Календарь народных примет сентябрь. Народный календарь праздников, традиций и примет на сентябрь

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 30 сентября проводились девичьи посиделки. В церкви 30 сентября почитают память четырех мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их Софи... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Именно 29 сентября сейчас начинали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок. Также 29 сентября продолжали загота... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 28 сентября в народе называли по-разному: день Гусаря, день Никиты Гусепролета, день Гусятника, Репорез. Именно сейчас начинают резать ре... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье - хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиж... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорят, что после Корнилия корень не растет, а гибнет только. Именно поэтому, 26 сентября старались закончить все работы в поле, собрать... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Артамона даже змеи в лес уходят – это означало, что наступили холода. Действительно, отмечали, что жизнь вокруг как будт... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 24 сентября отмечается день осеннего равноденствия. Крестьяне в это время отправлялись в поля, чтобы посмотреть, насколько хорошо всходят... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня На Руси Петра и Павла дважды величали, большого - летом, а малого в дни осеннего равноденствия. К этому времени по земле на ледяных салаз... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 21 сентября отмечают рождение Пресвятой Богородицы, а 22 сентября почитают память родителей Девы Марии. В народе Анну и Иоакима считают п... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку в это время начинается Бабье Лето, 21 сентября часто называли «Второй встречей весны». Принято именно 21 сентября убирать с пас... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Недаром называют в народе сентябрь вечером года. Дни его, подобно сумеркам, тают на глазах, уступая место один другому. А 20 сентября прише... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня День 19 сентября становится короче на пять часов – так говорили в народе, поскольку смеркаться начинало достаточно рано. В этот день убир... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Согласно народным поверьям, 18 сентября считали несчастливым. Но зато говорили, что все гадания и предсказания оказываются правдивыми, а по... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 17 сентября на Руси был известен как Луков день, Неопалимая Купина, Богородица. Люди считали, что в этот день нужно обязательно помолитьс... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что, если Василиса пришла, то желательно поторопиться с льном – его собирали и подготавливали для последующей работы. Кроме тог... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что в этот день нельзя выгонять утром скотину, иначе беду можно накликать. Самого Мамонта ранее на Руси считали покровителем ов... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку по старому стилю день Семена Летопроводца приходился на 1 сентября, а в допетровской Руси его отмечали как новогодний праздник,... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе 13 сентября называли Журавлиным вече, поскольку считали, что именно сейчас журавли собираются около болот, на лугах и решают, ка... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня По примете 12 сентября крестьяне старались накрыть богатый стол и устроить пир. В церкви 12 сентября почитается память Александра Невског... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе день памяти Иоанна Предтечи 11 сентября называют Иваном Постным, поддерживая православные обычаи и отмечая: «С поста не мрут, с... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Обычно 10 сентября крестьяне начинали складывать снопы в кладушки и скирды, поскольку приближалось время затяжных дождей, и нужно было уб... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 9 сентября почитали рябину, которая как раз созревала, и можно было собирать урожай наряду с калиной. Нужно сказать, что предки ценили во... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 8 сентября традиционными кушаньями считались блины и овсяные кисели. Также в лесу было много грибов, и крестьяне, свободные от полевых ра... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Варфоломея – 7 сентября – пора жито на золу сеять. Также в народе этот день называли Листопадником, радовались большому... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В церкви 6 сентября почитается память мученика Евтихия, который известен как один из учеников святых апостолов Павла и Иоанна Богослова. ...

5 сентября – Луппа — брусничник

У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.

Убирают овес и лен. Улетают журавли.
Если журавли летят низко, то зима будет теплой, если высоко – то холодной. Если журавли летят низко, быстро, молчком – скоро будет ненастная погода.

Поиграем в словесную игру «Кузовок».
Возьмите коробку – это будет наш игровой «кузовок». Бруснику собирают в корзинку или в кузовок. А у нас кузовок будет особенный: «Вот кузовок, кладём туда слова на –ок». По очереди называем слова, которые заканчиваются на –ок (замок, грибок, лепесток, колобок, гребешок, воротничок, утюжок, сапожок, литок). Кто ошибется или не сможет придумать слово – кладет в кузовок свою вещь. В конце игры свою вещь надо отыграть – выполнить задание: загадать загадку, спеть песенку, сплясать по веселую музыку и т.п.

Грамматическая игра со словами – «Морс». Морс из брусники как называется – догадайся (вспомни, если малыш его уже пил) — ? (Брусничный! Правильно!). А из черники? (Черничный) А из клюквы? А из малины? А из смородины? Догадайся, какой морс я больше всего люблю? (малыш догадывается: «Клюквенный? Нет? Черничный? Нет? и так далее). В игре закрепляется умение образовывать прилагательные от существительных и развивается языковое чутье.

7 сентября. Тит и Варфоломей

Святой Тит последний гриб растит.

Раньше говорили так: «Кто пораньше встаёт – тот грибов наберет. А сонливый да ленивый идут после за крапивой». И так – «Не всякий гриб в лукошко кладут». Познакомьте малыша со съедобными и ядовитыми грибами. И прочитайте замечательную осеннюю сказку о грибах.

Храбрый опенок.
Э. Шим

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы - один другого краше!
Под темными елками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах-шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху - коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
И вдруг возле поваленной березы вырос еще один гриб-опенок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта - белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы и ну - смеяться: - Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмет, никто тебе не поклонится! Опенок тряхнул кудрями и отвечает:
- Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.
Но только нет - не замечают его грибники. Ходят меж темных елок, собирают дедов боровиков. А в лесу холоднее становится. На березах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студеная роса на мох ложится.
И от этой студеной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опенку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато легкая - взял да и повыше перебрался, на березовые корни. И опять грибников ждет.
А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опенка по-прежнему не глядят.
Еще холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.
И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.
Опенка тоже дождем заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на березовый пенек. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники все равно не замечают Опенка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опенку ни за что, ни про что?
Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнет.
На непокрытую голову Опенка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опенок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в березовое дупло. Сидит под надежной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти. Увидели Опенка да так-то обрадовались: - Ах ты, милый! - говорят. - Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог! И низко-низко поклонились Опенку.

8 сентября. Наталья — овсяница

В этот день в одних районах закашивают овес, в других его уже убрали. Дома можно испечь овсяное печенье и сварить овсяную кашу. В этот день варили овсяный кисель и пекли блины.

Поиграем в этот день в игру «Овёс». Все игроки берутся за руки и поют или ритмично приговаривают на каждый шаг по кругу: «Кто хочет знать, как сеют овёс? Мой батюшка сеял так…» И показывают движения. «А потом отдыхал вот так» (встать, сложив руки). Вместе приговариваем: «Овёс! Овёс! Чтобы ты рос!»

Следующий куплет – «Кто хочет знать, как жнут овес? Мой батюшка жинал его вот так! (показ жеста) А потом отдыхал вот так! (показ жеста). Овёс, овёс, чтобы ты рос!»

В следующем куплете проговариваются слова: «Кто хочет знать, как вяжут овёс», затем «Как молотят овёс».

Так в игре проговаривается последовательность выращивания овса (сеять – жать – вязать – молотить) и дети уточняют представления об окружающем мире.

10 сентября – Скирдницы

«Красно поле снопами, а гумно – скирдами». В этот день снопы убирают в скирды, люди спешат убрать хлеб перед сезоном осенних дождей.

В этот день давайте заготовим соломку для поделок или попробуем сделать небольшие поделки вместе с детьми из заранее заготовленной соломы.

Как заготовить соломку?

После уборки хлеба по обочинам полей остаются колоски. Их можно срезать и получить из них соломку. Для соломки можно использовать и травы – мятлик, лисохвост, тимофеевку.

Как сделать соломку:

— У каждого колоска отрезаем верхушку — метелку (колосок), снимаем верхний слой с листьями. Нарезаем на стебли нужной длины.

— Готовую соломку держим на солнце 2- 3 дня.

— Запариваем соломку в тазу или большой кастрюле горячей водой (длительность от 5 минут до 1-2 часов).

— Даем воде стечь. Игрушки и поделки делаем только из влажной соломы, в процессе работы ее можно смачивать.

В видео Вы более подробно увидите, как подготовить соломку к работе и как сплести из нее колокольчик для украшения интерьера:

Колокольчик из соломы

Очень подробный пошаговый мастер-класс о подготовке соломки к аппликации и изготовлению панно из соломки с малышами и детьми постарше Вы найдете в статье

13 сентября. Куприян

С Куприяна начинают дергать корнеплоды (кроме репы) и выкапывают картошку.

Поиграйте на прогулке в подвижную игру «Картошка». А после прогулки сделаем картофельные игрушки.

Мы с удовольствием играли в эту игру еще во время моего детства. Все встаем в круг и бросаем друг другу мяч. Мяч нужно отбивать друг другу. Если игрок не отбил мяч – то он садится на корточки и становится «картошкой». Чтобы выбраться из круга и снова встать на ноги «картошке» надо поймать мяч, который перебрасывают другие игроки. Мяч можно ловить, только из сидячего положения. Если «картошка» поймала мяч, она снова становится игроком.

Картофельные поделки . Рассмотрите с детьми разные по форме картофелины. Часто встречаются картофелины очень причудливой формы, похожие на разные предметы и зверюшек. Их можно использовать для изготовления картофельной игрушки.

В картофельных игрушках как в конструкторе соединяются друг с другом картофелины разного размера (например, маленькая – это голова, а большая – это туловище), половинки картошки (для устойчивости поделки). Картофелины соединяются в игрушке с помощью спичек (зубочисток, коротких палочек). Например, в картошку можно воткнуть палочки – ножки, и получится зверек. В поделках обращаем внимание на глазки картофеля. Их можно использовать как глазки игрушки.

14 сентября. Симеон Столпник. Семён – летопроводец (провожает лето). 16 сентября – Василиса. Василиса – со льнами торопися

С этого времени наступает бабье лето.

Если в этот день теплая погода, то и зима будет теплая. Если гуси улетают в этот день, то жди ранней зимы.

В Семенов день справляли Осенины – первую встречу осени.

С этого дня начинались работы в избах при огне. Гасили старый огонь, а утром добывали новый огонь. С этого дня начинали сушить и мять лен. К Семенову дню старались завершить старые дела и начать новые дела, начинали убирать корнеплоды, заканчивали посев озимых культур.

Мальчиков после трех лет (вышедших из раннего возраста) постригали и сажали на коня в торжественной обстановке. Прядь волос с их головы состригали с молитвой и ее потом хранили. Крестный отец держал повод коня и обводил ее кругом по двору. Отсюда пошел обычай дарить мальчикам деревянного коня — качалку как традиционную мальчишескую игрушку.

Раньше знания об окружающем мире передавались детям из народных игр. Давайте и мы расскажем и покажем нашим детям, как много работы нужно сделать людям, чтобы получить льняную ткань. Покажите дома или в магазине льняную салфетку или скатерть. Расскажите о льне – Вам поможет рассказать об этом детям в занимательной форме статья , и поиграйте в народную игру о выращивании льна «Ленок». В этой игре по ходу пения мы изображаем действия, о которых поется в песне.

Лён мой зеленой
При горе, при крутой,
Уж я сеяла, сеяла ленок, (изображаем, как сеют лен)
Уж я, сеяв, приговаривала,
Чеботами приколачивала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе, при крутой,
Я полола, полола ленок, (изображаем, как мы пололи лен)
Я, половши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я дёргала, дергала, лён, (изображаем, как дергают лен и т.д.)
Уж я, дёргав, приговаривала
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я стлала, стлала ленок,
Уж я, стлавши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я мочила, мочила ленок,
Я, мочивши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я сушила, сушила ленок,
Я, сушивши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я мяла, я мяла ленок,
Уж я мявши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я трепала, трепала ленок,
Я, трепавши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я чесала, чесала ленок,
Я, чесавши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я, прявши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

17 сентября. Луков день.

Начинают выкапывать лук из гряд.

Загадайте загадки про лук : «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слёзы проливает».

Прочитайте армянскую народную сказку «Отчего лук горький?» и обсудите ее с детьми.

«В старину сладкий Лук и горький Арбуз жили по-соседству. Тогда лук был таких размеров, как Арбуз сейчас. Арбуз же такой величины, как Лук в наши дни. Поскольку Лук рос большим и сладким, его поливали. Ему не приходилось заботиться о себе. Беззаботный Лук полнел и тяжелел. Одно плохо: скучно было ему.
Однажды за оградой Лук услышал шорох. Он знал, что ему ничего не грозит, но от нечего делать начал прислушиваться. Шорох перерос в частое дыхание. Хотел было Лук посмотреть, кто там объявился, да было ему лень. В конце концов не выдержал, повернулся грузным телом. За оградой, из кочек, обливаясь потом, на свет пробивался хилый Подорожник. Лук был хорошо напоен водою, поэтому сколько не пытался, не смел промолчать.

— Послушай, голопуз, — обратился он к Арбузу, — ты слышишь, Подорожник снова пыхтит.
— Нелегко бедняге, — отозвался тощий Арбуз.
— Какой бедняга? Просто нахал, — возмутился Лук, — не успели его вышвырнуть с грядки, как он уцепился за кочки.
— Нелегко ему, — вздохнул Арбуз.
— Заладил: нелегко, нелегко, — рассердился Лук.

Он пожалел, что заговорил с Арбузом. Отвернулся, замолк. Но сытого всегда донимает скука, и Лук даже снизошёл до беседы:

— Как ты сумел пробиться из твёрдых кочек, Подорожник?
— Я довольствуюсь малым и много тружусь, — еле слышно прошептал Подорожник, поскольку до плеч был ещё в земле.
— Тебя вырезают здесь, а ты прорастаешь там. Вырвут с корнем, а ты пробиваешься рядом. Откуда у тебя столько силы духа, что не погибаешь в бесконечных гонениях?
— Сила духа крепнет от борьбы, — ответил Подорожник чуть громче, освобождая грудь от стиснувших глыб.
— От борьбы, говоришь? А чем ты силён?
— Врагами силён! – ответил Подорожник звонко.

Лук не переносил высоких тонов – сытость больше нуждается в созерцательном покое. Поэтому он поморщился и с усмешкой спросил:

— Скажи, Подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на солнцепёке, быть раздавленным Копытом, вырванным с корнем, или быть порубленным неумолимым Железом?
— Самое трудное – не обидеть другого.

Лук с удивлением приподнялся и ахнул: Подорожник уже выращивал детей. Испугался Лук: «Вырастут его дети – выпьют всю влагу, которой люди поливают меня. Тогда самому придётся доставать воду из твёрдой, жадной, мрачной глубины. Нет, нет – только не это!» — ужаснулся Лук и закричал:
— Же-ле-зо! Сюда!!!
Напрасно пытался Арбуз остановить его. Лук кричал всё сильнее.
Явилось Железо и начало кромсать бунтаря. Кромсать за то, что живёт… да ещё и на своей земле.
— О Лук! – закричал погибающий. – Праздность и лень породили в тебе зависть и довели тебя до предательства! Если есть на свете справедливость, пусть сделает тебя таким горьким, как моя судьба! Арбуз же за доброту – полным, как мои надежды! И сладким, как сон.

Острым было свирепое Железо. Острым, но слепым. Чувствовало оно, что уничтожило Подорожник, но не видело, что сеет его детей, омытых вместо влаги слезами и соком самого Подорожника.
Рядом вскоре на свет начали пробиваться его дети. В разрыхлённой и влажной земле им было легче, и они росли быстрее. Увидел их Лук – горечь обожгла его и начала сушить. От бессильной ярости сам себя он грыз, уменьшаясь на глазах.

Увидел и Арбуз детей Подорожника – сладость радости разлилась в его душе. А когда внуки пробились на свет, то увидели Лук уже таким, какой он сейчас. И Арбуз увидели другим – какой он в наши дни».

Почему так говорят: «Лук – от семи недуг»? (то есть от разных болезней помогает).

Из луковой шелухи можно сделать аппликацию с помощью клея ПВА. Для этого шелуху нужно запарить в горячей воде (подержать в ней 15 минут) и прогладить затем горячим утюгом. Цвет шелухи изменится. Можно шелуху прокипятить.

На основу – картон наносится рисунок. Кусочки шелухи намазываются клеем ПВА и наклеиваются на основу в соответствии с рисунком. Можно наклеить кусочки на очень тонкую бумагу, дать высохнуть. А потом по изнаночной стороне вырезать нужные силуэты. Детям понадобится помощь взрослых при такой работе.

Подробный мастер-класс об изготовлении поделки из луковой шелухи с детьми дошкольного возраста Вы найдете в статье

21 сентября. Рождество Богородицы.

Это вторая встреча осени, встречали в этот день Матушку Осенину с овсяным хлебом и песнями.

Можно отметить с малышами праздник урожая. В этот день ходим в гости, угощаемся овощами и пирогами. Говорим об овощах и фруктах, вместе делаем простой салат и интересные блюда из даров осени и украшения для овощных блюд.

К празднику урожая можно вместе с детьми сделать осенние открытки и подарить их гостям и близким, друзьям. Простые техники выполнения осенних открыток Вы найдете в статьях ,

23 сентября. Петр – Павел – рябинники

Этот день – именины рябины.

С этого дня срывали ягоды рябины – после заморозков она становилась более сладкой. Часть ягод оставляли на дереве для разных птиц.

Если рябины в лесу много – осень дождливая, если мало – сухая.

Когда-то раньше люди украшали рябиной зимние окна: клали ветки между двойными рамами до весны. Люди верили, что рябина защитит их от злых сил. Можно и сейчас попробовать это сделать на даче.

В честь праздника – рябинника поводите с детьми хоровод «Рябинушка».

Идем по кругу:

«Вот и осень наступила,
Сад стал золотистым.
И рябинушка надела
Красные мониста.

Выполняем танцевальные движения:
А надев убор красивый,
Всех нарядней стала.
С нами яркая рябина
Вместе заплясала.

Свои ветки опустила (наклон вперед – поклон земле),
В пояс поклонилась,
Золотистою листвою
С ветром закружилась (кружение на месте).

Мы с рябиной во долине
Лето провожали
И осенним вечерочком
Дотемна гуляли».

Сделайте в этот день с детьми традиционные русские женские бусы из рябины – нанизывайте ягоды на иголку с ниткой, соедините в бусы. Когда бусы полностью высохнут, то можно покрыть лаком. Для бус можно использовать и ягоды боярышника, шиповника, кизила.

Прежде чем делать бусы, поговорите с рябинкой и аккуратно возьмите у нее ягодки.

Из этого короткого видео Вы узнаете много интересного о рябине и о том, как к ней раньше относились люди.

Видео «Рябиновые бусы – древний женский оберег».

В день рябинника также можно сделать с детьми замечательную поделку в технике квиллинг —

27 сентября. Воздвиженье

Этот день – третья встреча осени. В этот день с детьми можно отметить день капусты. Раньше говорили так: «На Воздвиженье первая барыня – капуста», ее срубали и завершали уборку урожая.

Срубают капусту и приступают к заготовке квашеной капусты на зиму. Даже название такое было – «капустные вечера». Работу делали сообща, дружно, с песней. Хозяйки пекли пироги с капустой к чаю.

Давайте поиграем в народную игру «Капуста». На середину комнаты или игровой площадки положите разные вещи (это будет наша капуста). Выбираем хозяина огорода, который будет сторожить «капусту» от волков, синиц, бобров, куниц, зайцев и медведей (то есть будет сторожить наши положенные в середину вещи от нас — игроков). Все игроки приговаривают или поют:

«Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый».

После этих слов все игроки стараются забежать в «огород», быстро схватить «капусту» и убежать. Если хозяину удалось запятнать игрока – он из игры убывает. Кто больше всего унес капусты – тот стал самым ловким и побеждает.

Говорят, что в этот день медведь в берлогу залегает на зиму.

Поиграйте в игру «Медведь»

В одной стороне комнаты или игровой площадки нарисуйте линию – это дом, в котором мы будем прятаться от медведя. С другой стороны площадки линией обозначьте берлогу медведя. Выбираем, кто будет медведем, и начинаем играть. Изображаем, как будто мы осенью собираем грибы и ягоды в корзину. Медведь изображает, как будто он спит в берлоге. Говорим хором слова:

«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит».

На слово «глядит» медведь просыпается и догоняет игроков. Его задача – запятнать их рукой. Игроки должны успеть убежать от медведя в «дом».

28 сентября. Никита – гусепролёт

С этого дня начинают собирать с грядок репу. Дикие гуси улетают в эти дни на зимовку в дальние страны.

Поиграйте на прогулке в подвижную народную игру «Гуси».

Выбираем площадку и чертим палочкой на земле линию. Сбоку площадки чертим линию, за которой будет прятаться волк. С одной стороны площадки чертим линию, с которой начнут лететь гуси. С другой стороны площадки – линию, где будет их «дом», куда им надо перелететь к хозяйке.

Выбираем, кто будет волком, кто хозяйкой, а кто – гусями. Гуси становятся в линию с одной стороны площадки, волк притаился с другой стороны площадки.

Хозяйка зовет гусей:
— Гуси- гуси!
Гуси отвечают:
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите!
— Нам нельзя!
Серый волк
Под горой
Не пускает нас домой!
— Так летите как хотите,
Только крылья берегите!

Гуси должны перебежать с одной стороны площадки на другую – в свой дом, откуда их звала хозяйка. Волк их ловит.
Если волк поймал гуся, то этот игрок становится волком в следующей игре.
Сделайте из бумаги гусей, которые умеют летать, двигать крыльями. Можно сделать целое панно – гуси, улетающие в теплые края. Как сделать гуся просто в несколько движений Вы узнаете из этого видео

С малышами в этот день можно инсценировать сказку про репку , которую начинают убирать с огорода в эти дни.

На очереди сентябрь.

01.09 – день Феклы-свекольницы, Андрея Стратилата-тепляка. Начало года до Петра I. Проверяли в поле – теплый ли ветер и созрел ли овес.

Месяц рогами вниз – к ненастью.

На Свекольницу убирают свеклу.

Родившийся на Андрея Стратилата – человек, наделенный большой мудростью.

02.09 – Самойлин, Самуила день, покровителя всех обездоленных, Свекольница. В церкви вымаливали у Самуила хороших дней, чтобы успеть с уборочной до дождей. Старались в каждом доме накрыть стол, хозяин будет сытым, добрым – и работа будет ладной.

Уборка свеклы – тяжелый удел девушек, но с каждым наклоном к грядке девке здоровья прибавлялось, румянца свекольного да красоты.

Журавли не торопятся улетать – к затяжному теплу.

Обилие рябины – к обилию осенних дождей.

Кротовьи норы обращены к северу - к мягкой зиме.

Мыши все чаще встречаются возле селения – к крутым зимним холодам.

03.09 – день Василисы-льняницы, оберегающей посевы льна и подающей рачительному крестьянину знак уборки льна; день Фаддея.

Погожая Льняница – почти месяц пробудет тепло еще.

Богато желудей на Фаддея – многоснежным Рождество ожидать можно.

Мыши гнездятся в копнах – к сырой, затяжной осени.

На Фаддея рождаются талантливые врачеватели.

04.09 – день Агафона Огуменника; Афанасьев день. Ночью сторожили гумно от лешего. Но если его умилостивить, он тогда мог быть полезен в чем-нибудь.

Ясный день на Огуменника – погожими будут еще несколько недель.

Орехов изобилие, а грибов недород – лютую зиму ждать придется.

На Агафона рождаются добрые, но обидчивые люди.

05.09 – День Луппы-Брусничника.

Теплое утро на Луппу – тепло весь месяц будет.

До Брусничника не убранный овес погибнет от заморозков.

Журавли на Луппу засобирались на юг – к скорой зиме; полетели низко – мягкой зиму ждать; высоко – скоро она о себе заявит холодом; быстро и беззвучно летят – очень скоро дожди и холода наступят.

06.09 – день Евтихия тихого, мученика, одного из учеников святых апостолов Павла и Иоанна Богослова.

Дождь сулит солнечную осень и в будущий солидный урожай.

Крик синицы – к скорому приходу осенних холодов и дождей.

Большой урожай желудей – к холодной, затяжной зиме.

На Евтихия стараются закончить уборочную, чтобы сохранить урожай невредимым.

07.09 – день Варфоломея и Тита-грибника, Листопадника.

Обильный урожай грибов – к длительным морозам зимой.

Птицы, летящие на юг, отдыхают на земле – к погожим дням; устраиваются на крыше дома – к плохой погоде.

Родившийся на Тита счастья дождется только в зрелости, талисманом ему служит янтарь.

После дня Тита-грибника собранные грибы для засолки не годились, поэтому стремились успеть собрать сколько можно на Листопадника.

08.09 – День Андриана и Натальи Овсяницы. День Павла-Рябинника. В полях проводили овсяные дожинки. Готовили овсяный кисель с блинами.

Утренние заморозки на Андриана – к ранней холодной зиме.

Обилие рябины – к частым, обильным дождям и ранним заморозкам.

На березе и дубу еще держатся листья – мягкой зимы не будет.

09.09 – день Кукши-рябинника, памяти Анфисы и Пимена. Сбор рябины традиционен, вкусной и целебной ягоды.

Скудный урожай рябины – осень порадует теплыми днями.

Грозовой Кукша – к погожей осени.

Родившийся на Анфису получил защиту от врагов, ему следует носить оникс и александрит.

Ягоды не все на рябине объедены птицами – зима лютой не будет.

Рябиновый цвет опять появился – к затяжной погожей осени.

10.09 – день Моисея Мурина, Анны пророчицы, Анны и Саввы Скирдников. Хлеб убирали в скирды. Завершал посев озимых. Молили Моисея об исцелении своего близкого от пьянства.

Погожий день – зима еще долго о себе не заявит.

Журавлиный и гусиный перелет пока не наблюдается – зима припозднится и будет мягкой.

Агатовый или хризолитовый талисман поможет в жизни родившемуся на Моисея Мурина.

11.09 – день Усекновения главы Иоанна Предтечи; день Ивана Постного, Ивана Полетнего. Репной праздник, Постник. Полевые работы не вели, пришла пора заготовок, ярмарок, торгов. Пост соблюсти было проблематично при урожае в закромах. Хотя продолжительность поста только один день, он отличается строгостью, особыми требованиями. В пищу не должно попасть ничего круглого (похожего на форму головы); нельзя срывать круглые плоды, копать картошку.

На Ивана лето заканчивается, наступает бабье.

Улетевшие журавли – признак ранней зимы.

Летит лебедь в небе – скоро снег выпадет, а гусиный полет в небе увидеть – дождь зарядит.

Скворцы не торопятся в теплые края, а грачи улетают - к теплой осени.

12.09 – день Благоверного князя Александра Невского, заступника русской земли; Александра Сытника. Надо было собрать праздничный обильный стол, на котором должна быть сытная – ячменная каша.

Перелетные птицы высоко в небе летают по кругу, улетать не собираются – хорошая, ясная осень затянется.

Погожий вечер на Сытника – к богатому будущему урожаю.

Звезды часто падают на Александра – возможен недород будущей осенью.

Ежиные норы встречаются на опушке – к мягкой зиме; скрыл еж жилище в чаще – зима ожидается суровой, направление зимних ветров будет с задней стороны норки.

13.09 – Куприянов день. День журавлиного вече. Собирают клюкву, но ходить за журавинкой (клюквой) в Куприянов день до того, как улетят журавли, нельзя было. Это грозило потерей разума или гибелью на болоте.

Журавлиный клин распался на полет поодиночке – к будущему возможному недороду.

Журавли летят с громким курлыканьем – скоро дождь будет.

Куры, утки нахохлились – к ненастью.

14.09 – Симеон Столпник (Стовпник). Семен-день – первый в новом году. Все сходились в избу к старейшему в роду для празднества, встречи нового лета и утреннего шествия в церковь. Начало свадебных недель (до конца ноября – Гурьева дня); пора новоселий (с обязательным переселением домового в печной утвари). Пора засолки огурцов.

Теплый Семен-день, ветер южный – к теплой зиме.

Погожий Симеон – осень без осадков; дождливый – влажная, ненастная осенняя пора.

Гуси совершают перелет на юг на Симеона - зима нагрянет раньше.

Начало бабьего лета: сухой Стовпник - дождливая осень.

15.09 – Мамонт-Овчарник, покровитель овец. Готовили жилище домашнего скота к зиме. Поклонялись Овчарнику, окуривали загоны, стайки вереском от злой силы.

Утром скотину выгнать – несчастье накликать.

Красное зарево вечером – к скорым заморозкам.

Овчарник дождливый – осень без осадков.

Утром и вечером росы большие – к погожим дням.

16.09 – день Василисы. Уборка льна и подготовка его к ткачеству. Уборка, чистка помещений, хозяева перебирались в зимнее жилье. Картофельные очистки, мусор после уборки, ненужный хлам сжигали – привлекали счастье на год.

Василиса дождливая – к сухой, погожей осени.

17.09 – день Неопалимой Купины, охраняющей дом от молний и пожаров, от болезней, в названии которых есть слово «огонь». Луков день, Вавилы, Богородицы.

Лук в многочисленной шелухе – к лютой зиме.

По полу мыши бегут на Неопалимую, заяц пробегает, кукушка пролетает по селу – к скорому пожару.

Держать готовой бочку пожарную – привлечь пожар.

18.09 – день Афанасия Брестского, Захария и Елизаветы Предсказательницы, нагадавшей Деве Марии появление на свет Иисуса Христа. День считался несчастливым, но правдивы на Елизавету прогнозы знахарей и гадалок, девушки устремлялись к ним погадать на жениха.

Пожелтевшие раньше срока листья – признак раннего прихода осени с последующей холодной зимой.

Рябина в многочисленных ягодах – к ненастной осени.

19.09 – Михайлов день. Михайловские морозцы, или утренники. Архистратиг Михаил спускался на землю, чтобы извести морозом злую силу.

Работать в Михайлов день – грех, к несчастью. Устраивали собрания с разбором ссор, обид, споров. Обязательное примирение должно быть отпраздновано.

Хороший день на Михаила – к затяжной благодатной осени.

Появившийся на Михаила иней обещал снежную зиму.

20.09 – Луков день. День Созонта. Начинались торги луком-репкой.

Нельзя было готовить в пищу лук раньше полной его уборки с огорода, чтобы не было недорода или гибели оставшегося в земле лука.

Журавли на Созонта высоко в небе – к холодной затяжной осени.

Белые облака наблюдаются в течение нескольких дней – к наступающим холодам; темные – к осадкам.

День Созонта рождает отличных целителей, янтарь поможет им в этом ремесле.

21.09 – Рождество Пресвятой Богородицы. Апасов (Пассиков) день. Вторая встреча весны – начало бабьего лета. Переносят на зимние квартиры пчел. Убирают лук с разрешенным использованием уже его в пищу. Начало оспожинок – праздник урожая с гуляньем парней-рекрутов, хождением в гости, одариванием молодыми супругами родственников обязательно круглыми пирогами.

Погожий Апасов день обещает хорошую осень.

Рано опала листва – рано наступит зима.

Паутина на растениях – к ясной погоде.

Красное зарево – к ветреной, дождливой погоде.

22.09 – день памяти Иоакима и Анны, родителей Девы Марии, зачавших ребенка в глубокой зрелости, покровителей рожениц и бездетных.

Праздник молодых мам и повивальных бабок.

Гости на Акима и Анну – к счастью и благополучию в доме, гостям принято ни в чем не отказывать, тоже для привлечения счастья.

Принято поминать ушедших родных и близких.

День лучше провести наедине с природой, это прибавит сил.

Родившегося в день Акима и Анны ждет счастливая, яркая жизнь.

Прелюбодеяние на день памяти родителей – особый грех.

Подарок на Акима и Анну принесет благополучие в дом и радость.

23.09 – день святителей Петра и Павла, епископов Никейских; рябинников. День сровнялся с ночью. Устраивали гулянья, собирали богатые столы с осенними пирогами – грибными, брусничниками, капустниками, обязательным рябиновым квасом.

Много рябины на рябинников – к дождливой осени; мало – к сухой.

Ветка рябины на столе привлекает счастье в дом.

Любое начинание на Петра и Павла – к доброму его окончанию.

Путешественников ждет удача.

Интуиция на святителей особенно сильная, стоит к себе прислушаться.

В этот день рождаются долгожители, отличающиеся терпением и трудолюбием, сапфир им поможет во всем.

24.09 – день Федоры, покровительницы озимых, Федора Обдера.

Девичий подол испачкался на Федору – замуж за пьяницу девушка выйдет.

Пчелы не успокаиваются в омшанике – осень еще долго простоит.

Молодоженам съесть на Федору капусту в любом виде – к счастливой семейной жизни.

Не стоит красить на Федору губы – заболеть можно; а мыть голову – к неудаче.

Начинание на Федора Обдера – к неудачному завершению.

25.09 – змеиный день, день Артамона, защитника от укусов змей. Наступают холода, от которых змеи уходят в лес.

Время удачной охоты, если добыча будет в этот день, даже небольшая.

Деревьях в желтых листьях – к ранней осени.

Дождливый Артамон – к затяжной зиме.

Высокие бурьяны – к обилию снега.

Изобилие желудей на змеиный день – к мягкой зиме и урожайному лету.

Гром на Артамона – к теплой осени.

26.09 – день Корнилия, покровитель земледельцев. После Корнилова дня ничего уже не растет, спешили убрать все в поле и огороде, кроме репы.

Дождь на Корнилия – будущий урожай богатым будет.

Теплый дождь в Корнилов день – последний. Выйти под него – зарядиться здоровьем и оптимизмом.

Съесть редьку – немочь будет посещать редко!

Репа на столе – к миру да ладу в семье.

Съеденная молодыми на двоих репка с медом – к счастливой жизни и долгой.

Свадьбы и сватовство на Корнилу – к неудаче.

27.09 – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение Господне, Ставров день. Улетают ласточки.

Любые начинания не увенчаются успехом. В лес тоже (девушке) лучше не ходить – леший утащит.

Холодный ветер в Ставров день – к теплому будущему лету.

Заморозки с утра – к скорой зиме.

Погожий Ставров день – к поздней зиме.

Таинственные следы на земле нельзя переходить, это, возможно, нечисть лесная наследила – можно вскоре заболеть.

28.09 – день Никиты Гусепролета. Репорез. Убирают и готовят репку, режут гусей. Гусь – главная фигура на Никиту.

Гусь на одной ноге над лужей – к скорому морозу; плещется в воде – погожий день ожидается; нос под крылом – к ранней зиме.

При перелете гуси часто отдыхают на земле, а скворцы покидать родную землю не торопятся на Гусепролета – осень обещает быть хорошей.

29.09 – день Людмилы. День Ефимии. Главное занятие – стрижка овец, заготовка капусты (на вечеринках). Ловили на зиму щеглов, синиц для увеселения в доме. Обязательное блюдо – птица. По косточками примечали:

тонкая – к несуровой зиме и раннему теплу, легкому существованию;

толстая – к лютой зиме, поздней весне и сложному зимованию.

Погожая Ефимия – к поздней, мягкой зиме.

Гром на Людмилу – к бесснежной зиме.

30.09 – день мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, принявших смерть от отказа отречься от христианства. Их мать умерла через три дня после похорон детей.

Пасмурное утро обещает хорошие ближайшие дни.

Днем без осадков, тепло – к затяжной осени, удачной рыбалке.

Журавли собрались улетать – Покров будет морозным, если задерживаются – и морозы задержатся.

Сентябрь - первый осенний месяц. Маленькая, но все-таки точка перехода. Кто-то первый раз пойдет в школу, кто-то в институт. Да и сама по себе осень - время перемен: мы распрощались с летом, отдохнули и набрались сил, и теперь можно с новыми идеями и свежей головой двигаться дальше.

В народе сентябрь называют «хмурень» или «листопад». И действительно, уже не так греет солнце, дни значительно короче, ночи свежее, прохлада раннего утра уже не такая ласковая. Одним словом, осень.

Народный календарь на сентябрь

Конечно, в народе примечали осенние приметы, продолжали уборку урожая, заготовки на зиму и многое другое. В этой статье мы рассмотрим народный календарь на сентябрь. Как и чем примечателен каждый день этого месяца? Все тут, и приметы, и поговорки, и интересные факты.

1-е Фекла Свекольница

В этот день начиналась уборка свеклы, которая издревле на Руси была весьма популярна. Из нее готовили многие блюда, квасили на зиму, и многое другое. Так что этот овощ был «королевой бала».

Но помимо этого, крестьяне почитали теплый ветер с юга. Его называли «тепляк». Это отражено в других названиях праздника: Андрей-тепляк или просто Тепляк. Существовала примета - если 1 сентября дует южный ветер - будет большой урожай овса.

2-е Самойлов день

2 сентября почитали пророка Самуила, его считали покровителем мужчин. Поэтому, Самойлов день вполне можно считать мужским праздником. В народе считалось, что чем лучше в этот день настроение у главы семьи, тем больше будет в семье благополучия. Поэтому мужчин баловали: жена накрывала богатый сытный стол, дочь утром преподносила новую расшитую рубаху.

3-е Фаддей Проповедник

3 сентября обычно начинали убирать лен, а он имел огромное значение в жизни крестьян на Руси - почти вся одежда шилась из льняных полотен. И это далеко не все применение льну.

А потому, совсем неудивительно, что многие обряды были связаны именно с ним. Например, чтобы лен стал магким и гибким, его сушили, раскладывая на полях. Все это нужно было делать с определенным заговором.

У этого дня народного календаря есть и другие названия:

  • Фаддеев день
  • Льняница
  • Василиса

4-е Агафон Огуменник

Крайне примечательный день, так как посвящен лешему, второе название дня - «Потехи лешего», что уже о многом говорит. В народном календаре есть несколько дней, отведенных этому духу и в каждый из этих дней очень нежелательно было ходить в лес и показываться лесному хозяину на глаза.

На Руси верили, что:

На Агафона леший из лесу в поле выходит, бегает по сёлам и деревням, раскидывает снопы по гумнам

Поэтому крестьяне выходили охранять огуменники ночью, чтобы леший ничего там не сломал и не раскидал. Выходили не просто так, существовал особый обряд:

  • во-первых, надо было заручиться поддержкой святого Агафона;
  • потом - надеть тулуп шиворот-навыворот;
  • обмотать голову полотенцем;
  • прихватить с собой кочергу.

Этой кочергой чертили круг вокруг гумна и садились где-нибудь внутри него. Только такие действия могли гарантировать безопасность припасов и их хозяина.

5-е Луп Брусничник

С этого дня все, кто не был занят серьезными работами, отправлялись в лес за брусникой. А хозяйки начинали печь брусничные пирожки и заготавливать ягоду на зиму.

Продолжалась уборка льна.

6-е Евтихий Тихий

Весьма страшный день народного календаря сентября. Существовало поверье, что те, кто ходят в лес поодиночке могут и не вернуться оттуда. Неведомый голос сентябрьской зари мог заманить в самую чащу. Опасность угрожала и тем, кто гулял в поле и на лугу. 6-го сентября, вообще, было не желательно далеко от дома уходить.

Не только голос заманивал путников в дальние дали, это делал и колдовской огонь (или красный цветок). Вообще, наши предки верили, что подобные блуждающие огоньки - души умерших не своей смертью (убиенные, погибшие при несчастном случае или самоубийцы). Он них нужно было защищаться, а потому крестьяне читали специальные заговоры-обереги.

7-е Тит Листопадник

Этот день называют также «Гриборост» или «Тит Грибник». Названия говорят сами за себя - в этот день ходили за грибами, а так же ставили угощения из грибов на стол. Конечно, их и впрок заготавливали.

Однако, уборку зерна не прекращали.

8-е Наталья Овсяница и Адриян Осенний

На Руси к этому дню очень старались завершить уборку овса и отпраздновать это событие так называемым «овсяном обедом». Все (и хозяин и работники) садились за стол, а хозяйка угощала их кушаньями с овсом:

  • блинами,
  • кашей,
  • киселем.

Важно было пить много толокна, наши предки верили, что его запах способен предотвращать пожары и оберегать овины от гнили.

В этот день не забывали и про лошадей, их тоже нужно было угостить овсом.

9-е Два Пимена

В этот день народного календаря сентября особое внимание уделялось рябине. На Руси верили, что она способна отпугнуть всякое зло. Ну, а еще - это плод истинной любви. Кроме того, существовало поверье, что рябина способна сама за себя отомстить. Так что с ней нужно быть осторожнее.

9-го сентября начинали ее заготовку. Хозяйки ставили рябиновый квас, делали вино и пекли пироги.

10-е Анна и Савва Скирдники

В этот народный праздник хлеб начинали укладывать в скирды и кладушки. После уборки и укладки урожая уже можно было им похвалиться. До 10-го сентября этого делать было категорически нельзя, а то он пропадет.

Также в этот день нужно было ходить в церковь, к заутрене, и просить святого Моисея о помощи. Он мог помочь в избавлении от блуда и пьянства.

По приметам судили о весне. Например, если березовые листья желтые на верхушке - весна будет долгой и поздней.

11-е Иван Постный

Этот народный праздник имеет другие названия:

  • Полетовщик,
  • Головосек,
  • Репный праздник.

Репный праздник - действительно, праздник. Только скромный, без широких гуляний. Главная его цель - накормить нищих и бродяг.

В деревнях начиналась уборка репы. Вообще, до 11 сентября было запрещено употреблять в пищу этот овощ. Те, кого ловили в поле репы, могли быть раздеты до гола.

Работы в поле постепенно заканчивались. А в воздухе уже отчетливо чувствовалась осень.

12-е Александр Сытник

На Сытника на Руси было принято пировать и собирать гостей. Главным украшением стола в этот день была каша из ячменя на молоке, «свытная каша». Иногда в нее добавляли мед и другие сладости.

С ячменем был связан один обряд на урожай. Оставленные на корню с последней жатвы стебли ячменя в поле, перевивали вместе со стеблями овса, читая специальный заговор для будущего урожая.

  • сушить подушки;
  • трогать карты;
  • делать новую ограду;
  • здороваться с первым гостем;
  • брать котят, такое животное будет приносить одни несчастья.

13-е Куприянов день, Журавлиное вече

На Журавлинку или Журавлиное вече журавли собираются на болоте и решают, как и когда лететь в теплые края. А вместе с журавлями там собираются и всякие болотные духи, но со своими целями. А потому, нечего было в этот народный праздник делать рядом с болотами. Там опасно и страшно: сизое марево, крики и стоны утопленников.

С этого числа уже можно начинать сбор клюквы. Трогать ее до Журавлинки нельзя - последствия нарушения запрета страшные. От одержимость до потери рассудка.

Вообще, за клюквой на Куприяна отправляли только тех, кто родился 13-го числа. Он и дорогу знает к заветному ягодному месту, и духи ему не так страшны.

В огородах продолжалась уборка корнеплодов: картофеля, репы и так далее.

14-е Семин день

Новолетие, Летопроводец или Первые осенины. Это весьма значимая дата в народном календаре наших предков. В этот день совершалось множество осенних обрядов.

Плюс ко всему это начало:

  • бабьего лета и «бабьих забот» (женщины мяли и мыли лен, пряли и многое другое);
  • вечерних хороводов и веселья;
  • свадебных недель.

А еще, в этот день все воробьи слетались к черту. Поэтому их нигде не было видно.

15-е День Мамонтия

День Мамонтия в народе называли «Козий род» и «Мамонт-овчарник». Старики строго-настрого запрещали до обеда выгонять из хлева овец и коров:

Выгонишь - беду нагонишь

В этот праздник было принято наводить порядок в хлевах: чистить их, чинить и так далее. А вечером можно было погулять, повеселиться, поплясать и попеть.

16-е Домна Доброродная

Уборка льна все еще продолжалась.

А еще, очень важно было в этот день вынести из дома всю рухлядь (особенно старые лапти). Обычно их вешали на забор. Такой обряд мог защитить от сглаза и порчи скот, урожай, двор и сам дом.

К вечеру весь этот хлам сжигали или выбрасывали (кроме лаптей).

17-е Неопалимая Купина

В этот день почитают икону «Неопалимая Купина» - образ, который в народе считается сильным оберегом от пожаров. Пожары - страшная трагедия, и сейчас и раньше, а потому люди всячески стараются защититься от них. Считается, что если 17 сентября молиться о защите от огня - просьба обязательно будет услышана.

Также в этот день начиналась уборка лука, а потому этот праздник именовали еще и Луковым.

18-е Захарий и Елизавета

Этот день в народе еще именовали «Кумоха осенняя» или «Изгнание Кумахи». Кумоха - это одна из сестер Лихорадок, а потому ее прогоняли.

Этот день хорош для предсказаний, крестьяне наблюдали за погодой и судили о том, какая будет зима.

19-е Михайлов день

19-е сентября день, в которой чтили архангела Михаила. Работать в Михайлов день нельзя - Бог накажет.

В народе это еще один удачный день, чтобы изгнать Лихорадку или Кумаху, потому как Михаила боится всякая нечисть. Также к архангелу можно было обратиться с просьбой об исцелении.

В деревнях 19-го сентября часто устраивались общие сборы - мирские братчины, на которых решались важные вопросы. После этого мероприятия устраивались пиры.

20-е Луков день

День массовой продажи лука. А вообще Луков день - печальный праздник. Он заканчивал бабье лето. Ну а еще, «девки над луком плакали», когда готовили его для различных разносолов. Но это было полезно, в народе ходила поговорка:

Наплачешься над луком - легче с долей девичьей расставаться, замуж выходить.

Из лука в этот день готовили много угощений - его фаршировали, запекали, добавляли в оладьи и так далее.

По луку гадали, судили о будущем урожае и погоде. А еще с Лукова праздника начиналась свадебная пора.

21-е Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество Богородицы

Осенины - традиционно женский праздник, который принято было встречать у воды. Женщины выходили на берега рек и озер с киселем и хлебом, читали молитву Богородице, разламывали караваи по числу пришедших, а затем каждая из них уносила свой кусочек домой и отдавала его скотине.

В печах разжигали новый огонь, обязательно дедовским методом - высеканием искры или при помощи трения палочек.

Это достаточно большой праздник в народе. Праздник урожая, его широко и весело отмечали целую неделю. Пели, плясали, танцевали и славили урожай, ведь это день осеннего равноденствия.

22-е Аким и Анна

В этот день было принято собирать дома гостей, соседей и знакомых. С чем, собственно, и были связаны различные обряды.

Этот день в народе называли еще и Днем рожениц, а потому с праздником поздравляли повитух и молодых матерей.

Готовили специальную обрядовую кашу - мирскую. Она очень хорошо подходила для различных магических ритуалов.

23-е Петр и Павел Рябинники

Рябиновые именины. После осенних ночных морозов рябина становилась особенно сладкой, из нее готовили различные угощения.

А еще эта ягода отличное средство в борьбе с различной нечистью, поэтому ее гроздьями украшали окна и развешивали под крышей дома.

24-е Федорины вечерки

Время подводить итоги летнего сезона и подготовка к зиме. С Федоры начинались капустники. Это слово живо и по сей день, почти в том же смысле. Но только раньше, подобные «вечеринки», действительно, были связаны с капустой. Бабы собирались вместе, заготавливая этот овощ. Рассказывали друг другу различные истории, пели песни, а вечером усаживались за стол.

В этот день было принято помогать в церкви.

25-е Артамон Змеевик

В Змеиный день к зиме готовились все, включая лесных обитателей. По народным поверьям, змеи в этот праздник уползали в свои норы для зимней спячки.

Крестьяне продолжали собирать рябину и делать из нее различные заготовки на зиму.

26-е Корнилье

Последний день осеннего тепла, так говорили в народе. На огородах продолжали уборку корнеплодов, заручившись помощью Святого Корнилия. Хозяйки готовили кушанья из овощей (картофеля, свеклы, моркови).

27-е Воздвиженье

«Вырий» или «Третьи осенины». В это день народного календаря очень важно было закончить все полевые работы. Девичьи посиделки продолжались.

Важным обрядом, призванным защитить дом от нечисти, был рисование крестов в доме, хлеву и иных, важных местах. Крестики чертили сажей, мелом, чесноком или углем. Также их мастерили из рябиновых веточек.

28-е Никита Гусятник

В этот день начинали забивать гусей, а потому и основным угощением в этот день был гусь. Его даже преподносили в дар водяному, чтобы хозяин рек и озер был благосклоннее.

Продолжалась уборка репы, и стрижка овец.

29-е Ефимия, Птичья костка

Очень удачный день для гадания по костям птиц и наблюдениям за погодой.

В деревнях продолжалась заготовка капусты на зиму.

Примечательно, в народе существовало поверье, что девушки, родившиеся на Ефимию, обладают чудесным голосом. Как у птички.

30-е Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь

В этот день праздновали именины Вера, Надежда и Любовь, эти имена являлись одними из самых распространенных имен. Женщины часто плакали 30-го сентября, это один из обрядов, призванный защитить от слез в будущем. А молодежь собиралась на вечерние посиделки.

Тут очень кратко перечислены приметы на каждый день сентября. И только самое основное про каждый народный праздник.

По-разному величали в народе первый осенний месяц – вересень (по времени цветения вереска), руень, руст («желтый»), ревун, дождезвон, хмурень (за первые осенние ненастья), внук июля (за теплые дни), вечер года – привнося в каждое прозвище эмоциональную нотку. Немало примет связано с этим месяцем, немало и праздников приходится на его долю.

На Фаддея (3 сентября) примечали погоду. Считалось, что ясный, солнечный день предвещает хорошую погоду еще на четыре недели.

На Агафона-гуменника (4 сентября) защищались от проказ лешего. По преданию, ночью из лесу выбирается леший, ходит по селам, проказничает – раскидывает и портит крестьянские припасы на зиму. Чтобы помешать этому, обводили кочергой по кругу погреб, амбар и т.д., читали особые заговоры, молитвы. А ночью мужики в тулупах наизнанку, с кочергами в руках отправлялись стеречь гумно. В некоторых местностях пытались гуменника задобрить, оставляли для него в овине пироги и рубили петуха.

8 сентября – Наталья-овсянница. Обычно в этот день заканчивалась уборка овса. Вечером устраивались народные гуляния, чаепития. Обязательно готовили угощение – овсяный кисель, блины, овсяное печенье.

На Куприяна (13 сентября) начинался сбор урожая корнеплодов, копали картофель. Считалось, что в этот день журавли устраивают птичий смотр, выясняют, у кого крылья сильнее, а глаза зорче. Человек, рожденный 13 сентября, посвящен в журавлиные тайны, умеет находить птичьи гнезда и никогда не подпадет под власть огонька, морочащего голову заплутавшим в болотах людям.

14 сентября – Семен-летопроводец, Симеон Столпник, Семин день. Этот день знаменовал собой конец лета. С него начинались осенние хороводы, смотрины невест.

Во многих селах на Семена-летопроводца было принято устраивать «похороны мух» (тараканов, комаров, блох и прочей «нечисти», одолевающей крестьян в избах). Выглядело это следующим образом. Девушки вырезали из моркови или репы небольшие гробики. В них сажали пойманных мух, закрывали и торжественной процессией, порой с плачем и причитаниями выносили гробики с мухами из избы, дабы предать их земле. В это время кто-то обязательно должен был полотенцем гнать мух из комнат, приговаривая, «Летите, мухи, мух хоронить!» Кое-где для изгнания мух вместо полотенца использовали штаны, в полной уверенности, что это более действенное средство, после которого мухи никогда не вернутся в избу.

В этот день происходит обновление в сердце человека «небесного огня», указывающего путь к счастью. Вечером в доме гасили все огни (перед закатом), а с появлением первой звезды зажигали свечи и молились.

На Неопалимую Купину (17 сентября) молились о защите своего имущества (дома, скота) от пожара, молнии. Начиналась массовая уборка лука. Еще в этот день принято было обходить стога сена, протыкая их вилами, чтобы избавить скот от забравшейся в сено «трясухи». Порой при этом крестьянам слышались стоны, и словно что-то шарахалось от вил. Это Кумоха – нечистая сила, под видом худой, изможденной странницы являющаяся людям и насылающая беды на тех, кто из жалости подаст ей хлеба или воды. Для ее изгнания из деревни использовали специальные обряды.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день обязательно навещали родителей, поминали всех усопших. С 21 сентября в деревнях начиналась пора свадеб. Принято было жечь в этот день старые вещи, обувь. Для избавления от болезней готовили обереги. Детей сбрызгивали водой на пороге дома – от сглаза. Чтобы защититься от порчи, в комнатах развешивали лук и чеснок, а под крышу дома вывешивали лапти.

30 сентября. Всесветные бабьи именины. День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Один из тех редких дней в году, когда считается, что слезы – к счастью. С утра полагалось выплакать все проблемы и несчастья за целый год, а вечером – устроить посиделки и отметить девичий праздник.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»