Чудотворная икона ахтырской божьей матери. Что лечит икона, молитвы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Найденная в городе Ахтырке икона с ликом Божией Матери обладает необъяснимыми чудотворными свойствами. Обретение иконы не обошлось без Божьей воли. До сих пор неизвестным остается автор иконы.

История Ахтырской иконы

Найдена она была недалеко от дома одного из священнослужителей Покровской церкви в Харьковской губернии в 1739 году 2 июля по старому календарю. Священник косил траву, когда увидел в траве образ с ликом Богоматери, источающий свет. Звали мужчину Василием Даниловым, на службе почитали как иерея Даниила. Так икона попала в дом священника и долго пробыла там. Утверждается, что в одной комнате с иконой было невыносимо находиться одному, на человека накатывал беспричинный страх. Однажды Василий решил отнести образ иконописцу, чтобы тот обновил его. Но когда иконописец Иоанн взял в руки икону, он услышал голос, велевший ему вернуть святыню обратно священнику.

Три года Ахтырская икона Божией Матери пребывала в покое в доме священника. На третий год во сне было у Василия видение, ему повелели обмыть икону и накрыть покрывалом. Проснувшись, священник незамедлительно выполнил поручение и заснул. По утру, он собирался вылить воду, которой обмыл икону в реку, но ему опять явилось сонное видение, во сне ему наказали оставить воду и напоить ею дочь. Дочь Василия была больна лихорадкой, но испив воды, чудесным образом исцелилась. Узнав о чудотворной воде, соседи стали приходить в дом священника, и все излечивались, выпив хоть глоток.

Весть о чудотворной иконе распространилась далеко, многие приезжали посмотреть на неё. Была организована комиссия, целью которой было изучить чудесные исцеления людей Ахтырской иконой Божией Матери, по итогам тщательного анализа Синод причислил иконы к списку чудотворных. О свойства иконы узнала даже императрица Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I. Она выделила деньги на строительство храма в честь чудотворного образа. В это время икона уже покинула дом священника. В 1903 году было решено отправить икону на реставрацию в Санкт-Петербург, но по дороге туда она была украдена. Долгие годы о местонахождении иконы не было ничего известно. Икона объявилась в 1975 году в Сан-Франциско, список с которой был привезен в Россию в 1995 году, после чего возобновились крестные ходы с образом.

Иконография Ахтырской иконы

Отличившаяся чудотворными свойствами Ахтырская икона Богородицы быстро стала обретать известность. С иконы было сделано множество списков. Никогда не получается двух одинаковых образов, но иконописцы всегда стараются придерживаться определенного сюжета. На этой иконе Божия Матерь, скорбящая по сыну, её руки сложены в молящем жесте, а взгляд грустен и смиренен. На разных списках можно увидеть молодую Богоматерь с непокрытой головой, пожилую, с укрытыми платком волосами, или с короной. На заднем плане, что редкость для православных икон, распятый на Кресте Иисус.

Икона Богоматери по праву причислена к чудотворным. Целебными свойствами обладает даже вода, которой омывают икону. Также не раз было замечено, как икона источала свет. День празднования Ахтырской иконы Божией Матери по новому календарю выпал на 15 июля. Считается, что молитва в день почитания иконы обладает наибольшей силой.

В чем помогает Ахтырская икона Божьей Матери

Просят у иконы спасение от разных напастей и болезней. Значение иконы, которое знает большинство религиозных людей ­­– это целительная сила. Помогает молитва перед Ахтырской иконой от тяжелых болезней и даже от смертельных опасностей. Известны случаи, когда люди выживали в авиакатастрофах, побеждали рак.

Но не только за исцелением обращаются к иконе. Просят Богоматерь одинокие девушки об удачном замужестве. Ищут у неё помощи и поддержки в новых начинаниях, наставления в поиске новой работы. Многими свойствами отличилась Ахтырская икона Божией матери, за что и получила широкую известность.

Молитва иконе

О, Преблагослове́нная и Многоми́лостивая Влады́чице ми́ра! Се мы гре́шнии на святы́й о́браз Твой взира́юще и на нем Тя в ско́рби и сострада́нии распя́тому за нас Христу́ Спаси́телю предстоя́щу ви́дяще, усе́рдно мо́лим Тя изве́стную о нас к Сы́ну Твоему́ моли́твенницу: не оста́ви нас в день испыта́ния и ско́рби, но во искуше́ниих и напа́стех нам быва́емых огради́ нас всечестны́м покро́вом Твои́м от враг ви́димых и неви́димых и да́ждь нам си́лу, во е́же всесоверше́нную и благу́ю во́лю Творца́ и ми́ра Влады́ки твори́ти. Зри́ши бо, ми́лостивая Засту́пнице на́ша, коли́ко греха́м вся́ческим подве́ржени есмы́: не то́кмо бо во́лею согреша́ем, но и нево́лею в многоразли́чныя прегреше́ния впадаем. Сего́ ра́ди к Тебе́ держа́вней устрои́тельнице спасе́ния христиа́нскаго прибега́ем и умиле́нно вопие́м: ум наш позна́нием Боже́ственныя и́стины просвети́, се́рдце на́ше теплото́ю христиа́нския любви́ и спаси́тельных жела́ний согрева́й, во́лю же на́шу в нелицеме́рном за́поведей Госпо́дних исполне́нии утверди́. Ей, Госпоже́ Преми́лостивая, прини́кни с высоты́ Небе́сныя к воздыха́нием и моли́тве нас гре́шных: исцели́ боле́зни неду́жных, умири́ сердца́ озло́бленных, да́ждь терпе́ние стра́ждущим, внуши́ стра́х Бо́жий оби́дящим, укрепи́ гони́мыя за пра́вду, си́роты и вдо́вы защити́, пода́ждь утеше́ние пла́чущим, испроси́ проще́ние ка́ющимся, де́монскую же бу́рю страсте́й во гре́шных душа́х ути́ши и в сердца́х чту́щих Тя Христо́ву кро́тость и любо́вь вкорени́ и ду́хом милосе́рдия и сострада́ния сия́ утверди́: отпа́дшыя же от ве́ры еретики́ и отсту́пники к позна́нию и́стины напра́ви и уста́ нечести́вых, ху́лящих Святу́ю Це́рковь и ве́ру правосла́вную понося́щих загради́. Отше́дшим от жития́ сего́ отце́м и бра́тиям и се́страм на́шим, о Ма́ти Бо́жия, проще́ние грехо́в и преднача́тие блаже́нства ве́чнаго испроси́. Егда́ же и на́шея кончи́ны час прибли́жится, тогда́ у́бо, о Влады́чице, приими́ ду́шу на́шу и в со́нме пра́ведных сию́ упоко́й, иде́же ли́ци А́нгел и святы́х уго́дник немо́лчно славосло́вят держа́ву и ми́лость Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ма́тернее о нас предста́тельство и заступле́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Ахтырской», глас 4

Преблагослове́нная Де́во, Богороди́тельнице Чи́стая,/ у Креста́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего предстоя́щи,/ ско́рбь ве́лию претерпе́ла еси́/ и благода́ть от Него́ прия́ла еси́ су́щия в ско́рбех утеша́ти./ Те́мже на пречи́стый о́браз Твой благогове́йно взира́юще/ и изображе́нную Тя на нем пред Кресто́м Спа́са на́шего ви́дяще,/ умиле́нно к Тебе́ вопие́м:/ Засту́пнице усе́рдная, блага́я и ми́лостивая!/ Ускори́ изба́вити ны от вся́кия ско́рби, ну́жды и боле́зни/ и спаси́ ду́ши на́ша,// да Тя со благодаре́нием сла́вим во ве́ки.

Перевод: Преблагословенная Дева, Богородительница Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоя, ты претерпела великую скорбь и приняла от Него благодать утешать находящихся в скорбях. Потому на пречистый образ Твой благоговейно взирая и видя Тебя, изображенную на нем, перед Крестом Спасителя нашего, в сердечном сокрушении к Тебе взываем: «Защитница усердная, благая и милостивая! Поспеши избавить нас от всякой скорби, нужды и болезни и спаси души наши, да славим Тебя с благодарением во веки».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Ахтырской», глас 8

Притеце́м, ве́рнии, к благода́тному ми́лостей и щедро́т исто́чнику -/ чудотво́рному Пречи́стыя Де́вы о́бразу:/ сей бо нам свы́ше дарова́ся,/ душа́м и телесе́м во спасе́ние,/ ему́же покланя́ющеся с любо́вию, возопие́м к Богоро́дице:/ о Всепе́тая Ма́ти, о Цари́це Всеми́лостивая,/ покры́й и соблюди́ нас от вся́каго зла// Твои́м к Бо́гу Ма́терним предста́тельством.

Икона «Ахтырская Божья Мать» считается у православных верующих одной из самых важных и исцеляющих, она помогает людям вылечиться от болезней и укрепиться в вере в Бога. С момента ее обретения и до наших дней эта святыня являет миру чудеса веры и исцеления от болезней и напастей.

История обретения иконы

Обнаружил икону чудесным образом 2 июля 1739 г. священник Василий Данилов, который проживал в деревне Ахтырка, расположенной в Харьковской губернии (сейчас это Сумская область, Украина). Служил иерей Даниил в местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной из дерева.

По свидетельствам летописей, однажды утром священник вышел косить траву и дикую ромашку. Ударив несколько раз косой, он увидел в траве стоящую икону, сияющую необычайно ярким светом, который освещал все вокруг на несколько метров. Священник, осенив себя крестом, начал чтение пришедшей ему в этот момент в голову молитвы к празднику Рождества Богородицы. Затем он взял икону и поставил в своем доме.

Здесь икона простояла почти 3 года, освещая комнату и принимая первые слова молитвы от иерея Даниила. Постепенно стало понятно, что на каждого входившего в комнату одинокого человека икона наводила безотчетный страх, из-за чего он стремился убежать подальше.

Чудесные исцеления

Спустя 3 года, войдя однажды в октябре в комнату, священник был поражен исходившим из иконы светом, что стало повторяться все чаще. Он молился, но никому об этом не сообщал. В это время его дочь болела лихорадкой. Однажды, задремав, священник во сне услышал повеление явленной ему Богоматери о том, что необходимо икону почистить и омыть водой. Проснувшись, он выполнил ее просьбу, собрав воду после мытья иконы в сосуд, чтобы затем вылить в реку. Однако сон ему приснился опять, в котором он идет на речку, а навстречу ему двигается Богоматерь в образе молодой Прекрасной девы и спрашивает: «Куда ты несешь эту воду? Тебе нужно вернуться, чтобы помогать и исцелять этой водой всех больных».

Когда он проснулся, то решил дать воды из сосуда своей дочери, и чудесным образом она выздоровела. После ее исцеления священник больше не скрывал чудотворный образ Божьей Матери, а рассказал об исцелении своей дочери. С той поры люди узнали о свойствах воды, которой омывали образ Богородицы, что лечит икона «Ахтырская Божья Мать» тех, кто страдает от лихорадочных состояний.

Чтобы привести икону в порядок, Даниил передал ее иконописцу Иоанну для исправления повреждений. Иоанн, узнав о чудесных возможностях ее, омыл икону и дал эту воду выпить своему больному сыну. Мальчик очень быстро выздоровел. Иконописец уже хотел начать работу по восстановлению иконы, однако ему во сне привиделся голос, который велел вернуть ее «туда, где взял», и ничего не исправлять. Помолившись всю ночь, Иоанн утром отнес икону обратно. Убедившись в чудотворности иконы, отец Василий поставил ее в церкви Покрова, и все больные лихорадкой стали приходить сюда, произносить молитву и получать исцеление.

Исследования иконы

Известие о том, где находится икона Ахтырской Божьей Матери, которая способна исцелять заболевших, распространилось по всем селам и губерниям. В Ахтырку стали приходить больные, которые мечтали выздороветь. В 1743 г. Молдавский митрополит Антоний провел расследование, в ходе которого было опрошено множество исцелившихся людей. Результатом этого стало донесение в Синод. Узнав обо всем, российская императрица Елизавета Петровна провела еще два расследования (1744 и 1746 гг.), которые проводили под главенствованием архиепископа Черниговского Амвросия и архимандрита Киево-Печерской лавры Тимофея. В Ахтырку приехал следователь, который опросил повторно всех исцелившихся больных, которые испытали на себе благодатную силу этой иконы. Все сведения подтвердились и послужили прославлению иконы.

В 1748 г. история Ахтырской иконы Божией Матери и ее способности к исцелению больных подтвердились также необычными обстоятельствами, когда сюда приехала с двумя детьми вдова генерала Вейделя. Придя в церковь, баронесса стала молиться о своем исцелении. В следующую ночь ей приснился сон, в котором Богоматерь сообщила ей о невозможности выздоровления, т. к. через 5 дней ей суждено умереть. При этом она повелела ей раздать все свои средства и имение бедным церквям и нищим людям, чтобы спасти свою душу. Когда вдова спросила о детях, то Владычица ответила, что станет им покровительствовать.

Утром баронесса, послушавшись вещего сна, раздала все свое имущество бедным, а через 5 дней скончалась. Когда печальные известия о пророчестве дошли до императрицы, она взяла дочерей-сирот к себе ко двору, где они были в дальнейшем воспитаны и благополучно выданы замуж за состоятельных графов. Обе дочери всю жизнь чтили икону и церковь Ахтырской иконы Божией Матери, где она находилась, и делали щедрые взносы для ее сохранения.

Чудотворная икона и возведение собора

В 1751 г. по указанию Святейшего Синода, который ознакомился с результатами следствий о чудесах исцеления, Ахтырская икона была признана церковью чудотворной. На средства Елизаветы Петровны (лично переданные 2 тыс. рублей) в месте явления ее был построен из камня Покровский собор (арх. Ф. Растрелли), в котором была поставлена икона и находилась там до начала ХХ в.

Свято-Покровский собор в Ахтырке строился с 1753 по 1768 гг. под руководством архитектора С. Дудинского, рядом была построена Введенская колокольня. После его освящения знатные люди стали присылать богатые дары: граф С. Шереметьев подарил золотой крест со святыми мощами, граф П. Панин — Евангелие и серебряные чаши, графиня А. Чернышова — перо из бриллиантов, кадило, плащаницу, вышитую золотом.

Сейчас храм является кафедральным собором, относящимся к Украинской православной церкви, т. к. Ахтырка расположена в Сумской области в Украине. В его ведении находятся два списка с этой чудотворной иконы.

Икона «Ахтырская Божья Мать»: описание

По традиции святую Богородицу иконописцы изображают вместе с младенцем, а вот сюжеты без него считаются уникальными и не совсем стандартными. Такое изображение имеет и эта икона, на которой Богородица видна по пояс, где, сложив руки на груди, она молится. Голова ее не покрыта, потому некоторые считают ее близкой к иконографии католицизма, а значит, необычной. Голова Девы Марии непокрыта из-за того, что ее лик изображен в период отрочества, когда Спаситель еще не родился.

Слева от нее на кресте находится распятый Иисус Христос. Лицо ее искажено муками и страданием, ведь она молится перед страдающим сыном. Богородице еще до рождения Христа было явлено видение, рассказывающее о том, что она станет матерью Сына Божьего, который будет страдать за грехи людские. Всю жизнь она прожила, ожидая и повинуясь воле Бога. В нижней части иконы есть надпись, в которой указана дата ее явления, а также двухглавый орел как символ признания российскими государями и знак того, что восторжествовало православие.

Значение иконы «Ахтырская Божья Мать» и ее образа состоит в предзнаменовании великого начала и конца, перед которым находится юная Дева Мария, которая в будущем станет Божьей Матерью. В древности эту икону и изображение распятия ставили по сторонам престола, что напоминало не только об истине явления Бога, но и о Его Матери, которая молится обо всех людях. В 1844 г. икона была передана в Свято-Троицкий монастырь в Ахтырке.

Судьба иконы в ХХ веке

В 1903 г. было принято решение о реставрации и восстановлении иконы «Ахтырская Божья Мать», для чего ее направили в Санкт-Петербург, по дороге она таинственным образом исчезла, сбылись предсказания Богородицы, не желавшей изменять свой лик на иконе.

Обнаружена она была только в 1995 году в США. По рассказам ее нынешнего владельца С. Степанова, после исчезновения она была найдена в Харбине. Местный протоиерей Н. Труфанов признал, что не единожды прикладывался к ней еще в Ахтырке и подтвердил ее подлинность. Затем ее приобрел сын Степанова, который в 1950-е годы перевез ее в Бразилию, позднее - в Сан-Франциско. В этом городе она была подарена Комитету русской православной молодежи как знак благословения. Сейчас оригинал находится у Сиднейского архиепископа Иллариона.

О местонахождении оригинала иконы в 1975 г. стало известно в СССР и Русской православной церкви. Позднее, в 1995 г., митрополит Харьковский Никодим поехал в Сан-Франциско и привез список с оригинальной иконы, который был торжественно передан в Покровский собор в Ахтырке.

День почитания Ахтырской Божьей Матери

В конце 1990-х годов было решено возобновить крестный ход, который проводится на 3-й день после празднования Святой Троицы. Официальный день почитания иконы «Ахтырская Божья Мать» приходится на дату ее чудесного обретения — 15 июля (2 июля по старому стилю).

Ранее с 1844 г. такой ход ежегодно проводился в субботу Пятидесятницы, а в обратный путь икону переносили в День Всех Святых. В некоторых храмах, где хранятся списки этой иконы, дни почитания отличаются от официального. Так, например, почитание Самарской Ахтырской Богородицы приходится на ноябрь.

В 1999 г. в Ахтырке были проведены торжественные мероприятия, посвященные 260-летию явления чудотворной иконы.

Что лечит икона, молитвы

Обращаясь к Ахтырской иконе Божией Матери, о чем молятся люди? Прежде всего, это надо знать заранее тем, кто хочет приехать и обратиться со своими просьбами к Богородице:

  • о здравии своем и своих родных;
  • об исцелении от тяжелых хворей и вирусных заболеваний;
  • о покровительстве малым детям и сиротам;
  • о благополучном браке для своих выросших дочерей, устройстве их в обществе;
  • об удачном продвижении начатых дел;
  • о том, чтобы быстрее найти работу и устроиться в жизни.

Все эти пожелания, сопровождаемые молитвой, которая читается перед ее образом, будут обязательно услышаны Божьей Матерью и исполнены. Самой сильной считается молитва, которую произносят верующие в день празднования и почитания иконы. В этот день 15 июля каждый год собираются очереди, состоящие из множества людей, страждущих и желающих помолиться и высказать просьбы о помощи.

Тропарь или молитва к иконе «Ахтырская Божья Мать» имеет определенный текст, но просьба может быть и в произвольной форме.

Некоторые люди, подходя к иконе, просто останавливаются и рассматривают ее, не замечая за красивой рамой ничего удивительного. Но, произнося молитву, в которой обращаются к Богородице с просьбами о решении жизненных проблем и улучшения здоровья, можно заметить, что черты лица Девы Марии смягчаются и заметна ее мягкая улыбка. Многие священники отмечают это как знак благосклонности ее образа к верующим и искренне молящимся людям.

Храмы, посвященные Ахтырской Богородице

С иконы «Ахтырская Божья Мать» за прошедшие столетия древними и более современными мастерами иконописи было выполнено более 20 списков, которые сейчас находятся в разных местах России и Украины. В ее честь были названы православные храмы в Московской, Омской, Брянской, Орловской и Царицынской губерниях.

Один из ранних и знаменитых списков, который за несколько столетий прославился чудесами и исцелениями верующих, расположен в Ахтырском соборе в г. Орле. Храм был возведен на деньги купца К. Пастухова в благодарность за его выздоровление, которое произошло в 1773 г.

В Курске в XVIII в. была выстроена Успено-Ахтырская церковь, которая пережила сложные годы, но затем была возвращена Русской православной церкви. Она знаменита еще и тем, что здесь похоронены родители Св. Серафима Саровского, которого почитают и любят на Руси.

Несколько списков находятся во владении Харьковской епархии и в южных областях России. «Ахтырская икона Божья мать», которую называют Самарской, является главной святыней Самарского Пустынно-Николаевского монастыря.

Один из списков был подарен императрицей Елизаветой Петровной и выставлен в Москве в храме Николая Чудотворца Явленного на Арбате, откуда позже икона была перенесена в Церковь апостола Филиппа.

Еще один список, привезенный из США, возвращен на ее родину в Ахтырку, третий — в Вознесенской церкви, г. Козельска.

В усадьбе Ахтырка в Подмосковье еще в начале XIX в. была построена церковь Ахтырской иконы Божией Матери по указанию князя Трубецкого, который искренне ее почитал. Этот образ передавался каждому последующему поколению в семье. Церковь пережила тяжелые годы революции и войн, и в 1990-е годы была возрождена. Теперь здесь проводятся богослужения, достроена часовня.

В 2011 г. список чудотворной Ахтырской иконы Богоматери был подарен Новодевичьему монастырю в Санкт-Петербурге от имени правительства России и ее президента.

Чудесные обновления иконы

Кроме чудес исцеления, некоторые интересные моменты происходят и с самой иконой «Ахтырская Божья Мать». Самые известные из них — чудо обновления. Так, первая копия образа, которая несколько столетий пробыла в родном городе, со временем стала тускнеть и темнеть. Лик Божьей Матери перестал просматриваться.

И вот, во время рождественского поста в 1998 г. случилось первое чудесное обновление иконы, после чего она обновлялась несколько раз. Священники церкви в Ахтырке говорят, что это обновление послужило знаком возрождения православной веры. Многие люди со временем стали ближе к вере, были возрождены крестные ходы, прихожане стали чаще посещать церковь. Ведь многие из них поверили в чудо, как в доказательство того, что Богородица услышала молитвы верующих, одобряет и внимает им.

В христианском мире существует много образов Богоматери. Одним из самых оригинальных является икона Ахтырской Божьей Матери.

Обретение

Икона Ахтырской Божией Матери была обретена довольно недавно. За короткое время она получила известность и в православном, и в католическом мире.

Икона Богородицы «Ахтырская»

Своё название святое изображение получило от города Ахтырка, в котором было обретено. В первой половине XVIII года в Ахтырке Харьковской губернии при церкви Покрова Пресвятой Богородицы служил священник иерей Даниил (в миру Василий Данилов). 2 июля 1736 года во время работы он увидел в траве яркое свечение, исходящей от иконы с изображением Божьей Матери. После молитвы перед святым ликом отец Даниил перенёс образ в свой дом.

Через некоторое время во сне священник услышал голос, повелевший ему омыть икону и накрыть её покровом. Исполнив указание, он собрал воду в сосуд и хотел вылить его в реку. Но его сморил сон, в котором тот же голос приказывал сохранить жидкость и давать её страдающим лихорадкой людям. На следующий день отец Даниил напоил этой водой свою дочь, страдающую этим недугом. Девочка получила исцеление.

Интересно: некоторые исследователи считают, что чудотворный образ сопровождал императора Петра Великого во время Полтавской битвы.

История

Через три года чудотворная икона была перенесена в покровскую церковь. Многие страждущие получили помощь и исцеление по искренней молитве. С 1751 года она почитается как чудотворная. В 1768 году в Ахтырке освятили новый собор Покрова Пресвятой Богородицы, в котором до 1905 года хранился чудотворный образ.

В начале XX века иконе понадобилась реставрация, которую было решено проводить в Санкт-Петербурге. В дороге святыня была похищена. Через некоторое время она появилась в Харбине. В середине века икона была пожертвована Комитету русской православной молодёжи в Сан-Франциско. Здесь она находится по сегодняшний день. В 1995 году Ахтырскому храму передали список чудотворного образа.

Чудесные деяния

Чудесные деяния и явления иконы начались сразу же после её обретения.

Исцеления

Со дня своего обретения, святыня известна своими чудесами и исцелениями страждущих людей. Среди них можно выделить:

Говоря о современном времени, отмечают случаи исцеления от онкологических заболеваний и помощи, попавшим в крупные автомобильные аварии людям.

Чудо проявления и обновления

Простой турист или посетитель храма не сможет увидеть за окладом иконы ничего кроме тёмного полотна дерева. Но придя к образу с искренней молитвой и просьбой за себя или своих близких, можно увидеть печальный образ Богородицы с лёгкой улыбкой на устах.

Священники утверждают, что это является знаком, что искренняя смиренная молитва была услышана Небесной Заступницей.

Первый список с чудотворной иконы хранится в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы. Со временем он сильно потемнел, и изображение стало практически неразличимым. Но в 1998 году, произошло чудо обновления - Святой образ просветлел.

Важно! Священнослужители и прихожане связывают это явление с возрождением православия в мире и людях, которые потянулись в храм в поисках помощи и умиротворения. А также чудо обновления считают знаком, говорящей о том, что все людские молитвы Богородица слышит.

Иконография

Иконография иконы Ахтырской Божьей Матери считается не свойственной православной традиции. На ней расположено поясное изображение Богоматери со сложенными в молитве руками. Волосы её распущены, голова наклонена влево к изображённому на втором плане распятию. Лицо матери Спасителя искажено страданием. Оригинальная композиция делает икону приближенной к итальянской иконописной школе.

Ахтырская икона Божией Матери

В XVIII-XIX веках появилось несколько новых изводов чудотворного образа, отличающихся от оригинала несколькими деталями:

  1. Постановка рук Небесной Царицы может быть разной. Иногда их изображали скрещенными на груди. Существуют изводы, на которых Богородица левой рукой подпирает голову, а правой указывает на распятие. Этот жест наполнен чувством усталости и глубокой скорби, а также призывом помнить о муках, которые испытывал распятый Спаситель.
  2. В более поздних списках иконы Ахтырской Богоматери иконописцы приблизили изображение к православной иконописной традиции. На голове Девы Марии появляется традиционный головной убор - омофор. Его цвет может быть красным, коричневым, синим.
  3. На некоторых вариантах иконы центральное изображение окружена более мелкими фигурами Святых праведников. Внизу помещался двуглавый орёл, символизирующий российское государство.
Интересно: иконография Ахтырской иконы Божьей Матери легла в основу Равенсбюрской иконы, на которой изображена Богородица, обнимающая распятого на кресте младенца Иисуса.

Значение иконы

Этот образ символизирует жизненный подвиг Богородицы, которая ещё до рождения сына знала, что ему суждено стать Спасителем человечества, пройдя через многие испытания и муки. Всю жизнь Богородица смиренно следовала за ним, была рядом во время его распятия на Голгофе, а потом ждала воссоединения в Царстве Небесном.

О чём молиться

Перед образом Богородицы молятся о даровании духовных и физических сил для преодоления испытаний, посланных человеку свыше. Также её просят помощи в борьбе со своими пороками и укреплении веры в себя и Силу Господа. Некоторые просят защитить от искушений и научить смирению.

В чём помогает

Молящиеся перед образом Ахтырской Божьей Матери могут просить о помощи и заступничестве как для себя, так и за близких и дорогих людей. Молитвы можно возносить, прося о следующем:

  • о здоровье для себя и близких;
  • об избавлении от болезней (особенно сопровождающихся лихорадкой);
  • о помощи и заботе о малолетних детях и сиротах;
  • о дочерях (благополучно замужество и устройстве в жизни);
  • об удаче в начатых делах;
  • о помощи в поиске работы.
Совет! Обращаться с молитвой можно в любой день, но особенно сильна сила молитвы в день почитания иконы 15 (2) июля.

Чтимые списки и храмы, посвященные иконе

Почитают чудотворный образ не только в украинском городе Ахтырке. В разных российских городах находятся несколько почитаемых списков иконы Ахтырской Божьей Матери.

  1. Икона, хранящаяся в храме Ахтырской иконы Божьей Матери. Церковь расположена в подмосковной деревне Ахтырка, ранее принадлежащей роду Трубецких.
  2. Главная святыня одноимённого храма в городе Курске. Исследователи православия считают, что именно в курском Ахтырском храме были похоронены родители Серафима Саровского.
  3. Один из списков чудотворного образа хранится в Ахтырской соборе города Орла, в котором расположена кафедра епископа Орловского и Ливенского.

Также списки иконы хранятся в храмах Санкт-Петербурга, Старого Оскола, посёлке Алексеевке республики Татарстан.

Икона Ахтырской Божьей Матери - одна из самых сильных исцеляющих православных икон. Она помогает исцелять не только телесную оболочку, но и укрепляет силу человеческого духа.

Ахтырская икона Божией Матери

Ахтырская икона Божией Матери

Ахтырская икона Божией Матери. Молитвы.

Ахтырская икона Божией Матери свое название получила от маленького городка в Харьковской губернии Ахтырка. В Ахтырке был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале восемнадцатого века в городе жил добродетельный и благочестивый священник Василий Данилов. Однажды летом возле своего дома отец Василий косил траву и вдруг увидел, как в высокой густой траве светилась необыкновенным светом икона, на которой была изображена Божия Матерь, которая молится перед Распятием.

Немного опередим события и скажем, что именно эта чудотворная икона стала называться Ахтырской иконой Божией Матери.

Отец Василий испытал благоговейный страх, опустился на колени и стал произносить молитвы Божией Матери, после чего взял икону и отнес ее к себе домой. Спустя некоторое время все стали понимать, что в той комнате, где находилась икона, никто не мог долго пробыть один. На любого человека в этой комнате нападал таинственный страх. Отец Василий решил обновить живопись иконы дал ее иконописцу Иоанну. Иоанн вдруг услышал голос, который повелел ему вернуть назад икону священнику.

Спустя три года снова отец Василий увидел исходящее сияние от иконы. Причем оно повторялось не единожды. Во сне в видении ему было дано указание, чтоб он обмыл икону и покрыл ее покрывалом. Проснувшись, отец Василий сразу же выполнил повеление. Отец Василий перелил воду, которой он обмыл икону, в сосуд и утром хотел вылить ее в реку. Но он не дождался утра и уснул. Во сне к нему второй раз явилась Божья Матерь и сказала, чтоб он не выливал эту воду, так как она будет исцелять людей от лихорадки.

Как раз у него дочь болела лихорадкой. Утром он напоил этой водой дочь и произошло чудо, она исцелилась. Так же большинство больных, испивши эту воду, так же вылечились.

После этого очень быстро начало распространяться известие о появлении новой чудотворной иконе. В 1743 году митрополит Антоний (Чер­нов­ский; 1742–1748), благословил расследование исцелений от чудотворной иконы. Были получены письменные подтверждения от очевидцев и донесение было доставлено в Синод.

26 ноября 1744 года императрица Елизавета Петровна повелела произвести еще одно расследование, спустя два года еще одно. Это расследование возглавили ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский Ам­вро­сий (Дуб­не­вич; 1742–1750) и ар­хи­манд­рит Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры Ти­мо­фей (Щер­бат­ский; впо­след­ствии мит­ро­по­лит Ки­ев­ский).

Святейший Синод в 1751 году постановил новоявленную Ахтырскую икону почитать чудотворной.

По проекту архитектора Растрелли святитель Белгородский Иоасаф в Ахтырке заложил величественный собор. На его строительство две тысячи рублей внесла сама императрица Елизавета Петровна. 2 июля в 1766 году епископом Белгородским Порфирием (Крайский; 1763-1768) было установлено празднование в честь Ахтырской иконы. В 1768 году собор освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Ежегодно, начиная с 1844 года, перед Днем Святой Троицы в субботу чудотворную икону торжественным ходом переносили из собора в Ах­тыр­ский Тро­иц­кий мо­на­стырь. Возвращение иконы обратно в Покровский собор осуществлялось в Неделю Всех святых.

Существует предание, что Петр Великий брал в Полтавский поход в 1709 году эту икону, т.е. еще до второго чудесного явления. Эта икона в 1917 году была утрачена.

На иконе изображена Богоматерь по пояс, которая молитвенно сложила на груди руки. Правее Богоматери распятие с Иисусом Христом. Эта икона считается покровительницей детей. Молятся перед ней о благополучном замужестве дочерей.

Ахтырская икона Божией Матери

Ахтырская икона Божией Матери

Иконографически Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом. Есть предание, что когда Богородица была еще подростком, отроковицей, то во время молитвы увидела Крест и распятого на нем Христа, Своего будущего Сына. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божиеи. "Се Раба Господня". История этой иконы такова.

В Покровской церкви г.Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская область) в XVIII веке служил священник Василий Данилов, отличавшийся праведной жизнью, горячей верой и трудолюбием. 2 июля (15 по новому стилю) 1739 года О.Василий решил попробовать новую косу. Он вышел в свой огород, расположенный близ церкви. Едва он взмахнул косой, как увидел лежащую в высокой траве икону Божией Матери, испускавшую ослепительный свет. Коса выпала из рук священника, он упал на колени и начал читать известные ему молитвы к Богоматери. Потом он с благоговением принял икону и отнес ее к себе в дом. Здесь она стояла 3 года. Было замечено, что на человека, находившего в одиночестве в комнате, где стояла икона, нападал непонятный страх, и он невольно выбегал из комнаты.

Через три года после обретения иконы О.Василий во сне получил от Богоматери приказание снять с иконы пыль, омыть чистой водой и украсить. Он проснулся и тут же ночью исполнил приказание Царицы Небесной и снова лег спать. Вскоре он увидел второй необыкновенный сон. Снилось ему, будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. А навстречу ему идет в образе Прекрасной Девы Сама Богоматерь и говорит: "Куда несешь ты воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". Вновь проснулся О.Василий и вспомнил о своей дочери, страдавшей от лихорадки. Он прошел к ее постели и напоил водою от иконы. Дочь тотчас выздоровела. Вскоре произошло еще несколько подобных исцелений.

Священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки. Мальчик выздоровел. Иконописец готовился к началу работы, но ночью услышал исходящий от иконы голос: "Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь". Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее О.Василию. Священник убедился в несомненной чудотворной силе иконы и решил передать ее в храм. Вскоре икона прославилась новыми чудесами. В 1743, 1744 и в 1746 годах были трижды произведены расследования чудесных исцелений. Приехавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Прославлению иконы способствовало следующее обстоятельство.

В 1748 г. в Ахтырке остановилась больная вдова генерала барона Вейделя с двумя малолетними дочерьми. Баронесса горячо молилась пред иконою Богородицы об исцелении. Ночью она увидела во сне Владычицу, которая сказала: "Напрасно просишь ты об исцелении. Тебя ждет смерть. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся все твое имение. Это полезно будет для творей души." "Но как же дети?" "Не заботься о них", - отвечала Богородица. "Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрешь через пять дней, и раздай свое имущество по церквам и нищим, чтоб они молились о тебе". Больная утром стала спешно раздавать имущество. Через 5 дней она действительно умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751г. Святейший Синод постановил считать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной. Прославление иконвы очень радовало императрицу и она пожертвовала на строительство каменного храма для нее две тысячи рублей, сумму по тем временам огромную. Собор был построен по проекту знаменитого зодчего графа Растрелли. Размеры его величественны: длина 51 м, ширина 30 м, высота почти 64 м.

Сама икона не сохранилась, есть данные, что она исчезла в 1905 г., когда ее отправили на реставрацию в Санкт-Петербург. Забыли, что Богородица запретила исправлять икону!

Известны почитаемые списки Ахтырской иконы. Один из них находится в храме "Николы Явленного" на Арбате, другой-в Козельске в Вознесенской церкви.

Газета "Воскресение" №4, "96 г.

АКАФИСТ

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, предивно цельбоносную икону Свою явившей, на нейже у Креста Христова стоящую Заступницу нашу видяще, похвальное Той возглашаем пение: Ты же, Госпоже Всемилостивая, яко имущая милосердие неизреченное, теплым Твоим предстательством и заступлением от всяких нас бед и недугов свобождай, во умилении Тебе зовущих:

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, егда у Креста возлюбленнаго Сына Твоего предстояла еси, Того страдания, нас ради претерпенная, зрящи, тогда сердцем люте уязвлялася еси: воистину оружие скорбное пройде душу Твою. Темже и мы, многоболезненное Твое у Креста предстояние, на иконе изображенное, видящи, сице вопити Тебе дерзаем: Радуйся, Отца Безначальнаго Невесто Прекрасная;

Радуйся, Сына Предвечнаго Родительнице неискусобрачная. Радуйся, Духа Святаго Палато непорочная;

Радуйся Троице Живоначальныя Таиннице Божественная.

Радуйся, ангельских воинств удивление;

Радуйся, рода человеческаго возвышение.

Радуйся, воспеваемая от Херувим;

Радуйся велегласно славимая от Серафим.

Радуйся, радость неизреченную в нетленнем рождестве Сына Твоего приявшая;

Радуйся, скорбь велию Того в смерти крестней претерпевшая. Радуйся, Благодать, во еже скорбныя утешати, от Него приявшая; Радуйся, радость милосердаго Твоего заступления всему миру даровавшая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 2

Видев Тя, Богородительнице Чистая, на Кресте пригвожденный Сын Твой и Бог у Креста Его предстоящу и болезненному Тому состраждущу, возлюбленному ученику Своему Иоанну Тя в Матерь нарече и сим весь род христианский Тебе усынови, да одет воистину Мати всем скорбящим, Сына Твоего Христа Бога призывающим и поющим Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разума неразуменна - вольнаго Христова страдания не разумеша богоубийцы иудее и Тебе, Богоневеста, горце обезчадиша, мы же Тя, у Креста Сына Твоего и Господа на иконе изображенную, видяще, тепле веруем. яко скорбныя гласы молитвенник Твоих приемеши и того ради благодарне глаголем:

Радуйся, о Христе Спасителе нашем и нам Благая Мати;

Радуйся, всех нас в скорбный час страстей Его усыновившая. Радуйся, нас сирых и безпомощных Твоею Матернею любовию не оставляющая;

Радуйся милосердным ухом Твоим к нам приникающая.

Радуйся, крест скорбных испытаний сама добльственно понесшая; Радуйся, Твоим сострастием и нам несение Его облегчающая. Радуйся, в земней юдоли скорбей несумненная наша Надежда и Утешение;

Радуйся, в будущем веце всех верных Радость и Защищение. Радуйся, страхом смерти и суда Божия спящия совести пробуждающая;

Радуйся, коснеющая во гресех к покаянию спасительному приводящая.

Радуйся, из рова погибельного отчаянныя похищающая;

Радуйся, в светлыя обители покоя вечнаго труждающихся возводящая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 3

Силою Божиею чрез святыя иконы Твоя являемою спасати нас не престаеши, Всеблагая Владычице: тако и зде в малороссийстем граде нашем великия чудеса светоносным явлением многоцелебного образа Твоего показала еси: емуже поклоняющеся с любовию, вопием Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи матернее попечение о людех Честною Кровию Сына Твоего искушенных, Госпоже Пресвятая, благодатную икону Твою в былии травнем смиренномудрому иерею Даниилу явити благоволила еси и сию светоносным сиянием и чудесы многими прославила еси, да вси вернии похвальными песньми Тебе взывают:

Радуйся, многотекущий источник милости Божией нам даровавшая; Радуйся, залог Твоего матерняго о нас попечения пречудно преподавшая.

Радуйся, иерею благоговейному в травнем злаце икону Твою святую явившая;

Радуйся, солнцеподобными лучами тую озарившая.

Радуйся, наш малый град чудесы великими прославльшая;

Радуйся, незнамое дотоле имя его всем верным известно сотворившая.

Радуйся, всю Церковь Российскую явлением иконы Твоея духовно возвеселившая;

Радуйся, всю страну нашу покровом Твоим святым осенившая. Радуйся, верным исцеления от иконы Твоея подающая;

Радуйся, неверныя чудесы Твоими посрамляющая.

Радуйся, скоропослушно молитвам смиренным внемлющая; Радуйся, скорбная воздыхания страждущих и печалию угнетенных незримо утоляющая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 4

Буря недоумения смути Даниила иерея святую икону Твою обретшаго, обаче со страхом молебно к Тебе возопи, да будеши ему в животе помощница, в час смертный Заступница: сему убо и мы подражающе, таяжде моления Тебе, Мати Божия возносити дерзаем, Владычице же живота и смерти, Христу Богу зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав иерей Даниил во сне повеление Твое, Пречистая Дева, да омыет водою лик Твой Святый на иконе и да украсит сию благолепно, потщася волю Твою благоговейно исполнити, Тебе же Своим милосердием неизреченным его взыскавшей,

благодарственно вопияше:

Радуйся, Мати Господа Вышняго;

Радуйся, яко Господь присно с Тобою пребывает.

Радуйся, небес Похвало и земли Заступление;

Радуйся рода христианскаго непрестанное пение.

Радуйся, любящая смиренныя сердцем;

Радуйся, богатящая нищия духом.

Радуйся, избранныя рабы своя благодатно посещающая;

Радуйся в сонних видениих волю Свою им открывающая.

Радуйся, светлостию иконы Твоея мрак грехов прогоняющая; Радуйся знаменми и чудесы от нея источаемыми в православной вере всех утверждающая.

Радуйся, верным Путеводительнице ко спасению;

Радуйся, кающимся Утешительнице и упование.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 5

Боготечная звезда, святая и чудотворная икона Твоя, Владычице, явися, дивным сиянием храмину смиренномудраго иерея Даниила озарившая, целебную Силу прияти сподобися: темже люди с верою сию поюще и тою окропляеми врачевство благодатное получила и хвалу Богу сице воспеша: Аллилуиа.

Икос 5

Видев иерей Даниил в соннем видении Тя, Владычице, во образе Невесты прекрасныя явльшуюся и от омытия иконы Твоея воду слиянную недужным вкушати повелевша, позна Тя, Преблагословенная Дево, Целительницу благодатную и, тою водою болящую исцелив, во умилении сердца вопияше Тебе:

Радуйся в недузех страждущих врачевство благодатное;

Радуйся, болезней многолетних исцеление скорое и совершенное. Радуйся, единым прикосновением к иконе Твоей святей здравие недугующим подающая;

Радуйся, водою и елеем, от нея освященным, смертные болящие возставляющая.

Радуйся, пред Сыном Твоим и Богом дерзновенная наша Предстательнице;

Радуйся, гнев Его праведно на нас движимый на милость преклоняющая.

Радуйся, скорбию сокрушенных Утешительнице;

Радуйся, печалию удрученных Ободрительнице.

Радуйся, Радосте наша пресвятая;

Радуйся, Отрадо наша неизглаголанная.

Радуйся, премилосердая требующим Помощнице;

Радуйся, рода христианскаго неусыпающая Попечительнице. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 6

Проповедник чудес, от иконы Твоея явленных, иерей Даниил явися егда целебный Твой образ, Владычице, в храм Божий принесе и благоговейно постави, да всеми видим пребывает и, аки залог благодатный Твоего к людям благоволения, почитается, о немже радующиеся, яко о сокровище Богом даннем, зовем дароподателю Христу: Аллилуиа.

Икос 6

Светом многоразличных чудес святую икону Твою, Богомати, прославити и обретшаго ю, яко избранника своего знаменовавши, сего путем скорбных лишений и напастей к блаженству райскому возвела еси, егоже и нас сподоби, Госпоже Всемилостивая, с верою и любовию Тебе взывающих:

Радуйся, поборников веры и благочестия к чертогам Отца Небеснаго приводящая;

Радуйся, надеждою благ вечных скудость благ временных восполняющая.

Радуйся, слезами горести и лишений нечистоту греховную омывающая;

Радуйся, попущением земных скорбей путь к радостям райским открывающая.

Радуйся, кроткия духом во уповании на Тя утверждающая;

Радуйся, гонимым за правду Царствие Небесное уготовляющая. Радуйся, иконою Твоею святою преславно чудодействующая; Радуйся, дивныя знамения тою совершающая.

Радуйся, служителей Церкви Христовой благодатная Помощнице; Радуйся, иереев благоговейных богомудрая Наставнице.

Радуйся, веры православныя утверждение;

Радуйся, рода христианскаго возвышение.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 7

Хотящи паче прославити икону Твою святую, Богомати, и богатыя милости от нея людем низпослати, некия жены предсмертную мольбу о дщерех ея иконою Твоею вознесенную, дивно услышала еси и, благочестивейшей царице Елисавете во сне явившися, осиротелыя отроковицы воспитати той повелела еси, яже до конца живота своего Твою милость памятующе, Всевышнему Отцу сирот благодарственно воспеваем: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное повеление Твое исполняющи, благочестивейшая царица, обе юные отроковицы со тщанием воспита и сама на поклонение чудотворному Твоему образу прийти потщася, идеже храм благолепен соорудити повеле, в немже ныне предстояще, благоговейно вопием Ти:

Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице;

Радуйся юных и безпомощных дев благосердная Попечительнице. Радуйся, матернею любовию Твоею всяк возраст верных объемлющая;

Радуйся, во благих усердныя молитвы исполняющая.

Радуйся, царства российскаго благодатное утверждение;

Радуйся, церкве святыя благолепное украшение.

Радуйся, Царице Небесная, от цариц земных благоговейное приемшая поклонение;

Радуйся, благолепный храм аки жертву приятную, Тебе принесенну, благословившая.

Радуйся, в нем милостиво молитвы верных приемлющая;

Радуйся, чудеса многими его святившая.

Радуйся во храме земнем неизреченную красоту храма небеснаго показующая;

Радуйся, молебные гласы земных с гласом сил небесных соединяющая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 8

Странницы есмы и пришельцы на земли сей, скорбей и болезней исполненней, прелестьми мира сего и наветы духа злобы искушаеми: в Тебе же, Мати Божия, неисчерпаемый источник благодатных дарований обретающе и Небеснаго отечества, достигнути уповаем, взывающе совершителю нашего спасения Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир преблагословенное имя Твое, Богородице, славит и Твоего Божественнаго лика изображение чтит благоговейно, имже предивная чудеса во вселенней совершаеши. Темже и мы чудотворную икону Твою, Богомати, яко солнце лучами чудес сияющую, видяще, со умилением Тебе взываем:

Радуйся, яко от востока и до запада имя Твое ублажается;

Радуйся яко вси роди благоговейно Тя величают.

Радуйся, Православную Россию паче иных стран возлюбившая; Радуйся, чудотворными иконами Твоими сию обогатившая. Радуйся, сиянием чудес Твоих мрак ересей и расколов прогоняющая;

Радуйся, богатыми милостыни Твоими неверныя к вере приводящая.

Радуйся, ревнителей веры Христовой многопопечительная Наставнице;

Радуйся, отпадающих от нея грозная Обличительнице.

Радуйся, ищущих Христова просвещения светом Боговедения озаряющая;

Радуйся, хулителей веры православныя в пучину томления душевнаго ввергающая.

Радуйся, надежду имущих на Тя николиже оставляющая;

Радуйся, моления верных присно исполняющая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 9

Вся ангельская воинства служат Тебе, Владычице Мира превознесенну в Сионе Небеснем Тя созерцающе, и неземными похвалами чествуют Тя с любовию, единому же прославившему Тя Богу немолчно взывают: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не может достойно прославити Тя, Мати Господа вышних сил: изумевают бо и умы ангельскии пети Тя, Богородице, обаче мы, грешнии благодарне Тя чтуще, сицевыя песни, аки детей лепетание, Тебе приносити дерзаем:

Радуйся, Лествице, небо и землю соединившая;

Радуйся, Стамно, благодати Божия преисполненная.

Радуйся, Бога Слова в плоть земнородных облекшая;

Радуйся, дольнему миру Христа Спасителя породившая.

Радуйся, именем Матере Божия возвеличенная;

Радуйся, превыше небес вознесенная.

Радуйся, пред Неюже силы ада и тьмы трепещут;

Радуйся, Юже светлии лици небесных сил славословят непрестанно.

Радуйся, святых храмов благодатное освящение;

Радуйся, иноческих обителей покров и снабдение.

Радуйся, христианских жилищ благодатное охранение;

Радуйся, всего мира освящение. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 10

Спастися всем верным желающи, обильно на вся притекающия к Тебе, Богородице Дево, дары Твоея благодатныя помощи изливаеши и Твоим матерним покровом от козней и ловления диавольскаго всяк возраст ограждаеши верно вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Преблагословенная Дево, и всем верным от враг видимых и невидимых Покров и Защищение. Темже помощь Твою благую от святаго образа Твоего являти нам и доднесь не престаеши, к немуже припадающе, умильно взываем Тебе:

Радуйся, домы наша иконою Твоею благословляющая;

Радуйся, нивы и пажити наша осенением ея освящающая.

Радуйся, возвеянием добрых ветров и росою благовременных дождей земли плодородие дарующая;

Радуйся, всю тварь от щедрот Сына Твоего обильно питающая. Радуйся, грады и веси наша от смертоносныя язвы спасающая; Радуйся, в годину бедствий на помощь к нам ускоряющая.

Радуйся, яко Твоя матерняя молитва много может к благосердию Владыки;

Радуйся, яко Твоим предстательством от прощения за грехи наша бываемаго освобождаемся.

Радуйся, от жития временнаго отходящих державная Заступнице; Радуйся, в грозный час смертный верным изрядная Пособнице. Радуйся, ключу Царствия Христова;

Радуйся, двере райская.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 11

Пение благодарственное приносим Ти, Владычице Пречистая, яко многоцелебный Твой образ нам даровала еси, на немже плачущую Тя зрим со умилением: убо и наше окаменелое в беззакониих сердце, слезами умиления напои обильно, о Всеблагая, да, ими от скверны греховныя очистившеся, сподобимся пети со святыми Царю Славы, Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносная лампада, елеем милости преисполненная, явилася еси в Церкви Христовой, Владычице, вся концы земли светом истиннаго Боговедения просвещающая и к блаженству вечному приводящая зовущих Ти таковая:

Радуйся, суемудрие противников веры Христовы посрамляющая; Радуйся, чистоту догматов Православия чудесы Твоими охраняющая.

Радуйся, заблуждшим от пути праваго Путеводительнице ко спасению;

Радуйся, во прегрешения тяжкая впавшим Пособнице к покаянию и исправлению.

Радуйся, в сердца закоснелых грешников светлый луч надежды на прощение Божие вселяющая;

Радуйся, тем от отчаяния и вечныя гибели души их спасающая. Радуйся, благовестником учения Христова всегдашняя Помощнице; Радуйся, проповедником Царства Божия Богоглаголивая Споспешнице.

Радуйся, молитвы верных к престолу Небеснаго Царя возносящая; Радуйся, и Сама пред Сыном Твоим и Богом всегда о нас молящаяся.

Радуйся, мира Заступнице;

Радуйся, милости и щедрот неоскудевающий Источниче.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 12

Благодати залог, многоцелебный образ Твой даровала еси нам,. Владычице, к немуже притекающие, прилежно молимся Тебе: приими, Госпоже Всеблагая, пред сим чудодейственным образом приносимое Тебе поклонение и в напастех наших помощь и защиту нам подаждь, да выну вопием даровавшему Тебе толикую силу благодати Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, Богомати Пречистая, проповедуем Твою к христианскому роду милость: се бо и многажды дивная знамения милосердия Твоего, от многоцелебнаго образа Твоего являемая, зде видехом, яже разум наш бренный превосходят и токмо верою постигается, верных же вопити Тебе подвизают:

Радуйся, образ Твой честный во утешение и освящение нам даровавшая;

Радуйся, сим милость многу людем Твоим явльшая и присно являющая.

Радуйся, неоскудный источник помощи и исцелений в нем открывающая;

Радуйся, молитвы усердно пред Ним возносимыя, благоутробне приемлющая.

Радуйся, о том освященному собору Церкве Российския усты раб Твоих поведавшая;

Радуйся, граду нашему милосердие Твое иконы явлением запечатлевшая.

Радуйся, крестному поклонению ею нас научающая;

Радуйся, силу спасительную распятия Христова на ней показующая.

Радуйся, руце Твои в помощь нам простирающая;

Радуйся, всем верным двери милосердия Божия отверзающая. Радуйся, Судию праведнаго о нас умоляющая;

Радуйся, Царствия Небеснаго верныя сподобляющая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа нетленно рождшая и спасительным страданием Его многоболезненно спострадавшая, приими милостиво сие малое моление наше, пред многоцелебным Твоим образом с любовию Тебе приносимое, и всемощным Твоим предстательством и заступлением избави нас от временныя напасти и муки вечныя, да сподобимся, по кончине жития нашего, со всеми святыми взывати Спасителю Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

МОЛИТВА

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево, Богродительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику чудотворному Пречистыя Девы образу: сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице: о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая, покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу матерним предстательством.

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»