Божия матерь умиление. Иконы Богородицы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции — «Елеуса»). Елеуса (греч. Ελεούσα - милостивая от έλεος - сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца — Спасителя — на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных — на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов - лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому , была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения — приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Икона «Умиление» изображает Деву Марию до рождения младенца Иисуса, но после Благовещения. У Пресвятой Богородицы на этом изображении восторженное, светлое, радостное выражение лица. Оно отражает то состояние умиления, которое испытывала Дева Мария, узнав о том, что ей предстоит стать Божьей Матерью.

У Пресвятой Девы на этой иконе полуопущенные глаза, немного наклоненная голова, скрещенные в молитве руки. Данный образ символизирует смирение перед Божией волей, целомудрие, кротость. Икона Умиление изображает тот момент, когда Архангел Гавриил сообщил Богородице о миссии, которая на нее возложена. День этого святого образа отмечается 1 и 10 августа.

История Святого Образа

Изначально лик Умиления был выполнен на холсте, прикреплённом к доске из кипариса. Автор иконы и история ее написания неизвестны, однако специалисты предполагают, что чудодейственный образ появился в конце XVIII века. Широкую известность лик приобрел благодаря Серафиму Саровскому.

Преподобный был способен видеть души людей и молиться об их исцелении. Он просил у Пресвятой Богородицы заступничества для страждущих. Рядом с иконой располагалась лампадка, масло из которой обладало целебными свойствами. Преподобный Серафим Саровский смазывал тела больных этим маслом, после чего люди исцелялись.

Преподобный называл икону Богоматери «Радостью всех радостей». Серафим Саровский умер, стоя на коленях прямо перед этим образом. Спустя некоторое время Николай II презентовал чудодейственному образу праздничный венец из жемчужин и драгоценных камней, а также роскошную ризу.

В 1991 году икона была передана Московскому патриарху Алексию II, а он переместил ее в патриаршую церковь. Ежегодно икона переносится в Богоявленский Собор для поклонения. Со временем было изготовлено множество копий этой иконы, и некоторые из них обладают чудодейственной силой, сопоставимой с силой оригинала.

Женская помощница

Чудодейственный лик по праву считается женским. Представительницы прекрасного пола обращаются к Пресвятой Деве в период бед и болезней. Но не только в этом способна помогать Богородица Умиление. Через этот образ родители обращаются к Первообразу с просьбой сохранить чистоту, целомудренность и добрый нрав дочери.

К Деве Марии люди обращаются за заступничеством, когда нуждаются:

  1. В избавлении от различных недугов, как физического, так и душевного характера.
  2. В скорейшем наступлении беременности и ее благополучном протекании, а также в максимальном облегчении процесса родов.
  3. В избавлении от злобы и безнравственных мыслей, в обретении гармонии, умиротворения.
  4. В преодолении сложностей переходного возраста, избавлении юношей и девушек от тех душевных тягостей, с которыми сталкиваются подростки.
  5. В поиске достойных спутников жизни для девушек, в обретении семейного счастья и гармонии.

Считается, что если попросить поддержки у Девы Марии, то она обязательно поможет, но при условии искренней веры в ее помощь. И чем сильнее вера, тем скорее молящийся получит то, о чём просит заступницу.

Значением иконы определяются те чудеса, которые были сотворены Богом при посредничестве Богородицы Умиления. Так, зафиксированы случаи, когда благодаря лику люди избавлялись от тяжёлых онкологических заболеваний. Например, одна женщина долго молилась перед образом Девы Марии незадолго до предстоящего хирургического вмешательства по поводу злокачественной опухоли. В результате операцию отменили, поскольку на очередном обследовании новообразование просто не обнаружили. Оно исчезло, не оставив следа.

Нужно помнить, что все иконы Божьей Матери помогают в тяжёлые моменты жизни как отдельного человека, так и всего Православного Мира. Пресвятая Дева является первой молитвенницей и защитницей христиан перед Божьим Престолом, поэтому к ней можно обращаться в любых душевных терзаниях, болезнях и нуждах. Она всегда услышит искренние молитвы и поможет просящим.

Общаться с Девой Марией можно как своими словами (но обязательно идущими от сердца!) так и при помощи специальных молитв.

У Серафима Саровского было несколько образов Божьей Матери, служению которой он посвятил всего себя. Богоматерь покровительствовала ему на всем его пути. Особое место в жизни великого святого занимал святой образ «Умиление». Отец Серафим с ним почти никогда не расставался, преклоненным перед ним он отошел в мир иной (2.01.1833 г.). Что означает икона «Умиление» и какое влияние она оказывает на жизнь верующих, узнайте из этой статьи.

История иконы Умиление следующая. Она была главным келейным образом великого русского святого, преподобного Серафима Саровского. Святой называл ее «Всех радостей Радость», перед ней молился и окончил свой земной путь. Вскоре этот лик стал одним из самых почитаемых среди сестер Дивеевской обители.

Святой Серафим не раз повторял, что оставляет насельниц Дивеевской обители на попечение пресвятой Богородицы, и при этом всегда указывал на икону «Умиление».

Поэтому после его преставления лик был передан настоятелем Саровского монастыря Нифонтом сестрам монастыря, где и находился вплоть до совершения революции в России. 10 августа 1885 года «Умиление» была размещена в Свято-Троицком храме Дивеевской обители.

В начале 20 века по указанию императора Николая II для Саровской святыни была изготовлена риза, украшенная драгоценными камнями. Она была подарена в честь прославления святого. Тогда же в 1903 году в Саров, где состоялось торжество, крестным ходом из Дивеево был принесен святой лик Богоматери «Умиление».

В 1927 году после закрытия монастыря его удалось спасти. Игуменья Александра была арестована и отправлена в Москву. После освобождения настоятельница и несколько сестер перебрались в Муром, где и поселились. Каким-то образом они сумели сохранить святую икону и вывезти ее с собой, а также остальные вещи отца Серафима.

После кончины матушки игуменьи лик Богоматери и другие святыни перешли на хранение к одной из монахинь по имени Мария (Баринова). Перед смертью она передала лик патриарху Пимену, который часто в былые времена бывал в Дивеево и хорошо был знаком многим из сестер. Будучи еще иеромонахом, служил в Муроме и не раз наведывался в обитель, прикладывался к святыням Батюшки Серафима, пронеся любовь к святому через всю жизнь.

Однако Святейший распорядился по-иному и отдал чудесный лик Богоматери и личные вещи отца Серафима на хранение Виктору Шиповальнику, протоиерею из подмосковного поселка Кратово. Почти 20 лет святыни хранились в семье священника и только в 1991 году вернулись обратно в Серафимо-Дивеевский монастырь. Многочисленные паломники получили возможность увидеть и ознакомиться с предметами быта святого, внимательно рассмотреть их и постараться представить, каким на самом деле был батюшка Серафим. Часть вещей по решению Святейшего Алексия II передали в Троицкий храм пос.

Познавательно! Где находится : адрес и расписание служб

Удельная, а именно:

  • икона «Прп. Серафим» с кусочком мантии;
  • образ «Прп. Серафим, молящийся на камне».

Для этих икон был построен отдельный придел, в строительстве которого отцу Виктору помогал известный писатель А.И. Солженицын. Свою последнюю литургию Виктор Шиповальник отслужил там же в 2005 году на неделе всех святых.

Сам же чудотворный лик был передан Святейшим в Патриаршую резиденцию (г. Москва, Чистый переулок). Раз в году его выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор (Елохово). Приходится это событие на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается церковью на 5-й седмице Великого Поста. Перед чудотворным ликом читается акафист, после чего все желающие могут приложиться к святыне. В чем помогает верующим чтимый всем русским народом святой образ.

Внимание! История иконы Умиление Пресвятой Богородицы в достаточно полном объеме представлена в интернете, например, на сайте Википедия.

Богоявленский собор

Молитвенная традиция

По укоренившейся традиции святой лик «Умиление» считается женской святыней, так как олицетворяет собой юность, женственность, чистоту и целомудрие. Его особенно любят молодые девушки, женщины, мечтающие выйти замуж или уже состоящие в браке и несущие ответственность за хранение семейного очага, воспитание детей в вере и целомудрии. Невесты, идущие под венец, молятся и берут благословение у Царицы Небесной на вступление в новую жизнь.

Молитва к лику святой Богоматери помогает девочкам преодолеть трудный подростковый период, поэтому многие матери приобретают его еще с рождением дочери, чтобы, молясь перед чистым и светлым ликом Богородицы, дитя формировалось чистым и целомудренным.

Перед святой иконой преклоняют колени и мужчины, ведь сильный пол также нуждается в помощи и защите Небесной Царицы, Ее любви и сопереживании к нам грешным. О чем молятся иконе верующие люди.

Богородицу просят о насущных вещах:

  1. Исцелении телесных немощей.
  2. Избавлении от душевных скорбей, тревог, депрессии.
  3. Сохранении чад в чистоте и целомудрии.
  4. Благополучном вступлении в брак.
  5. Зачатии и успешных родах.
  6. Восстановлении мира и любви в семье.
  7. Очищении души от страстей и пороков (лени, гордыни, тщеславия и других).

Нежный и теплый лик невесты неневестныя «Умиление» просветляет помраченную грехом и тяжелыми мыслями безысходности душу любого человека. Возрождает надежду на благоприятный исход в сложных жизненных обстоятельствах, дарит мир и покой, вселяет тихую неземную радость Божественного бытия.

Полезное видео: икона Божией Матери «Умиление»

Иконография

Лик Богоматери был написан на полотне, покрывающем кипарисовую доску, размер которой 67Х49 см. Представляет собой одиночное поясное изображение лика Богородицы. Иконография образа восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской Божией Матери, которая также выглядит в виде полуфигурного изображения Богоматери со скрещенными на груди руками.

Дивеевский образ Умиление не содержит некоторых атрибутов западной иконографии:

  • полумесяца;
  • звезд вокруг нимба.

Нимб оформляет полукруглая надпись «Радуйся Невесто Неневестная». С дивеевского святого лика насельницы обителине не раз делали копии. После канонизации святого в иконописных мастерских Дивеева и монастырского подворья в Петергофе началось массовое изготовление списков. Было распространено также и печатное изображение иконы.

Изготовление копий

В Дивеевской обители находится точная копия чудотворного первообраза, принадлежавшего батюшке Серафиму. Она была написана сестрами монастыря еще в конце 19 или начале 20 веков. Этот список также прославил себя многими чудесами и считается главной святыней Дивеево. Он занимает почетное место в главном Троицком соборе, лику посвящен весь правый придел. Это указывает на то, что главной Управительницей и Настоятельницей монастыря является Пресвятая Богородица.

Нескончаемой рекой текут к ней люди с молитвенной просьбой и благодарностью за покровительство. Каждое воскресенье до начала поздней литургии перед ликом «Умиление» по указанию самой Царицы Небесной совершается параклис — особое молебное пение Богоматери.

Еще одна точная копия хранится в Третьяковской галерее. Ее отличие от первообраза состоит в том, что золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, и другие атрибуты (венец, риза, убрус) симитированы при помощи средств живописи. Многие монастыри и храмы также имеют более поздние списки чудотворной иконы.

Сравнительно недавно прославился одна из современных копий дивеевской иконы. Благочестивая женщина купила просроченный церковный календарь с изображением Божьей Матери в обычном торговом павильоне. Вскоре двухсторонняя икона «Умиление», изображение которой верующая повесила на стену, замироточила. Так явился миру уникальный образ Божьей Матери Локотской (см. фото), названный по месту нахождения святыни (п. Локоть, Брянской обл.).

Значение икон в деле спасения

Святые образы имеют большое значение для духовной жизни христиан. Они оказывают благотворное воздействие на все стороны и грани душевного устроения.

Их польза для любого человека неоценима:

  1. Повествуют об евангельской истории. Ее события запечатлеваются через иконопись намного глубже. Способствуют просвещению ума.
  2. Возбуждают в сердце любовь к Богородице и Ее Сыну, святым. Усиливают чувства умиления и сокрушения. Подвигают верующих к более усердной молитве.
  3. Укрепляют волю христиан в борьбе с грехом примерами подвигов святых, образами страшного суда над грешниками.
  4. Совершая поклоны перед образами и лобызая их, верующие свидетельствуют о своей любви и почтении к Высшим Силам, тем самым привлекая к себе благословение, любовь Божью и всех святых угодников.
  5. Служат орудием проявления Божественной силы через чудеса, знамения, исцеления для освящения и спасения человечества.
  6. Изгоняют нечистых духов или ослабляют их козни. Там, где есть святые образы, беспомощны враги рода человеческого. Немало примеров того, как с помощью святынь изгонялись бесы из одержимых людей.

Не через все святые образы и далеко не у всех совершаются чудеса. Но те многие свидетельства, которые у нас есть, говорят о том, что Господу Богу угодно почитание святых икон. Ибо Он дал нам их для освещения и спасения, как и образ «Умиление», значение которого в духовной жизни трудно переоценить.

Полезное видео: принесение чудотворной иконы Божией Матери «Умиление»

Вывод

Бесконечная людская река притекает с молитвой к Пресвятой Богородице, ее высокочтимой иконе «Умиление» Серафимо-Дивеевского монастыря. Верующие припадают к Богоматери с мольбами о помощи, с благодарностью и со слезами радости.

Образ Богородицы — самый почитаемый среди христиан. Но особо любят её на Руси. В XII веке был учреждён новый церковный праздник — Покров Богородицы. Икона с её изображением стала главной святыней многих храмов. Пресвятую Деву стали считать покровительницей и защитницей России. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является копией византийского образа, написанной в конце этого столетия.

В XIV веке Москва окончательно становится центром православия на Руси, и Успенский собор в это время получает название "Дом Богородицы".

Истоки иконографии

Первые изображения Божией матери историки относят к началу нашей эры. В катакомбах Прискилы были найдены сюжеты с изображениями Богородицы, которые датируются II веком. Образы Пресвятой Девы на заре христианства наносили на сосуды для благовоний. Такие ампулы, украшенные библейскими сюжетами, были подарены примерно в 600 году королеве лангобардов Теоделинде.

Первые изводы Пречистой Девы

В 431 году Эфесский собор утвердил за Марией вечное право называться Богородицей. После этого знаменательного события появились Иконы Богоматери в привычном для нас виде. Сохранилось несколько образов того периода. На них Дева Мария чаще всего предстаёт сидящей на троне с младенцем на руках.

Изображение Матери Божией встречаются и в ранних мозаиках, которые украшают старые храмы. К таковым можно отнести:

римскую церковь Санта Маджоре (датируется V веком);

церковь VII века Панагия Ангелоктиста, расположенную на Кипре.

Но живописцы из Константинополя смогли придать этому образу особую гармонию. Церковь Святой Софии славится своими мозаиками IX-XII веков, в которых встречаются разные типы иконографии Богородицы. Византия — родина замечательных образов Пресвятой Девы. Одна из таких икон была привезена в Россию. Позже она была названа Владимирской и стала эталоном русской православной иконописи. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является, как уже было сказано, копией византийского образа.

Типы Богородичных икон

В иконографии выделяют 4 основных группы изображений Пречистой девы по основной идее:

«Знамение» (усечённый вариант получил название «Оранта»). Этот иконографический тип считают самым насыщенным по богословскому содержанию. Главная тема здесь — Воплощение.

«Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

«Умиление» - название от греческого «елеус» ("милостивая").

Четвёртый тип условно называют Акафистным. Основная идея таких икон - прославление Матери Божией. Эти образы отличаются большим разнообразием.

Иконографический тип «Знамение»

На изводах этой группы Святая Богородица представлена молящейся. Изображается в полный рост или по пояс. На груди Матери Христа находится медальон с изображением ещё не родившегося Спасителя. Икона молящейся Богородицы символизирует непорочное зачатие Христа, единение матери и Святого младенца. К этому типу относят Ярославскую Оранту, Курскую Коренную, Новгородское «Знамение». Оранта — более простой вариант икон, на которых Богородица представлена без младенца и является символом церкви.

Иконопись «Одигитрия»

Очень распространённый тип Богородичных образов. Такие иконы Богородицы с младенцем воплощают идею о том, что Матерь Божья направляет нас к вере, ко Христу. Богоматерь изображается фронтально оплечно или по пояс, иногда в полный рост. На одной руке она держит младенца, а другой указывает на Иисуса. Этот жест имеет глубокий смысл. Богородица как будто показывает истинный путь - к Богу, к вере.

Христос одной рукой благословляет Мать, а вместе с нею и всех верующих. В другой - держит книгу, развёрнутый или свёрнутый свиток. Реже — державу и скипетр. Наиболее известные иконы Богородицы этого типа: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Петровская, Казанская.

Иконография Богородицы "Умиление"

Такие образы - самые лиричные из тех, на которых изображены Божия Матерь и младенец, обнимающий её за шею. Образы матери и ребёнка — символы Христа и Церкви Христовой.

Разновидность этого типа - «Взыграние». Здесь младенец написан в более свободной позе, одной рукой он касается лика Богородицы.

В таких образах Пресвятая Мария является символом не только материнства, но души, близкой к Богу. Взаимное прикосновение двух ликов - это Христос и Церковь Христова, единение земного и небесного.

Есть ещё одна разновидность этого типа - «Млекопитательница». На этих иконах Богородица кормит младенца Грудью. Так символично изображают духовное питание верующих.

Волоколамская, Владимирская, Ярославская иконы Богородицы относятся к этому типу изображений святого образа.

«Акафистные» иконы Богородицы

Образы этого типа чаще всего несут в себе черты одного из основных, но имеют дополнительные детали и подробности. К ним в иконографии относят такие иконы, как "Неопалимая Купина", Богоматерь - "Живоносный источник", Богоматерь — "Гора Нерукосечная".

Острабрамская-Виленская, "Умягчение злых сердец" — редкие иконы Богородицы, на которых она изображена без младенца. Обычно их тоже относят к «Акафистным». Одна из них, Серафимо-Дивеевская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, была любимым образом Серафима Саровского, причисленного после смерти к лику святых. Сам священник называл её "Радость всех Радостей" и использовал для исцеления пришедших к нему за помощью. А позже перед этим ликом он отошёл в мир иной.

Каноны иконописи Богоматери, значение символов

По православной традиции, для изображения одежд Богородицы используют такие элементы: синяя туника, голубой чепец и вишневый плат на голове, иначе называемый "мафорий". Каждая деталь имеет свой смысл. Три золотых звезды на мафории - тройной символ непорочного зачатия, рождения и смерти, кайма на нём — знак прославления. Сам плат олицетворяет материнство, принадлежность Богу, голубой цвет одежд — девственность.

Известны случаи нарушения традиций. Этим пользуются иконописцы, чтобы особо выделить определённые черты. Например, чтобы подчеркнуть непорочность, Девство Божьей Матери, изображают её в синем плате. Богоматерь Ахтырская - именно такой вариант.

Написание Пречистой Девы без мафория также считается нарушением церковных канонов.

По православным правилам, даже венец, знак царства, принято изображать поверх плата. Так написаны иконы Новодворская, Холмовская. Венец на голове Богородицы пришёл в восточную христианскую иконопись из Западной Европы, на ранних образах голову Матери Божьей покрывал только мафорий.

Русские традиции в иконографии Божией матери

Изображение Пресвятой Девы на троне встречается чаще среди итало-греческих образов. Написание Царицы Небесной, сидящей на троне или в полный рост, в России в основном использовалось в масштабных композициях: во фресках или на иконостасах.

Иконописцы же больше полюбили поясное или оплечное изображение Царицы Небесной. Так создавались изводы более понятные и близкие сердцу. Во многом это можно объяснить особой ролью иконы на Руси: она была и спутником жизни, и святыней, и молельным образом, и семейной ценностью, передававшейся из поколения в поколение. Недаром в народе Богородица воспринималась как заступница, которая способна смягчить гнев Грозного Судии. Причём чем старше образ и «намоленней», тем большую силу он имеет.

Большое количество икон в домах верующих и храмах — отличительная черта земли русской. Многие Богородичные образы считаются здесь чудотворными, что подтверждено многочисленными свидетельствами.

Богоматерь — свидетельница и участница русской истории

Много веков сопровождают историю России иконы Богородицы, значение которых не переоценить. Один маленький пример - икона Феодоровская:

В 1239 году этим образом князь Ярослав благословил сына своего Александра на брак с княжной Параскевной. Эта икона сопровождала Александра во всех его военных походах. Позже именно перед этим ликом Богоматери Святой Александр принял монашество.

В 1613 году пред этим образом Михаил Романов, призванный на царство Земским собором, принял российский престол. Феодоровская Богородица стала свидетельницей обетов верности России, её народу и православной церкви.

В XVIII веке все члены царской семьи обязательно приезжали в Кострому на поклон чудотворному изводу, с которого началась история царской династии Романовых.

Особо нужно упомянуть Владимирскую икону Божьей Матери, подаренную России патриархом из Константинополя Лукой Хризовергом в XII веке. По преданию, молитвы перед этим образом не раз спасали Москву от завоевателей.

Чудотворная сила Богородичных икон

Многие образы Пресвятой Девы Марии считаются чудотворными. Они неотделимы от жизни христиан. Они живут с народом и помогают в горестях.

Некоторые московские чудотворные иконы Богородицы:

Владимирская, хранящаяся в храме Святителя Николая. Считается, что она трижды защитила Русь от врагов. Потому православные чествуют эту икону 3 раза в году: в июне, июле и сентябре.

Тихвинская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, украшающая одноимённый храм в Москве. В 1941 году самолёт с этим образом трижды облетел столицу, после чего наступление фашистов на город было остановлено. Любопытно, что эта церковь не закрывалась даже в советское время.

Икона Богородицы «Милостивая», святыня Зачатьевского женского монастыря, подарившая многим женщинам счастье материнства.

«Взыскание погибших», Иверская Божья Матерь, «Утоли Моя Печали» - только часть чудотворных московских образов Царицы Небесной. Невозможно даже сосчитать, сколько их на необъятной территории России.

Чудотворения Казанской иконы Божией матери

Этот образ заслуживает особого внимания. Казанская икона Богородицы явила чудо уже своим появлением в 1579 году после большого пожара в городе, когда была найдена среди пепелища абсолютно не пострадавшей от огня.

Многочисленные исцеления больных, помощь в делах подарил этот извод верующим. Но самые значимые чудотворения этой иконы связывают русские христиане с защитой отечества от иноземных захватчиков.

Уже в середине XVII века царь Алексей Михайлович повелел установить в честь неё общероссийский праздник. Случилось это после благополучного рождения наследника российского престола во время всенощной службы в честь Казанской Богородицы. Эту икону стали считать покровительницей царской династии.

Полководец Кутузов, отправляясь на поля сражения Отечественной войны 1812 года, преклонил колени перед этой святыней и просил у неё заступничества. После победы над Наполеоном он преподнёс в дар Казанскому Собору всё отнятое у французов серебро.

Мироточивые молельные образы Божьей Матери

Это одно из самых больших чудес, связанных с иконами. До сих пор не найдено объяснение того, почему мироточат иконы. Но происходит это всегда накануне трагических событий как напоминание о людской греховности и необходимости покаяния. Что же это за явление? На образах появляется благоухающая жидкость, напоминающая миро. Консистенция и цвет её могут быть разными — от прозрачной росы до тягучей тёмной смолы. Любопытно, что мироточат не только образы, написанные на дереве. Это происходит и с фресками, фотографиями, металлическими иконами и даже с ксерокопиями.

И в настоящее время происходят подобные чудеса. Несколько десятков Тираспольских икон начали мироточить в период с 2004 по 2008 год. Это было предупреждение Господа о кровавых событиях Беслана, Грузии, оранжевой революции в Украине.

Один из таких образов, икона Божьей матери «Семистрельная» (другое название - «Умягчение злых сердец»), начала мироточить в мае 1998 года. Продолжается это чудо по сей день.

На защите дома - Святая Богородица

Икона Богородицы обязательно есть в доме верующего, который заботится о безопасности своего жилища.

Считается, что молитвы перед её ликом защищают всех живущих в доме в физическом и духовном плане. С древности повелось размещать над входными дверями в избу икону Богородицы и просить у неё защиты и поддержки. Самые любимые Богородичные изводы: Иверская, Семистрельная, "Нерушимая стена", "Неопалимая Купина" и некоторые другие. Всего насчитывается более 860 наименований икон Божьей Матери. Запомнить их все невозможно, да и не нужно. Выбирая молельный образ, важно прислушаться к своей душе и следовать её советам.

Не только простые верующие, но и царские особы почитали иконы Богородицы. Фото, сделанное в спальне царя Александра, подтверждает это.

Иконы Богородицы с младенцем даруют утешение в печали, избавление от болезней, духовное прозрение только тем, чьи молитвы искренни, а вера непоколебима. Главное, чтобы обращение к Пресвятой Деве шло от чистого сердца, а намерения были добрыми.

Прославление Богоматери

Всеобщая любовь православных к этому святому образу нашла отражение и в большом количестве церковных праздников в её честь. Практически в каждом месяце года найдётся такой день, а порой и несколько. Около 260 чудотворных Богородичных образов упоминается в русском православном календаре.

Значимый православный праздник — Покров Богородицы - стал темой одноимённых икон. На этих изводах Пресвятая Дева изображена в полный рост. В руках перед собой она держит покрывало с изображением Христа или без него. Обретённая в конце XX столетия Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" стала символом возрождения духовности России и напоминанием о значимости этого образа в истории страны. Её всё чаще причисляют к наиболее чтимым русским иконам.

С особым благоговением православные христиане относятся к иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской. Для верующих это не просто образ. Это воплощенное свидетельство всепрощения, вечной жизни. Лик Божьей Матери «Умиление» предвозвещает избранническую смерть ради бесконечной любви и милости.

Синонимичные названия

Икона «Умиление» из Дивеевского православного женского монастыря известна под несколькими наименованиями. Название «Дивеевская» указывает на то, что длительное время образ был главной святыней Троицкого собора в обители села Дивеево Нижегородской области. Поместные Православные Церкви почитают этот монастырь в качестве четвертного «земного удела Пресвятой Богородицы» (после Иберии, Афона, Киево-Печерской лавры). С 1861 года монастырь стал именоваться «Серафимо-Дивеевский Троицкий».

Связано такое переименование с тем фактом, что основателем Дивеевского монастыря был преподобный Серафим Саровский. За ним же закрепился статус покровителя обители. Великий подвижник часто молился Пресвятой Богородице пред иконой «Умиление». По молитвам преподобного Серафима перед этим образом совершалось множество чудес. Подле этой иконы великий старец и почил. Поэтому часть «Серафимо» добавили к определению «Дивеевская».

Наряду с наименованием «Серафимо-Дивеевская» употребляют название «Серафимово Умиление». Сам старец называл икону «Всех радостей Радость».

Описание

Серафимо-Дивеевский Образ Божией Матери принадлежит к разряду икон «обретенных». Их происхождение является сокровенной и сакральной тайной. По преданию, икону «Умиление» нашел преподобный Серафим в саровских лесных дебрях. Образ «Умиление» был написан по холщевому левкасу, натянутому на кипарисовой доске. Размер иконы составляет 70х50 см.

Отличительной чертой Дивеевского образа является изображение Богородицы без Богомладенца. Приснодева изображена на иконе в совсем юном возрасте. Образ фиксирует момент возвещения Деве Марии благой вести. На Благовещение от Архангела Гавриила Божья Матерь смиренно отвечает о своем согласии принять волю Господа.

На полотне изображен задумчивый лик Девы Марии со сложенными крестообразно руками на груди. Голова наклонена немного вправо. Опущенные вниз глаза устремлены во внутреннюю глубину. Весь облик передает глубокое смирение и бесконечную любовь.

Над головой Богородицы, изображенной в полурост, начертаны слова из акафиста «Радуйся, Невесто Неневестная!». Запечатленный момент начала Боговоплощения возвещает исполнение обещанного спасения всего человечества.

Духовное значение понятия «Умиление» сводится к особому состоянию человеческой души. Она переживает момент соприкосновения верящего сердца с Благодатью и милостью Господа.

Историческая судьба святыни

Саровский настоятель о. Нифонт после смерти Преподобного Серафима передал икону «Умиление» сестрам Дивеевской обители. Монахини поместили икону в Свято-Троицком соборе, где специально был отстроен придел. Святыню облачили особым нарядным киотом. С тех пор закрепилась традиция, согласно которой насельницы монастыря при богослужении находились за киотом Божьей Матери.

Святой Николай ІІ в 1902 году преподнес как дар обители золоченую ризу для «Умиления» и серебряную лампаду. По инициативе императора, в 1903 году Серафим Саровский был прославлен в лике преподобных. Тогда же с богородичной иконы сделали несколько точных списков. Их отправили по разным российским монастырям.

1927 год стал этапом закрытия Дивеевского монастыря. Оригинал Святого образа тайно вывезла игуменья Александра в город Муром. Десятилетия святыню бережно хранили благочестивые и истинно верующие люди.

1991 год. Чудотворный образ передается Патриарху Алексию ІІ. С того времени святыня находится в Патриаршей церкви «Владимирской иконы Божьей Матери».

Традиционно раз в год на праздник Похвалы Приснодевы (суббота Акафиста) Главой Русской Православной Церкви святыня приносится в Богоявленский собор. Пред нею читается Великий Акафист на утрене праздника. Тогда же чудотворный лик выносится для поклонения. Приложиться к образу могут все желающие.

В Серафимо-Дивеевской обители находится сейчас точный список «Умиления». Копия почитается как одна из главных святынь монастыря. Насельницы и монахини считают икону «Небесной Игуменьей». Празднование Серафимо-Дивеевского «Умиления» припадает на 28 июля (10 августа).

Явленная чудотворная сила Умиления

Иконописный образ Девы Марии не единожды даровал православным благодать, приводил их к милости Божией. Умиление как христианская добродетель воплощается в состоянии радостопечали. Соприкасаясь с Умилением, души людей наполняются нежно-трогательными и теплыми чувствами.

Через Умиление становится очевидней осознание того, что никто из смертных недостоин безмерной любви Божьей. Но человек получает милость Господнюю как бесценный дар и высшую благодать. Под действием Умиления в одновременном сочетании радости и печали души людей приводятся к сокрушению, наполняются любовью к Богу и ближним.

Спасение от мора

По летописным сообщениям, в 1337 году Новгород покорил устрашающий мор. С каждым днем смертоносный недуг собирал обильную жатву человеческими телами. Казалось, не было от повальной болезни никакого спасения.

Приблизившись к отчаянию, православный народ собрался под сводами Троицкого собора. Там верующие слезно взывали к образу Приснодевы. При этих просьбах производилось молебное пение. Миряне просили Богородицу о ниспослании милости и спасении несчастных от смертельных объятий эпидемии.

После этого напасть поспешно отступила. Благодарные верующие закрепили в памяти поколений это явление Божественной помощи. Происходит ежегодное почитание сотворенного чуда: из Софийского Собора совершается крестный ход в Троицкую обитель.

Благословение от Святого старца

Согласно составленным жизнеописаниям, Серафим Саровский все свое земное существование находился под покровительством Божией Матери. Образ Богоматери много раз являлся Преподобному. Благодаря этому Серафим был исцелен от смертельных болезней, защищен от умыслов злых людей.

Серафимо-Дивеевское «Умиление» была келейной иконой Преподобного старца. Он помазывал больных елеем от горевшей перед святыней лампады. Просящие и страждущие получали исцеление после помазывания.

Двусторонняя (Локотская) мироточивая икона

Известность одного из современных образов «Умиления» связана с местом ее обретения в поселке Локоть (Брянской области). Появилось изображение чудеснейшим и непостижимым образом.

Одна женщина увидела календарь Божьей Матери на одном из прилавков магазина. Численник был просрочен. Женщина принесла образ домой. Через некоторое время образ начал мироточить. Так явилась уникальная двусторонняя мироточивая икона.

В доме женщины стали происходить чудеса, удивительные исцеления. Собраны многочисленные свидетельства об исцелении душевных и телесных болезней. Молитва перед Локотской Божьей Матерью «Умиление» не раз помогала преодолевать тяжелые болезни, справляться с непростыми жизненными трудностями.

Известна встреча одной страдалицы с этим современным чудодейственным ликом. Женщину ожидала сложная онкологическая операция. Поэтому страдалица молилась об удачном преодолении недуга. В больнице провели ультразвуковое обследование. Обнаружилось исчезновение раковых клеток. Пациентка полностью выздоровела.

О чем молятся и в чем помогает Серафимо-Дивеевское «Умиление»

Значение Серафимо-Дивеевской иконы «Умиление» находит множество вариантов толкований. Одним из них становится воплощение чистоты. Поэтому в народе этот образ Богородицы воспринимается как верная помощница при избрании достойного жениха.

Перед чудотворным образом просят:

  • освобождения от недугов, болезней, душевных тягостей;
  • преодоления переходного возраста;
  • облегченных родов;
  • умиления злых сердец;
  • избавления от безнравственных помыслов;
  • придания внутренней гармонии.

Излучаемая Приснодевой сдержанная радость наставляет целомудренных девиц. «Умиление» подсказывает девушкам выбор верного пути. Можно просить Божью Матерь о благополучном браке, долгожданном зачатии, счастливых родах. Также молятся перед святым образом о даровании кроткого и благородного нрава.

Образ «Умиления» уберегает от тягостных уныний. Чудодейственный лик избавит от душевной подавленности, обусловленной чередой однообразных серо-бездуховных будней.

Чудотворная Серафимо-Дивеевская икона Богоматери «Умиление» дарует наивысшее духовное осмысление. Ниспосланные через иконописный лик чудеса связаны со смирением, надеждой, любовью к Богу. Наполняя души верующих радостью и благодатью, Серафимо-Дивеевский образ «Умиления» являет милость Господнюю и действенное снисхождение к человеку.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»