Отставка витте с поста министра финансов. Краткая биография графа сергея витте

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Витте Сергей Юльевич (1849-1915), граф (1905 г.), российский государственный деятель.

Родился 29 июня 1849 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец будущего реформатора был крупным чиновником, служившим в Кавказском наместничестве. Витте получил домашнее образование. Он экстерном сдал экзамены в гимназии и поступил в 1866 г. на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Оканчивая университет, защитил диссертацию по высшей математике.

В 1877 г. получил место начальника эксплуатации в Управлении казённой Одесской железной дороги, в 1880 г. занял такой же пост в управлении акционерного общества Юго-Западных железных дорог.

30 августа 1892 г. царь назначил Витте управляющим Министерства финансов. Перед ним стояли две главные задачи: найти для государства дополнительные средства и провести денежную реформу. Благодаря крупным иностранным займам всего за два-три года Витте добился того, что российская промышленность начала приносить ощутимый доход государству. Он увеличил налоги и принял покровительственный по отношению к отечественным производителям таможенный тариф, при котором становилось выгодным приобретать не заграничные, а российские товары.

В 1893 г. Витте было присвоено звание почётного члена Петербургской академии наук.

В 1894 г. была введена государственная монополия на продажу алкоголя, и доход от торговли водкой и вином теперь целиком поступал в государственную казну. «Пьяные» деньги составляли в то время около четверти всех доходов государства. Витте сумел провести и денежную реформу, которую готовили в течение долгих лет его предшественники. Теперь на российские бумажные деньги можно было свободно купить золото. Иностранные банкиры и предприниматели стали охотно вкладывать средства в российскую промышленность, что способствовало её росту.

В октябре 1898 г. Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой уговаривал освободить крестьян от опеки общины, сделать из крестьянина «персону». Позже эти принципы легли в основу аграрной реформы П. А. Столыпина. В 1903 г. Витте стал председателем Комитета министров.

После неудачной русско-японской войны (1904-1905 гг.) император поручил Витте возглавить русскую делегацию на переговорах с Японией в Портсмуте (США). Витте удалось умерить японские требования. В результате Российская империя признала Корею сферой японских интересов, Япония получила южную часть острова Сахалин. 23 августа 1905 г. на этих условиях был подписан Портсмутский мир. 15 сентября Витте вернулся в Россию.

В том же году император возвёл его в графское достоинство (злые языки тут же назвали новоиспечённого графа Витте-Полусахалинским).

Николай II поручил Витте подготовить проект Манифеста о даровании населению политических свобод. 17 октября царь подписал его.

В 1905 г. Витте первым в истории России занял пост Председателя совета министров.

В апреле 1906 г. он ушёл в отставку из-за разногласий в правительстве и занялся написанием воспоминаний. Огромный трёхтомный труд увидел свет сначала в Берлине (1921-1923 гг.), а потом уже и в СССР (1960 г.).

Начало 20 века подарило России не только множество потрясений, но и большое количество талантливых людей, которые были способны на созидательную деятельность.

В всегда был очень сильный кабинет министров, состоящий из талантливых политиков, знающих толк в своем деле.

Самыми яркими представителями русского правительства были, бесспорно, и пожалуй Витте. О последнем и пойдет речь. Помимо политических успехов, Витте был успешным интриганом, и человеком вообще весьма интересным.

Сергей Юльевич родился в 1849 году в Тифлисе. Предки его по отцовской линии имели некие голландские корни. Отец - Юлий Федорович, был членом совета кавказских наместников. Мать - Екатерина Фандеева, был дочерью саратовского губернатора, её происхождение относится к фамилии князей Долгоруких.

Образование Сергей Витте получал в кишиневской гимназии и в Новороссийском университете. В Новороссийском университете, он окончил физико-математический факультет, и был представлен к получение степени кандидата физико-математических наук.

Вследствие определенного стечения обстоятельств, он все же отказался от карьеры ученого. Свою карьеру, молодой и талантливый Сергей Юльевич решил начать в канцелярии Одесского губернатора.

В канцелярии Витте проработал недолго, решил попробовать себя в железнодорожном деле, которое достаточно быстро развивалось в Российской Империи.

Новым местом работы стало Управление Одесской железной дороги. Службу свою он знал хорошо, и вскоре стал большим начальником. Работа Витте была плодотворна, и не могла остаться не замеченной.

В 1886 году Сергей Юльевич стал главным управляющим «Сообщества юго-западных дорог». За годы работы в этом предприятии, он увеличил в несколько раз его доходы, проводя грамотную управленческую политику. В эти же годы Витте познакомился лично с .

В марте 1889 года Сергей Юльевич был поставлен во главу нового департамента при министерстве финансов - «департамент железнодорожных дел». Быстро освоился на новом месте, набрал свою команду высококлассных специалистов, работал не покладая рук, и добился максимальной эффективности от департамента. Коллектив его считался образцово показательным для остальных департаментов Российской Империи.

Через три года, (в 1892 году) Сергей Юльевич был назначен министром финансов Российской Империи. Он считал очень важным, как можно быстрее закончить строительство . По его мнению, данная железная дорога, должна была дать мощный толчок экономическому развитию Российской Империи.

В подвластном ему министерстве проводили свою, особую, кадровую политику. Сергей Юльевич привлекал на работу много молодых людей, имеющих высшие образование. Проводил протекционистскую экономическую политику, благодаря этому промышленность России динамично развивалась еще долгие годы, после его отстранения от государственных дел.

Он заключил ряд выгодных торговых соглашений с Европейскими странами, ввел винную монополию, которая обеспечивала большой процент всех доходов государства. В 1897 году Сергей Витте провел денежную реформу, благодаря которой рубль стал самой крепкой валютой в Европе.

Витте принадлежит и идея строительства Китайской - Восточной железной дороги, соединившей Читу с Владивостоком и Порт-Артуром, через территорию Китая. Такой проект выглядел удачно с экономической точки зрения. Как показала история - то, что выгодно экономически, не всегда выгодно политический.

Строительство КВЖД через Китай стало одной из причин русско-японской войны. После этой войны Читу и Владивосток пришлось еще раз соединять железной дорогой, но на этот раз уже через территорию Российской Империи. В реализации этого проекта Витте показал себя замечательным интриганом. Ведь если бы не взятка одному китайскому чиновнику, никакой КВЖД не было бы и помине.

В 1899 году он перестает вести политику протекционизма, отменяет множества пошлин. Российская промышленность знатно пошатнулась. Вскоре стал участником очередной знатной интриги с Саввой Мамонтовым. - известный русский меценат и предприниматель. Умелый интриган Витте без труда присвоил себе большую часть акций предприятий Мамонтова, коих было великое множество.

В 1903 году сместил Витте с должности министра финансов Российской Империи. После отставки Сергей Юльевич еще долго работал госслужащим. Правда посты были менее заметны, а сам он, как всегда на высоте. В 1905 году он заключал в США мир с Японии. За добытые выгодные условия мира, Витте был пожалован графский титул.

Стоит отметить, что и тут без интриги не обошлось. По утверждению некоторых историков и любителей «грязного белья», для того что бы отправиться на переговоры, Витте отвалил кругленькую сумму денег чиновникам. Сергей Юльевич знал, что сулили ему успешные переговоры. Графский титул - давняя его мечта.

Сергей Юльевич продолжал активно участвовать в политической жизни страны. Он активно подавлял революцию, был инициатором царского манифеста от 17 октября. Годом позже попал в опалу, и уже не был одной из ключевых фигур политической жизни Российской Империи. Однако не отчаивался и продолжал строить всяческие интриги, кои отмечали даже иностранные послы.

Умер Сергей Юльевич 28 февраля 1915 года. Витте ярчайший пример талантливого политического деятеля и человека невысоких моральных устоев. О роли Сергея Юльевича в истории спорят, и будут спорить. Личность уж больно колоритная.


Витте Сергей Юльевич Ви́тте Сергей Юльевич

(1849-1915), граф (1905), государственный деятель, почётный член Петербургской АН (1893). С февраля 1892 министр путей сообщения, с августа - министр финансов. С 1903 председатель Комитета министров, в 1905-06 - Совета министров. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Транссибирской железной дороги. В начале 1900-х гг. противник обострения отношений с Японией, стремился к сближению с Китаем. Подписал Портсмутский мир (1905). Под руководством Витте составлен Манифест 17 октября 1905. Предложения Витте о свободном выходе крестьян из общины, ликвидации сословной обособленности использованы в ходе столыпинской аграрной реформы. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Автор «Воспоминаний» (т. 1-3, 1960).

ВИТТЕ Сергей Юльевич

ВИ́ТТЕ Сергей Юльевич (17 (29) июня 1849, Тифлис (см. ТИФЛИС) - 28 февраля (13 марта) 1915, Петроград) - русский государственный деятель, граф (1905), министр путей сообщений (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Кабинета министров (1903-1905), Совета министров (1905-1906). С.Ю. Витте был инициатором введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Транссибирской железной дороги. После окончания русско-японской войны он подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905 года С.Ю. Витте разработал основные положения столыпинской аграрной реформы. Занимая высокие государственные посты, он стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Почетный член Петербургской академии наук (1893), автор «Воспоминаний» (т. 1-3, 1960).
Сын крупного чиновника Сергей Витте окончил в 1870 году физико-математический факультет Новороссийского университета (см. НОВОРОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (Одесса) и был назначен начальником движения Одесской железной дорогию Около двадцати лет он работал в частных железнодорожных обществах, что способствовало его формированию как финансиста и государственного чиновника. Известность в финансовых кругах ему принесла книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1889 году он был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов; в феврале 1892 года - министром путей сообщений, а с августа 1892, в связи с отставкой И.А. Вышнеградского, - министром финансов. С.Ю. Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российской экономики.
По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена винная монополия (см. ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ) (1894); увеличены темпы и масштабы железнодорожное строительство, в том числе сооружена Сибирская железнодорожная магистраль; осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Политика форсирования экономического развития, которую проводил Витте, была связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 года и политическим сближением с Францией. В 1894 и 1904 годах были заключены таможенные договоры с Германией. По инициативе и под председательством С.Ю. Витте 22 января 1902 года было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В программе аграрных преобразований им были намечены положения, использованные впоследствии П.А. Столыпиным. Местные комитеты и совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Однако император Николай II Александрович не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 года было закрыто.
В сфере внутренней политики С.Ю. Витте придерживался консервативных взглядов, стремился к всемерному укреплению самодержавия (см. САМОДЕРЖАВИЕ) . В частности он выступал против расширения полномочий земских учреждений. Во внешней политике С.Ю. Витте стремился противодействовать Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. Считая преждевременным военный конфликт, С.Ю. Витте выступал за соглашение с Японией. Это определило его расхождения с внешнеполитическим курсом Николая II и «Безобразовской кликой». В августе 1903 года С.Ю. Витте получил отставку с поста министра финансов с назначением на пост председателя Комитета министров. После поражения в русско-японской войне он возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор (1905) с Японией, за что получил графский титул. С октября 1905 по апрель 1906 года С.Ю. Витте возглавлял Совет министров. Во время Октябрьской политической стачки (1905) он настоял на принятии царем программы реформ, стал автором Манифеста 17 октября 1905 года. Лавируя между политическими силами, С.Ю. Витте был сторонником жесткого подавления вооруженных выступлений против царской власти, был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу, направил войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания. В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков. Меры С.Ю. Витте по борьбе с революцией оказались успешными и принесли реальные плоды. Но для основной массы дворянства и правящей бюрократии его фигура казалась слишком либеральной. 16 апреля 1906 года царь Николай II принял отставку С.Ю. Витте с поста председателя Совета министров. Оставаясь членом Государственного совета, С.Ю. Витте принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти. В 1907-1912 годах он написал «Воспоминания».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Витте Сергей Юльевич" в других словарях:

    Сергей Юльевич Витте 1 й Председатель Со … Википедия

    Русский государственный деятель. Родился в семье крупного чиновника. Окончил в 1870 физико математический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году назначен начальником… … Большая советская энциклопедия

    - (1849 1915) граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905 06. Инициатор введения винной… … Большой Энциклопедический словарь

    Запрос «Витте» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сергей Юльевич Витте … Википедия

    ВИТТЕ Сергей Юльевич - Сергей Юльевич (17.06.1849, Тифлис 28.02.1915, Петроград), граф, российский гос. деятель. Из семьи голл. происхождения, с XVI в. состоявшей на рус. службе и в 1856 г. получившей потомственное дворянство. Воспитывался в семье дяди ген. Р. А.… … Православная энциклопедия

    - (1849 1915) выдающийся русский государственный деятель. Окончив Новороссийский университет (в Одессе) по физико математическому факультету, В. поступил в управление Юго Западных железных дорог, где очень быстро занял руководящее положение. Как… … Дипломатический словарь

    I род. 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. По окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико математических наук В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Портрет работы И. Е. Репина. 1901 03 … Энциклопедия Кольера

    После кратковременного управления министерством путей сообщения (с 15 февраля до 30 августа 1892 г.) был назначен министром финансов. За 11 летнее управление его министерством государственная роспись доходов и расходов ни разу не была сведена с… … Большая биографическая энциклопедия

    Российский государственный деятель, политик, экономист. Активно содействовал капиталистическому процессу в России. Автор книги лПринципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • С. Ю. Витте. Собрание сочинений и документальных материалов. В 5 томах. Том 3. Книга 2 , Витте Сергей Юльевич. Во вторую книгу третьего тома издания включены наиболее важные документальные материалы, официальные записки, публикации и статьи по денежной реформе и монетной системе в России, составившие…
ВИТТЕ, СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ (1849–1915) – выдающийся русский государственный деятель, реформатор.

Родился 17

(29) июня 1849 в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в 17 в. По матери – дочери члена главного управления наместника на Кавказе – родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой С.Ю.Витте по этой линии была Е.П.Блаватская , основательница теософского учения. Мальчик рос в семье деда со стороны матери и получил обычное для дворянских семей воспитание в монархическом духе.

В 1860-е был студентом физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца семья нуждалась, увлекался теорией бесконечно малых величин в математике, но ввиду нехватки средств для продолжения занятий, после университета был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы. Там он работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником и начальником станции, досконально знал коммерческую сторону железнодорожного дела.

начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского С.Ю.Витте был назначен начальником конторы движения Одесской ж.д. В годы русско-турецкой войны 1877–1878 отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных ж.д. в Петербурге. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Э.Т.Баранова по исследованию железнодорожного дела в России, поражая всех прекрасной памятью. Изданная С.Ю.Витте в 1883 книга Принципы ж.д. тарифов по перевозке грузов принесла ему известность в кругах русской буржуазии.

По политическим взглядам С.Ю.Витте сочувствовал тогда позднему славянофильству, писал для газеты И.С.Аксакова «Русь», сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом. Но

– по его признанию – в те молодые годы политике предпочитал «общество актрис».

После событий 1

марта 1881 выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны государя и борьбы с террористами их же методами. Идея была воплощена монархистами, создавшими в Петербурге «Святую дружину», и сам С.Ю.Витте получил задание организовать в Париже покушение на одного из народников. Террориста из него не вышло, общество было распущено, пребывание же в нем Витте продемонстрировало его верноподданнические чувства царской семье.

Новому продвижению по службе Витте помог случай

– сход с рельсов из-за превышения скорости царского поезда в Борках на Юго-Западной ж.д. 17 октября 1888. До этого Витте неоднократно предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях превышения скоростей машинистами царских поездов. В докладе Александру III в связи со случаем в Борках вспомнили о предупреждениях С.Ю.Витте. Царь назначил его на вновь утвержденный пост Директора департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов, произведя из титулярных в действительные статские советники.

40-летний директор департамента желал быть замеченным: вскоре после назначения он обосновал на практике необходимость урегулирования железнодорожных тарифов. В

феврале 1892 – преодолев интриги против него в транспортном и финансовом ведомствах – С.Ю.Витте назначили на пост Министра путей сообщения, а спустя полгода (в связи с отставкой по болезни И.А.Вышнеградского) он стал уже тайным советником, почетным членом Академии наук и министром финансов России. При своем министерстве С.Ю.Витте создал впервые в истории России Государственное агентство печати (1902).

Пост министра финансов С.Ю.Витте занимал до августа 1903, руководствуясь теоретическим наследием предшественников

– Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградского. Большое влияние на его экономические взгляды оказали труды немецкого экономиста Ф.Листа, анализу которых посвящена работа С.Ю.Витте Национальная экономика Фридриха Листа . Поставив целью вывести Россию в разряд передовых промышленных держав, догнать развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, С.Ю.Витте разработал концептуальные и тактические подходы к проблеме формирования рыночных отношений и создания независимой национальной экономики. Для ускоренной индустриализации страны и накопления внутренних ресурсов он выдвинул задачи активного привлечения иностранных капиталов, обосновал необходимость таможенной защиты промышленности от конкурентов, поощрения экспорта. За время его пребывания на посту министра финансов в Россию было привлечено не менее чем 3 млрд. руб. иностранных капиталов. Важным шагом к укреплению внутреннего рынка России было введение протекционистского тарифа 1891 и заключение таможенных договоров с Германией в 1894 и 1904.

Важнейшим механизмом в реализации внутренней перестройки страны он считал неограниченное государственное вмешательство – комплекс финансовых, кредитных и налоговых мер, в том числе ограничение эмиссионной деятельности Государственного банка, конверсионные займы за границей и др. Инициатор

денежной реформы 1897, он добился стабилизации рубля, ввел золотое обращение, обеспечив абсолютную устойчивость золотого рубля до 1914.

Способом обогащения российской казны было и введение винной монополии (откупную систему – по инициативе С.Ю.Витте – сменили акцизные сборы с каждого градуса), ставшее одним из устоев бюджета царской России и дававшее до четверти всех поступлений в казну.

Модернизацию экономики страны С.Ю.Витте связывал также с опережающим развитием транспортных коммуникаций. Начав деятельность министром финансов, он принял 29

тыс. верст железных дорог, уйдя же с этого поста, оставил 54 тыс. верст (70% их них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891–1901), вдоль которой на срубленных скалах пассажиры видели надпись: «Вперед к Тихому океану!». По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск); строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»).

Имевший университетское образование, понимавший значимость науки для экономического прорыва, С.Ю.Витте

пригласил Д.И.Менделеева заведовать Палатой мер и весов, был инициатором открытия новых вузов – 3 политехнических институтов, 73 коммерческих и множества иных учебных заведений.

Витте был признан в предпринимательских кругах на Западе как один из творцов российского торгово-промышленного мира. Его головокружительная карьера вызывала зависть в среде российской бюрократии. Великосветский Петербург не мог смириться с «провинциальным выскочкой», его прямолинейностью, манерой держаться. Нападки на успешного министра финансов усиливал факт его женитьбы на еврейке М.Лисаневич (урожденной Нурок), разведенной с мужем после скандальной денежной истории. Защитником министра стал сам император Александр II

I . Разговоры утихли, однако супругу Витте не принимали ни при дворе, ни в высшем свете. Разговоры в высшем свете влияли на отношения Витте с царским двором, и Николай II , сменивший Александра III во главе государства, не единожды раздумывал о смещении Витте с поста министра финансов, обвиняемого недоброжелателями в республиканизме.

В леворадикальных кругах Витте приписывали желание урезать права народа в пользу автократического государства. Либералы же полагали, что его программа отвлекает общество от социально-экономических и культурно-политических реформ. Ходили даже разговоры о насаждении им «государственного социализма». В реальности же этот сторонник сильной России весьма прохладно относился к социалистическим идеям и полагал, что марксисты «сильны

отрицанием и ужасно слабы созиданием».

Землевладельцы упрекали Витте за предпринятую им попытку пересмотра аграрной политики, видя в ней стремление разорить их в пользу крестьян. Он же добивался перехода к буржуазным методам хозяйствования через расширение рыночных отношений, покупательной способности внутреннего рынка, переход от общинного землевладения к частному. Принятый еще в

1899 закон об отмене круговой поруки в общине был первым шагом министра-реформатора к аграрной реформе; другим таким шагом стало создание – при поддержке министра внутренних дел Д.С.Сипягина – «Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности» (1902). «Особое совещание» ставило задачей «возродить личную собственность в деревне» и предвосхитило, таким образом, многие идеи и действия П.А.Столыпина. Для реализации программы, намеченной «Особым совещанием», было создано 82 губернских и 536 уездных дворянских комитета, собиравших ответы «знатоков» в аграрных делах (помещиков, земцев и т.д.) и призванных проанализировать их и ответить на вопрос, необходима ли сельская община.

Аграрный вопрос стал ареной противоборства С.Ю.Витте с министром внутренних дел

В.К.Плеве, сменившим Д.С.Сипягина. На стороне В.К.Плеве был сам царь, министерство же финансов в 1903 испытывало трудности. Экономический кризис тормозил развитие промышленности, сократил приток иностранных капиталов, нарушил бюджетное равновесие. Экспансия России на Востоке приблизила войну с Японией. Комитеты, созданные «Особым совещанием», становились центрами либеральной оппозиции правительству, высказываясь за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Летом 1903 всеобщие рабочие стачки на время парализовали жизнь десяти крупных городов на юге России.

В конечном счете, В.К.Плеве удалось «подставить» С.Ю.Витте, свалив на него ответственность за нестабильность в стране. В

августе 1903 успешному министру финансов была предложена «почетная отставка». Он был снят с должности и пожалован постом председателя Комитета министров. За бортом остались все программы, включая «Особое совещание». Его работа была свернута, а 30 марта 1905 царь закрыл его. Однако «Особое совещание» вскрыло причины застоя сельского хозяйства и бедственного положения крестьян, определив возможные направления будущей аграрной реформы, затормозившей развитие революции 1905–1907.

Как председатель Комитета министров, С.Ю.Витте продолжил осуществление программы закрепления России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще ранее он стремился противодействовать агрессивной политике Японии на Дальнем Востоке, проводя курс на сближение с Китаем и Кореей. При его участии было заключено соглашение с Китаем о строительстве Китайско-Восточной

ж.д. на территории Маньчжурии. Война с Японией, считал он, потребует больших средств, необходимых стране на другие нужды. Но его позиция резко расходилось с курсом на «маленькую победоносную войну» статс-секретаря царя А.М.Безобразова, который поддерживали морской, военный министры, да и сам Николай II. С.Ю.Витте много сделал для защиты монархии. Проявив себя категорическим противником расширения земских учреждений, как «не соответствовавших самодержавному строю», он настоял на том, чтобы из указа от 12 декабря 1904. О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка был вычеркнут пункт об участии выборных в Государственном совете. Этим он заслужил временное расположение царя. Он доказывал Николаю II , что, если бы Комитет министров был наделен реальной властью, то такой поворот событий, как «Кровавое воскресенье» был бы невозможен. В конце января 1905 царь поручил С.Ю.Витте организовать совещание министров по «мерам, необходимым для успокоения страны».

Витте рассчитывал на преобразование совещания в правительство «западно-европейского образца», но это вызвало очередную царскую немилость. И

только в конце мая 1905 в связи с назревшей необходимостью скорейшего прекращения войны с Японией, царь вновь призвал Витте в качестве чрезвычайного посла для ведения нелегких переговоров о мире. 23 августа 1905 им был подписан Портсмутский мир с Японией. Из безнадежно проигранной войны С.Ю.Витте-дипломату (при активном участии как посредника американского президента Т.Рузвельта ) удалось извлечь максимум возможного, за что ему и был пожалован графский титул. (Недоброжелатели в высшем свете прозвали С.Ю.Витте графом «Полусахалинским», обвиняя его в уступке Японии южной части Сахалина). обстановке нарастания революции осенью 1905 С.Ю.Витте удалось убедить Николая II , что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, С.Ю.Витте добился того, что – после мучительных колебаний – царь подписал Манифест 17 октября Об усовершенствовании государственного порядка . Этот шаг спас самодержавие от краха. 19 октября царь подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С.Ю.Витте, имевшего программу либеральных реформ, составленных им ранее совместно с А.Д.Оболенским и Н.И.Вуичем и изложенных в записке к Николаю II еще в начале октября.

Став главой правительства России, С.Ю.Витте достиг вершины своей карьеры. Демонстрируя удивительную гибкость и оставаясь твердым охранителем самодержавия, он провел подготовку к созыву Государственной думы. Руководимое им правительство составило проект Основных законов , реализуя провозглашенные 17

октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения.

В то же время в борьбе с развитием революционных настроений правительство Витте проявляло твердость и даже жесткость, вводя чрезвычайное положение в районах, охваченных революционным движением, прибегая к военно-полевым судам и смертной казни. Для стабилизации внутреннего положения Витте добился получения крупных европейских займов, которые пошли на подавление революции.

Спад революционного движения предопределил устранение первого российского премьера. Он

стал не нужен царю и 14 апреля 1906 вынужден был подать прошение об отставке. Конец его карьеры был скрашен специальным рескриптом царя, наградившего его орденом Александра Невского с бриллиантами. конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета, часто выступал в печати. В 1912 он завершил свои Воспоминания , остающиеся и по сей день ценным свидетельством очевидца бурных событий начала 20 в. Последние годы жизни С.Ю.Витте провел в Петербурге и за границей. В начале 1914 он предсказывал, что вступление России в войну кончится крахом самодержавия, готов был взять на себя миротворческую миссию в переговорах с немцами, но был уже смертельно болен. Скончался 28 февраля (13 марта) 1915. Похороны его были скромными, официальных церемоний не было. Его рабочий кабинет опечатали, бумаги конфисковали. Смерть Витте вызвала широкий резонанс. Газеты пестрели заголовками: Памяти большого человека , Великий реформатор… Деятельность Витте была противоречива, сочетая приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его устои. Но смыслом жизни С.Ю.Витте было служение Родине, это признавали и его единомышленники, и недоброжелатели. Зарубежные историки именуют С.Ю.Витте «поборником государственного капитализма».

Труды С.Ю.Витте: Воспоминания . В

3-х тт. М., 1960; Воспоминания. В 2-х тт. СПб, 2003.

Ирина Пушкарева

ЛИТЕРАТУРА

Струве П. Памяти С.Ю. Витте. // Русская мысль: март 1 915
История России в портретах, т. 1. М., 1998
Карелин А.П., Степанов С.А. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат . М., 1998
Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю.Витте и его время . СПб, 1999
Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России . М., 2002

Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. После трагедии у станции Борки, где пострадали члены императорской семьи в 1888 г., Витте по инициативе Александра III был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения.

В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, отправил Витте в г. Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Отправка Витте — это еще один способ подорвать его репутацию. Стоит отметить, что полный провал военной кампании русской армии во время войны, гарантировал японской дипломатии карт-бланш на предъявление России территориальных требований. В частности Япония требовала передать ей весь о. Сахалин. Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Вите титул графа, а придворная клика добавила приставку «Полу-Сахалинский».

С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»