Как совершается служба на праздник крещения господня. Крещение Господне

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Время начала праздничной службы в честь события Крещения Христа в Иорданской реке может разниться (настоятель прихода вправе назначать время начала богослужения). Чаще всего служба в этот день совершается по подобию богослужения Рождества Христова, начинаясь в 11 часов вечера 18-го января. При этом всенощное бдение соединяется с центральной службой суточного круга - литургией. В некоторых храмах богослужение бдения отправляется с пяти-шести часов вечера, а литургия служится на сам праздник приблизительно в 9 часов утра.


Богослужение на Крещение начинается великим повечерьем, большая часть молитвословий которого вычитывает чтец. Однако в этой части богослужения хор исполняет песнопение пророческих слов Исайи о том, что в мир является Спаситель, "Бог крепкий и Властитель", которого нарекут Еманнуил (значение - "С нами Бог"). Само песнопение называется по первым словам пророчества - "С нами Бог". Из праздничных песнопений великого повечерья стоит выделить тропарь и кондак Крещения Господня.


Повечерье переходит в литию - часть богослужения, за которой священник читает молитву на освящение пшеницы, растительного масла (елея), вина и хлеба. По окончании литии и праздничных стихир начинается утреня, отправляемая по обычному уставу бдения на великие православные праздники.


На утрени после троекратного пения тропаря и чтения хор исполняет гимн "Хвалите имя Господне", именуемый полиелеем. Само название "полиелей" с древнегреческого языка переводится "много милости". Это песнопение прославляет великие милости Бога к человеку. Далее духовенство и хор в особом песнопении (величании) воспевают ныне крестившегося Христа.


За полиелеем следует чтение евангельского зачала о принятии Христом крещения от пророка Иоанна в Иордане, праздничный канон. В конце утрени хор исполняет праздничное великое славословие, которое принято петь по уставу на всех торжественных службах.


По окончании утрени вычитывается первый час. Если литургия соединяется с бдением, то по первом часе следуют часы третий и шестой, во время которых священник у жертвенника в алтаре совершает проскомидию, подготавливая вещество для таинства евхаристии.


Литургия на день Крещения Господня отличается торжественностью. В самом начале хор поет краткие крещенские антифоны, древний гимн, посвященный Спасителю, "Единородный Сыне", несколько раз повторяет тропарь Крещения (главное песнопение торжества, отображающее его суть).


Далее последование литургии совершается по своему чину. После окончания службы верующие люди не расходятся по домам, ведь на праздник Крещения Иисуса Христа освящается вода. Чаще всего чин великого водоосвтия совершается в храме, но существует практика после литургии освящать воду непосредственно на источниках.


После завершения чина водоосвятия верующие люди набирают святую воду и с миром отправляются по домам, духовно торжествуя в честь великого христианского праздника.

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение , или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету , они готовят нас к утрени , на которой вспоминаются главным образом новозаветные события . Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» . Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма , в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению .

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых . Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия . И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах» . Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий» , говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном , произносятся две ектении: сугубая и просительная .

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне» , то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши» . Именно эти слова произнес святой праведный Симеон , с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся» . Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы .

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне» . Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей . Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво , потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея . Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор» , рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше» .

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием...» — начинается чтение канона .

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» . Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа...» . Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес» , «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие . Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу...» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями , после которых священник произносит заключительный отпуст .

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Крещение Господне — исполнение всякой правды

Святое Евангелие повествует, что Господь Иисус Христос начал Свою проповедь с призыва «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Незадолго до этого с тем же покаянным призывом к народу обратился святой Иоанн Предтеча. Провозглашая скорое пришествие в мир Помазанника Божия, пророк совершал крещение над теми, кто веровал и каялся в грехах. Крещение Иоанна не было тем Крещением, которое совершается сейчас над приходящими в Церковь Христову: сам Иоанн говорил, что только готовит людей к принятию Спасителя, Который будет крестить Духом Святым (Мк.1:8). Омовение в воде символически означало как очищение от греха, так и возрождение для новой жизни.

Зачем же безгрешный Спаситель, не имеющий нужды в покаянии, просит крестить Его? Ведь и сам Иоанн Предтеча сказал: «Я имею нужду креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» « Оставь теперь, — ответил ему Господь, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду » (Мф.3:14-15). Ни один человек не мог исполнить всего ветхозаветного закона, и потому, по толкованию отцов Церкви, на народе лежало проклятие за грех. Сын Божий, в самом начале Своей проповеди исполнив «всякую правду», то есть весь закон, не только освободил этим мир от проклятия, но и показал, что наступает время, когда верующие в Него будут, по слову Апостола Павла, «не под законом, а под благодатью» (Рим.6:14).

Этот праздник также называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Господня была явлена вся Святая Троица: был слышен глас Бога Отца с небес, воплотившийся Сын Божий крестился в Иордане, и Дух Святый сходил на Него в зримом образе голубя. Кроме того, в Крещении Христовом было явлено, что Он — не только человек, но и истинный Бог.

Богослужение праздника

Служба, совершаемая в день Богоявления, сходна с богослужениями праздника Рождества Христова, так как в древности они праздновались одновременно. В канун Крещения точно так же совершаются Царские часы, Литургия свт. Василия Великого и всенощное бдение, начинающееся с великого повечерия. Этот день, 18 января, является постным, как и рождественский сочельник.

Главная особенность богослужений праздника Крещения — совершение чина великого освящения воды. В другие дни года святая вода освящается иначе, по другому чину. Великое водоосвящение совершается в конце богослужения дважды, 18 и 19 января. Во время его поются стихиры «Глас Господень на водах», читаются чтения из Ветхого Завета — паремии. Священник произносит молитвы с прошениями об освящении воды, а затем погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», совершается само водоосвящение.


О святой воде

Множество верующих в день Богоявления Господня, а также и в канун праздника, приходит в храм, чтобы набрать святой воды. Вода, освященная по чину великого водоосвящения, называется великой агиасмой — это слово по-гречески означает « святыня ».

«Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Святую воду вкушают с молитвой, кропят ей дома и благоговейно хранят в специальных сосудах. Вопреки распространенному мнению, употреблять великую агиасму можно не только натощак, но и в любое другое время, особенно в минуту искушений и скорби — об этом есть совершенно ясные указания в церковном Уставе. О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает свт. Иоанн Златоуст, говоря, что «существо этой воды не портится от продолжительности времени». Все же в силу разных причин, хотя и редко, святая вода может прийти в состояние, в котором вкушение ее становится невозможным. В этом случае следует вылить ее в чистое, непопираемое место и больше не использовать сосуд из-под нее для бытовых нужд.

В песнопениях праздника есть слова «Днесь вод освящается естество», и в советские времена многие, кто не имел возможности прийти в храм, набирали простую воду, веря, что она также освящена. Но, как отмечает богослов прот. Олег Давыденков, « верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме ».

Традиция погружаться на Богоявление в освященные источники существует во многих странах, где живут православные христиане. Следует, однако, разумно подходить к этому обычаю, учитывая свое состояние здоровья. Крещенские купания вовсе не являются обязательными для верующих, тем более при омовении в источниках не « смываются » грехи. Чтобы получить прощение грехов, необходимо с покаянием приступить к Таинству Исповеди. И разумеется, для некрещеного человека погружение в освященный источник не является «аналогом» Таинства Крещения.

Нет никакого различия между великой агиасмой, освященной накануне праздника и в сам праздник, так как чин ее освящения в эти дни одинаков. Набирать воду можно в любой день, и считать, что одна святая вода «сильнее» другой — суеверное заблуждение.

Праздник Крещения Господня по-другому называется Богоявление, так как впервые явилась миру Пресвятая Троица именно в этот день — Бог Отец о Сыне провозгласил с небес, Сын принял в реке Иордан Крещение, и Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом: "… пришел Иисус в те дни из Назарета Галилейского и крестился в Иордане от Иоанна, а когда выходил из воды, увидел Иоанн тотчас разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Sputnik Грузия поинтересовался историей праздника Крещения Господня и какие традиции, обычаи и приметы связаны с ним в православии.

Крещение Господне

Христиане празднуют Крещение Господа Иисуса Христа от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан с древних времен.

Один из самых первых христианских праздников начали отмечать еще при жизни апостолов - о нем упоминается в апостольских постановлениях и правилах. Крещение Господне и Рождество до IV века были единым праздником, который назывался Богоявление.

На Богоявление, в первые века христианства, крестили новообращенных — их называли оглашенными. В знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым, этот день часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов", или "святыми Светами". Обычай освящать воду в водоемах был уже тогда.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено около 377 года в Константинопольской Церкви. Позднее обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился из Константинополя по всему православному Востоку.

В Крещенский Сочельник пост строгий, и, в принципе, есть не полагается до освящения воды. Это первый постный день, по сути, после Рождества, так как до этого в церкви празднуются Святки, когда поста нет.

В некоторых восточных церквях осталось древнее совмещение праздников. К примеру, праздновать Рождество и Крещение Господне в один день — 6 января, продолжают армяне.

Значение праздника Богоявлени, в богослужебных текстах поясняется так: Господь принял крещение ради спасения людей, не для собственного очищения, в котором Он не нуждался. Современное Таинство Крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

Традиции

Агиасма или Крещенская вода — одна из главных святынь — в православных церквях ежегодно совершается Великое водосвятие в Крещение и накануне праздника — в Крещенский сочельник.

Традиция освящения воды накануне праздника, как полагают, восходит к древнехристианской практике Крещения после утренней службы Богоявления оглашенных.

Водосвятие в праздник Крещения Господня связано с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать на Иордан, к традиционному месту крещения Иисуса Христа, в день Богоявления.

© photo: Sputnik / Alexander Kryazhev

Особые исцеляющие свойства святой воды, которая восполняют душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой, были замечены еще в древней Церкви.

И сегодня, после особого молебенного чина, в ходе которого исцеляющая благодать Святого Духа призывается на воду, по традиции, верующие в храме пьют крещенскую воду, умывают ею лицо, заполняют агиасмой свои бутылочки и уносят их домой.

Запасы святой воды, которая должна храниться дома у каждого христианина, пополняют верующие один раз в год. Особенным свойством агиасмы является то, что в небольшом количестве добавленная даже к обычной воде она передает благодатные свойства и ей, поэтому крещенскую воду можно разбавить простой в случае ее нехватки.

Обычаи и обряды

В глубокую древность уходят корнями традиции и обряды этого праздника. Завершал праздник Крещения Господня Святки, которые были периодом "без креста" по народному поверью, так как Иисус Христос, родившийся недавно, еще не был крещен.

В этот день заканчивались также "страшные вечера", во время которых свободно разгуливали потусторонние силы в мире людей. В Крещенский Сочельник считалось, что эта нечисть становилась особенно опасной. Соответственно, многие обряды и традиции в старину проводили с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно - идеальный порядок наводили в доме, подметали и мыли полы, так как считали, что черти могли спрятаться в соре.

Окуривали ладанным дымом, кропили святой водой и рисовали кресты мелом во всех местах, в которых нечистая сила могла притаиться — углы, окна, двери, погреб, печь, хозяйственные постройки и ворота.

За праздничный стол люди садились с молитвой, когда загоралась на небе первая звезда. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — "голодная кутья".

За праздничным столом собирается вся семья, как и перед Рождеством - в старину считали, что если соберутся вместе все поколения одного рода, то большая семья весь следующий год проживет в таком же составе, и что самое важное, в здравии.

На праздничный стол обязательно подавались кутья и узвар, а также рыба, вареники, блины, овощи и сдобная выпечка. По традиции, после ужина, чтобы год был урожайным на хлеб, все ложки складывали в одну миску, которую накрывали хлебом.

Чтобы узнать свое будущее, люди в ночь на Крещение прислушивались к скотине, так как верили, что в Крещенский Сочельник у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком.

Крещенский Сочельник также являлся последним днем, в который проводили святочные гадания - в эту ночь молодежь проводила последние посиделки с гаданиями, играми и песнями.

По традиции, девушки гадали о суженом, о будущем — в эту ночь для гадания подойдут те же обряды, что и в Сочельник перед Рождеством и Старым Новым годом.

Другие традиции и обычаи

В праздник Крещения Господня с утра шли в церковь, где после обедни освящают воду Великим чином. Водосвятие как накануне, так и в день праздника проводится одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Затем всей семьей трапезничали - на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, холодец, запеченная свинина, колбаса, блины и так далее. Кстати, в некоторых местностях на Руси готовили блины "квадратные" с тем, "чтобы в доме водились деньги".

После трапезы вся семья вместе благодарила Всевышнего за хлеб, присутствующий на столе, и отправлялась "отпускать" рождественские праздники - выпускали белого голубя из клетки.

Sputnik

Женщины в течение всех праздников до Крещения Господня за водой старались не ходить, так как это считалось сугубо мужской работой, и не полоскали белье в реке, поскольку считали, что там сидят черти, и они могут в них вцепиться.

На Крещение Господне женщины в сосуд со святой водой обязательно опускали калину или кораллы и умывались, для того, чтобы щеки были румяными.

На Крещение Господне девушки также пытались узнать свою судьбу — с самого утра в праздник они выходили на дорогу и поджидали прохожего. Если первым проходил здоровый хозяйственный мужчина, это означало, что свою вторую половинку они скоро встретят. Ну а если ребенок или пожилой человек — любимого им не встретить в ближайшем будущем.

Приметы

В старину люди по крещенским приметам, в том числе и связанным с погодой, пытались узнать, что принесет им наступивший год и какой урожай их ожидает.

Метель на Крещение Господне — быть урожаю. Если сучья на деревьях погнет снег — будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться. Мало снега на ветвях деревьев указывало, что грибов и ягод летом будет мало.

Метель также указывала, что на Масленицу будет холодно, а сильные южные ветры — предрекали грозовое лето.

Плодородие ягнят старики предрекали, если звезды в крещенский вечер блестят и горят.

Звездное небо в Крещенскую ночь - верная примета того, что ранней будет весна, а лето и осень — очень теплыми и дождливыми.

Весна может начаться с сильных паводков и разлива рек, если Крещение Господне совпало с полнолунием.

Спокойный год без каких-либо неприятных потрясений предрекает безветренная погода и ясное небо в праздник Крещения Господня. Эта примета указывает на то, что можно смело начинать что-то новое - строить дом, открывать свое дело или заводить семью. Соответственно, все взвешенно принятые решения принесут только положительные результаты.

Большой снежный покров или снегопад является хорошим знаком, что указывало на то, что никаких страшных эпидемий и болезней не предвидится до следующего Крещения Господнего.

А дождь или очень сильный ветер на Крещение Господне, указывали на то, что наступивший год будет очень неспокойным как в политическом, так и экономическом плане.

В ночь на Крещение на стол ставили серебряную чашу, наполнив ее водой. Ровно в полночь вода должна колыхнуться, и какое желание успеете прокричать над чашей в тот момент, то и сбудется.

Девушки собирали в чистом поле крещенский снег и лед, которым обтирали лицо, чтобы оно было белым да румяным.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Крещение – очень важный религиозный праздник. А знаете ли вы его историю и основные традиции? Если нет, то непременно выясните.

Как появился праздник?

История праздника Крещения уходит в далёкие времена. Иисусу Христосу было около тридцати лет, когда он пришёл из Назарета в Вифавар, где находилась река Иордан. Там его встретил Иоанн, которого появление Иисуса сильно удивило. Но Христос попросил крестить его, чтобы избавиться от всех мирских грехов и очистить душу.

Он зашёл в воды Иордана, и Иоанн произвёл обряд крещения. И в этот же миг с небес спустился сам Дух Божий, принявший обличье голубя. Он произнёс фразу: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором моё благословение».

После крещения, согласно евангельским рассказам, Иисус удалился в пустыню, чтобы молиться и готовиться к тому, что ему предназначалось выполнить в земном мире. Он 40 дней очищался и ничего не ел, чтобы дьявол не завладел его душой. Таким образом, была засвидетельствована миссия Иисуса.

Церковный праздник Крещения Господня относится к числу двунадесятых праздников, то есть входят в 12 самых важных, посвящённым земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Иногда этот день называют Богоявлением, так как все люди смогли увидеть самого Духа Божия, но в православной церкви Крещение обособляется и празднуется отдельно. Считается, что отмечать такой религиозный праздник стали с 988 года, то есть с момента принятия христианства на Руси.

Дата

Когда празднуется Крещение? Оно выпадает на 19 января. Но также важной датой является и Сочельник – 18 января, именно вечером этого дня начинаются приготовления. Кстати, период с Рождества Христова и до Крещения называется Святками.

Подготовка

Считается, что для того чтобы подготовиться к такому важному празднику и очиститься от всех грехов, нужно в Сочельник очистить своё тело. И именно поэтому 18 января, то есть в Сочельник все православные люди соблюдают пост, отказываясь от мясных блюд, калорийной пищи, яиц, а также молочных продуктов и рыбы. Можно есть овощи, ягоды, фрукты, крупы, орехи и так далее. Такой пост длится всего один день.

Церковные обряды

Вечером в Сочельник во всех церквях начинается богослужение. Всё духовенство одевается в белые ризы, которые означают духовное очищение, благие намерения и готовность к отпущению всех грехов.

После службы происходит освящение воды. Затем священнослужители отправляются к естественным водоёмам и освящают их, чтобы все люди имели возможность ощутить на себе действие целебной освящённой воды.

Святая вода

Самый главный атрибут праздника – это святая вода. Считается, что она обладает уникальными свойствами всего два дня, то есть с вечера 18 января и ведь день 19 января. Чтобы набрать воду, совсем необязательно стоять в очереди в церкви, хотя конечно, такая вода будет считаться по-настоящему уникальной и святой.

Но можно набрать её и в любом освящённом водоёме. А так как вода из водоёмов направляется в водопроводные трубы, то получается, что и обычная водопроводная тоже становится отчасти святой, что подтверждают священнослужители.

Все верующие знают, что святая вода обладает уникальными свойствами. Например, если окропить ею дом, то можно очистить его от всех злых сил и благословить. Воду используют для купания, умывания. Многие пьют её, чтобы очистить своё тело изнутри и попросить прощения за такой грех как чревоугодие. Также эту воду можно использовать и для приготовления пищи.

Крещенские купания

В такой православный праздник как Крещение Господне многие верующие отправляются купаться в прорубь. Примерно в 11 часов вечера 18 января священнослужители начинают обряд освящения воды. Для этого во льду вырубается прорубь, которая называется иорданью.

По церковным канонам она должна иметь форму православного креста, но такое правило в современном православном мире соблюдается уже не всегда и не везде. Священник начинает читать соответствующие молитвы и троекратно погружает в воду православный крест с распятьем.

После этого все желающие и самые смелые могут искупаться в проруби. Если вы боитесь простыть, то отбросьте прочь такие страхи. Считается, что святая вода, пусть даже ледяная, не только не спровоцирует простуду, но и исцелит тело и дух.

В чём смысл купания? Во-первых, оно знаменует полное очищение и прощение грехов. Во-вторых, православные верующие как бы показывают, что готовы войти в воды вместе с Иисусом, чтобы принять веру и пойти за ним.

Как правильно купаться в проруби? Особых правил нет, но всё же лучше погрузиться в воду три раза, перекреститься и произнести слова: «Во имя Отца и Сына и Святого духа». Кроме того, не стоит поворачиваться во время погружения на запад, так как эта часть света считается обителью нечистых сил. Погружаться нужно с головой. Лучше всего купаться в Крещенскую ночь с 18 на 19 января, но и днём 19 января такой обряд тоже многими осуществляется.

Поверья и обычаи

Существуют самые разнообразные традиции, связанные с Крещенской ночью. Считается что она является особенной. Сбываются все желания, загаданные в это время. А вот от гаданий лучше всего отказаться, так как они православной церковью возбраняются. Кроме того, все, кто хотел погадать, уже успели это сделать за период Святок.

Некоторые обычаи:

  • Считалось, что 18 января – день разгула нечистой силы. И чтобы защитить свой дом, в нём расставляли зажжённые церковные свечи, а на дверь вешали крест.
  • Если серебряную чашу наполнить водой и поставить на стол или подоконник, то в полночь эта вода должна колыхнуться. Это означает, что небеса разверзлись, и явился Дух Божий. И все желания, которые будут загаданы в этот момент, непременно сбудутся.
  • Девушки издавна протирали снегом и льдом лицо, чтобы сделать его красивым и молодым.
  • Все сны, приснившиеся в Крещенскую ночь, считались вещими.
  • Если человек в этот праздник решит креститься, то он будет счастливым.
  • Если в этот праздник молодые договорятся о свадьбе, то их совместная жизнь будет счастливой и долгой.

Если вы всё же решите погадать, то после гаданий непременно искупайтесь в проруби, чтобы Господь простил такой грех.

Несколько способов:

  • Незамужняя девушка перед сном может произнести такие слова: «Суженый, ряженый, приди ко мне наряженный». После данной фразы непременно должен присниться будущий жених.
  • Многие девушки выходили на крылечки и бросали сапоги. Куда смотрел носок, с той стороны и нужно было ждать суженого.

Чего нельзя делать в Крещение?

В праздник Крещения Господня, во-первых, не стоит работать. Лучше такой день полностью посвятить очищению от грехов и души, и тела. А все дела отложите на потом. Во-вторых, нельзя произносить бранные слова. В-третьих, не стоит совершать плохие поступки. Прислушивайтесь к своему сердцу и помните о том, что добро всегда возвращается. И, в-четвёртых, не ссорьтесь со своими близкими, так как скандалы – это грех.

Проведите этот день правильно, чтобы очиститься физически и духовно!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»