб он выходя с Церкви не повторял ошибки. Будьте милосердны к окружающему вас миру и все воздастся! Мира, Вам всем!

Христина 14.10.2018

Столько слов по "я"...
А про главное - Бога - забыли.
В Евангелии же всё написано.
"и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах." (Мф. 16: 18-19). Сам Христос создал Церковь Свою на земле, чтобы мы могли спасаться по милости Его. Кто отпустит нам грехи в покаянии? Не священник ли? Кто преподаст нас Пречистые Тайны Тела и Крови Христовой? Не священник ли? Сможем ли спастись, веруя в душе, лёжа на диване? Даже если каждый день делаем добрые дела?
"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем." (Ин:6: 53-56).
Другое дело, что нужно смирение и уничижение своего "Я" - той гордости, которая погубила и денницу и первых людей. Я (!) пришёл в алтарь а там диаконы с телефонами... Я (!) пришла на причастие в брюках, а меня (!) священник не допускает... Да, сложно подмять своё "я" и понять, что везде просто люди (и в алтаре тоже), что везде есть правила, которые надо исполнять (и в храме тоже)... И т.д, и т.п. А Мы, к сожалению, считаем Церковь, за бюро по оказанию услуг, поэтому и претензии пишем... Услугу оказали не должным образом...
Господи, прости нас...

Катя 04.11.2018

Знаете мне от этого уже не по себе,почему должен быть посредник между богом и человеком?Богу дома помолился и деньги как дурачок в церковь не понёс,народ походу в Евангелие сам чуть чуть дописал.Я вот знаете что то не видела что б у нас бесплатно крестили,да и вообще.У Попов больше грехов чем у многих людей,что они замолят скажите.И где то я слышала подними камень и я буду под ним,сожги дерево и я там тоже буду.

Борис 17.11.2018

Всем здравствовать! Я автор статьи Давно не заходил на сайт.А здесь такие дебаты. Попытаюсь немного прояснить.В статье я пытался донести мысль,что религия без церкви не бывает.Повторюсь что писал выше церковь это не храм, ни священник,и даже не патриарх. Церковь это Дух Божий живущий в ее членах.И любой человек(священник, патриарх) может быть вне Церкви если грешит и не кается В таинстве Исповеди священник читает молитву "примири и СОЕДИНИ" значит через грех человек отпал от церкви, хотя внешне может оставаться таким же(и даже в священническом облачении) В этом вся суть.Нельзя судить о
христианском вероучении по внешним проявлениям прихожан или духовенства. Простите меня я не хотел никого обидеть и "зазнаваться" Просто попытался найти первопричину нежелания посещать храм.А что творится в алтаре, так я сам через это прошел.Это очень большой соблазн и испытание веры.Вообще Христа могут называть Спасителем только те, кто до мозга костей видит себя грязным и погибающим.Вот такому и нужен Спаситель. И совершено безразлично кто как ведет и на чем ездит А пока этого осознания и чувства нет..то это просто разговоры.Я ни в коем случаю не желаю кого- либо осуждать.К Богу идут каждый своим путем.Простите еще раз великодушно. с ув Борис(Феодосий)

Василий 15.12.2018

Странно. я всегда думал что нужно просто жить по совести, быть добрым к людям и никому не вредить и будет тебе счастье, а оказывается что даже если ты такой человек но не ходишь в Церковь то "ПЛОТЬ СИЛЬНА И ГРЕШНА", глупо как то.

Елена 07.01.2019

А зачем нужна любая религия? не нужна! Как не нужна и любая церковь. Именно они разъединяют людей по вероисповеданию. А религиозные фанатики - это совсем ужасно. И появились эти религии они, когда стали появляться государства. Единая машина по управлению и подчинению, воспитанию тех взглядов, которые выгодны государству с централизацией власти. Бог все равно един для всех, как его не назовешь. Для меня это всеобщий разум. И не нужны никакие молитвы, посредники. Все равно все мысли и дела они как на ладони у этого Разума. Если делаешь плохо, совесть не дает покоя. Если делаешь хорошо - видишь как небо "улыбается" тебе. Все просто. Ничем не хуже были те коммунисты, которые жили в советское время - трудились, отдавали жизнь, честно растили детей, не изменяли женам - и не верили ни в какого бога. И умирали без отпеваний и причастий честными людьми со спокойной душой. В церковь иногда захожу только чтобы поставить свечки родным, и так...это, скорее, формальность. Родные и умершие друзья и так со мной, помню, чувствую их, и это самое главное.

Alexander 08.01.2019

Владимир 21.01.2019

Как говорил Серафим Саровски, "цель христианской жизни в стяжание духа святага", а какие вы инструменты используете, решайте сами, будь то посещение храма с целью молитвы, или молитвы в тишине дома, иди добрые дела. Все это помогает прийти духу Божьему в сердца ваши.

19– Господин, – сказала женщина, – я вижу, что Ты пророк. 20Так объясни же мне, почему наши отцы поклонялись на этой горе[e], а вы, иудеи, говорите, что Богу следует поклоняться в Иерусалиме?

21Иисус ответил:

– Поверь Мне, женщина, настанет время, когда вы будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме. 22Вы, самаряне, и сами толком не знаете, чему вы поклоняетесь, мы же знаем, чему поклоняемся, ведь спасение – от иудеев. 23Но наступит время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет Себе Отец. 24Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине

1

Владислав 10.03.2019

Радует,что большинство комментариев против церкви. Бог есть,но сейчас церковь это коммерческая организация. Вот даже у Вас на сайте продажи) И при чём тут вообще- веришь или нет? Главное - как живёшь. Можно не верить в бога и жить как святой или наоборот верить и постоянно грешить и просить прощения.

Татьяна 12.03.2019

Иисус Христос сощдал Церковь,да! И призывал к чему - правильео,к Любви к ближнему. К исполнению Запрведей. А жто сложно! Над этим работать надо! Правильно. Но Иисус не разделял Церковь на Православную,католическую,прлтестанскую и так далее! Это - деяние людей. Я уже не говорю о том,что с помощью религии удобно манипуоировать людьми. А о главном то люди забывают. Вот это и обидно.Не любят рикого кроме себя. Злятся. Проклинают,завидуют. И при этом ходят в храмы...Верят ли такие люди в Бога?Сомневаюсь..

Сегодня прекрасный день. За окном тихо дул легкий ветерок. Во дворе, листья на деревьях весело танцевали на ветру, чтобы выразить свое счастье…

Однако, глядя на танцующие листья, я все еще был недоволен. В течение некоторого времени я часто чувствовал себя пустым и несчастным по неизвестным мне причинам. Дома, когда мои муж и сын говорили, что — то не по душе, я теряла самообладание по отношению к ним; когда мой муж не работал целыми днями, я даже стала ненавидеть и презирать его. Но я вспомнила о стихе в Библии: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Ефесянам 4:26-27). Поэтому я старалась быть терпимой к ним. Однако, как бы я ни старалась, я заметила, что не всегда могу победить этот грех, живя постоянно в состоянии: «днем грешу, а вечером каюсь». Иногда мне даже было стыдно приходить в молитве к Господу.

Что еще хуже, в последнее время, каждый раз, когда я ходила в церковь, как только пастор начал проповедовать, меня начинало клонить ко сну. Хотя я пыталась изо всех сил не заснуть, я все равно чувствовала себя очень сонной. Не сработало и молитва к Господу. И в последнее время мне начали даже надоедать и церковные собрания. Я знала, что это неправильно, но я просто не могла контролировать эту мысль.

Я всегда думала: «Почему я попала в такое состояние? В начале, когда я верила в Господа, братья и сестры в нашей церкви были ревностными; Я также была полна веры, и чувствовала себя сильным человеком в духе. Несколько раз, когда меня ругал и преследовал мой муж, я чувствовала себя очень слабой в духе, а затем старшая сестра, которая привела меня к вере в Господа, пришла мне на помощь. Мы сидели под большим деревом во дворе, когда она рассказала о том, как Господь Иисус был избит, унижен и пригвожден к кресту, я была глубоко тронута любовью Господа к человечеству и чувствовала, что Его любовь слишком глубока, чтобы иметь возможность описать ее словами. За разговором моя печаль и горечь исчезли, сама того не замечая. И непоколебимая сила взбудоражила меня, дав мне веру идти по каменистой дороге за Господом. Когда у моей семьи были трудности, я молилась Господу, и Он посылал других, чтобы они помогали мне; когда я ослушивалась или отклонялась от Господа, Он дисциплинировал меня через моего мужа или кого-то еще. Несколько раз, когда я хотела заниматься бизнесом, чтобы зарабатывать деньги и не хотела посещать церковные собрания, мой муж ссорился и критиковал меня, и мне не нравилось это. В конечном итоге, я не могла не пойти на собрания… В то время я твердо чувствовала, что Господь подобен строгому отцу и любящей матери, и что Бог находится на небесах, в моем доме, и даже больше в моем сердце.

При всем том, я несознательно начала ощущать растущее чувство темноты в моем сердце. В худшем случае я не могла видеть ничего ясно, как в темной, бесконечной пустыне, где я чувствовала себя бесцельной и потерянной. Чаще всего я погружалась в невыразимую боль и беспокойство. Независимо от того, как я молилась, Господь, казалось, был далеко от меня, и я не могла чувствовать Его присутствие рядом с собой. Затем я подумала о стихе в Псалме в 63-ей главе и начала немного припевать: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной…». И мои слезы неосознанно потекли. И я снова и снова вызывала в сердце своем: «Господи, ты меня действительно бросил? Где ты? Где …»

Проснувшись сегодня утром, я осознала, что должна подняться, и прочитать Библию. Но я не хотела вставать. Я лежала на кровати, глядя в потолок и пытаясь выяснить причину моего теперешнего состояния: а в нашей церкви сейчас у многих точно также. Мы ужинаем вместе после каждой встречи; церковь проводит различные мероприятия на фестивалях; иногда мы участвуем на разных мероприятиях, также вместе путешествуем; церковь даже приглашает проповедников из других церквей, чтобы нам проповедовать. Но мы по-прежнему остаемся алчущими и не добиваемся большого прогресса в нашей духовной жизни. Верующие по-прежнему гонятся за тенденциями мира; завистливые споры и борьба за место и славу и прибыль происходят слишком часто. Каждый человек находиться в состоянии греха: в течение дня грешат, а вечером исповедуется, и не в силах вырваться из всего этого. В чем причина на самом деле, в такой ситуации? Я спросила нескольких братьев и сестер об этом вопросе, но они не могли четко объяснить мне это ясно, а некоторые вообще даже не знали как ответить. Я не знаю, как мне идти своим будущим путем. Пока я думала над всем этим, я чувствовала, что я похожа на ребенка, которого бросила его мать. Слезы текли по моим щекам. Я призывала Бога в своем сердце, чтобы Он мне помог.

После завтрака сестра Ву в нашей церкви пришла, чтобы пригласить меня на собрание в другую церковь. Я подумала про себя: «Какой я бы не была слабой, я должна посещать собрания. Поэтому я пошла с ней в эту церковь. Когда мы вошли в комнату, их беседа уже началась. Проповедник говорил: «Давайте рассмотрим: почему храм в иудаизме опустел? Есть две причины. С одной стороны, первосвященники, книжники и фарисеи иудаизма выступали против Бога и были врагами для Бога. Внешне они служили Иегове Богу; на самом деле они пошли против Божьих законов и заповедей. Например, они убивали пророков и поджигали дома вдовы, они соблюдали только религиозные традиции. Поскольку они совершали эти противозаконные действия под знаменем служения Богу, они были ненавидимы и отвергнуты Богом, и Святой Дух уже давно перестал работать в храме. Таким образом, храм впал в запустение и превратился в логово воров, где продавались крупный рогатый скот, овцы и голуби. С другой стороны, это потому, что работа Бога продвинулась вперед по отношению к Богу Иеговы — воплощенный Господь Иисус совершил искупительную работу вне храма. Однако религиозный мир строго держался закона, не стремился и не шел по тропе Божьей новой работы, поэтому они потеряли работу Святого Духа. Более того, когда работа Господа Иисуса обрушилась на них, ни один из религиозных лидеров не принял или не подчинился Божьей работе. А вместо этого они решительно осудили Господа Иисуса и сопротивлялись Его работе. Они стали теми, кто сопротивлялся Богу. Это исполнило пророчество из Библии: «И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, с; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (Амос 4:7-8) «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, —не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Амос 8:11). Из этих стихов мы видим, что «проливал дождь на один город» означает, что Святой Дух действует в церкви, где, воплотившийся Бог, исполняет Свою работу. А также «а другой, не окропленный дождем, засыхал» означает, что, если церковь не подчиняется Божьим заповедям и даже если будет отрицать, и сопротивляться и осуждать проявление и действие воплощенного Бога, в этой церкви не будет работы Святого Духа. Без работы Святого Духа верующие будут испытывать жажду и голод в духе и ничего не смогут сделать …» Я была поражена, когда услышала эти слова: «Я не слепой человек, разве я не тот человек, который не видит света и в полной темноте, и с жаждой в сердце? Чем больше я слушала его проповедь, тем больше я чувствовала, что у меня не было работы Святого Духа, и я даже не чувствовала, что в нашей церкви есть эта работа Святого Духа. Внешне церковь кажется процветающей, братья и сестры посещают собрания и служат Господу. Но на самом деле они просто совершают формальности или следуют процессу. Они цитируют слова Господа по-своему. Те, кто жаждут плотских наслаждений, и остаются теми же, и те, кто жаждут денег, остаются прежними. Работает ли Господь в других церквях, а не в нашей церкви? Является ли наша церковная жизнь такой же, как и грязный храм в конце Периода Закона? Я не осмелилась больше думать.

Проповедник продолжил: «Бог позволяет жажде обрушиться на храма, и Его намерение состоит в том, чтобы заставить тех, кто действительно верит в Него, и, стремиться к истине, искать Его пути работы и Его проявления. Подобно тому, как семья Иакова столкнулась с голодом, они все пошли к Иосифу, чтобы получить еду. Когда мы найдем истинный путь, мы сможем насладиться источником живой воды жизни, восстановить нашу первоначальную веру и любовь …» Услышав его слова, я была уверена, что наша церковь уже потеряла работу Святого Духа. И я вдруг почувствовала, что сегодня проповедь совсем другая. Раньше я никогда не слышала такой проповеди, и я получила от нее много полезной пищи. Я думала, что проповедь служителя была очень хорошей. Поэтому я сказал сестре Ву после встречи, что снова поеду туда на следующее собрание.

Я чувствую сочувствие к этой сестре. Сейчас церковные условия действительно ухудшаются изо дня в день, и все больше и больше из них опустошаются. Многие верующие погружаются в духовную тьму и не могут ощутить присутствие Господа Иисуса. Беседа, на которой присутствовала сестра в новой церкви, показывает нам: в этот период мы должны активно искать пути Божьей работы и находить работу Святого Духа, чтобы мы могли утолить жажду живой водой жизни и восстановить нашу веру и любовь. Тогда как же нам искать Божье явление и работу Бога? Где Бог явиться? Рекомендовано для вас: каким образом Господь Иисус совершит свое возвращение? Посмотрим, как сестра нашла ответ.

Элиса Бьелетич - директор православной воскресной школы при храме Преображения Господня в г. Остин, США (Греческая православная архиепископия Америки) и мать пятерых дочерей. Эту статью она опубликовала в своем блоге «Воспитывая святых» на известном англоязычном портале для православных христиан «Древняя вера».

Когда мы говорим о детях в Церкви, то обычно имеем в виду младенцев и детей ясельного возраста - самых маленьких, которым трудно спокойно сидеть или лежать. Это большое испытание для родителей и всего прихода. Но что происходит с нашими малышами, когда они становятся старше? Мы редко обсуждаем, что делать, когда ваш десятилетний сын заявляет: «Я не понимаю, зачем нужна Церковь», или одиннадцатилетняя дочь больше не хочет ходить в храм. Они говорят, что лучше помолятся дома. «Ведь Бог слышит нас в любом месте, правда?» Что на это ответить?
Друзья часто задают мне такой вопрос, думая, что меня-то эта проблема наверняка не касается - мол, раз я пишу о вопросах веры, значит, мои дети уж точно любят ходить в церковь! Но правда в том, что каждый родитель - будь то священник, психолог, учитель, да кто угодно - проходит через это вместе со своими детьми. И это нормально.
Даже те дети, которые искренне любят Христа и церковь, иногда спрашивают: «А может, сегодня не пойдем на службу?» Но ведь то же самое происходит и со взрослыми - бывает, мы устали или нам просто лень, и мы спрашиваем себя: почему нам каждое воскресенье нужно быть в храме?
Хороший вопрос. Давайте рассмотрим его с разных сторон. Я поделюсь практическими советами, которые помогут сделать регулярную церковную жизнь наших детей чуточку легче, а потом подумаем, что отвечать на те глубокие вопросы о Церкви, которые они порой задают. Почему мы ходим в церковь? Что дает нам присутствие в храме и чего мы не получим, оставшись дома? В чем наше родительское предназначение и как научить ребёнка любить Бога и искать Его присутствия в своей жизни?

Есть несколько «приемов», которые сделают споры с детьми не такими частыми и помогут переубедить ребенка, который больше не хочет ходить в храм:
- Найдите ребенку занятие в церкви. Если ваш ребенок помогает в алтаре, поет в хоре или учится звонить в колокола, вероятность того, что он будет регулярно ходить в храм, стремительно возрастает. И если чадо спросит, зачем сегодня идти в церковь, вы сможете сказать: батюшка будет ждать тебя в алтаре. Или: мы так хотим слышать твой голос в хоре. Когда ваши дети чувствуют себя активными прихожанами, они знают, что их присутствие на службе важно, что их там будет не хватать.
- Найдите друзей. Когда у ребенка есть на приходе друзья, поход в церковь для него еще и повод с ними повидаться. Водите его на приходские молодежные мероприятия. Позвоните каким-нибудь прихожанам с детьми, пригласите их на ужин. Зовите детей-прихожан на дни рождения. Если в вашем храме не слишком активная молодежная группа, займитесь ее развитием. Чем больше ваши дети будут чувствовать, что церковь - это место, где собираются любящие друг друга люди, тем легче вам будет уговаривать их пойти в храм.
- Разберитесь в особенностях богослужения. Купите ребенку книгу с объяснением литургии. Постарайтесь, чтобы книга была адаптирована к возрасту вашего ребенка. Литургия становится для нас более значимой, когда мы ее понимаем.
- Будьте последовательны. Если, проснувшись утром в воскресенье, вы каждый раз решаете, идти в церковь или нет, вам, скорее всего, будет намного труднее уговорить ребенка пойти туда, чем тем родителям, которые ходят в храм регулярно. Дети хорошо понимают, когда можно настоять на своем. И если вы сами ходите в храм «каждое воскресенье», кроме тех, когда вы сильно устали, накануне поздно легли или планируете поиграть в футбол, ваши дети знают: если придумать вескую причину (или хорошенько поканючить), вы не будете настаивать. А вот если они в курсе, что только ураган, землетрясение или серьезная болезнь могут вынудить вас остаться дома, они не станут с вами спорить. Вернее, спорить-то они всё равно будут, но уже не так часто, и вы легко уговорите их пойти с вами в храм.
Но что, если дети всё же отстаивают свою Богом данную свободу не посещать богослужения? Что я говорю в таких случаях? «То, как ты построишь свои отношения с Богом и Церковью, когда повзрослеешь, зависит только от тебя. Но пока ты живешь с нами, мы все вместе будем ходить в храм». Это очень разумный, проверенный временем ответ. Я много раз объясняла своим детям, что, раз уж Господь возложил на меня ответственность за их воспитание, я сделаю всё от меня зависящее, чтобы эту задачу выполнить. Их отношения с Богом - это их дело, но за то, какие отношения с Богом у всей нашей семьи, я буду отвечать на Страшном суде. Поэтому я должна по мере сил наставлять их до тех пор, пока они не покинут мой дом и, даст Бог, не создадут собственные семьи.

Когда дети спрашивают: «Зачем ходить в храм?»

Очень часто дети повторяют те же слова, что и взрослые, которые перестали жить церковной жизнью: Бог не нуждается в том, чтобы я ходил в церковь. Я могу молиться Богу где угодно - лёжа на диване, во время прогулки. Я не обязан молиться в храме.
Оставим в стороне тот очевидный факт, что, когда мы в очередной раз, вместо того чтобы пойти в храм, остаемся дома, мы чаще всего не молимся, а часами смотрим телевизор, спим или болтаем с друзьями. Но даже если у вас получается молиться, лёжа на диване, всё равно лучше прийти на литургию и помолиться вместе со всем приходом.
И хотя молиться действительно можно где угодно и Бог всегда нас слышит, в совместной молитве есть что-то особенное. В церкви мы не пассивные зрители, которые пришли посмотреть, как молится священник; мы активно участвуем в литургии. Слово это обычно переводится с греческого как «общее дело», но однажды мне сказали, что более точный перевод - «приношение людей всему миру». Впрочем, неважно, «дело» это или «приношение», важно, что люди собираются вместе, чтобы совершить нечто значимое для всего мира.
И каждый член Церкви здесь одинаково важен: дети и взрослые, миряне и священники. У всех нас разные роли и задачи, но каждый значим и призван участвовать в этом общем деле.
Его невозможно совершить в одиночку. Священник не может прийти в храм и отслужить литургию, если там никого, кроме него, нет. Евхаристия - это когда люди собираются вместе: друг с другом, с ангелами и святыми - и с Богом. И причастие нельзя принять в одиночестве, для этого нужно, чтобы во имя любви собрались хотя бы двое.
Когда дьякон провозглашает: «О мире всего мира… Господу помолимся», он пока еще не молится, он только призывает к этому нас. Но если вы не придёте и не помолитесь, молитва не состоится. Чтобы она произошла, ее в храме должны произносить люди, как можно больше людей, потому что молитва эта важна и приносит плоды.
Когда люди собираются вместе, поют молитвы, отвечают на возгласы священнослужителей, они присоединяются к хору ангелов, которые славословят Господа. Ведь ангелы тоже совершают литургию, и мы становимся ее частью. Но только если находимся в храме. Домашняя молитва совсем другая - ее хор ангелов не сопровождает. А вот каждая Божественная литургия - возможность войти в эту удивительную общность.
Именно когда мы участвуем в литургии, мы являемся Церковью.
Мы приходим в храм, чтобы стать свидетелями чуда - оно обещано нам каждый раз, когда мы собираемся вместе. Во время Евхаристии Христос на самом деле оказывается внутри чаши; Он приходит к нам и призывает нас принять Его, чтобы мы могли жить во Христе, а Он - в нас. Но это происходит, только если кроме священника в храме есть еще кто-то. Христос может войти в нас через Святое Причастие, только если мы сами придём к Нему - если мы останемся дома, нам будет недоступно то преображение, которое дарит причащение Тела и Крови Христовой. А ведь Святое Причастие действительно может нас изменить.

Кстати, это не мы сами придумали - собираться вместе на литургию. Христос установил Причастие на Тайной Вечере; зная, кто мы и как устроены, Он показал: чтобы принять Его, мы должны собраться вместе и стать единым целым.
Я иногда рассказываю, как в начале моей церковной жизни мне казалось, что я уже достаточно знаю о святых, Священном Писании и смысле вероучения, но обязательно появлялся кто-то, кто приносил новый «кусочек» знания, о котором я никогда не слышала.
Меня ужасно расстраивало, что я никак не могла узнать всё. А наш батюшка посмеялся и сказал, что Бог специально так устроил: Он дает каждому из нас свою частичку пазла, чтобы мы сложили его все вместе. Он устраивает всё для нашего единения, специально призывает нас быть вместе. И мы должны соединиться в любви друг с другом, чтобы соединиться с Богом.
Общность - это очень важно. Недаром говорят: «один христианин - не христианин», потому что только через единение через Причастие мы возрастаем в любви и становимся похожими на Христа. Но это не значит, что надо общаться только со своими друзьями, найти группу единомышленников и всё время проводить с ними. Христос призывает нас любить врагов, преломить хлеб с теми, кто на нас не похож, кто ставит нас в неловкое положение. И тот факт, что другие люди могут нас раздражать, что ходить в храм значит вставать с теплой постели и выходить из своей зоны комфорта - только подтверждает, как важно посещать церковь.
Нас призывают выйти из обычной зацикленности на самих себе. Есть только один способ служить Христу - это служить другим людям. Мы не можем омыть Его ноги или накормить Его, но если мы сделаем это для самой меньшей овцы Его стада - мы сделаем это для Него. Если мы хотим найти Христа, мы должны искать Его в других людях, найти Его в них и служить Ему через них.
Мы спасаемся вместе, нравится вам это или нет.
Как ни странно, вера - это не что-то сугубо личное, индивидуальное. Да, у меня своя вера, у тебя - своя; возможно, у каждого из нас свои отношения с Богом. Но в конечном итоге мы призваны любить друг друга и вместе славить Его. И слова молитвы, которую завещал нам Христос - «Отче наш», а не «Отче мой». Более того, Христос говорит нам: где двое или трое соберутся во Имя Его, там будет и Он.
Так что есть большая разница между молитвой дома и в храме. Мы не можем молиться и славословить, как в церкви, когда сидим на диване или гуляем - какой бы потрясающий вид нам ни открывался и какое бы вдохновение мы ни ощущали. Молитесь дома, гуляйте по красивым местам, но не забывайте ходить в храм - это очень важно. Одно не заменит другое.
Собираться вместе необходимо и по другим, более «земным» причинам: нам нужны любовь и поддержка, мы не можем без них, мы нужны друг другу.
Есть одна история, ее рассказывают по-разному, и я не знаю, как она звучала в оригинале, но история эта замечательная.
Участник группы психологической поддержки (или просто прихожанин храма - это могло быть любое сообщество, члены которого полагаются друг на друга) вдруг перестал ходить на собрания своей группы. Через пару недель наставник решил его навестить. Был холодный вечер, его ученик был дома один - сидел у камина.
Пытаясь угадать, зачем пришел наставник, он пригласил его пройти в комнату, усадил в кресло рядом с камином и стал ждать. Тот уселся поудобнее, но так ничего и не сказал - молча смотрел, как горят поленья, потом взял в руки кочергу, вытащил из пламени горящий уголёк, положил рядом с очагом и снова вернулся на свое место, не сказав ни слова. Ученик заворожено наблюдал за происходящим. Уголёк горел уже не так сильно, и вдруг, ярко вспыхнув, совсем погас.
Так они и просидели молча. А перед тем, как уйти, наставник поднял холодный, мертвый уголёк и бросил его обратно в огонь. И он тут же снова разгорелся вместе с другими угольками.
Провожая наставника, ученик сказал: «Спасибо, что пришли, и особенно - за вашу пламенную проповедь. Увидимся завтра на собрании».
Мы нужны друг другу, чтобы поддерживать друг в друге огонь - как во время крестного хода на Пасху: батюшка выносит нам из алтаря Свет Христова Воскресения, и мы передаем его друг другу из рук в руки. Этот огонь мы получаем в общине и выходим с ним на улицу. Иногда там спокойно и тепло, иногда - ветрено и холодно. Порой ветры жизни задувают наше пламя, и, если рядом никого нет, некому снова его зажечь. Как трудно бывает не дать погасить в себе искру веры и надежды!

У наших увещеваний всегда есть границы

Но если мы хотим вырастить детей, которые любят Бога и литургию, аргументы и доводы - не самое сильное наше оружие.
Мы можем часами говорить, почему нужно ходить в церковь, но очень важно помнить: никакими доводами человека в рай не приведешь. Глубокое понимание того, что такое литургия, прекрасно, но это сфера интеллекта. А настоящая вера рождается в сердце. Преподобный Максим Исповедник говорил: «Как воспоминание об огне не согревает тела, так вера без любви не производит в душе света ведения».
Мысль об огне не согреет мое тело, это правда. Знание о вере не преобразит наши души, если только оно не наполнено истинной любовью к Богу. И нашим детям мы хотим не просто передать знания о литургии, а привить любовь к литургии и ко Христу. Наша единственная цель - чтобы они всем сердцем возлюбили Бога. Но этого невозможно добиться с помощью увещеваний.
Святые советуют нам меньше говорить и больше молиться; мы должны просить Господа, чтобы Он зажег в их сердцах пламя любви, чтобы они каждый по-своему жаждали присутствия Божия и искали Его на протяжении всей жизни.
Кроме того, исследования показывают, что у родителей, которые любят Христа, полноценно участвуют в жизни Церкви и приносят добрые плоды, дети стараются подражать их примеру. А если у них перед глазами родители, которых не особенно занимает литургия и они ходят в церковь только потому что так положено, дети это запоминают и потом говорят, что люди в Церкви «поверхностные» и «неискренние». Самое сложное - это вырастить святых, ведь для того, чтобы их воспитать, нужно самому стать святым.
Думаю, с этого и надо начать: давайте опустимся на колени и попросим Бога зажечь огонь любви в наших сердцах и в сердцах наших детей. Давайте попросим научить нас любить Его и стать к Нему ближе, чтобы мы все вместе стремились на литургию и могли ощутить преображающую силу Святого Причастия.
А потом - наберемся терпения и дадим Ему время. Запомните, наша главная цель - не побороть сопротивление наших детей к следующему воскресенью. Наша цель - сделать так, чтобы они стремились ко Христу на протяжении всей жизни и в вечности.
Надеюсь, мы обязательно к этому придем.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»