Как спаслись ветхозаветные праведники? Ветхозаветный праведник - беседы на книгу бытия.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Предисловие

В издании, предлагаемом читателю, жития святых изложены в хронологической последовательности. Первый том повествует о ветхозаветных праведниках и пророках, последующие тома раскроют историю Новозаветной Церкви вплоть до подвижников нашего времени.

Как правило, собрания житий святых построены по календарному принципу. В таких изданиях жизнеописания подвижников приведены в той последовательности, в какой совершается память святых в православном богослужебном круге. У такого изложения глубокий смысл, ибо церковное воспоминание о том или ином моменте священной истории – это не рассказ о давно минувшем, но живой опыт сопричастности событию. Из года в год мы чтим память святых в одни и те же дни, возвращаемся к одним и тем же повествованиям и житиям, ибо этот опыт сопричастности неисчерпаем и вечен.

Однако временная последовательность священной истории не должна оставляться христианином без внимания. Христианство – это религия, признающая ценность истории, ее целенаправленность, исповедующая ее глубокий смысл и действие в ней Промысла Божия. Во временной перспективе раскрывается замысел Божий о человечестве, то «детоводительство» («педагогия»), благодаря которому перед всеми открыта возможность спасения. Именно такое отношение к истории определяет логику издания, предлагаемого читателю.


Во второе воскресенье до праздника Рождества Христова, в неделю святых праотец, Святая Церковь молитвенно вспоминает тех, кто «приготовил путь Господу» (ср.: Ис. 40, 3) в Его земном служении, кто сохранил истинную веру во тьме человеческого неведения, сохранил как драгоценный дар Христу, пришедшему спасти погибшее (Мф. 18, И). Это люди, жившие надеждой, это души, которыми держался мир, обреченный на покорность суете (см.: Рим. 8, 20), – праведники Ветхого Завета.

Слово «ветхозаветный» имеет в нашем сознании значительный отзвук понятия «ветхий [человек]» (ср.: Рим. 6, 6) и ассоциируется с непостоянством, близостью к разрушению. Во многом это связано с тем, что само слово «ветхий» в наших глазах стало однозначным, утратив многообразие изначально присущих ему значений. Родственное ему латинское слово «vetus» говорит о древности и старости. Эти два измерения задают недоведомое нам пространство святости до Христа: образцовость, «парадигматичность», непреложность, определенная древностью и изначальностью, и юность – прекрасная, неопытная и преходящая, ставшая старостью пред лицом Нового Завета. Оба измерения существуют одновременно, и не случайно гимн апостола Павла, посвященный ветхозаветным подвижникам (см: Евр. 11,4-40), мы читаем в день Всех святых, говоря о святости вообще. Не случайно и то, что многие поступки древних праведников приходится специально пояснять, и повторять их мы не имеем права. Мы не можем подражать поступкам святых, связанным всецело с обычаями духовно незрелого, юного человечества, – их многоженству и порой отношению к детям (см.: Быт. 25, 6). Не можем мы последовать и их дерзновению, подобному силе цветущей юности, и вместе с Моисеем просить явления лица Божия (см.: Исх. 33, 18), о чем предупреждал и святитель Афанасий Великий в своем предисловии к псалмам.

В «древности» и «старости» Ветхого Завета – его сила и его же слабость, из которых складывается вся напряженность ожидания Искупителя – сила бесконечной надежды от умножения непреодолимой слабости.

Ветхозаветные святые являют нам пример верности обетованию. Их можно назвать подлинными христианами в том смысле, что вся их жизнь была наполнена ожиданием Христа. Среди суровых законов Ветхого Завета, ограждавших от греха еще не совершенную, не совершенную Христом человеческую природу, мы обретаем прозрения грядущей духовности Нового Завета. Среди кратких замечаний Ветхого Завета мы находим свет глубоких, напряженных духовных переживаний.

Мы знаем праведника Авраама, которому Господь, чтобы явить миру полноту его веры, заповедал принести в жертву своего сына. Писание говорит о том, что Авраам беспрекословно решился исполнить заповедь, но молчит о переживаниях праведника. Однако повествование не упускает одну деталь, незначительную, на первый взгляд: до горы Мориа было три дня пути (см.: Быт. 22, 3-4). Что же должен был чувствовать отец, ведущий на заклание самого дорогого в его жизни человека? Но это случилось не сразу: день сменял день, и утро приносило праведнику не радость нового света, а тяжелое напоминание о том, что впереди – страшная жертва. Да и сон мог ли принести покой Аврааму? Скорее, его состояние могут описать слова Иова: Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое, меня страшат сны и видения пугают меня (ср.: Иов. 7, 13-14). Три дня пути, когда усталость приближала не отдых, а неминуемый исход. Три дня мучительных раздумий – и в каждую минуту Авраам мог отказаться. Три дня пути – за краткой библейской ремаркой скрывается сила веры и тяжесть страданий праведника.

Аарон, брат Моисея. Его имя теряется среди множества известных нам библейских праведников, затеняется образом его прославленного брата, с которым нельзя сравнить ни одного ветхозаветного пророка (см.: Втор. 34, 10). Мы едва ли способны многое сказать о нем, и это касается не только нас, но и людей ветхозаветной древности: сам Аарон в глазах народа всегда отступал пред Моисеем, и сам народ не относился к нему с любовью и почтением, с какими обращался к своему учителю. Пребывать в тени великого брата, смиренно нести свое служение, хотя и великое, но не столь заметное для окружающих, служить праведнику, не завидуя его славе, – разве это не христианский подвиг, явленный уже в Ветхом Завете?

С самого детства этот праведник учился смирению. Его младший брат, спасенный от смерти, был взят во дворец фараона и получил царское воспитание, окруженный всеми почестями египетского двора. Когда Моисей призывается Богом на служение, Аарон должен пересказывать народу его слова; само Писание говорит, что Моисей был как бы богом для Аарона и Аарон – пророком для Моисея (см.: Исх. 7, 1). А ведь мы можем предполагать, какими огромными преимуществами должен был обладать старший брат в библейские времена. А здесь – полный отказ от всех преимуществ, полное подчинение младшему брату ради воли Божией.

Его покорность воле Господа была настолько велика, что даже скорбь о возлюбленных сыновьях отступала перед ней. Когда огонь Божий опалил двух сыновей Аарона за беспечность в богослужении, Аарон принимает наставление и смиренно соглашается со всем; ему было даже запрещено оплакивать сыновей своих (Лев. 10, 1-7). Писание доносит до нас только одну небольшую деталь, от которой сердце наполняется умилением и скорбью: Аарон молчал (Лев. 10,3).

Мы слышали об Иове, наделенном всеми благами земли. Можем ли мы оценить полноту его страданий? К счастью, мы не знаем на опыте, что такое проказа, но в глазах суеверных язычников она значила гораздо большее, чем просто болезнь: проказа считалась знаком того, что Бог отказался от человека. И мы видим Иова одного, оставленного своим народом (ведь Предание говорит, что Иов был царем): нам страшно потерять одного друга, – можем ли мы представить себе, что такое потерять народ?

Но самое страшное это то, что Иов не понимал, за что он страдает. Человек, страдающий за Христа или даже за Родину, обретает силу в своем страдании; он знает его смысл, достигающий вечности. Иов страдал больше всякого мученика, но понять смысл собственных страданий ему было не дано. В этом его величайшая скорбь, об этом его нестерпимый вопль, который Писание не скрывает от нас, не смягчает, не сглаживает, не погребает под рассуждениями Элифаза, Вилдада и Софара, которые, на первый взгляд, вполне благочестивы. Ответ дается лишь в конце, и это ответ смирения Иова, который склоняется перед непостижимостью Божиих судеб. И только Иов мог оценить сладость этого смирения. Эта бесконечная сладость вместилась в одну фразу, которая и для нас стала предпосылкой подлинного богословия: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42, 5-6).

Так, в каждой истории, рассказанной Писанием, сокрыто множество подробностей, свидетельствующих о глубине страдания и высоте надежды древних праведников.

Ветхий Завет стал далек нам своими обрядовыми предписаниями, потерявшими силу в Церкви Христовой; он устрашает нас строгостью наказаний и тяжестью запретов. Но он же и бесконечно близок нам красотою вдохновенной молитвы, силой непреложного упования и неуклонного стремления к Богу – вопреки всем падениям, которым подвергались даже праведники, вопреки преклонности ко греху человека, еще не исцеленного Христом. Свет Ветхого Завета – это свет из глубины (Пс. 129, 1).

Благодатный духовный опыт одного из известнейших ветхозаветных святых – царя и пророка Давида стал для нас непреходящим образцом всякого духовного опыта. Это псалмы, дивные молитвы Давида, во всяком слове которых отцы Церкви Новозаветной обретали свет Христа. Святителю Афанасию Александрийскому принадлежит удивительная мысль: если Псалтирь являет совершеннейшие человеческие чувства, а совершеннейший Человек это Христос, то Псалтирь есть совершенный образ Христа до Его воплощения. Этот образ раскрывается в духовном опыте Церкви.

Апостол Павел говорит о том, что мы – сонаследники ветхозаветных святых, и они не без нас достигли совершенства (Евр. И, 39-40). В этом великая тайна домостроительства Божия, и в этом раскрывается наше таинственное родство с древними праведниками. Их опыт Церковь хранит, как древнее сокровище, и предлагает нам приобщиться священным преданиям, повествующим о жизни ветхозаветных святых. Надеемся, что предлагаемая книга, составленная на основе «Келейного летописца» и «Житий святых, изложенных по руководству Четьих-Миней» святителя Димитрия Ростовского, послужит Церкви в ее святом деле учительства и раскроет перед читателем величественный и многотрудный путь святых до Христа, спасенных Христом.

Максим Калинин

Неделя святых праотец бывает в пределах чисел от 11 до 17 декабря. Воспоминаются все родоначальники народа Божия – патриархи, жившие до закона, данного в Синае, и под законом, от Адама до Иосифа Обручника. Вместе с ними воспоминаются пророки, проповедовавшие Христа, все ветхозаветные праведники, оправдавшиеся верой во грядущего Мессию, и отроки благочестивые.

АДАМ и ЕВА

После устроения и приведения в порядок всего видимого горнего и дольнего создания и насаждения Рая Бог Троица, Отец, Сын, Святой Дух, в Божественном Своем совете рек: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию; да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми, и скоты, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека (Быт. 1, 26-27).

Образ Божий и подобие не в теле человеческом создается, но в душе, ибо Бог не имеет тела. Бог есть Дух бесплотный, и душу человеческую Он создал бесплотной, Себе подобной, свободной, разумной, бессмертной, сопричастной вечности и соединил ее с плотью, как святой Дамаскин к Богу говорит: «Дал ми еси душу Божественным и животворящим вдохновением, от земли ми тело создав» (Погребальные пения). Святые отцы делают различие между образом и подобием Божиим в человеческой душе. Святой Василий Великий в беседе 10-й Шестоднева своего, Златоуст в толковании на книгу Бытия в беседе 9-й и Иероним в толковании на пророчество Иезекиилево, 28-ю главу, устанавливают следующую разность: образ Божий душа принимает от Бога во время своего создания, а подобие Божие в ней созидается в крещении.

Образ в разуме, а подобие в произволении; образ в свободе, самовластии, подобие же в добродетелях.

Нарече же Бог имя первому человеку Адам (Быт. 5, 2).

С еврейского языка Адам переводится – человек земляной или красный, так как из красной земли создан . Еще это имя истолковывают как «микрокосмос», то есть малый мир, ибо он свое имя получил от четырех концов великого мира: от востока, запада, севера и полудня (юга). В греческом языке эти четыре конца вселенной именуются следующим образом: «анатоли» – восток; «дисис» – запад; «арктос» – север или полуночь; «месимвриа» – полудень (юг). От этих наименований греческих отыми первые буквы, и будет «Адам». И как в имени Адамовом изобразился четвероконечный мир, который предстояло Адаму населить родом человеческим, так в том же имени прообразовался и четвероконечный крест Христов, чрез который впоследствии предстояло новому Адаму – Христу Богу нашему – избавить от смерти и ада род человеческий, населенный в четырех концах вселенной.

День, в который Бог создал Адама, как уже упоминалось, был шестым, называемым нами пятницей. В тот же день, когда Бог создал зверей и скотов, Он сотворил и человека, который имеет с животными общее в чувствованиях. Человек со всем созданием – видимым и невидимым, вещественным, говорю, и духовным – имеет что-либо общее. С нечувственными вещами общее у него в бытии, со зверями, скотами и всяким животным – в чувствовании, с Ангелами же в разуме. И взял Господь Бог созданного человека и ввел его в Рай прекрасный, неизреченных благ и сладостей преисполненный, четырьмя реками чистейших вод орошаемый; посреди него было древо жизни, и вкушающий плоды от него никогда не умирал. Там же было и иное дерево, называемое древом разумения или познания добра и зла; оно было деревом смерти. Бог, повелевая Адаму вкушать плоды от всякого древа, заповедал не вкушать от древа познания добра и зла: В оньже день аще снеси, - сказал Он, – смертию умреши (Быт. 2,17). Древо же жизни есть внимание к себе, ибо ты не погубишь спасения, не лишишься вечной жизни, когда сам к себе будешь внимателен. А древо познания добра и зла есть любопытство, исследующее дела других, за которым следует осуждение ближнего; осуждение же влечет наказание вечной смертью во аде: Судяй бо брата своего антихрист есть (Иак. 4, 11-12; 1 Ин. 3, 15; Рим. 14, 10) .


Святой праотец АДАМ и святая праматерь ЕВА


Поставил Бог Адама царем и владыкой над всем дольним созданием Своим и подчинил его власти все – всех овец и волов, и скотов сельных, и птиц небесных, и рыб морских, чтобы всеми ими он обладал. И привел к нему всякий скот и всякую птицу и зверя кроткого и покоряющегося, ибо тогда еще волк был как агнец, а ястреб как курица по своему нраву, один другому не нанося вреда. И дал им всем Адам наименования такие, какие каждому животному были приличны и свойственны, согласуя имя каждого животного с его истинною природою и имевшим возникнуть впоследствии нравом. Ибо был Адам весьма умудрен Богом и имел ангельский разум. Премудрый и преблагий Создатель, сотворив таковым Адама, восхотел дать ему сожительницу и любовное дружество, чтобы он имел, с кем наслаждаться в столь великих благах, и сказал: Не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника (Быт. 2, 18).

И навел Бог на Адама глубокий сон, чтобы он духом мог видеть происходящее и разуметь предстоящее таинство супружества, а особенно соединение Самого Христа с Церковью; ибо ему была открыта (говорю согласно с богословами) тайна воплощения Христова, так как дано было ему познание о Святой Троице, и он знал о бывшем ангельском падении и о предстоящем размножении от него человеческого рода, а также чрез Божие откровение тогда постиг и многие другие таинства, кроме своего падения, которое судьбами Божиими было утаено от него. Во время такого чудесного сна или, лучше, восторга Господь взял одно из ребер Адамовых и создал ему помощницу жену, которую Адам, пробудившись от сна, узнал и сказал: Се кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2, 23). Как в создании Адама из земли, так и в создании Евы из ребра заключалось прообразование Христова воплощения от Пречистой Девы, что прекрасно изъясняет святой Златоуст, говоря следующее: «Как Адам помимо жены жену произвел, так и Дева без мужа родила Мужа, за Еву отдавая мужам долг; целым остался Адам по изъятии плотского ребра, нетленной осталась и Дева после происхождения от Нее Младенца» (Слово на Рождество Христово). В том же создании Евы из ребра Адамова было прообразование Церкви Христовой, которая должна была возникнуть от прободения на Кресте ребра Его. Об этом Августин говорит следующее: «Спит Адам, чтобы создана была Ева; умирает Христос, да будет Церковь. Когда спал Адам, была создана из ребра Ева; когда умер Христос, копием прободаются ребра, чтобы истекли таинства, которыми устроится Церковь».

Адам же и Ева были созданы Богом оба в обычном человеческом росте, как о сем свидетельствует Иоанн Дамаскин, говоря: «Сотворил Бог человека незлобивого, праведного, добродетельного, беспечального, бесскорбного, всякою добродетелью освященного, всеми благами украшенного, как некий второй мир, малый в великом, другого ангела, совместного поклонника, вместе с Ангелами Богу кланяющегося, надзирателя видимого создания, умствующего о тайнах, царя существующих на земле, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умствующего, среднего величества (по росту) и смирения, а также духовного и плотского» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2, гл. XII).

Создав таким образом в шестой день мужа и жену для пребывания в Раю, вручив им владычество над всем дольним созданием, повелев им пользоваться всеми райскими сладостями, кроме плодов от заповедного древа, и благословив их супружество, имевшее потом быть соединением плотским, ибо сказал: Раститеся и множитеся (Быт. 1,28), Господь Бог почил от всех дел Своих в день седьмой. Но Он почил не как уставший, ибо Бог есть Дух, и как Он может уставать? Почил Он для того, чтобы предоставить покой людям от их внешних дел и забот в день седьмой, который в Ветхом Завете был субботой (что значит покой), а в новой благодати для этого был освящен день недельный (воскресный), ради бывшего в этот день Воскресения Христова.

Почил Бог от дел для того, чтобы не производить новые создания, более совершенные, чем сотворенные, ибо в большем не было нужды, так как была создана всякая тварь, горняя и дольняя. Но Сам Бог не почил, и не почивает, и не будет почивать, содержа и управляя всею тварью, почему и Христос в Евангелии сказал: Отец Мой доселе делает, и Я делаю (Ин. 5,17). Действует Бог, направляя небесными течениями, устрояя благопотребные смены времен, утверждая ни на чем не основанную землю неподвижной и производя из нее реки и водные источники сладкие для напоения всякой живой твари. Действует Бог на пользу всех не только словесных, но и бессловесных животных, промышляя, храня, питая и умножая их. Действует Бог, сохраняя жизнь и бытие всякого человека, верного и неверного, праведного и грешного. О Нем бо, - как говорит Апостол, – живем и движемся и есмы (Деян. 17, 28). И если бы отъял Господь Бог Свою вседержительную руку от всей Своей твари и от нас, то мы тотчас погибли бы, а вся тварь уничтожилась бы. Все же это делает Господь, нисколько не утруждаясь, как один из богословов (Августин) говорит: «Почивая делает, и делая почивает».

Субботний день или день покоя Божия от дел прообразовал ту предстоящую субботу, в которую Господь наш Христос почил во Гробе после трудов вольного Своего за нас страдания и совершения на Кресте нашего спасения.

Были же Адам и жена его в Раю оба нагими и не стыдились (как ныне малые младенцы не стыдятся), ибо они еще не ощущали в себе плотского вожделения, которое является началом стыда и о котором они тогда еще ничего не знали, и это самое их бесстрастие и невинность были им как бы прекрасным одеянием. И какая для них могла быть одежда более прекрасной, чем сама чистая, девственная, непорочная их плоть, райским блаженством услаждаемая, райскою пищею питаемая и благодатию Божиею осеняемая?

Позавидовал такому блаженному пребыванию их в Раю диавол и в образе змия прельстил их, чтобы они вкусили от плода с заповедного древа; и первою вкусила Ева, а потом и Адам, и оба тяжко согрешили, преступив заповедь Божию. Тотчас они, прогневав своего Создателя Бога, лишились благодати Божией, познали наготу свою и уразумели вражеское прельщение, ибо [диавол] сказал им: Будете яко бози (Быт. 3, 5) и солгал, будучи отцом лжи (ср.: Ин. 8, 44). Они не только не получили божества, но и погубили то, что имели, ибо лишились оба неизреченных дарований Божиих. Разве только в том диавол оказался как бы сказавшим правду, когда говорил: Будете ведуще доброе и злое (Быт. 3, 5). Действительно, в то только время прародители наши познали, насколько хорош Рай и пребывание в нем, когда сделались недостойными его и были из него изгнаны. Поистине, добро не столь познается, что оно добро, когда его человек имеет у себя, но в то время, когда он погубит его. Оба они познали и злое, чего прежде не знали. Ибо познали они наготу, голод, зиму, зной, труд, болезнь, страсти, немощь, смерть и ад; все это они познали, когда преступили заповедь Божию.

Когда открылись у них глаза, чтобы видеть и знать наготу свою, они тотчас начали друг друга стыдиться. В тот же час, в который они вкусили заповедного плода, тотчас от съеденной этой пищи родилась в них похоть плотская; оба они ощутили в членах своих страстное вожделение, и охватил их стыд и страх, и начали они листьями смоковницы прикрывать срамоту своего тела. Услышав же Господа Бога, ходящего в Раю в полдень, скрылись от Него под деревом, ибо уже не осмеливались явиться пред лицем своего Создателя, повелений Которого они не сохранили, и укрывались от Его лица, будучи охвачены как стыдом, так и трепетом великим.

Бог, вызвав их Своим гласом и представив пред лицем Своим, после испытания во грехе изрек на них праведный суд Свой, дабы они были изгнанными из Рая и питались от труда рук своих и пота лица своего: Еве, чтобы она в болезнях рождала детей; Адаму, чтобы он возделывал землю, рождающую терние и волчец, обоим же, чтобы они после долгих злостраданий в жизни сей умерли и обратились телом своим в землю, а душою сошли в адовы темницы.

В том только Бог утешил их премного, что открыл им тогда же о предстоящем по истечении определенного времени Искуплении человеческого их рода чрез воплощение Христово. Ибо Господь, говоря змию о жене, что Семя ее сотрет главу его, предсказал Адаму и Еве, что от их семени имеет родиться Пречистая Дева, потребительница их наказания, а от Девы родится Христос, Который Своею кровию искупит их и весь род человеческий от рабства вражия и из адовых уз изведет и опять сподобит Рая и Небесных селений, диавольскую же главу поперет и сотрет вконец.

И изгнал Бог Адама с Евою из Рая и поселил его прямо против Рая, чтобы он возделывал землю, из которой был взят. Приставил Он Херувима с оружием охранять Рай, дабы не вошел в него какой-либо человек, зверь или диавол.

Мы начинаем исчислять лета миробытия со времени изгнания Адама из Рая, ибо сколько продолжалось то время, в течение которого Адам наслаждался райскими благами, нам совершенно не известно. Известным же стало нам то время, в которое начал он после изгнания злострадать, и отсюда лета получили свое начало – когда род человеческий увидел зло. Поистине, Адам познал добро и зло в то время, когда лишился добра, впал в неожиданные бедствия, которых прежде не испытывал. Ибо, пребывая сначала в Раю, он был как сын в отцовском доме, без печали и труда, насыщаясь готовою и пребогатою трапезою; вне же Рая, как бы изгнанный из отечества, начал он в поте лица своего есть хлеб со слезами и воздыханием. Стала и помощница его Ева, мать всех живущих, в болезнях рождать детей.

Вероятнее всего, что после изгнания из Рая наши прародители если и не тотчас, то не в продолжительном времени познали друг друга плотски и стали рождать детей: сие частью потому, что оба они были созданы в возрасте совершенном, способном к супружеству, частью же и потому, что в них усилились естественная похоть и стремление к плотскому смешению после того, как была от них отнята прежняя благодать Божия за преступление заповеди. Кроме того, видя в мире сем только себя самих и зная, однако, что они созданы и предназначены Богом для того, чтобы рождать и умножать род человеческий, они желали возможно скорее увидеть подобный себе плод и размножение человечества, а потому вскоре и познали себя плотски и начали рождать.

Когда Адам был изгнан из Рая, он в первое время пребывал недалеко от Рая; взирая постоянно на него со своею помощницею, он непрестанно плакал, тяжко вздыхая из сердечной глубины при воспоминании о неизреченных райских благах, которых лишился и впал в столь великое злострадание ради малого вкушения заповедного плода.

Хотя наши прародители Адам и Ева согрешили пред Господом Богом и лишились прежней благодати, однако они не лишились веры в Бога: оба они были исполнены страха Господня и любви и имели надежду на свое избавление, данную им в откровении.

Богу было угодно их покаяние, непрестанные слезы и пощение, которым они смиряли душу за содеянное ими в Раю невоздержание. И призирал на них Господь милостиво, внимая их молитвам, творимым от сокрушения сердечного, и готовил им прощение у Себя, освобождая их от греховной вины, что ясно видно из слов книги Премудрости: Сия (премудрость Божия) первозданного отца миру единосозданна сохрани и изведе его от греха его, даде же ему крепость содержати всяческая (Прем. 10, 1-2).

Прародители наши Адам и Ева, не отчаиваясь в милости Божией, но уповая на Его человеколюбивое благоутробие, стали в покаянии своем изобретать виды служения Богу; начали они кланяться к востоку, где был насажден Рай, и молиться Создателю своему, а также и приносить Богу жертвы: или от стад овечьих, что, по смотрению Божию, было прообразованием жертвы Сына Божия, Которому предстояло быть закланным, как агнцу, во избавление человеческого рода; или же приносили от урожая полевого, что было предзнаменованием Таинства в новой благодати, когда Сын Божий под видом хлеба имел приноситься в благоприятную Жертву Богу Отцу Своему во оставление грехов человеческих.

Так сами поступая, они и детей своих учили почитанию Бога и приношению Ему жертв и рассказывали им с плачем о райских благах, возбуждая их к достижению обещанного им от Бога спасения и наставляя на богоугодное житие.

По истечении шестисот лет от создания мира, когда праотец Адам истинным и глубоким покаянием благоугодил Богу, ему было (по свидетельству Георгия Кедрина) по Божию изволению от Архангела Уриила, князя и хранителя кающихся людей и ходатая о них пред Богом, известное откровение о воплощении Божием от Пречистой, безмужной и Приснодевствующей Девы. Если же было открыто о воплощении, то были открыты ему и прочие тайны нашего спасения, то есть о вольном страдании и смерти Христовой, о сошествии во ад и освобождении оттуда праведных, о тридневном Его пребывании во Гробе и восстании и о многих других Божиих тайнах, а также и о имевших потом быть многих вещах, как о развращении сынов Божиих Сифова племени, о потопе, о будущем Суде и об общем воскресении всех. И исполнился Адам великого пророческого дара, и стал он предсказывать будущее, восставляя грешников на путь покаяния, а праведных утешая надеждою спасения .

Святой праотец Адам, подавший первый пример как падения, так и покаяния и слезным рыданием, многими подвигами и трудами угодивший Богу, когда достиг 930 лет, по Божьему откровению познал приближающуюся свою кончину. Призвав свою помощницу Еву, сыновей и дочерей, а также созвав своих внуков и правнуков, он наставлял их, чтобы они жили добродетельно, исполняя волю Господню и всячески стараясь угождать Ему. Как первый пророк на земле, он возвестил им будущее. Преподав затем всем мир и благословение, умер смертию, на которую был осужден Богом за преступление заповеди. Смерть его постигла в день пятничный (по свидетельству святого Иринея), в который он прежде в Раю преступил заповедь Божию, и в тот же самый шестой час дня, в который он вкусил данной ему из рук Евиных заповеданной снеди. Оставив после себя многих сыновей и дочерей, Адам благодетельствовал во все дни жизни своей всему человеческому роду.

Сколько было детей, которых родил Адам, о сем историки говорят различно. Георгий Кедрин пишет, что Адам оставил после себя 33 сына и 27 дочерей; то же утверждает и Кир Дорофей Монемвасийский. Святой же мученик Мефодий, епископ Тирский, в царствование Диоклетианово в Халкиде (не в Халкидоне, но в Халкиде, ибо иное – град Халкидон, а иное – град Халкида, о чем смотри в Ономастиконе), греческом городе, пострадавший за Христа, в римском Мартирологе («Мученикослове») под 18-м числом месяца сентября почитаемый (в наших Святцах не обретается), повествует, что Адам имел сто сыновей и столько же дочерей, рожденных вместе с сыновьями, ибо рождались двойни, мужской и женской пол .

Оплакивало Адама все человеческое племя, и погребли его (по свидетельству Егисиппа) в мраморной гробнице в Хевроне, где Дамасково поле, там же потом вырос и Мамврийский дуб. Там была и та двойная пещера, которую впоследствии приобрел Авраам для погребения Сарры и себя, купив ее у Ефрона при сыновьях Хеттеевых. Итак, Адам, из земли созданный, в землю опять и возвратился, по глаголу Господню.

Иные писали, что Адам был погребен там, где Голгофа, близ Иерусалима; но подобает ведать, что туда глава Адама была занесена после потопа. Есть вероятное повествование Иакова Ефесского, который был учителем святого Ефрема. Он говорит, что Ной, входя пред потопом в корабль, взял из гроба честные мощи Адамовы и нес их с собою в корабль, надеясь его молитвами спастись при потопе. После же потопа он разделил мощи между тремя своими сыновьями: старшему сыну Симу он дал честнейшую часть – лоб Адамов – и указал, что он будет жить в той части земли, где потом создастся Иерусалим. Сим же, по смотрению Божию и по данному ему от Бога пророческому дару, предал погребению лоб Адамов на высоком месте, недалеко от того места, где должен был возникнуть Иерусалим. Насыпав над лбом великую могилу, назвал ее «лобным местом» от лба Адамова, погребенного там, где впоследствии по Своему изволению был распят Господь наш Христов.

После кончины праотца Адама праматерь Ева еще осталась в живых; пожив же после Адама лет десять, она скончалась в 940 году от начала бытия мира и была погребена возле своего мужа, из ребра которого была создана.

Данная этимология основана на созвучии слов ’ādām – «человек»,’adōm – «красный»,’ădāmā – «земля» и dām – «кровь». – Ред.

Это интересное толкование не может быть применимо к самому библейскому повествованию хотя бы потому, что Адам и Ева были единственными людьми на земле. Но сама мысль о том, что древо познания связано с нравственным выбором человека, а не с неким особым свойством его плодов, получила распространение в святоотеческих толкованиях. Исполнив заповедь Божию не вкушать от древа, человек опытно познал бы добро; нарушив заповедь, Адам и Ева опытно познали зло и его последствия. – Ред.

Ср.: Георгий Кедрин. Синопсис. 17, 18 – 18, 7 (в ссылках на хронику Кедрина первая цифра обозначает номер страницы критического издания, вторая – номер строки. Ссылки даются по изданию: Georgius Cedrenus / Ed. Immanuel Bekkerus. T. 1. Bonnae, 1838). Такое мнение Георгия Кедрина вызывает сомнения с точки зрения богословского и литургического Предания Церкви. Литургическая поэзия Церкви подчеркивает то обстоятельство, что Боговоплощение есть таинство «от века утаенное» и «Ангелом несведомое» (Богородичен на «Бог Господь» 4-го гласа). Свт. Иоанн Златоуст говорил, что Ангелы до конца осознали Богочеловечество Христа только во время вознесения. Утверждение о том, что Адаму были открыты все тайны Божественного Искупления, противоречит идее постепенного сообщения человечеству Божественного откровения. Тайна спасения могла быть раскрыта в полноте только Христом. – Ред.

Ветхий Завет очень насыщен запоминающимися персонажами. Одни из них - совершенные злодеи и завистники. Другие - безжалостные враги и душегубы. Но есть среди множества ветхозаветных героев мудрецы и пророки, отважные воины и защитники слабых. Однако мудрость, сила и талант ничего не стоят перед основной прокламируемой Библией добродетелью - праведностью.

История рода человеческого начинается в Библии с Адама и Евы. Однако первочеловек Адам, творение Божье из глины, в праведники не попал. Он всю жизнь искупал то, что натворил в саду Эдема. Как и Ева, соблазненная змеем. Именно от них пошел так называемый первородный грех, распространенный на все последующее человечество. Но уже в первом поколении среди детей Адама и Евы появились злодей и праведник - Каин, обагривший руки убийством, и Авель, не оказавший брату никакого сопротивления.

Семейные грехи

Праведность Авеля была относительной: скажем так, он просто не успел нагрешить. Но черты характера Авеля, такие как покорность, трудолюбие, незлобивость, доверчивость и истовая вера, стали «родовыми отметинами» праведности. А с точки зрения Бога, вся праведность невинно убиенного Авеля заключалась в том, что он принес Творцу жертву лучшую, чем его брат Каин! И весь конфликт между братьями в том и состоял, что Бог признал жертву Авеля лучшей. Старший брат обиды не стерпел. А если бы стерпел? Тогда, может, он бы и стал первым праведником...

Авторы Ветхого Завета считали, что безгрешных людей не существует. Поддаваться греху заложено в природе человека, потому он и лишен славы Божией. Христиане пошли еще дальше и сказали, что истинно праведным можно считать только Иисуса Христа, отдавшего свою жизнь за все человечество. Тем не менее в каждом поколении потомков Адама и Евы всегда находился свой праведник. Человек, стремившийся изо всех сил жить правильно, по заповедям Божиим. Он мог оступаться, но всегда признавал свои ошибки и старался их исправить.

Одним из первых истинно праведных людей Библия называет Еноха, вера которого была настолько сильна, что Бог забрал его на небеса. Сначала «на экскурсию», а потом и насовсем, избавив от такой земной опасности, как смерть. Енох действительно не сделал ничего такого, за что можно было бы его осудить.

Потомок Еноха Ной тоже оказался вполне достойным человеком - вовремя послушался Бога и начал строительство корабля для спасения не только своей семьи, но и допотопного зоопарка, оранжереи и семенного фонда планеты. Остальное человечество, к прискорбию Творца, оказалось настолько неправедным, что ни прощению, ни спасению не подлежало. Единственной дурной чертой Ноя была, скорее всего, тяга к алкоголю - иногда праотец напивался до бесчувствия.

Очевидно, алкоголизм был характерен не только для Ноя, но и для его потомков. Тем же недугом страдал Лот. Тот самый, семью которого Бог предупредил перед тем, как уничтожить Содом и Гоморру. Не напейся этот праведник после гибели жены, не соблазнили бы его собственные дочери и не произошли бы потомки Лота от инцеста. Единственное оправдание Лота состоит в том, что он в этот момент ничего не соображал. Но вера в Творца была у него истовой. Черта, очевидно, семейная.

Парадокс Писания

Дядя Лота, праведник Авраам, для доказательства веры в своего Творца готов был принести в жертву собственного сына Исаака. И ни мольбы жены, ни плач самого Исаака его бы не остановили. Кроме этой истовой веры, по современным меркам, не было у Авраама никакой иной праведности. Он ловко торговал прелестями своей жены Сарры, называя ее сестрой. И Сарра дважды оказалась в женах - у египетского фараона и у герарского царя. А ее муж Авраам получил за «сестренку» материальное вознаграждение и почести! Для авторов Библии продажа Сарры не была даже проступком. Вина автоматически ложилась не на того, кто продавал женщину, а на того, кто ее покупал. Все искупала твердая вера Авраама и исполнение божественных предписаний. Именно с ним Бог заключил завет.

Столь же праведен был и Исаак - он обманул отца и тоже торговал своей женой Ревеккой. Но вера и преданность Богу были у Исаака неколебимы. Праведником считает Ветхий Завет и Моисея, который вывел иудеев из египетского рабства. Но Моисей тоже не являлся идеальным человеком. Он был достаточно кровожаден, мстителен, завистлив, корыстен. Столь же жесток и безжалостен был и его преемник Иисус Навин. Тем не менее Библия называет обоих праведниками, поскольку они были неколебимы в вопросах веры.

Праведниками считаются Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай, Давид, Самуил, Илия, Елисей, Иегу, праведницами - Иаиль, Раав. Но Давид загубил огромное число жизней, кровь текла рекой везде, куда входило его войско. Обманщиком, скупцом и клятвопреступником был силач Самсон. Иеффай так боялся нарушить договор с Богом, что убил собственную дочь. Иаиль нарушила все законы гостеприимства и убила бежавшего от израильтян ханаанского военачальника. А пророк Елисей, которого дразнили мальчишки, натравил на них пару медведей - и 42 ребенка были разодраны на куски. Разве что праведник Иов может считаться по-настоящему добродетельным человеком. Он не сделал никому ничего худого. Страдал от испытаний, насылаемых Всевышним всю свою жизнь, но веру не утратил.

Недаром в Ветхом Завете говорится, что праведник потому и праведник, что неколебим (стоит на вечном основании). Потому он спасается от любой беды, а нечестивый вовлекается в беды вместо него. Иов, у которого умерли все дети, погибло все имущество, а сам он получил мучительные болезни, едва не утратил веру и даже возроптал на Бога. Но возроптал лишь от отчаяния. И сразу же своего малодушия устыдился. Он так и не поддался на происки сатаны. И в конце концов Бог его за все мучения наградил.

Право на преступление

В Библии постоянно говорится, что Бог награждает праведников и истребляет неправедных. Называются и черты, которыми должны праведники обладать. Они указывают ближним путь к Богу, ненавидят ложь, щедро одаряют других и не жалеют об этом. Не знают страха и отважны как львы, помогают нуждающимся, не знают уныния и смотрят в будущее с оптимизмом. Устами их говорит благочестие, они с радостью соблюдают законы, души их открыты Богу. Поэтому Бог защищает их, наполняет их дом миром и покоем, исполняет их желания и слышит их молитвы. Правда, из этого не следует вывод, что все богатые люди, которые всегда достигают цели и не знают бед, - праведники. Бог любит своих праведников испытывать и может наслать на них несчастья. Вопрос лишь в том, как они это воспримут.

Конечно, ни один праведник не способен постоянно радоваться, если его жизнь складывается не так хорошо, как хотелось бы. Но там, где грешник готов отступиться от веры и найти более легкий путь, ведущий к достижению материального благосостояния, праведник не может изменить себе. Он даже ценой ужасных лишений будет защищать свою веру. Он может усомниться в вере, но всегда признает свою ошибку и будет просить у Бога прощения. И Бог его - как известно из Ветхого Завета - всегда простит.

Люди, постоянно нуждающиеся, впадающие в отчаяние по любому поводу, не умеющие быть покорными и легко отступающие от веры, по определению не могут быть праведниками.

В те времена, когда писалась Библия, добродетельной считалась жизнь, полностью посвященная Богу. Вот почему Лот мог оказаться в невыносимо неловкой ситуации инцеста. Ной мог лежать голым в луже собственной рвоты. Авраам мог торговать женой. Елисей мог натравить на детей медведей. Иегу мог вырезать в полном составе свергнутую им царскую семью и пустить колесницу по умирающим. Царь Давид мог истребить ради своего Творца все окрестное население от младенцев до стариков. И при всем этом они оставались праведниками.

Николай КОТОМКИН

А разве погибли все люди Ветхого Завета?

Этот вопрос в самых разных формах выдвигают для того, чтобы отвергнуть единоспасительность дела Христова. Говорят, что раз в Ветхом Завете люди могли спастись без Христа и Его Крещения, то и сейчас для разных классов людей это возможно. В описании классов спасаемых мнения расходятся. Одни утверждают, что спасение доступно некрещеным младенцам, другие – порядочным людям, третьи – язычникам, живущим по законам их религии, четвертые – иудеям, выполнившим Закон Моисея. Но во всех случаях говорят, что утверждение «вне Церкви нет спасения» делает для наших современников спасение более труднодостижимым, чем это было в Ветхом Завете. Один современный богослов вообще разработал теорию, что все человечество, не знающее о Христе, находится в состоянии Ветхого Завета. Все умершие некрещеными сходят во ад, там их встречает Христос, проповедует им, и отправляет на небеса. При этом этот автор утверждает, что сошествие в преисподнюю вне времени и потому касается всех поколений людей.

Тут необходимо сказать следующее. В Ветхом Завете из умерших никто вообще не мог рассчитывать на спасение. Как молился благочестивый царь Езекия:

«Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину… Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою». (Ис.38:10-14, 16-19)

И также говорил его царственный предок – пророк Давид:

«Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]. Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?» (Пс. 87,5-13).

Вот участь всех без исключения людей древности. Все они спускались в темные бездны Шеола. Да, там было некое различие в положении душ умерших. Праведники были на лоне Авраамовом (Лк.16,22), куда их приносили ангелы и они ощущали некое утешение (Лк. 16, 26). От грешников их отделала пропасть, которую ни те, ни другие не могли перейти. И сами грешники пребывали в различных степенях наказания. Богач мучился от неутоленного стремления к наслаждению (Лк.16,23-25). Души убийц несли на себе позор свой, и их окровавленное оружие лежало под их головой (Иез.32,25-27). А в самых глубинах ада, полных грязи, смрада и червей были души гордецов (Ис.14,11). Но все они были в одном страшном месте, в темнице душ (1 Петр.3,19), в стране, откуда нет возврата. Разница была только в том, что одни надеялись на то, что Бог Сам вмешается в их судьбу и избавит их из-под тени смерти, а другие – нет. «Во всемирном узилище адском от века пребывали скончавшиеся праведные и неправедные. Но пророки и все праведники непрестанно молили оттуда Господа, чтобы избавил их от скорбей и от вечно-мрачной ночи… Всемилосердый Господь Христос, услышав их, не почел справедливым сделать причастниками своего человеколюбия только тех, кои жили во время пребывания Его на земли и после оного жить будут; но и тех, кои прежде Его пришествия содержались во аде, и сидели во тьме и сени смертной; посему людей, находящихся во плоти, Он посетил с одушевленною плотью, а душам разлучившимся с телами явился с божественною и пречистою душою, которая, разлучившись с телом, не разлучилась с Божеством»

Причина этой разницы заключалась в том, что одни при жизни искали Бога, а другие нет. Одни верили Ему, а другие не желали этого. Именно этим и определилась их вечная участь. Спасение же пришло к ним не от их заслуг, а от Бога Спасителя на Которого они надеялись. Иногда приходится слышать, и без веры во Христа спаслись древние. Но это вовсе не так. Да, тайна спасения была сокрыта от древних поколений (Кол. 1,26), и даже ангелы только через Церковь узнали многообразную премудрость Божию (Еф.3,10). Но из этого никак не следует, что о Сыне Божием древние люди ничего не знали, и что встреча с Ним в аду была неожиданностью. Нет, Авраам и Моисей, Давид и Исайя не только знали о Господе, но и лично с Ним общались.

По словам святителя Афанасия, «к познанию же и точному уразумению истины имеем нужду не в ком другом, а только в себе самих. Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего сам Бог; он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем (Рим.10,8; Втор.30,14). И Спаситель, давая разуметь и подтверждая тоже самое, сказал: Царство Божие внутри вас (Лук. 17,21). Внутри же себя имея веру и царствие Божие, можем вскоре узреть и уразуметь Царя вселенной — Спасительное Отчее Слово. Да не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не обольщает сам себя, будто бы нет у них такового пути, а потому и имеют они предлог к своему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут, но многим желательно оставлять его, потому что влекут их со вне житейские удовольствия».

Таким образом любой человек – и иудей, и язычник, рассматривая в себе отпечаток образа Божия мог рассмотреть и Сам Первый Образ Отца – Сына Божия (Кол.1,15), сказавшего «видевший Меня, видел Отца» (Ин.14,19). Также и рассматривая видимое творение, любой человек мог увидеть и присносущную Его силу и Божество (Рим. 1,20). А увидев Своего Творца, человек мог возложить на Него всю свою надежду, и именно через это получить спасение тогда, когда Христос отыскал искавших его во тьме преисподней. Не случайно св. Епифаний Кипрский говорит: «ужели Бог, сошедши во ад, спасает всех без разбора? Нет. Он и там спасает одних уверовавших».

Так что как в древности, так и сейчас спасение совершается совершенно одинаково. Люди, ищущие Истину, находят ее в Боге Создателе. Они начинают исполнять Его волю или через письменный Закон, или через закон совести. Исполняя закон, они убеждаются как в его справедливости, так и в своей неспособности до конца ему следовать. Убедившись в этом, они просят Самого Бога спасти их. И их вера привлекает к ним Божие спасение. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11,6). Как невозможно это сейчас, так было невозможно и в древности.

Как замечает Златоуст, говоря о словах апостола Павла, «слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину!» (Рим.2,10): «О каком иудее здесь говорит апостол и о каких эллинах беседует? О живших до пришествия Христова. Не дошла еще речь до времен благодати, но апостол пока останавливается на временах более ранних, приготовляя издали и постепенно уничтожая различия между иудеем и эллином, чтобы, когда сделает это в рассуждении благодати, не показалось бы чем-то новым и затруднительным для понимания. Ведь если не было никакого различия в более ранние времена, когда не воссияла еще благодать Христова, когда деяния иудеев для всех были почтенны и блестящи, то что могли бы об этом сказать тогда, когда явилась столь великая благодать? Вследствие этого, конечно, апостол и раскрывает такое учение с большим тщанием. Слушатель, узнав, что оно господствовало в древние времена, тем скорее примет его теперь - по принятии веры. А под эллинами апостол разумеет здесь не идолопоклонников, но людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, исполняли все относящееся до благочестия. Таковы были Мелхиседек и бывшие с ним, Иов, ниневитяне, Корнилий».

Само спасение также совершается совершенно одинаково как в древности, так и сейчас. Сын Божий умирает на Кресте за грехи людей, и Своей кровью омывает преступления тех, кто уверовал. По прекрасным словам св. Игнатия Богоносца, «Он есть дверь к Отцу, которою входят Авраам, Исаак и Иаков, пророки и апостолы и Церковь. Все это для единения с Богом»

Те, кто уверовал прежде, Он спасает Своим сошествием во ад. Так были спасены Адам и Ева и все вообще уверовавшие во Христа до Его смерти. Как говорит Синаксарь Пасхи, «низшедши во ад, Он не всех восстановил, а только тех, которые восхотели уверовать в Него; души же святых, от века насильственно задержанные адом, Он освободил и всем им открыл восход на небеса»

А те, кто уверовал сейчас также нуждается в том, чтобы Кровь Иисуса Христа очистила его от всякого греха (1 Ин.1,7). А как можно получить это очищение сейчас? Только через участие в смерти и воскресении Христа Спасителя можно получить спасение. Участвуем же мы в страстях Господних через Крещение и Причастие:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6,3-11).

«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2,11-12)

«Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:23-26).

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан.6,53-57)

Так что Бог действительно не дал нам иного пути спасения, кроме как через искупительную жертву Сына Своего, для принятия которой от нас требуется только вера и покаяние. И того, кто поверил, Сам Сын Божий освобождает от рабства греху и сатане. Так было с древними праведниками, которых Сын Божий спас Своим сошествием во ад, так происходит и с нами, которых Тот же Христос Сам лично спасает в Крещении. Он и «есть крестящий Духом Святым» (Ин.1,33).

Большинство проблем с пониманием того, зачем необходимо для спасения Крещение, связано с тем, что это таинство Божьего вмешательства воспринимается как исключительно человеческое дело. Тогда действительно, становится непонятным, зачем Богу надо обращать внимание искупал ли в купели один человек другого или нет. Другое дело, что на самом деле именно Триединый Бог возрождает нас в Крещении. И отказ от Таинства или любая другая попытка самоспасения есть просто мятеж против Творца.

В связи с догматом сошествия во ад находится еще одно своеобразное учение, пытающееся ввести возможность спасения без Крещения. Утверждается, что преисподняя находится вне времени и сошествие Христа во ад охватывает все времена. Поэтому, говорят, каждый умерший без Крещения после смерти сходит во ад, где его встречает Христос, и если человек поверит в Него, Тот отправляет его на небо. В этом учении декларируется и то, что Иисус Христос – Единственный Спаситель, но при этом Церковь для спасения становиться необязательной.

Тут необходимо заметить, что все дела Господа уникальны и неповторимы. Ни Писание, ни Предание не дают нас права отрицать уникальность событий Страстной Седмицы. Апостол Петр прямо утверждает уникальность и единовременность сошествия во ад:

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр.3,18-19).

Господь однажды умер за наши грехи. Смерть Его была в 15 часов 14 нисана, и сразу после этого Его обоженая Душа сошла в преисподнюю. Всю оставшиеся часы пятницы и субботу Он проповедал душам умерших, которых Господь возвел в рай. А глубокой ночью воскресенья 16 нисана Он воскрес из мертвых. После этого во ад Господь не сходил. Напротив, Он восшел к Отцу Своему, принеся Ему в дар прославленную человеческую природу (Ин.20,17). А ныне Своим Человечеством Он восседает по правую сторону Бога Отца (Мк.16,19). Именно там, в небесах, а вовсе не в аду видели Его первомученик Стефан (Деян. 7,56) и апостол Иоанн (Апок. 5,6).

Кстати надо сказать, что мнение, будто преисподняя находится вне времени или Сын Божий сошел туда вне времени ни на чем не основано. Ангелы и люди ограничены временем и пространством. Писание сообщает нам, что в аду души разговаривают (Ис.14,11-16; Лк.16,22-25), что предполагает некое время. Да и Апокалипсис говорит, что времени не будет только после конца мира (Апок. 10, 6), а значит, сейчас оно есть и в преисподней, как и на Земле.

Точно также утверждение, что сошествие Христа во ад было вне времени вообще отрицало бы существование адских мучений. Ведь тогда получилось бы, что Господь был в аду Своей душой всегда, даже до воплощения. И всегда была возможность встречи с Ним в долине смертной тени. Непонятно тогда, что нового Он дал людям Своей смертью.

Нет, Христос однажды сошел во ад, спас тех, кто ждал Его пришествия, а сейчас спасает людей уже на Земле, через Церковь, Которая есть Тело Его (Еф.1,23). Сейчас у нас появился шанс, которого не было никогда раньше. – Шанс встретиться с Богом здесь, на Земле, и никогда не видеть мрачных долин преисподней.

Обещание, что придёт в мир Избавитель - Христос, данное Богом ещё Адаму, свято сохранялось в роде человеческом. Но потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к пришествию Христову.
Сам Иисус Христос говорил Своим апостолам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13, 17).
«Что же это такое, чего они не видели и не слышали? - спрашивает святитель Иоанн Златоуст. - Пророки, хотя слышали глас Его и Самого Его видели, однако же не во плоти, не в том виде, в каком Он общался с людьми и открыто беседовал с ними». Когда же «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14), исполнились ветхозаветные пророчества и прообразы.
Ветхий Завет явился прообразом Нового Завета и приготовлением к пришествию в мир Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа. Веру в грядущего Христа - Мессию - свято хранили праведные мужи и жены, жившие в Ветхом Завете. В Послании к Евреям апостол Павел так похвалил веру праведных людей Ветхого Завета: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере.
Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог»
(Евр. 11, 4–10).
Далее апостол Павел хвалит веру других праведников Ветхого Завета: Исаака, Иакова, Иосифа, Гедеона, Самсона, Давида, Самуила и иных подвижников веры и благочестия ветхозаветных времён, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 14, 33–34). Восхваляя их подвиги по вере в грядущего Христа Спасителя, апостол Павел говорит, что их «весь мир не был достоин» (Евр. 14, 38).
К праотцам относятся также праведные Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф Обручник.
Перед праздником Рождества Христова есть два Воскресных дня, когда Церковь Христова Православная особо чтит память святых праведников Ветхого Завета, живших верою в пришествие Христово. Предпоследнее Воскресенье перед праздником Рождества Христова называется «Неделя святых праотцев», а последнее Воскресенье - «Неделя святых отцев». «Неделя» - славянское название Воскресного дня.
В церковной службе праотцам и отцам Ветхого Завета наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трём юношам, спасшимся в пещи вавилонской. Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее было и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верой побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силой веры укрощает диких зверей.
Христос Господь, говорится в службе святым праотцам, «возвеличил их во всех языцех». Истинное благочестие от одного праведника передавалось другому. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения.
Имена великих пророков всегда поминаются на Проскомидии - первой части Литургии: «Святых славных пророков: Моисеа и Аарона, Илии и Елиссеа, Давида и Иессеа, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков».
Вера и благочестие праведников, живших до Рождества Христова, составляют славу Ветхого Завета. Движимые Духом Святым, пророки Ветхого Завета возвещали о Мессии и готовили верующих к Новому Завету. Все ожидания праведников Ветхого Завета были устремлены ко Христу Спасителю. В этом и заключается благодатная связь Ветхого и Нового Завета как единого спасительного Завета Божия.
На прообразовательную связь между ветхозаветными и новозаветными священными событиями указывают Сам Господь Иисус Христос и Его святые апостолы. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). Такими словами апостола Иоанна Богослова заканчивается евангельское чтение на Божественной Литургии в светозарную пасхальную ночь.
И все пророчества, в которых упоминаются Израиль, Иерусалим, Сион, своё полное осуществление получили в Новом Завете, в благодатной Церкви Христовой. Слава Церкви Христовой как Нового Израиля воспевается в праздники Сретения Господня, Входа Господня в Иерусалим и другие. На Пасху Хрис­тову мы поём слова пророка Исаии: «Светися, светися, Новый Иерусалиме!» (см. Ис. 60, 1). И начало жизни будущего века в Царстве ­Небесном святой апостол Иоанн Богослов в Откровении изображает как «святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (Откр. 21, 2).
Таким образом, изучая Священное Писание Нового Завета, мы начинаем понимать цель и смысл Священного Писания Ветхого Завета.
Праведный Иоанн Кронштадтский ежедневно читал Священное Писание. В конце жизни он особенно утешался писаниями пророков: «Я теперь занят чтением пророков и немало удивляюсь богопросве­щён­ности их: многое относится к нашим временам, да и вообще, хорошо развиваться словом Божиим. Когда я читаю, ясно ощущаю, как в нём всё написано священными писателями под озарением Духа Святого, но нужно навыкнуть к такому осмысленному чтению».

Верою праотцев Ты оправдал, в их лице предобразив с Собою Церковь из всех народов; хвалятся во славе ­святые, ибо от семени их Плод благославный - без семени Родившая Тебя. Их молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Вопросы и задания:

  1. Назовите известные вам имена святых мужей и жен Ветхого Завета.
  2. Когда празднуется память святых праотцев и отцев, живших до Рождества Христова?
  3. Что означает славянское слово «Неделя»?
  4. Кто из апостолов похвалил веру праведников Ветхого Завета?
  5. Имена каких праведников Ветхого Завета поминаются на Проскомидии?
  6. Какими словами заканчивается чтение Евангелия на пасхальной Божественной Литургии?
  7. Почему для понимания Священного Писания Ветхого Завета необходимо читать Новый Завет?

В неделю святыхх праотец, первое из двух подготовительных воскресений перед праздником Рождества Христова, предлагаем вам проповедь архимандрита Рафаила (Карелина) о смысле сегодняшнего дня, библейском понимании времени и христианстве до Христа.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братия и сестры! Сегодня мы празднуем память святых праотцев, праведников Ветхого Завета, живших до пришествия Иисуса Христа. Этот день, этот праздник как бы переносит нашу мысль к началу творения мира.
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Так начинается самая величественная, удивительная и сокровенная из всех книг - Библия. Сколько в Библии слов, столько в ней тайн! Святые Отцы открыли нам, что под словом «небо» подразумеваются духовные сферы, ангельские миры. Мгновенно, по слову Божию, из небытия и тьмы были вызваны к жизни, были созданы дивные светозарные духи, которые отражали в себе свет, благодать и красоту Святой Троицы.
Под первозданной землей подразумевается хаотическое вещество, подобное расплавленному металлу, который мастер заливает в уже приготовленные точные формы. Земля была безвидна. Непроницаемая мгла стояла над ней, она была пуста, не было признаков жизни, только простирался огромный, бескрайний океан, где не было ни берега, ни острова, только лишь тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2).
Как орел под крыльями своими согревает еще беспомощного птенца, так благодать Божия постепенно оживотворяла мир.
Сказал Господь: Да будет свет (Быт. 1, 3), и бездна тьмы превратилась в бездну света, которая одела землю, по слову Псалмопевца, точно дивной ризой. Это был не солнечный свет - светила еще не были созданы. Таинственный космический свет то угасал, то возгорался снова. И пророк Моисей писал: И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1, 5). И разделил Господь между светом и тьмой.
Библейское творение начинается с вечера. И в древние времена сутки начинались с вечера, и теперь церковное, храмовое богослужение начинается вечерней, как бы в одном ритме с творением мира.
Братия и сестры! Некоторые из святых Отцов, в том числе Афанасий, Климент Александрийские, Василий Великий, понимали «день» так: в Библии под ним подразумевается период времени, но не указывается его продолжительность. Это так называемая теория периода.
Другие Отцы, в том числе Иоанн Златоуст, учили, что творение мира было дано в откровении, - или Адаму, который рассказал об этом своим потомкам, или же пророку Моисею. В несколько мгновений человеку была открыта вся история Вселенной. И оттого днями он назвал главные явления творения, главные его этапы.
Третьи говорили, что тайна творения была открыта Ангелом сыну Адама Сифу. Ангел на человеческом языке рассказал ему о том, что не может быть выражено вполне даже ангельскими языками. Так мы, говоря о каких-нибудь великих событиях с малым ребенком, выбираем слова и выражения, доступные ему. И здесь под словом «день» подразумевается определенный этап, определенный цикл творения.
Был первый вечер и утро первого дня. Второй день ознаменовался творением неба, которое в Библии названо твердью.
Пророк Давид говорит: Ты... простираешь небеса, как шатер (Пс. 103, 2).
В Библии слово «небо» употребляется в нескольких значениях. Первое небо, видимое нашими глазами, - это атмосфера Земли. Второе - межзвездное пространство. Третье - духовное, а не материальное небо, средоточие благодати Божией, та сфера, где обитают ангелы и души святых. О нем сказано в молитве: Отче наш, сущий на небесах! (Мф. 6, 9). На третье небо был вознесен в Духе Святом апостол Павел. На второй же день было сотворено первое небо, атмосфера.
В третий день Господь отделил сушу от воды. Вода собралась в океанах и морях, как в огромных водоемах. Показалась суша, на ней образовались горы, холмы и равнины и по ним потекли потоки вод. Как говорит Псалмопевец: восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них (Пс. 103, 8). Земля покрылась чудным ковром деревьев и кустарников, трав и цветов. Тогда мир был еще юным, полным сил. Стволы деревьев-исполинов обвивали плющ и лианы, цветы были необычайно ярки. Все говорило о юности земли.
Затем, на четвертый день, Господь творит небесные светила. И здесь, в этом акте творения, великая тайна мудрости Божией. Земля не просто частица мира - земля сотворена первой. Ради нее создан остальной мир, остальной космос. Если по размерам своим Земля - это лишь малая частица мироздания, то по значению своему она - духовный центр всей Вселенной, потому что сюда, на Землю, сошел Господь, Творец мира.
Из этой Земли Он воспринял Свою человеческую плоть; здесь, на Земле, Он сокрушил силу и мощь диавола. Братия и сестры, как мало человеческое сердце, но в нем проходит, в нем сосредотачивается вся духовная жизнь! Как ни мала Земля в сравнении с необъятной Вселенной, но мистически она - центр ее.
Господь создал Солнце и другие светила, создал времена: годы, месяцы, дни, время пошло в определенном ему ритме.
Какую дивную картину представляло собой небо, сверкающее миллиардами звезд! Эти звезды были похожи на драгоценные алмазы, на небесные лампады, на дивные цветы. Это небо должно было учить людей величию, красоте и премудрости Божией, по написанному в Псалтири: Небеса проповедуют славу Божию (Пс. 18, 2). По преданию, некоторые из святых (святой праотец Авраам и великомученица Варвара), пришли к Богопознанию, созерцая звездное небо.
В пятый день Господь творит живую плоть, живые существа: пресмыкающихся, рыб и птиц. И здесь - своя последовательность, своя постепенность.
А в день шестой по слову Господню производит земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных... (Быт. 1, 24).
Братия и сестры! Имеют жизнь растения, но душа их представляет собой только некую силу, способную к питанию и росту. Имеется душа у животных, но и она совершенно отлична от человеческой. Животные руководствуются инстинктами, они имеют только чувства и представления - зачатки мышления, но они не могут подняться мыслью своей от этой земли, они всецело привязаны к ней, они смертны, как смертна материя.
И затем Господь творит человека - венец мироздания. Он приготовляет Вселенную для человека, как бы некий дом. Господь творит человека из земли и вдыхает в него дух жизни.
И потому, будучи по телу близким другим существам, живущим на земле, по духу своему человек подобен Ангелам. Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). А в самом человеческом существе небо и земля соединились. Через человека должно произойти преображение и одухотворение всего Космоса, всей Вселенной. Из существ, сотворенных Богом, лишь человек является образом и подобием Его.
Бог - великая Мудрость, - и человеку дан разум.
Бог - есть Дух, - и душа человека не материальна.
Бог - есть Любовь, - и человеку дана возможность развить в себе это уподобляющее его Богу чувство.
Ибо чем более способен он любить, тем ближе он к Богу, тем полнее его жизнь, тем счастливее он и здесь, на земле, среди невзгод и превратностей.
Бог вечен, и душа человека бессмертна. Человек не только образ, но и подобие Божие, то есть он жизнью своей может уподобляться Богу. Ему дана свободная воля, ему дан выбор: как поступать. В этом великое достоинство человека, но в этом и великая ответственность и опасность для него. В свободе воли начало вечного спасения человека, в свободе воли и возможность вечной погибели.
Братия и сестры! Сегодня Церковь празднует память ветхозаветных праведников, воспоминает творение мира: блаженство райское, грехопадение, а затем мучительные искания потерянного рая, или, наоборот, безумное наслаждение грехом. Святые Отцы всю историю человечества разделяли как бы на периоды человеческой жизни. Они говорили, что время от Адама до Ноя - это детство человечества, его младенчество. Ной после потопа получил от Бога уже новый завет. Человечество вошло в другой возраст, в другой период своей жизни. Время от Ноя до Авраама - отрочество человечества. Аврааму Господь дал более величественные обетования. Время от Авраама до Моисея - юность. Пророку Моисею Господь дал десять заповедей - основу Ветхого Завета.
Время от Моисея до Христа Спасителя - это время зрелости, мужества человечества. Христос принес Евангелие, и это, братия и сестры, - последнее откровение. В Апокалипсисе сказано: вечное Евангелие (Откр. 14, 6). Других откровений уже не будет. Поэтому в Новом Завете и сказано: Дети! последнее время (1 Ин. 2, 18). Некоторые неправильно понимают эти слова. Но «последнее время» - это значит последний период, когда все исполнилось, когда все уже человечеству открыто. А когда будет конец, знает только лишь Сам Господь. На вопрос учеников о времени кончины мира, Спаситель не дал ответа...
Итак, братия и сестры, сегодня Церковь вспоминает святых праотцев. Они не видели Христа, но верили в Его пришествие, они не имели в руках Святого Евангелия, но подчинялись закону своей совести, нерукописной книги, начертанной в их сердцах. Святые Отцы говорят: «Совесть наша подобна роднику. Если мы будем расчищать этот родник, прислушиваться к совести, то совесть будет говорить громче и яснее, что нам делать. Если же мы будем заглушать нашу совесть, то она иссякнет, как родник, который засыпали грязью, песком и камнями».
Братия и сестры, праотцы видели Христа очами своей веры, а некоторые - в пророческом прозрении. Они исполняли волю Христа, совершая дела добра, любви, всепрощения.
В Библии есть слова: «Авраам, Исаак и Иаков, не сделавшие зла» (молитва Манассии, царя иудейского, чин пения 12-ти псалмов). Свт. Димитрий Ростовский спрашивает: «Как же - все люди делают зло, почему же о них сказано: “не сделали зла?”» И объясняет эти слова так: «В жизни своей они не желали никому никакого зла, в жизни своей они не хотели ни обидеть, ни оскорбить ни одного человека».
Итак, братия и сестры, святые праотцы - это христиане, которые жили до Христа.
Аминь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»