Собор святой людмилы в праге послушать орган. Осложненное горе, или чудо святой людмилы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

29 декабря 2012 года при Посольстве Российской Федерации в Праге был освящен новый храм в честь святой мученицы Людмилы, княгини Чешской. Чин малого освящения совершил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк. Перед освящением храма с архиепископом Марком побеседовала шеф-редактор “Пражского телеграфа” Наталья Судленкова.

– Для Чехии открытие нового храма Русской Православной Церкви – это крупное событие. Можно ли его назвать прецедентом с точки зрения всей зарубежной деятельности Русской Православной Церкви?

– За рубежом мы открываем храмы достаточно часто. Конечно, не всегда это наши храмы, нередко мы пользуемся гостеприимством других конфессий. Это характерно для тех стран, где сразу появилось большое количество православных. Например, у нас пятьдесят две общины в Италии, но из них подавляющее большинство своих храмов не имеет. Службы проходят в католических храмах, куда нас либо пускают по доброй воле просто на безвозмездных основаниях, либо платится какая-то небольшая аренда.

Есть храмы, которые мы строим за рубежом, но это, как правило, исключительное явление, либо мы приобретаем здания, где обустраиваются храмы. Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге – это событие в своем роде уникальное. Здание храма – это светское помещение гражданского назначения, выставочный павильон, который использовался в сугубо светских целях. Распоряжением Президента РФ оно передано в пользование Русской Православной Церкви для создания храма, который, по сути, является посольским.

– Фактически, передача помещения, принадлежащего российскому государству, Русской Православной Церкви – это прецедент. Чем его можно объяснить? Почему этого не произошло ранее?

– Это решение руководства РФ говорит о многих положительных тенденциях. Государство Российское теперь уже понимает, что наиболее здоровые силы соотечественников, те, кто настроен на позитивную деятельность, объединяются вокруг храмов. Для них храм – это не только место богослужения, но и в целом центр общения и объединения русской диаспоры. Мы благодарны за это здание, хотя надо сказать, что оно находилось в плачевном состоянии, и пришлось сделать очень много капитальных вложений, люди жертвовали деньги на создание этого храма, и ремонт еще далеко не закончен.

Когда я зашел сегодня в храм, я не узнал помещение. Сейчас это уже действительно настоящий храм, причем удивительно, что здание оказалось ориентировано на восток, то есть, для создания алтаря не нужно было ничего капитально переделывать. Круг – это символ вечности, поэтому и сама форма этого строения уже располагает к тому, чтобы в этом помещении храм разместился безо всякого ущерба с точки зрения канонов.

– Тем не менее, нет ли внутреннего противоречия в том, что мирское по своей сути здание будет служить церковным целям, ведь храм – это не просто стены или правильное расположение алтаря, но и нечто гораздо большее?

– Я не вижу никакого противоречия. Если вспомнить историю христианства, то храмы создавались и в местах, которые служили местом языческих культов. Например, афинский Акрополь, да и многие другие храмы и в Греции, и в Риме были языческими, а затем были освящены, т.е. там, где приносились жертвы идолам, стало славиться имя Единого Бога. Не случайно говорится в Евангелии, что и солнце проходит не только места чистые, хорошие и благоприятные, но и места скверные, однако оно при этом не оскверняется. Все освящается и благословляется молитвой.

– Сколько верующих, по Вашим оценкам, сможет вместить новый храм?

– Храм святой Людмилы Чешской станет самым большим православным храмом Праги, и это логично, потому что русская община в Праге весьма и весьма значительна. Здесь могут размещаться на праздничных богослужениях более тысячи человек. Сюда переместилась община, которая ранее посещала храм Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Чешской Республике, но там было не очень удобно, потому что на территории посольства действует пропускной режим, да и храм сам маленький. Там с трудом помещалось 100 человек, а на Пасху, к примеру, приходит на богослужение до полутора тысяч верующих. Мы ждали открытия нового храма восемь лет.

Кроме того, этот храм мы сможем активно использовать и для прихожан Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, для местных жителей, пражан. Здесь можно проводить праздничные богослужения с участием чешского духовенства и верующих Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

– Не противоречит ли создание нового храма Русской Православной Церкви на территории Православной Церкви Чешских земель и Словакии неписаным правилам взаимоотношений сестринских Церквей, в рамках которых не принято открывать храмы одной Церкви на канонической территории другой?

– У нас есть традиция открытия подворий – в Москве есть подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а в Карловых Варах есть подворье Русской Православной Церкви. Подворья могут создаваться исключительно на взаимной основе. Храм святой Людмилы Чешской имеет статус посольского храма, он не вполне попадает под общие юрисдикционные канонические рамки, в каком-то смысле он и территориально, и канонически является экстерриториальным. Мы провели необходимые переговоры с Православной Церковью Чешских земель и Словакии, и сама идея обустройства храма была положительно воспринята чешским духовенством. Создание храма послужит делу христианской миссии, и пользу получат обе Церкви – и Русская Православная Церковь, и Православная Церковь Чешских земель и Словакии.

– Во многих европейских странах наблюдается тенденция к падению интереса жителей этих государств к религии. Вплоть до того, что общины и муниципалитеты продают храмы, либо сдают их в аренду для проведения акций или концертов. В то же время в Православии очевидна противоположная тенденция – открытие новых храмов. С чем это связано?

– Во-первых, с большим притоком людей за границу. Но я бы не сказал, что у нас все гладко, у нас тоже есть приходы, где снизилась численность в общинах.

Например, у нас есть приход в Иране, там сейчас мало прихожан, снижается численность прихожан и в африканских странах, например, в Марокко. В Канаде в сельских местностях, где раньше было много людей, которые жили на фермах и посещали храмы, теперь богослужения совершаются по очереди в разных храмах, поскольку многие люди покидают фермы и уезжают в города.

В целом процессы глобализации и урбанизации оказывают свое влияние и на православные храмы, но, слава Богу, что все-таки в России и в других странах русского мира, и за рубежом у нас пока нет такой проблемы как необходимость использовать православные храмы не по назначению и, слава Богу, мы их не продаем.

– Можно ли говорить о том, что у католицизма и Православия есть общие внешние угрозы, перед лицом которых эти конфессии могли бы объединиться?

– Конечно, такие угрозы есть. Во-первых, я бы назвал такой угрозой христианофобию. Мы видим в некоторых случаях, что христиан преследуют по разным причинам, причем эта агрессия идет, как стороны представителей других религий, так и со стороны воинствующего секуляризма. Но, с другой стороны, это в целом проблема отхода от христианских ценностей, что мы видим в разных странах на самых разных примерах.

Несколько лет назад представители Евросоюза отказались упоминать о христианстве в преамбуле европейской Конституции, в разных традиционно христианских странах, например, во Франции, обсуждается вопрос о разрешении браков для однополых пар. В Дании недавно был принят закон, согласно которому в храмах государственной лютеранской церкви должны венчать однополые браки. Фактически речь идет о прямом давлении светской системы на церковь, грубом вмешательстве в жизнь людей и попрании христианских ценностей.

– Насколько серьезна угроза со стороны квазихристианских конфессий, например, неопротестантов и разного рода сектантских организаций?

– Это тоже проблема, которая мешает и угрожает христианскому миру. И, к сожалению, есть более общая проблема: люди сейчас привыкли к суррогатам. Посмотрите – много ли людей пьет чистую природную воду? Многие предпочитает “Пепси-колу” или “Фанту” и т.д. Люди теряют вкус здоровой пищи и правильных напитков, то же самое происходит и в отношении веры. Многие люди пользуются суррогатами, потому что в наш век так получается: кто активней, тот и успевает перехватить инициативу, и, к сожалению, люди нередко обольщаются на какие-то ложные посулы. Но очень часто люди уходят туда, потом возвращаются, понимая, что там ничего, кроме пустоты, нет.

Наталья СУДЛЕНКОВА

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя - Людмила, как в России. Даже в Чехии, где жила великая святая, имя ее почти забыто. О самой мученице Людмиле нет сведений ни в одном путеводителе по Праге. А называют здесь этим именем в наши дни довольно редко даже и Православных чешек. Храм Святого Георгия некогда был самый древним Православным храмом в Праге. Потом он стал католическим, а сейчас в нем музей. Там и покоятся святые мощи этой великой Православной святой. Но к ней паломников не пускают. Даже за деньги.

В Чехию русские ехали и сейчас едут за чем угодно - пить пиво, лечиться на целебных источниках; а раньше бежали в Прагу, спасаясь от зверств ЧК; бывало не раз, что ехали русские туда и на танке - освобождать братьев-славян от нацистской чумы, а потом шли туда же защищать равно чуждые как для русских, так и для чехов идеи начавшего угасать социализма… Много зачем туда ехали русские, но только не молиться! Наши паломнические маршруты обычно как-то минуют этот древний город.

Архимандрит Сильвестр (Вайло), настоятель русского Православного храма Успения Божией Матери, что на Ольшанском кладбище г. Праги : «К святой Людмиле даже с полицией не пропустят. С величайшим трудом мы добились права служить у ее мощей в дни ее памяти - вечером 28 сентября соборный акафист и 29-го совершать Литургию. А в остальные дни не пускают к ней никого. Если бы там были католики, с ними еще можно было бы договориться. Но там атеисты сейчас командуют. »

Святая Людмила княгиня Чешская, первая славянская святая мученица. Еще в девятом веке обратившая эту землю к Истинному Богу - Христу!

Александр Римарчук родом из Донецка. В Праге живет с 1998 года. Ему тридцать лет. Уже пять лет он служит псаломщиком в Православном храме Святителя Николая в этом старинном городе. А до этого полтора года был чтецом Успенского храма в Ольшанах. Каждое воскресенье на протяжении целых семи лет он читает акафист Святой Людмиле у мощей этой святой. К нему тут привыкли все - и католики, и атеисты. Его везде пускают. Все двери для него открыты. Так случилось далеко не сразу, но он вымолил это право за долгие годы трудов. И вдруг меня осеняет: а ведь сегодня будничный день, почему же мы встретились?

Если бы чешские власти дали разрешение Православным людям посещать храм Святого Георгия и молиться у мощей святой Людмилы, многие паломники из России и Украины стали бы приезжать сюда , Но такого разрешения на сегодняшний день нет. Мощи святой Людмилы сегодня принадлежат чешскому государству. Люди, отвечающие за сохранность памятников истории и культуры, почему-то не заинтересованы в допуске людей к мощам святой Людмилы. Они считают, что это нанесет вред историческим памятникам, в разряд которых чиновники зачислили и мощи великой чешской святой.

Враг рода человеческого не хочет пускать людей к святой Людмиле! И нам нужно много молиться, чтобы это сопротивление преодолеть…


Несколько лет назад заболел один крупный чешский чиновник, от решения которого зависит пропуск паломников к святыне. И даже не зная, какой веры этот человек, Александр стал горячо молиться о нем у мощей святой Людмилы. И этот руководитель передавал из больницы через других людей слова благодарности русскому парню. Передавал, что ему становится легче от его молитв, а исцелившись велел всем работникам музея пускать Александра к мощам в любое время. С тех пор проблем с проходом к месту упокоения святой Людмилы для Александра не возникает.

Сейчас на раке с мощами святой Людмилы теплится Православная лампадка. Немало трудов потратил Александр Римарчук, чтобы чешские власти пошли навстречу этой его смиренной просьбе! Ему не отказывали и не разрешали. Тогда он, помолясь, взял да и затеплил лампаду - на свой страх и риск. Служители это не запретили. Теперь, когда он по воскресеньям читает акафист этой святой, на ее мощах горит лампада. А потом и иконочка святой Людмилы Чешской стараниями Александра здесь появилась. Эту икону Александр купил в московском Свято-Даниловом монастыре. Православная икона эта встречает и провожает пока еще редких паломников из России.

Внук Святой Людмилы - Святой воин-мученик Вячеслав - является покровителем Чешской земли. Ее воеводой. Как Святая Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, Святая Людмила, сподобившись просвящения от Святого равноапостольного Мефодия, воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Его мученическая кончина от руки своего брата стала примером для первых русских святых - Бориса и Глеба, которые были хорошо знакомы с его житием. Здесь, в Праге, святого Вячеслава любят все, - ему молятся, ищут его покровительства как католики, так и Православные. Чехи хотя и вошли в Евросоюз, но от своей национальной денежной единицы кроны все еще не отказались. Видимо, их хранят от этой полного утраты национальной независимости те же святые угодники Божии, просиявшие в этой славянской земле. На монете достоинством в 20 крон изображен именно этот святой - грозным воином, восседающим на коне. В центре города, на Вацлавской площади, установлен большой памятник этому святому. Ему предстоят Святая Людмила и святой Прокопий.

Мощи святого Вячеслава Чешского покоятся в кафедральном католическом соборе Святого Вита. Честная глава его (как и честная глава его бабушки - Святой Людмилы) отделена от мощей и хранится в этом же храме отдельно в реликварии. Каждую неделю наш Православный псаломщик Александр Римарчук приходит в этот католический храм и возле мощей святого Вячеслава читает ему акафист. В Чехии есть предание, что святой Вячеслав (Вацлав, как называют его чехи) в последние времена восстанет из гроба и станет одним из великих воителей - защитников Православного Русского Царя.

Мы почти забыли об этом святом отроке, в памяти лишь осталось название болезни - пляска святого Вита (именно от этой болезни исцелил своего будущего убийцу - Феликса Юсупова - Григорий Распутин). Святой Вит жил в Сицилии во времена императора Диоклетиана. Он умер 12-летним отроком, но был известен еще при жизни благодатной силой исцелений одержимых нечистыми духами (отсюда и пошло название болезни). Святой Вячеслав Чешский привез руку этого святого к себе на родину, в Чехию. Так святой Вит стал одним из покровителей Чешских земель. На древних изображениях Святого Вита всегда присутствовали открытое Евангелие и петух (обычно сидящий на Евангелии) - как символ Евангельского благовестия… С туристов здесь берут деньги за просмотр святынь.

Александр с сожалением говорит, что о святом отроке Вите почти забыли у нас на родине, а ведь столько душевнобольных страдают и нуждаются в помощи этого великого святого! Хорошо было бы часовни и храмы при домах скорби - психиатрических лечебницах - украшать иконами этого святого! Служить ему молебны, читать акафист…

В реликварии собора Святого Вита, где находятся главы Святой Людмилы и Святого Вячеслава, хранится и Крест Карла IV. Это был великий европейский мистик-монарх, который пытался создать в Праге Второй Рим. Он понимал, что мистический город нужно строить на каком-то крепком фундаменте - и чтобы все начинание не рухнуло, надо свою идею укреплять в первую очередь духовно. И потому он собирал или выкупал из многих стран святые мощи угодников Божиих. Он собрал немало и великих Православных святынь. В этом Кресте размером около 70 сантиметров, который входит в коронационные регалии чешских монархов, вложены частица губки от Страстей Христовых, часть Честного Древа Креста Господня, часть веревки, которой перевязывали руки Спасителя, и два шипа от Тернового венца. Доступа к этой величайшей святыне нет совсем: крест этот принадлежит как римо-католикам, так и чешскому государству. Даже на поклонение этот крест выносят лишь на самые знаменательные государственные события - с интервалом примерно в двадцать-тридцать лет .

Этот собор Святого Вита принял под свои своды в последние дни жизни известного чешского писателя-классика Карела Чапека . Он был известен своим вольнодумством и атеизмом. А вот под конец земных дней попросил на всю ночь закрыть его одного именно в этом величественном соборе. О чем он молился там, мы не знаем. Но вскоре после этой ночной молитвы он скончался.

Собор Святого Вита является главной достопримечательностью Праги - огромный, готический, он виден отовсюду и поражает своим величием. Но при более детальном рассмотрении видно, что водостоки на соборе сделаны в виде раскрывших пасть мифических хищников, каких-то маленьких не то гиен, не то драконов. Зачем они тут, непонятно.

В Никольском соборе на Староместской площади давно уже служат экзотические гуситы. От прежних гуситов, бившихся с латинами за возврат к утраченной истине Православия, у них уже мало что осталось. Сейчас гуситы ближе к протестантам, чем даже к католикам. Их поддерживает государство как свою местную, национальную веру.

А до войны в этом храме был центр Православной жизни в городе. Служили Православные по очереди с гуситами. Да ведь и храм этот был построен по указу и на средства Русского Царя. Все, что осталось от прежнего, - подаренное Императором Александром III паникадило, по форме напоминающее Русскую Императорскую корону. Советская власть вошла в Прагу вместе с нашей армией-освободительницей и отняла церковь у своих же - Православных русских, в двадцатые годы эмигрировавших из России. Местная власть передала храм гуситам. Теперь немногочисленные гуситы, чтобы как-то сводить концы с концами, устраивают в этом прекрасном зале концерты органной музыки. И лишь царское паникадило напоминает о прошлом величии этого некогда Православного храма.

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия на Карловой площади. Православные ожидают увидеть привычную золотую маковку возле готических особняков. И уж никак не думают, что этот по виду католический храм и есть главный Православный храм Чехии. Но это оказалось именно так! В бывшем католическом костеле сейчас находится кафедра Православного Пражского Архиепископа.

На доме мемориальная табличка с барельефом - напоминание о том, что во время войны в этом здании скрывались чешские парашютисты.

…Убрать Гейдриха, кровавого гауляйтера Праги, было необходимо. Сейчас бы это назвали террористическим актом. Тогда это оценивали по-другому: шла война! Несколько чехов прилетели из Англии и высадились в Праге. Они и взорвали Гейдриха в центре города в 1942 году. И спрятались в Православном храме. Почему именно здесь? Об этом можно только гадать. Но смысл был, видимо, в том, чтобы показать, на ч ь е й стороне в той войне была Церковь! Их прятал в подвале храма Православный священник. Только он, да, может, еще Архиепископ Горазд знали об этой тайне. Все выезды из города были перекрыты фашистами. И героям-парашютистам приходилось отсиживаться в подвале. Однажды вечером кто-то из них у окна закурил, огонек заметили. Говорят, их выдал гестаповцам католический священник из соседнего храма… Собор брали приступом: живым не сдался никто… А потом по личному указанию Гитлера репрессии обрушились на Православных в Чехии. Архиепископ Горазд был казнен (его причислили к лику мучеников). Сейчас в подвале храма открыт мемориал в память о тех кровавых событиях. Сохранились выбоины от пуль в стене храма… Не у многих церквей такая бурная история. Не многие из них силы зла брали явным приступом…

Удивляют скамейки в середине церкви. Иконы немного другие, и свечи. Каждое слово понятно, будто Кирилл и Мефодий оставили нам чудную азбуку только вчера. Русским, болгарам, чехам, словакам… в сем братьям-славянам - на все времена!


Храм Святой Людмилы (Kostel svaté Ludmily) расположен в центральной части на площади Мира. Он относится к римско-католической церкви и представляет собой величественное сооружение, возведенное в стиле ранней северогерманской готики.

Чем знаменит костел?

Храм Святой Людмилы был заложен в 1888 году, освятили его через 5 лет. Возводили церковь по проекту Йозефа Моцкерта. В строительстве и обустройстве костела принимали участие самые известные художники, скульпторы и архитекторы , проживавшие в то время.

Костел поражает прихожан и туристов своим величием и убранством. Он действует до сих пор. Здесь часто проводят религиозные обряды, а богослужения совершаются практически каждый день. В это время в церкви играет орган, состоящий из 3000 труб.


Кому посвящен храм?

Свое название Костел Святой Людмилы в Праге получил в честь первой в государстве христианки, которую канонизировали в XII столетии. Она жила в IX веке, руководила страной вместе со своим сыном Вратиславом и мученически погибла за свои религиозные убеждения. Ее задушили вуалью во время молитвы, поэтому на иконах она изображена в белом платке.

В памяти горожан Святая Людмила осталась мудрой правительницей, которая жила по канонам церкви, заботилась об обездоленных и больных людях. Сегодня она является покровительницей Чехии, заступницей бабушек, матерей, учителей и воспитателей.

Фасад церкви

Храм Святой Людмилы представляет собой кирпичную трехнефную базилику, к которой по бокам примыкают 2 одинаковые башни-колокольни. В высоту они достигают 60 м, а венчают их острые шпили. Костел как будто устремляется ввысь. Эту идею подчеркивают и стрельчатые, вытянутые к верху арки.


Фасад сооружения украшен многоцветными витражными окнами и резными деталями, подчеркивающими религиозную и культовую тематику архитектурной постройки. Главный вход в храм Святой Людмилы венчают массивные двери, которые оформлены строгим орнаментом. К ним ведет высокая лестница.

Над порталом расположено большое окно, сделанное в виде розы. Тимпан украшен рельефным изображением Иисуса Христа, благословляющего Святых Вацлава и Людмилы. Его автором является знаменитый скульптор Йозеф Мысльбек. На фронтах и боковых проходах установлены фигуры великомучеников, которые покровительствовали Чехии в различные эпохи.


Интерьер церкви

Внутреннее убранство храма Святой Людмилы оформлено в светлом и торжественном стиле. Над дизайном работали такие известные мастера, как:

  • Антонин Прохазка – скульптор;
  • Франтишек Женишек и Йозеф Чапек – живописцы;
  • Антонин Турек – художник.

На потолочные своды были нанесены цветочные рисунки, а белоснежные колонны украшены отделкой в виде этнических и геометрических узоров, а также крестами. Стены орнаментированы стрельчатыми полуарками и яркими фресками. Для них применяли золотые, оранжевые и голубые тона.

Главный алтарь костела украшен драгоценными камнями и имеет высоту 16 м. На нем расположено распятие и скульптура Святой Людмилы. Здесь же находится фреска, на которой изображены сцены из жизни великомученицы.

Заслуживают внимание посетителей и боковые алтари, созданные по проекту Штепана Залешака. Слева находится статуя Девы Марии с младенцем на руках, над ней склоняются 6 покровителей Чехии. В правой части храма можно увидеть двойную скульптуру Святых Мефодия и Кирилла.


Как добраться?

Костел Святой Людмилы находится в районе . Сюда можно доехать на автобусе №135 или на трамваях №№51, 22, 16, 13, 10 и 4. Остановка называется Náměstí Míru, а время в пути занимает до 10 мин.

Величественный католический храм Святой Людмилы (Kostel svaté Ludmily ) - это действующий костел, который относится к Римской католической церкви, был основан в 1888 году. В строительстве здания и в создании интерьера внутреннего убранства храма принимали участие практически все известные на то время архитекторы, скульпторы, художники Чехии.

История жизни святой Людмилы Чешской

Строительство католического костела в Праге было закончено и освящено в 1893 году в честь первой христианской святой Людмилы Чешской, которая погибла мученической смертью за свои убеждения. Она считается покровительницей родной чешской земли, заступницей матерей, бабушек, христианских воспитателей и учителей.

Блаженная Людмила родилась в княжеской семье рода Пшованов в IХ веке. После замужества вместе со своим супругом князем Борживою I уверовала во Христа и приняла Святое Крещение от святителя Мефодия. В последствие супруги стали строить храмы по всей территории княжества и вести просветительский образ жизни. Ряд исторических документов свидетельствуют о том, что молодая княгиня была довольно образованной, знала несколько иностранных языков, в том числе греческий и латынь.

После преждевременной кончины супруга блаженная Людмила раздала свое имущество нищим и с полной преданностью божьей воле сносила превратности судьбы. Двое своих сыновей и четыре дочери она воспитала в христианских традициях. Младший сын княгини Вратислав встал на престол после смерти отца, но фактически управляла государством Людмила. В памяти народа она была мудрой правительницей, вела праведную жизнь, заботилась о больных и обездоленных. Князь Вратислав находился на престоле еще тридцать три года и также скончался. Тогда в возрасте 18 лет к власти пришел внук и воспитанник княгини Людмилы Вацлав, сын Вратислава.

Согласно преданию родная мать Вацлава княгиня Драгомира не была истинной христианкой. Пользуясь неопытностью молодого правителя, она стала насаждать своему народу старые языческие традиции, нравы, возненавидела свекровь за христианское воспитание своего сына и приказала, во что бы то ни стало избавиться от блаженной Людмилы.

В результате заговора княгиня была задушена язычниками во время молитвы ее же собственной вуалью. Святой от роду тогда было 61 год. Великомученица Людмила Чешская была канонизирована в ХII веке.

Внешняя архитектура храма

Здание костела Святой Людмилы построено в неоготическом стиле по проекту архитектора Йозефа Моцкера. Представляет собой базилику из кирпича с двумя 60-метровыми башнями по краям, в каждой из которых помещены по два колокола. Это громадное фантастическое сооружение под крестовым готическим сводом воспринимается снаружи как устрашающее, величественное и темное. При этом стрельчатые вытянутые и заостренные к верху арки выражают идею устремления готического храма ввысь. Завершенные острыми шпилями башенки также активно взаимодействуют в создании величественного и возвышенного образа костела, подчеркивая его вертикаль.

Фасад здания украшен резными деталями и многоцветными витражными стрельчатыми окнами, которые подчеркивают культовую и религиозную тематику архитектурного сооружения. Главный вход в католический храм венчают тяжелые массивные двери, оформленные строгим орнаментом. Над порталом находится большое окно в виде розы. Украшением тимпана является рельефное изображение Христа, святых мучеников Людмилы и Вацлава работы скульптора Й. Мысльбека. А в боковых проходах и на фронтонах установлены сотворенные руками скульпторов Й. Мысльбеком и А. Прохазкой фигуры святых, которые покровительствовали Чехии в разные времена.

Интерьер костела

Внутреннее убранство костела контрастирует со строгим и темным фасадом здания. В храме очень торжественно и светло. Изящные цветочные рисунки нанесены на потолочные готические своды.

Удивительно красивые белые орнаментированные колонны с отделкой в виде крестов, изящные яркие в оранжевых, голубых и золотых тонах фрески на стенах и стрельчатых полуарках, геометрические и этнические узоры, разноцветные витражи на стрельчатых окнах – во всем чувствуется любовь и присущий чехам вкус.

Царские врата в Никольском православном храме Праги остаются закрытыми много лет. Но поток паломников сюда не иссякает вот уже несколько веков.

Старый город с первого взгляда очаровывает средневековой архитектурой. Он умеет хранить свои тайны, открывающиеся только посвященным. Прогуливаясь по узким улочкам, многие туристы даже не подозревают, что фасады некоторых готических и барочных зданий скрывают за собой святыни. Ведь в чешских землях у Православия более чем тысячелетние традиции.

Княгиня-чудотворица

Людмила была супругой первого христианского правителя Чехии князя Борживоя из династии Пржемысловичей. Она родилась около 860 года, еще совсем юной вышла замуж за чешского князя, а вскоре вместе с мужем приняла христианство. Считается, что княжескую чету окрестил сам святой Мефодий, служивший в ту пору архиепископом Великой Моравии.

Супруги много сделали для укрепления новой веры, построили первый в Чехии христианский храм, пригласили священников из Болгарии. Однако Борживой вскоре умер, а вдова уединилась в своем замке Тетин, где всецело посвятила себя воспитанию внука Вацлава, будущего князя и святого покровителя чешских земель.

В 921 году святая Людмила была злодейски убита по приказу своей невестки, язычницы Драгомиры, недовольной растущим влиянием свекрови на юного Вацлава. Двое убийц прокрались в спальню 60-летней княгини и задушили ее вуалью прямо во время молитвы.

Поначалу Людмилу похоронили на кладбище около ее вдовьего замка Тетин, где она была убита. У ее могилы стали происходить первые чудесные случаи исцеления. Через четыре года ее внук Вацлав, уже став князем, распорядился перенести останки бабушки в базилику святого Георгия Победоносца в Пражском Граде.

Только раз в году

Прежде всего поражает поток паломников сюда со всего света. Гробница с чудотворными мощами святой Людмилы Чешской находится в отдельной часовне, справа от алтаря, за ажурной решеткой. Сама базилика сейчас является музеем, однако для паломников иногда делают исключение и пускают в храм без билета. Правда, в обычные дни часовня закрыта для посещения, поэтому подойти прямо к гробнице, к сожалению, не получится.

Только один раз в году православные верующие получают возможность помолиться непосредственно у мощей святой Людмилы. По сложившейся традиции каждый год в день памяти святой Людмилы в 16 часов над ее усыпальницей читается акафист, по окончании коего паломники могут приложиться к мощам.

В Пражском Граде пребывают мощи еще трех православных святых. Внук святой Людмилы святой Вацлав, которого Русская православная церковь почитает как святого мученика Вячеслава Чешского, похоронен в Святовацлавской часовне собора святого Вита. В этом же соборе находятся мощи святого Вита Сицилийского, а в часовне Всех Святых, примыкающей к Старому королевскому дворцу Пражского Града, можно поклониться мощам святого Прокопия Сазавского, основателя знаменитого Сазавского монастыря.

Только один раз в году 28 сентября православные верующие получают возможность помолиться непосредственно у мощей святой Людмилы

Украшение Праги

На протяжении почти ста лет кафедральным православным собором в Праге был храм Святителя Николая Чудотворца на Староместской площади. Этот великолепный храм в стиле барокко был возведен по проекту выдающегося чешского зодчего Килиана Игнаца Динценгофера. Он отличается великолепием и служит украшением центральной части города по сей день.

В середине же XIX века этот уникальный памятник архитектуры пребывал в запустении. Городские власти даже подумывали снести заброшенное здание, потом передали его Русской Православной Церкви. Прихожане своими силами отремонтировали храм. Тогда же в интерьере собора появились настенная роспись и роскошная хрустальная люстра – подарок русского императора Александра II.

С началом Первой мировой войны православные богослужения в соборе Святителя Николая были запрещены, а настоятель собора отец Николай Рыжков арестован и брошен в тюрьму. Чехия тогда являлась частью Австро-Венгрии, и австрийские власти не желали, чтобы в центре Праги молились за победу русского оружия.

После войны и провозглашения независимости Чехословакии собор передали новообразованной гуситской церкви. Однако православной общине было позволено регулярно проводить здесь свои богослужения. Совместное использование собора продолжалось вплоть до 1945 года, пока православных окончательно не изгнали из храма. Сейчас православные богослужения в соборе Святителя Николая проходят только раз в год на Пасху.

Почему закрыты царские врата?

Иконостас и царские врата из собора на Староместской площади были перенесены в Никольскую домовую церковь в пражском районе Дейвицы, где они находятся и сегодня. История этой церкви началась в 1925 году, когда силами Чешско-русского профессорского товарищества были построены два многоквартирных дома для эмигрантов из России. Тогда же в подвале одного из домов освятили небольшую домовую церковь.

В мае 1945 года, сразу после освобождения Праги частями Красной армии, большинство русских жителей «профессорских» домов были арестованы НКВД и насильно вывезены в сталинские лагеря. Освободившуюся жилплощадь заняли чешские семьи. Таким образом, Никольская домовая церковь сегодня является единственным напоминанием о русском происхождении «профессорских» домов.

Здесь до сих пор молятся перед тем самым иконостасом из собора на Староместской площади. Только царские врата оказались слишком большими для подвального помещения, поэтому сегодня они укреплены на стене и остаются закрытыми уже много десятилетий.

Русские могилы

После большевистской революции Праге суждено было стать одним из центров русской эмиграции. В разные годы здесь жили богослов Сергей Булгаков, поэтесса Марина Цветаева, социолог Питирим Сорокин. Многие эмигранты нашли свой последний приют в чешской земле.

На русском участке пражского Ольшанского кладбища похоронены писатель Аркадий Аверченко, философ Павел Новгородцев, вдова генерала Брусилова, мать и сестра писателя Владимира Набокова. Скромный белый крест отмечает могилу священника Михаила Васнецова. Сын знаменитого художника Виктора Васнецова был настоятелем того самого собора Святителя Николая Чудотворца на Староместской площади.

Над могилами русских эмигрантов возвышается Успенская церковь. Строгий храм в лучших традициях псковского и новгородского зодчества возведен в 1924 году по проекту архитектора Владимира Брандта. Фрески и мозаика над главным входом созданы по эскизам знаменитого Ивана Билибина. Деятельное участие в строительстве Успенской церкви принимал первый премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж вместе со своей русской супругой Надеждой. Оба впоследствии были похоронены в крипте под храмом. Там же погребены белый генерал Владимир Шорохов, исследователь византийского искусства Никодим Кондаков и инженер Николай Ипатьев, тот самый, в доме которого была расстреляна царская семья.

В блокнот паломнику:

Базилика святого Георгия Победоносца с гробницей святой Людмилы Чешской в Пражском Граде открыта ежедневно с 9.00 до 16.00 (с ноября по март) и до 19.00 (с апреля по октябрь). Метро – Hradčanská.

Каждый четверг священник отец Игорь (Ефремушкин) служит молебен около гробниц святой Людмилы и святого Вячеслава.

Тел. +420 601 371 317 (отец Игорь).

Cайт паломнической службы:

Собор Святителя Николая на Староместской площади открыт ежедневно с 10.00 до 16.00.

Метро – Staroměstská.

www.pravoslavnacirkev.cz

Никольская домовая церковь, улица Rooseveltova 29, Praha 6 – Bubeneč.

Метро – Dejvická. Открыта только во время богослужений: в среду в 9.00, в субботу в 16.30 и в воскресенье в 10:00.

Ольшанское кладбище открыто ежедневно с 8.00 до 17.00.

Метро – Želivského.

Успенская церковь. Богослужения в пятницу в 9.00, в субботу в 16.00 и в воскресенье в 10.00.

Тел. +402 603 253 757.

Настоятель храма протоирей Владислав (Долгушин).

Владимир Поморцев,

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»