Трифон покровитель охотников когда праздник. Как описано в Житии, и сокращенно трактуется Церковью

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Память святого Трифона в Православной церкви совершается 14 февраля.
Святой покровитель охотников и рыболовов, Святой Трифон, - был почитаем на Руси с незапамятных времен. Причем, он был на столько известен, что в 15-м веке в гербе Москвы фигурировал вместе с Георгием Победоносцем.

Легенда о жизни святого Трифона.
Родился в семье христиан, с ранних лет принял христианские нравы. Будучи отроком, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов. Обращал к христианской вере.
По греческим источникам, однажды молитвой святого Трифона были изгнаны вредные гады и насекомые, и тем спасены от голода жители Кампсады.
Согласно преданию, изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III, который, будучи идолопоклонником, не преследовавшим, однако, христиан, послал за Трифоном после того, как дьявол устами беснующейся девушки заявил, что только отрок Трифон может изгнать его. При этом дьявол покинул Гордиану, почуяв приближение Трифона, ещё за 3 дня до его прибытия в Рим. По просьбе императора, Трифон заставил дьявола явиться во плоти (в виде чёрного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле), благодаря чему многие уверовали во Христа.

После вступления на престол жестокого гонителя христиан императора Декия (249-251 гг.), святой Трифон был схвачен за смелые проповеди силы Христа и приведения людей к Крещению. На допросе святой Трифон подвергался жестоким пыткам, но не отказался от веры.
За обращение людей в христианство он был осужден и приговорен к отсечению головы. Перед казнью он благодарил Бога за данные ему силы и веру.
Святой Трифон был казнен в Никее в 250 году.
Христиане хотели предать тело мученика погребению в городе Никее. Однако святой Трифон в видении повелел перенести его на свою родину в селение Кампсаду, что и было исполнено. Позже мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.

Московское предание о Трифоне и сокольничем.
Народное московское предание говорит о том, что некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь.

То, что однажды Святой Трифон, ответив на молитвы сокольника, помог ему избежать тяжкого наказания, и фактически спас ему жизнь, сделало его невероятно почитаемым, в первую очередь в Москве. Москвичи обращались к этому Святому во всех радостях и бедах, даже молодые девушки стали у него просить хороших женихов, а бесплодные женщины - детей. Так что теоретически день Святого Трифона можно было бы считать и днем влюбленных, только с точки зрения православных традиций, а не католических.

П. С. Сергей с Урала, спасибо! Не знала ((.


А по нашему-то, по православному, праздник сегодня намного лучше получается. Чище как-то, проще, лучше и жизненней!
С праздником всех рыболовов и охотников!

С праздником! Пусть всем повезёт в любви!

кост, Хадака мацури:-) Где на спортсе в том году ссылку интересную выкладывала с фоторепортажем. Если найду, скину. Пока это, навскидку:-)
umeda.ru

Кошка,
Во они там веселятся(с ума сходят)особенно японцы))

Дален, не надо путать теплое с мягким.
святой Валентин - покровитель психически больных. Так что это к влюблённым:-)

Кошка, и неофициальный День компьютерщика:-)

В Японии ноне вроде день голого мужика, в США - день презерватива, а в Германии - день душевнобольных:)

Крепи, Бог и св. Трифон, наших ребят!

Всех охотников и рыболовов с праздником! :-)
Хорошего улова, знатной добычи и просто получать удовольствие от самого процесса, независимо от конечного результата! :-)
Молодым девушкам - хороших женихов, а кто хочет, тому - детишек;-)!

10 лет назад, тоже на вечерней службе 13 сентября, настоятелем храма протоиереем отцом Александром был совершен чин освещения иконы святых покровителей охотников и рыболовов. Икона была написана с Высочайшего благословения Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на пожертвования охотников и рыболовов с разных регионов России и передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках.

День освящения иконы – 14 сентября, празднуется в храме на вечерней службе 13 сентября и на утренней службе 14 сентября, совпадает с днем памяти прп. Симеона Столпника. В этот день на Руси отмечался русский народный праздник – «Первый праздник псарных охотников». В народе говорили: «На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай». В этом году празднование дня освящения иконы явилось основной частью духовных мероприятий фестиваля «Тропой сохранения природы», проводимых МООиР и Русским охотничьим клубом при поддержке Министерства экологии и природопользования Московской области, международной выставки «Охота и рыболовство на Руси», коммерческих и некоммерческих организаций.

Православные охотники и рыболовы с великой радостью посещают храм и молятся пред иконою. Обращаясь к Богу через своих покровителей, охотники и рыболовы просят о прощении прегрешений своих – вольных и невольных, явных и неявных, о смирении и душевном покое в невзгодах, которые не в силах изменить, о ниспослании мужества и мудрости в устранении, преодолимых житейских невзгод, о благополучном возвращении с охоты и рыбалки, о ниспослании удачи в добрых делах и многом другом, где нужна помощь Божия.

Все ли охотники и рыболовы приходят к иконе? Конечно, нет. Некоторые считают, что статьи о православной культуре охоты и рыбалки пишут «попы», которые навязывают им религиозное мировоззрение. Они очень сильно заблуждаются, потому что помошь Господа нужна именно им – в преодолении потребительского отношения к природе, преодолении браконьерских помыслов и деяний, в воспитании этики общения с людьми и природой, в удачном исходе случаев нарушения требований безопасности на охоте и рыбалке и многих других жизненных ситуаций.

Только ли охотники и рыболовы находят поддержку у святых покровителей охотников и рыболовов? Конечно, нет. Святым угодникам Божиим дарована благодать помогать всем обращающимся к ним с молитвенной просьбой, в житейских невзгодах и принимать молитвенные слова благодарности от всех. Прежде всего, к иконе обращаются люди, ведущие деятельность в природопользовании и сохранении природы, активном и экологическом туризме, первопроходцы, специалисты и служащие, действующие в условиях дикой природы, например пограничники и др.

В верхней части соборной иконы располагается ряд чудотворных икон Божией Матери, которые в разное время являлись охотникам и рыболовам и через них становились святым достоянием всех народов. Впервые были явлены охотникам и рыболовам иконы Божией Матери Курско-Коренная «Знамение», «Тихвинская», «Феодоровская». Покровителями охотников и рыболовов, кроме того, считаются иконы Божией Матери «Казанская» и «Озерянская».

Под рядом икон Божией Матери на соборной иконе в молении к Господу Иисусу Христу предстали святые покровители охотников и рыболовов. Протоиерей Евгений Попов в книге «Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах» (Пермь, 1879 г.) писал: «Есть святые, которым прибегать в той или другой нужде мы имеем особенные основания. Господь Бог удостоил всех их чести, чтобы быть ходатаями за нас перед Ним во всяких нуждах наших, но, в то же время, он отличил некоторых из них особенной благодатью подавать нам помощь. Здесь достигаются такие премудрые Его цели: чтобы наградить самих святых за тот подвиг, в котором они сами искуплены были, и чтобы тем скорее помогали нам, искушаемым; чтобы чудесной помощью одного из них пользовались многие, нуждающиеся в этой самой помощи; чтобы, имея многие нужды и по душе, и по телу, мы общались бы со многими из них через Единого Бога. Без сомнения, когда мы молимся какому-нибудь святому в своей нужде, то должны возвышать свою мысль к Господу Богу, Подателю всех благ; должны помнить, что молиться о нас будет святой, а благодать последует от Самого Бога».

Кто же они, святые покровители охотников и рыболовов? Ряд учеников Христа были рыболовами: апостолы Андрей Первозванный, Петр, Иаков Зеведеев, Иоан Богослов, Фома. Занимались рыбалкой причисленные к лику святых проповедники и последователи христианской веры: праведный Симеон Верхотурский, преподобный Никодим Кожеезерский, игумен Пафнутий Боровский. Многие святые, которые в миру были воинами, были еще и охотниками, часто рыболовами: Евстафий Плакида, Георгий Победоносец, Александр Невский, равноапостольский Владимир, Димитрий Солунский, Димитрий Донской, Меркурий Смоленский, Император Николай II.

На рыбалке и охоте порой возникают ситуации, которые можно назвать безвыходными, и все же благодаря святым покровителям они разрешаются благоприятным исходом. Среди святых покровителей в ситуациях, связанных природными явлениями, охотники и рыболовы чтят Николая Чудотворца, Прокопия Устюжского и Варлаама Керетского. На Руси охотники чтят память мученика Трифона Апамейского, Никейского, хотя он при жизни не был ни охотником, ни рыболовом. Помогая всем страждущим, святой Трифон требовал только одной платы – веры в Иисуса Христа, благодатью которого он исцелял их. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном, во время царской охоты, улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу, что тот смог сделать, только обратившись с горячей молитвой к своему Небесному покровителю. Поэтому и в русской иконописной традиции мученик Трифон изображается верхом на белом коне, держащим на руке кречета.

С развитием животноводства охота потеряла свое первостепенное значение в жизнедеятельности людей, но осталось ее нравственно-воспитательное значение и основная роль в формировании приемлемого для человека поведения хищных зверей при необходимости сохранения их численности. В последние десятилетия возникла проблема рациональной стратегии отношения человека к крупным хищникам в условиях восстановления их популяций и возросшей агрессивности зверей к человеку и домашним животным. В этой стратегии охота играет основную регулирующую роль и ее обогащение культурой традиционных охот способствует формированию у широких слоев населения современного экологического мышления.

Охота и рыбалка, как и прежде, ведут людей к любви к природе, а через любовь к природе и к Богу и любви к ближнему. И на этом пути охотникам и рыболовам помогают святые покровители – ходатаи за нас перед Богом в радостях и успехах, трудностях и невзгодах.

Вячеслав Кирьякулов,
Николай Кобозев,
г. Москва

May 1st, 2018

Охота - одно из древнейших занятий человека, сыгравших важную роль в его эволюции. Нам не следует рассматривать ее только в свете спортивно-оздоровительных мероприятий или разумного использования возобновляемых природных ресурсов. Она имеет многовековую историю и сохраняет национальные традиции. Это целый пласт нашей культуры. Сцены охоты изображены в наскальной живописи, на рогах копытных и бивнях мамонтов, в медальерном и изобразительном искусстве, литературе, легендах и мифах. К последним относится и житие святых - покровителей охотников.

Если у моряков, рыбаков и путешественников это святой Николай Чудотворец, то у охотников - великомученик Трифон и святой Губерт.

В православии небесным покровителем охотников считается святой великомученик Трифон, которого изображают сидящим на белом коне с соколом в правой руке. Охота с ловчими птицами, возникшая в глубокой древности сначала на Востоке, позднее получила распространение на Руси и в странах Западной Европы. До широкого распространения комплектных псовых охот она еще играла существенную роль в жизни общества. Однако позднее травля борзыми собаками стала активно вытеснять охоты с хищными птицами, которые оставались уже только привилегией высшей придворной аристократии.

По преданию, святой великомученик Трифон родился в 232 году в крестьянской семье и в юности усердно помогал родителям по хозяйству. Будучи еще отроком, Трифон проявлял дар чудотворения: исцелял и облегчал недуги людей, своими речами обращал их к христианской вере, за что был схвачен и предан суду. Его подвергли бичеванию и многим жестоким истязаниям, но он отказался отречься от Христа и признать римских богов. За это его осудили на усекновение головы. Перед казнью Трифон истово молился и просил Господа принять его в свое царствие. Вняв молитве, Господь взял его душу, причем еще до того, как приговор успели привести в исполнение. День памяти святого Трифона в православной церкви отмечается 14 февраля.

Несмотря на широкое распространение псовой и ружейной охот в XIX веке, охота с хищными птицами в России все же продолжала существовать, особенно на юге страны, где с ними добывали пернатую дичь, зайцев и лисиц. Среди любителей подобных развлечений высоко ценились крупные соколы, или кречеты. Для отыскания отлетевшей за добычей ловчей птицы к ее рулевым перьям крепят пару легких и звонких бубенчиков, а перед охотой на голову надевают шапочку-клобучок с прикрепленным к верхней части султанчиком. Назначение клобучка - закрывать питомцу глаза, чтобы он быстрее успокаивался, не дичился и не бросался за добычей раньше времени. В нужный момент сокольник, дернув за султанчик, сбрасывает клобучок и пускает ловчую птицу вдогонку за дичью.

Если в православии святым покровителем охотников считается великомученик Трифон, то во многих странах Западной Европы охотники и лесники отмечают праздник святого Губерта. В эти дни на лацканах их верхней одежды и на шляпах можно увидеть эмблему в виде головы оленя с крестом и свечением между рогами. Это изображение называется оленем святого Губерта, приносящим удачу на охоте. Люди католического вероисповедания, которые любят охоту, считают святого Губерта своим покровителем. Особенно популярен он в Польше, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах и Франции.

Подтверждением этому могут служить многие эмблемы охотничьих обществ, выполненные в виде знаков, медалей и памятных жетонов с изображением головы оленя, между рогами которого расположен святой крест. Удивительная красота и изящество рассматриваемых предметов прежних времен - это своеобразное чудо медальерного искусства, выполненное с большим художественным вкусом, часто на серебре и с использованием различных эмалей и технологий.

Согласно одной из легенд, Франциск Губерт (лат. Hubertus) родился в 656 году. В юношеском возрасте жил при дворе франкского короля, а позже оказался в одном из королевств на севере Франции. Губерт был фанатичным охотником и все свободное время проводил в лесах с гончими собаками, прекрасно работающими по крупному зверю. Однажды утром, когда он гнался за крупным оленем, тот внезапно обернулся, и пораженный охотник увидел святой крест между рогами, а затем услышал глас Божий, который призывал его оставить мирскую жизнь и служением Господу искупить свои грехи перед природой.

Эта встреча круто изменила судьбу охотника, и после долгих раздумий он решил постричься в монахи и впоследствии стал епископом, который проповедовал в Арденнах, а затем в Льеже. Несмотря на свой сан, Губерт Льежский продолжал интересоваться охотой и разведением зверовых охотничьих собак. Любовь к ним он пронес через всю жизнь и на всех изображениях всегда стоит рядом с гончими собаками. После кончины епископа Губерта в 727 году церковь причислила его к лику святых, и он стал небесным покровителем охоты, заступником всех охотников и животных. Во многих европейских охотничьих клубах 3 ноября в его честь устраивается Праздник святого Губерта, который, по преданию, оберегает от болезней собак, охотничьих лошадей и ловчих птиц.

В 825 году мощи святого Губерта были перенесены французским королем Людовиком в монастырь в Арденнском лесу. Живущие здесь монахи всегда увлекались охотой и активно занимались разведением охотничьих собак с хорошим чутьем и поразительной вязкостью работы. Они были очень популярны у охотников Европы и получили название собак святого Губерта. В настоящее время большинство собаководов считает, что чистопородная гончая святого Губерта не сохранилась, а в Англии разводят близко родственных ей собак - бладхаундов, прекрасно работающих по кровяному следу.

В заключение следует сказать, что мифы и легенды о святых покровителях охотников как части культурного наследия народов Европы живы до настоящего времени. Легенды о великомученике Трифоне, святом Губерте, а также об их помощи охотникам и охотничьим животным существуют и сейчас. Считается, что изображение героев этих мифов на эмблемах охотничьих обществ, нагрудных знаках и жетонах приносит удачу, причем не только охотникам, но и их помощникам (собакам, верховым лошадям и ловчим птицам).

Кстати. Сен-Эсташ, он же и Плацид, был генералом армии языческого императора Траяна, во время охоты увидел оленя с крестом между рогами, или же - увидел меж рогами оленя образ Спасителя, Который сказал: «Плацид, зачем преследуешь ты меня, желающего твоего спасения?», и обратился (Евстахий - его имя при крещении). Обвиненный в принадлежности к христианству, был лишен всего, в т. ч. жены и обоих сыновей (тоже христиан), однако же через какое-то время вновь призван на действительную службу, поскольку Траяну потребовалось отразить нашествие варваров. Отразил; жену с детьми вернули с тем расчетом, что все семейство принесет жертву идолам, а они возьми да и откажись. Траян велел их бросить ко львам, однако те их есть не стали, и в результате всю семью замучили путем сожжения заживо в бронзовом быке. Св. Евстахий - один из Четырнадцати святых помощников. Память S. Eustachii et Sociorum Mm. - 20 сентября, на Востоке - 2 ноября.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.

Для справки:

В Киеве на Троещине стоит церквушка святого мученика Трифона.

Святи́тель Никола́й; Николай Угодник; Николай Чудотворец — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре отображён в виде образа Санта-Клауса.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба жили в III-IV веке, родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Существует целый Собор Святых Покровителей. Так называется даже отдельная икона. Эта икона примечательна в первую очередь тем, что была написана уже в XXI веке, в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В верхней части святого образа помещены пять иконописных образов Пресвятой Богородицы. Это Тихвинская, Казанская, Озерянская, «Знамение» и Федоровская иконы, особо почитаемые охотниками и рыболовами.

Каждый из образов связан с подлинными свидетельствами благодатной помощи Царицы Небесной. Чуть ниже, в молитвенном предстательстве к Спасителю и Матери Божией, изображены двадцать угодников Божиих, издревле считающиеся покровителями охотников и рыболовов: святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев, Николай Кожеезерский, Андрей Первозванный, Фома, праведный Прокопий Устюжский и преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, Праведный Симеон Верхотурский, святой страстотерпец царь Николай, благоверный великий князь Александр Невский, великомученики Дмитрий Солунскийи Георгий Победоносец, а также равноапостольный великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Дмитрий Донской.

А вот представительница от язычников

Зевана (Зевония) в славянской мифологии - богиня зверей, птиц и охоты.

Она изображалась в богатой куньей шубе, отороченной белкой. Вместо епанчи (верхней одежды) на неё была накинута медвежья шкура, голова зверя служила шапкой.

В руках Зевана держала натянутый лук и капканы, у ног её лежала рогатина и нож.

В храмах Зеваны содержались лучшие охотничьи собаки.

Богине молились ловцы и охотники, прося у неё счастья в звероловстве, а после удачной охоты приносили ей в благодарность часть своей добычи. В заключение следует сказать, что мифы и легенды о святых покровителях охотников как части культурного наследия народов Европы живы до настоящего времени.

Легенды о великомученике Трифоне, святом Губерте, а также об их помощи охотникам и охотничьим животным существуют и сейчас. Считается, что изображение героев этих мифов на эмблемах охотничьих обществ, нагрудных знаках и жетонах приносит удачу, причем не только охотникам, но и их помощникам (собакам, верховым лошадям и ловчим птицам).

Источники:

Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил, но ещё ребенком изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил много благодеяний. Однажды силой своей молитвы Трифон заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы, и тем самым спас жителей своего родного села от голода. Особенно святой прославился изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. В молодую царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. Тогда Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана.

Когда на царский престол вступил император Декий, жестокий гонитель христиан, его епарху Аквилину донесли, что святой Трифон смело проповедует христианство. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться и сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину, он смело исповедовал свою веру. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. После этого святой Трифона бросили в темницу. Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям.

Когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел стихи из псалмов пророка Давида. Во время мучений перед святым предстал ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Нике, но святой Трифон велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.

Также существует предание, что при царе Иване Грозном во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, он остановился на острове посреди большого пруда в Марьиной Роще и утомленный долгими поисками прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Мы не зря так подробно приводили географию легенды. Дело в том, что в Москве сохранилась церковь св. Трифона на том самом месте, где по преданию сокольничий

чудесным образом обрел сокола. Давно уже нет самой рощи, на ее месте теперь одноименный район, нет и прудов, которые дали название селу, возникшему около церкви - Напрудному. В начале XX в. пруды сильно обмелели и превратились в болота, поэтому в 40-е годы их засыпали, а потом на их месте выросли кварталы жилой застройки. На месте села стоит громадное здание Московского областного научно-исследовательского клинического института, более известного как "больница МОНИКИ". А сама малогабаритная по нынешним временам церковь, вмещающая менее 100 человек, датированная аж 1492 г. (год открытия Америки, для сравнения), как раз и потерялась на фоне этой медицинской махины. Потерялась, но выжила и несколько лет назад даже открылась для прихожан. Изящная белокаменная постройка с минимумом деталей много веков хранила чудотворную икону с частичкой мощей св. Трифона и тайну своего рождения. Только в 20-х годах прошлого века реставраторы обнаружили на ее стенах древнерусское граффити (процарапанную надпись на камне), которое удалось датировать 1492 годом. Еще несколько граффити и сегодня видны невооруженным глазом на южной стороне церкви. Можно даже рукой пощупать. А заходя в церковь, обязательно поднимите голову вверх - увидите под куполом крест. Кажется, излишнее напоминание, и так всем ясно, что крест - христианский символ. Однако такие подкупольные кресты в древних храмах напоминают о временах борьбы с ересью жидовствующих, сектой, отрицавшей крест.

Память о святом осталась и в московской топографии - Трифоновская улица расположена рядом с церковью. Она идет по дну бывшего пруда, поэтому церковь и МОНИКИ оказываются как бы на холме - бывшем острове.

Святой Трифон почитался в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и повелитель гадов. Православная церковь с опаской относится к заклинаниям и прочим подобным формам народной культуры, а вот «Заклинание святого Трифона от гадов" считается каноничным. Вчитайтесь в начало этого удивительного текста: "Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам наносящих...». В общем, колорадский жук накрывается медным тазом от страха и улетает обратно в Колорадо.

Между прочим, к святому Трифону обращаются девушки с просьбой послать хорошего жениха и бесплодные женщины, так что на ниве любовно-брачных отношений наш святой тоже замечен. И в сравнении с фривольным толкованием Дня всех влюбленных без разбора Трифон, получается, стоит за традиционные отношения.

Как описано в Житии, и сокращенно трактуется Церковью: "Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244).

Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру.

Его подвергли жестоким истязаниям, но все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усечение мечом, однако прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии.

Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик и в Русской Православной Церкви".

Почитание Святого мученика Трифона в РПЦ несколько отличается от западной церкви, как и иконопись. Нам более всего известен Образ Трифона с так называемой "Русской Иконы", происхождение которой связано с Легендой о соколе Великого Князя.

Легенда имеет два происхождения - Церковное и современное, навеянное художественным произведением. К сожалению, в последние времена "народным" называют именно версию А.Толстого из "Князя Серебряного". Точно так же как "народными" называют сотни песен, у которых есть вполне конкретные авторы. Это происходит от всеобщего упадка грамотности, вызванного "советским безвременьем".

"Народное" московское предание, много раз перетолкованное, говорит о том, что "некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь".

Народное предание нашло отражение в романе А. Толстого «Князь Серебряный», которое автор вольно перетолковал, приурочив события к правлению Ивана Грозного, к рождению которого Церковь в память о событии стояла уже более полувека:

"Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах.
Максим узнал одного из царских сокольников.

— Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! — отвечал сокольник, показывая своего кречета. — Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною свое чудо! — Сокольник снял шапку и перекрестился. — Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь — пожалую тебя, не достанешь — голову долой! Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит!

Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! — сказал ратник, — не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган». Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой!

Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.
— Максим Григорьич, — прибавил он, утирая слезы, — теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет".

Однако, историками установлено, что Чудо о кречете Великого Князя, возвращенного благодаря Святому Трифону, произошло в период княжения Великого Князя Ивана III, и произошло оно, вероятнее всего, с князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым (Трифона Патрикеева никогда не существовало) в День Святого Трифона 1 февраля по старому стилю.

В память о котором, в период между 1470-м и 1480-м годом и был возведен Храм Святого Трифона в Напрудном (именно в Напрудном, а не в Напрудной Слободе, потому как в те времена еще не было никакой Слободы, а было именно село Напрудное) - первый в истории Руси храм с крещатым сводом.

Возвел Храм Великий Князь Иван III, а не Патрикеев. В памятование о сем событии князья Патрикеевы получили разрешение изображать сокола на гербовой печати, а Иван III, понимая что Чудо было явлено именно Патрикееву, - упраздняет изображение сокольника на монете, но в память о событии строит на своей земле Храм Святому Мученику Трифону.

Вероятно, князь Иван Юрьевич Патрикеев молился Святому Трифону в "его" день по Святцам, так как молиться по сиюминутной нужде принято именно святому-покровителю данного дня. Кроме того, святой Трифон почитается повсеместно именно как "укротитель" всякой твари (скота, птицы, насекомых). Разумеется, имеется вероятность, что событие могло происходить и не в данный день, а накануне, потому как молитвы обычно посылают не только в день памятования святого, а как и именины, - впереди следующим покровителям по дням Святцев.

Возможно, что между Днем святого и событием было и еще больше времени, потому как моление Трифону как покровителю всякой сельской живности было обычным в любое время. Трифон почитается покровителем "сельской живности" потому что на Западе его почитание связано с празднованием сезона сбора винограда (Трифон-Зарезан), и как "сопутствующее" - и всяки других сельхозработ и животных, а заодно и как укротителя вредных напастей урожая.

Однако, как бы там ни было, празднование Чуда в установленный Святцами День - канонично. А уж когда именно произошло событие - нам неизвестно. Основываясь на всем указанном выше, более верным является такой вариант истории о Чуде с соколом, который установлен самой Церковью: "Однажды на охоте у Великого Московского князя улетел любимый кречет и он приказал сокольнику в три дня разыскать птицу под угрозой смертной казни. После безуспешных поисков измученный сокольник уснул в лесу под деревом. Перед этим он усердно молился: «Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, избавь от ожидающей меня казни, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте». Во сне сокольник увидел юношу на белом коне, с пропавшим кречетом на руке, а поутру пропавшая птица и вправду оказалась на руке проснувшегося сокольника".

Так родилось Предание о соколе Святого Трифона, которое нашло свое отражение и в геральдике и иконописи. Особенно важно, что в этой истории присутствует именно птица, а не какое-нибудь другое существо. В те времена царские ловчие птицы «помогали» решать важные государственные вопросы: перед принятием важных внешнеполитических вопросов царь выезжал на охоту, и по полету сокола и его «бою» определял, верно ли его решение, и к чему оно приведет. Существовал даже особый род деятельности - птицегадатели. Их считали волхвами, предсказывающими будущее по полету и поведению птиц. Так что тот факт, что царскому сокольнику приснился юноша с кречетом в руке, а поутру птица оказалась в его руках, не мог остаться незамеченным - в этом определенно существовал тайный смысл. Вот таким образом в Древней Руси на стыке язычества и православия, древних легенд и фантастических событий зародился этот праздник.

С тех пор в России Святого Трифона на иконах принято изображать с соколом руке, и называют его покровителем охотников и рыболовов. А почитание его в Московских землях, настолько расширилось, что изначально на гербе Москвы изображался именно Трифон-мученик - на коне и с ловчей птицей в руке, а уже потом образ всадника стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем и некоторое время оба святых фигурировали в зеркальном отображении, хотя сокольник на коне известен в русской геральдике еще со времен сына Александра Невского, имевшего печать с таким изображением за два века до Чуда о соколе.

То что Святой Трифон, ответив на молитвы сокольника, помог ему избежать тяжкого наказания, и фактически спас ему жизнь, сделало его невероятно почитаемым, в первую очередь в Москве. Москвичи обращались к этому Святому во всех радостях и бедах, даже молодые девушки стали у него просить хороших женихов, а бесплодные женщины - детей. Так что теоретически день Святого Трифона можно было бы считать и днем влюбленных, только с точки зрения православных традиций, а не католических.

Но особо почитаем Святой Трифон, безусловно, у рыболовов и охотников. В Москве даже создан Фонд Возрождения охотничьих традиций «Национальный Фонд Святого Трифона - покровителя охотников и рыболовов». «Наш Фонд, названный в честь святого мученика Трифона, берет на себя миссию объединения охотпользователей и рыболовов по всей России, - говорит президент Фонда. - Вместе мы возродим наши исконные охотничьи традиции, воскресим эстетику национальной охоты, сохраним и преумножим охотничьи угодья, а также окажем содействие разведению и популяризации промысловых видов дичи и рыбы в российских регионах».

Среди многочисленных целей и задач Фонда - возрождение празднования Дня Святого Трифона, который каждый год отмечается Фондом в очередном из малых городов России в окружении Москвы, - это были и Зубцов, и Калязин, Венев.

Однако, Святой Трифон не единственый покровитель охотников и рыболовов. Существует церый Собор Святых Покровителей. Так называется даже отдельная икона. Эта икона примечательна в первую очередь тем, что была написана уже в XXI веке, в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. А 13 сентября 2006 года настоятелем храма Воскресения Христова в Сокольниках был совершен чин освящения удивительной и единственной в своем роде иконы святых покровителей охотников и рыболовов. С тех пор этот святой образ находится в храме Воскресения Христова , и у каждого нуждающегося есть возможность прийти и помолиться своим небесным покровителям или поблагодарить их за оказанную помощь и заступничество.

В верхней части святого образа помещены пять иконописных образов Пресвятой Богородицы. Это Тихвинская, Казанская, Озерянская, «Знамение» и Федоровская иконы, особо почитаемые охотниками и рыболовами. Каждый из образов связан с подлинными свидетельствами благодатной помощи Царицы Небесной.

Чуть ниже, в молитвенном предстательстве к Спасителю и Матери Божией, изображены двадцать угодников Божиих, издревле считающиеся покровителями охотников и рыболовов: святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев, Николай Кожеезерский, Андрей Первозванный, Фома, праведный Прокопий Устюжский и преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, Праведный Симеон Верхотурский, святой страстотерпец царь Николай, благоверный великий князь Александр Невский, великомученики Дмитрий Солунский и Георгий Победоносец, а также равноапостольный великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Дмитрий Донской.

Составлен целый ряд молитв как в целом всем покровителям охотников и рыболовов, так и отдельно святым апостолам, преподобным, великомученикам и мученикам, а также святителю Николаю чудотворцу. К ним в молитве обращались наши предки перед началом охоты и рыбалки, а также в особых ситуациях, когда люди наждались в помощи небесных покровителей. Есть свидетельства, когда святые приходили на помощь молящимся и спасали их от потопления и суровых морозов, от бури и шторма, выводили заблудившихся из лесу, а также награждали обильной добычей.

Память Святого Трифона в Москве почитается не только восстановлением храмов, приделов, или иконописанием. На улице Трифоновской в Москве планируется установить скульптурную композицию «Святой мученик Трифон». Проект установки композиции был одобрен на заседании комиссии по монументальному искусству. По мнению авторов идеи, «благодаря этому шагу пространство вокруг храма святого мученика Трифона станет своеобразным оазисом среди урбанизированной окружающей среды».

Композиция может быть установлена на территории, прилегающей к храму иконы Божией Матери «Знамение» и находящейся по адресу: улица Трифоновская, д. 38.

«В результате члены комиссии проголосовали в поддержку установки памятника "Святой мученик Трифон", принимая во внимание, что это будет способствовать развитию духовности подрастающего поколения. Учитывая, что данный объект предполагается разместить в охранной зоне, это решение необходимо согласовать с Комитетом по культурному наследию Москвы, — заявили в пресс-службе Мосгордумы.

На создание и возведение памятника святому мученику, чудотворцу Трифону в центре Москвы, а также на благоустройство прилегающей территории предполагается потратить 14 млн. рублей.

Графика - Андрей Шалыгин

Православная церковь чтит память мученика Трифона 1/14 февраля. Церковные песнопения дня:

Мученик Трифон получил благодать от Бога помогать людям и быть ходатаем пред Ним в избавлении от скорбей и напастей, в разных житейских нуждах: обнаружении пропаж, защите урожая от вредных насекомых. Но особенно прославился святой своей помощью в отгнании нечистых и лукавых духов.

Тропарь, глас 4

Мученик твой, Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Стихиры, глас 1

Трифоне всехвальне, сладости нетленныя причастник на Небесех был еси светлейший, доблественными подвиги пострадал еси, славне, и, свидетель истины быв, Христа моли даровати душам нашим мир и велию милость.

Трифоне преславне, Света присносущнаго сияньми световиден весь был еси, испроверг всю мрачную прелесть и миродержца тьмы низложив Божественною благодатию. Темже моли даровати душам нашим мир и велию милость.

Трифоне всеблаженне, радости и веселия Ангельскаго сподобился еси, отверг лея красных жития, и, душевною крепостию вся в ничто же вменив, терпеливнейше совершил еси мучение, и молишися о душах наших.

МОЛИТВА

Святому угоднику Божию мученику Трифону

О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, и предстательствуй о нас пред Господем на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, святый мучениче и чудотворче Трифоне, в великих чудесех возсиявый, прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молился еси за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас: буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с лики святых у престола Божия. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»