Отставка горбачева.   Отставка президента Горбачева

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Статья о 10 самых качественных внедорожников для дорог России, их характеристики. В конце статьи - интересное видео о самых проходимых вездеходах России!

Содержание статьи:

Отсутствие хороших дорог - это извечная российская беда. И при выборе автомобиля нельзя не учитывать этот фактор. Ведь нужно приобретать такую машину, которая сможет передвигаться без проблем по отечественным дорогам. Мало того, не стоит забывать о суровом климате и неблагоприятных условиях некоторых регионов России. В этом случае лучшим автомобилем станет внедорожник.

Рейтинг лучших внедорожников для российских дорог


Начнем с отечественного автопрома. Русские внедорожники отлично подходят для российских автодорог. Они обладают множеством достоинств: доступностью, невысокой стоимостью, ремонтопригодностью. Кроме того, ездить по перелескам и грязи выгоднее на бюджетном автомобиле, чем на зарубежном джипе, стоимость которого сравнима со стоимостью хорошей квартиры.

Однако россияне зачастую пренебрежительно относятся к местным автомобилям. Чего не скажешь о «сытой» Европе. Например, в Великобритании существует клуб любителей российского автопрома, в котором наибольшей популярностью пользуется именно «Нива».


Этот проходимый автомобиль отлично подойдет для нашей местности. Многие лесники используют «Ниву», так как приходится часто передвигаться по лесным труднопреодолимым дорогам. А для этого необходимо авто со скромными габаритами. В этом внедорожнике чувствуется живая связь с автомобилем, так как слышна работа всех деталей. В иномарках такого нет.

Для повышения проходимости можно установить на «Ниву» большие «грязевые» колеса, веткоотбойники, дополнительные фонари.


Это самый заслуженный отечественный внедорожник. Этот автомобиль был создан в далекие военные годы. В годы застоя эти машины достойно служили Советской Армии. Они легко ездили как по асфальтированным дорогам, так и по непролазной грязи.

Сейчас появилось много новых модификаций Уазика: «Patriot», «Pickup», «Hunter», «Patriot Sport», которые отлично подойдут для российских дорог. Владельцу такого внедорожника не страшны ни ямы на дорогах, ни ухабы. УАЗ выдержит все.

Как правило, такие внедорожники не покупают для поездок в мегаполисе, это нецелесообразно - расход топлива большой, а использовать весь потенциал внедорожника не получается. Такие машины больше подойдут для сельской местности, ралли, трофи-рейдов.

Единственным непреодолимым препятствием для «бобиков» (как ласково прозвали УАЗы в народе) с обычной резиной являются очень глубокие колеи, поскольку дорожный просвет у этих машин небольшой.


Этот американский внедорожник не просто большой, он гигантский. Это воплощение гигантомании, демонстрация огромной любви к изобилию. Мало какой автомобиль (а особенно внедорожник) может похвастаться длиной 5,7 м.

В салоне этого внедорожника можно поместить даже комод. В огромном багажном отсеке можно разместить много разных вещей. Правда, стоит такое удовольствие около 5 миллионов рублей.


В этом автомобиле установлен 6,2-литровый V8 мотор, который может отключать четыре цилиндра. До сотни машина разгоняется за 6,7 сек. Расход этого роскошного авто весьма внушительный – 14-15 литров 95-го бензина на 100 км пути. Шестиступенчатым автоматом можно управлять с помощью подрулевого весла.

При этом во время управления Escalade отсутствует ощущение, что водишь грузовик. С этим внедорожником справится даже женщина.

Одним словом, это шикарное авто всем хорошо, кроме своего небольшого клиренса (205 мм). На настоящей внедорожной дороге он может растерять часть своего красивого обвеса. Но для города во время слякоти этот автомобиль идеален.


Этот автомобиль может оснащаться разными двигателями. Но чаще всего покупатели выбирают авто с бензиновым трехлитровым V6 178-сильным мотором. Этот двигатель дешев, конструктивно прост и охотно «кушает» отечественный 92-й бензин, когда остальным внедорожникам подавай только 95-й. При этом традиционные платиново-иридиевые свечи на таком топливе спокойно выдерживают 100 тысяч километров пробега.

Многие владельцы жалуются на вялую динамику. Разгон до сотни займет с 5-ступенчатым автоматом 13,6 сек., а с «механикой» – на секунду меньше.

Если под колесами асфальт либо ровная заснеженная дорога, селектор раздатки можно поставить в положение 2Н, после чего внедорожник станет заднеприводным. Если на сухом асфальте перемежаются пятна наледи, можно легко подключить передний мост, причем даже на скорости 100 км/час. Если вдруг на наших дорогах начнут буксовать задние колеса, то вискомуфта «подожмет» межосевой дифференциал и увеличит тягу на передних автоколесах. Если и этого мало, то можно рычагом жестко заблокировать межосевик. Одним словом, этот автомобиль легко преодолеет все тяготы наших дорог.


Размеры этого внедорожника также впечатляют. Когда этот автомобиль едет в левой полосе на высокой скорости, многим автомобилистам из соседних рядов становится как-то не по себе. На трассе этот 2,7-тонный внедорожник послушен, исполнителен и легко обучаем.

Для таких больших машин слово «проходимость» означает не то же понятие, что для «Нивы», которую ее владельцы считают также большой. Однако в сравнении с Инфинити Нива кажется просто карапузом. Этот автомобиль отлично справится с грязью, снегом и другими составляющими отечественных дорог. Кроме того, водитель и пассажиры абсолютно не почувствуют ям, которые встречаются на трассах. Infiniti QX56 с легкостью их преодолеет.

Клиренс достаточно большой, поэтому подвеска по высоте не регулируется. Вряд ли этот автомобиль не сможет преодолеть какое-то дорожное препятствие.


Представленный широкой публике еще в 2003 году, он сразу показал себя сильным, комфортным автомобилем с великолепным плавным ходом.

Хотя от Toyota Land Cruiser 100 ему досталась полноприводная система и 6-ступенчатый «автомат» с понижающей передачей, внедорожник построен на совершенно новой платформе. Водитель может самостоятельно регулировать подвеску простым нажатием кнопки: поднять кузов на плохой местности, опустить – на трассе во время увеличения скорости.

Благодаря рамной конструкции, блокируемому межосевому дифференциалу, ABS, системе контроля тяги, помощнику при резком торможении, противозаносной системе и прочим ассистентам Lexus GX способен преодолевать любые местности в любых погодных условиях. Premium и Luxury комплектации дополнительно имеют Multi-terrain Select систему, чьи запрограмированные алгоритмы адаптируют ходовую часть автомобиля под разные типы дорожных покрытий.

Оснащенный 4,7-литровым 296-сильным мотором V8, Lexus GX является одним из наиболее динамичных и быстрых внедорожников.


И снова детище японского автопрома. Короткие свесы кузова, огромнейшие колеса и клиренс в 24 см при достаточно короткой базе обеспечивают этому внедорожнику замечательную геометрическую проходимость. Именно поэтому этот автомобиль идеально подойдет для любителей езды по бездорожью. А в России этого бездорожья хоть отбавляй. Лихо передвигаться по пересеченной местности данному автомобилю помогают надежная подвеска, а также арсенал разных внедорожных средств.

Даже школьник сможет понять, как работает система подключаемого полного привода. Намерения водителя система понимает фактически с полуслова. После подключения переднего моста тут же отключается система противобуксовки. При включенном пониженном ряде трансмиссии автоматически включится блокировка межосевого дифференциала. С «антибуксом» отключатся VSC и ABS. В критических ситуациях можно легко заблокировать задний межколесный дифференциал.

Одним словом, Toyota FJ Cruiser проедет везде. Но даже в российских реалиях внедорожные качества этого автомобиля вряд ли пригодятся в полной мере.


По большому счету, максимальной задачей для этого авто вне асфальтированных трасс будет выезд в лес на пикник. Поэтому вся внешняя облицовка пластиковая.


Бронзовое место нашего рейтинга достается немецкому автомобилю Audi Q7. Это первое авто, построенное на модульной платформе MLB Evo, что позволило немного уменьшить вес внедорожника. Снаряженная масса составляет менее двух тонн.

Бензиновый мотор с легкостью разгоняет Audi до сотни за 6 секунд. Максимум из этого автомобиля можно выжать 250 км/ч. Управлять этим авто приятно. Восьмиступенчатый автомат переключается очень плавно, что обеспечивает уверенное ускорение. С торможением также проблем не возникнет. Шестипоршневые суппорты работают надежно, поэтому любые ямы можно объехать плавно. «Ку-седьмой» равнодушно относится к изъянам российского дорожного покрытия.

Правда, расход не радует. Заявленные 9,4 л/100 км можно смело умножить на два. Возможно, именно поэтому 94% проданных в РФ Audi Q7 были оснащены дизельными моторами.

Такой внедорожник стоит 4,85 млн. рублей. Но если отказаться от панорамной крыши, камер кругового обзора, акустики Bose и прочих не очень важных опций, можно вложиться в 4 миллиона. Вполне нормальная цена для такого внедорожника.


Конечно, этот рейтинг не мог обойтись без культового Мерседеса. Это яркий образец внедорожника бизнес-класса. Представительный и изящный, но в то же время мощный и надежный автомобиль, который по-достоинству оценили многие владельцы.

Система полного привода, а также электронной стабилизации позволит с одинаковым комфортом передвигаться как в городском режиме, так и по российскому бездорожью. Электронная «начинка» внедорожника делает движение максимально удобным и безопасным. При этом автомобиль отличается экономичностью. Одним словом, это идеальный вариант для езды в городе и в более суровых условиях. Его часто приобретают любители экстрима и путешествий.


Золото достается именно этому мини-танку. Ни один другой автомобиль не доставит столько удовольствия от движения по бездорожью, болоту, грязи. Даже с самыми суровыми условиями Hummer с легкостью справится, поскольку это его родная среда.

За счет удлиненной колёсной базы он демонстрирует замечательную устойчивость на дороге, обеспечивая при этом комфорт для пассажиров. Широкая колея и расставленные по углам колёса обеспечили автомобилю отличную проходимость. Второй «Хаммер» имеет постоянный полный привод Borg Warner с демультипликатором, позволяющий вытащить достаточно тяжелый внедорожник из грязи либо песчаных заносов.

«Хаммер» оснащен противобуксовочной системой, одновременно контролирующей работу всех колёс. Если одно колесо вдруг утратит сцепление с трассой, система автоматически переложит всю работу на остальные колеса. И так будет происходить, пока всю нагрузку не примет на себя одно колесо, цепляющееся за дорожное полотно.

Для передвижения по глубокому снегу либо рыхлому песку, когда колеса только гребут, но не толкают авто вперёд, предусмотрена система TSC2, блокирующая противобуксовочную систему.


В принципе, Hummer H2 создавался для работы в сложных условиях, поэтому российские дороги ему не страшны.

Подведем итоги

Как бы ни критиковали российские дороги, но их качество все равно понемногу повышается. Поэтому любой из выше приведенных внедорожников обеспечит комфортное передвижение. Мало того, зачастую эти автомобили будут использоваться в пол силы.

Видео - самые проходимые российские внедорожники:

Для того, чтобы поездки по далеко не самым гладким дорогам были максимально комфортными и быстрыми, существует такой вид автомобилей, как внедорожники. Они отличаются от стандартных легковых машин колёсной базой, дорожным просветом, приводом, подвеской, а также габаритами. Всё это позволяет машинам быть максимально эффективными даже при езде в экстремальных условиях, например, на бездорожье, по каменистой местности и т. д. Для такой цели лучше всего подходят самые проходимые внедорожники, они справятся с любой дорогой, особенно, если резину поставить внедорожную.

Если вы хотите приобрести машину, для которой действительно нет ограничений, то поможет вам разобраться с тем, какой же машине отдать своё предпочтение. Но все равно, это автомобили, с ограниченными возможностями на бездорожье. Для тех, кто хочет действительно легко проехать через болото или любую другую непроходимую местность, есть смысл сразу купить снегоболотоход, у него точно нет преград на бездорожье.

Автомобилей в классе внедорожников много, они представлены различными брендами, но мы расскажем про самые проходимые внедорожники из всех существующих. Стоит сказать, что рейтинг нельзя назвать на 100% истинным, но любая машина из представленных в нём заслуживает такого звания, как самый проходимый внедорожник в мире.

  • дорожный просвет, он должен быть максимальным, чтобы выступы на дороге не стали проблемой для машины;
  • подвеска, она должна нивелировать неровности;
  • угол въезда, машина должна без проблем покорять возвышения;
  • мощность, естественно, что чем мощнее автомобиль, тем из более экстремальных условий он сможет выбраться.

Список, в который вошли лучшие внедорожники мира по проходимости, открывает превосходный Jeep Grand Cherokee. Эта машина создана для того, чтобы чувствовать себя как дома даже в самых экстремальных условиях. Первым его достоинством обозначим относительную доступность, если сравнивать с другими участниками рейтинга, но до в плане доступности Гранд Чероки далеко. Также машина отличается действительно высокой мощностью.

Для того, чтобы выбраться из любой передряги, Jeep Grand Cherokee оснастили буксировочными креплениями, так что машина сможет помочь выбраться другим авто, а также, при необходимости, крепления будут полезны и для самого джипа. Также машина оснащена защитными пластинами, чтобы избежать серьёзных поломок. Платформа на Jeep Grand Cherokee инновационная, разработана совместно с Мерседес, а потому в её надёжности можно не сомневаться. Это настоящий внедорожник для любителей экстремальной езды, не путайте с !

У Ниссан есть целая серия пикапов, отличающихся высокой проходимостью, но попаданием в рейтинг внедорожников по проходимости достоин лишь среднеразмерный Nissan Frontier PRO-4X. Эта машина оснащается автоматической коробкой передач, что существенно облегчает управление. Также весьма кстати придётся кузов машины: Nissan Frontier является пикапом, который отличается большой грузоподъёмностью, а она никогда не бывает лишней.

Также для лучшей управляемости и проходимости машину оснастили HDS и блокировкой заднего потенциала. Если вы хотите приобрести пикап с высокой проходимостью, то советуем вам именно этот автомобиль.

Полноправным участником рейтинга назовём также превосходный Land Rover Discovery. Лэнд Ровер в последнее время перестал производить настоящие внедорожники, переключившись на «паркетники», но Дискавери можно назвать одним из лучших видов транспорта для каждого, кто любит езду в экстремальных условиях. Заставить Land Rover Discovery буксовать практически невозможно, ведь здесь используется одна из лучших в мире антипробуксовочных систем.

Если вы выберите эту модель в одной из премиальных комплектаций, то обязательно оцените такие важные «бонусы», как запасное колесо, блокировку заднего потенциала, а также другие опции, входящие в пакет Heavy Duty. Land Rover Discovery обязательно должен присутствовать в рейтинге, где представлены джипы и внедорожники, отличающиеся повышенной проходимостью.

Toyota FJ Cruiser, которая является модернизированным вариантом классической Toyota Land Cruiser FJ40, заслуживает места в этом рейтинге. Особенно, если приобретёте этот автомобиль с пакетом Off-Road. Так вы получите целый ряд важных опций, таких как лучшие в мире амортизаторы Bilstein, блокиратор заднего дифференциала, а также великолепную приборную панель, которая проинформирует вас не только о скорости, но и о температуре снаружи машины, уровне крена, есть здесь и компас.

Toyota FJ Cruiser отличается великолепными углами подъёма и спуска, а также существенно укороченной колёсной базой, что прибавляет машине устойчивости. Всё это позволяет ей стать полноправным участником рейтинга самых проходимых авто.

Старичок Nissan Xterra PRO-4X также вполне заслужил попасть в наш список, скорее, как единственный и лучший представитель внедорожников 90-х. Благодаря тому, что инженеры японской компании его освежили и модернизировали, машина может достойно конкурировать с любым современным джипом.

Кроме того, кузов позволяет перевозить достаточно большие грузы, что также несомненный плюс. Нельзя не отметить и отличные технические характеристики машины. Чтобы преодоление препятствий проходило более гладко, рекомендуем приобрести машину именно с пакетом PRO-4X, где присутствуют все опции для современного покорителя бездорожья.

Если вы хотите, чтобы другие автомобилисты и пешеходы сразу же увидели в вас настоящего мужчину, то лучшего варианта, чем Ram Power Wagon просто не найти! Эта машина отличается беспрецедентными габаритами, которые просто невозможно оставить без внимания. Данный внедорожник подойдёт только уверенным в себе мужчинам!

В плане проходимости автомобиль имеет все необходимые характеристики для успешного преодоления препятствий: блокировка заднего дифференциала, наличие автоматического отключения стабилизатора, а также лебёдки, которая станет крайнем методом, чтобы выбраться из любой передряги. При чём, все эти опции достались в наследство от легендарного Wrangler Unlimited, что само по себе гарантия качества. Также машине прибавляют брутальности ходовые огни, расположенные на крыше. Любители радио оценят коротковолновую антенну.

Toyota Tacoma TRD Off-Road стала настоящим бестселлером среди любителей охоты, ведь эта машина сама по себе настоящий зверь. Пакет TRD Off-Road открывает доступ ко всем «прелестям» внедорожника: амортизаторам Bilstein, традиционному заднему блокиратору, а также защитным пластинам, обеспечивающим максимальную защиту от повреждений.

Toyota Tacoma имеет высокую посадку, что поможет водителю получить лучший обзор и станет ещё одной причиной смотреть на других участников движения свысока!

Тройку лучших машин по проходимости в мире открывает легендарный Ford F-150 SVT Raptor. Эта машина получила прозвище «покоритель барханов», использовалась американской армией в качестве автомобиля для передвижения по пустыням. Естественно, что Раптор получил превосходную проходимость.

Сейчас машина стала более современной, ведь её оснастили off-road камерой, которая поможет получить полное представление о местности и ситуации вокруг. Кроме того, слегка поработали над дизайном, после чего этот пикап стал настоящим королём экстремальной езды. Подвеска здесь просто превосходная, а передний дифференциал только способствует лучшей проходимости. Более чем заслуженное 3-е место для американской легенды! Самые проходимые внедорожники это не только Форд Раптор, далее есть еще пару интересных экземпляров.

Toyota 4Runner версии 2009-го года, которая была полностью обновлена и улучшена, также заслуживает внимания каждого любителя настоящих внедорожников. Для того, чтобы почувствовать всю прелесть этого автомобиля, рекомендуется приобретать его с пакетом Trail, ведь он оснащён системой Multi-Terrain Select, которая поможет машине адоптироваться в зависимости от дорожной поверхности, подвеской KDSS с автоматической регулировкой стабилизаторов, а также повышенным клиренсом и блокировочным задним дифференциалом.

Но настоящей «фишкой» Toyota 4Runner стала система Crawl Control, для которой просто нет ограничений: вы сможете проехать по абсолютно любой поверхности! Безусловно, один из лучших представителей класса внедорожников.

Звания «самый проходимый внедорожник в мире», вне всяких сомнений, заслуживает Jeep Wrangler Rubicon. Для этой машины просто нет местности, которую она не могла бы преодолеть. Благодаря усиленному V6-двигателю мощностью в 260 «лошадей» для этой машины просто нет никаких ограничений!

Прибавьте к этому также 2 блокировки дифференциала, а также огромный дорожный просвет помогут отлично справиться с любой поверхностью. Мосты Dana 44 практически неубиваемы, стабилизаторы машины автоматически отключаются при необходимости. Всё это позволяет расположить Jeep Wrangler Rubicon на 1-м месте нашего рейтинга!

Теперь вы знаете, на какие машины ориентироваться, если хотите выбрать лучшие внедорожники по проходимости.

К советским гражданам

Выступление по телевидению Президента СССР

«Дорогие соотечественники! Сограждане!

В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям.

Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны.

События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться.

И после Алма-Атинской встречи и принятых там решений моя позиция на этот счет не изменилась.

Кроме того, убежден, что решения подобного масштаба должны были бы приниматься на основе народного волеизъявления.

Тем не менее я буду делать все, что в моих возможностях, чтобы соглашения, которые там подписаны, привели к реальному согласию в обществе, облегчили бы выход из кризиса и процесс реформ.

Выступая перед вами последний раз в качестве Президента СССР, считаю нужным высказать свою оценку пройденного с 1985 года пути. Тем более что на этот счет немало противоречивых, поверхностных и необъективных суждений.

Судьба так распорядилась, что, когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно. Всего много: земли, нефти и газа, других природных богатств, да и умом и талантами Бог не обидел, а живем куда хуже, чем в развитых странах, все больше отстаем от них.

Причина была уже видна - общество задыхалось в тисках командно-бюрократической системы. Обреченное обслуживать идеологию и нести страшное бремя гонки вооружений, оно - на пределе возможного.

Все попытки частичных реформ - а их было немало - терпели неудачу одна за другой. Страна теряла перспективу. Так дальше жить было нельзя. Надо было кардинально все менять.

Вот почему я ни разу не пожалел, что не воспользовался должностью Генерального секретаря только для того, чтобы «поцарствовать» несколько лет. Считал бы это безответственным и аморальным.

Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше, - труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 года.

Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству:

Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это - самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, и потому что еще не научились пользоваться свободой. Тем не менее проделана работа исторической значимости:



Ликвидирована тоталитарная система, лишившая страну возможности давно стать благополучной и процветающей.

Совершен прорыв на пути демократических преобразований. Реальными стали свободные выборы, свобода печати, религиозные свободы, представительные органы власти, многопартийность. Права человека были признаны высшим принципом.

Началось движение к многоукладной экономике, утверждается равноправие всех форм собственности. В рамках земельной реформы стало возрождаться крестьянство, появилось фермерство, миллионы гектаров земли отдаются сельским жителям, горожанам. Узаконена экономическая свобода производителя, и начали набирать силу предпринимательство, акционирование, приватизация.

Поворачивая экономику к рынку, важно помнить - делается это ради человека. В это трудное время все должно быть сделано для его социальной защиты, особенно это касается стариков и детей.

Мы живем в новом мире:

Покончено с «холодной войной», остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль. Снята угроза мировой войны.

Еще раз хочу подчеркнуть, что в переходный период с моей стороны было сделано все для сохранения надежного контроля над ядерным оружием.

Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны. И нам ответили доверием, солидарностью и уважением.

Мы стали одним из главных оплотов по переустройству современной цивилизации на мирных, демократических началах.



Народы, нации получили реальную свободу выбора пути своего самоопределения. Поиски демократического реформирования многонационального государства вывели нас к порогу заключения нового Союзного договора.

Все эти изменения потребовали огромного напряжения, проходили в острой борьбе, при нарастающем сопротивлении сил старого, отжившего, реакционного - и прежних партийно-государственных структур, и хозяйственного аппарата, да и наших привычек, идеологических предрассудков, уравнительной и иждивенческой психологии. Они наталкивались на нашу нетерпимость, низкий уровень политической культуры, боязнь перемен. Вот почему мы потеряли много времени. Старая система рухнула до того, как успела заработать новая. И кризис общества еще больше обострился.

Я знаю о недовольстве нынешней тяжелой ситуацией, об острой критике властей на всех уровнях и лично моей деятельности. Но еще раз хотел бы подчеркнуть: кардинальные перемены в такой огромной стране, да еще с таким наследием, не могут пройти безболезненно, без трудностей и потрясений.

Августовский путч довел общий кризис до предельной черты. Самое губительное в этом кризисе - распад государственности. И сегодня меня тревожит потеря нашими людьми гражданства великой страны - последствия могут оказаться очень тяжелыми для всех.

Жизненно важным мне представляется сохранить демократические завоевания последних лет. Они выстраданы всей нашей историей, нашим трагическим опытом. От них нельзя отказываться ни при каких обстоятельствах и ни под каким предлогом. В противном случае все надежды на лучшее будут похоронены.

Обо всем этом я говорю честно и прямо. Это мой моральный долг.

Сегодня хочу выразить признательность всем гражданам, которые поддержали политику обновления, включились в осуществление демократических реформ.

Я благодарен государственным, политическим и общественным деятелям, миллионам людей за рубежом - тем, кто понял наши замыслы, поддержал их, пошел нам навстречу, на искреннее сотрудничество с нами.

Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы - наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни.

Хочу от всей души поблагодарить тех, кто в эти годы вместе со мной стоял за правое и доброе дело. Наверняка каких-то ошибок можно было бы избежать, многое сделать лучше. Но я уверен, что раньше или позже наши общие усилия дадут плоды, наши народы будут жить в процветающем и демократическом обществе.

Желаю всем вам всего самого доброго».


То есть 9 глав союзных республик (включая Ельцина, Кравчука и Шушкевича) и президент СССР (Горбачев)

Болдин В. И. – руководитель аппарата Президента СССР; Бакланов О. Д. – зам. председателя Совета Обороны СССР; Варенников В. И. – главнокомандующий Сухопутными войсками, замминистра обороны СССР; Плеханов Ю. С. – начальник Службы охраны КГБ; Шенин О. С. – член Политбюро ЦК КПСС.

Крючков В. А. – глава КГБ (тоже оказался участником заговора)

Жена Горбачева

Лукьянов А. И. – председатель Верховного Совета СССР, также примкнул к ГКЧП.

Вице-президент СССР, также участник заговора.

Бурбулис Г. Э. госсекретарь РСФСР, ближайший соратник Ельцина, радикальный демократ.

Формальное объявление об отставке Михаила Горбачёва с поста президента СССР, происшедшее 25 декабря 1991 года, стало финальным актом в истории одной из двух сверхдержав XX столетия.

Объявление об отставке Горбачёва стало лишь выполнением формальности, поскольку реальную власть президент СССР стремительно утрачивал в течение последнего года своего правления.

Колеблясь между сторонниками либеральной линии, считавшими распад СССР естественным процессом, и государственниками, требовавшими жёстких мер по сохранению державы, Горбачёв стремительно терял поддержку тех и других.

Самоизоляция Горбачева в августе 1991 года в Форосе, впоследствии выдаваемая чуть ли не за пленение, довершила дело. Президент СССР в очередной раз фактически предал сторонников сохранения СССР, рассчитывая на лояльность либералов.

Однако к сентябрю 1991 года Горбачёва как политика уже никто не рассматривал всерьёз. Его попытки сохранить некое конфедеративное образование на месте Советского Союза наткнулись на решительное стремление национальных элит к независимости.

У Горбачева был весомый аргумент в виде народного волеизъявления в поддержку сохранения СССР на референдуме в марте 1991 года. Однако для выполнения воли народа от Горбачева требовались решительные и жёсткие действия, к которым он был совершенно не готов.

Несмотря на утрату президентом СССР в течение 1991 года многих реальных рычагов власти, он к началу декабря 1991 года оставался формальным главой государства. В первую очередь, это объяснялось тем, что никто из лидеров республик не был готов взять на себя персональную ответственность за развал государства.

28.06.1988. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв спорит с делегатами во время XIX (девятнадцатой) партконференции. Фото: РИА Новости / Борис Кауфман

Беловежская ликвидация

Процесс этот в итоге запустил глава Украины Леонид Кравчук. 1 декабря 1991 года на Украине прошёл референдум, на котором большинство граждан высказались за независимость республики. Были ли эти результаты реальным волеизъявлением граждан или масштабной фальсификацией, но они дали формальный повод президенту России Борису Ельцину для дальнейших действий.

Ельцин объявил: без Украины единое государство невозможно, а значит, нужно оформлять ликвидацию СССР.

8 декабря 1991 года в Белоруссии Станислав Шушкевич , Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали так называемые «Беловежские соглашения», заявлявшие о ликвидации СССР.

Несмотря на всю решительность политиков, они всерьёз опасались от Горбачёва ответных мер. Он оставался главнокомандующим Вооруженных сил, ему подчинялись спецслужбы. Президент СССР имел все основания объявить беловежских подписантов мятежниками и отдать приказ об их аресте.

Однако на такой шаг Горбачёв был не способен. Тем более, что на пост министра обороны СССР был назначен Евгений Шапошников , человек, лояльный Ельцину, главной задачей которого было обеспечить невмешательство армии в процесс распада государства. Надо отдать должное Шапошникову, он с этой задачей прекрасно справился.

Собственно, Горбачёв бездействовал и раньше - например, когда 28 ноября 1991 года Борис Ельцин объявил о переходе под российскую юрисдикцию 70 союзных министерств, Гохрана и Госбанка. Госбанк вернулся в ведение союзных органов только потому, что самоуправство Ельцина возмутило лидеров других союзных республик.

02.02.1988. Российский политик Егор Кузьмич Лигачёв, председатель Совета министров СССР Николай Иванович Рыжков, председатель Президиума Верховного Совета СССР. Андрей Андреевич Громыко (1909-1989) и генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв (слева направо на первом плане) во время заседания политбюро ЦК КПСС. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Условия капитуляции

С 8 по 21 декабря 1991 года, в течение целых двух недель, весь мир следил за Горбачёвым. Политиков и журналистов интересовало - что предпримет президент СССР для сохранения своего государства?

Горбачёв, заявляя о своем несогласии с происходящим, не предпринял ровным счетом ничего. Он был не в состоянии бороться ни за страну, ни за народ, ни даже за собственную власть. В результате даже лидеры республик, которые высказывались за сохранение единой страны, занялись оформление «государственного развода» под флагом СНГ.

21 декабря 1991 года в Казахстане 11 республик СССР подписали Алма-Атинскую декларацию, которая окончательно оформляла ликвидацию Советского Союза и образование на его месте Содружества Независимых Государств. Страны Балтии и Грузия, не вошедшие в СНГ, объявили о своей независимости ранее.

Михаил Горбачёв стал президентом без государства. О своей формальной отставке он первым «предварительно сообщил» главе Германии Гельмуту Колю ещё 20 декабря. При этом договорившись - она произойдет, если документ в Алма-Ате будет подписан.

Эта оговорка не имела значения, поскольку подписание Алма-Атинской декларации было дело решённым.

23 декабря 1991 года Михаилу Горбачёву пришлось пережить одно из самых больших унижений в жизни. Он встретился со своим давним политическим противником Борисом Ельциным для обсуждения передачи власти и контроля над государственными органами.

Встреча в Ореховой гостиной Кремля продолжалась почти десять часов. Горбачёв передавал Ельцину секретные архивы и прочие атрибуты власти, включая «ядерный чемоданчик». Кроме того, без пяти минут экс-президент, извещенный Ельциным о предстоящей «шоковой терапии», обязался в течение полугода не выступать с критикой российских властей.

В обмен на это Михаил Горбачёв получал президентскую пенсию, дачу, автотранспорт, личную охрану, а также помещение для работы «Горбачёв-фонда». Последнее несколько беспокоило Ельцина, но Горбачёв пообещал, что фонд не будет заниматься оппозиционной деятельностью по отношению к российским властям.

Было решено, что объявление Горбачёва об отставке по телевидению прозвучит 25 декабря. До него президент СССР позвонил главе США Джорджу Бушу-старшему , и сообщил, что тот может встречать Рождество спокойно - коды от ядерных ракет будут переданы Ельцину без эксцессов.

21.03.1996. Экс-президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев в рамках своей предвыборной кампании встретился с рабочими завода минеральных вод Фото: РИА Новости / Сергей Компанийченко

Униженный и оскорбленный

Нужно сказать, что покладистость Горбачёва не спасла его от дополнительных унижений. Российские власти довольно бесцеремонно выпихивали главу СССР из занимаемых помещений. В тот момент, когда Горбачёв готовился к обращению к народу, раздался совершенно панический звонок от его жены, Раисы Горбачёвой . «Первая леди» рассказала, что к ней уже пришли люди из хозслужбы российского президента, чтобы поторопить « очистить служебное помещение» . Кое-как исполнителей удалось уговорить подождать.

В 19:00 президент СССР Михаил Горбачёв произнес свою последнюю речь в этом качестве - бессмысленный набор сожалений и оправданий, не имевших уже никакого значения. Граждане, не осведомлённые о том, что происходило за кулисами большой политики, до последнего надеялись на то, что их президент проявит волю и попытается остановить происходящую катастрофу. Напрасно: президент дезертировал, предоставляя 280 миллионам своих граждан спасаться самим, кто как может. Капитан сбежал с тонущего корабля если не первым, то уж точно в первых рядах.

Борис Ельцин в эти дни издевался над Горбачёвым по полной программе, что свойственно малодушным и мстительным людям. Государственный флаг СССР с Кремля сняли ещё до того, как уходящий президент успел закончить речь. За «ядерным чемоданчиком» Ельцин не приехал, велев Горбачёву передать его министру Шапошникову.

Горбачёву предоставили дачу, но одновременно ему предстояло освободить служебную дачу, которую он занимал как президент. На это ему отвели три дня, не дав даже автотранспорта. Те, кто видел это лично, уверяют, что вид у экс-президента СССР, решающего вопросы вывоза вещей с дачи, был откровенно жалкий. Ельцин откровенно наслаждался своей победой.

27 декабря Горбачёв собирался в последний раз приехать в кабинет в Кремле, чтобы разобрать бумаги и встретиться с японскими журналистами. Но сделать это не смог, поскольку выяснилось, что кабинет уже занят Ельциным. Экс-президенту оставалось только еще раз утереться.

Символическое занятие кабинета вместе с Ельциным производили Иван Силаев , Геннадий Бурбулис и Руслан Хасбулатов . Президент России придирчиво осмотрел помещение на предмет того, не увез ли Горбачёв с собой что-то из казенного имущества. После этого новые хозяева Кремля распили в честь «исторического события» бутылку виски.

«Президент» Задорнов

Последний исторический казус, связанный с отставкой Горбачёва и прекращением существования СССР, произошёл в ночь с 31 декабря 1991 года на 1 января 1992 года. Перед наступлением Нового года, по традиции, должно было прозвучать новогоднее обращение главы государства к народу. Горбачёв, понятно, произнести его уже не мог, а Ельцин то ли забыл, то ли не решился, учитывая, что обращаться пришлось бы не только к россиянам, но и ко всему советскому народу, который, в отличие от государства, никуда не делся.

В итоге обращение к народу произнес… писатель-сатирик Михаил Задорнов . Это обращение было куда более осмысленным и душевным, чем последнее слово Михаила Горбачёва.

Жаль, что президентом СССР в 1991 году был Михаил Сергеевич, а не Михаил Николаевич. Возможно, наша история тогда сложилась бы совершенно по-другому, и уж точно не хуже, чем она сложилась в реальности.

25 декабря 1991 года стало последним днем, когда в президентском кресле Кремля сидел Михаил Горбачев. Тем же вечером первый и единственный президент СССР объявил о своей отставке по телевидению. На следующий день была принята декларация о прекращении существования СССР, и флаг с серпом и молотом над президентской резиденцией сменился на триколор. МОСЛЕНТА вспоминает декабрьские дни 91-го и последние заявления Михаила Горбачева на посту президента Советского Союза.

От августа к декабрю

Телевизионное декабрьское заявление Горбачева об отставке называли формальностью, логичным завершением постепенного распада государства. О переходе власти из рук этого лидера публично говорили еще летом 1991 года.

12 июня 1991 года вторым государственным лидером стал Борис Ельцин, который был избран президентом РСФСР. Такое решение приняли после мартовского всесоюзного референдума. Тогда же большинство граждан СССР голосовало за сохранение Союза.

Сложилась ситуация двоевластия. Однако в августе 1991 года в СССР произошла попытка государственного переворота - «августовский путч». Члены Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) попытались отстранить от власти Горбачева, в Москве ввели чрезвычайное положение. Президент СССР оказался изолирован в Крыму, а противодействие ГКЧП возглавил Ельцин. 19 августа политик прибыл со своими соратниками в Дом правительства Российской Федерации (собственно, с того дня его и зовут Белым домом), к которому подтягивалась бронетехника. Ельцин с танка зачитал перед собравшимися «Обращение к гражданам России», назвав захват власти членами ГКЧП государственным переворотом.

    Участники августовского путча в Москве.

    Люди на Тверской улице во время августовского путча.

    Фото: Александр Поляков / РИА Новости

    Борис Ельцин выступает у здания Совета Министров РСФСР во время попытки государственного переворота в августе 1991 года.

    Баррикады на улицах Москвы во время августовского путча.

    Кадр из видеообращения Горбачева к народу, записанного 20 августа 1991 года во время его домашнего ареста на даче в Форосе.

22 августа путчистов арестовали, а 24-го Горбачев подал в отставку с поста генерального секретаря ЦК КПСС и призвал руководство партии объявить о самороспуске.

8 декабря в Беловежской пуще лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии подписали декларацию о создании Содружества независимых государств (СНГ), по сути означавшую ликвидацию СССР. Горбачев заявлял о своем несогласии с происходящим, однако в течение двух недель ничего не предпринимал.

Обращение

25 декабря 1991 года Михаил Горбачев выступил с телевизионным обращением, сообщив об отставке и рассказав о своем взгляде на судьбу страны. МОСЛЕНТА предлагает читателям некоторые фрагменты из этой речи.

…Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик, но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути, возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться…

…Судьба так распорядилась, что когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно. Всего много: земли, нефти и газа, других природных богатств, да и умом и талантами Бог не обидел. А живем куда хуже, чем в развитых странах, куда больше отстаем от них. Прочна была уже видна: общество задыхалось в тисках командно-бюрократической системы. Обреченное обслуживать идеологию и, нести страшное бремя гонки вооружения – оно на пределе возможного. Все попытки частичных реформ, а их было немного, терпели неудачи – одна за другой. Страна теряла перспективу…

…Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны, и нам ответили доверием, солидарностью и уважением. Мы стали одним из главных оплотов по переустройству современной цивилизации на мирных демократических началах. Народы, нации получили реальную свободу выбора пути своего самоопределения. Поиски демократического реформирования многонационального государства вывели нас к порогу заключения нового Союзного договора. Все эти изменения потребовали огромного напряжения…

…Старая система рухнула до того, как успела заработать новая. И кризис общества еще больше обострился…

По горячим следам

После ухода Михаила Горбачева с поста президента СМИ называли его дальновидным, европейским политиком, который пришел в Россию с прогрессивными идеями, и время для них еще не подошло.

Горбачев дал интервью телеканалу CNN. В самом начале беседы с журналистами он заявил: «Это общество было настолько перегружено проблемами, и оно уже оказалось, в результате того, что реализовывалась определенная модель, в тяжелом положении. Перестройка и все то, что было связано с ней, было подготовлено всем предшествующим периодом. Так что с точки зрения стратегии менять нечего. Я тем более сейчас в этом убежден, ибо уже теперь есть аргументы семи лет».

25 декабря 1991 г. президент СССР Михаил Горбачев во время интервью журналистам CNN после своего объявления об уходе с должности.

На вопрос о том, каким бы он хотел запомниться историкам, Горбачев ответил: «Я хотел бы, чтобы то, что делалось в эти годы, люди оценили. И я думаю, они оценят. Сейчас трудности жизни, их неустроенность жизни не позволяют им даже присесть, по-настоящему обдумать, поговорить вместе о том, что произошло и происходит с нами, какими мы стали. А мы стали другими людьми, другой страной…Вот они когда-то освободятся от этих перегрузок повседневной жизни, и я думаю, тогда они оценят по-настоящему, что да - трудно было, но надо было начинать и хорошо, что мы начали».

«На протяжении 17 дней, последовавших за Беловежскими соглашениями, я ждал реакции со стороны интеллигенции, со стороны людей. Конечно, страна пребывала в шоке. Но никто не вышел на улицы. Казалось, что судьба СССР была лишь моей проблемой», - вспоминал потом политик.

На улицы никто не вышел и после 25 декабря. Москвичи, как и жители всей остальной страны, готовились к Новому году, покупали елки и искали в полупустых магазинах продукты к праздничному столу. Со 2 января их ждала либерализация цен и совсем другое будущее.

1991 год завершился показательно. 31 декабря с наступающим Новым годом по первой программе телевидения соотечественников поздравил не лидер государства, а сатирик Михаил Задорнов.

Яна Кремнёва, Светлана Некрасова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»