Какими частями речи могут распространяться глаголы. Что такое глагол (определение понятия)? Значение и грамматические признаки

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Общая характеристика

Глагол – самая сложная и наиболее емкая часть речи в русском языке, обозначающая действие как процесс. Понятие процесса в грамматике мыслится обобщенно и включает деятельность, работу (строить, построить), движение (шагать, ш агнуть), состояние (радоваться, обрадоваться), становление (мужать, возмужать), восприятие (слышать, услышать), мышление (понимать, понять) и др.

Значение действия как процесса у глагола выражается категориями: вида – отношением действия к его внутреннему пределу (решать решить) ; наклонения – отношением действия к действительности (решаю решал бы решай) ; времени – отношением действия к моменту речи (решаю решал буду решать) ; залога – отношением действия к субъекту и объекту (я решаю задачу задача решается мною) ; лица – отношением действия к субъекту (решаю решать решает). Глагольные формы имеют значения числа и рода.

Действия могут быть выражены и отглагольными существительными: косьба, бег, говорение. В отличие от глаголов подобные существительные выражают действие опредмеченное, которое характеризуется грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так, словоформа косьба имеет общее грамматическое значение предметности, реализуемое в значениях женского рода, единственного числа, именительного падежа, а словоформа ко сит общее грамматическое значение действия как процесса, выраженное в значениях несовершенного вида, изъявительного наклонения, настоящего времени, действительного залога, третьего лица, единственного числа.

Глагол изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Такое изменение называется спряжением (в широком смысле этого слова). Спрягаемым формам глагола противопоставлены неспрягаемые формы: инфинитив, причастие и деепричастие. Инфинитив и деепричастие не имеют форм словоизменения, а причастие склоняется по образцу имени прилагательного.

Категории вида и залога свойственны всем глагольным формам, категории наклонения, времени и лица – только спрягаемым (категорию времени в значениях настоящего и прошедшего времени имеют причастия), категория числа – всем глагольным формам, кроме инфинитива и деепричастия, категория рода – только формам прошедшего времени, сослагательного наклонения и причастиям.

Все морфологические признаки глагола взаимосвязаны.

Основная синтаксическая функция глагола в предложении – простое глагольное сказуемое. В функции сказуемого выступают спрягаемые формы глагола. Неспрягаемые формы глагола обычно выполняют в предложении другие функции. Так, инфинитив может выступать в роли любого члена предложения, основная функция причастия – определение, деепричастия – обстоятельство.

Глагол управляет косвенными падежами имени и может определяться наречием.

Итак, глаголом называется знаменательная часть речи, к которой относятся слова, имеющие общее грамматическое значение действия как процесса, выражающие это значение в формах вида, наклонения, времени, залога, лица и выступающие в предложении в функции простого глагольного сказуемого (спрягаемые формы), любого члена (инфинитив), определения (причастие), обстоятельства (деепричастие).

Парадигма глагола

Общими признаками для спрягаемых и неспрягаемых глагольных форм, позволяющими объединить их в единую систему (парадигму), являются:

Единство глагольной основы. Все глагольные формы образуются от двух основ: основы настоящего (будущего) времени глагола (игра j (у) играешь, играющий, играя) и ос новы инфинитива, которая называется также основой прошедшего времени (игра(ть) играл, игравший).

Единство видовых образований. Все глагольные формы имеют значение несовершенного или совершенного вида (играю, заиграю; играть, заиграть; игравший, заигравший; играя, заиграв).

Единство залоговых образований. Все глагольные формы могут иметь значение залога (я играю вальс; он стал играть вальс; игравший вальс пианист; пианист улыбался, играя вальс).

Способность всех форм управлять косвенными падежами имени (играю, играть, игравший, играя на скрипке).

Способность всех форм определяться наречием (играю, иг рать, игравший, играя быстро).

Парадигма глагола может состоять более чем из 200 словоформ. Если рассматривать спрягаемые формы глагола с точки зрения наклонения, времени, лица, числа и рода, не касаясь видовых и залоговых образований, то парадигма глагола, например, играть , включая инфинитив, причастие и деепричастие выглядит следующим образом:

Формы изъявительного наклонения (времени, лица, рода, числа)

играю буду играть играем будем играть

играешь буду играть играете будете играть

играет будет играть играют будут играть

играл играла играло играли

Формы сослагательного наклонения (рода, числа)

играл бы играла бы играло бы играли бы

Формы повелительного наклонения (числа)

играй играйте

Форма инфинитива

играть

Формы причастий (действительных и страдательных настоя щего и прошедшего времени без парадигм словоизменения)

играющий игравший играемый игранный

Форма деепричастия

играя

Формы изъявительного наклонения настоящего времени образуются от основы настоящего времени глагола с помощью личных окончаний; формы будущего времени – или от основы будущего времени глагола совершенного вида с помощью личных окончаний (сыграю ), или путем прибавления глагольной связки быть к инфинитиву (буду играть ); формы прошедшего времени – от основы инфинитива с помощью суффикса -л- (читал, узнал, изучил ), а отдельные формы мужского рода – с помощью нулевого суффикса : (вез, запер, но вез л а, запер л а ).

Формы сослагательного наклонения образуются от основы инфинитива с помощью суффикса - и частицы бы (сдела л бы , чита л бы ).

Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени глагола с помощью суффикса -и- (бери, веди) или нулевого суффикса (играй, бей).

Формы инфинитива образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -ть(-ти ) или с помощью нулевого суффикса (беречь, печь).

Формы действительных и страдательных причастий настоящего времени образуются от основы настоящего (будущего) времени глагола с помощью суффиксов -ущ-, -ащ- (игра ющ ий, спе ш ащ ий), - ем-, -ом-, -им -, (реша ем ый, вед ом ый, вид им ый) ; формы прошедшего времени – от основы инфинитива с помощью суффиксов - вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т- (игра вш ий, шед ш ий, встро ен н ый, сыгра нн ый, обви т ый).

Формы деепричастий образуются от основы настоящего (будущего) времени глагола с помощью суффикса -а(-я) (играя, пройдя) и от основы инфинитива с помощью суффиксов , -вши(сь), -ши (реши в , реши вши сь, вырос ши ).

Классы глаголов

Класс – это группа глаголов с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени. Выделяются продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

Если глагол имеет такое соотношение двух основ, по образцу которого создаются новые глаголы, то он относится к одному из продуктивных классов . К непродуктивным классам относятся глаголы, соотношение основ которых не служит образцом для создания новых глаголов.

Большинство глаголов в современном русском языке входят в один из пяти продуктивных классов.

Первый класс -а(ть) j - (ре ш а -ть реш а j -ут, поброс а ть поброс а j -ут).

Второй класс составляют глаголы с основой инфинитива на -е(ть) и основой настоящего (будущего) времени на -еj- (бо л е -ть бол е j -ут).

Третий класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ова(ть), -ева(ть) и основой настоящего (будущего) времени на -у j - (бесед ова -тъ бесед у j -ут).

Четвертый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ну(ть) и основой настоящего (будущего) времени на -н- (дрог ну -тъ дрог н -ут, спрыг ну тъ спрыг н ут). К этому классу не относятся глаголы, теряющие -ну- в форме прошедшего времени (погас ну ть погас погас ну т, мерз ну ть мерз мерз ну т).

Пятый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -и(ть) и основой настоящего (будущего) времени на мягкий согласный или шипящий (люб и -ть лю б" -ат, реш и ть ре ш ат).

Первые четыре продуктивных класса составляют глаголы первого спряжения , а пятый класс – глаголы второго спряжения .

К непродуктивным классам относятся глаголы, сохранившие, как правило, архаические особенности в образовании основ. Непродуктивных классов значительно больше, чем продуктивных, но они объединяют не боле 400 глаголов.

Спряжение глаголов

Изменение глагола по лицам в настоящем и простом будущем времени называется спряжением (в узком смысле этого слова). По различиям в системе личных окончаний в единственном и множественном числе глаголы делятся на два продуктивных типа спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -у, -ешь(-ёшь), -ет(-ёт); -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут, ко второму спряжению – с окончаниями -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат . Например:

1 л. ед.ч. клад у мн.ч. клад ём 1 л. ед.ч. гор ю мн.ч. гор им

2 л. ед.ч. клад ешь мн.ч. клад ёте 2 л. ед.ч. гор ишь мн.ч. гор ите

3 л. ед.ч. клад ет мн.ч. клад ут 3 л. ед.ч. гор ит мн.ч. гор ят

Глаголы хотеть, бежать, чтить и все префиксные образования от них (типа захотеть, побежать ) в своей парадигме совмещают окончания первого и второго типов спряжения. Такие глаголы называются разноспрягаемыми.

1 л. ед.ч. хоч у бег у чт у 1 л. мн.ч. хот им беж им чт им

2 л. ед.ч. хоч ешь беж ишь чт ишь 2 л. мн.ч. хот ите беж ите чт ите

3 л. ед.ч. хоч ет беж ит чт ит 3 л. мн.ч. хот ят бег ут чт ут

К разноспрягаемым глаголам близки слова есть, дать и все префиксальные образования от них (типа надоесть, создать ), имеющие архаическое спряжение:

1 л. ед.ч. ем дам мн.ч. едим дадим

2 л. ед.ч. ешь дашь мн.ч. едите дадите

3 л. ед.ч. ест даст мн.ч. едят дадут

Если ударение падает на личные окончания глаголов, то спряжение определяется по окончанию; если ударение падает на основу, то спряжение определяется по инфинитиву. Так, ко второму спряжению относятся:

глаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться – это глаголы первого спряжения);

семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, нена видеть, обидеть, смотреть, терпеть )

четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слы шать ).

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к первому спряжению.

Необходимость отнесения глагола к тому или иному типу спряжения связана с правописанием его безударных личных окончаний. Например, глагол обессилеть относится к первому, а обессилить – ко второму спряжению. Соответственно, они имеют разные личные окончания:

1 л. ед.ч. обессиле ю обессил ю 1 л. мн.ч. обессиле ем обессил им

2 л. ед.ч. обессиле ешь обессил ишь 2 л. мн.ч. обессиле ете обессил ите

3 л. ед.ч. обессиле ет обессил ит 3 л. мн.ч. обессиле ют обессил ят

Грамматическим содержанием категории вида глагола является отношение действия к его внутреннему пределу. Это понятие позволяет разграничивать два соотносительных грамматических значения - совершенный и несовершенный вид.

Глаголы совершенного вида обозначают действие целостное, достигшее своего внутреннего предела или стремящееся к нему, глаголы несовершенного вида – действие нацеленное (которое можно членить на фазы), в его течении. Например: открываю дверь (несовершенный вид) – открою дверь (совершенный вид), открывал дверь (несовершенный вид) – открыл дверь (совершенный вид).

Значение вида у глагола может выражаться как формами слова (решать решить), так и разными словами (играть ра зыграть). В первом случае категория вида выступает как словоизменительная, во втором - как классифицирующая грамматическая категория.

В русском языке в морфемной структуре глагольной словоформы нет четких формальных показателей вида. Например, читать (несовершенный вид) и купить (совершенный вид), тянуть (несовершенный вид) и толкнуть (совершенный вид), от пускать (несовершенный вид) и нахватать (совершенный вид). Кроме того, глаголы типа казнить, молвить, велеть могут иметь значения и несовершенного и совершенного вида (двувидовые глаголы): казнить - нельзя помиловать.

Категория вида – одна из особенностей русского глагола. Все глаголы в русском языке имеют значение вида. Но при этом одни имеют обе формы вида (бросать бросить ), другие – форму только совершенного вида (ринуться ) или несовершенного вида (чествовать ), третьи совмещают значения и несовершенного, и сов. вида (казнить ).

Таким образом, в отношении противопоставленности глагольных форм по виду можно выделить две группы глаголов:

с выраженным противопоставлением по виду;

с невыраженным противопоставлением по виду (одновидовые глаголы).

Промежуточное положение между этими двумя группами занимают глаголы типа казнить (двувидовые глаголы), которые, с одной стороны, формально не образуют видовой пары, а с другой стороны, способны реализовать значения обоих видов.

Основу грамматической категории вида составляют глаголы с выраженным противопоставлением по виду , т. е. глаголы, имеющие видовую пару, способные вступать в отношения видовой корреляции (противопоставления). В видовую корреляцию вступают две соотносительные формы одного и того же глагола, тождественные по лексическому значению. Установлено, что только 60% рус. глаг-ов имеют видовую пару.

В современном русском языке можно выделить два направления видовой корреляции: перфективацию и имперфективацию .

Перфективация – это образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. В качестве средств перфективации выступают:

префиксы (строить построить, ржаветь заржаветь, терзать растерзать, мужать возмужать, пу гать испугать, делать сделать и др.). В данных образованиях префиксы выполняют чисто грамматическую функцию, переводя один и тот же глагол из несовершенного вида в совершенный. Далеко не каждый префикс, присоединяясь к глаголу, выполняет чисто видовую функцию. Например, в ряду слов делать, сделать, наделать, переделать, выделать, проделать только префикс с- является чисто видовым, а остальные префиксальные образования отличаются от глагола делать не только видом, но и лексическим значением. В то же время не каждый глагол с префиксом с- образует видовую пару. Так, глаголы списать, сбежать, смахнуть и другие не вступают в видовую корреляцию с соответствующими беспрефиксными глаголами;

суффикс -ну- (прыгать – прыгнуть, стучать – стукнуть, дуть – дунуть и др.); в глаголах совершенного вида имеет значение однократности действия;

префикс и суффикс (кланяться – по клониться, глотать – про глотить и др.);

супплетивизм (бр ать – вз я ть, лов ить – по йма ть, говор ить – сказ ать, кла сть – по лож ить и др.). Члены данных видовых пар восходят к разным словам, поэтому глагол совершенного вида является условно производным от глагола несовершенного вида.

Имперфективация – это образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида. Средством имперфективации служит суффикс (рассказать рассказ ыва ть, под мигнуть подмиг ива ть, застрять застр ева ть, рас крыть раскр ыва ть, ослабеть ослаб ева ть, подрасти подраст а ть, пренебречь пренебрег а ть, помочь помог а ть и др.), а в единичных случаях префикс и суффикс (купить по куп а ть).

Нет четких критериев в определении направления видовой корреляции в парах, состоящих из форм совершенного вида с суффиксами -и-, -е- и форм несовершенного вида с суффиксом -а- (слож и ть слаг а ть, отпер е ть отпир а ть, лиш и ть лиш а ть, замер е ть замир а ть и др.), а также в парах, различающихся только ударением (сс ы пать ссып а ть, отр е зать отрез а ть и др.). Если исходить их того, что совершенный вид выступает как сильный, маркированный член видового противопоставления, обозначающий цельное действие, предел действия, то глагол совершенного вида следует признать исходным в видовых парах типа сложить слагать, ссы пать ссыпать, от которого образуется глагол несовершенного вида (имперфективация).

Отдельные видовые пары глагола могут объединяться в ви довую цепь. Глаголы читать прочитать и прочитать прочитывать образуют видовую цепь: читать (несовершенный вид) – прочитать (совершенный вид) – прочитывать (несов. вид).

В современном русском языке выделяется группа глаголов совершенного и несовершенного вида, которые не имеют видовой пары и называются одновидовыми. К одновидовым глаголам совершенного вида относится большая группа приставочных глаголов, отличающихся от соответствующих бесприставочных глаголов временными, количественными или количественно-временными характеристиками действия. К таким характеристикам относятся:

начало действия (зашуметь, запрыгать, заскучать, побе жать, поплыть, подуть) ;

оконченность длившегося какое-то время действия (пропла вать, прожить, пролежать, пробегать и др.);

прекращение длительного действия (отъездить, отбегать, отплавать, отпустить, отвоеваться и др.);

ослабленность, умеренность, неполнота действия (попить, погулять, поплавать, посидеть и др.);

предельная полнота, интенсивность действия (попадать, поразгонять, пооткрывать и др.);

полное удовлетворение, пресыщенность действием (накри чаться, наплясаться, нареветься, намечтаться и др.);

достижение результата действия, имеющего разного рода последствия (доболтаться, допрыгаться, изголодаться, уходиться и др.).

начало интенсивного проявления действия (разреветься, размечтаться, разволноваться, взыграть, взреветь и др.);

мгновенность действия (глаголы с суффиксам -ну: грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, рухнуть, кануть).

К одновидовым глаголам несовершенного вида относится большая группа бесприставочных глаголов со следующими значениями:

состояния (спать, лежать, стоять );

движения (ездить, бегать, бежать );

действия лица по занимаемой должности, профессии (слесарничать, сапожничать );

а также приставочные глаголы типа приплясывать, припевать, подвизгивать ;

значения длительно-прерывистого, ослабленного в своем протекании действия (похаживать, посвистывать, попивать и др.).

Двувидовые глаголы , число которых в современном русском языке постоянно растет, реализуют в контексте значение либо совершенного, либо несовершенного вида. Например: Только в следующем году ученые исследуют этот минерал (совершенный вид); Ученые будут исследовать этот минерал (несовершенный вид).

К двувидовым глаголам относятся слова древнего происхождения (типа казнить, венчать, велеть), более позднего происхождения (типа миновать, организовывать, исследовать), а также слова на -овать, заимствованные из других языков или образованные от иноязычных и русских основ (атаковать, га рантировать, моторизовать, яровизировать и др.).

Как правило, одни двувидовые глаголы (особенно позднего происхождения) тяготеют больше к выражению значения совершенного вида (арестовать, конфисковать и др.), другие – к выражению значения совершенного вида (регулировать, де монстрировать и др.). Значение другого вида в таких глаголах все чаще реализуется через новое видовое образование (аресто вать арестовывать, конфисковать конфисковывать, регулировать отрегулировать, демонстрировать - проде монстрировать). Не следует подобные двувидовые глаголы переводить в группу глаголов, имеющих видовую пару, т.к параллельный по значению глагол возник только для одного из видов двувидового глагола.

С грамматической категорией вида, охватывающей все глаголы без исключения, тесно связаны семантико-словообразовательные группы глаголов, которые называются способами глагольного действия . В способы глагольного действия объединяются префиксальные и суффиксальные глаголы (чаще всего одновидовые), выражающие тот же самый процесс, что и соответствующие им непроизводные глаголы, но конкретизирующие его с точки зрения временной или количественной определенности. Например, заиграть (начало действия), проиг рать весь день (оконченность длившегося какое-то время действия), отыграть свое (прекращение длительного действия), игрывал (неоднократная повторяемость действия), поиграть (ослабленное, умеренное, неполное действие), наиграть опре деленное количество чего-либо (большое накопление чего-либо в результате действия), наиграться (полное удовлетворение, пресыщенность действием), доиграться (чрезмерность действия, которое приводит к отрицательным последствиям), разыграться (начало интенсивного проявления действия), поиг рывать (длительно-прерывистое, ослабленное в своем протекании действие) и т. д.

Способы глагольного действия делятся на временные, количественные и количественно-временные.

Если ядро грамматической категории вида составляют глаголы, имеющие видовую пару, то способы глагольного действия охватывают, в основном, одновидовые глаголы.

Категория наклонения глагола является морфологическим средством выражения модальности, т.е. отношения сообщаемого к его реальному осуществлению, которое устанавливается говорящим лицом.

Грамматическим содержанием категории наклонения является понятие отношения действия к действительности. Формой глагола может быть выражено действие, реально производимое лицом, или только предполагаемое, или побуждающее к его совершению.

Категорию наклонения составляют три соотносительных грамматических значения изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений , каждое из которых имеет свои формы выражения и особенности употребления.

Формами наклонения обладают не все глагольные образования, а только спрягаемые.

Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое совершает, совершал или будет свершать сам говорящий, или собеседник, или третье лицо. Например, Я (ты, он) читаю (читал, буду читать) книгу . Поэтому формы изъявительного наклонения включают значения лица и времени в единственном и множественном числе.

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по времени; в настоящем и будущем времени – по лицам и числам, в прошедшем времени – по родам и числам (читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают; буду читать, будешь читать , будет читать, будем читать, будете читать, будут читать; читал, читала, читало, читали ). В значении изъявительного наклонения может употребляться инфинитив (А она на него кричать! ).

Сослагательное наклонение обозначает предполагаемое действие, которое желательно или возможно, но зависит от какого-то условия. Например: Я бы сделал эту работу, она мне нравится (значение желательности). Если бы я умел читать, то не просил бы тебя об этом (значение условности).

Форма сослагательного наклонения представляет собой сочетание формы прошедшего времени глагола с частицей бы(б) , которая может стоять непосредственно за глаголом (Хотел бы поговорить с вами ), перед глаголом (Я бы сделал это на вашем месте ), может быть отделена от него другими словами (Мы бы так дома с вами не разговаривали ).

Глаголы в сослагательном наклонении не имеют форм времени и лица, изменяются по числам, а в единственном числе по родам (читал бы, читала бы, читало бы, читали бы ).

В сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными и цели форма сослагательного наклонения создается путем сочетания глагола с союзом чтобы (Не могу поверить, чтобы он сделал это. Нам все объяснили, чтобы мы не волновались ).

В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив в сочетании с частицей бы (посмотреть бы на него ).

Повелительное наклонение обозначает побуждение к совершению действия, сопровождаемое особой побудительной интонацией. Побуждение к действию может быть выражено в виде приказания (выйди из класса! ), просьбы (расскажи , пожалуйста! ), призыва (вставайте в ряды защитников !), пожелания (расти здоровым! ) и т. п.

Основной формой повелительного наклонения является форма второго лица единственного числа, которая образуется от основы настоящего (простого будущего) времени глагола с помощью формообразовательного суффикса (смотр и , сид и , увед и ), а также нулевого суффикса (играй, режь, прочитай ). Форма множественного числа образуется прибавлением постфикса -те к форме единственного числа (смотри те , сиди те , уведи те , играй те , режь те , прочитай те ).

Некоторые глаголы имеют особенности в образовании формы повелительного наклонения:

глаголы бить, вить, лить, пить, шить и все производные от них префиксальные глаголы образуют форму повелительного наклонения с нулевым суффиксом и беглым гласным е в основе (б е й, в е й, л е й, п е й, ш е й );

у глаголов с суффиксом -ва- в неопределенной форме в форме настоящего времени суффикс выпадает, но снова появляется в форме повелительного наклонения (да ва ть дают да ва й, вста ва ть встают вста ва й );

есть совпадает с формой второго лица единственного числа ешь ;

форма повелительного наклонения глагола ехать образуется от другой основы (поезжай ).

От некоторых глаголов формы повелительного наклонения не образуются, так как этому препятствует семантика глагольного слова. В одних случаях действие невозможно совершить по я побуждению со стороны (хотеть, видеть, слышать ), в других – действие не зависит от воли субъекта (белеть, чернеть ), в третьих – действие совершается без вмешательства деятеля (вечереет, морозит ).

Глаголы в повелительном наклонении не имеют форм времени, лица (за исключением формы второго лица), рода и изменяются только по числам (играй играйте ). В значении повелительного наклонения может выступать форма инфинитива с частицей давай (давайте) и без нее (давай играть, всем встать! ).

В современном русском языке формы одних наклонений могут использоваться в значении других. Такое употребление называется переносным . Так, в значении изъявительного наклонения может употребляться форма повелительного наклонения (Карась рыба живучая: брось (= бросишь) его в лужу, он и там приживется ); в значении сослагательного наклонения – форма повелительного наклонения (Расскажи (= рассказал бы) я вам об этом, а потом мне не поздоровится ); в значении повелительного наклонения – форма сослагательного наклонения (Ты бы поговорила (= поговори) с ним) . В значении повелительного наклонения возможны следующие формы изъявительного наклонения :

форма 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени глаголов в сочетании с частицами пусть, пускай, да (пусть играет, пускай посмотрят, да здравствует );

форма 1 лица множественного числа настоящего и будущего времени глагола в сочетании с частицей давай (давайте) и без нее (давай споем );

форма 2 лица будущего времени глагола (Выйдешь на улицу, перейдешь на другую сторону, там тебя будут ждать );

форма прошедшего времени глагола (Внимание! Все встали в строй ).

Значения наклонения выражаются формами одного и того же слова, поэтому категория наклонения относится к типу словоизменительных грамматических категорий.

Категория лица глагола выражает отношение действия к его производителю. Производителем действия может быть сам говорящий (субъект сообщения), слушающий (адресат сообщения), лица или предмет, не участвующий в диалоге (объект сообщения).

Таким образом, категорию лица глагола составляют три соотносительных грамматических значения 1 лица (субъект сообщения), 2 лица (адресат сообщения), 3 лица (объект сообщения).

Формами лица являются личные формы глагола в настоящем и простом будущем времени, образованные от основы настоящего (будущего) времени с помощью специальных (личных) окончаний (игра ю , сыгра ю , игра ем , сыгра ем - 1 лицо; игра ешь , сыгра ешь , игра ете , сыгра ете - 2 лицо; игра ет , сыгра ет , игра ют , сыгра ют - 3 лицо), а также аналитические личные формы сложного будущего времени, образованные путем сочетания глагольной связки быть с инфинитивом (буду играть, будем играть - 1 лицо; будешь играть, будете играть - 2 лицо; будет играть, будут играть - 3 лицо).

Формы множественного числа личных глаголов полностью не соотносятся по значению с формами единственного числа: глаголы 1 лица обозначают, что действие совершается группой лиц, куда входит сам говорящий, глаголы 2 лица обозначают, что действие совершается собеседниками (слушающими), глаголы 3 лица обозначают, что действие совершается не участвующими в диалоге.

Глаголы повелительного наклонения используют форму 2 лица единственного и множественного числа (играй, сыграй, играйте, сыграйте ), но в отличие от глаголов изъявительного наклонения по лицам не изменяются.

Глаголы в форме прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют форм лица, а значение лица выражается синтаксически, т. е. с помощью сочетающихся с ними личных местоимений или существительных (я играл, ты играл, он играл, отец играл; я, ты, он, отец играл бы ).

Ряд глаголов не имеют форм 1 и 2 лица, поскольку их лексическое значение несовместимо с представлением о субъекте и адресате сообщения (сбежаться, перепадать, темнеться, близиться и др.).

В отдельных случаях глаголы могут образовывать вариантные личные формы (полоскать - полощу, полоскаю; мучить - мучишь, мучаешь и др.).

На общие значения 1, 2 и 3 лица в зависимости от контекста могут наслаиваться частные значения:

Формы 1 лица единственного и множественного числа употребляются в обобщенно-личном значении: Когда я ем , я глух и нем. Поживем - увидим .

Форма 1 лица множественного числа употребляется в значении 1 лица единственного числа (авторское мы): Рассмотрим эти примеры .

Форма 1 лица множественного числа употребляется в значении 2 лица единственного числа (участие, сочувствие, вопрос): Я тихо спросил его: «Что мы сегодня читаем?».

Формы 2 лица единственного и множественного числа употребляются в обобщенно-личном значении: Пропущенный час годами не нагонишь . Вы идете по улице и улыбаетесь . Вам хорошо!

Форма 2 лица единственного числа употребляется в значении 1 лица единственного числа: С ним чувствуешь себя сильней.

Формы 3 лица единственного и множественного числа употребляются в обобщенно-личном значении: Мягко стелет, да жестко спать. После драки кулаками не машут.

Форма 3 лица множественного числа употребляется в неопределенно-личном значении: У нас не курят .

Форма 3 лица множественного числа употребляется в значении 1 лица единственного числа: Тебе же хотят добра (в значении хочу).

Форма 3 лица ед. числа употребляется в безличном значении: Дует из окна.

Безличные глаголы

В современном русском языке выделяется группа глаголов, обозначающих действие или состояние, протекающее само по себе, без субъекта действия (знобит, смеркается, нездоровится и т. п.). Такие глаголы называются безличными .

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, употребляются в формах изъявительного и сослагательного наклонений, инфинитива: вечереет (3 лицо, единственное число, настоящее время), будет вечереть (3 лицо, единственное число, будущее время), вечерело (средний род, единственное число, прошедшее время), вечерело бы (сослагательное наклонение), вечереть (инфинитив). У безличных глаголов отсутствуют формы повелительного наклонения, они не образуют причастий и деепричастий.

Среди безличных глаголов выделяются:

глаголы, употребляющиеся только в безличном значении (моросит, светает, лихорадит );

глаголы с частицей -ся , образованные от личных форм глаголов (вспоминаю - вспоминает ся , спит - спит ся , грезит - грезит ся );

личные формы глаголов в безличном значении. В одних случаях, употребляясь в безличном значении, личный глагол не изменяет своего лексического значения (сено пахнет - сеном пахнет , ветер дует - из окна дует ), в других случаях безличный глагол имеет другое лексическое значение (дитя потянуло руку за игрушкой - с севера потянуло холодом, орел парит над землей - сегодня парит ). Безличные глаголы всегда выступают в функции главного члена безличного предложения, в котором:

нет подлежащего;

в сказуемом нет признаков согласования с устраненным подлежащим;

сам глагол-сказуемое имеет соответствующее значение, которое дает возможность представить действие безотносительно к субъекту.

По лексическому значению выделяются следующие основные группы безличных глаголов, которые обозначают:

явления природы (морозит, потеплело, смеркается и др.);

стихийные бедствия (сломало, унесло, горит и др.);

физические процессы в организме (знобит, пересохло, нездоровится и др.);

психические переживания живых существ (влечет, вскружило, вспоминается );

представления о судьбе, роке (не везет, повезло );

бытие, существование (вышло так, не было сил );

предрасположенность, способность к действию (не спится, вериться, плачется );

долженствование (надлежит, следует и др.).

Границы между этими группами подвижны. Например, На улице морозит - меня морозит; Во рту горит - горит на другой улице.

Инфинитив

Инфинитив является неспрягаемой формой глагола, которая имеет грамматические значения вида, залога и переходности-непереходности.

В смысловом отношении инфинитив как неопределенная форма глагола аналогичен отглагольному существительному. Он, как и отглагольное существительное, только называет действие, отвлекаясь от того, что его производит: косить (траву) - косьба (травы), курить (вредно) - курение (вредно) . Однако в отличие от отглагольного существительного, которое называет действие как предмет , инфинитив называет действие как процесс .

В структурном отношении инфинитив является неизменяемой формой глагола и своеобразной исходной (начальной) формой для других глагольных форм. В этом отношении инфинитив близок к форме именительного падежа имени существительного: когда просто надо назвать предмет, пользуются формой именительного падежа; когда надо назвать действие, пользуются формой инфинитива. Но если форма именительного падежа входит в парадигму склонения имени существительного, то инфинитив находится за пределами парадигмы спряжения (в узком смысле этого слова) глагола.

В современном русском языке инфинитив образуется от основы прошедшего времени глагола с помощью формообразовательных суффиксов -ть, -ти . Продуктивный суффикс -ть присоединяется к основе, оканчивающейся на гласный (игра ть , беле ть , свети ть , плы ть , моло ть , увяну ть ).

Небольшая группа инфинитивов образуется от основы, оканчивающейся на согласный, с помощью суффикса -ти (ид ти , брес ти , тряс ти , плес ти , грес ти ). Суффикс -ти всегда ударный, кроме инфинитивов с префиксом вы-, в которых ударение переносится на префикс (вы везти, вы мести, вы расти ).

Несколько инфинитивов с основой, оканчивающейся на согласный, образуются с помощью суффикса -ть (грыз ть , ес ть , клас ть , крас ть , лез ть , пряс ть , сес ть и др.).

Некоторые глаголы имеют форму инфинитива, оканчивающуюся на -чь (бере чь , стере чь , пе чь , помо чь , же чь и др.), где -чь не суффикс, а часть корня (ср.: берегу - бере чь , пеку - пе чь ),

Инфинитив может употребляться в роли любого члена предложения: подлежащего (Курить - здоровью вредить ); сказуемого (Не могу поступить иначе ); дополнения (Советую тебе уехать ), определения (Охота мне с вами встречаться ); обстоятельства (Приходите в гости поболтать ).

§1. Общая характеристика глагола как части речи

Глагол - это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

Обсуждаем проблему толкования

Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

  • начальную форму - неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму - причастие,
  • неизменяемую форму - деепричастие.

А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

1. Грамматическое значение: «действие».
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать? , что сделать?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные - вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) - нет.

Внимание:
Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.

3. Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

Я люблю Петербург.
Светает.

Неопределённая форма глагола - сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже - главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

Я люблю гулять по Петербургу.
Гулять по Петербургу - огромное удовольствие.
Быть дождю!
Дети просили нас поехать в Петербург.
У нас возникло желание поехать в Петербург.
Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

Внимание:
Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.

Причастия бывают: полные - определением, краткие - сказуемым.

Петербург - город, основанный Петром I.

Петербург основан Петром I.

Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

§2. Виды глагола

Вид - это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ - для глаголов совершенного вида,
  • НСВ - для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? - отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов - это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

есть → поесть, доесть, переесть,
жить → пожить, дожить, пережить,
любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть,
кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать,
сбить → сбивать,
решить → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать - сделать,
писать - написать,

прыгать - прыгнуть,
расписывать - расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс - результат, многократное - однократное действие.
Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать (НСВ)
  • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть , называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

Внимание:

В русском языке есть двувидовые глаголы . Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили (СВ).
Преступников казнили целый месяц (НСВ).
Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся:

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) - выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
Учить (НСВ) - научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

§3. Переходность

Переходность - это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
смотреть фильм, журналы, фотографии
читать книгу, доклад, записку, поздравление
есть мороженое, курицу, суп, торт
пить воду, чай, кофе, сок

Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

Внимание:

Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.

§4. Возвратность

Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс -ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся -сь следует за ним, например:

одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.

Внимание:

  • суффикс -ся бывает после согласных, например: купался , купается ,
  • суффикс -сь - после гласных: купалась , купались .

Значения возвратных глаголов может быть разным, например:

  • Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
  • встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
  • удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
  • ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
  • смеркается - безличность.

Запомните:

Возвратные глаголы непереходные.

§5. Спряжение

Спряжение глагола - это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

Образцы спряжений

Внимание:

Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить , то это глагол 2 спряжения.
Исключение : брить, стелить и устаревшее слово зиждиться . Также ко 2 спряжению относятся

  • 7 глаголов-исключений на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть ,
  • 4 глагола-исключения на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других - 2. Проспрягаем эти глаголы:

хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. - 2).
бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)
чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)

Внимание:

Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

Есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
Дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть , доесть , съесть , передать , подать и т.п.

Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

§6. Наклонение

Наклонение - это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

  • изъявительное,
  • повелительное,
  • условное (также распространён термин "сослагательное").

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л - показателем времени и наклонения.

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

  • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём - формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
  • иди, идите - формы 2 лица выражают побуждение к действию;
  • пусть (пускай) идёт , идут , да здравствует - побуждение относится к 3 лицу.

Формы повелительного наклонения со словами давай , давайте , пусть , пускай , да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

Условное наклонение

Глаголы в условном наклонении могут выражать:

  • условие,
  • действие, возможное при каких-либо условиях.

Если бы ты позвонил , мы бы встретилис ь. Если бы мы встретились , я бы вернула тебе книгу.

Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы . Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы .

* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

§7. Время

Время - это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

  • прошедшее,
  • настоящее,
  • будущее.

Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

Вчера он приходит и говорит : - Сегодня я пришёл вовремя

(действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).

Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:

У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду , напишешь , посмотрим.
По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

§8. Лицо

Лицо - это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

Темнеет.
Смеркалось.
Меня тошнит.
Мне нездоровится.

Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

§9. Род

Род - это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.

Урок прошёл , лекция прошла , собеседование прошло , встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
Если бы урок прошёл (лекция прошла , собеседование прошло) , мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).

§10. Число

Число - морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.

Формы глагола

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать, что глагол - это знаменательная часть речи?

  2. Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?

    • Непостоянные (изменяемые) признаки
  3. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?

  4. Формы какого времени нет у глаголов СВ?

    • Настоящего
    • Прошедшего
    • Будущего
  5. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?

  6. Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?

  7. Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го?

    • Безличные
    • Переходные
    • Разноспрягаемые
  8. Как изменяются глаголы в настоящем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и родам
  9. Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?

  10. Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?

  11. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и в единственном числе по родам
  12. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать ?

Правильные ответы:

  1. Постоянные (неизменяемые) признаки
  2. Настоящего
  3. Разноспрягаемые
  4. По лицам и числам
  5. По числам и в единственном числе по родам

Вконтакте

Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Слово как часть речи: глагол

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Постоянные признаки глагола

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
  • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Непостоянные признаки глагола

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Как разбирать глаголы как части речи

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Примеры разбора глагола как части речи

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

  1. Светит - глагол.
  2. Начальная форма - светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

Разбор глагола по составу

Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Правила морфемного разбора

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Разбери глаголы по составу

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

2. Каждый глагол имеет следующие формы:

  • начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола; спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола; причастие ; деепричастие .

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

  • винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ; существительным в родительном падеже без предлога , обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба; существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием : не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? —читали ), настоящее (что делают? — цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь ).

В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид)своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .

6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

  • Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам настоящее время: хожу, думаю ; будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное); прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов): 1- е лицо: я иду, мы идём ; 2 -е лицо: ты идёшь, вы идёте ; 3 -е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола: единственное число: иду, шёл, пойду ; множественное число: идём, шли, пойдём .

10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

  • мужско й род: захотел бы ; женский род: захотела бы ; средний род: захотело бы .
    • 11 . Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю - они делают.
    • В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
    • Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.

    Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак, глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.

    К первому спряжению относятся

    • Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).
    • Все глаголы на -овать.
    • Два глагола на -ить: брить и стелить.

    Проверочная форма: -ут/-ют Е , например: он чита?т => они читаю т => он читае т

    Я чита ю пишу
    Ты чита е шь пи ше шь
    Он чита е т пи ше т
    Мы чита е м пи ше м
    Вы чита е те пи ше те
    Они чита ю т пи шу т
    Нач. форма чита ть писа ть

    К второму спряжению относятся

    Глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),
    Некоторые глаголы на -еть: бдеть, блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, трындеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)
    Некоторые глаголы на -ать : бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
    Некоторые глаголы на -ять : стоять, бояться;

    Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят , то в окончаниях остальных форм пиши И , например:
    он спеш?т => они спеша т => он спеши т

    Я говорю лежу
    Ты говори шь лежи шь
    Он говори т лежи т
    Мы говори м лежи м
    Вы говори те лежи те
    Они говоря т лежа т
    Нач. форма говори ть лежа ть

    Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения:

    • смотре ть: я смотрю - он смо трит - они смо трят; ви деть: я ви жу - он ви дит - они ви дят
    • слы шать: я слы шу - он слы шит - они слы шать; ненави деть: я ненави жу - он ненави дит - они ненави дят
    • дыша ть: я дышу - он ды шит - они ды шать; держа ть: я держу - он де ржит - они де ржат
    • оби деть: я оби жу - он оби дит - они оби дят; терпе ть: я терплю - он те рпит - они те рпят
    • - зави сеть: я зави шу - он зави сит - они зави сят
    Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми . Их личные формы имеют окончания I и II спряжения.
    хотеть бежать
    по I спр.
    я хочу
    ты хочешь
    он хочет
    по II спр.
    мы хотим
    вы хотите
    они хотят
    по I спр.
    они бегут
    по II спр.
    я бегу
    ты бежишь
    он бежит
    мы бежим
    вы бежите
    Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний.
    есть дать
    я ем
    ты ешь
    он ест
    мы едим
    вы едите
    они едят
    я дам
    ты дашь
    он даст
    мы дадим
    вы дадите
    они дадут
    Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать - переесть, заесть, выдать .

    12. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

    Но инфинитив может быть любым членом предложения: Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое); Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое); У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться определение); Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать дополнение); Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть обстоятельство цели).

    12. Морфологический разбор глаголов (план)

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив).

3. Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный, несовершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический).

4. Непостоянные морфологические признаки: наклонение; время (в изъявительном наклонении); число; лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься — люби и саночки возить .

Любишь

что делаешь?
2. Н. ф. любить.



1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица.

Кататься

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. кататься.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение.

Люби

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица.
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

Возить

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. возить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма глагола называется инфинити­вом. Инфинитив - неизменяемая форма глагола, кото­рая отвечает на вопросы что делать? что сделать? (пи­сать, написать).

Инфинитивы могут оканчиваться на -ть9 -ти, -чь.

Постоянным признаком глагола является вид. Гла­голы совершенного вида (что сделать? сказать) указы­вают на завершенность действия, его конец или резуль­тат, несовершенного (что делать? говорить) не указы­вают на завершенность действия.

Глаголы с суффиксом -ся (-съ) называют возвратны­ми (учиться). Суффикс -ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что стоит после всех морфем, его назы­вают постфиксом.

Переходные глаголы сочетаются с существительным или местоимением в В. п. без предлога (любить (что?) фрукты). Существительное или местоимение при пере­ходном глаголе может стоять и в Р. п.:

Если при глаголе имеется отрицание (отрицатель­ная частица НЕ): не читал книги;

Если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил чего? воды.

Глаголы называются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить на лы­жах. Возвратные глаголы всегда непереходные (подни­маться в гору).

Спряжением глагола называется изменение глагола по лицам и числам. В русском языке 2 спряжения.

Для того чтобы определить спряжение глагола с без­ударным личным окончанием, надо поставить его в не­определенную форму и определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению с безударными личными оконча­ниями относятся:

Все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться;

7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, тер­петь, вертеть, обидеть, зависеть;

4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Разноспрягаемыми называют глаголы, которые име­ют окончания разных спряжений, их в русском языке 4: хотеть, есть, дать, бежать.


Наклонение глагола


Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле: говорил, говорю, буду гово­рить.

Глаголы в условном наклонении обозначают дейст­вия, желаемые или возможные при определенных усло­виях. Они образуются от основы начальной формы гла­гола при помощи суффикса -л и частицы бы (б), которая может стоять перед глаголом, после него или отделяться от глагола другими словами: написал бы.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: сделай, на­пиши.

В изъявительном наклонении глаголы несовершен­ного вида имеют 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы совершенного вида - 2: прошедшее и будущее.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, а также постоянные и длительные действия: Я пишу письмо.

Прошедшее время глаголы образуется от основы ин­финитива с помощью суффикса -л или без суффикса: купил, вез. Оно обозначает, что действие происходило до момента речи.

Будущее время может быть простым и сложным. Форму будущего простого имеют глаголы совершенно­го вида (напишите), форму будущего сложного - гла­голы несовершенного вида. Они состоят изТ! слов: бу­дущее простое от глагола быть и инфинитив: буду пи­сать.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяют­ся по лицам (говорю, говоришь, говорит) и числам (го­ворю, говорим).

Глаголы, которые обозначают действия, совершае­мые без действующего лица, называются безличными: подморозило, смеркается. Личные глаголы могут упот­ребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. - На улице накрапывает.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рисовал, рисовали) и родам (рисовал, рисовала). Род глагола определяется при помощи окончания (м. р. -

нулевое окончание: писал; ж. р.---------- а: писала; средний

род------- о: гудело).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»