Молитва моздокской божьей матери. Иверская моздокская

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Моздокская икона Божией Матери, список с афонской Иверской иконы, была в XIII веке прислана святой царицей Тамарой в дар новопросвещенным христианам осетинского аула Марьям-Каду. В 1768 году эта икона явила знамение на берегу Терека, недалеко от Моздока. Епископ Гаий построил для иконы часовню. В 1796 - 1797 годах на месте часовни был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, при котором вскоре была основана женская обитель (упраздненная вместе с самой Моздокской епархией в 1799 году). В конце XIX века жители Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Матери величественный храм. Матерь Божия неоднократно оказывала скорую помощь верующим через эту свою икону.

В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) в очерке«Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви» отмечал: «Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Кабарды (Екатериноградская, Приближная, Прохладный, Пришиб, Котляревская, Александровская) и Осетии (Эльхотово, Ардон, Алагир, Фиагдон, Владикавказ), совершая апостольское служение.

«Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

Икона-оригинал по Промыслу Божиему в о время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена .

В настоящее время чтимый точный список с чудотворной Моздокской иконы Божией Матери является священным украшением и средоточием молитвенного прославления Божией Матери в Свято-Никольском храме (г. Прохладный, КБР)

Пред Моздокской иконой Пресвятой Богородицы молятся о защите от междоусобной брани, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов душевных и телесных, при тяжелых обстоятельствах

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ЕЕ ИКОНОЮ МОЗДОКСКАЯ

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша.

Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, услыши нас молящихся Тебе, и яви нам скорую милость Твою, Моли Сына Твоего избавитися нам от всякаго зла и сохрани люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, всех нас сохраняющи под кровом благости Твоея, ризою Твоею честною защити.

Призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления и молитвою Твоею сподоби нас со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися.

Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих, тем же всечестный образ Твой и рукою Твоею Держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадаем и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими богоприятными молитвами в мире и благочестии земный путь прейти и небесныя безконечныя жизни достигнути и Трисиянному Богу со всеми, угодившими Ему, поклонятися во веки веков. Аминь.

ВЕЛИЧАНИЕ.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Использованные источники:

Моздокская икона Божией Матери

Празднование на Преполовение Пятидесятницы в день явления, 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы.

Моздокская икона была писана иконописцем при дворе святой царицы Тамары, по преданию, приготовлявшимся к своему труду сорокадневным постом и молитвами. Размер иконы 124,46 х 102,235 см (один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины). Икона видимо была написана по золотому фону. Некоторые утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками, но моздокские осетины говорят, что она покрылась копотью во время пожаров трижды поражавших церковь где она изначально стояла.

Святая царица Тамара Грузинская, дочь осетинской княгини и жена осетинского князя, проявляла особую заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами и однажды прислала в дар храму около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе эту икону Божией Матери. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и святую икону каждый раз находили целой, на горе неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Божией Матери от огня послужило первой причиной её чествования как чудотворной.

После подпадения Осетии под влияние ислама, к верованиям ещё нетвёрдого в Православии народа стали примешиваться мусульманские, но почитание к христианским храмам, Пресвятой Деве Марии, Илии пророку, Георгию Победоносцу и другим святым Божиим, а также некоторые христианские праздники и обряды сохранялись среди них. Они продолжали чтить и икону Богоматери, присланную Тамарой, которая своими знамениями сохранила немало осетин и черкесов верными христианству.

С XVI века горцы начали постепенно входить в соприкосновение с ширившимся Русским государством и вновь принимать от русских христианство. В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила Осетинскую духовную комиссию для проповеди Евангелия горским народам Кавказа. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Русское правительство в 1763 году пригласило горцев селиться близ Моздока. В 1793 году императрица Екатерина II взамен Осетинской комиссии учредила в Моздокеепископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев.

В том же 1793 году накануне преполовения Пятидесятницы партия горцев прибыла к Моздоку имея с собой чтимую икону Божией Матери. Ночью, переселенцы увидели, что от арбы в которой находилась икона, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, который не мерк целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов в арбу с иконой, но, несмотря на все понуждения, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Повинуясь повелению они поставили её на указанном месте и отправились в путь. Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии.

Узнав о явлении иконы епископ Гаий с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил в кафедральном Моздокском соборе. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою там, где остановилась арба. Епископ поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. В 1797 году на месте часовни уже был построен и освящен небольшой храм во имя Успенской Божией Матери. Лес доставили жители Луковской станицы, а средства собраны от отдельных добровольных жертвователей. Рядом с храмом вырос и женский Успенский монастырь, создававшийся во многом благодаря пожертвованиям многочисленных богомольцев стекавшихся к иконе.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена, закрыт Успенский монастырь, а владыка Астраханский Платон (Любарский), в ведение которого поступила Кавказская паства, собирался переместить Успенскую церковь по просьбе Моздокских грузин. Но казаки Луковской станицы, осетины и черкесы упросили владыку оставить им Успенскую церковь с её иконой на прежнем месте и, несмотря на опустение монастыря и общий упадок христианской жизни в крае, к иконе продолжали стекаться богомольцы привлекаемые славой многочисленных чудес, истекавших от неё.

В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал что:

Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.
Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями .

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии и здесь совершая апостольское служение.

«Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

Но революционное лихолетье не пощадило древней святыни - после революции 1917 года икона-оригинал была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится её список. В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном (Докукиным) совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.

Использованные материалы

  • «Явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Моздокская”», 20.V.2003; Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви»:
    • http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona_printed.htm

Называемая также Иверской, так-как писана по образу Иверской иконы Божией Матери.

Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви».

По благословению архиепископа Лонгина Клинского


Чудотворный образ Божией Матери "Моздокский" известен с XIII века.
Дни празднования - 15 (28) августа и в день Преполовения Пятидесятницы (2012 год - 26 апреля (09 мая).

История иконы

"На Кавказе чтится, как особая святыня, Моздокская чудотворная икона Божией Матери. Эта икона была написана в Грузии неизвестным иконописцем по образцу древней Иверской иконы.

Икона Иверской Богоматери была подарена осетинскому народу, принявшему христианство задолго до крещения Руси, боголюбивой грузинской царицей Тамарой. Из истории известно, что она по кончине первого супруга своего князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом – Сосланом. В дар осетинскому храму в селении Майрамыкау ею была преподнесена икона – 1 аршин и 12 вершков в высоту и 1 аршин, 7 вершков в ширину. Она была написана по золотому фону. Черты лица Божьей Матери – строгие и величественные, характер письма – грузинский. Согласно преданию, иконописец царицы Тамары готовился к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневной молитвой. Может быть, поэтому и стало это изображение Девы Марии и Младенца Иисуса своеобразной молитвой в красках, созерцанием Небесного духовного мира, открывшегося его внутреннему взору.

Шестьсот лет икона пребывала в Куртатинском ущелье. И немало чудесных историй, связанных с ней, сохранила народная память. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма.

В конце XVIII столетия, когда магометанство при посредстве турецких миссионеров, главною задачей которых было внушение горцам, что их единственным законным государем является турецкий султан, вторглось с величайшим фанатизмом, более политическим, нежели религиозным, в Кавказские горы, икона Иверской Божьей Матери сохранила верными христианству многие семьи не только осетин, но и черкесов. И сохранила посредством дивных знамений.

В 1763 году правительство России пригласило горцев – христиан и горцев, желавших принять христианство, переселиться с гор на равнину близ Моздока, который предполагалось сделать центром распространения христианства на Северном Кавказе. В 1799 году партия осетин, прибывших из Куртатинского ущелья к Моздоку, привезла с собой икону Иверской Божьей Матери. И вновь икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город.

По дороге остановившиеся на ночлег в предместье Моздока переселенцы, как повествует сказание об иконе, видели во мраке ночи необыкновенный свет, сиявший над арбой, на которой находилась икона. По утру один из осетин рассказал, что слышал ночью голос, повелевший им оставить икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расставаться с горячо любимой святынею, горцы не ослушались Божьего веления и оставили икону на указанном месте. Вскоре там, по велению преосвещенного Гая, епископа Моздокского и Маджарского (узнав о прибытии в Моздок знаменитой на Кавказе святыни, он вышел к ней для поклонения с духовенством, крестами и хоругвями) была сооружена часовня. А позже – сначала деревянная церковь, а потом собор во имя Успения Божьей Матери.

Кроме осетин, икону Иверской Божьей Матери почитало множество горцев, даже магометан, которые, пораженные чудесами, совершавшимися при ней, принимали христианство, тогда как другие, испытывая доверие к иконе, испытывали доверие и к христианству. На поклонение чудотворной иконе в Моздок шли и армяне-григориане, и раскольники из гребенских казачьих станиц, чествовавшие ее наравне с православными, а также тысячи верующих с берегов Дона, из Астраханской, Екатеринославской, Харьковской и других, более отдаленных губерний.

Икона совершила множество чудесных исцелений. Под ней на шнуре висели многочисленные серебряные изображения частей человеческого тела, привешенные в знак благодарности распрощавшимися со своими болезнями верующими.

Икона Иверской Божьей Матери (именно так в последствии называли ее) не только творила чудеса исцеления, но и пробуждала в людях такое редкое сегодня качество, как веротерпимость. Епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром был описан весьма любопытный случай, произошедший в 1899 году во время посещения им паствы своей епархии. В Беслане после молебствия с акафистом, совершенным перед чудотворной иконой Моздокской Божьей Матери, он вел беседу с прихожанами на текст Евангелия, которую закончил научением молитвы к Богородице на русском и осетинском языках. В это время магометане, присутствовавшие в храме на службе, но стоявшие в стороне, начали постепенно приближаться к христианам, слились с ними, жадно вслушиваясь в слова православного епископа. Некоторые из осетинок-мусульманок даже подошли к чудотворной иконе, приложились к ней и зажгли восковые свечи. А, молясь, они громко просили: «Хотя мы и магометанки, но Пресвятая Богородица Мария и для нас Всесвятая. И мы, внимая словам Вашего Преосвященства, припадаем перед её святой иконой и умильно просим: да помилует она и нас». В это самое время подошёл к чудотворной иконе и местный мулла-осетин, зажёг перед ней свечи и опустил свою лепту в сборную кружку.

Тот факт, что к крестному ходу - этому церковному торжеству - было причастно не только христианское население края, констатировался и в журнале «Владикавказские епархиальные ведомости» за октябрь 1901 года. «Даже магометане и то отнеслись весьма сочувственно к нашему торжеству и, насколько было для них, возможно, выражали самим делом своё сочувствие, - писалось в журнале. - На пути в ст. Горячеисточненскую сопровождавшие святую икону были свидетелями весьма отрадного и трогательного факта. Люди под лучами палящего солнца изнемогали от жажды. И вот Аллах посылает своих лучших поклонников - жителей аула Старый Юрт, мимо которого несли святую икону, с кувшинами и чашами холодной воды, дабы утолить жажду трудящихся в честь Приснодевы, родившей Христа. И с каким усердием они исполняли это служение ближнему!».

Не только чеченцы относились с почитанием к иконе Моздокской Богоматери, но и кабардинцы, которые по пути следования иконы накрывали столы для проголодавшихся верующих, совершавших крестный ход.

В сентябре ежегодно икона Моздокской Божьей Матери прибывала во Владикавказ. Встречать её, как правило, выходил епископ Владикавказский и Моздокский с духовенством и святынями всех городских церквей. По пути следования иконы от вокзала до Михаило-Архангельского кафедрального собора можно было видеть войска и громадное скопление народа. Под колокольный перезвон и церковные песнопения святая икона переносилась в городской кафедральный собор. Там она оставлялась на некоторое время, дабы благочестивые владикавказцы могли прикоснуться к святыне и обратить свои молитвы к Богородице.

28 сентября 1915 года произошло ещё одно чудесное происшествие, связанное с иконой. В этот день в кафедральном соборе вспыхнул пожар. До прибытия пожарных сильно обуглились и местами прогорели пол и лестница, обуглилась и внутренняя сторона левого иконостаса, иконы подпортились. Однако тут же, у левого клироса, стоявшая чудотворная икона Моздокской Божьей Матери осталась совершенно невредимой.

Из истории известно, что перед осетинской святыней коленопреклоненно молился последний император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он на обратном пути с турецкой границы (шла война, и государь побывал в Закавказье, дабы личным присутствием ободрить Кавказскую армию) посетил Владикавказ. Специально по этому случаю в Михайло–Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память императору о его пребывании в Терской области была подарена копия Моздокской иконы, державы российского покрова и заступницы. Вслед за этим епископ Антонин благославил высокого гостя иконою святого великомученика Георгия Победоносца и от лица осетинского духовенства сообщил, что Моздокская икона Божьей Матери по происхождению осетинская, что осетины приняли веру Христову на 200 лет раньше великого князя Владимира.

И никто из присутствовавших тогда в храме не мог даже предположить, что спустя каких-то три года произойдет в России государственный переворот, канет в Лету самодержавие, и религия будет объявлена «опиумом для народа». Успенский собор в Моздоке в 30 – годы будет взорван. Во время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена и святыня Куртатинского ущелья – чудотворная икона Иверской Моздокской Божьей Матери.

Все, что напоминает о былой славе и о событиях давно минувших дней, - это Харисджин – место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, под облаками, над пропастью, стоит скромная каменная горская церковь – деревянный крест на крыше, старая береза у западной стены. Невдалеке – обезглавленная сторожевая башня. Вот все, что осталось от старинного осетинского селения Майрамыкау. Согласно преданию, здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на протяжении шести веков хранилась великая святыня осетинского народа - чудотворная икона Иверской Богоматери.

Сегодня сюда совершают крестный ход верующие – прихожане хидикусской церкви Жен-мироносиц, которые первыми возвестили о воскресении Христа Спасителя. Церковь эта, оскверненная и поруганная в годы лихолетья, была восстановлена в прошлом году стараниями монахов Свято – Успенского Аланского мужского монастыря. Вот только совершают крестный ход ныне не с чудотворной иконой, некогда хранившейся в селении Майрамыкау, а с ее копией.

Православные священники говорят, что чудотворные иконы по своей воле покидают те места, где ухудшается обстановка. То есть, где люди перестают жить в любви с любовью, забывая о том, что Бог есть Любовь. Томимые жаждой духовной, воспитанные в стране тотального атеизма, они грабят и убивают, прелюбодействуют и поклоняются золотому тельцу, не раскаиваются в совершенных злодеяниях, не любят ближнего, как и себя самого, совершают самый тяжкий из грехов – убийство Любви. Посмотрите, это творится сегодня на территории нашего родного Северного Кавказа. Войны, кровь, терроризм, коррупция – Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия…

Говорят, что святыня может вернуться обратно так же внезапно, как и исчезнуть. Но не искать ее нужно, а, очищаясь, изменяться нам, живущим здесь, на Северном Кавказе, Осетии (ведь чудотворная икона Иверской Божьей Матери прежде всего осетинская) – всем вместе и каждому в отдельности. Тогда, быть может, будто случайно (хотя случайностей не бывает) и неожиданно мы найдем пропавшую в лихолетье икону – земли северокавказской Покрова и Заступницу. И это будет означать, что благодать вернулась на нашу землю. Но а пока… Пока мы остались без Берегини. И в то же время все в наших руках."

Выше помещена информация сайта "http://www.spektr.info/". По моему мнению, это самая интересная, точная и не слишком обширная информация в интернете о Моздокской иконе Божией Матери.

Можно добавить, что о чудотворной Моздокской иконе писал святитель Игнатий Брянчанинов:

"Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями..."

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Моздокская-Иверская» молятся о защите от междоусобной брани, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов душевных и телесных, при тяжелых обстоятельствах.

Тропарь Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Моздокской, глас 1:

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, /
исцеления и цельбы подаются обильно, /
с верою и любовию приходящим к ней. /
Тако и мою немощь посети, /
и душу мою помилуй, Благая, //
и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Моздокской, глас 6:

Не имамы иныя помощи,/
не имамы иныя надежды,/
разве Тебе, Владычице,/
Ты нам помози,/
на Тебе надеемся/
и Тобою хвалимся, //
Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Акафист Моздокской иконе Пресвятой Богородицы:

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко честным образом Твоим милости источник стяжавшии, Ты же, Госпоже, яко благосердая Мати, буди неотступна милостию Твоею от нас, да зовем Ти: Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Икос 1

Ангелов лицы сопредсташа, Небесная Царице, окрест святыя иконы Твоея, благодатию Тобою прославленныя. Тем же и мы, взирающе на икону Твою, в божественных храмах нас осеняющую, почитаем ю, преклоняем колена пред величеством Твоим, Владычице, и умильно воспеваем сице:
Радуйся, Небесная Царице, Мати Господа небеси и земли,
Радуйся, архангелов и ангелов Владычице,
Радуйся, горних сил величание,
Радуйся, человеческих ликостояний похваление,
Радуйся, праведных душ сладосте,
Радуйся, живущих в Бозе умиление,
Радуйся, о нас пред Богом предстательнице,
Радуйся, божественныя благости подательнице,

Кондак 2

Вместилище святое силы Божия икону Твою, Богомати, Тамара, царица Иверская, принесе людям Осетии. Пришествием убо образа сего Ты, Пречистая Богородице, вселилася еси в них, яко благосердая Мати, ущедряющи благочестно почита-ющих Тя и воздвизающи их воспевати Богу: аллилуиа.

Икос 2

Разумне исповедуем дивное промышление Божие о стране нашей, ей же подобие Иверския иконы Богоматере, благодатию прославленное, даровася. Тем же, благодаряще Тя, Владычице, за милость твою к роду нашему, воспеваем сице:
Радуйся, щедроты Твоя на нас изливающая,
Радуйся, Твоею благостынею нам благодеющая,
Радуйся, во всякой нужде нам помогающая,
Радуйся, надежду нас недостойных не отвергающая,
Радуйся, уповающих на Тя помощию не оставляющая,
Радуйся, силою врачевания икону Твою знаменующая,
Радуйся, тою источники чудес источающая,
Радуйся, ею же немощи наша исцеляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняше страну осетинскую, егда икона Пречистыя Богоматере прииде в ню, пребыванием освящающая землю, к созданию храмов святых воздвизающи, да славится имя Триипостаснаго Бога, явлением Твоим, Владычице, и да воспевают Ему: аллилуиа.

Икос 3

Имущи премногую милость к Кавказу, Пресвятая Владычице, устроила еси в стране нашей иконы Твоея благодатное утверждение. Охраняй убо область сию и всю державу Российскую, да в мире и тишине воспеваем Ти сице:
Радуйся, предстательнице к Богу, мир спасающая,
Радуйся, хранительнице, державу Российскую покрывающая,
Радуйся, христиан во благочестии утверждающая,
Радуйся, земное житие наше добре устрояющая,
Радуйся, праведно движимый на ны гнев Божий утоляющая,
Радуйся, Господа на милость к нам преклоняющая,
Радуйся, Благодатию Сына Твоего нас осеняющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 4

Буря злостраданий и бед опустошаше страну осетинскую, егда нечестивии татары огнем и мечем по ней прохождаху. Ищуще спасения от них, людие Куртатинския области от гор под сень державы Российския преселяхуся, грядуще на новое местожительства, взяша с собою икону Твою, Богомати, да и оное Тобою освятится, ограждай убо, Владычице, Твоим покровом и наше жительство, да, осеняеми Тобою, взываем к Богу: аллилуиа.

Икос 4

Слышав пастырь паствы своея пришествие к Моздоку иконы Божия Матере, устрояет церковь, в ней же поставляет святую икону и священники утверждает, да выну прославляюще Богоматерь, вопиют Ей:
Радуйся, святых храмов благодатию наполнение,
Радуйся, домов наших небесное благословение,
Радуйся, святых обителей покров и защищение,
Радуйся, всех верных прибежище и утешение,
Радуйся, спасительную веру в стране нашей утверждающая,
Радуйся, благочестие в земли нашей насаждающая,
Радуйся, во благонравии возрастати нам помогающая,
Радуйся, в добрых делех преспевающих укрепляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 5

Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, страну кавказскую обтекающи и сущих во тьме неведения светом Боговедения озаряюще, скорбящих радостию исполняющи, ищущих помощи Твоея утешающи благодатию Сына Твоего и Бога, Ему же благодарственне вопием: аллилуиа.

Икос 5

Видевше людие града Моздока икону Твою, от места их не двигшуюся, со умилением уразумеша, яко сим проявися великое Твое к ним благоволение и тем показуеши святую волю Твою. Благоволи убо, Пречистая, показати и нам милость Твою, да ею ущедряеми, со благодарением воспеваем Ти хвалы сия:
Радуйся, матернею любовию нас возлюбившая,
Радуйся, иконою Твоею нас сладце утешающая,
Радуйся, источник благодати Тою открывающая,
Радуйся, милосердия двери нам отверзающая,
Радуйся, обилие милости нам изливающая,
Радуйся, усердныя наша молитвы приемлющая,
Радуйся, воздыхания сердечная послушающая,
Радуйся, скорое утешение подати поспешающая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 6

Проповедует чудеса Твоя и милости область кавказская, яко дивно оградила еси покровом Твоим чудотворную икону Твою от огненнаго запаления, объявшаго церковь, в ней же святая икона пребываше. Трижды бо, церкви возгораемей, людие икону Твою на горе близ церкви неврежденну обретаху. Тем же и мы Тебе вопием: о, Пресвятая Владычице, призри всемилостивым оком Твоим и на нас, предстоящих пред пречистым образом Твоим, и молитвами Твоими избави нас от запаления бед и от пламене огня вечнаго, да с веселием поем Богу: аллилуиа.

Икос 6

Возсияти свету боговедения в древней Осетии изволяющи, рукою царицы Тамары святую икону Твою в ню послала еси и по сих силою и чудесы Тую прославила еси, и тако уверившеся о Твоем промышлении, Пречистая, люди Твоя соблюдающем, благодарственне прославляем Тя сице:
Радуйся, икону Твою из пламене чудесно сохранившая,
Радуйся, сию многими чудесы в стране нашей прославившая,
Радуйся, молящимся пред иконою Твоею здравие подавающая,
Радуйся, уповающим на Тя спасение дарующая,
Радуйся, от христианских родов ублажаемая,
Радуйся, прославляющих Тя прославляющая,
Радуйся, благочестивых чувства услаждающая,
Радуйся, подвизающихся в вере благодатне посещающая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 7

Хотяще людие осетинстии в кавказскую область преселитися достигоша града Моздока, носяще чудотворную икону Твою, Богомати. Нощию от колесницы, вней же святая икона пребываше, небесный свет возсия, и то слышав, епископ Гаий со множеством народа исшед, поклоняшеся пред нею до земли, яко Тебе Самей, Пречистая Богородице, молебное пение творя и взывая Богу: аллилуиа.

Икос 7

Новое место пребывания святыя иконы Твоея чудесным знамением и откровением епископу Гаию уверила еси. Како убо изречем Твою к нам любовь, Богородице, и кто возглаголет силы Твоя, дарованныя иконе Твоей? Обаче приими песнь хвалы и благодарения сицевую:
Радуйся, во граде Моздоке чудотворною иконою пребывати благоволившая,
Радуйся, и прочия грады и веси пренесением иконы заступлением Твоим не оставляющая,
Радуйся, ею на Тя надеющихся возвеселяющая,
Радуйся, иконою Твоею от всякаго зла нас сохраняющая,
Радуйся, тою аки облаком светлым нас покрывающая,
Радуйся, любы к нам неиссякающая,
Радуйся, милости Своя к нам умножающая,
Радуйся, грехи наша благостию побеждающая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 8

Странное чудо избрания Тобою, Владычице, новаго места вселения иконы Твоея удивляет умы. Не точию бо свет в нощи облиста место стояния колесницы с иконою Твоею, но и наутрие, егда людие, воздвигшеся далечайше идти, волы своя в колесницу впрягоша, тии не могоша повлещи ю, аще и много биени бяху. И слышавше окрест живущии о таковем знамении на месте пребывания Твоего, стекошася во множестве, поклоняющеся иконе Твоей и воспевающе Богу: аллилуиа.

Икос 8

Вси православнии людие славят имя Твое, Богородице, честным бо предстательством Твоим чудесную помощь нам являеши. Дивна суть дела Твоя, и дивна пресвятая икона Твоя, пред нею же припадающе, с верою и упованием глаголем Ти сице:
Радуйся, заступнице роду христианскому, от Бога дарованная,
Радуйся, пред Господем о нас ходатайствующая,
Радуйся, молитвы о нас Тому простирающая,
Радуйся, прошения верных к Сыну Своему и Богу приносящая,
Радуйся, престолу благости Его матерски о нас предстоящая,
Радуйся, благодать смирения и терпения нам подавающая,
Радуйся, Божие к нам грешным благоволение,
Радуйся, нас недостойных пред Богом дерзновение,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское, видя Тя, Богородительнице, у престола Сына Твоего предстоящую и за христиан молящуюся, восхваляет Тя, людие же града Моздока, прияше святую икону Твою аки некое небесное сокровище, прославляют Всевышняго Господа, чудотворную силу ей даровавшаго, и воспевают Ему: аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не возможет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспевати чудеса Твоя, от иконы являемая, обаче, благая сущи, приими от нас за премногую любовь к нам и милость хвалебное пение сие:
Радуйся, верующих благая Заступнице,
Радуйся, призывающих Тя непостыдное упование,
Радуйся, благочестивых всевеселящее радование,
Радуйся, труждающихся помощь и укрепление,
Радуйся, обидимых скорое заступление,
Радуйся, гонимых покров и защищение,
Радуйся, изнемогающих крепость и утверждение,
Радуйся, болящих благонадежное посещение,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 10

Спасти хотящи многи люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Твоея Иконы роду нашему, тою, аки Тебе Самей сущей, грады и веси области нашея обтекающи и в них чтущим Тя полезное прошение исполняющи, тем же, прославляюще Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: аллилуиа.

Икос 10

Стена еси верным, Богородице Дево, и заступление всем к Тебе прибегающим, ибо небесе и земли Творец, на руку Твоею носитися благоволивый, приемлет Тя, о людех молебне руце простирающую. Буди убо стена и покров от всех врагов видимых и невидимых и нам, ко пречестней иконе Твоей с верою припадающим, да вопием Тебе:
Радуйся, от обстояний и бед нас сохраняющая,
Радуйся, от потопления скорбей нас изымающая,
Радуйся, искушения душевредная далече отгоняющая,
Радуйся, вражды на благосердие прелагающая,
Радуйся, на милосердие нас подвизающая,
Радуйся, любити друг друга наставляющая,
Радуйся, во непорочном житии верных укрепляющая,
Радуйся, присноблаженная, блаженство и нам уготовляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся к явлением благодати, присно бываемым от святыя и чудотворныя иконы Твоея, Богородице, якоже бо скорая помощница, недуги исцеляеши, от бед избавляеши на всяком месте с верою Тя призывающих и вопиющих Богу: аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу зрим святую икону Твою, Богомати, во области кавказстей благодатию Твоею возженную, всю страну просвещающую и многих к свету Своему на спасение душ и телес привлекающую, тем же вопием Ти сице:
Радуйся, Бога с человеки соединяющая,
Радуйся, нас земнородных к Богу приближающая,
Радуйся, о кающихся пред Богом предстательствующая,
Радуйся, призывающих Тя сохраняющая и спасающая,
Радуйся, падших Твоею благостию возставляющая,
Радуйся, отчаянным надежду возвращающая,
Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая,
Радуйся, печали наша благодатию утоляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 12

Благодатию Твоею, Пресвятая Богородице, якоже древле, и ныне притекающих к цельбоносней иконе Твоей не оставляеши, призывающим Тя благопоспешне вспомоществуеши, в печалех бедствующим помогаеши, и мы убо Твоим Заступлением спасаеми благодарными усты поем Богу: аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя и милости, роду нашему явленныя, умильно припадаем к Пречистому образу Твоему, Владычице, и благоговейно лобызающе той, молим Тя: настави нас на путь спасения, буди Помощница и Заступница нам, вопиющим Тебе:
Радуйся, верным утверждение и защищение,
Радуйся, недужным и немощным исцеление,
Радуйся, вдов и сирот покров и соблюдение,
Радуйся, в нуждах сущих вспоможение,
Радуйся, лишения терпящих довольством исполнение,
Радуйся, скорбных матерей утешение,
Радуйся, сиротствующих чад невидимое охранение,
Радуйся, прибегающих к Тебе скорое посещение,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 13

О, Всеблагая и Всемилосердая Мати, Пречистая Госпоже Богородице, приими моление сие, ныне Тебе приносимое, от нас грешных и недостойных рабов Твоих, ко образу Твоему, аки к Тебе Самей припадающих, призри милостивно на веру и упование наше, избави нас от бед и скорбей, подаждь нам руку помощи в жизни сей и будущия изми муки, да спасаеми Тобою выну вопием: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою "Моздокская":

О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, услыши нас молящихся Тебе, и яви нам скорую милость Твою, Моли Сына Твоего избавитися нам от всякаго зла и сохрани люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, всех нас сохраняющи под кровом благости Твоея, ризою Твоею честною защити. Призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления и молитвою Твоею сподоби нас со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих, тем же всечестный образ Твой и рукою Твоею Держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадаем и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими богоприятными молитвами в мире и благочестии земный путь прейти и небесныя безконечныя жизни достигнути и Трисиянному Богу со всеми, угодившими Ему, поклонятися во веки веков. Аминь.

Величание чудотворной иконе Божией Матери Моздокской:

Величаем Тя, /
Пресвятая Дево, /
и чтим образ Твой святый, /
имже болезни наша врачуеши //
и души к Богу возводиши.

У города Моздок сегодня особый статус. Это город, в котором находятся штабы силовых структур, действующей армии России и ВВ МВД России. Как ни странно, но и возник наш маленький городок именно как пограничная зона, "фильтр", чрез который проходили народы, желающие от мятеджного жительства перейти "под сень державы Российской" .

Город Моздок (в переводе с кабардинского диалекта адыгейского языка - "густой лес", "дебри") находится под благодатным покровом Пресвятой Богородицы. О ней мы и поведем наш рассказ.

История этого образа начинается задолго до того, как на месте "дебрей" образовалось маленькое поселение обращенных в христианство адыгов из местности Кабарда, которые играли в XVIII в. России роль пограничников.

В то время, как в Грузии христианство стало государственной религией, маленький осетинский народ еще служил языческой тьме. Осетины - эта один из "осколков" великого Аланского племени, которое в VIII-X вв. было доминирующим на Кавказе и имело своих христиснских пастырей и свою митрополию в составе Константинопольского Патриархата . Под ударами внешних врагов и внутренней междуусобицы аланская цивилизация распалась, а кланы разошлись каждый своим путем. Те, кто ушел дальше в горы, очень скоро забыли о христиансвте, обратившись к обожествлению природных сил: огня, воды, камней и священных деревьев. Памятники Грузинской Церкви свидетельствуют, что ее епископы не щадили сил для миссии апостольства в разных племенах. Но среди племен были и такие, которые жили сильным национальным сознанием, не желая принять не только кровь и язык, но и веру в Истинного Бога от иноязычных людей. Были и такие, которые просто находились в таких местах, куда мог дойти не каждый миссионер. Замкнутая жизнь маленьких кланов не позволяла им принять культуру соседних племен, а соседям - ввиду незнания языка горских "затворников" - было проблематичным донести Благовестие людям, седящем во тьме.

Но вот, к XII в. возобновились отношения между соседями: огорченные и загнанные в ущелья осколки аланского племени с годами изживали свою боль и обиду на сосейдей и уже протягивали им руку общения. А тем времнем в нач. XIII в. на престол Грузии восходит знаменитая царица Тамара, дочь осетинской княгини Буджуханы (ее мать - как и сама Тамара в начале - была язычницей).

Тамара, как это часто бывает с детьми от смешенных браков, оказалась весьма универсальным человеком: она быстро преодолела узости языческого мировоззрения и приняла свет христианства, блииставший в ее грузинсой ветви (отец Тамары). С другой стороны не будучи чистокровной грузинкой, она могла уже выйти и за рамки личных национальных интересов и узких политических расчетов грузин: ее первым мужем был кн. Георгий - сын Андрея Боголюбского.

Тамара начала заниматься миссионерством и среди своих осетинских сородичей. Она посылала к ним священнослужителей, богослужебную литературу и утварь. Для храма осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе она прриподнесла в дар Иверскую Икону Богородицы, писанную ее личным придворным иконописцем с греческого подлинника Иверской Иконы. Сама Богородица Приснодева, возжелавшая "свету Боговедения возсияти в древней Осетии, рукою царицы Тамара послала в ню икону Свою и сию многими чудесы ту прославила есть" . Храм, видимо, был деревянный, а место - доступное для огня. Но "Трижды церкви возгараемей, людие икону на горе, близ Церкви, неврежденну обретаху" .

Однако огненное запаление храма оказалось пророческим: вскоре "буря злостраданий и бед опустошила страну остинскую, егда нечестивии татары огнем и мечем по ней прохождаху" . Огненное запаление рукотворного храма предзнаменовало запаления и беды Церкви в земле Оситинской, которые она притерпела во ремя нашествия полчишь Чингис-хана и Тамерлана. А вскоре шукур неубитого медведя решили поделить между собою турки и персы: кому будут принадлежать горы осетии, которые и по сей день славятся соими минеральными источниками?

Но Матерь Божия предзнаменовала и Другое: Она - Покровительница Кавказа невредимостью от огненного запаления указала на то, что люди, которые прибегнут под ее благодатный кров с Ее иконой чудотворной безбедно "грядут на новое место жительства - под сень державы российския" . Сколько городов и весей было для них новым местом жительсва на протяжении многих лет - с середины 13 до 18 века?

Так кочевали они, переселяясь с места на место.

В 1763 г. "Высочайшим указом" устраивается город-крепость Моздок, "в поселение для новокрещенных горских жителей" . Уже в 1764 г. в городе была открыта школа, усилиями прибывших в город членов Кавказской миссии, которую еще в 1745г. открыла импер.Елисавета Петровна (Подворье миссии находилось в районе с.Майрамадага (по течению реки Фиаг-Дон)). В устроенной в Моздоке школе "обучали детей русской и осетинской грамоте, чтению церковных книг и церковному пнеию. Часть воспитанников школы по ее окончании поступала в Астраханскую Духовную семинарию… В архивах Северной Осетиии есть сведения, что в 1770г. католикос Антон Грузинский с разрешения Св.Синода открыл в самом Моздоке первую осетинскую типографию для издания богослужебных книг на русском языке" .

Но тогда Российская миссия среди горцев осложнялась тем, что по Осетия по Белградскому мирному договору России с Турцией считалась находящейся под зависимостью от Кабардинского Независимого Княжества. Поэтому все первые миссионеры были грузины: это обеспечивало России алиби, если вдруг Турецкая Порта заявит, что миссия христианская етсь политический трюк России на Кавказской территории. Но в 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому договору Кабарда вошла окончательно в состав Российской империи.

В 1793 г. имератирица Екатерина Вторая учредила викарную епископскую Моздокско-Маджарскую кафедру в составе Астраханской епархии, на которую был поставлен ревностный миссионер, ученый монах-архимандрит Гай (Бараташвили-Такаов), ставший ее первым епископом. В его владения входил и г.Кизляр. Епископ был "личностью яркой", глубокообразованной (переводил с греческого на грузинский классиков античности); "прибыв в 1793г. в Моздок в сане епископа на Праздник Вознесения Христова, он тут же совершил первую епископскую литургию" . Ревностный, энергичный труженник на ниве Христовой. Даже Синод иногда именовал Моздокско-Маджарскую епархию без упоминания о ее "викарном" положении на Астраханском дворе: епископу доверяли и давали много самостоятельности. Ему и было суждено Промыслом Божиим встретить и принять на свои длани великую святыню Кавказа - Иверский образ Богоматери, который потом станет именоваться "Моздокским".

Откуда-то из гор все дальше и дальше уходят от притеснений языческих и мусульманских соседей потомки древних обитателей аула Марьямка в Кураттинском округе. В их колеснице стоит икона Богоматери. На ночлег они остановились в находящейся на их пути новосооруженной крепости Моздока. Ночью колесницу озаряет небесный свет, а на утро волы, впряженные в колесницу не могут совершить ни одного движения, несмотря на то, что были усердно стегаемы кнутами. "Видевше люди града Моздока Икону Твою, богомати, от места их не двигшуюся со умилением разумеша, яко сим проявися великое Твое к ним благоволение и тем показуеши святую волю Твою" . Со всей округи сошелся народ со своим епископом Гаем, совершив молебствие, приняли Икону и утсановили ее в часовне, а в 1797г. икона была перенесена в отсроенный для нее специально собор, ставший тогда же и кафедральным. Но уже через два года указом Св.Синода епархия была упразднена...

Были зафиксированы и чудеса от этой иконы Богородицы:

Армянская девушка Шогокана почуствовала сильную боль в глазах; очи ее покрыли два бельма, которые лишили ее зрения. Она пришла в Успенскую церковь, в которой стоял образ Богородицы, и приложившись к иконе, помазала пылью веки и отерла их покрывавшей икону пеленой. И тотчас стала видеть, - сначала как в тумане, а потом яснее и яснее и чрез какое-то время ни от одного бельма не осталось и следа.

И по сей день можно увидеть множество паломников в Моздоке на Преполовение Пятидесятницы и на Успение Богородицы - два дня, когда положено праздновать и память Моздокской Иконы Богородицы. Но нужно помнить, что и тот Великий дар, который мы ныне имеем - не есть та икона, о которой идет речь, а лишь список с нее. Оригинал утерян после революции 1917 года.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»