Венчание в церкви: все, что нужно знать про обряд. Когда и в какие дни можно венчаться? Тонкости церковных таинств

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Решение священноначалия выработать документ о церковном браке, потребность в котором давно назрела, вызывает радость и благодарность, как и возможность принять участие в обсуждении проекта этого документа . Однако приходится отметить, что предложенный проект нуждается в существенной доработке.

Прежде всего бросается в глаза, что название документа не вполне соответствует его содержанию. Обсуждаемому тексту более соответствовало бы заглавие «О некоторых канонических аспектах Таинства брака». Неясен замысел авторов документа. Было бы полезно указать в его начале, имеет ли он своей целью раскрыть тему брака в ее полноте? Но в столь кратком документе это сделать невозможно.

В документе никак не соотносится практика Русской Православной Церкви с иными Поместными Церквами, а также практиками и учением о браке Католической Церкви. Например, ничего не говорится о принятой в Русской Церкви дисциплине совершения браковенчания только в строго установленные дни, в то время как в братских православных Церквах венчания, как правило, совершаются в субботу и допускается венчание в периоды постов. Это вызывает вопросы чад Русской Церкви, сталкивающихся с подобными случаями.

Может быть, следует пересмотреть эти строгие нормы в духе икономии, т.к. запрет заключать брак в субботу не принимается во внимание огромным числом людей в связи с трудностью устроить свадьбу в другой день?

Нужна ли тема «брачного договора»?

Вызывает удивление то, что документ, посвященный столь важному церковному вопросу, имеет только две-три фразы в качестве богословского введения, в которых к тому же используются весьма нечеткие формулировки, что вряд ли может быть приемлемым в вероучительной части текста.

Например, в первом же предложении документа вводится понятие «союза» мужчины и женщины, который будто бы Бог установил в раю. Но в тексте Священного Писания такое понятие не употребляется. Там сказано, что «будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 6; Мр. 10, 8) . Очевидно, что слово «союз» может быть истолковано самым широким и неоднозначным образом, а следовательно, используя его, следует объяснить, что имеется в виду.

Формулировка цели христианского брака как «совместного достижения супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве» очевидным образом не может быть использована именно для брака, учитывая призыв Спасителя ко всем верующим в Него, а значит, и к безбрачным и монашествующим: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21) .

Фразу преамбулы: «Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в Таинстве брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей» следует признать расплывчатой и неясной. Ведь в нехристианском браке тоже рождаются и воспитываются дети.

Фраза «Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям » не вполне адекватно передает юридическую сторону брака.

Возникновение прав и обязанностей скорее связано с заключением договора, а не с каким-то неопределенным «открытым волеизъявлением». Однако неясно, в какой мере следует обсуждать особенно важную для католического учения о браке тему «брачного договора» в представленном документе, посвященном православному пониманию «церковного» брака?

Цитируя «Послание к Диогнету» о том, что в первые века христиане «вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства», документ достаточно превратно толкует смысл цитируемого текста и рискует подтолкнуть читателя к выводу, что первоначально «церковного брака» вообще не существовало. Изначальное же евхаристическое измерение христианского брака, исповедуемое православным богословием, предается полному забвению.

«Блудное сожительство». Еще раз о терминах

Очевидно, что в документе следует четко разграничить пастырский подход к практикующим христианам и к тем, кто только стремится начать свое воцерковление, что особенно важно в случаях, когда вновь приходящие в Церковь люди пребывают в блудном сожительстве.

Тема отношения Церкви к «блудному сожительству» является одной из наиболее злободневных в современной церковной жизни. Современное российское законодательство не использует понятие блуда и не порицает незаконное сожительство. В странах Европы, в Америке незаконное (т.е. блудное) сожительство мужчин и женщин (а теперь и однополые сожительства) многими людьми и государством признается нормой.

В связи с этим и в России значение юридической регистрации брака в глазах молодого поколения неизбежно снижается. Церковь безусловно должна реагировать на эту тенденцию, которая постоянно лишь усиливается в связи с процессами, происходящими сейчас во всем мире, а не только в нашей стране.

К сожалению, в предложенном проекте документа этот вопрос не получил обстоятельного рассмотрения. Блудное сожительство современной невоцерковленной молодежью часто называется «гражданским браком» и воспринимается как норма, и каждый священник сталкивается с такой ситуацией почти ежедневно. Представляется, что при всей строгости церковных канонов пастырь должен неформально отнестись к таким людям в каждом конкретном случае, имея в виду миссионерскую заботу о привлечении заблудших к покаянию и воцерковлению.

Необходимо различать мотивы состоящих в блудном сожительстве людей. Есть люди, которые таким образом пытаются найти свой путь к подлинному браку, имея друг к другу искреннюю любовь. Другие сожительствуют ради удовлетворения сексуальных потребностей. Поиск пути к вразумлению и духовному исцелению предполагает отеческое снисхождение к «блудному сыну» и осторожную попытку в каждом отдельном случае через воцерковление блудное сожительство «преобразить» в церковный брак.

Позицию Церкви в подобных ситуациях и возможность применения канонических норм в современной жизни было бы очень важно сформулировать, подробно обсудить и объяснить, т.к. ныне существующая в храмах практика часто заставляет думать, что священник вообще не знаком с православными канонами. Более подробное изложение пастырского подхода к данной проблеме существенным образом обогатило бы данный документ.

Развод «по-христиански»

Не получил в документе достаточного разъяснения и вопрос об отношении Церкви к бракам христиан с нехристианами. Документ призывает «проявлять пастырское снисхождение» к лицам, состоящим в браке с нехристианами – и только. Однако церковные каноны решительно осуждают сознательное вступление в брак христианки с нехристианином, подвергая таких «христианок» пожизненному отлучению. В документе необходимо уделить больше внимания таким все чаще встречающимся случаям.

В документе недостаточно проработан раздел о подготовке к Таинству брака, в то время как такая подготовка, по существу, очень часто имеет смысл катехизации и неопустительно должна совершаться священником вместо того, чтобы формально венчать всех подряд без разбора.

В документе не определены понятия «развода» и «расторжения брака».

Утверждение о «прекращении брака» в случае «естественной смерти одного из супругов» решительным образом расходится не только с православным учением о браке, но и с молитвами чинопоследования брака, например, с молитвой «Последования обручения», где говорится о «союзе любви неразрушимом».

Рассмотрение заболевания одного из супругов СПИДом и другими заболеваниями в качестве «повода к расторжению брака» в свете современных достижений медицины, возможно, требует пересмотра. В пояснении нуждается пункт об «отпадении от православия» как «поводе к расторжению брака». Необходимо четко сформулировать, что имеется в виду под «отпадением». В таком же пояснении нуждается и само понятие «повода к расторжению брака»: имеется ли здесь в виду то, что человек может развестись в таком случае, или он обязан это сделать.

Фраза «Решение о бракорасторжении принимается в епархии» расходится с уже сложившейся практикой, когда Церковь в лице архиерея свидетельствует о том, что брак распался, и это отмечается в соответствующей формуле выдаваемой справки. Церковь категорически не может усвоить себе принятие «решения о бракорасторжении», что было бы прямым противлением словам Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар.10:9).

Неубедительно и без учета неотмененных норм Синодального периода рассмотрены вопросы о зарегистрированных, но не венчанных браках, о возрастных границах для вступающих в брак, о том, когда венчанный брак признается недействительным. Не дано четкого указания, в каких точно случаях применяются «чин о второбрачных» и «чин венчания супругов, в летех мнозех сущих». В тексте не дается оценка все более распространяющейся на Западе практике считать законным браком однополые сожительства. Не содержится важного напоминания о том, что «гнушение браком» является ересью.

В тексте ничего не говорится о браке священнослужителей, которые призваны являть идеал христианской брачной жизни. Также в документе практически отсутствует важнейшая в учении о браке тема деторождения. В частности, ничего не говорится об отношении Церкви к сознательному отказу от деторождения в браке и о том, возможно ли совершение Таинства венчания над лицами, которые понимают брак как средство удовлетворения своих сексуальных потребностей, обременять же себя при этом рождением детей не считают нужным.

В таких случаях заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28) , безусловно связанная по замыслу Божию с супружеской жизнью человека, совершенно игнорируется, что вряд ли позволяет считать такой брак христианским.

Из текста документа неясно, были ли учтены при его подготовке предложения по теме брака, подготовленные Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора в 1968 году.

Ранее высказывалась мысль о том, что разработке подобного документа должна предшествовать серьезная работа по кодификации брачного права, обсуждение смежных пастырских и канонических вопросов. Необходима догматически выверенная формулировка православного учения о браке, отсутствие которой делает документ неосновательным и противоречивым.

Хочется надеяться на то, что безусловно ценное и многообещающее обсуждение позволит в дальнейшем разработать авторитетный церковный документ и упорядочить пастырскую практику в вопросах церковного брака, что особенно необходимо в настоящее время.

Венчание в церкви: что нужно знать про обряд.

Венчание является одним из семи церковных таинств, которое проводится по строгим правилам. Именно поэтому большинство священнослужителей советуют правильно к нему готовиться.

Но как показывает практика, в крупных городах, из-за большого количества желающих обвенчаться, это священное действие проводится без предварительной исповеди молодоженов и их причастия.

В нашей статье мы попытаемся более подробно разобраться в таинстве венчания, а также расскажем какие церковные правила лучше не нарушать.

Можно ли венчаться в субботу, пятницу, среду, понедельник, выходные дни, вечером?

Оптимальным днем для венчания является воскресенье

Сразу же хочется сказать, что существуют дни, когда венчание вам не проведет ни один священник. По церковным канонам это таинство запрещено проводить во вторник, четверг и все предшествующие посту среды и пятницы. Суббота также является под запретом так, как в этот день абсолютно все люди должны готовиться к воскресной службе.

Именно поэтому большинство священников советуют молодоженам венчаться в воскресенье до 16-17 часов. В вечернее время, даже в воскресенье, проводить таинство никто не будет. Это связано с общепринятым церковным укладом, по которому с 17-18 часов начинается вечерняя служба, после которой все священнослужители должны отправляться отдыхать.

Можно ли венчаться при месячных у невесты, свидетельницы?

Если вы зададите этот вопрос священнику, то наверняка он вам скажет, что венчаться при месячных нельзя. Более того, некоторые священнослужители запрещают женщинам даже заходить в церковь в эти дни. Но если вы попробуете найти ответ на этот вопрос в Библии, то узнаете, что в ней таких ограничений нет.

Подобный заперт появился в те времена, когда женщины не носили нижнее белье и ничего не знали о существовании прокладок. По этой причине, если они присутствовали на церковной службе во время месячных, то оставляли после себя характерные следы. Ввиду этого, священники и начали запрещать женщинам заходить в церковь во время менструации.

Можно ли венчаться в красном, синем, розовом, свадебном, чужом свадебном платье, без фаты?



Для венчания предпочтительнее белое платье

К выбору платья на венчание тоже надо подходить ответственно. В идеале оно должно быть белым и полностью закрывать руки и ноги невесты. Такой наряд символизирует целомудренность и девственность невесты. В случае же если девушка выходит замуж второй раз, то она может позволить себе одеть красный или розовый наряд. Свадебные платья черного, синего и фиолетового цвета, лучше всего не надевать на венчание.

Это связано с тем что чаще всего такие наряды надеваются на траурные церемонии. Что касается фаты, то ее одевать надо обязательно. По церковным правилам женщина не может заходить в церковь с непокрытой головой, поэтому если ваш наряд не предполагает наличия фаты, тогда на венчании накиньте на голову шаль.

Можно ли венчаться католику и православной, мусульманину и христианке?

Сразу же хочется сказать, что венчание мусульманина и христианки невозможно не по христианским, не по мусульманским законам. В этом случае молодоженам придется решать, кто примет веру другого. Что касается брака между католиком и христианкой, то тут все намного проще.

Так как католичество считается одной из ветвей христианства, то в этом случае допускается венчание без отказа от своей веры. Просто молодоженам надо будет решить, в каком храме будет проводиться обряд и обязательно получить благословение от патриарха.

Можно ли венчаться некрещеным?



Венчают только крещеных людей

Ни одна церковь не согласится венчать некрещеных молодоженов. Отказ вы получите и в том случае, если не крещен один человек из пары. Это связно с тем, что у таких людей нет заступника перед Богом, а значит их никто не направляет и не оберегает по жизни.

Считается, что Ангел Хранитель, которого человек получает при крещении является тем звеном, которое соединяет обычную грешную женщину или мужчину и Всевышнего. Именно поэтому священники настаивают на том, что венчание возможно только в том случае, если человек прошел обряд крещения.

Можно ли разводиться, если венчались?

Изначально хочется уточнить, что церковь не приветствует разводы и советуют людям делать все чтобы сохранить брак. Но в случае если семью сохранить не удается, развод допускается.

Правда в этом случае вам надо будет попросить разрешение на развенчивание у самого патриарха. Если вы этого не сделаете, то перед Богом вы и дальше будете оставаться женой и мужем.

Можно ли венчаться в монастыре?



В монастыре венчают только по разрешению

Хотя прямого запрета на венчание в монастыре нет, как правило, обряд там не проводят. Иногда делается исключение, но только в том случае, если на это дает разрешение настоятель монастыря.

Обычно, молодоженам отказывают по причине того, что в таких местах живут люди, отказавшиеся от мирских радостей. Ввиду этого, обряд не проводят чтобы священнослужители не загрустили за своей старой жизнью и не отказались от служения Богу.

Можно ли венчаться после или в день свадьбы?

В XVIII-XIX столетии брак считался официальным только после того, как молодожены венчались в церкви. Именно поэтому без проведения этого обряда было запрещено проводить свадебные банкеты. В наше время церковь относится к этому не так строго и разрешает проводить специальный обряд в день свадьбы или сразу после официальной регистрации брака в ЗАГСе.

Более того, большинство священников соглашаются на эту процедуру только после того, как пара официально зарегистрирует свои отношения. Это связано с тем что современный человек обязан жить в общепринятом правовом поле, которое диктует определенные правила совместного проживания двух еще недавно чужих людей.

Можно ли родителям присутствовать на венчании?



Родители должны присутствовать на венчании

Родители не только могут, а просто обязаны присутствовать на венчании своих детей. Если вы читали Библию, то наверняка знаете, что по ее заповедям дети обязаны почитать людей, которые подарили им жизнь. По этой причине вовремя проведения обряда обязательно читаются специальные молитвы для матери и отца, в которых их благодарят за жизнь и просят благословения на замужество.

Можно ли венчаться на Красную горку, Троицу?

В древности Красная горка считалась самым идеальным временем для создания новой семьи. Это было связано с тем, что после празднования этого праздника люди начали полевые работы, и новый член семье помогал сделать все немного быстрее. Помимо этого, люди верили, что свадьба проведенная на Красную горку сделает брак молодоженов крепким и счастливым.

Современные влюбленные мало верят в приметы, но все же иногда тоже решаются на празднование свадьбы в этот день. Что касается Троицы, то в этот день венчаться нежелательно. Так как она является одним из двунадесятых праздников, в канун которых не проводят церковные обряды, то проводить венчание в этот день просто некорректно.

Можно ли венчаться двум парам одновременно?



Венчаться двум парам одновременно нежелательно

Хотя сейчас священники решаются на венчание нескольких пар одновременно, по церковным правилам делать это запрещено. Во время проведения обряда священник должен просить благословения для образовавшейся семьи, но получается, что вместо двух имен, он произносит сразу четыре.

Считается, что в этом случае пары получают счастье пополам и в итоге брак получается не очень крепким. Ввиду этого, будет лучше если вы договоритесь со священником чтобы он провел обряд венчания исключительно для вас.

Можно ли снимать кольца после венчания, продать кольцо, в котором венчалась?

В принципе если вы снимете обручальное кольцо с руки через пару дней после свадьбы, то ничего страшного не случится. Да, оно является символом вашей любви и преданности, но особого влияния на ваш брак не оказывают. Если говорить о том, можно ли продавать кольцо, которое одели на вашу руку в церкви, то тут стоит учитывать этическую строну.

Так как колечко было куплено специально для вас, то его продажа может очень расстроить вторую половинку, и вы попросту поссоритесь. Поэтому старайтесь беречь свое обручальное колечко и лишь иногда снимайте его со своей руки.

Можно ли снимать венчание на камеру?



Венчание можно снимать на камеру

Изначально венчание считалось таинством, которое было запрещено снимать на камеру. Но так как мы живем в век быстро развивающихся цифровых технологий, то священнослужители стали спокойно относиться к тому, что молодожены стремятся запечатлеть этот торжественный момент на камеру. Поэтому большинство храмов позволяют это делать, правда иногда просят внести за съемку дополнительную плату.

Можно ли венчаться троюродным?

Если вы попробуете ознакомиться с общепринятыми церковными правилами, то поймете, что сочетаться браком перед Богом могут люди, которые состоят в шестой степени родства. А так, как троюродные члены семьи как раз и считают родственниками в шестой степени, то брак между ними возможен. Другой вопрос, как к этому отнесутся близкие люди. Поэтому прежде чем решиться на этот шаг, обязательно попросите благословения у родителей и у патриарха.

Можно ли венчаться после рождения ребенка?



Венчаться после рождения ребенка можно

Венчаться после рождения ребенка можно и нужно. В случае если вы этого не сделаете, то перед Богом будете оставаться чужими людьми. Ввиду этого, если у вас не получилось повенчаться до рождения малыша, тогда сделайте это сразу после того, как вам можно будет зайти в церковь после родов. Заметьте, что проводить обряд можно будет только после специального Введения роженицы в Храм Божий.

Можно ли венчаться крестным родителям одного ребенка?

До недавнего времени существовал прямой запрет на венчание крестных одного ребенка. Священники объясняли это тем, что духовные родители маленького человека не могут вступать в брак так, как это может навлечь на него беду. Современные священнослужители менее суеверны, поэтому позволяют венчаться крестным, просто требуют для проведения обряда специальное разрешение от архиерея епархии, к которой принадлежит человек.

Можно ли венчаться без исповеди и причастия?



Перед венчанием надо исповедоваться и причаститься

Как вы, наверное, поняли венчание является достаточно серьезным обрядом, к которому надо правильно готовиться. А это значит, что вы должны прийти на него непросто в хорошем настроении, а и с чистой душой. Поэтому будет лучше если перед самым обрядом вы исповедуетесь в своих грехах и причаститесь.

После этого вам обязательно надо будет посетить вечернюю службу и можно будет спокойно готовиться к торжеству. В случае если вы проведете обряд без специальной подготовки, то перенесете в свою новую жизнь все бремя ранее совершенных грехов.

Можно ли венчаться после измены жены?

Измена жены не является запретом для венчания пары. Правда вы должны помнить, что прежде чем решиться на этот важный шаг, вам надо будет простить своего близкого человека за совершенный проступок. В случае если при проведении обряда один из супругов будет обижен на другого, то венчание не принесет особой пользы.

Можно ли венчаться, если женат на другой?



Женатым мужчинам нельзя венчаться без предварительного аннулирования предыдущего брака

В принципе, если мужчина в предыдущем браке не был венчан, то проводить обряд можно. Другое дело, что современный человек должен учитывать то, что сейчас даже церковь просит официальное подтверждение регистрации брака и только после этого проводит обряд. Поэтому однозначно можно сказать, что мужчина не сможет обвенчаться со своей избранницей пока не будет аннулирован предыдущий брак.

Можно ли венчаться с серебряными кольцами?

Мы привыкли считать, что обмениваться в церкви можно исключительно золотыми кольцами. На самом деле, серебряные кольца тоже подходят для венчания и что самое главное, для невесты такое свадебное украшение даже предпочтительней.

Считается, что серебро олицетворяет чистоту Всевышнего и излучает его свет. Поэтому если она будет носить на своей руке серебряное кольцо, то всегда будет под его защитой. Что касается мужского кольца, то оно может быть и золотым.

Можно ли есть перед венчанием?



Воздержитесь от употребления пищи перед венчанием

Кушать перед венчанием можно, но не очень много. Желательно чтобы это была легкая пища, которая не будет провоцировать тяжесть в желудке. В случае если вы переедите, то вполне вероятно не сможете нормально себя чувствовать и торжественный момент будет испорчен. Помимо этого, учитывайте, что чревоугодие считается страшным грехом и как гласит народная мудрость «сытое брюхо к молитве глухо».

Можно ли носить или продавать венчальное платье после венчания?

В церковных правилах нет запретов, касающихся продажи венчального наряда. Но все же большинство священников советуют беречь венчальное платье и ни в коем случае его не продавать. Это связано с тем, что во время проведения обряда оно напитывается особенной энергетикой, которая защищает образовавшуюся семью.

Наши бабушки верили, что если свадебным платьем укрыть больного ребенка, то он очень быстро пойдет на поправку. Также существует поверье, что, продав платье, женщина отдает вместе с ним часть своего семейного счастья.

Ввиду всего этого, будет лучше если вы не будете рисковать и не будете продавать свое венчальное платье. Что касается того, можно ли его носить, то делать это разрешается. Только одевать его можно будет на самые светлые праздники или на празднование годовщины свадьбы.

Видео: Венчание: правила

Всё более популярным становится в настоящее время этот прекрасный обряд – венчание в церкви. Говорят, что штамп в паспорте в принципе ничего не меняет. Это не так – появляется юридическая ответственность одного человека перед другим. Но венчание – это гораздо более тонкая материя. И пусть задумаются все, кто относится к этому обряду лишь как к дани моде: в России официально не развенчивают! В крайнем случае, принять решение о развенчании может лишь высший чин церковного духовенства, но никак не местный священник. Поэтому пара может развестись, разъехаться, но перед Богом венчанные остаются мужем и женой.

Отметим, что на местах священники позволяют себе по-разному трактовать основные правила совершения обрядов. Однако здесь будут приведены каноны, которые считаются наиболее правильными – каждый сам может определить ту степень нарушений, на которые он может пойти.

Церковь очень строга относительно количества вступлений в брак. Поэтому если брачующиеся регистрируют свой третий брак, то они еще могут быть допущены к обряду венчания. Четвёртый и пятый брак церковь не благословляет. В принципе, батюшка не попросит у молодых свидетельства о браке, выданного в ЗАГСе – венчание и светское вступление в брак – это разные обряды. Они имеют абсолютно различную смысловую нагрузку, и венчание в России ещё не приобрело тот обязательный характер, который имеет подобная церемония в Европе. Венчаться можно и до вступления в официальный брак, и после долгого совместного проживания в официальном браке. Главное, чтобы венчающиеся относились с полной ответственностью к предпринимаемому шагу.

В какой день венчаться, можно ли в субботу?

Часто свадьба разделяется на два дня: один день – светская церемония, второй – венчание. Их последовательность не предопределяется жёсткими правилами. Но если уж рассматривать все тонкости, то церковь проведением обряда благословляет молодых на совместную жизнь, в том числе и на выполнение супружеского долга. И если учесть тот факт, что в субботу церковь не венчает, а провести обряд можно или в пятницу, или в воскресенье, вывод напрашивается сам собой: какой может быть обряд передачи девушки мужу после первой брачной ночи? Конечно, лучше, чтобы венчание прошло до официальных гуляний и всего, что следует после. Более того, верующие вообще предпочитают не снимать кольца, одетые ими при венчании. Поэтому на церемонию в ЗАГСе лучше приготовить другие кольца (или одно – для невесты). Можно вообще обойти процесс обменом колец в ЗАГСе ради сохранения благодати, сообщённой этим символам любви и верности в церкви.

Можно ли венчаться без присутствия свидетелей?

Относительно свидетелей чётких правил при венчании не установлено. Однако должны присутсвовать люди, которые будут держать над головами молодых венцы, а это достаточно непростое задание, так как венцы прилично весят. Этот нюанс вполне допустимо оговорить со священником местного прихода, так как он не обладает принципиальным значением в данном обряде.
В пост торжественные церковные обряды обычно не проводятся, тем более, если пост строгий. Существуют послабления в определённые дни, но это также оговаривается на каждый конкретный случай. Однако, если вопрос не принципиален, то лучше отложить венчание на время, не связанное с постом.

Допустимо ли венчание в пост, или на покров?

Напротив, великие праздники не запрещают проведение обрядовых церковных богослужений. Необходимо заранее узнать, возможно ли проведение обряда венчания в конкретный церковный праздник в конкретной церкви – отказ может быть связан с индивидуальной занятостью батюшки – ведь все стараются приурочить проведение церковных обрядов к каким-либо большим праздникам (например, к Покрову), полагая, что в такие дни венчающиеся или подвергающиеся обряду крещения получают наибольшую защиту.

Можно ли венчаться при месячных?

Если у невесты на момент запланированного венчания начались ежемесячные выделения, обряд необходимо отменить. Церковь строжайшим образом запрещает женщине в критические дни переступать порог храма. Можно приходить на службу, но находиться только в притворе – ни шагу дальше! Поэтому, безусловно, ни венчаться, ни крестить в такие дни не разрешается. Не приветствует церковь и обряд венчания в состоянии беременности — лучше уже после родов.

Существуют неписаные правила, которые нужно соблюдать всем венчающимся. Так, необходимо сохранить рушник, на котором стояли молодожёны в ходе венчания – он символизирует их совместный жизненный путь. Свечи, оставшиеся от венчания, лучше сохранить и использовать только в самых особенных случаях – по поверьям, они обладают большой целительной и благословляющей силой. Иконы, полученные в церкви, лучше повесить либо в семейном углу для икон, либо над кроватью молодожёнов. Во втором случае, по правилам христианской религии, они должны быть снабжены лёгкой занавеской.

Венчание – необыкновенный обряд. Он приносит благодать и спокойствие в семью. И не беспокойтесь о некоторых словах, неизменных в обряде венчания: «Да убоится жена мужа своего», например. Сегодня, со слов священнослужителей, это значит лишь уважение и почитание мужа, чего, на самом деле, не хватает современным жёнам.

Советы для тех, кто собрался венчаться.

В первую очередь, необходимо согласовать место и время совершения таинства венчания. Сейчас во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания.

Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб. В тех же церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться с конкретным священником, если к этому есть потребность.

В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания. При возникновении препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея. Владыка рассмотрит все обстоятельства. При положительном решении, поставит резолюцию, по которой венчание совершат в любом храме. В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому… Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне - с двенадцати часов ночи. И если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений.

В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого, обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Есть и другие моменты, на которые лучше обратить внимание: лучше всего, если невеста наденет удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд; присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания; делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства; обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол; возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять; у невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве; обязательны нательные крестики для обоих супругов; по русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир.

Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными. Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но, как показывает практика - бывает и такое. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания -45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Дни, когда не совершается венчание

1. Вторник
2. Четверг
3. Суббота
4. Великий пост (семь недель до Пасхи)
5. Петров пост (второй понедельник после Троицы)
6. Успенский пост (14-27 августа)
7. Рождественский пост (28 ноября - 7 января)
8. Святки (7-20 января)
9. Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста)
10. Пасхальная неделя (светлая седмица)
11. 14 февраля (канун Сретения Господня)
12. 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы)
13. Канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи)
14. Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи)
15. День Святой Троицы
16. 10,11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи)
17. 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы)
18. 26,27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня)
19. 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы)

Даты даны по новому стилю.

Епископ Сумской и Ахтырский Евлогий издал распоряжение, запрещающее всем клирикам во всех храмах Сумской епархии УПЦ (МП) совершать таинство Венчания в неположенные дни, в частности в субботу.

Венчальные строгости

В распоряжении, обнародованном Сумской епрахией, говорится: «Сумское епархиальное управление располагает сведениями, что некоторые настоятели храмов допускают совершения таинства Венчания в неустановленные дни (в субботу и иные дни, когда совершать венчание не полагается), что противоречит нормам церковно-канонического права. Такая практика вызывает недоумение клириков и смущение верующих. Мы неоднократно испрашивали совета и благословения предстоятеля Украинской Православной Церкви блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира по упомянутому вопросу, на что было преподано благословение Его Блаженства неукоснительно следовать нормам церковного уста-ва… В исключительных случаях настоятель может обратиться с письменным рапортом на имя правящего архиерея, резолюция на котором является основанием для дальнейших канонических действий».

Распоряжением также предписывается всем священнослужителям перед совершением таинства Венчания неукоснительно проводить брачный допрос, выясняя наличие или отсутствие канонических препятствий к совершению церковного брака, а также запрашивать документ о регистрации брака в органах рагс. Без выполнения упомянутого венчание совершать запрещено.

У рагса - свои дни

Церковные строгости вносят коррективы в свадебные традиции. Сейчас молодожены обычно после рагса направляются в церковь. Учитывая, что рагсы регистрируют браки по пятницам и субботам, заключившим брак в субботу с венчанием придется повременить.

По сути, у молодоженов, желающих венчаться так, чтобы церковный обряд стал частью свадебной церемонии, есть три выхода. Либо расписываться только в пятницу (но, как известно, сложность в том, что на август-сентябрь особого выбора по времени не бывает). Либо государственную регистрацию брака проводить в один день, а венчаться в другой, что, несомненно, повлечет дополнительные расходы (на кортеж, видеофотоуслуги и пр.). И третий путь - по согласованию с работниками рагса запланировать роспись на другой день, что тоже увеличит расходы. Если торжественный обряд бракосочетания (под музыку, со свадебным поздравлением) в пятницу и субботу стоит 324,50 грн. (без музыки 159,80 грн.), то за перенос, например, на воскресенье придется заплатить по двойному тарифу.

Дни, когда не венчают

В течение всех четырех многодневных постов;

Во время Сырной седмицы (масленицы);

На Светлой (Пасхальной) седмице;

Накануне двунадесятых и великих праздников;

Накануне постных дней - среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;

Накануне престольных праздников того храма, в котором планируется венчание.

Почему не венчают в субботу

У Церкви другой календарь: все торжественные службы совершаются накануне праздников, - объясняет протоиерей Сергий Луцкин, ведающий в Спасо-Преображенским соборе приходским консультированием и катехизацией. - Воскресный день является малой Пасхой, поэтому в субботу венчание не положено. А в воскресеный день после литургии можно венчаться.

Среда, пятница, воскресенье - это дни венчания. В понедельник церковного запрета нет, но люди в этот день обычно не венчаются.

По словам Сергия Луцкина, в последние годы количество венчаний уменьшилось, по-скольку священники стали более строго подходить к желающим венчаться:

Примерно года до 1995-го было по 4-5 пар за одно венчание. Потом бум прошел и ситуация стабилизировалась. Сейчас в Спасо-Преображенском соборе венчается до 100 пар в год и каждую пару венчают отдельно. Перед венчанием с молодоженами обязательно проводится беседа, чтобы они могли задуматься и понять, почему идут на этот шаг. Если ради красивого обряда, то таинство вроде как бы и свершится, но Божией благодати не будет.

Некоторые, прослушав беседу, признаются, что не готовы. По-этому как минимум за 1-2 недели до планируемого венчания надо прийти в церковь, чтобы записаться и пройти беседу.

В журнале венчаний Спасо-Преображенского собора в 2003 году было 84 пары, 2004 - 95, 2005 - 84, 2006 - 90, 2007 - 114, 2008 - 77, 2009 - 63, 2010 - 66.

Календарь венчаний на любой год

Таинство Брака не совершается:

По вторникам, четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного);

В Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью, своими малыми личными нуждами. При необходимости венчаться в эти дни, требуется согласование со священником;

Накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники);

В Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной (Светлой) седмицы. Венчание в преду­го­то­ви­тель­ные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны.

Во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;

В дни (и накануне) строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем. Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.

О смысле и чинопоследовании Таинства Брака на портале АЗБУКА ВЕРЫ.

Согласно современной практике Русской Православной Церкви, Таинству Брака должна предшествовать гражданская регистрация брака, как дополнительное свидетельство ответственности вступающих в брак и серьёзности их намерений.

Для перехода в ежедневный календарь нажмите число.

Календарь венчаний на 2017, 2018, 2019 и другие годы

Современная практика в Поместных Православных Церквах относительно венчальных дней

В Константинопольской и Элладской Церквах нельзя венчать: в посты Великий (от Сыропустной недели), Успенский, Рождественский (с 18 по 24 декабря), в Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Богоявление, а также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, если он приходится на постный день.

В Кипрской Церкви - в посты Великий (с Сыропустной недели), Рождественский (с 13 по 25 декабря включительно), в среды и пятницы, а также в сплошные седмицы (т. е. в Сырную и Светлую седмицы и неделю Святого Духа), 5 и 6 января (Крещение Господне), в день Усекновения главы св.

Можно ли венчаться в субботу?

Иоанна Предтечи.

В Румынской Церкви - в посты Великий (кроме Сыропустной недели и по архиерейскому благословению - в Благовещение), Успенский, Рождественский (по архиерейскому благословению разрешается венчание в Николин день), в среду и пятницу, в Светлую седмицу, накануне и в дни Господских праздников, в период от Рождества Христова до Богоявления.

В Сербской Церкви - во время четырех больших постов, в среду и пятницу, 18 января (накануне Крещения Господня) и Воздвижения Креста Господня, в Пасху и Светлую седмицу.

Сравнение нынешних практик Поместных Церквей показывает, что только в Русской Церкви не совершается венчание во вторник, четверг и субботу. В грекоязычном православном мире суббота и воскресение являются основными днями венчаний, и при этом неизвестно о каких-либо критических высказываниях относительно этой практики представителей афонского монашества, которое на протяжении веков оказывало исключительное влияние на христианскую жизнь православных балканских народов. А один из канонов византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака. Также видно, что в большинстве Церквей не запрещены венчания накануне постных дней, а современная русская практика на запрет венчаний во вторник и четверг, противоречит как общему церковному преданию о постных днях, так и практике остальных Церквей. В то же время, известно, что эта практика сложилась весьма поздно, не ранее XVII века.

Можно венчаться в субботу?

В каждом начинании очень важно следовать правилам. Начиная совместную жизнь, многие пары молодоженов стараются сделать все правильно. Это касается и свадьбы.

День суеты и счастья

В день свадьбы все должно пройти как по маслу. Надо рассчитать время на сборы жениха и невесты, время, чтобы доехать и выкупить невесту, время на венчание, роспись и, самое главное, видео- и фотосъемку. Думать о том, что невесте могут не успеть сделать прическу и макияж или жених застрянет в пробке, лучше не надо. В этот день так много забот и хлопот. Однако вся суета пропадает в тот миг, когда молодые приходят в церковь венчаться.

Вне суеты

Попадая в Господний храм, где царят тишина и спокойствие, кажется, что весь мир остановился. Венчание – это очень важный обряд почти для каждой пары. Помимо того, что эта церемония в последнее время стала популярной, это еще и правильное решение. Вступая в церковный брак, молодые люди дают обещание перед Лицом Господним в том, что будут любить друг друга, пока смерть не разлучит их.

Многих людей, которые даже после венчание все-таки решаются на развод, останавливает мысль о данном обещании Богу. Венчание – это таинство, которое совершается не на земле, а на небесах, которое закреплено не печатью или штампом, а обещанием перед Господом.

Важный вопрос при выборе дня свадьбы

Многие пары, задаются вопросом о том, можно венчаться в субботу? Ведь суббота — это идеальный день для свадьбы. Вообще в субботу венчание запрещено, как и во вторник и четверг.

Это дни накануне постных дней, к которым нужно готовиться, проводя молебен, что будет невозможно в случае свадьбы. Можно обвенчать только в особых случаях, но с разрешением настоятеля. Хотя в наше время во многих городах венчают в разные дни.

Готовясь к одному из самых важных и незабываемых событий в жизни, при выборе дня и месяца нужно учесть, что, кроме того, что не венчают во вторник, четверг и субботу, обряд не проводят во время постов, когда венчание категорически запрещено.

Венчание в субботу, брачный договор и развод «по-христиански» – обсуждают священники ПСТГУ

Решение священноначалия выработать документ о церковном браке, потребность в котором давно назрела, вызывает радость и благодарность, как и возможность принять участие в обсуждении проекта этого документа. Однако приходится отметить, что предложенный проект нуждается в существенной доработке.

Прежде всего бросается в глаза, что название документа не вполне соответствует его содержанию. Обсуждаемому тексту более соответствовало бы заглавие «О некоторых канонических аспектах Таинства брака». Неясен замысел авторов документа. Было бы полезно указать в его начале, имеет ли он своей целью раскрыть тему брака в ее полноте? Но в столь кратком документе это сделать невозможно.

В документе никак не соотносится практика Русской Православной Церкви с иными Поместными Церквами, а также практиками и учением о браке Католической Церкви. Например, ничего не говорится о принятой в Русской Церкви дисциплине совершения браковенчания только в строго установленные дни, в то время как в братских православных Церквах венчания, как правило, совершаются в субботу и допускается венчание в периоды постов. Это вызывает вопросы чад Русской Церкви, сталкивающихся с подобными случаями.

Может быть, следует пересмотреть эти строгие нормы в духе икономии, т.к. запрет заключать брак в субботу не принимается во внимание огромным числом людей в связи с трудностью устроить свадьбу в другой день?

Нужна ли тема «брачного договора»?

Вызывает удивление то, что документ, посвященный столь важному церковному вопросу, имеет только две-три фразы в качестве богословского введения, в которых к тому же используются весьма нечеткие формулировки, что вряд ли может быть приемлемым в вероучительной части текста.

Например, в первом же предложении документа вводится понятие «союза» мужчины и женщины, который будто бы Бог установил в раю. Но в тексте Священного Писания такое понятие не употребляется. Там сказано, что «будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 6; Мр. 10, 8). Очевидно, что слово «союз» может быть истолковано самым широким и неоднозначным образом, а следовательно, используя его, следует объяснить, что имеется в виду.

Формулировка цели христианского брака как «совместного достижения супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве» очевидным образом не может быть использована именно для брака, учитывая призыв Спасителя ко всем верующим в Него, а значит, и к безбрачным и монашествующим: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).

Фото с сайта hristiane.info

Фразу преамбулы: «Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в Таинстве брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей» следует признать расплывчатой и неясной. Ведь в нехристианском браке тоже рождаются и воспитываются дети.

Фраза «Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям» не вполне адекватно передает юридическую сторону брака.

Возникновение прав и обязанностей скорее связано с заключением договора, а не с каким-то неопределенным «открытым волеизъявлением». Однако неясно, в какой мере следует обсуждать особенно важную для католического учения о браке тему «брачного договора» в представленном документе, посвященном православному пониманию «церковного» брака?

Цитируя «Послание к Диогнету» о том, что в первые века христиане «вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства», документ достаточно превратно толкует смысл цитируемого текста и рискует подтолкнуть читателя к выводу, что первоначально «церковного брака» вообще не существовало. Изначальное же евхаристическое измерение христианского брака, исповедуемое православным богословием, предается полному забвению.

«Блудное сожительство». Еще раз о терминах

Очевидно, что в документе следует четко разграничить пастырский подход к практикующим христианам и к тем, кто только стремится начать свое воцерковление, что особенно важно в случаях, когда вновь приходящие в Церковь люди пребывают в блудном сожительстве.

Тема отношения Церкви к «блудному сожительству» является одной из наиболее злободневных в современной церковной жизни. Современное российское законодательство не использует понятие блуда и не порицает незаконное сожительство. В странах Европы, в Америке незаконное (т.е. блудное) сожительство мужчин и женщин (а теперь и однополые сожительства) многими людьми и государством признается нормой.

В связи с этим и в России значение юридической регистрации брака в глазах молодого поколения неизбежно снижается. Церковь безусловно должна реагировать на эту тенденцию, которая постоянно лишь усиливается в связи с процессами, происходящими сейчас во всем мире, а не только в нашей стране.

К сожалению, в предложенном проекте документа этот вопрос не получил обстоятельного рассмотрения. Блудное сожительство современной невоцерковленной молодежью часто называется «гражданским браком» и воспринимается как норма, и каждый священник сталкивается с такой ситуацией почти ежедневно. Представляется, что при всей строгости церковных канонов пастырь должен неформально отнестись к таким людям в каждом конкретном случае, имея в виду миссионерскую заботу о привлечении заблудших к покаянию и воцерковлению.

Необходимо различать мотивы состоящих в блудном сожительстве людей. Есть люди, которые таким образом пытаются найти свой путь к подлинному браку, имея друг к другу искреннюю любовь. Другие сожительствуют ради удовлетворения сексуальных потребностей. Поиск пути к вразумлению и духовному исцелению предполагает отеческое снисхождение к «блудному сыну» и осторожную попытку в каждом отдельном случае через воцерковление блудное сожительство «преобразить» в церковный брак.

Позицию Церкви в подобных ситуациях и возможность применения канонических норм в современной жизни было бы очень важно сформулировать, подробно обсудить и объяснить, т.к. ныне существующая в храмах практика часто заставляет думать, что священник вообще не знаком с православными канонами. Более подробное изложение пастырского подхода к данной проблеме существенным образом обогатило бы данный документ.

Развод «по-христиански»

Не получил в документе достаточного разъяснения и вопрос об отношении Церкви к бракам христиан с нехристианами. Документ призывает «проявлять пастырское снисхождение» к лицам, состоящим в браке с нехристианами – и только. Однако церковные каноны решительно осуждают сознательное вступление в брак христианки с нехристианином, подвергая таких «христианок» пожизненному отлучению. В документе необходимо уделить больше внимания таким все чаще встречающимся случаям.

В документе недостаточно проработан раздел о подготовке к Таинству брака, в то время как такая подготовка, по существу, очень часто имеет смысл катехизации и неопустительно должна совершаться священником вместо того, чтобы формально венчать всех подряд без разбора.

В документе не определены понятия «развода» и «расторжения брака».

Утверждение о «прекращении брака» в случае «естественной смерти одного из супругов» решительным образом расходится не только с православным учением о браке, но и с молитвами чинопоследования брака, например, с молитвой «Последования обручения», где говорится о «союзе любви неразрушимом».

Рассмотрение заболевания одного из супругов СПИДом и другими заболеваниями в качестве «повода к расторжению брака» в свете современных достижений медицины, возможно, требует пересмотра. В пояснении нуждается пункт об «отпадении от православия» как «поводе к расторжению брака». Необходимо четко сформулировать, что имеется в виду под «отпадением». В таком же пояснении нуждается и само понятие «повода к расторжению брака»: имеется ли здесь в виду то, что человек может развестись в таком случае, или он обязан это сделать.

Фраза «Решение о бракорасторжении принимается в епархии» расходится с уже сложившейся практикой, когда Церковь в лице архиерея свидетельствует о том, что брак распался, и это отмечается в соответствующей формуле выдаваемой справки. Церковь категорически не может усвоить себе принятие «решения о бракорасторжении», что было бы прямым противлением словам Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар.10:9).

Неубедительно и без учета неотмененных норм Синодального периода рассмотрены вопросы о зарегистрированных, но не венчанных браках, о возрастных границах для вступающих в брак, о том, когда венчанный брак признается недействительным. Не дано четкого указания, в каких точно случаях применяются «чин о второбрачных» и «чин венчания супругов, в летех мнозех сущих». В тексте не дается оценка все более распространяющейся на Западе практике считать законным браком однополые сожительства. Не содержится важного напоминания о том, что «гнушение браком» является ересью.

В тексте ничего не говорится о браке священнослужителей, которые призваны являть идеал христианской брачной жизни. Также в документе практически отсутствует важнейшая в учении о браке тема деторождения. В частности, ничего не говорится об отношении Церкви к сознательному отказу от деторождения в браке и о том, возможно ли совершение Таинства венчания над лицами, которые понимают брак как средство удовлетворения своих сексуальных потребностей, обременять же себя при этом рождением детей не считают нужным.

В таких случаях заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28), безусловно связанная по замыслу Божию с супружеской жизнью человека, совершенно игнорируется, что вряд ли позволяет считать такой брак христианским.

Из текста документа неясно, были ли учтены при его подготовке предложения по теме брака, подготовленные Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора в 1968 году.

Ранее высказывалась мысль о том, что разработке подобного документа должна предшествовать серьезная работа по кодификации брачного права, обсуждение смежных пастырских и канонических вопросов. Необходима догматически выверенная формулировка православного учения о браке, отсутствие которой делает документ неосновательным и противоречивым.

Хочется надеяться на то, что безусловно ценное и многообещающее обсуждение позволит в дальнейшем разработать авторитетный церковный документ и упорядочить пастырскую практику в вопросах церковного брака, что особенно необходимо в настоящее время.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»