Пий 13 папа римский биография. "молодой папа" с позиций психоанализа

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Пий, имя 9 пап

Пий I (между 140-155), родом из Аквилеи; ему приписывают некоторые постановления относительно празднования пасхи и о еретиках.

Пий II (1458-64), Эней-Сильвий Пикколомини родом из Сиены, где изучал право; позже, переселясь во Флоренцию, пользовался там руководством Поджио и Филельфо и приобрел громкую известность как гуманист и поэт. Состоя секретарем у разных епископов и кардиналов, жил в Базеле во время собора, участвовал в агитации против папы, путешествовал по Франции и Шотландии. После окончательного разрыва между собором и папою П. становится решительным защитником прав собора, занимает ряд должностей при нем, исполняет дипломатические миссии и делается секретарем выбранного собором антипапы Феликса, но затем, получив от императора Фридриха III коронование в поэты, занимает место при его дворе (1443). Между тем Евгений IV одержал победу над собором и другими противниками; тогда П. стал решительным сторонником папы и врагом соборной реформы и получил прощение от папы (1445). После смерти Евгения возвышение П., принявшего духовный сан, пошло быстро: Николай V сделал его епископом (1447), затем он был назначен нунцием Венгрии, Богемии, Моравии и Силезия (1462) и кардиналом (1456). Поселившись в Риме, П. был избран папою после смерти Каликста III и особой буллой торжественно отрекся от их прежних воззрений. Как папа, П. держался традиций своих предшественников: буллой Execrabilis (1460) он объявил апелляцию на папу к собору ересью, старался уничтожить всякую самостоятельность местных церквей во Франции и в Германии, вмешивался в итальянские дела для расширения церковной области и для доставления владений своим родственникам, боролся с мятежными движениями в Риме и в Романье. Главной его мечтой был крестовый поход против турок для возвращения Византии. Тотчас по вступлении на престол П. назначил для этой цели собор в Мантуе - первый светский конгресс под председательством папы - и, несмотря на отсутствие и противодействие представителей многих государей, объявил войну против турок, наложил для этой цели десятину на христиан и евреев и назначил главнокомандующим императора Фридриха III. Булла не имела успеха, но П. не оставил своей мысли: сначала он отправил длинное послание Магомету II, убеждая его креститься и обещая признать его тогда восточным императором, а затем сам выступил в поход против турок и умер в Анконе, в ожидании флота. Гораздо значительнее литературная деятельность П. как гуманиста. П. не был ученым: он не знал греч. языка и был мало знаком с греческой литературой; но, как разносторонний писатель, он чутко относился к действительности и отразил в своих произведениях все перемены своего "настроения". Так, в молодости он написал массу стихотворений преимущественно фривольного содержания (напр., обширная поэма "Nymphifexis"), в старости - религиозного (в честь Богородицы, блаженного Августина и др.). К числу его эротических произведений принадлежит также крайне непристойная комедия "Chrisis" и переведенная на многие языки новелла об Эвриале и Лукреции. Как оратор, П. оставил 36 речей, произнесенных при разных случаях, и теоретическое сочинение по риторике ("Artis rhetoricae praecepta"). Еще важнее его многочисленные диалоги и трактаты, из которых особенно замечательны: "О ереси гуситов", "Против турок в защиту католической веры", "Об авторитете Собора и Папы", где П. еще защищает собор, "Реntalogus" (предложение прекратить спор собора с Евгением IV посредством нового собора), "О бедствиях придворной жизни" ("De Curialium miseriis") - живая картина темных сторон двора Фридриха III, "О воспитании князей ", "О счастии", "Похвала Гомеру". Как историк, П. настроен критически, но не применяет систематически своих принципов, а в изображении современности не чужд партийности. Его извлечения из "Истории готов" Иорнанда и из "Декад" Биандо не имеют интереса; комментарии о базельском соборе ("Commentariorum de gestis Basiliensis concilii libri II", Базель, 1535), дошедшие до нас не в полном виде - партийные мемуары; "О знаменитых современниках" ("De viris aetate sua claris", Штутг., 1847) - живые характеристики по личным воспоминаниям; "История Фридриха III" (Historia rerum Frederici III imperatoris", Вена, 1762) - история Австрии с древнейших времен, где П. сначала пересказывает с критическими поправками хроники, а затем описывает события как очевидец или по рассказам современников; по такому же методу написана история Богемии до восшествия на престол Подибрада ("De ortu, regione et gestis Bohemorum", П., 1475); дополнением к истории Фридриха служит история регенсбургского рейхстага 1454 г. ("Historia de Ratisbonensis dieta", Лукка, 1759). Под конец жизни П. начал обширную всеобщую историю своего времени с присоединением географического описания стран и народов ("Historia rerum ubique gestarum locorumque descriptio") и окончил две первые ее части, "Europa" и "Asia" ("Opera", Базель, 1551); к этому же времени относится и его автобиография ("Commentarii rerum memorabilium", Франкфурт, 1614). Весьма важное дополнение к произведениям П. составляет его переписка ("Epistolae" Рим, 1473).См. G. Voigt, "Enea-Silvio Piccolomini, als Papst P. II, und sein Zeitalter" (Берл., 1859-63); Hagenbach, "Errinnerungen an Aeneas-Silvius Piccolomini" (Базель, 1840); Heinemann, "Aeneas-Silvius, als Kreuzzugsprediger" (Берн, 1855); Gengler, "Aeneas-Sylvius und seine Bedeutung für die deutsche Rechtsgeschichte" (Эрланген, 1860); Markgraf, "Ueber das Verhältniss des Königs Georg von Böhmen zu Papst P. II" (Бреславль, 1867); "Piccolomini Alcuni documenti inediti intorno a P. II e a P. III illustrati" (Сиена, 1871); Verdère, "Essai sur Aeneas-Sylvius Piccolomini" (П., 1843).

Пий III (1503) - Франческо Пикколомини, племянник П. II; при Павле II был легатом в Германии. Выбранный после Александра VI, П., дряхлый и болезненный, удачно, однако, боролся с Борджиа и имел в виду созвать собор для реформы церкви, но умер через месяц после избрания.

Пий IV (1559-1565) - Джованни-Анджело Медичи, родом из Милана, незнатного происхождения; обязан возвышением брату, смелому авантюристу, завоевавшему Сиену и получившему титул маркиза Мариньяно. П. пользовался известностью, как юрист; приняв духовный сан, был назначен при Павле III кардиналом. Павел IV не любил П., который должен был оставить Рим. Выбранный в папы после его смерти, П. казнил его племянника, герцога Караффу, и держался противоположной политики: не любил инквизицию и отличался миролюбием. Вынужденный необходимостью, он возобновил заседания тридентского собора (1562), который имел теперь целью не соглашение с протестантами, а реформу католической церкви. Прелаты различных национальностей, опираясь на своих государей, расходились по самым существенным пунктам; раздавались жалобы на подчинение папы собору, происходили схватки на улицах. Тогда П. вступил в соглашение с католическими державами, и настроение собора резко изменилось: все вопросы были решены в духе и в интересах папства. П. не был свободен от непотизма, но самый влиятельный его родственник, Карло Борромео, был бескорыстным слугою церкви. См. Voss, "Die Verhandlungen Р. IV mit den katholischen Mächten" (Лпц., 1887).

Пий V (1566-1572) - Микеле Гизлиери, родом из Боско около Александрии, незнатного происхождения, одна из самых мрачных фигур на папском престоле. Рано вступив в доминиканский монастырь, П. весь проникся аскетизмом и фанатическою ненавистью к еретикам. Назначенный инквизитором в Комо и Бергамо, он действовал с такой жестокостью, что население едва не побило его камнями. Узнав о его усердии, Павел IV вызвал его в Рим, сделал членом римской инквизиции, епископом и кардиналом. Аскетом и инквизитором остался П. и на папском престоле. В Риме запрещены были праздничные увеселения; за нарушение этого предписания знатные платили штраф, а незнатные в первый раз подвергались церковному покаянию, во второй - публичному бичеванию, в третий - ссылке на галеры. В монастырях была заведена такая дисциплина, что монахи и монахини с отчаянием разбегались. Инквизиция карала преступления, совершенные 20 лет назад, причем папа никогда не смягчал приговоров, а наоборот, делал выговоры судьям за нерадение, если казней было мало. Как правитель, П. отличался неутомимой деятельностью, был свободен от непотизма и под страхом отлучения запретил на будущее время отчуждение церковных владений. Он пытался запретить государям налагать новые подати без согласия папы. Битва при Лепанто была отчасти следствием его стараний. Он грозил Максимилиану II низвержением, если будет дана свобода протестантам, побуждал Карла IX к кровавым насилиям против гугенотов, послал Альбе, свирепствовавшему в Нидерландах, освященную шпагу и шляпу, отлучил от церкви Елизавету Английскую. Климент XI канонизировал П. Его письма, проникнутые изуверством, изданы в XVII ст. ("Epistolae", Антверпен, 1640). См. Falloux, "Histoire de P. V" (Пар., 1844); Mendham, "Life and Pontificate of P. V" (Л., 1835).

Пий VI (1775-1799) - родом из Чезены в Романье, из фамилии графов Браски. Склонный к иезуитам, он играл важную роль при Клименте ХIII, исполняя должность министра его двора, но при Клименте XIV утратил всякое влияние, хотя и был назначен кардиналом. Избранный в папы партией непримиримых (zelanti), П. держался средневековых воззрений, но считал необходимым делать уступки действительности, вследствие чего ограничивался бесполезными полумерами. Желая улучшить материальное положение населения, он уничтожил внутренние таможни в Церковной Области, но завел соблазнительные для бедняков лотереи в пользу казны, торговал должностями и истощил казначейство попыткою осушить Понтийские болота. Население не любило П.; против него составлялись заговоры. Еще печальнее для П. были его полумеры в общей церковной политике. Не решаясь восстановить иезуитский орден и даже выпустить из заключения его вождей, П. разрешил его существование и деятельность в Пруссии и в России, что раздражило противников иезуитов и не удовлетворило их сторонников. Иосиф II сокращением монастырей и другими реформами взял в свои руки внешнее управление церковью. Чтобы отклонить императора от этой политики, П. отправился в Вену; Иосиф II торжественно принял папу, отдал ему визит в Рим, но продолжал свои реформы и даже закрыл тот монастырь, где был устроен прием П. Такие же реформы были проведены Леопольдом в Тоскане. Неаполь отверг ленную зависимость от папы. В Германии владетельные духовные князья на Рейне объявили, что признают папский примат только в тех пределах, какие он имел в первые столетия нашей эры (так назыв. эмсские пункты - Emser Punktation). Когда началась французская революция, П. отверг гражданское устройство духовенства и отлучил от церкви принявших новую присягу духовных лиц; это не помешало французскому правительству конфисковать церковные имущества и отнять у папы Авиньон и Венессэн. Во время походов 1796-97 г. Церковная Область сильно пострадала, и П. по миру в Толентино (1797) потерял Болонью и Феррару. При первых признаках революционного движения в Риме директория объявила папское правительство упраздненным, Церковную Область - республикою; 80-летний П. был ограблен, заключен под стражу и перевезен во Францию, где и умер в крепости Валанс.См. Bourgoing. "Mémoires historiques et philosophiques sur P. VI et son pontificat" (П., 1799); Tavanti, "Fasti del S. P. Pio VI" (Флоренция, 1804); Wolf, "Geschichte der römisch-katholischen Kirche unter P. VI" (Цюрих- Лпц., 1793-1806); Artaud de Montor, "Histoire de P. VI" (Пар., 1847).

Пий VII (1800-1823) - граф Кьярамонти (Chiaramont), родом из Чезены, родственник и преемник П. VI. 16-ти лет вступил в бенедиктинский орден, был учителем и настоятелем монастыря св. Каликста. П. VI назначил его епископом и кардиналом. Выбранный в папы кардиналами, собравшимися в Венеции, П. вернулся в Рим, занятый неаполитанскими войсками. Руководимый своим государственным секретарем Консальви (см.), П. заключил с Наполеоном конкордат (1801), которым восстановлялась католическая церковь во Франции, но должен был признать секуляризацию церковных имуществ, назначение правительством епископов и, так называемую, декларацию 1682 г. (см. Галликанизм). Аналогичные конкордаты заключил П. с итальянскими республиками и признал секуляризацию духовных владений в Германии. Пользуясь временным спокойствием, он восстановил орден иезуитов в Сицилии (1804). Надеясь добиться новых уступок от Наполеона (главным образом, отмены декларации 1682 г. и допущения во Францию монашеских орденов), П. согласился приехать в Париж и короновать там Наполеона императором. Монахов Наполеон допустил, но других уступок папе не было сделано. Есть известие, что Наполеон предложил папе навсегда остаться во Франции, но П. отклонил предложение и вернулся в Рим. Когда Наполеон назначил неаполитанским королем своего брата Иосифа и потребовал от папы присоединения к континентальной системе, П. протестовал против обеих мер; Рим был занят французскими войсками (1808), и вскоре после того Церковная Область была присоединена к Франции. П., отлучивший Наполеона от церкви, был арестован и отвезен сначала в Гренобль, потом в Савону, наконец - в Фонтенбло. Сначала папа держался твердо и не признавал епископов, назначенных Наполеоном; но арест становился все суровей, и отрезанный от мира П. согласился утвердить епископов, признать все распоряжения Наполеона и остаться на житье во Франции; в этом смысле был заключен новый конкордат (1813). Когда империя стала близиться к падению, П. отрекся от всех своих уступок и под покровительством союзников вернулся в Рим (1814), получив обратно прежние владения, кроме Авиньона. Победители стали смотреть на Папу как на одну из важнейших опор легитимизма, и П. искусно воспользовался новым направлением. В 1814 г. папа восстановил орден иезуитов (булла Solicitude omnium); Консальви заключил выгодные для церкви конкордаты с Францией, Баварией и Неаполем и соглашение с Пруссией. Самой крупной неудачей П. в это время был его бесплодный протест против венского конгресса, не восстановившего духовных владений в Германии. П. VII основал художественный музей Кьярамонти.См. Artaud de Monfoi, "Histoirie de la vie et du pontifical de P. Vif" (Лиль,1840); Gaudet, "Esquisses historiques et politiques sur le pape P. VII" (Пар., 1824); Giucci, "Storia della vita e del pontificato di P. VII" (Рим, 1857); Henke, "Papst P. VII" (Штутгарт, 1862); Holzwarth, "Napoleon I und P. VII" (Майнц, 1872); Jager, "Lebensbeschreibungen des Papstes P. VII" (Франкфурт, 1824); Pacca, "Compendio storico su P. VII" (Милан, 1824): Simon, "Vie politique et privée de P. VII" (Париж, 1823).

Пий VIII (1829-30) - граф Кастилоне, родом из Чинголи; рано вступил в монастырь, изучал каноническое право в Болонье. П.VII назначил его епископом. За резкую защиту папы против Наполеона и за отказ присягнуть последнему, как итальянскому королю, П. был сослан на Ю Франции. После падения Наполеона получил сан кардинала. Выбранный в папы после смерти Льва XII, П., уже дряхлый старик, вел упорную борьбу против либеральных течений, против библейских и тайных обществ. Вследствие революционных вспышек в Романье и в самом Риме П. облегчил некоторые тягости населения, но в общем держался реакционного направления. Самым крупным делом его внешней политики было заключение конкордата с Голландией. См. Аrtaud de Montor, "Histoire du pape P. VIII" (П. 1844); Rudoni, "Leone XII e P. VIII" (Милан, 1829).

Пий IX (1846-1878) - граф Джованни-Маpиa Мастаи-Феретти, родственник П. VII, родился в Синигалье в 1792 г.; получил образование в коллегии пиаристов; намеревался вступить в папскую гвардию, но вследствие эпилептических припадков избрал духовную карьеру, изучил богословие в Collegium Romanum, вступил в орден миноритов, сделался священником, некоторое время проповедовал в родном городе, затем отправился миссионером в Чили, где пробыл 2 года (1823-25). Лев XII назначил его архиепископом, Григорий ХVI - кардиналом. После смерти Григория XVI обе партии кардиналов - ретрограды, сторонники умершего папы, и либералы, считавшие необходимыми уступки духу времени, - легко сошлись на мягком и уступчивом П., который казался доступным обоим направлениям. Действительно, П. считал возможным примирить средневековое воззрение на папскую власть с новыми потребностями и, оставаясь реакционером в церковной сфере, начал свое правление в духе политического либерализма. Население требовало от папы, во-первых, амнистии политических ссыльных и заключенных, которых при его вступлении на престол было ок. 2000, и удаления главных сотрудников его предшественника; во-вторых, политических реформ в либеральном духе, светского министерства, конституции; в третьих, участия и даже руководства папы в борьбе против австрийского господства в Италии и за ее объединение. П. пошел на уступки по всем этим требованиям: дал амнистию, хотя и неполную, назначил государственным секретарем либерала (кардинала Джицци), сократил придворные расходы и пенсии, учредил комиссии для выработки новых реформ, обложил небольшим налогом монастыри и духовенство, разрешил промышленные ассоциации, научные съезды, школы для рабочих, библиотеки для чтения, постройку железных дорог. Джицци нашел эти уступки чрезмерными, вышел в отставку и был заменен кардиналом Феррети, по совету которого П. дал Риму новую муниципальную конституцию, учредил государственный совет (consulta), составленный преимущественно из светских людей, но имевший только совещательное значение, и согласился даже учредить национальную гвардию. Реакционные кардиналы устроили заговор против П., австрийцы захватили Феррару; но заговор не удался. Феррара была возвращена, и реформы продолжались, хотя совет предъявлял слишком большие, по мнению папы, требования, и Феррети, а вскоре и его преемник Бонфонти, вышли в отставку. Февральская революция сделала П. еще уступчивее: он назначил новое министерство из 6 светских и 3 духовных лиц с кардиналом Антонелли во главе и дал новую конституцию, учреждавшую две палаты: в одну из них члены назначались папой пожизненно, в другую избирались народом на основании ценза. Законы, принятые палатами, утверждались тайным советом кардиналов и затем папой, так что верховная власть по-прежнему оставалась в руках духовенства, что не могло удовлетворить население. Еще более недовольства вызывала внешняя политика П. Когда Карл-Альберт вооружился против Австрии, П. двинул войско на По, но отказался дать благословение римским добровольцам и противился соединению своих войск с пиемонтскими. В Риме началось волнение, и П. вынужден был составить новое министерство (сначала Мамиани, потом Фабри); министры настаивали на войне с Австрией, против которой П., наконец, решительно высказался в консистории кардиналов (28 апреля 1848 г.). Движение получило мало-помалу революционный характер: новый министр П., Росси, был убит при входе в парламент (5 ноября); папа тайком убежал в Гаэту (25 ноября), и в Риме провозглашена была республика. Из Гаэты П. обратился за помощью к католическим державам; австрийцы захватили Анкону и Болонью, французы - Рим (июль 1849 г.). Папа отправил в Рим комиссию из 3 кардиналов, приступившую к террористической реакции. Это вызвало протест со стороны Людовика-Наполеона; П. издал прокламацию с обещанием либеральных реформ и, вернувшись в Рим (апр. 1850г.), восстановил муниципальные советы и допустил в состав правительства светских лиц. Но это были только наружные уступки; реакция продолжалась, и П. со своим государственным секретарем Антонелли, опираясь на французов, не обращал внимания на нужды населения. Заключены были выгодные для церкви конкордаты с Испанией (1851) и Австрией (1855), восстановлена католическая иерархия в Англии (1850) и в Голландии (1853), учреждено несколько епископских кафедр в Сев. Америке, Африке и Азии. Без участия собора П. провозгласил новый догмат о беспорочном зачатии (Immaculata conceptio) Девы Марии (1854). Внутреннее состояние церковной области приходило, однако, все в больший упадок, а идея объединения Италии делала все большие успели. В 1859 г. Австрия вследствие начавшейся войны с Пиемонтом отозвала свои войска из Романьи; Болонья тотчас восстала и присоединилась к монархии Виктора-Эммануила; затем восстали Умбрия и Марки; папские волонтеры потерпели поражение при Кастельфидардо, и восставшие провинции последовали примеру Болоньи (1860), так что папа потерял 2/3 своих владений, удержавшись в остальных только с помощью французского гарнизона. По договору, заключенному в 1864 г. с Виктором-Эммануилом, Наполеон III обязался через 2 года удалить свои войска из Рима. П. грозила опасность утратить все свои владения, но он не шел на уступки, отлучил от церкви "узурпаторов", осуждал всякие новшества. Он торжественно канонизировал 23 японских мучеников (1862), пострадавших еще в 1597 г., а также немецкого иезуита Петра Канизия (1864), отпраздновал 1800-летний юбилей апостолов Петра и Павла (1867) и 50-летний своего священства (1868). В этот же период (1864) он издал знаменитую энциклику и силлабус (Syllabus errorum), где осуждал все враждебные средневековому католицизму направления в жизни государства и общества, в философии и в науке. В 1867 г. он предложил на предварительное обсуждение кардиналов новое учение о папской непогрешимости. Несмотря на сильную и почти повсеместную оппозицию против нового притязания, П. в 1869 г. открыл ватиканский собор (см.), возведший в догмат папскую непогрешимость (1870). Еще до открытия собора гарибальдийцы попытались захватить Рим (1867), но были отбиты вновь прибывшими франц. войсками, которые остались в папских владениях до франко-прусской войны и были отозваны только в августе 1870 г. В сентябре войска Виктора-Эммануила заняли при сочувствии населения папские владения и после незначительного боя вступили в Рим, объявленный столицей итальянского королевства. Светская власть папы была уничтожена. В 1871 г. итальянский парламент принял закон о гарантиях, по которому папа был признан государем, но его владения ограничены Ватиканом; в духовной сфере за ним признана полная самостоятельность. П. протестовал против занятия Рима, отказался признать новое правительство и принять короля, объявил себя "ватиканским пленником" и старался вызвать в Европе движение для восстановления папства в его прежнем виде. Сочувствие к П. не пошло, однако, дальше паломничеств в Рим с подарками папе и многочисленных депутаций по случаю 25-летнего юбилея его понтификата. Последние годы правления П. нанесли ряд ударов и его церковному влиянию постепенным ослаблением и даже окончательным устранением опеки духовенства над школой и печатью в Италии и за Альпами и так наз. " культурной борьбой" в Германии. См. Clave, "La vie et le pontificat de P. IX" (П., 1848); Balmes, "P. IX" (П., 1848); Clerc, "P. IX, Rome et l"Italie" (П., 1849); Pougeois, "Histoire de P. IX, sou pontificat et son siècle" (П., 1886); Villefranche, "P. IX, sa vie, son histoire, son siècle" (Лион, 1889); С. Haltaus, "Papst P. IX und seine Reformen im Kirchenstaate" (Лпц., 1847); Pfleiderer, "P. IX" (Гейльбр. 1878); Marocco, "Storia di P. IX" (Typ., 1856).

О новой работе - сериале Паоло Соррентино с Джудом Лоу и Дайан Киттон в главных ролях много говорят. Режиссёр, оставаясь верным самому себе, продолжая традиции «Великой красоты» и «Молодости», в «Молодом папе» исследует высоту и низость натуры человека, небесное и земное, воплощенное в нём, не опускаясь до раздачи морально-этических оценок.
Когда исчезли вкус и послевкусие просмотра, возможно, для продления очарования, стала анализировать персонажей с точки зрения глубинной психологии.
Ленни Беллардо - новоизбранный молодой Папа Пий 13, архиепископ Нью-Йорка. Сирота, воспитанный сестрой Мери. Родители - хиппи оставили его в возрасте семи-восьми лет у ворот католического приюта, сами отправились в Венецию. Внутренняя жизнь Ленни сосредоточена на желании найти родителей, он убегает из приюта в надежде найти их. Многие из нас ощущают на себе бремя внутреннего сиротства, одиночества и неприкаянности, и жизнь многих из нас подчинена цели поиска родительской любви, принятия и объятий, в которых мы можем почувствовать себя в безопасности. Часто мы подменяем поиски безусловной родительской любви суррогатами, разочаровываемся и отправляемся на поиски Бога, вовне и внутри себя.
Молодой Папа человечен в своих сомнениях и понятен, мне кажется, что сомнение - есть основной критерий мудрости и доброты.

В сцене соблазнения Пия 13 женой офицера - начальника охраны Ватикана, прекрасно сыгранная, как это не иронично звучит, бесстрастность священника при виде обнажённой груди молодой красивой женщины, произносится монолог, под каждой буквой которого подпишусь, исходя из личного и профессионального опыта. Люди, выбирающие духовные практики, и католические священники в том числе, выбирают любовь Богу, потому что страшатся земной любви. Ленни Беллардо признаётся соблазняющей, подкупленной женщине, в собственной трусости, в том, что он выбрал любить Бога, потому что не в силах ещё раз вынести унижение, прочитав в глазах любимой женщины разочарование. Неловкость и неуклюжесть сироты, не знавшего родительской любви.

Его друг, так же воспитанник сестры Мэри, Эндрю Дюсоле, в отличие от Ленни, предаётся всем прелестям земной любви, попробовав на вкус её в разных вариантах и под разными соусами. Он так же признаётся в трусости в прощальной проповеди перед паствой Гондураса, его трусость иного рода - профессиональная. Он боится отказать в причастии наркомафии, но это не мешает ему быть любовником жены латиноамериканского мафиози.
Забегая вперёд - друзья погибают. Эндрю возвращается в Гондурас, выброшенный голым у Ватикана после вечеринки, но по возращению его убивает наёмник «рогоносца» мужа.
Ленни Беллард произносит речь, которую так ждут католики всего мира и кардиналы Ватикана, в Венеции в надежде, что родители придут послушать проповедь. Родители приходят, но покидают площадь. Сердце молодого Папы не выдерживает, в момент острой сердечной недостаточности, Ленни, как князь Болконской под Аустерлицем, видит бесконечное, вечное небо, в очертании облаков смутно улавливается образа Иисуса. Мужчина, чья душа преисполнена внутренним сиротством и поисками Бога, обретает небесного Отца в момент потери надежды обрести отца земного. Два друга. Две сироты. Два епископа. Один выбирает любовь к Богу, но бесконечно сомневается в его существовании, из-за страха земной любви. Его рыжий друг не хочет оставаться в Ватикане, поскольку его больше привлекает запах дерьма и жизни в Латинской Америке. Средневековый карнавал, где скатологическое бесстыдство соседствует с нуминозным, сакральным. Дух и плоть. Вверх и низ. В этом и есть поэтика и эстетика, и правда жизни.

Антитеза сестра Мери и его Высокопреосвященство кардинал Анджело Войелло. Два девственника. Сестра Мери - сирота и нашла своё призвание в любви к сиротам. И могущественный кардинал, коллекционирующий антиквариат и предметы искусства, с непомерной тягой к роскоши, всё свободное время проводит с мальчиком с особыми нуждами, любовь и забота к которому искупают (по его мнению, грехи интриганства серого кардинала Ватикана). Войлло любит роскошь, но не любит людей, он использует и манипулирует. Сестра Мери наделена даром любить. Была очарована ею в исполнении Дайаны Киттон, не меньше влюблённого в сестру Анджелло Войелло.
Преосвященный монсеньор Бернардо Гутиеррез и церемониймейстер Святого Престола vs. архиепископ Кёртвелл. Служители церкви, подвергшиеся в детстве сексуальному насилию. Архиепископа Нью-Йорка Кёртвелла в детстве поставил на колени домовладелец, пообещав не повышать аренду за квартиру, вечером этого же дня семья вынуждена была съехать с квартиры в поисках более дешёвого варианта. Кёртвелл всю жизнь отыгрывает детское насилие, ставя на колени мальчиков из бедных семей. История получает огласку, Пий 13 отправляет в Нью-Йорк Бернардо Гутиерреза. Травмированная душа монсеньора не может восстановиться, Бернардо тихий алкоголик, его келья завалена бутылками, а узкая кровать мягкими игрушками, он латентный гомосексуалист. Жертва, которая боится мира и не покидает Ватикана. Пий 13, исходя из евангельского « и последние станут первыми», посвящает его в кардиналы, и волею судеб Гутиеррезу удаётся получить неоспоримые доказательства против Кёртвелла.
На протяжении первых серий создаётся ощущение, что статуэтка мегалитической Венеры возраста 25000 лет является одним из главных персонажей фильма. Великая Мать как воплощение сексуальности и плодородия Земли.
Но фильм завершается бесконечным, вечным Небом над Венецией. Небо как надежда на обретение Бога, гармонии плоти и духа всех жаждущих красоты во всех её проявлениях.

Der Spiegel: Г-н Керцер, в Ватикане Вы просматривали документы 20-30х годов, находящиеся вне общего доступа. Что Вы узнали об отношениях Папы Римского Пия XI и Бенито Муссолини?

Дэвид Керцер: Папа Иоанн Павел II в 2002 году объявил о том, что для ученых будет открыт доступ к архивным документам, имеющим отношение к понтификату Пия XI, и в 2006 году обещанное осуществилось. Я нашел множество документов, свидетельствующих о следующем: отношения между Ватиканом и фашистским режимом, установившимся в 1922 году, были непростыми, вплоть до смерти Пия XI в 1939 году.

— Исходя из этого, Вы выдвигаете предположение о том, что без поддержки Ватикана фашистская диктатура не имела бы шанса на существование.

— В особенности в начальной фазе установления фашизма в 1922-1924 годах Муссолини не мог обойтись без существенного содействия церкви. На его пути к власти стояла Итальянская народная партия. Если бы она не лишилась поддержки Ватикана, Муссолини было бы сложно установить диктатуру. К тому же, Пий XI запретил всем католикам поддерживать социалистов, которые были единственной реальной альтернативой Муссолини.

— То есть, еще в самом начале существовала тесная связь между папским престолом и итальянскими фашистами. В Вашей книге «Первый наместник» Вы утверждаете, что Муссолини и Папа Римский договорились о том, что фашизм и церковь отражают определенный образ тоталитаризма. Под этой формулировкой Муссолини и Пий XI понимали одно и то же?

— Примечательно, что папа говорил о том, что существует только одна по-настоящему тоталитарная организация — это римско-католическая церковь. Считалось, что существует лишь одна истинная церковь. И любого, кто ее не признавал, нужно было наставлять на путь истины. А Муссолини заявил, что папа Римский ему лично высказал такое мнение: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины, я не вижу ничего, что могло бы противоречить католическому учению». Оба не придавали демократии и парламентаризму никакого значения.

— Почему так?

— Италию считали насквозь католической страной, управляемой предписаниями церкви. Откуда же там могла взяться свобода вероисповедания или право на критику церкви? Пий XI очень строго осуждал даже встречи католических и протестантских объединений. Такая ситуация сохранялась в большей степени вплоть до Второго Ватиканского собора, открытого в 1962 году.

— Удивительно, что Ватикан видел угрозу в таком маленьком количестве протестантов в Италии — и точно так же в иудаизме. Иезуитский журнал «La Civiltà Cattolica» в то время не только восхвалял фашистское правительство, а был полон антисемитской пропаганды. Так почему же Ватикан предпочел связаться с идеологией Муссолини, не имеющей отношения к церкви, нежели чем наладить плодотворное общение со своими братьями по вере — евангелистами и иудаистами?

Контекст

Ватикан и геополитика. Наступление в год милосердия

Polonia Christiana 13.02.2016

Как Ватикан борется с антисемитизмом

Slate.fr 26.01.2016

«Скупость»: тайная роскошь Ватикана

L"Espresso 06.11.2015
— Потому что Муссолини пошел навстречу церкви, чтобы заручиться ее поддержкой: он гарантировал введение в школах религиозного воспитания. В классах повесили католические кресты, а также Муссолини восстановил в армии должность военных священников. Своему первому правительству при вступлении в полномочия в 1922 году он велел встать на колени, чтобы помолиться. Он взял в привычку регулярно посещать мессы, чтобы почтить память павших фашистов. Муссолини был для церкви, кроме всего прочего, надежным оплотом в борьбе против большевизма.

— А Адольфа Гитлера тоже считали таким «Муссолини»?

— Ватикан по-разному относился к Италии и к Германии. В глазах папы Римского Гитлер был язычником, преследующим свою собственную еретическую религию, чего не признавали многие немецкие католики. В итальянском фашизме он, напротив, видел определенную силу, способную укрепить позиции церкви.

— То есть, «реальная политика» была важнее религиозных убеждений и христианских ценностей?

— Да, церковь в первую очередь заботилась о том, чтобы укрепить свое институциональное влияние на общество. Следствием явилось заключение в 1933 году имперского конкордата между Святым Престолом и Немецким рейхом. Пий XI дал на него согласие, поскольку конкордат должен был предоставить церкви определенные преимущества, а не потому, что он симпатизировал Гитлеру.

— Чтобы сохранить благосклонность Гитлера, Пий XI был согласен даже на то, чтобы прекратить оказание церковью поддержки партии Католического центра, которая вскоре прекратила свое существование. Значит он пожертвовал собственными религиозными убеждениями?

— Да. Хотя позже он начал это осознавать и пожалел о содеянном. Незадолго до смерти он пригласил епископов в Рим в феврале 1939 года, чтобы обратиться к ним со своим последним посланием. Точное содержание этого обращения, в котором он якобы высказывал намерение противостоять расизму и антисемитизму, никому не известно. За день до запланированного обращения Пий XI скончался. Его преемник кардинал Эудженио Пачелли, впоследствии — Пий XII, преследуя интересы Муссолини, сделал все, чтобы уничтожить уже напечатанную для епископов речь почившего Папы.

Даже так называемая «отложенная» энциклика Пия XI «Humani generis Unitas» долгое время не публиковалась. В ней Пий XI критиковал идею о том, что порядочный христианин мог бы стать расистом, и требовал прекращения преследования евреев. Лишь спустя 20 лет, через четыре месяца после смерти Пия XII, Папа Римский Иоанн XXIII поделился отрывками из энциклики.

— Тем не менее в марте 1937 года Пий XI опубликовал энциклику «С глубокой тревогой». В этом послании он говорит о притеснении церкви в Германском рейхе, а также критикует политику и идеологию национал-социализма.

— Папу Римского все больше беспокоил тот факт, что нацисты ограничивали влияние католической церкви в школах. Немецкие архиепископы призывали Папу к тому, чтобы он высказался против сложившегося положения. Он так и сделал — но не затем, чтобы осудить фашизм, а из-за дискриминации церкви, а также потому что Гитлер не выполнял договоренностей имперского конкордата 1933 года.

— Вот уже много лет длится процесс беатификации папы Римского Пия XII, занимавшего должность государственного секретаря Ватикана, а до того — нунция сначала в Мюнхене, затем в Берлине. Между тем, немецкий драматург Рольф Хоххут обличал его в своей пьесе «Наместник», опубликованной в 1963 году, в упорном замалчивании Холокоста. В пьесе он называет папу Римского преступником.

— Преступником я бы его не назвал, ведь он не нарушал никаких законов. Однако он поступился моральными принципами. Парчелли делал то, что, по его мнению, было лучше всего для церкви. В какой-то момент он решил решать вопросы с нацистами мирным путем, вместо того чтобы добиваться конфронтации. В Италии даже он считал фашизм лучшей политической системой.

— Не кажется ли нелогичным причисление Пия XII к лику святых, подобно убитой в Освенциме и канонизированной в 1998 году Эдит Штайн? Она была монахиней, отрекшейся от иудаизма, уже в 30-е годы предупреждала о нацистской угрозе и в Ватикане приложила все усилия для того, чтобы папа Римский выразил решительное возражение против преследования евреев. Эта просьба Эдит Штайн была отклонена именно кардиналом Пачелли от имени Пия XI.

— Канонизация Пия XII означала бы абсолютно ошибочную оценку его исторической роли. То, что он пытался защитить церковь, — это одно. Но говорить о том, что он спас жизни миллионам евреев, просто смешно, это звучит даже предательски, учитывая тот факт, что он замалчивал холокост. Однако, когда солидные ученые-историки пытаются омрачить героический образ Пия XII, рисуемый церковными консерваторами, то право крыло церкви чувствует себя вправе сделать из него святого.

Пий XIII

Герой сериала «Молодой Папа» — 47-летний Ленни Белардо — родом из Бруклина, США. Действие ленты происходит в наши дни. После избрания папой Белардо сменил имя на Пий, став тринадцатым понтификом, названным в честь этого святого.

В реальности папы Римского Пия XIII не существовало: персонаж придуман сценаристами сериала.

Ленни в детстве бросили родители-хиппи, а воспитывался он монахинями. Его детские травмы и личные потрясения впоследствии влияют на миллиард верующих католиков. Пий XIII хочет стать отцом для верующих и практически на протяжении всего сериала пытается избавиться от мыслей о трагическом детстве, которые постоянно одолевают его. Ему приходится отречься от «понятного» мира и войти в мир гораздо более сложный — духовный.

Франциск

Папа Франциск (до избрания — Хорхе Марио Бергольо) родился в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Детство провел в семье железнодорожного рабочего и домохозяйки. Он на собственном опыте ощутил, как живется простым трудягам, начав с раннего возраста подрабатывать: сначала уборщиком, химиком-лаборантом, а после и вовсе вышибалой в ночном клубе. В 12 лет он влюбился в свою соседку. Он сказал ей: «Если я не женюсь на тебе, я буду священником» — и, как мы видим, сдержал свое слово.

Мать будущего понтифика хотела, чтобы ее сын стал доктором. Но ее надежды рухнули в 1958 году, когда Бергольо решил вступить в орден священников-иезуитов.

Его привлекали их военное послушание и дисциплина. Как священнослужитель Бергольо сформировался во времена так называемой «грязной войны» в Аргентине, начавшейся с государственного переворота.

Практически сразу после вступления в орден Бергольо был назначен наставником послушников, а два с половиной года спустя — главой провинции. Через несколько лет Бергольо стал священником, а позже возглавил аргентинских иезуитов. Некоторое время он жил в точно таких же условиях, как и самое бедное население Буэнос-Айреса, в крохотной квартире, сам готовил себе еду и пользовался общественным транспортом. Поэтому и получил в народе прозвище Епископ Трущоб.

В 2005 году Бергольо был одним из наиболее вероятных кандидатов на пост папы после смерти предыдущего главы католиков Иоанна Павла II. Но его обошел Йозеф Алоиз Ратцингер, ставший в итоге понтификом Бенедиктом XVI. Впрочем, в 2013 году тогда 86-летний Бенедикт сложил полномочия в связи с состоянием здоровья, и конклав избрал 266-м папой Римским Хорхе Марио Бергольо.

Франциск — первый во многих начинаниях. Он впервые представил орден иезуитов в понтификате. Он является первым папой из Нового Света. Кроме того, до Франциска никто не принимал имя этого святого.

Повседневная жизнь и характер

Пий XIII

Папа — заядлый курильщик с невероятно раздутым эго. Он страдает от обета безбрачия, роскошным трапезам предпочитает скромный завтрак, а из напитков — вишневую колу. Правила на себя он примеряет неохотно (например, спокойно курит даже на территории церкви), зато к другим в этом плане крайне требователен. Пий XIII запрещает любые проявления фамильярности по отношению к себе, а однажды и вовсе отругал пожилую монашку за то, что та поцеловала его в лоб.

Все свои планы и реформы он совершает самостоятельно, не совещаясь с кардиналами. Основная его идея — реформировать святой престол и возродить прежнее великолепие церкви. Он расчетливый и безжалостный манипулятор, не считающий грехом распространение сплетен про своих приближенных.

Своенравность и жесткость характера папы подтверждается тем, что он с легкостью избавляется от идейных соперников, отправляя их служить на Аляску.

В понимании Пия только вера может двигать людьми, все остальное лишь мешает служению Богу. Папство Пия XIII основано на теореме отказа: его прихожане должны перестать думать о себе и полностью погрузиться в веру, принять ультраконсервативную доктрину своего папы. Ленни требует абсолютной преданности, а не эпизодических отношений, которые церковь выстраивает с большинством людей.

Франциск

Госпереворот в Аргентине сильно повлиял на характер тогда еще епископа Хорхе Бергольо. Бесконечные нападки на церковь со стороны власти, пытки священников — все это заставляло Бергольо быть более осторожным, но в то же время ему приходилось защищать своих приближенных, рискуя своей жизнью. Из строгого, авторитарного и консервативного епископа Хорхе превратился во внимательного и мягкого человека.

В 2001 году Бергольо призывал народ Аргентины бороться с деятельностью наркодилеров: «Давайте закроем эту темную страницу нашей страны. Остановим торговцев смертью». Он знал, что это заявление угрожает его безопасности, но понимал, что жители аргентинских трущоб нуждаются в поддержке. Кроме того, он увеличил число священников в таких местах в четыре раза.

Франциск отказался от многих папских привилегий. Например, узнав о своем назначении, он полетел в Рим эконом-классом.

А уже после избрания понтификом он специально вернулся в отель, в котором на время остановился в Риме, чтобы оплатить свой счет. Его приближенные также отмечают, что папа всегда самостоятельно носит свой багаж во время путешествий. Отношение понтифика к вишневой коле выяснить не удалось, но в числе любимой еды он называл мексиканские пирожки эмпанадас, стейк и мороженое.

Отношение кардиналов

Пий XIII

Пия кардиналы считают «фотогеничной марионеткой». Его приближенные надеялись, что он отблагодарит их за поддержку во время избрания, однако бруклинский сирота не слушает никого, кроме сестры Мэри, находившейся рядом с ним с раннего детства.

Надежды манипулировать молодым папой развеялись с первых же часов правления понтифика: кардиналы с ужасом начинают осознавать, что спокойная жизнь осталась в прошлом. Ленни папствует в свое удовольствие и управляет Ватиканом, заставляя своих приближенных падать на колени и погружаться в паутину его интриг.

Пий XIII не ценит дружеские отношения, категорически не приемлет советы и помощь приближенных, а также постоянно делает им замечания.

Под столом у Белардо установлена специальная кнопка на случай, если какая-то встреча будет напрягать понтифика или он посчитает ее бесполезной потерей времени.

После нажатия в комнату заходит помощник, который напоминает ему о неких «важных делах» и избавляет папу от неприятного общества. Такой опцией Ленни пользуется при каждой возможности после буквально нескольких минут разговора с любым собеседником.

Франциск

К сожалению, у папы Франциска нет волшебной кнопки под столом. Ему она и не нужна: понтифик с легкостью находит общий язык со своей командой. Для более плотного и плодотворного сотрудничества с подчиненными папа отказался от переезда в роскошный Апостольский дворец и решил жить в менее формальной обстановке, в доме святой Марфы, расположенном неподалеку от собора Святого Петра. В этом здании проживают кардиналы, епископы и особые гости Ватикана.

Свита папы Римского состоит почти из сотни человек. Его Святейшество не пользуется услугами стилиста или персонального тренера, хотя в штабе есть папский врач и несколько работников, отвечающих за гардероб. Одна из обязанностей штаба папы Римского — координация литургических мероприятий. Этим занимается специальная команда во главе с монсеньором Гвидо Марини. Если Иоанн Павел II любил красочные праздники, то Франциск предпочитает спокойную литургию.

Поведение на публике

Пий XIII

Пий XIII принципиально против персональной сувенирной продукции, которая является одним из основных источников дохода Ватикана: «У меня нет изображения. Я никто. Существует только Иисус Христос».

Он увольняет всех папских фотографов, а если кому-то и удается его сфотографировать, то он сразу же выкупает все снимки.

Коллеги называют такое поведение «медийным самоубийством», но это ни капли не волнует Пия XIII: он хочет сделать из себя «недостижимую рок-звезду».

Папа также отказывается от всех публичных выступлений, заставляет своих подчиненных отвечать на письма прихожан церкви. Если кардиналам удается уговорить понтифика выступить перед общественностью, он намеренно опоздает на свое «явление народу». Папа отклоняет все публичные речи, которые специально для него пишут приближенные. А десятитысячной толпе он заявляет: «Вы должны понимать, что к вам я не буду близок никогда, потому что перед Богом все одиноки».

Франциск

Франциск, в отличие от Пия XIII, самостоятельно отвечает на все поступающие в церковь письма. Он также известен своими неожиданными звонками прихожанам церкви, пишущим ему письма. Итальянская газета даже опубликовала специальный гид, в котором поделилась советами о том, как можно поговорить с папой. Там есть как советы от Капитана Очевидности вроде «пишите по такому-то адресу», так и необычные лайфхаки вроде того, как правильно обращаться к Святейшеству.

Более того, понтифик является активным блогером: ежедневно он пишет твиты для более чем десятимиллионной аудитории. «Интернет дает безграничные возможности для неожиданных встреч и единения и оттого является чем-то по-настоящему благим — даром Божьим», — заявил Франциск.

A photo posted by Pope Francis (@franciscus) on Jul 30, 2016 at 12:31pm PDT

Также Франциск планировал зарегистрироваться в Facebook, но кардиналы церкви отговорили его: там понтифик «может столкнуться с массой негативных комментариев».

Кстати, в сентябре 2015 года во время визита Франциска в США в социальной сети Twitter были запущены хэштеги со специально созданным в честь папы эмодзи.

Близость к народу для Франциска важнее всего, даже личной безопасности. Поэтому и список его публичных деяний намного богаче списка героя сериала «Молодой Папа». Например, в 2001 году, будучи архиепископом Буэнос-Айреса, он омыл и поцеловал ноги 12 больных СПИДом в аргентинском хосписе. В ноябре 2013 года папа обнял и благословил мужчину, страдающего нейрофиброматозом (болезнь, при которой все тело покрывается опухолями), и омыл ноги малолетним преступникам, в том числе двум девушкам-мусульманкам. А в 2014 году по приказу Франциска в центре Ватикана были установлены три душевые кабины, которыми могли воспользоваться бездомные люди. Впоследствии подобные кабины были установлены в церковных приходах по всему Риму.

В том же 2014 году Франциск неожиданно посетил столовую Ватикана, чтобы пообедать с местными рабочими: взял пластиковый поднос и встал со всеми в очередь. Он заказал тарелку макарон без соуса и треску с жареными помидорами, а затем, к всеобщему удивлению, сел за длинный стол с группой рабочих и произнес молитву перед тем, как приступить к пище.

Принимая роскошные и необычные подарки, папа зачастую продает их, а деньги отдает на благотворительность. Так, в 2013 году понтифик получил мотоцикл фирмы Harley-Davidson после того, как он дал благословение сотням мотоциклистов на площади Святого Петра. Позже байк был продан за $327 тыс. в Париже на благотворительном аукционе.

Отношение к гей-сообществу

Пий XIII

Главный герой сериала не может определиться со своими взглядами на ряд социально важных проблем. Он то высказывается в защиту геев, абортов и эмансипации, то замышляет запретить гомосексуалам находиться в рядах священников.

Ориентация Пия XIII остается под вопросом на протяжении трети сезона.

В первом эпизоде ему снится сон, где он взывает к тысячной толпе: «Мы забыли, как устраивать гей-браки. Забыли разрешить священникам любить друг друга и даже жениться». В следующем же эпизоде Пий XIII общается с префектом конгрегации по делам духовенства. Из беседы с ним он узнает, что кардинал является гомосексуалом. Понтифик незамедлительно пользуется своей «спасительной кнопкой» и завершает разговор со священником, а позже и вовсе предлагает разжаловать его из кардиналов.

Франциск

Хотя понтифик Франциск открыто высказывает свое недовольство легализацией однополых браков в Аргентине и не поддерживает усыновление детей гей-парами, в 2013 году в интервью журналистам на борту самолета, следующего из Бразилии, папа заявил:

«Если человек — гей и обладает доброй волей, и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?»

Франциск против так называемого гей-лобби, которое, по его словам, является «разрушительной претензией против плана Божьего».

Гомосексуализм в его понимании — «махинация с отцом лжи, который стремится запутать и обмануть детей Божьих». В то же время папа Франциск активно поддерживает либеральных архиепископов, выступающих за однополые браки.

В июне 2016 года понтифик заявил: «Римская католическая церковь и простые христиане должны извиниться перед геями за прежнее отношение к ним». Он считает, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации не должны быть маргиналами в глазах общества и подвергаться дискриминации. Папа простил священников-геев и отпустил все их грехи. «Я считаю греховными акты однополой любви, но не гомосексуальную ориентацию как таковую», — сказал Франциск в интервью в 2013 году.

Одежда

Семья Гамарели шьет одежду для понтификов, кардиналов и священников с 1798 года. Их задача — обеспечить нового папу гардеробом для публичных мероприятий. Законченные одеяния, до того как их отправят в Ватикан, можно увидеть в витрине их римского магазина.

Примечательно, что папское одеяние, которое носит главный герой сериала в исполнении Джуда Лоу, было сшито в том же ателье. Что касается приближенных Пия XIII, практически все они носят вещи темных тонов.

Франциск после назначения на пост папы отказался от дорогих вещей, которые носят понтифики и другие архиепископы.

Он решил не носить роскошные красные туфли, сделанные специально для него, и предпочел им свои старые, изношенные черные туфли из Буэнос-Айреса. Он также отказался от традиционной красной мантии, сказав: «Время карнавалов прошло».

Увлечения

Что касается хобби Пия, то из сериала выясняется, что он неравнодушен к животным. Так, однажды в качестве презента из Австралии он получает кенгуру. Пий XIII приручает животное и позволяет ему свободно прогуливаться по садам Ватикана.

А папа Франциск неравнодушен к футболу, особую симпатию он оказывает аргентинскому клубу San Lorenzo de Almagro. Из других видов спорта папу привлекают танцы: в юности он часто посещал танцевальные вечера танго со своими друзьями. Также главе католической церкви нравится фантастика, в частности он прочитал многие произведения Толкиена. А вот

телевизор понтифик не смотрит с 1994 года, поскольку дал соответствующий обет Деве Марии.

В свободное от службы время Франциск любит готовить: по слухам, особенно ему удается паэлья.

Понтифик также обладает хорошим чувством юмора. Когда Бергольо был избран папой, он сказал другим кардиналам: «Да простит вас Бог за то, что вы сделали». Фотографы также однажды запечатлели момент, когда он примерил красный клоунский нос.

К своему возрасту понтифик относится так же — с юмором. «Это необыкновенно для всех нас — кардиналов, епископов, священников и мирян, — что мы призваны служить церкви в любом возрасте», — говорил он в одном из интервью. А три бывших кардинала Римско-католической церкви отшутились на вопрос журналиста CNS о предстоящем юбилее папы: «80 лет — это начало новых 60!»

Сериал «Молодой Папа» был благосклонно принят широкой аудиторией. История американца Ленни Белардо, ставшего самым молодым Папой Римским - Пием XIII, не оставила равнодушной ни верующих, ни атеистов, ни католиков, ни православных. Его вера оказалась для папского престола слишком революционной, взгляды - слишком консервативными, а жизнь - слишком безупречной. Общество безоговорочно приняло тот неоднозначный, почти скандальный образ Церкви и священства, который представлен в этом сериале. И это тем более удивительно, если учесть, что сегодня любой информационный повод, связанный с Церковью, раскалывает общество на два непримиримых лагеря: сторонников и противников его «клерикализации». Попробуем разобраться, в чем тут дело.

Циник или юродивый?

С одной стороны, «Молодой Папа» - это кино типично развлекательное. Блистательный Джуд Лоу, исполняющий роль главного героя, умопомрачительно красивые съемки, тонкая ирония, остроумные диалоги в духе Хармса делают этот сериал великолепным фоном для интеллектуального отдыха. С другой стороны, в нем поднимаются сложные вопросы о природе веры и неверия, об отношении современности и традиции, о Церкви и священстве, Боге и человеке, о святости и грехе, которые требуют серьезного отношения, обдумывания и, в конце концов, ответа.

Кто же такой Папа Пий XIII? Прожженный циник, смеющийся над тайной исповеди, или святой, по чьей молитве Бог воскрешает умерших? С первых кадров сериала мы видим, что режиссер пытается нас шокировать двойственностью этого образа - образа человека, который идет по тонкой грани, отделяющий порок от благочестия, веру от неверия, цинизм от принципиальности. Чего стоят хотя бы две проповеди, произнесенные понтификом с балкона на площади святого Петра! Первая звучит в первые минуты первой серии и является настоящей апологией... греха. Новоиспеченный Папа призывает добрых католиков вспомнить о «простых радостях» жизни: блуде, чревоугодии и прочих мерзостях, которые стали «ценностями» современного толерантного миропорядка. Первая речь молодого Папы от начала до конца является злой пародией на политику «открытости миру».

Второй его речи позавидовал бы сам Савонарола (Джироламо Савонарола - итальянский монах, реформатор, проповедник XV века, резко бичевавший людские пороки, призывавший к покаянию и предвещавший Италии Божии кары за грехи народа. - Ред .). Она до того прекрасна и ужасна одновременно, что я позволю себе привести из нее довольно большой отрывок. «Что мы забыли? Мы забыли Бога! Вы забыли Бога. <...> И мы Ему не интересны - до тех пор, пока сами всецело Им не заинтересуемся, не посвятим себя Ему. Я слышу, что люди говорят: "Освободитесь от Бога!" Но боль от этого освобождения невыносима. И до того остра, что может убить». В этом пламенном обращении соединены в безумный клубок и горячая вера, и тоска богооставленности, и величайшая гордыня человека, взявшего на себя смелость говорить от имени Господа. Молодой Папа пытается заставить свою теплохладную паству вспомнить о всемогуществе Божием, сбросить иго равнодушия, вновь ощутить трепет перед Его величием. Но остывшей вере он противопоставляет не чудо Божиего присутствия, а нечто прямо противоположное - «чудо и авторитет» - соблазны Великого Инквизитора, о которых писал Ф. М. Достоевский.

Чудо и авторитет

Мир перестал уважать святыню. Церковь стала для него чем-то вроде клуба по интересам, а Папа, наместник Бога на земле, кем-то вроде известного политика, но не более. Авторитет Церкви нужно восстановить. Но как? Папа Пий XIII предлагает совершить «медийное самоубийство»: не заигрывать с миром, но придать его анафеме, не искать популярности у светских СМИ, но гордо отвернуться от них. Собрав первую и последнюю пресс-конференцию, Папа даже не удосужился пообщаться с журналистами лично, он передал им, что его совершенно не интересует их мнение о его персоне и его политике. Он увольняет штатного фотографа Ватикана, потому что у Папы Римского не должно быть никаких фотографий. Папа Римский - никто рядом с Господом Иисусом Христом. Но рядом с простыми католиками, такими несовершенными в вере, Папа Римский - кумир, идол, рок-звезда от католицизма, недоступная, таинственная, вызывающая слухи и кривотолки. И все это для того, чтобы человек, не способный поклониться чуду, поклонился хотя бы авторитету Римского Папы. В этом проявляется и традиционализм веры главного героя сериала, и его революционность.

Ленни хочет восстановить традицию в ее самом консервативном, самом суровом изводе. Он надевает роскошное облачение, папскую тиару... Понтифика несут на носилках двенадцать кардиналов, а потом каждый из кардиналов униженно лобызает его туфлю. Все это смотрится, по правде говоря, омерзительно. Перед нами не возрождение, а осмеяние традиции. И даже не потому, что облачение Ленни сопровождает фривольной песенкой вместо молитвы, а потому, что в той Церкви, которую мечтает возродить Пий XIII, есть страх, но нет благодати, есть тоска по Богу, но нет Его присутствия. Все герои сериала так или иначе страдают от религиозных сомнений. Особенно глубока и безысходна тоска священства. Нам много раз на протяжении всего сериала показывают иерархов Католической Церкви, охваченных страхом, унынием, сомнением, впавших в самые тяжелые грехи. Почему? Что же такого с ними случилось, что все они потеряли веру? Неужели Бог совсем не откликается на их молитвы? Откликается, да еще как! Пий XIII предстает в сериале настоящим чудотворцем. Но, даже творя чудеса, он признаётся в том, что... не верит в Бога.

Зачем курит Римский Папа?

Папа экстравагантен. Он курит во время молитвы, не уважает тайну исповеди, разводит кенгуру, носит белые тренировочные штаны и темные очки. А еще он молится на дне бассейна. Экстравагантность, странность, даже некоторая глуповатость - все это, с точки зрения создателей сериала, является неотъемлемыми чертами людей Церкви - маргиналов, смешных чудаков, старых и некрасивых, раздвоенных, сомневающихся, неверных. Несчастных. Напрасно мы станем искать в сюжете сериала ответ на вопрос о природе религиозного кризиса, поразившего всех его героев. Все дело в том, что, по мнению создателей сериала, только ущербному религиозному опыту готов сочувствовать современный зритель. Только такая Церковь его, зрителя, не оттолкнет и не испугает. Потому-то и не отталкивают грозные обличения экранного Римского Папы неверующую аудиторию, что обличения его - это всего лишь странные слова симпатичного чудика.

Кризис веры

Авторы сериала не смогли объяснить природу религиозного кризиса. По всей видимости, они и не ставили перед собой такой задачи. Они говорят со зрителем на языке современного кинематографа, для которого характерны неразрешимая двусмысленность, чисто механическое сочетание противоположных высказываний, метания героя между верой и неверием, холодностью и любовью, между молитвой и кощунством.

И все-таки в сериале мы можем найти не выдуманные, а подлинные признаки кризиса веры. И главный признак заключается в том, что мы не найдем здесь очень важных составляющих церковной жизни. На протяжении всего сериала мы практически не видим богослужения. Молитва здесь показана не как естественная, неотъемлемая часть жизни христианина, а как нечто экстраординарное, доступное только избранным, молитвенный же экстаз Ленни больше похож на цирковое представление. В жизни героев отсутствует исповедь как Таинство, а то, что в сериале называется исповедью, почти ничем не отличается от простой беседы по душам. И, может быть, самое главное: в сериале полностью отсутствует понятие греха. Грехом здесь считаются только самые грубые проявления плотских страстей, блуда. Да, эта страсть совершенно чужда Ленни, зато он полностью порабощен другим, не менее смертоносным пороком - гордыней, которая маскируется под смирение. Остается только удивляться глухоте создателей сериала, которые не слышат внутренней саморазоблачающей иронии в словах Ленни о том, что священника нельзя напугать грехом, как хирурга нельзя напугать видом крови, ведь он каждый день встречается с грехом в исповедальне. Правильнее было бы, конечно, сказать: встречается в глубине своего сердца...

Церковь изображена в сериале и пугающей, и влекущей, и возвышенной, и смешной. А главный герой показан одновременно и как «свой в доску парень», и как совершенно недоступный иерарх. Именно такой хочет видеть Церковь и ее служителей современный зритель. Он хочет, чтобы в ней были и чудесные исцеления, и играющие в футбол монашки. Чтобы в ней была тайна, чудо и авторитет, но чтобы эта тайна не пугала, а развлекала...

Режиссер и автор сценария сериала Паоло Соррентино нигде прямо не высказывался о вопросах веры и не обозначал свою религиозную принадлежность. И все же мне кажется, что этот сериал снят из глубины религиозного сознания, но снят так, чтобы «зацепить» в том числе и неверующих. И даже равнодушных к вере не оставить равнодушными.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»