Участники цусимы. Цусимское сражение – кратко

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тяжело сказать, что и как было на самом деле. Ни кто, из тех кто был в этот момент с адмиралом Рожественским на мостике флагманского броненосца, кроме самого адмирала, не уцелел в сражении. А сам адмирал Рожественский хранил по этому поводу молчание, так нигде и никогда не объяснив мотивы и причины своих действий в сражении. Попробуем сделать это за него. Предложив свою версию этих событий. Событий так сильно сказавшихся на судьбе России.

В мае 1905 года русская эскадра медленно входила в Цусимский пролив. И казалось, что было сделано всё, для того, что бы дозорные корабли противника её обнаружили. Эскадру сопровождали несколько транспортных и вспомогательных судов. Которые ограничили её скорость 9 узлами. А два госпитальных судна, по требованиям того времени, светились всем огнями, подобно новогодним ёлкам. И первая же линия японских дозоров обнаружила русские корабли. И именно по этим «ёлкам». Тут же заработали японские радиостанции, передающие информацию, о русских кораблях. А на встречу русской эскадре вышли главные силы японского флота. Радиостанции, на которых так же работали не переставая. Осознав опасность командиры русских судов предложили командующему эскадрой адмиралу Рожественскому отогнать японских разведчиков. А командир вспомогательного крейсера «Урал», имевшего первоклассную, для своего времени радиостанцию, предложил заглушить работу японских радиостанций.

Госпитальное судно «Орёл».

Вспомогательный крейсер «Урал». Ещё четыре подобных корабля отделились от русской эскадры и приступили к рейдерским операциям у берегов Японии. «Урал» остался при эскадре.

Но адмирал всё запретил. И открывать огонь по японским разведчикам и заглушать работу их радиостанций. А вместо этого приказал перестроить эскадру из походного порядка в боевой. То есть из двух колонн, в одну. Но за 40 минут, до начала сражения Рожественский распорядился снова перестроить эскадру. В точности наоборот из одной колонны в две. Но теперь эти колонны броненосцев располагались уступом вправо. И стоило русским закончить перестроение, как на горизонте показались дымы кораблей главных сил японского флота. Командующий которым, адмирал Того заканчивал манёвр, гарантирующий ему победу. Ему надо было только повернуть вправо. И поставить строй своих кораблей, поперёк движения русской эскадры. Обрушивая огонь всех своих орудий на головной корабль противника.

Адмирал Того

Но увидев, что русские броненосцы идут походным порядком вместо этого адмирал Того, повернув влево. На сближение с наиболее слабыми кораблями русской эскадры. Намериваясь атаковать в первую очередь их. И тут же, русская эскадра, начала перестроение в одну колонну. И открыв огонь, буквально засыпала японский флагман градом снарядов. В какой-то момент сражения по японскому флагману вели огонь одновременно шесть русских кораблей. За короткие 15 минут в «японца» попало более 30 крупнокалиберных снарядов. Адмирал Рожественский, сделал то ради чего на флоте и существует командующий, он привёл свою эскадру без потерь и переиграл японского адмирала. Заставив того подставить свои корабли под сосредоточённый огонь стремительно приближающихся русских броненосцев.

Схема начала Цусимского сражения.

Рожественский сделал то, что хотел, воспользовавшись единственным шансом на победу. Он дал возможность противнику выявить эскадру, дал понять, что она тихоходна и идёт восточным, узким проливом. Он не стал мешать передачи информации разведчиками. И работе радиостанций главных сил японцев. А в последний момент, перед столкновением перестроил эскадру. Точно рассчитав время столкновения. Зная, что адмирал Того, уже не успеет получить расшифрованную информацию об его манёвре.

Броненосец «Сагами» ведет колонну кораблей

Скорее всего адмирал Рожественский рассчитывал и на находящиеся во Владивостоке два броненосных крейсера. Которые за три дня до Цусимского сражения вышли из порта. По официальной версии для проверки работы радиостанций. Но как раз во время, что бы подойти к Цусимскому проливу вместе с главными силами русского флота. Но тут вмешалась случайность. За год до этого японцы на фарватере поставили минное поле. Несколько раз русские крейсера свободно проходили это минное поле. Но именно накануне Цусимского сражения флагман этого отряда броненосный крейсер «Громобой» коснулся мины и вышел из строя. Отряд вернулся во Владивосток. Лишив возможности адмирала Рожественского усилить свою эскадру уже в ходе сражения. На то что это планировалось, указывает наличие в составе эскадры того же вспомогательного крейсера «Урал». Предназначенного для рейдерских операций на коммуникациях и совершенно не приспособленного для боя эскадр. Но имеющего лучшую в эскадре радиостанцию. С помощью, которой и должен был вывести крейсера из Владивостока к месту боя.

Броненосный крейсер «Громобой» в сухом доке Владивостока.

Сделал это, адмирал Рожественский точно зная, где находиться японская эскадра. И в этом ему помогли сами японцы. Точнее их радиостанции. Опытные радисты, по силе радиосигнала, или по «искре», как тогда говорили, могут определить расстояние, до другой радиостанции. Узкий пролив указывал точное направление на противника, а сила сигнала японских радиостанций показывала расстояние до него. Японцы рассчитывали увидеть одну колонну русский кораблей. А увидели две, и поспешили атаковать наиболее слабые корабли. Но русские колонны шли уступом вправо. Это и дало возможность Рожественскому перестроить эскадру и попытаться самому атаковать наиболее слабые корабли японцев. Прикрывая которые адмирал Того вынужден был продолжить манёвр. Буквально развернув последовательно свои броненосцы. Чем и подставил свой флагман, под сосредоточённый огонь лучших русских кораблей. В это момент, в японский флагман и попало около 30 крупнокалиберных снарядов. А следующий в строю броненосец 18. В принципе этого было достаточно, что бы вывести вражеские корабли из строя. Но к величайшему сожалению только в принципе.

Повреждения русского и японского броненосца в сражении.

Парадоксально, но самым большим японским секретом того времени, были русские снаряды. Точнее их ничтожное воздействие на корабли противника. В погоне за бронепробиваемостью русские инженеры уменьшили вес снаряда, на 20%, по отношению к зарубежным снарядом аналогичного калибра. Что предопределило более высокую скорость снарядов русских орудий. А что бы сделать свои снаряды безопасными их снаряжали взрывчаткой на основе пороха. При этом предполагалось, что, пробив броню снаряд, взорвётся, за ней. Для этого поставили очень грубые взрыватели, которые не взрывались даже при попадании в не бронированную часть борта. Но мощности взрывчатки, в снарядах, порой не хватало, даже на то что бы разорвать сам снаряд. И в результате русские снаряды, попадая в корабль, оставляли аккуратненькое круглое отверстие. Которое японцы быстренько заделывали. Да и взрыватели у русских снарядов оказались не на высоте. Боёк получился слишком мягким и не накалывал капсюль. А эскадру Рожественского вообще снабдили бракованными снарядами. С повышенным содержанием влаги, во взрывчатке. В результате даже попавшие в японские корабли снаряды массово не разрывались. Именно качество русских снарядов и предопределило, что японские корабли выдержали массированный огонь русских. И сами, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости стали охватывать голову русской колонны. Вот тут даже возникает сомнение в том, что если бы японцы не знали об посредственном качестве русских снарядов, то Того рискнул бы выполнить свой рискованный манёвр. Нет, он не мог знать об отвратительном качестве снарядов находившихся на снабжении второй эскадры. Но вполне возможно, что он правильно оценил риск для своих кораблей и совершил свой манёвр. Который потом назовут гениальным, но который не совершит ни один находящийся в здравом уме флотоводец. А в результате японцы победили, в Цусимском сражении. Не смотря на героизм русских и выигрыш Рожественского на манёвренном этапе боя.

Картина посвящённая героической гибели броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

И всё же в этом поражении виноват лично Рожественский. Будучи начальника Главного морского штаба, он лично курировал технические вопросы во флоте. И именно на его совести, оказались эти не годные снаряды. Да и в составе японского флота, были 2 корабля, которые могли бы быть в составе его эскадры. Но от которых он лично так опрометчиво отказался. В Италии строились 2 броненосных крейсера, для Аргентины. Корабли были уже готовы, когда заказчик от них отказался. И итальянцы предложили эти корабли России. Но Рожественский, будучи начальником Морского Штаба, отказался от них. Мотивируя, тем, что эти корабли не подходят Русскому флоту по типу. Японскому же флоту они подошли. Японцы их сразу же перекупили. И как только эти корабли, достигли Японии, началась война. В это же время на Средиземном море находилась эскадра из двух броненосцев, трёх крейсеров и более десятка миноносцев. Шедшая на Тихий океан. И была выдвинута идея, сопровождать эти корабли своими кораблями. И под угрозой уничтожения этих кораблей, не дать возникнуть войне до усиления нашего флота. Но для этого, было необходимо оставить миноносцы, без опеки крупными кораблями. И Рожественский, запретил сопровождать японцев, приказав конвоировать миноносцы. В результате эта эскадра, до начала войны, не спела усилить наш Тихоокеанский флот. А перекупленные японцами броненосные крейсера успели.

Броненосный крейсер «Касуга», который мог служить и в Российском императорском флоте

Адмирал Рожественский, вполне справедливо, мог бы показать себя одним из величайших флотоводцев России. Который привёл флот без потерь через три океана, и сделал все, что бы разгромить японцев. Но как администратор, он проиграл войну, ещё до её начала. Упустив возможность усилить свой флот, ослабить флот противника. И не сумев обеспечить вверенные ему силы боеприпасами надлежащего качества. Чем и опозорил своё имя. В конце концов, оказавшись в плену у японцев.

Корабль оправдавший своё название. На нём адмирал Рожественский попал в плен к японцам.

Как известно незнание истории приводит к её повторению. И недооценка роли бракованных снарядов в Цусимском сражении ещё раз сыграло в нашей истории негативную роль. В другом месте и в другое время. Летом 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Тогда основным нашим танковым и противотанковым боеприпасом был 45-мм снаряд. Который должен был уверенно пробивать броню немецких танков метров до 800. Но реально, наши танки и противотанковые пушки этого калибра были бесполезны метров с 400. Немцы, это выявили сразу и установили безопасную дистанцию для своих танков в 400 метров. Оказалось, что в погоне за увеличением выпуска снарядов, произошло нарушение технологии, их изготовления. И массово шли перекалённые, а значит и более хрупкие снаряды. Которые просто раскалывались, при попадании в немецкую броню. Не причиняя особого вреда немецким танкам. И позволявшие немецким танкистам практически беспрепятственно расстреливать наших солдат. Совсем как японцам наших моряков при Цусиме.

Макет снаряда 45мм

О цусимском сражении вкратце

Cusimskoe srazhenie 1905 года

Одним из наиболее тяжелых поражений Российской империи на море стало Цусимское сражение. Краткими и ясными были задачи обеих сторон - японский флот, под командованием адмирала Тога получил распоряжение уничтожить российские военно-морские силы, а русский флот, под командованием Рожественского и Небогатова, должен был прорваться во Владивосток.

Сражение оказалось чрезвычайно тяжелым для российского флота. Главной причиной поражения можно назвать неумелые действия самого адмирала Рожественского. Продвигаясь ко Владивостоку он полностью пренебрег разведкой, в то время как японские разведчики не только обнаружили российский флот, но и рассчитали путь его следования. В начале сражения, которое длилось с 14 по 15 мая 1905 года, японские корабли были в полной боевой готовности, и находились на пути следования российского флота.

Лишь по оживленным радиопередачам с японской стороны российские командующие поняли, что их флот был обнаружен, однако и тогда Рожественский не предпринял ничего, чтобы нарушить связь между японскими кораблями. С японской стороны участвовало 120 кораблей, в то время как из Кронштадта во Владивосток продвигалось лишь 30 кораблей.

Бой начался в середине дня, и хуже оснащенные российские корабли, идущие к тому же в неудобном для боя строю, гибли один за другим. К тому же на них наблюдался недостаток тяжелой артиллерии, которой у японцев было с избытком. Сражение периодически прерывалось из-за погодных условий, и длилось до вечера 15 мая. Во Владивосток прибыло лишь два крейсера и два миноносца. Все остальные корабли были либо уничтожены (19 кораблей), либо оказались в нейтральных портах (3 крейсера). Сам Рожественский попал в плен вместе с командой миноносца «Бедовый». Японцы в бою потеряли три миноносца, многие другие корабли ушли с тяжелыми повреждениями.

Вторая Тихоокеанская эскадра в Корейском проливе.

В отличие от японского флота II-я Тихоокеанская эскадра, прошедшая полмира, не стремилась навязать бой противнику. Основной задачей русских кораблей после падения Порт-Артура был прорыв во Владивосток, к которому они шли по кратчайшему маршруту - через Цусимский пролив. Эскадра была обнаружена вспомогательным японским крейсером утром 27 мая, после чего японский флот снялся с якорей и направился навстречу противнику.

Около 11 утра к русской эскадре приблизился японский крейсерский отряд (4 крейсера) по которому броненосцы произвели несколько залпов, после чего японские крейсеры отошли. К этом времени корабли русской эскадры перестроились в боевой порядок.

Начало сражения.

В 13:20 были обнаружены главные силы японцев, двигавшиеся с востока на запад и пересекающие курс русской эскадры. Через 20 минут японские корабли оказались слева от кильватерной колонны главных русских сил, а ранее обстрелянный крейсерский отряд ушел на юг и приготовился атаковать вспомогательные русские корабли, находившиеся за основными силами.

"Петля Того".

В 13:40 - 13:45 японские броненосные корабли 1-го и 2-го отрядов начали последовательный разворот на курс, параллельный кильватерной колонне русских броненосцев. В этот момент сложилась уникальная ситуация, которая, по всей видимости явилась ошибкой адмирала Того: русские броненосцы заняли свои места в строю, вспомогательные силы находились правее, а японские корабли за счет начавшегося поворота не могли использовать все свои орудия, т.к. корабли, завершившие разворот находились перед кораблями колонны, которые поворот еще не прошли. Увы, для того, чтобы этой ситуацией воспользоваться в полной мере, дистанция должна была быть заметно ближе (к моменту начала разворота японцев она составляла более 30 кабельтовых).

В 13:49 флагманский "Князь Суворов" открыл огонь по "Микасе", к нему присоединились "Император Александр III", "Бородино", "Ослябя" и "Орел". Три броненосца береговой обороны и "Сисой Великий" стреляли по "Ниссину" и "Касуге". В 13:51 японские корабли также открыли огонь.

Гибель "Осляби" и выход из строя "Князя Суворова".

В начале боя обе стороны продемонстрировали высокую точность стрельбы: к 14:20 серьезные повреждения получили "Микаса", "Князь Суворов" и "Ослябя", а также броненосные крейсеры "Асама" и "Ивате". К этому времени малоуправляемый из-за повреждения рулей "Асама" начал выход из боя, "Микаса", получивший 29 попаданий, в том числе снарядами главного калибра, отвернул и вышел из зоны поражения большей части русских орудий.

К сожалению повреждения японских кораблей не слишком повлияли на их боеспособность, а вот в русской эскадре все обстояло куда хуже: объятый пламенем "Князь Суворов" перестал слушаться руля и начал неконтролируемую циркуляцию вправо, а "Ослябя", получивший больше всех попаданий (в первую фазу боя огонь японцев был сконцентрирован на нем) отвернул вправо и в 14:50 затонул.

После выхода из строя "Князя Суворова" и гибели "Осляби" во главе кильватерной колонны русской эскадры встал "Император Александр III", русские силы продолжали движение на север. Японские силы, находившиеся слева, совершили поворот "все вдруг" и развернулись к русским кораблям левым бортом (во главе колонны встал "Ниссин").

Этот маневр решал сразу несколько задач: позволял задействовать орудия неповрежденного борта, давал отдых измотанным комендорам, позволял устранить повреждения правого борта, принявшего изрядное количество русских снарядов. В ходе перестроения японцы оказались под сильным огнем: вновь тяжелые повреждения получил "Асама", покинувший строй, на "Фудзи" начался пожар, едва не приведший к взрыву снарядов кормовой башни. Стороны разошлись, что дало передышку как тяжело поврежденным русским кораблям, так и заметно менее пострадавшим японцам.

Вторая фаза сражения.

Ожесточенное сражение возобновилось в 15:30 - 15:40: японцы к этому времени сделали второй поворот "все вдруг" и колонны противников снова двигались параллельно на север, осыпая друг-друга снарядами. Тяжелые повреждения получили "Император Александр III", "Орел" и "Сисой Великий".

"Князь Суворов" к этому времени уже какой-либо боевой ценности не представлял, хотя и держался на плаву. Поскольку японцы перекрыли путь русской колонне, находившийся в ее голове "Бородино", повел эскадру на восток. В 16:17 противники потеряли друг-друга из виду и сражение вновь приостановилось. В 17:30 миноносец "Буйный" снял с горящего "Князя Суворова" раненного командующего эскадрой вице-адмирала Рожественского и 19 человек из его штаба.

Окончание дневного боя.

Сражение возобновилось около 17:40 и пошло по тому же сценарию, с той лишь разницей, что состав Второй Тихоокеанской эскадры заметно поредел. Главный удар японцев на этот раз пришелся по броненосцам "Орел" и "Бородино", но поначалу пострадал сильнее всех и так уже едва державшийся на плаву "Император Александр III": он, заметно отстав от главных сил, попал под огонь кораблей 2-го боевого отряда японцев. После сильного обстрела пылающий броненосец перевернулся и очень быстро затонул.

Примерно в это же время пожар вспыхнул на "Бородино", а затем от попадания японского снаряда сдетонировал боезапас 152-мм орудия. В 19:15 эскадренный броненосец "Бородино" затонул. В это же время бой фактически закончился из-за захода солнца.

Ночные атаки миноносцев и сдача кораблей адмирала Небогатова.

После заката в атаку вышли японские миноносцы, до этого в бою практически не участвовавшие. Получили тяжелые повреждения и затонули броненосцы "Наварин" и "Сисой Великий", затоплен экипажем "Адмирал Нахимов" остальные корабли рассеялись. Вторая Тихоокеанская эскадра окончательно перестала существовать.

На следующий день большинство уцелевших русских кораблей сдалось в плен. 6 кораблей, в т.ч. крейсер "Аврора" добрались до нейтральных портов, где интернировались. Крейсер "Алмаз" и 2 миноносца дошли до Владивостока.

Общий итог боя.

В целом при описании итогов Цусимского сражения наиболее уместным будет слово "разгром": мощная русская эскадра прекратила существование, потери превысили 5 000 человек, русско-японская война была окончательно проиграна.

Причин поражения, безусловно, было множество: и долгий путь, пройденный Второй Тихоокеанской эскадрой, и спорные решения адмирала З.П. Рожественского, и недостаточная подготовка русских моряков, и неудачные бронебойные снаряды (около трети попавших в японские корабли снарядов не взорвались).

Для японцев Цусимское сражение стало предметом национальной гордости и вполне обоснованно. Интересно, что два корабля, участвовавшие в том бою, дошли до наших дней: это японский флагман "Микаса" и русский крейсер "Аврора", оба корабля в статусе музеев находятся на вечной стоянке.

27-28 мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. «Цусима» стала нарицательным обозначением фиаско. Мы решили понять, почему эта трагедия произошла.

Дальний поход

Первоначально задачей 2-ой Тихоокеанской эскадры была помощь осажденному Порт-Артуру. Но после падения крепости на эскадру Рожественского возлагалась весьма туманная задача самостоятельного завоевания господства на море, которая без наличия хороших баз была труднодостижима.

Единственный крупный порт (Владивосток) достаточно далеко находился от театра военных действий и имел слишком слабую для огромной эскадры инфраструктуру. Поход, как известно, проходил в чрезвычайно тяжелых условиях и сам по себе являлся подвигом, поскольку удалось без потерь в корабельном составе и серьезных аварий сосредоточить в Японском море армаду из 38 разнотипных кораблей и вспомогательных судов.

Командованию эскадрой и командирам кораблей приходилось решать массу проблем, начиная от тяжелейшей погрузки угля в открытом море и до организации досуга экипажей, быстро терявших дисциплину во время длительных однообразных стоянок. Все это, естественно, делалось в ущерб боевому состоянию, а проводимые учения хороших результатов не давали и дать не могли. И это скорее правило, чем исключение, поскольку в военно-морской истории не найдется примеров, когда эскадра, совершившая длительный тяжелый поход в отрыве от баз могла добиться победы в морском бою.

Артиллерия: пироксилин против шимозы

Нередко в литературе, посвященной Цусимскому бою, подчеркивается жуткое фугасное действие японских снарядов, рвавшихся даже от удара об воду, в противовес русским боеприпасам. Японцы в Цусимском бою стреляли снарядами с мощным фугасным действием, вызывавшим большие разрушения. Правда, у японских снарядов было и неприятное свойство рваться в стволах собственных орудий.

Так, при Цусиме, крейсер «Ниссин» лишился трех из четырех орудий главного калибра. Русские бронебойные снаряды, снаряженные влажным пироксилином, обладали меньшим фугасным действием, а нередко прошивали легкие японские корабли, не разрываясь. Из двадцати четырех 305 мм снарядов, попавших в японские корабли восемь не разорвались. Так, в конце дневного боя повезло флагману адмирала Каммимуры крейсеру «Идзумо», когда русский снаряд с «Сисоя Великого»попал в машинное отделение, но, к счастью для японцев, не разорвался.

На руку японцам сыграла и значительная перегрузка русских кораблей большим количеством угля, воды и различных грузов, когда главный броневой пояс большинства русских броненосцев в Цусимском бою оказался ниже ватерлинии. А фугасные снаряды, которые не могли пробить броневой пояс, наносили жуткие по своим масштабам повреждения, попадая в обшивку кораблей.

Но одной из основных причин поражения 2-й Тихоокеанской эскадры стало даже не качество снарядов, а грамотное применение японцами артиллерии, сосредоточивших огонь на лучших русских кораблях. Неудачная для русской эскадры завязка боя позволила японцам очень быстро вывести из строя флагманский «Князь Суворов» и нанести гибельные повреждения броненосцу «Ослябя». Главным итогом решающего дневного боя стала гибель ядра русской эскадры - броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Бородино», а также быстроходного «Ослябя». Четвертый броненосец типа «Бородино» - «Орел» получил большое количество попаданий, но сохранил боеспособность.

Надо учесть, что из 360 попаданий крупных снарядов около 265 приходилось на долю вышеупомянутых кораблей. Русская эскадра вела менее сосредоточенный огонь, и хотя главной целью являлся броненосец «Микаса», в силу невыгодного положения русские командоры были вынуждены переносить огонь на другие корабли противника.

Низкая скорость

Преимущество японских кораблей в скорости стало существенным фактором, обусловившим гибель русской эскадры. Русская эскадра вела бой на скорости 9 узлов; японский флот - 16. Однако следует отметить, что большинство русских кораблей могли развивать куда больший ход.

Так, четыре новейших русских броненосца типа «Бородино» не уступали противнику в скорости, а корабли 2-го и 3-го боевых отрядов могли дать скорость в 12-13 узлов и преимущество противника в скорости не было бы столь значительным.

Связав же себя тихоходными транспортами, который все равно невозможно оказалось защитить от атак легких сил противника, Рожественский развязал руки противнику. Имея преимущество в скорости, японский флот вел бой в выгодных для себя условиях, охватывая голову русской эскадры. Дневной бой был отмечен рядом пауз, когда противники теряли друг-друга из вида и у русских кораблей был шанс прорыва, Но опять же невысокая эскадренная скорость приводила к тому, что противник настигал русскую эскадру. В боях 28 мая невысокая скорость трагическим образом отразилась на судьбе отдельных русских кораблей и стала одной из причин гибели броненосца «Адмирал Ушаков», крейсеров «Дмитрий Донской» и «Светлана».

Кризис управления

Одной из причин поражения в Цусимском бои стала безынициативность командования эскадрой - как самого Рожественского, так и младших флагманов. Каких-либо конкретных инструкций перед боем выработано не было. В случае выхода из строя флагмана, эскадру за собой должен был вести следующий в строю броненосец, держа заданный курс. Это автоматически сводило на нет роль контр-адмиралов Энквиста и Небогатова. А кто вел в дневном бою эскадру после выхода из строя флагмана?

Броненосцы «Александр III» и «Бородино» погибли со всем экипажем и кто реально вел корабли, заменяя выбывших командиров кораблей - офицеры, а может и матросы - это уже никогда не будет известно. Реально после выхода из строя флагмана и ранения самого Рожественского эскадра сражалась фактически без командующего.

Только вечером Небогатов принял командование эскадрой - точнее тем, что смог вокруг себя собрать. В завязке боя Рожественский начал неудачное перестроение. Историки спорят, мог ли русский адмирал перехватить инициативу, воспользовавшись тем, что ядру японского флота пришлось первые 15 минут вести бой, фактически сдвоив строй и проходя точку поворота. Гипотезы разные....но известно лишь одно - ни в тот момент, ни позже решительных действий со стороны Рожественского не последовало.

Ночной бой, прожекторы и торпеды

Вечером 27 мая после завершения дневного боя русская эскадра подверглась многочисленным атакам японских миноносцев и понесла серьезные потери. Примечательно, что были торпедированы только те одиночные русские корабли, которые включали прожекторы и пытались отстреливаться. Так погиб почти со всем экипажем броненосец «Наварин», а получившие попадания торпед «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах» затонули утром 28 мая.

Для сравнения, во время боя в Желтом море 28 июля 1904 года русская эскадра также подверглась атакам японских миноносцев в темное время суток, но тогда, соблюдая маскировку, успешно вышла из боя, а ночной бой ознаменовался бесполезным расходом угля и торпед, а также злоключениями японских миноносцев.

В Цусимском бою минные атаки, как и во время сражения в Желтом море, были плохо организованы - в результате многие миноносцы были повреждены огнем русской артиллерии или в результате аварий. Миноносцы № 34 и № 35 были потоплены, а № 69, затонул после столкновения с «Акацуки-2» (бывший русский «Решительный, незаконно захваченный японцами в нейтральном Чифу).

Цусимское сражение состоялось 14-15 мая 1905 года в Цусимском проливе между Восточно-Китайским и Японским морями. В этой грандиозной морской баталии русская эскадра была полностью разгромлена японской эскадрой. Командовал русскими кораблями вице-адмирал Рожественский Зиновий Петрович (1848-1909). Японские морские силы возглавлял адмирал Хэйхатиро Того (1848-1934). В результате сражения большая часть кораблей русской эскадры была потоплена, другие капитулировали, некоторые прорвались в нейтральные порты, и лишь 3-м кораблям удалось выполнить боевую задачу. Они добрались до Владивостока.

Поход русской эскадры во Владивосток

Сражению предшествовал беспрецедентный переход русской эскадры из Балтийского моря в Японское. Этот путь равнялся 33 тыс. км. Но зачем было совершать такой подвиг большому количеству самых разнообразных кораблей? Идея создания 2-ой Тихоокеанской эскадры возникла в апреле 1904 года. Сформировать её решили для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры, базирующейся в Порт-Артуре.

27 января 1904 года началась русско-японская война . Японский флот неожиданно, без объявления военных действий, напал на Порт-Артур и открыл огонь по стоящим на внешнем рейде военным кораблям. Был заблокирован выход в открытое море. Два раза корабли 1-й Тихоокеанской эскадры пытались вырваться на оперативный простор, но эти попытки окончились неудачей. Таким образом, Япония получила полное морское превосходство. В Порт-Артуре были заперты броненосцы, крейсеры, миноносцы, канонерские лодки. Всего 44 военных корабля.

Во Владивостоке на тот момент находились 3 крейсера и 6 миноносцев старого образца. 2 крейсера подорвались на минах, а миноносцы были годны лишь для кратковременных морских операций. К тому же японцы заблокировали и Владивостокский порт, что привело к полной нейтрализации морских сил Российской империи на Дальнем Востоке.

Вот поэтому на Балтике и стали формировать новую эскадру. Если бы Россия перехватила первенство на море, то ход всей русско-японской войны мог бы кардинально измениться. К октябрю 1904 года новое мощное морское соединение было сформировано, и 2 октября 1904 года начался великий морской поход.

Эскадра, которую возглавил вице-адмирал Рожественский, имела в своём составе 8 эскадренных броненосцев, броненосцы береговой обороны в количестве 3, 1 броненосец-крейсер, 9 крейсеров, 9 миноносцев, 6 транспортных судов и 2 госпитальных судна. На вооружении эскадры состояло 228 орудий. Из них 54 орудия имели калибр 305 мм. Личного состава всего было 16170 человек, но это вместе с теми кораблями, которые присоединились к эскадре уже во время плавания.

Поход русской эскадры

Корабли дошли до мыса Скаген (Дания), а затем разделились на 6 отрядов, которые должны были соединиться на Мадагаскаре. Часть судов двинулась через Средиземное море и Суэцкий канал. А другая часть вынуждена была огибать Африку, так как у этих кораблей была глубокая посадка и через канал они пройти не могли. Надо сразу отметить, что во время плавания тактические учения и боевые стрельбы проводились очень редко. Ни офицеры, ни матросы не верили в успех мероприятия. Отсюда и низкий боевой дух, который имеет решающее значение в любой компании.

20 декабря 1904 года Порт-Артур пал , а идущих на Дальний Восток морских сил было явно недостаточно. Поэтому было принято решение о создании 3-й Тихоокеанской эскадры. А до этого ещё 3 ноября был отравлен вдогонку за эскадрой Рожественского отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Добротворского Леонида Фёдоровича (1856-1915). Под его командой находились 4 крейсера и 5 миноносцев. Этот отряд прибыл на Мадагаскар 1 февраля. Но 4 миноносца были отправлены обратно из-за систематических поломок.

В феврале вышел из Либавы 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Небогатова Николая Ивановича (1849-1922). В состав отряда входили 4 броненосца, 1 броненосец-крейсер и несколько вспомогательных судов. 26 февраля эскадру Рожественского догнал транспорт "Иртыш" с большими запасами угля. В начале пути на нём старшим помощником находился легендарный лейтенант Шмидт . Но в Средиземном море у него начались почечные колики, и будущего героя революционного восстания на крейсере "Очаков" отправили в Севастополь.

В марте эскадра совершила переход через Индийский океан. Углём военные корабли пополнялись при помощи баркасов, которые перевозили его с транспортных судов. 31 марта эскадра прибыла в бухту Камрань (Вьетнам). Здесь она дождалась отряд Небогатова, который присоединился к основным силам 26 апреля.

1 мая начался последний трагический этап похода. Русские корабли покинули побережье Индокитая и направились в сторону Владивостока. Надо отметить, что вице-адмирал Рожественский совершил настоящий подвиг. Под его командованием был осуществлён сложнейший 220-дневный переход огромной эскадры. Она преодолела воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Надо также отдать должное мужеству офицеров и моряков. Они выдержали этот переход, а ведь на пути следования судов не было ни одной военно-морской базы.

Адмиралы Рожественский и Хэйхатиро Того

В ночь с 13 на 14 мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Цусимский пролив. Корабли шли затемнёнными и вполне могли незаметно пройти опасное место. Но дозорный японский крейсер "Идзуми" обнаружил госпитальное судно "Орёл", которое шло в конце эскадры. На нём горели все огни в соответствии с морскими правилами. Японское судно приблизилось и заметило другие корабли. Об этом тут же был извещён командующий японским флотом адмирал Того.

В состав морских сил Японии входили 4 броненосца, 8 броненосцев-крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера, 42 миноносца и 21 эсминец. Эскадра насчитывала 910 орудий, из них 60 имели калибр 305 мм. Вся эскадра была разделена на 7 боевых отрядов.

Русские корабли шли по Цусимскому проливу, оставляя слева по борту остров Цусиму. Японские крейсеры стали следовать параллельным курсом, прячась в тумане. Около 7 часов утра враг был обнаружен. Вице-адмирал Рожественский приказал эскадре перестроиться в 2 кильватерные колонны. В арьергарде остались транспортные суда, прикрытые крейсерами.

В 13:20 на выходе из Цусимского пролива русские моряки увидели главные силы японцев. Это были броненосцы и броненосцы-крейсеры. Они шли перпендикулярно курсу русской эскадры. Крейсеры противника стали отставать, чтобы пристроиться в тыл русским кораблям.

Разгром русского флота в Цусимском проливе

Рожественский перестроил эскадру в одну кильватерную колонну. После того, как перестроение закончилось, расстояние между противниками составило 38 кабельтовых (чуть более 7 км). Вице-адмирал приказал открыть огонь. Японцы ответили ответным огнём через пару минут. Сосредоточили они его на головных кораблях. Так началось Цусимское сражение.

Здесь нужно знать, что эскадренная скорость японского флота составляла 16-18 узлов. А у русского флота эта величина равнялась 13-15 узлам. Поэтому японцам не представляло труда держаться впереди русских кораблей. При этом они постепенно сокращали дистанцию. В 14 часов она стала равна 28 кабельтовых. Это примерно 5,2 км.

Артиллерия на японских кораблях имела высокую скорострельность (360 выстрелов в минуту). А русские корабли за минуту делали только 134 выстрела. По своим фугасным возможностям японские снаряды превосходили русские в 12 раз. Что касается брони, то она закрывала 61% площади японских кораблей, а у русских этот показатель равнялся 41%. Всё это уже изначально предрешало исход боя.

В 14:25 был выведен из строя флагманский корабль "Князь Суворов". Находящийся на нём Рожественский Зиновий Петрович получил ранение. В 14:50, получив многочисленные пробоины в носовой части, затонул броненосец "Ослябя". Русская эскадра, потеряв общее руководство, продолжала двигаться в северном направлении. Она старалась маневрировать, чтобы увеличить расстояние между собой и кораблями противника.

В 18 часов командование над эскадрой взял контр-адмирал Небогатов, а флагманским кораблём стал "Император Николай I". К этому времени были уничтожены 4 броненосца. Все корабли получили повреждения. У японцев тоже были повреждения, но ни один из их кораблей не был потоплен. Отдельной колонной шли русские крейсеры. Они также отражали атаки противника.

С сумерками бой не утих. Японские миноносцы систематически выпускали торпеды по судам русской эскадры. В результате этого обстрела затонул броненосец "Наварин" и 3 броненосца-крейсера потеряли управление. Команды вынуждены были затопить эти корабли. За это же время японцы потеряли 3 миноносца. Ситуация усугубилась тем, что ночью русские корабли потеряли связь между собой, поэтому им пришлось действовать самостоятельно. Под руководством Небогатова остались 4 броненосца и 1 крейсер.

С раннего утра 15 мая основная часть русской эскадры пыталась прорваться на север к Владивостоку. 3 крейсера под командой контр-адмирала Энквиста повернули на юг. В их числе находился крейсер "Аврора". Им удалось прорвать японскую оборону и уйти в Манилу, но при этом они бросили транспортные суда без защиты.

Главный же отряд во главе с контр-адмиралом Небогатовым окружили главные японские силы. Николай Иванович вынужден был отдать приказ прекратить сопротивление и сдаться. Случилось это в 10:34 утра. Сдался также в плен и миноносец "Бедовый", на котором находился раненый Рожественский. Лишь крейсер "Изумруд" сумел прорвать окружение и ушёл в сторону Владивостока. Он сел на мель вблизи берега и был взорван командой. Таким образом, он не достался врагу.

Потери за 15 мая были следующими: японцами были потоплены 2 броненосца, которые вели самостоятельный бой, 3 крейсера и 1 миноносец. 3 миноносца были потоплены своими экипажами, а одному удалось прорваться и уйти в Шанхай. До Владивостока сумели дойти только крейсер "Алмаз" и 2 миноносца.

Русские и японские потери

Вторая Тихоокеанская эскадра российского флота потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен были взяты 7282 человека, в том числе 2 адмирала. Ушли в иностранные порты и потом были интернированы 2110 человек. Во Владивосток сумели прорваться 910 человек.

Из кораблей было потоплено и взорвано 7 броненосцев, 1 броненосец-крейсер, 5 крейсеров, 5 миноносцев, 3 транспортных средства. Достались врагу 4 броненосца, 1 миноносец и 2 госпитальных судна. Интернированными оказались 4 броненосца, 4 крейсера, 1 миноносец и 2 транспортных судна. От всей эскадры из 38 кораблей остался лишь крейсер "Алмаз" и 2 миноносца - "Грозный" и "Бравый". Им удалось прорваться во Владивосток. Отсюда видно, что разгром был полный и окончательный.

У японцев потери были значительно меньше. Было убито 116 человек и ранено 538 человек. Флот потерял 3 миноносца. Остальные корабли отделались лишь повреждениями.

Причины разгрома русской эскадры

Для русской эскадры Цусимское сражение правильнее будет назвать Цусимской катастрофой. Основную причину тотального разгрома специалисты видят в движении судов кильватерной колонной с небольшой скоростью. Японцы просто поочерёдно расстреляли головные броненосцы и тем самым предопределили гибель всей эскадры.

Тут, конечно, основная вина ложится на плечи русских адмиралов. Они даже не составили плана сражения. Маневры осуществлялись нерешительно, боевой порядок был негибким, во время боя было потеряно управление кораблями. Да и боевая подготовка личного состава находилась на низком уровне, так как во время похода с людьми практически не проводились тактические занятия.

А вот у японцев всё было не так. Они с первых минут боя захватили инициативу. Их действия отличались решительностью, смелостью, а командиры судов проявляли инициативу и самостоятельность. У личного состава за плечами был большой боевой опыт. Не нужно также забывать о техническом превосходстве японских кораблей. Всё это вместе и принесло им победу.

Нельзя не сказать и о низком боевом духе русских моряков. На него повлияла и усталость после длительного перехода, и капитуляция Порт-Артура, и революционные волнения в России. Люди чувствовали полную бессмысленность всей этой грандиозной экспедиции. Как следствие, русская эскадра проиграла сражение ещё до его начала.

Финалом же всей эпопеи стал Портсмутский мирный договор, подписанный 23 августа 1905 года. Но главное было в том, что Япония почувствовала свою силу и начала грезить о великих завоеваниях. Её амбициозные мечты продолжались вплоть до 1945 года, пока Советские войска не положили им конец, наголову разбив Квантунскую армию .

Александр Арсентьев

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»