Пандит неру. Джавахарлал неру

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Имя: Джавахарлал Неру (Jawaharlal Nehru)

Возраст: 74 года

Рост: 178

Деятельность: политический деятель

Семейное положение: вдовец

Джавахарлал Неру: биография

Джавахарлал Неру был культовым лидером борьбы за свободу и независимость Индии и видной фигурой в политической и общественной жизни страны. Руководитель Конгресса, ставший первым премьер-министром провозглашенного независимого государства, - продолжатель традиций и автор экономических, социальных и политических реформ, направленных на переход от колониального правления к республиканскому.

Детство и юность

Джавахарлал Неру родился в северо-западной провинции колониальной Индии 14 ноября 1889 года. Отец Мотилал Неру был состоятельным юристом, принадлежавшим к общине кашмирских пандитов, и дважды занимал пост президента Индийского национального конгресса. Мать Сваруп Рани являлась потомком представителей касты браминов, осевших на территории Пакистана.


Будучи старшим ребенком в семье, Джавахарлал вырос в Аллахабаде в окружении 2-х сестер - Виджаи Лакшми, ставшей первой женщиной-председателем Генеральной Ассамблеи ООН, и будущей индийской писательницы Кришны Хутзинг.

Детство Неру прошло в атмосфере гармонии и спокойствия, обеспеченной высоким положением родителей. Мальчик обучался дома под присмотром гувернанток и воспитателей, проявлял способности к наукам, отдавая предпочтение теософии. Джавахарлал читал буддийские и индуистские писания, которые дали толчок к интеллектуальному развитию и позже отразились в книге «Открытие Индии», написанной в тюрьме в 1944 году.


События русско-японской и англо-бурской войны повлияли на формирование взглядов молодого Неру. Он начал размышлять о свободе от европейского рабства и стал ярым сторонником национализма. Обучаясь в частной британской школе Хэрроу, юноша познакомился с историей итальянского революционера Джузеппе Гарибальди и проникся идеей борьбы за независимость.

В 1907 году Неру поступил в кембриджский Тринити-колледж на факультет естественных наук, параллельно изучал экономику и политологию. Получив степень бакалавра, Джавахарлал переехал в Лондон и вступил в Почетное общество Внутреннего храма, позволявшее занять место в адвокатской коллегии.


Адвокат Джавахарлал Неру

Вернувшись на родину летом 1912 года, Неру стал защитником в Верховном суде Аллахабада, но не получал удовольствия от юридической практики. Он начал всерьез заинтересоваться политикой и вскоре стал участником ежегодной сессии Национального конгресса Индии, проходившей в Патне.

Политика

В 1912 году молодой человек согласился работать на партию Махатмы Ганди, поддерживавшую национальное движение «За гражданские права», занялся сбором средств, необходимых для политической деятельности. Позже Джавахарлал выступал против актов цензуры, использования наемного труда и других проявлений дискриминации, с которой сталкивались индусы в английских колониях.


К концу Первой мировой войны Неру, обладавший радикальными политическими взглядами, открыто говорил об отказе от сотрудничества с имперскими властями и тесно контактировал с агрессивными представителями националистов, выступавшими за переход к самоуправлению.

В 1916 году Джавахарлал стал секретарем организации, требовавшей для страны статуса имперского доминиона, а спустя 4 года молодой политик возглавил движение «За отказ от сотрудничества». Подобная деятельность строго каралась властями, и Неру арестовали за антиправительственные высказывания.


После освобождения из тюрьмы Джавахарлал занялся поиском союзников и налаживал связи с иностранными движениями за независимость и демократию. В 1927 году индийского активиста пригласили на съезд Конгресса угнетенных народов в бельгийской столице, призванный планировать и координировать борьбу с империализмом, а по возвращении избрали председателем партии ИНК.

Неру стал одним из первых лидеров, который призывал принять решение об окончательном разрыве отношений с Британской империей. Его резолюцию одобрили на мадрасской сессии Конгресса в 1927 году, несмотря на критику Ганди. Активисты требовали от англичан предоставления статуса доминиона в течение 2-х лет, в случае несоблюдения сроков Неру грозил национальными беспорядками и восстанием.


Правительство отклонило претензии колонии, и в начале 1929 года в Лахоре при большом скоплении народа Неру водрузил индийский триколор и зачитал декларацию о независимости. После этого Джавахарлал разработал политическую доктрину Конгресса и в качестве основополагающих целей назвал свободу религии, право на создание ассоциаций, равенство перед законом независимо от происхождения и вероисповедания, защиту территориальных языков и традиций, отмену неприкасаемости, национализацию промышленности и социализм.

Неру избрали главой партии, и вскоре индийский политический деятель смог реализовать многие из провозглашенных им стратегий. В 1936 году Джавахарлал предпринял путешествие по Европе, во время которого всерьез увлекся марксизмом. Изучение принципов этой философской теории Неру продолжил в тюрьме, куда посадили членов рабочего комитета мятежного Конгресса.


В 1947 году Великобритания, наконец, согласилась предоставить независимость южно-азиатской колонии, и Неру возглавил временное правительство Индии, став первым премьер-министром свободной страны. Смерть Махатмы Ганди 30 января 1948 года стала национальной трагедией, которая помогла укрепить позиции новой власти. Конгресс жестко контролировал проявление скорби и подавлял выступления правых националистических движений, арестовав около 200 тыс. человек.

В 1952 году партия под предводительством Джавахарлала получила неоспоримое превосходство на выборах и обеспечила себя лидирующими позициями на ближайшие 10 лет. В экономике Неру выступал за смешанный тип отношений, при котором государственный сектор, контролируемый правительством, сосуществовал наравне с частными предприятиями.


Направляя инвестиции в ключевые отрасли, лидер Конгресса содействовал развитию сталелитейной, металлургической, угольной и энергетической промышленности. Несмотря на это, Индия отставала от других стран по причине государственного контроля и регулирования, препятствовавших росту ВВП. Неудачной стала и аграрная реформа Неру, направленная на перераспределение земельных владений.

В социальной сфере дела обстояли лучше: строились школы и высшие учебные заведения, куда могли поступить дети из бедных семей. Достижением Неру стало введение бесплатного питания в школах и открытие образовательных учреждений и культурных центров для взрослых.


Возглавляя свободную Индию с 1947 по 1964 год, лидер Конгресса сделал страну признанным участником мирового Содружества наций, наравне с другими бывшими колониями. На международной арене индийский премьер прославился как пацифист и миротворец, сохранивший нейтралитет в холодной войне и выступивший посредником в процессе урегулирования разногласий между коммунистическими державами и западным блоком.

К сожалению, Неру не удалось избежать вооруженного конфликта на родине. После нападения китайской армии на северо-восточные границы Индии страна лишилась некоторых территорий, а Неру раскритиковали за недостаточное внимание правительства к обороне.


В ходе конфликта Джавахарлал писал письма американскому президенту и просил предоставить самолеты для ведения боев против азиатского соседа. США отказали, и отношения между странами охладели. В это время на помощь Индии пришел Советский Союз, оказавший экономическую поддержку молодому государству. С этого момента страны взяли курс на сближение и установление экономических, политических и общественных связей, продолженный дочерью премьер-министра .

Личная жизнь

В 1916 году Неру женился на юной красавице по имени Камала Каул, а годом позже на свет появилась их единственная дочь Индира, судя по фото, очень похожая на отца. Джавахарлал искренне любил девочку и мечтал, чтобы она стала сильным, образованным человеком, разделявшим его взгляд на всемирную историю, изложенный в одноименной книге.


В 1930-х годах Камала заболела туберкулезом и уехала лечиться в Европу. Неру навещал супругу в санатории в Швейцарии вплоть до ее смерти в 1936 году.


После этого в личной жизни лидера независимого государства появилась другая женщина, супруга королевского наместника Эдвина Маунтбеттен. Об их отношениях свидетельствовали письма, обнаруженные в архивах премьер-министра Индии.

Смерть

После 1962 года здоровье Неру начало ухудшаться. Некоторые исследователи связывают тяжелое состояние премьер-министра с переживаниями по поводу исхода китайско-индийской войны, которую он расценивал как предательство доверия.


26 мая 1964 года Джавахарлал почувствовал боль в спине и обратился к врачам. Описывая симптомы, политик потерял сознание и спустя сутки скончался. Причиной смерти Неру специалисты посчитали внезапно случившийся сердечный приступ.

После традиционных церемоний тело премьер-министра завернули в национальный индийский флаг и выставили на всеобщее обозрение. 28 мая 1964 года Неру кремировали в соответствии с индуистскими обрядами в Шантиване, а прах развеяли над рекой Джамной.


День рождения культового политика стал национальным индийским праздником, известным как День защиты детей, а имя Неру присвоили многочисленным общественным учреждениям и культурным центрам по всему миру. В резиденции, принадлежавшей семье партийного лидера, сразу после смерти открыли мемориальный музей, а через несколько лет в Дели установили памятник великому индийцу.

Библиография

  • 1928 – «Советская Россия»
  • 1928 – «Письма от отца к дочери»
  • 1935 – «Автобиография»
  • 1944 – «Открытие Индии»
  • 1949 – «Взгляд на всемирную историю»

(1889 – 1964 гг.)

Джавахарлал Неру родился 14 ноября 1889 года в семье, принадлежащей к высшей индуистской касте брахманов. Его отец – Молила Неру получил прекрасное образование, руководил своей адвокатской конторой, держал скаковых лошадей и владел фешенебельным домом с электрическим светом, бассейном, теннисным кортом и полем для крикета, что для Индии тех времен было верхом роскоши. Молила назвал его «Обитель радости» и часто принимал там гостей, среди которых была не только местная интеллигенция, но и англичане, уважавшие хозяина. Семью обслуживало несколько человек, так что жизнь будущего премьер-министра Индии протекала в безоблачной атмосфере.

В 1905-1912 годах Джавахарлал отправился учиться в престижную английскую школу Харроу, которую, в свое время, закончил Уинстон Черчилль, а затем продолжил образование в Кембриджском университете. Но, входя в число «золотой молодежи», Неру думал не только о развлечениях. Воспитанный в семье, где категорически осуждались кастовые различия, он все чаще задумывался о печальной судьбе своей родины – огромной страны, вынужденной служить придатком далекой метрополии. Он прекрасно осознавал экономическую отсталость Индии, которой двести лет командовали иноземцы. Результатом грустных мыслей стало вступление молодого человека в 1912 году в партию Индийский национальный конгресс (ИНК).

Закончив образование Неру возвратился домой, поступил в адвокатскую контору отца и начал активную политическую жизнь.

После Первой мировой войны в Индии поднялась волна сопротивления, которую возглавил Махатма Ганди. Среди его ближайшего окружения появился молодой адвокат Джавахарлал Неру, которого Отец нации считал своим другом и преемником.

Протесты против засилья англичан приняли форму ненасильственного сопротивления, согласно теории, разработанной Ганди. Люди отказывались сотрудничать с колониальными властями в любой форме, будь то работа на предприятии, где хозяин – англичанин, или покупка английских товаров. По всей стране запылали костры, на которых сжигались вещи, произведенные за границей.

Неру трудился как одержимый. Бывало, что он выступал на двенадцати митингах в день. В то время он был самым популярным членом Национального конгресса. На его выступления собирались гигантские толпы народа, который дал ему прозвище «Жемчужина Индии».

Джавахарлала во всем поддерживала семья. Его отец Матилал подарил свой дом партии, сестры сменили роскошные наряды на простую одежду, жена вместе со свекровью организовывала массовые демонстрации в родном Аллахабаде, и даже совсем юная дочь Индира (будущая любимица всего народа Индира Ганди) сожгла любимую куклу, сделанную во Франции.

В 1921 году Неру впервые арестовали за антианглийскую агитацию, а всего за свою жизнь он отсидел в тюрьме около десяти лет.

Радикальные взгляды Неру и его активная жизненная позиция способствовали выдвижению его на роль одного из лидеров левого крыла ИНК. С 1923 года он не раз избирался секретарем Исполкома, а затем генеральным секретарем партии.

В 1927 году Неру участвовал в Конгрессе угнетенных народов в Брюсселе, затем активно сотрудничал с созданной на этом конгрессе Антиимпериалистической лигой.

В 1946 году Неру вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром считался вице-король лорд Маунтбаттен) и министра иностранных дел. Руководил работой Межазиатской конференции в Дели.

В 1947 году по плану Маунтбаттена Индия получила независимость, но при этом была разделена на индуистский Индийский Союз и мусульманский Пакистан. С этого момента и до самой смерти Неру бессменно занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел.

Раздел страны проходил «по живому»: погибло много народа, огромные массы населения снимались со своих мест, чтобы переехать в другую страну, разрушились десятилетиями налаживаемые экономические и культурные связи. Неру делал все возможное, чтобы наладить мирную жизнь, но вскоре случилось непоправимое: индуистский религиозный фанатик убил Махатму Ганди, который призывал сограждан к веротерпимости. Гибель друга потрясла Неру и показала всю хрупкость достигнутого мира.

В это трудное время и особенно после смерти Сталина Индии очень помогал огромными кредитами Советский Союз, где начался «индийский бум»: один за другим на экраны выходили индийские мелодрамы, где блистал Радж Капур, в газетах печатались новости из этой далекой экзотической страны. Когда Неру в 1955 году приехал в Москву, полгорода высыпало ему навстречу. Люди махали руками, дарили цветы, радостно улыбались… Так не встречали ни одного политика ни до, ни после индийского гостя.

В апреле 1958 года Неру выразил желание временно отойти от дел, чтобы «собраться с мыслями», однако отказался от своих планов и остался на посту премьер-министра.

В 1962 году пограничный спор Индии с Китаем едва не привел к большой войне, одним из поводов к которой послужило предоставление индийским правительством убежища далай-ламе, который бежал из Тибета после захвата его китайскими войсками. Стороннику ненасильственных действий пришлось занять жесткую позицию и заявить, что Индия готова оказать отпор агрессору.

В последние годы жизни Джавахарлала Неру ему оказывала огромную помощь его дочь – Индира Ганди, к тому времени успевшая выйти замуж за однофамильца его погибшего друга. Кстати, ее замужество вызвало в обществе скандал, потому что ее супругом стал парс, а не индус, но Неру поддержал свою дочь.

Умер Неру в Нью-Дели 27 мая 1964 года, завещав придать его прах земле. Народ Индии выполнил последнюю волю своего любимца. После кремации, его прах был развеян с самолетов над страной, которой он отдал всю свою жизнь.

Среди его книг – «Взгляд на мировую историю», «Автобиография», «К свободе» и «Открытие Индии».

Цитаты из Джавахарлала Неру:

«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям».

«О свободе надо судить по степени свободы самых низших».

«Человек, старающийся прикрыть свою слабость громкими фразами и благородными принципами, невольно вызывает подозрение».

» является частью «Махабхараты », одним из эпизодов обширной драмы. Но она стоит особняком и представляет собой законченное произведение. ...Ее популярность и влияние не уменьшились со времени ее создания в добуддийскую эпоху, и сейчас в Индии ее притягательная сила так же велика, как и прежде. Все школы мышления и философии обращаются к ней и толкуют ее каждая по-своему. В период кризиса, когда разум человека мучат сомнения и терзают противоречивые обязанности, он все более обращается к «Гите» в поисках света и руководства, ибо это - поэма, созданная в эпоху политического и социального кризиса и, более того, кризиса человеческого духа.
...«Гита» касается главным образом духовной основы человеческого существования, и именно в этом контексте предстают практические проблемы повседневной жизни. Это призыв к действию, для того чтобы выполнить обязанности и долг, налагаемые жизнью, всегда имея, однако, в виду духовную основу и более широкую цель вселенной. Бездействие осуждается, а действие и жизнь должны соответствовать высшим идеалам эпохи, ибо сами эти идеалы могут меняться от одной эпохи к другой...
Поскольку для современной Индии весьма характерно чувство глубокого разочарования и она пострадала от излишнего квиетизма, этот призыв к действию обладает особой притягательной силой. Это действие можно также истолковать с современных позицийкак действие в интересах улучшения социальных условий и практического, бескорыстного, патриотического и благородного служения обществу. Согласно «Гите», такое действие желательно, но в нем должен содержаться духовный идеал. Кроме того, действие должно совершаться в духе отрешенности и не следует особенно беспокоиться о его результатах. Закон причины и следствия сохраняет свою силу при всех обстоятельствах, поэтому правильное действие должно неизбежно дать правильные результаты, хотя они, возможно, и не скажутся сразу.
Сказание «Гиты» не является сектантским по своему содержанию и не адресуется какой-либо одной школе мышления. Она универсальна в своем подходе ко всем: и к брахману и к парии. «Все пути ведут ко Мне», - гласит она. Именно в силу этой универсальности она пользуется успехом у всех классов и школ. В ней есть нечто нестареющее и способное постоянно обновляться - некое внутреннее качество, состоящее в способности к серьезному исследованию и исканиям, к созерцанию и действию, устойчивости и равновесию, несмотря на конфликты и противоречия. Во всем этом имеется какая-то уравновешенность и единство среди неравенства, и вся она проникнута духом превосходства над меняющимся окружением, но не уходит от него, а приспосабливается к нему. В течение 2500 лет, истекших со времени ее написания, природа индийца неоднократно подвергалась процессам изменения, развития и упадка. Опыт сменялся опытом, мысль следовала за мыслью, но она всегда находила в «Гите» что-то живое, что-то отвечавшее развитию мышления, что-то свежее и применимое к тем духовным проблемам, над разрешением которых бьется разум.

Джавахарлал Неру – политический деятель мирового масштаба, премьер-министр Индии, соратник М. Ганди , министр иностранных дел, лидер индийского национального освободительного движения (левого крыла). Его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди были премьер-министрами Индии (третьим и шестым соответственно).

Родился в Аллахабаде 14 ноября 1889 г. Его отцом был известный адвокат Мотилал Неру, который стал одним из первых индийских политических деятелей. Джавахарлал Неру получил домашнее образование, продолжил обучение в Харроу, а также в Кембриджском Университете (Тринити-колледже). По завершении образования вернулся на родину, работал юристом.

В 1916 г. состоялось его знакомство с Мохандасом Ганди, и эта встреча сыграла немаловажную роль в его биографии. Впоследствии Неру превратился в его ближайшего соратника, пользовавшегося теми же методами в борьбе за независимость Индии от британских властей (ненасильственное сопротивление). Неру стал членом Индийского национального конгресса (ИНК); наставничество Ганди помогло ему выдвинуться на пост генерального секретаря ИНК, который он занимал на протяжении 1923-1925 гг.; в тот же период он был и сопредседателем Аллахабадского муниципалитета.

В 1929 г. Дж. Неру был провозглашен лозунг о независимости своей страны, еще через два года на съезде партии в Караги он стал во главе создания всеиндийской программы по развитию в социальной и экономической сферах. В 1930-ых гг. был среди тех, кто занимал резко негативную позицию по отношению к милитаризму и фашизму. За период до 1947 г. ему пришлось в общей сложности более десятка лет провести в тюремных застенках.

С 15 августа 1947 г., после того, как его страна стала независимой, он занял пост премьера-министра Индии, и первым государственным деятелем на этой должности он пробыл до самой смерти. Остался Неру на этом посту и в результате первых всеиндийских выборов (1951-1952), по итогам которых Индийский национальный конгресс вернулся к власти.

Джавахарлала Неру неслучайно называли строителем новой Индии, ведь именно ему принадлежала заслуга разработки главных принципов становления и развития государства, его как внутренней, так и внешней политики. Они получили известность как «курс Неру». Первый премьер-министр придерживался позиции, что государство должно активно вмешиваться в национальную экономику, но при этом не недооценивал значения для социального и экономического развития страны частной инициативы, считая ее главным двигателем и стимулом. Под его началом индийское правительство провело ряд масштабных мероприятий, направленных на ликвидацию отсталости населения и страны в целом. Экономика Индии развивалась по разработанными под руководством Неру планам на пятилетки, которые были реализованы на протяжении 1951-1966 гг.

В апреле 1954 г. индийский руководитель провозгласил «панчашилу» - так назывались пять принципов, на которых основывалось мирное сосуществование разных социальных систем. Индия выбрала для себя курс позитивного нейтралитета, который предусматривал независимость страны в равной степени от восточного и западного блока. В то же время Неру был сторонником активного развития дружеских отношений с Советским Союзом. Индийский лидер был участником трехсторонних консультаций вместе с Иосипом Броз Тито и Гамалом Абдель Насером, после которых возникло Движение неприсоединения, куда вошли страны, чья экономика кардинально отличалась от советской и капиталистической модели.

Annotation

Эта книга видного политического и государственного деятеля, одного из лидеров национально-освободительного движения в Индии, ее первого премьер-министра Джавахарлала Неру была написана им в тюрьме в 1944 году, в момент, когда борьба за освобождение страны от колониального владычества близилась к победному завершению. В ней рассказывается об истории, драматических страницах освободительной борьбы, культуре, религии, быте и традициях Индии. Автор размышляет о важнейших проблемах жизни индийского народа.

Джавахарлал Неру

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава первая ФОРТ АХМАДНАГАР

Глава вторая БАДЕНВЕЙЛЕР, ЛОЗАННА

Глава третья ИСКАНИЯ

Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИНДИИ

Глава пятая СКВОЗЬ ВЕКА

Глава шестая НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глава седьмая

Глава восьмая

ЗАКОН ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНДИЕЙ 1935 г.

Глава девятая

Глава десятая СНОВА АХМАДНАГАРСКАЯ КРЕПОСТЬ

СТРУКТУРА ИНДИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПОСТСКРИПТУМ

Джавахарлал Неру

Открытие Индии

ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Я счастлив, что моя книга «Открытие Индии» переводится на русский язык. Эта книга была написана двенадцать лет назад, когда я находился в тюрьме, а на большой части земного шара бушевала война. В книге отражены мои настроения и мысли того периода.

За последнее десятилетие в мире произошли крупные перемены и мы, кажется, уже далеко ушли от начала сороковых годов этого столетия. Но книга касается, главным образом, далекого прошлого Индии, и, быть может, она несколько облегчит понимание истории этой древней страны. Возможно также она поможет получить некоторое представление о событиях, которые оказали влияние на современное поколение Индии.

Я надеюсь через несколько дней посетить Советский Союз, эту великую страну, чтобы лично увидеть то, о чем я читал так много, и познать в какой-то мере те силы, которые содействовали созданию в наш век этой великой и обширной страны, оказывающей столь большое влияние на судьбы всего мира. Мне особенно приятно, что эта книга, созданная в уединении тюремной жизни, теперь выйдет в свет на русском языке.

Дшавахарлал Неру

Дели.

«Когда в мечтаньях сладких , молчаливых

Я вспоминаю о делах прошедших ...»

МОИМ КОЛЛЕГАМ И ТОВАРИЩАМ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ В АХМА ДНАГАРСКОЙ ТЮРЬМЕ

С 9 АВГУСТА 1942 ГОДА ПО 28 МАРТА 1945 ГОДА.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга была написана мною в Ахмаднагарской тюрьме за пять месяцев, с апреля по сентябрь 1944 года. Некоторые из моих коллег, отбывавших заключение вместе со мной, оказали мне любезность, прочитав рукопись и сделав ряд ценных замечаний. Просматривая свою книгу в тюрьме, я учел эти замечания и внес некоторые добавления. Едва ли надо оговаривать, что никто из читавших рукопись не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязательно разделяет мои взгляды. Но я должен выразить глубокую благодарность моим сотоварищам по заключению в Ахмаднагарской тюрьме за наши бесчисленные беседы и споры, которые в значительной мере помогли мне уяснить для самого себя различные стороны индийской истории и культуры. Пребывание в тюрьме неприятно даже в течение короткого срока, не говоря уже о долгих годах. Но мне посчастливилось жить в тесном контакте с людьми выдающихся способностей и высокой культуры, чьи широкие гуманистические взгляды не омрачались даже бушевавшими в то время страстями.

В лице моих одиннадцати сотоварищей по Ахмаднагарской тюрьме весьма любопытным образом была представлена вся Индия. Они олицетворяли, каждый по-своему, не только политику, но и индийскую науку, как старую, так и новую, и различные стороны жизни сегодняшней Индии. Были представлены почти все основные существующие индийские языки, а также классические языки, оказавшие огромное влияние на Индию в прошлом и в настоящем, причем уровень знаний был часто высоко научным. Среди классических языков были: санскрит и пали, арабский и персидский; из современных - хинди, урду, бенгали, гуджарати, маратхи, телугу, синдхи и ория. Все это богатство было к моим услугам, и пользование им было ограничено лишь моими собственными возможностями. Хотя я питаю благодарность ко всем моим сотоварищам, мне хотелось бы особенно выделить маулана Абул Калам Азада, чья огромная эрудиция неизменно удивляла и восхищала меня, Говинда Баллабх Панта, Нарендра Дева и М. Асафа Али.

Прошел уже год и три месяца с тех пор, как я закончил эту книгу; некоторые ее разделы несколько устарели, ибо за это время произошло много событий. У меня было искушение внести в книгу добавления и исправления, но я не поддался ему. Да, собственно, я и не мог поступить иначе, ибо жизнь за стенами тюрьмы течет по-иному, и для размышлений и литературной работы нет времени. Я не мог даже перечитать написанное. Вначале я писал от руки, а после моего освобождения рукопись была перепечатана на машинке. Мне трудно было выбрать время, чтобы прочитать отпечатанный текст, и издание книги все откладывалось, пока на помощь мне не пришла моя дочь Индира, которая и сняла это бремя с моих плеч. Книга осталась такой же, как она была написана в тюрьме, без добавлений или изменений, кроме постскриптума в конце книги.

Я не знаю, какие чувства вызывают у других авторов их произведения, но когда я читаю что-либо написанное мною ранее, у меня всегда бывает какое-то странное ощущение. Это ощущение еще более усиливается, когда рукопись пишется в душной, ненормальной атмосфере тюрьмы, а читается потом на свободе. Я, конечно, узнаю свою книгу, но не полностью. Мне кажется, что я читаю нечто знакомое, написанное другим человеком, который был мне близок и все же был иным. Быть может, это связано с теми переменами, которые происходят во мне.

Такие же чувства вызывает у меня и эта книга. Она - моя и, вместе с тем, не совсем моя, поскольку сегодня я уже иной. Она представляет скорее некое мое прошлое я, которое уже ушло с целым рядом других я, существовавших какое-то время и исчезнувших впоследствии, оставив после себя одно лишь воспоминание.

Джавахарлал Неру.

Аианд Бхаваиу ^^.ллсюьаб&д j

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»