Канонерская лодка бобр. Канонерские лодки "кореец", "сивуч", "бобр", "гиляк", "хивинец", "храбрый", "усыскин", их чертежи и модели

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Проектировались в России "Для нужд Дальнего Востока". Проект разрабатывался по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК), которое предусматривало водоизмещение в 1100 тонн, скорость около 12 узлов, броневую палубу и усиленное артиллерийское вооружение. Корабли предназначались для стационерной службы и артиллерийской поддержки своих войск на приморском театре военных действий.

Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали с плоским дном и имел полуют, верхнюю и броневую палубы. Форштевень под водой выступал вперёд, образуя шпирон(таран). На палубе полуюта разместили кормовое 152-мм орудие и четыре палубных иллюминатора для дополнительного естественного освещения и вентиляции каюты командира и кают-компании офицеров. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - от носового 229-мм орудия и до конца кормы находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых, вдоль бортов, хранились подвесные койки экипажа. Броневая палуба состояла из плит толщиной 12,7-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся под срезом броневой палубы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной боевой рубкой. Носовое орудие главного калибра размещалось в носовом полуказемате и имело угол обстрела по 36° на борт от диаметральной плоскости, что являлось характерной особенностью кораблей этого типа. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. Силуэт канонерской лодки имел одну прямую дымовую трубу и две мачты с оснасткой брига (позже оснастка заменена на три легкие мачты).

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков:

  1. Отделение шпилевой машины, таранный отсек, цепной ящик, форпик;
  2. Помещения команды, шкиперская кладовая, парусная кладовая;
  3. Помещения команды, кладовые, крюйт-камера и бомбовый погреб 229-мм орудия;
  4. Котельное отделение, угольные ямы;
  5. Машинное отделение, угольные ямы;
  6. Каюты офицеров, кормовые крюйт-камеры и бомбовые погреба;
  7. Каюта командира и кают-компания офицеров, румпельное отделение, коридор гребного вала.

Рулевое устройство включало рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём.

Якорное устройство имело в своём составе 2 становых якоря Холла, 1 запасной якорь Холла, стоп-анкер и верп, а так же паровой брашпиль для выборки якорных цепей. Брашпиль при необходимости мог вращаться и в ручную с помощью вымбовок.

Средства спасения включали 1 баркас, 1 паровой катер, 1 гребной катер, 1 вельбот и 1 шестивёсельный ял.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя горизонтальными паровыми машинами двойного расширения мощностью по 570 л. с. каждая и 4 котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина трёхцилиндровая с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления. Машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта. Полная скорость канонерской лодки составляла 11,7 узла.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 1 одноствольной 229-мм пушки Мусселиуса с длиной ствола 30 калибров, расположенной в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на центральном поворотном станке Пестича в броневом полуказемате и имело угол вертикального наведения ствола от -5° до +11,5°, а угол горизонтального наведения составлял 72°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 606 кг. Время поворота на полный угол тремя номерами расчета равнялся 1 минуте. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +11,2° и начальной скорости снаряда 597 м/с доходила до 5,5 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 31,8 тонны.
  2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 28 калибров, расположенной в кормовой части на палубе полуюта. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, не имело броневого щитка. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 172 кг. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 37,26 кг развивал начальную скорость в 535 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +6°- до 3,9 км, а при угле возвышения +12° - до 5,7 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 8,5 тонны.
  3. Из 6 одноствольных 107-мм пушек Круппа с длиной ствола 20 калибров, расположенных побортно на верхней палубе. Орудие устанавливалось на поворотном металлическом станке Барановского с гидравлическим компрессором и пружинным накатником и не имело броневого щитка. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 56,5 кг. Расчёт установки включал 9 человек. Чугунная граната весом 12,4 кг развивала начальную скорость в 373 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +27,3°- до 5,5 км. Масса установки со станком доходила до 1,46 тонны.
  4. Из 4 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшихся побортно на крыльях мостика. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.

Строились корабли на верфи фирмы "Бергзунд" в г. Стокгольм ("Сивуч") и на верфи Крейтона в г. Або/Турку/ ("Бобр").

Головной "Сивуч" вступил в строй флота в 1884 году.


Тактико-технические данные канонерской лодки типа "Бобр"

Всего построено кораблей с 1884 г. по 1885 г. - 2 единицы.

В 1646 году во Франции впервые были использованы боевые маневренные корабли с мощным вооружением. Это канонерские лодки, которые на носу имели несколько мощных пушек, обычно от одной до трех. Судно представляло собой достаточно крупную шлюпку парусно-гребного типа. В большинстве случаев применялись лодки для охраны гаваней, сражения в озерах и реках, а также прибережной зоне.

Появление в русском флоте

Так как на Руси в то время было огромное количество длинных рек и акваторий, а также озер, то строительство канонерских лодок можно назвать традиционным. Обусловлено это тем, что ни один любой другой корабль вести бой в таких условиях не мог. Первые шлюпки такого типа появились во времена войны со Швецией (1788-1790). Мало того что это была основа гребного флота, так канонерки имели большой успех и стали самым эффективным инструментом для ведения огня на реках и шхерах.

По сути, это артиллерийский корабль, который использовался как для защиты, так и для нападения и поддержки союзных войск. Наличие на борту фальконетов и крупнокалиберных пушек обеспечивало отменную огневую поддержку. В дальнейшем появились так называемые шестаковки, которые уже оснащались паровым двигателем. Были использованы во время Крымской войны.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия "Храбрый", а также "Хивинец". Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа "Гиляк", но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели "Ардаган", "Каре" и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные "Ардаган" и "Каре" решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок - "Бурят".

Канонерская лодка "Кореец"

Данный боевой корабль сразу же после постройки отправили на Дальний Восток, где он, собственно, и нес службу. "Кореец" принимал активное участие в боевых действиях 1900-1905 годов. Так, он был использован против Ихэтуаньского восстания, более известного как восстание боксеров, помимо этого, принимал участие в обстреле форта Таку. Во время Русско-японской войны "Варяг" и "Кореец" находились в порту Чемульпо и защищали там русские интересы.

Так, в феврале 1904 года "Варяг" и "Кореец" выступили против целой японской эскадры кораблей. В результате боя потерь не было, так как велся он на большой дистанции. Канонерская лодка "Кореец" не достреливала до врага, а японские же снаряды по большей части перелетали. Так как лодка была боевой, то нельзя было допустить её захвата противником. Когда экипаж пересел на французский "Паскаль", "Кореец" был подорван и, следовательно, затоплен.

Пройденный боевой путь

Во время сражения в "Корейца" попал единственный японский снаряд. В носовой части начался пожар, который потушили в течение 15 минут. Потерь среди личного состава не было. Когда экипаж прибыл в Санкт-Петербург, то офицеры и командование были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а моряки - соответствующими знаками отличия.

В 1905 году корейцы подняли со дна канонерку и сдали её на лом. Но можно сказать, что боевой путь на этом не закончился, так как в 1906 году был спущен на воду "Кореец-2". Модернизированная версия оснащалась более мощным вооружением и имела хоть какую-то защиту. В 1915 году данная лодка также была подорвана, чтобы исключить возможность захвата врагами. Случилось это во время сражений за Рижский залив.

"Хининец" и "Сивуч"

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка - "Хивинец". Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился "Хивинец" в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

"Сивуч" известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили "Сивуч", но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским "Варягом".

История корабля "Борб"

Если крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" предназначались больше для атаки, то исключительно с оборонительной цели был создан "Борб". Этот корабль имел базу "Гиляк" и сошел с верфи в 1907 году, а проект по разработке начался в 1906-м. По большей части применялся для защиты реки Амур практически до самого Хабаровска. Конструкторы поставили акцент на автономности и дальности плавания. Но в ходе эксплуатации мореходность оказалась на достаточно низком уровне.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец" представляли огромную ценность для страны. Эти корабли обладали высокой огневой мощью, чего нельзя сказать о лодке "Бобр". Особого вооружения на борту не было, поэтому зачастую использовалась она как плавательная база. После 21 года службы она была сдана на лом. Прототипов по данному проекту создано не было.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец": функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск ;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. "Варяг" (крейсер) и канонерская лодка "Кореец" существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

Об основных характеристиках

Наибольшее внимание конструкторы уделяли такому показателю, как скорость и огневая мощь. Чем больше был калибр орудия и количество пушек, тем эффективней считалось использование судна. Что касается скорости, то она всегда была важной характеристикой. Обычно составляла от 8 до 15 узлов. В зависимости от цели использования канонерка могла быть небронированной, что обеспечивало максимальную мобильность. Защита бронеплитами самых уязвимых мест - наиболее приемлемый вариант. Удавалось добиться оптимальной скорости и живучести. Броненосец же был защищен со всех сторон, но плавал довольно медленно. С одной стороны, он мог пережить множество прямых попаданий, а с другой - становился легкой мишенью для более подвижных боевых кораблей.

Чаще всего канонерские лодки оснащались пушками основного калибра от 200 до 350 мм и вспомогательными орудиями. В качестве последних нередко применяли 76-150 мм, но это было больше свойственно речным канонеркам. Устанавливались автоматические пушки, такие как "Зенит". Пулеметы старались применять как можно реже ввиду низкой дальности стрельбы.

Уникальные конструкторские решения

В то время, когда на море господствовали артиллерийские корабли, то есть канонерки, крайне важным было постоянно развивать их технические характеристики. Именно поэтому встречается огромное количество моделей. Конструкторы старались постоянно вносить какие-либо изменения в плане вооружения или защиты. Усовершенствование силовых агрегатов существенно влияло на дальность плавания и автономность судна.

К примеру, речные канонерки старались делать как можно легче. Это существенно уменьшало водоизмещение и позволяло судну находиться на мелководных территориях. В это же время морские боевые корабли были более массивными и мощными. Особенного внимания водоизмещению тут не уделялось, куда важней было обеспечить высокую дальность плавания и внушительную огневую мощь.

В заключение

Канонерки российского производства славились тем, что вступали в неравные схватки с врагом и нередко выходили из боя победителями. Это заслуга не только конструкторов корабля, но и экипажа, который храбро сражался за свою Родину. В таких случаях американцы или немцы тут же отступали, не желая терять технику и живую силу. Русские же стояли до конца. Именно благодаря этому было выиграно не одно морское сражение. Плюс ко всему нередко нашими использовалось устаревшее вооружение, которое не позволяло иногда даже пробить броню противника. Но все это не мешало сражаться до последнего. Яркими тому примерами служат "Кореец" и "Варяг".

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 13 сентября 2016; проверки требуют.

«Бобр » - мореходная парусно-винтовая канонерская лодка Российского императорского флота .

Построена по русскому проекту на верфи В:мъ Крейтонъ и Ко. в г. Або (Финляндия) в 1885 году. Головная в серии из двух кораблей («Бобр», «Сивуч »). По конструкции представляла собой плоскодонный корабль с оснасткой брига (позже оснастка заменена на три лёгкие мачты). Носовое 229-мм орудие имело угол обстрела по 36 градусов на борт от диаметральной плоскости.

«Бобр» принял участие в изучении побережья Дальнего Востока . Кроме того, лодка привлекалась для патрулирования экономической зоны. Участвовала в подавлении ихэтуаньского восстания и в русско-японской войне .

Чертежи канонерской лодки были разработаны российскими инженерами и утверждены в Морском техническом комитете (МТК) 2 апреля 1883 года. А паровые машины с котлами ранее разработаны на заводе «В:мъ Крейтонъ и Ко.». 28 мая 1883 года между МТК Российской империи и заводом «В:мъ Крейтонъ и Ко.» в Або заключен договор на постройку канонерской лодки. Согласно этому договору на заводе делалось всё, кроме рангоута , такелажа , цепных штуртросов , парусов , якорей с цепными канатами , камбузов , водоопреснительных аппаратов, медных погонов под станки орудий, компасов и навигационных устройств, фонарей и осветительных принадлежностей. Стоимость постройки канонерки составляла 580 125 рублей, из них 420 375 рублей - корпус, 159 750 рублей - паровая машина с котлами. Срок сдачи - не позднее 31 мая 1885 года. Канонерка получила название «Бобр». Наблюдающим за постройкой назначен корабельный инженер штабс-капитан КИМ И. Е. Фёдоров

Строительство начато в январе 1884 года. Сталь используемая для постройки проходила испытания в мастерских Кронштадтского порта на соответствие требованиям МТК, и только после этого допускалась в работу. «Бобр» спустили на воду 10 апреля 1885 года. При спуске полное водоизмещение составило 1230 тонн .

16 октября 1886 года канонерка прибыла в Кронштадт, где продолжились ходовые испытания. 30 октября «Бобр» на мерной миле развил наибольшую скорость в 12,14 узла. Также в Кронштадте установили вооружение и рангоут .

В 1886 году «Бобр» зачислен в состав Балтийского флота, в августе 1886 года под командованием капитана 2-го ранга А. Меньшикова начал переход на Тихий океан .

В 1891 году канонерская лодка вошла в состав эскадры Николая II , посетившего Дальний Восток, а затем крейсировала с охранными целями у Командорских островов и под флагом начальника эскадры Тихого океана Павла Петровича Тыртова крейсировала у берегов Китая и Японии. В 1891-1892 годах экспедицией под руководством начальника Отдельной съемки Восточного океана капитана КФШ А. С. Стенина на корабле был обследован Уссурийский залив , и назван по фамилии командира капитана 2-го ранга А. Р. Бойля один из входных мысов бухты Цезывай (ныне бухта Весёлкина) . 27 мая командиром назначен О. А. Энквист .

Приказом командира порта от 14 марта 1892 года на лодку «Бобр» назначены лейтенанты К. К. Майет и Тырков вахтенными начальниками, мичман Лагода - исполняющим должность ревизора, Степанов - минным офицером, лейтенант В. В. Шельтинг - старшим артиллерийским офицером, поручик С. С. Чихачёв - старшим штурманом.

В начале 1890-х годов лодка занималась гидрографическими работами у побережья Кореи .

В ходе описных и промерных работ в заливе Петра Великого 1892-1893 годов, на северном берегу полуострова Песчаный был обследован и назван мыс Чихачёва - по фамилии старшего штурмана .

В апреле 1895 года совместно с «Всадником » и «Гайдамаком » проводились практические упражнения около малых остров, расположенных между островом Квельпорт и южным берегом Кореи (порт Гамильтон) .

В 1897 году в Семёновском ковше (ныне Спортивная гавань) Амурского залива был назван мыс Бобр - в честь самой канонерки, но в начале XX века название было изменено на мыс Боброва . Далее командиром назначен В. А. Бойсман (ранее, с 1892 по 1895 год старший офицер).

В 1899 году участие в больших манёврах эскадры Тихого океана в заливе Талиенван .

29 мая 1900 года - в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала Михаила Герасимовича Веселаго участвовала в перевозке из Порт-Артура через Тангу в Тяньцзинь и Пекин сухопутного отряда под командой полковника Константина Андреевича Анисимова .

С 1904 года командиром назначен капитан 2-го ранга Михаил Владимирович Бубнов , который по прибытии в Порт-Артур был назначен командующим 2-м отрядом миноносцев . Вместо него назначен капитан 2-го ранга В. В. Шельтинг (ранее, в начале 1890-х годов старший минный офицер).

5 февраля «Бобр» и «Гиляк» под прикрытием «Гайдамака» проводили траление со шлюпок в Голубиной бухте

Кроме того, лодка привлекалась для патрулирования экономической зоны. Участвовала в подавлении ихэтуаньского восстания и в русско-японской войне .

Строительство

Чертежи канонерской лодки были разработаны Российскими инженерами и утверждены в МТК 2 апреля 1883 года. Паровые машины с котлами уже была разработана ранее на заводе «Крейтон и Ко». 28 мая 1883 года между Морским техническим комитетом Российской империи и заводом «Крейтон и Ко» в Або заключен договор на постройку канонерской лодки. Согласно этому договору на заводе делалось всё, кроме рангоута , такелажа , цепных штуртросов , парусов , якорей с цепными канатами , камбузов , водоопреснительных аппаратов, медных погонов под станки орудий, компасов и навигационных устройств, фонарей и осветительных принадлежностей. Стоимость постройки канонерки составляла 580 125 рублей, из них 420 375 рублей - корпус, 159 750 рублей - паровая машина с котлами. Срок сдачи - не позднее 31 мая 1885 года. Канонерка получила название «Бобр». Наблюдающим за постройкой назначен корабельный инженер штабс-капитан Федоров И. Е.

Строительство начато в январе 1884 года. Сталь используемая для постройки проходила испытания в мастерских Кронштадтского порта на соответствие требованиям МТК, и только после этого допускалась в работу. «Бобр» спустили на воду 10 апреля 1885 года. При спуске полное водоизмещение составило 1230 тонн .

16 октября 1886 года канонерка прибыла в Кронштадт, где продолжились ходовые испытания. 30 октября «Бобр» на мерной миле развил наибольшую скорость в 12,14 узла. Также в Кронштадте установили вооружение и рангоут .

Служба

В 1886 году «Бобр» зачислен в состав Балтийского флота, в августе 1886 года под командованием капитана 2-го ранга А. Меньшикова начал переход на Тихий океан .

Года «Бобр» прибыл во Владивосток . 11 июля 1887 года корабль официально перечислен в состав Сибирского флотского экипажа.

Конец 1887 - Несла стационерную службу в Чемульпо .

В 1890 году гидрографические исследования и промерные работы в заливе Америка (ныне Находка) под командованием капитана 2-го ранга Павловского П. С. В ходе этой экспедиции были нанесены на карту: скала Бахирева (по фамилии обнаружившего ее мичмана Бахирева М. К.), банка Белкина (назвала по фамилии героя Севастопольской обороны 1854-1855 гг. лейтенанта Белкина М. Ф.), мыс Ержиковича (назван по фамилии члена экипажа лейтенанта Ержиковича В. К.), мыс Лидерса (назван по фамилии старшего механика корабля Лидерса Э. А.), мыс Мусатова (назван по фамилии ревизора корабля мичмана Мусатова А. А.), мыс Павловского, (назван по фамилии Павловского П. С.), мыс Шведова (назван по фамилии младшего механика судна Шведова И. С.) .

В 1891 году канонерская лодка вошла в состав эскадры Николая II , посетившего Дальний Восток, а затем крейсировала с охранными целями у Командорских островов и под флагом начальника эскадры Тихого океана Тыртова Павла Петровича крейсировала у берегов Китая и Японии. В 1891-1892 годах экипажем под руководством начальника Отдельной съемки Восточного океана капитана КФШ Стенина А. С. обследован и назван по фамилии командира капитана 2-го ранга Бойля А. Р. один из входных мысов бухты Цезывай (ныне бухта Весёлкина) Уссурийского залива . 27 мая командиром назначен Энквист Оскар Адольфович .

Приказом командира порта от 14 марта 1892 года на лодку «Бобр» назначены Лейтенанты: Майет и Тырков вахтенными начальниками, мичман Лагода исполняющим должность ревизора, Степанов минным офицером, лейтенант Шельтинг старшим артиллерийским офицером, поручик Чихачёв старшим штатным офицером.

В начале 1890-х годов лодка занималась гидрографическими работами у побережья Кореи.

В середине 1890-х годов на северном берегу полуострова Песчаный назван мыс Чихачёва - по фамилии старшего штурмана канонерской лодки «Бобр» поручика КФШ Чихачёва С. С.

В 1897 году в Семёновском ковше (ныне Спортивная гавань) Амурского залива был назван мыс Бобр - в честь канонерской лодки «Бобр», в начале XX века название было изменено на мыс Боброва . Далее командиром назначен Бойсман Василий Арсеньевич (ранее, с 1892 по 1895 год старший офицер).

Ихэтуаньское восстание

29 мая 1900 - В составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала Веселаго участвовала в перевозке из Порт-Артура через Таку в Тяньцзинь и Пекин сухопутного отряда под командой полковника К. А. Анисимова.

Года для обстрела фортов в Таку от международной коалиции были выделены: от русской эскадры - канонерские лодки «Бобр», «Кореец», «Гиляк», миноносцы № 204 и 207; от английской - канонерка «Альжерин», контрминоносцы «Фэйм» и «Вайтинг»; от французов - канонерка «Лион», от немцев - канонерка «Ильтис», от японцев - канонерка «Акаги» и контрминоносец «Кагеро». Общее командование, как старшего флагмана, было возложено на командира канонерки «Бобр» капитана 1-го ранга Добровольского К. Р. У Дагу им противостояли 4 форта и четыре миноносца: «Хай Хуа», «Хай Лун», «Хай Цин», «Хай Си»; также на внешнем рейде находился крейсер «Хай-Тиен». Вечером этого же дня прошёл сбор командиров кораблей на борту «Бобра». Далее корабли поднядись по реке, и разделившись на два отряда, заняли позиции: русские и англичане у Северо-Западного форта; немцы, французы и японцы у Тангу. В 0 часов 50 минут 17 июня батареи открыли огонь по кораблям коалиции. Немногим позже был открыт ответный огонь по форту с кораблей «Бобр», «Гиляк», «Кореец» и «Альжерин». Далее к кораблям присоединились «Ильтис» и «Лион». «Гиляк», «Фэйм» и «Вайтинг» атаковали китайские миноносцы, захватили их и отвели к Танг. «Бобр» удачным выстрелом взорвал пороховой погреб форта . Позже Добровольский К. Р. опубликовал свою книгу «Взятие фортов Таку».

Русско-японская война

С 1904 года командиром назначен капитан 2-го ранга Бубнов Михаил Владимирович , по прибытии в Порт-Артур Бубнов М. В. был назначен командующим 2-м отрядом миноносцев . Вместо него назначен капитан 2-го ранга Шельтинг Владимир Владимирович .

Года под флагом адмирала Макарова участвовала в отражении нападения японских брандеров на рейд Порт-Артура. года «Бобр» в сопровождении миноносцев «Бойкий » и «Бурный » (командиры миноносок имели распоряжение уничтожить свои корабли, если последует угроза захвата) прошёл через Талиенванские заграждения, зашёл в бухту Хунуэза (бухта с юга на границе современных районов Даляня Ганьцзинцзы и Цзиньчжоу) и поддержал огнём части 4-й стрелковой дивизии генерала Фока А. В. в сражении у Цзиньчжоу . Канонерка смогла задержать наступление левого фланга армии Оку (3-я пехотная дивизия) и отбить атаки японцев в течение первой половины дня. Но после того как части 4-й японской дивизии заняли позиции на левом фланге и вышли в тыл русским, был отдан приказ об отходе. Через некоторое время корабли беспрепятственно вернулись в гавань.

8 августа России в составе крейсера «Новик », канонерок «Бобр» и «Гремящий » усиленный миноносцами во время обстрела японских сухопутных частей вступил в бой с ОБК Японии в составе крейсеров «Мацусима », «Ицукусима » .

20 октября 1904 получила сильные повреждения от огня осадной японской артиллерии после чего было решено снять с канонерки орудия, а экипаж перевести в береговую оборону крепости. За боевые действия во время войны командир лодки Шельтинг В. В. награжден орденами Св. Георгия IV степени, Св. Станислава II степени с мечами и Св. Анны II степени с мечами.

2 декабря 1904 года Мисников Николай Фёдорович на 10-весельном катере с «Бобра» доставил из Порт-Артура в Чифу депеши главнокомандующему генералу Куропаткину и командующему флотом вице-адмиралу Скрыдлову.

13 (26) декабря 1904 канонерка затонула от попадания японского 280-мм снаряда на рейде Порт-Артура. В 1905 году поднята японскими водолазами и сдана на слом.

Командиры МКЛ «Бобр»

  • капитан 2-го ранга Меньшиков А. - до 1897 года
  • капитан 2-го ранга Павловский П. С. - с 1890 года
  • капитан 2-го ранга Бойль Александр Романович - с?? по 27 мая 1891 года
  • капитан 2-го ранга Энквист Оскар Адольфович - c 27 мая 1891 года по 21 сентября 1893 года
  • капитан 2-го ранга Александровский - 1894 год
  • капитан 2-го ранга Молас Михаил Павлович - с 1896 года по 1897 год
  • капитан 2-го ранга Бойсман Василий Арсеньевич - с 1897 года по 1898 год
  • капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга Добровольский Кирилл (Карл) Романович - с 1900 года по 1901 год
  • капитан 2-го ранга Ливен Александр Александрович - с 1902 года по 1902 год
  • капитан 2-го ранга Бубнов, Михаил Владимирович - с 1904 года по 1904 год
  • капитан 3-го ранга Шельтинг Владимир Владимирович - с 1904 года по 1904 год

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»