Римско католическая вера. Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В 1894 г. было получено разрешение на строительство третьего католического храма в Москве, при условии, что костел будет возведен вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого был утверждён, несмотря на отклонение от последнего условия. Храм возводился в основном с 1901 по 1911 гг. Вид храма отличался от проектного. Собор представляет собой неоготическую трехнефную крестовидную псевдобазилику. Возможно, прообразом для фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, для купола - купол кафедрального собора в Милане. Деньги на строительство собрала польская община и католики других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 г. (архитектор Л. Ф. Даукш). Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 г. Отделочные работы продолжались до 1917 г. В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход.

В 1938 г. храм закрыт, имущество разграблено, внутри организовано общежитие. До закрытия собора в 1938 г. алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трехшпилевую готическую конструкцию с Престолом, возвышавшуюся до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница. В пресвитерии стояли пальмы, сам он отгораживался от нефа баллюстрадой. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башен и шпилей. В 1956 г. в здание был заселен НИИ «Мосспецпромпроект», проведена перепланировка, внутреннее пространство поделёно на 4 этажа. В 1976 г. разработан, но не реализован, проект реставрации здания под зал органной музыки. 8 декабря 1990 г., по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус (ныне епископ) впервые отслужил мессу на ступенях собора.

Постоянные богослужения проводятся с 7 июня 1991 г. В 1996 г., после удаления из помещений НИИ «Мосспецпромпроект», храм передан Церкви. 12 декабря 1999 г. Госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор. В нынешнем виде собор имеет отличия от вида до закрытия в 1938 г. Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути. Имеется пять колоколов, изготовленных на польской фабрике Фельчинских в Перемышле (подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом). Самый большой весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор». Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

Имеется орган (th. Kuhn, ag. Mannedorf, 1955), являющийся одним из самых больших органов в России (73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы), что позволяет исполнять органную музыку различных эпох. Орган фирмы «Kuhn» получен в дар от Евангелическо-реформатского кафедрального собора «Basel Münster» г. Базеля. Был построен в 1955 г., в январе 2002 г. начались работы по демонтажу органа и все части, кроме регистра № 65 Principal bass 32", были перевезены в Москву. Работы вела органостроительная фирма «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия - Герхард Шмид, Гуннар Шмид). Орган собора теперь является одним из самых больших в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку любых эпох. С 2009 года с использованием органа проводится образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», дающий российским музыкантам навыки григорианского хорала и органной импровизации.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Римо-католическая церковь), церковная организация, представляющая одно из основных направлений христианства - римский католицизм. Нередко её называют католической церковью, что не совсем точно, так как наименование кафолическая (= католическая, то есть вселенская, соборная) использует для своего обозначения и православная церковь.

Вопрос о времени основания Римско-католической церкви сложен. Появление христианской церкви в Риме нередко относят к 50 н. э., однако в то время христианский мир был единым и его разделение на западную и восточную ветви ещё не произошло. Датой раскола чаще всего называется 1054, однако иногда считают, что фактически он произошёл ещё в VIII в., а может быть и раньше.

Римско-католическая церковь, как и православная церковь, признаёт Никео-Константинопольский символ веры, однако допускает в нём одну новацию, вставляя в 8-м члене о Святом Духе между словами «от Отца» и «исходящего» слова «и Сына» (лат. filioque). Таким образом, католицизм учит, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Эта вставка, ставшая одной из главных причин окончательного раскола между католицизмом и православием, впервые была сделана на поместном соборе испанской церкви в Толедо в 589, а затем постепенно принята и другими западными церквами, хотя ещё римский папа Лев III (795-816) решительно отказывался её признать. Помимо Никео-Константинопольского символа Римско-католическая церковь высоко ценит и Афанасьевский символ, а при крещении использует символ Апостольский.

Появились и другие догматические расхождения между католицизмом и православием, также связанные с введёнными Римом новациями. Так, в 1349 буллой Unigenitus была введена доктрина о сверхдолжных заслугах святых и возможности папы и духовенства свободно распоряжаться этой сокровищницей добрых дел для облегчения оправдания верующих. В 1439 Флорентийским собором был принят догмат о чистилище - промежуточном звене между адом и раем, где очищаются души грешников, не совершивших особенно тяжких (смертных) грехов. В 1854 папа провозгласил догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии. В 1870 I Ватиканский собор принял догмат о неограниченной власти папы и о его непогрешимости, когда он выступает с амвона по вопросам веры и нравственности. В 1950 папа провозгласил догмат о телесном вознесении на небо Пресвятой Девы Марии.

Римско-католическая церковь признаёт, подобно православной церкви, все 7 христианских таинств, однако в совершение и толкование их введены некоторые новации. В отличие от древней практики крещения через троекратное погружение в воду, католики стали крестить путём окропления и обливания. Миропомазание (конфирмацию) у католиков может совершать только епископ, причём таинство это совершается не сразу вслед за крещением, а по достижении 7-12 лет. В таинстве причащения вместо употреблявшегося в древней церкви квасного хлеба используется пресный хлеб (облатки). Кроме того, до II Ватиканского собора причащаться под двумя видами (и хлебом и вином) могло только духовенство, миряне же причащались только хлебом (II Ватиканский собор допустил возможность причащения мирян вином). Заменены в Римско-католической церкви и сами формулы трёх перечисленных таинств. Таинство покаяния у католиков содержит наряду с сокрушением и исповедью и налагаемую священником епитимию. Елеосвящение толкуется католиками и православными по-разному. У первых оно рассматривается не как таинство, призванное дать телесное и духовное исцеление, а как таинство, совершаемое над умирающим и готовящее его к мирной кончине. Неодинаково понимается и таинство брака. У католиков таинством считается сама брачная связь, а не венчание.

Католики, как и подавляющее большинство других христиан, признают в качестве священных книги Ветхого и Нового Завета. Однако Ветхий Завет принимается ими в несколько ином объёме, чем православными и протестантами. Если протестанты совершенно отвергают книги Ветхого Завета, имеющиеся в Септуагинте (сделанном в III-II вв. до н. э. переводе библейских текстов с еврейского языка на греческий) или Вульгате (переведённых на латинский язык в конце IV - начале V вв. н. э. библейских текстах), но отсутствующие в современной еврейской, так называемой масоретской, Библии, а православные, хотя и включают их в Священное Писание, но считают неканоническими, то католики полностью их принимают, включая в канон.

Католики и православные, в отличие от протестантов, признают наряду со Священным Писанием и Священное Предание (постановления Вселенских и поместных соборов, учения отцов церкви), однако содержание его у них заметно различается. Если православные считают действительными постановления только первых 7 Вселенских соборов (последний из них был проведён в 787), то для католиков имеют авторитет постановления 21 Вселенского собора (последний - II Ватиканский - проходил в 1962 - 65).

Помимо признания Священного Предания и всех таинств у Римско-католической церкви имеется немало и других общих черт с православием. Католики, как и православные, считают, что спасение людей может быть достигнуто лишь при посредничестве духовенства. И Римско-католическая церковь, и православная церковь достаточно чётко отделяют священников от мирян. В частности, для них предусмотрены разные правила поведения (для духовенства более строгие). Впрочем, требования, предъявляемые католическим священникам, ещё более жёсткие, чем требования к православным священникам. Все католические священники должны соблюдать целибат (у православных же соблюдать его должно только монашествующее духовенство), в Римско-католическойЗцеркви запрещён выход из духовного звания и т. д. Католики, как и православные, почитают Богородицу, ангелов, святых. В обеих конфессиях широко распространён культ мощей и священных реликвий, практикуется монашество.

Требуя строгого единства по главным догматическим положениям, Римско-католическая церковь в определённых случаях разрешает своим последователям придерживаться разной обрядности. В этом отношении все её приверженцы делятся на католиков латинского обряда (98,4% общего числа сторонников католической церкви) и католиков восточных обрядов.

Во главе Римско-католической церкви стоит папа, рассматриваемый как преемник св. Петра и наместник Бога на земле. Папа обладает правом церковного законодательства, правом управления всеми церковными делами, высшей судебной властью и т. п. Помощниками папы по церковному управлению являются кардиналы, назначаемые им главным образом из высших иерархов Римско-католической церкви. Кардиналы образуют курию, которая рассматривает все дела церкви и обладает правом выбирать большинством в 2/3 голосов из своей среды после смерти папы нового папу. Делами управления церкви и духовными делами ведают римские конгрегации. Управление церковью отличается весьма высокой степенью централизации. В каждой стране, в которой имеется значительное число католиков, имеются по нескольку (иногда - по нескольку десятков) епархий, возглавляемых архиепископами и епископами.

Католицизм - самая крупная конфессия в мире. В 1996 насчитывалось 981 млн. католиков. Они составляли 50% всех христиан и 17% всего населения мира. Наиболее крупная группа католиков находится в Америке - 484 млн. (62% всего населения этой части света). В Европе живёт 269 млн. католиков (37% общего населения), в Африке - 125 млн. (17%), в Азии - 94 млн. (3%), в Австралии и Океании - 8 млн. (29%).

Католики образуют большинство во всех странах Латинской Америки (без Вест-Индии) за исключением Уругвая : Бразилии (105 млн. - 70%), Мексике (78 млн. - 87,5%), Колумбии (30 млн. - 93%), Аргентине (28 млн. - 85%), Перу (20 млн. - 89%), Венесуэле (17 млн. - 88%), Эквадоре (10 млн. - 93%), Чили (8 млн. - 58%), Гватемале (6,5 млн. - 71%), Боливии (6 млн. - 78%, хотя многие боливийцы фактически придерживаются синкретических христианско-языческих верований), Гондурасе (4 млн. - 86%), Парагвае (4 млн. - 92%), Сальвадоре (4 млн. - 75%), Никарагуа (3 млн. - 79%), Коста-Рике (3 млн. - 80%), Панаме (2 млн. - 72%), а также во Французской Гвиане . В Уругвае сторонники католицизма составляют не абсолютное, а лишь относительное большинство (1,5 млн. - 48% всего населения). В Вест-Индии католики преобладают в трёх наиболее крупных, насчитывающих более 1 млн. жителей странах: Доминиканской Республике (6,5 млн. - 91%), Гаити (5 млн. - 72%), Пуэрто-Рико (2,5 млн. - 67%). На Кубе они образуют относительное большинство населения (4 млн. - 41%). Кроме того, католики составляют абсолютное большинство населения в ряде небольших по численности населения стран Вест-Индии: на Мартинике , Гваделупе , Нидерландских Антильских островах , в Белизе , Сент-Люсии , Гренаде , Доминике , Арубе. В Северной Америке позиции католицизма также внушительны. В США католиков насчитывается около 65 млн. (25% населения), в Канаде - 12 млн. (45%). Во французской колонии - островах Сен-Пьер и Микелон почти всё население исповедует католицизм.

Католики численно преобладают во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы: Италии (45 млн. - 78% всего населения), Франции (38 млн. - 68%), Польше (36 млн. - 94%), Испании (31 млн. - 78%), Португалии (10 млн. - 94%), Бельгии (9 млн. - 87%), Венгрии (6,5 млн. - 62%), Чехии (6 млн. - 62%), Австрии (6 млн. - 83%), Хорватии (3 млн. - 72%), Словакии (3 млн. - 64%), Ирландии (3 млн. - 92%), Литве (3 млн. - 80%), Словении (2 млн. - 81%), а также на Мальте , в Люксембурге и во всех европейских государствах-карликах: Андорре , Монако , Лихтенштейне , Сан-Марино и, естественно, в Ватикане . Большинство населения исповедует католицизм и в британской колонии Гибралтар. Сторонники Римско-католической церкви образуют самые крупные конфессиональные группы в Нидерландах (5 млн. - 36%) и Швейцарии (3 млн. - 47%). Свыше трети населения составляют католики в Германии (28 млн. - 36%). Крупные группы последователей католицизма имеются также на Украине (8 млн. - 15%), в Соединённом Королевстве

Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – самая крупная католическая церковь России. Он возвышается в Москве, на Малой Грузинской улице и украшает ее своими островерхими неоготическими башнями. Здание было воздвигнуто в 1911 году силами польской общины в Москве.

В молитве и добрых делах

Римско-католический кафедральный собор с 1938 года не проводил богослужений. И только в 1999 году кардинал Анджело Содано, прибывший из Ватикана, освятил его и дал свое благословение. Сейчас в соборе проходят богослужения по римско-католическому обряду не только на русском и польском, но также и на английском, испанском, французском, вьетнамском, корейском языках и на латыни. Кроме того проводятся богослужения и святые мессы по армянскому обряду.

Много внимания направлено на благотворительные мероприятия, в том числе проводятся музыкальные концерты для сбора средств. На территории кафедрального собора есть библиотека, редакция церковного журнала, церковная лавка и офисы благотворительных организаций. В храме организовывают молодежные встречи для привлечения в римско-католическую церковь подрастающего поколения. В соборе желающих обучают григорианскому хоралу и импровизационной игре на органе.

Органная музыка

Не только верующие-католики посещают римско-католический кафедральный собор. Многих людей привлекает классическая органная музыка. Орган в этом соборе самый большой в России, он включает в себя 5563 трубы. Только представьте себе это количество. Это огромный музыкальный организм, оживающий от соприкосновения с человеком.

На концертах играют Генделя, Моцарта, других великих композиторов и, конечно, Баха, неповторимого мастера органной музыки. Кроме потрясающих ощущений возникает удивление мастерством композитора. Какой же компьютер в его голове должен быть, чтобы гармонизировать почти шесть тысяч разных голосов в одну потрясающую мелодию, так понятно говорящую со слушателями? Звук наполняет собой весь собор, уносится ввысь, наполняет человека. Упругая волна звука становится осязаемой, ее можно почувствовать кожей. Непередаваемое, потрясающее ощущение.

На глаза многих слушателей наворачиваются слезы. Другие – слушают, прикрыв глаза, третьи – затаили дыхание, боясь пошевельнуться. После последнего аккорда некоторое время стоит полная тишина. Люди не верят, что музыка затихла и уже не возобновится. Ведь концерт длится более часа, а по восприятию слушателя кажется, что прошло всего несколько минут…

Об органных концертах можно говорить только в превосходной степени, они вызывают небывалые по силе ощущения. На этом примере хорошо видно, что взаимопроникновение культур и религий может обогатить мировосприятие всех без исключения народов, сделать их духовную жизнь немного богаче.

Как столицы империи и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов , римские епископы уже с III в. начинают высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ними не согласны епископы восточных провинций.

Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, - абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов - Поместному или, если того требуют обстоятельства, - Вселенскому .

Тем не менее, политические обстоятельства складывались так, что влияние римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в кон. в. и переселение народов Европы . Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства . Среди вновь образующихся гос-в Рим выступает в качестве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета римского епископа способствовали и религиозные волнения в Византийской империи с по VIII вв., когда римские епископы выступали защитниками православия . Так, постепенно, у римских епископов стало возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий римских епископов в в. явился декрет императора Грациана , признавший в лице римского папы ("папа" - отец, этот титул носили римские и александрийские епископы) "судью всех епископов." Уже в в. папа Иннокентий объявил, что "ничего нельзя решать без сношения с римской кафедрой и, особенно, в делах веры, все епископы должны обращаться к ап. Петру ", то есть к римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской церкви принимались всей Церковью, как правила, утвержденные словами ап. Петра. В VIII в. папа Стефан писал: "Я - Петр апостол, по воле Божественного милосердия званный Христом , Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира."

В пятом веке на самих Вселенских Соборах папы осмеливаются провозглашать о своей высшей церковной власти. Конечно, они здесь заявляют не лично, а через своих легатов. Легат Филипп на III Вселенском соборе говорит:

"никто не сомневается, и все века знают, что святой и блаженный Петр, глава Апостолов, столп веры, фундамент кафолической Церкви, получил ключи Царствия Небесного от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, и что власть связывать и развязывать грехи передана ему. До сего дня и навечно он в своих преемниках живет и осуществляет власть судии" .

Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связывало единство веры, таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это единство было разбито римскими епископами в и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Св. Духа "и от Сына," с внесением этих слов в Символ веры , потом - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии , о чистилище , о "сверхдолжных заслугах ", о папе , как "наместнике" Христа, главе всей Церкви и светских государств, о непогрешимости римского епископа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви. В качестве оправдания учения о главенстве римского епископа католические богословы ссылаются на слова Спасителя, сказанные ап. Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф 16.18). Святые отцы Церкви всегда понимали эти слова в том смысле, что Церковь основывается на вере во Христа , которую исповедал ап. Петр , а не на его личности. Апостолы не видели в ап. Петре своего главу, и на апостольском соборе в Иерусалиме в председательствовал ап. Иаков . Что касается преемства власти, восходящего к ап. Петру, то известно, что он рукополагал епископов во многих городах, не только в Риме , но и в Александрии , Антиохии и др. Почему же епископы тех городов лишены чрезвычайных полномочий ап. Петра? Более глубокое исследование этого вопроса приводит к одному честному заключению: учение о главенстве Петра создано римскими епископами искусственно из честолюбивых побуждений. Это учение было неиз-вестно ранней Церкви.

Все возрастающие претензии на главенство римского епископа и введение учения об исхождении Святого Духа "и от Сына" привели к отпадению Римской (католической) церкви от Церкви Христовой. Официальной датой отпадения считается , когда кардинал Гумберт положил на престол храма Святой Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью.

Для католиков характерно очень широкое толкование как божественных догматов , так и церковных канонов (правил). Это наглядно видно из существования различных монашеских орденов , уставы которых очень сильно отличаются друг от друга. Всего в настоящее время насчитывается ок. 140 католических монашеских орденов, из которых основные.

После разрушения Иерусалима в 78 н.э. Иерусалимская Церковь временно перестала существовать, и на первое место стала выдвигаться Римская община и авторитет ее епископа. Основываясь на центральном положении Рима как столицы империи и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов, римские епископы уже с III в. начинают высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ними не согласны епископы восточных провинций.

Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, - абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов - Поместному или, если того требуют обстоятельства, - Вселенскому.

Тем не менее, политические обстоятельства складывались так, что влияние римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в кон. IV в. и переселение народов Европы. Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства. Среди вновь образующихся гос-в Рим выступает в качестве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета римского епископа способствовали и религиозные волнения в Византийской империи с IV по VIII вв., когда римские епископы выступали защитниками православия. Так, постепенно, у римских епископов стало возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий римских епископов в IV в. явился декрет императора Грациана, признавший в лице римского папы («папа» - отец, этот титул носили римские и александрийские епископы) «судью всех епископов.» Уже вV в. папа Иннокентий объявил, что «ничего нельзя решать без сношения с римской кафедрой и, особенно, в делах веры, все епископы должны обращаться к ап. Петру», то есть к римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской церкви принимались всей Церковью, как правила, утвержденные словами ап. Петра. В VIII в. папа Стефан писал: «Я - Петр апостол, по воле Божественного милосердия званный Христом, Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира.»

В пятом веке на самих Вселенских Соборах папы осмеливаются провозглашать о своей высшей церковной власти. Конечно, они здесь заявляют не лично, а через своих легатов. Легат Филипп на III Вселенском соборе говорит:

«никто не сомневается, и все века знают, что святой и блаженный Петр, глава Апостолов, столп веры, фундамент кафолической Церкви, получил ключи Царствия Небесного от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, и что власть связывать и развязывать грехи передана ему. До сего дня и навечно он в своих преемниках живет и осуществляет власть судии»

То же видим на IV Вселенском соборе. Папский легат Пасхазин говорил: «Мы имеем в руках повеление святейшего и апостольского мужа папы города Рима, который (Рим) есть глава всех церквей». И при другом случае тот же Пасхазин называет апостола Петра «скалой и утверждением кафолической церкви и основанием правой веры»

Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связывало единство веры, таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это единство было разбито римскими епископами в XI и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Св. Духа «и от Сына,» с внесением этих слов в Символ веры, потом - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чистилище, о «сверхдолжных заслугах», о папе, как «наместнике» Христа, главе всей Церкви и светских государств, о непогрешимости римского епископа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви. В качестве оправдания учения о главенстве римского епископа католические богословы ссылаются на слова Спасителя, сказанные ап. Петру: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16.18). Святые отцы Церкви всегда понимали эти слова в том смысле, что Церковь основывается на вере во Христа, которую исповедал ап. Петр, а не на его личности. Апостолы не видели в ап. Петре своего главу, и на апостольском соборе в Иерусалиме в 51 председательствовал ап. Иаков. Что касается преемства власти, восходящего к ап. Петру, то известно, что он рукополагал епископов во многих городах, не только в Риме, но и в Александрии, Антиохии и др.

Все возрастающие претензии на главенство римского епископа и введение учения об исхождении Св. Духа «и от Сына» привели к отпадению Римской (католической) церкви от Церкви Христовой. Официальной датой отпадения считается 1054, когда кардинал Гумберт положил на престол храма св. Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью.

В религиозной жизни Европы XI в. ознаменован победой папства над светской властью. Рим становится владыкой мира. Стремление к светской власти и участие в политической борьбе не являлось делом отдельных пап, но вытекало из всей папской системы. Папа Пий IX объявил обязательным для верующего католика признание за римским епископом светской власти. По мановению папы целые народы, взяв меч и крест, идут сражаться против каждого, кого папа назовет своим врагом. В XIII в. папа не только раздает королевские короны, разрешает споры князей, но одним своим словом возбуждает или останавливает войны, назначает или низлагает королей и императоров, разрешает их подданных от присяги и т.д.

В своей борьбе за власть папы не унимались, но пользовались любым случаем, чтобы напомнить о своем «первенстве» и «непогрешимости.» Так, папа Бонифаций VIII в 1302 пишет в своей булле: «Мы объявляем также, что св. апостольский престол и римский первосвященник обладают верховенством над всем миром и что этот римский первосвященник есть преемник ап. Петра, князь апостолов, наместник Христа на земле, глава всей Церкви и отец и учитель всех христиан.» Подобные слова можно найти в постановлениях Ватиканского собора в 1870. В «Своде канонического права,» опубликованном в 1917 папой Бенедиктом XV, сказано: «Римский первосвященник, преемник первенства блаженного Петра, не только имеет первенство чести, но и высшую и полную юридическую власть над всей Церковью.» Начиная с XI в., Православная Церковь вынуждена была давать отпор честолюбивым домогательствам римских епископов, оберегая принцип канонической самостоятельности поместных церквей, установленный апостолами.

В борьбе за светскую власть над миром епископ Рима входит в противоречие с христианским учением, ибо меч не к лицу «наместнику» кроткого Иисуса и глубоко искажает сущность епископского служения. Многие представители Церкви и отдельных народов начали это сознавать. С XIV в. начался религиозный и нравственный упадок папства. Его власть становится все более светской, с ее интригами, пышностью и алчностью к земным богатствам. Большинство населения начало стонать под деспотичным гнетом представителей папского двора. Один немецкий историк говорит: «Духовенство относится с презрением к изучению богословия, пренебрегает Евангелием и сочинениями свв. отцов; оно молчит о вере, благочестии и других добродетелях; оно не говорит о заслугах Спасителя и Его чудесах. И таким людям поручают высшие посты в Церкви, называя их пастырями душ!»

Результаты вскоре сказались. В нач. XVI в. в Германии родился протестантизм - протест против злоупотреблений римского епископа и, в частности, - преступной инквизиции и продажи индульгенций (отпущения грехов за денежную мзду). С веками протестантизм распался на множество сект.

Число католиков в мире - 975.937.000 (это составляет 17,4% населения земли). Церковь имеет 2.696 епархий и викариатств: 1.005 в Америке, 708 в Европе, 462 в Азии, 444 в Африке и 77 в Австралии и Океании. В Римско-католической церкви насчитывается 4.257 епископов, 404.461 священников, 59.872 монахов, не имеющих священного сана, 848.455 монахинь. Церковь опекает 105.017 учреждений, среди которых больницы, детские дома, дома престарелых и т.п. Из них 38.942 находятся в Америке, 33.136 в Европе, 18.776 в Азии, 12.712 в Африке и 1.451 в Австралии и Океании. Римско-католическая церковь занимается не только благотворительной, но и просветительской деятельностью. Так, по данным статистики, она содержит 83.345 начальных школ, 53.790 детских садов, 32.904 средних школ и 3.719 институтов и университетов (2007).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»