Корабль, плывущий в царство небесное. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Ковчег, лодка, парус давно стали поэтическими и культурными символами. Высокие волны, полёт чайки, бескрайний синий простор… Что может быть прекраснее? Меж тем, образ корабля двояк. С одной стороны, он символизирует непрерывность человеческих скитаний, беспомощность в житейском море. Но это и метафора Ноева ковчега, Корабля Спасения и Веры.

Церковь как корабль

Храмы в форме корабля – один из самых древних типов. Эта архитектурная метафора выражает ту идею, что Церковь, словно корабль, спасает верующих, ведёт их к Царствию Божию. Например, римский теолог Ипполит, живший в III веке, определял церковь как «корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий».

Свт. Ипполит Римский:
«Церковь — корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий»

Большое количество православных храмов может быть отнесено к типу «корабля» ввиду популярности расположения храма, трапезной и колокольни в одну линию. В таком архитектурном стиле выполнены и некоторые московские храмы. Например, церковь Архангела Михаила в Тропарёве и церковь Воскресения Христова в Кадашах .

А идея создать Храм-корабль в Запорожье принадлежит известному путешественнику, писателю, художнику, протоиерею Фёдору Конюхову. Так утверждение о том, что церковь – это корабль в житейском море, обретает зримое воплощение.

Из гавани с кремовыми шторами

Образ корабля часто встречается в произведениях христианской литературы, в том числе, и в древнерусских памятниках: «Исповедь» святого Августина (400 г.), «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) и др. В «Житии» протопопа Аввакума (ХVII в.) корабль символизирует его жизнь, в которой были и счастье, и горе. Во время продолжающегося сейчас Года литературы очень важно проследить книжные аллюзии этого образа: от кораблей из «Одиссеи» и «Илиады» Гомера с их неповторимой силой, мощью, энергетикой, путешествий Гулливера и Робинзона Крузо до ХХ века. Михаил Булгаков не случайно называет дом Турбиных «гаванью с кремовыми шторами». Так, в сознании булгаковских героев пространство дома связано с образом корабля. Алексей Турбин произносит: «Дом наш – корабль». И слова эти надо трактовать шире: речь идет о всей России.

Лев Лагорио. Вид на Академию художеств с Невы

Архетип корабля широко используется и в живописи. Например, русский маринист Иван Айвазовский чаще всего изображает море как необузданную стихию и борющиеся с волнами корабли. Это придаёт его произведениям сильную эмоциональность, героико-романтическую ноту. А вот изображающее тонущих людей масштабное полотно современного художника Константина Худякова «Омут» выглядит грозным предзнаменованием.

Храмы в форме корабля —
один из самых древних типов

Удивительным художественным чутьём обладал голландский живописец Иероним Босх. Символична его работа «Корабль дураков», где он изобразил людей, погрязших в своих грехах, не понимающих даже, что их корабль давно остановился. Как точно отмечает искусствовед Паола Волкова: «Герои картины дураки только по той причине, что они перестали слышать что-то ещё, им интересно только прожигание жизни, им интересен только самый низовой уровень». Ведь, по сути, художник нарисовал антикорабль, застывшее время и пространство (для людей, не устремляющих взгляды на небо, оно таково). Это ещё одно предзнаменование, связавшее XV и XXI столетия.

И корабль плывёт…

Прошлый век с гибелью «Титаника», хаос и калейдоскопичность современной жизни актуализируют в первую очередь трагическое восприятие. Всплывают и кинематографические аллюзии – например, фильм-притча Федерико Феллини «И корабль плывёт…». После сложных сюжетных переплетений, исполненных весьма странной символики, оба корабля в фильме идут ко дну, олицетворяя гибель мировой культуры.

Да, корабли иногда тонут, но ведь истинные моряки никогда не сдаются, обращаясь с молитвой к святителю Николаю Чудотворцу. Именно он считается их покровителем и первым помощником. В жизнеописании рассказывается, как в одном из своих морских путешествий святой воскресил моряка, попавшего в шторм. «Человек таков, каковы его корабли. Его стремления, его подсознательные драйвы материализуются в кораблях», – справедливо считает доктор искусствоведения Александр Якимович.

А ещё корабль – это образ будущего, пространство мифологическое и фантастическое. Вспомним космический корабль, великие полёты-подвиги наших космонавтов. И, пожалуй, самое главное: корабль – это непрерывное движение вперёд, к Мечте, к своим Алым парусам. Это сила и несгибаемость человеческой воли и вера в промысел Божий.

Алина Бурмистрова

Регион

Модуль «Основы православной культуры»

УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры» , ЦОР.

Тема урока : «Православный храм»

Место урока в системе уроков: № 14

Тип урока

Технологическая карта урока.

Этап урока

Ход урока

1.Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

2. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 2 Храмы

Ребята, посмотрите на эти фотографии. Как называются эти здания? Что их объединяет? Что у них общего?

Правильно, это храмы. Как вы думаете, что такое храм?

Попробуйте дать определение слову «храм». Фотографии помогут вам в этом.

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь - слово греческое, озна-чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча-сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь - Божия семья.

По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

У него есть купол, на котором находится крест .

Зачем люди посещают храмы?

Были ли вы когда-нибудь в православном храме?

Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)

В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

3. Постановка и формулирование проблемы

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Православный храм.


- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

Действительно ли человеку нужны храмы?

Какую точку мнения вы поддерживаете?

Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:

* Я считаю, что человеку нужны храмы…..

* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..

Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа.

Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?

Все ваши ответы абсолютно правильные.

Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма и узнаем как правильно себя вести в храме.

4.Процессное планирование деятельности

Слайд 3

Что может нам помочь достигнуть цели урока?

Откуда мы можем получить информацию? Выберите карточки.


5.Процесс решения проблемы

Слайд 4

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Слайд 5 Храм – корабль, плывущий к Богу .

Церковь Христову сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах.

(Заочная экскурсия в храм.)

Слайд 6 Храм в разрезе

Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

Давайте на некоторое время совершим виртуальную экскурсию по храму.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.

Давайте пройдём в притвор.

Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.

Аналóй это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом;)

В православном храме людей встречают иконы, свечи.

Слайд 7. Священник.

И священники. Они здесь служат.

А что это за служба? – спросите вы.

Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.

Слайд 8. Свеча.

Посмотрите на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 9 кадило

Во время службы священник совершает каждение.

Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным.

Каждения напоминает о том же, что и свечи - дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.

Посмотрите, это Кадило , в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с при-ятным запахом.

Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 10 Канун.

Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Молитвенная память называется «поминание».

Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

Учебник

Найдите на стр.49 на полях стихотворение. Прочитайте его

«Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Слайд 11 икона

Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду. )

Учебник

На стр.49 найдите и прочитайте, что такое икона.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о животных. О друзьях и о врагах.

Слайд 12 Физминутка для глаз

Мы с вами устали, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз. Слушайте музыку и следите за движением объектов, при мигании объектов моргайте глазками.

Слайд 13 . Крестное знамение.

В русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?

При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.

Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.

Учебник

Прочитайте в учебнике, что такое благословение на стр.50

Благословение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».

Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.

Слайд 14. Иконостас.

Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас .

В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

Слайд 15. Богоматерь.

Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он - Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери. Как Бог Он создал Марию. А как Сын Человеческий – родился от нее. Вот и получается, что Мария - Богоматерь.

Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна.

Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.

Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.

Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:

Слайд 16. Богородица.

«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево – звательный падеж слова Дева; в женах - среди женщин; плод чрева твоего - младенец Иисус; Спас - Спаситель).

Эту молитву можно услышать на самых разных языках. Знаменитая « Ave Maria» - это та же молитва, только на латыни.

За иконостасом находится алтарь , главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Слайд17 экскурсия

Слайд 18. Алтарь.

Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

Это не секретная комната.

Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

6.Применение знаний и умений

В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.

Работа с карточками в парах .


Приложение 1


Слайд 19

Слайд 20 церковный этикет

В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.

Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие?

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.

К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.

В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что такое храм?

Для чего он нужен?

Зачем люди ходят в храм?

Назови правила поведения в храме.

Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

Слайд 23 заповедь

ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!

Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.

Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души» . Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.

6.Оценивание


- Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы:

(смайлики)

7. Домашнее задание.

Выбери своё задание.

1.Подобрать свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и колокольном звоне, колоколах.


2. Нарисуй свой храм, который вы бы хотели построить, если бы были архитектором.

3. Подготовить сообщение о храме.

Приложение 1

Сделай подписи к картинкам.

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

Приложение 2 Свеча - символ молитвы верующего, огонек тянется вверх, но свет и тепло отдает тем, кто рядом Икона - это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Канун - панихидный столик Иконостас -стена, на которой размещаются иконы Царские врата - это двери в алтарь Алтарь -комната, где молится священник, и без благословения никто не имеет право туда входить

Казалось, что храм-корабль, построенный в дачном поселке «Плесково», парит над землей. Но чем ближе мы подходили к обители, тем более убеждались, что это лишь оптическая иллюзия. Будущий храм Живоначальной Троицы уверенно стоит на земле и символизирует великую победу России над Наполеоном. Его возвели по просьбе местных жителей СНТ «Плесково». Нашлись инициаторы, провели общественные слушания, где и порешили - храму быть. Дело за малым - начать строительство. Вот тогда заслуженный архитектор России Виктор Захаров, тоже житель этого дачного поселка, и предложил необычный вариант сооружения.

– Идея не нова. В начале христианства в первых веках были не только катакомбные храмы, но и попытки сооружать обители в виде ковчега.Я посчитал, что и сейчас этот образ можно воплотить в жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Жизнь наша есть море, Православная Церковь наша – корабль, а кормчий – Сам Спаситель». Вот как возникла эта идея. В итоге мы построили такой храм-корабль, и подсветили его так, чтобы он был как будто оторван от земли.

– Нам так и показалось сначала.

– В этом-то и задумка. А на носовой части, если заметили, трубящий ангел. Это как символ России, стремящейся в будущее. Внешняя отделка храма белоснежным мрамором создает образ некой скульптуры. Сейчас идут работы по внутренней отделке. Начали оформлять алтарную часть, специалисты работают над витражами.

О своем детище Виктор Захаров рассказывает с большой любовью. Здесь все продумано до мелочей: полы с подогревом, автономное отопление, окна и двери под лимонное дерево, подоконники из малинового кварцита (его специально привезли из Карелии ), прорезные царские врата. Храм – это дом Божий, а значит, в нем должно быть все самое лучшее.

– На строительство мы потратили примерно 18 миллионов рублей. Это и деньги спонсоров, и мои собственные средства. Надо еще примерно столько же, чтобы закончить работы.

Храм-корабль в Плесково – не единственное творение архитектора Захарова. На счету выпускника МАРХИ более 65-ти различных зданий и комплексов. В том числе и храм в честь Собора московских святых в Бибирево . Необычное сооружение, возведенное в византийском стиле, было построено по благословению игумена Сергия (Рыбко). Работы там еще не до конца закончены, но службы уже идут. И для местных жителей этот храм – настоящая достопримечательность.

Кроме того, Виктор Захаров и его соратники строят огромный кафедральный собор на Сахалине , там же работают над созданием мемориального комплекса в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне.

Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси:

«Строительство мемориального комплекса с храмом в СНТ «Плесково» является особо актуальным, так как именно в этом месте происходило отступление Наполеона из Москвы . Это сооружение увековечит память о победе 1812 года и будет способствовать духовно-нравственному возрождению людей, живущих в этих местах сейчас. По окончании строительства храма и его торжественного освящения, храм Живоначальной Троицы Церкви».

Урок 14. Храм.

Проверка д/з

Слайд 1. Правила поведения.

↓5. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

Новая тема

Слайд 2. Название урока.

Вы узнаете:

Что люди делают в храмах

Как устроен православный храм

Слайд 3. Повторение ранее пройденного материала.

Давайте вспомним с вами, что такое религия? (дети отвечают)

Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир, (щелчок) вера в Бога .

А какая цель у религии? (дети отвечают)

Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним.

Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (дети отвечают)

(щелчок, Васнецов Вседержитель (плафон главного купола Владимирского собора в Киеве)) Да, встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу.

Помните, на прошлом уроке мы с вами сравнивали жизнь человека с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. (щелчок) Послушайте стихотворение про храм в честь апостола Петра в городе Санкт-Петербурге.

Божий Корабль Петра

Григорий Петрович Васильев

В городе каменном, в парке Строителей

Белый вздымается Храм.

Вдаль разливается звон упоительный,

Плавно летит по ветрам.

Светят, как звёзды, кресты золочёные-

Мачты больших куполов,

Парусом нежным вокруг облачённые

В лёгкий туманный покров.

Будто причалил на время у острова,

Смотрит вперёд на восток,

Сильный корабль Святого Апостола,

Ждёт в паруса ветерок.

Вера, как ветер попутный, решительный,

Небо, как Божий компáс,

Колоколами вещает спасительный

Людям отшествия час.

В Санкт-Петербурге, на самой окраине

Ждёт от утра до утра

Всех в путешествие вечное, тайное

Божий корабль Петра.

Слайд 5. Внешнее устройство храма.

Давайте посмотрим внешнее устройство храма.

(щелчок) Вход в храм начинается с паперти. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

(щелчок) Над притвором обычно строится колокольня.

(щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т. е. люди, уже принявшие Крещение.

(щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь . Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца.

Слайд 6. Внешнее устройство храма.

Колокольня может стоять и отдельно от храма.

Слайд 7. Внутренне устройство храма.

А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.

Щелчком на схеме храма по определенной части вызывается стрелка на объемной модели храма. Повторный щелчок по той же части стрелку убирает. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.

Слайд 8. Символическое значение частей храма.

Щелчком по цветному блоку с надписью вызывется выделение этой области на объемной модели храма. Повторный щелчок убирает выделение. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.

Деление храма на части совсем не случайное явление. Все имеет практическое значение и символический смысл.

(Небо) Купольная часть храма символизирует Небесную область бытия – божественный мир.

(Земля) Паперть, притвор и храм символизируют собой земную область бытия – земной мир, выстроенный как лестница восхождения души: паперть – притвор - храм.

(Рай – Небо на земле) Алтарь символизирует Рай как Небо на земле. Престол в алтаре – трон Небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Главы Церкви.

(Встреча Неба и земли) Амвон, отделяющий алтарь от храма, символизирует встречу Неба и земли. А иконостас – молитву Небесной Церкви: святых и ангелов.

А теперь давайте проведем небольшую виртуальную экскурсию по храму.

Слушаем текст и смотрим иллюстрации

Слайд 9. Иконы, свечи.

В православном храме людей встречают иконы, свечи.

Слайд 10. Священник.

И священники.

Здравствуйте, ребята. Я священник Алексий. Я здесь служу.

А что это за служба? - спросила Леночка.

Учу людей, вместе с ними молюсь Богу и людям же стараюсь помогать.

Слайд 11. Свеча.

Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 12. Свеча.

В свече есть Благодать Святого Духа,

Соединение любви всех христиан.

Напоминание, что свет идет от Бога,

И все дороги, нас приводят в храм.

Горит свеча и освещает лики,

Чтоб их могли бы видеть мы всегда.

Куда достать не могут блики,

Там поселится, может мгла.

Слайд 13. Свеча.

Где нет добра, там зло клубится,

Где света нет, там тьма лежит.

Давайте ж вместе мы молиться,

И пусть нас всех, Господь хранит.

Слайд 14. Свеча.

Свеча горит, как символ веры,

А вера - это Божий дар.

И пусть священник каждодневно,

Свечу зажгя, несет в алтарь.

(Олег Воротынский)

Слайд 15. Кадило.

Мимо прошел другой священник, и в руке он держал дымящееся…

Кадило! - шепнул Ваня.

А зачем вы чадите в храме? – не удержалась Лена.

Слайд 16. Кадило.

Да, это кадило, - подтвердил отец Алексий. - Им священник совершает каждение. И вы правы: слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Слайд 17. Кадило.

Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.

Слайд 18. Панихида.

Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 19. Канун.

Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Слайд 20. Канун.

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Слайд 21. Голгофа, канун, поминание.

Молитвенная память называется «поминание».

Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

Идут года, теряют люди близких.

Старухи в церкви слабою рукой

Выводят поминальные записки,

Где значится вверху: «за упокой».

За все они пред памятью в ответе!

В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,

Сплестись в одну незыблемую суть, -

Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,

Туманной дымкой скрытые вдали...

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли.

(Надежда Веселовская)

Слайд 22. Записки.

«Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

Слайд 23. Записки.

Слайд 24. Записки.

Слайд 25. Молитва.

А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Слайд 26. Храм, иконы.

Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

Слайд 27. Иконы.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Слайд 28. Иконы.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.

Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.

Слайд 29. Священник.

Методическая разработка урока по предмету ОРКиСЭ

Тема урока : Православный храм.

Цель урока:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Личностные: о риентировать на моральные нормы и их выполнение (правила, запреты),воспитывать уважение к представителям других религий.

Метапредметные : уметь выделять и формулировать познавательные цели урока

Предметные: знать устройство и назначение православного храма.

Виды деятельности: Беседа, работа с презентацией, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: храм, паперть, притвор, алтарь, иконостас, колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Православный храм».

Ход урока

1 . Орг. момент

Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите чуточку сердечной теплоты.

2. Актуализация знаний (слайд 1)

- Ребята, давайте вспомним, что такое религия? (ответы детей с использованием личных впечатлений и знаний - вера в Бога, есть нечто разумное выше нас, ангелы, святые, Божья Мать, Иисус Христос, их никто не видит). - Давайте обобщим наши высказывания (слайд 2)

- Религия-это вера в разумный невидимый духовный мир, вера в Бога.

- А какая цель у религии? (слайд 2)

-Цель религии - встреча с Богом, соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним. – Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (ответы, размышления детей). (слайд 2)

- Да, встреча с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человека и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом, сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь.

-Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. (слайд 3)

- Церквами также называют и места собраний верующих-храмы.

(слайд 4) Это Храм Христа Спасителя, по другому мы можем сказать церковь, то есть Дом Божий, где собирается Церковь- Божия семья, где молится православный народ.

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (ответы детей)

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (Закройте глаза и представьте себя в огромном мире. Что происходит? Все движется вокруг: время, люди, события…) (ответы детей) (слайд 5)

Конечно же с песчинкой, маленьким суденышком в круговороте жизни.

- Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов.

Для чего люди собираются в храме? (ответы детей)

Сделаем вывод:

-В храме люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то.

3 . Постановка и формулирование проблемы

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

( О православном храме).

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого –небо и подножие земля. Храмы нужны людям.

-Как вы думаете, храмы нужны человеку? (ответы детей)

-Объясните свою точку зрения. (слайд 6)

Игра «Продолжи предложение»

Храм – это здание, в котором…….(люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то)

В храме происходят обряды…….(крещение, отпевание, венчание)

В храме много……(свечи, иконы, люди)

Сегодня на уроке мы разберём с вами устройство православного храма и узнаем, как правильно вести себя в храме.

4.Беседа с учащимися.

(слайд 7)

- Испокон веков на Руси храмы строились на самом красивом месте. Как только человек селился, сразу старался строить Божий дом.

-А вы знаете, в чем различие деревни и села? (ответы детей)

Если есть церковь-село, а если нет- деревня.

Храмы могут быть большими и маленькими, деревянными и каменными. Главное мы можем приходить в Божий Дом и молиться Ему.

(слайд 8)

По внешнему виду храмы отличаются от других зданий.

- Чаще всего храм в своем основании устраивается в виде креста . Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.

- Может устраиваться в виде продолговатого корабля , это означает, что церковь, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии небесном.

- Может устраиваться в виде круга , напоминая о вечности Церкви Христовой или восьмиугольника , как бы путеводной звезды, Церкви, ведущей нас в этом мире.

По каким признакам мы отличаем православный храм от других?

(У него есть купол, на котором находится крест)

Здание завершается куполом , изображающем небо. Купол заканчивается главой , на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (слайд 9)

(слайд 9)

Над входом в храм, а иногда и рядом, строится колокольня или звонница.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения - либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопшего.

(слайд 10)

(Звучит колокольный звон)

Физминутка (слайд 10)

Дили-бом, дили-бом

Заходите в Божий Дом

Идите, спешите

Христа в душу впустите.

5. Изучение нового материала.

Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас должен познакомиться с правилами «Как вести себя в храме»

Когда мы приходим в гости, что мы делаем? (здороваемся)

Кто может мне рассказать, как вести себя в храме? (слайд 11)

-Храм состоит…

Вывод:

Входя в храм, христиане на миг останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит осенить себя крестным знамением, то есть изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и кричать.

Ну, добро пожаловать в храм.

(слайд 12)

Итак, поднимаемся на паперть .

Что вы видите? (ступеньки, дверь)

-Какие ассоциации возникли у вас?

-Паперть символизирует образ духовного возвышения, как Царство не от мира сего. Раньше на ней молились кающиеся грешники, а теперь стоят нищие.

(слайд 13)

-Притвор. Что вы видите? (крест, иконы, свечи) ассоциации.

Это славянское слово со значением « перед дверью». Раньше в притворах стояли те, кто готовился к крещению.

(слайд 14)

Самая большая часть - сам храм . В храме молятся верные христиане, то есть те, кто принял крещение. Сейчас мы видим внутреннюю часть храма. Что вы смогли увидеть?

(Иконы, свечи, …)

(слайд 15)

Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Но ставить их можно только до или после службы, а во время службы нужно внимательно слушать священника. Во время службы нельзя ходить по храму, здороваться, разговаривать, жевать и говорить по телефону.

(слайд 16-17-18)

(слайд 19-20-21)

-Главное место в храме - это алтарь, место святое.

Что вы увидели?

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм землю.

Самое важное место в алтаре - престол, особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Иисус Христос, и поэтому касаться его могут только священники. Входить в алтарь могут только священники и особо благословленные прихожане.

Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в храме: …(ответы детей) (слайд 22)

6. Закрепление. (слайд 23-30)

Коллективная работа.

Загадки.

Висит цветок, внутри его лепесток

Кто к нему прикасается-

Музыка получается. (колокол)

Невидимый, но не воздух,

С крыльями, но не птица. (ангел)

Когда жил, Богу угодил,

К Богу ушел, к людям пришел. (святой)

На горе стоит свеча

В ней молитва горяча. (церковь)

Что выше колокольни? (крест)

Двери есть, а входят не все? (алтарь)

Золотое поле, золотые колосья

Огонек гуляет, колоски сжигает. (подсвечник)

На руках Младенец чистый

Взгляд Его такой лучистый

Солнце за главой сияет

Нас он всех благословляет. (Иисус Христос)

7. Заключение.

Кто знает, как называются здания, изображённые на слайде? Что вы о них знаете? (храмы города)

(слайд 31)

8. Рефлексия.

Что же мы с вами интересного и нужного узнали на нынешнем уроке? Воспользуемся методом незаконченного предложения. (Работа на карточках с частичным озвучиванием)

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

5. Домашнее задание

Творческое задание: нарисовать любимый (или самый запомнившийся) храм.

Учебно-методическое обеспечение

1. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

2. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»