Тактика фельдшера школы при инфекции дыхательных путей. Введение

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Неотложная помощь при инфаркте миокарда.

Неотложная помощь при приступе стенокардии.

· Удобно усадить или уложить больного;

· Создать физический и эмоциональный покой;

· Нитроглицерин таблетки или аэрозоль по 0,4 – 0,5 мг под язык трижды через 3 мин (но не более 3 табл. следить за пульсом и АД, при снижении АД систолического менее 100 мм рт. ст. прекратить применение нитратов);

· Оксигенотерапия;

· Нифедипин, кордафлекс или коринфар (разжевать), если через 5 – 7 мин приступ не купируется;

· Гепарин – 5000 ЕД в/в;

· Ацетилсалициловая кислота – 0,25 г разжевать.

При затянувшемся приступе стенокардии . фенталин – 2,0 мл, или промедол – 1,0 – 2,0 мл, или анальгин 50 %-ный – 2,0 мл с 2,0 мл дроперидола в/в медленно или дробно.

При желудочковых экстрасистолах: лидокаин – 1 – 1,5 мг в/в медленно; ЭКГ-контроль, лечение и тактика, как при остром инфаркте миокарда.

Тактика фельдшера . при купировании приступа стабильной стенокардии с I по III функциональный класс больному дают рекомендации и оставляют на амбулаторном лечении.

При некупируемом приступе стенокардии, при нестабильной стенокардии, а также при стабильной стенокардии IV функционального класса больной подлежит срочной госпитализации в кардиологическое отделение.

· Физический и эмоциональный покой;

· Оксигенотерапия;

· Нитроглицерин таблетки или аэрозоль по 0,4 – 0,5 мг сублингвально, повторно через 3 мин (до исчезновения боли в сердце, или появлении головной боли, или гипотензии);

· Морфин – до 1,0 мл в/в через каждые 15 мин до купирования болевого приступа или появления осложнений (тошноты, рвоты, брадикардии, гипотнонии, которую устраняют введением атропина);

· Нейролептаналгезия:

— фенталин или промедол – 1,0 – 2,0 мл с раствором дроперидола 0,25 %-ный 1,0 – 2,0 мл развести в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида, в/в медленно, начало эффекта – через 3 – 5 мин.

При недостаточной аналгезии:

— анальгин 50 %-ный 2,0 мл с раствором димедрола 0,1 %-ного 1,0 мл в/м;

— стрептокиназа – 1500000 ЕД в/в капельно в 100,0 мл 0,9 %-ного раствора натрия хлорида в течение 30 – 60 мин (эффективна в первые 1 – 12 ч), после струйного в/в введения 30 мг преднизолона;

— гепарин – 5000 ЕД в/в струйно, затем в/в капельно (100 ЕД/ч);

ацетилсалициловая кислота – 0,25 г разжевать.

При угрозе нарушения сердечного ритма:

— лидокаин – 1 мг/кг в/в и до 5 мг/кг в/м;

— анаприлин – 20 – 40 мг сублингвально при непереносимости лидокаина;

— или магния сульфат 25 %-ный 10,0 мл в/в медленно.

Тактика фельдшера . госпитализировать после возможной стабилизации состояния в палату интенсивной терапии кардиологического отделения.

1. Усадить больного в положение с опущенными ногами.

2. Наложить венозные жгуты на три конечности.

3. Дать увлажненный кислород.

4. Ввести в/в лазикс – 2,0 мл.

5. Под язык таблетку нитроглицерина.

6. В/в гепарин 5000 ЕД, растворив в 10,0 мл 0,9 %-ного натрия хлорида.

7. Ввести 1,0 мл 1 %-ного раствора морфина в/в или в/м.

8. Патогенетическая терапия:

А. При гипертоническом кризе показано дополнительное введение:

· клофелина – 1,0 мл в/в на физиологическом растворе натрия хлорида;

· реланиума – 2,0 мл в/м;

· эуфиллина – 2,4 %-ного 10,0 мл в/в при бронхоспазме.

Б. При митральном пороке сердца дополнительное введение:

Сердечные гликозиды при инфаркте миокарда противопоказаны, так как они, усиливая сократительную способность миокарда, увеличивают зону некроза.

К государственным экзаменам по терапии по специальности 2-79 01 01 «Лечебное дело». Стенокардия тактика фель

Перечень ВОПРОСОВ

к государственным экзаменам по терапии

по специальности 2-79 01 01 «Лечебное дело», IV курс

Острый бронхит. Определение. Предрасполагающие факторы. Классификация. Клинические проявления. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Сестринский процесс. Тактика фельдшера в профилактике заболеваний. Особенности течения у геронтов.

Внебольничная пневмония. Определение. Предрасполагающие факторы. Классификация пневмоний. Клинические проявления. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Тактика фельдшера в профилактике заболевания, по формированию ЗОЖ. Динамическое наблюдение. Особенности течения у беременных, у геронтов.

Сухой и экссудативный плеврит. Определение. Этиология и причины. Клинические проявления. Диагностический профиль исследований. Течение. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Тактика фельдшера по профилактике заболевания. Динамическое наблюдение.

Бронхиальная астма. Определение. Факторы риска. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Тактика фельдшера при оказании неотложной медицинской помощи. Профилактика. Особенности течения у беременных, геронтов.

Бронхоэктатическая болезнь. Определение. Этиология и предрасполагающие факторы. Клинические проявления. Осложнения. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Особенности течения у беременных. Тактика фельдшера в профилактике заболевания.

Абсцесс легких. Определение. Причины и бактериология. Клинические проявления. Диагностический профиль исследований. Течение. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Сестринский процесс. Тактика фельдшера в профилактике заболевания.

Туберкулез органов дыхания. Определение. Этиология. Эпидемиология, источники и пути заражения. Классификация. Клинические проявления – ранняя симптоматика. Осложнения. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Задачи государственной программы «Туберкулез».

Рак легкого. Определение. Факторы, предрасполагающие к развитию опухолей органов дыхания. Клинические проявления в зависимости от локализации опухоли. Значение ранней диагностики для лечения и исхода болезни. Алгоритм диагностической тактики. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Соблюдение деонтологических норм при наблюдении и уходе за пациентами. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Задачи государственной программы профилактики, диагностики, лечения онкозаболеваний.

Нейро-циркуляторная астения. Определение. Этиология. Типы НЦА. Основные клинические проявления в зависимости от типа. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Осложнения: вегетососудистые кризы. Лечебная программа. Особенности течения НЦА у беременных.

Артериальная гипертензия. Определение. Факторы риска. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Особенности течения у геронтов. Образовательная программа пациентов. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Приказ МЗ РБ № 225 от 03.09.2001 г. «О совершенствовании организации выявления, динамического наблюдения и лечения больных с артериальной гипертензией».

ИБС: стенокардия. Определение. Факторы риска. Классификация. Клинические проявления в зависимости от функционального класса. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Тактика фельдшера при приступе стенокардии. Лечебная программа (межприступный период). Особенности течения стенокардии у геронтов.

Инфаркт миокарда. Определение. Факторы риска. Периоды в клиническом течении инфаркта миокарда. Атипичные формы инфаркта миокарда. Осложнения. Диагностический поиск. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Тактика фельдшера в оказании неотложной медицинской помощи. Задачи государственной программы «Кардиология».

Острая сердечная недостаточность. Определение. Причины. Клинические проявления в зависимости от вида. Течение. Диагностический поиск. Дифференциальная диагностика. Тактика и фельдшера в оказании неотложной медицинской помощи.

Хроническая недостаточность кровообращения. Определение. Классификация. Клинические проявления в зависимости от стадии и функционального класса. Диагностический профиль исследований. Лечебная программа. Сестринский процесс. Динамическое наблюдение. Задачи государственной программы «Кардиология».

Хронический гастрит. Определение. Этиология. Классификация. Клинические проявления в зависимости от типа. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Особенности течения у беременных, у геронтов. Образовательная программа и тактика фельдшера в динамическом наблюдении за пациентами, по формированию ЗОЖ, в профилактике заболевания.

Определение. Этиология. Клинические проявления в зависимости от локализации язвы. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Образовательная программа. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Особенности течения у геронтов.

Язва желудка и 12-перстной кишки. Определение. Осложнения. Клинические проявления. Диагностический поиск. Дифференциальная диагностика. Алгоритм оказания неотложной медицинской помощи. Тактика фельдшера в профилактике осложнений, по формированию ЗОЖ.

Рак желудка. Определение. Этиология и предрасполагающие факторы. Синдром «малых признаков» раннего периода и основные клинические проявления. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Образовательная программа. Тактика фельдшера в проведении санитарно-просветительной работы по предупреждению и профилактики развития рака желудка. Соблюдение элементов деонтологии при уходе за пациентами. Особенности течения рака желудка у геронтов.

Хронический холецистит. Определение. Этиология. Факторы риска. Клинические проявления. Осложнения. Программа обследования. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Особенности течения у геронтов.

Желчнокаменная болезнь. Определение. Этиология. Предрасполагающие факторы. Клинические проявления. Осложнения. Тактика фельдшера при оказании неотложной медицинской помощи. Диагностический поиск. Дифференциальная диагностика. Профилактика. Динамическое наблюдение. Особенности течения у геронтов.

Хронический гепатит. Определение. Этиология. Клинические проявления в зависимости от формы. Прогноз. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Динамическое наблюдение. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Особенности течения у геронтов.

Циррозы печени. Определение. Этиология. Классификация. Клинические проявления. Течение. Осложнения. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Динамическое наблюдение. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Особенности течения у геронтов.

Хронический панкреатит. Определение. Предрасполагающие факторы. Клинические проявления. Осложнения. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Динамическое наблюдение. Тактика фельдшера в профилактике заболевания.

Острый гломерулонефрит. Определение. Этиология и предрасполагающие факторы. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Тактика фельдшера в проведении санитарно-просветительной работы по предупреждению и профилактике заболеваний почек.

Хронический гломерулонефрит. Определение. Этиология. Клинические проявления. Течение и исход. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Динамическое наблюдение. Особенности течения у геронтов.

Острый пиелонефрит. Определение. Этиология. Предрасполагающие факторы. Клинические проявления. Осложнения. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Особенности течения у беременных, у геронтов.

Хронический пиелонефрит. Определение. Этиология. Предрасполагающие факторы. Клинические проявления. Осложнения. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Динамическое наблюдение. Особенности течения у геронтов.

Мочекаменная болезнь. Определение. Факторы риска. Клинические проявления. Осложнения. Диагностический поиск. Тактика фельдшера при оказании неотложной медицинской помощи при почечной колике. Дифференциальная диагностика. Профилактика. Особенности течения у геронтов.

Железодефицитная анемия. Определение. Этиология. Клинические проявления. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Течение и прогноз заболевания. Лечебная программа. Сестринский процесс по наблюдению и уходу за пациентами при анемиях. Особенности течения анемий у геронтов. Тактика фельдшера в профилактике заболевания.

Острый лейкоз. Определение. Этиология. Клинические проявления. Осложнения. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Сестринский процесс при уходе за пациентами. Динамическое наблюдение. Острый лейкоз у беременных.

Диффузный токсический зоб.

Гипотиреоз. Определение. Этиология и предрасполагающие факторы. Клинические проявления. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Сестринский процесс при уходе за пациентами. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Особенности течения заболевания у геронтов.

Сахарный диабет. Определение. Классификация. Этиология. Клинические проявления. Диагностический профиль исследований. Осложнения. Лечебная программа. Дифференциальная диагностика. Образовательная программа пациентов. Тактика фельдшера в профилактике заболевания.

Ревматоидный артрит. Определение. Этиология. Клинические проявления. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Исход. Лечебная программа. Сестринский процесс при уходе за пациентами. Тактика фельдшера в профилактике заболевания.

Деформирующий остеоартроз. Определение. Этиология и предрасполагающие факторы. Клинические проявления в зависимости от преимущественной локализации поражений суставов. Диагностический профиль исследований. Дифференциальная диагностика. Лечебная программа. Тактика фельдшера в профилактике заболевания. Особенности течения и ухода за геронтами.

Новые авторы

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

по дисциплине «Фельдшер общей практики

(семейный фельдшер)»

специальность: 060101 «Лечебное дело»

Минусинск, 2012

ББК 74.5 УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_______/__________

«Лечебное дело». / Разработчик: преподаватель дисциплины «Фельдшер общей практики (семейный фельдшер)».

Минусинск: КГБОУ СПО ММТ, 2012г. 63с.

самостоятельной работы предназначены для студентов специальности

«Лечебное дело».

Минусинского медицинского техникума, содержат алгоритмы оказания неотложной помощи в практике фельдшера общей практике,

составлены с учетом существующих нормативных документов.

Разработчик, Харламова Н. А. 2012г.

КГБОУ СПО ММТ, 2012г.

Введение

Основные принципы оказания доврачебной помощи

Для обеспечения современной медицинской помощи в любых экстремальных ситуациях фельдшер обязан знать и уметь применять на практике основные положения оказания неотложной помощи как в мирное, так и в военное время.

Фельдшер обязан:

· знать практическую медицину неотложных состояний,

· уметь оказывать помощь при травмах, ожогах, ранениях, коматозных и шоковых состояниях, требующих спасения жизни человека, при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях на производстве или на войне,

· знать и владеть тактикой оказания помощи при радиационных, химических отравлениях, бактериологических поражениях.

Неотложная помощь

Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе преследует в основном следующие задачи:

ü немедленное прекращение действия внешних повреждающих факторов или удаление больного из зоны неблагоприятных условий, которые продолжают угрожать его жизни;

ü ликвидацию угрозы, возникшей для жизни и здоровья пострадавшего. Прежде всего это проведение реанимационных мероприятий, направленных на восстановление дыхания и сердечной деятельности: искусственная вентиляция легких (ИВЛ) и непрямой массаж сердца, а также ликвидация кровопотери и борьба с шоком;

ü предупреждение осложнений: наложение асептических повязок, иммобилизация конечностей, введение обезболивающих, симптоматических средств, по показаниям антибиотиков и противостолбнячной сыворотки, согревание больного и подготовка к госпитализации;

ü поддержание основных жизненных функций организма пострадавшего во время транспортировки или до прибытия врача.

Неотложная помощь оказывается в два этапа:

o неотложные мероприятия;

o отсроченные мероприятия.

Неотложные мероприятия оказываются сразу, на месте поражения или на дому, до прибытия врача и если состояние больного не позволяет доставить его в ближайшее медицинское учреждение.

Отсроченные мероприятия могут оказываться во время транспортировки больного в лечебное учреждение или в самом лечебном учреждении для профилактики различных осложнений и предупреждения инвалидности пострадавшего.

Фельдшер работающий не ФАПе, должен владеть различными способами и методиками оказания неотложной помощи.

Перечень медицинских мероприятий по оказанию доврачебной помощи

· Техника искусственной вентиляции легких при помощи портативного дыхательного аппарата или методом «рот в рот», рот в нос».

· Интубирование трахеи и проведение трахеостомии.

· Техника непрямого массажа сердца.

· Техника инфузионной терапии.

· Техника наложение кровоостанавливающего жгута, кровоостанавливающего зажима или прошивания сосуда в ране.

· Техника проведения новокаиновой блокады.

· Техника введения катетера в мочевой пузырь.

· Техника 100%-ной подачи кислорода.

· Наложение асептических повязок.

· Иммобилизация конечностей с помощью стандартных шин.

· Техника зондового и беззондового промывания желудка.

· Техника проведения очистительной клизмы.

· Техника измерения артериального давления.

· Техника наложения окклюзионной повязки при пневмотораксе или проведения торакоцентеза.

· Техника введения антидотов.

· Техника обработки кожи, слизистых при попадании на них радиоактивных, химических и других особо опасных веществ.

Оснащение фельдшерско-акушерского пункта для оказания неотложной помощи

Оснащение ФАП предназначено для обеспечения мероприятий по оказанию неотложной доврачебной, в том числе экстренной акушерской помощи. Оно включает приборы, аппараты, наборы, медицинские инструменты, предметы ухода за больными, медицинскую мебель и оборудование, дезинфекционную аппаратуру, санитарные носилки.

Простейшие медицинские инструменты, предназначенные для оказания неотложной помощи, включают:

ü иглодержатель и хирургические иглы, пинцеты, зажимы, ножницы, скальпели, трахеотомический набор, корнцанги, шпатели, роторасширители и языкодержатель, шприцы с иглами;

ü термометры медицинские, сфигмоманометры, перкуссионный молоток, фонендоскоп, аппарат для измерения давления, кровоостанавливающие жгуты, шины и др. Для оказания стоматологической помощи (зеркало для зубов с ручкой, щипцы зубные и др.);

ü отоларингологической помощи: воронки ушные, зеркала носовые, гортанные, крючок для удаления инородных тел из уха, пинцет ушной;

ü офтальмологической помощи: векоподъемник, рефлектор лобный, эластотонометр Филатова-Кальфа;

ü акушерско-гинекологический инструментарий: тазометр, стетоскоп акушерский, зонд желобоватый гинекологический. влагалищные зеркала и др.

Кроме того, на ФАП должны быть наборы инструментов для оказания помощи на дому. Весь набор должен быть размещен в гнездах специального чемодана.

В фельдшерский набор должны входить:

· лекарственные средства для оказания неотложной помощи (сердечно-сосудистые, анальгетики, дыхательные аналептики, противосудорожные препараты и др.);

· хирургические резиновые перчатки и напальчники, желудочный зонд с воронкой для промывания желудка, резиновая кружка Эсмарха с принадлежностями для спринцевания и клизм, уретральные цилиндрические катетеры трех размеров, кровоостанавливающий жгут, пипетки;

· содержащиеся в фельдшерском наборе прямые хирургические ножницы с одним острым концом, брюшной скальпель, различные хирургические иглы, стерильный хирургический шелк в ампулах, общехирургический иглодержатель, кровоостанавливающий зубчатый зажим, анатомический и хирургический пинцеты позволяют выполнять простейшие хирургические операции, например вскрытие гнойника, обработку раны, остановку кровотечения;

· комбинированный фонендоскоп;

· медицинский шпатель;

· термометр;

· аппарат для измерения давления;

· одноразовые шприцы различной емкости;

· стерильные марлевые бинты;

· индивидуальные перевязочные пакеты;

· косынка (колпак);

· булавки для закрепления повязок;

ü гинекологическое кресло,

ü акушерская кровать,

ü стерилизаторы,

Для оказания неотложной помощи предусмотрена:

ü кислородно-дыхательная аппаратура и аппаратура для масочного наркоза (типа АН-8),

ü аппарат для искусственного дыхания (портативный),

ü кислородная полдушка,

ü воздуховод и другие.

Перечень оборудования и набора лекарственных средств для оказания неотложной помощи определяется с учетом местных условий и утверждается главным врачом ЦРБ или участковой больницы.

· прекращение дыхания;

· отсутствие пульса на сонных артериях;

· не прослушиваются тоны сердца;

· максимальное расширение зрачков;

· отсутствие корнеального рефлекса;

· похолодание кожи.

Неотложная помощь

Начинается при выявлении отсутствия пульса на сонных артериях.

Непрямой массаж сердца: 80-100 компрессий в 1 минуту.

ИВЛ методом «рот в рот» и «рот в нос»или дыхательным аппаратом типа Амбу с частотой раз в 1 минуту.

Тактика фельдшера

Вызов реанимационной бригады. До приезда бригады выполняются указанные простейшие реанимационные мероприятия.

Синдром бронхиальной обструкции (СБО)

Ведущие симптомы:

1. Относительно короткие приступы удушья.

2. Более длительные приступы удушья.

3. Постоянная экспираторная одышка.

Неотложная помощь при приступе БА

Легкий приступ удушья (физическая активность сохранена, пациент разговаривает короткими фразами, возбужден, тахипное, свистящее дыхание в конце выдоха, умеренная тахикардия, ПСВ – 80%).

Ингаляция сальбутамола (вентолина ) – 1-2 вдоха или беротека 3-4 раза в течение часа (для пожилых – атровент ).

Продолжить ингаляции каждые 4 часа и предупредить пациента о консультации врача, чтобы определить дальнейшую тактику лечения.

При невозможности использовать ингаляции показано медленное внутривенное введение 10 мл 2,4% раствора эуфиллина.

Приступ удушья средней тяжести (ограничена физическая активность, разговор – короткими фразами, пациент возбужден, иногда агрессивен, выраженная экспираторная одышка, громкое свистящее дыхание, выраженная тахикардия, ПСВ – 60-70%).

Сальбутамол (вентолин ) по 1 дозе 3-4 раза в течение часа (или беротек, беродуал через небулайзер), преднизолон перорально – по 3 таблетки каждые 2 часа (30-60 мг в сутки).

При невозможности использовать ингаляторы (при снижении интеллекта пациента) – аминофиллин (эуфиллин ) в/в.

Тяжелый приступ удушья (физическая активность резко ограничена, положение ортопное, испуг, «дыхательная паника». Резко выраженная экспираторная одышка, громкое свистящее дыхание, выраженная тахикардия, парадоксальный пульс, ПСВ < 60%).

В2-агонисты (сальбутамол и др.) – ежечасно или постоянно через небулайзер, аминофиллин (эуфиллин) – в/в, преднизолон по 3 таблетки каждые 2 часа (30-60 мг в сутки) и внутривенно – 90 мг (врачебная помощь – 200 мг).

Астматический статус – ингаляции кислорода через носовые катетеры, эуфиллин и преднизолон вводят в/в, как при тяжелом приступе БА.

Тактика фельдшера

При легкой степени удушья. Если приступ удушья ликвидирован, пациент остается дома с рекомендацией обратиться к врачу для определения тактики дальнейшего лечения.

Если восстановление дыхания неполное, применить метод лечения при среднетяжелом приступе.

При среднетяжелом приступе. Наблюдать пациента 1-3 часа. При положительном ответе на медицинскую помощь пациент остается дома. Рекомендовать ему продолжить прием В2-агонистов каждые 4 часа в течение 24-48 часов, кортикостероиды перорально. Консультация участкового врача.

Если при наблюдении выясняется, что через 1-2 часа сохраняются симптомы БА, пациент немедленно госпитализируется в терапевтическое или специализированное отделение.

При ухудшении состояния применяется схема лечения тяжелого приступа.

При тяжелом приступе удушья. При положительном ответе на медицинскую помощь рекомендуется консультация врача.

При неполном ответе – госпитализация пациента для лечения в палате интенсивной терапии.

При аспириновой астме. Индукторы БА – лекарственные препараты аспириновой группы: анальгин, вольтарен, метиндол, ибупрофен и др.; предшественник – вазомоторный ринит, полипоз слизистой носа.

Не использовать для оказания помощи теофедрин, содержащий амидопирин.

Рекомендовать пациенту избегать применения лекарств аспириновой группы, пищевых продуктов желтого цвета (пищевая добавка тартразин обладает перекрестной аллергией к аспирину): желтые пирожные, конфеты, мороженное и лекарство в желтой оболочке.

При астматическом статусе. После оказания помощи – немедленная госпитализация в реанимационное отделение.

Синдром острой дыхательной недостаточности (ОДН)

ОДН патологическое состояние организма, при котором нормальная функция аппарата внешнего дыхания не обеспечивает необходимый газообмен.

Ведущие симптомы ОДН:

· одышка;

· парадоксальное дыхание;

· беспокойство и возбуждение;

· потеря сознания.

Неотложная помощь при ОДН

Начинается с осмотра ротовой полости. При наличие песка, водорослей (утопление) – очистить ротовую полость, вытащить упавшие зубные протезы.

Приступить к подаче кислорода увлажненного или пропущенного через пеногаситель (антифомсилан, спирт) – при отеке легких. ИВЛ осуществляется, если пациент находится в бессознательном состоянии, при остановке дыхания, багровом цвете кожи, заторможенности, брадикардии, одышке при ЧДД более 40 в 1 минуту.

Реанимационные мероприятия (ИВЛ и закрытый массаж сердца) проводятся непрерывно во время транспортировки пациента.

Лекарственная и другая помощь зависит от этиологии ОДН.

При бронхоспазме (БА) в/в вводится 10 мл 2,4% раствора эуфиллина.

При отравлении лекарствами – промывание желудка, интубация, ИВЛ.

При геморрагическом инсульте – кислород до 50% в дыхательной смеси, уложить пациента на спину, слегка приподняв голову, снять зубные протезы, расстегнуть одежду, при наличие рвоты – голову повернуть набок и очистить ротовую полость. При снижении активности сердечной деятельности ввести 2 мл кордиамина в/м, 0,5 мл 0,025% раствора строфантина в/в, при высоком АД – 0,5-1 мл 0,1% раствора клофелина в/м или в легких случаях – 5 мл 2,4% раствора эуфиллина в/в. При появлении симптомов отека легких – фуросемид (2-4 мл) в/в.

Для нормализации дыхания проводить систематическое отсасывание слизи из полости рта электроотсосом, а в полость рта ввести воздуховод для предупреждения западения языка и облегчения дыхания.

При травме грудной клетки – простая или окклюзионная повязка на грудную клетку, обезболивание (2 мл 50% раствора анальгина в/м).

При наличие инородного тела трахеи и невозможности извлечь его – трахеостомия.

Тактика фельдшера

После оказания неотложной помощи пациенты госпитализируются в зависимости от этиологии в специализированные клинические отделения (кардиологическое. пульмонологическое. травматологическое. неврологическое. инфекционное).

При ОДН в стадии декомпенсации и терминальной стадии пациенты госпитализируются в реанимационное отделение.

Синдром отека легких

Ведущие симптомы отека легких:

· удушье;

· клокочущее дыхание;

· кашель с отделением пенистой мокроты розового цвета;

· акроцианоз.

Объективные симптомы:

· вынужденное сидячее положение пациента;

· инспираторная одышка.

При аускультации легких прослушиваются на всей поверхностью легких разнокалиберные влажные хрипы, возможна изменчивость хрипов: влажные – сухие. Иногда определяется притупление перкуторного звука в нижнебоковых отделах грудной клетки.

Тоны сердца приглушены, пульс становится неполным, АД снижается.

Неотложная помощь

Пациенту придается полусидячее положение в кровати со спущенными ногами.

Тампоном или электроотсосом удаляется мокрота изо рта.

Ингаляция кислорода . Вначале подается чистый кислород, затем – через пеногаситель (антифомсилан или этиловый 20% спирт), подача – 15 минут, перерыв – 10-15 минут.

Медикаментозные средства:

· 0,0005 г (1 табл.) нитроглицерина под язык (противопоказано при АДс < 100 мм рт. ст.);

· 1 мл 1% морфина гидрохлорида в/в в 20 мл изотонического раствора натрия хлорида (при низком АД не применять) + 0,5 мл 0,1% атропина при брадикардии;

· 4-12 мл 1% лазикса или фуросемида в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида в/в (противопоказан при коллапсе, шоке);

· 1-2 мл 1% димедрола или 1-2 мл 2,5% пипольфена в/м или в/в (уменьшают проницаемость капилляров) или 5 мл 5% аскорбиновой кислоты в/в;

· 30-60 мг преднизолона в/м или в/в (при низком и нормальном АД);

· 0,5-1 мл 5% пентамина в/м или в/в в 20 мл изотонического раствора натрия хлорида (при высоком АД);

· 1 мл 0,025% строфантина вместе с 10 мл физиологического раствора в/в медленно (при кардиогенном отеке легких).

Выбор лекарств при отеке легких

в зависимости от уровня АДс


Персонал скорой помощи, в том числе и фельдшеры, работает в очень сложных условиях. Во время выполнения вызова фельдшер может столкнуться с любой, самой неожиданной патологией. Ему необходимо иметь широкий кругозор, обладать знаниями из самых разных областей медицины, уметь быстро ориентироваться в сложной ситуации, сохранять хладнокровие, за короткое время принять верное решение. И это не в тихом кабинете, а в любых, часто самых экстремальных условиях. Для этого недостаточно одной только специальной подготовки, требуются еще и определенные моральные качества, хорошее здоровье и жизненный опыт. Труднее всего начинать самостоятельную работу. Постараемся вам в этом помочь.

Одна из главных сложностей состоит в том, что в момент выезда на вызов никогда не известно абсолютно точно, что ждет впереди. «Сердечный приступ» может обернуться чем угодно - от истерики до отравления таблетками, а при выезде по поводу травмы руки на месте может оказаться больной с огнестрельным ранением, массивной кровопотерей и шоком. Поэтому фельдшер должен быть постоянно готов к любым ситуациям. Но не следует постоянно держать себя в состоянии нервного напряжения - надо уметь быстро ориентироваться и мобилизовываться, прибыв на место.

Тактика фельдшера во время вызова

Уже подъезжая к месту вызова, надо начинать наблюдать и делать выводы. Встречают ли вас или нет; как выглядят встречающие - обеспокоены, заплаканы, встревожены или безразлично неторопливы, не находятся ли они в состоянии алкогольного опьянения, не выглядят ли странно для данных обстоятельств. Общих законов нет, но, как правило, когда случается что-то действительно серьезное, «скорую» встречают еще на улице. Необычное поведение может натолкнуть на мысль о неискренности вызвавших. В случае выезда по заведомо криминальному поводу (драки, массовые беспорядки и т. п.) надо затребовать милицейское сопровождение.

Встречающего следует пропустить вперед, пусть он показывает дорогу. Во-первых, он ее знает, а во-вторых, пусть он будет перед глазами, а не за спиной. По дороге следует начать расспрос, чтобы уточнить, что случилось.

Прибыв к больному, надо быстро оценить обстановку: шикарная квартира или логово бомжей; встревоженная мать с плачущим ребенком на руках, тихая старушка в окружении множества пузырьков, таблеток и рецептов или пьяная разгоряченная компания. Надо быть готовым действовать в любой из этих ситуаций. Во всяком случае первое, что надо выяснить, - к кому вас вызвали. Второе - какова конкретная причина вызова. Затем уточнить жалобы.

Сбор анамнеза в условиях скорой помощи имеет свои особенности. Его следует проводить целенаправленно. Не следует в самом начале допускать пространные рассказы об истории жизни, замужества и множестве своих хронических недугов. Следует выяснить, что случилось конкретно сейчас, все остальное - потом. Часто хронических больных, злоупотребляющих вызовами скорой помощи без достаточных оснований, это ставит в тупик. В то же время и человек действительно серьезно больной может растеряться, испугаться, не суметь сразу подобрать слова. Такому надо помочь. Однако не следует не только идти на поводу у больного, нельзя также и подавлять его, подгонять его жалобы под свое (возможно неверное) представление о характере заболевания. Следует обязательно спросить, с чем связывает сам больной свое состояние, но его ответ следует оценивать критически.

После выяснения картины происшедшего следует выяснить, возникло ли данное состояние впервые или подобное уже случалось. Что тогда помогло? Какой был поставлен диагноз? Имеются ли какие-нибудь медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, результаты обследований)? Какими еще заболеваниями страдает больной? Одновременно со сбором анамнеза надо начинать осмотр (сосчитать пульс, измерить артериальное давление, пропальпировать живот и т. д.)

Если маленький ребенок спит, лучше вначале осторожно пропальпировать живот, а уже затем будить его и проводить дальнейший осмотр. Осматривать зев у беспокойных детей следует в последнюю очередь, т. к. эта неприятная процедура может надолго затруднить контакт с ребенком.

При травмах следует сначала осмотреть место повреждения, одновременно оценив общее состояние больного, а затем переходить к обследованию по органам и системам.

На сбор анамнеза и осмотр в условиях скорой помощи отводится 5-10 мин. Но иногда нет и их! После этого надо делать выводы, ставить предварительный диагноз и принимать решение в отношении оказания помощи. В какой бы сложной ситуации вы ни оказались, не имеете права растеряться, даже если кажется, что вы ничего не понимаете и не знаете, что делать! Помните, что сможете это сделать! В любом случае ваше бездействие и паника приведут к большой беде. Если же такие ситуации возникают слишком часто, то стоит подумать о более спокойном месте работы.

Психологические аспекты в работе фельдшера

У постели больного следует вести себя доброжелательно, корректно, но деловито и твердо. Нельзя допускать по отношению к себе панибратства или снисходительного отношения со стороны родственников или больного, тем более - грубости. Ведь вы не напрашивались к ним в гости, они вызвали специалиста для оказания экстренной помощи в беде, следовательно, должны слушать ваши советы и выполнять данные рекомендации.

Но все действия при этом должны быть четкими, уверенными, вы должны всем своим видом внушать больному спокойствие. Все нормально, больной не один, и ему сейчас будет оказана помощь. Не следует допускать высказываний типа: «Я не знаю, что у вас», «Прямо не знаю, чем вам помочь» и т. п. Это деморализует родственников, больного, да и вас самих. Одно это может спровоцировать, скажем, приступ бронхиальной астмы!

Прежде чем делать инъекции или давать таблетки, необходимо выяснить, нет ли у больного аллергии на данные препараты.

Когда уже оказали помощь и ждете, пока, скажем, снизится артериальное давление или температура, можно задать несколько вопросов о картине или старых фотографиях на стене, о кличке кота (особенно детям) и т. п. Это действует располагающе и помогает больному расслабиться и отвлечься от своего болезненного состояния. Лекарства будут действовать быстрее и эффективнее, и это не преувеличение! Но не следует при этом разговаривать с другими членами бригады о проблемах на работе или отношениях в семье. Больной должен (и имеет полное право!) ощущать, что все внимание специалистов принадлежит только ему.

Кстати, о домашних животных. Кошки, птички и рыбки в аквариуме вряд ли помешают в работе, а вот собаку следует сразу же твердо потребовать запереть в другой комнате, как бы вас ни убеждали, что она добрая и не кусается. Даже если это действительно так, собака испытывает не меньший стресс в критической ситуации, чем человек, она склонна защищать хозяина от чужих людей и может ваши действия расценить как угрозу для него.

Тактика поведения фельдшера во время вызова на место происшествия

Особенно трудны в моральном плане бывают вызовы на улицу или в иное общественное место по поводу автоаварий, падений с высоты или внезапных тяжелых заболеваний, когда вокруг собирается разгоряченная толпа, как правило, негативно или даже агрессивно настроенная по отношению к сотрудникам скорой помощи.

Самая распространенная и невинная претензия: «Пока вас дождешься, можно сто раз умереть!» Люди неадекватно оценивают время. Даже если машина скорой помощи находилась за углом, и вы приняли вызов по рации (т. е. приехали через 1-2 мин), какое-то время ведь было затрачено на поиск телефона, переговоры с диспетчером, оформление им карты вызова и передачи данных вам.

Это понятно далеко не всем. Но бывают и прямые угрозы: «Если он умрет, я вас всех найду и убью!» Здесь надо учитывать следующее. Во-первых, в подавляющем большинстве случаев родственники или знакомые допускают подобные высказывания в состоянии сильного волнения и опасения за жизнь дорогого человека, они не собираются действительно вам мстить и впоследствии о своих словах жалеют. Пусть осознание этого поможет вам в подобной ситуации обрести спокойствие и простить этих людей. Во-вторых, бывают действительно опасные ситуации, когда вы можете оказаться один на один с группой возбужденных алкоголем или наркотиками людей, требующих спасти, возможно, уже мертвого. В данный момент они не отвечают за свои действия и ведут себя неадекватно. Здесь очень сложно давать общие советы, в каждой конкретной ситуации следует поступать по-разному.

Но в любом случае нельзя показывать своего страха или растерянности. Следует найти возможность сообщить о своем положении и вызвать милицию. Наиболее агрессивных следует чем-нибудь занять. «Хватай носилки, помоги переложить его, видишь, я один не справлюсь!» Следует как можно быстрее с больным в машине (или без него) покинуть опасное место (все равно вам там работать не дадут!), при этом отделавшись от «сопровождающих», отъехать на безопасное расстояние и уже тогда заниматься оказанием помощи. В крайнем случае следует помнить, что рисковать своей жизнью в подобной ситуации вы не обязаны, даже если это представляет угрозу для больного. К счастью, такие ситуации возникают довольно редко.

Чаще же на улице досаждают всевозможные «советчики», часть из которых может даже заявить, что они «медработники». Вступать с ними в пререкания не следует, надо продолжать делать свое дело. В случае необходимости следует передать активный вызов участковому врачу (когда больной по какой-либо причине не госпитализирован, но требует динамического наблюдения) или врачебной бригаде (когда больной в тяжелом состоянии, требует специализированной помощи, или просто вам не полностью ясна картина заболевания и вы не уверены в диагнозе). Принцип работы фельдшера (да и врача) скорой помощи - гипердиагностика. Лучше переоценить тяжесть состояния больного, чем недооценить ее. Обратиться за помощью к более опытным коллегам не зазорно, не следует стыдиться этого и перед больными. Будет гораздо хуже, если ваша стеснительность приведет к тяжелым последствиям. А учиться у других не поздно никогда, и это следует делать при любой возможности.

Введение

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи. Фельдшер является непосредственным исполнителем врачебных назначений, должен владеть простейшими приемами реанимации на догоспитальном этапе, оказывать неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях. Фельдшеры работают в службе скорой помощи, в клинико-диагностических лабораториях и фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), где оказывают медицинскую помощь сельскому населению.

Служба скорой помощи – одно из важнейших звеньев оказания медицинской помощи населению в нашей стране.

Жизнь, здоровье и хорошее отношение населения к службе скорой помощи зависят от качества медицинской помощи.

Фельдшеры проходят усовершенствование и специализацию в областном базовом училище повышения квалификации работников здравоохранения. На этих циклах читают лекции практикующие врачи скорой помощи.

Фельдшеры могут работать как в очаге поражения, так и за его пределами. В некоторых городах под руководством Центра медицины катастроф проводятся тактические учения персонала по медицинской помощи и взаимодействию с другими медицинскими и немедицинскими формированиями.

Фельдшеры должны уметь работать с аппаратурой, находящейся на оснащении станции скорой помощи (электрокардиографы, пневмокомплексы и т. д.).

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – первичное доврачебное медицинское учреждение, оказывающее медикосанитарную помощь сельскому населению. Медицинский персонал ФАП осуществляет на закрепленной за ним территории комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, оказывает больному первую доврачебную помощь на амбулаторном приеме и на дому. Медицинскую помощь больным оказывают в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки под руководством участкового врача.

Основными задачами ФАП, в соответствии с «Положением о фельдшерско-акушерском пункте», утвержденным Министерством здравоохранения СССР от 23.09.1981 г. № 1000, являются:

1) оказание доврачебной медицинской помощи населению;

2) своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;

3) организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Великой Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (животноводов, механизаторов и др.);

5) осуществление мероприятий по снижению смертности, в том числе детской и материнской;

6) участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных пунктов;

7) проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;

Основные функциональные обязанности фельдшеров

Важным разделом деятельности фельдшеров является оказание медицинской помощи больным на дому.

Порядок лечения больных на дому определяют врачи участковой больницы или центральной районной больницы (ЦРБ) и лишь в отдельных случаях – сам фельдшер.

Больных, оставленных на дому, необходимо постоянно наблюдать до их выздоровления. Особенно это относится к детям. Больных из отдаленных от ФАП населенных пунктов целесообразно госпитализировать; при оставлении больного на дому фельдшер извещает об этом врача сельского врачебного участка и осуществляет наблюдение за больным.

При амбулаторном обслуживании больных туберкулезом фельдшер, являясь исполнителем врачебных назначений, проводит иммунохимиопрофилактику, диспансеризацию, противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции, работу по гигиеническому воспитанию и др.

Фельдшер, работающий на ФАП, должен владеть простейшими приемами реанимации на догоспитальном этапе, особенно при внезапной остановке сердца или дыхания, причинами которых могут быть тяжелые травмы, кровопотеря, острый инфаркт миокарда, отравления, утопления, электротравмы. Потеря времени или неумелые действия фельдшера могут привести к печальным последствиям.

На фельдшеров и акушеров, работающих самостоятельно, возложено оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. При срочном вызове фельдшер должен иметь при себе чемоданчик, укомплектованный медицинским имуществом и медикаментами согласно перечню укладки, но рекомендуем и современные средства – порошкообразные сорбенты компании «М. К. Асептика» в индивидуальной упаковке, обладающие кровоостанавливающим и противовоспалительным действием, моментально покрывающие рану вместо повязки.

Большая роль принадлежит фельдшерам в диспансеризации сельского населения. Основной целью ее является осуществление мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний. Для проведения всеобщей диспансеризации осуществляется персональный учет всего населения, проживающего в районе обслуживания поликлиники, амбулатории и ФАП, в соответствии с «Инструкцией о порядке учета ежегодной диспансеризации всего населения». В сельской местности полицевые списки жителей составляют средние медицинские работники ФАП.

Для персонального учета каждого жителя средние медицинские работники заполняют «Карту учета диспансеризации» и нумеруют ее в соответствии с номером медицинской карты амбулаторного больного. После уточнения состава населения все «Карты учета диспансеризации» передаются в картотеку.

Если лица, находящиеся под диспансерным наблюдением, не являются к врачу, то фельдшер или акушерка навещают их на дому или на работе, разъясняют необходимость врачебного обследования. Фельдшер или акушерка следит, чтобы больные, нуждающиеся в сезонном (осень, весна) противорецидивном лечении, своевременно получали его в стационаре или амбулаторно.

Качество работы фельдшеров и акушерок по диспансеризации определяется своевременностью явки диспансеризуемых и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, назначаемых врачом, а также правильностью заполнения контрольной карты диспансерного наблюдения и ведения картотеки диспансеризуемых.

Важное значение для снижения заболеваемости имеет надлежащая организация экспертизы временной нетрудоспособности на ФАП.

В соответствии с «Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом» заведующий ФАП – фельдшер – может иметь право выдавать больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ. Основанием для предоставления права выдачи больничных листов фельдшеру является ходатайство главного врача района, в котором должны быть указаны:

1) удаленность ФАП от больницы (амбулатории), к которой он приписан;

2) количество обслуживаемых населенных пунктов хозяйства и число работающих в них;

3) состояние путей сообщения;

4) стаж работы фельдшера и уровень его квалификации;

5) знание и соблюдение фельдшером основ экспертиз временной нетрудоспособности и «Инструкции о порядке выдачи больничных листов».

Учет выданных больничных листов фельдшер ведет в «Книге регистрации листков нетрудоспособности» с обязательным заполнением всех ее граф. При закрытии врачом больничного листа больной является в ФАП. Фельдшер должен заполнить остальные графы книги: заключительный диагноз, фамилия врача, закрывшего больничный лист, по какое число больной освобожден от работы, общее число календарных дней освобождения от работы.

Особое внимание фельдшеры должны уделять правильному оформлению, хранению и учету больничных листов, которые следует хранить в сейфе ФАП.

Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям

На каждом ФАП фельдшер (акушерка) ведет картотеку полицевого учета женщин, начиная с 18-летнего возраста, куда вносит паспортные данные, перенесенные заболевания, сведения о всех беременностях (годы, чем заканчивалась каждая беременность, осложнения).

Обследование каждой беременной при первом обращении фельдшер (акушерка) начинает с общего осмотра, измеряет длину и массу тела, артериальное давление на обеих руках, в пределах своей компетенции определяет состояние сердца, легких и других органов, исследует мочу на белок. Осуществляя наблюдение за беременными, фельдшер (акушерка) ФАП обязан каждую из них показать врачу; в случаях, когда у женщины обнаруживаются малейшие отклонения от нормального развития беременности, она должна быть немедленно направлена к врачу.

Важным разделом деятельности фельдшера является охрана здоровья детей. Значительное место в этой работе занимает патронаж. Согласно существующему положению, фельдшер (акушерка) посещает новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома; если в семье родился первый ребенок, то его посещают в первый же день после выписки, а в дальнейшем – через 2–3 дня в течение первой недели и еженедельно – в течение первого месяца жизни.

При осмотре обращают внимание на общее состояние ребенка, а также на состояние различных органов и систем, особенно нервной системы, кожи, пупочного кольца, на наличие аномалий развития.

От чуткого и квалифицированного наблюдения за ребенком в возрасте до одного месяца во многом зависит профилактика септических заболеваний, успешное лечение врожденных заболеваний, следовательно, и здоровье ребенка в будущем.

Фельдшер (акушерка) должен видеть ребенка в течение первого года жизни 12 раз на профилактических приемах и 20 раз при патронаже на дому.

В течение второго года жизни ребенка фельдшер дает подробное заключение о его состоянии здоровья, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие. Это заключение необходимо довести до сведения родителей, сделав акцент на недостатках, и дать рекомендации по дальнейшему воспитанию и оздоровлению ребенка.

Фельдшеры и акушерки при обслуживании школьников (там, где нет школьной медицинской сестры) обязаны:

1) принимать участие в медицинских осмотрах школьников, проводимых педиатром, подготавливать медицинские карты и заполнять их общую часть;

2) записывать анамнез, жалобы, сведения о перенесенных заболеваниях, прививках;

3) проводить антропометрические измерения, определять остроту зрения и слуха;

4) направлять по указанию врача в лечебно-профилактические учреждения для дополнительных лабораторных исследований, консультаций с врачами-специалистами;

5) доводить до сведения учителей школы результаты медицинских осмотров с рекомендациями врачей-специалистов;

6) контролировать организацию рационального режима дня и питания, гигиенического воспитания учащихся, организацию трудового воспитания;

7) осуществлять контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, мытьем посуды, а также за соблюдением сроков реализации продуктов и готовой пищи;

8) проводить работу по профилактике детского травматизма (в том числе спортивного), по учету и анализу (совместно с врачом) всех случаев травм;

9) осуществлять после осмотра врача и под его контролем профилактические прививки учащимся, предварительно оповещая об этом родителей, вести их учет и изоляцию заболевших школьников; осмотры, термометрию и прочие мероприятия в отношении детей, контактировавших с инфекционными больными, сообщать врачу сельского врачебного участка, директору школы, в СЭС о каждом случае инфекционного заболевания;

10) обследовать учащихся на гельминты и под руководством педиатра и эпидемиолога проводить дегельминтизацию. Одним из важных разделов деятельности фельдшеров ФАП является проведение первичных противоэпидемических мероприятий при возникновении очагов инфекционных заболеваний, от своевременности и качества которых зависит эффективность предупреждения распространения инфекции за пределы возникшего очага. В связи с этим большое значение имеет организация деятельности работников ФАП, направленная на выявление инфекционных заболеваний среди населения.

При установлении диагноза инфекционного заболевания (или подозрении на него) средний медицинский персонал ФАЛ должен провести первичные противоэпидемические мероприятия в очаге:

1) изолировать больного на дому и организовать текущую дезинфекцию до госпитализации больного;

2) выявить всех лиц, контактировавших с больным, взять их на учет и установить за ними медицинское наблюдение;

3) осуществить (совместно с врачом) карантинные мероприятия в отношении контактировавших с больными лиц, посещающих детские дошкольные учреждения, школы или работающих на эпидемически важных объектах;

4) сообщить по месту работы, учебы, в детские дошкольные учреждения, по месту жительства о заболевшем и контактировавших с ним лицах; по указанию педиатра или эпидемиолога провести иммунопрофилактику контактировавших с инфекционным больным.

Инфекционный больной госпитализируется в течение первых суток заболевания на специальном транспорте. При его отсутствии больного можно перевозить на любом транспорте с последующей дезинфекцией.

В дальнейшем медицинский работник ФАЛ выполняет указания эпидемиолога (помощника эпидемиолога) и осуществляет:

1) забор материала у лиц, контактировавших с больными, для лабораторного исследования с целью выявления бактерионосителей;

2) прививки по эпидемиологическим показаниям и химиопрофилактику;

3) динамическое наблюдение за лицами, контактировавшими с больными, в течение срока инкубационного периода данного инфекционного заболевания.

Большую роль играют фельдшеры и акушерки ФАП в проведении оздоровительных мероприятий, гигиеническом воспитании сельского населения и пропаганде здорового образа жизни. Ежегодно районная СЭС составляет план работы по привлечению среднего медицинского персонала к текущему санитарному надзору, который утверждается главным врачом ФАП и доводится до сведения всех ФАП.

Чтобы правильно оценить уровень благополучия объекта, фельдшеров обучают простейшим лабораторным анализам, экспресс-методам и снабжают их походными экспресс-лабораториями. Под походную экспресс-лабораторию, укомплектованную химическими реактивами, индикаторной бумагой, ватой, пинцетом, инструкцией, можно приспособить обыкновенную автомобильную медицинскую аптечку.

Привлечение фельдшеров ФАП к текущему санитарному надзору положительно влияет на качество санитарно-оздоровительных мероприятий, способствует улучшению санитарного состояния объектов.

Следующим важным разделом работы фельдшеров ФАП являются организация и проведение противоглистных мероприятий, задача которых – выявление и своевременное лечение больных, а также осуществление комплекса мероприятий, направленных на оздоровление очага (населенного пункта) и микроочага гельминтоза (домовладения, усадьбы, детские учреждения и др.). Для проведения этой работы необходимо знать видовой состав гельминтов на конкретной территории.

Микроочаги гельминтозов (аскаридоза и трихоцефалеза) можно обнаружить, исследуя почву путем отбора проб из наиболее загрязненных фекалиями мест на приусадебных участках. Эту работу следует проводить совместно с СЭС, но фельдшер организует сбор материала для лабораторного исследования. При массовой дегельминтизации населения медицинский персонал ФАП привлекает к работе общественный санитарный актив.

Всех выявленных больных гельминтозами в кратчайший срок подвергают санации и сообщают о них на сельский врачебный участок. За больными, прошедшими лечение, устанавливают диспансерное наблюдение до полного излечения и ликвидации микроочага.

Фельдшеру ФАП часто приходится принимать участие в анализе производственного травматизма и разработке мероприятий по его снижению. Поэтому он должен быть хорошо знаком с основными причинами возникновения травматизма: техническими, организационными и санитарно-гигиеническими.

Более половины всех пострадавших обращаются на ФАП, поэтому от среднего медицинского персонала требуется постоянное совершенствование знаний, в частности по оказанию первой помощи при травмах. Такая подготовка фельдшеров должна вестись в хирургическом кабинете или травматологическом пункте ЦРБ. Главный врач участковой больницы (амбулатории) и районный хирург контролируют работу фельдшеров по оказанию первой помощи при травмах и руководят работой.

Кроме оказания первой помощи пострадавшему, фельдшеры ФАП осуществляют регистрацию и учет травм; выявляют, изучают и анализируют их причины в зависимости от различных факторов; совместно с врачами разрабатывают конкретные мероприятия по устранению выявленных причин; осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности; обучают работников сельского хозяйства приемам оказания самои взаимопомощи.

В повышении квалификации медицинского персонала ФАП важную роль играет организационно-методическая и лечебно-консультативная помощь, оказываемая их врачами-специалистами ЦРБ, сельских врачебных участков во время плановых выездов. После углубленного изучения деятельности ФАП специалисты проводят с фельдшерами занятия, на которых подробно разбирают недостатки в лечебно-профилактической работе и намечают мероприятия по ее улучшению.

Одним из эффективных методов повышения квалификации средних медицинских работников является обмен опытом, предусматривающий детальное изучение работы передового ФАП на месте в течение 3–5 дней.

Большое значение для правильной расстановки средних медицинских работников и повышения их квалификации имеет аттестация. Она является важным стимулом в улучшении показателей работы, закрепления кадров на селе и необходимым условием для определения соответствия средних медицинских работников занимаемой должности, оценки перспектив их использования, а также для разработки новых критериев обучения и творческой инициативы.

Лабораторная служба

На должность медицинского лабораторного техника назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальности «Лабораторная диагностика» и квалификацию «Медицинский лабораторный техник» (фельдшер-лаборант) и сертификат специалиста.

Медицинский лабораторный техник подчиняется заведующему клинико-диагностической лабораторией (КДЛ), а также врачу клинической лабораторной диагностики.

В своей работе медицинский лабораторный техник руководствуется действующими нормативными документами, должностными инструкциями.

Лабораторный техник:

1) выполняет лабораторные исследования в соответствии с установленными нормами нагрузки и квалификационными требованиями;

2) подготавливает для работы реактивы, химическую посуду, аппаратуру, дезинфицирующие растворы;

3) регистрирует поступающий в лабораторию биологический материал для исследования, в том числе с использованием персонального компьютера, проводит обработку материала и подготовку к исследованию;

4) проводит взятие крови из пальца;

5) проводит стерилизацию лабораторного инструментария в соответствии с действующими инструкциями;

6) ведет необходимую документацию (регистрация, записи в журналах, бланках результатов анализа и т. д.);

7) выполняет поручения заведующего КДЛ по материальнотехническому обеспечению лаборатории;

8) принимает участие в занятиях для сотрудников со средним медицинским образованием;

9) соблюдает правила техники безопасности и производственной санитарии, согласно требованиям санэпидемрежима;

10) повышает профессиональную квалификацию.

Медицинский лабораторный техник имеет право:

1) вносить предложения вышестоящим должностным лицам по вопросам улучшения организации и условий труда;

2) периодически в установленном порядке проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории;

3) медицинский лабораторный техник несет ответственность за невыполнение своих обязанностей, предусмотренных положением и правилами внутреннего трудового распорядка.

Из книги Вашу мать, сэр! Иллюстрированный словарь американского сленга автора Московцев Николай Г

Введение Все дилетанты, но в разных областях . Занимаешься всегда не тем, чем собирался. Предлагаем любителям нетривиальных путешествий словарь-путеводитель по экзотической части американского английского. Такой язык мало доступен тем, кто не принадлежит к местной

Из книги Профессия повар. Учебное пособие автора Барановский Виктор Александрович

Из книги Пистолет и револьвер в России автора Федосеев Семён Леонидович

Введение Пистолеты и револьверы - наиболее массовое в мире оружие. За ним закреплен приоритет «личного оружия нападения и защиты, предназначенного для поражения живой силы противника на коротких расстояниях (до 50 м) и в рукопашной «схватке». Если в армиях почти всюду на

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги Полный медицинский справочник фельдшера автора Вяткина П.

Введение Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи. Фельдшер является

Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Фоули Дениз

Из книги Лечение растениями. Энциклопедический справочник автора Непокойчицкий Геннадий

Введение Биология и медицина признают, что организм человека является так называемой открытой системой по восприятию и излучению энергии. Он воспринимает доходящую до Земли энергию Космоса – прану, эфир – и преобразует ее для своей жизнедеятельности (либо излучает

Из книги Как читать анализы крови, мочи и кала. Домашний справочник автора Измайлова Инна

Введение Невозможно представить себе грамотного человека, который ни разу в жизни не пролистывал свою медицинскую карточку и не вчитывался в результаты исследований. Собственное здоровье и здоровье детей нас тревожит, и мы хотим знать о нем как можно больше. К

Из книги Ремонт сантехники автора Горбов А М

ВВЕДЕНИЕ Даже кратковременное отсутствие воды в квартире доставляет ее обитателям массу неудобств. Чтобы оградить себя от подобных хлопот и аварийных ремонтов, необходимо тщательно соблюдать рекомендации по обслуживанию и использованию бытовой

Из книги Энциклопедический словарь псевдонимов автора Колосова Светлана

Введение Псевдонимы (от греч. слова «pseudonymos» – носящий вымышленное имя) заслуживают изучения как один из важных факторов творческой жизни всех времен и народов. Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах) можно назвать псевдономастикой, или

Из книги Справочник семейного доктора автора Коллектив авторов

Введение «Salus aegroti suprema lex» («Благо больного – высший закон») – это основной принцип, которым должны руководствоваться врачи в своей деятельности. Правда, вся сложность в том, что именно врач, а не больной может определять, что для больного благо. В дальнейшем мы увидим, что

Из книги Домашний справочник самых важных советов для вашего здоровья автора Агапкин Сергей Николаевич

Введение Если вы открыли эту книгу, значит, была на то причина. Скорее всего, вы просто однажды поняли, что хотите как можно больше знать о своем здоровье. Зачем? Да чтобы сохранить его и прожить долгую и полноценную жизнь без боли, недомоганий, слабости, больниц и лекарств.

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Из книги Трактат о женской самообороне [Практическое пособие] автора Лялько Виктор Владимирович

Из книги Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера автора Солнцев Г.

Введение КлассификацияЧасовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными.

Из книги Новый подход к чтению ладони автора Вебстер Ричард

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»