Сталинизм годы. Сталинизм как политическая система

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Господством авторитарно-бюрократических методов управления (командно-административной системы), чрезмерным усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан. Ряд политологов считает сталинизм одной из главных форм тоталитаризма .

Общая характеристика

Плакат «Изучайте великий путь партии Ленина-Сталина»

Формирование сталинизма как тоталитарной системы власти и идеологии обычно связывают с фактическим завершением внутрипартийной борьбы за власть, окончательным разгромом всех оппозиционных течений и началом «большого скачка» - взятым в конце 1920-х годов курсом на форсированную индустриализацию и насильственную сплошную коллективизацию сельского хозяйства для осуществления модернизационного проекта колоссальных масштабов - перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, - что потребовало всемерной мобилизации внутренних ресурсов, сверхцентрализации экономической жизни и, в конечном счёте, привело к формированию в СССР целостной командно-административной системы. В 1930-е годы в условиях утверждения монополии на мысль, создания культа вождя , образа врага и массовых репрессий произошло окончательное утверждение режима личной власти Сталина и перерождение партии в структуру командно-административной системы управления .

Согласно выводам главного специалиста Госархива О. Хлевнюка , сталинизм (по выражению автора, сталинская диктатура ) представлял собой крайне централизованный режим, который опирался прежде всего на мощные партийно-государственные структуры и формирование прагматичных стратегий. Из архивных материалов следует, что Сталин был не просто символом режима, а лидером, который принимал принципиальные решения и был инициатором всех сколько-нибудь значимых государственных мер . Каждый член Политбюро должен был подтверждать своё согласие с принятыми Сталиным решениями, в то же время ответственность за их исполнение Сталин перекладывал на подотчётных ему лиц . При этом сам процесс принятия решений был закрытым. Из принятых в 1930-1941 гг. постановлений Политбюро менее 4 тыс. были публичными, более 28 тыс. - секретными , из них 5 тыс. настолько секретными, что о них было известно только узкому кругу посвящённых .

Как отмечает в своей работе В. Б. Чистяков, командно-административная система как «чрезвычайная система» общественной организации позволяла «сконденсировать» избыточную социально-психологическую энергию народа, направив её на решение ключевых задач. При этом мощное политико-идеологическое давление было призвано компенсировать слабость материального стимулирования. Экономика страны полностью огосударствлялась, партия окончательно сливалась с государством, а государство идеологизировалось. Каждый член общества вовлекался в иерархическую систему идеологизированных организаций (пионерская организация , комсомол , профсоюзы и др.), через которые осуществлялось партийно-государственное руководство. Функции по распоряжению огосударствленной собственностью и политическая власть оказались отчуждены от подавляющего большинства социума в пользу партийно-государственного аппарата и лично Сталина . Советская иконография зафиксировала новую социальную иерархию в соответствии с новой системой ценностей: авангард (партийные вожди) были отделены от массы . Население поддерживалось в постоянной мобилизационной готовности при помощи массированных пропагандистских кампаний, волн массового террора , показательных судебных процессов над «врагами народа » .

Анализ решений Политбюро, проведённый специалистами Полом Грегори и Марком Харрисоном, показал , что их главной целью была максимизация фонда накопления - разности между объёмами производства продукции и её потребления. Сверхцентрализация ресурсов на направлениях, признанных ключевыми, требовала сверхущемления интересов других секторов, что постоянно создавало опасность социальных протестов. Для того, чтобы пресечь такую возможность, в стране была создана мощная разветвлённая карательно-осведомительная система . С другой стороны, рост валового накопления в экономике приводил к столкновению между различными административными и региональными интересами за влияние на процесс подготовки и исполнения политических решений. Конкуренция этих интересов отчасти сглаживала деструктивные последствия гиперцентрализации .

Как пишет А. Н. Медушевский, ключевыми параметрами проекта модернизации (строительства нового общества) стали:

По определению А. Н. Медушевского, изменение информационной картины мира привело к «переформатированию социума по таким основополагающим координатам, как пространство, время и смысл существования индивида ».

«Узурпация географического пространства» выразилась прежде всего в его сворачивании, изоляции от внешнего мира. В сознание населения внедрялись идеологизированные представления о географических границах системы и их расширении - концепцию «мировой революции» сменило «построение социализма в одной отдельно взятой стране», которую, в своё время, заменил «мир социализма» («мировая социалистическая система»). Одновременно было фактически реализовано стремление к воссозданию исторических границ бывшей Российской империи. Внутреннее пространство использовалось для осуществления идеологических целей режима - высылка «врагов» на необжитые земли, в Сибирь, на Крайний Север и Дальний Восток, в голые степи Казахстана как своего рода продолжение освоения новых территорий, создание новых городов на окраинах страны, «преобразование природы» через создание каналов и искусственных водохранилищ .

«Узурпация временно́го пространства» ставила своей целью вытеснение подлинной исторической памяти ради создания иллюзорной картины светлого коммунистического будущего, разрыв исторической преемственности - с одной стороны, уничтожение нежелательных воспоминаний, а с другой - восстановление той части истории, которая становилась полезной системе в изменившихся условиях (так, во время Великой Отечественной войны были восстановлены русские военные традиции, ослаблены антирелигиозные ограничения ради укрепления легитимности режима). Отличительной характеристикой сталинизма, как и других тоталитарных режимов, стало переписывание, фальсификация российской и мировой истории, а впоследствии - и радикальный пересмотр истории российского революционного движения .

Смысл существования человека, согласно сталинской идеологии, состоит в борьбе за переустройство общества по предначертаниям партии. Большевизм изначально отличался резко выраженной антирелигиозной направленностью. Коммунистические режимы и в самой России, и позднее в странах Центральной и Восточной Европы рассматривали церковь как основного конкурента в борьбе за умы людей и, в конечном счёте, за власть. Системе ценностей, основанной на религиозной вере, сталинизм противопоставил принципиально новую рационалистическую систему ценностей, представлений о жизни и смерти, добре и зле, этике и морали, которые должны были способствовать строительству нового общества и воспитанию «нового человека». Уничтожение оппонентов и, как минимум, длительная изоляция и «перевоспитание» сомневающихся при этом рассматривались как наиболее эффективные методы «ресоциализации», формирования «нового человека» . Хорошо известно, например, высказывание Бухарина о том, что «пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как ни парадоксально это звучит, методом выработки коммунистического человеческого материала капиталистической эпохи» . Как пишет А. Н. Медушевский, сталинизм «отличало стремление установить тотальный контроль над индивидом, цель состояла в его полной ресоциализации, а методы определялись стремлением получить послушное орудие диктатуры». В результате такого сталинского социального конструирования в обществе возобладали отказ от религиозной ценности жизни и смерти, культ революционного насилия и произвола, подавление прав личности, информационная агрессивность, фатализм и пассивность. Социально поощряемыми нормами поведения стали общественная апатия, социальный инфантилизм, отрицание индивидуального вклада, эгоизм и зависть, недоверие к полноценному труду, агрессия, страх, поощрение доносов, лицемерие .

Сталинизм и ленинизм

«Мы все говорим ленинизм, ленинизм», - по свидетельствам, заметил как-то Каганович на даче Сталина, - «но Ленин умер много лет назад. Сталин сделал больше, чем Ленин, и мы должны говорить о сталинизме. Мы наговорились о ленинизме».

В июле 2009 года Парламентская ассамблея ОБСЕ вынесла резолюцию , в которой приравняла преступления сталинизма в СССР к преступлениям нацистского режима в Германии .

Одним из призывов резолюции ОБСЕ , к государствам-участникам, является прекращение восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого, а также открытие исторических и политических архивов.

В ответ Россия выступила с резким осуждением этого решения ОБСЕ, заявив, что данная резолюция, фактически уравнивающая сталинский режим и нацизм, искажает историю.

«Считаем недопустимым тот факт, что в резолюции ПА ОБСЕ делается попытка искажения истории в политических целях, и это не способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества между государствами-участниками этой организации », - заявил официальный представитель МИД России. .

Официальная оценка в СССР / России

"«Сталинизм» - это «понятие, придуманное противниками коммунизма , и <оно> широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом. » (Михаил Горбачев , 1986 год) . В дальнейшем, по мере развития Гласности , в прессе и прочих СМИ была развернута широкая кампания по освещению и критике сталинизма (тема, до тех пор наглухо закрытая для советских СМИ) и связанных с ним явлений.

Ни в коем случае нельзя говорить о том, что сталинизм возвращается в наш быт, что мы используем символику, что мы собираемся использовать какие-то плакаты, ещё что-то делать. Этого нет и не будет. Это абсолютно исключено. И в этом, если хотите, нынешняя государственная идеология и моя оценка как президента.

См. также

Литература

  • Коллектив авторов Суровая драма народа. Учёные и публицисты о природе сталинизма / сост. Сенокосов, Ю. П.. - 1-е. - Москва: Политиздат , 1989. - 512 с. - 200 000 экз.
  • Рой Медведев . К суду истории. О Сталине и сталинизме.

Ссылки

  • Армен Асриян . СТАЛИНИЗМ
  • И. И. Никитчук. Сталин и советский атомный проект , Детская Ядерная Академия
  • Мартемьян Рютин . Сталин и кризис пролетарской диктатуры
  • Алексей Мартов. Сталинизм «в собственном соку»
  • Вадим Роговин. Была ли альтернатива?
  • Дометий Завольский. Правозащитник Сталин и дизельпанк (попытка разграничить понятия сталинизма и сталинофилии и проследить культурные истоки последней в современном российском обществе).
  • Добровольский А. В., Цагарели М. Ю. «Сталин, Иосиф Виссарионович» в энциклопедии «Кругосвет»
  • Ярошевский М. Г. Сталинизм и судьбы советской науки // Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991, с.6-33.
  • Алпатов В. М. Марр, марризм и сталинизм // Философские исследования, 1993, № 4, с.271-288.
  • Романовский Н. В. Социология позднего сталинизма
  • Федор Бурлацкий. Сталин и сталинизм: прошлое, которое не уходит. Независимая газета, 17.02.2006.
  • А. Мерцалов и Л. Мерцалова. Сталинизм и цена победы. «Сталинизм и война». М., Терра, 1998., стр. 370-394.
  • П. Г. Григоренко. Сокрытие исторической правды - преступление перед народом! (Письмо в редакцию журнала «Вопросы истории КПСС»), Изд-во и книжное дело «Заря», 1973, Лондон, Онтарио, Канада.
  • В. Е. Маневич. Сталинизм и политическая экономия. Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.181-198.
  • Лев Троцкий. Что такое СССР, и куда он идёт
  • Лев Троцкий. Немецкая революция и сталинская бюрократия
  • Отто Рюле. Борьба с фашизмом начинается с борьбы против большевизма
Взгляды иностранных авторов на СССР при Сталине
  • Жид А. Возвращение из СССР
  • Ийеш Д. Россия. 1934
  • Фейхтвангер Л. Москва 1937
  • Шейла Фицпатрик Повседневный сталинизм ()
Взгляды иностранных авторов на СССР после Сталина

Примечания

  1. Медушевский А. Н. Сталинизм как модель //Вестник Европы, 2011, т. XXX. С.147-168
  2. Чистяков В. Б. История России. М: МГИУ, 2007 в Google Books
  3. См. обзор: Khlevniuk O. Stalinism and the Stalin Period after the «Archival Revolution» // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2001. Vol. 2, No. 2. P. 319. DOI :10.1353/kri.2008.0052
  4. Gregory P., Harrison M. Allocation under Dictatorship: Research in Stalin’s Archives // Journal of Economic Literature. 2005. Vol. 43. P. 721. (англ.)
  5. Davies R. W. Making Economic Policy // Behind the Façade of Stalin’s Command Economy: Evidence from the State and Party Archives / Ed. P. R. Gregory. Standford: Hoover Institution Press, 2001. P. 61-80.
  6. Бухарин, Н. И. Экономика переходного периода // Бухарин Н. И. Проблемы теории и практики социализма. - М., 1989, с. 139
  7. См., например, Отто Рюле . «Борьба с фашизмом начинается с борьбы против большевизма»
  8. Газета Коммерсант, ОБСЕ приняла резолюцию против сталинизма и нацизма
  9. Резолюция ПА ОБСЕ «Воссоединение разделенной Европы»
  10. Резолюция ПА ОБСЕ о сталинизме искажает историю - МИД РФ.
  11. Ответы М. С. Горбачева на вопросы газеты Юманите // Правда , 1986 года 8 февраля. Цит. по
  12. Коммунисты установили бюст И.Сталина в Тамбове:: Политика:: Top.rbc.ru
  13. Медведев: "Преступлениям Сталина против собственного народа нет прощения"

(stalinism) Репрессивная советская политическая система при Иосифе Сталине (1879–1953). Началась не позднее 1928 г. и продолжалась до смерти Сталина, хотя многие включают в эту систему и весь последующий период вплоть до перестройки (perestroika). Сталин, обладавший всей полнотой власти деспотичный автократ, считается ответственным за гибель миллионов людей и "отход от социализма" в годы его правления. Однако в последнее время новая историография пытается провести границу между Сталиным и сталинизмом в соответствии с многочисленными соперничающими идеологическими направлениями советской политической жизни. Эти историки полагают, что многие идеологические догмы сталинизма потеряли свое значение еще в 1930-е гг., хотя их сторонники сохраняли влияние и власть на протяжении всего советского периода. Иосиф Виссарионович Джугашвили взял псевдоним Сталин (стальной человек), находясь в большевистском подполье накануне революции. Грузин. Образование получил в духовном училище, а затем в духовной семинарии, где изучил русский язык. После исключения из семинарии в 1899 г. вступил в социал-демократическую организацию. Среди большевиков-интеллектуалов Сталин не считался серьезным теоретиком, хотя и публиковал работы, в т. ч. и по национальному вопросу, причем известно, что, например, Троцкий, смеялся над его произведениями. Но Сталин обладал значительными организаторскими способностями. Был редактором "Правды". Сталин не принимал активного участия в Октябрьской революции 1917 г., хотя впоследствии предпринимались попытки изобразить его правой рукой Ленина. До 1922 г. занимал пост народного комиссара по делам национальностей и народного комиссара государственного контроля, был членом Организационного бюро (Оргбюро) коммунистической партии и Политбюро. В 1922 г., перестав работать в правительстве, стал генеральным секретарем коммунистической партии. В то время эта должность считалась в основном административной, но он сумел использовать даваемые ею возможности и огромные связи для укрепления своих позиций в борьбе за власть, развернувшейся в СССР после смерти Ленина. С 1924 по 1928 г. Сталин придерживался среднего курса. Сначала он выступал против возглавляемой Троцким левой оппозиции, выступавшей против новой экономической политики (НЭП) (NEP), а позднее поддерживал Каменева и Зиновьева. После разгрома этих потенциальных соперников в 1928 г. Сталин использовал целый ряд их позиций в борьбе с Бухариным (Bukharin). Многие ученые видят в постоянно меняющихся взглядах Сталина свидетельство его непримиримой борьбы за власть, носившей только личный характер. Однако другие отмечают последовательность его позиций после 1929–38 гг., когда, не впадая в крайности, как некоторые из его союзников (например, Жданов), он выступал за жесткий централизованный контроль партии над регионами и различными секторами увеличивавшейся экономической бюрократии. Политические трудности в период нэпа заключались в том, что для компартии не было сколь-либо существенного поля деятельности: успех политики зависел от сделки с крестьянством, у которого партия и режим не пользовались особой поддержкой; промышленностью руководили эксперты из центральных органов, например Госплана, а заводами – управляющие и директора (часто буржуазные специалисты и меньшевики – Mensheviks). Сталин сумел направить в нужное русло растущее разочарование партийных чиновников и вызвал недовольство рабочих темпами промышленного развития и заготовки продукции. Сталинской "революцией" против нэпа стала массовая коллективизация сельского хозяйства, включая отправку в деревню 25 тыс. рабочих; интенсивная индустриализация с чрезвычайными плановыми заданиями; культурная революция, в ходе которой буржуазных специалистов сменили "красные директора". Лозунги и мотивировки этого периоды были сугубо политическими – энтузиазм и созидание, как и объяснения провалов – диверсии и саботаж. Главными органами стали коммунистическая партия, Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин), в которой господствовала партия, и ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление). Однако наряду с ними в недрах прежнего Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) формировались новые ведомства по управлению производством. Несмотря на оптимистические заявления о больших успехах первого 5-летнего плана, выполненного за четыре года (1928–32), известны заслуживающие доверия сведения о хаосе и провалах в экономике, обусловленных крайне политизированной сталинской программой. По мере дальнейшей бюрократизации партии идеализированный сталинизм стал больше вступать в конфликт с руководителями промышленности. Ученые много спорили о том, что в этой связи означали убийство Кирова в 1935 г. и развернувшаяся после него братоубийственная внутрипартийная борьба. Одни в смерти Кирова обвиняют Сталина: он расправился с ним как с соперником в борьбе за власть и воспользовался смертью Кирова, чтобы начать чистки, направленные против оппонентов в руководстве, включая Бухарина, Каменева и Зиновьева. Другие исследователи занимают нейтральную позицию в вопросе о том, кто убил Кирова, но настаивают на том, что чистки были политически обоснованы и связаны с борьбой между управленцами аппарата и их союзниками на периферии, с одной стороны, и сторонниками сильного централизованного политического руководства со стороны партии – с другой. Идеологический сталинизм вынужден был отступить в 1938 г., когда оформилась бюрократическая машина, взявшая в свои руки формирование политики, но он продолжал оставаться серьезной политической силой, что подтвердили кампании по борьбе с бюрократией, проводившиеся Ждановым в 1948 г., Хрущевым – в 1957–1964 гг. и Горбачевым – после 1985 г. Если это мнение верно, то ирония заключается в том, что Хрущев в своем секретном докладе ХХ съезду (1956) и в докладе на XXII съезде КПСС (1962) полностью отождествил Сталина со сложившейся советской системой. Очевидно, что, разоблачая сталинские репрессии, Хрущев серьезно рисковал и в политическом плане, и лично. Вместе с тем, возлагая всю вину за "отклонения от социализма" на Сталина, он скрывал действительное положение дел, чтобы уменьшить урон, наносимый легитимности самой системы. Реформирование институтов, сложившихся в сталинский период, оказалось гораздо более трудной задачей и в итоге привело к отстранению Хрущева от власти. Более того, законный гнев репрессированных народов и потеря общественностью веры в "дружелюбие" социализма так и не были преодолены.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СТАЛИНИЗМ

совокупность взглядов и практических действий И.Сталина и его окружения, господствовавших в советском обществе с конца 20-х гг. до 1953 г., в результате чего в стране были разрушены общечеловеческие механизмы прогресса, создана тупиковая мобилизационная экономика и строй казарменного псевдосоциализма - эксплуататорское и угнетательское общество-монстр, лежащее вне развития цивилизации и воплощающее социальный идеал партийно-государственной бюрократии.

Все, кто всерьез занимался изучением истоков и природы сталинизма, не могут отделаться от мысли, что в нем до сих пор скрывается какая-то не разгаданная историческая тайна. Причем, чем больше пишут об извращениях И.Сталиным марксизма и ленинизма, чем больше разоблачают организованные им массовые репрессии и беззакония, ужасы раскулачивания и коллективизации, тем сильнее ощущение отсутствия концептуального понимания сталинизма, тем острее осознание того, что все это обилие разоблачений оставляет за кадром что-то важное, неуловленное и непонятое. Причем в этой неразгаданной тайне, в этом оставшемся не понятым и не уловленным как раз и содержится значительная часть объяснений того, почему сталинизм оказался интернациональным и столь популярным в разных слоях, почему и после смерти Сталина сталинизм там долго не умирает, почему не только в Советском Союзе, но и в других странах, если не сталинизм, то его близнецыбратья: маоизм, ракошизм, полпотизм и другие подобные "измы" столь успешно внедрялись в жизнь и какоето время даже процветали?

Тайна сталинизма не в том, что он был и верой и надеждой многих, и не в том, что он выдавал себя за одно, а являлся другим, выда

вал себя за строительство социализма, а являлся его имитацией. Его тайна сложнее и глубже, и принес он весьма впечатляющие результаты, оказавшиеся роковыми для ближайшей и будущей жизни страны, где он (или его подобие) победил и проделал весь свой путь. В чем же конкретно суть этой тайны?

Сталинизм - это вовсе не форма социалистического строительства, возникшая и реализованная в Советасом Союзе, хотя именно это было его главной, только в последнее десятилетие совлеченной маской. Сталинизм по своему существу, по своей реальной теории и практике был продуктом исторического забегания, интернациональным способом модернизации страны, крайне жестоким, варварским способом первоначального накопления и индустриализации, прикрываемым марксистско-ленинской фразеологией и выдаваемым за теорию и практику социалистического строительства в первой стране социализма, идущей в одиночку от невысокого уровня капиталистического развития к коммунизму в условиях враждебного капиталистического окружения и в обстановке острейшей внутренней и внешней борьбы с "классово чуждыми силами". Но сказать только это, значит сказать только о том, что совершил сталинизм, преобразуя старое, как совершил, под какими лозунгами и какими методами. Этого недостаточно. Нужно сказать еще о том, что он дискредитировал и разрушил, что сделал возможным и невозможным.

Сталинизм в своем "социалистическом обличье" не есть просто фальсификация и извращение марксизмаленинизма (хотя это тоже имеет место). Ревизия посталинистски значительно глубже, ибо он пересматривает соотношение ЦЕЛИ и СРЕДСТВ и выступает как теория и практика построения социализма в любых условиях и любой ценой, как способ действия по принципу "цель оправдывает средства". Этот принцип не верен вообще: в любом целенаправленном преобразовании СРЕДСТВА подчинены ЦЕЛИ в том смысле, что выход за рамки средств, совместимых с целью, означает утрату цели. Но в еще большей мере такой подход несовместим с социализмом, его созиданием: гуманистическая природа социализма не сопрягаема с принципом "цель оправдывает средства", поэтому при избрании средств созидания социализма особенно важно помнить, что "достойная цель достижима только достойными средствами" (К.Маркс). Малейший выход за рамки средств, совместимых с гуманной сущностью социализма как общества человека и для человека, для трудящихся, равнозначен утрате ориентиров, уходу от социалистических целей к строительству уже не действительного, а извращенного, ублюдочного, примитивного социализма, а точнее псевдосоциализма, уже не являющегося строем человека и для человека.

Для тех, кто не понимает действительного соотношения цели и средств в истории, кто согласен с принципом "цель оправдывает средства", кто считает, что социализм может быть построен в любых условиях и любой ценой, нет критериев, способных отделить правду от лжи, разумное от безумного, нравственное от безнравственного, справедливое от несправедливого, ошибку от преступления. Поэтому для них "эра сталинизма" была и остается весьма славной, даже возвышенной полосой советской истории и строительства социализма, где массовые жертвоприношения выглядят не иначе, как массовый героизм, классовая озверелость отождествляется с революционной одержимостью, разгул беззакония - с силой авторитета власти, рабская исполнительность, сочетаемая с полным самоотречением, считается массовым энтузиазмом, а тысячи и миллионы безвинных жертв изображаются как неизбежные издержки самых глубоких революционных перемен.

Такая утрата социальных критериев и нравственных ориентиров, постоянно поддерживаемая духовными жрецами сталинизма, глубоко вошла в психологию не только служителей сталинской командно-административной системы, но и подвергла эрозии сознание многих тружеников, отождествивших реализацию сталинизма со строительством социализма. В свою очередь, отождествляемый со строительством социализма реализованный сталинизм своими жестокостями и беззакониями глубоко дискредитировал социалистический идеал, подорвал веру многих тружеников, рабочих, крестьян, интеллигентов в возможность построения социалистического общества, в возможность реализовать свой социальный идеал.

Модернизация общества, отождествлявшаяся с успешным строительством социализма, своей быстротой и грандиозностью потрясла и восхитила патриархальное сознание, сформировала как в советском обществе, так и в других, не высоко развитых странах огромную армию приверженцев сталинизма, гордящихся не только своим участием в модернизации страны, но и теми жертвами, что им пришлось принести на алтарь сталинизма или его национального подобия. Видя внешние перемены, осуществленные сталинизмом, восхищаясь быстрым прогрессом, они не задумываются о последствиях, о цене этого прогресса.

А она измерялась не только в жертвах, исчисляемых миллионами загубленных человеческих жизней, десятками миллионов сломанных судеб, бедами и несчастиями всех советских народов, но и кое в чем другом, крайне важном и существенном для хода всемирной истории. Здесь особенно важны три момента.

Во-первых, следуя принципу "цель оправдывает средства", "построить социализм любой ценой", И.Сталин и возглавляемая им партия реализации забегания увели общество с избранного им в октябре 1917 г. социалистического пути на дорогу варварской модернизации и индустриализации, утвержения казарменных порядков. Бесконечные клятвы верности социализму прикрывали и скрывали главное - утрату социалистической перспективы, уход с найденного Лениным нэповского пути к социализму на путь сталинского бездорожья и псевдосоциалистической имитации. Это и есть ни с чем не сравнимая первая и главная цена, уплаченная советским народом сталинизму, принесенная на алтарь его утверждения.

Во-вторых, сами модернизация и индустриализация страны, проведенные посталински, разрушили общечеловеческие механизмы прогресса, создали такие замаскированные под социализм социально-экономические и общественно-политические структуры, которые, придав советскому обществу первоначальное индустриальное ускорение, обеспечив потрясший всех "скачок" начала 30-х гг., в дальнейшем обрекли советское общество на стагнацию и вырождение, ибо созданная в те годы мобилизационная экономика с ее командно-административной системой управления являлась тупиковой экономикой, лишенной общецивилизационных механизмов поступательного развития, со структурой, лежащей вне общей логики прогресса. Такова вторая цена: утрата механизмов прогресса, уход со столбовой дороги цивилизации.

В-третьих, самой страшной ценой "строительства социализма" по-сталински стал сам социально-экономический сталинизм как особый вид казарменного псевдосоциализма, общество-монстр, нуждающееся в невиданных жертвах для своего утверждения и функционирования, но - что особенно важно - требующее если не человеческих, то огромных социальноэкономических и нравственных жертвоприношений для своего разрушения, для возвращения из тупика на путь общечеловеческого прогресса. Именно эти жертвы наше общество уже начало приносить. В этом главная разгадка того, почему, не поняв происходящего, потерпела фиаско перестройка и ее инициатор М. Горбачев, и по той же причине терпят неудачу Б.Ельцин и его команда. Ведь возвращение общества-монстра в лоно человеческой цивилизации еще никогда не происходило в истории.

Сталинизм. Будучи создателем понятия "ленинизм" Сталин никогда не употреблял слова "сталинизм" и не позволял льстецам использовать его, несмотря на то, что преобладавшая тогда идеологическая система присоединяла имя Сталина к имени его предшественников. И формула "Учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина" была в ходу до самой его смерти. Этот факт ставит перед историками ряд важных вопросов. Существует ли особая категория явлений, которую можно назвать сталинизмом? Или это только вариант тоталитаризма, как утверждают Х.Аренд, а за ней многие другие специалисты по советской истории, включая М.Фэйнсода и Зб.Бжезинского? Если принять сталинизм как самостоятельное понятие, в чем его истоки? В преемственной связи с традицией русской политической культуры? В прямом развитии большевизма Ленина? Или следует допустить, что сталинизм немыслим вне связи с личностью и планами человека по имени Сталин? Каковы, наконец, его отличительные черты, и в какой мере сталинизм составляет систему, определившуюся при самом ее зарождении? Или он прошел через ряд последовательных форм? Другими словами, является ли сталинизм результатом медленного вызревания, последовательного развития отдельных его черт?

Гипотеза, выдвигаемая в данной статье, состоит в том, что сталинизм как система существовал, но как явление он не покрывается полностью понятием тоталитаризма. Сочетая теорию и практику власти, сталинизм представляет собой план радикального преобразования общества, проводимый посредством неограниченного террора. И хотя его отдельные черты напоминают русскую политическую традицию, он уходит корнями, главным образом, в крайне извращенную интерпретацию марксизма и в ранний большевизм Ленина. Троцкий, который первым попытался сформулировать понятие сталинизма, описанного как бюрократическая контрреволюционная система (эволюционируя, впрочем, в своем анализе от идеи сталинизма, занимающего центристские и реформистские позиции, до обвинения его в русском термидорианском перевороте, выдвинутого в середине 30-х гг.), не проявил ни постоянства, ни глубины в своем анализе системы, главным отличием которой, с его точки зрения, является абсолютный разрыв с большевизмом и его идеалами. Мы не пойдем этим путем за Троцким, а позаимствуем у него лишь само понятие, автором которого он без всякого сомнения является.

Сталинизм - это прежде всего система власти. Чтобы узаконить эту систему, ее создатели ссылаются на марксистскую концепцию диктатуры пролетариата. В той форме, в которой ее использовал Сталин, она превратилась в диктатуру одного человека, опирающегося на несколько структур: партию, государство, полицию. Отводя партии роль ведущей силы в построении нового общества, Сталин исходил из концепции Ленина, для которого пролетариат, занимающий центральное место в идеях Маркса, следует за своим авангардом. Как в вопросе о захвате власти, так и в ее осуществлении партия не выражает интересы пролетарского движения, она лишь использует его как средство для осуществления целей, которые сама себе ставит на основе отвлеченной исторической науки. Как и Ленин, и даже в большей мере, чем он, Сталин извратил указание Маркса о том, что власть должна утратить свой политический характер.., что /это/ отживающий институт, а Сталин реабилитировался, оправдывая это капиталистическим окружением и необходимостью защиты завоеваний социализма... Он не только отбросил идею конечного отмирания государства, но и разработал теорию "государства нового типа" (идущего к единовластию). Это единовластие проходит несколько этапов - от ликвидации составных частей демократии и завоеваний революции 1905 г., февраля 1917 г. до роспуска Учредительного собрания, запрещения свободных выборов, плюрализма политических партий и печати. Все это было решено Лениным и осуществлено уже в 1921 г. Одновременно была ликвидирована демократия и в самой большевистской партии, а рабочий класс как независимая политическая сила был разгромлен посредством переподчинения Советов и профсоюзов власти партии, после ее X съезда приобретшей видимость монолитности и пронизанной агентурой полиции, роль которой все увеличивалась. Завершением этого процесса стала власть одного человека, распространившаяся на все аппаратные структуры, которыми он манипулировал всеми сразу или стравливая друг с другом. Таково было творение Станина.

В 1936 г. Советский Союз получил Конституцию. Она "была дополнена системой законов - уголовных кодексов, которые стали юридической основой террора".

Если эти элементы сталинской системы - абсолютная власть партии и государства, террор и злоупотребление законодательством - связывают ее как с теорией Ленина, так и с другими тоталитарными системами, то развиваемая Сталиным концепция модернизации хотя и исходит из учения Ленина, но имеет и собственные отличительные черты. В этом вопросе Сталин полностью порывает с Марксом, который рассматривает революцию как средство преодоления отчуждения в обществе и освобождения личности

Преобразования Сталин будет проводить с крайним радикализмом, который составляет один из элементов ленинской концепции революции. ...Избавившись от соперников, Сталин ясно показал, каковы же его собственные позиции; волюнтаристский характер тотального и быстрого преобразования всех сторон экономической, социальной и культурной жизни страны; радикализм методов, то есть навязывание своих планов сверху безгласному обществу без всякого учета его интересов путем систематического применения насилия.

По мнению Сталина, перемены могут быть достигнуты лишь радикальными методами. ...Сталинизм хотя и модернизировал страну (если свести понятие модернизации к индустриализации и росту могущества), одновременно двинул ее назад по сравнению с последним периодом царского строя или 20-ми гг., если говорить о политических и социальных свободах, а также об установлении реальной законности. Сталинизм, наиболее очевидной чертой которого является всеохватывающий и систематический террор, может быть также определен как план радикального преобразования общества, исключающий освобождение человека как конечную цель, направленный, напротив, на его социальное порабощение. Если зачатки такого плана проявляются в отдельные периоды развития русской политической культуры, что связано более всего с личными качествами некоторых тиранов, его конечную форму следует искать, главным образом, в ленинском варианте марксизма. С русской политической традицией, уходящей во времена Ивана Грозного, связана особая роль государства и бюрократии в управлении обществом. И как дополнительный момент - особая роль полиции.

Второй чертой сталинизма является постоянное стремление придать видимость революционной законности тем практическим мерам, которые Маркс, всего вероятнее, осудил бы. Обладая полной властью и действуя вопреки всякой идеологии, Сталин постоянно заботился о самооправдании, создании всякого рода теорий, которые он объявлял марксистскими. Таковы теории капиталистического окружения или растущей агрессивности врагов революции по мере ее успехов, которые оправдывали в глазах Сталина усиление власти и постоянное развитие репрессивной системы. И наконец, Сталин был продуктом политической культуры европейской окраины, которая колебалась между подражанием европейской модели и привязанностью к особенностям России. Если марксистская утопия, пронизывающая всю его деятельность, подталкивала его к подражанию западной модели, - его буквально преследовал призрак индустриализации и стремление догнать Европу, - то от славянофильской культуры он унаследовал крайнее недоверие к внешнему миру, к Западу, что толкало его к созданию барьеров вокруг своей страны, изоляции ее от Европы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Политическая система сталинизма

Определение :а) сталинизм – разновидность тоталитарного политического режима в СССР; б) синоним личного диктаторства и тирании; в) сталинизм - система идеологических взглядов, догматическое развитие марксизма-ленинизма, а их практическая реализация – сталинщина.

СТАЛИНИЗМ. Одно из наиболее сложных явлений общественной и поли­тической

жизни России ХХ века, получившее название по имени сво­его творца - И.В.

Сталина. Впервые о сталинизме как о теории и практике создания тоталитарного

режима заговорили на Западе. По мнению меньшевистской эмиграции (Л. Мартов,

Б. Николаевский, Ф. Дан и др.), суть сталинизма заключалась «в полном отказе от

тех традиций, которые были заложены в социал-демократии». Автор наи­более

подробной в отечественной литературе политической биогра­фии Сталина Д.

Волкогонов определяет сталинизм как «тоталитар­ную форму отчуждения человека

труда от власти, от участия в управ­лении государством, производством, другими

общественными процессами». Он выделяет следующие характерные черты

сталиниз­ма: безальтернативность развития (сталинизм стал олицетворять от­рицание

всего, что не соответствовало представлениям самого «вож­дя»); незыблемость

«законов» личной диктатуры (в основе режима личной власти лежит опора на

НКВД КГБ, армию); культовость («ста­линизм стал своеобразной советской

религией»); антигуманистич­ность (признание за человеком только функций

инструмента, сред­ства, «винтика»); абсолютизация диктатуры политики «над

экономи­кой, социальной и духовной жизнью, культурой»; спекуляция на вере

народа в лучшее будущее; силовое воспитание «нового человека».

Эти черты (в той или иной степени) были присущи всем полити­ческим

лидерам советской эпохи.

Признаки сталинизма как разновидности тоталитаризма :

- Насильственное установление однопартийной системы.

- Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии.

- «Захват государства партией», т.е. полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии.

- Ликвидация системы разделения законодательной и судебной властей.

- Уничтожение гражданских свобод.

- Построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом.

- Унификация (приведение к единообразию) всей общественной жизни.

- Культ национального вождя.

- Массовые репрессии.

Периодизация :

I период. Утверждение. 1928 – 1934 г. От «умирания» НЭПа до XVII съезда «победителей».

II период. Перерождение. 1934 – 1941 гг. От XVII съезда до начала Великой Отечественной войны.

III период. Частичное отступление сталинизма. 1945 – 1948 гг. Годы Великой Отечественной войны и послевоенного периода ожиданий и надежд.

IV период. 1948 – 1953 гг. Ужесточение режима и консервация сталинизма, апогей сталинизма.

Составляющие сталинизма

В политической области: ВКП (б) из политической организации рабочего класса (как декларировалось) постепенно превращается путём сращивания с государственным аппаратом в своеобразный идеологизированный орден. Политические приоритеты в жизни общества стали абсолютными. Сталинизм затем довёл до абсурда примат политики над экономикой, государства над обществом. Здесь находятся глубинные корни того, что стало называться командно-бюрократической системой. Возник своеобразный «политический абсолютизм», когда волевое решение совсем не обязано было считаться с хозяйственной целесообразностью, материальными возможностями, интересами народа.

В социально-экономической сфере: возникла коллективная бюрократия, к4оторая постепенно переросла в тотальную. Её главные признаки – отчуждение от экономической целесообразности и всевластие аппарата. Сам Сталин стал порождением бюрократии. Тотальный бюрократизм для людей, которых воспитывали в духе несвободы, лжи и закрытости, по-своему удобен: в жизни всё расписано, определено, установлено. От работы, твёрдого (хотя и полунищенского) заработка до того, когда и что сеять, какой рапорт готовить «наверх» и т. д. Наступила «эпоха торжества Директивы».

В области духовной: Традиционный догматизм большевиков привёл купрощению марксизма, формированию обширного слоя элементарно мыслящих людей. Стало возможным настолько приблизить философское учение Маркса-Энгельса к народным массам, что истины были превращены в мумии, диалектика – в формальную отмычку, с помощью которых формировался специфический тип человека, отчуждённого от власти, свободы и средств производства. Мумии сталинских догм – одно из средств превращения людей в тот тип, который китайцы называли хунвейбинами, т. е. обладающих цитатным, катехизисным мышлением. Именно ложная диалектика целей и средств объясняет сущность сталинизма.

Социально-политическая сущность сталинизма : сталинизм – это своеобразный цезаризм, сохранивший внешние, формальные атрибуты народовластия. Сталинизм, как разновидность цезаризма, в конечном счёте сделал социальное бытие одномерным, экономическую жизнь - директивной а духовную сферу – догматически примитивной.

Нам вбивают в голову простую и понятную идеологическую модель, которая говорит о том, что Иосиф Сталин, во главе с которым советский народ не только выиграл Великую Отечественную войну, но и совершил индустриальный и экономический прорыв, был деспотом, тираном и неумелым руководителем.

России необходимо избавляться от сталинизма. Так считает «легендарный» экс-президент СССР Михаил Горбачев. «Я хотел бы тех поддержать, кто считает правильным, что надо избавляться от сталинизма», — сказал он на встрече с журналистами в связи с предстоящим выходом в свет его новой книги «Остаюсь оптимистом». Политик признался, что в молодости был сталинистом. Про свой отказ от этой идеологии он вспоминает так: «Это был процесс».

Удивительно наблюдать за тем, как один патологический предатель призывает все остальное население России последовать его примеру. Удивительно наблюдать за тем, как сумасшедшими темпами происходит подмена понятий. И не менее удивительно наблюдать за тем, как население никоим образом не реагирует на происходящее.

Сталинизм кратко

День за днем нам качественно, и местами даже фактурно, вдалбливают в голову простую и понятную идеологическую модель, которая говорит о том, что Иосиф Сталин, во главе с которым советский народ не только выиграл Великую Отечественную войну, но и совершил индустриальный и экономический прорыв, равного которому не знала история, был деспотом, тираном и неумелым руководителем.

В то же время нам «дарят» Николая Романова, который не только проиграл Первую мировую войну, но еще и довел Российскую Империю до развала, но при этом почему-то считается у определённых групп граждан крайне эффективным управленцем и добрым и справедливым государем.

И более того, мы, все ныне живущие, еще и автоматически оказались виновными в его гибели, и теперь нам предстоит покаяться и попросить прощения за данное преступление, иначе нам удачи не видать. Что вообще происходит? Почему мы позволяем так нагло перевирать нашу историю, очернять одних и обелять других?

Наверняка кто-то из вас скажет, что Ленин и Сталин, которых некоторые власть-имущие сегодня не стесняются ставить в один ряд с Гитлером, свергли царя и погрузили Россию в пучину гражданской войны? И это будет неправдой, потому что царя свергли именно «господа офицеры, голубые князья», в ходе Февральской революции. Те, кто «За веру, царя и отечество».

Ленин, Сталин и все прочие пришли к власти гораздо позже, когда Россия уже находилась на грани пропасти, а наши западные соседи делили города и вотчины павшей жертвой неправильной внутренней политики и заговоров Российской Империи.

Будите говорить о том, что Сталин привел СССР к Победе лишь ценой неимоверных жертв, буквально засыпая поля сражений трупами наших солдат? Посмотрите статистку потерь Первой мировой войны, когда Россия находилась под правлением восхваляемого нынче Николая Романова. Среднемесячные потери русской армии – убитыми, ранеными и попавшими в плен, в 1914 году составляли 65 тысяч человек, в 1915 году – 207 тысяч человек, в 1916 году – 224 тысячи человек. Еще раз повторюсь – это потери среднемесячные. Как вы уже, наверное, догадались, потери немцев были существенно меньшими. И при всем при этом, войну мы так и не выиграли.

Скажите о неимоверном количестве заключенных, которые отбывали наказание при сталинском режиме? Не соглашусь и здесь, призвав на помощь статистику, которая по сути своей лишена эмоций, но не лишена объективности. Есть такой показатель, в статистике, называется «Среднегодовая численность заключенных на 100 тысяч человек населения».

С 1930 по 1935 годы, начальный период правления Сталина, данный коэффициент составлял 235. Существенный рост наблюдался с 1936 по 1955 год. В данный период коэффициент составил 1064, но не стоит забывать о существенном росте уголовных и военных преступлений в период Великой Отечественной войны. Это много? Разумеется. Но в период правления того же Горбачева, который сегодня призывает нас отказаться от сталинизма, коэффициент составлял 721.

А в период с 1993 по 2011 годы коэффициент составлял 625. Это очень много для мирного времени, но мы не спешим называть «душегубами» Горбачева и Ельцина, хотя стоит над этим задуматься, а воспринимаем это как само собою разумеющееся. Ельцину даже музей построили, Ельцин-центр, стремимся передать его опыт потомкам.


Теперь, что касается Николая Романова, который в последнее время неожиданно «затмил» всех православных святых в пантеоне РПЦ. Не лишним будет заметить, что его канонизация является продуктом деятельности Русской православной церкви заграницей, иерархи которой озадачились этим вопросом еще в 1967 году. Разумеется, канонизация Николая Второго в тот момент рассматривалась исключительно как часть идеологической борьбы с Советским Союзом и правящим в стране коммунистическим режимом.

В 1981 году Архиерейский собор Русской зарубежной церкви причислил к лику святых Николая и всю царскую семью и их слуг. Для того чтобы понять анатомию данного процесса, необходимо разобраться, что же в те времена представляла собой РПЦЗ. Не буду долго и кропотливо описывать мытарства иерархов РПЦЗ в послереволюционный период, перейду сразу к самому интересному.

В начале 30-х годов у РПЦЗ появился интересный покровитель, который способствовал росту влияния Русской православной церкви заграницей. Имя этому благодетелю – Адольф Гитлер. Уже в середине 30-х годов на территории Пруссии начинают строить храмы РПЦЗ, примечательно, что деньги на строительство выделяет Рейхсминистерство церковных дел Германии.

Митрополит Антоний в благодарственном письме писал министру Гансу Керлу: «В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах». Молились в общем они за Гитлера и просили у Господа Бога помочь ему в его делах. Молодцы, чего уж тут скажешь.

Поход на Советский Союз, предпринятый Гитлером 22 июня 1941 года так же не остался без внимания иерархов РПЦЗ. Митрополит Западно-Европейский Серафим (Лукьянов) в своём послании от 22 июня 1941 года, а также Архиепископ (впоследствии Митрополит) Берлинский и Германский Серафим (Ляде), как и некоторые другие клирики РПЦЗ поддержали «освободительный поход» вермахта против СССР, полагая коммунистический режим гораздо большим злом для России. Не промолчал по данному вопросу и архиепископ Североамериканский и Канадский (РПЦЗ) Виталий (Максименко), который подписал письмо, составленное представителями Русско-Американского комитета, в котором они обратились с заявлением к президенту США Ф. Д. Рузвельту, прося его помочь русскому народу, но не помогать в войне красной диктатуре в лице Сталина. В общем, основной посыл данного письма вам понятен.

Кстати, есть интересный момент в истории РПЦЗ, который сегодня сознательно замалчивается. На территории Потсдама располагался русский поселок Александровка. Само собой, разумеется, стоял храм, находившийся в ведении РПЦЗ. Рядом располагалась разведшкола Абвера и спецэскадрилья Абвера, которая забрасывала диверсантов на территорию СССР. Как вы думаете, где офицеры Абвера вербовали русскоговорящих диверсантов для работы на территории СССР? Правильно! На территории русской слободы среди прихожан Александро-Невского православного храма.

Вы наверняка удивитесь, но именно там же был сформирован 800-й полк особого назначения «Бранденбург», оставивший свой кровавый след на территории республик СССР в годы Великой Отечественной войны. Сформирован еще в 1940 году, не без участия иерархов РПЦЗ призывающих всех русских на борьбу с «проклятыми коммунистами», опять же из русскоговорящих жителей Германии. Вот такой небольшой экскурс в историю РПЦЗ.

В начале 90-х, приближая слияние двух ветвей РПЦ, Московская патриархия начинает предпринимать ряд действий, направленных на налаживание отношений с иерархами РПЦЗ. Разумеется, остро встал вопрос о канонизации царской семьи, расстрелянной в Екатеринбурге. С 1992 по 1997 год комиссия, возглавляемая митрополитом Ювеналием, посвятила рассмотрению этой темы 19 заседаний, в перерывах между которыми члены комиссии углублённо изучали жизнь Царской семьи.

На Архиерейском соборе 1994 года в докладе председателя комиссии была изложена позиция по ряду завершенных к тому времени исследований. Самое главное, что вы должны услышать — комиссия отметила, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода - время царствования и время пребывания в заключении.

В первом периоде (пребывания у власти) комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила своё внимание на нём. То есть, при жизни, Николай Романов не был примером для подражания и образцом бескорыстного служения делу Господа. Это крайне важное заключение сегодня сознательно замалчивается, но именно оно является той причиной, по которой иерархи РПЦ не вмешиваются в конфликт между так называемыми «православными активистами» и режиссером Учителем, снявший еще не вышедший в прокат, но уже нашумевший фильм «Матильда».

Но самое главное, о чем сегодня не пишет пресса, и о чем не говорят с высоких трибун, то, что способно перевернуть ваше мировоззрение и вернуть его в реальность, это слова Святейшего Патриарха Алексия II.

24 декабря 2007 года, выступая на Епархиальном собрании Москвы, Святейший Патриарх Алексий осудил так называемый «чин всенародного покаяния», который проходит в с. Тайнинское, и отметил, что этот «чин» нельзя считать подлинным церковным делом, так как он носит ярко выраженный агитационный характер. Духовенство, принимающее участие в этих действиях, совершает это или вопреки, или без благословения священноначалия. «Мы не можем согласиться с текстом «мытищинского чина», - сказал Святейший Патриарх Алексий, - так как особое место в нем занимает призыв покаяться «за недостаточность» прославления новомучеников и Царской семьи». По словам Его Святейшества, «искупительный подвиг один - Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно».

«Со всей ответственностью заявляю, что этот «покаянный акт» недопустим и душевреден, - подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. - Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому». Тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана, ведь они сеют раздор и смуту внутри Церкви, подчеркнул Святейший Патриарх Алексий. Так в церковном лексиконе появилось понятие «Ересь цареискупительская или ересь царебожия». Теперь вам все понятно?

Говоря разговорным языком, те люди, которые продвигают идеологию искупительной жертвы Николая Романова, по сути своей сеют в массах смуту и провоцируют раскол среди православных прихожан РПЦ. Данная признана ересью, и следование ей преступно, а для служителя РПЦ может даже закончиться лишением церковного сана.

Те, кто сегодня рассказывают населению об искупительной жертве Николая Второго, призывая нас всех покаяться за его убийство, попутно очерняя советскую эпоху, которая при очевидных минусах имела колоссальное количество положительных моментов, о которых сегодня бесстыдно умалчивают, действуют отнюдь не в интересах русского народа и Русской православной церкви. Наоборот, эти люди пытаются втянуть население России в очередную кровавую смуту, и всячески дискредитируют РПЦ, которая старается дистанцироваться от данного конфликта.

И если мы с вами поддадимся на их елейные речи и вновь превознесём Николая Романова, признав его смерть искупительной жертвой, и позволим втоптать в грязь все заслуги советского народа, сломавшего хребет так почитаемому РПЦЗ Адольфу Гитлеру, то уже в ближайшее время мы получим внутренний конфликт, от масштабов и последствий которого ужаснуться многие.

  • Tags: ,

Сталинизм - система государственного управления и совокупность государственной политической системы и идеологии, получившие название по имени И. В. Сталина.

Сталинизм - политическая система и идеология, возникшие в результате перерождения рабочего государства, рожденного Октябрьской революцией 1917 года. Сталинизм образован от имени Иосифа Сталина, который, будучи генеральным секретарём ЦК ВКП (б), идейно и организационно возглавил процесс перерождения большевистской партии и советского государства. В этом Сталин опирался на партийно-государственный аппарат, советскую бюрократию, превратившуюся в касту привилегированных управленцев. Сталинизм характеризуется господством авторитарно-бюрократических методов управления государством и обществом, слиянием партийных и государственных органов власти, жёстким идеологическим контролем над обществом, применением репрессивных методов принуждения против врагов и оппонентов существующего строя и правящего режима.

По некоторым сведениям, термин был впервые использован Л. Кагановичем для обозначения формы, получившей теоретическое развитие при И. В. Сталине, от имени которого образован. В СССР начал официально использоваться с началом политики гласности.

В более широком смысле используется по отношению к странам, политическая система которых во многом напоминала политическую систему СССР времён Сталина (например, к режимам Мао Цзэдуна в КНР, Ким Ир СенаКим Чен Ира в КНДР, Хо Ши МинаЛе Зуана во Вьетнаме, Энвера Ходжи в Албании и др.), а также к политическим партиям, идеализирующим подобную политическую систему. Среди сторонников некоторых направлений марксизма, например, троцкизма, термин «сталинизм» используется для обозначения идеологии и политической системы, существовавшей в СССР и других социалистических странах как во время жизни и нахождения у власти И. В. Сталина, так и в последующий период до распада СССР и реставрации капитализма. При этом сталинизм рассматривается как идеология и политика, искажающая марксизм.

Сталинский режим

Согласно выводам историков, сталинская диктатура представляла собой крайне централизованный режим, который опирался прежде всего на мощные партийно-государственные структуры, террор и насилие, а также на механизмы идеологической манипуляции обществом, отбора привилегированных групп и формирования прагматичных стратегий. Анализ решений Политбюро показывает, что их главной целью была максимизация разницы между выпуском продукции и потреблением, что требовало массового принуждения. Появление избытка в экономике повлекло за собой борьбу различных административных и региональных интересов за влияние на процесс подготовки и исполнения политических решений. Конкуренция этих интересов отчасти сглаживала деструктивные последствия гиперцентрализации.

Сталин был не просто символом режима, а лидером, который принимал принципиальные решения и был инициатором всех сколько-нибудь значимых государственных мер. Каждый член Политбюро должен был подтверждать своё согласие с принятыми Сталиным решениями, при этом ответственность за их исполнение Сталин перекладывал на подотчётных ему лиц. Из принятых в 1930-1941 гг. постановлений, менее 4000 были публичными, более 28000 секретными, из них 5000 настолько секретными, что о них было известно только узкому кругу. Значительная часть постановлений касалась мелких вопросов, таких как местоположение памятников или цены на овощи в Москве. Решения по сложным вопросам часто принимались в условиях нехватки информации, в особенности реалистичных оценок затрат, что сопровождалось стремлением назначенных исполнителей проектов завысить эти оценки.

Автономный Сталинизм

Молодежное течение, которое появилось в России в конце 2000-ых. О возникновении и корнях движения пока мало известно. Пока можно, опираясь на сайт автономных сталинистов, сделать вывод, что корни их эстетики и риторики вырастают из разнообразных движений левого толка в Европе, прежде всего автономистов. Также очевидно, что автономные сталинисты, как движение возникли под влиянием молодежных субкультур: скинхэдов, панков, модов, хип-хоп культуры. Участники этого движения позиционируют себя непримиримыми врагами капитализма, либерализма, нацизма. Имя Сталина используется автономными сталинистами, как символ непримиримого отношения ко всем господствующим в обществе политическим силам от анархистов до правительств.

Критика сталинизма

Природа сталинизма глубоко противоречива, поскольку сочетала заложенный революцией экономический и социальный фундамент (государственная собственность, монополия внешней торговли, плановое хозяйство) с политическим господством правящей госбюрократии. Интересы последней требовали замены режима социалистической демократии бюрократическим централизмом, для которого характерны авторитарные методы управления государством и обществом.

После смерти Сталина в 1953 году политический режим в Советском Союзе смягчился, некоторые «перегибы» сталинской эпохи были подвергнуты критике. Перемены, впрочем, были не столь значительны. Они практически не коснулись привилегий бюрократии, которая сохранила политическую власть вплоть до распада СССР в 1991 году.

В связи с тем, что в 20-м веке похожие формы имели место и в других странах, термин «сталинизм» стал применяться марксистскими теоретиками для характеристики обществ, в которых политическое господство бюрократии сочетается с прогрессивным экономическим и социальным базисом (государственная собственность, плановая экономика). В частности, такие современные государства как Куба и Северная Корея несут в себе существенные черты сталинизма.

В коммунистическом движении сталинистами называют течение, разделяющее основные идейные принципы правящей советской бюрократии, преимущественно сталинской эпохи. Исходя из этого, приверженцы сталинизма признают возможность быстрого развития производительных сил («построения социализма») в одной, отдельно взятой стране. Как правило, современные сталинисты отрицают утверждения о перерождении партии и государства в СССР и считают, что Советский Союз в 30-е годы прошлого века достиг социалистической стадии развития.

Тем не менее, факт развала СССР требует от сталинистов объяснения. В связи с этим распространена теория, согласно которой перерождение советского строя началось после смерти Сталина с приходом к власти «ревизиониста Хрущёва». Предпринимая попытки объяснить причины «поражения социализма» в СССР, сталинисты, как правило, не прибегают к марксистскому анализу: они отрицают реакционную роль бюрократии в процессе быстрого развития производительных сил, сводя процессы перерождения к таким субъективистским факторам, как враждебные действия иностранных разведок, предательство партийного руководства, недостаточном внимании к теории марксизма и тому подобное. Неспособность приверженцев сталинистской традиции к марксистскому анализу связана с многолетней практикой приспособления теории для оправдания обратным числом политических зигзагов правящей бюрократии.

Под сильным влиянием сталинистской традиции, идейной и организационной, находится Компартия Украины. Партия рассматривает СССР как социалистическое государство, кроме того, КПУ придерживается организационных принципов, характерных для сталинистской традиции.

Сталинистская традиция, выросшая из господства бюрократии, хотя и декларирует свою приверженность принципам демократического централизма, на практике отрицает их, склоняясь к аппаратной централизации. Практика Компартии даёт тому массу примеров: авторитарные секретари, господство которых опирается на партийный аппарат, отсутствие политической дискуссии и навязываемое сверху единомыслие, репрессии в отношении несогласных с позицией руководства и т. п.

Наиболее известным критиком сталинизма являлся Лев Троцкий.

Оценка сталинизма в Европе

Папа Иоанн Павел II также сравнил две тоталитарные системы XX века: сталинский СССР и нацистскую Германию: «Некоторые считают, что Сталин был лучшим лидером, чем Гитлер. С моральной точки зрения, они оба были ужасны»

В июле 2009 года Парламентская ассамблея ОБСЕ вынесла резолюцию, в которой приравняла преступления сталинизма в СССР к преступлениям нацистского режима в Германии.

Резолюция, названная «Воссоединение разделенной Европы», подчеркивает, что оба тоталитарных режима нанесли серьезный ущерб Европе, в обоих режимах наблюдались проявления геноцида и преступления против человечества.

Одним из требований резолюции ОБСЕ было прекращение восхваления советской эпохи и раскрытие доступа к ряду секретных документов.

Положительные черты сталинизма

Утверждения о наличии у сталинизма т.н. "положительных черт" чаще всего основываются на специфической трактовке событий эпохи. Многолетняя массовая истерия вызванная культом личности, к примеру, трактуется как период беззаветной преданности народа "великому вождю". В подобном ключе, положительными чертами сталинизма определяются:

1. Переход России от аграрно-индустриального строя к промышленному;

2. Повышение потенциала армии;

3. Повышение уровня защиты страны от внешних захватчиков;

4. Наличие ядерного оружия у советской армии.

Сталинизм и политическая экономия

Сталинизм наложил тяжелый отпечаток на экономическую науку, и прежде всего на теоретическую политическую экономию. Пожалуй, именно эта наука наряду с философией и историей оказалась наиболее деформированной применительно к идеологическому обслуживанию сталинского режима. Сталинизм не просто обескровил экономическую науку, не просто навязал ей постоянное присутствие своих бездарных и невежественных клевретов, но он действительно сформировал специфическое, адекватное своим идеологическим задачам экономическое мышление и при всей антинаучности, при всей мистифицированности строя этого мышления сумел воплотить его в некое подобие научной системы, сконструированное экономистами по заданию высшего эшелона политической власти.

Особенность судьбы экономической науки в годы сталинщины заключается в том, что сталинизм в области политической экономии мог не только опереться на проходимцев и профессиональных проработчиков, но и манипулировать сознанием вполне искренних, убежденных научных работников, исповедовавших марксизм. Предпосылкой этой манипуляции был постулат идеологической и теоретической исключительности марксизма, презрительной нетерпимости ко всем немарксистским течениям, которые сталинизм унаследовал от прежних времен и довел до абсолюта, до немыслимого предела. Возможно, что именно эта сторона дела обусловила на первый взгляд странный феномен, отличавший положение в экономической науке в 40–50-х гг. от положения, скажем, в биологии, где овладевшая властью группа циничных проходимцев расправлялась с учеными, всеми силами содействовала репрессиям. Циничные проходимцы присутствовали и в экономических научных учреждениях, но здесь они никогда не были у власти, не занимали решающих руководящих должностей. Руководили экономическими научными учреждениями люди, как нам представляется, искренне убежденные в своих теоретических воззрениях и именно вследствие этого не утратившие некоторой порядочности, стремившиеся избегать проработок, не содействовать репрессиям. Механизм проработок в экономической науке в 30–40-х – начале 50-х гг. выглядел так: сначала появлялась статья в «Правде» или «Большевике», указывающая на буржуазно-объективистские», «реформистские», «антипатриотические» взгляды того или другого экономиста, а затем уже научные учреждения и журналы должны были «реагировать», устраивать проработки, публиковать разгромные статьи и рецензии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»