Основными стилевыми чертами художественного стиля являются. Литературно-художественный стиль: характеристика, основные стилевые черты, примеры

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Литературно-худо́жественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Она выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства. Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Видеоурок по русскому языку "Стили речи"

    Как выработать собственный литературный стиль. Мини-лекция Эльвиры Барякиной

    Проблемы стиля

    Субтитры

Выразительно-изобразительные средства языка

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это:

  1. Тропы (сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п.)
  2. Стилистические фигуры (эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.)

Троп (от др.-греч. τρόπος - оборот) - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Основные виды тропов:

  • Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. («Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). Любая часть речи в переносном значении.
  • Метони́мия (др.-греч. μετονυμία - «переименование», от μετά - «над» и ὄνομα/ὄνυμα - «имя») - вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и так далее) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и тому подобное), а метафора - «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха. («Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.)
  • Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Эпитет - слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе («робкое дыхание»; «пышная примета»).

  • Сине́кдоха (др.-греч. συνεκδοχή) - троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. («Всё спит - и человек, и зверь, и птица»; «Мы все глядим в Наполеоны»; «В крыше для моего семейства»; «Ну что ж, садись, светило»; «Пуще всего береги копейку».)
  • Гипе́рбола (из др.-греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. («Я говорил это тысячу раз»; «Нам еды на полгода хватит».)
  • Литóта - образное выражение, приуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют обратной гиперболой. («Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка»).
  • Сравне́ние - троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения - выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства. («Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт»; «Мой дом - моя крепость»; «Он ходит гоголем»; «Попытка - не пытка».)
  • В стилистике и поэтике, перифра́з (перефра́з, перифра́за; от др.-греч. περίφρασις - «описательное выражение», «иносказание»: περί - «вокруг», «около» и φράσις - «высказывание») - это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Перифраз - косвенное упоминание объекта путём не называния, а описания. («Ночное светило» = «луна»; «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).

  • Аллего́рия (иносказание) - условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Например:

Грустит соловей у поверженной розы, надрывно поёт над цветком.

Но льёт и садовое пугало слёзы,

любившее розу тайком.

  • Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) - троп, присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Например:

А и горе, горе, гореваньице! А и лыком горе подпоясалось,

Мочалами ноги изопутаны.

Народная песня

Государство словно отчим злой, от кого, увы, не убежать, ибо невозможно взять с собой

Родину – страдающую мать.

Айдын Ханмагомедов, Ответ на визу

  • Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία - «притворство») - троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. («Где уж нам, дуракам, чай пить».)
  • Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать [мясо]») - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Сарказм - это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит. Примеры.

Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. Приведем начало романа В. Ларина «Нейронный шок»:

«Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде и закинул в Новгород-Северский, городишко обманчивой тишины и благостности» (Звезда. 1998. № 1).

В этих двух предложениях автор показал не только отрезок индивидуальной человеческой жизни, но и атмосферу эпохи огромных изменений, связанных с революцией 1917 г. Первое предложение дает знание социальной среды, материальных условий, человеческих отношений в детские годы жизни отца героя романа и его собственных корней. Простой, грубоватый люд, окружавший мальчика (биндюжник– просторечное название портового грузчика), тяжелый труд, который он видел с детства, неприкаянность сиротства - вот что встает за этим предложением. А следующее предложение включает частную жизнь в круговорот истории. Метафорические словосочетания Революционный вихрь выдул..., приволок..., закинул... уподобляют человеческую жизнь некой песчинке, которая не может противостоять историческим катаклизмам, и в то же время передают стихию всеобщего движения тех, «кто был никем». В научном или официально-деловом тексте такая образность, такой слой глубинной информации невозможны.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Например, Л. Н. Толстой в «Войне и мире» при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику; значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в «Записках охотника» И. С. Тургенева, в рассказах М. М. Пришвина, В. А. Астафьева, а в «Пиковой даме» А. С. Пушкина много слов из лексикона карточной игры и т. п.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. Приведем небольшой пример:



«В трактире Евдокимова уже собрались было гасить лампы, когда начался скандал. Скандал начался так. Сперва в зале все выглядело благообразно, и даже трактирный половой Потап сказал хозяину, что, мол, нынче бог миловал - ни единой битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиный рой.

- Батюшки светы, - лениво изумился хозяин, - вот, Потапка, сглаз твой, черт! Ну надо ж было каркать, черт!» (Окуджава Б. Похождения Шилова).

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый...» Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач. Так, Л. Петрушевская, чтобы показать неустроенность, «заморочки» семейной жизни героини рассказа «Поэзия в жизни", включает в состав одного предложения несколько простых и сложных предложений:

«В истории же Милы далее все покатилось по нарастающей, муж Милы в новой двухкомнатной квартире теперь уже не защищал Милу от матери, мать жила отдельно, а телефона не было ни там, ни здесь - муж Милы стал сам себеи Яго иОтелло и с насмешкой из-за угла наблюдал за тем, как к Миле пристают на улице мужики его типа, строители, старатели, поэты, не знающие, как тяжела эта ноша, как неподъемна жизнь, если биться в одиночку, поскольку красота в жизни не помощница, так примерно можно было бы перевести те матерные, отчаянные монологи, которые бывший агроном, а ныне научный сотрудник, муж Милы, выкрикивал и на ночных улицах, и у себя в квартире, и напившись, так что Мила скрывалась с малолетней дочерью где-то, нашла себе приют, и несчастный муж бил мебель и швырял железные кастрюли»,

Это предложение воспринимается как бесконечная жалоба несчетного количества несчастных женщин, как продолжение темы печальной женской доли.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т. е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа:

«Ай, милый, - покачал головой Шипов, - зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл ? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь А вы думаете, он мне по ндраву ?... Я в настоящих ресторациях бывал-с, знаю.. . Чистый ампир-с... Да ведь там с людьми не поговоришь, а здеся я кое-чего могу и узнать» (Окуджава Б. Похождения Шилова).

Речь главного героя характеризует его очень ярко: не слишком образованный, но амбициозный, желающий производить впечатление барина, господина. Шипов употребляет элементарные французские слова (мои шер) наряду с просторечными будя, ндрав, здеся, которые не соответствуют не только литературной, но и разговорной норме. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

Список литературы:

1. Азарова, Е.В. Русский язык: Учеб. пособие / Е.В. Азарова, М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80 с.

2. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М. : Логос, 2002. – 432 с.

3. Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2005. – 549с.

4. Никонова, М.Н. Русский язык и культура речи: Учеб пособие для студентов-нефилологов / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 80 с.

5. Русский язык и культура речи: Учеб. / под редакцией проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2008. – 408с.

6. Русский язык и культура речи: Учебник для технических вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М. : Высшее образование, 2008. – 356 с.

Тема 10. Языковые особенности художественного стиля

Тема 10. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ

Прекрасная мысль теряет свою цену,

если она дурно выражена.

Вольтер

План занятия:

Теоретический блок

    Тропы. Виды тропов.

    Стилистические фигуры. Виды стилистических фигур.

    Функциональная характеристика языковых средств выразительности в художественном стиле.

Практический блок

    Выделение в текстах художественного стиля изобразительно-выразительных средств и их анализ

    Функциональная характеристика тропов и фигур

    Составление текстов с использованием опорных выражений

Задания для СРО

Список литературы:

1. Голуб И.Б . Стилистика русского языка. – М., 1997. – 448 с.

2. Кожин А .Н ., Крылова О .А ., Одинцов В .В . Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. – 392 с.

3. Лаптева, М. А. Русский язык и культура речи. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. – 216 с.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. – М., 2001. – 381 с.

5. Хамидова Л.В ., Шахова Л .А . Практическая стилистика и культура речи. – Тамбов: Изд.-во ТГТУ, 2001. – 34 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Языковые особенности художественного стиля

Лексические

    Широкое использование слов в переносном значении;

    Намеренное столкновение разностильной лексики;

    Использование лексики с двуплановой стилистической окраской;

    Наличие эмоционально-окрашенных слов;

    Большая предпочтительность использования конкретной лексики;

    Широкое употребление народно-поэтических слов.

Словообразователь-ные

    Использование разнообразных средств и моделей словообразования;

Морфологические

    Использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;

    Частотность глаголов;

    Пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;

    Незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;

    Формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;

    Широкое употребление прилагательных и наречий.

Синтаксические

    Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;

    Широкое использование стилистических фигур;

    Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобственно-прямой и косвенной;

    Активное использование парцелляции;

    Недопустимость синтаксически монотонной речи;

    Использование средств поэтического синтаксиса.

Художественный стиль речи отличается образностью, экспрессивностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Средства художественной выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.

Средства выразительности в художественном стиле разнообразны и многочисленны. Обычно исследователи выделяют две группы изобразительно-выразительных средств: тропы и стилистические фигуры.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ

Характеристика

Примеры

Эпитет

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак.

(А . Пушкин )

Метафора

Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С . Есенин )

Олицетво-рение

Разновидность метафоры,

перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Спит зеленая аллея

(К . Бальмонт )

Метонимия

Ну, скушай же еще тарелочку , мой милый

(И .А . Крылов )

Синекдоха

Разновидность метонимии, перенос наименования целого на часть этого целого или наименования части на все целое

Друзья, римляне, соотечественники, одолжите мне ваши уши . (Ю. Цезарь )

Сравнение

Луна светится, как огромный холодный шар .

Звездопадом летела листва. (Д . Самойлов )

Перифраза

Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их

характерные черты

Царь зверей (лев),

снежная красавица (зима),

черное золото (нефть)

Гипербола

В сто тысяч солнц закат пылал (В .В . Маяковский )

Литота

Мужичок с ноготок

(Н .А . Некрасов )

Аллегория

В баснях И. Крылова: осел – глупость, лиса – хитрость, волк – жадность

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Характеристика

Примеры

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. …

(С . Есенин )

Эпифора

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков, строк, фраз

Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости (А . Пушкин )

Антитеза

Это оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая…

(М . Цветаева )

Бессоюзие

Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями

(И . Резник )

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

(И . Бунин )

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение

Не жалею, не зову, не плачу (С . Есенин )

Инверсия

Нарушение обычного порядка слов в предложении,

обратный порядок слов

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя

(Н . Гладков )

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

(М . Лермонтов )

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа

Кому на Руси жить хорошо? (Н .А . Некрасов )

Риторическое восклицание

Выражение утверждения в восклицательной форме.

Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В . Сухомлинский )

Эллипсис

Конструкция со специально пропущенным, но подразуме-ваемым каким-либо членом предложения (чаще – сказуемое)

Я – за свечку, свечка – в печку! Я – за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать! (К. Чуковский )

Оксюморон

Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга

Мёртвые души, живой труп, горячий снег

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Вопросы для обсуждения и закрепления :

    Каковы основные признаки художественного стиля речи?

    Какую сферу обслуживает художественный стиль речи?

    Какие средства художественной выразительности вам известны?

    На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?

    Что называют тропами? Охарактеризуйте их.

    Какую функцию выполняют в тексте тропы?

    Какие стилистические фигуры вы знаете?

    С какой целью в тексте используются стилистические фигуры?

    Охарактеризуйте разновидности стилистических фигур.

Задание 1 . Установите соответствие: найдите представленным ниже понятиям – тропам (левая колонка) соответствующие определения (правая колонка)

Понятия

Определения

Олицетворение

Художественное, образное определение

Метафора

Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Перифраза

Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства, сравнения, аналогии

Синекдоха

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления

Гипербола

Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними, смежности

Сравнение

Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

Аллегория

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого

Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ

Метонимия

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

Задание 2 . Найдите в предложениях эпитеты. Определите форму их выражения. Какую роль они выполняют в тексте? Составьте свои предложения с использованием эпитетов.

1. На небесном синем блюде желтых туч медовый дым….(С. Е.). 2. На севере диком стоит одиноко.. .(Лерм); 3. Вокруг белеющих прудов кусты в пушистых полушубках … (Марш.). 4. Волны несутся, гремя и сверкая.

Задание 3 .

1. Спит земля в сияньи голубом... (Лерм.). 2. Мне оставалось раннее, еще дремотное утро и глухая ночь. (Грин). 3. Вдали показалась голова поезда . 4. Крыло здания явно нуждалось в ремонте. 4. Корабль летит по воле бурных вод… (Лерм.). 5. Жидкий , ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею… (Тург.). 6. Серебряный дым подымался к чистому и драгоценному небу… (Пауст.)

Задание 4 . Найдите в предложениях примеры метонимии. На чем основан метонимический перенос наименований? Составьте свои предложения с использованием метонимии.

1. Готовясь к экзамену, Мурат перечитал Толстого. 2. Класс с удовольствием посетил выставку фарфора. 3. Весь город вышел встречать космонавта. 4. На улице было тихо, дом спал. 5. Аудитория слушала оратора внимательно. 6. Спортсмены привезли с соревнований золото и серебро.

Задание 5 . Определите значение выделенных слов. К какому виду тропа их можно отнести? Составьте свои предложения с использованием такого же вида тропа.

1. Сарафан за кафтаном не бегает. (посл.). 2. Все флаги в гости будут к нам (П.). 3. Голубые береты спешно высадились на берег. 4. Лучшие бороды страны собрались на спектакль. (И. Ильф). 5. Передо мной стояла женщина в шляпе. Шляпа возмущалась. 6. После недолгого раздумья мы решили поймать мотор.

Задание 6. Найдите в предложениях сравнения. Определите форму их выражения.Составьте свои предложения, используя сравнения разных форм выражения.

1. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы. (Тург.) 2. Платье на ней было цвета зелени. 3. Заря запылала пожаром…. (Тург.). 4. Свет падал из-под колпака широким конусом … (Битов). 5. Слова, как ястребы ночные, срываются с горячих губ. (Б. Ок.). 6. День газетой за дверьми шуршит, опоздавшим школьником бежит. (Слуцк.). 7. Лёд, словно тающий сахар, лежит на застывшей реке.

Задание 7 . Прочитайте предложения. Спишите их. Укажите примеры олицетворения

(1 вариант ); гиперболы (2 вариант ); в) литоты (3 вариант ). Аргументируйте свой ответ.

    Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость...(П. ).

    Шаровары шириною с Чёрное море… (Гоголь ).

    Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами … (Фет ).

    А мы не виделись, наверно, сто лет…(Рубин ).

    Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок ! (Некр. ).

    Одни дома длиною до звезд, другие – длиной до луны; до небес баобабы

( Маяк. ).

    Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка! (Грибоедов ).

Задание 8. Прочитайте текст.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты – несомненный признак постоянной погоды – высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба… (И. Тургенев. Бежин луг.)

    Выпишите из текста незнакомые слова, определите их значение.

    Определите стиль и тип текста.

    Разделите текст на смысловые части. Сформулируйте основную мысль текста, его тему. Озаглавьте текст.

    Какие слова несут в тексте особую смысловую нагрузку?

    Укажите слова одной тематической группы.

    Найдите в тексте определения. Все ли они являются эпитетами?

    Какие средства художественной выразительности использовал в тексте автор?

    Выпишите из текста примеры тропов: эпитетов (1 вариант ); сравнений(2 вариант ); метафоры. (3 вариант ). Аргументируйте свой выбор.

Задание 9. Прочитайте тексты о зиме.

1.Зима – самое холодное время года. (С . Ожегов ).

2. Зима на побережье не так зла, как в глубине полуострова, и ниже сорока двух ртуть в термометре не опускается, а чем от океана дальше, тем крепче мороз – так старожилы считают, будто сорок два под нулем это что-то вроде сентябрьских заморозков на траве. Зато близ воды погода переменчивей: то вьюга порошит глаза, стеной против ветра люди ходят, то мороз за живое схватит и, как проказой, выбелит, потом суконкой до крови тереть надо, оттого и говорят: «Три к носу, все пройдет». (Б . Крячко )

    Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, зимушка-зима! (П . Вяземский )

4. Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов. (И. Соколов - Микитов )

    Определите стиль, жанр и назначение каждого текста.

    Укажите основные стилевые признаки каждого текста.

    Какие языковые средства использованы в текстах о зиме?

Задание 10. Создайте свою произвольную зимнюю пейзажную зарисовку с использованием не менее 10 (десяти) определений, выбранных из представленных ниже слов. Какую функцию они выполняют в тексте?Чей текст наиболее удачен и почему?

Белый, первый, свежий, пожухлый, прохладный, морозный, неласковый, белоснежный, сердитый, суровый, яркий, зябкий, чудесный, ясный, бодрящий, колючий, горячий, сердитый, скрипучий, хрустящий, голубой, серебристый, задумчивый, молчаливый, мрачный, хмурый, громадный, огромный, хищный, голодный, быстрый, заледенелый, мерзлый, теплый, сверкающий, чистый.

Задание 11. Составьте синквейн к микротеме «Тропы как изобразительно-выразительные средства русского языка»:

1 вариант – ключевое слово «Олицетворение»;

2 вариант – ключевое слово «Гипербола»;

3 вариант – ключевое слово «Литота»;

4 вариант – ключевое слово «Аллегория».

Задание 12. Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте его.

Степь, скованная лунным светом, ждала утра. Стояла та предрассветная тишина, которой нет названия. И только очень чуткое, привыкшее к этой тишине ухо услышало бы непрерывный шорох, всю ночь доносившийся из степи. Один раз что-то звякнуло...

Первый белесый луч зари прорвался из-за далекого облачка, луна сразу поблекла, а земля потемнела. И вот тогда неожиданно появился караван. По грудь в сочной луговой, смешанной с молодым камышом траве один за другим шли верблюды. Справа и слева тяжелой, приминающей луг массой двигались табуны лошадей, ныряли в траву и снова показывались из нее всадники. Время от времени цепь верблюдов прерывалась, и, соединенные друг с другом длинным шерстяным канатом, катились в траве высокие двухколесные повозки. Потом снова шли верблюды...

Растаяло далекое облачко, и солнце вдруг все сразу хлынуло в степь. Словно россыпями драгоценных камней заискрилась она во все стороны до самого горизонта. Была вторая половина лета, и уже прошло время, когда степь похожа на невесту в свадебном наряде. Остались только изумрудная зелень тростника, желто-красные островки перезрелых колючих цветов, да среди поросли запоздалых щавелей горели алые глазки костяники. Крутыми боками сытых, отъевшихся за лето лошадей лоснилась степь.

И как только вспыхнуло солнце, сразу явственно стали слышны глухой и мощный топот, храп, ржание, тоскливый рев верблюдиц, скрип высоких деревянных колес, человеческие голоса. С шумом вспархивали из-под кустов перепелки и слепые совы, застигнутые врасплох надвигающейся лавиной. Точно свет мгновенно растворил тишину и вызвал все это к жизни...

С первого взгляда было понятно, что это не просто сезонная откочевка одного из бесчисленных аулов, разбросанных в бескрайней казахской степи. Не носились, как обычно, молодые джигиты по обе стороны каравана, не пересмеивались с девушками. Молча ехали они, держась поближе к верблюдам. И женщины на верблюдах, закутанные в белые платки – кимешеки, тоже молчали. Даже маленькие дети не плакали и только таращили круглые черные глаза из переметных сум – коржунов по обе стороны верблюжьих горбов.

(И. Есенберлин . Кочевники .)

    Выпишите из текста незнакомые слова, определите по словарю их значение.

    К какому подстилю художественного стиля относится текст? Аргументируйте свой ответ.

    Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.

    Какое время года представлено в тексте?

    Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания, необходимые для передачи основного содержания.

    Выпишите из текста тропы, определите их вид. С какой целью автор использует в тексте эти изобразительно-выразительные средства?

    Воспроизведите текст своими словами. Определите стиль вашего текста. Сохранилась ли функционально-стилевая принадлежность текста?

Художественный стиль в целом отличается от других функциональных стилей тем, что если те, как правило, характеризуются какой – либо одной общей стилевой окраской, то в художественном – многообразная гамма стилевых окрасок используемых языковых средств. Художественная речь обращается к использованию не только строго литературных, но и внелитературных средств языка – просторечия, жаргонов, диалектов и т. д. В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимики, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства, в том числе нейтральные, призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника. В художественном произведении при особом творческом применении средств общенародного языка выражается эстетическая функция художественного стиля. Языку художественной литературы присуща также коммуникативная функция. Эстетико-коммуникативная функция художественного стиля связана с особым способом выражения мыслей, что заметно отличает этот стиль от других

Отмечая, что в художественной речи язык выступает в эстетической функции, имеется в виду использование образных возможностей языка – звуковой организации речи, выразительно-изобразительных средств, экспрессивно-стилистической окраски слова. Широко употребляются наиболее выразительные и эмоционально окрашенные языковые единицы всех уровней языковой системы. Здесь не только средства словесной образности и переносные употребления грамматических форм, но и средства со стилистической окраской торжественности либо разговорности, фамильярности. Разговорные средства широко привлекаются писателями для речевой характеристики персонажей. При этом используются и средства передачи многообразных оттенков интонации живой речи, в частности различные виды выражения желания, побуждения, повеления, просьбы.

Особенно богатые возможности экспрессии заключаются в привлечении различных средств синтаксиса. Это выражается в использовании всех возможных типов предложений, в том числе односоставных, отличающихся разнообразными стилистическими окрасками; в обращении к инверсиям и другим стилистическим возможностям порядка слов, к использованию чужой речи, особенно несобственно-прямой. Анафоры, эпифоры, использование периодов и других средств поэтического синтаксиса – все это составляет активный стилистический фонд художественной речи.

Особенностью художественного стиля является выступающий в нем «образ автора» (повествователя) – не как непосредственное отражение личности писателя, а как ее своеобразное перевоплощение. Подбор слов, синтаксических конструкций, интонационного рисунка фразы служит для создания речевого «образа автора» (или «образа рассказчика»), определяющего весь тон повествования, своеобразие стиля художественного произведения.

Художественный стиль нередко противопоставляют научному. В основе этого противопоставления лежат разные типы мышления – научного (при помощи понятий) и художественного (при помощи образов). Разные формы познания и отражения действительности находят свое выражение в использовании различных языковых средств. Художественной речи свойствен динамизм, что проявляется, в частности, в высоком показателе «глагольности» речи. Частота глаголов здесь почти в два раза выше, чем в научной (с соответственным уменьшением числа существительных).

Итак, особенность языка художественного стиля составляют:

Единство коммуникативной и эстетической функции;

Многостильность;

Широкое использование изобразительно-выразительных средств (тропов);

Проявление творческой индивидуальности автора.

Тропом называется прием речи, состоящий в таком замещении речения (слова или словосочетания) другим, при котором замещающее речение, используясь в значении замещенного, обозначает последнее и сохраня­ет смысловую связь с ним.

Выражения «черствая душа», «мир в дороге, а не у пристани, не на ночлеге, не на временной станции или отдыхе» содержат тропы.

Читая эти выражения, мы понимаем, что «черствая душа» означает, во-первых, человека с душой, а не только душу, во-вторых, черствым бывает хлеб, поэтому черствая душа - это ду­ша, которая, подобно черствому хлебу, лишилась способности чувствовать и сопереживать другим людям.

Переносное значение содержит связь того слова, которое использовано, с тем словом, вместо или в смысле которого оно использовано, и эта связь каждый раз пред­ставляет собой специфическое пересечение значений двух или нескольких слов, которое создает особый образ предмета мысли, обозначенного тропом.

Тропы часто рассматриваются как украшения речи, без кото­рых можно бы и обойтись. Троп может быть средством художественного изо­бражения и украшения речи, как, например, у Ф. Соллогуба: «В метафорический наряд речь стихотворная одета.

Но троп не только средство художественного смысла. В прозаической речи троп является важнейшим инструментом определения и выраже­ния смысла.

Троп родственен определению, но, в отличие от определения, способен выражать оттенок мысли и создавать смысловую ем­кость речи.

Многие слова языка, которые мы привыкли использовать, не особенно задумываясь об их значении, образовались как тропы. Мы говорим «электрический ток», «поезд пришел», «сырая осень». Во всех этих выражениях слова исполь­зованы в переносном смысле, хотя мы часто не представляем себе, как можно было бы заменить их словами в собственном значении, ибо таких слов может и не быть в языке.

Тропы подразделяются на стершиеся общеязыковые (как «электрический ток», «железная дорога») и речевые (как «сырая осень», «черствая душа»), с одной стороны, и авторские (как «мир не у пристани», «линия понимания вещей») - с другой.

Если мы обратим внимание не только на связь значений за­мещаемого и замещающего слов, но и на то, каким способом эта связь получается, то увидим различие приведенных выше выра­жений. Действительно, замкнутый и недружелюбный чело­век подобен черствому хлебу, линия понимания вещей подобна направлению мысли.

Метафора - троп, основанный на подобии, признак которого характери­зует предмет мысли: «И опять звезда ныряет в легкой зыби невских волн» /Ф.И. Тютчев/.

Метафора - самый значимый и употребительный троп, по­скольку отношение подобия раскрывает широкий круг сопостав­лений и образов предметов, не связанных обязательными отно­шениями, поэтому область метафоризации практически безгра­нична и метафоры можно видеть практически в любых видах текстов, от поэзии до документа.

Метонимия - троп, основанный на отношении смежности. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами либо явлениями. Связь эта может быть:

Между содержимым и содержащим: …стали пить чашку за чашкой – седенькая мать в ситцевом платье и её сын (Добычин); Выпивший лавку и съевший закусочную Исаак (Генис); …был на «ты» почти со всем университетом (Куприн);

Между действием и орудием этого действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам (П.);

Между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Не то на серебре – на золоте едал (Гр.);

Между населенным пунктом и жителями этого населенного пункта: И вся Москва покойно спит,/Забыв волнение боязни (П.); Ницца облегченно вздыхает после тяжких и сладких зимних трудов… И Ницца пляшет (Куприн);

Между местом и людьми, находящимися на этом месте: Всё поле охнуло (П.); При каждом налёте лес начинал стрелять в воздух (Симонов).

Синекдоха - троп, основанный на отношениях рода и вида, части и це­лого, единичного и множественного.

Например, отношение часть-целое:

На недоступные громады

Смотрю по целым я часам, -

Какие росы и прохлады

Оттуда с шумом льются к нам!

Вдруг просветлеют огнецветно

Их непорочные снега:

По ним проходит незаметно

Небесных ангелов нога...

Ф. И. Тютчев.

Антономазия - троп, основанный на отношении имени и именуемого качества или признака: использование собственного имени в смысле качества или собирательного образа: «... гений всегда остается для своего народа живым источником ос­вобождения, радости и любви. Он есть очаг, на котором, прорвавшись, вспыхнуло пламя национального духа. Он есть тот вождь, который от­крывает своему народу прямой доступ к свободе и к божественным содержаниям, - Прометей, дарящий ему небесный огонь, Атлант, не­сущий на своих плечах духовное небо своего народа, Геракл, совер­шающий от его лица свои подвиги» (И.А. Ильин).

Имена мифологических персонажей Прометея, Атланта, Ге­ракла олицетворяют духовное содержание личного подвига че­ловека.

Гипербола - троп, состоящий в явно неправдоподобном преувеличении качества или при­знака. Например: «Творец мой! оглушил звончее всяких труб» (А.С. Грибоедов).

Литота - троп, противоположный гиперболе и состоящий в чрезмерном преуменьшении признака или качества. «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка» (А.С. Грибоедов).

Металепсис - сложный троп, который образован от другого тропа, то есть состоит в двойном переносе значения. Например: «Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда подевались студеные, влажные дни?» (А. А. Ахматова).

Риторическая фигура - воспроизводимый прием словесного оформле­ния мысли, посредством которого ритор показывает аудитории свое отношение к ее содержанию и значимости.

Существуют два основных типа риторических фигур: фигуры выделения и фигуры диалогизма. Различие их состоит в следующем: фигуры выделения – это конструктивные схемы пред­ставления содержания, посредством которых сопоставляются или подчеркиваются те или иные стороны мысли; фигуры диалогизма являются имитацией диалогических отношений в моноло­гической речи, то есть включением в речь говорящего элементов, которые представляются как явный или подразумеваемый обмен репликами между ритором, аудиторией или третьим лицом.

Фигуры выделения могут строиться путем добавления, зна­чимого пропуска, полного или частичного повтора, видоизмене­ния, перестановки или распределения слов, словосочетаний или частей конструкции.

Добавления и повторы

Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Стилистическая функция эпитета заключается в его художественной выразительности: Корабли у веселой страны (А. Блок).

Эпитет может быть обязательным и факультативным. Обяза­тельным является эпитет, который выражает существенное свой­ство или признак предмета и устранение которого невозможно без потери основного смысла. Факультативным является эпитет, который выражает привходящее качество или признак и может быть устранен без утраты основного содержания.

Плеоназм - избыточное повторное употребление слова или синонима, посредством которого уточняется или подчеркивается оттенок значения слова илиавторское отношение к обозначаемому предмету. Например: «... мы лучше понимаем даже свое собственное лицо, когда оно изо­бражено неизменно и удачно, хотя бы на хорошей, искусной фотогра­фии, не говоря уже о прекрасной акварели или талантливом полот­не...» (К. Н. Леонтьев). Плеоназм «свое собственное» усиливает и подчеркивает значение определяемого слова, а плеонастический эпитет «хорошей, искусной фотографии» уточняет значение основного эпитета.

Синонимия - фигура, состоящая в развертывании, уточнении и усиле­нии значения слова посредством добавления ряда его синонимов. Например: «Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эго­ист, нежели на Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность, и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках» (Н.В. Гоголь).

Слова «жадность», «корысть», «надобность» являются сино­нимами, каждый из которых, однако, имеет особый оттенок и свою степень интенсивности значения.

Аккумуляция (сгущение) - фигура, которая состоит в перечислении слов, обозначающих предметы, действия, признаки, свойства и т.п. та­ким образом, что образуется единое представление множественности или быстрой смены событий.


Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж на Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

Воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры (например: трагедия, комедия, драма и другие драматургические жанры; роман, новелла, повесть и другие прозаические жанры; стихотворение, басня, поэма, романс и другие поэтические жанры).

Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, так называемых художественных тропов, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности.

Художественный стиль индивидуально вариативен, поэтому многие филологи отрицают его существование. Но нельзя не учитывать, что индивидуально-авторские особенности речи того или иного писателя возникают на фоне общих особенностей художественного стиля.

В художественном стиле все подчинено цели создания образа при восприятии текста читателями. Этой цели служит не только использование писателем самых нужных, самых точных слов, благодаря чему для художественного стиля характерен самый высокий индекс разнообразия лексики, не только широкое использование выразительных возможностей языка (переносные значения слов, обновление метафор, фразеологизмов, сравнения, олицетворения и т. д.), но и особый подбор любых образно-значимых элементов языка: фонем и букв, грамматических форм,синтаксических построений. Они создают фоновые впечатления, определенный образный настрой у читателей.

Художественный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.

Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.


Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.

Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются и незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план а художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»